Осторожные сказки для детей по обж. Опасность – центральное понятие безопасности жизнедеятельности, она носит скрытый характер. Признаками, определяющими опасность, являются Жёлтый свет - предупрежденье

Формирование основ безопасности жизнедеятельности у

дошкольников.

Общеизвестно, что детство - это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни - это родители и воспитатели.

Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Анализируя понятие «экстремальный», «безопасность», мы поймем: то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой. Особую тревогу мы испытываем за дошкольников. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов: «не трогай», «отойди», «нельзя».

Дети дошкольного возраста не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, не знают правила поведения по технике безопасности.

Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность-это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Эта проблема очень актуальна в наше время.

Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей осуществляется в разных направлениях, основные – работа с детьми, родителями, педагогическим коллективом и персоналом. Важно подготовить ребенка к встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.

Работа по воспитанию навыков безопасного поведения у детей начинается с выявления уровня их знаний и интересов, которые проводилось в форме беседы, наблюдений, игр-занятий.

Данная работа ведется через:

ü организованную деятельность детей – занятия, экскурсии;

ü совместную деятельность взрослых и детей – драматизация сказок, беседы воспитателя и ребёнка, наблюдения, труд, чтение художественной литературы;

ü свободно самостоятельную деятельность детей – сюжетно – ролевые игры.

Формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников начинается с создания и обогащения предметно-развивающей среды в группе.

Большое внимание уделяли не только укреплению физического здоровья детей, но и их психологическому благополучию. Дети чрезвычайно эмоциональны, впечатлительны, внушаемы. Нужно учитывать эти особенности и формировать веру каждого ребенка в свои силы и возможности, оптимистический взгляд на все происходящее.

Цель дошкольного образования - воспитание безопасного поведения, понимание элементарных взаимосвязей в окружающей обстановке, особенностей взаимодействия человека с ней. Первое социальное окружение ребенка - его семья, в которой возникает начальный образовательный процесс. С первых лет жизни, когда активность ребенка в освоении мира всемерно поощряется взрослыми, начинается его образовательная деятельность, в том числе и в вопросах безопасности.

На последующих ступенях развития дошкольника усложняется его предметная деятельность и общение, ребенок начинает встречать не только поощрение своей активности, но и ограничения со стороны взрослых, введение его в нормативное фиксированное поведение. В этом одна из задач воспитания безопасности на данном этапе развития личности.

Кроме того, одна из задач непрерывного обучения ОБЖ в дошкольном образовании это непрерывное развитие сознания детей на основе преемственности программ ОБЖ дошкольного и начального общего образования и создание необходимых педагогических условий их реализации.

В нашем детском саду ведется работа по ОБЖ.

Программное содержание:

1. Закрепить знания детей о правилах дорожного движения и безопасного поведения на улице.

2. Закрепить знания детей о разных видах транспорта, дорожных знаках.

3. Способствовать развитию познавательного интереса.

4. Упражнять в правильном построении предложений, обогащать словарный запас.

5. Развивать зрительное и слуховое внимание, логическое мышление.

6. Учить ориентироваться в пространстве и на плоскости с помощью плана-карты, схем, словесной установки.

7. Совершенствовать координацию движений, помочь снять мышечное напряжение.

8. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми, отзывчивость, умение согласовывать свои действия

Методы и приёмы:

- игровой момент,

- сюрпризный момент,

- вопросы и ответы детей,

- наглядный материал,

- метод отрицания,

- эксперимент.

Предварительная работа:

ü Работа с наглядными материалами;

ü Работа со схемами;

ü Чтение художественной литературы;

ü Рассматривание иллюстраций;

ü Беседы с детьми (индивидуальные, коллективные);

ü Прогулки и экскурсии по городу.

Существуют разные ситуации, в которые ребенок попадает наиболее часто. Вот некоторые из них:

1. «Ребёнок и другие люди».

Первый раздел касается взаимодействия с людьми: знакомыми, незнакомыми, сверстниками, старшими приятелями на улице, дома и в

детском саду. Ребёнок учится оценивать ситуации с точки зрения «опасно -неопасно», принимать решение и соответственно реагировать. Стоит ли доверять людям, полагаясь на приятную внешность, как вести себя с агрессивными субъектами, впускать ли незнакомцев в дом, как избежать опасных ситуаций – об этом ребёнок узнаёт в программе ОБЖ.

2. Ребенок и природа.

Всегда ли общение с природой несёт пользу? Что даёт самой природе деятельность человека? В этом разделе обсуждаются ситуации, несущие потенциальную опасность (неприятные моменты при встрече с различными животными и растениями), а также – вопросы экологии и загрязнения окружающей среды. Дети учатся бережному отношению к живой природе, пониманию того, что всё в мире взаимосвязано.

3. Ребенок дома.

Сколько опасностей таит в себе наше комфортное жилище? Можете ли вы спокойно оставить ребёнка дома? Умение грамотно обращаться с окружающими ребёнка предметами в домашней обстановке приходит не сразу. А тем временем мы, взрослые, стараемся воспитывать в детях привычку безопасного поведения и научить их видеть моменты неоправданного риска в повседневности. О том, как вести себя на балконе, у открытого окна, предусмотреть возможную опасность в быту поведает ребятам третий раздел программы ОБЖ.

4. Здоровье ребенка.

Как сберечь и приумножить здоровье ребёнка? Что делать и чего стоит избегать, чтобы организм хорошо развивался, а физическая активность приносила только радость? Четвёртый раздел программы расскажет ребятам об организме человека, ценности здорового образа жизни, напомнит о пользе витаминов, личной гигиены, утренней гимнастики, закаливания, прогулок на свежем воздухе, и важности своевременного обращения к врачу. Взрослея, человек становится всё более ответственным за сохранение и укрепление собственного здоровья. Однако здоровые привычки закладываются именно в детстве, поэтому есть

необходимость уделять особое внимание охране здоровья и физическому воспитанию в этом возрасте.

5. Эмоциональное благополучие ребенка.

Отдельный раздел в программе посвящен эмоциональной «безопасности» и защите от психического травматизма - благоприятной атмосфере, которая должна сопутствовать воспитанию ребёнка. Ответственность за этот аспект лежит в большей степени на взрослых – родителях и педагогах, которые в силах помочь ребятам разрешить без потерь конфликтные ситуации и преодолеть негативные эмоциональные последствия страхов, драк, ссор. Внутреннее благополучие не менее важно, чем внешнее, а навыки саморегуляции в сложных ситуациях так же значимы, как и следование, правилам «безопасного» поведения. Этот раздел поможет ребёнку научиться нормальному взаимодействию с людьми и комфортному общению.

6. Ребенок на улице.

Выход ребёнка в «большой мир» сопровождается встречей с множеством объектов, которые требуют навыков безопасного обращения. Улица, тротуар, светофор, пешеходная «зебра», проезжая часть дороги, дорожные знаки, транспорт (метро, автобус, автомобиль) – эти понятия входят в круг представлений ребёнка в дошкольном детстве, а с ними и новые правила. Раздел шестой поможет ребятам познакомиться с основными ПДД для водителей, пешеходов, велосипедистов, расскажет о работе ГАИ и научит, что делать, если ребёнок потерялся.

Курс ОБЖ для дошколят нацелен на формирование представлений об адекватном поведении в неожиданных ситуациях, навыков самостоятельного принятия решений, а также – на воспитание ответственности за свои поступки. На занятиях по ОБЖ дети тренируются самостоятельно разбираться в ситуации и реагировать на неё, опираясь на полученные ранее знания и собственный опыт. Ребёнок овладевает способностью быть предусмотрительным, оценивать и анализировать ситуацию, видеть возможные последствия тех или иных действий

«Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»

«Самое дорогое у человека- это жизнь» Н. А. Островский.

Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях учреждения дошкольного образования является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту.

Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания. Понятие безопасности в УДО ранее включало в себя только охрану жизни и здоровья детей. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в неё вошли и такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм.

При ознакомлении детей с первоначальными основами безопасности должны быть определены следующие цели:

Формирование основ по сохранению и укреплению здоровья;

Воспитание безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать их, при необходимости - действовать.

Работа с детьми по ОБЖ включает целый комплекс задач:

Знакомство с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности, формирование представления о способах безопасного поведения в быту;

Развитие основ экологической культуры, воспитание любви, ответственного и бережного отношения к родной природе;

Воспитание грамотного участника дорожного движения;

Воспитание чувства взаимопомощи и товарищества.

Реализация данных задач и формирование первоначальных основ безопасности осуществляется с учетом следующих основных принципов:

Системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное в предыдущем) ;

Доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей) ;

Включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую и другие виды) ;

Наглядность (техника безопасности лучше всего воспринимается через богатый иллюстративный материал) ;

Динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности) ;

Психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов) .

Формы организации образовательно - воспитательного процесса:

  • занятия;
  • заучивание стихотворений;
  • сбор фотоматериалов;
  • игры - занятия;
  • заучивание правил безопасного поведения;
  • беседы;
  • дидактические игры;
  • подвижные игры;
  • чтение художественной литературы;
  • рассматривание иллюстраций по теме;
  • наблюдения;
  • экскурсии;
  • театрализованные представления;
  • сюжетно - ролевые игры;
  • игры - тренинги;
  • просмотр мультфильмов;
  • трудовая деятельность;
  • продуктивная деятельность;
  • отгадывание загадок;
  • развлечения;
  • досуги;
  • обыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения;
  • встреча с интересными людьми;
  • участие в различных конкурсах;
  • личный пример взрослых.

Наряду с традиционными формами обучения большое внимание необходимо уделяеть организации различных видов деятельность и приобретению детьми опыта. Ведь всё, чему мы учим детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.

Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться. Во-первых, надо дать детям необходимую сумму знаний общепринятых человеком нормах поведения. Во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте и в - третьих, развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность.

Решение задач обеспечение безопасного, здорового образа жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребенком на равных: вместе ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведем диалог, вместе познаем, делаем открытия, удивляемся.

Для формирования навыков безопасного поведения у дошкольников необходимо создать предметно - развивающую среду в группе. В неё входят:

1. Уголок безопасности, который содержит материалы:

Щит безопасности с различными видами розеток, выключателей, замков; макет улицы с дорожными знаками, разметкой для транспорта и пешеходов, светофор; атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Водители и пешеходы», «Регулировщик», «Спасатели», «Скорая помощь» и т. д. План- схема микрорайона, в котором находится детский сад, с отметкой опасных участков, мест, благоприятных для игр; плакаты по ОБЖ по темам «Если ты потерялся на улице», «Внимание! Терроризм! », «Пожарная безопасность для дошкольников» и др; альбомы «Лекарственные растения», «Ядовитые растения и грибы», «Профессии», «Валеология, или Здоровый малыш», «Если малыш поранился» и др.

Создание автогородка на участке для использования полученных знаний в игровой деятельности.

2. Игротека, которая содержит:

Дидактические игры «Опасно - не опасно», «Продолжи ряд», «Назови одним словом», «Четвертый - лишний», «Так - не так» и др. ;

Настольно - печатные игры «Основы безопасности», «Большая прогулка по городу», «Хорошо - плохо», «Валеология», «Дорожные знаки», «Черезвычайные ситуации дома» и др.

3. Библиотека, в которой имеются познавательная и художественная литература, фотоальбомы, иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций.

Работа с родителями - одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в УДО. Ведь круг проблем, связанный с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада, поэтому необходим тесный контакт с родителями. Ничто не воспитывает с такой убедительностью, как наглядный пример взрослых.

Цель работы с родителям - объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.

В работе с родителями необходимо использовать информационно-аналитическое направление: проведение опросов. анкетирование родителей; познавательное направление: родительские собрания, семинары-практикумы; наглядно- информационное направление: организация дней открытых дверей, открытый просмотр занятий и других видов деятельности, информация на стенде, папки-передвижки, разработка памяток; досуговое направление: совместное проведение праздников, досугов, экскурсий; выставки семейных творческих работ, изделий из бросового и природного материала.

Представьте себе, что ясным летним утром вы пришли в лес. В малиннике зреет сладкая сочная малина, на кочках мха в ельнике появились круглые ягодки голубики. То там, то здесь среди травы прячутся под листочками сыроежки и маслята, под березами растут подберезовики, а возле осин — подосиновики.
Много в лесу знакомых грибов и ягод, но еще больше тех, о которых вы ничего не знаете.
Можно ли собирать незнакомые ягоды и грибы? Почему?
Конечно же, нельзя! Ведь кроме съедобных попадаются и очень опасные, ядовитые ягоды и грибы. Поэтому, если рядом с вами нет взрослых, никогда не спешите сорвать и положить в рот незнакомую ягоду, даже если она выглядит красиво и аппетитно.
Ядовиты и ярко-красные ягоды ландыша, и черные сочные ягоды вороньего глаза, и красные, похожие на вишенки, ягоды волчьего лыка. Есть в лесу и на лугах ядовитые травы и цветы: всем известный желтый лютик, а также трава чемерица.
На болотах и в зарослях ольшаника встречается очень опасное растение, которое называется болотистым вехом. Ядовито все растение, но особенно — толстое мясистое, похожее на морковь корневище.
Иногда в густом лесу, рядом с малинником растет пахучая трава, которая называется дурманом. Человек, вдыхающий запах дурмана, может потерять сознание и упасть в обморок. Поэтому, если в лесном малиннике в знойный летний полдень у вас начнет кружиться голова, немедленно покиньте это место.
Но склонам оврагов и на берегах рек, где много влаги, растет трава красавка. У нее красивые цветы похожие на крупные розовато-красные колокольчики. Но собирать их в букеты нельзя. Ведь красавка очень ядовитое растение!
А теперь давайте поговорим об опасных грибах.
Какие ядовитые грибы вы знаете?
Ну, конечно, мухоморы. Шляпки их бывают окрашены в ярко-красный или серовато-бурый цвет.
Один из самых ядовитых грибов — бледная поганка. Его часто путают с сыроежкой или шампиньоном. Цвет шляпки — зеленоватый или желтоватый, а ножка бледной поганки внизу утолщенная.
Очень ядовитый гриб — ложный опенок. Он, как и настоящий опенок, растет на гнилых стволах и на пнях. От настоящего опенка его отличает неприятный запах и буро-зеленая слизь на ножке и шляпке гриба.
А вот сатанинский гриб похож на белый, но если его надрезать ножом, то место надреза через несколько минут розовеет или синеет.
Каждый грибник должен исполнять несколько очень простых, но важных правил, чтобы «тихая охота», а именно так называют собирание грибов, принесла человеку радость, а не беду.
Послушайте сказку.

Советы лесной Мышки

Летом Настя гостила у бабушки в деревне. Однажды она взяла корзинку и пошла в лес по грибы, по ягоды. Только вышла Настенька на дорогу, видит на обочине стоит большой зеленый куст, усыпанный мелкими ярко-красными ягодками, собранными в гроздья.
— Ах! Какие хорошенькие ягодки! Сейчас попробую, сладкие ли они? — подумала девочка и протянула руку, чтобы сорвать ягоду.
О Какой совет вы могли бы дать девочке?
— Не рви, девочка, эти ягоды. Они хоть и красивые, но ядовитые. А кустарник, на котором они растут, называется бузиной, - услышала Настя чей-то тонкий голосок.
— Ой, кто это? — удивилась Настенька.
Ей показалось, что голосок идет откуда-то снизу, и она присела на корточки. Под кустом бузины на земле росла невысокая трава, лежали прутики, сучки, листики, но никого не было видно.
Вдруг один листочек зашевелился, и из-под него показалась прехорошенькая мордочка лесной мышки с черными смышлеными глазками и крошечными розовыми ушками.
— Лесная мышка! Да какая пригожая! Рыженькая, е темной полоской вдоль спинки! - обрадовалась Настя.
Она протянула мышке раскрытую ладонь, и та ловко взобралась на нее.
Это ты со мной разговаривала, мышка? — спросила девочка.
— Конечно я! Кто же еще! Увидела, что ты хочешь ядовитую ягоду сорвать, вот и решила предупредить тебя.
— Спасибо, мышка! — поблагодарила Настя. — Но я не знала, что мыши умеют говорить.
Я живу в избушке старика-лесовика, он меня и научил вашему языку, — пропищала мышка. — Я вижу, Настенька, ты не очень-то разбираешься в лесных ягодах — какие съедобные, а какие нет.
— Это ты, мышка, правильно заметила. Я ведь в городе живу, а к бабушке в гости только на каникулы приезжаю, — объяснила Настя.
— Что ж, если хочешь, я с тобой в лес пойду, покажу разные ягоды и грибы, расскажу о них.
— Конечно, хочу! — обрадовалась девочка.
— Ну, тогда пошли. Я впереди побегу, а ты за мной иди.
Мышка быстро побежала по тропинке, а Настя пошла за ней. Скоро они оказались в густом лесу, и девочка заметила под елью невысокий стебелек с крупными оранжево-красными ягодами.
— Что ото за ягоды? - спросила Настя у мышки.
— Это семена ландыша.
— Ландыша? — удивилась девочка. — А я думала, что у ландыша белые душистые бубенчики...
— Белые цветочки у ландыша бывают в конце весны и в начале лета, а потом, когда они отцветают, на их месте появляются зеленые ягоды, к концу лета они краснеют. У ландыша и корни, и стебли, и листья, и ягоды — очень ядовитые!
Настя огляделась по сторонам и заметила куст с крупными сочными алыми ягодами, похожими на вишню.
— А эти ягоды съедобные или ядовитые? — спросила она мышку.
— Очень ядовитые! Называют их волчьими ягодами или волчьим лыком. Собирать их нельзя! — предупредила девочку мышка.
— Ой, смотри, мышка, какая удивительная ягодка! На глаз с большими ресницами похожа.
— А ее так и называют — вороний глаз. Черная сочная ягодка лежит на зеленой розетке из листьев. Запомни, Настенька, это опасная ягода, ею можно отравиться. Никогда ее не рви!
— Хорошо, не буду. А скажи мне, пожалуйста, какие ягоды можно собирать?
— Таких ягод очень много. Это малина и костяника, голубика и черника, калина и земляника. Пойдем, я тебе покажу некоторые из них. Мышка привела девочку на поляну. Настя наклонилась, чтобы сорвать костянику, и вдруг заметила большущий темно-коричневый гриб, края шляпки которого загибались вверх, а в самой шляпке блестела дождевая вода. Неожиданно с нижней ветки густой зеленой ели на землю спрыгнула рыженькая белочка, подбежала к грибу, ловко уселась на краю шляпки и стала пить из нее воду, словно из блюдца.
Настя и мышка с интересом наблюдали за белкой. Та напилась и ускакала в чащу леса.
— Здорово! — воскликнула Настя. — А скажи, из какого гриба пила воду белка?
— Этот гриб называется черным груздем — чернушкой. Вообще-то, чернушки — съедобные грибы, их мариновать и солить можно, но этот гриб уже старый, перезрелый. Его рвать не надо. Сейчас мы других грибов наберем.
Мышка показала Насте сыроежки, подберезовики и подосиновики. Девочка аккуратно собрала грибы и уложила их в корзинку.

Какие съедобные грибы вы знаете? Как они выглядят?
— А вот этот гриб я знаю. Он очень ядовитый! — сказала Настенька, указывая на большой ярко-красный мухомор, шляпка которого была словно забрызгана белой известкой.
Мухомор не таясь рос под молоденькой елочкой.
— Мне бабушка рассказывала, что другие грибочки под листиками таятся, в мох зарываются, ветками прикрываются, а мухомор прятаться не любит.
Настя взяла хворостину и хотела сбить с мухомора шляпку, но мышь остановила ее.
— Ты правильно сказала, что для людей мухоморы опасны, а вот лесные великаны-лоси ими лечатся. Так что лучше, Настенька, не трогай мухомор. Пусть себе растет, лесное царство украшает и лосям помогает.
Долго еще Настя с мышкой бродили по лесу. Много полезного и интересного узнала девочка.
Потом мышка проводила Настю до дома и вернулась в избушку доброго старичка-лесовичка.

ВОПРОСЫ
Где Настя гостила летом?
Куда пошла Настя?
Кого встретила девочка по дороге в лес?
О чем рассказала ей лесная мышка?
Почему нельзя собирать и есть ягоды бузины, ландыша, вороньего глаза? Как они выглядят?
Какие съедобные ягоды вы знаете? Расскажите, как они выглядят.
Какие ядовитые грибы вы знаете? Расскажите, как они выглядят.
Почему нельзя собирать незнакомые ягоды и грибы?

Не собирайте незнакомые грибы.
Не собирайте грибы, растущие вдоль обочин дорог.
Не употребляйте в пищу старые, лежалые, испорченные грибы.
Не храните необработанные грибы более суток.
К ядовитым грибам относятся:
бледная поганка,
мухомор,
ложный опенок,
сатанинский гриб.

ПРАВИЛА

Осторожно - ядовитые Грибы и ягоды!
Не собирайте незнакомые ягоды. Не пробуйте на вкус даже одну ягоду. Обязательно покажите ягоды взрослым. К ядовитым растениям относятся: волчье лыко, вороний глаз, ландыш, бузина, красавка, паслен, чемерица, лютик ядовитый.

Писаревич Любовь Александровна

Воспитатель, Детский дом-интернат для умственно-отсталых детей, Юрга, Кемеровская область

Писаревич Л.А. Рабочая программа «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей» // Совушка. 2017. N1(7)..06.2019).

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одной из важнейших для человечества потребностей является обеспечение безопасности его жизнедеятельности, что находит отражение в исследованиях многих отечественных ученых, начиная с М.В. Ломоносова, В.А. Левицкого, И.М. Сеченова, А.А. Скочинского и др.

Во всем мире все больше внимание уделяется вопросам безопасности человека: анализируются итоги различных видов трудовой деятельности, изучаются проблемы производственной безопасности и охраны окружающей среды, рассматриваются теоретические вопросы защиты от опасностей природного, техногенного и социального происхождения. Идет интенсивный поиск путей формирования у подрастающего поколения привычек здорового образа жизни. Современное общество несет колоссальные материальные и человеческие потери от всего перечисленного выше.

Сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан - маленьких детей. Задача взрослых (педагогов) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята маленьким человеком - только тогда она станет действенным регулятором его поведения.

Правила поведения, и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека. Каждая среда: город, сельская местность, домашняя обстановка - диктует совершенно различные способы поведения и соответственно меры предосторожности.

Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, воспитанников, безопасному поведению в сложных условиях социального, техногенного, природного экологического неблагополучия.

Чтобы вызвать интерес у детей к данной проблеме, разработано тематическое планирование основных разделов программы, направленное на формирование у детей знаний о правилах безопасного поведения и здорового образа жизни.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ:

- принцип научности (содержание программы построено на научных и исторических фактах);

- принцип доступности , учета возрастных особенностей детей;

- принцип системности и последовательности (постепенный переход от более близкого ребенку, личностно значимого, к менее близкому);

-принцип дифференциации (создание оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе усвоения знаний обж);

-принцип интегративности (реализация программы в сотрудничестве с семьей, учреждениями социума);

-принцип гуманизации (умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера).

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

Цель: способствование усвоению детьми общепринятых норм и правил поведения, безопасности, жизнедеятельности в повседневной жизни.

Задачи:

  • сформировать основные правила личной безопасности;
  • обеспечить психологическое благополучие и здоровье детей;
  • развивать познавательные способности; творческие способности; воображение, мышление; коммуникативные навыки;
  • научить детей оказать помощь себе и пострадавшим;
  • воспитывать личностные навыки безопасного поведения в социуме и в быту;

Тема 1. «Отдых на природе»

Следует познакомить детей с проблемами загрязнения окружающей среды, объяснить, как ухудшение экологических условий сказывается на человеке и живой природе.

Ухудшение экологической ситуации представляет определенную угрозу здоровью человека. Необходимо объяснить детям, что выполнение привычных требований взрослых (пей кипяченую воду, мой фрукты и овощи, мой руки перед едой) в наши дни может уберечь от болезней, а иногда и спасти жизнь.

С детьми целесообразно организовать опыты с микроскопом, лупой, фильтрами для наглядной демонстрации того, что содержится в воде. Это способствует формированию чувства брезгливости к "грязной" воде.

Необходимо объяснить детям, что можно делать и чего нельзя делать при контактах с животными. Например, можно кормить бездомных собак и кошек, но нельзя их трогать и брать на руки.

Педагог должен рассказать детям о ядовитых растениях, которые растут в лесу, на полях и лугах и которые нужно знать каждому. Для ознакомления с этими растениями можно использовать картинки, наглядные материалы, детям следует объяснить, что надо быть осторожными и отучиться от вредной привычки пробовать все подряд (ягоды, травинки), так как в результате ухудшающейся экологической обстановки, например кислотных дождей, опасным может оказаться даже неядовитое растение.

Для закрепления этих правил полезно использовать настольные игры-классификации, игры с мячом в «съедобное - несъедобное», соответствующий наглядный материал, а в летний сезон прогулки в лес, на природу.

Тема 2. «Один дома»

Предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей, делятся на три группы:

Предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, печка, электрические розетки, включенные электроприборы);

Предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей, нужно научить правильно обращаться (иголка, ножницы, нож);

Предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, пищевые кислоты, режуще-колющие инструменты).

Ребенок должен усвоить, что предметами первой группы могут пользоваться только взрослые. Здесь, как нигде, уместны прямые запреты. Ребенок ни при каких обстоятельствах не должен самостоятельно зажигать спички, включать плиту, прикасаться к включенным электрическим приборам. При необходимости прямые запреты могут дополняться объяснениями, примерами из литературных произведений (например, «Кошкин дом» С. Маршака), играми-драматизациями.

Чтобы научить детей пользоваться предметами второй группы, необходимо организовать специальные обучающие занятия по выработке соответствующих навыков (в зависимости от возраста детей).

Проблемы безопасности детей в связи с предметами третьей группы и правила их хранения являются содержанием работы педагогов с родителями.

Тема 3 .

Педагог должен расширять знания детей о жизни и содержании домашних животных; выявить нравственную позицию ребенка в его отношениях с животными; вызвать у детей желание участвовать в разговоре о причинах увеличения количества бездомных животных во дворах, в городе и о путях решения данной проблемы; воспитывать сочувствие, доброту, отзывчивость к бездомным животным. Для общей осведомленности педагог подбирает и изучает литературу по данной теме. Так же стихи, пословицы и поговорки. Можно оформить материал консультации для родителей «Уроки доброты», конкурсы писем, рисунков. При тесном сотрудничестве с родителями провести Час творчества (четверостишья о бездомных животных). Беседы по типу: «Откуда берутся бездомные животные?», что их создали мы, люди. Каждое выброшенное на улицу животное - это чьё-то предательство. Надо помнить об этом и не давать в обиду тех, кто не может защититься сам.

Современный мир таит в себе множество опасностей. Знание правил безопасности жизнедеятельности, пожарной и противопожарной, ПДД, ОБЖ поможет предотвратить беду, а правильное поведение в той или иной критической ситуации может спасти жизнь. Полноценные знания о безопасности дети часто получают именно в детском саду, поэтому необходимо наличие уголка безопасности в группе ДОУ. Целесообразно проводить различные мероприятия по ознакомлению с пожарной безопасностью. Рассказывать детям о профессии пожарных, провести экскурсию в пожарную часть, побеседовать с самими пожарниками.

Педагог знакомит детей с правилами поведения при пожаре. Объясняет, почему нельзя пользоваться детям спичками и зажигалками, маленьким детям без родителей нельзя оставаться без присмотра.

Педагоги проводят с детьми беседу о том, куда нужно сразу звонить, если почувствовали запах дыма и первые правила поведения при начале пожара. Можно организовать игру «Пожар в доме». Дети вместе с педагогом с помощью стульев, модулей оборудуют дом и обыгрывают различные ситуации, распределяя роли. Детям можно прочитать художественную литературу, например: С. Маршак «Пожар», «Кошкин дом», «Рассказ о неизвестном герое», К. Чуковский «Путаница», Л. Толстой «Пожарные собаки». Рассматривать различные иллюстрации и альбомы про пожарных, устраивать конкурсы рисунков по теме. Проводить беседы с детьми, кто наблюдал за пожарищем, какие опасности подстерегают людей при пожаре, научить детей сочувствовать другим людям, пострадавшим в пожаре, и как им можно помочь (дать необходимую одежду, посуду, так у людей огонь уничтожил все.) педагог так же знакомит детей, что огонь и приносит пользу (возле костра можно согреться, высушить сырые вещи, на печке люди готовят еду и т. д)

Календарно - тематическое планирование

(2ч. в неделю, 56ч.)

Тема

Формы и методы работы

Часы

Тема 1. «Отдых на природе»

«Дети и времена года».

«Опасность - растения!».

«Мы пришли на водоём».

«На прогулку мы идем».

Загадки о грибах и ягодах.

Что лишнее? (классификация)

Дид.игра «Беречь и охранять природу», «Одень по погоде»; дид. игра «Кому что нужно»

-«Третий лишний». Почему?.

-«Кто живет в грибном домике» с.105 Т.И. Попова «Мир вокруг нас»

- «Отдых на природе» - правила поведения в лесу, уборка после пикника.,

Рассматривание ядовитых и лекарственных растений.

Грибы: «съедобные и несъедобные»

Рассматривание плаката «Грибы» - беседа.

Явления природы.

Рисование:

Съедобные и несъедобные грибы,

Раскрась ядовитые ягоды,

Изготовление плаката «Два леса» ,

Чтение энциклопедии о ядовитых грибах и ягодах

Чтение «Сказка о том, как рождаются родник, ручей и река» Т.И. Попова «Мир вокруг нас» с. 46

Чтение «Два леса»

Слушание звуков природы - шум ветра, журчание плеск воды, шум дождя, треск огня в костре, звуки раскатов грома и т.д.- продолжить ситуацию, что может случиться после этих явлений природы.

Тема 2. «Незнакомцы»

«Безопасное поведение»

«Если ты потерялся».

«Осторожно, незнакомец».

«Воспитываем бережливость».

«Как вести себя с незнакомыми людьми».

«Встреча с незнакомцем».

«Злоумышленник на улице».

«Кто-то звонит в дверь».

«Как говорить по телефону».

- «Кого можно и нельзя впускать в дом, если ты один дома…»

Просмотр фильма «Один дома»

Обсуждение опасных ситуаций

Составление рассказов «Если к вам подошел незнакомый человек…»

Обучение детей вызову «Службы спасения» и умению вести ролевой диалог

Рисование: «Мой друг»,

«Свои и чужие люди».

Тема 3 . «Не дразните собак, не гоняйте кошек»

«Дети и животные».

«Опасность - животные!»

-«Польза домашних и диких животных»

-«Укусы животных. Что делать?»

-«Контакты с животными иногда бывают опасны!

«Осторожно, злая собака!» - беседа с детьми

Ц. закрепление о том, что чужим собакам подходить нельзя.

Оставление рассказов «Мое любимое животное»

-«Необыкновенное животное»

Раскрась картинки

Тема 4. «Пожарный герой - он с огнем вступает в бой»

«Не шутите вы с огнем, чтобы не жалеть потом».

«Сказочный пожарный в гости к нам пришел!»

«Помнить все должны о том, что нельзя шутить с огнем».

«Если в доме пожар».

«Опасность - электричество!»

«Опасность - газ!»

«В мире опасных предметов».

«Его Величество - электричество».

«Твоя безопасность».

«Ток бежит по проводам».

«А у нас дома газ».

«Ни ночью, ни днем не балуйтесь с огнем».

«Чем опасен дым?»

«Детские шалости с огнем».

«Осторожно - электроприборы».

«Горючие вещества».

«Знаете ли вы правила безопасности?» (закрепление)

Проверка знаний детей дом. адреса, № телефона Ф.И.О.

-«Огонь - добрый и злой» рассматривание иллюстраций

- «Что надо сделать, если вы увидели пожар»

Беседы по прочитанному:

Сказки «Феи сна»

- «Саламандра - повелительница огня»,

-«Сердечный огонь» с.46

-«Как огонь с человеком подружился» с.44

С.А. Козлова «Мой мир»

-«Как человек огонь приручил» С.А. Козлова «Мой мир» с.85

-«Мы - пожарные»

-«Спасаем своих друзей» с.59 Т.И. Попова «Мир вокруг нас»

Пожароопасные предметы Н.Н. Авдеева «Безопасность» с.55 (загадки)

Пожар Н.Н. Авдеева «Безопасность» с.61

Рисование: по сказке «Кошкин дом»,

-«Когда бывает добрый, а когда злой огонь»

Чтение: С.Маршак «Пожар», «Кошкин дом», «Рассказ о неизвестном герое», К. Чуковский «Путаница», Л. Толстой «Пожарные собаки»

Литература

  1. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л. Безопасность. СПб.: Детство - Пресс, 2004.
  2. Белая К.Ю. Твоя безопасность. М.: Просвещение, 2000.
  3. Голицына Н.С., Шумова И.М. Воспитание основ здорового образа жизни. М.: Скрипторий, 2003.

Нескучными и увлекательными для детей можно и нужно сделать даже занятия по серьёзным темам основ безопасности жизнедеятельности. Большое количество готовых наработок и полезных в работе советов для этого Вы без труда найдёте в этом особом разделе портала МААМ. Он посвящён всему современному комплексу проблем безопасности детей.

Познакомьтесь с опытом коллег, как научить детей умениям защитить себя в чрезвычайных и потенциально опасных ситуациях. Оцените различные способы оформления тематических уголков, лэпбуков, макетов и мини-музеев по ПДД, противопожарной безопасности. Обратите внимание на готовые сценарии и конспекты тематических мероприятий, игр, праздников, экскурсий. Многие из материалов этого раздела непременно пригодятся Вам в работе с детьми!

Как жить безопасно, преподаём интересно!

Включает в себя разделы:
  • Безопасность на воде. Правила поведения на воде и водоёмах, ОБЖ для детей

Показаны публикации 1-10 из 25770 .
Все разделы | Безопасность. ОБЖ, основы безопасности жизнедеятельности

Консультация для родителей «Безопасное поведение детей на железной дороге» Поезд тронется, тогда – Неминуема беда. – Не подлезайте под вагоны! На платформе две дворняжки, Разыгрались в догоняшки : Позабыв про электричку, Догоняет брат сестричку! Рассердился очень папа, И детей отшлёпал лапой! – Не устраивайте подвижных игр на платформе! – Жарко в...

Конспект занятия по пожарной безопасности «Тили-бом, тили-бом, загорелся кошкин дом» Художественно-речевое «Тили-бом тили-бом загорелся кошкин дом» Ц ель : Познакомить детей с правилами пожарной безопасности , объяснить детям причины возникновения пожара, формировать навыки осторожного обращения с огнем по произведению С. Я Маршака «Кошкин дом» . Ход занятия :...

Безопасность. ОБЖ, основы безопасности жизнедеятельности - Фотоотчет о целевой профилактической акции по ОБЖ «Внимание - дети» в группе общеразвивающей направленности от 4–5 лет

Публикация «Фотоотчет о целевой профилактической акции по ОБЖ «Внимание - дети» в...» Фотоотчет Целевая профилактическая акция по ОБЖ «Внимание дети» в группе общеразвивающей направленности от 4 до 5 лет. В рамках областного профилактического мероприятия «Внимание – дети» в нашей группе прошла акция «Внимание дети» направленная на профилактику...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Безопасность движения! Детство часто называют самым счастливым, безмятежным временем в жизни человека. Но, к сожалению, сегодня мир малыша, далек от сказки: проезжающие мимо машины на огромной скорости представляют опасность для маленького человека. И задача любого взрослого -...

Консультация для родителей «Осторожно ядовитые растения» Памятка по предупреждению отравления ядовитыми растениями Вот и наступило долгожданное лето! Дети все больше времени проводят на улице, на даче с родителями, выезжают на отдых в лес. Прогулка в лес – это очень хороший отдых, который укрепляет здоровье, знакомит ребенка с родной...