Законодательство о коммунальных платежах. Изменения в жилищном законодательстве и новый закон о жкх Новый закон о жкх

Весной 2018 года в Государственную Думу Российской Федерации был внесен ряд законопроектов, направленных на улучшения в социальной сфере в рамках послания Президента Российской Федерации 2018 г. Ряд законопроектов содержит предложения по внесению поправок в жилищное законодательство РФ. В настоящей публикации рассмотрим эти предложения.

Возложение обязанности по установке и поверке приборов учета на РСО

Законопроектом № 463879-7 предлагается внести изменения в статью 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». На настоящий момент указанной статьей предусмотрено, что собственники жилых помещений в многоквартирных домах обязаны приобрести и установить (ввести в эксплуатацию) индивидуальные и общедомовые приборы учета потребления коммунальных ресурсов за счет собственных средств. Также в соответствии с пунктом 3 статьи 30, пунктом 1 статьи 39, пунктом 1 статьи 158 Жилищного кодекса РФ собственники жилых помещений обязаны нести расходы на содержание, поверку и замену приборов учета

Суть поправок заключается в возложении на организации, осуществляющие снабжение многоквартирных домов электрической энергией, и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования многоквартирного дома, обязанностей устанавливать и проводить поверку приборов учета электрической энергии за счет средств ресурсоснабжающей организации.

Установление данной обязанности для РСО, по мнению инициаторов поправок, позволит снизить нагрузку на семейные бюджеты. В качестве обоснований поправок указывается постоянный рост тарифов на коммунальные услуги, отсутствие у части населения возможности нести дополнительные расходы на приборы учета, в особенности в условиях явного недофинансирования социальной сферы и низких доходов населения для целого ряда категорий граждан (неработающих пожилых лиц, работников бюджетной сферы и т.д.). Введение новой нормы представляется вполне логичным, в том числе, в связи с установлением возможности перехода на «прямые договоры » предоставления коммунальных услуг между собственниками и РСО.

Исключение обязанности по размещению информации в ГИС ЖКХ при непосредственном управлении МКД

Законопроектом № 433579-7 предлагается внести изменения в часть 2.1. статьи 164 Жилищного кодекса Российской Федерации в части возложения обязанности по размещению в ГИС ЖКХ договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, управляемом собственниками помещений непосредственно, заключенных с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, с которыми собственники их заключили, освободив граждан от этой обязанности. На настоящий момент такая обязанность возложена непосредственно на собственников помещений.

Инициаторы законопроекта предполагают, что РСО обладают необходимыми средствами и профессиональными навыками для исполнения обязанности по размещению информации в ГИС ЖКХ в отличие от пенсионеров и граждан с невысоким уровнем доходов. Кроме того, они в первую очередь заинтересованы в заключении указанных договоров. Инициаторы отмечают, что непосредственное управление реализуется в многоквартирных домах, количество квартир в которых составляет не более чем 16, которые как правило, располагаются в малонаселенных пунктах, а собственники в большинстве представлены пенсионерами и гражданами с невысоким уровнем доходов. Такие граждане не имеют необходимых материально-технических средств (ксерокс, сканер, компьютер) для исполнения обязанности по размещению в ГИС ЖКХ соответствующих договоров и несправедливо могут быть подвергнуты административному наказанию. Введение такой нормы представляется обоснованным и справедливым.

Установление максимально допустимой доли расходов граждан на оплату ЖКУ

Законопроектом № 432772-7 пункт 1 ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации предлагается дополнить нормой следующего содержания: «Максимально допустимая доля расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи не может превышать 15 %».

По мнению инициаторов введение такой нормы обусловлено тем, что размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Существует довольно ощутимая разница установления максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения в различных субъектах, в ряде субъектов, согласно пояснительной записке к законопроекту она составляет порядка 22 %, когда в других — 10 %.

Установление предельной величины позволит хотя бы частично соотнести доходы граждан и оплату коммунальных услуг. Отметим, что норма предполагает установление максимальной границы, с учетом особенностей субъекта не запрещается устанавливать величину расходов менее 15 %. В субъектах с низкими доходами населения установление максимальной величины поможет реализовать более справедливые и равные условия на территории России по оплате коммунальных услуг гражданами, в том числе с учетом принципов адресности и нуждаемости.

Омена повышающих коэффициентов для льготников

Законопроектом № 472710-7 предусмотрено изменение в ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации в части отмены применения в отношении отдельных категорий граждан повышающих коэффициентов при расчете размера платы за коммунальные услуги, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. На настоящий момент в соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), при этом в случае наличия обязанности по установлении в помещении приборов учета применяются повышающие коэффициенты.

Согласно позиции инициаторов законопроекта, применение к льготным категориям граждан повышающих коэффициентов приводит к снижению уровня их социальной защиты; также недопустимо применение повышающих коэффициентов в случае отсутствия технической возможности установки приборов учета. Введение такой нормы позволит учесть низкий уровень платежеспособности льготной категории граждан, а также в случае отсутствия технической возможности установить прибор учета будет отвечать принципу справедливости, поскольку вины собственников за не установление прибора учета в таком доме нет.

Право плательщика определять назначение платежа

Законопроектом 482489-7 предлагается внести изменения в ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, дополнив ее ч. 2.4, которая устанавливает, что в случае если в платежном документе указаны все или некоторые виды коммунальных услуг, услуг и работ по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также плата за коммунальные услуги, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, взнос на капитальный ремонт, собственники и наниматели вправе указать в этом платежном документе соответствующий вид коммунальной услуги или услуги, работы, которые они намерены оплатить. При этом управляющая организация, ТСЖ или ЖСК обязаны осуществить зачет поступивших средств в счет указанных такими собственниками и нанимателями жилых помещений услуги или работы.

По мнению инициатора законопроекта, плательщик, который должен оплатить несколько платежей, вправе сам определять назначение своего платежа и обязательство, которое он погашает этим платежом. Причинами для частичной оплаты могут быть: недостаточное количество средств у собственника (нанимателя), отсутствие предоставления или ненадлежащее качество той или иной услуги и другое.

Изменение кворума, необходимого для признания правомочности общего собрания собственников

Законопроектом № 334883-7 предлагается внести в ч. 1 ст. 46 Жилищного кодекса Российской Федерации следующие изменения:

  1. изменение в части снижения требуемого количества голосов на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме для принятия решения о наделении совета многоквартирного дома полномочиями на принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме (с двух третей до простого большинства);
  2. изменение в части увеличения с простого большинства голосов от общего числа голосов, принимающих участие в собрании собственников помещений в многоквартирном доме, до двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме для принятия решений о благоустройстве земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и который относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе о размещении, обслуживании и эксплуатации элементов озеленения и благоустройства на указанном земельном участке.

Снижение требуемого количества голосов по мнению инициаторов законопроекта будет способствовать упрощению и ускорению принятия решений о проведении текущего ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случаях, когда необходимость текущего ремонта требует оперативности принятия такого решения. Одновременное установление необходимости получения квалифицированного большинства голосов собственников помещений для принятия решений о благоустройстве земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и который относится к их общему имуществу, соответствует порядку принятия решений по аналогичным вопросам, связанным с пользованием и распоряжением общим имуществом в многоквартирном доме (пункты 1, 11-1, 12, 2, 3, 31 части 2 статьи 44 ЖК РФ).

Под ЖКУ следует понимать такие услуги, которые обеспечивают уютные условия для проживания в жилом помещении.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Законодательная база, которая регулирует правила и порядок, по которым предоставляются ЖКУ, а также их оплаты (коммунальные платежи) крайне обширна.

В нее входит:

  1. Конституция.
  2. Жилищный кодекс.
  3. Кодекс об административных правонарушениях.
  4. Гражданский кодекс.
  5. Федеральные законы.
  6. Постановления Правительства.
  7. Нормативно-правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ.
  8. Законы и другие нормативно-правовые акты органов местного самоуправления.

Таким образом, законодательство о коммунальных платежах представляет собой совокупность нормативно-правовых актов, которые регулируют данный вид правоотношений.

Законодательство о коммунальных платежах устанавливает:

  • базовые принципы, по которым ведется деятельность по предоставлению ЖКУ;
  • перечень прав и обязанностей сторон правоотношений;
  • порядок оплаты;
  • размеры оплаты за ЖКУ и ее структуру;
  • виды ответственности, которая должна наступить за нарушения правил.

Обязанность

Естественно, что оказываемые ЖКУ, следует обязательно оплачивать, то есть осуществлять коммунальные платежи.

Согласно законодательству, все граждане и организации должны оплачивать жилищно-коммунальные услуги вовремя и в полном объеме ().

Подобное обязательство возникает у следующих субъектов:

  • владельца жилья, с момента возникновения у него соответствующих прав;
  • у лиц, которые заключили договор аренды или найма, если соответствующее условие имеется в договоре.

Если такое условие отсутствует, коммунальные платежи вносит арендодатель.

Оплата услуг ЖКХ

Подробная и четкая структура осуществления коммунальных платежей содержится в Жилищном кодексе РФ.

В данном нормативно-правовом акте содержатся:

  1. Подробная информация о сроках, в течение которых должны быть осуществлены коммунальные платежи ().
  2. Сведения о том, когда и куда следует .
  3. Общая информация о порядке расчета стоимости коммунальных платежей и их структуре ().
  4. Общие сведения о порядке и правилах, на основании которых предоставляются и компенсации расходов на коммунальные платежи, перечне лиц, которые имеют на это право.

Закон о коммунальных платежах

Новый закон о коммунальных платежах 2018 представляет собой все принятые Государственной Думой Российской Федерации в 2018 году законы «О внесении изменений в ЖК РФ и отдельные законодательные акты РФ».

Имеется в виду, что в законодательную базу, которая регламентирует правила, и порядок осуществления коммунальных платежей были внесены некоторые существенные изменения.

Начисление

  • размер коммунальных платежей рассчитывается, основываясь на показаниях индивидуальных приборов учета или общедомовых;
  • если таковые отсутствуют, тогда расчет стоимости происходит на основе общих нормативов потребления, которые устанавливаются органами местного самоуправления.

На сегодняшний день, каждый собственник жилого помещения обязан установить на холодную и горячую воду, а также газ.

С 2018 года установка ИПУ является прямой обязанностью, предусмотренной законодательством.

Всем, кто проживает в жилых помещениях по договору социального найма, муниципалитет обязан установить приборы учета за собственные средства.

Что же касается общедомовых приборов учета, то расходы на их установку ложатся на плечи собственников квартир.

Прямой ответственности за неустановку ИПУ, законодательство не предусматривает.

Однако, согласно принятым в 2018 году изменениям, собственники жилья, которые не установили ИПУ, будут «наказаны рублем»:

  • с 1 июля 2018 года для них коммунальные платежи выросли на 10%;
  • с 1 января 2018 года для них коммунальные платежи вырастут на 60%.

Преимущества установки ИПУ очевидны:

  1. Не потребуется носить никаких справок и документов для перерасчета, в случае временного отсутствия.
  2. Ежемесячный размер оплаты коммунальных платежей напрямую зависит от потребления определенного коммунального ресурса.

Размер оплаты коммунальных услуг, которые предоставляются для общедомовых потребностей, зависит от общей площади жилого помещения.

Следует напомнить, что с 1 июля 2018 года коммунальные платежи возросли в среднем на 8,3%, однако для каждого региона рост стоимости услуг ЖКХ различный. Например, в Москве – это 10%, а на Чукотке –лишь 2%.

Изменения в законодательство, внесенные в 2018 году также предусматривает ответственность управляющих компаний за нарушение порядка и правил начисления стоимости услуг ЖКХ, если это повлекло увеличение размера коммунальных платежей.

В подобных случаях потребителю должен быть заплачен штраф, в размере, предусмотренном законом.

Перерасчет

В 2018 году перерасчету, могут подлежать коммунальные платежи за холодную и горячую воду, водоотведение и газ.

Граждане, покидающие свое жилище на срок более пяти дней, могут воспользоваться , вследствие их временного отсутствия.

Стоит отметить, что перерасчет может быть произведен только тем, у кого нет ИПУ. Воспользоваться правом на перерасчет можно несколькими способами.

Вариант 1:

  1. На протяжении тридцати дней, после того, как потребитель отсутствовал, ему необходимо обратиться в отдел обслуживания абонентов ГУ ИС или МФЦ по месту нахождения жилья.
  2. Вместе с заявлением предоставить документацию, которая будет служить доказательством отсутствия потребителя в течение определенного периода времени.
  3. Работники ГУ ИС или МФЦ, в срок, не превышающий пяти рабочих дней, должны произвести перерасчет. В срок перерасчета не засчитывается день отбытия и возвращения.

Вариант 2:

  1. Заранее, до того времени, которое потребитель собирается отсутствовать, ему необходимо обратиться в отдел обслуживания абонентов ГУ ИС или МФЦ по месту нахождения жилья.
  2. Написать соответствующее заявление.
  3. Работники ГУ ИС или МФЦ, сформируют квитанцию, в которой не будет учитываться газ, водоотведение и вода. Перерасчет осуществляется на основании срока, который указан в заявлении потребителя. Однако такой срок не может превышать полгода.
  4. По возвращению, в течение 30 дней, потребитель должен будет предоставить документацию, которая будет служить доказательством его отсутствия. В противном случае произойдет обратный перерасчет «не в его пользу».

Доказательствами для перерасчета могут быть:

  • командировочное удостоверение;
  • справка о том, что в указанный период потребитель пребывал на лечении в «стационаре» или санатории;
  • проездные билеты, в которых указано имя потребителя;
  • счета из гостиницы или другого места пребывания;
  • многие другие, которые потребитель считает доказательством своего временного отсутствия.

Неуплата

В 2018 году закон о коммунальных платежах предусматривает , которая возрастает с 1/300 ключевой ставки Центрального Банка РФ в день (8,25% годовых) до 1/170 в день (17,7% годовых).

Начисление процентов начинается с 91-го дня неуплаты.

Стоит отметить, что ключевая ставка ЦБ постоянно изменяется, следовательно, штрафные санкции к неплательщикам со временем могут быть уменьшены или наоборот увеличены.

С 1 марта 2018 долги по коммунальным платежам заносятся в личную кредитную историю гражданина. Данные в течение 14 дней должна заносить управляющая компания.

Капитальный ремонт

Существенное изменение в законодательство о коммунальных платежах в 2018 году - обязанность владельцев жилых помещений самостоятельно платить за капитальный ремонт дома.

В квитанциях на оплату появится новая графа «Капитальный ремонт».

Тариф определяется местными органами местного самоуправления, на основе методических рекомендаций, разработанных федеральными органами исполнительной власти. Местные власти устанавливают минимально допустимую величину данного платежа. Следовательно, в каждом регионе РФ тарифы будут разные.

Для того чтобы увеличить стоимость по данному коммунальному платежу, потребуется зафиксированное согласие владельцев жилых помещений.

Например, в Москве минимальный тариф по данному коммунальному платежу составляет 15 рублей за 1 квадратный метр.

Закон о коммунальных платежах предусматривает несколько способов оплаты капремонта:

  1. Ежемесячная оплата по указанным тарифам. В подобном случае все деньги направляются в региональный фонд, после чего должны быть целенаправленно использованы согласно утвержденной программе. Подобная система крайне не выгодна владельцем жилья в новостройках, из-за того, что они фактически платят за ремонт старых домов.
  2. Перевод необходимой суммы на банковский счет, который открыла управляющая компания (или товарищество собственников жилья). В подобном случае происходит аккумулирование средств для будущего капитального ремонта дома.

Необходимо заметить, что это новшество существенно увеличивает размер квартплаты.

Срок давности оплаты

Сроком давности в данном случае является промежуток времени, в течение которого можно обратиться с иском в суд за защитой нарушенного права.

Общий , который распространяется на большинство требований о защите нарушенного права, составляет 3 года.

Так как по требованиям о взыскании долгов по коммунальным платежам никаких специальных сроков давности законодательство не предусматривает, то применяется общий срок давности.

Согласно Гражданскому кодексу РФ требование о защите права, которое было нарушено, в любом случае должно быть принято к рассмотрению судом (независимо от того, истек ли срок давности).

Применение исковой давности судом возможно только в случае заявления одной из сторон в ходе судебного разбирательства. Подобное заявление должно быть сделано до того момента, как суд вынесет решение.

Заявление одной из сторон об истечении срока давности может служить основанием для отказа в иске.

Таким образом, можно сделать следующие выводы о применении данных правовых норм на практике:

  1. В случае требования УК или ТСЖ о взыскании долга с неплательщика за срок, который превышает три года (например, шесть лет), то неплательщик в ходе судебного разбирательства должен сделать заявление о том, что УК или ТСЖ пропустило срок исковой давности, то суд откажет им в удовлетворении иска.
  2. Ничто не помешает УК или ТСЖ взыскать с неплательщика долг за последние три года. Например, они еще раз обратятся с подобным требованием, но уже касательно долга за три года. Либо суд, в рамках одного разбирательства по делу о требовании взыскания долга за шесть лет, удовлетворит иск частично, и неплательщику придется вернуть трехлетнюю задолженность.
  3. Согласно Гражданскому кодексу РФ, юридические лица не обладают возможностью восстановления срока давности.

Однако очень важно помнить, что в гражданском законодательстве есть такое понятие как «прерывание срока исковой давности». Имеется в виду, что давностный срок обнуляется и начинается с начала. Иными словами «перезагрузка».

Происходит это только в том случае, если неплательщик каким-либо образом в течение (например, шести лет) определенного времени совершал какие-либо действия, которые могут служить доказательством признания или частичного признания им долговых обязательств.

В системе оплаты жилищно-коммунальных услуг с начала 2017 года произошли существенные изменения. Поскольку изменения в ЖКХ затрагивают всех граждан, о них стоит знать каждому.

Ниже IQReview приводит обновленные сведения о коммунальных платежах.

С 1 января немного по-другому стал выглядеть сам список услуг к оплате . Теперь счет за содержание и ремонт дома переносится в состав уплаты за содержание жилого помещения и затрат на КУ, которые используются для содержания общедомового имущества. Раньше такое нововведение планировали ввести в обиход весной 2016 года, однако потом отложили.

Казалось бы, несущественное нововведение, однако оно позволяет регулировать перечисление средств на общедомовые нужны. До этого нормального порядка оплаты по факту не было: были ситуации, когда управляющие компании выставляли суммы за содержание дома больше, чем суммы за индивидуальное потребление в квартирах.

Раньше использование лампочек (на лестничных площадках, над дверями подъездов), лифтов, домофонов, а также воду для мытья подъездов оплачивали жильцы (расходы на это распределялись равномерно между всеми квартирами дома). С 2017 года на перечисленные расходы устанавливаются фиксированные нормативы. Если нормативы будут превышаться - оплачивать перерасход будут уже не жильцы (как раньше), а управляющие компании.

Также из жилищной услуги в коммунальную переместится такая строчка, как вывоз мусора. В этом направлении тоже должны были навести порядок. По закону №458-ФЗ, твердые бытовые отходы теперь квалифицируются как твердые коммунальные. Как следствие - может произойти пересмотр и изменение тарифов .

Т акое изменение в квитанции произошло не просто так: оно должно стимулировать граждан выбрасывать мусор раздельно. Чем больше отходов будет переработано, тем меньше будет сумма в квитанции ЖКХ . Также предполагается, что это будет способствовать появлению новых операторов, задачей которых будет контроль за переработкой мусора. Это направление достаточно сложное: и в крупных, и в маленьких городах (особенно) очень много несанкционированных свалок, да и сам процесс сбора и переработки отходов организован плохо.

Изменение в оплате долгов за услуги ЖКХ

Серьезно взялись за тех, у кого есть долги. Теперь у тех, кто не до конца производил оплаты услуг ЖКХ, с банковских карт можно будет списывать деньги в счет долга . Правда, делать это можно будет только в том случае, если по должнику будет судебный приказ (то есть только в судебном порядке). Если о взыскании решать дело будет суд - должник получит уведомление. При этом граждане имеют право оспорить указанную сумму долга, и подать заявление на отмену приказа.

В судебном порядке в мировых судах будут рассматриваться дела о долгах, которые не превышают сумму в 500 тысяч рублей. Арбитражные суды будут браться за дела, суммы по которым не превышают 400 тысяч.

Финансовую ответственность введут не только для должников, но и для управляющих компаний. Если ошибутся в квитанции , неправильно рассчитав сумму за коммунальные услуги, с них будет взыскиваться штраф в размере до 50% от ошибочно указанной суммы.

Размер пени за просрочку оплаты ЖКХ

Это, кстати, пункт достаточно актуальный: только за 2016 год и только по Москве было отправлено около 14000 обращений по ошибкам в счетах. Подтвердились из них около 10% жалоб (из-за нехватки информации о начислениях, задолженностях, проведенных перерасчетах, непонятных населению процедур начисления).

Важные законы, вступившие в силу с 1 января 2017 года

С начала года в силу вступили следующие важные законы:

    При расчете общей площади жилого помещения для террас, балконов, веранд и лоджий устанавливаются понижающие коэффициенты (согласно приказу Минстроя РФ от 25.11.2016).

    Со стороны государства усиливается контроль над расходом субвенций инвалидам и ветеранам (согласно закону №461-ФЗ).

    Создается Единый реестр недвижимости и единой учетно-регистрационной системы. В нем будет храниться информация из кадастра недвижимости и реестра прав.

Об изменении в правилах по капремонту

Почти два года назад в квитанции ЖКХ появилась новая графа – за капитальный ремонт. С взносами на капремонт население уже разобралось и свыклось.

В этом году и это направление затронули изменения:

    Теперь для ОМСУ появились конкретные сроки (1 календарный месяц) на выполнение ряда действий (раньше эти сроки никак не регламентировались). Речь идет о формировании фонда капремонта на счету регионального оператора (если жильцы не выбрали или не создали фонд самостоятельно), о принятии решения о проведении капремонта в соответствии с программой по региону.

    Информация о текущем состоянии фонда капремонта должна стать открытой. Теперь владелец счета должен представлять органу ГЖН отчет о таких данных: сумме, полученной в качестве взносов; сумме, израсходованной на капремонт; остатке на счету; заключении договора займа на выполнение работ по капремонту.

    В случае чрезвычайных ситуаций капремонт дома выполняется вне очереди. Объем работ при этом ограничивается только самым необходимым - делается то, что необходимо для ликвидации последствий аварии. Это дополнение распространяется только на дома, фонд капремонта которых формируется на счету регионального оператора.

Повышение тарифов

Самый главный нюанс для большинства граждан - это очередное повышение тарифов ЖКХ . В 2017 году это событие запланировано на 1 июля. Распоряжение об этом было опубликовано 21 ноября 2016 года.


Индекс повышения на тарифы

Индексы повышения на тарифы будут такими:

    Северная Осетия – 2.5;

    Адыгея, Карачаево-Черкесия, Чечня, Белгородская, Калининградская, Курская, Мурманская, Сахалинская, Тверская, Тамбовская области и Чукотка – 3.4;

    Алтайский край, Бурятия, Калмыкия, Марий Эл, Удмуртия, Псковская, Воронежская, Новгородская, Саратовская области – 3.5;

    Ингушетия, Ростовская область – 3.6;

    Карелия, Забайкалье, Ставрополье, Орловская и Костромская области – 3.7;

    Амурская, Курганская, Ивановская, Ленинградская области – 3.8;

    Хакасия, Красноярский край, Чувашия, Рязанская, Брянская, Смоленская области – 3.9;

    Краснодарский и Пермский края, Владимирская, Кировская, Московская, Оренбургская области – 4.0;

    Республика Коми, Хабаровский край, Ханты-Мансийский округ –4.1;

    Мордовия, Татарстан, Волгоградская, Архангельская, Тульская, Липецкая области, Ямало-Ненецкий АО – 4.2;

    Самарская и Вологодская области – 4.3;

    Астраханская и Нижегородская области – 4.4;

    Магаданская, Омская, Томская, Пензенская области – 4.5;

    Еврейская АО – 4.8;

    Ярославская область – 4.9;

    Свердловская, Новосибирская, Иркутская области, Тыва, Приморский край –5.0;

    Тюменская область – 5.4;

    Башкортостан – 5.8;

    Кемеровская область – 5.9;

    Камчатка, Саха, Санкт-Петербург – 6.0;

    Москва – 7.

Больше всего повышение тарифов ощутят москвичи – для столицы индекс повышения составил 7. Меньше всего услуги ЖКХ подорожают в Северной Осетии (индекс - 2.5). В среднем по стране коммуналка вырастет на 4%.

Об изменениях ЖКХ в 2017 году (видео)

Сегодня, 11 января 2018 года вступает в силу основная масса изменений, внесенных в федеральное законодательство, в том числе и в Жилищный кодекс РФ федеральным законом от 31.12.2017 г. № 485-ФЗ.

Мы подготовили детальный обзор данный изменений.

Расширили сферу полномочий жилищной инспекции по проведению проверок

Государственной жилищной инспекции добавили полномочий. Теперь, в совокупности, она имеет право проверять соблюдение требований правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, правил изменения размера платы за содержание жилого помещения, правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домах (ч. 1 ст. 20 ЖК РФ).

А также ГЖИ теперь вправе проводить проверки нарушений требований по размещению информации в ГИС ЖКХ органами местного самоуправления, ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами.

К основаниям для проведения внеплановой проверки жилищной инспекцией теперь добавились: выявление в ГИС ЖКХ фактов нарушений, а также проверка может проводится по приказу главного жилищного инспектора РФ (ч. 4.2 ст. 20 ЖК РФ).

Напоминаем, что государственный жилищный контроль не действует в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление.

А вот в сфере лицензионного контроля произошли куда более существенные изменения.

Изменения в лицензировании управляющих компаний

Лицензия управляющей компании теперь предоставляется на срок в пять лет, и действует она только на территории того субъекта Российской федерации, в котором она была выдана (ч. 4 ст. 192. ЖК РФ).

Порядок продления срока лицензии позже будет установлен отдельным постановлением Правительства РФ. Вероятней всего каждую УК ждет переэкзаменовка раз в пять лет.

Для управляющих компаний, которые имеют лицензию уже сейчас, срок действия лицензии считается с даты вступления в силу данных изменений, то есть с 11 января 2018 г. А это значит, что массовой переэкзаменовки управляющих компаний нам не стоит ждать ранее 2023 года.

На федеральном законодательном уровне решили запретить создание УК-клонов. Теперь не выдадут лицензию или могут лишить лицензии управляющую компанию, наименование которой очень сильно (до степени смешения) совпадает с названием другой управляющей компании, получившей лицензию ранее (ч. 1.1 ст. 193 ЖК РФ).

Но лишат лицензии УК-клоны не сразу же. Для управляющих компаний, имеющих лицензию на момент принятия закона и чье название подозрительно сильно похоже на название другой управляющей компании, дали шесть месяцев для устранения такого нарушения и приведения учредительных документов в порядок (ч. 8 ст. 5 Федерального закона от 31.12.2018 № 485-фз).

А основанием для проведения неплановой проверки УК, в рамках лицензионного контроля теперь также может стать приказ главного жилищного инспектора Российской федерации (ч. 3 ст. 196 ЖК РФ и ч. 4.2 ст. 20 ЖК РФ).

Теперь немного о том, как УК могут лишиться права управления домом при невыполнении предписания ГЖИ

Если, в течение двенадцати месяцев с даты выдачи предписания от жилинспекции, судом два или более раз было назначено административное наказание за неисполнение данного предписания, дом исключается из лицензии такой УК (ч. 5 ст. 198 ЖК РФ). При этом для этого не требуется отдельного решения суда и такое действие производится исключительно на усмотрение контролирующего органа.

Если же жилинспекция выпишет предписание о устранении нарушений лицензионных требований, перечисленных в п.1 - 5 ч.1 ст. 193 ЖК РФ, и в течение двенадцати месяцев это предписание не будет исполнено, из лицензии такой УК могут быть исключены все дома (ч. 5.1 ст. 198 ЖК РФ) также по усмотрению жилинспекторов.

При этом стоит помнить, что, если было принято решение об исключении многоквартирного дома из лицензии УК, собственники квартир в данном доме вправе принять на общем собрании решение о том, чтобы все-таки остаться в обслуживании у данной управляющей организации (ч. 7 ст. 198 ЖК РФ – и это не нововведение, это старая норма, приведенная здесь для справки).

Также, если в течение двенадцати месяцев с того момента как УК будет назначено административное наказание за грубое нарушение лицензионных требований, она опять совершит грубое нарушение лицензионных требований, из ее лицензии также могут быть исключены все многоквартирные дома (ч. 5.2 ст. 198 ЖК РФ).

При этом перечень таких грубых нарушений лицензионных требований должно будет утвердить Правительство РФ (ч. 2 ст. 193 ЖК РФ).

Соответственно описанная выше норма о грубых нарушениях лицензионных требований (ч. 5.2 ст. 198 ЖК РФ и ч. 2 ст. 193 ЖК РФ) вступит в силу в течение 10 дней с момента, когда Правительство РФ утвердит этот самый перечень грубых нарушений лицензионных требований.

Если же в течение двенадцати месяцев управляющей компании три и более раз будут назначены административные наказания за воспрепятствование жилищному надзору при проведении проверок или за уклонение от таких проверок (КоАП РФ Статья 19.4.1.), из лицензии этой УК могут быть исключены все дома, в отношении которых она препятствовала проведению проверок (ч. 5.3 ст. 198 ЖК РФ).

Если вступило в силу решение о признании УК банкротом, из лицензии такой УК по решению жилинспекции исключаются все многоквартирные дома (ч. 5.4 ст. 198 ЖК РФ). Логичная норма, но процесс банкротства управляющих компаний можно было бы проработать гораздо детальнее.

При этом, если дом исключили из лицензии УК, но новая управляющая организация для данного дома не определена, УК обязана продолжить обслуживание данного дома, до того момента как домом начнет управлять новая управляющая организация (ч. 6 ст. 198 ЖК РФ, ч.3 ст. 200 ЖК РФ).

Если управляющая компания более чем 6 месяцев не управляет ни одним домом, то теперь она также лишается лицензии на право управления домами (ч. 2 ст. 199 ЖК РФ).

Если управляющую компанию лишили лицензии или из ее лицензии исключили дом, то она также обязана в течение 3-х рабочих дней с момента определения новых управляющих организаций для тех домов, которыми она управляла, передать этим управляющим организациям все документы, ключи, электронные коды доступа и оборудование от этих домов (ч. 1 ст. 200 ЖК РФ).

И кстати, про смену управляющей организации

При прекращении управления многоквартирным домом, в течение трех рабочих дней с даты принятия решения общего собрания собственников об изменении способа управления или выборе новой управляющей организации, старая управляющая организация обязана передать техническую документацию на этот дом и иные связанные с управлением им документы, ключи от помещений, электронные коды доступа, специализированное оборудование лицу, взявшему на себя обязательства по управлению данным многоквартирным домом (ч. 3.1 ст. 161 ЖК РФ и ч. 10 ст. 142 ЖК РФ).

Для всех управляющих организаций закрепили в законе итак фактически существующую обязанность заключать договоры поставки ресурсов, в том числе в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме (ч. 12 ст. 161 ЖК РФ).

Узаконили временные управляющие компании. Теперь, если жители не выбрали способ управления и управляющую компанию, или конкурс по выбору такой управляющей компании был признана несостоявшимся, органы местного самоуправления смогут назначать такому дому временную управляющую компанию, имеющую лицензию, работать которая будет до тех пор, пока собственники сами не выберут управляющую организацию или не будет проведен конкурс, но на срок не более одного года. Порядок выбора такой временной организации будет определен соответствующим постановлением Правительства РФ, которое должно выйти в 2018 году (ч. 17 ст. 161 ЖК РФ). Эта норма вступает в силу с 1 января 2019 года.

Убраны разночтения, касающиеся той даты, с которой новая УК должна приступить к своим обязанностям. Теперь в ЖК РФ однозначно закреплено, что новая УК обязана приступить к исполнению договора управления многоквартирным домом с даты внесения изменений в реестр лицензий, то есть с момента включения данного дома в лицензию новой УК (ч. 7 ст. 162 ЖК РФ).

Если УК расторгает договор управления многоквартирным домом, например, в случае, когда жители выбрали другую УК, эта «старая» управляющая компания обязана в течение пяти рабочих дней разместить информацию о прекращении управления таким домом в ГИС ЖКХ и направить в жилищную инспекцию (ч. 2 ст. 198 ЖК РФ).

При этом, если управляющая компания такого не сделает, тогда жилинспекция самостоятельно проводит неплановую проверку, по итогам которой должна исключить сведения о данном доме из лицензии такой УК. Основанием для проведения такой проверки будет заявление от новой УК, о том, что она заключила договор управления данным домом (ч. 3 ст. 198 ЖК РФ).

И при этом же, если после того как жители поменяли управляющую организацию, судом было установлено, что соответствующее решение общего собрания неправомочно, например, это решение было принято с грубыми нарушениями закона, или фактически не было принято, жилищная инспекция (орган лицензионного контроля) вносит повторные изменения в реестр лицензий не ранее вступления в силе данного решения суда (ч. 3.1 ст. 198 ЖК РФ).

То есть, если вы переизбрали УК, но решение собрания было принято с нарушениями и затем отменено судом, то в этом случае «новая» УК все-таки поуправляет вашим домом до момента вынесения соответствующего решения суда.

Смена управляющей организации, не связанная с лицензированием

Если собственники приняли на общем собрании решение о выборе способа управления жилищно-строительным кооперативом, то в течении пяти дней с даты регистрации этого кооператива они должны уведомить об этом факте жилищную инспекцию. Точно также в течение пяти дней они обязаны уведомить жилинспекцию, в случае если они меняют управление жилищным кооперативом на другой способ управления многоквартирным домом (п.6 – 7 ст. 110 ЖК РФ).

Аналогично, в течение пяти дней передаются в жилинспекцию сведения в тех случаях, когда было зарегистрировано новое товарищество собственников жилья или же наоборот, оно прекратило свою работу (ч. 7 – 8 ст. 135 ЖК РФ).

Новшества при проведении общих собраний собственников многоквартирных домов

Согласно новым изменениям, если совет многоквартирного дома не был переизбран по завершению срока его полномочий, его полномочия продлеваются повторно на тот же срок (ч. 10 ст. 161.1 ЖК РФ).

Также теперь человек, принявший от застройщика квартиру по акту приема-передачи, но не успевший оформить право собственности на эту квартиру имеет право участвовать в общих собраниях собственников, на таких-же правах, что и собственники жилых помещений. Действует это право в течение года со дня выдачи разрешения на введение такого дома в эксплуатацию (ч. 1.1 ст. 44 ЖК РФ).

Ранее по этому поводу сложилась достаточно противоречивая судебная практика, когда одни суды считали, что лицо принявшее от застройщика помещение не имеет права участвовать в общих собраниях собственников, а другие суды считали, что имеет.

Уже не надо тратить деньги на получение реестра собственников при проведении собраний

Теперь управляющие компании, ТСЖ или ЖСК обязаны вести реестр собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий все реквизиты каждого собственника, необходимые для проведения общего собрания собственников. Такой реестр они должны дать каждому собственнику, обратившемуся с письменным заявлением, в случае если этот реестр необходим ему для проведения общего собрания собственников (ч. 3.1 ст. 45 ЖК РФ).

При этом, для передачи этого реестра одному из собственников, согласие на передачу персональных данных от остальных собственников не требуется.

Оригинал протокола собрания собственников теперь надо отдавать в УК

Также появилось и существенное изменение в отношении документов общих собраний собственников. Теперь подлинники решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, после проведения общего собрания в обязательном порядке передаются в управляющую организацию не позднее чем через десять дней после подведения итогов собрания, и затем уже в течение пяти дней после их получения управляющей организацией, она передает их в орган государственного жилищного надзора (ч. 1 и ч. 1.1 ст. 46 ЖК РФ), где они и будут храниться.

При этом в месте определенно решением данного собрания теперь хранятся только копии протоколов общих собраний и решений собственников (ч. 4 ст. 46 ЖК РФ).

Про платежки, и штрафы с нерадивых управляющих организаций в пользу потребителя

Отменены требования по обязательному размещению платежек в ГИС ЖКХ (ч. 2.2 и 2.3 ст. 155 ЖК РФ, абзацы третий и четвертый подп. б) п. 10 ст. 2 и ч. 6 - 7 ст. 6 Федерального закона № 263-ФЗ «О ГИС ЖКХ» утратили силу с 1 января 2018 г.).

При неправильном начислении платы за содержание жилого помещения собственник теперь может потребовать от управляющей организации уплаты штрафа в размере пятидесяти процентов от того, что она начислила сверх положенного. Штраф уплачивается в пользу собственника, кроме тех случаев, когда неверное начисление произошло по вине собственника, или, когда неверное начисление было устранено до обращения и/или до оплаты собственником (ч. 11 – 13 ст. 156 ЖК РФ).

Аналогичным образом был подкорректирован порядок оплата штрафа в пользу собственника при неправильном начислении оплаты за коммунальные услуги. Теперь также при неправильном начислении платы за коммунальные услуги собственник теперь может потребовать от поставщика коммунальных услуг уплаты штрафа в размере пятидесяти процентов от начисленного сверх положенного. Штраф также уплачивается в пользу собственника, кроме тех случаев, когда неверное начисление произошло по вине собственника, или, когда неверное начисление было устранено до обращения и/или до оплаты собственником (части 6 и 7 статьи 157 ЖК РФ).

Ранее уже существовала возможность потребовать штраф при неверных начислениях за коммунальные услуги, однако существовавшие тогда формулировки не позволяли потребовать штраф потребителю, обнаружившему нарушения при начислении, но пока еще не оплатившему коммунальные услуги по таким начислениям. Штраф можно было потребовать, только если вы уже оплатили по неправильным начислениям.

Оплата всех этих штрафов производится путем уменьшения сумм в последующих платежках на сумму штрафа.

Важное изменение, ущемляющее права собственников

Если, выполняя обязательства по договору управления УК затратила фактически меньше средств, чем было рассчитано при установлении тарифа на жилое помещение, и при этом все работы и услуги по дому оказывались надлежащего качества, сэкономленные средства остаются в распоряжении управляющей компании (ч. 12 ст. 162 ЖК РФ).

При этом, в той же части ЖК РФ отмечено, что договором управления многоквартирным домом может быть предусмотрено иное распределение полученной управляющей организацией экономии.

Про ГИС ЖКХ, еще немного

Положения об обязательности использования ГИС ЖКХ относятся теперь и к городам федерального значения Москва, Санкт-Петербург, Севастополь (ст. 3 Федерального закона от 31.12.2017 № 485-фз). Однако для управляющих организаций, работающих в этих регионах, федеральным законом от 28.12.2017 № 437-ФЗ, до 1 июля 2019 года отсрочили введение штрафов за неразмещение информации в ГИС ЖКХ.

Об этом законе и других нововведениях, касающихся сферы ЖКХ, будет в следующих материалах на нашем сайте.

Дмитрий Иванов для нкжкх.рф

Оставить комментарии к данному материалу вы можете на наших страницах в социальных сетях

Законодательство в сфере ЖКХ постоянно обновляется. Как не упустить что-то важное в Жилищном кодексе? Как получить актуальные данные из этой сферы? Специально для этого существует наш сайт, который публикует достоверную информацию и полезные статьи, чтобы вы были в курсе всех законодательных нововведений!

Законы, регламентирующие работу ЖКХ

Основа актов законодательства в сфере ЖКХ — это Жилищный кодекс. Он определяет порядок предоставления коммунальных услуг и правила содержания многоквартирных домов. Постоянные изменения в законодательстве ЖКХ с одной стороны, призваны сделать жизнь в домах лучше. С другой – окончательно запутать собственника. Самые последние новости об изменениях в законодательстве в сфере ЖКХ можно найти в этом разделе. Следите за обновлениями, чтобы не упустить важной информации!

Министерство экономического развития России представило проект постановления правительства. В нем идет речь о финансировании модернизации отрасли ЖКХ из средств государственного фонда. Это применимо ко всем регионам, исключения только Москва и Санкт – Петербург. С текстом документа, который будет применяться в регионах, можно ознакомиться на портале нормативных актов. Документ предусматривает поддержку из бюджета государственного Фонда ЖКХ…

Эталонного тарифа на ЖКУ пока не будет. Это вопрос требует более детального обсуждения и имеет ряд сложностей. Связанны они с различием в инфраструктуре регионов. Эту информацию на минувшей неделе сообщил Виталий Мутко, вице-премьер России. Напомним, эталонный принцип регулирования тарифов базируется на применении долгосрочного норматива эффективных затрат. Так ФАС (Федеральная антимонопольная служба) выступает с предложение о…

Ирина Яровая, заместитель председателя Госдумы РФ, подготовила проект закона. Согласно документу в стране вводится запрет на передачу права по взысканию задолженности за ЖКУ коллекторским агентствам. В настоящее время законодательная база позволяет коллекторам взыскивать долги за услуги ЖКХ. Подобная ситуация создает риск нарушения прав граждан, считает вице – спикер Яровая. По ее словам, наличие прямого запрета…

В Ростовской области коммунальное хозяйство обезглавили. Сергея Сидаша, заместитель губернатора Ростовской области по вопросам ЖКХ, был задержан. Это произошло утром 21 мая, чиновника задержали в его доме. В Ростовской области источники в силовых структурах сообщают, что обыске прошли у него дома и на рабочем месте. В ходе обысков кроме документов оперативники изъяли коллекцию часов, ювелирные…

Правильно ли начислены платежи за коммуналку могут проверить жители Хакасии. Жители региона начали часто обращаться с вопросами о начислении платы за ЖКУ. Подобная тенденция наблюдается с момента окончания отопительного сезона. Так, жители одного из домов, расположенного в Абакане, обратились с жалобой на высокую плату за воду. Расчет платежа производился согласно нормативу, однако, если отплачивать услугу…

Условия оплаты услуг транспорта и ЖКХ в России могут измениться. Комитет Государственной думы рекомендовал к принятию проект документа во втором чтении. Он направлен на улучшение схемы использования контрольно-кассовой техники, которая используется ИП и организациями. Жители России не будут получать кассовый чек. Как сообщалось ранее, с июля в стране изменяется порядок использования контрольно-кассовой техники. Коснется это…

Знание законов может помочь сэкономить на коммунальных платежах. Разница в суммах может быть весьма существенной. Одними из первых права на субсидии при отплате ЖКХ могут рассчитывать те, кто тратят на это более 22% семейного бюджета. Уменьшить на 30% свои расходы на коммунальные услуги могут многодетные семьи. Ветеранам Великой Отечественной войны возвращают 50% платежей за услуги…

Госдума РФ в первом чтении приняла законопроект, который устанавливает, как и сколько надо платить в многоквартирных домах за отопление. Проект закона был разработан правительством. Он направлен на то, чтобы установить определенный порядок расчета размера платы за отопление. Документ направлен на исполнение постановлений Конституционного суда РФ. Так судом было предписано внести изменения в систему и конкретизировать…