Штраф за не пропуск пешехода. Советы юриста: как избежать штрафа? Как пропускать пешеходов на пешеходном переходе Пешеход на пешеходном переходе

Денис Фролов

Неоднократно, стоя на перекрестке и наблюдая, как бодрые пенсионеры, мамы с колясками и прочие несознательные граждане «перебегают» дорогу, ловишь себя на мысли: а какие неотложные дела заставляют их так спешить и подвергать риску себя и своих детей? Задумываются ли они, что если водитель не успеет среагировать - на больничной койке окажется их драгоценный организм. И это в лучшем случае. Или прилив такой безрассудной смелости у людей вызывает постулат «пешеход всегда прав», закрепленный в законодательстве? Давайте разбираться.

Среди автовладельцев существуют две крайности поведения на дороге - не пропускать никого, никогда и ни при каких обстоятельствах, или уступать дорогу всегда, даже если такой необходимости нет (последние часто являются причиной дорожных пробок). Итак, в каких случаях то, что водитель не пропустил пешехода будет считаться нарушением?

  1. Во всех без исключения случаях уступайте слепому человеку, преходящему дорогу (ст. 14.5 ПДД). Об этом сигнализирует наличие белой трости. Причем, если произошло ДТП с участием слепого, следует убедиться, что у него была трость, она была белой и он подавал ей сигналы. Если эти условия не выполнены, то ДТП считается совершенным по вине пешехода.
  2. При движении прямо на нерегулируемом пешеходном переходе (ст.14.1 ПДД). В идеале в этой ситуации должны снизить скорость автомобили, движущиеся по всем полосам.
  3. При движении прямо на регулируемом пешеходном переходе (ст. 14.3 ПДД). Зеленый сигнал светофора - еще не повод утопить в пол педаль газа. Дождитесь, пока пересекающие дорогу люди достигнут противоположной стороны улицы. Для вас в любом случае выгоднее немного подождать, чем возмещать ущерб, причиненный транспортным средством.
  4. При повороте в любую сторону на перекрестке (ст. 13.1 ПДД).
  5. Согласно статьям 17.1 и 17.3 ПДД при движении по жилой зоне практически любое столкновение чревато наказанием водителя.
  6. На остановках нужно пропустить людей движущихся в направлении к или от дверей транспорта, а на совмещенных с переходами остановках их следует пропускать в любом случае (ст. 14.6 и 14.7 ПДД)

Сколько стоит непропущенный пешеход

Если водитель не пропустил пешехода, какой штраф в 2018 году ему придется заплатить? Учитывая то, что большинство людей, выходя на проезжую часть, ведут себя как стадо бизонов, спешащих на водопой и совершенно не думают о собственной безопасности, владеть подобной информацией в актуальном состоянии просто необходимо. Как минимум, чтобы избежать соблазнов.

Вообще, создавать помехи для движения пешехода - дело довольно накладное. За то, что автомобилист не пропустил пешехода штраф составит 1500 рублей (ст. 12.18 КоАП в действующей редакции). Но и этот штраф можно оспорить.

Не пропустили пешехода? Доказывайте обратное!

Поскольку в КоАП и ПДД достаточно категорично прописана обязанность уступать дорогу пешеходу возникает логичный вопрос: если водителю вменяется то, что он не пропустил пешехода, как доказать свою невиновность? И реально ли это сделать?

При предъявлении подобного нарушения:

  • зафиксировать данные удостоверения инспектора ДПС, вменяющего нарушение (п.2.4 ПДД);
  • если с нарушением не согласны - требуйте составить протокол и приобщить к нему показания пешехода, которого якобы не пропустили;
  • в протоколе указать: «ПДД не нарушал. Помех движению пешеходов не создавал. Инспектор отказался приобщить к протоколу показания пешехода. Требую помощи адвоката»;
  • В течение десяти дней подать жалобу на действия инспектора ДПС.

Свои действия можно мотивировать ссылками на действующую редакции ПДД, КоАП и Конституции РФ. Если водитель не пропустил пешехода на нерегулируемом пешеходном переходе, то можно сослаться на п. 4.5 ПДД, согласно которому пешеход, перед тем как выйти на проезжую часть должен оценить безопасность этого действия - наличие и скорость приближающихся автомобилей и расстояние до них. Кроме того, переходя дорогу вне пешеходного перехода, человек не должен условий, затрудняющих движение автомобилей.

Также следует учитывать, что подразумевает понятие «уступить дорогу». Согласно п. 1.2 ПДД, под этой формулировкой понимается не совершение водителем действий, способных повлиять на изменение маршрута движения или скорости пешехода. Соответственно, даже если пешеход ступил на нерегулируемый переход, но ваши действия при этом не создали для него помех - правил вы не нарушили. И опровергнуть это могут только слова пешехода.

Поэтому смело просите инспектора пригласить потенциального «пострадавшего». Дело в том, что тот же п. 4.5 предусматривает и ответственность пешехода за совершение заведомо небезопасного перехода дороги. И в этой ситуации пешеходу выгоднее занять позицию свидетеля и подтвердить правомерность ваших действий.

Инспектор отказывается позвать пешехода? В этом случае состава правонарушения просто нет - только потенциальный «пострадавший» может подтвердить то, что дорогу ему действительно не уступили.

А вообще водителям и пешеходам следует научиться мирно уживаться на дорогах, и тогда у всех будет меньше проблем. Удачи на дорогах!

Автомобиль - это средство передвижения, которое можно рассматривать как потенциальную угрозу жизни и здоровью для посторонних людей. Особенно опасными для человека считаются «зебры» - то есть место перехода проезжей части. Поэтому следует чётко знать последние поправки в ПДД, касающиеся пропуска пешеходов, и разного рода нюансы в законах.

Что значит «пропустить пешехода»

Вокруг статьи 12.18 КоАП имеются разногласия, так как её формулировка постоянно меняется, и водитель не может быть уверен, что «правильно» пропустил пешехода и при этом не нарушил какого-либо правила.

Итак, «уступить дорогу», согласно ПДД Российской Федерации (п. 1.2.), это значит «не мешать, не становиться помехой». Трактовка предписывает водителю не начинать движение по проезжей части, если это мешает другим участникам движения (в частности, пешеходам), то есть они будут вынуждены поменять траекторию движения или же свою скорость.

Однако сами водители прекрасно понимают, что на практике доказать, что скорость или характер движения человека были изменены именно из-за действий автовладельца, практически невозможно. Поэтому формулировка этого пункта ПДД явно требовала каких-то более конкретных пояснений. И в конце 2014 года пункты 14.1 и 14.2 ПДД были доработаны и конкретизированы - они касались правил проезда пешеходных переходов без регулировщика или светофора.

14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.

14.2. Если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или снизило скорость транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся в том же направлении, также обязаны остановиться или снизить скорость. Продолжать движение разрешено с учетом требований пункта 14.1 Правил.

То есть водитель должен внимательно следить за линиями разметки на дороге и за установленными знаками и выполнять ряд действий, предписываемых ПДД:

  • снижать скорость движения перед знаком перехода для пешеходов и разметкой «зебра»;
  • внимательно следить за тротуарными зонами на предмет наличия пешеходов, желающих перейти улицу;
  • прикидывать скорость движения пешехода и его расстояние до «зебры»;
  • своевременно сбрасывать скорость при выявлении намерения пешехода выйти на проезжую часть.

Важно отметить, что старая редакция пункта 14.1 ПДД РФ гласила, что водитель должен остановиться, как только пешеход ступил на разметку «зебры». Однако после доработки данного пункта это необязательно: автомобиль имеет право проехать через «зебру», если траектории пешехода и машины никак не совпадают, а количество полос на проезжей части позволяет безопасно завершить такой манёвр.

Если на дороге более двух полос в одну сторону, то водитель имеет право проехать по одной из них уже при начале движения пешехода по «зебре»

Штраф за непропуск пешехода в 2018 году

Штрафные санкции для автовладельцев год из года растут, и штраф за непропуск пешехода тоже стал выше. В 2018 году это нарушение «оценивается» в сумму 1500 - 2500 рублей.

Невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу пешеходам, велосипедистам или иным участникам дорожного движения (за исключением водителей транспортных средств), пользующимся преимуществом в движении, - влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей (ст. 12.18 КоАП РФ)

Обычно такие штрафы выписываются на месте сотрудниками ГИБДД: по факту непропуск пешехода - это одновременное нахождение на «зебре» как пешехода, так и автомобиля в опасной близости друг от друга. Важно, что конкретный размер штрафа может определить только инспектор ГИБДД, отталкиваясь от конкретной ситуации нарушения и риска аварии.


Знак устанавливается непосредственно перед «зеброй», предупреждая водителей о возможности появления пешеходов

Эксперимент со штрафами

На территории Российской Федерации несколько лет проводятся пилотные экспериментальные запуски автосистемы фиксации нарушений на пешеходных переходах (то есть на «зебре»). Тестирование системы проводилось в столице (Москве) и Зеленограде, попутно - на территории г. Улан-Удэ.

Камеры, установленные на самых оживлённых переходах городов, в автоматическом режиме фиксировали «непропуск пешеходов» и передавали данные в ведомство ГИБДД, откуда водителям уже рассылались письменные уведомления.

Разумеется, такая система автоматической фиксации нарушений значительно снижает затраты на содержание штата государственной дорожной автоинспекции, но в то же время алгоритм ПО камер ещё не до конца проработан и в ряде случаев ошибался.


Автоматическая фиксация нарушений на переходах пока не доведена «до ума»

Как должен поступать пешеход на переходе

Пешеход - полноправный участник дорожного движения, как и любое транспортное средство. Выходя на дорожную часть - «зону автомобилиста», пешеход должен подчиняться правилам безопасного движения.

Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии - на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

Различаются обязанности пешеходов на перекрёстках разных видов. Так, при наличии светофора (регулируемый перекрёсток), человек должен подчиняться сигналам светофора, регулировщика или, если таковые отсутствуют, транспортного светофора (п.4.4 ПДД РФ).


Пешеходы переходят проезжую часть строго по правилам: по «зебре» и при включённом зелёном сигнале светофора

Однако п. 4.5 - 4.7 чётко описывают поведение пешехода при движении на нерегулируемых перекрёстках:

  • На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При переходе дороги вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.
  • Выйдя на проезжую часть (трамвайные пути), пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на островке безопасности или на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика).
  • При приближении транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета (синего и красного цветов) и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода дороги, а пешеходы, находящиеся на проезжей части (трамвайных путях), должны незамедлительно освободить проезжую часть (трамвайные пути).

Находясь на «зебре» без светофора, пешеход должен постоянно следить за траекторией автомобилей

Пешеходов могут оштрафовать за пренебрежение данными правилами на сумму от 500 до 1500 рублей (в зависимости от тяжести последствий нарушения) по статьям 12.29 и 12.30 КоАП РФ.

Таким образом, Правила дорожного движения обязывают пешехода самостоятельно заботиться о своей безопасности и учитывать характер движения автомобилей и расстояние до них. Всем без исключения пешеходам, независимо от положения на дороге, предписывается пропускать спецавтомобили различных служб, двигающихся с проблесковыми маячками и звуковой сиреной (скорая помощь, пожарные машины, автомобили полиции и т. п.).

Обязанности водителей на переходе: когда нужно уступить дорогу

Согласно Правилам дорожного движения, пропускать пешеходов необходимо не только на «зебрах» и светофорах. В ПДД очень чётко и понятно прописаны случаи, когда пешеход имеет право без помех продолжить движение, а автомобилист должен остановиться и пропустить его:

  • человек переходит с одной тротуарной зоны на другую через дорогу, а автомобиль в это время появляется из-за поворота (пункт 13.1 ПДД РФ);
  • человек переходит с тротуарной зоны на другую тротуарную зону через дорогу, где нет «зебры», а автомобиль поворачивает с главной дороги на прилегающую, то есть заезжает на дворовую территорию (пункт 8.3 ПДД РФ); то же правило действует и в случае выезда транспортного средства с территории двора;
  • пешеход незрячий, о чём свидетельствует белая трость в руке (пункт 14.5 ПДД РФ);
  • пешеход или группа пешеходов направляются к общественному транспорту (автобус, троллейбус) рядом с остановочным пунктом (пункт 14.6 ПДД РФ).

Зная эти нюансы ПДД, водитель будет увереннее чувствовать себя за рулём. Однако знание данных правил не даёт гарантии того, что каждый пешеход будет им следовать. В подавляющем количестве случаев перехода пешеходы «надеятся» на то, что водитель самостоятельно успеет разобраться в дорожной ситуации и «вовремя» затормозит.


«Зебра» - это территория пешеходов в зоне движения автомобилей

Когда не нужно пропускать

На законодательном уровне прописаны так же и случаи, когда водитель может не останавливаться на «зебре»:

  1. Если на «зебре» стоит светофор, он в рабочем состоянии и для пешеходов горит красный сигнал (запрет).
  2. Если существует высокий риск столкновения с машиной, которая идёт сзади, из-за экстренного торможения перед «зеброй» - в данном случае непропуск пешехода обязательно нужно обозначить звуковыми сигналами.

Однако понятно, что данные правила не отменяют ответственности водителей: если пешеход начал переходить дорогу, потребуется затормозить или резко изменить траекторию движения, чтобы избежать столкновения.

Как доказать свою невиновность и обжаловать штраф за непропуск пешехода

Действительно, законно и справедливо выписанный штраф за непропуск пешехода - это яркое напоминание водителю о его обязанностях. В конце концов, любое транспортное средство может причинить пешеходу тяжёлые увечья и даже стать причиной его гибели. Но бывает и так, что инспектор ГИБДД «перегибают палку» и наказывает водителей за те нарушения, которые не доказаны или доказать крайне сложно.

В том случае, если сотрудник ГИБДД собирается выписать водителю протокол о правонарушении за непропуск пешехода, а данный факт не имел места, необходимо тщательно во всём разобраться. Многие автолюбители сегодня используют видеорегистраторы - достаточно просто ознакомить с записями последних минут инспектора, чтобы тот убедился в несостоятельности своих намерений. К тому же пригодится и помощь свидетелей. Даже сам пешеход, которому не уступили дорогу, может быть свидетелем защиты - нужно просто ему сказать, что на него также будет наложен штраф, так как он выскочил прямо под колёса автомобиля.


Сотрудник ГИБДД имеет право остановить автомобиль при фиксации непропуска пешехода

Если же факт нарушений, как говорится, «налицо», можно апеллировать нюансами в законодательстве. Так, статья 2.7 КоАП говорит о том, что административное правонарушение может не сопровождаться наложением штрафа в тех случаях, когда у лица есть крайняя необходимость - например, водитель вёз в больницу ребёнка или же направлялся в родильный дом с женой. В данном случае потребуется, однако, доказать наличие «крайней необходимости».

Инспектор ГИБДД может сократить сумму штрафа при наличии «смягчающих обстоятельств». Согласно статье 4.2 КоАП, к обстоятельствам, смягчающим административное нарушение, относятся:

  • раскаяние нарушителя;
  • исправление поведения или своего поступка;
  • признание вины полностью;
  • помощь следствию;
  • своевременная компенсация последствий;
  • беременность /наличие малолетних детей;
  • состояние аффекта.

Помимо этого, на решение сотрудника ГИБДД, принимающего решение о наложении штрафа, могут повлиять разного рода и другие факторы:

  • неудовлетворительное дорожное покрытие;
  • неблагоприятные погодные условия;
  • яркая реклама в зоне видимости;
  • непрогнозируемое поведение пешехода.

На сложных перекрёстках с множеством полос труднее доказать свою невиновность

Видео: как избежать штрафа за непропуск пешехода

Действия водителя при обжаловании штрафа

Важно, что при составлении протокола об административном правонарушении водителю нужно обязательно его подписать. В ином случае обжаловать правоту будет гораздо труднее. На обратной стороне протокола есть графа «Объяснения нарушителя» - в ней рекомендуется описать свою точку зрения и указать на невиновность либо смягчающие обстоятельства. Это позволит оспорить штраф.

В течение 10 дней с момента оформления протокола водитель может написать письмо-жалобу руководителю отдела ГИБДД (статья 30.3 КоАП РФ). Одновременно можно подать исковое заявление в районный суд, приложив к нему все имеющиеся документы и материалы, подтверждающие невиновность (фото и видеоматериалы). В том случае, если доказательства отсутствуют, можно апеллировать другими факторами и обязательно указать их в своём заявлении:

  • отсутствие сертификации на измерительные приборы у сотрудника ГИБДД;
  • отсутствие свидетелей и понятых;
  • ошибки и неточности при написании протокола и т. п.

Судебные органы рассматривают документы в течение 2 месяцев с момента получения заявления и пакета документов. В случае если их вердикт не в пользу водителя, нарушитель может обжаловать решение в вышестоящих инстанциях.


При оформлении жалобы необходимо внимательно и без ошибок оформить бланк данного документа

Таким образом, если внимательно вчитаться по все изменения и поправки в ПДД и КоАП, то можно заметить, что преимущество при движении отдаётся именно пешеходам. Поэтому водитель должен быть крайне внимателен за рулём, чтобы обеспечить безопасность движения себе и окружающим. Слепое следованием всем правилам не даёт гарантии безопасности на дорогах: необходимо постоянно контролировать дорожную ситуацию и иметь план на случай внезапного выхода человека на дорогу.

Безопасность дорожного движения зависит от правильного понимания установленных законов всех его участников.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Большая часть ответственности ложится на водителей. Поэтому нужно разобраться, какой предусмотрен штраф, если не пропустил пешехода в 2019 году?

Основные моменты

С целью улучшения обеспечения безопасности на дорогах России в ноябре 2014 года приняты поправки к ПДД.

Изменения определяют взаимоотношения пешеходов и лиц, управляющих транспортным средством. Сведены к минимуму спорные ситуации, возникающие между участниками дорожного движения.

Новое законодательство предусматривает штрафные санкции за действия, которые ранее не расценивались как нарушение:

  • обгон на пешеходной полосе;
  • штраф за то, что не пропустил пешехода;
  • велосипедисты проезжают по пешеходному переходу.

Правила по-новому трактуют понятие «пешеходный переход». Изменены правила того, как водители должны давать дорогу пешеходам.

Необходимые термины

Пешеход – личность, не передвигающаяся на транспортном средстве ().

К таковым относятся:

  • везущие санки, коляску инвалидную или детскую, тележку;
  • инвалиды в колясках без двигателя;
  • катающиеся на самокатах, роликах;
  • ведущие в руках мотоцикл, мопед, велосипед.

Пешеходный переход – разделительная линия, располагающаяся на всей части дороги. Сюда включается вся проезжая часть с трамвайными путями.

Дорожная разметка не всегда присутствует на таком отрезке пути. Для водителей подобные места обозначаются специальными знаками на обочине дороги.

Пешеходные переходы подразделяются на два вида:

Участвующие в дорожном движении обязаны учитывать возможности противоположной стороны. Водитель трамвая обязан притормозить перед пешеходной линией и пропустить идущих людей.

Пешеход должен понимать, что инерция и огромная масса техники продлевают тормозной путь. Поэтому нужно быть внимательным.

Понятие «пропустить пешехода» рассматривается в . То же значение имеет термин «уступить дорогу».

На нерегулируемом переходе пешеход имеет преимущество перед водителем. Как только он ступил на разделительную линию, не имеет значения это трамвайные пути или проезжая часть, водитель обязан остановить авто.

Не допускается совершение действий, которые бы вынудили пешехода сменить скорость хода и направление.

Действие ПДД

Водители автомобилей, которые движутся в одном направлении на соседних полосах автомагистрали, обязаны быть предельно внимательными.

Как только один из них притормозит или остановится около пешеходного перехода, остальные должны сделать то же самое.

Действие правила не зависит от того, есть ли на переходе пешеход ().

Водитель обязан быть внимательным на регулируемом переходе к движениям регулировщика или сигналам светофора. По первому требованию он должен остановить машину.

Передняя часть транспортного средства не может быть в опасной близости к области перехода.

Когда загорится зеленый сигнал, можно возобновить движение. Не стоит пренебрегать правилом, если на «зебре» нет пешехода.

Если на регулируемом перекрестке пешеходы не успели перейти дорогу, как загорелся красный свет светофора, водитель обязан дождаться пока дорога будет свободна.

Если переход не регулируется, чтобы оценить ситуацию водитель может просто сбросить скорость. Останавливать машину необязательно.

Автолюбитель не имеет право пугать пешехода. Нарушением считается, если человек, пересекая дорогу, отпрыгнул от машины или замер на месте.

Видео: как избежать штраф за то, что не пропустил пешехода

Поскольку водитель не обеспечил пешеходу безопасность на дороге, он будет оштрафован. Когда человек спокойно продолжил свой путь, водитель не является нарушителем.

Велосипедистов прировняли к водителям транспортных средств. Как только он приблизится к переходу, обязан спешиться и через разметку велосипед перевести в руках ().

Водитель должен уступить дорогу пешеходу в следующих случаях:

Если сбитый пешеход пытается уйти с места происшествия, водителю необходимо поступить подобным образом:

  1. Остановить транспортное средство.
  2. Выйти из машины.
  3. Поставить знак, сообщающий об аварийной остановке.
  4. Предложить вызвать скорую помощь.

Пешеход имеет право отказаться от помощи медперсонала, тогда стоит потребовать с него .

В документе должна содержаться полная информация о происшествии — номер авто, ФИО, номер телефона и адрес пострадавшего.

Человек должен указать, что претензий к водителю не имеет, в помощи медиков не нуждается.

Далее, нужно вызвать инспектора ГИБДД и сообщить о случившемся происшествии страховому агенту. Дополнительно можно найти свидетелей аварии и заручиться их показаниями.

Если пытаться самостоятельно отвезти пострадавшего в больницу, можно получить штраф и лишиться .

Это расценивается как оставление места происшествия. Лучше вызвать скорую помощь. регулирует поведение автолюбителей на поворотах.

Преимущество отдается пешеходам и велосипедистам ().

Водители обязаны реагировать на все стоп-линии, расположенные перед светофором (). В жилых зонах пешеходы имеют полную свободу передвижения.

Водителям стоит быть предельно внимательными, поскольку существует опасность неожиданного попадания человека под колесами авто ().

Водитель должен знать, что будет, если он не пропустит пешехода на зебре, какой штраф предусмотрен?!

Какой статьей регламентируется

Во всех случаях, когда водитель не уступил дорогу пешеходу, он виноват.

Какого размера грозит взыскание

В случае аварии на дороге штрафные санкции могут быть наложены как на водителя, так и на пешехода. Сколько придется заплатить, зависит от характера происшествия.

Штрафные санкции для пешеходов:

Основание для взыскания сотрудниками ГИБДД с водителя:

Не пропустил пешехода в установленном месте 1 500 руб.
Нарушил правила, что привело к причинению легкой степени вреда потерпевшему Лишение прав сроком на год и шесть месяцев или уплата суммы до 5000 руб. Причинение вреда средней тяжести – до 25 000 руб. ()
Применил правило, касающееся только перекрестков из ст.13 ПДД, на обычной дороге Штраф 1000 руб
Совершил наезд на пешехода со смертельным исходом Лишение свободы сроком до 9 лет ()
Оставил место аварии Отобрание водительских прав сроком на год и шесть месяцев, административный арест до пятнадцати суток ()
Остановился на «зебре» или пересек стоп-линию 1 000 руб. или эвакуация авто на штрафстоянку ()
Не пропустил пешехода на нерегулируемом обозначенном переходе От 500 руб. до 1 500 руб. ()

С 10 ноября в 12 Главу КоАП официально внесены определенные изменения. Ключевые изменения касаются роста штрафных санкций за отказ пропустить пешеходов.

ПДД и штраф

В первую очередь следует остановиться на статье 12.18, которая регулирует наказание за не предоставление необходимого преимущества. Причем относится это не только к пешеходам, но и, например, к велосипедистам. В данной статье отмечается, что в случае, если пешеход имеет преимущество, а его не пропустили, водителя транспортного средства ждет штраф в диапазоне от 1500 до 2500 рублей. Эти суммы будут актуальны и в 2018 году.

Какую именно сумму следует вынести в качестве наказания, решает инспектор. Он должен брать во внимание существующие факторы смягчающего типа. Например, если водитель первый раз в жизни наказывается за данное правонарушение, штраф составит сумму в 1500 рублей — будет минимально допустимым.

Преимущества пешехода

  • Если во время движения водитель на автомобиле приближается к нерегулируемому перекрестку, он в обязательном порядке должен уступать дорогу всем пешеходам, которые уже переходят дорогу или только вступили на проезжую часть.
  • У пешехода есть преимущество при осуществлении поворота автомобиля на нерегулируемом перекрестке. Независимо от того, в какую сторону поворачивает водитель, он обязан уступать дорогу.
  • Когда водитель осуществляет выезд с любой прилегающей территории (двор, парковка), он обязан уступить дорогу. Аналогичное правило действует в противоположном случае — при съезде с дороги на прилегающую территорию.
  • Всегда имеют преимущество слепые люди — независимо от участка дороги. Однако они должны подавать специальный сигнал, выполняемый белой тростью.
  • Находясь в движении рядом с транспортным средством, выполняющим регулярные перевозки (например, трамвай). При этом пешеходы должны двигаться к нему со стороны дверей.

Непонимание и неправильная трактовка ситуаций с предоставлением преимущества встречается как у водителей, так и у пешеходов.

Наезд на пешехода

Важно знать, что будет, если случайно "зацепить" пешехода. Данное деяние будет однозначно классифицироваться как наезд. Виноват всегда водитель — как человек, управляющий средством передвижения повышенной опасности. Конечно, исключениями будут ситуации, когда пешеход по своей воле бросается под машину с какой-либо целью, но это нужно будет доказать.

Гражданская ответственность в данном случае заключается в выплате пострадавшему компенсации. При наличии ОСАГО выплату осуществляет страховая компания. Максимальная сумма в таком случае составляет 500 тысяч рублей, но при легком наезде она будет значительно ниже.

С административной точки зрения водитель понесет наказание согласно статье 12.24 КоАП. В рассматриваемой ситуации будет причинен легкий ущерб здоровью, соответственно, должен быть назначен штраф от 2,5 до 5 тысяч или лишение прав от года до полутора. Чтобы возместить понесенный ущерб, пешеход может обратиться в судебные органы. Уголовная ответственность в данном случае отсутствует, так как для нее должен быть нанесен тяжкий вред здоровью человека.

Как правильно уступить дорогу пешеходу?

Некоторых вводит в заблуждение статья 12.18, которая говорит о термине "уступить дорогу". В данном случае понимается такое требование: конкретный участник дорожного движения по отношению к пешеходам, имеющим преимущество, не должен предпринимать никаких действий, которые могут повлечь изменение их скорости и направление.

Ситуация двойственная. Многие утверждают, что если дорога широкая, а пешеход находится на другом ее конце, водитель никак не помешает ему — не заставит изменить скорость и направление. Соответственно, можно спокойно проезжать, никаких наказаний за это не будет. Кто-то считает, что за это также может быть наложен штраф.

Конечно, в большинстве случаев можно проехать, никак не помещав пешеходам, но нужно быть максимально внимательным и осторожным.

Чтобы не нести финансовые потери, нужно соблюдать ПДД и всегда пропускать пешеходов.

Что значит "пропустить пешехода"? Просто замедлиться или остановиться? В каких случаях можно продолжать движение? Нужно ли стоять все время, пока открыты двери трамвая и как оспорить штраф? Консультирует наш юрист.

Типичная ситуация №1. Нерегулируемый переход

Тут давайте разберем, с какого момента будет считаться, что вы, водитель, не уступили дорогу пешеходу, а также рассмотрим само понятие «уступить дорогу» и что означает понятие «пропустить пешехода»?

В соответствии с п.1.2. ПДД уступить дорогу значит не начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить пешеходов изменить направление движения или скорость.

А в соответствии с п.14.1 ПДД вы, приближаясь на автомобиле к нерегулируемому пешеходному переходу, обязаны снизить скорость или остановиться перед переходом, чтобы уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть или вступившим на нее для осуществления перехода.

Поэтому, проанализировав нормы ПДД, можно сделать вывод, что если пешеход находится на переходе и он только начал переходить проезжую часть вдалеке от вас, а вы проедете, не создавая ему помех, то можете смело ехать. Но все же на всякий снизьте скорость для полной уверенности, а то вдруг он рванет или окажется на роликах. И если придется, то немедленно остановитесь для того, чтобы пешеход мог беспрепятственно пройти.

Типичная ситуация №2. Трамвайная остановка

Ох уж эти инструкторы в автошколах… Это они приучили водителей с младых ногтей оттормаживаться перед остановившимся посреди дороги трамваем и ждать, пока не закроются двери. Вы тоже так делаете? Ну что ж, сочувствую.

Читаем пункт 14.6. ПДД и находим для себя много нового. Оказывается, «водитель должен уступить дорогу пешеходам, идущим к стоящему на остановке маршрутному транспортному средству или от него (со стороны дверей), если посадка и высадка производятся с проезжей части или с посадочной площадки, расположенной на ней». Улавливаете суть? Уступить дорогу, но не стоять все время, пока двери открыты.

Если увидели, что останавливается трамвай, притормозите и оцените, собирается кто-то входить/выходить или нет. Если никого нет, то, продолжая оглядываться по сторонам, чтобы не пропустить «нежданчика», медленно двигайтесь вперед и не задерживайте машины, стоящие позади вас.


Типичная ситуация №3. Регулируемый переход

На первый взгляд все просто. Если вам - красный, а пешеходам - зеленый, то стоим и ждем, пока загорится разрешающий сигнал. Ну а как быть с переходами, которые располагаются после поворота? Тут выходит, что и вы едете на зеленый, и пешеходы идут на него же. Но не всегда! Обратите внимание, какой горит свет на пешеходном светофоре. Очень может быть, что там красный, и тогда имеет смысл посигналить в качестве предупреждения ДТП (это не запрещено Правилами) и двинуться дальше. Ну а если для пешеходов горит зеленый, то тут действует та же схема, что и с нерегулируемым переходом. Если мешаете людям, останавливайтесь. Если не мешаете, продолжайте движение.


Вас остановили за то, что вы не пропустили пешехода

Сначала оговоримся: если вы действительно нарушили, то будьте готовы выложить 1 500 рублей. Мешать пешеходам переходить дорогу нельзя, и на этом поставим точку. Все нижеперечисленное касается ситуаций, когда вас остановили несправедливо. Например, если по факту вы не доставили пешеходам никаких неудобств.

Попросите инспектора составить протокол и потребуйте пригласить пешехода, которого якобы вы, по мнению инспектора, не пропустили, и приобщить его показания к протоколу. Только сам пешеход сможет сказать, заставили ли вы его изменить направление и скорость или нет. Препятствовать инспектор вам не может, так как он сам обязан обо всем предупредить пешехода в соответствии со статьей 25.1 КоАП и статьей 51 Конституции РФ.

Если инспектор отказался приглашать пешехода, сославшись, на то, что типа «мне что, за ним бегать, что ли, он уже далеко», то в таком случае состав правонарушения отсутствует - без показаний пешехода или видеозаписи доказать, что вы не уступили ему дорогу, невозможно. А бремя доказывания, как я писал в , на ком лежит? Правильно, только на плечах инспектора. Вы не обязаны ничего ему доказывать и спорить с ним не нужно, пусть составляет протокол.

В проколе пишем, что ПДД не нарушали. Помеху пешеходам не создавали. Инспектор отказался приобщить к протоколу показания пешехода. Требуйте помощи адвоката. И в десятидневный срок отправляйте заявление в суд.


Самое печальное обстоятельство: вы сбили пешехода

Надеюсь, такого с вами никогда не случится. И тем не менее, а что если так? Тут все зависит от места ДТП. Если человек сбит на пешеходном переходе, то вас практически наверняка привлекут к административной или уголовной ответственности, в зависимости от тяжести последствий наезда.

Впрочем, если есть свидетели и/или запись видеорегистратора, которая может подвердить, что пешеход сам нарушил ПДД, то шанс избежать наказания есть. Итак, как же должен вести себя пешеход? Открываем раздел 4 ПДД и видим:

4.5. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.

4.6. Выйдя на проезжую часть, пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно, лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения, и с учетом сигнала светофора (регулировщика).


Таким образом, если произошло ДТП, в котором Правила нарушил пешеход, а не вы, вам следует собрать свидетельские показания (совершеннолетние родственники или друзья, сидящие с вами в салоне, тоже подойдут для этого) и приобщить к делу видеозапись с регистратора, если она имеется. Если человека сбили вне пешеходного перехода, то доказать невиновность, как вы понимаете, будет значительно проще.

При всем при этом вы должны понимать, что, доказав невиновность, водитель все равно обязан оплачивать лечение пешеходу. Согласно статье 1079 Гражданского Кодекса РФ водитель несет ответственность за причинение вреда здоровью или жизни потерпевшего, независимо от того, кто виновник ДТП. Если под колеса, двигавшегося, в соответствии с ПДД автомобиля с тротуара вдруг падает пьяный в стельку человек, водитель будет компенсировать вред его здоровью. Точнее, в рамках лимита по ОСАГО это сделает страховая компания, и кошелек придется доставать только если лимит превышен.

Однако с пешехода, виновного в ДТП, страховая водителя вправе потребовать возместить вред, причиненный автомобилю, если таковой имел место быть. Существует практика Верховного суда, который в подобном случае подтвердил справедливость требований страховой компании.