Заблаговременные меры по предупреждению чс. Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций. Декларирование промышленной безопасности

1) Деятельность органов управления, специальных сил, направленная на предотвращение чрезвычайных ситуаций (ЧС), уменьшение возможных потерь и ущерба в случае их возникновения, основу которой составляют конкретные превентивные мероприятия научного, инженерно-технического и технологического характера, осуществляемые по видам природных и техногенных опасностей и угроз; 2) комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба природной среде и материальных потерь в случае их возникновения. Значительная часть этих мероприятий проводится в рамках инженерной, радиационной, химической, медицинской, медико-биологической и противопожарной защиты. Практические меры реализуются в ходе подготовки сил и средств, объектов, систем жизнеобеспечения личного состава и населения военного городка (ВГ) к работе в экстремальных условиях. Комплекс мер по предупреждению ЧС природного и техногенного характера включают меры организационного, организационно-экономического, инженерно-технического и специального характера.

Силы и средства РСЧС используются в составе территориальных и функциональных подсистем на пяти уровнях: федеральном, региональном, субъектовом, местном (городском, районном) и объектовом.

На федеральном уровне группировка сил включает: соединения и части гражданской обороны (ГО) РФ; авиационные формирования МЧС, мобильные поисково-спасательные формирования, специализированные формирования служб ГО центрального подчинения. В состав сил и средств региональной группировки входят: соединения и части войск ГО, предназначенные для прикрытия территорий региональных субъектов; региональные поисково-спасательные формирования; региональные специализированные формирования федеральных министерств, ведомств и федеральных служб (региональные центры медицины катастроф, аварийно-технические центры Минатома РФ и др.). Группировка сил РСЧС субъекта создается в интересах крупных городов. Она включает: силы и средства, непосредственно подчиненные органу управления ГОЧС и начальникам служб ГО данного субъекта РФ. Группировка сил РСЧС местного уровня (города, района) включает: территориальные формирования общего назначения; специальные формирования служб города, района; специализированные формирования наиболее крупных объектов. Объектовые формирования РСЧС предназначаются и используются, как правило, на своих объектах. Они включают сводные отряды и формирования служб объекта.

Управление решением задач по предупреждению и ликвидации последствий ЧС, возложенных на ВС РФ, осуществляют постоянные (штатные) органы управления. В состав сил постоянной готовности функциональной подсистемы ВС РФ входят: специальные аварийные формирования ВС; соединения, части инженерных войск, войск радиационной, химической и биологической защиты; силы и средства поисковых и аварийно-спасательных работ ВМФ; авиационные поисково-спасательные силы и средства видов ВС; военные команды противопожарной защиты и спасательных работ; пожарные расчеты, команды, формирования местной обороны объектов ВС; службы экстренной медпомощи ВС.

Предупреждение ЧС как в части их предотвращения (снижения рисков их возникновения), так и в плане уменьшения потерь и ущерба от них в частях и соединениях РВСН проводится по направлениям: мониторинг и прогнозирование ЧС; рациональное размещение объектов, сил и средств с учетом природной и техногенной безопасности; предотвращение в возможных пределах некоторых неблагоприятных и опасных природных, техногенных явлений и процессов путем систематического снижения накапливающегося потенциала опасности: предотвращение аварий и техногенных катастроф путем повышения безопасности технологических процессов и эксплуатационной надежности оборудования; разработка и осуществление инженерно-технических мероприятий, направленных на предотвращение ЧС, уменьшение их масштабов, защиту личного состава, населения ВГ и материальных средств; подготовку оперативных групп и специально выделяемых сил и средств к действиям в условиях ЧС; подготовку объектов, систем жизнеобеспечения личного состава и населения ВГ к работе в условиях ЧС; лицензирование деятельности потенциально опасных объектов; страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации потенциально опасного объекта; проведение государственной экспертизы в области предупреждения ЧС, государственный надзор и контроль по вопросам природной и техногенной безопасности; информирование личного состава и населения ВГ о потенциальных природных и техногенных угрозах на территории дислокации соединений и частей; подготовка личного состава, населения ВГ в области защиты от ЧС. В целях реализации данных направлений в РВСН созданы силы и средства (см. Безопасность войск в чрезвычайной ситуации).

Реализация перечисленных направлений осуществляется путем планирования и выполнения соответствующих мероприятий. Мероприятия выполняются на этапах заблаговременного обеспечения устойчивости объектов соединений и частей РВСН и непосредственного предупреждения ЧС. На каждом объекте соединения (части) мероприятия и способы по повышению устойчивости на случай аварий и стихийных бедствий будут различными, но по характеру решаемых задач их можно объединить в следующие группы по: защите личного состава и населения ВГ; повышению устойчивости инженерно-технического комплекса объектов; исключению или ограничению поражения вторичными факторами; обеспечению устойчивости систем вооружения, боевого дежурства и управления; подготовке к проведению восстановительных работ в кратчайшие сроки.

Существующая система мониторинга ЧС в РВСН позволяет выявить опасность за некоторое время до возникновения аварии или стихийного, экологического, эпидемиологического бедствия. Следовательно, в определенных условиях командиры и штабы могут иметь некоторое время (сутки, часы) для организации и проведения мероприятий непосредственного предупреждения и снижения ущерба от ЧС. К ним относятся следующие группы мероприятий непосредственного предупреждения и снижения ущерба от ЧС. К ним относятся следующие группы мероприятий: информационное обеспечение; усиление безопасности; организационные мероприятия; непосредственная подготовка личного состава и населения ВГ; непосредственная подготовка и выдвижение специальных подразделений, формирований к месту возможного действия; мероприятия материально-технического обеспечения.

1) целенаправленная деятельность органов власти и управления, специальных сил, направленная на предотвращение чрезвычайных ситуаций, по снижению уменьшение возможных потерь и ущерба в случае возникновения, основу которой составляют конкретные превентивные мероприятия научного, инженерно-технического и технологического характера, осуществляемые по видам природных и техногенных опасностей и угроз. Значительная часть этих мероприятий проводится в рамках инженерной, радиационной, химической, медицинской, медико-биологической и противопожарной защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуациях на всех уровнях РСЧС. Практические меры, требующие больших финансовых и материальных затрат решаются в рамках федеральных или территориальных целевых программ по предупреждению чрезвычайных ситуаций и реализуются в ходе подготовки объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения к работе в экстремальных условиях;

2) комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а так же на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба природной среде и материальных потерь в случае их возникновения. Организация работы по предупреждению чрезвычайных ситуаций в масштабах страны осуществляется в рамках Федеральной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в РФ до 2005 года". Комплекс мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера включает меры организованного, организационно-экономического, инженерно-технического и специального характера. Предупреждение чрезвычайных ситуаций как в части их предотвращения (снижения рисков их возникновения), так и в плане уменьшения потерь и ущерба от них проводится по следующим направлениям: мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций; рациональное размещение производственных сил по территории страны с учетом природной и техногенной безопасности; предотвращение в возможных пределах некоторых неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов путем систематического снижения их накапливающего разрушительного потенциала; предотвращение аварий и техногенных катастроф путем повышения технологической безопасности производственных процессов и эксплуатационной надежности оборудования; разработка и осуществление инженерно-технических мероприятий, направленных на предотвращение чрезвычайных ситуаций, уменьшение масштабов, защиту населения и материальных средств; подготовка объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения к работе в условиях чрезвычайных ситуаций; декларирование промышленной безопасности; лицензирование деятельности опасных производственных объектов; страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта; проведение государственной экспертизы в области предупреждения чрезвычайных ситуаций; государственный надзор и контроль по вопросам природной и техногенной безопасности; информирование населения о потенциальных природных и техногенных угрозах на территории проживания; подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций. Реализация перечисленных направлений осуществляется путем планирования и выполнения соответствующих мероприятий.


EdwART. Словарь терминов МЧС , 2010

Смотреть что такое "Предупреждение чрезвычайных ситуаций" в других словарях:

    Предупреждение чрезвычайных ситуаций - совокупность мероприятий, проводимых органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектами, органами местного самоуправления и организационными структурами РСЧС, направленных на предотвращение чрезвычайных ситуаций и уменьшение их… …

    - (предупреждение ЧС) комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной … Экологический словарь

    предупреждение чрезвычайных ситуаций - предупреждение ЧС Комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной… …

    Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных… … Официальная терминология

    Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и… … Экологическое право России: словарь юридических терминов

    Предупреждение чрезвычайных ситуаций - комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в… … Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

    Предупреждение ЧС на акваториях Совокупность организационных и технических мероприятий, проводимых органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, органами местного самоуправления и организационными структурами Российской… … Справочник технического переводчика

    Комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и… … Экологический словарь

    предупреждение чрезвычайных ситуаций на акваториях - 3.1.8 предупреждение чрезвычайных ситуаций на акваториях; предупреждение ЧС на акваториях: Совокупность организационных и технических мероприятий, проводимых органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, органами местного… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    - (англ. emergency management) это дисциплина по предотвращению рисков и работе с произошедшими рисками. Эта дисциплина включает в себя подготовку к бедствию или катастрофе до их наступления, реакцию на чрезвычайную ситуацию (например,… … Википедия

Книги

  • Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций: Учебное пособие. Суторьма И. И., Загор В. В., Жукалов В. И. , Суторьма И.И. , Загор В.В. , Жукалов В.И. , Приведены организация деятельности ОПЧС, основы медицинских знаний, краткое устройство боевой одежды пожарного, ручных пожарных лестниц, ручного инструмента, пожарных рукавов, рукавного… Категория: Учебники для ВУЗов Серия: Высшее образование. Бакалавриат Издатель: НОВОЕ ЗНАНИЕ , Производитель: НОВОЕ ЗНАНИЕ ,
  • Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций. Учебное пособие. Гриф МО Республики Беларусь , Суторьма Игорь Иванович , Приведены организация деятельности ОПЧС, основы медицинских знаний, краткое устройство боевой одежды пожарного, ручных пожарных лестниц, ручного инструмента, пожарных рукавов, рукавного… Категория:

Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба природной среде и материальных потерь в случае их возникновения. Это понятие характеризуется также как совокупность мероприятий, проводимых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организационными структурами РСЧС, направленных на предотвращение чрезвычайных ситуаций и уменьшение их масштабов в случае возникновения (ГОСТ Р22.0.02-94).

Деятельность по предупреждению чрезвычайных ситуаций имеет приоритет по сравнению с другими видами работ по противодействию этим ситуациям. Это обусловлено тем, что социально-экономические результаты превентивных действий предотвращающих чрезвычайные ситуации и урон от них в большинстве случаев гораздо более важны и эффективны для граждан, общества и государства, чем их ликвидация.

Организация работы по предупреждению чрезвычайных ситуаций в масштабах страны осуществляется в рамках Федеральной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года" (постановление Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1999 г. № 1098).

Комплекс мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера включает меры организационного, организационно-экономического, инженерно-технического и специального характера.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций как в части их предотвращения (снижения рисков их возникновения), так и в плане уменьшения потерь и ущерба от них (смягчения последствий) проводится по следующим направлениям :

Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций;

Рациональное размещение производительных сил по территории страны с учетом природной и техногенной безопасности;

Предотвращение в возможных пределах некоторых неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов путем систематического снижения их накапливающегося разрушительного потенциала;

Предотвращение аварий и техногенных катастроф путем повышения технологической безопасности производственных процессов и эксплуатационной надежности оборудования;

Разработка и осуществление инженерно-технических мероприятий, направленных на предотвращение источников чрезвычайных ситуаций, смягчение их последствий, защиту населения и материальных средств;

Подготовка объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения к работе в условиях чрезвычайных ситуаций;

Декларирование промышленной безопасности;

Лицензирование деятельности опасных производственных объектов;

Страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта;

Проведение государственной экспертизы в области предупреждения чрезвычайных ситуаций;

Государственный надзор и контроль по вопросам природной и техногенной безопасности;

Информирование населения о потенциальных природных и техногенных угрозах на территории проживания;

Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.


Заключение

Для наиболее эффективного противодействия ЧС необходимо максимально полно представлять себе все особенности данного вида разворачивания событий. Они должны стать исходными положениями для построения адекватной и эффективной системы противодействия. При этом нужно учитывать временные, энергетические и информационно-психологические особенности ЧС, среди которых основными являются:

Внезапность (часто);

Экстремальный характер воздействия на элементы СЗИ;

Психологические феномены экстремального воздействия (поведение сотрудников и руководителей - дезорганизация на всех уровнях управления);

Системность ЧС как процесса (содержит одновременно несколько деструктивных факторов);

Системность воздействия ЧС на СЗИ.

Последнее заключается в воздействии на различные функциональные структуры СЗИ:

Информационную структуру (получение, обмен, обработка и распространение информации);

Организационную структуру (система управления);

Техническую структуру (распределение и использование материальных ресурсов);

Коммуникативную структуру (взаимодействие сотрудников, руководства);

Психику сотрудников.

Например, стихийное бедствие: создает ситуацию неопределенности, разрушает линии связи, технические средства охраны и ЗИ, дезорганизует управление, влияет на поведение сотрудников.

Любая ЧС так или иначе одновременно осуществляет воздействие на несколько структур, это воздействие существует независимо от наших знаний о нем, постоянно и неизбежно сопутствуя всем ЧС.

Все эти представления о ЧС позволяют сформулировать ряд важных положений для организации работы с ЧС (противодействия СЗИ ЧС):

Только комплексные меры по подготовке и противодействию способны эффективно противостоять экстремальным воздействиям;

Подготовка сотрудников - основной элемент системы противодействия ЧС;

Наибольший эффект (наименьший ущерб) даст не реагирование на уже случившееся событие, а предотвращение или пресечение ЧС.

Комплексные меры противодействия предполагают создание системы работы с ЧС, которая состояла бы формально из четырех блоков:

Теоретические выкладки: представление обо всех негативных факторах ЧС, пути и возможности эффективного противодействия;

Методическая поддержка: разработка методов и средств противодействия ЧС для СЗИ;

Структура системы и ее функционирование: элементы, их роль и взаимодействие;

Нормативное обеспечение: положения, должностные и ситуационные инструкции, штатные расписания, плакаты, памятки и т. п.

Универсальный алгоритм работы с ЧС

Разработка теоретических представлений о ЧС

Формулировка концепции работы с ЧС

Создание организационной структуры

Прогнозирование и оценка угроз

Планирование работы

Разработка оперативных мероприятий на случай реализации угроз

Сбор и анализ информации

Распознавание ЧС

Разработка оперативных мероприятий по реагированию на ЧС

Подготовка и принятие необходимых решений

Реализация действий по предотвращению, пресечению, локализации и ликвидации ЧС

Вторичный анализ действий и угроз

При этом необходимо помнить, что система будет способна обеспечить необходимый уровень противодействия только при определенных условиях, выполнение которых позволит СЗИ эффективно противостоять экстремальным воздействиям. Условиями эффективного противодействия можно назвать подготовленность, превентивность, системность, полноту, обоснованность, оптимальность, плановость, своевременность, оперативность, точность и адекватность.

Способность эффективного противодействия ЧС предполагает своевременное разрешение ряда основополагающих задач:

Выявление основных угроз для СЗИ;

Разработка концепции (подход, основные принципы) безопасности СЗИ;

Разработка стратегии действий СЗИ по обеспечению безопасности;

Проектирование системы противодействия ЧС;

Создание структуры и механизма согласования действий всех подразделений и должностных лиц, занимающихся обеспечением безопасности;

Определение плана конкретных мероприятий по реализации этой стратегии;

Проведение обследования СЗИ на предмет уязвимости для ЧС (надежность системы противодействия);

Проведение постоянного мониторинга состояния СЗИ и контроль проводимых мероприятий.

В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть значение человеческого фактора для противодействия ЧС. Большинство ЧС так или иначе воздействуют на эмоциональное состояние и поведение человека. Последствия такого воздействия могут заключаться в его неспособности адекватно воспринимать и правильно реагировать на ситуацию, и даже при наличии в системе ресурсов для противодействия ЧС сотрудники в силу стрессовой ситуации не всегда способны правильно отреагировать на деструктивные процессы (воздействие). Поэтому персонал можно считать наиболее уязвимым местом любой организации. Кроме того, персонал является наиболее важным звеном в системе противодействия ЧС, потому что человеческий ресурс - это универсальный ресурс, способный заменить или компенсировать недостаток любого другого.

Задание на самоподготовку: изучить принципы и варианты оценки экономического ущерба от различных чрезвычайных ситуаций.

Составитель:


Похожая информация.


Хозяйственная деятельность человека приводит к нарушению экологического равновесия, возникновению аномальных природных и техногенных ситуаций: сти­хийных бедствий, катастроф и аварий с многочисленными человеческими жертва­ми, огромными материальными потерями и нарушениями условий нормальной жиз­недеятельности.

В России ежедневно отмечается две крупные аварии на трубопроводах, раз в не­делю - на транспорте, ежемесячно - в промышленности.

Человечество ежедневно сталкивается с множеством суровых природных явле­ний. На Земле ежегодно происходят десятки тысяч гроз, примерно 10 тыс. наводне­ний, свыше 100 тыс. землетрясений, многочисленные пожары и оползни, изверже­ния вулканов и тропические циклоны.

По данным ООН, за последние 20 лет на нашей планете в результате стихийных бедствий и катастроф погибло 3 млн человек.

Предупреждение ЧС - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговре­менно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникнове­ния ЧС, а также на сохранение жизни и здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Ликвидация ЧС - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни и сохране­ние здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС, прекращение действия ха­рактерных для них опасных факторов.

Таким образом, предупреждение и ликвидация последствий ЧС, сохранение жизни и здоровья людей - одна из актуальных проблем современности. С этой целью сформулированы основные принципы защиты населения и территорий от чрез­вычайных ситуаций*, изложенные в законе от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защи­те населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

*Подробнее рассмотрены в учебном пособии «Правовое регулирование и органы обеспечения безопасности жизнедеятельности».

Принципы защиты от ЧС - это наиболее важные основополагающие идеи, правила, требования, носящие общий и обязательный характер (если они включены в законы) для всех участников предупреждения и ликвидации опасных и ЧС.

Назовем наиболее известные принципы, зафиксированные в указанном законе и подзаконных актах.

    Предупреждение ЧС, а также минимизация размеров ущерба и потерь в слу­чае их возникновения, проводятся заблаговременно.

    Планирование и осуществление мероприятий в данной области проводят­ся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения ЧС.

    Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами организаций, ор­ганов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, на территориях которых сложилась ЧС. При недостаточности вышеуказанных сил и средств привлекаются силы и средства федеральных органов исполнитель­ной власти.

    Силы и средства гражданской обороны привлекаются к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации ЧС федерального и ре­гионального характера.

Ряд принципиальных положений содержится в иных законах, а также в подза­конных актах, в инструкциях и рекомендациях специалистов. Они связаны между собой и дополняют друг друга. Перечислим наиболее существенные.

    Непрерывный мониторинг опасностей, прогнозирование их возникнове­ния и оценка рисков. Этот принцип вытекает из принципа заблаговременного пред­упреждения, раскрытого в п. 1 и обеспечивает его реализацию на практике. Отсюда логично вытекает следующее «правило-принцип» - информирование.

    Органы власти и самоуправления, администрация организаций «обязаны опе­ративно и достоверно информировать население и всех заинтересованных субъ­ектов о прогнозируемых и возникших ЧС, о приемах и способах защиты населения от них». Сокрытие либо представление должностными лицами заведомо ложной информации об опасности может стать основанием для привлечения к уголовной ответственности. Причем судебная практика идет по пути ужесточения наказаний должностных лиц, скрывающих (ради «чести мундира») подлинные размеры и фак­ты опасностей. Эта проблема актуальна и на объектах системы образования, осо­бенно в ее инфраструктуре.

Рис. 2.6. Организация защиты населения в ЧС

    Принципы предупреждения и минимизации ущерба (см. п. 1) предполагают целый набор правил по укреплению устойчивости объектов к действию неблаго­приятных и разрушающих факторов.

Меры по обеспечению устойчивости работы различных объектов должны быть направлены, прежде всего, на защиту людей, поскольку без людских резер­вов успешная ликвидация последствий стихийных бедствий, а также проведение остальных работ оказываются просто невозможными и отчасти бессмысленными. Умелые действия по спасению людей, оказанию им необходимой помощи, проведе­нию аварийно-спасательных работ в очагах поражений позволяют сократить число погибших, сохранить здоровье пострадавших, уменьшить материальные потери.

Организация защиты населения в условиях ЧС осуществляется по трем основ­ным направлениям: защитные сооружения, средства индивидуальной защиты, эва­куационные мероприятия (рис. 2.6); все они подробно рассмотрены в разделе4.3.

Вопросы и задания

    Понятие опасностей и их признаки.

    Классификация опасностей.

    Источники возникновения опасностей.

    Этапы изучения опасностей.

    «Дерево опасностей» и методика его построения.

    Характеристика опасных и вредных факторов.

    Классификация вредных производственных факторов.

    Управление факторами среды.

    Принципы нормирования факторов среды.

    Понятие об экстремальных и чрезвычайных ситуациях, сходство и различие.

    Причины возникновения ЧС.

    Классификации ЧС.

    Виды ЧС мирного времени.

    Стадии изучения ЧС.

    Способы предупреждения ЧС.

    Основные принципы защиты населения и территорий от ЧС.

    Постройте «дерево опасностей» для вашей квартиры (учреждения), взяв за исходную позицию опасность: пожара, обрушения здания, захвата террори­стами и т.д. (по усмотрению преподавателя).

    Проанализируйте опасные и вредные факторы, имеющиеся в вашем вузе (школе).

    Используя интернет-ресурсы, составьте анализ ЧС в вашем регионе за по­следние 10 лет. Проанализируйте их причины и последствия.

    Составьте план мероприятий по защите студентов вашего вуза от возможных ЧС в вашем регионе.

Приобретают все более острый и актуальный характер. Не только в России, но и во всем мире нарастает озабоченность в связи с возрастающим количеством ежегодно возникающих чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, увеличением их масштабов, ростом потерь и ущерба. Складывающаяся обстановка требует принятия мер по совершенствованию управления безопасностью. Но даже самые эффективные меры по предотвращению не могут свести риск возникновения чрезвычайных ситуаций к нулю (принцип “ненулевого”, “приемлемого” риска). Сегодня исключить чрезвычайные ситуации нельзя, но существенно снизить число, уменьшить масштабы и смягчить последствия чрезвычайных ситуаций возможно.

Деятельность по предупреждению чрезвычайных ситуаций является более важной, чем их ликвидация. Связано это с тем, что социально-экономические результаты превентивных действий по предотвращению чрезвычайных ситуаций (снижение потерь и ущерба) могут быть более эффективными для граждан, общества и государства. С экономической точки зрения это обходится в десятки, а иногда и сотни раз дешевле, чем ликвидация последствий техногенных аварий и стихийных бедствий.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций — это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба природной среде и материальных потерь в случае их возникновения. Это понятие характеризуется также как совокупность мероприятий, проводимых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организационными структурами РСЧС, направленных на предотвращение чрезвычайных ситуаций и уменьшение их масштабов в случае возникновения. Предупреждение чрезвычайных ситуаций основано на мерах, направленных на установление и исключение причин возникновения этих ситуаций, а также обусловливающих существенное снижение потерь и ущерба в случае их возникновения.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций как в части их предотвращения (снижения рисков их возникновения), так и в плане уменьшения потерь и ущерба от них (смягчения последствий) проводится по следующим направлениям:
  • мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций;
  • рациональному размещению производительных сил по территории страны с учетом природной и техногенной безопасности;
  • предотвращению в возможных пределах некоторых неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов путем систематического снижения их накапливающегося разрушительного потенциала;
  • предотвращению аварий и техногенных катастроф путем повышения технологической безопасности производственных процессов и эксплуатационной надежности оборудования;
  • разработке и осуществлению инженерно-технических мероприятий, направленных на предотвращение источников чрезвычайных ситуаций, смягчение их последствий, защиту населения и материальных средств;
  • декларированию промышленной безопасности;
  • лицензированию деятельности опасных производственных объектов;
  • страхованию ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта;
  • проведению государственной экспертизы в области предупреждения чрезвычайных ситуаций;
  • государственному надзору и контролю по вопросам природной и техногенной безопасности;
  • информированию населения о потенциальных природных и техногенных угрозах на территории проживания;
  • подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций

Сущность и назначение мониторинга и прогнозирования заключаются в наблюдении, контроле и предвидении опасных процессов и явлений природы, техносферы, внешних дестабилизирующих факторов (террористических актов, вооруженных конфликтов и т.п.), являющихся источниками чрезвычайных ситуаций.

Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций на территории субъектов РФ включают в себя:
  • мониторинг окружающей среды, опасных природных процессов и явлений;
  • прогнозирование чрезвычайных ситуаций природного характера;
  • мониторинг состояния безопасности зданий, сооружений и потенциально опасных объектов;
  • прогнозирование техногенных чрезвычайных ситуаций.
Основными задачами системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций являются:
  • оперативный сбор и обработка информации о потенциальных источниках чрезвычайных ситуаций природного, техногенного, природно-техногенного и биолого-социального характера;
  • создание и поддержание банка данных по чрезвычайным ситуациям, прогнозирование возникновения, характера развития чрезвычайных ситуаций и их последствий, заблаговременная разработка мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций и смягчению их социально-экономических последствий;
  • принятие экстренных мер по защите населения, сельскохозяйственного производства от радиоактивных, отравляющих, аварийно химически опасных веществ и возбудителей инфекционных заболеваний.

Координацию деятельности всех учреждений, работающих в этой области и руководство ими осуществляет Всероссийский центр мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (ВЦМП) МЧС России, который начал функционировать с 1 июля 1999 г. Он имеет также название центр “Антистихия” и функционально он входит в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Качество мониторинга и прогноза чрезвычайных ситуаций влияет на эффективность деятельности в области снижения рисков их возникновения и масштабов. Оценка риска ведется на основе банка данных, полученного в результате мониторинга и прогнозирования, паспорта безопасности территорий, деклараций безопасности промышленных объектов.

В зависимости от складывающейся обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций функционирует в режиме повседневной деятельности, режиме повышенной готовности или режиме чрезвычайной ситуации.

В целом результаты мониторинга и прогнозирования являются основой для разработки долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных программ, планов, а также принятия соответствующих решений по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Без учета данных мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций нельзя планировать развитие территорий, принимать решения на строительство промышленных и социальных объектов, разрабатывать программы и планы по предупреждению и ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций.

Меры по предупреждению чрезвычайных ситуаций и уменьшению их масштабов в случае возникновения

Предупреждение большинства опасных природных явлений (землетрясений, ураганов, смерчей) невозможно. Однако существует целый ряд опасных природных явлений и процессов, негативному развитию которых может воспрепятствовать целенаправленная деятельность людей. К ним относятся мероприятия по предупредительному спуску лавин, уменьшению масштабов наводнений и другие. Мерами, направленными на предупреждение аварий в техногенной сфере, являются совершенствование технологических процессов, повышение надежности технологического оборудования, своевременное обновление основных фондов и многое другое.

Превентивные меры по снижению возможных потерь и ущерба, уменьшению масштабов чрезвычайных ситуаций осуществляются по ряду направлений. Одним из них может быть инженерная защита территорий и населенных мест от поражающего воздействия стихийных бедствий, аварий, природных и техногенных катастроф. Так, гидротехнические сооружения (плотины, шлюзы, насыпи, дамбы) используют также для защиты от наводнений. Для уменьшения ущерба от оползней, селей, лавин применяются защитные инженерные сооружения в населенных пунктах горной местности.

Другим направлением уменьшения масштабов чрезвычайных ситуаций служат мероприятия по повышению физической стойкости объектов к воздействию поражающих факторов при авариях, природных и техногенных катастрофах.

Уменьшению масштабов чрезвычайных ситуаций (особенно в части потерь) способствуют создание и использование систем своевременного оповещения населения, персонала объектов и органов управления. Это позволяет своевременно принять необходимые меры по защите населения и тем самым снизить потери.

К организационным мерам , уменьшающим масштабы чрезвычайных ситуаций, могут быть отнесены охрана труда и соблюдение техники безопасности, поддержание в готовности убежищ и укрытий, эвакуация населения, обучение населения.

Планирование предупредительных мероприятий на различных территориях страны осуществляется с учетом опасностей, характерных для той или иной территории. С этой целью производится зонирование территории страны, регионов, городов и населенных пунктов по критериям природного и техногенного рисков; выделяются зоны возможного опасного землетрясения, вероятного катастрофического затопления, возможного радиоактивного загрязнения и химического заражения.

Снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций способствует рациональное размещение объектов экономики таким образом, чтобы они не попадали в зоны высокой природной и техногенной опасности. Они должны быть отнесены от жилых зон и друг от друга на расстояние, обеспечивающее безопасность населения и соседних объектов. Вокруг радиационно и химически опасных объектов предусматриваются санитарно-защитные зоны и зоны наблюдения. При этом не должно допускаться размещение зданий и объектов экономики на земельных участках, загрязненных органическими и радиационными отходами, в зонах оползней, селевых потоков и снежных лавин, возможного катастрофического затопления, сейсмических районах и зонах, непосредственно прилегающих к активным разломам земной коры.

В проектах планировки необходимо предусматривать ограничение развития в крупных городах потенциально опасных объектов экономики, их постепенный вывод из городов, модернизацию, обеспечивающую снижение до приемлемого уровня риска поражения населения, среды его обитания и объектов экономики.

В районах, подверженных воздействию землетрясений, наводнений, селей, оползней, обвалов, должно предусматриваться местное зонирование территорий. В зонах с наибольшей степенью риска размещаются парки, сады, открытые спортивные площадки и т. д. В сейсмических районах целесообразно рассредоточенное размещение объектов экономики, особенно пожаро- и взрывопожароопасных объектов. Для городов, расположенных в районах с сейсмичностью 7-9 баллов, как правило, должны планироваться одно- двухсекционные жилые здания не более 4 этажей, а также малоэтажная застройка с приусадебными участками. Пожаро- и взрывоопасные объекты необходимо выносить за пределы населенных пунктов.

В настоящее время в соответствии с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации о соблюдении при градостроительной деятельности требований безопасности территорий и поселений и защиты их от воздействия чрезвычайных ситуаций в градостроительную документацию всех видов включаются разделы о защите территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также определяются мероприятия по гражданской обороне.

Декларирование промышленной безопасности

Эффективным мероприятием по предупреждению чрезвычайных ситуаций техногенного характера служит декларирование промышленной безопасности , одной из основных задач которой является возложение на предпринимателя обязанностей по осуществлению комплекса работ по оценке опасностей эксплуатируемых им объектов с учетом принятых им мер по предупреждению возникновения и развития аварий. Декларация промышленной безопасности представляется надзорным органам в качестве обязательного элемента для получения лицензии на эксплуатацию объектов, а также органам местного самоуправления для информирования о проделанной работе. Тем самым повышается ответственность руководителей организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты в части обеспечения безопасности.

В соответствии с положениями федерального закона Российской Федерации “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” (1997), наряду с всесторонней оценкой риска аварии на объекте и связанной с ней угрозы для производственного персонала, населения и территории декларация промышленной безопасности объекта должна содержать анализ достаточности принятых мер по предупреждению аварий, обеспечению готовности объекта функционировать в соответствии с требованиями безопасности, а также готовности к локализации, ликвидации и смягчению последствий аварии в случае ее возникновения.

Лицензирование деятельности опасного производственного объекта

Лицензирование деятельности опасных производственных объектов является частью социально-экономического механизма обеспечения безопасности населения и защиты окружающей среды от аварий на потенциально опасных промышленных объектах. Государственная стратегия в области лицензирования деятельности определена федеральным законом “О лицензировании отдельных видов деятельности” от 8 августа 2001г. № 128-ФЗ, а также подзаконными актами в свете требований данного закона.

Особенность положений данного закона состоит в том, что он направлен преимущественно на лицензирование деятельности по эксплуатации потенциально опасных производственных объектов.

Лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю (лицензиату).

Среди перечня видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, значительное место занимают объекты, нарушение порядка эксплуатации которых может привести к чрезвычайным ситуациям.

Выдача лицензии осуществляется при наличии у заявителя заключения экспертизы промышленной безопасности, договора страхования ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта, декларации промышленной безопасности опасного производственного объекта.

В процессе рассмотрения документации на получение лицензий производится проверка предприятий органами исполнительной власти, осуществляющими лицензирование, на предмет соответствия представленной документации фактическому состоянию оборудования, подготовки кадров, а также устранению нарушений, замене изношенного оборудования и т. п.

По данным МЧС, лицензирование эксплуатации объектов и работ повышенной опасности способствует более качественному обучению инженерно-технических работников и рабочих потенциально опасных производств и объектов, повышению ответственности за состояние безопасности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также повышению эффективности надзора и контроля за безопасностью производственной деятельности потенциально опасных объектов.

Страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта

К механизмам государственного регулирования промышленной безопасности, возмещения ущерба, обусловленного авариями и катастрофами на опасных промышленных объектах, относятся различные формы государственной компенсации, самострахование объектов, различные формы финансовых гарантий. Наиболее широко применяемым механизмом возмещения ущерба во всем мире, а в последнее время и в России является страхование.

Страхование — это особая форма финансовых перераспределительных отношений, направленная на создание специальных денежных резервов для возмещения ущерба, возникающего при непредвиденных событиях. Одним из видов страхования может быть страхование ответственности за причинение вреда имуществу, жизни и здоровью людей и природной среде (нанесение ущерба) в результате аварии (катастрофы) на опасном производственном объекте.

Цель этого страхования — повышение промышленной безопасности путем использования экономического механизма компенсации вреда, причиненного жизни и здоровью, имуществу и природной среде в результате аварий при эксплуатации опасных производственных объектов, а также защита имущественных интересов организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, на случай таких аварий.

Для предприятий (страхователей) страхование ответственности создает:
  • финансовый резерв для ликвидации последствий аварий и возмещения ущерба пострадавшим гражданам и организациям, а также юридическую поддержку по претензиям и искам (страховая компания отклоняет неправомерные претензии к страхователю и оплачивает лишь действительные убытки);
  • финансирование при отсутствии страховых случаев превентивных мероприятий, направленных на повышение безопасности и противоаварийной устойчивости объекта.

Для населения (или третьих лиц, потерпевших в результате аварии) страхование — гарантия прав на получение возмещения ущерба жизни, здоровью и имуществу, в том числе, косвенно, на компенсацию за экономический ущерб от аварии.

Для органов власти и управления страхование ответственности дает финансовый резерв для ликвидации последствий аварии и возмещения ущерба пострадавшим гражданам и организациям, а также контроль со стороны страховой компании за безопасностью и противоаварийной устойчивостью объекта страхования (страховой компании невыгодны аварии и она будет предпринимать все меры, чтобы их предотвратить).

Максимальный размер возмещения (страховая сумма), выплачиваемый при страховом случае, — 70 тыс. минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) для опасных производств, если на нем получаются, перерабатываются, хранятся, транспортируются или уничтожаются опасные вещества; 1 тыс. МРОТ — для иного опасного производства.

Несмотря на государственное значение данного вида страхования, темпы его реализации недостаточно высоки и возмещение ущерба от чрезвычайных ситуаций в настоящее время по-прежнему в значительной степени осуществляется за счет средств федерального и регионального бюджетов.

Государственная экспертиза в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Надзор и контроль в области защиты от чрезвычайных ситуаций

В соответствии с федеральным законом “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” (ст. 26) государственная экспертиза проектов и решений организуется и проводится по тем объектам производственного и социального назначения и процессам, которые могут быть источниками чрезвычайных ситуаций или влиять на обеспечение защиты населения.

Цель государственной экспертизы в области защиты населения и территорий — выявление степени соответствия объектов экспертизы установленным нормам, стандартам и правилам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также в области проектирования инженерно-технических мероприятий гражданской обороны.

Экспертный совет при Межведомственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций должен рассматривать программные документы федерального уровня, проекты нормативных правовых актов и нормативно-технических документов.

Государственная экспертиза проектов МЧС России должна рассматривать градостроительную документацию по планированию развития территории субъектов Российской Федерации, генеральные планы городов, отнесенных к группам по гражданской обороне или с численностью населения 250 тыс. человек или более, декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов, проекты строительства потенциально опасных промышленных, энергетических и транспортных объектов.

Важным направлением деятельности органов управления РСЧС всех уровней в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций может быть осуществление надзора и контроля.

Основными методами надзора и контроля, осуществляемого МЧС России и его территориальными органами, являются участие в проведении государственной экспертизы градостроительной документации, организации и проведении декларирования безопасности опасных производственных объектов, а также участие в расследовании чрезвычайных ситуаций.