Пролонгация договора с единственным поставщиком по 223. Бессрочная закупка: Срок действия договора можно продлять. Что такое пролонгация договора

Пролонгация договора – это продление срока его действия. Допускают ли это федеральные законы № 44 и № 223, разберем в этом материале.

Что такое пролонгация договора

Согласно Гражданскому кодексу, по договору поставки, выполнения работ или оказания услуг поставщик или исполнитель должен в определенный срок выполнить перед заказчиком (покупателем) свои обязательства. В договоре указывается срок начала и срок окончания его исполнения.

Термина «пролонгация» в ГК нет, однако он часто используется. Под ним подразумевают продление действия договора на определенный или неопределенный срок по соглашению сторон. Это может быть сделано путем заключения дополнительного соглашения. Однако если стороны хотят изначально определить отношения на будущее, условие о пролонгации можно включить в текст договора . Важно понимать, что необходимо указать срок, на который будет автоматически продлен договор и количество раз, на которое возможна пролонгация.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Возможна ли пролонгация договора поставки по 44 ФЗ

Согласно статье 95 Закона о контрактной системе, существенные условия контракта менять нельзя. Но есть исключения. Так, допускается снижение цены контракта без изменения объемов товара или работы и других условий.

Также по инициативе заказчика возможно изменение объема поставок в пределах 10% в сторону уменьшения или увеличения. Кроме того, правки допускаются, когда цена контракта равна или превышает показатель, установленный Правительством, и исполнить контракт без изменения условий невозможно, когда изменились регулируемые цены, или уменьшилось финансирование заказчика из бюджета.

Обратите внимание, что о сроках в этой статье не говорится ничего, поэтому менять их нельзя ни при каких условиях . То есть возможность пролонгации 44 ФЗ не предусматривает. Все закупки осуществляются согласно плану-графику, а срок исполнения контракта в нем - один из главных показателей, вариативности здесь быть не может. Нарушением будет и внесение в текст контракта условия о возможности продления. Юридически верным выходом из ситуации будет заключение нового договора в рамках уже другой закупки.

Объясним на примере, когда пролонгация будет нарушением и какие может повлечь последствия для заказчика. К примеру, проводится так называемая «малая закупка» - был заключен контракт на сумму 99 тысяч рублей сроком на год. Как мы знаем из положений 44 ФЗ, для малых закупок предусмотрены особые условия . Однако заказчик решил внести в контракт положение о возможности продления договора еще на год.

Соответственно, пролонгация на тот же срок и на тех же условиях теоретически увеличит сумму контракта уже до 198 тысяч, тогда закупка уже не будет являться малой. Продлив такой договор, заказчик нарушит закон и получит штраф.

Как оформить пролонгацию договора по 223 ФЗ

К слову, 223 ФЗ не устанавливает жесткий запрет на изменение условий договора. Однако здесь есть свои нюансы. Как известно, положение о закупке заказчик создает сам, соответственно, может прописать там условие о продлении договора. Однако целесообразно не делать этого, если проводилась конкурентная процедура, и контракт был заключен с ее победителем. Ведь пролонгация в таком случае может привести к ограничению конкуренции, а заказчик попадет под надзор контрольных органов.

По сути, пролонгация - это согласование новых условий . Получается, что вместо того чтобы провести очередную закупку и предоставить участникам равные возможности, заказчик обговаривает новые условий только с одним поставщиком. Это может вызвать вопросы у контролеров. Поэтому закладывать условие о продлении договора стоит в положение о закупке, которая осуществляется у единственного поставщика.

При этом, исходя из практики, соглашение сторон, определяемое как пролонгация договора, может быть расценено в соответствии с Гражданским кодексом как заключение нового контракта. Это следует из Президиума ВАС РФ от 16.02.2001 № 59. Там говорится, что соглашение о новом сроке подразумевает возникновение нового обязательства. Ведь меняются, как правило, также объемы поставки, а, возможно, и наименование предмета контракта.

Резюмируя все вышесказанное, отметим, что пролонгация в рамках 223 ФЗ возможна , если:

  • такое условие содержалось в положении о закупке;
  • все изменения условий договора отражаются в ЕИС в указанные законом сроки;
  • желательно, чтобы закупка проводилась у единственного поставщика , иначе вас могут заподозрить в ограничении конкуренции.

Предложить увеличить срок контракта сторона может, написав письмо о пролонгации договора. Кстати, характер этого документа и каналы связи также можно предусмотреть в положении о закупке.

Ответы на любые вопросы о закупках вы найдете в журнале «Госзаказ в вопросах и ответах»

Есть группа товаров, работ, услуг, которые требуются заказчику постоянно, к примеру, электроэнергия, доступ в Интернет, телефония. Каждый заказчик хотел бы упростить процедуру ведения своей закупочной деятельности и не проводить ежегодно одинаковые заказы. Куда проще просто продлить период действия ранее заключенного контракта, а не утруждать себя проведением новых торгов. Это и называется пролонгация — увеличение периода действия контракта в процессе реализации сторонами своих договорных отношений.

По общему правилу, указанному в нормах гражданского законодательства, соглашение между участниками сделки может быть продлено свыше срока, на который оно заключалось. То есть стороны вправе изменять условия контракта в связи с изменением обстоятельств (ст. 451).

Но стоит учитывать, что деятельность заказчиков в сфере 44 ФЗ и 223 ФЗ должна опираться в первую очередь на специфические нормы данных законов.

Пролонгация по 44-ФЗ

Согласно ч. 1 ст. 95, стороны не вправе изменять существенные условия контракта, к которым в том числе относится срок его действия. То есть возможность пролонгации 44-ФЗ не предусматривает (письмо Минэкономразвития от 21.07.2015 № Д28и-2020, от 14.07.2016 № Д28и-1818, письмо Казначейства России от 19.05.2015 № 07-04-05/09-319).

Все закупки осуществляются согласно плану-графику, а период исполнения контракта в нем — один из главных показателей, вариативности здесь быть не может. Нарушением будет внесение в текст контракта правил о возможности продления (письмо Минэкономразвития от 31.03.2017 № ОГ-Д28-4011). Заключать доп соглашение о продлении срока действия договора заказчик не имеет права (п. 2 ст. 168 ГК, доп соглашение о продлении срока договора является ничтожным, если оно не предусмотрено законом и контрактом).

Нарушение данного требования влечет административное наказание, предусмотренное пунктами 4 и 5 статьи 7.32 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 20 000 руб. для должностных лиц и 200 000 руб. для юридических лиц.

Единственным юридически верным выходом из ситуации является публикация сведений в плане-графике и дальнейшее проведение нового заказа.

Исключение составляет случай изменений существенных условий в связи с решением Правительства, субъекта или местной администрации (пп. 2-4 ч. 1 ст. 95, Постановление от 19.12.2013 № 1186).

Пролонгация по 223-ФЗ

Иная ситуация обстоит в рамках закона 223-ФЗ. Заказчики находятся в менее строгих условиях, так как самостоятельно разрабатывают положение о закупке и могут включать в него положения о пролонгации.

Если договором, заключенным по итогам закупки, предусмотрено право его пролонгации и при этом не изменяются существенные условия (за исключением объема, цены), то продление срока без проведения повторной закупочной процедуры не противоречит требованиям Закона № 223 ФЗ. Такой позиции придерживается Минэкономразвития в своем письме от 24.03.2017 № Д28и-1993.

Таким образом, чтобы провести процедуру пролонгации, заказчику необходимо соблюсти ряд условий:

  • возможность продления должна быть указана в положении о закупке;
  • возможность должна быть указана в самом договоре;
  • изменения условий должны публиковаться в Единой информационной системе (Постановление от 31.10.2014 № 1132).

Стоит отметить, что нередко увеличение периода действия контракта, заключенного конкурентным способом, расценивается контрольными органами как ограничение конкуренции. Контролеры руководствуются тем, что вместо того чтобы провести очередную закупку и предоставить участникам равные возможности, заказчик обговаривает новые условия только с одним поставщиком

Термина «пролонгация» в ГК нет, однако он часто используется. Под ним подразумевают продление действия договора на определенный или неопределенный срок по соглашению сторон. Это может быть сделано путем заключения дополнительного соглашения. Однако если стороны хотят изначально определить отношения на будущее, условие о пролонгации можно включить в текст договора. Важно понимать, что необходимо указать срок, на который будет автоматически продлен договор и количество раз, на которое возможна пролонгация.

Возможна ли пролонгация договора поставки по 44 ФЗ

Согласно статье 95 Закона о контрактной системе, существенные условия контракта менять нельзя. Но есть исключения. Так, допускается снижение цены контракта без изменения объемов товара или работы и других условий.
Также по инициативе заказчика возможно изменение объема поставок в пределах 10% в сторону уменьшения или увеличения. Кроме того, правки допускаются, когда цена контракта равна или превышает показатель, установленный Правительством, и исполнить контракт без изменения условий невозможно, когда изменились регулируемые цены, или уменьшилось финансирование заказчика из бюджета.

Обратите внимание, что о сроках в этой статье не говорится ничего, поэтому менять их нельзя ни при каких условиях. То есть возможность пролонгации 44 ФЗ не предусматривает. Все закупки осуществляются согласно плану-графику, а срок исполнения контракта в нем – один из главных показателей, вариативности здесь быть не может. Нарушением будет и внесение в текст контракта условия о возможности продления. Юридически верным выходом из ситуации будет заключение нового договора в рамках уже другой закупки.

Как оформить пролонгацию договора по 223 ФЗ

223 ФЗ не устанавливает жесткий запрет на изменение условий договора. Однако здесь есть свои нюансы. Как известно, положение о закупке заказчик создает сам, соответственно, может прописать там условие о продлении договора. Однако целесообразно не делать этого, если проводилась конкурентная процедура, и контракт был заключен с ее победителем. Ведь пролонгация в таком случае может привести к ограничению конкуренции, а заказчик попадет под надзор контрольных органов. По сути, пролонгация – это согласование новых условий. Получается, что вместо того чтобы провести очередную закупку и предоставить участникам равные возможности, заказчик обговаривает новые условий только с одним поставщиком. Это может вызвать вопросы у контролеров. Поэтому закладывать условие о продлении договора стоит в положение о закупке, которая осуществляется у единственного поставщика.

При этом, исходя из практики, соглашение сторон, определяемое как пролонгация договора, может быть расценено в соответствии с Гражданским кодексом как заключение нового контракта. Это следует из письма Президиума ВАС РФ от 16.02.2001 № 59. Там говорится, что соглашение о новом сроке подразумевает возникновение нового обязательства. Ведь меняются, как правило, также объемы поставки, а, возможно, и наименование предмета контракта.

Резюмируя все вышесказанное, можно отметить, что пролонгация в рамках 223 ФЗ возможна, если:
такое условие содержалось в положении о закупке;
все изменения условий договора отражаются в ЕИС в указанные законом сроки;
желательно, чтобы закупка проводилась у единственного поставщика, иначе вас могут заподозрить в ограничении конкуренции.

Предложить увеличить срок контракта сторона может, написав письмо о пролонгации договора. Характер этого документа и каналы связи также можно предусмотреть в положении о закупке.

Продление срока действия контрактов, заключенных в рамках действия законодательства о контрактной системе, это одна из популярнейших тем для обсуждения и дискуссий. И действительно, в процессе реализации своей закупочной деятельности у заказчиков порой возникает необходимость пролонгации заключенного договора. Причиной появления такой необходимости могут служить самые разные причины.

Вместе с тем контрактное законодательство имеет строгие положения в отношении мер ответственности за несвоевременное исполнение условий контрактов. И с этой точки зрения пролонгация может расцениваться как намеренная попытка недобросовестного поставщика избежать этой ответственности.

Попытаемся разобраться в данном вопросе и дать конкретный ответ на вопрос, можно ли продлять срок действия заключенного в рамках контрактной системы договора.

ВНИМАНИЕ! Для того чтобы избежать штрафов и автоматизировать ведение закупок, воспользуйтесь нашим программным обеспечением. Программа проверит ваши закупки на ошибки, рассчитает НМЦК, поможет найти необходимый ОКПД2 и КТРУ, сформирует ПЗ+ПГ на следующий год, а также отчет об СМП и СОНО в 10 раз быстрее!

Продление срока действия контракта с точки зрения общего законодательства

Продление срока действия или, как чаще принято говорить, пролонгация контракта – это довольно распространенное явление в процессе реализации сторонами своих договорных отношений. Несмотря на регулярное применение данной процедуры, следует отметить, что Гражданский кодекс РФ понятия пролонгации не содержит. Вместо этого он предусматривает четкие сроки начала и окончания исполнения контрактов на поставки товаров, выполнение работ или оказание услуг.

Для продления срока действия контракта имеется две возможности:

  1. Заключение сторонами дополнительного соглашения.
  2. Наличие возможности пролонгации в тексте договора.

В обоих случаях важнейшим и обязательным условием является указание срока, на который будет продлен контракт.

Продление срока действия контракта с точки зрения Закона № 44-ФЗ

Как уже было сказано выше, законодательство о контрактной системе предъявляет жесткие требования к своевременному исполнению сторонами взятых на себя обязательств. Кроме того, срок действия заключенного контракта является существенным условием, менять которое согласно Закона № нельзя.

В этом отношении имеется ряд исключений, как, например, снижение цены без изменения объемов поставки товара или выполнения работ, 10-процентное уменьшение или увеличение объема закупки и т.д. Изменение сроков действия контракта данные исключения не предусматривают, соответственно пролонгация контракта, заключенного по Закону № 44-ФЗ, невозможна и будет считаться нарушением требований законодательства о контрактной системе.

Заказчик обязан осуществлять закупки в полном соответствии с размещенным в ЕИС планом-графиком, где сроки являются одним из важнейших показателей. Заключение дополнительного соглашения о продлении срока действия контракта, равно как и включение соответствующих условий в текст договора при его заключении, строго запрещены и будут считаться нарушениями.

Продление срока действия контракта с точки зрения Закона № 223-ФЗ

Заказчики, осуществляющие закупочную деятельность по Закону № , находятся в менее строгих условиях, поскольку самостоятельно определяют требования и разрабатывают положение о закупках. Ничто не запрещает им предусмотреть возможность включения в текст контракта условия о его продлении.

Несмотря на это, пролонгация контрактов, заключенных по итогам конкурентных процедур, может быть расценена контролирующими органами как ограничение конкуренции, к которой она в определенных случаях действительно приведет. Продление срока действия заключенного контракта является ни чем иным, как определением и согласованием новых условий, однако такое согласование проводится лишь с одним участником, в то время, как сама закупка предусматривала наличие конкуренции.

Исходя из вышесказанного, можно заключить следующее:

  • пролонгация контракта, заключенного в соответствии с Законом № 223-ФЗ не запрещена и возможна;
  • возможность и условия продления срока действия контракта должны быть прописаны заказчиком в положении о закупках;
  • рекомендуется использовать возможность продления сроков только тех контрактов, которые были заключены «напрямую» с единственным поставщиком.

Заключение

На наш взгляд, пролонгации контрактов лучше избегать. Если с Законом № 44-ФЗ в этом вопросе все четко и ясно, то Закон № 223-ФЗ никак его не регламентирует, оставляя на откуп заказчикам и контрольным органам, которые в свою очередь зачастую имеют отличные мнения и точки зрения.

Заказчик имеет право продлить договор, заключенный по 223-ФЗ. Главное, чтобы в тексте договора предусматривалась такая возможность, и при этом соблюдалась здоровая конкуренция. Продление сроков не должно быть помощью "своим" участникам тендерной процедуры, отмечают эксперты Т94.

По сообщению Министерства экономического развития РФ, при изменении договора нельзя менять его существенные условия. Чаще всего при продлении договора заказчики меняют объем, цену закупаемых товаров, работ, услуг и срок исполнения контракта. При этом заказчик должен отразить в договоре измененные сроки исполнения и разместить сведения о них в Единой информационной системе (ЕИС). Сделать это нужно в течение 10 дней со дня внесения изменений в договор, отмечают в министерстве.

"Закон № 223-ФЗ не содержит запрета на изменение условий заключаемых в ходе закупки договоров, в том числе условий о сроке действия договора. Но после проведения конкурентных процедур продлевать срок действия договора не рекомендуется", — комментирует Сергей Фахретдинов, руководитель комитета "Деловая Россия" по развитию взаимодействия бизнеса и госкомпаний. По словам эксперта, возможность продления договора лучше заранее прописывать в тендерной документации. Причины этих изменений должны быть действительно вескими: форс-мажорные ситуации, воздействие внешнеэкономических или внешнеполитических факторов - введение или отмена санкций.

Дал комментарий Т94 и Дмитрий Казанцев, начальник отдела правовой экспертизы B2B-Center. Он отмечает, что хотя заказчик имеет право вносить изменения в договор, и закон его в этом не ограничивает, но в его обязанности входит обязательное размещение информации о параметрах изменений — как в реестре контрактов, так и в ЕИС. "Таким образом, заказчик не будет злоупотреблять своим правом на продление договора, но в отдельных случаях не будет в нем ограничен. Он может изменить не только срок действия договора, но и цену контракта. Это может быть объективной необходимостью. Например, когда у поставщика значительно вырастают расходы на комплектующие и сырье. Чтобы не ущемлять права добросовестного поставщика и не ставить под угрозу срыва выполнение работ, заказчик публикует сведения на официальном сайте и вносит изменения в контракт", — рассказал Дмитрий Казанцев.

Эксперт также добавил, что публикация в ЕИС делается для того, чтобы можно было оперативно увидеть и отделить случаи необоснованного изменения договора. Пример, когда на аукционе заказчик меняет цену в два раза и цена победителя в итоге не является лучшей, так как другие участники запросили меньшую. Но эти участники имеют все основания обратиться в суд и потребовать соответствующего решения в отношении заказчика. Они могут продолжить закупку, если для них выгодны те цены, которые предлагались в начале процедуры.

По словам Дмитрия Казанцева, более сложный случай, когда в договоре меняется не только срок исполнения, но и объем. Такая ситуация находится на грани ограниченияконкуренции. Так, если у заказчика есть план строительстваобъекта, он рассчитывает, сколько ему потребуется тех или иных материалов. В процессе строительства заказчик из года в год совершает закупки и продляет договор. При этом его цель не меняется - объект недвижимости, так и остается, но увеличиваются объемы закупаемых материалов. По мнению Дмитрия Казанцева, в этом случае проблемы нет. Серьёзная угроза ограничению конкуренции возникает тогда, когда заказчик из года в год продляет один и тот же договор на поставку одноименного товара, допустим, продуктов. Фактически для каждого очередного года это заключение нового договора без проведения торгов. "Изменение объемов, а не сроков и цены, является ключевым фактором риска в рамках 223-ФЗ. Именно на изменения объемов должны обращать внимание контролирующие органы и общественные организации", — подчеркивает эксперт, напоминая, что любое изменениев контракте заказчик обязан публиковать.

Что касается продления договора с малым бизнесом, здесь технологии закупок принципиально не отличаются. При этом у заказчиков есть так называемые привилегированные закупки, к участию в которых допускаются только подрядчики из числа малого и среднего бизнеса. Но в этой категории закупок есть верхний ценовой предел - 200 млн руб. "В Постановлении Правительства РФо закупках у малого и среднего бизнеса сказано:если закупка включена в перечень и ее цена меньше 200 млн руб., заказчик может разместить контракт на привилегированных условиях, убрав закупки всех тех, кто малым бизнесом не является. Если же по итогам закупки на конкурсе цена увеличилась, и ценовой предел был превышен, то будет явное нарушение Постановления. Впрочем, каждый случай нужно рассматривать индивидуально", — говорит Дмитрий Казанцев.

Если заказчику необходимо продлить договор, важно, чтобы сведения о вносимых в него изменениях были размещены в ЕИС. Если проигнорировать эту норму, то нарушителю грозит штраф. Для должностных лиц он составляет от 30 тыс. до 50 тыс. руб., а для юридических лиц — от 100 тыс. до 300 тыс. руб.