Национально-государственное устройство российской федерации

Лекция 7. Социально-этнические общности и отношения.

Российской Федерации.

1. Социально-этнические общности и отношения: сущность и тенденции развития.

2. Национально-государственное устройство Российской Федерации: основные направления её обновления.

Проблема национальных отношений выдвинулась на одно из первых мест среди жгучих проблем современности. Под ее натиском прекратили существование федеративные государства в СССР и Югославии, национальный вопрос остается сложнейшей внутриполитической проблемой в Англии (Ольстер), в Бельгии (фламандско-валонский конфликт), в Канаде (англо-канадский и франко-канадский конфликт), в США (негритянский, мексиканский, индийский вопросы). Начавшийся еще в XVIII веке процесс консолидации, например, американской нации не завершен и поныне. Если учесть, что на земном шаре более 2000 различных народов - от мелких племен до многомиллионных наций, что 90% наций и народностей входят в состав многонациональных государств (на планете - около 200 государств), что только 327 народов и национальных групп являются многочисленными (они насчитывают более 1 млрд. человек из 6 млрд. проживающих на планете), то становится понятным, что национальный вопрос является одним из самых сложных.

Российская Федерация - также многонациональное, полиэтническое государство. Ее население состоит из 83% русских, 3,8% - татар, 3% - украинцев, 1,2% - чувашей, 0,9% - башкир. На остальные 5% приходится 113 народов. 22 коренных малочисленных народа своих национально-государственных образований не имеют.

В республиках доля русских, вместе взятых, составляет 55% всего населения, в автономных округах - 61,6%. Из многих республик и автономных округов в последние годы наблюдается отток русского населения из-за национальных конфликтов и их следствия - национальной дискриминации. Именно поэтому проблемы национальных отношений, национальной политики выдвинулись на одно из первых мест среди жгучих проблем современности.

Социально-этнические общности и отношения:

сущность и тенденции развития

В рассмотрении данной проблемы ключевой категорией является этнос. Что такое этнос?

Этнос - это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры (включая язык, обычаи, традиции) и психологии, а также сознание своего единства и отличия от других образований. То есть этнос - это относительно обособленный народ.

В мире существует целый ряд отраслей науки, которые изучают этнос. Это этнография (народоописание), этноантропология (описание индивидов отдельных рас и народностей), этносоциология, этнополи-тология и др.



Одним из виднейших исследователей этнических проблем санкт-петербургский профессор Л.Н. Гумилев считает, что социально-этническая общность как необходимая форма общественного развития проходит ряд стадий: от родоплеменной к народности, от народности - к нации, от нации - к единому человечеству. Рассмотрим эти этнические категории.

Род – форма общности людей, свойственная раннему периоду первобытно-общинного строя, в основе которого лежат кровные связи, обеспечивающая жизнедеятельность первобытных людей (субэтнос).

Племя – форма общности людей, свойственная первобытно-общинному строю, в основе которого лежат родовые отношения, определяющие разобщённость племён по территории, языку, культуре. Племя объединяло два или несколько родов и имела свой язык, территорию, нравы и обычаи. Признаки родоплеменной общности – кровнородственные связи.

Народность – форма языковой, территориальной, экономической и культурной общности людей, складывающаяся с возникновением частнособственнических отношений и характерна для рабовладения и феодализма, предшествует с распадом феодализма образованию наций. Народность не просто объединение племён, а качественно новая общинная организация людей, основанная на территориальных и экономических связях людей, при наличии частной собственности и непримиримых антагонистических социальных общностей. Признаки народности – территориальные связи, экономические сельскохозяйственные связи, единые язык, культура (самодеятельный народный жанр), религия, обычаи, традиции.

Категория народ не является этнической категорией, то есть не является социально-этнической общностью. Народ – социальная общность, отличающая на различных этапах истории те слои и классы, которые по своему положению способны участвовать в решении задач прогрессивного развития общества.

В современных условиях вершина развития социально-этнической общности - нация. В определении нации до сих пор преобладающей является сталинская формулировка: это такая общность людей, которая имеет общий язык, общую территорию, общую культуру, единство экономических, социально-политических и духовных интересов.

В настоящее время ряд исследователей считают, что подобное определение нации не отвечает действительности. В частности профессор Агаев утверждает, что язык, территория, хозяйственные связи и культура выступает не признаками нации, а лишь благоприятными условиями её формирования и развития. Этнос обретает форму нации лишь тогда, когда у него возникает устойчивая потребность в политическом, культурном, экономическом, психологическом самоотделении. По его мнению нация означает политически, государственно-организованный народ. Такое определение нации предполагает сепаратистские тенденции.

Противоположную Агаеву точку зрения высказывают научные сотрудники Института государства и права АН России А. Козлов и И. Шафир. Они отмечают, что не только в практике, но и в теории идёт смешение понятий государственного и национального суверенитетов, их отождествление, что приводит к негативным последствиям. Отдельные национально-государственные и территориальные образования суверенными, хотя суверенитет может и должен присущ только государству. Национальный суверенитет имеет свою специфику и является политико-правовым свойством нации, а не государства и проявляется в различных формах автономного национально-государственного устройства, не требующим обязательного провозглашения государственного суверенитета любой автономной единицы. Эту точку зрения разделяет А.И. Солженицын: «Как показало в XX веке создание многих малых государственных образований – это несколько обременяет их избытком учреждений, представительств, армий. Отсекает от пространных территорий, разворота торговли и общественной деятельности… Не крупный Российский союз нуждается в примыкании малых народов, но они нуждаются в том больше».

А научный сотрудник института этнологии и антропологии АН России А. Ямсков прямо заявляет: «Большинство бывших советских республик при всем желании просто не могут стать национальными государствами из-за этнического состава, особенностей территориального размещения и национально-культурной ориентации своего населения».

Таким образом, сформулируем определение нации. Нация – исторически сложившаяся общность людей, которой свойственны общность условий жизни (экономических), общность территории, общность языка, известных черт психологии (сознание, интерес), национальный склад характера, появляющийся в культуре и быту. Признаки нации: территория, устойчивая общность экономических связей (промышленных), язык литературный, культура профессиональная, обычаи, традиции закреплены законодательно.

Известно, что нации стали складываться с возникновением капиталистического способа производства. Преобладающим принципом в этом процессе был лозунг, провозглашенный Французской революцией: «Один народ - одна нация». Он действовал более ста лет, но к концу XIX века устарел: возникли многонациональные государства. Тогда левыми социал-демократами был выдвинут лозунг - как путь освобождения от национального гнета. К сожалению, уже тогда, на рубеже XX века, у многих людей этот лозунг ассоциировался с отделением. Если нет отделения, то нет и никакого самоопределения. Произошел логический перекос: самоопределение стало рассматриваться целью, а не средством саморазвития нации без ущерба для других народов. Отделение нужно, если невозможно достичь уничтожения национального гнета, достижения суверенитета другими путями.

Национальное отделение в условиях цивилизованного демократического общества, всегда чревато негативными последствиями, разрывом сложившихся экономических, политических, культурных связей, отрицательно отражающихся на социальной жизни как отделяющегося народа, так и других народов бывшего единого государства.

Начавшийся в XVIII веке процесс дезинтеграции (к примеру, отделение Северной Америки от Великобритании) продолжается и в настоящее время. Главная его причина - проведение имперской колониальной политики в отношении народов присоединенных территорий, невозможность приобретения условий для самостоятельного, суверенного развития в условиях унитарного государства. Этому процессу была подвержена Австрия, Франция, Испания, Швейцария. В 60-е годы произошло крушение колониальной системы как таковой, в настоящее время этому процессу подвержены Индия, Югославия и ряд других стран.

Однако для второй половины XX века характерно бурное развитие и другой тенденции - процесса интеграции. Этот процесс особо характерен для Западной Европы и латиноамериканского континента. Интернационализация всех сфер общественной жизни - это объективный процесс, вызываемый развитием производства, необходимостью его специализации и концентрации, следствием чего необходимой становится интернационализация рынка и других сфер общественных отношений.

Следовательно, социально-этнические процессы во многом характеризуются национальными отношениями.

Национальные отношения – это отношения между субъектами национально-этнического развития – нациями, народностями, национальными группами и их государственными образованьями.

Правомочно рассматривать три типа национальных отношений: равноправные; отношения господства и подчинения; попытки уничтожения других субъектов.

Уровень развития национальных отношений зависит от степени разрешения основных проблем:

▬ национальное самоопределение;

▬ сочетание национальных и интернациональных интересов;

▬ равноправие наций;

▬ создание условий для свободного развития национальных культур;

▬ подготовка и представительство национальных кадров в структуре власти и ряд других вопросов.

Следствием непродуманных национальных отношений являются этнические конфликты. К причинам этнических конфликтов можно отнести следующее:

Борьба за власть;

Каждому этносу – свою национальную политику;

Территориальные претензии одного этноса к другому;

Национальная нетерпимость и национальный эгоизм;

Старый механизм разрешения национальных противоречий (на страхе), а новый не создан;

Малоэффективность в социально-экономическом плане;

Мифологическое псевдоинтернационалистическое сознание;

Ошибки в национальной политики.

Как показывает мировой опыт (позитивный и негативный) решение национального вопроса и достижение межнационального мира и согласия возможно лишь на основе проведения последовательно демократической национальной политики. Что же такое национальная политика вообще, а демократическая в частности. Каковы ее основные задачи, принципы и механизмы реализации.

Национальная политика - система мер, осуществляемых государством, направленная на учет, сочетание и реализацию национальных интересов, на решение противоречий в сфере национальных отношений.

Национальная политика - это целенаправленная деятельность по регулированию взаимоотношений между нациями, этническими группами, закрепленных в соответствующих политических документах и правовых актах государства. В теории и на практике следует учитывать, что национальная политика, региональная политика, демографическая политика и другие виды политико-управленческой деятельности тесно взаимосвязаны между собой. В различных системах связи они соотносятся как общее и особенное, целое и частное. Социальные, экономические, языковые, региональные, миграционные, демографические аспекты национальной политики как целостная система представляют собой концентрированное выражение социальной, экономической, языковой, региональной, миграционной, демографической политики.

Важной задачей многонационального государства является оптимизация межнациональных отношений, т.е. поиск и реализация наиболее благоприятных вариантов взаимодействия субъектов межнациональных отношений. Главное в содержании национальной политики - отношение к национальным интересам с учетом их:

а) общности;

б) расхождения;

в) столкновения.

Общность коренных интересов отдельных субъектов межнациональных отношений и общенациональных интересов в масштабе государства имеет объективные основания. Расхождение интересов связано с объективно имеющимися специфическими условиями и потребностями развития национально-этнических общностей. При переплетении национальных и политических интересов их расхождение может перерастать в столкновение, конфликт.

Основные концептуальные положения национальной политики:

● равноправие народов;

● взаимовыгодное сотрудничество;

● взаимное уважение интересов и ценностей всех народов;

● непримиримость к национализму;

● политическое и моральное осуждение людей, социальных групп, стремящихся достичь благополучия своего народа за счёт ущемления интересов других народов.

Вся деятельность государственных институтов власти и управления, обеспечивающая развитие социально-экономических и духовно-политических процессов в многонациональной стране, должна строиться на ясно обозначенных принципах национальной политики, которая по сути является политикой тщательного и своевременного учета и разработки механизмов согласованных национально-специфических интересов народов и территорий в тактике и стратегии всей страны.

Основные принципы национальной политики:

1. Принцип научного анализа и творческого осмысления опыта осуществления национальной политики.

2. Принцип стабильности территориальных границ национально-государственных образований.

3. Принцип учёта взаимосвязи и взаимодействия реформ в экономической, политической, духовной сферах.

4. Принцип целостности национальной политики, учёт взаимосвязи всех её компонентов.

5. Принцип оказания помощи малочисленным народам в развитии их экономики, культуры, в сохранении среды обитания.

6. Принцип формирования этики межнациональных отношений, полное исключение всех форм несправедливости, насилия.

Национальная политика различается по цели, содержанию, направленности, формам и методам осуществления, результатам. Что касается политики, рассчитанной на ближайший период, то она является частью долговременной политики, вытекает из нее, но регулирует конкретные межнациональные проблемы, порожденные жизнью, возникшие в ходе текущих событий. В этом случае очень важно своевременно реагировать на национально-этнические проблемы, возникающие в переломные периоды, в результате изменения социально-экономических условий страны или геополитического положения.

Национально-государственное устройство Российской Федерации: основные направления её обновления

Важнейшим направлением национальной политики является национально-государственное устройство социальных общностей. Мировой практике известны следующие государственно-правовые формы объединения народов:

унитарное государство - характеризующееся централизованным руководством административно - государственными единицами и отсутствием обособленных (самостоятельных) государственных образований. В рамках этого государства возможна широкая территориальная или национальная автономия. В современном мире многонациональными унитарными государствами являются Китай, Испания, Румыния, Вьетнам, Лаос, ЮАР и др.

Федерация - это единое государство, образующееся на добровольной основе двумя или несколькими государствами, каждое из которых имеет свою конституцию, законодательные и исполнительные власти, судебные органы. Вместе с тем, федерация имеет единую конституцию, общефедеральные органы государственной власти, единые вооруженные силы, единую денежную единицу. На земном шаре немало федеративных государств, являющихся, как правило, крупными, сильными и влиятельными. Это США, Канада, Мексика, Бразилия, Аргентина, Германия, Австрия, Италия, Индия, Малайзия, Пакистан, Нигерия. Федеративное устройство способствует децентрализации власти, автономии и самостоятельности мест, развитию демократических форм управления. Оно расценивается как наиболее рациональная и эффективная модель управления.

Конфедерация - межгосударственный союз, в котором его члены абсолютно автономны, имеют независимую систему органов управления и законодательства, обладают правом санкционирования и нуллификации (отмены) актов союзных органов, имеют самостоятельное гражданство, свою валюту, национальную армию. Правовой формой закрепления данного объединения является не конституция, а договор. В конфедерации нет единой территории. В настоящее время конфедерацией формально считается Швейцария, недавно образованный СНГ носит также конфедеративный (пока весьма неустойчивый) характер. Конфедерационные объединения, как показывает история (опыт США, Германии, Швейцарии), носят временный характер. Тенденции развития идут от полной независимости через конфедерацию к федерации. Следовательно, на практике конфедерация является промежуточным этапом к более тесному союзу. Наглядный тому пример - современная Западная Европа, ставшая по существу, конфедерацией, постепенно и поэтапно преобразующаяся в федерацию. Думается, что со временем, по мере преобладания научного анализа и здравого смысла у политиков республик бывшего СССР, этот путь пройдут и современные государства СНГ.

Следует различать понятия государства и гражданского общества. Великий философ Гегель характеризовал гражданское общество как относительно не зависимую от государства сферу реализации частных потребностей и интересов. Гражданское общество выступает, по Гегелю, как взаимодействие субъектов данных потребностей и интересов, осуществляющееся на основе частной собственности и всеобщего формального равенства людей . О гражданском обществе писал К. Маркс, считая, что гражданское общество является областью общественных отношений, которая составляет основное содержание исторического процесса. Вместе с тем он писал, что «анатомию гражданского общества следует искать в политической экономии» .

Осмысливая идею гражданского общества и беря на вооружение то, что оставлено нам предыдущими мыслителями в области теории данного вопроса, необходимо учитывать современные реалии и нынешнее состояние разработки этой проблемы. Видимо, было бы правильно рассматривать гражданское общество как взаимодействие в обществе больших и малых социальных групп, в том числе и национальных общностей. Разумеется, функционирование всех этих групп имеет свою экономическую, политическую и духовную основы. Если взять экономическую основу, то она, конечно же, не сводится к отношениям частной собственности, а включает в себя также корпоративную, акционерную собственность, коллективную собственность кооперативов и общественных организаций, а также государственную собственность в тех областях экономики, где её сохранение целесообразно и необходимо.

Задача состоит в том, чтобы на этой экономической основе развивать и совершенствовать гражданское общество, в котором каждый гражданин мог бы свободно и творчески проявить себя, удовлетворить свои потребности в соответствии с той пользой, которую он приносит другим людям и всему обществу. Причём любой человек в реализации своих прав должен быть всесторонне защищён действующими законами и правоохранительными органами. Государство должно служить всем людям, защищать их права и гражданские свободы. В свою очередь каждый гражданин должен выполнять свои обязанности перед другими гражданами – близкими и далёкими, государством и обществом.

В современных условиях остро встал вопрос о национально-государственном устройстве в Российской Федерации - уникальном государстве, не имеющем аналогов в мире. «Россия не нация, но целый мир», - писал русский мыслитель Георгий Федотов (1886-1951), находясь в зарубежье. Он считал, что в этом «культурном пространстве» все процессы могут развиваться только согласованно и привести к «соборному» (единство общего и единичного) соединению всего целого, к своеобразному содружеству.

Развал СССР бумерангом сказался и на стабильности РСФСР -начался распад российской государственности. Верховные Советы Якутской АССР и Татарской АССР приняли решение о суверенитете, сепаратизм характерен для автономных образований Северного Кавказа (Чечня и др.)

Призыв Б.Н. Ельцина в 1990 году: «Берите столько суверенитета, сколько сумеете проглотить», - нанес непоправимый вред не только СССР, но и России. Принятая в 1993 году Конституция Российской Федерации провозгласила, что «Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления» Отсюда следует, что принцип федерализма положен в основу государственного устройства, закреплен в наименовании государства. Российская Федерация является федерацией договорно-конституционного типа. Федеративный договор был подписан 31 марта 1992 года, все его основные положения вошли в текст Конституции. Осуществление государственной власти происходит на основе договорно-конституционного распределения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов федерации, каковыми являются все республики, края, области, национальные округа (всего 89 субъектов федерации).

Российская Федерация состоит из 21 республики, 6 краёв, 49 областей,2-х городов федерального значения, 1 автономной области, 10 автономных округов – равноправных субъектов России.

Процессы суверенизации, столь характерные для современной России, остро поставили вопрос о судьбе национально-государственных образований и модели российского федерализма. Одни считают, что надо создавать новые национально-государственные образования, в том числе - Русскую республику, а в ней - еще 7 автономных территорий (Поволжскую, Уральскую, Западно-Сибирскую, Дальневосточную и т.д.). Другие предлагают наиболее разумный выход - перевод нашей федерации на территориальный принцип, т.е. деление всей страны на губернии, области или земли.

Бесспорно, этнонациональный принцип построения Федерации весьма уязвим, поскольку существует угроза территориальной целостности государства, да и границы национальных республик лишь условно соотносятся с этническими ареалами народов: в 15 из 21 республики титульное (коренное) население составляет менее половины населения, а в некоторых - менее 1/4.

Рано или поздно России придется пойти по пути других федераций, существующих десятилетия и столетия и основанных на территориальном принципе формирования. Однако к этому возможен лишь постепенный путь, без резкой ломки существующих порядков (уравнение в правах с республиками всех краев, областей как субъектов федерации, обеспечение на территории страны всех конституционных прав человека независимо от национальности, пропорциональное представительство в органах власти людей коренной и некоренной национальности и т.д.).

Задача современной национальной политики - достижение межнационального мира в условиях широкого движения за национальное возрождение. Исходным постулатом решения этой задачи должно быть признание того, что Россия - это единое многонациональное государство с численным преобладанием русского народа. Основа свободного национального развития и межнационального мира - установление оптимальных отношений между преобладающим русским народом и другими народами государства. От русских требуется уважение национальных интересов и чувств населяющих Россию народов. От народов России требуется уважение, признание и учет интересов и объективного положения русских в России.

Долговременной программой, стержнем национальной политики является ее научно разработанная концепция. В концепции определяются стратегические цели и задачи национальной политики, пути, формы и методы решения национальных проблем, научное и практическое обеспечение основных направлений национальной политики. В СССР имелась концепция национальной политики, согласно которой стратегическим направлением развития наций признавалось действие двух взаимосвязанных тенденций - расцвет и сближение наций, а в перспективе достижение их полного единства.

В Российской Федерации лишь в июне 1996 г. была принята концепция национальной политики. Концепция государственной национальной политики представляет собой систему современных взглядов, принципов и приоритетов деятельности органов государственной власти в сфере национальных отношений, учитывающую новые исторические условия развития российской государственности, необходимость обеспечения единства и сплоченности России, укрепления межнационального согласия и сотрудничества между ее народами, обновления и развития их национальной жизни, языков и культур.

Демократическая, гуманистическая концепция национальной политики зиждется на таких фундаментальных основах, как интернационализм, защита прав коренных малочисленных народов и национальных меньшинств, воли народов к самоопределению, самоуправлению, самоутверждению, равенство прав и свобод человека независимо от национальности и языка, свобода пользования родным языком, свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Высшая цель национальной политики Российской Федерации состоит в том, чтобы создать всем народам России на основе соблюдения прав человека и народов, необходимые условия для их полноценного социального и национального культурного развития в составе единого многонационального государства.

Это предполагает укрепление доверия и сотрудничества между всеми российскими народами, развитие традиционных межнациональных контактов и связей, эффективное и своевременное разрешение возникающих противоречий в сфере межнациональных отношений на основе обеспечения баланса общегосударственных интересов, интересов субъектов Федерации и населяющих ее народов.

В соответствии с концепцией в национальной политике Российского государства определены следующие основные задачи.

В политической и государственной сфере: упрочение российской государственности путем углубления и развития новых федеративных отношений; перестройка государственно-политической системы страны на подлинно федеративных началах, формирование такой модели федерации, которая отвечала бы особенностям истории, традициям, современным социально-экономическим и политическим реалиям России; создание необходимой правовой и нормативной базы для регулирования федеративных и национальных отношений; совершенствование механизма формирования законодательных (представительных) и исполнительных органов власти всех уровней, который бы реально позволял этническим сообществам влиять на принятие государственных решений, затрагивающих их интересы; объединение усилий всех звеньев государственной системы, структур гражданского общества, политических партий, религиозных деятелей для достижения межнационального согласия и мира.

В социально-экономической сфере: реализация экономических интересов народов с учетом общероссийских приоритетов; рациональное использование многообразных хозяйственных возможностей республик, автономий и областей; осуществление специальных программ занятости в трудоизбыточных регионах, экстренных мер по подъему депрессивных районов и областей, в том числе в Центральной России; содействие развитию региональных ассоциаций экономического взаимодействия субъектов федерации.

В духовной сфере: распространение объективной информации об истории и культуре народов, населяющих Российскую Федерацию; сохранение исторического наследия культуры русского народа и всех народов России, создание в обществе атмосферы уважения к их достижениям, дальнейшее развитие многовековых традиций культурного взаимодействия; обеспечение оптимальных условий для развития языков всех народов, а также функционирования русского языка как общегосударственного и средства межнационального общения; укрепление национальной общеобразовательной школы как важнейшего инструмента сохранения и развития этнического своеобразия культур; учет реально существующей взаимосвязи национальной жизни с религией, поддержки миротворческой деятельности всех традиционных для России вероисповеданий, усилий религиозных организаций, направленных на межнациональное согласие; бережное отношение к традиционным для России верованиям, их философскому, этическому и нравственному наследию.

Главная задача этой работы - защита и уважение достоинства нации и национального достоинства человека; свободное национально-культурное самоопределение личности; недопущение дискриминации личности по национальному признаку; формирование уважения к культурно-языковым традициям всех народов, культуры межнационального общения.

Революция 1905–1907 гг. сплотила буржуазию и землевладельцев национальных регионов вокруг царской власти как самой надежной своей защиты. Классовый страх был сильнее естественного национализма буржуазии. После краха монархического центра положение изменилось, стало преобладать стремление наций к самоопределению. Начался распад империи.

Прежде всего, сепаратизм поразил армию. Еще до февраля 1917 г. были созданы национальные части – латышские батальоны, Кавказская туземная конная дивизия (или Дикая дивизия), Сербский корпус. После Февраля был сформирован Чехословацкий корпус и вдруг "все языки" стали требовать формирования национальных войск.

Командование и правительство не имели определенной установки и не были готовы к этому.

Верховный главнокомандующий генерал А. А. Брусилов разрешил создание "Украинского полка имени гетмана

Мазепы". Началась "украинизация" армии. В конце лета 1917 г. разгорелась борьба за Черноморский флот, на кораблях поднимали украинские флаги, с них списывали матросов-неукраинцев.

Начался территориальный распад империи. После февраля 1917 г. Польша и Финляндия (две территории с развитым национальным господствующим классом) потребовали независимости, Польша к тому моменту была оккупирована Германией, и Временное правительство туманно пообещало признать ее независимость, а Финляндии отказало в самоопределении (разогнав в июне заседание сейма).

Временное правительство провозгласило курс на сохранение "единой и неделимой" России. Однако вся практическая политики Временного правительства способствовала децентрализации и сепаратизму не только национальных окраин, но и русских областей.

Резко усилилось сибирское "областничество" – движение за автономию Сибири. Конференция в Томске (2–9 августа 1917 г.) приняла постановление "Об автономном устройстве Сибири" в рамках федерации с самоопределением областей и национальностей и даже утвердила бело-зеленый флаг Сибири. 8 октября 1917 г. открылся I Сибирский областной съезд. Он постановил, что Сибирь должна обладать всей полнотой законодательной, исполнительной и судебной власти, иметь Сибирскую областную думу и кабинет министров. Предусматривалась возможность преобразовать саму Сибирь в федерацию. Ожесточенными противниками областничества были большевики.

I и II Всероссийские мусульманские съезды (с 1 по 11 мая и с 21 по 31 июля 1917 г.) заявили, что не помышляют о выходе из России, но обнаружили две тенденции: на национально-культурную автономию при унитарном государстве и на территориально-федеративное устройство (с созданием автономных республик). Председатель Юридического совещания и Государственный контролер Временного правительства Ф. Ф. Кокошкин разрабатывал даже проект двух Дум – Государственной и Союзной.

Временное национальное управление мусульман внутренней России и Сибири провело всеобщие, прямые и тайные выборы в национальный парламент (миле-меджлис), который должен был собраться 17 ноября 1917 г. в Уфе.

Наиболее неудачно сложились отношения Временного правительства с Украиной.

Уже 4 марта 1917 г. на собрании ряда социалистических партий в Киеве была образована Центральная рада, которая требовала территориально-национальной автономии Украины. Юридическое совещание дало на это отрицательное заключение. В ответ Рада 10 июня 1917 г. провозгласила автономию, что было объявлено "открытым мятежом". В целом политика Временного правительства была непоследовательной, тактика все откладывать "на потом" (до созыва Учредительного собрания) привела к отделению Украины, хотя позиции сепаратистов там были исключительно слабы.

До самого последнего момента вопрос национальногосударственного устройства игнорировался Временным правительством, о нем не упоминается ни в декларациях, ни даже в постановлении о провозглашении России демократической республикой. Лишь в середине октября 1917 г. Особая комиссия (по разработке конституции) подготовила для будущего Учредительного собрания проект законодательного акта об автономии Финляндии и областной автономии.

Парадокс в том, что, заявляя о сохранении "единой и неделимой" России, либерально-буржуазное государство культивировало сепаратизм, а большевики, заявляя о праве наций на самоопределение, везде выступали непримиримыми противниками сепаратизма.

Глава 4. Советская власть и национально-государственное строительство

Национально-государственное устройство РСФСР

Россия представляет собой особую цивилизацию, выработавшую свой собственный, не повторяющийся в других цивилизациях способ сосуществования народов. Здесь любое изменение общественного устройства является национальной проблемой не может быть сведено лишь к политической, социальной или экономической стороне (в этом отличие революции в России от других великих революций - в Англии и Франции). И обратно - решение любой проблемы национальной политики в России реализуется через изменение государственного устройства, экономического или социального порядка.

Термин "национальный" мы применяем как условный, т.к. в Российской империи большинство народов, включая русский, находились на донациональной стадии развития общества и культуры, поскольку нация - продукт развитого буржуазного общества. Поэтому, строго говоря, в массовом сознании и политической мысли не было национализма. Он культивировался в узких кругах буржуазной интеллигенции, и за ним всегда стояли скрытые социально-политические интересы. Например, украинский национализм конца XIX в. создавался при активном участии русской радикальной интеллигенции, которая видела в нем оружие против царизма.

В ходе борьбы с государством вот уже более века "национальный вопрос" - один из наиболее идеологизированных, он построен на мифах. И Российская империя, и СССР одними представляются как "тюрьма народов", другими - как земной рай "семьи народов". Оба эти мифа мешают познанию и пониманию.

До Февраля 1917 г. сильных сепаратистских движений, имевших массовую поддержку, в Российской империи не было. Из 160 депутатов IV Государственной думы от национальных районов 150 поддерживали идею "единой и неделимой России". Тенденции ее распада возникли именно с разрушением "центра", с самоликвидацией монархии.

Вопреки нынешним мифам, традиции собственной государственности нерусские народы на территории России, за исключением Литвы, не имели. Последние присоединенные к России Хива, Коканд и Бухара государствами в полном смысле не были, т.к. таких народов не существовало.

Инерция распада нарастала в течение всего 1917 г. В конце его региональные политические группировки начали декларировать государственную независимость. Возникли республики Армения, Азербайджан, Грузия, Эстония, Латвия, Литва, Украина, Белоруссия, Башкирская автономия и казахская Алаш Орда. Большого влияния на этот процесс смена власти в Петрограде в октябре 1917 г. не оказала, хотя сам факт очередной смены центральной власти сепаратизму способствовала (1).


История "собирания" России после распада 1917-1918 гг. показывает, что руководители Советского государства важность национальной политики оценивали правильно. Об этом говорят и интенсивность дискуссий и экспериментов, и даже накал страстей в этих дискуссиях. Теоретически вопрос, однако, был не разработан, и решения принимались исходя из тактических соображений (2).

Основы национально-государственной политики Советского государства были сформулированы в "Декларации прав народов России" от 2 ноября 1917 г., в которой закреплялось: равенство и суверенность народов России, право народов России на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельных государств, отмена всех и всяких национально-религиозных привилегий и ограничений, свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп, населяющих территорию России.

Правом отделения прежде всего воспользовалась Финляндия. В декабре 1917 г. Советское государство признало ее независимость. Советское правительство признало и состоявшееся при Временном правительстве отделение Польши. В Финляндии произошла короткая, но ожесточенная гражданская война, в которой еще стоявшие там советские войска поддержали рабочее правительство. Вопрос был решен вводом германских войск. В июне 1918 г. из состава России вышла Тува, присоединенная к России по ее просьбе в 1914 г.

Когда в государствах Украины, Белоруссии, Эстонии, Латвии и Литвы существовала Советская власть, эти республики вступали между собой и РСФСР в тесные отношения, помогая друг другу в решении военных, экономических и других проблем. По декрету BЦИK "Об объединении советских республик: России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировым империализмом" подлежали объединению республиканские органы военной организации и военного командования, СНХ, наркоматы финансов, труда, путей сообщения. Для руководства этими отраслями создавались единые коллегии.

В 1919 г. в Литве, а в 1920 году в Эстонии и Латвии, была утрачена Советская власть. В Закавказье в апреле 1920 г. провозглашается Азербайджанская ССР, в ноябре 1920 г. Армянская ССР, а в феврале 1921 г. - Грузинская ССР.

Дальний Восток был оккупирован японскими войсками. Чтобы избежать столкновения, Советское государство пошло на создание в 1920 г. буферного государства - Дальневосточной республики (ДВР) с территорией к востоку от Байкала до Тихого океана, включая Сахалин и Камчатку. 27 апреля 1921 г. Учредительное собрание приняло Конституцию ДВР. Во многом повторялась Конституция РСФСР, но с демократическими добавками (были провозглашены свободы: собраний, печати, создания союзов и обществ; личность, жилище и переписка граждан объявлялись неприкосновенными; никто не мог быть наказан без суда). Когда Красная Армия освободила Дальний Восток от войск интервентов и белогвардейцев (25 октября 1922 г.), Народное собрание ДВР 14 ноября 1922 г. постановило передать власть Советам, отменило Конституцию и все законы ДВР и обратилось во ВЦИК с просьбой присоединить Дальний Восток к РСФСР. 15 ноября ВЦИК объединил Дальний Восток с РСФСР.

В 1920 г. на территориях Хивинского ханства и Бухарского эмирата, находившихся до революции под протекторатом Российской империи, возникли Хорезмская народная советская республика и Бухарская народная советская республика, с которыми РСФСР поддерживала тесные связи.

В первой половине 1918 г. стали создаваться автономные республики на территории РСФСР. Появились Туркестанская, Таврическая, Донская, Кубано-Черноморская, Терская республики. Возникали они по инициативе местных советских и партийных органов в рамках прежних административно-территориальных единиц. Четкого правового статуса этих республик не было. Большая часть их перестала существовать в результате захвата их территорий интервентами и белогвардейцами. После освобождения они не восстанавливались (Туркестанская республика существовала до 1924 г.).

В конце 1918 г. появляется Трудовая Коммуна немцев Поволжья. В 1919 г. - Башкирская и Крымская автономные республики. В 1920 г. были образованы: 8 июня Карельская Трудовая Коммуна, 24 июня Чувашская автономная область, 26 августа Киргизская (позже Казахская) АССР, 4 ноября Калмыкская и Марийская автономные области и Автономная область Вотякского народа.

Это - фактическая формальная сторона дела. Более важно понять те принципы, что были реально положены в основу национально-государственного устройства Советской России, а затем и СССР. РСФСР, строение которой задало "матрицу" для всего последующего национального строительства, создавалась в чрезвычайных условиях революции и гражданской войны. Затем эта созданная под давлением обстоятельств структура была закреплена в не менее чрезвычайных условиях форсированной индустриализации и Второй мировой войны. Считать, что в этих условиях центральная власть исходила из неких "концепций" Маркса, Ленина или Сталина, по меньшей мере наивно. Ссылки на вождей, которыми оправдывались те или иные практические решения, служили, как правило, просто идеологическим прикрытием. Вырвав из контекста конкретной обстановки, у классиков марксизма можно найти взаимоисключающие заявления по национальном вопросу. Например, Сталин в нужный момент говорил, что право рабочего класса на власть выше права народов на самоопределение.

Разумеется, анализ основных взглядов на национальный вопрос представляет интерес, но прямого отношения к данному курсу не имеет. Во всяком случае, ни Маркс, ни Ленин, не были "врагами наций". Сближение и слияние наций виделось ими как состояние далекого будущего и никогда не ставились как практическая задача. С другой стороны, большевики в принципе были за сильное, крупное, централизованное государство, так что самоопределение рассматривалось Лениным как нецелесообразное право.

Рассмотрим ход советского национально-государственного строительства и причины выбора того или иного варианта решений.

Надо сразу отвести спекуляции последних лет, которые представляют действия советских войск в 1918-1920 гг. на территории "независимых государств" как агрессию или часть "межнациональной войны". Сами эти государственные новообразования 1917-1918 г. были следствием политической нестабильности, а не выражением "народный чаяний" (3). В пределах бывшей Российской империи шла (на считая войны с Польшей) типичная гражданская война - политическая борьба с помощью оружия. Никакая сторона, будь то на Украине, на Кавказе или в Средней Азии, реально не воспринимала ее как агрессию (4). Создание РСФСР и затем СССР не было присоединением "побежденных наций".

Учреждение РСФСР было провозглашено 25 октября 1917 г., при этом понятие "федеративная республика" не было разъяснено. В "Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа" уже сказано определеннее: РСФСР "учреждается на основе свободного союза свободных наций как федерация Советских национальных республик".

Если отставить в сторону романтическое понятие "свободные нации", то смысл заключается в официальном сопряжении федерализма с национальностью . То есть, "ненациональные" территории из области федеративных отношений исключались. Поскольку национальные образования в составе РСФСР в начале 1918 г. занимали очень небольшое место, речь шла о том, что Россия как федерация на деле представляла собой унитарное государство с этническими автономиями. Термин "федерация" был привлекательным как символ, подчеркивающий отличие нового государства от Империи, а кроме того, он был достаточно неясным, чтобы не ограничивать центральную власть в поиске типа новой государственности. Само понятие федерации в начале века было разработано очень мало, оно стало объектом теоретических изысканий лишь после Второй мировой войны, когда и стали складываться нынешние федеративные государства.

В Республике Советов отношения центра с губернскими Советами не были федеративными, под федерацией понимался, скорее, коммунализм - местное самоуправление. Однако само представление об РСФСР как федерации, включавшей многочисленные национальные автономии, стало стереотипом, который во многом повлиял на дальнейшее государственное строительство - было положено начало созданию этнополитических территориальных образований .

В этой политике Наркомат по делам национальностей (нарком И.В.Сталин) испытывал сильное давление и справа, и слева. "Интернационалисты" требовали расширения прав автономий, а старые большевики обвиняли Наркомнац в том, что он "создает национальности" и разжигает национальные чувства, которых объективно нет. В мае 1920 г. была проведена "реорганизация" наркомата. Из представителей народов был создан Совет Национальностей, который был поставлен "во главе" Наркомнаца и стал "своего рода парламентом национальностей". Объем функций наркомата быстро расширялся - от политических и культурных задач к экономическим. В нем помимо национальных отделов появились и функциональные управления - сельского хозяйства, лесничества, армии и т.д., что вызывало нарастающие трения с другими наркоматами.

В целом Наркомнац выполнил свою задачу - обеспечить поддержку Советской власти со стороны нерусских народов, вовлечь их в государственное строительство с постепенным усилением центральной власти и подготовить объединение республик в Союз (5). После образования СССР Наркомнац был ликвидирован, а Совет Национальностей стал второй палатой ВЦИК.

Подход к самоопределению наций и федерации может быть понят лишь в контексте гражданской войны. Главная установка Советского государства была в том, что порожденный Февралем национализм не может быть подавлен. Единственный выход - овладеть этой стихией, соединить с социальными интересами масс через идею "пролетарского федеративного государства" и превратить в оружие в войне против белых и интервентов. Как минимум - нейтрализовать. Для этого были приняты требования самоопределения, выдвинутые рядом национальных движений, а также Всероссийским мусульманским съездом (май 1917 г.).

Эта цель была достигнута, что стало одной из важных причин победы Советов в гражданской войне. Напротив, белые оттолкнули массу крестьян (своей позицией по вопросу о земле) и одновременно восстановили всех, в ком проснулось национальное чувство.

Нечувствительность белых к национальному чувству была поразительной. На ходатайстве бурятов о самоуправлении колчаковский министр В.Пепеляев наложил резолюцию: "Выпороть бы вас". Напротив, горские народы Северного Кавказа вошли в РСФСР без войны. Сталин, выступая в 1920 г. на Съезде народов Дагестана, сказал: "Советское правительство считает шариат таким же правомочным обычным правом, какое имеется и у других народов, населяющих Россию".

Призвав на помощь войска Антанты, белые порвали и с русским патриотизмом. Завершив гражданскую войну, Советское правительство приступило к воссоединению народов России в виде СССР.

На раннем этапе развития СССР (до середины 20-х годов) была сделана попытка остановить процесс огосударствления национальностей - кампания, известная как "районирование". Инициатором ее был Госплан (до него - комиссия ГОЭЛРО), задачей - изменить старое административное деление, доставлееся в наследство от Российской Империи в соответствии с задачами хозяйственного строительства и планирования. Побочной задачей было укрупнение территориальных единиц с целью повысить управляемость и снизить затраты на госаппарат.

Попытка разделения территории не по национальным границам, а на экономические районы, сразу изменила бы административное устройство таким образом, что тенденция к огосударствлению этносов оказалась бы резко ослабленной (предлагалось даже сменить название Совета национальностей на Совет экономических районов ). Оказалось, однако, что эта попытка была преждевременной: сопротивление республик (особенно Украины) и автономий было таким сильным, что Госплан потерпел поражение.

Согласно ст. 67 Конституции РФ, территория - один из основных признаков государства, определяющий про­странство, на которое распространяется суверенитет и власть государства. Каждое государство заинтересовано в ясном определении пределов своей территории, поскольку территориальные споры с соседями рождают много труд­ностей, а порой чреваты военными конфликтами. Для фе­деративных государств правовое закрепление своей терри­тории имеет не только международно-правовое, но и внут­реннее, государственно-правовое значение. От этого зави­сят границы федерального суверенитета, т.е. поле действия федерального законодательства.

В конституционном праве России есть понятия «терри­тория Российской Федерации» и «территория субъекта Федерации». Отношение между ними самое простое: пер­вая включает в себя территории ее субъектов. Однако Фе­дерация не вправе по собственному усмотрению менять границы ее субъектов. Границы между ними могут быть изменены только с их взаимного согласия. Под террито­рией понимается не только ее сухопутная часть, но также внутренние воды, территориальное море, воздушное пространство над территориями субъектов (ч. 3 ст. 67 Кон­ституции РФ). Внутренние воды состоят из рек, озер, за­ливов и др. Территориальное море - это примыкающий к сухопутной территории морской пояс шириной до 12 мор­ских миль. Воздушное пространство по сложившейся пра­вовой практике включает высоту до 100 км.

Под сухопутной и водной территориями расположены недра, о которых Конституция РФ не упоминает. Тем не менее, по сложившемуся обычаю, они также входят в по­нятие государственной территории до технически доступ­ной глубины.

К территории морских государств непосредственно при­мыкают, хотя в нее и не входят, континентальный шельф и исключительная экономическая зона. Конституция РФ закрепляет в отношении указанных свои суверенные пра­ва и юрисдикции, которые, однако, осуществляются в по­рядке, установленном не только внутренним законом, но и международным правом (ч. 2 ст. 67 Конституции РФ).

Континентальный шельф Российской Федерации вклю­чает в себя морское дно и недра подводных районов, нахо­дящихся за пределами территориального моря Российс­кой Федерации на всем протяжении естественного про­должения ее сухопутной территории или на расстоянии 200 миль от берега.

Исключительная экономическая зона - это морское пространство шириной до 200 миль от берега.

Охрана территории, континентального шельфа и ис­ключительной экономической зоны входит в ведение феде­ральных властей. Они призваны обеспечивать территори­альную целостность Федерации и ее субъектов.

Режим границы Российской Федерации установлен За­коном РФ о Государственных границах Российской Феде­рации от 1 апреля 1993 г., а также рядом других норма­тивных актов и международных договоров с сопредельны­ми государствами.

В принципах национально-государственного устройства Российской Федерации выражена позиция созидателей Конституции РФ, их представление о способе территори­альной организации государственной власти в современ­ной России.

Принципы национально-государственного устройства Российской Федерации следующие.

1. Совмещение национальной и территориальной основ структурной организации национально-государственного устройства Российской Федерации. Это выражается преж­де всего в том, что субъектами Российской Федерации про­возглашаются не только национально-государственные образования, но и соответствующие административно-тер­риториальные единицы.

2. Принцип свободного регионального развития субъек­тов Российской Федерации. Он находит свое выражение в ст. 72, 73, 76, 77 Конституции Российской Федерации.

3. Принцип равноправия и самоопределения народов лежит в основе одного из способов построения Российской Федерации - национального. Равноправие народов пред­ставлено в различных формах национальной государствен­ности - автономных округов, автономной области, рес­публик, в которые на основе волеизъявления самоопреде­лился тот или иной народ. В соответствии с Конституцией РФ они объявляются равноправными субъектами Россий­ской Федерации.

Равноправие народов означает также свободное функ­ционирование национального языка. Как записано в Кон­ституции РФ, «каждый имеет право на пользование род­ным языком, на свободный выбор языка».

Идея равноправия народов пронизывает все содержа­ние ст. 29 Конституции РФ, согласно которой не допуска­ется пропаганда или агитация, возбуждающая нацио­нальную ненависть и вражду, запрещается пропаганда национального превосходства.

4. Принцип равноправия тождественных субъектов Рос­сийской Федерации. В Конституции РФ говорится о рав­ноправных субъектах Российской Федерации применительно к республикам, краям, областям, автономным округам.

5. Принцип взаимопомощи народов, их всестороннее сотрудничество между собой.

На сегодняшний день выработаны только две бесспорные формы государственного устройства - унитарная и федеративная Иванов В.В. Вопросы теории государственного устройства. // Журнал российского права. - 2002. - №1. - С. 92.. Традиционно конфедерацию и иные формы объединения государств рассматривают в рамках государственного устройства с оговоркой, что в этих случаях речь идет не об устройстве государства, а о территориальной организации союза государств Лазарев В.В. Липень С.В. Теория государства и права. Учебник./ В.В. Лазарев, С.В. Липень. М. - С.127. Однако в последнее время появилась тенденция к выделению из формы государственного устройства форм международных объединений государств Чиркин. В.Е. Государствоведение. - С. 159.

Наиболее распространенной формой государственного устройства являются унитарные государства.

1. Унитарное государство - единое, централизованное государство, составные части которого не обладают суверенностью и представляют собой административно-территориальные образования. Они выделяются для удобства управления, а чаще складываются исторически. Центральная власть формирует местную власть и передает ей часть полномочий (это необходимо, т. к. все вопросы невозможно решать в центре, без учета местной специфики).

В унитарном государстве единая законодательная, исполнительная и судебная власть. Для него характерны наличие единого законодательства и правовой системы, наличие единой системы налогообложения. В административно-территориальное образование назначается чиновник из центра, который отчитывается перед центральной властью (чаще - перед правительством). Кроме того, составные части унитарного государства не обладают государственным суверенитетом. Они не имеют своих самостоятельных воинских формирований, законодательных органов и других атрибутов государственности.

В демократических унитарных государствах развивается местное самоуправление.

  • 2.Федеративное государство . В отличие от унитарной, федеративную форму государственного устройства называют "сложной", поскольку федерация представляет собой союзное государство, части которого обладают признаками государственности Тепс Д. Конституционные основы федерализма. /Д. Тепс. - СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2002. - С.18.. Как отмечается в литературе, федеративное государственное устройство является уникальным, так как, во-первых, оно неоднородно, во-вторых, разнообразно. Это определяется многими факторами: различием национально-этническом составе населения, историческими процессами, географическим положением и др Чиркин В.Е. Современное федеративное государство./ Чиркин В.Е. М.: Издательство МНИМП. 2007. - С.7.. Однако, не смотря на это можно выделить ряд признаков, которые характерны для большинства федераций:
    • · Для федеративного государства характерно наличие двух систем власти: федеральной и субъектов федерации.
    • · Внешним отличительным признаком (и важнейшим) является наличие двух систем органов власти: органы власти федерации в целом и органы власти субъектов федерации.
    • · В зависимости от страны возможны отличия в системе судебной власти.
    • · В федерации существуют две системы законодательства - федерального и субъектов федерации.
    • · Субъекты федерации могут иметь также внешние признаки суверенитета (герб, флаг).

Важнейший вопрос любой федерации - распределение полномочий между федерацией и её субъектами. Чаще федерация занимается обороной, иностранными делами, обеспечением безопасности, осуществляет денежное, валютное, таможенное регулирование.

Распределение объема полномочий между федерацией и субъектами федерации зависит от того, как складывается федерация:

  • 1 вариант . Независимые суверенные государства объединяются в федерацию и часть своих суверенных полномочий передают образуемому новому федеральному государству (это те полномочия, которые лучше осуществлять сообща). Примером такого способа образования федерации является США.
  • 2 вариант . Либо единое государство разделяется на части, либо мощное государство подчиняет себе иные окружающие его суверенные государства. В этом случае центральная власть передает образуемым субъектам федерации часть своих полномочий, - те, что по её мнению, субъекты могут осуществлять самостоятельно.

При 1 варианте объем полномочий субъектов федерации будет выше.

Существует два вида федераций: национальная и территориальная . Основное различие между территориальной и национальной федерацией состоит в различной степени суверенности их субъектов. Центральная власть в территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных государственных образований. Общенациональная государственная власть осуществляет лишь координацию интересов субъектов федерации, обеспечивая их наиболее оптимальную внутреннюю и внешнюю деятельность. Субъекты национальной федерации в сфере международных отношений могут устанавливать дипломатические отношения с любым государством мирового сообщества, заключать политические, экономические и другие договоры. Национальный признак придает федерации такие особенности, которые не могут быть присущи территориальному федеральному государственному устройству.

Итак, можно выделить признаки как территориальной, так и национальной федераций.

Территориальная:

  • 1. Государственные образования, составляющие данный вид федерации, не являются суверенными образованиями;
  • 2. Субъекты лишены конституцией права прямого представительства в международных отношениях;
  • 3. Установлен запрет одностороннего выхода из союза;
  • 4. Управление вооруженными силами осуществляется федеральными органами.

Примером территориальной федерации являются США, Мексика и Германия.

Национальная:

  • 1. Субъекты - национально-государственные образования;
  • 2. Субъекты федерации объединяются согласно принципу добровольности;
  • 3. Гарантированность суверенитета больших и малых наций;
  • 4. Утверждения права на самоопределение. Клименко С.В., А.Л. Чичерин А.Л. Основы государства и права. - М., 2000. С. 27.

В настоящее время национальной федерацией является Индия.

Отдельно при рассмотрении вопроса о государственном устройстве выделяют конфедерации.

3. Конфедерация - межгосударственное образование, это временный союз государств, созданный для достижения каких-либо целей (военных, экономических, политических).

Конфедерация - неустойчивое образование, она либо распадается, либо преобразуется в федерацию, поэтому ее часто именуют переходной формой государственности. Существует различие между федерацией и конфедерацией. В принципе оно заключается в том, что федерация - это форма территориального устройства государства, а конфедерация - форма межгосударственного союза, то есть объединения независимых государств. Но выявить это различие практически тоже не всегда просто. Например, официальное французское и итальянское название швейцарского государства - Швейцарская Конфедерация, но это название, пришедшее из истории, не отражает действительности, а именно того факта, что Швейцария по содержанию ее Конституции представляет собой федеративное государство. Конфедерация не имеет единых органов власти (в конфедерации формируются некие общие органы, но они служат для достижения целей конфедерации и координации ее деятельности, а не являются органами власти государства); она не обладает единой территорией, суверенитетом, в конфедерации отсутствуют единое законодательство, единая правовая система, единая система налогообложения, единая денежная система и прочие признаки государства. Все государства-члены конфедерации остаются суверенными и обладают правом выхода из конфедерации.

4. Ассоциативная форма государственного устройства - это нечто меньшее чем федерация, но большее, чем конфедерация - это союз государств, образующийся на договорной основе, со временем они ассоциируются (Европейское Сообщество, Парламентское Сообщество, Европейское Содружество по правам человека).

Конфедерации, ассоциативные формы объединения - это не государства, поэтому точнее называть их не формой государственного устройства, а формой государственности. Форм объединения государств может быть множество, так, кроме названных, бывают содружества, блоки, коалиции и др. Теоретически четких и однозначных критериев разделения этих форм объединения не разработано. Различные авторы придерживаются различных точек зрения.

государственный устройство федеративный унитарный