Порядок назначения арбитражного управляющего. Какие требования установлены к арбитражным управляющим Заявление представлении кандидатуры арбитражного управляющего

После получения запроса о представлении кандидатур арбитражного управляющего заявленная саморегулируемая организация составляет список своих членов, изъявивших согласие быть утвержденными арбитражным судом в качестве арбитражного управляющего и в наибольшей степени удовлетворяющих требованиям к кандидатуре арбитражного управляющего, содержащимся в указанном запросе (далее - список кандидатур). В списке кандидатур должны быть указаны три кандидатуры, расположенные в порядке уменьшения их соответствия требованиям к кандидатуре арбитражного управляющего, содержащимся в запросе, а при равном соответствии этим требованиям - с учетом их профессиональных качеств.

В случае получения не содержащего требований к кандидатуре арбитражного управляющего запроса о представлении кандидатур арбитражного управляющего заявленная саморегулируемая организация проводит отбор кандидатур арбитражных управляющих из числа своих членов, изъявивших согласие быть утвержденными арбитражным судом в качестве арбитражного управляющего. В списке кандидатур должны быть указаны три кандидатуры в порядке снижения уровня их профессиональных качеств.

В список кандидатур не могут быть включены лица, не имеющие допуска к государственной тайне по установленной форме, если наличие такого допуска является обязательным условием утверждения арбитражным судом арбитражного управляющего (абзац введен Федеральным законом от 24.10.2005 N 133-ФЗ).

Должник и территориальный орган федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности соответственно в течение двух и пяти дней с даты получения определения арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом обязаны представить информацию о форме допуска к государственной тайне руководителя должника или об отсутствии такого допуска в арбитражный суд и заявленную саморегулируемую организацию (п.1.1 введен Федеральным законом от 24.10.2005 N 133-ФЗ).

Заявленная саморегулируемая организация обязана обеспечить свободный доступ заинтересованных лиц к проведению процедуры отбора кандидатуры арбитражного управляющего.

Решение о включении арбитражных управляющих в список кандидатур принимается заявленной саморегулируемой организацией на коллегиальной основе.

В течение пяти дней с даты получения запроса о представлении кандидатур арбитражного управляющего заявленная саморегулируемая организация направляет список кандидатур, содержащий информацию о профессиональных качествах арбитражных управляющих и если в определении арбитражного суда указаны требования к кандидатуре арбитражного управляющего, мотивированное заключение об их соответствии требованиям к кандидатуре арбитражного управляющего, а при необходимости также и информацию о наличии допуска к государственной тайне, в арбитражный суд, заявителю (собранию кредиторов или представителю собрания кредиторов) и должнику (п.3 в ред. Федерального закона от 24.10.2005 N 133-ФЗ).


Должник и заявитель (представитель собрания кредиторов) вправе отвести по одной кандидатуре арбитражных управляющих, указанных в списке кандидатур. Оставшаяся кандидатура утверждается арбитражным судом, за исключением случаев выявления нарушений процедуры отбора или несоответствия отобранной кандидатуры требованиям статьи 20 настоящего Федерального закона. В случае, если должник и (или) заявитель (представитель собрания кредиторов) не воспользовались правом отвода, арбитражный суд назначает кандидатуру, занимающую более высокую позицию в списке кандидатур, представленном заявленной саморегулируемой организацией.

В случае непредставления арбитражному суду заявленной саморегулируемой организацией списка кандидатур в срок, установленный пунктом 3 настоящей статьи, арбитражный суд обращается в регулирующий орган, который обязан в течение семи дней с даты получения обращения арбитражного суда обеспечить представление списка кандидатур другими саморегулируемыми организациями из числа включенных в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

В случае, если арбитражные управляющие - члены заявленной саморегулируемой организации - не имеют допуска к государственной тайне по форме, необходимой для исполнения полномочий руководителя должника, а наличие такого допуска является обязательным условием утверждения арбитражным судом арбитражного управляющего, заявленная саморегулируемая организация в срок, установленный пунктом 3 настоящей статьи, сообщает об этом в арбитражный суд. После получения такого сообщения арбитражный суд в течение двух дней обращается в регулирующий орган, который в течение семи дней с даты получения обращения арбитражного суда обязан обеспечить представление списка кандидатур другими саморегулируемыми организациями из числа включенных в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Арбитражный суд обращается в заявленную саморегулируемую организацию, если указанная организация не получила или несвоевременно получила информацию о наличии допуска руководителя должника к государственной тайне и о форме такого допуска, для повторного представления указанной организацией списка кандидатур в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи (п.6 введен Федеральным законом от 24.10.2005 N 133-ФЗ).

Пункт 7 статьи 45 в редакции Федерального закона от 18.07.2006 N 116-ФЗ подлежит применению также в отношении дел о банкротстве, производство по которым было возбуждено до дня вступления в силу указанного Федерального закона (Федеральный закон от 18.07.2006 N 116-ФЗ).

Собрание кредиторов вправе принять решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством об утверждении административным, внешним или конкурсным управляющим лица, исполнявшего обязанности арбитражного управляющего при проведении процедуры банкротства, предшествующей введению финансового оздоровления, внешнего управления или конкурсного производства. В этом случае предусмотренный пунктами 1-6 настоящей статьи порядок утверждения арбитражного управляющего не подлежит применению, а арбитражным судом выносится определение об утверждении в качестве административного, внешнего или конкурсного управляющего кандидатуры, представленной собранием кредиторов, при условии ее соответствия требованиям статьи 20 настоящего Федерального закона (п.7 введен Федеральным законом от 18.07.2006 N 116-ФЗ).


Процессом признания несостоятельности как физических, так и юридических лиц руководит человек, находящийся на посту арбитражного управляющего (распорядителя). Это специалисты, в задачи и обязательства которых включено управление деньгами, а также собственностью предположительного банкрота – физического лица или компании. Также они обязаны регистрировать кредиторов и претензии по задолженностям, создавать аукционную массу и продавать собственность лица, ставшего банкротом. Арбитражного управляющего всегда назначает арбитражный судья. Все распорядители в соответствии со статьей 20 федерального закона «О неплатежеспособности» обязательно обязаны состоять в одной из саморегулируемых организаций. Далее мы разберемся в том, какие есть разновидности арбитражных управляющих и как именно они помогают должникам.

Арбитражный управляющий – кто это такой?

Прежде всего, стоит пояснить, что это понятие обобщенное. И обозначает сразу нескольких специалистов:

  • Финансовый управляющий (работает исключительно с физическими лицами);
  • Временный;
  • Внешний;
  • Административный;
  • Аукционный.

Все, кроме финансового управляющего, работают только с юридическими лицами. То есть, с делами о неплатежеспособности компаний.

В статье 20 вышеупомянутого закона «О неплатежеспособности» прописаны условия в отношении арбитражных распорядителей. Вкратце, они обязаны:

  • Состоять в одной из саморегулируемых организаций;
  • Не иметь никаких судимостей;
  • Не быть исключенными из саморегулируемой организации в течение трех лет до назначения на должность распорядителя по данному конкретному делу;
  • Не меньше двух лет работать на руководящем посту.

Перечень арбитражных распорядителей можно посмотреть на портале Росреестра или же в Едином федеральном реестре данных о несостоятельности. Все указанные ресурсы можно легко найти в интернете.

Финансовый управляющий: неплатежеспособность физических лиц

Вы оказались в ситуации, когда вам пришлось пойти на банкротство?

Вам интересна информация о финансовом распорядителе, какие к нему предъявляются требования и условия, а также, на что именно он способен? Вас интересуют размеры оплаты услуг арбитражного управляющего в случае с несостоятельностью физических лиц? Здесь вы без труда сможете найти ответы на все эти вопросы.

Куда обращаться за помощью к арбитражному управляющему

Финансовый управляющий – это арбитражный распорядитель, но действует он исключительно в интересах физических лиц.

Первостепенно следует отметить, что участие в деле этого специалиста является обязательным. В отличии, скажем, от того же адвоката. Итак, где же его искать?

Поначалу должнику нужно указать в заявлении любую СРО АУ, которая располагается в его городе. После этого арбитражный судья выбирает из ее состава конкретного финансового управляющего, который и будет заниматься делом должника.

Основные условия для финансового распорядителя при деле о несостоятельности юридических лиц практически не отличаются от условий для специалиста по делам лиц юридических. Он должен:

  • Быть посредником между арбитражным судьей, задолжником и кредиторами;
  • Быть абсолютно незаинтересованным в итогах дела;
  • Быть независимым как от кредиторов, так и от задолжника;
  • Не иметь судимостей;
  • Состоять в одной из саморегулируемых организаций (и только в одной!).

В деле о несостоятельности физических лиц финансовый управляющий имеет следующие обязательства:

  • Определять собственность гражданина-задолжника;
  • Проводить финансовый анализ;
  • Публиковать информацию о задолжнике и осуществляемом деле в ЕФРСБ, а также издании «Коммерсантъ»;
  • Анализировать планы реорганизации задолженностей;
  • Подавать в суд исковые заявления о признании договоров задолжника недействительными (если имеются такие договора и основания, чтобы их оспорить);
  • Согласовывать с задолжником и кредиторами деятельность касательно описанной собственности;
  • Проводить кредиторские собрания;
  • Полностью взять под контроль денежное положение физического лица.

Процесс признания неплатежеспособности физического лица немного отличается от признания несостоятельности лица юридического. В основном, речь идет о конкретном порядке, касающемся принятия решений судьей, в том случае, если физическое лицо подаст заявление о банкротстве.

Первым делом, арбитражный судья принимает решение о том, настолько основательным является сам по себе иск физлица о неплатежеспособности. Основной критерий это неоплата по кредиту на протяжении девяноста дней и задолженность от 500 тыс. руб. После устанавливается, какую же из процедур вводить по отношению к должнику: реструктуризацию задолженности либо продажу собственности. В первом случае у должника должна быть официальная хорошо оплачиваемая работа, во втором – имеется ввиду низкий уровень дохода или его полное отсутствие.

Если судья решил реструктуризировать задолженность, управляющий должен следить за выполнением утвержденного арбитражным судьей плана реструктуризации.

Если физлицо было признано банкротом, должна быть составлена аукционная масса, и собственность задолжника распродается в счет погашения долга. Остаток задолженности списывается.

Арбитражный управляющий: несостоятельность юридических лиц

В случае с компаниями также может быть начат процесс банкротства. Но здесь имеются некоторые отличия. Первой, если есть основания, судья начинает стадию наблюдения. По ее завершению, есть несколько вариантов развития событий:

  • Финансовое оздоровление;
  • Стадия внешнего управления;
  • Аукционное производство.

Для каждой из этих стадий судья назначает соответственного арбитражного распорядителя:

Временный – ведет наблюдение, проводит финансовый анализ компании, участвует в судебных заседаниях и т.д.;

Административный – должен отслеживать график погашения долгов предприятия, назначается при финансовой реорганизации;

Внешний – фактически, становится условным руководителем компании. В том числе несет полную финансовую ответственность за нее. Должен вывести компанию из криза;

Аукционный – его задача: сформировать аукционную массу и распродать собственность задолжника. И в дальнейшем, при помощи полученных денег, рассчитаться с кредиторами в порядке очередности, после чего – закрыть компанию.

Антикризисное управление компанией

Антикризисное контролирование компании – это основная процедура, назначаемая в случае угрозы признания юридического субъекта несостоятельным.

Основная задача антикризисного контролирования в необходимости проведения реорганизации компании с частичным или же полным удовлетворением требований кредиторов.

Все итоги процесса признания несостоятельности задолжника полностью зависят от опытности и квалифицированности арбитражного управляющего. Вот почему в этом должны быть заинтересованы как должники, так и кредиторы.

Что делает арбитражный распорядитель на стадии антикризисного контролирования:

  • Проводит общий анализ текущей ситуации и обнаружение причин, приведших к банкротству;
  • Составляет перечень ресурсов, имеющихся у предприятия в данный момент;
  • Ведет поиск убыточных составляющих несостоятельной компании;
  • Создает эффективную стратегию для вывода компании из криза, а также возвращает незаконно выведенную или переданную собственность;
  • Ведет переговоры с кредиторами по вопросам отсрочки выплат либо реструктуризации задолженности;
  • Участвует в судебных заседаниях и аукционах.

Вся эта деятельность, в общем и целом, позволяет компании выйти из кризиса и вернуть статус платежеспособной организации.

Гонорар для арбитражного управляющего

Наиболее часто будущие клиенты задают вопрос о том, сколько же стоят услуги арбитражного распорядителя в каждом из конкретных случаев.

Положения об оплате услуг арбитражного управляющего прописаны в статье 20 федерального закона «О неплатежеспособности».

Разобраться несложно. В случае с банкротством физических лиц размер оплаты составит 25 тыс. руб. за одну процедуру. Что касается юридических лиц, уровень оплаты для каждого их управляющих составит:

  • Для временного – 30 тыс. руб./мес.
  • Для внешнего – 45 тыс. руб./мес.
  • Для административного – 15 тыс. руб./мес.
  • Для аукционного – 30 тыс. руб./мес.

Как вы уже могли понять, в случае с банкротством физического лица, финансовый управляющий имеет огромное значение. Ни о чем не волнуйтесь, а просто обратитесь к нам за помощью, и мы обязательно поможем вам избавиться от всех задолженностей!

Вопросы, связанные с инициированием процедур банкротства организаций, в последнее время все чаще являются предметом рассмотрения Верховного суда РФ (см., например, определения ВС РФ от 16.06.2016 № 302-ЭС16-2049 по делу № А33-20480/2014, от 15.08.2016 № 308-ЭС16-4658 по делу № А53-2012/2015, от 25.01.2017 № 305-ЭС16-15945 по делу № А41-108121/2015). На фоне не уменьшающегося общего количества рассматриваемых судами дел о банкротстве подобные обстоятельства не вызывают удивления. Не остается без внимания высшей судебной инстанции и порядок реализации кредиторами предоставленного им на стадии инициирования банкротства права выбора кандидатуры арбитражного управляющего должника.

В силу положений п. 1 и 2 ст. 7 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают:

    сам должник;

    конкурсный кредитор;

    уполномоченные органы, а также

    работник, бывший работник должника, имеющие требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда.

Конкурсным кредиторам и работникам должника законодательно предоставлена возможность указывать в заявлении о признании должника банкротом кандидатуру арбитражного управляющего или наименование саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден арбитражный управляющий.

Цитируем документ

Арбитражный суд утверждает временного управляющего, кандидатура которого указана в признанном обоснованным заявлении о признании должника банкротом, либо временного управляющего или финансового управляющего, кандидатуры которых представлены саморегулируемой организацией арбитражных управляющих, указанной в таком заявлении.

При наличии нескольких заявлений о признании должника банкротом, в том числе в случае, если рассмотрение обоснованности поступившего первым заявления о признании должника банкротом откладывается арбитражным судом, арбитражный суд утверждает временного управляющего, кандидатура которого указана в заявлении о признании должника банкротом, поступившем в арбитражный суд первым, либо временного управляющего или финансового управляющего, кандидатуры которых представлены саморегулируемой организацией арбитражных управляющих, указанной в таком заявлении.

Пункт 9 ст. 42 Закона о банкротстве

Как отметил Верховный суд РФ в Определении от 25.01.2017 № 305-ЭС16-15945 по делу № А41-108121/2015, законный материальный интерес любого кредитора должника прежде всего состоит в наиболее полном итоговом погашении заявленных им требований. Все предоставленные кредиторам права, а также инструменты влияния на ход процедуры несостоятельности направлены на способствование достижению названной цели.

Одним из таких инструментов является полномочие первого заявителя по делу о банкротстве (чье требование признано обоснованным) на предложение кандидатуры арбитражного управляющего либо саморегулируемой организации, из числа которой подлежит назначению арбитражный управляющий, для проведения первой введенной судом процедуры. При этом интерес в осуществлении данного полномочия в любом случае должен быть обусловлен наличием конечного интереса в получении удовлетворения по включенному в реестр требованию.

Не секрет, что право кредитора указывать в заявлении о признании должника банкротом кандидатуру арбитражного управляющего или наименование саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден арбитражный управляющий, зачастую используется должниками и дружественными им кредиторами для получения определенного контроля над процедурой банкротства посредством избрания на должность арбитражного управляющего должника лояльного лица. Видимо, преследуя цель прекратить подобные попытки, Верховный суд РФ начал постепенно формировать подход к рассматриваемой проблематике.

Позиция Верховного суда РФ по вопросу замены кандидатуры арбитражного управляющего

На практике возможны различные варианты изменения правоотношений с участием должника и первоначального кредитора после обращения последнего в суд с заявлением о признании должника банкротом. Например, требования первоначального кредитора к должнику может погасить третье лицо или сам должник, требования могут быть уступлены первоначальным кредитором третьему лицу. И в результате подобных действий появляется новое лицо, претендующее самостоятельно и без участия первоначального кредитора на право определять конкретное лицо, которое будет осуществлять полномочия арбитражного управляющего должника. В связи с подобными изменениями в принадлежности требований к должнику возникает вопрос о судьбе ранее реализованного первоначальным кредитором права на представление кандидатуры арбитражного управляющего или наименования саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден арбитражный управляющий, а также о возможности нового кредитора вносить какие-либо изменения в осуществление подобного права первоначальным кредитором должника.

В пункте 27 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства (утв. Президиумом ВС РФ 20.12.2016) Верховный суд РФ обратил внимание на следующее.

Цитируем документ

Переход статуса заявителя по делу о банкротстве к иному лицу не предоставляет ему права пересмотреть предложенную первым заявителем кандидатуру арбитражного управляющего.

<…> В подобном случае назначению в качестве арбитражного управляющего подлежит то лицо, которое указано в первом заявлении о признании должника банкротом.

Верховный суд РФ посчитал, что право предложить кандидатуру арбитражного управляющего либо наименование саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден арбитражный управляющий, с учетом специфики отношений несостоятельности не может перейти ко второму заявителю независимо от того, погашено первоначально заявленное требование должником после подачи заявления в суд либо по нему осуществлено процессуальное правопреемство.

Высказав подобную позицию в 2016 г., Верховный суд РФ продолжил последовательно придерживаться ее и в последующем.

Цитируем документ

Учитывая специфику отношений несостоятельности, а также принимая во внимание, что право выбора кандидатуры арбитражного управляющего для проведения первой процедуры является одним из инструментов влияния на ход процедуры несостоятельности, погашение должником первоначально заявленного требования не ведет к переходу ко второму заявителю права на предложение кандидатуры арбитражного управляющего либо саморегулируемой организации.

Определение Верховного суда РФ от 02.11.2017 № 305-ЭС16-20931(2) по делу № А40-165525/2014

Делая соответствующий вывод, Верховный суд РФ сослался также на разъяснения, изложенные в п. 21 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 60 «О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ „О внесении изменений в Федеральный закон „О несостоятельности (банкротстве)“», в котором судам предлагалось учитывать, что при наличии нескольких заявлений о признании должника банкротом они рассматриваются арбитражным судом в порядке их поступления в суд. Суд утверждает арбитражного управляющего, кандидатура которого указана в заявлении о признании должника банкротом, которое будет признано обоснованным первым, или арбитражного управляющего, кандидатура которого представлена саморегулируемой организацией, указанной в таком заявлении.

Анализ подхода Верховного суда РФ

Для правопреемника все действия, совершенные в арбитражном процессе до его вступления в дело, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для лица, которое правопреемник заменил. С учетом этого позицию Верховного суда РФ об отсутствии у нового кредитора должника права пересмотреть предложенную его правопредшественником кандидатуру арбитражного управляющего при изменении субъектного состава правоотношения в ситуации, когда новый кредитор приобрел или погасил долг должника перед первоначальным кредитором, в целом можно считать обоснованной.

И все же подобный подход вызывает определенные сомнения, так как он свидетельствует о том, что к правопреемнику вообще не переходит право на предложение кандидатуры арбитражного управляющего. Это означает, что право на представление кандидатуры арбитражного управляющего при инициировании банкротства должника обладает особым статусом: оно является окончательным, так как будучи однажды реализованным, оно уже не может быть никак изменено. Как известно, законодательно не допускается переход к другому лицу прав, неразрывно связанных с личностью кредитора. Между тем рассматриваемое право кредитора на представление кандидатуры арбитражного управляющего вряд ли можно отнести к правам, неразрывно связанным с личностью кредитора. В этой связи невозможность перехода к правопреемнику такого права все же требует дополнительного обоснования.

В то же время нельзя не отметить положение абз. 3 п. 4 ст. 45 Закона о банкротстве.

Цитируем документ

Замена кандидатуры арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, указанных в заявлении о признании должника банкротом, допускается по ходатайству заявителя до даты направления в заявленную саморегулируемую организацию определения арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом или протокола собрания кредиторов о выборе кандидатуры арбитражного управляющего.

Иными словами, законодатель предусмотрел промежуток времени (на стадии рассмотрения обоснованности требований кредиторов к должнику), в течение которого может быть произведена замена предложенной кандидатуры арбитражного управляющего. Это период с момента подачи в суд первоначальным кредитором заявления о признании должника банкротом до даты направления арбитражным судом в заявленную саморегулируемую организацию определения о принятии заявления о признании должника банкротом. После истечения указанного срока право первоначального кредитора на представление кандидатуры арбитражного управляющего должника будет считаться реализованным в полном объеме.

Но при этом рассматриваемый подход Верховного суда РФ предусматривает даже более жесткие требования, не допуская возможности замены кандидатуры арбитражного управляющего правопреемниками кредитора во всяком случае, вне зависимости от обстоятельств и без учета условия о направлении арбитражным судом в заявленную саморегулируемую организацию определения о принятии заявления о признании должника банкротом.

Еще один вопрос, который оставил без внимания Верховный суд РФ, касается ситуации, при которой первоначально обратившийся с заявлением о признании должника банкротом кредитор откажется в полном объеме от этого заявления. Как известно, в таких случаях повторное обращение того же кредитора в суд с заявлением о признании должника банкротом по тем же основаниям не допускается. Однако в случае введения процедуры банкротства по заявлению другого лица о признании должника банкротом упомянутый кредитор может обратиться с заявлением об установлении в деле о банкротстве своего требования, на котором было основано заявление о признании должника банкротом (п. 11 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 № 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве»).

В этой связи возникает вопрос о судьбе ранее реализованного таким конкурсным кредитором, первоначально обратившимся с заявлением о признании должника банкротом, но впоследствии отказавшимся от него, правом на представление кандидатуры арбитражного управляющего. Представляется, что подход должен быть единым, а значит, в случае отказа первоначального кредитора от заявления о признании должника банкротом право на представление кандидатуры арбитражного управляющего при направлении судом в саморегулируемую организацию определения о принятии заявления о признании должника банкротом также должно считаться реализованным.

Нельзя не признать, что в рассуждениях Верховного суда РФ есть логика: на этапе возбуждения дела о банкротстве организации для кредиторов не имеет существенного значения, должно быть неважно и безразлично, какое именно лицо исполняет обязанности арбитражного управляющего, если оно соответствует установленным законом требованиям к подобного рода лицам. В такой ситуации попытки отдельных кредиторов назначить конкретное лицо на должность арбитражного управляющего или конкретную саморегулируемую организацию, из числа которой он должен быть выбран, могут свидетельствовать о наличии заинтересованности в исходе дела и наличии каких-либо отношений контроля над должником. Притом что, как уже отмечалось ранее, единственной целью кредитора в рамках процедур банкротства должника является максимальное погашение требований. При этом у конкурсного кредитора сохраняется широкий набор возможностей по контролю за надлежащим выполнением арбитражным управляющим своих полномочий, а при их неудовлетворительном результате он может попытаться сменить его на первом собрании кредиторов или инициировать процедуру его отстранения или освобождения от исполнения возложенных на него обязанностей.

В целях уменьшения количества злоупотреблений и споров по рассматриваемому вопросу выходом могло бы стать введение в качестве общего правила процедуры, аналогичной той, что действует при подаче заявления должника, суть которой заключается в определении саморегулируемой организации, представляющей кандидатуру арбитражного управляющего, посредством случайного выбора (п. 2, 5 ст. 37 Закона о банкротстве). Введение подобного универсального правила, по мнению автора, придало бы всей процедуре выбора арбитражного управляющего должника высокий уровень независимости и беспристрастности. Однако его реализация представляется маловероятной с учетом существующей потребности у отдельных хозяйствующих субъектов сохранения рычага влияния на процедуру банкротства должников.

УТВЕРЖДЕНО

решением Совета

Ассоциации

«Саморегулируемая организация

арбитражных управляющих

Центрального федерального округа»

___________________________________________

Председатель Совета Ассоциации

П О Л О Ж Е Н И Е
о порядке отбора кандидатур
арбитражных управляющих для представления
арбитражным судам в целях утверждения их
в деле о банкротстве

Статья 1. Общие положения

Во исполнение Федерального закона от 26 октября 2002 года «О несостоятельности (банкротстве)» настоящее Положение устанавливает правила, определяющие порядок отбора кандидатур арбитражных управляющих из числа членов Ассоциации «Саморегулируемая организация арбитражных управляющих Центрального Федерального округа» (далее – Ассоциация).

Статья 2. Порядок отбора кандидатур арбитражных управляющих

1. Отбор кандидатур из числа членов Ассоциации для их представления арбитражным судам в целях утверждения в деле о банкротстве осуществляет Комиссия Ассоциации по отбору кандидатур арбитражных управляющих из числа членов Ассоциации для представления арбитражным судам в целях утверждения их в деле о банкротстве, являющаяся специализированным органом Ассоциации и создаваемая по решению Совета Ассоциации.

В Комиссию Ассоциации входят:

    центральная комиссия по отбору кандидатур членов Ассоциации для их представления арбитражным судам в целях утверждения в деле о банкротстве (далее – центральная комиссия), образуемая Советом Ассоциации в количестве не менее пяти человек; региональная комиссия по отбору кандидатур членов Ассоциации для их представления арбитражным судам в целях утверждения в деле о банкротстве (далее – региональная комиссия), образуемая по решению Совета Ассоциации в каждом субъекте (субъектах) РФ, на территории которого проживают и/или осуществляют свою профессиональную деятельность арбитражные управляющие – члены Ассоциации.

Руководство работой Комиссии Ассоциации по отбору кандидатур арбитражных управляющих для представления арбитражным судам в целях утверждения их в деле о банкротстве осуществляет Директор Ассоциации, который является Председателем Комиссии. Председатель Комиссии является Председателем центральной комиссии.

Центральная комиссия осуществляет свои функции по месту нахождения Ассоциации.

Региональные комиссии образуются на территории субъекта (субъектов) РФ, в количестве не менее трех человек, по представлению собрания членов Ассоциации, проживающих и/или осуществляющих свою профессиональную деятельность в субъекте (субъектах) РФ. Руководство работой региональной комиссии осуществляет региональный представитель Ассоциации, который является председателем региональной комиссии.

Срок полномочий комиссий не ограничен. Комиссии могут быть расформированы Советом Ассоциации.

Члены комиссий осуществляют свою деятельность на безвозмездной основе.

2. К исключительной компетенции центральной комиссии относится отбор кандидатур арбитражных управляющих для осуществления процедур банкротства в отношении следующих должников: градообразующих предприятий и организаций; финансовых организаций; стратегических предприятий и организаций.

Кроме того, к исключительной компетенции центральной комиссии относится отбор кандидатур арбитражных управляющих:

а) для представления их в арбитражные суды регионов, где региональная комиссия не сформирована.

б) для представления их в арбитражные суды регионов, отличных от тех территорий, на которых проживают и/или осуществляют свою профессиональную деятельность арбитражные управляющие.

в) для представления их в арбитражные суды РФ в целях утверждения в делах о банкротстве предприятий-должников, заявителями (кредиторами) по которым являются России», .

К компетенции региональной комиссии относится отбор кандидатур арбитражных управляющих для представления их в арбитражные суды того региона, на работу в котором Директор выдал доверенность региональному представителю.

В отдельных случаях по решению Директора Ассоциации отбор кандидатур арбитражных управляющих для представления в арбитражные суды региона, где сформирована региональная комиссия, может осуществляться центральной комиссией.

3. Основанием для начала процедуры отбора кандидатур арбитражных управляющих является получение Ассоциацией, в том числе его региональным представителем, запроса о представлении кандидатуры в определении арбитражного суда или протоколе собрания кредиторов.

4. При поступлении региональному представителю запроса о представлении кандидатуры на предприятия, указанные в п.2, он не позднее следующего дня после поступления запроса обязан направить копию запроса по факсимильной связи Председателю центральной комиссии.

Председатель центральной комиссии созывает заседание, на котором определяется кандидатура арбитражного управляющего из числа членов Ассоциации, которые выразили согласие на утверждение в качестве арбитражного управляющего в деле о банкротстве.

Председатель центральной комиссии информирует регионального представителя о поступивших запросах о предоставлении кандидатур на предприятия, указанных в п.2, расположенные на территории соответствующего субъекта РФ, а также о принятом решении о кандидатуре арбитражного управляющего.

Региональный представитель, получивший запрос о представлении кандидатуры, обязан не позднее следующего дня после поступления запроса:

    информировать всех членов Ассоциации, проживающих и/или осуществляющих свою деятельность в субъекте (субъектах) РФ, которые могут претендовать быть выбранными в качестве кандидатуры арбитражного управляющего, и предлагает выразить свое согласие на утверждение в качестве арбитражного управляющего в деле о банкротстве; созвать заседание региональной комиссии.

5. Заседание комиссии правомочно, если на нем присутствует более половины ее членов. Решения принимаются путем проведения голосования простым большинством голосов членов комиссии, присутствующих на заседании. Каждый член комиссии имеет один голос. Решения оформляются протоколом, который должен быть подписан всеми членами комиссии, участвовавшими в заседании, не позднее следующего дня после заседания.

На заседании комиссии могут присутствовать заинтересованные лица.

6. Комиссия отбирает кандидатуру, соответствующую требованиям, предусмотренными ст. 20 и 20.2 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», а также дополнительным требованиям, предъявляемым к кандидатуре арбитражного управляющего, содержащимся в определении арбитражного суда или протоколе собрания кредиторов.

В случае получения запроса о представлении кандидатуры арбитражного управляющего, не содержащего дополнительных требований к кандидатуре арбитражного управляющего, комиссия проводит отбор кандидатур арбитражного управляющего из числа членов Ассоциации, изъявивших согласие быть утвержденными арбитражным судом в качестве арбитражного управляющего.

7. Если на представление кандидатуры выразили свое согласие более одного члена Ассоциации, преимуществом пользуются члены Ассоциации, в наибольшей степени соответствующие дополнительным требованиям, содержащимся в запросе, а в случае получения не содержащего дополнительных требований к кандидатуре арбитражного управляющего запроса – обладающие более высокими профессиональными качествами. При невозможности определить кандидатуры исходя из этих критериев, принимается во внимание наличие или отсутствие у членов Ассоциации неснятых дисциплинарных взысканий ; количество незавершенных процедур банкротства на дату заседания комиссии; количество назначений (утверждений) каждого члена Ассоциации арбитражным управляющим в деле о банкротстве; своевременность и полнота уплаты членских взносов ; регулярность предоставления отчетности; своевременное обновление справок и иных документов, имеющих срок действия.

В случае конфликта интересов центральной комиссии и региональной комиссии, приоритетным является решение центральной комиссии.

8. Не позднее чем через девять дней с даты получения определения арбитражного суда или протокола собрания кредиторов о представлении кандидатуры арбитражного управляющего, центральная комиссия или региональная комиссия направляет информацию о соответствии выбранной кандидатуры требованиям, предусмотренным ст. 20 и 20.2 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», мотивированное заключение о соответствии выбранной кандидатуры дополнительным требованиям, предъявляемым к кандидатуре арбитражного управляющего, содержащимся в определении арбитражного суда или протоколе собрания кредиторов (при их наличии), протокол заседания соответствующей комиссии, а также согласие выбранной кандидатуры на утверждение арбитражным судом в деле о банкротстве в арбитражный суд, заявителю (собранию кредиторов или представителю собрания кредиторов) и должнику способом, обеспечивающим доставку в течение 5 дней с даты направления.

9. При получении определения арбитражного суда или протокола собрания кредиторов, в котором указана кандидатура арбитражного управляющего, центральная комиссия или региональная комиссия не позднее чем через девять дней направляет информацию о соответствии указанной кандидатуры требованиям, предусмотренным ст. 20 и 20.2 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», мотивированное заключение о соответствии указанной кандидатуры дополнительным требованиям, предъявляемым к кандидатуре арбитражного управляющего, содержащимся в определении арбитражного суда или протоколе собрания кредиторов (при их наличии), а также согласие указанной кандидатуры на утверждение арбитражным судом в деле о банкротстве в арбитражный суд, заявителю (собранию кредиторов или представителю собрания кредиторов) и должнику способом, обеспечивающим доставку в течение 5 дней с даты направления.

10. Направляемый пакет документов, указанный в п. 8 и 9, должен быть подписан Директором Ассоциации (если вопрос об отборе кандидатуры рассматривался центральной комиссией) или региональным представителем (если вопрос об отборе кандидатуры рассматривался региональной комиссией).

11. Судебный акт, принятый арбитражным судом по итогам рассмотрения вопроса об утверждении члена Ассоциации арбитражным управляющим, направляется региональной комиссией в центральную комиссию не позднее следующего дня после его получения.

Статья 3. Рассмотрение жалоб на действия (бездействия) региональной комиссии и центральной комиссии

1. Жалобы, поступившие на действия (бездействия) центральной и региональных комиссий или Директора Ассоциации в связи с осуществлением им обязанностей, предусмотренных настоящим Положением, рассматриваются Советом Ассоциации.

2. Жалоба должна быть рассмотрена не позднее десяти дней со дня ее поступления. Заявитель должен быть уведомлен о результатах рассмотрения его жалобы не позднее семи дней со дня принятия решения.

3. Региональная комиссия, региональный представитель, центральная комиссия, Директор Ассоциации, действия которых обжалуются, обязаны передать относящиеся к жалобе документы Совету Ассоциации не позднее пяти дней со дня получения Советом Ассоциации сообщения о поступившей жалобе.

Статья 4. Ответственность за нарушение порядка отбора кандидатур арбитражных управляющих

Члены центральной комиссии и региональной комиссий могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности в порядке, предусмотренном Уставом Ассоциации и Положением о членстве, в следующих случаях:

    нарушение установленных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» и настоящим Положением требований к порядку отбора кандидатур арбитражных управляющих, порядку и срокам направления документации, подтверждающей соответствие кандидатуры требованиям, предусмотренным ст. 20 и 20.2 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»; непредставление в арбитражный суд документации, подтверждающей соответствие кандидатуры требованиям, предусмотренным ст. 20 и 20.2 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Статья 5. Заключительные положения

1. Настоящее Положение вступает в силу с момента его утверждения Советом Ассоциации и действует неопределенный срок.

2. Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся по решению Совета Ассоциации.

3. «Положение о порядке отбора кандидатур арбитражных управляющих для представления арбитражным судам в целях утверждения их в деле о банкротстве», утвержденное 13 июля 2012 г. (протокол заседания Совета ПАУ ЦФО № 2) утрачивает силу с момента утверждения настоящего Положения.