Мониторинг и прогнозирование мчс. Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Региональн центры гочс

Сущность и назначение мониторинга и прогнозирования заключаются в наблюдении, контроле и предвидении опасных процессов и явлений природы, техносферы, внешних дестабилизирующих факторов (террористических актов, вооруженных конфликтов и т.п.), являющихся источниками чрезвычайных ситуаций.

Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций на территории субъектов РФ включают в себя:

  • · мониторинг окружающей среды, опасных природных процессов и явлений;
  • · прогнозирование чрезвычайных ситуаций природного характера;
  • · мониторинг состояния безопасности зданий, сооружений и потенциально опасных объектов;
  • · прогнозирование техногенных чрезвычайных ситуаций.

Основными задачами системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций являются:

  • · оперативный сбор и обработка информации о потенциальных источниках чрезвычайных ситуаций природного, техногенного, природно-техногенного и биолого-социального характера;
  • · создание и поддержание специализированных геоинформационных систем, банка данных по чрезвычайным ситуациям, прогнозирование возникновения, характера развития чрезвычайных ситуаций и их последствий, заблаговременная разработка мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций и смягчению их социально-экономических последствий;
  • · принятие экстренных мер по защите населения, сельскохозяйственного производства от радиоактивных, отравляющих, аварийно химически опасных веществ и возбудителей инфекционных заболеваний;
  • · разработка и оценка эффективности реализации мер по предотвращению или устранению ЧС;
  • · разработка сценариев развития ЧС.

В зависимости от масштаба чрезвычайных ситуаций различают мониторинг глобальный, региональный, импактный, базовый.

Глобальный мониторинг - слежение за общемировыми процессами и явлениями в биосфере, их оценка и прогнозирование возможных изменений.

Региональный мониторинг - слежение за процессами и явлениями в определенных регионах, в которых эти процессы и явления отличаются по природному характеру или по антропогенным воздействиям от естественных биологических процессов, их оценка и прогнозирование возможных изменений.

Импактный мониторинг - слежение за процессами и явлениями в особо опасных зонах и местах, непосредственно примыкающих к источникам загрязняющих веществ, их оценка и прогнозирование возможных изменений.

Базовый мониторинг - слежение за состоянием природных систем, на которые практически не влияют региональные антропогенные воздействия, их оценка и прогнозирование возможных изменений. Это, как правило, удаленные от промышленных районов территории, биосферные заповедники.

Координацию деятельности всех учреждений, работающих в этой области, и руководство ими осуществляет Всероссийский центр мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (ВЦМП) МЧС России, который начал функционировать с 1 июля 1999 г. Он имеет также название центр “Антистихия”, и функционально он входит в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Оперативное реагирование и принятие надлежащих управленческих решений, которые обеспечивают заблаговременное предупреждение, локализацию и ликвидацию последствий ЧС, являются важнейшей составной частью стратегии государства по противодействию угрозам природного характера. С этой целью Всероссийский центр мониторинга и прогнозирования ЧС (центр «Антистихия») осуществляет разработку следующих материалов:

  • · долгосрочный прогноз стратегического планирования (прогноз на год);
  • · долгосрочный прогноз циклических ЧС природного характера на осенне-зимний период;
  • · долгосрочный прогноз циклических ЧС, которые обусловлены весенним снеготаянием;
  • · долгосрочный прогноз циклических ЧС, обусловленных природными пожарами;
  • · среднесрочный (на месяц) прогноз ЧС;
  • · краткосрочный декадный (на 10 дней) прогноз ЧС;
  • · оперативный ежедневный прогноз;
  • · экстренное предупреждение.

Качество мониторинга и прогноза чрезвычайных ситуаций влияет на эффективность деятельности в области снижения рисков их возникновения и масштабов. Оценка риска ведется на основе банка данных, полученного в результате мониторинга и прогнозирования, паспорта безопасности территорий, деклараций безопасности промышленных объектов.

В зависимости от складывающейся обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций функционирует в режиме повседневной деятельности, режиме повышенной готовности или режиме чрезвычайной ситуации.

В целом результаты мониторинга и прогнозирования являются основой для разработки долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных программ, планов, а также принятия соответствующих решений по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Без учета данных мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций нельзя планировать развитие территорий, принимать решения на строительство промышленных и социальных объектов, разрабатывать программы и планы по предупреждению и ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций.

Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций

комплекс наблюдений за состоянием окружающей среды (атмосферы, гидросферы, иных геосфер, почвенно-растительного покрова, животного мира, объектов техносферы), с целью контроля ее состояния и охраны, а также опережающее отражение вероятности возникновения и развития чрезвычайной ситуации на основе анализа возможных причин ее возникновения, ее источника в прошлом и настоящем. Прогнозирование может носить долгосрочный, краткосрочный или оперативный характер. М. и п.ЧС включает в себя: мониторинг окружающей среды, опасных природных процессов и явлений и прогнозирование чрезвычайных ситуаций природного характера; мониторинг состояния безопасности зданий, сооружений, потенциально опасных объектов и прогнозирование техногенных чрезвычайных ситуаций


EdwART. Словарь терминов МЧС , 2010

Смотреть что такое "Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций" в других словарях:

    прогнозирование чрезвычайных ситуаций - прогнозирование чрезвычайных ситуаций: По ГОСТ Р 22.1.02; Источник …

    Прогнозирование техногенных чрезвычайных ситуаций - Прогнозирование техногенных чрезвычайных ситуаций; прогнозирование техногенных ЧС: опережающее отражение вероятности появления и развития техногенных чрезвычайных ситуаций и их последствий на основе оценки риска возникновения пожаров, взрывов,… … Официальная терминология

    прогнозирование техногенных чрезвычайных ситуаций - 3.2.5 прогнозирование техногенных чрезвычайных ситуаций; прогнозирование техногенных ЧС: Опережающее отражение вероятности появления и развития техногенных чрезвычайных ситуаций и их последствий на основе оценки риска возникновения пожаров,… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    - (англ. emergency management) это дисциплина по предотвращению рисков и работе с произошедшими рисками. Эта дисциплина включает в себя подготовку к бедствию или катастрофе до их наступления, реакцию на чрезвычайную ситуацию (например,… … Википедия

    1) целенаправленная деятельность органов власти и управления, специальных сил, направленная на предотвращение чрезвычайных ситуаций, по снижению уменьшение возможных потерь и ущерба в случае возникновения, основу которой составляют конкретные… … Словарь черезвычайных ситуаций

    ГОСТ Р 22.1.02-95: Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг и прогнозирование. Термины и определения - Терминология ГОСТ Р 22.1.02 95: Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг и прогнозирование. Термины и определения оригинал документа: 3.1.4 контроль за окружающей средой: Сопоставление полученных данных о состоянии окружающей среды с… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    ГОСТ Р 22.1.09-99: Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг и прогнозирование лесных пожаров. Общие требования - Терминология ГОСТ Р 22.1.09 99: Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг и прогнозирование лесных пожаров. Общие требования оригинал документа: активно не охраняемые леса: Территория лесного фонда, где регулярно не проводится… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    прогнозирование - 3.7.2. прогнозирование: Совокупность статистических и экспертных методов оценки долговременных тенденций изменения спроса на продукцию предприятия, цен на материалы, комплектующие изделия и энергоносители, стоимости акций (биржевых индексов),… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    мониторинг опасных природных процессов и явлений - мониторинг опасных природных процессов и явлений: По ГОСТ Р 22.1.02; Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    мониторинг - 4.19 мониторинг (monitoring): Текущий контроль состояния деятельности поставщика и результатов этой деятельности, проводимый приобретающей или третьей стороной. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций
Рубрика (тематическая категория) Охрана безопасности жизни

Сущность и назначение мониторинга и прогнозирования заключаются в наблюдении, контроле и предвидении опасных процессов и явлений природы, техносферы, внешних дестабилизирующих факторов (вооруженных конфликтов, террористических актов и т.п.), которые являются источниками чрезвычайных ситуаций, а также динамики развития ситуаций, определœения их масштабов с целью решение задач по предупреждению и организации ликвидации бедствия.

Деятельность по мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является многоплановой. Она осуществляется многими организациями (учреждениями) с использованием многих методов и средств. Так, к примеру, мониторинг и прогноз событий гидрометеорологического характера осуществляется учреждениями Госкомгидромета , который кроме того ведет мониторинг состояния и загрязнения атмосферы, воды и почвы. Сейсмические наблюдения и прогноз землетрясений в стране осуществляется системой сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений, в которую входят учреждения и системы наблюдения Национальной академии наук, МЧС, Минобороны и Госстроя.

Важную роль в делœе мониторинга играет Минэкологии, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ осуществляет общее руководство государственной системы экологического мониторинга.

Министерство здравоохранения через территориальные органы санитарно-эпидемиологического надзора организует и осуществляет социально-гигиенический мониторинг и прогнозирование в этой сфере.

Мониторинг состояния техногенных объектов и прогноз аварийности осуществляют Госгортехнадзор, Госатомрегулирование, а также надзорные органы в составе министерств и ведомств, в т.ч. и МЧС.

Следует подчеркнуть, что качество мониторинга и прогноз чрезвычайных ситуаций главным образом влияет на эффективность деятельности в области уменьшения рисков их возникновения и масштабов.

Методическое руководство и координация деятельности системы мониторинга и прогнозирования ЧС на государственном уровне осуществляется МЧС, в частности управлением прогнозирования, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ в перспективе должно быть превращенным в Службу прогнозирования.

Прогноз рисков ЧС на территории страны в целом осуществляет МЧС во взаимодействии с другими центральными органами исполнительной власти. Как показывает многолетний опыт, без учета данных мониторинга и прогнозирования ЧС невозможно планировать развитие территорий, принимать решения на строительство промышленных и социальных объектов, разрабатывать программы и планы по предупреждению и ликвидации возможных ЧС.

От эффективности и качества проведения мониторинга и прогнозирования зависит эффективность и качество программ, планов и принятия решений по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В основу мероприятий по предотвращению чрезвычайных ситуаций и уменьшению возможных потерь и ущерба от них возложены конкретные превентивные меры научного инженерно-технического и технологического характера, которые реализуются по видам природных и техногенных опасностей и угроз. Значительная часть этих мероприятий осуществляется в рамках инженерного, радиационной, химической, медицинской, медико-биологического и противопожарной защиты населœения и территорий от ЧС.

Предотвращения большинства опасных природных явлений связано со значительными трудностями по причинœе невозможности сопоставить их мощность с возможностями людей.

При этом, существует целый ряд опасных природных явлений и процессов, негативное развитие которых можно остановить целœенаправленной деятельностью людей. К ним можно отнести меры по предупреждению градобития, предотвращению восхождения лавин, заблаговременному срабатыванию селœевых озер и тех, которые образовались вследствие завалов русел горных рек, а также другие случаи, когда систематическое снижение накопленного потенциала опасных природных явлений является эффективным.

Превентивные меры по снижению возможных потерь и убытков, уменьшения масштабов ЧС также являются многочисленными и многоплановыми и реализуются по ряду направлений.

Одним из направлений снижения масштабов ЧС является строительство и использование защитных сооружений различного назначения. К ним следует отнести гидротехнические защитные сооружения, которые защищают водоемы и водотоки от распространения радиационного и химического загрязнения, а также сооружения, защищающие сушу и гидросферу от других поверхностных загрязнений. Гидротехнические сооружения (плотины, шлюзы, дамбы и т.д.) используются для защиты от наводнения. К этим мерам следует отнести также и берегоукрепительные работы. Для уменьшения убытков от оползней, селœей, лавин применяются защитные инженерные сооружения на коммуникациях и в населœенных пунктах горной местности.

Другим направлением уменьшения масштабов ЧС являются меры по повышению физической устойчивости объектов к воздействию повреждающего фактора в случае аварий, природных и техногенных катастроф.

Указанные направления превентивных мер бывают объединœены в одно - инженерная защита территорий и населœения от повреждающего воздействия стихийных бедствий, аварий, природных и техногенных катастроф.

Важным направлением превентивных мер, способствующих уменьшению масштабов ЧС (особенно в части потерь) является создание и использование систем своевременного оповещения населœения, персонала объектов и органов управления, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ позволяет принять своевременные меры по защите населœения.

К организационным мероприятиям этого направления следует отнести: охрану труда и соблюдение правил безопасности, содержание в готовности убежищ и укрытий, санитарно-эпидемические и ветеринарно-противоэпизоотические мероприятия, заблаговременное отселœение или эвакуация населœения из опасных зон, обучение населœения, содержание в готовности органов управления и сил к ликвидации последствий ЧС.

Планирование мер осуществляется в рамках планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС, которые разрабатываются на всœех уровнях системы гражданской защиты. К этим планам входят мероприятия инженерно-технического, технологического характера, организационные и экономические меры. Практические меры, которые требуют значительных финансовых и материальных затрат, решаются в рамках национальных, государственных и территориальных целœевых программ по предотвращению ЧС.

Конкретные мероприятия по предотвращению ЧС реализуются при подготовке объектов и систем жизнеобеспечения населœения к работе в условиях ЧС. Эта подготовка осуществляется путем проведения уже проведенных отдельных мероприятий.

Территория города, с учётом преимущественно функционального назначения, делится на пригодную для проживания, производственную и ландшафтно-рекреационную.

Вместе с тем, выделяются зоны возможного опасного землетрясения, возможного катастрофического затопления, возможных опасных геологических явлений, радиоактивного загрязнения, химического заражения, пограничная зона, зона возможных разрушений в результате вооруженного конфликта͵ возможного образования завалов, внегородская зона, для которых также разрабатываются и проводятся мероприятия по предотвращению ЧС.

Следует заметить, что с целью обеспечения безопасности населœения особенное внимание уделяется размещению потенциально опасных объектов и пригодных для проживания территорий.

В районах, которые поддаются влиянию землетрясений, наводнения, селœей, оползней, обвалов должно быть предусмотрено местное зонирование территорий. В зонах с наибольшей степенью риска размещаются парки, сады, открытые спортивные площадки и другие свободные от застройки площади и элементы инфраструктуры.

В сейсмических районах целœесообразно расчленять планировочную структуру городов и рассредоточенное размещение объектов экономики, особенно пожаро- и взрывоопасных объектов. Для городов, расположенных в районах с сейсмической опасностью 7-9 баллов, как правило, должны применяться двухсекционные жилые дома, высотой не более как 4-этажей, а также малоэтажная застройка с приусадебными участками.

При планировании населœенных пунктов крайне важно обеспечить снижение пожарной опасности застройки и улучшения санитарно-гигиенических условий проживания населœения.

При планировании строительства и реконструкции городских и сельских посœелœений должна быть предусмотрена единая система транспорта͵ которая бы обеспечивала удобные, быстрые и безопасные транспортные связки. Аэродромы следует размещать на таком расстоянии от населœенных территорий, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ бы обеспечивало безопасность полетов и допустимые уровни авиационного шума и электромагнитных излучений.

Сооружения морских и речных портов размещаются за пределами населœенных территорий. Желœезные дороги отделяются от жилищной застройки санитарно-защитной зоной с учетом пожаро - и взрывоопасных грузов, а также допустимых уровней шумов и вибрации.

Жилищные районы крайне важно размещать с наветренной стороны относительно производственных предприятий, которые являются источниками загрязнения атмосферного воздуха, а также имеют повышенную пожарную опасность. Составы, в которых хранятся ядохимикаты, боеприпасы, удобрения, взрыво- и пожароопасные составы и производства, очистные сооружения, размещаются с подветренной стороны относительно населœенных территорий.

Территории городских и сельских посœелœений, курортные зоны и места массового отдыха размещаются выше по течению рек и водоемов относительно выпусков производственных и хозяйственно-бытовых вод.

Проекты посœелœений должны предусматривать создание по берегам водохранилищ водоохранных зон. В водоохранных зонах запрещается размещение полигонов для твёрдых, бытовых и промышленных отходов, складов нефтепродуктов и минœеральных удобрений, а также жилых домов и баз отдыха.

Размещение складов государственных материальных резервов, складов и перевалочных баз нефти и нефтепродуктов, складов взрывчатых материалов и базисных складов химически опасных веществ осуществляется рассредоточено за пределами территорий городов и их земельных зон в отделœенных складских районах пригородной зоны с соблюдением санитарных и противопожарных норм. Полигоны для утилизации, обеззараживания и захоронения твердых бытовых и токсичных промышленных отходов размещаются на безопасном расстоянии от населœенных пунктов.

Большое значение для предотвращения ЧС имеют инженерно-технические мероприятия. Οʜᴎ планируются и реализуются в районах геологических процессов. Инженерная защита от одного или от нескольких опасных геологических процессов планируется и осуществляется независимо от ведомственной принадлежности территории, которая защищается, и объектов в рамках единой системы мероприятий относительно предотвращения чрезвычайных ситуаций.

Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций" 2017, 2018.

Одна из приоритетных государственных задач – защита населения от опасности катастроф и стихийных бедствий природного и техногенного характера, наносящих разрушения и приводящих к смерти людей. Чтобы предотвратить их, необходимы исследования и познание порождающих причин, механизмов развития и характера проявлений. Система мониторинга чрезвычайных ситуаций предназначена для прогнозирования и предупреждения рисков возникновения природных и техногенных катастроф.

Она использует способы наблюдения за опасными явлениями и их контроля. Позволяет предвидеть наступление кризисных процессов в природе и техногенной среде, предсказывать динамику их развития и масштаб катастрофичности последствий. Помогает вовремя и эффективно организовать мероприятия по обеспечению безопасности людей и ликвидации последствий произошедших катаклизмов.

Участники системы

Система мониторинга ЧС включает в себя группу компетентных учреждений и органов власти, в чьи функции входит слежение за состоянием окружающей природной среды и техногенной сферы. В их числе: Росгидромет, МЧС, Госстрой, Минобороны, РАН, Минприроды, надзорные службы, отделы технического контроля и промышленной безопасности на предприятиях. Они осуществляют свою деятельность на федеральном и местном уровнях. Благодаря этому обеспечивается уменьшение рисков возникновения любых катастроф и защита от них населения страны.

Задачи и функции, которые выполняет система мониторинга и прогнозирования ЧС:

  • Экологическое наблюдение. Оценка состояния окружающей природной среды (атмосферы, водоемов, почвы).
  • Мониторинг техногенных систем, надзор за состоянием потенциально опасных объектов (атомных станций и турбин, магистральных трубопроводов и т.д.), протеканием техногенных процессов на них и прогнозирование аварийности.
  • Сбор и анализ информации о потенциальных источниках опасности (землетрясений, извержений вулканов, ураганов, пожаров, наводнений, аномальных изменений в природе, эпидемий, аварий и взрывов на технических объектах, вредных и ядовитых выбросов на производствах, обрушений зданий, транспортных катастроф, терактов и войн).
  • Вывод на основе изучения этой информации научных заключений, описание закономерностей и причин возникновения ЧС.
  • Формирование информационного банка сведений об источниках угроз возникновения чрезвычайных ситуаций.
  • Проведение точных лабораторных микробиологических, химических, радиологических исследований.
  • Обнаружение потенциальных источников катастроф, оценка степени вероятности их возникновения. Прогнозирование создания чрезвычайных ситуаций, их характера и размера, сценариев развития.
  • Создание алгоритмов действий при возникновении чрезвычайных ситуаций.
  • Принятие и координация мер (в том числе, экстренных) по их предотвращению и сдерживанию, по оповещению, эвакуации и обеспечению безопасности гражданского населения, снижению разрушительной силы, минимизации и устранению последствий (краткосрочных и длительных), восстановлению нормальной жизнедеятельности людей.
  • Прогнозирование последствий и ущерба от воздействия опасных факторов на окружающую среду, жизнедеятельность населения, возможные материальные потери.
  • Создание информационных и обменно-коммуникационных систем для обеспечения деятельности по мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций.
  • Составление планов и целевых программ, на основе которых действует система мониторинга и прогнозирования ЧС .
  • Создание и актуализация законодательно-нормативной базы своей деятельности.

Действенная система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций – залог надежной охраны и безопасности жизни людей, сохранения экологии природы, экономической стабильности и мирной обстановки среди населения.

Компания СМИС Эксперт разрабатывает системы мониторинга инженерных конструкций (СМИК), которые способны служить одним из средств предотвращения чрезвычайных ситуаций. Это оборудование при помощи специальных датчиков позволяет осуществлять постоянный и длительный контроль состояния любых строительных конструкций (высотных зданий, мостов, канатных дорог, автодорожных туннелей и других). В случае возникновения в них напряженно-деформационных состояний, которые могут привести к обрушению, система своевременно сигнализирует об этом на диспетчерский пульт. Это позволяет оперативно и вовремя предотвратить опасность и избежать любых критических ситуаций.

Многие катастрофы и стихийные бедствия нельзя предотвратить, поэтому борьба за уменьшение ущерба и потерь от них становится важным элементом государственной политики страны, в основу которой должны быть положены прогнозирование и своевременное предупреждение людей о грозящем бедствии. Поэтому мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций – одно из приоритетных направлений деятельности МЧС Республики Беларусь.

Прогнозирование ЧС – определение вероятности возникновения и развития ЧС на основе анализа возможных причин их возникновения, их источника в прошлом и настоящем. Прогнозирование ЧС может носить долгосрочный, краткосрочный или оперативный характер. Оно возможно только на основе решения задач мониторинга.

Мониторинг – это система наблюдений и контроля, проводимых регулярно, по определенной программе для оценки состояния окружающей среды, анализа происходящих в ней процессов и своевременного выявления тенденций ее изменения.

В зависимости от масштаба ЧС различают несколько видов мониторинга.

Глобальный – слежение за общемировыми процессами и явлениями в биосфере.

Региональный – слежение за процессами и явлениями в определенных регионах.

Импактный – слежение за процессами и явлениями в особо опасных зонах и местах.

Базовый – слежение за состоянием природных систем, практически не подверженных антропогенному воздействию (заповедники).

С целью выявления источников чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, прогнозирования возникновения чрезвычайных ситуаций, возможных масштабов и характера их развития для принятия необходимых мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, минимизации их социально-экономических последствий в Республике Беларусь 19 ноября 2004 г. постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 1466 создана система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций (СМПЧС). Система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций функционирует в рамках Государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций представляет собой совокупность систем наблюдения, анализа и оценки состояния и изменения выявленных и потенциальных источников чрезвычайных ситуаций и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, влияющих на безопасность населения, окружающей среды в целях разработки и реализации мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, минимизации их социально-экономических и экологических последствий.

Основными задачами системы мониторинга и прогнозирования являются:

– проведение наблюдений за источниками чрезвычайных ситуаций;

– сбор, обработка и анализ информации об источниках чрезвычайных ситуаций;

– создание банка данных по источникам чрезвычайных ситуаций;

– прогнозирование чрезвычайных ситуаций;

– обеспечение республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов информацией об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций.

Организацию проведения видов мониторинга чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Республике Беларусь осуществляют 11 органов государственного управления:

Министерство по чрезвычайным ситуациям;

Министерство транспорта и коммуникаций;

Министерство энергетики;

Белорусский государственный концерн по нефти и химии;

Министерство промышленности;

Министерство жилищно-коммунального хозяйства;

Министерство сельского хозяйства и продовольствия;

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды;

Министерство здравоохранения;

Национальная академия наук Беларуси;

Министерство лесного хозяйства.

МЧС осуществляет организацию и координацию функционирования СМПЧС и обеспечивает функции сбора, хранения, обработки информации о чрезвычайных ситуациях и их прогнозирование.

СМПЧС включает в себя 15 отдельных видов мониторинга:

транспортные аварии с опасными грузами;

– пожары и взрывы на опасных производственных объектах;

– аварии с выбросом химически опасных веществ на объектах;

– гидродинамические аварии;

– опасные геологические явления;

– аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ и загрязнением окружающей среды;

– опасные метеорологические явления;

– аварии электроэнергетических систем;

– опасные гидрологические явления;

– аварии систем жизнеобеспечения;

– пожары в природных экосистемах;

– аварии очистных сооружений;

инфекционные заболевания людей и эпидемии;

– эпизоотии;

– поражение сельскохозяйственных растений и лесных массивов болезнями и вредителями.

Перспективным направлением в работе СМПЧС является космический мониторинг – система мониторинга с помощью дистанционного зондирования искусственными спутниками Земли.

Дистанционное зондирование Земли (ДЗЗ) при помощи искусственного спутника Земли (ИСЗ) – наблюдение поверхности Земли космическими средствами, оснащенными различными видами съемочной аппаратуры. Рабочий диапазон съемочной аппаратуры составляет от долей микрометра (видимое оптическое излучение) до метров (радиоволны). Методы зондирования могут быть пассивные, т. е. использующие естественное отраженное или вторичное тепловое излучение объектов на поверхности Земли, обусловленное солнечной активностью, и активные – использующие вынужденное излучение объектов, инициированное искусственным источником направленного действия. Данные ДЗЗ, полученные с ИСЗ, характеризуются большой степенью зависимости от прозрачности атмосферы. Поэтому на ИСЗ используется многоканальное оборудование пассивного и активного типов, регистрирующее электромагнитное излучение в различных диапазонах.

Космический мониторинг имеет преимущества в части более высокой оперативности и площади охвата земной поверхности.

В настоящее время в Научно-инженерном республиканском унитарном предприятии «Геоинформационные системы» Национальной академии наук Беларуси действует аппаратно-программный комплекс для приема информации с искусственных спутников Земли, которая используется для мониторинга пожаров в природных экосистемах.

Существующий в Республике Беларусь комплекс принимает информацию со спутниковой системы NOAA и TERRA, имеющей среднее пространственное разрешение 1 км, но обладающей высокой оперативностью – съемка региона производится 4–6 раз в сутки.

Снимок с искусственного спутника Земли принимается в НИРУП «Геоинформационные системы» и проходит первоначальную обработку. Затем обработанные данные о тепловых аномалиях земной поверхности в виде оперативных сводок об обнаруженных объектах температурного излучения передаются в Государственное учреждение «Республиканский центр управления и реагирования на чрезвычайные ситуации МЧС Республики Беларусь». Работники отдела мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций РЦУРЧС с использованием современных ГИС-технологий анализируют полученную информацию и при необходимости направляют подразделения МЧС к месту возникновения пожара. С помощью данной технологии уже были обнаружены несколько десятков крупных природных пожаров на ранней стадии развития, что позволило своевременно принять меры по их ликвидации и не допустить выгорания сотен гектаров леса. Данная система в течение пожароопасного периода работает в автоматическом режиме. Это позволяет круглосуточно вести прием и обработку информации с целью обнаружения лесных пожаров на всей территории Республики Беларусь.

Для прогнозирования и предупреждения чрезвычайной ситуации большое значение имеет знание закономерностей и особенностей ее развития (рис. 4).

Рис. 4. Стадии развития ЧС: Е пу – энергия поля угроз; Е пуп – энергия

поля угроз последствий аварии; Т – время; А – стадия нормального

функционирования системы; Б – стадия накопления отклонений;

В – стадия инициирования ЧС; Z – точка бифуркации («обвала»);

Г – стадия ликвидации последствий

Для успешного предупреждения чрезвычайных ситуаций необходимо вовремя обнаруживать отклонения в ходе процессов, явлений (стадия Б) и, если возможно, не допускать их дальнейшего развития.