Взаимосвязь права и государства. Понятие права. Его социальное назначение. Взаимосвязь права и государства Варианты организации работы

Право - есть система общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются и охраняются государством, выражают общие и индивидуальные интересы населения страны и выступают государственным регулятором общественных отношений. Общество и государство могут нормально существовать только при условии упорядоченности общественных отношений.

Современное демократическое государство не может вне и помимо права осуществлять свою деятельность. Право оформляет структуру государства и регулирует внутренние взаимоотношения в государственном механизме. Посредством права закрепляется форма правления государства, форма государственного устройства и политический режим, определяется организация госаппарата, компетенция государственных органов и должностных лиц, права и обязанности граждан.

Государство осуществляет правотворческую деятельность и в соответствии с законами общественного развития определяет потребность в юридической регламентации тех или иных отношений, определяет для них наиболее рациональную юридическую форму (закон, указ и др.). Путем права регламентируется государственная деятельность, она вводится в строгие рамки юридических требований, приобретает юридическую форму, без которой не может успешно осуществляться. Право закрепляет интересы наций и народностей, что для многонационального федеративного государства является необходимым условием его существования. Право выступает языком общения государства не только с населением, но и с другими государствами и мировым сообществом.

Государство достигает своих целей путем реализации внутренних и внешних функций. Ни одна из них (экономическая, экологическая, обороны) не может быть реализована вне и помимо права. Чем в большей степени урегулирована правом та или иная функция государства, тем успешнее она может быть выполнена.

Право воздействует на государство при его взаимоотношениях с населением, отдельной личностью. Государство воздействует на граждан через право и в пределах правовых требований, как и граждане, в свою очередь, с помощью права на государство. Отсутствие права в отношениях государства и личности оборачивается зачастую против самой личности. Отсюда ценность права измеряется главным образом тем, в какой оно мере обеспечивает развитие личности, ее права и свободы.

Посредством права определяются границы деятельности государства, обозначаются пределы вмешательства в частную жизнь граждан. Право обеспечивает возможность действенного контроля за деятельностью государственного аппарата и тем самым создает юридические гарантии ответственного поведения государства перед населением. Право делает законным государственное принуждение, определяя основания, пределы и формы государственного принуждения. Только при помощи права возможна охрана и защита прав и интересов личности и гражданина.

Любое общество является саморегулируемой системой. Это означает, что общество само обеспечивает определенный порядок в нем, используя для воздействия на поведение людей различные средства регулирования (упорядочения) общественных отношений.

До возникновения государства такими регуляторами, обеспечивающими существование людей в условиях присваивающего хозяйства, являлись правила поведения (нормы) первобытного, доклассового общества, выступающие в форме родовых, племенных обычаев, которые никем специально не устанавливались. Они постепенно складывались естественным путем в процессе жизни общества, были обязательны только для членов данного рода, племени, выражали их общие интересы и поэтому соблюдались добровольно. В случае же их несоблюдения к нарушителям применялись меры общественного воздействия вплоть до изгнания из рода (племени), что в тех условиях было равносильно смерти, так как в одиночку человек не смог бы выжить.

Однако в результате длительного перехода от присваивающего хозяйства к производящему («неолитическая революция») и как следствие этого возникновения государства и социального расслоения ранее однородного общества (см. подробнее 1.1), родовых обычаев становится уже недостаточно для того, чтобы поддерживать в обществе порядок, так как с их помощью было невозможно согласовать интересы различных социальных групп, а также урегулировать новые, не известные первобытному обществу процессы производства, обмена, распределения произведенных продуктов. В итоге возникла объективная, т.е. не зависящая от воли и сознания отдельных людей, общественная потребность в регуляторах поведения нового вида – юридических (правовых) правилах, которые называются нормами права, или правовыми нормами.

Их основное отличие от норм (правил) первобытного общества заключается в их тесной связи с государством. Нормы права – это такие правила поведения людей в обществе производящей экономики, которые не возникают сами по себе, стихийно, как обычаи, но специально устанавливаются государством в лице особых государственных органов, называемых правотворческими, поскольку они «творят», т.е. создают, нормы права.

Эти правила являются велениями государства, так как в них выражена воля государства, поэтому они обязательны для всех, кто находится на его территории, независимо от принадлежности к тому или иному роду или племени. Соблюдение правовых норм обеспечивается возможностью применения к тем, кто их нарушает, специальных мер государственного воздействия вплоть до принуждения, применяемых созданными для этого государственными органами, которые называются правоохранительными (полиция, прокуратура, жандармерия, органы государственной безопасности).

Совокупность всех правовых норм, установленных государством, образует определенную систему, т.е. такое целостное образование, в котором все его элементы взаимосвязаны и взаимодействуют. Это и есть право, действующее в данном государстве. Его называют также позитивным правом, или правом в объективном смысле. Таким образом, объективное право – это система установленных и охраняемых от нарушений государством общеобязательных правил поведения, закрепленных в официальных актах государства и являющихся государственными регуляторами поведения людей в таком обществе, где имеется социальное неравенство и столкновение различных интересов.

Роль права в жизни общества, т.е. его социальное назначение, заключается в том, что с его помощью в обществе поддерживается правопорядок (порядок, основанный на праве). Поскольку нормы права устанавливаются государством, то, в конечном счете, это такой порядок, к которому стремится данное государство, который ему угоден. Однако с точки зрения современного подхода к роли государства и права в обществе в первую очередь право призвано обеспечивать общесоциальные интересы, т.е. интересы всего общества в целом, а также защищать интересы каждого человека, но только таким образом, чтобы при этом не происходило ущемления интересов, прав и свобод других людей. Таким образом, с помощью права в обществе достигается согласование различных интересов, т.е. определенный компромисс, заключающийся в том, что каждый член общества подвергается некоторым ограничениям свободы своего поведения для того, чтобы не повредить другим людям. Например, и автомобилисты, и пешеходы должны соблюдать правила дорожного движения для того, чтобы не было аварий, наездов, гибели людей и других неблагоприятных последствий. А эти правила, обязательные для всех, устанавливаются компетентными государственными органами, следовательно, являются нормами права. Их соблюдение гарантируется тем, что соответствующие органы (милиция, Государственная инспекция безопасности дорожного движения – ГИБДД) могут применить к нарушителям меры государственного воздействия, определенные в тех же правилах (например, оштрафовать их).

Роль права в жизни общества

Роль права в жизни общества находит свое проявление в том, что одни нормы права выполняют его регулятивную функцию: с их помощью обеспечивается общий порядок в экономических, торговых, семейных и других отношениях. Достигается это тем, что государство устанавливает общие для всех участников таких отношений права и обязанности (например, устанавливает правила торговли или порядок наследования имущества умершего человека). С помощью других норм права осуществляется охранительная функция права, заключающаяся в том, что государство защищает от посягательств на жизнь, здоровье людей, их имущество, устанавливая меры ответственности за убийство, кражу, причинение вреда здоровью и другие опасные для общества деяния.

Однако не следует забывать, что в минувшие исторические эпохи право как система установленных государством общеобязательных правил поведения выражало и защищало в первую очередь интересы экономически господствующих классов (рабовладельцев, феодалов, капиталистов). Но тем не менее даже в эти эпохи право имело прогрессивное значение, являясь своеобразным аккумулятором цивилизации. Оно ограничивало произвол отдельных представителей господствующего класса. Например, в Древнем Риме раб, находясь в полной собственности рабовладельца, рассматривался как вещь, говорящее орудие. Но при этом рабовладелец (господин) не мог безнаказанно лишить раба жизни.

Право как система ограничений, действующих в интересах всего общества, всегда лучше, чем хаос, анархия, произвол, беззаконие. Даже в ушедшие эпохи право не только защищало классовые интересы, но и обеспечивало существование общества как такового. Однако в полной мере прогрессивный потенциал права может быть реализован только в условиях демократического общества правовым государством, подробная характеристика которого будет дана ниже, в соответствующем разделе (см. гл. 6).

Степень развития объективного права является показателем культуры, достигнутой обществом. Полезность права для общества (его социальная ценность) повышается в зависимости от того, насколько оно способно служить средством удовлетворения передовых, прогрессивных общественных и личных потребностей и интересов. Целью правового регулирования является упорядочение общественных отношений, причем не только их стабильность, но и дальнейшее развитие, необходимое в общественных интересах. Это значит, что политические, экономические и другие реформы в обществе осуществляются посредством права, т.е. сначала принимаются соответствующие нормы права, претворение которых в жизнь влечет необходимые изменения.

Непонимание роли права в жизни общества, его недооценка, называемая правовым нигилизмом, причиняет большой вред обществу. Но с другой стороны, не менее вредна и тенденция преувеличивать его возможности, приписывать праву какую-то сверхъестественную, демоническую силу. Следует четко понимать, что возможности права не беспредельны. Например, невозможно решить проблему преодоления пьянства, алкоголизма, наркомании только правовыми запретами, так как это не только юридическая проблема, и одними законами ее не решить. Здесь необходим целый комплекс экономических, социальных, медицинских и правовых мер, проводимых государством совместно с общественностью.

Исторически сложилось так, что в русском языке одним и тем же словом «право» обозначают два разных явления, которые в других языках обозначаются двумя разными словами. У нас «правом» называют не только общие правила поведения, установленные государством для всех, кто окажется в определенной ситуации, но и правила поведения индивидуального характера, т.е. установленные для конкретных лиц (их называют также субъектами права). Поэтому от объективного права как системы норм права следует отличать право в субъективном смысле, или субъективное право, под которым понимается основанное на законе, т.е. на нормах объективного права, право конкретного, персонально определенного лица как его возможность совершать какие-либо действия.

Для иллюстрации указанного различия можно привести следующий пример. В гл. 2 действующей Конституции РФ закреплены права и свободы граждан России, в частности в ч. 2 ст. 32 говорится: «Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме» – это положение является нормой объективного права, так как содержит общее правило, в нем говорится о правах всех граждан. Но на основе этой нормы у конкретного гражданина Н. возникает субъективная, т.е. принадлежащая только ему, персональная возможность по своему усмотрению принять участие в выборах, но он может и не участвовать в них. Поэтому фраза: «Н. имеет право участвовать в выборах» содержит указание на субъективное право.

Как уже отмечалось, право неразрывно связано с государством. Эта взаимосвязь проявляется в том, что и государство, и право появились в истории человечества в силу одних и тех же причин, они прошли в своем развитии одни и те же этапы и не могут ни существовать, ни функционировать друг без друга. Действительно, позитивное право как система общеобязательных норм создается государством. Государство же обеспечивает соблюдение права, охраняя его от нарушений. Следовательно, позитивное право без государства не существует и не действует. Но с другой стороны, само государство также нуждается в праве, без которого не может нормально осуществлять свои функции. В нормах позитивного права закрепляются структура и компетенция органов государственной власти, порядок их взаимодействия. Свою политику, как внутреннюю, так и внешнюю, государство проводит в жизнь, издавая официальные государственные акты, содержащие общеобязательные правила поведения (нормы права). Следовательно, право является формой и средством осуществления государственной власти.

Теории происхождения государств

Так же, как существует множество теорий происхождения государства (см.1.1), на сегодняшний день известно и много теорий происхождения права. Согласно теологической теории право – это вечное явление, созданное богом. Представители этой теории считают, что существует божественный высший закон, который должен лежать в основе позитивного права, создаваемого государством.

Теория естественного права объясняет происхождение права как естественный процесс. По мнению тех, кто разделяет эту теорию, естественное право – это те права и свободы, которые принадлежат каждому от рождения, т.е. по естеству. Их никто человеку не дарует. Это, прежде всего, право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, равенство, собственность. Эти права неотчуждаемы, т.е. никто не вправе лишить человека этих прав, кроме как по закону, в случае применения к нему ответственности за нарушение требований норм права (например, лишение свободы за преступление). Естественное право как совокупность естественных прав и свобод человека воплощает в себе высшую справедливость, поэтому позитивное право, создаваемое государством, не должно противоречить ему.

Различение «естественного права» и «позитивного права» присуще и современной юридической науке. Оно также нашло свое закрепление в действующей Конституции РФ, где в ч. 2 ст. 17 записано: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». «Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц» (ч. 3 ст. 17 Конституции РФ).

Известна также историческая школа права, объясняющая возникновение права как стихийный исторический процесс. С этой точки зрения право складывается в ходе жизни общества так же, как возникает язык, на котором говорят те или иные народы. В праве находит свое выражение народный дух. Право при таком подходе представляется как сумма народных обычаев, стихийно сложившихся в обществе, а роль государства сводится лишь к тому, что оно должно узаконить эти обычаи. Так возникает обычное право.

Марксистская теория происхождения права, так же, как и марксистская теория происхождения государства, основывается на материалистическом подходе к выявлению причин и закономерностей данного процесса, т.е. связывает возникновение права прежде всего с экономическими изменениями, произошедшими в первобытном обществе, изменениями материальных условий жизни людей. Такой подход и с точки зрения современной науки имеет положительное значение. Однако при этом в марксизме чрезмерно преувеличивалась роль классового подхода, поскольку под правом понималась воля господствующего класса, возведенная в закон, т.е. выраженная в виде норм права, установленных государством. Право рассматривалось как инструмент в руках государства, с помощью которого оно (государство) решает задачу классового подавления, обеспечивая господство одного класса над другим. В марксистской теории считалось, что «право – ничто без аппарата, способного принудить к соблюдению норм права» (Ленин). Таким образом, проводилась мысль, что право опирается только на принуждение, насилие, с чем нельзя согласиться с позиций современной науки.

Психологическая теория считает, что причины возникновения права коренятся в психике людей, так как им свойственно, вступая в различные отношения, испытывать определенные правовые чувства, эмоции. Например, если один человек дает другому в долг деньги, то при этом должник чувствует себя обязанным вернуть долг в оговоренный договором срок, а кредитор (лицо, дающее деньги) ощущает, что у него есть право потребовать возврата денег должником, когда наступит срок. Вот эти чувства, переживания, ощущения людей с точки зрения психологической теории являются правом, которое называется «интуитивным правом». Государство же в лице своих правотворческих органов должно закрепить это право в своих официальных актах, т.е. в нормах позитивного права.

ГОУ среднего профессионального образования Строительный колледж № 38 Преподаватель истории и права Бушуев Алексей Николаевич

Роль права в жизни человека, общества и государства.

План урока: Понятие права. Теории происхождения права. Основные черты и признаки права.

Право- это Совокупность общеобязательных правил поведения, установленных или санкционированных государством и им же обеспечиваемых

Право- это Установленная и гарантированная законом наша возможность вести себя определенным образом по отношению к обществу и государству.

Пути формирования права: 1 . Государство санкционировало обычаи, которые сложились в родовом обществе, принуждая людей к их исполнению.

Пути формирования права: 2. Государство создавало специальные органы, ответственные за существование в обществе справедливых и обязательных для всех правил поведения

Пути формирования права: 3. Государство само издавало специальные нормативные акты.

Теории происхождения права. 1. Теория божественного происхождения права. Фома Аквинский определял закон как общее правило для достижения поставленной цели и разделил законы на божественные и человеческие. Право – это божественная справедливость, святость.

Теории происхождения права. 2. Теория естественного права. Законы, принимаемые в государстве должны быть естественными. Источником права есть разум. Справедливость в том, чтобы не нарушать законы государства, в котором состоишь гражданином.

Теории происхождения права. 3. Историческая школа права. Право возникло из потребности разрешения споров. Право должно соответствовать духу эпохи, правовые нормы могут меняться.

Теории происхождения права. 4. Позитивная теория. Право представленной собой нормы, установленные государством и направленные на удовлетворение интересов человека.

Теории происхождения права. 5. Реалистическая теория права. Роберт Иеринг считал, что сила является матерью права; право- это право силы сильного. В основу положен конфликт, идущий в реальной жизни.

Теории происхождения права. 6. Нормативистская теория права. Право есть принудительный нормативный порядок, модель поведения людей. Мы должны вести себя так, как установлено законами.

Теории происхождения права. 7. Психологическая теория права. Правовые начала коренятся в психике человека.

Теории происхождения права. 8. Марксистская теория. Право есть воля господствующего класса, возведенная в закон.

Основные черты и признаки права. Нормативность. Право состоит из норм, то есть правил общего характера, адресованных всем людям.

Основные черты и признаки права. 2. Общеобязательность. Правовые нормы регулируют поведение всех членов общества и обязательны для исполнения любыми лицами и организациями.

Основные черты и признаки права. 3. Формальная определенность. Правовые нормы выражены в письменной форме и закреплены в различных источниках права.

Основные черты и признаки права. 4. Системность. Все правовые нормы логически взаимосвязаны, они вытекают одна из другой, образуя целостную систему законодательства.

Основные черты и признаки права. 5. Гарантированность государства. Реализация правовых норм обеспечена принудительной силой государства.

Основные черты и признаки права. 6. Многократность применения. Нормы права рассчитаны на неограниченное количество случаев.

Функции права: Регулятивная. Право воздействует на поведение человека правовыми средствами.

Функции права: 2. Ограничительная. Право способно охранять основы существующего строя.

Функции права: 3. Гуманистическая. Право смягчает возникающие в обществе противоречия и конфликты.

Функции права: 4. Идеологическая. Право способно формировать в общественном сознании представления о необходимых и желательных правилах поведения.

Функции права: 5. Воспитательная. Право развивает в людях чувства справедливости, добра, гуманности.

Планответа:

1. Право - результат исторического развития общества.

2. Понятие права.

3. Роль права в обществе.

Всякое человеческое общество испытывает потребность в четкой организации деятельности людей, их поведения с целью защиты жизни членов общества, их собственности, преодолении раздоров, нетерпимости и т.д. Постепенно в ходе истории сложились общие правила (правовые нормы), которые точно указывали всем и каждо­му, как следует поступать в той или иной жизненной ситуации, .ка­кие у человека есть возможности в обществе и в чем состоит его от­ветственность перед людьми. Нормы права внесли в жизнь общества начала всеобщего соглашения, гражданского мира, диало­га, договоренности.

Право соединило в себе одновременно два смысловых значения. Одно связано с понятием править, управлять, регулировать (отно­шения между людьми и общественный порядок). С помощью норм права осуществляется правление, управление в государстве. Если кто-нибудь нарушает созданный с помощью норм права порядок, на него находят «управу», т.е. заставляют считаться с установленными нормами. Другое, связано со справедливостью, с правдой. Право всегда ориентируется на правду, справедливость. Если государство признает правовую норму, то оно утверждает ее в своем законода­тельстве, выполнять которое обязаны все граждане данной страны.

Право - это особый регулятор общественных отношений чело­веческого поведения; оно находит свое выражение в системе юридических (правовых) норм (правил), которые закрепляют исто­рически сложившиеся в обществе представления о порядке и спра­ведливости.

Право может быть закреплено в форме принятого государством закона или существовать в виде образца, идеала. Система права включает в себя большие группы правовых норм, объединенных общностью регулируемых ими общественных отношений. Эти группы норм принято называть отраслями права. Отраслей права очень много - конституционное, административное, гражданское, трудовое, уголовное, и т.д.

Порядок и справедливость право устанавливает путем четкого определения меры свободы человека. Подлинная свобода состоит в том, чтобы уметь правильно пользоваться своими правами и ува­жать права других людей.

На основе прав люди регулируют свои частные интересы: в ма­териальном благополучии, семейной жизни, общении с друзьями, духовно-нравственном самосовершенствовании, учебе, творчестве, информации и т.д. Удовлетворение частных интересов приводит к возникновению связей и взаимодействий между индивидуумами, социальными группами, порождает определенные институты - се­мью, творческие союзы, потребительские организации и т.д.

Так складывается гражданское общество, где право регулирует отношения, интересы, потребности граждан в различных сферах жизни общества.

Билет 4

Человек и культура

Юридическая ответственность, се виды

Человек и культура

План ответа:

1 Культура процесс созидания материальных и духовных благ в обществе

2 Человек - субъект культуры.

3 Единство человека и культуры.

Культура является существенной характеристикой жизни обще­ства и неотделима от человека как социального общества. В процес­се жизнедеятельности человек формируется как культурно-историческое существо. Его человеческие качества есть результат усвоения им языка, приобщения к существующим в данном общест­ве ценностям, традициям, овладения им присущими данной культу­ре приемами и навыками деятельности и т.д. Культура представляет собой меру человеческого в человеке.

Первоначально культура означала возделывание, культивирова­ние почвы, но в дальнейшем получила более общее значение - со­зидание каких-либо ценностей (материальных, духовных). Накоп­ление культурных ценностей связано с передачей их от одного поколения к другому (преемственность"). Наиболее устойчивая сто­рона культуры - культурные традиции - элементы социального и культурного наследия, которые не просто передаются от поколения к поколению, но и сохраняются в течение длительного времени, на протяжении жизни многих поколений - ценности, идеи, обычаи и т.д. Формирование культуры предполагает не только сохранение лучших элементов старого, но и создание нового, приращение куль­турною богатства в процессе творчества, когда новые ценности приобретают общественную значимость.

Важным признаком культурного развития человека, общества является наличие необходимых условий для проявления и развития творческих сил, способностей, талантов человека - музыкальные и художественные школы, клубы по интересам, самодеятельные теат­ры и т.д.

Кризисная ситуация, сложившаяся в России, с особой силой про­является в культуре нашего общества: упадок морали, ожесточенность, низкое финансирование культуры, засорение русского языка иностранными словами, бранной речью, утечка специалистов за границу и т.д. Все это привело к резкому падению культурного уровня человека, народа. Однако последние два года, правительство России наметило комплексную программу по исправлению сло­жившегося положения.

Людям необходимы даже самые дурные законы, ибо, не будь их, люди пожрали бы друг друга.

Эпикур

Понятие права

Современный человек не представляет себе жизнь без права. Если отменить правовые нормы, каждый из нас будет вправе действовать так, как ему заблагорассудится. Это будет напоминать хор, в котором каждый его участник поет свою песню.

Право регулирует широкий круг вопросов пашей жизни, но не все. Многие вопросы мы способны разрешить сами. В самом деле, разве необходимы юридические нормы для того, чтобы решить, кого выбрать в качестве друга, кого полюбить, что читать, как проводить свободное время? Если графически изобразить то, какое место в нашей жизни занимает право, приблизительно это будет выглядеть следующим образом (рис. 2.3).

Рис. 2.3.

Значение нрава в различных сферах жизни

На первый взгляд, занимая скромное место в нашей жизни, в обществе право играет главную роль потому, что регулирует самые важные общественные отношения (рис. 2.4). Право представляет собой очень сильное оружие, ведь за правовыми нормами стоит государственное принуждение, т.е. возможность применения санкций. И если бы мы вдруг с помощью законов стали решать большинство вопросов общественной жизни, как это было при тоталитаризме, то, сами того не замечая, оказались бы словно за колючей проволокой, строем чеканя шаг.

Какие же основные вопросы нашей жизни регулируются с помощью права? И какова его роль в различных сферах общественной жизни?

Рис. 2.4.

Попытаемся, видя перед собой конкретных людей, занимающихся конкретными делами, как бы препарировать общество и определить, какие существуют сферы (стороны) нашей жизни.

  • 1. Политическая сфера жизни людей включает в себя все, что связано с управлением обществом (определение программ его развития, деятельность политических партий и других общественных объединений, формирование государственных органов и определение их компетенции, взаимоотношения между нациями, классами и другими общественными группами, существующими в государстве, а также с другими государствами и т.д.). Право максимально регулирует именно эту сторону жизни общества.
  • 2. Экономическая сфера связана с производством, распределением, обменом и потреблением созданных трудом человека благ. Экономика способна к саморегулированию, но и в этой сфере право нс остается безучастным. Однако степень его участия по сравнению с политической сферой гораздо меньше.
  • 3. Социальная сфера связана с удовлетворением насущных потребностей человека (работать, есть, пить, одеваться и т.п.). В конечном счете здесь все направлено на повышение благосостояния людей. Причем это касается не только работоспособных людей, находящихся в активной форме, но и тех, кто не способен прокормиться своим трудом: детей, учащихся, пенсионеров, безработных, инвалидов, беженцев, переселенцев и др. Задача права в этой области весьма неблагодарна и состоит в том, чтобы взять материальные средства у одних (работающих) и передать их другим (находящимся в трудном положении), т.е. устанавливать пенсии, пособия, стипендии.
  • 4. Духовная сфера включает в себя все, что связано с наукой, культурой, образованием, отправлением религиозных культов, самопознанием, нравственностью, этикетом и др. По сравнению с вышеназванными сферами общественной жизни здесь право используется незначительно: установление стандартов образования, размеров финансирования образования, культуры, науки, регистрация религиозных объединений и др.

Несмотря на то, что политика имеет очень большое значение, основой жизни общества является экономика. Если экономика носит примитивный характер, никакие свободные выборы и референдумы не позволят накормить людей, повысить их благосостояние. Тем более в этом случае не будет рассматриваться вопрос о необходимой социальной защите, т.е. о повышении пенсий, пособий, стипендий. "Золушками" в такой ситуации останутся образование, наука и культура.

В дальнейшем нам предстоит более подробно разобраться в том, какое воздействие оказывает право на нашу жизнь, в частности на экономику, которая в современный период и в нашей стране становится рыночной. Мы должны будем ответить на вопрос, зачем с помощью права регулировать экономическую жизнь в стране и какие конкретно ее стороны подлежат такому урегулированию.

Это надо запомнить

  • 1. Право регулирует наиболее важные вопросы общественной жизни.
  • 2. В общественной жизни можно выделить четыре сферы: политическую, экономическую, социальную и духовную.
  • 3. Политическую сферу жизни право регулирует в максимальной степени.
  • 4. Экономическая сфера способна к саморегулированию, и поэтому здесь роль права сводится только к установлению рамок, ограничений.
  • 5. В социальной сфере главная задача права состоит в защите неблагополучных слоев общества и установлении им пенсий, пособий, стипендий.
  • 6. Духовная сфера жизни подвергается воздействию со стороны права в самой минимальной степени.
  • 7. Основой жизни общества является экономика.