Виды социальных норм. “Неписаные правила” поведения в примитивных малых группах

Юридическая психология. Шпаргалки Соловьева Мария Александровна

21. Нормы социального поведения

Социальными нормами принято называть руководящее начало, правило, образец, стандарты поведения, регламентирующие отношения людей. Социальные нормы имеют различия по основанию – содержанию, сферам действия, форме санкционирования, механизмам распространения, социально-психологическим механизмам действия. Нормы выработаны в результате развития общества и закреплены в словесных конструкциях, сводах законов, кодексах, уставах, нормативных актах. Они распадаются на две большие группы – устные (неписаные) и писаные. Социальные нормы могут различаться в социуме в целом и в отдельной социальной группе. Существуют писаные и неписаные нормы, характерные для всего человечества, существуют нормы, употребимые только в каком-то сообществе и неприемлемые для других сообществ или всего человечества. Такие нормы называются групповыми (например, нормы воровского мира, нормы студенческих братств и т. п.).

Главными являются этические и моральные нормы. Этические нормы включают в себя абсолютные принципы, т. е. добро и зло, и идеалы справедливости, моральные нормы представляют собой неписаные правила человеческого общежития.

К религиозным нормам относятся установления и правила поведения в разных конфессиях, по распространенности и значимости они близки морально-этическим нормам.

Социальное поведение регулируют также не обязательные для исполнения, но веками выполняемые ритуалы – конвенциональные нормы поведения, которые, согласно С. И. Королеву, опираются на три принципа: общепринятую условность действия; общественную значимость явления или факта, на котором концентрируется ритуал; особую цель ритуала. «Ритуал призван создать единый психологический настрой в группе людей, вызвать их к единому активному сопереживанию или признанию важности факта или явления».

Необязательный характер носят для социума нормы ограниченных социальных групп, они обязательны только для членов этих групп. Это могут быть как формальные, так и неформальные группы. Такие нормы согласно М. И. Бобневой отражают как характер, содержание и форму более общих форм, так и специфику природы общности, группы, характер, форму, содержание отношений, взаимодействий, зависимостей между ее членами, ее частные особенности, специфику условий и целей.

Из книги Психология личности в трудах отечественных психологов автора Куликов Лев

Pеальные формы социального поведения. Л. С. Выготский В реальной жизни люди поддерживают свое существование тем, что в процессе труда приспосабливают природу к своим потребностям. Производство человека отличается коллективным характером и всегда нуждается в

Из книги Социальная психология: конспект лекций автора

ЛЕКЦИЯ № 6. Отклонения социального поведения Используются три термина, близких по значению: деструктивное поведение, отклоняющееся или девиантное.Такое поведение обычно объясняется сочетанием результатов неправильного развития личности и неблагоприятной ситуации, в

Из книги Социальная психология автора Мельникова Надежда Анатольевна

13. Отклонения социального поведения Используются три термина, близких по значению: деструктивное, отклоняющееся или девиантное поведение. Такое поведение обычно объясняется сочетанием результатов неправильного развития личности, неблагоприятной ситуации и

Из книги Социальное влияние автора Зимбардо Филип Джордж

Изменение поведения в результате социального научения Теоретики научения, в том числе покойный Б. Ф. Скиннер, долгое время отстаивали идею о том, что ситуационные стимулы - окружающие нас события - напрямую влияют на наше поведение одним из двух способов. Будучи

Из книги Этнопсихология автора Стефаненко Татьяна Гавриловна

ГЛАВА IV КУЛЬТУРНАЯ ВАРИАТИВНОСТЬ РЕГУЛЯТОРОВ СОЦИАЛЬНОГО

Из книги Как защититься от хамства. 7 простых правил автора Петрова Владината

Не задумывайтесь над репликами. Следует думать не о причинах поведения противника, а о внешних проявлениях его ненормального поведения Преподаватель английского развлекается тем, что пытается уязвить учительницу музыки. Ниже приведен их диалог, в котором ответы

Из книги Лишённые совести [Пугающий мир психопатов] автора Хаэр Роберт Д.

Особенности социального поведения импульсивность; слабый поведенческий контроль; потребность в психическом возбуждении; безответственность; проблемное поведение в детстве; антисоциальное поведение во взрослой

Из книги Разбуди в себе исполина автора Роббинс Энтони

Глава 4. Психопатический профиль: особенности социального поведения Психопатическая личность выделяется на фоне обычных преступников. Поведение психопата отличается большей агрессивностью и импульсивностью, а эмоциональные реакции - поверхностностью. Но основным

Из книги Застенчивость автора Зимбардо Филип Джордж

Глава 4. Психопатический профиль: особенности социального поведения 1. William McCord & Joan McCord (1964). The Psychopath: An Essay on the Criminal Mind. Princeton, NJ: Van Nostrand, p. 51.2. Playboy, May 1977, p. 80.3. McCord & McCord (1964), p. 9.4. Diabolical Minds. NBC, November 3,1991. Это был специальный выпуск телепередачи Unsolved Mysteries.5. Ann Rule (1988). Small Sacrifices.

Из книги Девиантология [Психология отклоняющегося поведения] автора Змановская Елена Валерьевна

Из книги Все тупые, кроме нас! Психология мирового бизнеса автора Шевченко Сергей

10. Развивайте в себе навыки социального поведения Пытаясь проникнуть во внутренний мир застенчивого, мы выяснили, что такой человек стремится избежать ответственности, во-первых, за вступление в социальный контакт и, во-вторых, за поддержание в рабочем состоянии

Из книги Душа человека. Революция надежды (сборник) автора Фромм Эрих Зелигманн

Глава 1 ЕДИНСТВО СОЦИАЛЬНОГО И ПРИРОДНОГО В ДЕТЕРМИНАЦИИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ Введение в проблему Социальные факторы отклоняющегося поведения Биологические предпосылки поведенческих девиацийВведение в проблемуПроблема отклоняющегося поведения

Из книги Думай медленно... решай быстро автора Канеман Даниэль

3.1. Нормы и правила поведения Если говорить о поведении людей, то «нормальное» и «правильное» совсем не означает «оптимальное» или «верное». Скорее «принятое». Так вести себя просто договорились!3.1.1. Истоки этикета Выдерживай и воздерживайся. Эпиктет Пусть первым

Из книги Гипсосознание автора Салас Соммэр Дарио

Из книги автора

Определение нормы Основная функция Системы 1 - отслеживание и обновление вашей личной модели окружающего мира, описывающей, что в нем нормально. Модель строится на ассоциациях, связывающих идеи обстоятельств, событий, действий и последствий, с некоторой регулярностью

Из книги автора

Глава 17. Нормы поведения, позволяющие избежать нервного напряжения Некоторые привычки способствуют нервному напряжению, в то время как другие, наоборот, помогают его избежать. Необходимо ясно понимать, какие привычки требуется исключить, а какие развивать. К примеру,

НЕПИСАНЫЙ, ая, ое. Существующий по обычаю, закреплённый традицией. Действовать по неписаным правилам. Неписаные законы (сложившиеся нравственные устои, нормы). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Прил. Существующий по обычаю, по традиции, но не зафиксированный письменно, не утвержденный законодательно. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Неписаный, неписаная, неписаное, неписаные, неписаного, неписаной, неписаного, неписаных, неписаному, неписаной, неписаному, неписаным, неписаный, неписаную, неписаное, неписаные, неписаного, неписаную, неписаное, неписаных, неписаным, неписаной … Формы слов

неписаный - неп исаный (неп исаный зак он, неп исаное пр авило); но: зак он не п исан (кому) … Русский орфографический словарь

неписаный - прил … Орфографический словарь русского языка

Ая, ое. Существующий по обычаю, по традиции, не зафиксированный письменно, законодательно. Н ые правила. Н. закон, обычай … Энциклопедический словарь

неписаный - ая, ое. Существующий по обычаю, по традиции, не зафиксированный письменно, законодательно. Н ые правила. Непи/саный закон, обычай … Словарь многих выражений

неписаный - не/пис/а/н/ый (неписаный закон) … Морфемно-орфографический словарь

Из текста одного из законов афинского правителя (архонта), законодателя и поэта Солона (между 640 и 635 ок. 559 до н. э.). Античные предания причисляют Солона к се ми великим греческим мудрецам. Провел важные реформы: отмену поземельной… … Словарь крылатых слов и выражений

Неписаный закон - Разг. Естественные нормы, правила жизни, поведения и т. п. людей, не установленные государственной властью. С какой стороны ни глянь кругом виноват. Ведь честный человек, по неписаным законам, уж коли с кем разговаривает, то искренне и… … Фразеологический словарь русского литературного языка

Книги

  • Неписаный закон. Антропология права , В. В. Бочаров. В книге рассматриваются вопросы, связанные с феноменом "правового нигилизма" . Его суть в том, что повседневная жизнь граждан во многом, на самом деле, регулируется не государственным…
  • Кто такой Лу Шортино? , Оттавио Каппеллани. В мелочной лавочке дяди Миммо совершено вооруженное ограбление. При этом грабитель застрелил полицейского бригадира, а в Катании полицейских убивать никак нельзя- не то придется отвечать…

Цель нашего сайта — помощь в подготовке к экзамену по обществознанию.
Целевая аудитория сайта — ученики и их родители, выпускники прошлых лет, учителя, частные репетиторы.

«Некоторые неписаные законы твёрже всех писаных»(Сенека).

В своём высказывании автор рассуждает над проблемой взаимосвязи различных социальных норм. Смысл высказывания заключается в том, что, по мнению автора, неписаные социальные нормы, т.е. нормы морали, соблюдаются в обществе лучше, чем писаные законы, т.е. нормы права, потому что главным гарантом их исполнения является совесть человека. Я согласна с мнением автора, и считаю, что данная проблема особо остро проявляется в наши дни, когда одни писаные законы противоречат другим.

Для более полного понимания смысла высказывания автора, приведу определения социальных норм из обществоведческого курса. Социальные нормы – это правила поведения, принятые в обществе. Различают следующие виды социальных норм: моральные нормы, нормы обычаев, религиозные нормы, политические нормы, эстетические нормы, правовые нормы, этические нормы и другие. В своём высказывании автор говорит именно о правовых и моральных нормах, поэтому рассмотрим их более подробно. Правовые нормы – это правила поведения, установленные государством, закрепленные в письменной форме и поддерживаемые силой государства. Моральные нормы – это правила поведения, закрепленные в сознании общества и поддерживаемые силой общественного мнения.

Вспоминая произведения литературы, мне в голову сразу приходит «Капитанская дочка» А.С.Пушкина, главный герой которого Пётр Гринёв был человеком чести и совести. Услышав безосновательные оскорбления в сторону Маши Мироновой от Швабрина, он вызвал его на дуэль. Этот дуэль – это дело чести, принципа и высокого человеческого достоинства. Хотя он и не был писаной нормой, он являлся обязательным, потому что был закреплён в сознании человека.

Приводя пример из истории, хотелось бы вспомнить Древнюю Русь, где не существовало писаных законов, а был лишь обычай. Но, например, человек, совершивший убийство какого- либо человека из другой семьи или племени обязательно подлежал кровной мести.

Проблема, поднятая автором, крайне актуальна в наши дни, когда все больше законов опираются на моральные нормы, обычаи и традиции. В мире, где пока еще, к сожалению, процветает коррупция никак не обойтись без действующих неписанных правил.

xn—-7sbbbfrcoknutbddbdh1cu8l.xn--p1ai

Эссе на тему: - «Некоторые не писанные законы, твёрже писанных»

Эссе.
Тема: - «Некоторые не писанные законы, твёрже писанных»

Тема, сегодняшнего эссе, довольно необычная.
Но, я как обычно начну с того что согласен с данной фразой.

Для начала хотелось бы сказать , что как бы много законов не создавалось, все они ведут лишь к желанию обмануть и обойти закон, обходов с каждым днем становится все больше и больше, и лишь потому что множество законов не дает полного контроля над происходящим.

По словам данной фразы, некоторые не писанные законы, тверже написанных - Можно сразу понять о том что речь идет о нормах морали, стыдливости, и многое другое, именно эти законы ни где не прописаны, но они заложены в нашей голове как будто с рождения.
Мы многие законы соблюдаем на подсознательном уровне.
В такие ситуации можно отнести уважение старших, открытие дверей дамам и пожилым людям, либо тем кто с полными руками сумок.
Эти законы не прописаны - Но, мы их соблюдаем.
Чем они тверже? Тем что они созданы для всех и каждого, в них нет каких-либо неточностей, и уточнений, таких как в наших Федеральных законах - Ведь речь идет не о штрафах, и наказании, речь идет о чувстве собственной гордости, достояния и стыда.

Тверже они даже не тем своим заложением, а своим правильным преподношением, каждый человек понимает их с ходу, такие законы «Ухватываются на лету» и навсегда остаются в нашей памяти.

Хотелось бы добавить:
Как говорил Сенека Луций Анней - «Чего не запрещает закон, то запрещает стыд», и ведь действительно так, многие вещи мы не можем сделать из стыдливости, а многие из за того что они прописаны в законах, отличия лишь в том, что многие написанные законы являются лишь законом - Если мы нарушим их, мы не будем чувствовать себя не уютно, а если мы нарушим те законы которые установлены нормами морали - нас это будет гложить внутри, ещё не один день, и каждый день мы будем осознавать то что поступили плохо, вот поэтому - «Некоторые не писанные законы, твёрже писанных»

www.seasonpoetry.ru

Эссе «Некоторые неписаные законы тверже всех писаных» (Сенека) (ЕГЭ обществознание)

В данном высказывании известный римский мыслитель поднимает проблему роли и значения в жизни общества таких социальных норм, как нормы права и морали. Данная проблема весьма актуальна, так как социальные нормы в современном мире обеспечивают ему стабильность и поступательное развитие.

Автор, проводя сравнительную характеристику действия норм права и морали, считает, что нормы морали устойчивее и сильнее укоренены в общественном сознании и потому более эффективно соблюдаются, нежели нормы права.

Рассмотрим теоретический аспект проблемы. Как известно из курса обществознания, социальные нормы являются элементом социального контроля и представляют собой общепризнанные правила поведения.

Различают множество видов социальных норм, но автор обращает внимание именно на нормы морали и права. Нормы морали нигде не зафиксированы, основаны на представлениях о добре и зле, которые закреплены в общественном сознании. Для поощрения или наказания за совершение того или иного поступка применяются неформальные санкции. Нормы морали охватывают невероятно широкий круг взаимоотношений между людьми. Нормы права же, в отличие от норм морали, устанавливаются и фиксируются в законах государством. В случае их несоблюдения предусмотрены формальные санкции, соответствующие правонарушению. Сфера действия норм права много уже, нежели морали.

Очень часто закон противоречит нормам морали, и, не смотря на то, что несоблюдение первых не несет за собой таких суровых санкций, как за несоблюдение закона, люди, в таких случаях, часто игнорируют нормы права и за руководство принимают нормы морали.

Например, в начале восемнадцатого века, когда Россия была империей, существовал закон, предписывающий священникам передавать содержание исповеди в Тайную канцелярию. Невыполнение данного требования влекло за собой лишение чина. Но большинство деятелей церкви руководствовались законом божьим, пренебрегая таким указом.

Другой пример можно почерпнуть из работы Ф. Энгельса об Афинском государстве, столкнувшемся с неприятием свободными гражданами службы в полиции.

Велико было влияние моральных представлений родового строя, и поэтому люди считали недопустимым службу в полиции, связанной с применением силы по отношению к своим согражданам, таким же свободным и равным, как и они. Ни аресты, ни штрафы не сломили столь сильный нравственный протест. Властям пришлось формировать полицию преимущественно из рабов.

Таким образом, исполнения норм права довольно трудно добиться, если они коренным образом расходятся с нормами морали. Для стабильного и устойчивого функционирования общества нормы права должны основываться на морали, потому что отсутствие добра и справедливости в законах грозит обществу и государству хаосом и распадом.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) — начать подготовку

www.kritika24.ru

«Некоторые неписанные законы тверже писанных». Сенека. Сочинение по социологии и праву (ЕГЭ обществознание)

«Некоторые неписанные законы тверже писанных».

В этом высказывании Сенека поднимает проблему различного восприятия обществом писанных и неписанных норм.

Жизнь каждого человека подчинена определенным законам: как писанным, так и неписанным. Всем известно, что писанные законы появились намного позже неписанных, существовавших в виде традиций и обычаев. Последние зарождаются с началом формирования государственности, так как они позволяли правителю контролировать подданных.

Писанные законы во многих позициях были схожи с традициями данного общества, однако защищали общегосударственные, надличностные интересы. Главной функцией всех норм является поддержание стабильности в обществе и конформности ее членов.

Поднимая проблему различного восприятия индивидами писанных и неписанных законов, автор имеет в виду, что порой для человека значимость моральных норм и ценностей может превышать значимость государственных законов. В то время как под писанными нормами подразумеваются законы, то есть нормативно-правовые акты, имеющие письменную форму и защищаемые государством, то неписанные законы понимаются как ценности-социально одобряемые цели и средства их достижения, которые разделяются большинством членов данного общества и являются для них самоочевидными.

Соблюдение законов обеспечивается государственным принуждением, на что оно имеет монопольное право. Хотя и за несоблюдение социальных норм тоже следуют санкции, они оказывают большее влияние на человека, чем формальные. Твердость неписанных законов можно объяснить тем, что они регулируются не только общественными санкциями или внешним контролем, но и через систему аксиоматических ценностей, присущих каждому человеку, то есть через внутренний социальный контроль. Последний подразумевает бессознательное следование нормам. То есть нарушая социальные нормы, человек обрекает себя на муки совести. Поэтому, в случае противоречия двух видов норм, члены общества скорее выберут следование собственным убеждениям, чем законам, предписанным извне. Особенно ярко видно преобладание неписанных законов в ситуациях, когда законодательство изменилось, а нравы нет.

Как, например, было в России. Первый закон о запрещении дуэлей был принят во времена Петра I, однако запрет распространялся только на офицеров. А вот при Екатерине II дуэли получили широкое распространение и их законодательно запретили среди молодежи. Частые дуэли среди дворянства противоречили интересам государства: на них погибало много молодых и перспективных граждан. Однако с точки зрения дворян, не вызвать обидчика на дуэль или не прийти на нее, когда тебе бросили перчатку, было хуже смерти. В высшем обществе девятнадцатого века честь была одним из самых важных этических понятий, определяющих статусное положение.

В ходе многих столетий в обществе могут утвердиться убеждения, дискриминирующие часть общества, не входящую в группу. Эти убеждения могут быть направленны против определённой расы, национальности или унижать всех тех, кто принадлежит другой национальности или расе. Например, одной из самых распространенных проблем современного мира является расизм. Если в России его проявления редко заметны, так как среди населения нет множества представителей других рас, то в США и ЕС этот вид дискриминации является распространенным явлением. Примером может служить ситуация, произошедшая с клиентом героя романа Харпер Ли “Убить пересмешника” Аттикуса. Аттикус Финч берется за защиту темнокожего Тома Робинсона, несправедливо обвиненного в изнасиловании белой женщины. На суде Аттикус приводит достаточно много доводов в пользу своего подзащитного и несмотря на очень долгое обсуждение, присяжные признают Тома виновным. В общественном сознании американцев прочно утвердилась норма недолюбливать людей негроидной расы. Хотя и законодательно закреплено равенство всех рас. В этом случае ярко видно не только проявление внешнего социального контроля: детей адвоката дразнили окружающие, но и то, что носителем ценностей является не отдельный человек, а социальная группа.

Таким образом, в обществе часто можно заметить случаи, когда неписанные законы имеют для людей большее значение, чем писанные. Несмотря на серьезность санкций, предъявляемых человеку за нарушение писанных законов и уставов, страх оказаться под давлением общественного мнения или внутреннего контроля, совести, может оказаться сильнее.

Пример эссе по высказыванию Сенеки «Некоторые неписаные законы твёрже всех писаных».

Как известно, социальными нормами считаются нормы морали, нормы обычаев, корпоративные нормы, религиозные нормы и правовые нормы. Очевидно, в данном высказывании писаные законы - это правовые нормы - общеобязательные, формально определённые правила поведения, гарантируемые государством, отражающие уровень свободы граждан и организаций, выступающие регулятором общественных отношений. Неписаные нормы здесь могут означать нормы морали (формы общественного сознания, состоящей из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей) и традиции (множество представлений, обрядов, привычек и навыков практической и общественной деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений). Понятное дело, что в государстве выше всех традиций и нравственных норм стоит закон - если человек преступил его, следуя каким-либо традициям или нравственным нормам, государство может его за это наказать. И человек обычно прекрасно это понимает. Но может ли быть такое, что нравственные нормы и традиции в сознании людей ценятся выше, чем государственные законы?

Об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские писатели-классики. Вспомним рассказ К.Г. Паустовского «Старый повар». В этом произведении умирающий старый повар страдает из-за того, что, когда его жене Марте требовались дорогие лекарства, он украл у графини золотое блюдо. Он продал его, но лекарства, приобретённые за полученные деньги, не спасли жизнь его жены. Однако Вольфанг Амадей Моцарт успокоил его, сказав, что это не грех, а любовный подвиг. Ведь разве золотое блюдо стоит жизни человека? Да, старик нарушил закон, чтобы спасти свою жену, но нравственные законы гласят, что человек должен жить во имя любви к близким, а это значит, что он должен сделать всё, что в его силах, чтобы спасти родного человека. Стоит отметить, что решение о краже, на мой взгляд, далось старику нелегко – не зря же он столько мучился после этого! Он уверял, что, если бы его кража могла кому-то из слуг навредить, он бы никогда этого не сделал. Но осуждают ли старика другие люди? Нет, Моцарт, к примеру, а вместе с ним и автор, с уважением отнёсся к его поступку. Я, когда читала этот рассказ, тоже посчитала, что старик поступил правильно. И другие люди, которым я поведала про это произведение, согласились с моим мнением, несмотря на то, что старик совершил кражу, т.е. нарушил государственный закон. Потому что многие всё-таки понимают, что нужно заботиться о близких, идти ради них на определённые подвиги. Таким образом, моральные ценности могут цениться людьми значительно выше государственных законов.

Раньше в мире была очень распространена такая традиция, как дуэль - строго регламентированный так называемым дуэльным кодексом поединок между двумя людьми, цель которого - удовлетворить желание одного из дуэлянтов (вызывающего на дуэль) ответить на нанесённое его чести оскорбление с соблюдением заранее условленных и равных условий боя. Сейчас почти во всех странах она запрещена и почти никто этот закон не нарушает. Но, когда дуэль только начали запрещать, люди не относились к этому серьёзно. Дуэли продолжались, несмотря на то, что они были противозаконными. Оскорблённый человек считал себя обязанным бросить вызов обидчику, поскольку полагал, что таким образом он защищает свою честь. И ему было всё равно на то, что он нарушал этим закон. Многие именитые юристы, выступавшие в XVII-XVIII веках против дуэлей, признавали, что писаные законы не влияют на правоприменительную практику и так будет, видимо, до тех пор, пока отношение к дуэли в обществе в целом не изменится. Следовательно, в сознании людей традиции могут ставиться выше государственных законов.

В заключение ещё раз подчеркну: некоторые моральные нормы и традиции люди могут считать настолько важными, что они будут готовы даже нарушить закон во имя этих моральных норм или традиций.

  • Словник української мови Академічний тлумачний словник ПР А ́ ВИЛО, а, сер. 1. Положення, яким передається якась закономірність, стале співвідношення певних явищ. Засвоївши якесь граматичне правило, він […]
  • Поступление налога на доходы физических лиц 2014 Прогноз поступления доходов в бюджетную систему Российской Федерации от налогоплательщиков городского округа город Мегион составлен на основе фактических […]
  • об отложении судебного заседания OБРАЗЕЦ ХОДАТАЙСТВА ОБ ОТЛОЖЕНИИ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛА (наименование судебного участка либо суда) (адрес суда либо судебного участка) Истец: […]

Подавляющее большинство государств в мире признают принцип о существовании обычного международного права, хотя существует множество различных мнений о том, какие нормы в нём содержатся.

Признание обычного международного права

Существует несколько различных видов обычного международного права, которые признаются государствами. Некоторые нормы обычного международного законодательства находятся на уровне jus cogens (императивной формы), поскольку они были признаны международным сообществом в качестве неотъемлемых прав, в то время как другие нормы обычного международного права могут быть применимы только для небольшой группы государств. Государства обычно связаны с обычным международным правом независимо от того, являются ли такие нормы кодифицированным в национальном законодательстве или же они были сформулированы в рамках международных договоров.

Jus cogens

Нормы ju s cogens и нормы обычного международного права не являются взаимозаменяемыми. Все нормы jus cogens становятся нормами обычного международного права посредством их утверждения государствами, но не все нормы обычного международного законодательства находятся на уровне императивных норм. Государства могут отступать от таких норм обычного международного права путём заключения договоров и принятия законов, которые противоречат этим нормам, но императивные нормы отступлений не терпят.

Кодификация международного обычного права

Некоторые нормы международного обычного права являются кодифицированными посредством договоров и на уровне национальных законодательств, в то время как другие признаются только в качестве обычного права .

Законы и обычаи войны, также известные как jus in bello , длительное время входили в разряд обычного права, прежде чем были кодифицированы в Гаагских конвенциях 1899 и 1907 годов , в Женевских конвенциях и в ряде других договоров. Однако эти Конвенции не претендуют на то, что согласно им должны регулироваться все вопросы, которые могут возникнуть в ходе войны. Статья 1(2) Дополнительного Протокола I Женевских конвенций определяет, что обычное международное право регулирует те правовые вопросы, касающиеся вооруженных конфликтов, которые не являются охваченными другими договорами.

Отсутствие ратификации как согласие с нормами

Как правило, все суверенные государства должны подтверждать своё обязательство об исполнении конкретного договора или правовой нормы. Однако нормы международного обычного права имеют столь широкое распространение по всему миру, что поэтому государства становятся связанными ими без их ратификации. Достаточно лишь того, чтобы государства не заявляли прямо об отказе от их исполнения. В случае отказа государства перестают быть связанными этими нормами, если только они не являются императивными .

Международный суд ООН

Двусторонние и многосторонние нормы обычного международного права

Нормы обычного международного права могут признаваться как и только лишь между двумя государствами в двустороннем порядке, так и в многостороннем , что подразумевает их признание в более крупном масштабе вплоть до мирового. Региональные обычаи в международных отношениях могут стать нормами обычного международного права в данных регионах, но не могут стать таковыми для государств, находящихся за пределами региона. Существование двустороннего обычного права было признано Международным судом ООН во время разбирательства дела о Праве прохода через территорию Индии . В случае между Португалией и Индией суд не нашел «никаких причин, по которым долго продолжавшаяся практика между двумя государствами, принятая ими и регулирующая их отношения, не могла бы служить основой для взаимных прав и обязанностей между двумя государствами.»

Другие нормы обычного международного права

К примерам других норм обычного международного права относятся принципы невысылки и

Правило унижения.

Чтобы унизить другого, достаточно продемонстрировать ему свое превос­ходство в чем бы то ни было. Мы привыкли понимать унижение иначе: как ос­корбительные слова и действия, направленные на другое лицо. Однако в при­митивной группе, где необузданная амбиция присуща каждому участнику, ос­корблением субъекта оказывается любое ущемление его амбиции. А она, амби­ция, безусловно, ущемляется, если другой человек показывает, что он "лучше" в каком бы то ни было отношении.

И поэтому, попав в такую группу, вы подчас и не сообразите, чем прогневи­ли участников группы. Молодая женщина может раздражать одним тем, что она молода и красива. Человек с даром речи вызовет неприязнь косноязычных. Чело­век кипучего темперамента - неприязнь вялых и ленивых. Ситуация почти безвыходна. В примитивной группе, даже отдав ближнему последнюю рубашку, вы унижаете его: это демонстрация вашего превосходства в великодушии. Даже подставив левую щеку после того как вас ударили по правой, вы ущемляете чью-то амбицию, показывая, таким образом, свое превосходство в смирении.

"Правило унижения" объясняет природу многих житейских историй, объе­диняемых под общим заголовком "Черная неблагодарность". Вот типичная ис­тория: жительница столицы поселяет у себя дальнюю родственницу из деревни, кормит, одевает со своего плеча и за услуги домработницы "выводит в люди". Через несколько лет столичная дама не находит себе места от возмущения: об­лагодетельствованная ею особа не только не проявляет благодарности, но и оп­ределенно мстит "неизвестно за что", но ведь известно за что! "Благодетель­ница" была небескорыстна в отношении родственницы, и прежде всего небес­корыстна психологически. По всей видимости, ей нравилась такая форма само­утверждения - роль благодетельницы. Примитивизм особы из деревни проявил­ся в не меньшей степени: она долго сносила ущемление своего самолюбия, но при первой же возможности сочла необходимым "отыграться". Дело в том, что честные, равноправные взаимоотношения между людьми возможны только там, где усмирены и дискредитированы реакции амбиции, самодовольства, за­висти, злорадства, экспансии и т.п., но в примитивной группе это невозможно.

Правило рангового соответствия.

Согласно этому правилу, демонстрация превосходства допустима только в отношении лиц, имеющих более низкий ранг в группе. В примитивной группе допустимая степень ума обязательно увязывается с положением субъекта в группе. Есть в этом сходство с данными наблюдений за стаей обезьян. Обычно обезьяна, обнаруживая корм (скажем, изобилие бананов в ближайшей роще), громкими криками оповещает об этом стаю. Но стая не спешит на зов, если он исходит от особи низкого ранга. Этой особи как бы не соответствует роль "первооткрывательницы". Точно так же в примитивной человеческой группе: одна и та же мысль кажется вздорной в устах забитого, но чрезвычайно дельной в ус­тах Главаря, Авторитета, приближенного.

Вот почему правило рангового соответствия нуждается в оговорках. Оно имеет силу в пределах общего ранга взаимодействующих субъектов. Например, ранг приближенного, лишь в одну ступень ниже Авторитета - Авторитет не по­зволит себе унизить такого ведомого демонстрацией своего превосходства над ним. В то же время эта демонстрация в отношении субъектов низкого ранга во­все не рассматривается ими как унижение - она "в порядке вещей".

Правило отпора.

Если кто-то (в пределах общего или смежного рангов) пытается на глазах других продемонстрировать превосходство над другим субъектом, то есть унизить его, субъект обязан немедленно воспротивиться этому, чтобы не стать объек­том дальнейших унижений.

Здесь дело не только в амбиции, но и в специфике примитивного группового взаимодействия. В самом деле, позволив унизить себя одному, субъект как бы дает повод сделать это всем окружающим. Отсюда обостренный интерес окру­жающих к любой стычке между двумя субъектами; отсюда поощряющие воз­гласы "публики" и ее недовольство компромиссным, недраматическим, слиш­ком пресным исходом спора. Ей нужны победитель и побежденный, в особен­ности последний: на нем каждый может выявить свою собственную амбицию. Причем осуществить это можно как с помощью агрессии, так и с помощью по­кровительства, беря ущемленного под защиту.

Правило отпора оказывается в то же время и правилом отбора . Субъекты, умеющие давать отпор лицам своего или смежного ранга, получают шанс под­няться на ранг выше.

Правило силы .

Если кто-то имеет возможность безнаказанно продемонстрировать свое пре­восходство над другими, он обязан сделать это, иначе его сочтут слабым! Безнаказанность надо понимать широко. Человек большой физической мощи пользуется безнаказанностью в том смысле, что ни один, ни даже двое-трое противников не одолеют его в драке. "Правило силы" предписывает такому бо­гатырю напоминать нижестоящим о своем преимуществе. Если не во время ссо­ры, то хотя бы в порядке шутки он должен валить кого-то наземь, «сталкивать дерущихся лбами» и т.п. Если он не делает этого, то подобное сочетание силы с миролюбием и пассивностью воспринимается группой как чудачество и стран­ность. Он приобретает репутацию «блаженного», и его с опаской, но и с боль­шим азартом принимаются поддразнивать.

Безнаказанность субъекта может вытекать из особого расположения к нему главаря или других высокоранговых членов группы. Тогда он должен время от времени активно ущемлять амбицию других, демонстрируя этим тот факт, что ему в ответ ничего не сделают. Если он ведет себя иначе, окружающие начина­ют сомневаться в его привилегиях, в его храбрости, наконец, в его уме.

Правило выдвижения.

Это правило вытекает из предыдущего. Если шанс подняться на одну сту­пень сохраняется лишь у того, кто умеет давать отпор, то реальное выдвижение - вплоть до ранга Авторитета или претендента на роль Главаря - возможно толь­ко для тех, кто неуклонно следует "правилу силы". Напротив, при такой "сла­бой" позиции его способности и успехи будут вызывать лишь неприязнь группы и могут скорее его привести к гонению. Зато бестрепетное следование "правилу силы" выдвигает на ключевые места в группе даже того, кто, собственно, ничем и не одарен, кроме такой бестрепетности.

Правило гонения.

Субъект, который демонстрирует свои особые дарования, но лишен силы, то есть возможности или желания унижать нижестоящего, легко становится гони­мым в примитивной группе. В такую ситуацию попадает, например, способный трюкач - карманник в воровской шайке. Казалась бы "виртуозная" работа долж­на выдвинуть его в "звезды" примитивной группы, тем более, что Главарь выка­зывает ему свое благоволение. Однако особенности характера этого "виртуоза" таковы, что он не пользуется этим благоволением, чтобы унижать других: у не­го, скажем, нет вкуса к стычкам, противоборству, сдерживанию мелких побед над остальными. Теперь достаточно нескольких эпизодов, когда Главарь или приближенные не защищали бы его от выпадов более агрессивных субъектов группы, и всем становится ясно: силы у него нет. А далее, если он сам не умеет давать отпор другим, его артистические способности рассматриваются как вы­зов амбиции остальных, и примитивная группа подвергает его гонениям - либо он вынужден уйти из группы, либо переходит в категорию забитых. В послед­нем случае его умение используется Главарём как должное, но претендовать на особое вознаграждение за свои труды ему не приходится.

Правило «козла отпущения».

В случае нарастания недовольства в примитивной группе каждому позволя­ется реакция агрессии и экспансии в отношении кого-либо из забитых. Главарь и авторитет предпочитают в своих целях выставить "козлом отпущения" одного из разоблаченных недовольных. Это особенно эффективно, когда разоблачается бывший приближенный главаря: субъекты низшего ранга с радостью "отыгрываются" на нем за унижение, которое им приходится терпеть от субъектов выс­шего ранга. Понятно, почему с такой охотой в это избиение включаются субъ­екты "омега", хотя, казалось бы, они нападают на одного из "своих".

Правило отвода агрессии от себя.

Участвуя в групповом гонении жертвы, субъект демонстрирует свою соли­дарность с группой, и тем самым отводит её агрессию от себя. Этим объясняет­ся необыкновенная истовость, с которой иные члены примитивной группы вы­полняют "карательные" функции в отношении провинившихся.

Правило возмещения убытка.

Унижение, нанесенное одним субъектом другому, в примитивной группе может быть возмещено материальной ценностью; инцидент при этом считается исчерпанным. Однако материальное ущемление уже не может быть заглажено никакими средствами, кроме материальных и с известной надбавкой. Ничто не вызывает такой ненависти, как отнятие собственности, в чем бы она ни заклю­чалась. Это отмечал еще итальянский политический мыслитель XV в. Н. Макиавелли: ориентируясь в своих представлениях о человечестве на наиболее примитивных субъектов, он утверждал, что человек простит вам все, даже убийство его близких, только не отнятие или уничтожение его собственности. Главарь примитивной группы без труда задобрит всякого недовольного, допус­тив его к дележу "жирных кусков". Далее тот снесет и пинок - был бы получен куш достаточно щедрым. Нередко так и делается: Главарь или его приближен­ный заранее покупает себе возможность "пинать" ведомого - психологически или буквально.

Правило незаинтересованности.

Проявляя на глазах других интерес к кому-либо или к чему-либо, субъект "роняет достоинство", выказывает свою зависимость от нравящегося лица или объекта. Это дает повод для насмешек, поскольку всем ясно, что его чувство амбиции не полно, и он ищет возможности каким-то образом восполнить недос­тающее. Следовательно, он "ниже" других, которые имеют (или превосходно делают вид, что имеют) все необходимое для самодовольства. Чтобы избежать подобного унижения, субъект обязан скрыть, что он "питает слабость" к некое­му предмету. Он делает безучастную и высокомерную "мину", в то время как сердце учащенно бьется от волнения и ожидания.

Если же ему не удалось утаить, что он, например, влюблен в женщину, то в кругу приятелей он старается говорить об этой женщине как можно более на­смешливо или цинично, - этим он утверждает свою "незаинтересованность" к ней.

Правило соблазна.

Если субъект, доверившись другому, тем самым создает ему возможность совершить неблаговидный поступок, то он тем самым вводит его в "соблазн" и потому оказывается в глазах группы столь же виноватым, как лицо, совершив­шее неблаговидный поступок. Например, отдав кошелек на хранение приятелю, более свирепому в драке, субъект вводит его в соблазн присвоить себе деньги. Теперь жалобы пострадавшего главарю или группе вызывают лишь пожатие плеч: "Раньше думать надо было, когда кошелек отдавал". Таковы представле­ния о справедливости, бытующие в примитивной группе. И этим объясняется повышенная подозрительность ее участников друг к другу с приписыванием другому, в первую очередь, враждебных намерений.

Правило послабления.

Если субъект более высокого ранга позволяет проявления амбиции нижестоящему, то вскоре они перейдут в максимальные, и виновным в этом считает­ся субъект, допустивший подобное послабление. Он теряет вес как в глазах главаря, так и в глазах всей группы; поведение же второго лица воспринимается как должное. Отсюда подчеркнутое внимание всей группы к исполнению ниже­стоящими своеобразных ритуалов подчинения вышестоящим. Эти ритуалы не заданы в группе как система поклонов, необходимых самоуничижительных вы­сказываний и т.п. Однако громкость голоса, степень раскованности движений, возможность улыбки - все это у нижестоящего ограничено, если они находятся в контакте с вышестоящими. Среди последних тот, кто неизменно требует по­добных знаков подчинения, пользуется особым уважением группы.

Правило круговой поруки.

Для того чтобы примитивная группа не распалась и функционировала на пользу Главаря, Авторитета и их приближенных, ее необходимо вовлечь в про­тивозаконные и сурово караемые обществом акции. Это создает ситуацию кру­говой поруки, поскольку вина за содеянное лежит теперь на всех. Видя, что свя­зи в группе разрыхляются, Главарь может, например, толкнуть людей на совме­стно совершаемое убийство чужака или даже своего. После этого группа поне­воле сплачивается за счет общего чувства страха и вины. Раскрытие преступле­ния становится невыгодным даже для субъектов "омега", поскольку оно было содеяно, пусть и не по их инициативе, но с их участием.

Правило нормальности.

Действуя и приспосабливаясь к примитивной группе в соответствии с вы­шеуказанными правилами, субъект обязан всячески отрицать это, обосновывая свои поступки любыми рациональными, моральными и другими доводами, ка­кие только доступны его интеллекту. Если он не в состоянии таким способом оправдать свое поведение в примитивной группе, его считают глупым. Субъект, находящийся в примитивной группе, обычно не способен сформулировать пра­вила, по которым она функционирует. Поймав себя даже на мысленной попытке их сформулировать, он испытывает страх расправы, легко превращающийся в опасение, что с его психикой не все нормально...

Таким образом, агрессивная самодеятельность примитивных групп базиру­ется на извращенных представлениях ее членов об иерархии ценностей, на ми­нимуме их "окультуривания". Она дошла почти в неизменном виде от началь­ных форм человечества до современности. Простота и наглядность самоутверждения в данной форме придают ей живучесть и особую популярность в млад­ших возрастных группах с минимальным уровнем интеллектуального и куль­турного развития (примитивных).

Ценности и атрибутика криминальной субкультуры, - пишет профессор В.Ф.Пирожков, - формируются и создаются уголовным миром с максимальным учетом возрастных особенностей несовершеннолетних, что делает их особенно привлекательными для подростков.

Во-первых, нормы и ценности криминальной субкультуры максимально учитывают психические состояния возрастного одиночества подростков как од­ного из важнейших элементов кризиса идентичности. Одинокий среди взрослых и законопослушных, слабо сплоченных групп сверстников, лишенный всесто­ронней защиты от притязаний окружающих, включаясь в криминальную или ассоциальную группу, подросток немедленно приобретает реальную физиче­скую, психологическую, моральную и материальную защиту от притязаний ок­ружающих. Это коренным образом меняет его самочувствие и формирует уве­ренность в том, что никому из «чужих» не удастся его обидеть и притеснить.

Во-вторых, включаясь в преступную среду с ее нормами и ценностями, несовершеннолетний получает широкое поле для самоутверждения, самореали­зации своего «Я» и компенсации тех неудач (комплекса неполноценности), ко­торые постигли его в обществе. Здесь его никто не упрекнет за получаемые на уроках двойки, пропуск занятий и т.п. При этом в преступной среде максималь­но реализуется стремление подростка к самостоятельности («выбиться в лю­ди»); занять соответствующую ступень в уголовной иерархии можно, только надеясь на свои силы и способность, - никто (ни родители, ни «связи») здесь не поможет.

В-третьих, в преступных сообществах несовершеннолетних не существует двойной морали (официальной и неофициальной). Поэтому, как это ни странно, нормы и ценности криминальной субкультуры подросткам кажутся наиболее справедливыми, истинными, благородными. Действительно: дал слово - сдер­жи; сел играть в карты - играй честно; имеешь долг - вовремя верни; что добыл преступным путем - все отдай в «общий котел» и т.п. А если нарушил какое-то правило («пробожился» - не сдержал данного слова, утаил от «общего котла» и т.п.) - пеняй на себя: кара последует немедленная и беспощадная.

В-четвертых, сам процесс криминальной деятельности оказывается для несовершеннолетнего привлекательным, поскольку включает элементы соци­ального и физического риска, самые разнообразные экстремальные ситуации; окрашен налетом ложной романтики, таинственности и необычности. А в зако­нопослушной среде подростка со всех сторон окружают физические, мораль­ные и психологические барьеры: того делать нельзя - опасно для жизни, этого делать нельзя - неприемлемо для других и т.п. Вы, наверное, заметили, что под­ростки проявляют высокую активность, чтобы попасть в школы выживания, ко­торые организуют свою деятельность «на грани физических возможностей че­ловека». А почему бы не использовать этот принцип более широко? Чем подро­стков привлекают скаутские отряды? Да тем же самым. Скаут - это разведчик. А разведка - таинственность и необычность деятельности.

В-пятых, в криминальной среде сняты все моральные ограничения, так «стесняющие» поведение подростка в законопослушных общностях. Зато сфор­мирована своя мораль, более убедительная и доходчивая. При этом отсутствуют запреты на любую информацию, прежде всего - интимную. Если учесть, что это возраст полового созревания, то лишение в официальном обществе подростков этой информации - своеобразное преступление перед ними. Опоздание с про­светительной сексуальной информацией, что является нашей всеобщей бедой, плачевно сказывается на их половом воспитании.

И наконец, ценности и нормы криминальной субкультуры способны бы­стро распространяться в молодежной среде, поскольку подростки и юноши бы­вают увлечены их внешне броскими атрибутами и символикой, эмоциональной насыщенностью норм, правил, ритуалов. Каждому взрослому известно, что все неформальные формирования подростков и юношей стремятся выделиться из общей среды одеждой, различными символами (в виде наклепок, наклеек, брелков, серег, колец и т.п.). Главное здесь в том, что они им не навязаны, а изобре­тены самими подростками, и потому так им дороги и привлекательны 1 .

Таким образом, формируясь и развиваясь по «системным» законам, малые неформальные группы как социальные микросистемы являются самовоспроиз­водящимися. Именно с этим связаны трудности профилактики и борьбы с органи­зованной преступностью.

Приложения