Судебная власть: функции и понятие. Функции судебных органов власти в РФ. Судебная власть в рф


Конституция РФ (гл. 2) закрепляет: «Права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием». Правосудие же достигается деятельностью судов. Судебная власть в РФ согласно принципу разделения властей является самостоятельной ветвью власти. Задача судебной власти – отправление правосудия.

Отправление правосудия – установленная законом процессуальная деятельность судов, направленная на разрешение споров о действительном или предполагаемом нарушении норм права в порядке гражданского, административного, уголовного судопроизводства.

Судебная власть в РФ осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства в коллегиальном или единоличном (в суде первой инстанции) составах. Непосредственно отправление правосудия осуществляют судьи, которые в своей деятельности независимы, подчиняются только Конституции РФ и федеральным законам и обладают особым статусом судьи.

Конституция РФ устанавливает основные принципы судопроизводства в РФ:

1) гласность судопроизводства;

2) непосредственное рассмотрение дел судами;

3) состязательность и равноправие сторон.

Гласность означает, что суды рассматривают дела открыто, т.е. в зале судебного заседания могут присутствовать все желающие, если слушаемое дело не затрагивает личную, служебную, коммерческую, государственную и иную охраняемую законом тайну (в этих случаях проводится закрытое заседание).

Конституционный принцип непосредственного рассмотрения судом дел означает недопустимость про ведения заочного разбирательства уголовных дел и гражданских в том случае, если рассмотрение дела не назначено в отсутствие заинтересованных в качестве санкции за их виновное поведение.

Принцип судебного разбирательства на основе состязательности и равноправия сторон означает, что стороны в своих правах на защиту и обязанностях по доказыванию равны.

Конституция РФ устанавливает особое право лиц, обвиняемых в совершении преступления и привлекаемых к уголовной ответственности, на рассмотрение уголовного дела судом с участием присяжных заседателей. Рассмотрение дела осуществляется на основании ходатайства подсудимого.

Суды РФ в соответствии с гл. 7 Конституции РФ и нормами Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»43 образуют судебную систему РФ, которая представляет собой совокупность федеральных судов и судов субъектов РФ.

Федеральные суды:

1) Конституционный Суд РФ;

2) Верховный Суд РФ, верховные суды субъектов РФ, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

3) Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

Суды субъектов РФ:

1) Конституционные (Уставные) суды субъектов РФ;

2) мировые судьи.

Конституционный Суд РФ – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства (ст. 1 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»44). Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, один из которых является председательствующим и один – его заместителем. Эти судьи избираются на пленарном заседании Конституционного Суда сроком на 3 года, тогда как общий срок полномочий судей составляет 15 лет. Судьи Конституционного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Судьей Конституционного Суда РФ может быть назначен гражданин РФ, достигший 40-летнего возраста, обладающий безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, а также обладающий признанной высокой квалификацией в области права.

Судьи Конституционного Суда РФ независимы и обладают неприкосновенностью.

Структура Конституционного Суда РФ включает в себя две палаты, одна их которых состоит из 10, а вторая из 9 судей Конституционного Суда. Палаты на каждом своем заседании избирают из своего состава председательствующего, который исполняет обязанности по руководству в рамках этого заседания.

Принципы деятельности Конституционного Суда:

1) независимость судей Конституционного Суда РФ;

2) коллегиальность рассмотрения дел;

3) гласность судебного заседания (допускается трансляция заседаний Конституционного Суда РФ);

4) состязательность и равноправие сторон.

Конституционный Суд РФ вправе:

1) разрешать дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, Указов Президента РФ, актов Правительства РФ; конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ; договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ; не вступивших в законную силу международных договоров РФ;

2) разрешать споры о компетенции: между федеральными органами государственной власти; между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; между высшими государственными органами субъектов РФ;

3) давать заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

4) выступать с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;

5) давать толкование Конституции РФ (по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов Федерации);

6) проверять конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, разрешаемом судом по жалобам граждан и запросам судов;

7) осуществлять иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией РФ, Федеративным договором и федеральными конституционными законами.

Конституционное судопроизводство – процессуальная деятельность Конституционного Суда РФ по разрешению дел в пределах его компетенции.

Конституционное судопроизводство начинается с запроса уполномоченных лиц в Конституционный Суд РФ. Правом на обращение в Конституционный Суд РФ обладают:

1) Президент РФ;

2) Совет Федерации ФС РФ;

3) Государственная Дума ФС РФ;

4) члены Совета Федерации или депутаты Государственной Думы ФС РФ в количестве 15 от общего числа членов соответствующей палаты Федерального Собрания;

5) Правительство РФ;

6) Верховный Суд РФ;

7) Высший Арбитражный Суд РФ;

8) органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.

Конституционное судопроизводство осуществляется в рамках пленарных заседаний и заседаний палат Конституционного Суда РФ. Решения Конституционного Суда РФ, принятые на заседаниях, правомочны только в присутствии не менее чем три четверти от общего числа судей Конституционного Суда РФ. Конституционный Суд РФ осуществляет свои полномочия в рамках пленарных заседаний и заседаний палат Конституционного Суда.

На пленарных заседаниях Конституционный Суд РФ:

1) разрешает дела о соответствии Конституции РФ основных законов субъектов РФ;

2) дает толкование Конституции РФ;

3) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

4) решает вопрос о выступлении с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;

5) решает иные вопросы регламентированию деятельности Конституционного Суда РФ.

На заседаниях палат Конституционный Суд РФ:

1) разрешает дела о соответствии Конституции РФ: федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы РФ, Правительства РФ; законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти Федерации и органов государственной власти ее субъектов; договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов РФ; не вступивших в силу международных договоров РФ;

2) разрешает споры о компетенции: между федеральными органами государственной власти; между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов; между высшими государственными органами субъектов РФ;

3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

Конституционное судопроизводство всегда осуществляется коллегиальным составом судей в открытых судебных заседаниях. Допускается транслирование заседаний Конституционного Суда РФ по особо значимым вопросам. В результате судебного разбирательства Конституционный Суд выносит постановление. Постановления Конституционного Суда РФ носят нормативный характер и являются источником конституционного права, т.е. на них должны опираться все субъекты правоотношений при истолковании Конституции и законов РФ.

В целях осуществления конституционного контроля за соответствием Конституции РФ правовых актов различных органов государственной власти РФ и субъектов РФ Конституционный Суд РФ вправе по вопросам своей компетенции выносить постановления по делам о толковании статей Конституции РФ.

Конституционный Суд РФ – единственный источник официального толкования Конституции РФ и иных федеральных законов РФ. Именно он принимает акты (постановления Конституционного Суда РФ), подлежащие применению на территории всей России, разъясняющие конституционные нормы и иные нормативные акты органов государственной власти РФ и ее субъектов.

Решения Конституционного Суда РФ, чтобы обладать перечисленными свойствами (обязательными, правомочными), должны быть приняты в установленном законом порядке, т.е. решение Конституционного Суда РФ считается принятым, если на заседании присутствовало не менее трех четвертей от общего числа судей Конституционного Суда РФ и за решение проголосовало большинство от числа присутствующих судей.

Конституционный Суд РФ выносит свои определения на основании запросов, которые должны содержать информацию о фактическом деле, по которому применялся проверяемый акт, и обстоятельства, в результате которых возникли сомнения в соответствии этого акта Конституции РФ. В этом случае Конституционный Суд РФ разрешает исключительно вопросы права, т.е. акты Конституционного Суда РФ не устанавливают фактическую сторону по запросам, а только соответствие нормативных актов, использованных в конкретном деле, нормам Конституции РФ.

Постановления Конституционного Суда РФ могут содержать два вида решения:

1) нормативный акт соответствует полностью или в части Конституции РФ;

2) нормативный акт не соответствует полностью или в части Конституции РФ.

Правовые последствия для этих нормативных актов различны. В первом случае проверяемый акт в соответствии с решением Конституционного Суда РФ остается действующим полностью или в части, не противоречащей Конституции РФ, а значит, подлежит в соответствующей части применению судами и иными субъектами правоотношений на всей территории РФ либо отдельного субъекта РФ (если проверке подвергался нормативный акт органов государственной власти субъектов РФ), т.е. вынесенное решение суда (либо правовой акт, вынесенный органами власти) признается правомерным, а его правовые последствия обязательными для заинтересованных лиц. В случае же, если проверяемый нормативный акт (или его отдельные положения) признан Конституционным Судом РФ не соответствующим Конституции РФ (неконституционным), то в соответствующей части (либо полностью) он утрачивает юридическую силу и не подлежит применению, а соответственно, юридические последствия, порождаемые этим актом, должны быть отменены и восстановлено первоначальное положение заинтересованных сторон.

Только Конституционный Суда РФ имеет право отменять действие законов и подзаконных актов органов власти РФ и субъектов РФ по причине их несоответствия Конституции РФ и тем самым осуществлять конституционный контроль за исполнением законодательства и правомерностью вынесения решений органами власти на федеральном и региональном уровнях.

Вопросы для самопроверки и самоконтроля

1. Дайте определение понятия «орган государственной власти». Каковы его признаки?

2. Попытайтесь самостоятельно сформулировать определение понятия «государственное учреждение». Можно ли государственные учреждения отнести к органам государственной власти?

3. Чьи интересы представляют палаты Федерального Собрания с учетом разных способов их формирования?

4. Каковы причины учреждения в России двухпалатного парламента? Каковы положительные и отрицательные стороны однопалатного парламента?

5. Вправе ли палата парламента принять единый для обеих палат регламент в форме закона? Какие вопросы решаются в регламентах палат?

6. Сформулируйте определение понятия и основные стадии законопроектного процесса. Как бы вы соотнесли понятия «правотворческий процесс» и «законопроектный процесс»?

7. В чем назначение первого, второго и третьего чтений законопроектов в Государственной Думе ФС РФ и какие этапы законопроектного процесса могут из него выпадать?

8. В чем состоит сущность полномочий Президента РФ как Главы государства?

9. Назовите структурные подразделения Администрации Президента РФ и кратко охарактеризуйте функции каждого из них.

10. В чем выражается коллегиальность деятельности Правительства РФ и кто входит в его состав?

11. Какими полномочиями обладает Правительство РФ по отношению к органам исполнительной власти?

12. Подробно на схеме изобразите судебную систему России, сопровождая комментарием каждый ее элемент.

13. В чем специфика Конституционного Суда РФ? Может ли он создавать законы? Ответ аргументируйте.

(c) Aбракадабра.py:: При поддержке InvestOpen

Введение

Проблему рационального устройства государственной власти и ее органов пытаются разрешать, пожалуй, столько времени, сколько су­ществует государство как форма организации общества. Наиболее широкое признание получила и продолжает сохранять его вплоть до настоящего времени идея, в соответствии с которой ос­новные направления (ветви) государственной власти следовало бы раз­делять и вверять “в разные руки”. Это должно будет мешать узур­паторским намерениям, а вместе с этим злоупотреблению властью и произволу.

Чаще всего сторонники данной идеи (концепции) придерживают­ся мнения, что государственная власть в целом включает три направ­ления (ветви) :

  • законодательную;
  • исполнительную;
  • судебную.

Сфе­ры их реализации подлежат четкому разграничению . Они не должны быть помехой друг другу. Разделение властей следовало бы основы­вать прежде всего на их сотрудничестве, которое, однако, сдержива­ло бы каждую из них, ставило бы в определенные рамки и баланси­ровало.

Судебная власть - одно из проявлений государственной власти в целом . Сле­довательно, ее понятие производно от общего понятия власти и поня­тия государственной власти, в частности.

Общее опре­деление власти тоже является весьма широким. В него нередко включают прежде всего способность и возмож­ность оказывать определяющее воздействие на деятельность, пове­дение людей с помощью таких средств, как авторитет, волевое вли­яние, правовые веления, принуждение и т. п.

Другими словами, власть - это не какое-то лицо, орган, объеди­нение, учреждение. Они - действующие лица, но не власть. Они лишь реализуют предоставленную им возможность (способность) делать что-то, влиять на чьи-то поступки, достигать какой-то цели.

Более узким является понятие государственной вла­сти . В отличие от общего это понятие персонифицировано. В нем уже присутствует действующий субъект - народ и (или) государство, его аппарат и органы местного самоуправления, которым делегирует­ся то, что они (народ или государство) могли бы делать сами, т. е. власть (см. ст. 3 Конституции РФ). Соответственно, властью государ­ственной (политической) принято считать возможность и способ­ность народа и (или) государства в лице его органов оказывать воз­действие на поведение людей и в целом на процессы, происходящие в обществе, с помощью убеждения, принуждения либо иных способов.

Судебная власть - возможность и способность занимающего особое положение в государственном аппарате органа (суда) воз­действовать на поведение людей и социальные процессы.

Понятие судебной власти уже понятия государственной власти, это одна из ветвей государственной власти.

Субъект судебной власти - суд, который обладает присущими только ему возможностями и спо­собностями воздействия на поведение людей, а через это - и на про­цессы, происходящие в обществе.

Понятию судебной власти свой­ственно два компонента:

  1. данная власть может реализоваться только специально создаваемым государствен­ным учреждением - судом;
  2. у суда должны быть свои, присущие только ему возможность и способность воздействия.

Эти признаки взаимосвязаны и взаимозависимы. Их нельзя изолиро­вать друг от друга или противопоставлять.

Примечание

Будет ошибкой сведение судебной власти к суду как к учрежде­нию, государственному органу (нередко говорят: “Судебная власть - это суд”). Еще большей ошибкой и даже свидетельством низкого уров­ня правовой культуры является встречающаяся иногда склонность на­зывать судебной властью должностных лиц, работающих в судебных учреждениях. В связи с этим трудно признать правильными встреча­ющиеся рассуждения об “организации судебной власти”, “об усовер­шенствовании структуры и организации такой власти” и т. п. Организовать или реорганизовать можно орган, учреждение, предприятие, организацию либо их систему. Другими словами, властью надлежит считать не орган или должностное лицо, а то, что они могут и в состо­янии сделать. По существу, это полномочие, но не ее испол­нитель.

Пользуясь театральной терминологией, вполне допустимо ут­верждать, что власть - это роль, но не актер.

Довольно распространено также неоправданное стремление сво­дить судебную власть к какому-то одному из видов судебной деятель­ности. Нередко о судебной власти говорят и пишут как о синониме правосудия и наоборот. Судебная власть и пра­восудие - понятия родственные, близкие по содержанию, но не тож­дественные. Правосудие - важное проявление судебной власти, но не един­ственное. Судебная власть может проявляться во многом.

Упомянутые в приведенном определении понятия судебной влас­ти “возможности” и “способности”- это многогранные полномочия, которыми наделяются суды. Именно их реализация в целом и есть ре­ализация судебной власти.

Среди этих полномочий доминирующую роль играет правосудие . Его может осуществлять только суд и никакой другой орган. Это спе­цифически судебное полномочие. Но судебная власть включает и ряд других полномочий, которые, как и правосудие, имеют большое социальное значение. К ним следовало бы относить следующие:

  • конституционный контроль;
  • контроль за законностью и обоснованностью решений и действий органов государственной власти и местного самоуправления, обще­ственных объединений, должностных лиц;
  • обеспечение исполнения приговоров и иных судебных решений;
  • дача разъяснений по вопросам судебной практики;
  • участие в формировании судейского корпуса и содействие орга­нам судейского сообщества.

Проведению в жизнь каждого из названных полномочий, образу­ющих судебную власть, призвано способствовать наделение органов, на которые возложено осуществление данной власти, средствами при­нуждения к исполнению принимаемых ими решений.

Подробнее

Закон, к приме­ру, прямо провозгласил общеобязательность многих видов вступив­ших в законную силу судебных решений. Он требует от организаций и должностных лиц, неукоснительного подчинения велениям органов, осуществляющих судебную власть. При определенных в законе обстоятельствах может воз­никнуть вопрос и о применении самых стро­гих мер юридического воздействия - мер .

Общее положение о властном характере выполняемых судами фун­кций сформулировано в ч. 6 ст. 1 Закона о статусе судей следующим образом: “Требования и распоряжения судей при осуществлении ими полномочий обязательны для всех без исключения государственных органов, общественных объединений, должностных лиц, других юри­дических или физических лиц. Информация, документы и их копии, необходимые для осуществления правосудия, представляются по тре­бованию судей безвозмездно. Неисполнение требований и распоряже­ний судей влечет установленную законом ответственность”.

Анало­гичное предписание содержится и в ч. 1 ст. 6 Закона о судебной сис­теме.

Соотношение ветвей власти

Обобщенное знание полномочий судов (их “возможностей и спо­собностей”) ориентирует относитель­но их роли и места в системе всех учреждений, реализующих в целом государственную власть, а равно и соотношения названных выше трех ее ветвей (отраслей). Оно позволяет наполнить конкретным содержа­нием широко употребляемое, хотя и несколько упрощенное объясне­ние сути разделения властей:

  • законодатель - законодательствует,
  • ис­полнительные органы - исполняют законы, а
  • суды - судят.

Во всяком случае, один только приведенный выше перечень су­дебных полномочий свидетельствует о том, что за формулой “суды судят” скрывается весьма емкая и разнообразная деятельность, которая в целом существенно отличается от того, что должны делать зако­нодательные и исполнительные органы.

Круг судебных полномочий говорит и о том, что данная власть при­звана выполнять важную и ответственную социальную функцию, не менее значимую, чем функции, выполняемые другими ветвями влас­ти. А это позволяет делать вывод также о равнозначности, равноправ­ности и паритетности всех ветвей власти .

В современном мире четко просматривается признание положения о том, что суды должны занять свое место на вершине пирамиды правоохрани­тельных органов .

Признание высокой социальной значимости судебной власти про­явилось весьма недвусмысленно и в восстановлении конституционно­го контроля как одного из ее основных полномочий. Это закреплено сначала в Конституции РФ, а затем и в за­конах о Конституционном Суде РФ 1991 и 1994 гг. Следующим ша­гом стало предоставление всем судам возможности проверять закон­ность решений местных представительных и всех исполнительных органов.

Конституция РФ 1993 г. явилась логическим завершением эволю­ции в данной области. В ч. 2 ст. 46 говорится: “Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц мо­гут быть обжалованы в суд”. Это конституционное положение суще­ственно развито и дополнено другим: “Суд, установив при рассмотре­нии дела несоответствие акта государственного или иного органа за­кону, принимает решение в соответствии с законом” (ч. 2 ст. 120 Кон­ституции РФ). Еще более детально конкретизирует такого рода пол­номочия судов ч. 3 ст. 5 Закона о судебной системе, где сказано: “Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государствен­ного или иного органа, а равно должностного лица Конституции Рос­сийской Федерации, федеральному конституционному закону, феде­ральному закону, общепризнанным принципам и нормам международ­ного , международному договору Российской Федерации, кон­ституции (уставу) субъекта Российской Федерации, закону субъекта Российской Федерации, принимает решение в соответствии с право­выми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу”.

За сравнительно непродолжительное время, прошедшее после при­нятия ныне действующей Конституции РФ, тенденция более широко­го привлечения судов к контролю за действиями и решениями орга­нов, осуществляющих другие ветви государственной власти, дает о себе знать все чаще и ощутимее. Состоялся ряд решений высших су­дебных инстанций, свидетельствующих о том, что суды и впредь бу­дут проявлять активность в данной сфере и станут делать это в рас­ширяющихся масштабах.

Подробнее

К числу таких решений можно было бы отнести, к примеру, при­нятые в 1995-2002 гг. постановления и определения Конституцион­ного Суда РФ, ориентирующие на расширение судебного контроля за законностью и обоснованностью решений и действий правоохрани­тельных органов, занимающихся выявлением и расследованием пре­ступлений.

Судебная власть,правосудие в РФ осуществляется только судом.Это закреплено в ч.1 ст.118 Конституции РФ и направлено на обеспечение гарантий законности,охраны прав и интересов граждан и организаций.Носителями судебной власти являются только судьи,а в ряде случаев присяжные и народные заседатели. Судьи - это «лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе».

Судебная власть в РФ осуществляется в целом на основе таких общедемократических принципов, как равенство всех граждан перед законом и судом, уважение личности, открытость судебного разбирательства, состязательность и равноправие сторон, обеспечение нацио-нального языка судопроизводства и др. Вместе с тем в зависимости от характера рассматриваемых правоотношений она может осуществляться в специфически разных формах. В этой связи ч. 2 ст. 118 Конституции РФ говорит о том, что судебная власть осуществляется по-средством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, а в ст. 127 отдельно закрепляется еще и арбитражное судопроизводство.

Судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации». Она включает федеральные суды, а также конституционные (уставные) суды и мировых судей субъектов РФ. Федеральные суды - это: Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ; верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов. Суды субъектов РФ - это конституционные (уставные) суды и мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ. Таким образом, встречающиеся еще иногда товарищеские суды, третейские суды, как и некоторые другие квазисудебные органы (например, Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате РФ или Судебная палата по информационным спорам при Президенте РФ), являются, по сути дела, административными органами, в судебную систему не входящими и судебной властью не обладающими.Конституция РФ (ч. 3 ст. 118) особо выделяет то, что создание чрезвычайных судов не допускается.

Конституционный Суд (КС) Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.



Что же касается Верховного Суда РФ, то он является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики (ст. 126). Высший Арбитражный Суд РФ - это высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляющий в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дающий разъяснения по вопросам судебной практики (ст. 127). В апреле 1995 г. был принят Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации», а с июля 1995 г. действует Арбитражный процессуальный кодекс РФ.

Одним из важнейших конституционных принципов в организации и осуществлении судебной власти в РФ является ее единство. Согласно Федеральному конституционному закону «О судебной системе Российской Федерации» (ст. 3), единство судебной системы обеспечивает-ся:

а) установлением судебной системы РФ Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом;

б) соблюдением всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

в) применением всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ, а также конституций (уставов) и других законов субъектов РФ;

г) признанием обязательности исполнения на всей территории РФ судебных постановлений, вступивших в законную силу;

д) законодательным закреплением единства статуса судей;

е) финансированием федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Вместе с тем нельзя не видеть, что единство судебной системы РФ не исключает создание ни специализированных судов, ни судов субъектов РФ, в том числе и конституционных (уставных) судов субъектов РФ, которые не составляют единой системы с Конституционным Судом РФ.

Формирование судов РФ осуществляется по Конституции РФ (ст. 128) путем назначения на должность. Судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом РФ в порядке, установленном федеральном законом. Полномочия, порядок образования и деятельности федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом. Как уже отмечалось, приняты фе-деральные конституционные законы «О Конституционном Суде Российской Федерации» (1994), «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (1995), Федеральный закон «О судебной системе Российской Федерации» (1996) и др. Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» (в ред. 21 июня 1995 г.),* в частности, установил, что представление о кандидатах в судьи Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ Президент РФ вносит с учетом мнения соответственно Председателя Верховного Суда РФ и Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ. Судьи федеральных арбитражных судов округов назначаются Президентом РФ по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ. Судьи судов общей юрисдикции и арбитражных судов субъектов РФ назначаются Президентом РФ по представлению соответственно Председателя Верховного Суда РФ и Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ с учетом мнения законодательного (представительного) органа соответствующего субъекта РФ. Судьи военных судов назначаются Президентом РФ по представ-лению Председателя Верховного Суда РФ. Для назначения судьи любого суда необходимо положительное заключение соответствующей квалификационной коллегии судей.

ПРО СУДЕЙ.

К судьям закон предъявляет ряд базовых, минимальных требований. Статья 119 Конституции РФ и Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» определяет в этой связи, что судьями могут быть граждане РФ, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Конституция установила, что федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов РФ. Указанный закон РФ о статусе судей РФ закрепил, что для кандидата на должность судьи Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ минимальный стаж профессиональной деятельности установлен не пять, а десять лет.

Конституция РФ (ст. 120-122, 124 и др.) и Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» (ст. 5, 15, 16 и др.) четко определяют важнейшие черты конституционно-правового статуса судей - их независимость, несменяемость и неприкосновенность. Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону (ч. 1, ст. 120). Судьи не сменяемы; полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом (ст. 121). Судьи неприкосновенны; судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определенном федеральным законом (ст. 122).

К числу важнейших гарантий независимости судей относятся: установленная законом процедура осуществления правосудия, исключающая постороннее воздействие на судей и запрет чьего бы то ни было вмешательства в деятельность судьи по осуществлению правосудия; освобождение судей от обязанности отчитываться перед кем бы то ни было; организация и действие системы органов судейского сообщества, выражающих интересы судей; право судьи на отставку с соответствующим материальным и социальным обеспечением; предоставление судье за счет государства обеспечения, соответствующего его высокому статусу; особая защита государством судьи, членов его семьи и их имущества; право судьи на хранение и ношение служебного огнестрельного оружия и др. Целям обеспечения независимости судей служат и ст. 124 Конституции РФ, которая предусматривает, что финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.

Независимость судей обеспечивается и принципами их несменяемости и неприкосновенности. В результате отказа от былой периодической выборности судей в нашей стране, как и в большинстве демократических стран мира, утвердилась более стабильная судебная система, где судьи назначаются на неограниченный срок и поэтому оказываются в более независимом положении, освобождаясь от чувства боязни быть неизбранным вновь. (Только начинающие судьи районных (городских) народных судов и судьи военных гарнизонов назначаются в испытательных целях сроком на три года.) Важно и то, что без его добровольного согласия судья не может быть перемещен на другую должность или в другой суд, а решение о приостановлении или прекращении полномочий судьи вправе принять только соответствующая квалификационная коллегия судей при наличии одного из оснований, установленных в Законе РФ «О статусе судей Российской Федерации».

Для приостановления полномочий судьи основаниями являются: признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу; согласие квалификационной коллегии судей на привлечение судьи к уголовной ответственности или заключение его под стражу; участие судьи в предвыборной кампании в качестве кандидата в состав органа законодательной (представительной) власти РФ или органа законодательной (представительной) власти субъекта РФ; избрание судьи в состав органа законодательной (представительной) власти РФ и органа законодательной (представительной) власти субъекта РФ. Для прекращения полномочий судьи основаниями являются: письменное заявление судьи об отставке; неспособность по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам в течение длительного времени исполнять обязанности судьи; письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам; истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком;увольнение судьи военного суда с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; прекращение гражданства РФ; занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи; вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер меди-цинского характера; совершение поступка, позорящего честь и достоинство судьи или умаляющего авторитет судебной власти;вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособности; смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим; отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда.

СУДЕБНЫЕ ЗАСЕДАНИЯ.

Согласно федеральному законодательству закрытые судебные заседания допускаются, когда этого требуют интересы охраны государственной или коммерческой тайны, а также при рассмотрении дел, связанных с половыми преступлениями, с преступлениями лиц, не достиг-ших 16-летнего возраста, и ряде других случаев. Но приговоры и решения судов во всех случаях оглашаются публично, в открытых заседаниях суда. Заочное разбирательство уголовных дел допускается в таких исключительных случаях, как отсутствие подсудимого в пределах страны и его уклонение от явки в суд, а также ходатайство подсудимого о разбирательстве дела в его отсутствие, когда не может быть назначено наказание в виде лишения свободы. Такое отступление от очного судебного разбирательства возможно только при условии, что это не пре-пятствует установлению истины, в связи с чем суд вправе признать явку подсудимого обязательной.

Делу установления истины служит и принцип состязательности и равноправия сторон. Он направлен на обеспечение оптимальных условий для принятия судом правильного и справедливого решения, на преодоление одностороннего преувеличения места и роли прокурора в судебном процессе, чрезмерно обвинительного характера его деятельности, да и деятельности суда в прошлом. В ходе осуществления в нашей стране судебной реформы в начале 90-х гг. были учреждены суды присяжных заседателей для рассмотрения дел о наиболее тяжких и опасных преступлениях (государственная измена, терроризм, бандитизм и др.), за которые предусмотрены суровые наказания. В связи с этим обвиняемому предоставлено право ходатайствовать о рассмотрении его дела судом присяжных и такое ходатайство должно быть удовлетворено. Суд присяжных образуется в краевом, областном и равнозначном им суде субъекта РФ в составе судьи и 12 присяжных заседателей, списки которых составляются соответствующей администрацией на основе списков избирателей и с учетом требований закона. Особенности деятельности судов присяжных подробно рассматриваются законом.

Тема 1. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ

1. Концепция разделения государственной власти на 3 ветви. Судебная власть – одна из ветвей государственной власти.

Основоположником концепции разделения властей считается Шарль Монтескье («О духе законов», 1748 г.). В соответствии с этой концепцией государственная власть состоит из трех направлений (ветвей), которые самостоятельны, в то же время взаимодействуют друг с другом, осуществляются различными органами. Разделение властей должно исключить возможность концентрации власти в одних руках.

Данная концепция признана в РФ: государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную; органы законодательной, исполнительной власти самостоятельны (ст. 10 Конституции РФ). Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ст. 46 Конституции РФ).

Разделение государственной власти на 3 ветви означает, что различные функции возлагаются на разные государственные органы. Порядок деятельности этих органов также различается.

Так, органы законодательной власти (Государственная Дума, Совет Федерации, Мосгордума, Законодательное собрание г. Санкт-Петербурга и др.) занимаются законотворчеством.

Органы исполнительной власти – Правительство РФ, министерства и др. обеспечивают исполнение действующего законодательства.

Органы судебной власти осуществляют правосудие, разрешая в судебных заседаниях правовые споры.

Названные статьи Конституции РФ позволяют сделать вывод:

а) о формальном разделении функций органов государственной власти;

б) о необходимости взаимного сдерживания (контроля) законодательных, исполнительных и судебных органов государственной власти с целью более эффективной защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

Т.о. судебная власть – одна из ветвей (проявлений) государственной власти.

2 Судебная власть как основополагающий конституционный институт российского судоустройства получила правовое закрепление в следующих нормативных актах:

1) Конституция Российской Федерации . 1993 г. с изм., внесенными Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ и № 7-ФКЗ // РГ. 1993. 25 декабря; СЗ РФ. 2009. № 1. Ст. 1. – ст. 10, ч. 1 ст. 11, п. «г» ст. 71, ч. 1 ст. 104, ст. 118-124 .

2) О судебной системе Российской Федерации. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ. с доп. и изм. – ст. 1-6 .



3) О Конституционном Суде Российской Федерации. Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ с изм. и доп. – ст. 1 .

4) , О судах общей юрисдикции в Российской Федерации . Федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ.

5) О военных судах Российской Федерации . Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ с изм. – ст. 1, 32, 37 .

6) Об арбитражных судах в Российской Федерации . Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ с изм. и доп. – ст. 1, 4, 44, 46.

7) О мировых судьях в Российской Федерации. Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ с изм.– ст. 1 .

8) О статусе судей в Российской Федерации. Закон РФ от 26 июня 1992 г.. – ст. 1.

9) О финансировании судов Российской Федерации . Федеральный закон от 10 февраля 1999 г. № 30-ФЗ // СЗ РФ. 1999. № 7. Ст. 877.

10) Концепция судебной реформы в РСФСР . Утв. постановлением Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 г. // ВВС, 1991, № 44, ст. 1435 // М.: Республика, 1992.

3. Концепция судебной реформы о судебной власти.

«Классическая теория разделения властей Шарля Луи Монтескье не предполагала абсолютной суверенности судебной власти, как иногда ошибочно думают. Напротив, отводя ей роль противовеса власти исполнительной, философ подчеркивал ее подзаконный характер.

Современные представления о взаимоотношениях ветвей государственной власти более широки. Разворачивание системы правосудия в самостоятельную силу, играющую роль одного из мощных балансиров механизма сдержек и противовесов, ставится в повестку дня российской судебной реформы.

Говорить о судебной власти можно лишь на высоком уровне абстракции, свойственном теории государства и права. Законотворец и предержащие власти активно преобразуют этот мир, а жрец Фемиды всегда "не от мира сего". Правосудию в цивилизованных государствах создаются тепличные условия (высокий статус, независимость, помпезные здания и большие оклады); даже причудливые одежды его служителей и подчеркнуто консервативные ритуалы внешне отделяют юстицию от кипения политических страстей, ставят ее над нуждами "низкой жизни". Но самое характерное - это осуществление правосудия в особых формах. Судопроизводство ориентируется на обоснованность решений, на достижение результата по правилам.

Консерватизм и отстраненность судебной власти позволяют ей играть роль оракула в споре законодателя и правоприменителя, сглаживать теоретические увлечения и политическую нетерпеливость первого, противодействовать своекорыстию и "административному восторгу" второго.

Преимущества судебного порядка разрешения споров и устранения юридических неопределенностей традиционно видят в том, что он:

Детально разработан и имеет давнюю историю;

Демократично и разумно устроен;

Вверяется независимым и профессионально (не политически!) ориентированным беспристрастным личностям;

Находится под общественным контролем.

Для парламента суд оказывается блоком обратной связи, через который гражданскому обществу порой удается докричаться до государства. Систематическое неприменение судами неправовых законов, смягчение санкций, установленных за их нарушение, иные "тормозящие" действия суда указывают депутатам на их просчеты в законотворческой деятельности. Амбициозный законодатель, столкнувшись с противодействием здравомыслящих судей, начнет контрреформы, придавая администрации судебные функции и урезая возможности правосудия. Тоталитарным режимам вообще свойственно, получив сигнал обратной связи, отвечать на него "командой убийцей" до тех пор, пока не воцарится молчание. Разумный законодатель поймет, что опираться можно лишь на то, что оказывает сопротивление.

Исключительно важно, однако, заранее предпринять меры, упреждающие возможное своеволие судебной власти. Есть основания полагать, что должно быть два жестких ограничителя:

Связанность правосудия волей законодателя, когда он стесняет государство в пользу общества или личности (так, нельзя давать суду полномочия ужесточать наказание против верхнего предела санкции уголовного закона, присуждать с лица возмещение большее, чем определено законом);

Недопустимость отступления от процессуальных норм, поскольку они отражают в концентрированном и превращенном виде опыт познания абсолютных истин.

Таким образом, судебная власть получает в правовом государстве возможность блокировать или затруднять действие неразумных законов, угрожать власти исполнительной ответственностью за несоблюдение воли представительных учреждений, защищать права граждан от тирании политиков и чиновников, быть для других ветвей власти блоком обратной связи.»

4. Понятие судебной власти.

Конституция не раскрывает содержание понятия «судебная власть», признавая лишь наличие этого конституционного института в системе государственной власти РФ. Однако анализ конкретных норм Конституции, ряда федеральных конституционных и федеральных законов позволяет определить признаки этого понятия, его содержание, взаимосвязь с другими ветвями власти, круг полномочий и функций органов судебной власти.

Судебная власть – это реализуемые посредством судопроизводства особые государственно-властные отношения суда и субъектов процесса, возникающие в процессе рассмотрения и разрешения судом правовых конфликтов или иных вопросов, отнесенных к его компетенции, с целью защиты и восстановления судом нарушенного права, определения мер ответственности виновного или ограждения от ответственности невиновного, обеспечивающие самоограничение государства правом.

  1. Признаки судебной власти.

1) осуществляетсяспециальными государственной органами - судами (ст. 11 Конституции Российской Федерации). При этом судебную власть полномочны осуществлять только суды, входящие в единую судебную систему России. Создание чрезвычайных судов не допускается (ст. 118 Конституции Российской Федерации).

Единство судебной системы (ст. 3 ФКЗ «О судебной системе РФ») находит свое выражение в общности задач всех судов по обеспечению законности, защите конституционного строя, прав и свобод граждан и других социальных ценностей: в единстве принципов организации и деятельности; в применении судами одних и тех же материальных и процессуальных законов; в единстве правового статуса судей; в инстанционных и иных взаимосвязях ниже- и вышестоящих судов; в порядке финансирования органов судебной власти за счет федерального бюджета.

2) осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

3) осуществляется на основе и строго в соответствии с законом .

Основными положениями, которыми руководствуется суд, являются принципы правосудия, а также принципы процессуальных отраслей права. К специальным процессуальным законам относятся: УПК, ГПК, КоАП, АПК, Закон о Конституционном Суде и Закон об арбитражных судах.

4) в процессе своей деятельности суды выносят правоприменительные решения . Разрешение судом дела означает, что суд применяет нормы материального права (уголовного, гражданского и др.) к конкретному правоотношению, имевшему место в жизни, которое было предметом рассмотрения в судебном заседании. Так, действия подсудимого по уголовному делу суд должен квалифицировать по статье Особенной части УК, т. е. опре­делить, такое ли преступление, которое сформулировано в данной статье, совершил подсудимый, подтверждают ли собранные судом доказательства виновность подсудимого, и решить вопрос о признании подсудимого виновным и о его наказании. Разрешая гражданский спор между истцом и ответчиком, суд применяет нормы гражданского права и либо удовлетворяет иск, либо отказывает в нем.

5) судебная власть независима и самостоятельна (ст. 10, 120 Конституции Российской Федерации).

Под независимостью судебной власти следует понимать то, что суды осуществляют свои функции, не испытывая воздействия или влияния со стороны кого бы то ни было. При отправлении правосудия они не зависят от органов законодательной и исполнительной власти; от иных органов, организаций, партий и движений, должностных лиц; от мнений и позиций сторон в судебном процессе; от выводов органов предварительного расследования и прокурора; от вышестоящих судов; от любых частных лиц.

Так, выводы следователя и прокурора о виновности обвиняемого не связывают суд при вынесении приговора, он может оправдать подсудимого. Точно так же вышестоящий суд, отменивший приговор и направивший дело на новое судебное рассмотрение, не вправе предписать, какие доказательства признать достоверными, по какой статье квалифицировать действия подсудимого, какую определить ему меру наказания.

Независимости судебной власти и ее носителей имеет множество проявлений: процедуры формирования судейского корпуса и прекращения полномочий судей, их несменяемость, финансовая независимость и др.

Самостоятельность судебной власти исключает подчиненность судов какому-либо внешнему руководству. Вопросы оперативной организации деятельности судов решаются внутри самой судебной системы структурами и органами, созданными судебной властью и состоящими из ее представителей (носителей).

Судебные акты могут быть изменены или отменены вышестоящими судами в установленном процессуальном порядке, но не требуют согласования и утверждения со стороны иных государственных органов.

В силу самостоятельности суд не делит функции по осуществлению правосудия с иными государственными органами.

6) властный характер полномочий суда .

Требования и распоряжения судей при осуществлении ими своих полномочий обязательны для всех без исключения государственных органов, организаций и других юридических лиц и граждан.

Суд вправе применить к подсудимому принудительные процессу­альные меры - меры пресечения (арест, залог, подписка о невыезде и др.), привод, наложение ареста на имущество и т. д.

Решения суда обязательны для всех лиц, участвующих в судебном процессе и присутствующих в зале судебного заседания. В случае неподчинения указанных лиц распоряжениям председательствующего или нарушения порядка ведения дела председательствующий вправе принять меры по их устранению (удаление из зала суда, наложение штрафа и др.).

Решение суда - это закон по конкретному делу. Вынесенные судом приговор, решение, определение, постановление по вступлении их законную силу обязательны для всех государственных и общественных органов, предприятий, учреждений, организаций, объединений, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории России (ст. 13, ст. 358).

Выполнение требований суда и исполнение его решений обеспечиваются силой государства. В случае необходимости соответствующие органы и должностные лица могут применить принудительные меры для реализации решений и требований суда.

7)Участие представителей народа в осуществлении правосудия: ст. 32 Конституции Российской Федерации. ПЗ, АЗ.

Традиционно всю власть в стране разделяют на три ветви. Это законодательная, исполнительная и судебная власть.

В нашей стране данное положение закреплено в Конституции, а именно в статье 10-й. занимается в основном разработкой законов, а исполнительная следит за тем, чтобы данные законы претворялись в жизнь. Особое место отведено третьей ветви. Судебная власть РФ является самостоятельной и независимой. Она осуществляется судами на двух уровнях: федеральном и субъектов. Систему судебной власти устанавливает Конституция в главе седьмой и федеральные законы - такие, как ФЗ «О мировых судьях», ФЗ «О статусе судей» и так далее.

Сам термин "судебная власть РФ" может трактоваться в разных смыслах: в широком и узком. Таким образом, под этим понятием иногда имеют в виду определенный суд, осуществляющий свои полномочия, саму систему правосудия в стране или все суды. Судебная власть РФ - это, согласно определению, вид власти. Именно поэтому ее следует рассматривать, отталкиваясь от понимания слова "власть". В соответствии с этим определением судебная власть - это не только организации, учреждения и лица, обладающие правом на осуществление судопроизводства. Это также и функции, которые они с собой несут, и особый определенный законодательством РФ.


Организацию судебной системы определяют ее основы. Рассмотрим конституционные основы судебной власти, являющиеся основными началами ее деятельности. Их можно найти в Конституции РФ, в главе семь. Судопроизводство в России осуществляется на равенства всех перед судом и законом, законности, уважения личности, открытости, единства всей системы и т. д.

Конституция устанавливает три на основе которых осуществляется ее деятельность. Это уголовное, конституционное и административное судопроизводство. Федеральный закон конкретизирует каждое из понятий и определяет суды, осуществляющие то или иное судопроизводство.

Уголовное осуществляется Верховным судом РФ, верховными судами республик, областными, военными, районными и краевыми судами. Те же самые органы рассматривают гражданские и административные дела. Такие суды еще называют

Особо выделяют Судебная власть РФ наделяет такими полномочиями лишь Конституционный суд и конституционный (уставной) суд республик. Первый занимается широким перечнем вопросом, важнейший из которых - рассмотрение дел о соответствии издаваемых нормативных актов в стране Конституции РФ. Что касается второго, он занимается преимущественно рассмотрением запросов о соответствии нормативного акта определенного субъекта (того, в котором находится суд) конституции данного субъекта.

Итак, судебная власть РФ - независимая, самостоятельная и обособленная связанная при этом с другими двумя при помощи системы сдерживаний и противовесов. Она осуществляется исключительно на основании нормативных актов, является неделимой и осуществляется при помощи судопроизводства.