Петражицкий, Лев Иосифович: биография. Петражицкий Л.И. Права добросовестного владельца на доходы с точек зрения догмы и политики гражданского права Смотреть что такое "Петражицкий, Лев Иосифович" в других словарях

ПЕТРАЖИЦКИЙ ЛЕВ ИОСИФОВИЧ

Петражицкий (Лев Иосифович) - современный русский юрист, воспитанник Киевского университета и семинарии, учрежденной в Берлине с целью приготовления профессоров римского права для России; приват-доцент Петербургского университета по кафедре энциклопедии и философии права. Первая самостоятельная работа его: "Fruchtvertheilung beim Wechsel der Nutzungsberechtingten" (Б., 1892; часть ее переведена по-русски, под заглавием "Распределение дотальных плодов" в "Киевских Университетских Известиях" за 1895 год и составила магистерскую диссертацию автора) обратила на себя внимание немецких юристов оригинальным разрешением некоторых частных вопросов догмы римского права, относящихся к учению о плодах (см.). Позже П. выступил горячим проводником мысли о необходимости изучения гражданского права с точки зрения задач политики, руководящей реформами в этой области. "Цивильная политика" ("Civilpolitik"), как ее понимает П., существенно отличается от изучения гражданского права с точки зрения целей, им преследуемых, от "гражданско-правовой политики" (выражение Муромцева), как прикладной части науки гражданского правоведения. Выставляя неопределенное начало "любви", как общего руководящего принципа права, П. не формулирует точнее свое отношение к существующим направлениям в области изучения права и экономии и строит свою политику лишь на почве обыденной житейской этики и психологии, теоретическая система которых, по его мнению, может дать законодателю средства воздействовать на поведение граждан путем норм, затрагивающих те или иные психические струны. Подробности теории и даже многие ее исходные пункты остаются неясными. Другие труды П.: "Die Lehre vom Einkommen" (Б., 1893 - 95), "Введение в политику права" ("Киевские Университетские Известия" за 1896 - 1897 гг.), предисловие к ст. "Предстоящая реформа акционерного законодательства в России" ("Русское экономическое обозрение", 1896, май-декабрь). Во время печатания последней статьи, по словам автора, произошел кризис в его воззрениях на природу акционерного дела, вследствие чего "получилось несоответствие между началом статьи и ее продолжением". П. принадлежит еще сочинение: "Права добросовестного владельца на доходы с точек зрения догмы и политики гражданского права" (Санкт-Петербург, 1897), написанное в защиту его воззрений против возражений немецкой критики, а также перевод "Пандект" Барона под заглавием "Система римского права" (1888 - 1889). В. Нечаев.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ПЕТРАЖИЦКИЙ ЛЕВ ИОСИФОВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ПЕТРАЖИЦКИЙ ЛЕВ ИОСИФОВИЧ в Новейшем философском словаре:
    (1867-1931) - русский социолог, правовед, философ. Закончил юридический факультет Киевского университета, позднее учился в Берлине. В 1897 защитил докторскую диссертацию. …
  • ПЕТРАЖИЦКИЙ ЛЕВ ИОСИФОВИЧ
    (1867-1931) российский юрист. В 1918 эмигрировал в Польшу. Один из основателей психологической школы права. Профессор Санкт-Петербургского, с 1918 Варшавского …
  • ПЕТРАЖИЦКИЙ ЛЕВ ИОСИФОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Лев Иосифович (13.4.1867, Коллонтаево Витебской губернии,- 15.5.1931, Варшава), теоретик права. По национальности поляк. Закончил юридический факультет Киевского университета, затем учился …
  • ПЕТРАЖИЦКИЙ ЛЕВ ИОСИФОВИЧ в Современном энциклопедическом словаре:
  • ПЕТРАЖИЦКИЙ ЛЕВ ИОСИФОВИЧ
    (1867 - 1931), российский юрист. Эмигрировал (1918) в Польшу. Один из основателей и наиболее ярких представителей психологической школы права, оказавшей …
  • ЛЕВ в Соннике Миллера, соннике и толкованиях сновидений:
    Увидеть во сне льва - означает, что Вами управляют огромные силы.Если Вы подчините себе льва - Вы будете победителем в …
  • ЛЕВ в Справочнике Созвездий, латинских названий.
  • ЛЕВ в Словаре русских фамилий:
    Л. С. Лев (Харьков) просит раскрыть происхождение его фамилии и огорченно добавляет: “Сколько живу, но пока еще не встречал однофамильцев, …
  • ЛЕВ в Словаре экономических терминов:
    - денежная единица Болгарии, состоящая из 100 …
  • ЛЕВ в Энциклопедии Биология:
    , хищное млекопитающее сем. кошачьих. Обитает в Африке и Гирском заповеднике в Индии. Африканский лев живёт в саваннах, азиатский - …
  • ЛЕВ в Библейском словаре:
    — величественное и грозное, сильное и неустрашимое хищное животное. С незапамятных времен считается царем зверей. Львы в древности в изобилии …
  • ЛЕВ в Библейском словаре:
    (abbreviation) Третья книга Моисеева. …
  • ЛЕВ в Библейской энциклопедии Никифора:
    (Быт 49:9)-дикое и хищное животное, хорошо всем известное, и потому не требующее особенного подробного описания. Наружность льва величественна, его развевающаяся …
  • ЛЕВ в Словаре геральдических терминов:
    - символ власти, силы, храбрости и …
  • ЛЕВ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
  • ЛЕВ в биографиях Монархов:
    Легендарный царь Лаконики из рода Агидов, правивший в первой пол. VI в. до Р.Х. Сын Эврикрата II. Лев продолжал войну …
  • ЛЕВ
    Лев - митрополит Русский, которого отождествляют с первым митрополитом Киевским (989 - 1004 - 1008). Считается автором полемического сочинения об …
  • ЛЕВ в Большом энциклопедическом словаре:
    млекопитающее семейства кошачьих. Длина тела до 2,4 м, хвоста до 1,1 м; весит до 280 кг. Малочислен; сохранился лишь в …
  • ПЕТРАЖИЦКИЙ
    Лев Иосифович — современный русский юрист, воспитанник Киевского университета и семинарии, учрежденной в Берлине с целью подготовки профессоров римского права …
  • ЛЕВ \ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    отличается от других видов рода кошки (Felis) отсутствием во взрослом состоянии пятен и полос, гривой из длинных волос, одевающей голову, …
  • ЛЕВ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Felis leo L.) - отличается от других видов рода кошки (Felis) отсутствием во взрослом состоянии пятен и полос, гривой из …
  • ЛЕВ в Энциклопедическом словарике:
    I льва, м. 1. одуш. Крупное хищное животное сем. кошачьих с короткой серо-желтой шерстью и с длинной гри-вой у самцов. …
  • ЛЕВ в Энциклопедическом словаре:
    2, лева, м. Денежная единица в …
  • ПЕТРАЖИЦКИЙ
    ПЕТРАЖ́ИЦКИЙ Лев Иос. (1867-1931), юрист. В 1918 эмигрировал в Польшу. Один из основателей психол. школы права. Проф. Петерб., с 1918 …
  • ЛЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ТОЛСТ́ОЙ (б. Астапово), пос. гор. типа в России, Липецкая обл. Ж.-д. уз. 9,2 т.ж. (1998). В 1910 здесь умер Л.Н. …
  • ЛЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    XIII (1810-1903), папа Римский с 1878. Автор энциклики "Рерум новарум" . Ин. поч. ч. Петерб. АН …
  • ЛЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    Х (1475-1521), папа Римский с 1513. При нём процветали непотизм, спекуляция индульгенциями. В 1520 отлучил от церкви М. …
  • ЛЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    IX (Leo) (1002-54), папа Римский с 1049. Содействовал Клюнийской реформе. Стремясь присоединить к папским владениям Юж. Италию, безуспешно воевал за …
  • ЛЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    VI Мудрый (866-912), визант. император с 886, из Македонской династии. Издал указы (новеллы), пересматривавшие старые законодат. нормы, и Василики. Вёл …
  • ЛЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    III (ок. 675-741), визант. император с 717, основатель Исаврийской династии. Отразил натиск арабов в 718 у Константинополя, в 740 - …
  • ПЕТРАЖИЦКИЙ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    Лев Иосифович? современный русский юрист, воспитанник Киевского университета и семинарии, учрежденной в Берлине с целью подготовки профессоров римского права …
  • ЛЕВ в Словаре Кольера:
    (Panthera leo), хищное млекопитающее семейства кошачьих, широко распространенное в Восточной, Центральной и Южной Африке; встречается также в заповедном Гирском лесу …
  • ЛЕВ в Словаре русского языка Лопатина:
    лев 2, л`ева (ден. …
  • ЛЕВ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Лев, (Львович, …
  • ЛЕВ в Орфографическом словаре:
    лев 2, л`ева (ден. …
  • ЛЕВ в Орфографическом словаре:
    лев 1, льва (животное) и лев,льва (имя; созвездие и знак зодиака; о том, кто родился под этим …
  • ЛЕВ в Словаре русского языка Ожегова:
    1 крупное хищное животное семейства кошачьих с короткой желтоватой шерстью и с длинной гривой у самцов Сражается как л. кто-н. …
  • ЛЕВ в Словаре Даля:
    муж. львица жен. хищный зверь знойной Африки и Азии, рода кошек, именуемый царем зверей, Felis leo. Лев мышей не давит. …
  • ПЕТРАЖИЦКИЙ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Лев Иосифович (1867-1931) , российский юрист. В 1918 эмигрировал в Польшу. Один из основателей психологической школы права. Профессор Санкт-Петербургского, с …
  • ЛЕВ
    льва, м. 1. Крупное хищное млекопитающее семейства кошачьих, желтоватой окраски, с пышной гривой у самцов. Могучий лев, гроза лесов. Крылов. …
  • ЛЕВ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    лева, м. (болгар. лев). Денежная единица в Болгарии. Заплатили два …
  • СУЛЬДИН ИВАН ИОСИФОВИЧ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Сульдин Иоанн Иосифович (1880 - 1938), священник, священномученик. Память 1 января и …
  • СКВОРЦОВ СЕРГЕЙ ИОСИФОВИЧ в Православной энциклопедии Древо.
  • СЕНКЕВИЧ АЛЕКСЕЙ ИОСИФОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Сенкевич Алексей Иосифович (1875 - 1937), диакон, священномученик. Память 28 ноября, …
  • КОЛОКОЛОВ ГЕОРГИЙ ИОСИФОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Колоколов Георгий Иосифович (1876 - 1937), протоиерей, священномученик. Память 26 ноября, …
  • ГРОЗОВСКИЙ ВИКТОР ИОСИФОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Грозовский Виктор Иосифович (1934 - 2007), протоиерей. Родился в 1934 году в Ленинграде …
  • ЯМАТОВ ВЛАДИМИР ИОСИФОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Яматов (Владимир Иосифович) - первый преподаватель японского языка в Санкт-Петербургском университете. Этот японец, исповедовавший буддизм и носивший имя Масда Кумедзаймон, …
  • ШАРЛЕМАН АДОЛЬФ ИОСИФОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Шарлеман (Адольф Иосифович, 1826 - 1901) - баталический, исторический и жанровый живописец, внук скульптора-декоратора Ж.-Б. Боде-Ш., переселившегося в Санкт-Петербург при …
  • ЧИРВИНСКИЙ СТАНИСЛАВ ИОСИФОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Чирвинский (Станислав Иосифович) - фармаколог, родился в 1852 г. Медицинское образование получил в Варшавском и Московском университетах. С 1878 по …

Лев Иосифович Петражицкий (1867-1931) - философ и социолог, основатель психологической школы права. Его учение стало непосредственной предпосылкой возникнове­ния социологической юриспруденции и других новейших социолого-психологических концепций права в Европе.

Основные произведения: «Очерки философии права», «Теория права и государства в связи с теорией нравствен­ности», «Введение в изучение права и нравственности. Эмоциональная психология».

Следует различать две разновидности этических эмоций и соответственно два вида этических эмоцио­нально-интеллектуальных сочетаний и их проекций:

обязанностей и норм.

В некоторых случаях этического сознания то, к чему мы себя считаем обязанными, представляется нам причитающимся другому, как нечто ему должное, следующее ему от нас, так что он может притязать на соответственное исполнение с нашей стороны; это исполнение с нашей стороны, например, уплата ус­ловленной платы рабочему или прислуге, представля­ется не принесением особого добра, благодеянием, а лишь доставлением того, что ему причиталось, полу­чением с его стороны «своего»; а неисполнение пред­ставляется причинением другому вреда, обидой, ли­шением его того, на что он мог притязать, как на ему должное.

В других случаях этического сознания, например, если мы считаем себя обязанными оказать денежную помощь нуждающемуся, дать милостыню и т.п., то, к чему мы себя считаем обязанными, не представляет­ся нам причитающимся другому, как нечто ему долж­ное, следующее ему от нас, и соответственное притя­зание, требование с его стороны представлялось бы нам неуместным, лишенным основания; доставление с нашей стороны соответственного объекта, напри­мер, милостыни, другому и получение с его стороны представляется не доставлением причитавшегося и получением другим своего, а зависящим от нашей доброй воли причинением добра; а недоставление, например, изменение первоначального намерения оказать помощь просящему вследствие встречи кого-либо другого, более нуждающегося, не представляет­ся вовсе недопустимым посягательством, причинени­ем вреда, отказом в удовлетворении, основательного притязания и проч.

Наш долг в случаях первого рода представляется связанностью по отношению к другому, он закреплен за ним, как его добро, как принадлежащий ему зара­ботанный или иначе приобретенный им актив.

В случаях второго рода наш долг не заключает в себе связанности по отношению к другим, представля­ется по отношению к ним свободным, за ними не закрепленным.

Такие обязанности, которые сознаются по отно­шению к другим, по которым другим ничего не при­надлежит, не причитается со стороны обязанных, мы назовем нравственными обязанностями.


Такие обязанности, которые сознаются несвобод­ными по отношению к другим, закрепленными за другими, по которым то, к чему обязана одна сторона, причитается другой стороне, как нечто ей должное, мы будем называть правовыми или юридическими обязанностями. Те отношения между двумя сторона­ми, или связи между ними, которые состоят в лежа­щих на одних и закрепленных за другими долгах, мы будем называть правоотношениями или правовыми связями.

Правовые обязанности, долги одних, закреп­ленные за другими, рассматриваемые с точки зрения той стороны, которой долг принадлежит, мы, с точки зрения актива, будем называть правами. Наши права суть закрепленные за нами, принадлежащие нам, как наш актив, долги других лиц. Права и правоотноше­ния в нашем смысле не представляют, таким образом, чего-то отдельного и отличного от правовых обязан­ностей. То же, что с точки зрения обременения, пас­сива одной стороны называется ее правовой обязан­ностью, с точки зрения активной принадлежности другому называется его правом, а с нейтральной точ­ки зрения называется правоотношением между тою и другою стороною.

Охарактеризованным выше двум видам обязан­ностей соответствуют две разновидности этических норм, императивов.

Некоторые нормы установляют свободные по отношению к другим обязанности, авторитетно пред­писывают нам известное поведение, но не дают дру­гим никакого притязания на исполнение, никаких прав - односторонне обязательные, беспритязатель­ные, чисто императивные нормы. Таковы, например, нормы, соответствующие известным евангельским изречениям:

«А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду» и т.д.

Другие нормы, установляя обязанности для одних, закрепляют эти обязанности за другими, дают им права, притязания, так что по этим нормам то, к чему обязаны одни, причитается, следует другим, как не­что им должное, авторитетно им предоставленное, за ними закрепленное - обязательно-притязательные, императивно-атрибутивные нормы.

Таковы, например, нормы, соответствующие из­речениям: «Как по общему закону никто не может быть без суда лишен прав, ему принадлежащих, то всякий ущерб в имуществе и причиненные кому-либо вред или убытки с одной стороны налагают обязан­ность доставлять, а с другой стороны производят пра­во требовать вознаграждение».

Нормы первого рода, односторонне-обязательные, беспритязательные, чисто императивные нормы, мы будем называть нравственными нормами.

Нормы второго рода, обязательно-притязатель­ные, императивно-атрибутивные нормы, мы будем называть правовыми или юридическими нормами.

Двойственный, обязательно-притязательный ха­рактер правовых норм отражается иногда в юридиче­ской речи, в изречениях, выражающих содержание правовых норм в весьма наглядной и поразительной форме, состоящей в том, что содержание подлежащей нормы сообщается путем двух предложений: одного, указывающего на обязанность одной стороны, и дру­гого, указывающего на притязание, право другой сто­роны.

Такую форму выражения юридических норм... можно назвать обязательно-притязательной, импера­тивно-атрибутивной или полной, адекватной редак­цией юридических норм.

Государственная власть есть, как указано было выше, социально служебная власть. Она не есть «во­ля», могущая делать что угодно, опираясь на силу, как ошибочно полагают современные государствоведы, а представляет собою приписываемое известным лицам правовою психикою этих лиц и других общее право повелений и иных воздействий на подвластных для исполнения долга заботы об общем благе.

Важнейшим служением общему благу со сторо­ны государственной власти... является служение пра­ву; и государственная власть есть власть служебная прежде всего и преимущественно по отношению к правам граждан и праву вообще.

Вообще государственная организация, представ­ляя явление правовой, императивно-атрибутивной, психики, развивается сообразно потребности в проч­ном и обеспеченном осуществлении атрибутивной функции системы правовых норм, наделяющих от­дельных индивидов и их группы известными совокупностями личных и материальных благ, и имеет слу­жебный по отношению к соответственному праву характер.

С атрибутивной природой правовой психики свя­зана потребность в суде, в беспристрастном разбира­тельстве правовых дел и авторитетном фиксировании соответственных прав и обязанностей.

И этой потреб­ности правовой психики служит государственная Власть и удовлетворяет ее в особенно развитой и приспособленной форме. Она доставляет и обязана доставлять гражданам не только силу для защиты их прав, но «суд и расправу», упорядоченное, нормиро­ванное правом, беспристрастное рассмотрение и ав­торитетное решение подлежащих вопросов, причем, для этого не требуется обоюдного добровольного со­гласия на судебное разбирательство двух сторон, а достаточно требования одной стороны.

Это, в свою очередь, дальше содействует правиль­ному и неуклонному осуществлению атрибутивной функции права. К тому же с обязанностью доставлять гражданам суд и расправу сочетается обязанность государственной власти ограждать их от самовольно­го применения к ним принуждения и репрессий со стороны других и помимо установленного для этого порядка, от самоуправства и саморасправы со сторо­ны потерпевших и т.д.; граждане имеют право на то, чтобы они не подвергались насилиям со стороны дру­гих сограждан, чтобы принуждение и репрессии могли быть к ним применяемы только со стороны надлежащих представителей общественной власти в определенных правом случаях и притом обыкновен­но лишь по рассмотрении дела судом.

Наконец, организация власти способствует и бо­лее полному удовлетворению потребности в разви­тии однообразного и точно определенного правового шаблона и осуществлению соответственной унификационной тенденции, связанной, как тоже было выяснено выше, с атрибутивной природой права. Удовлетворению этой потребности и вообще совер­шенствованию права служит законодательная функ­ция государственной власти или «законодательная власть», создавая позитивную правовую нормировку для тех областей и вопросов, которые прежде были лишены таковой, определяя, какое позитивное право в каких областях должно быть применяемо, и т.д.

В некоторых областях действия правовой психи­ки, например, в области интимной жизни, разных взаимных прав и обязанностей на почве любви и т.п. ...официальное вмешательство представителей власти, грубые меры принуждения и т.д. являются неумест­ными и недопустимыми.

Некоторые же явления правовой психики имеют такой характер, что они не только не требуют и не заслуживают официальной поддержки, но должны встречать со стороны государственной власти отри­цательное отношение и преследование во исполнение ее долга служения общественному благу, преступное право.

Сообразно с этим с развитием государственной власти и организации происходит внутри государст­венного союза дифференциация права, разделение его на две категории, на 1) право, подлежащее при­менению и поддержке со стороны представителей государственной власти, по долгу их общественного служения, и 2) право, лишенное такого значения в го­сударстве,

Право первого рода мы назовем условно офици­альным правом, право второго рода - неофициаль­ным правом. Как видно из предыдущего изложения, официаль­ное право является не только привилегированным правом в государстве, но вместе с тем таким правом, которое отличается лучшею приспособленностью к удовлетворению потребностей, коренящихся в атри­бутивной природе права вообще; оно является в этом смысле правом высшего сорта по сравнению с неофи­циальным правом.

Указанного деления права на две категории и развития официального права с его преимуществами не существует в сфере правовых отношений между государствами, в области т. н. международного пра­ва, определяющего взаимные права и обязанности между самостоятельными и друг от друга независи­мыми социальными организациями - государства­ми.- (из: Теория права и государства в связи с теорией нравственности).

Лев Иосифович Петражицкий (1867-1931) - один из наиболее известных российских юристов и социологов неокантианского направления. Окончил Киевский университет, учился в Германии. Является основателем психологической школы права в России. В течение 20 лет (1898- 1918) работал профессором Петербургского университета. Избирался в состав первой Государственной думы. С 1918 г. жил в эмиграции, руководил кафедрой социологии Варшавского университета. Основные работы, содержавшие социологические идеи: "Введение в изучение права и нравственности" (1905), "Теория права и государства в связи с теорией нравственности" (в двух томах, 1907).

Творчество Петражицкого связывают и с позитивизмом, и с натурализмом, и с психологическим направлением, и с неокантианством. Это свидетельствует о сложности и "пограничном" характере взглядов мыслителя. Рассмотрим основные из них, имеющие непосредственное отношение к социологической науке.

Социологию он характеризует как научную теорию социально-психических процессов. Ее предназначение - изучать участие человека в процессах социальной жизни. При этом под таким участием ученый понимает психическую деятельность индивидуального характера. Она проявляется в словах, сообщениях, действиях, поступках человека.

Главным методом социологии Петражицкий считал психологическую дедукцию, основой которой является наблюдение социальных фактов. Наблюдение может быть внешним (по отношению к физическим явлениям и процессам оно осуществляется благодаря органам чувств) и внутренним. В последнем случае оно превращается в самонаблюдение, становится, как говорит Петражицкий, интроспекцией, психологическим методом внутреннего наблюдения. Такое наблюдение есть, по существу, переживание социального факта, социального явления. Это переживание и становится объектом познания и предметом интерпретации.

Отсюда существенное значение приобретает способность человека воспринимать и трактовать социальные явления и процессы. Таким путем можно определить процесс конструирования узнаваемого нами социального мира, который (это следует из приведенных рассуждений) оказывается зависимым от того, как мы его интерпретируем. Подобный подход к познанию социального мира стали особенно активно применять в 1920-е гг. представители феноменологической социологии.

Центральными понятиями социологии, согласно концепции Петражицкого , должны стать социальное поведение и его мотивы. Традиционно основная категория социологии - общество - не привлекала особого внимания ученого. Оно выступало для него как некая надындивидуальная действительность, не имеющая особого статуса и не существующая реально в психике того, кто изучает то или иное конкретное социальное явление. Социология изучает лишь то, что существует в психике и интерпретируется индивидом.

Общество не вызывало интереса у Петражицкого и в силу его оторванности от нормативных и мотивационных характеристик поведения, которые он называл "нормативными переживаниями" и "импульсиями" [Петражицкий. 1997. С. 281]. Для получения этих характеристик требуется обращение к психологии, которая должна создать для гуманитарных наук, в том числе и для социологии, прочный фундамент. Так, Петражицкий считает, что социологическое понятие "мотив" (хотя на самом деле оно скорее психологическое) имеет в качестве психологического аналога (синонима) понятие "эмоция". Не случайно он разрабатывает детальную классификацию эмоций, создавая "эмоциональную теорию эстетических в этических явлений".

Индивидуальные эмоции, в соответствии с этой теорией, выступают причинами социального поведения, они выражаются как в слове, так и в действии, а их понимание становится задачей социологии. Однако такой подход, базировавшийся на индивидуальных эмоциях, оказался недостаточным для построения научной социологии, поскольку не содержал выхода в систему социальных отношений. Поэтому Петражицкий обращается к понятию "народная психика", связывая его с конкретным поведением через социальные нормы, обусловливающие определенные типы поведения.

Разработка теории социальных норм - одно из его серьезных научных достижений Петражицкого . При этом он рассматривал их в тесной связи с обязанностями - как моральными (нравственными), так и правовыми (юридическими). Нравственные нормы у ученого - переживание долга и его выполнение, юридические - это понимание долга как обязанности по отношению к другому. Любые нормы выполняют две функции - мотивационные (импульсивные) и педагогические. Первые стимулируют одни действия и сдерживают другие, вторые способствуют развитию определенных психических склонностей, предрасположенностей людей.

Общественный прогресс Петражицкий связывал с достижением идеала совершенного социального характера. Этот идеал достигается постепенно, по мере перехода от одной социальной системы к другой, более действенной и соответствующей состоянию народной психики, что в свою очередь обеспечивает более высокую степень социально-разумного повеления граждан.

Подводя итог развитию неокантианского направления в российской социологии, следует отметить, что его представители обращали особое внимание на методологию исследования и социального познания, выработку понятийного аппарата общественной науки, обращение к личности, ее внутреннему психическому миру. Особенно активно ставились проблемы долженствования, нормативности, ценности в связи с характеристикой поведения человека. Взаимодействия между субъектами социальных процессов рассматривались в рамках нравственно-психологических отношений.

Неокантианство в российской социологии, критикуя позитивизм и натурализм, сделало шаг, с одной стороны, в направлении к неопозитивизму, с другой - еще больше приблизило социологию к психологии. Вместе с тем, оно нс сумело решить полностью тех задач, которые ставило перед собой: подорвать научное и интеллектуальное доверие к социологическому позитивизму. Последний сохранился и даже усилился, занявшись поиском новых форм и ликвидацией слабостей в своей методологии за счет большего дистанцирования от естествознания и его

Возникновение психологических концепций права связано с процессом становления психологии как самостоятельной отрасли знаний. Интерес обществоведов к проблемам психологической науки заметно возрос на рубеже ХІХ-ХХ вв., когда в ней возобладали экспериментальные методы исследований и начали складываться крупные научные школы, которые имели разногласия в трактовке психики человека (рефлексология, бихевиоризм, фрейдизм). Воспринятые социологами и юристами, идеи этих школ положили начало формированию новых направлений в политико-правовой мысли.

Большим научным событием не только в русской, но и европейской литературе стало опубликование "Теории права и государства в связи с теорией нравственности" (1907 г.) В этой работе оригинальную психологическую теорию права выдвинул Лев Иосифович Петражицкий (1867-1931). Родился в Витебской губернии, в родовом мажущуюся Колонтаєво. Окончил юридический факультет Киевского университета. Петражицкого оставили на кафедре римского права, затем он продолжил обучение в Берлинском университете. Написал много трудов по гражданскому праву. В 1896 г. возвращается в Российскую империю, работает в Петербурге, в университете, защищает докторскую диссертацию по гражданскому праву. С 1897 г. занимает должность заведующего кафедрой энциклопедии и философии права, где работает до начала Октябрьской революции 1917 г., которую он не принял. Выезжает в эмиграцию в Варшаву, где работает в университете, возглавляет кафедру социологии в 1931 г. В результате депрессии заканчивает жизнь самоубийством.

Петражицкий исходил из того, что право коренится в психике индивида. Интерпретация права с позиции психологии индивида дает возможность поставить юридическую науку на основу достоверных знаний, полученных путем самонаблюдения или наблюдений за поступками других лиц.

Источником права, считал Петражицкий, выступают эмоции человека. Свою концепцию он назвал "эмоциональная теория" и противопоставлял ее иным психологическим трактовкам права, исходя из таких понятий как свобода или коллективные переживания в сознании индивидов. Эмоции служат главным побудительным "моторным" элементом психики. Петражицкий различал два вида эмоций, определяющих отношения между людьми: моральные и правовые.

Моральные эмоции е односторонними и связанными с осознанием человеком своего долга. Нормы морали - это внутренние императивы. Если мы подаем из чувства долга милостыню, то у нас не возникает представлений, что нищий вправе требовать какие-то деньги.

Совсем другое дело - правовые эмоции. Чувство долга сопровождается в них представлениями о правомочности других лиц и наоборот. Наше право есть не что иное, как закрепленный за нами, принадлежащий нам - как наше добро, - обязанность другого лица. Правовые эмоции являются двусторонними, а возникающие из них правовые нормы носят атрибутивно-императивный (представительно - обязывающий) характер.

Теория Петражицкого неограниченно расширяла понятие права. Он считал правовыми любые эмоциональные переживания, связанные с представлениями о взаимных правах и обязанностях. Петражицкий относил к правовым нормам правила различных игр, в том числе детских, правила вежливости, этикета. В его произведениях специально отмечалось, что правовые нормы создаются не путем согласования эмоций участников общественных отношений, а каждым индивидом в отдельности. Переживания, которые имеются в психике лишь одного индивида и не находят признания со стороны других, не перестают быть правом. На этом основании Петражицкий допускал существование правовых отношений с неодушевленными предметами, животными и нереальными субъектами, такими, как Бог или дьявол.

Петражицкий стремился найти универсальную формулу права, которая охватывала бы различные типы правопонимания, известные истории, включая договоры с Богом и дьяволом в правовых системах прошлого. Его политико-правовая концепция была одной из первых попыток, теоретически во многом незрелой, проследить формирование юридических норм в правосознании.

Многочисленные правовые нормы, создаваемые индивидами, неизбежно вступают в противоречие друг с другом. На ранних этапах истории способом их обеспечения выступало самоуправство, т.е. защита нарушенного права самим индивидом или группой близких ему лиц. С развитием культуры правовая защита и репрессия упорядочиваются. Возникает система фиксированных юридических норм в форме обычаев, законов, появляются учреждения общественной власти, суд, органы исполнения наказаний. Монополизируя функции принуждения, государственная власть способствует "определенности права".

Развитие обычаев и законодательства не вытесняет полностью индивидуальные правовые переживания. В современных государствах наряду с официально признанным правом существует множество систем интуитивного права, считал Петражицкий.

Например, право зажиточных слоев, мещанское право, крестьянское, пролетарское, право преступных организаций. Психологическая теория по этому приближалась к идеям правового плюрализма. Однако право социальных классов и групп в ней было истолковано індивідуалістично. Интуитивных прав столько, сколько индивидов, Петражицкий подчеркивал.

Соотношение интуитивного и официального права, по теории Петражицкого, в каждой стране зависит от уровня развития культуры, состояния народной психики. Он подчеркивал недопустимость подъема интуитивного права даже наиболее образованных социальных классов до масштаба оценки действующих законов. Реформы законодательства необходимо проводить только на основе научных знаний. Для этого Петражицкий разработал проект создания особой научной дисциплины - политики права. Философия права распадается на две самостоятельные науки: 1. Теория права. 2. Политика права.

Теория права должна быть позитивной наукой, без каких-либо элементов идеализма и метафизики. Политика права как прикладная дисциплина призвана объединить знания о праве с общественным идеалом, то есть представить научное решение проблемы, что составляло содержание прежних естественно-правовых учений.

Петражицкий не оставил подробных рекомендаций относительно практического осуществления политики права. Он наметил отправные принципы новой юридической науки, обосновал ее необходимость. Главенствующее положение в правовой политике государства должны занимать не принудительные меры, а механизмы воспитательного и мотивационного воздействия на поведение людей. Лишь с помощью таких механизмов официальное право способно направить развитие народной психики к общему благу.

В будущем, утверждал Петражицкий, право переживет себя и уступит место нормам морального поведения. Вообще право существует из-за невоспитанности, дефекты человеческой психики. Его задача состоит в том, чтобы сделать себя лишним и быть упраздненным, заявлял Петражицкий.

Политико-правовую теорию Петражицкого использовали кадеты, немарксистські теоретики социализма. Сближению психологической концепции права с марксизмом способствовал М. А. Рейснер, один из первых советских правоведов. Идеи Петражицкого были задействованы в Конституции РСФСР 1918 г. В эпоху правления Сталина, эпоху тоталитаризма, теория Петражицкого была подвергнута идеологическому шельмуванню за пропаганду надкласової этики.

В целом политико-правовая доктрина Л. И. Петражицкого, особенно психологическая теория права, привлекла внимание социологов к проблемам нормативной природы и структуры правосознания, стимулировала исследования в области юридической психологии.