Право военнослужащего на получение земельного участка. Каковы действующие земельные льготы для военных. Льготные земельные налоги для военнослужащих

Как военнослужащему получить землю?

, преподаватель Военного университета

Необходимо отметить, что в связи с переходом к рыночной экономике и отменой монополии государства на землю число оснований возникновения прав на землю значительно возросло, главным образом за счет таких оснований, как договоры купли-продажи, дарения, наследования по завещанию и т. д., чего в условиях монополии и национализации земли не было и не могло быть. Соответственно сократилось число административных актов, на основании которых возникают права на землю. Вместе с тем такие акты и по сей день являются преобладающими основаниями возникновения прав на землю, поэтому и в настоящее время, в условиях отмены монополии государства на землю, можно говорить лишь об относительном сокращении таких оснований.

Следует отметить, что законодательство о порядке предоставления земли подвергалось частым изменениям и все еще остается крайне запутанным. В условиях, когда подавляющее большинство земельных участков находится в государственной или муниципальной собственности , крайне важным становится соблюдение принципа обеспечения доступности земли при ее предоставлении военнослужащим и членам их семей. Проблема отсутствия открытого доступа к приобретению земельных участков выходит за рамки жилищной проблемы.

Говоря о предоставлении земли военнослужащим, нельзя не учитывать и тот факт, что Федеральным законом “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов …” от 01.01.01 г. ст. 17 Федерального закона от 01.01.01 г. “О статусе военнослужащих”, которая регулировала вопросы землепользования военнослужащих и членов их семей, признана утратившей силу с 1 января 2005 г.

В соответствии с ранее действовавшим п. 2 ст. 17 Федерального закона «О статусе военнослужащих» льготы по предоставлению земельных участков зависели от продолжительности военной службы.

Так, если военнослужащий-контрактник прослужил 10 лет и более, то ему бесплатно предоставлялся в собственность или пожизненное наследуемое владение земельный участок по его желанию для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства или индивидуального (коллективного) садоводства, но по месту военной службы.

Если же военнослужащий-контрактник в общей сложности прослужил 15 лет и более, то он за 3 года до увольнения с военной службы по возрасту вправе был бесплатно получить в собственность земельный участок или по месту военной службы, или по избранному месту жительства. Участок по желанию военнослужащего мог быть предоставлен для указанных выше целей.

После того как ст. 17 вышеназванного Федерального закона была признана недействующей, лишь в нескольких субъектах Российской Федерации имеются нормативные правовые акты , регулирующие рассматриваемые вопросы. Так, постановлением администрации Нижегородской области “О первоочередном праве на выделение земли военнослужащим и членам их семей” от 8 сентября 1993 г. № 000 предусмотрено выделение в первую очередь военнослужащим, уволенным в запас, и членам их семей на основании их заявлений земельных участков для организации крестьянского (фермерского) хозяйства, индивидуального жилищного строительства, садоводства, личного подсобного хозяйства из фондов перераспределения земель, фонда губернатора и других фондов.

Аналогичные акты действуют в Московской области , Чувашии, Новосибирской и некоторых других субъектах Российской Федерации. Кроме военнослужащих, право на бесплатное предоставление земельных участков в ряде регионов имеют неработающие участники Великой Отечественной войны и других боевых операций по защите СССР, а также ветераны Вооруженных Сил; члены семей военнослужащих, погибших или умерших вследствие выполнения обязанностей военной службы; воины-интернационалисты; неработающие пенсионеры из числа военнослужащих, уволенных с военной службы по возрасту, болезни, сокращению штатов или ограниченному состоянию здоровья, имеющих выслугу не менее 15 лет в календарном исчислении.

Однако процедура обращения военнослужащего с заявлением о предоставлении земельного участка и в указанных выше регионах не конкретизирована, не детализирована, что порождает различные злоупотребления как со стороны должностных лиц, так и со стороны военнослужащих, волокиту и бюрократизм при рассмотрении их заявлений. Так, например, в 2004 г. в Ново-Федоровском и Марушкинском сельских округах Наро-Фоминского района Московской области был выявлен ряд нарушений при предоставлении земли военнослужащим: некоторые из них дважды получали бесплатно земельные участки.

Часть полномочий в вопросах определения условий и порядка предоставления земли делегирована органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления .

В настоящее время на федеральном уровне закреплено право на предоставление земельных участков бесплатно для:

– Героев Социалистического Труда и полных кавалеров ордена Трудовой славы. Им бесплатно предоставляются в собственность земельные участки под строительство индивидуальных жилых домов, дач и под садово-огородные хозяйства площадью 0,08 га в городах и поселках городского типа и 0,25 га в сельской местности;

– Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы. Им бесплатно предоставляются в собственность земельные участки под строительство индивидуальных жилых домов, дач, под садово-огородные и личные подсобные хозяйства в размерах, устанавливаемых в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации, но не менее чем 0,20 га в городах и поселках городского типа и 0,40 га в сельской местности.

Инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства (ст. 17 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” от 01.01.01 г. с последующими изменениями);

«Чернобыльцы» в соответствии с п. 8 ст. 14 Закона Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС ” от 01.01.01 г. № 000-1 (с последующими изменениями) вне очереди обеспечиваются земельными участками для индивидуального жилищного строительства (при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий).

Рассмотрим более подробно порядок предоставления в собственность, аренду земельных участков военнослужащим на основании нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Военнослужащие, право которых на предоставление земельного участка установлено в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации и которые заинтересованы в его получении, должны подать заявление в орган местного самоуправления, т. е. процедура носит заявительный характер. В заявлении должны быть указаны: цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры, испрашиваемое право.

Земельное законодательство не разработало специального бланка для такого заявления, поэтому военнослужащий может составить его в произвольной форме. Однако многие территориальные органы Росземкадастра утверждают свои образцы, которые, как правило, вывешивают в приемных.

Нормы отвода земельных участков для крестьянского (фермерского хозяйства), садоводства, огородничества, животноводства устанавливаются законом субъекта Российской Федерации, для личного подсобного хозяйства – нормативными документами органа местного самоуправления. Изготовление проекта границ земельного участка и его утверждение обеспечивает орган местного самоуправления. Для принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность или аренду отводится 2-недельный срок. При этом договоры аренды земельного участка, заключенные на срок до 1 года, не подлежат государственной регистрации (ст. 26 Земельного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, процесс предоставления земельных участков военнослужащим и членам их семей, имеющим право на их предоставление в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации и установленным целевым назначением, состоит из следующих последовательных стадий: 1-я стадия – обращение в администрацию субъекта Российской Федерации, местную администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка; 2-я стадия – принятие решения о предоставлении земельного участка заинтересованному субъекту; 3-я стадия – проведение землеустроительных мероприятий; 4-я стадия – юридическое оформление субъективного права на предоставленный земельный участок.

Порядок предоставления земли военнослужащим и членам их семей для индивидуального жилищного строительства. Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, предоставляется по их желанию право на вступление в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо на получение ими земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов.

Однако, как указывал автор выше, п. 2 ст. 17 указанного Закона, предусматривавший предоставление военнослужащим и членам их семей в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства в городах и поселках городского типа, в сельской местности, отменен (ст. 17 утратила силу).

Каким же образом военнослужащий может реализовать свое право на предоставление земельного участка?

Во-первых, необходимо путем инвентаризации установить временно неиспользуемые земельные участки из состава земель обороны и безопасности, которая проводится в соответствии с Федеральным законом «О землеустройстве» от 01.01.01 года.

Контроль за правильным использованием земельных участков, состоящих на учете КЭЧ района, возлагается на начальника КЭЧ района. Ему же предоставлено право назначать и проводить проверки в целях выявления временно неиспользуемых земельных участков.

Назначенная начальником гарнизона гарнизонная инвентаризационная комиссия на местности устанавливает временно неиспользуемые земельные участки из состава земель обороны и безопасности, находящиеся в постоянном (бессрочном) пользовании воинских частей (военных организаций).

Временно неиспользуемыми земельными участками следует признавать земли из состава земель обороны и безопасности, которые в течение 3 лет не используются для строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации (размещения военных организаций, учреждений и других объектов, дислокации войск и сил флота, проведения учений и иных мероприятий); разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (испытательные полигоны, места уничтожения оружия и захоронения отходов); создания запасов материальных ценностей в государственном и мобилизационном резервах (хранилища, склады и др.).

Во-вторых, на основании проведенной инвентаризации комиссия составляет в 2 экземплярах перечень временно неиспользуемых земельных участков, находящихся на учете в КЭЧ района или гарнизона, включающий в себя сведения о местоположении (адресе) и площади земельных участков, предполагаемых правах на них и разрешенном использовании земельных участков, а также о возможных ограничениях использования земельных участков, установленных Министерством обороны Российской Федерации.

К указанному перечню прилагаются проекты границ земельных участков, подготовленные в порядке, установленном ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации.

Первый экземпляр перечня остается в квартирно-эксплуатационной части гарнизона (района), а второй направляется в квартирно-эксплуатационное управление или отдел военного округа.

На основе перечней земельных участков, полученных из КЭЧ гарнизона (района), в КЭУ (отделе) военного округа составляется сводный перечень земельных участков по военному округу.

Первый экземпляр перечней по военному округу с прилагаемыми проектами границ земельных участков брошюруется и направляется до 1 марта в Главное квартирно-эксплуатационное управление Министерства обороны Российской Федерации, второй остается в КЭУ (отделе) военного округа.

Перечни временно неиспользуемых земельных участков ежегодно, не позднее 1 мая, представляются заместителем Министра обороны Российской Федерации в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом для рассмотрения возможности предоставления земельных участков в аренду или безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам (в том числе и военнослужащим) для сельскохозяйственного, лесохозяйственного и иного использования в соответствии с законодательством Российской Федерации .

В-третьих, военнослужащий, заинтересованный в получении земельного участка, направляет в территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (по месту нахождения земельного участка) заявление. В заявлении указываются цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры, местоположение, а также испрашиваемое право на землю.

Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в 2-недельный срок со дня поступления заявления принимает решение о предоставлении заявителю земельного участка либо об отказе в его предоставлении в случае, если заявленная цель использования земельного участка не соответствует земельному законодательству и разрешенному использованию земельного участка.

Так, для сельскохозяйственного назначения могут использоваться земли для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей (например, гражданами для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства, огородничества).

Лесохозяйственное использование земельных участков включает в себя: заготовку древесины ; заготовку живицы; заготовку второстепенных лесных ресурсов (пней, коры, бересты, пихтовых, сосновых, еловых лап, новогодних елок и др.); побочное лесопользование (сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и пасек и т. п.).

В-четвертых, в случае принятия решения о предоставлении заявителю земельного участка заявитель в установленном порядке обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка на основании имеющегося проекта границ земельного участка, а территориальный орган Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в недельный срок со дня представления заявителем кадастровой карты (плана) земельного участка заключает с ним договор аренды земельного участка или договор безвозмездного срочного пользования земельным участком. В случае если до окончания срока действия соответствующего договора в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (его территориальный орган) не поступило заявление Министерства обороны Российской Федерации о необходимости использования земельного участка для нужд обороны и безопасности, Федеральное агентство принимает решение о продлении действующего договора.

Кроме того, право военнослужащих и членов их семей на предоставление земли для садоводства, огородничества, ведения дачного хозяйства может быть реализовано и при выводе земельных участков из состава земель обороны и безопасности с изменением их целевого назначения на основании Федерального закона “О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую” от 01.01.01 г. . Указанные вопросы будут рассмотрены в других статьях по рассматриваемой тематике.

См., например: Гражданское общество, правовое государство и право («Круглый стол» журналов «Государство и право» и «Вопросы философии») // Государство и право. 2002. № 1. С. 24; Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002 – 2004 годы), утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.01.01 г. ; Концепция действий на рынке труда на 2003 – 2005 годы, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2003 г. .

С выходом на заслуженный отдых большинство пенсионеров задумываются о приобретении земельного участка. Поскольку свободного времени на пенсии становится значительно больше, то реализовывать свой трудовой потенциал большинству граждан нравится именно на лоне природы.

Особенно это касается городских жителей, да и постоянные переезды по долгу службы военнослужащего не способствуют обретению душевного равновесия. В данной ситуации бывшие военные интересуются своими правами военных пенсионеров на земельный участок.

Законодательная основа

На данный момент четкой формулировки по выделению бесплатных земельных участков пенсионерам не существует. Основным законодательным нормативным актом по обеспечению населения наделами земли остаётся Земельный кодекс РФ, в котором чётко прописано, что получить безвозмездно землю на бесплатной основе не положено никому. Ранее (до 2005 года) действовал отдельный закон «О статусе военнослужащего гражданина», который подтверждал льготные права военных пенсионеров на земельный участок.

В то же время Федеральный Закон №76 позволяет выделять землю для военных пенсионеров на общих основаниях с целью дальнейшего вступления в ряды садового кооператива. После получения права пользования участком арендатору необходимо уплачивать налог на землю согласно Налоговому кодексу.

Блок внимания! Пользоваться землёй полностью на бесплатных основаниях можно только при выделении участка Минобороны РФ. Однако заниматься на нём можно исключительно садово-огородными работами, без возведения строений.

Процедура оформления

Земля военнослужащим оформляется согласно общему порядку по предоставлению участков. По окончанию военной службы следует обратиться в органы самоуправления выбранного населённого пункта с соответствующим заявлением.

Процедура согласования всех документов следующая:

  • Подтверждение своей льготной категории (по необходимости);
  • По факту одобрения заявки претендента следует оформление технической документациикадастрового номера и плана межевании участков;
  • Следующий этап – постановка на специальный кадастровый учёт;
  • Далее нужно подать следующее заявление в административный орган с указанием целевого предназначения участка и способа использования – долгосрочное использование или аренда;
  • На очередной сессии депутатов органа самоуправления принимается официальное решение о передаче участка заявителю;
  • Дальнейшая регистрация имущественных прав в ЕГРИП (единый государственный реестр имущественных прав).

По истечению 5-ти лет можно заняться вопросами приватизации надела земли, после которой арендатор становится законным владельцем.

Блок внимания! Срок на принятие решения государственными органами составляет – 30 рабочих дней. Однако большие временные затраты уходят на составление и регистрацию кадастровых и межевых планов.

Региональные различия

Правила получения участков в различных регионах достаточно отличаются, поскольку в центральных городах, например Санкт-Петербурге очередь из льготников растянута уже на несколько лет вперёд. До сегодняшнего дня дают право получить бесплатно земельный участок бывшему военному только в трёх областях:

  • Калужская область;
  • Нижегородская область;
  • Ульяновская область.

В данных областях военнослужащие на пенсии и участники боевых действий определены в отдельную группу льготных категорий населения. В остальных населённых пунктах за оформление участка необходимо будет внести определённую сумму денег (согласно установленным государственной администрацией тарифам).

Блок внимания! По закону земельный налог на участок площадью 6 соток и менее для пенсионеров отменён. С 1 января 2018 правительством РФ был принят и подписан соответствующий нормативный документ (статья 395 НК РФ).

Как видим, особых льгот военнослужащим не предоставлено на общегосударственном уровне, однако региональные органы могут самостоятельно принимать решения о выделении бесплатного участка земли военнослужащим.

Общаться в чате

Сыроватский Сергей

Юрист, г. Ростов-на-Дону

Бесплатная оценка вашей ситуации

    3949 ответов

    1197 отзывов

Как военнослужащему получить землю?


Предоставление земельного участка – наиболее распространенное и
типичное основание возникновения прав на землю у военнослужащих и членов их
семей, хотя оно и не является единственным у данных субъектов землепользования.

Необходимо
отметить, что в связи с переходом к рыночной экономике и отменой монополии
государства на землю число оснований возникновения прав на землю значительно
возросло, главным образом за счет таких оснований, как договоры купли-продажи,
дарения, наследования по завещанию и т. д., чего в условиях монополии и
национализации земли не было и не могло быть. Соответственно сократилось число
административных актов, на основании которых возникают права на землю. Вместе с
тем такие акты и по сей день являются преобладающими основаниями возникновения
прав на землю, поэтому и в настоящее время, в условиях отмены монополии
государства на землю, можно говорить лишь об относительном сокращении таких
оснований.

Следует
отметить, что законодательство о порядке предоставления земли подвергалось
частым изменениям и все еще остается крайне запутанным. В условиях, когда
подавляющее большинство земельных участков находится в государственной или
муниципальной собственности, крайне важным становится соблюдение принципа
обеспечения доступности земли при ее предоставлении военнослужащим и членам их
семей. Проблема отсутствия открытого доступа к приобретению земельных участков
выходит за рамки жилищной проблемы.

Говоря о
предоставлении земли военнослужащим, нельзя не учитывать и тот факт, что
Федеральным законом “О внесении изменений в законодательные акты Российской
Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов
Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов …” от 22 августа
2004 г. № 122-ФЗ ст. 17 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ “О
статусе военнослужащих”, которая регулировала вопросы землепользования
военнослужащих и членов их семей, признана утратившей силу с 1 января 2005 г.

В
соответствии с ранее действовавшим п. 2 ст. 17 Федерального закона «О статусе
военнослужащих» льготы по предоставлению земельных участков зависели
от продолжительности военной службы.

Так, если
военнослужащий-контрактник прослужил 10 лет и более, то ему
бесплатно предоставлялся в собственность или пожизненное наследуемое
владение земельный участок по его желанию для индивидуального жилищного
строительства, ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства или
индивидуального (коллективного) садоводства, но по месту военной службы.

Если же
военнослужащий-контрактник в общей сложности прослужил 15 лет и более, то он за
3 года до увольнения с военной службы по возрасту вправе был бесплатно получить
в собственность земельный участок или по месту военной службы, или по
избранному месту жительства. Участок по желанию военнослужащего мог быть
предоставлен для указанных выше целей.

После того как ст. 17 вышеназванного Федерального закона была
признана недействующей, лишь в нескольких субъектах Российской Федерации
имеются нормативные правовые акты, регулирующие рассматриваемые вопросы. Так,
постановлением администрации Нижегородской области “О
первоочередном праве на выделение земли военнослужащим и членам их семей” от 8
сентября 1993 г. № 147 предусмотрено выделение в первую очередь военнослужащим,
уволенным в запас, и членам их семей на основании их заявлений земельных
участков для организации крестьянского (фермерского) хозяйства, индивидуального
жилищного строительства, садоводства, личного подсобного хозяйства из фондов
перераспределения земель, фонда губернатора и других фондов.

Аналогичные акты действуют в Московской области, Чувашии, Новосибирской и некоторых других
субъектах Российской Федерации. Кроме военнослужащих, право на бесплатное
предоставление земельных участков в ряде регионов имеют неработающие участники
Великой Отечественной войны и других боевых операций по защите СССР, а также
ветераны Вооруженных Сил; члены семей военнослужащих, погибших или умерших
вследствие выполнения обязанностей военной службы; воины-интернационалисты;
неработающие пенсионеры из числа военнослужащих, уволенных с военной службы по
возрасту, болезни, сокращению штатов или ограниченному состоянию здоровья,
имеющих выслугу не менее 15 лет в календарном исчислении.

Однако
процедура обращения военнослужащего с заявлением о предоставлении земельного
участка и в указанных выше регионах не конкретизирована, не детализирована, что
порождает различные злоупотребления как со стороны должностных лиц, так и со
стороны военнослужащих, волокиту и бюрократизм при рассмотрении их заявлений.
Так, например, в 2004 г. в Ново-Федоровском и Марушкинском сельских округах
Наро-Фоминского района Московской области был выявлен ряд нарушений при
предоставлении земли военнослужащим: некоторые из них дважды получали бесплатно
земельные участки.

Часть полномочий в вопросах определения условий и порядка
предоставления земли делегирована органам государственной власти субъектов
Российской Федерации и органам местного самоуправления.

В настоящее время на федеральном уровне закреплено право на предоставление
земельных участков бесплатно для:

– Героев Социалистического Труда и полных кавалеров ордена
Трудовой славы. Им бесплатно предоставляются в собственность земельные участки
под строительство индивидуальных жилых домов, дач и под садово-огородные
хозяйства площадью 0,08 га в городах и поселках городского типа и 0,25 га в
сельской местности;

– Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и
полных кавалеров ордена Славы. Им бесплатно предоставляются в собственность
земельные участки под строительство индивидуальных жилых домов, дач, под
садово-огородные и личные подсобные хозяйства в размерах, устанавливаемых в
соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации, но не менее
чем 0,20 га в городах и поселках городского типа и 0,40 га в сельской
местности.

Инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов,
предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для
индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства
и садоводства (ст. 17 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации” от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ с последующими
изменениями);

«Чернобыльцы» в соответствии с п. 8 ст. 14
Закона Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся
воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС” от 15 мая 1991 г. № 1244-1 (с последующими изменениями)
вне очереди обеспечиваются земельными участками для индивидуального жилищного
строительства (при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных
условий).

Рассмотрим более подробно порядок предоставления в
собственность, аренду земельных участков военнослужащим на основании
нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Военнослужащие, право которых на предоставление земельного
участка установлено в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации
и которые заинтересованы в его получении, должны подать заявление в орган
местного самоуправления, т. е. процедура носит заявительный характер. В
заявлении должны быть указаны: цель использования земельного участка, его
предполагаемые размеры, испрашиваемое право.

Земельное законодательство не разработало специального бланка
для такого заявления, поэтому военнослужащий может составить его в произвольной
форме. Однако многие территориальные органы Росземкадастра утверждают свои
образцы, которые, как правило, вывешивают в приемных.

Нормы отвода земельных участков для
крестьянского (фермерского хозяйства), садоводства, огородничества,
животноводства устанавливаются законом субъекта Российской Федерации, для
личного подсобного хозяйства – нормативными документами органа местного
самоуправления. Изготовление проекта границ земельного участка и его утверждение
обеспечивает орган местного самоуправления. Для принятия решения о
предоставлении земельного участка в собственность или аренду отводится
2-недельный срок. При этом договоры аренды земельного
участка, заключенные на срок до 1 года, не подлежат государственной регистрации
(ст. 26 Земельного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, процесс предоставления земельных участков
военнослужащим и членам их семей, имеющим право на их предоставление в
соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов
Российской Федерации и установленным целевым назначением, состоит из следующих
последовательных стадий: 1-я стадия – обращение в администрацию субъекта
Российской Федерации, местную администрацию с заявлением о предоставлении
земельного участка; 2-я стадия – принятие решения о предоставлении земельного
участка заинтересованному субъекту; 3-я стадия – проведение землеустроительных
мероприятий; 4-я стадия – юридическое оформление субъективного права на
предоставленный земельный участок.

Порядок предоставления земли
военнослужащим и членам их семей для индивидуального жилищного строительства.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе
военнослужащих» военнослужащим, проходящим военную службу по контракту,
предоставляется по их желанию право на вступление в жилищно-строительные
(жилищные) кооперативы либо на получение ими земельных участков для
строительства индивидуальных жилых домов.

Однако, как указывал автор выше, п. 2 ст. 17 указанного
Закона, предусматривавший предоставление военнослужащим и членам их семей в
собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства в
городах и поселках городского типа, в сельской местности, отменен (ст. 17
утратила силу).

С 1 января 2005 г. вступил в силу «пакет жилищных законов», в
числе которых и Федеральный закон «О введении в действие Градостроительного
кодекса Российской Федерации» от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ.

Согласно указанному Закону с 1 октября 2005 г. земельные
участки для жилищного строительства (в том числе и индивидуального) как в
собственность, так и в аренду предоставляются исключительно на торгах в форме
открытого аукциона.

Процедура предоставления земельного участка для
индивидуального жилищного строительства включает 3 этапа:

1-й этап . Проведение работ по формированию земельного участка. Работа
по формированию земельного участка включает подготовку проекта его границ и
установление их пределов на местности; определение разрешенного использования
участка; определение технических условий подключения объектов к сетям
инженерно-технического обеспечения и платы за подключение; принятие решения о
проведении торгов или предоставлении земельного участка без проведения торгов,
публикацию сообщения о проведении торгов.

2-й этап . Государственный кадастровый учет. После принятия
постановления исполнительных органов государственной власти или органов
местного самоуправления о предоставлении земельного участка заявители
обращаются в соответствующие подразделения Федеральной регистрационной службы
для осуществления государственной регистрации своих прав или регистрации сделок
на земельный участок.

Постановка на государственный кадастровый
учет сформированного земельного участка осуществляется на основании материалов
межевания по заявлениям уполномоченных органов по управлению и распоряжению
земельными участками и иной недвижимостью муниципальных образований, являющихся правообладателями
(распорядителями) земельных участков.

Проведение государственного кадастрового учета включает в
себя проверку представленных документов, составление описаний земельных
участков в Едином государственном реестре земель, присвоение кадастровых
номеров земельным участкам, изготовление кадастровых карт (планов) земельных
участков и формирование кадастровых дел. Предметом сделки может быть только
земельный участок, прошедший государственный кадастровый учет.

3-й этап . Проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже участка
или права на заключение договора его аренды или предоставление земли без
проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или
юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка.

Согласно ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации
переход права собственности на объекты недвижимого имущества (в том числе
земельные участки) подлежит государственной регистрации. Если же по результатам
торгов подписан договор аренды земельного участка и срок его действия
составляет менее 1 года, то он не подлежит государственной регистрации.

В ст. 30.2 Земельного кодекса Российской Федерации установлен
еще один вариант предоставления земельного участка – для комплексного освоения
в целях жилищного строительства. Однако он в большей степени характерен для
многоквартирного строительства, поэтому в настоящей статье не рассматривается.

Порядок предоставления временно
неиспользуемых земельных участков из состава земель обороны и безопасности в
аренду, безвозмездное срочное пользование военнослужащим.
31 марта 2006 г. постановлением Правительства Российской
Федерации № 176 были утверждены правила передачи временно неиспользуемых
земельных участков из состава земель обороны и безопасности, в том числе
гражданам (военнослужащим) для сельскохозяйственного, лесохозяйственного и
иного назначения.

Несмотря на то, что, по мнению автора, указанное
постановление в первую очередь направлено на извлечение дохода от аренды
неиспользуемых земельных участков и является попыткой таким образом решить
вопросы, в частности, связанные с регистрацией прав на земельные участки в
Министерстве обороны Российской Федерации, военнослужащий также может стать их
владельцем.

Каким же образом военнослужащий может реализовать свое право
на предоставление земельного участка?

Во-первых, необходимо путем инвентаризации установить
временно неиспользуемые земельные участки из состава земель обороны и
безопасности, которая проводится в соответствии с Федеральным законом «О
землеустройстве» от 18 июля 2001 года № 78-ФЗ.

Контроль за правильным использованием
земельных участков, состоящих на учете КЭЧ района, возлагается на начальника
КЭЧ района. Ему же
предоставлено право назначать и проводить проверки в целях выявления временно
неиспользуемых земельных участков.

Назначенная начальником гарнизона гарнизонная
инвентаризационная комиссия на местности устанавливает временно неиспользуемые
земельные участки из состава земель обороны и безопасности, находящиеся в
постоянном (бессрочном) пользовании воинских частей (военных организаций).


№ 122-ФЗ признана утратившей силу ст. 17 Федерального закона «О статусе военослужащих». Вот выдержки из ст. 17: 1. Военнослужащим — гражданам, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей наравне с другими гражданами государство гарантирует получение доли государственной собственности в процессе ее приватизации. (в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 141-ФЗ) 2. Военнослужащим — гражданам, проходящим военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, бесплатно по месту военной службы предоставляются в собственность или пожизненное наследуемое владение земельные участки по их желанию для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства или индивидуального (коллективного) садоводства.

Земля военнослужащим — только в собственность

В то же время проводимый анализ норм, содержащихся в данном Кодексе, позволяет отметить существование правовых коллизий. Так, в соответствии с п. 2 ст. 17 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, бесплатно по месту военной службы предоставляются в собственность или пожизненное наследуемое владение земельные участки по их желанию для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства или индивидуального (коллективного) садоводства. Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 15 лет и более, за три года до увольнения с военной службы по возрасту, а также гражданам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 15 лет и более, по месту военной службы или избранному месту жительства бесплатно предоставляются в собственность земельные участки по их желанию для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, крестьянского (фермерского) хозяйства или индивидуального (коллективного) садоводства. Земельные участки предоставляются органами государственной власти и органами местного самоуправления в порядке, определенном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности: — для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства или индивидуального (коллективного) садоводства — по нормам, установленным органами местного самоуправления, но не менее 0,10 гектара в городах и поселках городского типа и не менее 0,25 гектара в сельской местности; — для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства после увольнения с военной службы — по нормам, установленным законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Однако в соответствии со ст.

Земельный участок бесплатно

Подчеркнем, что кроме сборов, которые установлены федеральным законодательством, человек ничего не платит. У гражданина также есть право приобрести в собственность земельный участок, который находится в его пожизненном наследуемом владении. В обоих случаях необходимо подать заявление в соответствующий орган государственной власти или орган местного самоуправления и приложить к нему договор о предоставлении земельного участк в бессрочное пользование или пожизненное наследуемое владение. Земельные участки бесплатно для отдельных категорий населения Вторая группа – это отдельные категории граждан, право которых на получение земли закреплено в федеральном законодательстве.

Перечни временно неиспользуемых земельных участков ежегодно, не позднее 1 мая, представляются заместителем Министра обороны Российской Федерации в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом для рассмотрения возможности предоставления земельных участков в аренду или безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам (в том числе и военнослужащим) для сельскохозяйственного, лесохозяйственного и иного использования в соответствии с законодательством Российской Федерации. В-третьих, военнослужащий, заинтересованный в получении земельного участка, направляет в территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (по месту нахождения земельного участка) заявление. В заявлении указываются цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры, местоположение, а также испрашиваемое право на землю.

Как получить земельный участок военнослужащему?

Российской Федерации, при наличии следующих оснований в совокупности: а) у гражданина отсутствует земельный участок, предоставленный исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления для индивидуального жилищного строительства на праве собственности или аренды после введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»; б) гражданин не является участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих; в) гражданин принят федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по основаниям, которые установлены ст.

Право на землю военным пенсионерам

Время для вынесения решений администрацией регламентировано нормативными актами и не может составлять больше 30 дней.

Однако мероприятия по кадастровому учету и межеванию могут быть произведены в значительные сроки.
Региональные особенности На федеральном уровне нет никаких льгот на получение земельных наделов военными пенсионерами бесплатно.

Однако некоторые регионы сохранили такое право для военнослужащих на пенсии и ветеранов боевых действий.

К таким регионам относятся: Челябинская, Нижегородская, Ульяновская области.

Одна из сложностей, с которой может столкнуться при получении земельного участка военный пенсионер – участие в торгах на землепользование.

Внимание

В крупных городах, где спрос на землю большой, торги проводятся довольно часто.

Предоставление земельных участков военнослужащим

Работа по формированию земельного участка включает подготовку проекта его границ и установление их пределов на местности; определение разрешенного использования участка; определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение; принятие решения о проведении торгов или предоставлении земельного участка без проведения торгов, публикацию сообщения о проведении торгов.
2-й этап.

Государственный кадастровый учет. После принятия постановления исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о предоставлении земельного участка заявители обращаются в соответствующие подразделения Федеральной регистрационной службы для осуществления государственной регистрации своих прав или регистрации сделок на земельный участок.

Предоставление земельных участков бесплатно для военнослужащих

Если данная земля уже имеет определенное функциональное значение, то дополнительным требованием, предъявляемым к заявлению, является включение в него обязательства о том, что предназначение участка не будет изменено.В действующем земельном законодательстве отсутствует специально разработанный бланк данного заявления, поэтому составляется оно в произвольной форме.


Как правило, территориальные государственные учреждения, занимающиеся такими вопросами, разрабатывают собственные формы подобных документов, которые следует применять в качестве образца.

Как получить земельный участок военному пенсионеру: положен ли бесплатный надел

Инфо

После получения согласования на плане данного земельного участка должна быть сделана отметка о наличии элемента государственной инфраструктуры в пределах его территории.

  • Военнослужащий совместно с представителем администрации должен оформить акт, содержащий информацию о предоставлении выбранного участка земли для строительства индивидуального жилого дома.
  • Специалист по кадастровым вопросам должен подготовить соответствующее заключение в отношении получаемого военнослужащим земельного участка для постановки его на кадастровый учет.
  • Вышеописанная процедура требует колоссального количества времени для правильного оформления всех необходимых документов.

Поэтому большинство специалистов рекомендуют выбирать такие земельные участки, которые уже включены в соответствующий перечень объектов, состоящих на кадастровом учете.

Как военнослужащему получить землю? , преподаватель Военного университета Предоставление земельного участка – наиболее распространенное и типичное основание возникновения прав на землю у военнослужащих и членов их семей, хотя оно и не является единственным у данных субъектов землепользования. Необходимо отметить, что в связи с переходом к рыночной экономике и отменой монополии государства на землю число оснований возникновения прав на землю значительно возросло, главным образом за счет таких оснований, как договоры купли-продажи, дарения, наследования по завещанию и т.
д., чего в условиях монополии и национализации земли не было и не могло быть.

Соответственно сократилось число административных актов, на основании которых возникают права на землю.

Предоставление земельных участков военнослужащим в московской области

Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, предоставляется по их желанию право на вступление в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо на получение ими земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов. Однако, как указывал автор выше, п. 2 ст. 17 указанного Закона, предусматривавший предоставление военнослужащим и членам их семей в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства в городах и поселках городского типа, в сельской местности, отменен (ст. 17 утратила силу). С 1 января 2005 г. вступил в силу «пакет жилищных законов», в числе которых и Федеральный закон «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 01.01.01 г. № 191-ФЗ. Согласно указанному Закону с 1 октября 2005 г.

Земельный участок бесплатно Подчеркнем, что кроме сборов, которые установлены федеральным законодательством, человек ничего не платит.

У гражданина также есть право приобрести в собственность земельный участок, который находится в его пожизненном наследуемом владении.

В обоих случаях необходимо подать заявление в соответствующий орган государственной власти или орган местного самоуправления и приложить к нему договор о предоставлении земельного участк в бессрочное пользование или пожизненное наследуемое владение.

Земельные участки бесплатно для отдельных категорий населения Вторая группа – это отдельные категории граждан, право которых на получение земли закреплено в федеральном законодательстве.
Лесохозяйственное использование земельных участков включает в себя: заготовку древесины; заготовку живицы; заготовку второстепенных лесных ресурсов (пней, коры, бересты, пихтовых, сосновых, еловых лап, новогодних елок и др.); побочное лесопользование (сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и пасек и т. п.).

В-четвертых, в случае принятия решения о предоставлении заявителю земельного участка заявитель в установленном порядке обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка на основании имеющегося проекта границ земельного участка, а территориальный орган Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в недельный срок со дня представления заявителем кадастровой карты (плана) земельного участка заключает с ним договор аренды земельного участка или договор безвозмездного срочного пользования земельным участком.

Российской Федерации, в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, органы местного самоуправления вправе в первоочередном порядке предоставлять право на вступление в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо выделять земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов.Суды не усматривают в данной норме названного Закона льготный порядок предоставления земельных участков военнослужащим. Такая позиция высказана, например, в решении Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 31 октября 2011 г.