Ограничение по военной службе и его уголовно-правовое значение. Ограничение по военной службе как основной вид наказания Ограничение по военной службе назначается на срок


Ограничение по военной службе является новым видом наказания, не известным прежнему уголовному законодательству РФ. Сущность данного вида наказания заключается в том, что оно назначается осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ за совершение преступлений против военной службы, а также осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, вместо исправительных работ, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК (ч. 1 ст. 51 УК РФ).
Карательное содержание этого наказания проявляется прежде всего в правоограничении материального характера - из денежного содержания осужденного производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, но не свыше 20%*(51). Кроме материальных правоограничений осужденный во время отбывания этого наказания не может быть повышен в должности, воинском звании, а срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания.
Ограничение по военной службе назначается на срок от трех месяцев до двух лет только в качестве основного наказания, как дополнительная мера наказания оно применяться не может.
В соответствии с действующим уголовно-исполнительным законодательством установленный приговором суда размер удержания из денежного содержания осужденного военнослужащего исчисляется из должностного оклада, оклада по воинскому званию, ежемесячных и иных надбавок и других дополнительных денежных выплат. Если с учетом характера совершенного преступления и иных обстоятельств осужденный военнослужащий не может быть оставлен в должности, связанной с руководством подчиненными, то он по решению соответствующего командира воинской части перемещается на другую должность как в пределах воинской части, так и путем перевода в другую часть или местность, о чем извещается суд, вынесший приговор (ст. 144, 145 УИК РФ).
В случае увольнения осужденного с военной службы до истечения сроков назначенного наказания суд может заменить неотбытую часть ограничения по военной службе более мягким видом наказания в порядке, определенном ст. 148 УИК РФ.
Военнослужащий, отбывающий рассматриваемый вид наказания, может быть условно-досрочно освобожден от наказания в соответствии со ст. 79 УК РФ.
Замены ограничения по службе в случаях злостного уклонения осужденного другим видом наказания закон не предусматривает.
Данный вид наказания следует отличать от исправительных работ (ст. 50). Применение ограничения по военной службе ограничено по субъекту, оно может назначаться только осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту. Исправительные работы могут назначаться более широкому кругу осужденных - любым трудоспособным гражданам, имеющим основное место работы. В ч. 1 ст. 39 УИК РФ специально подчеркивается, что исправительные работы отбываются по основному месту работы осужденного.
Ограничение по военной службе назначается осужденным на срок от трех месяцев до двух лет, и при этом минимальный процент удержания из денежного содержания осужденного в доход государства законом (ст. 51 УК РФ) не определен, в то время как исправительные работы назначаются осужденным на срок от двух месяцев до двух лет и при этом в законе (ч. 2 ст. 50 УК РФ) определен минимальный процент удержания из заработка осужденного - он не может быть менее 5%.
При исправительных работах в карательное содержание этого наказания входят лишь правоограничения трудового и материального характера - из заработка осужденного производятся удержания в доход государства в пределах от 5 до 20%, в то время как при ограничении по военной службе помимо денежного удержания имеют место и другие правоограничения - осужденный не может быть повышен в должности, воинском звании, срок этого наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания.
Вместе с тем осуждение к ограничению по военной службе не связано с некоторыми правоограничениями в сфере трудовой деятельности, присущими исправительным работам. Например, ограничения в продолжительности ежегодного отпуска и др.
Наконец, при злостном уклонении от отбывания ограничения по военной службе законодатель не предусматривает замены наказания иным. Исправительные работы могут быть в этих случаях заменены другими, названными в ч. 3 ст. 50 УК РФ видами наказаний (например, ограничением свободы).

Ст. 143 УИК РФ регламентирует порядок исполнения наказания в виде ограничения по военной службе.

В соответствии со ст. 51 УК РФ ограничение по военной службе назначается военнослужащим, проходящим службу по контракту, на срок от трех месяцев до двух лет. Применение этой меры возможно в случаях, прямо предусмотренных статьями Особенной части УК РФ за совершение преступлений против военной службы, а также вместо предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ.

В системе наказаний, расположенных в порядке возрастания по степени строгости, ограничение по военной службе указано после исправительных работ и назначается только в качестве основной меры. При исчислении сроков и осуществлении зачета трем дням ограничения по военной службе соответствует один день лишения свободы (ст. 44, 71 УК РФ). Как и содержание в дисциплинарной воинской части, ограничение по военной службе в силу ч. 1 ст. 73 УК РФ может быть назначено как реально, так и условно.

Содержание режимных ограничений данного наказания состоит в том, что осужденный в течение определенного в приговоре срока не может быть повышен в должности, в воинском звании, а срок наказания не засчитывается в выслугу лет для присвоения очередного звания. Кроме того, из денежного содержания осужденного военнослужащего в доход государства удерживаются суммы в размере, установленном судом, но не свыше 20 %.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона «О статусе военнослужащих» денежное довольствие военнослужащих состоит из месячного оклада по занимаемой должности и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием, которые составляют оклад денежного содержания, месячных и иных надбавок и других дополнительных денежных выплат.

Ст. 144 УИК РФ устанавливает, что размер удержания исчисляется из всех денежных выплат военноелужащих. Сам по себе факт осуждения военнослужащего к ограничению по военной службе не препятствует получению в предусмотренных законодательством случаях других дополнительных выплат и надбавок, включаемых именно в денежное довольствие, из которых также должны производиться соответствующие удержания.

Удержания не производятся из пособий на детей, а также из компенсационных выплат, связанных с вещевым, транспортным, страховым и иным обеспечением военнослужащих, проходящих службу по контракту. В частности, порядок возмещения расходов, связанных с оказанием медицинской помощи, санаторно-курортным лечением и отдыхом военнослужащих, во исполнение ст. 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих» регламентируется постановлением Правительства РФ.

Ограничение по военной службе не препятствует определенным перемещениям осужденного в порядке служебной необходимости: командировкам, переводам на иные должности и на новое место службы постоянно или временно.

Факт осуждения не является обязательным основанием для увольнения военнослужащего со службы либо понижения его в должности или звании .

Военному командованию на основании ст. 145 УИК РФ также предоставлено право по своему усмотрению в случае, если с учетом характера совершенного преступления и иных обстоятельств осужденный военнослужащий не может быть оставлен в должности, связанной с руководством подчиненными, переводить его на время отбывания наказания на должности, не связанные с руководством личным составом. Обо всех служебных перемещениях осужденного, оформленных соответствующим приказом командования, извещается военный суд, вынесший приговор, для контроля за исполнением наказания.

Вместе с тем в период отбывания наказания не приостанавливается общая выслуга лет, дающая право на пенсионное обеспечение и другие социальные льготы и надбавки (в частности, месячные и иные процентные надбавки к окладу денежного содержания военнослужащего, квартальные и ежегодные единовременные денежные вознаграждения, очередность на квартиру).

Отбывание данного наказания также не препятствует предоставлению основного и дополнительных отпусков, время которых засчитывается в срок службы и наказания, а также материальной помощи и компенсации военнослужащему и членам его семьи за санаторно-курортное лечение и проезд к месту проведения основного отпуска.

Таким образом, перечень правоограничений данного наказания является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Несмотря на то, что при ограничении по военной службе осуществляются указанные удержания и что при зачете оно приравнивается к исправительным работам, эти самостоятельные виды наказаний нельзя считать тождественными, поскольку, как уже отмечалось, исправительные работы к военнослужащим не применяются и заменяются ограничением по военной службе.

Вступивший в законную силу приговор (определение) о порядке исполнения ограничения по службе применительно к каждому военнослужащему конкретизируется приказом командира воинской части, который доводится до сведения осужденного, всего личного состава части, кадровых и финансовых органов, а его копия в трехдневный срок направляется в военный суд, вынесший приговор.

При осуществлении указанных функций командование руководствуется нормами УИК РФ, а также едиными для всех воинских формирований страны правилами отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими (ст. 5 УИК РФ).

Командир воинской части проводит воспитательную работу с осужденными военнослужащими, учитывая характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личность осужденного, а также его поведение и отношение к военной службе (ст. 146 УИК РФ). Воспитательная работа - обязательное средство воздействия на осужденного, поскольку в соответствии с требованиями военного законодательства является составной частью военной службы. Осужденный в обязательном порядке участвует как в общих плановых воспитательных мероприятиях, осуществляемых в воинской части (учреждении), так и в специальных, предназначенных для него. Формы и методы воспитательной работы, порядок ее проведения и круг ответственных должностных лиц определяются на основе общих требований военного законодательства по данному вопросу .

Особенность ограничения по военной службе состоит в том, что в процессе его отбывания осужденный продолжает прежнюю деятельность без разрыва с ближним микросоциальным окружением, хотя и на принудительной основе, с удержанием в доход государства части денежного содержания.

Ограничение по военной службе может прекращаться различными способами: по отбытии всего установленного срока и досрочно (в порядке амнистии, освобождения по болезни и т. п.).

Ст. 147 УИК РФ определяет порядок прекращения наказания после назначенного срока. Факт окончания установленного судом срока устраняет все режимные ограничения и неблагоприятные последствия данного наказания. Правовым основанием восстановления статуса военнослужащего является приказ командования, копия которого для сведения и проверки его законности направляется в соответствующий военный суд. Действующее военное законодательство предусматривает различные основания досрочного увольнения военное лужащих, проходящих службу по контракту.

В соответствии со ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий, проходящий службу по контракту, может быть досрочно уволен:

  • а) в связи с организационно-штатными мероприятиями;
  • б) в связи с переходом на службу в органы внутренних дел, Государ- ственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовноисполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или таможенные органы Российской Федерации и назначением на должности рядового (младшего) или начальствующего состава указанных органов и учреждений;
  • в) в связи с невыполнением им условий контракта;
  • г) отказом в допуске к государственной тайне или лишением указанного допуска;
  • д) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное по неосторожности;
  • е) как не выдержавший испытание;

е.1) в связи с нарушением запретов, ограничений и обязанностей, связанных с прохождением военной службы;

е.2) в связи с несоответствием требованиям, неисполнением обязанностей, нарушением запретов, несоблюдением ограничений, установленных законодательством Российской Федерации и связанных с прохождением военной службы в органах Федеральной службы безопасности, органах государственной охраны;

  • ж) в связи с переводом на федеральную государственную гражданскую службу;
  • з) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно;
  • и) в связи с приобретением военнослужащим, являющимся гражданином, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, гражданства (подданства) иностранного государства;
  • к) в связи с непрохождением в установленном порядке обязательных химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов;
  • л) в связи с совершением административного правонарушения, связанного с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ.

Кроме того, военнослужащий имеет право на досрочное увольнение в случае признания его ограниченно годным к службе по заключению военноврачебной комиссии; при невозможности проживания члена его семьи по медицинским показаниям в местности, в которой субъект проходит военную службу (по семейным обстоятельствам).

В случае увольнения со службы военнослужащий утрачивает свой специальный правовой статус и не может более отбывать рассматриваемое наказание, исполняемое только в условиях военной организации (ст. 174 УИК РФ). В связи с этим командир части (начальник учреждения) направляет в военный суд, вынесший притвор, представление об основаниях увольнения отбывающего наказание военнослужащего и о замене оставшейся неотбытой части срока ограничения по службе другим наказанием по правилам ст. 80 УК РФ либо о полном освобождении от такового. При решении данного вопроса суд не связан содержащимся в представлении мнением командования и выносит решение в соответствии с УПК РФ.

  • Белов В. К. Указ. соч. С. 58.
  • Кириллов М. А. Указ. соч. С. 79.

Наказание в виде ограничения по военной службе сходно по своему содержанию с исправительными работами. Специфиче­ской особенностью наказания в виде ограничения по военной службе является назначение его:

Осужденным военнослужащим, проходящим военную служ­бу по контракту, на срок от трех месяцев до двух лет в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ за совершение преступлений против военной службы;

Осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, вместо исправительных работ, предусмот­ренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ.

Военная служба, согласно ст. 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-Ф3 «О воинской обязанности и о воен­ной службе», - это особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах РФ, а также во внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ, в войсках гражданской обороны, инженерно-техниче­ских и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки РФ. органах федеральной службы безопасности, феде­ральном органе специальной связи и информации, федераль­ных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государст­венной власти РФ, воинских подразделениях федеральной про­тивопожарной службы и создаваемых на военное время специ­альных формированиях, а также иностранными гражданами в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формирова­ниях и органах.

К лицам, проходящим военную службу по контракту, отно­сятся граждане как мужского, так и женского пола, заключив­шие письменное соглашение (контракт) с Министерством обо­роны РФ или федеральным органом исполнительной власти в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы.

Лицо, осужденное к ограничению по военной службе, про­должает проходить военную службу по контракту там же, где оно и служило, но из денежного довольствия осужденного про­изводятся удержания в доход государства в размере, установ­ленном приговором суда, но не свыше 20%.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» денежное до­вольствие военнослужащих состоит из месячного оклада в со­ответствии с занимаемой воинской должностью (окладом по воинской должности) и месячного оклада в соответствии с при­своенным воинским званием (оклад по воинскому званию), ко­торые составляют оклад месячного денежного содержания во­еннослужащих (оклад денежного содержания), месячных и иных дополнительных выплат. Лицам, проходящим службу по контракту и добросовестно исполняющим обязанности воен­ной службы, положены, кроме того, согласно ст. 13 названного Закона, дополнительные денежные выплаты (по итогам кален­дарного года, за классность, при уходе в отпуск или переводе к новому месту военной службы и т. д.), а также различного рода надбавки, например за выслугу лет.

Установленный приговором суда размер удержания из де­нежного содержания осужденного военнослужащего исчисляет­ся, согласно ст. 144 УИК РФ, из должностного оклада, оклада по воинскому званию, ежемесячных и иных надбавок и других дополнительных выплат. Из сумм, выплачиваемых осужденно­му военнослужащему не в порядке его денежного содержания, удержания не производятся.

Помимо правоограничений материального характера осуж­денные претерпевают и иные ограничения: во время отбывания наказания осужденный не может быть повышен в должности и воинском звании; срок наказания не засчитывается в срок вы­слуги лет для присвоения очередного воинского звания. Если с учетом характера совершенного преступления и иных обстоя­тельств осужденный военнослужащий не может быть оставлен в должности, связанной с руководством подчиненными, он по решению соответствующего командира воинской части переме­щается на другую должность как в пределах воинской части, так и в связи с переводом в другую часть или местность, о чем извещается суд, вынесший приговор (ч.

2 ст. 145 УИК РФ). Со­гласие осужденного военнослужащего на перевод в другую часть или местность требуется при этом лишь в том случае, ес­ли при поступлении на воинскую службу контракт заключался им на службу в конкретной воинской части или на конкретной должности в конкретной части. Если в тексте контракта указы­валась служба в кадрах Вооруженных Сил и других войсках РФ, согласие осужденного не требуется.

Как и при исправительных работах, карательное воздействие анализируемого наказания должно сочетаться с мерами воспи­тательного воздействия на осужденного. Воспитательная работа с учетом характера и степени общественной опасности совер­шенного преступления, личности осужденного военнослужаще­го, а также его поведения и отношения к военной службе про­водится командиром воинской части.

Таким образом, уголовно-правовая сущность наказания в виде ограничения по военной службе заключается в виде определен­ного размера удержаний из денежного содержания осужденно­го, запрещении повышать его в должности и в воинском зва­нии, невключения срока наказания в срок выслуги лет для при­своения очередного воинского звания и проведения с ним, помимо прочего, воспитательной работы.

Ограничение по военной службе - основное наказание, в каче­стве дополнительной меры наказания оно применяться не может.


Основанием исполнения наказания является получение из су­да копии приговора и распоряжения о его исполнении коман­диром воинской части. Не позднее трех дней после их получе­ния издается приказ, в котором объявляется, на каком основа­нии и в течение какого срока осужденный военнослужащий не представляется к повышению в должности и присвоению во­инского звания, какой срок ему не засчитывается в срок вы­слуги лет для присвоения очередного воинского звания. Здесь же указывается, в каком размере должны производиться со­гласно приговору суда удержания в соответствующий бюджет из денежного содержания осужденного военнослужащего в пе­риод отбывания им ограничения по военной службе. Приказ объявляется по воинской части, доводится до сведения осуж­денного военнослужащего и принимается к исполнению. Кро­ме того, о поступлении приговора, об издании соответствую­щего приказа и о принятии его к исполнению в трехдневный срок извещается суд, вынесший приговор. Копия приговора направляется в суд.

Приказ о прекращении исполнения наказания в виде огра­ничения по военной службе с указанием даты прекращения из­дается командиром воинской части также не позднее чем за три дня до истечения установленного приговором суда и объявлен­ного приказом по воинской части срока ограничения по воен­ной службе. А копия приказа, соответственно, направляется в суд, вынесший приговор.

Если до истечения установленного приговором суда срока наказания осужденный должен быть уволен с военной службы по основаниям, предусмотренным законодательством РФ, на­пример в связи с невыполнением условий контракта со сторо­ны военнослужащего; признания лица негодным либо ограни­ченно годным к определенному виду или в целом к воинской службе, командир воинской части направляет представление в суд о замене оставшейся неотбытой части наказания более мяг­ким видом наказания либо об освобождении от наказания.

Согласно ст. 51 УК РФ ограничение по службе может быть назначено военнослужащим в случаях, предусмотренных соот­ветствующими статьями Особенной части УК РФ, за соверше­ние преступлений по военной службе на срок от трех месяцев до двух лет; в случаях применения данного наказания вместо исправительных работ - на тот же срок исправительных работ, который указан в санкции соответствующей статьи Особенной части УК РФ.

Срок ограничения ко военной службе исчисляется в месяцах и годах. Время содержания лица под стражей до судебного разби­рательства засчитывается из расчета один день лишения свобо­ды за три дня по ограничению по военной службе.

Еще по теме § 9. Ограничение по военной службе:

  1. 22.1. Понятие преступлений против военной службы (ст. 331 УК РФ)
  2. 3. Преступления против порядка прохождения военной службы
  3. § 3. Воинская обязанность, комплектованиеВооруженных Сил и прохождение военной службы

- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Договорное право - Жилищное право - Жилищные вопросы - Земельное право - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Коммерческое право - Конституционное право зарубежных стран - Конституционное право Российской Федерации -

И многие их совершают, даже не подозревая об этом. Другое дело, когда противоправное деяние совершает военнослужащий, который стоит на страже страны. Ранее в качестве мер наказания было предусмотрено или содержание под стражей, или увольнение, что, конечно же, не позволяло в полной мере справедливо наказать преступника, так как совершённое деяние может быть и незначительным, но ответственность наступала катастрофическая, что приводило к текучке кадров. С целью предоставить возможность «провинившимся» военным-контрактникам продолжить выполнять свои трудовые обязанности и долг, и был введён такой , как ограничение по военной службе.

Ограничение по военной службе как вид уголовного наказания может применяться к военослужащим.

Понятие

Ограничение по военной службе – это вид уголовного наказания, характеризующийся в виде ограничения на продвижение по карьерной лестнице (повышении в звании) и в удержании у военнослужащего из действующего денежного довольствия определённого процента в доход государства.

Ключевой момент заключается в том, что субъектами этого вида наказания могут выступать только граждане, проходящие военную службу по контракту. В качестве положительной стороны стоит отметить ранее анонсированную возможность продолжить дальнейшее исполнение своего контракта, что особенно важно, если лицо, допустившее нарушение закона, является профессионалом своего дела.

Условия и обстоятельства

Данный вид наказания регулируется статьёй 51 УК РФ:

Ограничение по военной службе назначается осуждённым военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, на срок от трёх месяцев до двух лет в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса за совершение преступлений против военной службы, а также осуждённым военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, вместо , предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса.

Итак, выделено два основных обстоятельства:

  1. Нарушение установленных требований и порядков прохождения военной службы. Эти противоправные деяния относятся к главе 33 УК РФ, которая насчитывает 22 статьи (с 331 по 352) и содержит 21 деяние.

Например, статья 340 УК РФ устанавливает вид ответственности за нарушение правил несения боевого дежурства – максимально ограничение по военной службе может быть назначено на срок до 2-х лет, содержание в дисциплинарной воинской части на срок 2-х лет, либо лишение свободы на срок 3-х лет.

  1. Совершено преступление (гражданское), за которое предусмотрены исправительные работы, к примеру, статья 160 УК РФ – «Присвоение или растрата».

Следует отметить, что подобный обвинительный приговор по вышеописанным противоправным деяниям может быть вынесен по отношению ко всем существующим категориям военнослужащих-контрактников и на протяжении всего срока службы.

Из денежного довольствия осуждённого к ограничению по военной службе производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, но не свыше двадцати процентов. Во время отбывания этого наказания осуждённый не может быть повышен в должности, а срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания.

Как видно и части 2, возможно применение 3-х мер воздействия:

  • удержание не более чем 20% от заработной платы;
  • отсутствие возможности повышения в должности;
  • приостанавливается течение срока выслуги лет.


За скобки следует вынести один важный момент: если осуждённое лицо занимало определённую руководящую должность и после вынесения приговора оно не вправе остаться при своих обязанностях, то в соответствии с решением вышестоящего руководства переводится на другую должность.

Следует разобрать всё вышесказанное на примере:

Гражданин Иванов проходил службу по контракту в воинской части, находясь в звании прапорщика. В непосредственных обязанностях Иванова находилось ведение складом горюче-смазочных материалов. В один из дней несения службы на склад к Иванову пришли командир части в звании подполковника и проверяющий в звании майора. В ходе проверки проверяющий задавал каверзные вопросы, наталкивая Иванова на признание факта присвоения 100 литров бензина. Иванов после очередного «плевка» в свою сторону не выдержал и высказал майору всё, что «накипело», тем самым, оскорбив его. Действия Иванова характерны для статьи 336 УК РФ – «Оскорбление военнослужащего» с максимальным наказанием до одного года ограничения по военной службе или содержанием в дисциплинарной воинской части на тот же срок.

Заключение

К сожалению, ограничение по военной службе в судебной практике не нашло стабильного применения, суды очень редко прибегают к положениям статьи 51 УК РФ, а по какой причине – это уже вопрос.

Преступления, совершённые военнослужащими, нельзя назвать крайне редким явлениям и порой содеянное действительно не заслуживает такого наказания, как лишения свободы или содержание в дисциплинарной воинской части, и более справедливым решением было бы применить ограничение по военной службе. Так как одним из ключевых мотивирующих к исправлению факторов является не столько , сколько отсутствие возможности для реализации своих трудовых амбиций.

Ограничение по военной службе является наказанием, ранее не известным уголовному законодательству России, впервые предусмотренным УК РФ 1996 г. По своему содержанию оно отчасти напоминает наказание в виде исправительных работ, например, тем, что осужденный продолжает социально-полезную деятельность без разрыва с ближайшим окружением, хотя и на принудительной основе, с удержанием в доход государства определенной части его денежного содержания. Анализ текста закона позволяет предположить, что ограничение по военной службе призвано заменить собой исправительные работы применительно к военнослужащим с учетом невозможности применения к последним исправительных работ. Так, согласно ст. 51 УК РФ ограничение по службе назначается только тем военнослужащим, которые проходят военную службу по контракту, т.е. избрали ее своей профессией. В законе прямо указано, что данное наказание применяется вместо исправительных работ в случаях осуждения военнослужащего за преступление, не относящееся к числу преступлений против военной службы, когда санкция соответствующей статьи допускает возможность осуждения к исправительным работам. Кроме того, оно применяется при осуждении за воинские преступления в предусмотренных законом случаях.

Ограничение по военной службе назначается на срок от трех месяцев до двух лет, что почти совпадает со сроками исправительных работ. Минимальный размер удержаний из денежного содержания военнослужащего законом не определен, однако максимальный не может составлять свыше двадцати процентов, как и при исправительных работах. Наконец, при увольнении осужденного с военной службы до истечения сроков назначенного наказания суд может заменить неотбытую часть ограничения по военной службе более мягким видом наказания в порядке ст. 148 УИК РФ. Из числа таких наказаний ближайшим применительно к ограничению по военной службе в перечне, предусмотренном ст. 44 УК РФ, являются исправительные работы.

При сложении наказаний в порядке ст. 71 УК РФ исправительные работы и ограничение по военной службе по отношению к лишению свободы оцениваются одинаково.



Наряду с этим наказание в виде ограничения по военной службе обладает некоторыми особенностями, обусловленными спецификой правового статуса осужденного и условиями прохождения военной службы. Поэтому его исполнение не связано с рядом правоограничений, предусмотренных для осужденного к исправительным работам. Например, нет ограничений в продолжительности ежегодного отпуска, предоставляемого военнослужащему. В то же время ограничение по военной службе предполагает правоограничения, не свойственные исправительным работам. Как указано в ч. 2 ст. 51 УК РФ, во время отбывания этого наказания осужденный не может быть повышен в должности, воинском звании, в срок наказания не засчитывается выслуга лет для присвоения очередного воинского звания.

Ограничение свободы

Ограничение свободы, как указано в ст. 53 УК РФ, заключается в содержании осужденного в специальном учреждении без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора.

Это наказание является новым в системе наказаний, предусмотренной российским уголовным законом, однако подобного рода наказания широко применяются во многих государствах. Их общей чертой является возложение на осужденного обязанности в течение определенного времени находиться либо ежедневно посещать учреждение с особым исправительным режимом, получившим название режима "ограниченной свободы" или "полусвободного" режима. В системе уголовно-правовых мер такие наказания выполняют роль своего рода промежуточного звена между наказаниями, связанными и не связанными с изоляцией от общества, и обычно применяются к преступникам, требующим повышенного внимания и контроля, но необязательно в условиях пенитенциарных учреждений.

Согласно ч. 2 и 3 ст. 53 УК РФ ограничение свободы назначается: а) лицам, осужденным за умышленные преступления и не имеющим судимости; б) лицам, сужденным за неосторожные преступления (независимо от наличия судимостей за ранее совершенные преступления). Срок данного наказания для умышленных преступников оставляет от одного года до трех лет, для неосторожных - от одного года до пяти лет. Допускается и назначение данного наказания на срок менее одного года, но только в случае замены им обязательных или исправительных работ.

В статье 5 Федерального закона от 18 декабря 1996 г. "О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации" указано, что положения данного Кодекса об исполнении наказания в виде ограничения свободы вводятся в действие федеральным законом по мере создания необходимых условий для его исполнения, но не позднее 2005 г. Однако пока федеральный закон, вводящий в действие наказание в виде ограничения свободы, не принят.

Нормами гл. 8 УИК РФ предусмотрено, что осужденные к ограничению свободы отбывают это наказание в исправительных центрах. По общему правилу осужденные должны жить и работать на территории данного учреждения, однако в предусмотренных законом случаях могут покидать его, вплоть до того, что отдельным их категориям может быть разрешена лишь периодическая явка в центр для регистрации. В процессе отбывания наказания, осужденные в обязательном порядке привлекаются к труду на предприятиях и в организациях различных форм собственности.

С учетом последнего обстоятельства в ст. 53 УК РФ определен круг лиц, к которым данное наказание не может применяться. Это несовершеннолетние, инвалиды первой и второй групп, беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до восьми лет, лица, достигшие пенсионного возраста, а также военнослужащие, проходящие военную службу по призыву.

В случаях злостного уклонения осужденного от отбывания наказания неотбытая его часть заменяется наказанием в виде лишения свободы из расчета один день лишения свободы за один день ограничения свободы. При этом злостным уклонением от отбывания ограничения свободы признаются самовольное без уважительных причин оставление осужденным территории исправительного центра, невозвращение или несвоевременное возвращение к месту отбывания наказания, а также оставление места работы или места жительства.

Ограничение свободы применяется только в качестве основного наказания при осуждении за преступления, указанные в статьях Особенной части УК РФ.

Арест

Предусмотренный ст. 54 УК РФ арест, так же как обязательные работы и ограничение свободы, является новым наказанием, неизвестным прежнему УК. Он также начнет применяться после создания условий для исполнения этого наказания, не позднее 2006 г.

Арест относится к числу основных видов наказания и назначается только в случаях, предусмотренных нормами Особенной части УК. Как указано в ч. 1 ст. 54 УК РФ, он заключается в содержании осужденного в условиях строгой изоляции от общества и устанавливается на срок от одного до шести месяцев.

В уголовном законе не раскрывается содержание того, что понимается под "условиями строгой изоляции", однако об этом можно получить представление из анализа норм главы 10 УИК РФ. Осужденные к аресту отбывают наказание по месту осуждения в арестных домах и содержатся в условиях, аналогичных условиям отбывания лишения свободы в тюрьме на общем режиме. Им не предоставляются свидания, за исключением свиданий с адвокатами и иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи; не разрешается получение посылок и передач, за исключением содержащих предметы первой необходимости и одежду по сезону. Общее образование, профессиональное образование и профессиональная подготовка не осуществляются. Краткосрочные свидания предоставляются один раз в месяц только несовершеннолетним осужденным. Телефонные разговоры с родственниками разрешаются только при исключительных личных обстоятельствах.

Таким образом, условия отбывания ареста строже, чем при отбывании лишения свободы в исправительных и воспитательных колониях. С учетом этого обстоятельства ч. 2 ст. 54 УК РФ указывает, что арест не назначается лицам, не достигшим к моменту вынесения судом приговора шестнадцатилетнего возраста, а также беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до восьми лет.

Однако при сравнении лишения свободы и ареста следует вновь отметить, что максимальный срок последнего не может составлять более шести месяцев. Поэтому в целом арест является менее строгим видом наказания.

Как уже отмечалось, минимальный срок ареста по общему правилу равен одному месяцу, но при замене обязательных или исправительных работ арестом он может быть назначен на срок менее одного месяца.

Из содержания норм уголовного и уголовно-исполнительного права видно, что специфика ареста как вида уголовного наказания состоит в концентрированном и повышенно жестком воздействии на сознание осужденного в течение относительно короткого срока, осуществляемом в целях специального предупреждения преступлений. При этом цель исправления лица, совершившего преступление, достигается косвенно. Во всяком случае, законом не предусмотрено проведение воспитательной работы с осужденными в период отбывания ареста.

Исполнение ареста имеет также некоторые особенности в отношении военнослужащих, которые отбывают его не в арестных домах, а на гауптвахте.

Данный вид наказания был известен и прежнему УК, в котором он именовался направлением в дисциплинарный батальон. Статья 55 УК РФ не только изменила его название, но и расширила круг лиц, к которым данное наказание может применяться. Содержание в дисциплинарной воинской части применяется только как основное наказание и лишь к военнослужащим, проходящим военную службу на должностях рядового и сержантского состава по призыву или контракту. Это наказание устанавливается на срок от трех месяцев до двух лет в случаях: а) совершения преступлений против военной службы, если данное наказание предусмотрено соответствующей нормой Особенной части УК РФ; б) совершения иных преступлений, когда характер преступления и личность виновного свидетельствуют о возможности замены лишения свободы на срок не свыше двух лет содержанием осужденного в дисциплинарной воинской части на тот же срок.

Замена лишения свободы содержанием в дисциплинарной воинской части производится судом как при выборе между различными видами наказания, так и при замене уже назначенного лишения свободы направлением в дисциплинарную воинскую часть из расчета данных наказаний день за день.

Таким образом, наказание в виде содержания в дисциплинарной воинской части может применяться к военнослужащим за совершение как воинских, так и иных преступлений. Его основное предназначение состоит в том, чтобы заменять собой наказание в виде лишения свободы в случаях осуждения за преступления небольшой тяжести, когда цели исправления и предупреждения рецидива преступлений могут быть достигнуты без изоляции лица от общества в условиях дисциплинарной воинской части. Дисциплинарная часть - воинское подразделение, специально предназначенное для отбывания рассматриваемого уголовного наказания, порядок и условия содержания в котором регламентированы нормами уголовно-исполнительного права.

В дисциплинарных воинских частях (отдельных дисциплинарных батальонах и отдельных дисциплинарных ротах) устанавливается порядок исполнения и отбывания наказания, обеспечивающий исправление осужденных, воспитание у них воинской дисциплины, сознательного отношения к военной службе, исполнение возложенных на них воинских обязанностей и требований по военной подготовке, реализацию их прав и законных интересов, охрану осужденных военнослужащих и надзор за ними, личную безопасность осужденных и персонала части. Из содержания главы 20 УИК РФ видно, что режим содержания осужденных в дисциплинарных воинских частях во многом схож с режимом, устанавливаемым в местах лишения свободы.