Присяжный заседатель. Присяжные: быть заседателем или не быть

Ничего не подозревая вы открываете почтовый ящик и вам в руки падает бумажка: вы включены в общий или запасной список кандидатов в присяжные заседатели. Это значит, что в любой момент в течение следующих четырех лет вас могут вызвать в суд для рассмотрения уголовного дела. Что это такое и зачем оно нужно?

Материалы по теме:

Присяжные заседатели - это судьи-непрофессионалы, участвующие в судебном рассмотрении уголовного дела наравне с профессиональным судьей. присяжных назначается по ходатайству обвиняемого на процессах по тяжким и особо тяжким уголовным преступлениям.

Именно присяжные принимают решение о виновности или невиновности подсудимого. На основании этого решения судья и выносит приговор по делу. Если вердикт присяжных - «невиновен», судья выносит оправдательный приговор, даже если не согласен с вердиктом присяжных. Оправдательный приговор суда присяжных может отменить только Верховный суд.

Смысл суда присяжных - в противостоянии коррупции судебной системы. Ведь судью могут «прикормить» , на него может надавить вышестоящее начальство и так далее. Повлиять такими способами на мнение 12 случайно отобранных присяжных гораздо сложнее.

Как составляются списки

Раз в четыре года в каждом субъекте Российской Федерации составляются общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели. В Москве предварительные списки составляются в префектурах административных округов. Делается это путём случайной выборки - специальная компьютерная программа в произвольном порядке отбирает установленное число граждан из списка округа.

После составления предварительного списка префектура извещает об этом население. В

течение двух недель после этого , включенные в список, имеют право обращаться в префектуру с заявлением о самоотводе. Основаниями для самоотвода могут служить следующие причины:

  • возраст моложе 25 лет и старше 65;
  • неснятая или непогашенная судимость;
  • пребывание под следствием;
  • недееспособность, признанная в судебном порядке;
  • ограниченная в судебном порядке дееспособность;
  • алкоголизм, наркомания, токсикомания - для тех, кто состоит на учете в наркодиспансере;
  • хронические и затяжные психические расстройства - для тех, кто состоит на учете у психиатра;
  • незнание или недостаточное знание языка, на котором ведется судопроизводство;
  • неспособность исполнять обязанности присяжного заседателя по состоянию здоровья, подтвержденная медицинскими документами;
  • работа на государственных или выборных должностях в органах местного самоуправления;
  • уход за ребенком до трех лет.
  • религиозные убеждения, которые делают невозможным участие в осуществлении правосудия.

Также присяжными не могут быть священнослужители, военнослужащие, судьи, прокуроры, следователи, дознаватели, адвокаты, имеющие специальное звание сотрудники органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, службы , таможенных органов, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, а также имеющие лицензию частные детективы. А также лица, отвлечение которых от исполнения служебных обязанностей может повлечь существенный вред общественным и государственным интересам (врачи, пилоты авиалиний и т.п.).

После уточнения списков префектуры передают их в правительство Москвы. На основании этих списков составляется единые общий и запасной список присяжных заседателей столицы, который подписывается мэром города и скрепляется печатью. После этого списки передаются в , которые по мере необходимости будут вызывать кандидатов на процессы.

Как отбирают присяжных

После того, как судья назначил подготовительное заседание по делу, которое будет рассматриваться с участием присяжных, начинается их отбор для участия в процессе.

Первичный отбор присяжных на процесс происходит путем случайной выборки из общего списка кандидатов. Секретарь судебного заседания или помощник судьи проверяет, нет ли у отобранных кандидатов обстоятельств, препятствующих их участию в процессе в качестве присяжного.

После проверки всем включенным в предварительный список высылается повестка с указанием даты и времени прибытия в суд. Повестка высылается не позже, чем за 7 суток до подготовительного заседания.

На этом заседании происходит формирование коллегии присяжных. В этом принимают участие все участники процесса: судья, обвинитель и подсудимый. Стороны могут заявлять отводы: как мотивированные — например, если кандидат скрыл, что работал судьей, так и немотивированные — если кандидат не понравился стороне. Количество немотивированных отводов ограничено: по 2 кандидата каждой стороне.

В это же время и сами кандидаты могут заявить мотивированный самоотвод. Кроме указанных выше причин, для такого самоотвода есть еще две:

  • если в течение года кандидат уже был присяжным;
  • если кандидат имеет обоснованные сомнения в своей объективности по данному конкретному делу.

После того, как сформирована коллегия из 12 присяжных и минимум двух запасных, начинается процесс. Принимать в нем участие присяжный обязан от начала до конца.

Проблемы, с которым вы можете столкнуться, если вас выбрали присяжным

1. . Разумеется, по закону работодатель обязан вас отпустить на все время процесса. По месту его основной работы сохраняются все гарантии и льготы. присяжного заседателя или перевести его на нижеоплачиваемую работу по инициативе работодателя во время исполнения обязанностей в суде запрещено статьей 11 Федерального закона «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ». Однако на практике - сами понимаете. Если процесс длится три дня - начальство поскрипит зубами и отпустит. А если три месяца? Или год? А ведь такие случаи по особо тяжким уголовным преступлениям - не редкость.

Если работника больше некем заменить, руководитель предприятия может обратиться в суд с заявлением об освобождении этого работника от почетной обязанности присяжного. Как правило, суды в таких случаях идут навстречу.

Конечно, за откровенное нарушение закона работодателю грозит штраф, а в случае увольнения суд однозначно восстановит вас на работе. Но штраф этот - от 500 до 1000 рублей (Статья 17.5. КоАП РФ). А как комфортно вам будет работаться на старом месте после восстановления по суду - можно заранее представить. Кроме того, всем хорошо известны способы «уйти человека по собственному желанию».

2. . Законом предусмотрено вознаграждение за исполнение этой обязанности за счет средств федерального бюджета присяжному выплачивается «компенсационное вознаграждение в размере одной второй части должностного оклада судьи этого суда пропорционально числу дней участия присяжного заседателя в осуществлении правосудия, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы за такой период ». Кроме того, присяжным компенсируют стоимость дороги до суда и обратно. Это выгодно тем, у кого совсем маленькая зарплата: должностной оклад судьи в Москве - чуть больше 20000, соответственно, если ваша зарплата меньше 10000, то за дни, проведенные в суде, вы получите больше, чем на работе. А вот если вы получаете львиную долю зарплаты в конверте, или в виде премии - вы окажетесь в большом минусе. Который никто не компенсирует.

3. Безопасность. На присяжного заседателя в период осуществления им правосудия распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей, установленные законами РФ. Уголовный кодекс предусматривает особую ответственность за посягательство на присяжных. Для охраны присяжных могут быть приняты такие же меры, как и для защиты судей. В теории. На практике в нашей стране механизм не отработан. Так что, вынеся обвинительный вердикт суровому дяде с не менее суровыми родственниками, вы можете стать объектом их мести. Конечно, это случается не каждый день, но по крайней мере один прецедент гибели присяжного заседателя существует. Женщину, входившую в составе коллегии, вынесшей обвинительный приговор членам некой преступной группировки, вскоре сбила машина, скрывшаяся с места преступления.

4. Моральный аспект. Вы готовы решать судьбу человека? Вы сможете сделать это беспристрастно? Вы уверены, что, вынося решение, будете опираться исключительно на доказательства, исследованные на судебном заседании, а не на субъективное восприятие преступника или потерпевшего? В качестве примера для размышления можно привести исследование психологов, согласно которому красивым людям выносится на 10-15% больше оправдательных вердиктов, чем физически непривлекательным. Быть присяжным - очень большая ответственность. Наверное, каждый, оказавшийся в коллегии присяжных, хоть раз да задумался: а что чувствовали люди, вынесшие обвинительный вердикт, когда спустя лет пять всплывали новые факты и выяснялось, что преступление совершил совсем не тот человек, который с их помощью сел в тюрьму. Видимо, именно поэтому суды присяжных выносят ощутимо больше оправдательных приговоров, чем обычные суды.

Как отказаться от роли присяжного

1. Написать заявление о самоотводе, пока списки рассматриваются в префектуре. Если нет реальной причины - запаситесь медицинской справкой или сошлитесь на религиозные убеждения - их трудно проверить. Можно заручиться поддержкой работодателя - особенно если вы работаете в социально значимой сфере. Например, учитель может принести заявление от директора о том, что его не кем заменить - нельзя же оставить детей без уроков. Решение по вашему заявлению должны принять в пятидневный срок. Обжаловать его можно в суде в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством.

2. Далеко не всем приходят письма о включении в список кандидатов. Иногда они по разным причинам теряются, и вы сталкиваетесь сразу с повесткой в суд. Если не хотите идти - берите . Если такой возможности нет, подумайте о самоотводе. В ход могут пойти все те же религиозные убеждения.

3. Обязательно заявите о самоотводе, если вы не уверены в своей объективности. Это уже не «откос», это ваша прямая обязанность!!! Например, усомниться в себе нужно, если:

  • Вы знакомы хоть с кем-то из участников процесса: судьей, секретарем суда, подсудимым, адвокатом, потерпевшим, прокурором, следователем, который вел дело, и полицейскими, которые принимали участие в его расследовании. А также с их близкими друзьями или родственниками.
  • Если вы знаете об обстоятельствах дела из непроцессуальных источников: например, случайно услышали бурное обсуждение этого дела заинтересованными сторонами. Или даже бабушками у подъезда.
  • Если вы или кто-то из ваших близких в свое время стали жертвой аналогичного преступления. Согласитесь, сложно быть объективным, когда в памяти регулярно всплывают собственные негативные переживания.

Самоотвод заявляется в письменной форме. Если сведения, которые содержаться в заявлении, носят слишком личный характер, судья примет решение, не оглашая его причин.

4. И, наконец, последний способ «откосить» от почетной обязанности: просто не прийти в суд. Хотя участие в судебном процессе в качестве присяжного заседателя является гражданским долгом, наказание за его неисполнение пока не предусмотрено. Точнее предусмотрено только для тех, кто уже отобран в присяжные и принес соответствующую клятву. Им за неявку грозит штраф до 25 МРОТ. А вот кандидаты в присяжные пока еще ничем не рискуют.

Как стать присяжным

Кто-то же должен это делать! Тем более, что суд присяжных иногда является единственным шансом невиновного человека в борьбе с бездушной, хорошо отлаженной системой. Если вы чувствуете в себе силы для участия в процессе, у вас есть время и желание - нужно лишь прийти в префектуру и написать соответствующее заявление. И тогда вас обязательно включат в список кандидатов на следующий четырехлетний период.

Согласно статистическим данным количество оправдательных приговоров в России с каждым годом снижается. По последним данным на 2016 год их уровень составил лишь 0,36%.

В связи с этим законодатели плотно занялись реформированием судебной системы. В частности, одним из нововведений, вступившем в законную силу с 1 июня 2018 года, является расширение полномочий присяжных заседателей.

Присяжные заседатели – это институт судебной власти, позволяющий наряду с профессиональными судьями обычным гражданам выступать в роли творца правосудия.

Позиция присяжного неоднозначна и спорна. С одной стороны, это обязанность любого добропорядочного гражданина. С другой же, это большая ответственность за судьбы других людей. Одни мечтают стать присяжным заседателем, другие – всячески избегают такой роли.

В нашей статье мы подробно расскажем о том, что это такое – кандидат в присяжные заседатели, и кто может быть удостоен этой почетной роли.

Суд присяжных в России стал упоминаться еще со времен правления Екатерины II. Официально принят он был лишь в 1864 году. Позже при СССР суд присяжных вновь появился в 1990 году.

В 2016 году был принят новый закон о присяжных заседателях, который существенно расширил круг их полномочий и подсудных им дел. Начал действовать данный нормативно-правовой акт лишь с 2018 года.

Итак, суд присяжных – это одна из форм судопроизводства по уголовным делам, при которой определенный круг вопросов относительно виновности или невиновности обвиняемого решают обычные граждане, не имеющие юридического образования.

Присяжные заседатели формируются методом случайной выборки компьютерной программы.

Новый закон существенно расширил перечень уголовных статей, по которым может быть назначена коллегия присяжных заседателей.

Для того, чтобы уголовное дело было рассмотрено судом присяжных, необходимо ходатайство со стороны подсудимого.

Итак, могут быть привлечены присяжные по следующим статьям:

  • Ст. 105 (ч.1 и ч.2) – Убийство;
  • Ст. 111 (ч.4) – Причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть;
  • Ст. 228.1 (ч.5) – Производство и сбыт наркотиков;
  • Ст. 229.1 (ч.4) – Контрабанда наркотиков;
  • Ст. 277 – Посягательство на жизнь общественного деятеля;
  • Ст. 295 – Посягательство на жизнь лица, осуществляющего расследование или правосудие;
  • Ст. 317 – Посягательство на жизнь сотрудника полиции;
  • Ст. 357 – Геноцид;
  • Ст. 126 (ч.3) – Похищение человека;
  • Ст. 209 – Бандитизм;
  • Ст. 211 (ч.1, ч.2, ч.3) – Угон водного, воздушного, железнодорожного ТС;
  • Ст. 227 – Пиратство;
  • Ст. 353 – Подготовка и ведение войн;
  • Ст. 354 – Призывы к развязыванию войн;
  • Ст. 355 – Производство, сбыт оружия массового поражения;
  • Ст. 356 — Применение запрещенных средств ведения войн;
  • Ст. 358 – Экоцид;
  • Ст. 359 (ч.1, ч.2) – Наемничество;
  • Ст. 360 – Нападение на учреждения и лица под международной защитой.

По сути данный список лишь дополнился некоторыми статьями. В частности, убийство и причинение тяжкого вреда здоровью значительно увеличили нагрузку на присяжных заседателей. Данные преступления довольно широко распространены.

Институт присяжных заседателей появился в районных судах и гарнизонный военных судах.

При наличии в уголовном деле нескольких подсудимых привлечение присяжных возможно по ходатайству хотя бы одного из подсудимых.

Когда судья вынес постановление о рассмотрении уголовного дела присяжными, отказаться от их участия подсудимый уже не имеет права.

Статус присяжного: минусы и плюсы

Законом установлены специальные требования к отбору кандидатов на роль присяжного. Если система остановила свой выбор на Вашей кандидатуре, придется участвовать в судах в течение 4 лет.

Причина для отказа в судебном разбирательстве должна быть уважительной.

Всех интересует вопрос, как выбирают присяжных заседателей в России. Итак, присяжным может стать далеко не каждый гражданин страны.

В список присяжных заседателей не могут быть включены лица:

  • Возрастом младше 25 лет;
  • С наличием неснятой или непогашенной судимости;
  • Недееспособные или ограничено дееспособные;
  • Стоящие на учете в психоневрологических или наркологических диспансерах;
  • Не знающие языка, на котором ведется судебное разбирательство;
  • Имеющие статус подозреваемого или обвиняемого в уголовном деле;
  • С психическими или физиологическими недостатками, которые могут мешать участию в разбирательстве.

Если ни один из критериев к Вам не относится, Вы можете быть включены в базу отбора присяжных.

Многие из граждан имеют осознанное убеждение о том, что не желают участвовать в роли присяжного в рассмотрении уголовных дел. Причин для таких соображений может быть много.

Одни не хотят после испытывать муки совести, другие – не хотят тратить время на бестолковые занятия. Итак, как отказаться от роли присяжного?

Ваш отказ от участия в суде присяжных будет принят, если имеют место следующие обстоятельства в жизни кандидата:

  • Возраст более 60 лет;
  • Женщины с детьми до 3 лет;
  • Лица, имеющие религиозные убеждения о невозможности осуществления правосудия;
  • Лица, отвлекать которых от исполнения служебных обязанностей вредно для общества и государства;
  • Иные лица, имеющие уважительные причины.

В течение двух недель нужно обратиться в государственный орган исполнительной власти с письменным отказом от статуса присяжного заседателя.

Высший исполнительный орган обязан рассмотреть подобное обращение в течение 5 дней и вынести по нему решение. Оно, к слову, может быть обжаловано.

Рассмотрим, как стать присяжным заседателем по уголовному делу.

Порядок отбора кандидатов также строго регламентирован действующим законодательством. Для этого имеются общий и запасные списки, которые составляются на 4 календарных года.

В данных списках фигурируют только те граждане, которые отвечают необходимым требованиям. При помощи автоматизированной программы «Выборы» происходит поиск присяжных.

Общие и запасной списки подлежат обязательной публикации в СМИ.

Большая часть граждан ошибочно полагают, что присяжных в уголовном деле должно быть 12 человек. Новый закон изменил это требование. Итак, подробно расскажем, сколько присяжных в суде должно быть в одном уголовном деле.

Количество присяжных заседателей по новому закону разнится, исходя из следующих обстоятельств:

  • 6 человек из 12 кандидатов в районных и гарнизонных судах;
  • 8 человек из 14 кандидатов в областных судах и приравненных к ним.

Дела, в которых подсудимый не достиг возраста 18 лет, не могут быть рассмотрены присяжными заседателями.

Финансовая сторона участия

Безусловно, регулярное участие в рассмотрении уголовных дел для многих расценивается как негативный фактор. Данные дела, как правило, сопряжены с жестокостью и насилием. Такой досуг сложно назвать позитивным и приятным.

Однако, положительные стороны в роли присяжного также существуют. Это, в частности, денежное вознаграждение, компенсации и гарантии.

В год гражданин участвует в рассмотрении уголовного дела только 10 рабочих дней.

Зарплата присяжного заседателя исчисляется исходя из нескольких правил:

  • В размере половины должностного оклада судьи пропорционально количеству дней участия;
  • Не менее уровня среднего заработка присяжного по основному месту его работы за данный период.

Также присяжного в полной мере возмещаются расходы, потраченные на проезд до места рассмотрения уголовного дела, и командировочные расходы.

Пока Вы выступаете в роли судьи, Ваше основное рабочее место сохраняется . Работодатель не имеет право уволить Вас или перевести на другую должность в этот период.

Трудовой стаж не будет прерван на время осуществления обязанностей присяжного заседателя.

На весь период рассмотрения уголовного дела на присяжных распространяются гарантии неприкосновенности и независимости судей.

Оказывать на Вас влияние в этот период никто не имеет права. За подобные действия он будет привлечен к ответственности.

Особенности производства в суде с участием присяжных заседателей прописаны в УПК РФ. Присяжные решают далеко не все вопросы в уголовном процессе.

К их компетенции УПК РФ относит лишь следующие:

  • Факт совершения преступления;
  • Причастность и вина подсудимого в преступлении;
  • Заслуживает ли подсудимый снисхождения.

Вопросы квалификации содеянного, наказания и разрешения гражданских требований в рамках уголовного разбирательства остаются в подсудности профессионального судьи.

Присяжным дается 3 часа на вынесение решения. Если по истечении данного периода им не удается достигнуть консенсуса, происходит голосование.

При вынесении обвинительного вердикта большинство заседателей должны утвердительно ответить на вопросы судьи о виновности подсудимого. При оправдательном вердикте нужно минимум 6 отрицательных голосов заседателей.

Оправдательный вердикт коллегии присяжных всегда влечет оправдание преступления председательствующим судьей. Обвинительный же вердикт не является препятствием для оправдательного решения судьи, если он посчитает это правильным.

Судья может распустить коллегию присяжных и отправить дело на новое рассмотрение, если увидит основания для оправдания подсудимого, которому присяжные вынесли обвинительный приговор.

Любое приобщение или исключение доказательств решается присяжной коллегией отдельно в совещательной комнате.

Внедрение института присяжных заседателей в систему районных судов совсем не обещает увеличение числа оправдательных приговоров. Тяжкие и особо тяжкие преступления были, есть и будут в большинстве своем наказуемы.

Судебная система давно требует своего реформирования. Сегодня многие из граждан не верят в независимость судей. Суд присяжных заседателей способствует повышению общественного доверия системе российского правосудия.

При этом вопрос: принять или не принять приглашение на роль присяжного заседателя, всегда остается только за самим гражданином.

Процесс формирования коллегии присяжных заседателей начинается еще до начала судебного разбирательства и проходит несколько этапов.

1. Составление списка кандидатов в присяжные заседатели . Такие списки, состоящие из двух частей – общего и запасного списков присяжных заседателей , составлялись ежегодно администрацией субъектов Российской Федерации на основе имеющихся в каждом субъекте Федерации списков избирателей. После того, как был принят Федеральный Закон от 20.08 2004 (в ред. от 31.03.2005) «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации», высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации каждые четыре года составляет общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели , включая в них необходимое для работы соответствующего суда число граждан, постоянно проживающих на территории субъекта Российской Федерации.

Число граждан, подлежащих включению в общий список кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации от каждого муниципального образования, должно примерно соответствовать соотношению числа постоянно проживающих в муниципальном образовании граждан с числом граждан, постоянно проживающих в субъекте Российской Федерации.

Число граждан, подлежащих включению в запасной список кандидатов в присяжные заседатели, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и составляет не более одной четвертой числа кандидатов в присяжные заседатели, подлежащих включению в общий список кандидатов в присяжные заседатели.

Требования, которые предъявляются к присяжным заседателя, определены в статье 3 Федерального Закона «О присяжных заседателях».

1. присяжными заседателями могут быть граждане, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели и призванные в установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации порядке к участию в рассмотрении судом уголовного дела.

2. Присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица :

1) не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет;

2) Имеющие непогашенную или неснятую судимость;

3) признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности;

4) состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;

3. К участию в рассмотрении судом конкретного уголовного дела в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, в качестве присяжных заседателей не допускаются также лица :

1) подозреваемые или обвиняемые в совершении преступления;

2) не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство;

3) имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела.

2. Предварительный отбор кандидатов в присяжные заседатели для рассмотрения конкретного уголовного дела . В отличи от статьи 434 УПК РСФСР статья 326 УПК РФ устанавливает порядок составления предварительного списка кандидатов в присяжные заседатели, на основе которого в последующем формируется состав коллегии присяжных заседателей. В каждом суде имеются общий и запасной список граждан, которых можно вызвать в суд для исполнения обязанностей присяжных заседателей. Из этих списков секретарь судебного заседания или помощник судьи путем случайной выборки должен отобрать определенное количество кандидатов в присяжные заседатели, которое не должно быть меньше, но может быть больше установленного. При этом закон наделяет секретаря судебного заседания или помощника судьи полномочием проверять наличие обстоятельств, препятствующих участию конкретных лиц в рассмотрении уголовного дела в качестве присяжного заседателя, а также, не принимали ли в течение года участия в судебных заседаниях в качестве присяжного заседателя. Составленный по результатам случайной выборки и соответствующий проверки предварительный список присяжных подписывается секретарем судебного заседания или помощником судьи. На основании предварительного списка выписываются извещения и направляются кандидатам в присяжные с таким расчетом, чтобы они были получены не позднее 7 суток до начала судебного заседания. В извещении о вызове лица в качестве кандидата в присяжные заседатели указывается место, дата и время начала судебного заседания. Желательно также сообщить об основных правах и обязанностях, связанных с вызовом в суд в качестве присяжного заседателя, а также порядок оплаты их труда и расходов.

В статье 11 ФЗ указан порядок материального обеспечения присяжных заседателей. За время исполнения присяжными заседателями обязанностей по осуществлению правосудия соответствующий суд выплачивает ему за счет средств федерального бюджета компенсационное вознаграждение в размере одной второй части должностного оклада судьи этого суда пропорционально числу дней участия присяжного заседателя в осуществлении правосудия, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы за такой период.

Присяжному заседателю возмещается судом командировочные расходы, а также транспортные расходы на проезд к месту нахождения суда и обратно в порядке и размере, установленных законодательством для судей данного суда.

За присяжным заседателем на время исполнения им обязанностей по осуществлению правосудия по основному месту работы сохраняется гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством. Увольнение присяжного заседателя или его перевод на другую работу по инициативе работодателя в этот период не допускаются.

Время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия учитывается при исчислении всех видов трудового стажа.

На присяжного заседателя в период осуществления им правосудия распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей, установленные Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации».

Участие в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, является их гражданским долгом.

Формирование коллегии присяжных заседателей проходит в закрытом судебном заседании (часть 23 статьи 328 УПК). Перед тем как приступить к формированию коллегии из числа прибывших в суд кандидатов присяжные, председательствующий должен представить им себя и стороны, сообщить, какое уголовное дело подлежит рассмотрению и какова его предполагаемая продолжительность, чтобы кандидаты в присяжные могли решить для себя возможность участия в процессе, - как принципиальную, связанную с сущностью обвинения, так и чисто техническую, связанную с наличием свободного времени. На этом этапе кандидатам в присяжные разъясняют лишь права и обязанности связанные с отбором.

Обстоятельства, препятствующие кандидату участвовать в рассмотрении дела в качестве присяжного заседателя, указаны в статье 7 ФЗ «О присяжных заседателях…», а также в статье 61 УПК. Обстоятельства, указанные в статье этого Закона, являются безусловным основанием к отводу кандидата в присяжные заседатели, другие служат основанием к отводу по заявлению кандидата. Кроме того, существуют общие основания к отводу кандидата и основания, связанные со спецификой подлежащего рассмотрению уголовного дела.

Для решения вопроса самоотвода кандидатам в присяжные заседатели задают вопросы, как председательствующий, так и стороны. По ранее действовавшему закону, стороны могли задавать вопросы кандидатам только через председательствующего, передавая их в письменном виде (статья 438 УПК РСФСР). Статья 328 УПК РФ предоставляет право сторонам задавать вопросы кандидатам в присяжные заседатели непосредственно. Хотя закон об этом прямо и не говорит, но представляется, что председательствующий вправе снять заданный стороной вопрос, если он носит некорректный, оскорбительный характер. Первым задает вопрос председательствующий, а затем стороны. Закон не установил, какая из сторон вправе задавать вопрос первой. При такой ситуации представляется, что председательствующий вправе установить очередность опроса с учетом мнения сторон.

Вопросы целесообразно задавать в следующем порядке:

а) направленные на выяснение формальных оснований отвода;

б) направленные на выявление самоотводов;

в) направленные на выявление осведомленности в деле (помимо той информации, которую сообщил судья);

г) направленные на выявление общей предубежденности (например, предубежденности в виновности каждого обвиняемого, оказавшегося на скамье подсудимых);

д) направленные на выявление предубежденности в связи с характером дела (например, отношения к смертной казни, не подвергался ли кто-либо из них нападению на улице, изнасилованию и т.п.). Форма вопроса должна быть такова: «Поднимите руку, кто из Вас…?».

Если характер ответа таков, что кандидату неудобно излагать его во всеуслышание, судья может пригласить его, а также прокурора и адвоката к своему столу и вместе обсудить основания отвода. Кандидату не обязательно сразу же сообщить, что он отведен, за исключением случаев самоотвода.

В результате ответов на данные вопросы стороны составляют и предоставляют председательствующему мотивированные письменные ходатайства об отводах, не оглашая их. В связи с этим сторонам по их просьбе должно быть предоставлено некоторое время для подготовки письменных ходатайств об отводах, если для таковых, по их мнению, есть основания. Председательствующий на месте решает вопрос об отводах путем вычеркивания отведенных, в том числе по собственной инициативе, кандидатов из предварительного списка и сообщает об этом сторонам, передав им для ознакомления предварительный список с исключенными кандидатами. Он может довести свое решение и до сведения кандидатов. На этом процедура самоотводов и мотивированных отводов завершается.

Поскольку для формирования скамьи присяжных необходимы 12 присяжных и не менее двух запасных (часть 18 статьи 328 УПК), то, прежде чем приступить к немотивированным отводам (по два немотивированных отвода с каждой стороны), необходимо убедиться, что после мотивированных отводов осталось достаточное количество присяжных. Если их осталось менее 18, то необходимо принять меры для вызова дополнительных присяжных (часть 3 статья 327 УПК), которые также должны будут пройти процедуру отбора.

Правом заявить немотивированный отвод обладают подсудимый или защитник и государственный обвинитель. При этом как стороне обвинения, так и стороне защиты предоставляется возможность отвести не более двух кандидатов в присяжные заседатели.

Право немотивированного отвода позволяет сторонам отстранить от участия в разрешении уголовного дела лиц, которые по формальным основаниям не подлежат отводу, хотя, по мнению стороны, не смогут вынести объективное решение по делу в силу авторитарности характера, ригористичности взглядов или по иным причинам. Таким образом, институт немотивированного отвода предоставляет стороне возможность повлиять на формирование коллегии присяжных заседателей с тем, чтобы она максимально возможной степени отвечала представлениям этой стороны о справедливом, с ее точки зрения, суде.

Первым свое право на немотивированный отвод реализует государственный обвинитель, который обязан предварительно согласовать свое решение с другими участниками уголовного судопроизводства, выступающими на стороне обвинения.

Затем возможность заявить немотивированные отводы предоставляется стороне защиты. Независимо от того, сколь подсудимых и их защитников участвуют в деле, сторона защиты может отвести только двух кандидатов в присяжные заседатели. В такой ситуации реализация участниками судопроизводства на стороне защиты права на немотивированный отвод может осуществляться одним из следующих способов: по взаимному согласию, путем разделения отводимых присяжных заседателей поровну, по большинству голосов или по жребию.

В случаях, когда количество неотведенных присяжных заседателей оказалось 16 и более, председательствующий может предоставить сторонам право на заявление дополнительных немотивированных отводов равного числа присяжных заседателей.

Составление окончательного списка присяжных заседателей осуществляется секретарем судебного заседания или с помощником судьи по указанию председательствующего. Список составляется в той последовательности, в какой кандидаты в присяжные заседатели, оставшиеся после удовлетворения самоотводов и отводов, были ранее включены в предварительный список. Включению в окончательный список подлежат 14 присяжных заседателей, первые 12 из которых образуют коллегию присяжных заседателей, управомоченную выносить вердикт по делу, а двое остальных участвуют в судебном заседании в качестве запасных присяжных заседателей. Если в предварительном списке кандидатов в присяжные заседатели после производства отбора осталось 14 человек, председательствующий, учитывая характер и сложность дела, может распорядиться о включении в окончательный список большего числа запасных присяжных заседателей.

Результаты отбора присяжных заседателей заносятся в протокол судебного заседания и объявляются председательствующим в слух с указанием фамилий, имен и отчеств присяжных заседателей, вошедших в состав коллегии и оказавшихся запасными.

Следует обратить внимание на еще одно правило, касающиеся формирования коллегии присяжных заседателей. Относится оно к ситуациям, когда в суде с участием присяжных заседателей подлежит рассмотрению уголовное дело, в котором содержатся сведения, составляющие государственную тайну. Согласно общему порядку, установленному статьей 21 Закона «О государственной тайне», возможность доступа к такого рода сведениям может быть предоставлена только лицам, получившим для этого специальный допуск. Очевидно, однако, что распространение такого порядка на деятельность суда с участием присяжных заседателей могло бы привести к тому, что-либо рассмотрение подобного рода уголовных дел оказалось бы практически невозможным, либо коллегию присяжных заседателей пришлось бы формировать не по методу случайной выборки, а путем целенаправленного подбора. С учетом этого в части 24 статьи 328 УПК закреплено положение, согласно которому в случаях, если в материалах уголовного дела содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, у присяжных отбирается подписка о ее неразглашении. Присяжный заседатель, отказавшийся дать такую подписку, отстраняется от участия в деле и заменяется запасным присяжным заседателем.

Сформированный на основе изложенных требований состав коллегии присяжных заседателей может быть в дальнейшем изменен только в том случае, если участие в судебном заседании кого-либо из входящих в состав коллеги присяжных заседателей окажется невозможным. Причинами этого могут стать: болезнь, выявление оснований для отвода, нарушение присяжным заседателем обязанностей, перечисленных в части 2 статьи 333 УПК, и другие обстоятельства. При невозможности дальнейшего участия в судебном заседании члена коллегии присяжных заседателей он заменяется запасным присяжным заседателем, идущим следующим по списку. Если окажется, что число выбывших членов коллегии превышает число запасных присяжных заседателей, проведенное судебное заседание признается недействительным, и суд возвращается к этапу формирования новой коллегии присяжных, после чего слушание дела продолжается в обычном порядке.

Сомнения в способности уже отобранных присяжных вынести объективный вердикт могут возникнуть по самым различным мотивам. Например, по делам об изнасиловании в коллегии могут оказаться либо одни женщины, либо одни мужчины. В регионах с напряженной ситуацией, связанной с обострением межнациональных или религиозных отношений, сомнения в объективности и беспристрастности коллегии могут возникнуть в связи с преобладанием в ее составе представителей иной национальности или иных религиозных убеждений, чем подсудимый. И тогда у какой либо из сторон могут возникнуть обоснованные сомнения в способности коллегии в целом поставить объективный вердикт.

Ходатайство о роспуске сформированной коллегии ввиду ее тенденциозности нужно заявлять крайне аккуратно, поскольку это может незаслуженно обидеть присяжных. Нужно корректно объяснить присяжным, что при наличии уголовного дела, по которому невозможно создать нетенденциозный состав коллегии присяжных заседателей им, возможно, будет сложно оставаться объективными и беспристрастными, и риск при этом очень большой.

Если председательствующий примет решение о роспуски коллегии, то он также должен объяснить присяжным, что это вынужденная мера ни в коем случае не ставит под сомнение их личные качества. Решение принимается в совещательной комнате и оформляется мотивированным постановлением. Если коллегия буде распущена, то необходимо заново провести подготовку к судебному заседанию и процедуру формирования скамьи присяжных заседателей.

Сформированная коллегия присяжных заседателей должна избрать из своего состава старшину. Из смысла части 1 статьи 333 УПК и пункта 1 статьи 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №9 в голосовании по избранию старшины участвуют и запасные заседатели, но старшина может быть избран только из основного состава присяжных заседателей. Об избрании старшины составляется протокол, в котором указываются результаты голосования. Протокол подписывается всеми присяжными, оглашается и приобщается к делу.

Старшина выполняет лишь организационные функции и не имеет никаких преимуществ при решении вопросов, возникающих при рассмотрении дела и вынесении вердикта. На него распространяются все права и обязанности присяжных.

Все свои организационные проблемы присяжные решают через старшину: обращаются с различными просьбами, сообщают о попытках оказать на них давление и т.д. Функции старшины особенно ответственны при обсуждении присяжными поставленных перед ними вопросов. Поскольку зачеркивания в вопросном листе нежелательны, нужно проявлять особу внимательность при подсчете голосов и заполнении вопросного листа. Старшина должен следить за временем, отведенным для принятия единогласного решения. Старшина провозглашает вердикт после того, как он буде проверен председательствующим и возвращен ему для провозглашения.

После того как присяжные изберут старшину и возвратятся в зал судебного заседания, судья должен обратиться к ним и сказать, что сейчас он должен привести их к присяге. После этого председательствующий оглашает текст присяги, называет по очереди каждого присяжного, в том числе запасного, который, принимая присягу, должен сказать: «Я клянусь…».

После принятия присяги присяжные заседатели приобретают права, предусмотренные статьей 333 УПК.

Установленный порядок формирования коллегии присяжных заседателей позволяет сформировать законный состав коллегии. Лица, не имеющие право осуществлять функции правосудия, могут быть исключены из списка кандидатов в присяжные заседатели.

По вопросу тенденциозности состава коллеги присяжных заседателей, мы предлагаем внести изменения в статью 330 УПК, дополнив ее частью 4 следующего содержания:

“4. При невозможности создания нетенденциозного состава коллеги присяжных заседателей, председательствующий должен решить вопрос о рассмотрении уголовного дела иным составом суда”.

№58. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность прокуроров и следователей, порядок наделения их полномочиями.

Прокурор . Прокурорами могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование, полученное в образовательном учреждении высшего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию, и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности.

Прокурором не может быть лицо:

    имеет гражданство иностранного государства;

    признано решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным;

    лишено решением суда права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока;

    имело или имеет судимость;

    имеет заболевание, препятствующее исполнению служебных обязанностей

    состоит в близком родстве или свойстве с работником органа или учреждения прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому

Лицо, впервые назначаемое на должность прокурора, принимает присягу прокурора.

Должность прокурора города, района, приравненных к ним прокуроров – не моложе 25 лет, стаж работы прокурором или следователем не менее 3 лет, назначаются на должность сроком на 5 лет и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ, подчинены и подотчётны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору.

Должность прокурора субъектов РФ, приравненных к ним прокурорам – не моложе 30 лет, стаж работы прокурором или следователем в органах прокуратуры не менее 5 лет, назначаются на должность сроком на 5 лет Генеральным прокурором РФ по согласованию с органами гос. власти субъектов РФ, подотчётны Генеральному прокурору.

Следователь - должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом – УПК.

В прокуратуре следователей уже нет, в итоге в ФЗ «о прокуратуре РФ» информации нет. Цензы такие же, как и к прокурору, только не требуется достижения 25 летнего возраста и стажа работы следователем или прокурором.

59. Администратор суда: его роль, порядок назначения на должность и основные

обязанности. Какой закон решает перечисленные вопросы?

Администратор суда организационно обеспечивает деятельность верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа или районного суда.

Администратор верховного суда субъекта РФ назначается на должность и освобождается от должности начальником главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов по представлению председателя соответствующего суда, а администратор районного суда - начальником управления (отдела) Судебного департамента по представлению председателя районного суда.

Администратор суда подчиняется председателю соответствующего суда и выполняет его распоряжения.

Функции и полномочия Администратора Суда:

    принимает меры по организационному обеспечению деятельности суда, подготовке и проведению судебных заседаний;

    взаимодействует с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам обеспечения деятельности суда;

    принимает меры по обеспечению надлежащих материальных и бытовых условий для судей и работников аппарата суда, а также их медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения;

    обеспечивает судей и работников аппарата суда нормативными правовыми актами, юридической литературой, пособиями и справочно-информационными материалами;

    осуществляет информационно-правовое обеспечение деятельности суда; организует ведение судебной статистики, делопроизводства и работу архива;

    организует охрану здания, помещений и другого имущества суда в нерабочее время; обеспечивает бесперебойную работу транспорта суда и средств связи, работу хозяйственной службы;

    организует строительство зданий, а также ремонт и техническое оснащение зданий и помещений суда;

    разрабатывает проект сметы расходов суда, утверждаемый председателем суда, и представляет его в соответствующее подразделение Судебного департамента или управление (отдел) Судебного департамента;

    осуществляет иные меры по обеспечению деятельности суда.

1. Председатели верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, автономной области, автономного округа не позднее чем за три месяца до истечения срока полномочий кандидатов в присяжные заседатели, ранее включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, вносят в высший исполнительный орган государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации представления о необходимом для работы соответствующих судов числе кандидатов в присяжные заседатели.

2. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона устанавливает порядок и сроки составления списков и запасных списков кандидатов в присяжные заседатели муниципальных образований и уведомляет исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований о числе граждан, подлежащих включению в указанные списки от соответствующих муниципальных образований. При составлении списков кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования число включенных в них граждан не должно превышать 10 процентов установленного высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации числа граждан, подлежащих включению в указанные списки. Составленные списки представляются в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

3. При недостаточной для формирования списков кандидатов в присяжные заседатели численности населения в муниципальных образованиях, на территории которых распространяется юрисдикция районного суда, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению председателя верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, автономной области или автономного округа вправе своим распоряжением образовывать округа из нескольких муниципальных образований.

4. Кандидаты в присяжные заседатели муниципального образования определяются путем случайной выборки с использованием Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" на основе содержащихся в ее информационном ресурсе персональных данных об избирателях, участниках референдума. При этом из числа отобранных граждан исключаются лица, которые не могут быть присяжными заседателями в соответствии с частью 2 статьи 3 настоящего Федерального закона.

5. О составлении списка и запасного списка кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования исполнительно-распорядительный орган муниципального образования извещает граждан, проживающих на территории муниципального образования, а также уведомляет граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования, в течение двух недель предоставляет гражданам возможность ознакомиться с ними и рассматривает поступающие от граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования, письменные заявления об исключении их из этих списков и исправлении неточных сведений о кандидатах в присяжные заседатели, содержащихся в этих списках.

6. Уточненные списки и запасные списки кандидатов в присяжные заседатели муниципальных образований подписываются главами муниципальных образований, скрепляются печатями и направляются в районные суды, юрисдикция которых распространяется на территории соответствующих муниципальных образований, а также в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

7. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации на основании поступивших от исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований списков и запасных списков кандидатов в присяжные заседатели муниципальных образований составляет общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации, а в случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, - списки и запасные списки кандидатов в присяжные заседатели округов.

8. В запасной список кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования, запасной список кандидатов в присяжные заседатели округа и запасной список кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации включаются только граждане, постоянно проживающие в населенном пункте по месту постоянного нахождения соответствующего суда.

9. Общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации, а также списки и запасные списки кандидатов в присяжные заседатели округов подписываются руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и скрепляются печатью.

10. Список и запасной список кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования публикуются в средствах массовой информации муниципального образования и содержат только фамилии, имена и отчества кандидатов в присяжные заседатели.

11. Граждане имеют право обращаться в исполнительно-распорядительный орган соответствующего муниципального образования с письменными заявлениями о необоснованном включении их в указанные списки, об исключении их из этих списков или исправлении неточных сведений о кандидатах в присяжные заседатели, содержащихся в этих списках.

12. Исполнительно-распорядительный орган муниципального образования в пятидневный срок рассматривает поступившие в соответствии с частью 11 настоящей статьи письменные заявления и принимает по ним решения, которые могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

13. Изменения и дополнения, внесенные исполнительно-распорядительным органом муниципального образования в список и запасной список кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования, публикуются в средствах массовой информации муниципального образования. На основании внесенных в указанные списки изменений и дополнений высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации вносит соответствующие изменения и дополнения в списки и запасные списки кандидатов в присяжные заседатели округов, общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации.

14. Исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований и высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны ежегодно (или по представлению председателя суда в более короткие сроки) проверять и при необходимости изменять и дополнять в соответствии с положениями настоящей статьи списки кандидатов в присяжные заседатели, исключая из них граждан, утративших право быть присяжными заседателями, и включая в них тех, кто был отобран дополнительно.

15. Финансовое обеспечение переданных исполнительно-распорядительным органам муниципальных образований государственных полномочий по составлению списков кандидатов в присяжные заседатели осуществляется из средств федерального бюджета в порядке и размерах, определяемых Правительством Российской Федерации.

    СОСТАВЛЕНИЕ СПИСКОВ ПРИСЯЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ

    М.Т. ТАЩИЛИН, Т.В. КОСТЫЛЕВА

    Статус присяжного заседателя, закрепленный в п. 30 ст. 5 УПК РФ, как лица, привлеченного в установленном уголовно-процессуальным законом порядке для участия в судебном заседании, явно принижен и не отвечает его сути. С данным определением статуса присяжного заседателя трудно согласиться. Присяжные заседатели являются не просто участниками судебного разбирательства уголовного дела, а его основной составляющей. Именно к ним обращено внимание всех участников судопроизводства, на них ориентируются стороны при исследовании представленных доказательств, к ним обращается с напутственным словом председательствующий судья.
    Присяжный заседатель в составе коллегии равных в значительной степени определяет результаты рассмотрения уголовного дела и параметры судейского усмотрения в назначении уголовного наказания. Конституция Российской Федерации (ч. 5 ст. 32) видит в присяжном заседателе не лицо, привлеченное для участия в судебном заседании, а гражданина, участвующего в отправлении правосудия.

    Предлагаем п. 30 ст. 5 УПК РФ изложить в следующей редакции: "Присяжный заседатель - это лицо, в установленном законом порядке и под присягой участвующее в отправлении правосудия", чем заметно повышается и закрепляется статус присяжного заседателя как одного из основных участников уголовного судопроизводства.

    Общеизвестно, что качественный состав судей и присяжных заседателей является залогом справедливого разрешения уголовного дела. Однако если в отношении судей существует серьезный отбор их кандидатов и допуск к отправлению правосудия, то действующий порядок отбора присяжных заседателей не только неудачен, но изначально обрекает суд, как правило, на некачественное разрешение уголовного дела.

    Проблемы начинают возникать с момента составления списков кандидатов в присяжные заседатели (далее - списков). Они составляются на основе банка персональных данных об избирателях, входящих в информационные ресурсы Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы", сформированного на основе возрастных, социальных, статусных и иных особенностей, определенных пассивным избирательным правом граждан Российской Федерации, и совершенно не учитывает законодательного запрета на участие некоторых избирателей в отправлении правосудия.
    Кроме этого, граждане при составлении списков кандидатов в присяжные заседатели участия не принимают, а чиновники районных (городских) органов муниципальной власти, на которых возложена обязанность по составлению списков, ответственности за итоги своей работы не несут.
    В результате списки составляются настолько случайно, что они включают в себя значительное количество граждан, умерших, осужденных, не проживающих на соответствующей территории, а также не подлежащих включению в списки в соответствии с требованиями закона. Реально в списках, направленных в суды, остается менее половины граждан, которые в принципе могут принимать участие в отправлении правосудия.
    Если учесть высокий уровень латентной преступности и большой удельный вес граждан, привлекаемых к административной ответственности, то следует задуматься, кому мы поручаем вершить справедливое правосудие в качестве присяжных заседателей и можем ли мы (а, может быть, вправе ли) ожидать от них справедливого разрешения уголовного дела.

    Предлагаем принять новый федеральный закон "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации", которым принципиально изменить существующий порядок составления списков кандидатов в присяжные заседатели.
    В новом законе следует предусмотреть то, что списки должны составляться и утверждаться комиссией, созданной законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации.
    Практическое формирование списков проводит муниципальная комиссия, которая должна быть наделена полномочиями по реальной проверке данных о личности граждан, подлежащих внесению в списки кандидатов в присяжные заседатели, включать в состав одного из руководителей муниципального органа власти, психологов, представителей правоохранительных органов, общественных и партийных организаций и т.п.
    На первом этапе муниципальная комиссия на основе информационных ресурсов Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" должна сформировать предварительный список граждан, которые по закону могут быть присяжными заседателями, и тем самым сформировать банк данных ГАС РФ "Правосудие". При этом в список не должны включаться граждане, которые по закону не могут осуществлять правосудие в качестве присяжного заседателя.
    Такой круг лиц должен быть четко определен законом. В список не могут включаться лица:
    1) не имеющие гражданства Российской Федерации;
    2) не достигшие 25-летнего возраста или достигшие возраста 70 лет;
    3) являющиеся инвалидами второй или первой группы;
    4) имеющие не снятую или не погашенную судимость;
    5) признанные судом недееспособными или ограниченными в дееспособности;
    6) состоящие на учете за незаконное употребление наркотических средств и психотропных веществ;
    7) являющиеся священнослужителями;
    8) работающие судьями, прокурорами, следователями, дознавателями, адвокатами, нотариусами, судебными приставами, частными детективами, имеющие специальные звания сотрудников Федеральной службы безопасности, федеральных органов государственной охраны, органов внешней разведки, органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, а также по истечении пяти лет после прекращения профессиональной деятельности;
    9) занимающие государственные или выборные должности в органах местного самоуправления.
    На основе предварительного списка муниципальная комиссия направляет предложения в трудовые коллективы, партийные и иные общественные организации и объединения, по месту жительства граждан провести на альтернативной основе избрание на своих собраниях кандидата в присяжные заседатели.
    На собраниях по выборам кандидата в присяжные заседатели из числа лиц, включенных в ГАС "Правосудие", коллектив на альтернативной основе избирает кандидата в присяжные заседатели в муниципальный список. При этом собрание исключает из списка лиц: имеющих заранее сформировавшееся предубеждение о деятельности правоохранительных органов; обвиняемых и подозреваемых; не владеющих или недостаточно владеющих языком, на котором ведется судопроизводство; для которых исполнение обязанностей присяжного заседателя сопряжено с крайними финансовыми трудностями; с психическими и физическими недостатками, подтвержденными медицинским заключением, затрудняющими качественное участие в отправлении правосудия (глухота, слепота и т.п.); с невозможностью замены по основному месту работы: врачей, учителей, пожарных, осуществляющих уход за престарелыми и больными, родителей, имеющих детей дошкольного возраста; состоявших друг с другом в родстве и т.п.

    Законом необходимо предусмотреть, чтобы избранный кандидат в присяжные заседатели приносил присягу коллективу о добросовестном исполнении обязанностей присяжного заседателя и был подотчетен ему.
    Протокол избрания кандидата в присяжные заседатели должен направляться в муниципальную комиссию, которая формирует муниципальный список и направляет его созданной комиссии органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
    Окончательный список кандидатов в присяжные заседатели составляется комиссией органа государственной власти субъекта Российской Федерации на основе муниципальных списков, при этом количественный состав кандидатов в присяжные заседатели, составляющий общий и запасной списки, должен соответствовать решению высшего органа судебной власти субъекта Российской Федерации.
    Списки кандидатов в присяжные заседатели должны публиковаться в ГАС "Правосудие" без указания сведений о месте жительства и контактного телефона, а в суд направляются списки, содержащие дополнительные сведения о месте жительства и работы, контактных телефонах и адресе электронной почты.
    Предложенный порядок составления общего и запасного списков, ранее известный нашим гражданам, гарантирует более качественное отправление правосудия.

    Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Уголовный процесс, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.