Спасательный круг название. Спасательные круги на судах. Сигнальные устройства спасательного жилета

До 60 ................................................................................................................................. 8

От 60 до 120 ......................................................................................................................12

От 120 до 180 ....................................................................................................................18

От 180до240 .......................................................................................................................24

240 и более.......................................................................................................................30

Спасательный круг должен удовлетворять следующим требованиям:

Наружный диаметр должен быть не более 800 мм, а внутренний - не менее 400 мм, масса - не менее 2,5 кг;

Иметь такую конструкцию, чтобы выдерживать сбрасывание в воду с высоты, равной расстоянию между местом установки круга и ватерлинией судна при наименьшей эксплуатационной осадке иди 30 м, в зависимости от того, что больше, без ухудшения эксплуатационных характеристик спасательного круга и прикрепленного к нему оборудования;

Поддерживать в пресной воде груз железа массой не менее 14,5 кг в течение 24 ч;

Иметь леер диаметром не менее 9,5 мм и длиной не менее четырех наружных диаметров спасательного круга. Леер должен закрепляться по периметру круга в четырех местах на равном расстоянии друг от друга, образуя при этом четыре одинаковых петли;

Изготавливаться из плавучего материала; плавучесть не должна обеспечиваться тростником, пробковой стружкой или крошкой, другим рыхлым материалом или надувными воздушными камерами;

Не поддерживать горения или продолжать плавиться после полного охвата пламенем в течение не менее 2с.

Кроме того, к комплекту судовых спасательных кругов предъявляют дополнительные требования. По меньшей мере один из них на каждом борту должен иметь плавучий спасательный линь длиной, не менее чем в два раза превышающей высоту места его установки над ватерлинией при наименьшей эксплуатационной осадке судна, но не менее 30 м. Не менее половины всех спасательных кругов должны быть снабжены самозажигающимися огнями с источником питания, обеспечивающим продолжительность горения не менее 2 ч. Не менее двух кругов должны иметь автоматически действующие дымовые шашки, дающие дым в течение не менее 15 мин.

Спасательные круги равномерно распределяют по бортам судна в легкодоступных местах, в любой момент они должны быть готовы к применению; по меньшей мере один спасательный круг должен размещаться вблизи кормы судна. Спасательные круги с самозажигающимися огнями и автоматически действующими дымовыми шашками располагают на крыльях ходового мостика. Они не должны снабжаться линями. На каждом спасательном круге должны быть нанесены печатными буквами латинского алфавита название и порт приписки судна.

Тактика использования спасательного круга:

1) доплыть до круга и взяться двумя руками за его поверхность;

2) нажимая руками на круг, опрокинуть его через голову на себя;

3) положить руки на поверхность круга и занять удобное положение.

Добравшись до круга, следует не подныривать под него, а только опрокидывать. Стараться максимально сохранять энергию и тепло - от этого зависит время выживания в воде.

Спасательные жилеты (рис. 7.2). Число спасательных жилетов должно быть не менее числа людей, находящихся на судне. Кроме того, на местах несения вахты (ходовом мостике, машинном отделении, радиорубке) должны находиться дополнительные спасательные жилеты, так как вахтенный состав по тревоге не может покинуть свои места. На пассажирских судах жилетов должно быть на 5% больше общего числа людей на судне. Кроме того, в спасательное снабжение дополнительно входят детские жилеты - 10% от числа пассажиров или более, в зависимости от необходимости, с тем, чтобы на каждого ребенка приходилось по одному спасательному жилету. Детские жилеты имеют меньший размер и надпись «Для детей».

Рис. 7.2. Спасательный жилет

Независимо от конструкции спасательный жилет должен удовлетворять следующим требованиям:

Не менее 75% людей, совершенно не знакомых со спасательным жилетом, должны правильно надеть его в течение не более 1 мин без посторонней помощи, подсказки или предварительной демонстрации надевания;

После демонстрации надевания все лица должны правильно надеть его без посторонней помощи в течение не более 1 мин;

Должно быть совершенно ясно, что его можно надевать лишь на одну сторону, и по возможности исключена вероятность неправильного одевания;

Он должен быть удобен при ношении;

Взрослому человеку в нем должно быть возможно проплыть небольшое расстояние и забраться в спасательную шлюпку;

Должен обеспечивать всплытие потерпевшего, находящегося в бессознательном состоянии; при этом рот человека должен находиться на расстоянии не менее 12 см над водой, а тело отклонено назад под углом не менее 20° от его вертикального положения;

В жилете должно быть можно прыгать в воду с высоты не менее 4,5 м без телесных повреждений и без смещения или повреждения при этом спасательного жилета;

Должен иметь возможность поворачивать тело потерявшего сознание человека в воде из любого положения в такое, при котором его рот находится над водой, в течение не более 5 с;

Иметь комплект снабжения (огонь поиска, морскую батарейку, свисток, светоотражательные полосы), клеймо проверки и маркировку.

Существует множество типов спасательных жилетов, причем некоторые устаревшие конструкции могут представлять опасность при использовании.

Комплектация жесткого спасательного жилета должна соответствовать требованием СОЛАС-74. Запас плавучести такого жилета обеспечивается водоизмещающим наполнителем, покрытым влагостойкой тканью оранжевого цвета.

Кроме жестких спасательных жилетов применяют надувные спасательные жилеты, имеющие две отдельные камеры, которые при погружении в воду надуваются автоматически от баллончика с газом (например, СО2). При необходимости такие жилеты могут надуваться ртом, для чего предусмотрена гибкая трубка с мундштуком.

Порядок использования спасательного жилета:

1) взять жилет со штатного места и проверить полноту комплектации;

2) определить сторону надевания по расположению светоотража-ющих полос и огня поиска;

3) надеть жилет через голову на шею;

4) расправить жилет и ремни (лямки);

5) застегнуть ремни или завязать лямки на груди.

Надувной спасательный жилет способен оказать помощь даже человеку, потерявшему сознание - в течение 5 с человек в жилете всплывает, разворачивается, занимает безопасное положение.

При осмотре жилета перед надеванием обязательно следует проверить: наличие лампочки в фонарике, подсоединение проводов к батарейке, наличие штерта и пробок, закрывающих отверстия в батарейке, наличие сигнального свистка и его крепление, состояние ремней и пряжек.

При прыжках в воду необходимо:

Осмотреть место предстоящего приводнения;

Крепко прижать жилет к груди руками, отжимая его вниз;

Сделать глубокий вдох;

Прыгнуть ногами вперед, держа их вместе или скрестив, слегка согнув;

Прыжок выполнять, закрыв глаза, голову держать прямо.

Гидротермокостюмы (рис. 7.3) и теплозащитные средства . Основной недостаток спасательных жилетов - полное отсутствие теплозащиты, поэтому время выживания терпящих бедствие, одетых в спасательные жилеты, полностью зависит от температуры морской воды и в зимнее время измеряется минутами. В последние годы на судах в качестве спасательного снабжения стали применять гидротермокостюмы и теплозащитные средства.

В соответствии с международными требованиями гидротермокостюмы предусматривают только для лиц, работающих в дежурной спасательной шлюпке, но наблюдается тенденция снабжения гидротермокостюмами всего экипажа судна.

По Правилам Регистра для каждого члена команды дежурной шлюпки или персонала, обслуживающего морскую эвакуационную систему, должен быть предусмотрен гидротермокостюм или специальный защитный костюм.

Рис. 7.3. Гидротермокостюм

На судах применяют гидротермокостюмы различных конструкций, изготовленные из водонепроницаемого материала так, чтобы:

Его можно было самостоятельно распаковать и надеть без посторонней помощи за время не более 2 мин вместе с одеждой и спасательным жилетом, если гидротермокостюм требует ношения спаса­тельного жилета;

Он не поддерживал горения или не продолжал плавиться после того, как он был полностью охвачен пламенем в течение 2 с;

Он закрывал все тело, кроме лица. Руки также должны быть закрыты, если не предусмотрены постоянно прикрепленные к гидротер-мокостюму перчатки;

Он имел средства, сводящие к минимуму или понижающие избыток воздуха в штанинах;

После прыжка в воду с высоты не менее 4,5 м в гидротермокостюм не попадало чрезмерное количество воды. Человек в гидротермокостюме должен иметь возможность:

Подниматься и спускаться по вертикальному трапу длиной не менее 5м;

Выполнять обычные действия, связанные с оставлением судна;

Прыгать в воду с высоты не менее 4,5 м без повреждения или смещения при этом гидротермокостюма и без телесных повреждений;

Проплыть небольшое расстояние и забраться в коллективное спасательное средство.

В маркировке костюма указывается гарантированное время теплозащиты:

В костюме ГТК-6 при температуре воды 0...2 °С за 6 ч температура тела не должна падать более чем на 2 °С;

В ГТК-1 при температуре воды 5 °С за 1 ч температура тела не должна падать более чем на 2 °С.

Некоторые гидротермокостюмы снабжены прозрачными капюшонами, предохраняющими лицо от попадания брызг. Костюмы изготавливают различных размеров по росту и объему груди.

По плавучести различают следующие виды гидротермокостюмов:

Изолирующий - не обладает плавучестью и поэтому требует надевания поверх гидрокостюма спасательного жилета;

Поддерживающий и изолирующий - совмещает функции гидротермокостюма и спасательного жилета.

Порядок использования гидротермокостюма:

1) достать костюм, осмотреть его и проверить комплектацию снабжения;

2) надеть штанины и застегнуть хлястики на ногах;

3) продеть руки в рукава и надеть перчатки;

4) надеть капюшон, выжать воздух из штанин и застегнуть герметичную молнию;

5) застегнуть спасательный пояс и обтюратор;

6) перед прыжком в воду закрыть лицо перчатками.

Индивидуальные теплозащитные средства изготовляют из водонепроницаемого материала с низкой теплопроводностью в виде костюмов или мешков. Теплозащитное средство закрывает все тело, за исключением лица, и служит для снижения потери тепла телом человека как конвенционным путем, так и через испарение. Оно должно выполнять свои функции при температуре воздуха от -30 до +20 °С. В снабжение каждой спасательной шлюпки и плота должны входить теплозащитные средства в количестве 10% вместимости людей, но не менее двух. Теплозащитное средство должно быть таким, чтобы его можно было распаковать и легко надеть без посторонней помощи в коллективном спасательном средстве.

Гидротермокостюмы и индивидуальные защитные средства предназначены для предупреждения переохлаждения (гипотермии) людей, как при проведении спасательных операций, так и при организаций работ в холодной воде.

Полное обеспечение экипажа гидротермокостюмами значительно повышает шансы на спасение при гибели судна.

Спасательные сети . Оказать помощь человеку, терпящему бедствие в море, при помощи традиционных спасательных средств довольно сложно. Требуются специальное маневрирование судна и спуск на во­ду спасательной шлюпки, на что затрачивается немало времени. Особенно усложняются операции по тревоге «Человек за бортом» в штормовых условиях и при низких температурах морской воды, когда время выживания человека в море крайне ограничено.

На некоторых судах, особенно рыболовных, применяют спасательные сети. Простое и доступное устройство для подъема людей из-за борта предложил исландский капитан Маркус. Человеку, обнаруженному за бортом, выбрасывается спасательный линь с кольцом, держась за которое он добирается до сети с поплавками и забирается в нее. Далее два человека за шкоты поднимают сеть с пострадавшим на борт судна. В подкомитете И МО по Безопасности мореплавания рассматривается вопрос о включении «Сети Маркуса» в комплект обязательного спасательного снабжения судов.

Отечественными морскими организациями разработана более совершенная конструкция спасательной сети, которая выбрасывается терпящему бедствие как вручную, так и с помощью линеметательного устройства, что позволяет забросить сеть на большое расстояние. Сеть снабжена самозажигающимся огнем поиска, что позволяет пострадавшему найти ее даже в темное время суток.

Применение спасательных сетей и усовершенствование их конструкции повышают эффективность операций по подъему людей из-за борта.

ГОСТ 19815-74

Группа Д47

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

КРУГИ СПАСАТЕЛЬНЫЕ

Общие технические условия

Life-Buoy. General technical requirements

Дата введения 1975-07-01

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Российским государственным концерном речного флота

РАЗРАБОТЧИК

В.М.Тендлер, канд. техн. наук

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного Комитета СССР по стандартам от 22.05.74 N 1257

3. Срок проверки - 1997 г.

4. Стандарт соответствует требованиям "Международной конвенции по охране человеческой жизни на море - 74, гл.III (поправки 1983 г.)"

5. ВЗАМЕН ГОСТ 2148-54 и ГОСТ 10669-63

6. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Номер пункта

7. Постановлением Госстандарта от 13.04.92 N 390 снято ограничение срока действия

8. ПЕРЕИЗДАНИЕ (январь 1997 г.) с Изменениями N 1, 2, 3, утвержденными в марте 1980 г., ноябре 1985 г., апреле 1992 г. (ИУС 5-80, 2-86, 7-92)


Настоящий стандарт распространяется на спасательные круги, предназначенные для судов, плавучих средств и береговых постов.

Стандарт соответствует требованиям "Международной конвенции по охране человеческой жизни на море - 74, гл.III (поправки 1983 г.)".

Требования пп.2.1-2.5, 2.7, 2.9, 2.12, 2.13 настоящего стандарта являются обязательными, другие требования - рекомендуемыми.



1. РАЗМЕРЫ

1. РАЗМЕРЫ

1.1. Основные размеры спасательных кругов должны соответствовать указанным на черт.1.

Пример условного обозначения спасательного круга:

Круг спасательный ГОСТ 19815-74


Разд.1.

2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

2.1. Спасательные круги должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технической документации, утвержденной в установленном порядке.

2.2. Спасательные круги должны соответствовать исполнению ОМ категории I по ГОСТ 15150 для эксплуатации в диапазоне температур: воздуха - от минус 40 до плюс 65 °С, воды - от минус 2 до плюс 35 °С.

(Измененная редакция, Изм. N 3).

2.3. Спасательные круги должны поддерживать человека в пресной воде не менее 24 ч.

2.4. Спасательные круги должны быть стойкими к воздействию морской воды, нефти, солнечных лучей, а также стойкими против гниения, коррозии и воздействия плесени.

(Измененная редакция, Изм. N 3).

2.5. Поверхность спасательных кругов должна быть оранжевого цвета.

2.6. Масса спасательного круга должна быть не менее 2,5 кг. Масса спасательного круга, снабженного дымовой шашкой или самозажигающимся огнем, должна быть не менее 4 кг.

Круги массой не менее 4 кг особо оговариваются при заказе.

(Измененная редакция, Изм. N 2, 3).

2.7. Спасательные круги должны изготавливать из материалов, одобренных органами надзора, и выдерживать сброс в воду с высоты не менее 30 м без повреждений.

(Измененная редакция, Изм. N 3).

2.7а. Спасательные круги должны быть устойчивыми к воздействию в радиальном направлении нагрузки не менее 0,9 кН.

(Введен дополнительно, Изм. N 3).

2.8. Спасательный леер диаметром не менее 9,5 мм и длиной, равной четырем наружным диаметрам круга, должен быть надежно закреплен в четырех местах, равноотстоящих друг от друга. Допускаемое предельное отклонение расположения мест крепления должно быть ±10 мм.


2.9. Прочность спасательного круга и леера должна обеспечивать возможность подъема человека из воды.

2.10. Срок службы спасательного круга устанавливается технической документацией на конкретный круг и должен быть не менее 5 лет.

По истечении срока службы пригодность круга к дальнейшему использованию определяют компетентные органы после проведения испытаний на соответствие круга требованиям настоящего стандарта.

(Измененная редакция, Изм. N 3).

2.11. С двух сторон спасательного круга в четырех равнорасположенных местах должны быть установлены из световозвращающего материала полосы размером не менее 100х50 мм.

2.12. Спасательный круг не должен гореть или плавиться после того, как он был полностью охвачен пламенем в течение 2 с.

2.13. Спасательный круг должен поддерживать в пресной воде монолитный металлический груз массой не менее 14,5 кг в течение 24 ч.

2.11-2.13. (Введены дополнительно, Изм. N 2).

3. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ

3.1. Для проверки соответствия качества спасательных кругов требованиям настоящего стандарта устанавливают следующие категории испытаний:

- приемо-сдаточные;

- периодические;

- типовые.

3.2. Спасательные круги для приемки представляют партиями. Партией считают круги, изготовленные по одной технологии из одних и тех же материалов, но не более 2000 шт.

3.3. Приемо-сдаточные и периодические испытания спасательных кругов проводят в объеме, указанном в таблице.

Наименование показателя

Число проверяемых кругов

Номер пункта настоящего стандарта

Размеры

Внешний вид, качество окраски и маркировки

2.5, 4.3, 4.4, 5.1, 5.2

Прочность

2% от партии, но не менее 3 шт.

Плавучесть


Периодические испытания проводит предприятие-изготовитель не реже одного раза в год под надзором Регистра или Речного Регистра государства-изготовителя по принадлежности круга.

(Измененная редакция, Изм. N 3).

3.4. Типовые испытания проводят по программам и в объеме, согласованным Регистром или Речным Регистром государства-изготовителя по принадлежности спасательного круга.

В программу типовых испытаний должны быть включены испытания кругов на соответствие требованиям пп.2.4 и 2.12.

(Измененная редакция, Изм. N 2).

3.5. В случае несоответствия результатов приемо-сдаточных испытаний требованиям настоящего стандарта проводят испытания удвоенного количества кругов.

При неудовлетворительных результатах повторных испытаний хотя бы по одному кругу, вся партия бракуется.

Забракованная партия кругов после устранения недостатков может быть представлена к повторному контролю.

В случае несоответствия результатов повторных испытаний требованиям настоящего стандарта вся партия окончательно бракуется.

4. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

4.1. Круги до начала испытаний должны быть выдержаны 24 ч в помещении при температуре от 18 до 25 °С и относительной влажности от 50 до 70%.

4.2. Соответствие спасательных кругов требованиям пп.1.1 и 2.8 проводят сличением с чертежами и измерением размеров.

(Измененная редакция, Изм. N 2, 3).

4.3. Внешний вид спасательного круга и его окраску проверяют сравнением с эталоном, утвержденным в установленном порядке.

4.4. Качество материалов удостоверяют сертификатом.

(Измененная редакция, Изм. N 2).

4.5. Массу спасательного круга определяют взвешиванием на технических весах.

Погрешность взвешивания не должна быть более 3%.

(Измененная редакция, Изм. N 2).

4.6. Три спасательных круга должны быть проверены на стойкость к десятикратному циклическому изменению температуры от минус 40 до плюс 65 °С по следующему режиму.

4.6.1. Спасательные круги выдерживают при температуре 65 °С в течение 8 ч, после чего их извлекают из камеры тепла и выдерживают при температуре от 10 до 30 °С не менее 6 ч.

4.6.2. Испытанные по п.4.6.1 спасательные круги выдерживают при температуре минус 40 °С в течение 8 ч, после чего их переносят в помещение с температурой от 10 до 30 °С и выдерживают не менее 6 ч.

4.6.3. Спасательные круги после проведения испытания не должны иметь усадки, растрескивания, вспучивания и разложения.

4.7. Три спасательных круга, прошедшие испытания по п.4.6, сбрасывают плашмя в воду с высоты не менее 30 м. Кроме того, один круг трижды сбрасывают на бетонный пол плашмя с высоты 2 м. При этом не должно быть обнаружено разрывов в швах и ткани оболочек.

4.8. Для испытания на нефтестойкость один из спасательных кругов, прошедших испытание по п.4.7, должен быть погружен в горизонтальном положении в дизельное топливо на глубину 100 мм на 24 ч при температуре от 10 до 30 °С. Круг после испытания не должен иметь усадки, растрескивания, вспучивания и разложения.

4.9. Типовое испытание спасательного круга на стойкость к воздействию пламени проводят в огнестойком сосуде размером 300х350х60 мм, заполненном водой до высоты 10 мм и бензином до высоты 40 мм. Бензин зажигают и дают свободно гореть 30 с, после чего над верхней кромкой сосуда на расстоянии от 250 до 500 мм свободно подвешивают круг, прошедший испытание по п.4.7, который должен находиться в открытом пламени в течение 2 с. Круг не должен гореть и плавиться после удаления его из пламени.

4.10. Для испытания на плавучесть три спасательных круга, прошедшие испытания по пп.4.7-4.9, каждый с подвешенным к нему монолитным грузом стали массой 14,5 кг должны оставаться на плаву в пресной воде в течение не менее 24 ч. Не допускается крепление груза к лееру.

4.6-4.10. (Измененная редакция, Изм. N 3).

4.11. Три спасательных круга, прошедшие испытание по п.4.10, проверяют на прочность грузом массой 90 кг в течение 30 мин, подвешивая круг и груз к кругу на противоположных сторонах на лентах шириной 50 мм. При этом не должно быть разрывов, трещин в швах и ткани оболочек, остаточной деформации, превышающей допуски, указанные на черт.1.

Прочность крепления спасательного леера проверяют путем последовательного подвешивания к двум смежным участкам леера груза массой 75 кг на 10 мин согласно черт.2, при этом не должно быть проскальзывания спасательного леера и смещения его заделки, трещин и разрывов в леере и оболочке круга.

4.12. Спасательные круги после проведения испытаний не должны иметь усадки, растрескивания, вспучивания, остаточной деформации, превышающей допуски, указанные на черт.1, и не должны терять своих функциональных свойств.

4.13. Испытания по пп.4.6-4.9 проводят при замене материалов спасательных кругов, при изменении технологии их изготовления и при постановке изделия на производство.

4.11-4.13. (Введены дополнительно, Изм. N 3).

5. МАРКИРОВКА, УПАКОВКА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ

5.1. Каждый спасательный круг должен иметь маркировку, содержащую:

- товарный знак предприятия-изготовителя;

- дату изготовления;

- номер партии;

- клеймо ОТК;

- срок службы;

- штемпель Регистра или Речного Регистра государства-изготовителя;

- обозначение стандарта или технических условий.

(Измененная редакция, Изм. N 2, 3).

5.2. Маркировка должна осуществляться на бирке из некорродирующего материала диаметром 25 мм и вкладываться под бензель в месте сплесня леера. При соединении концов леера втулкой или головкой штыря маркирование допускается осуществлять на втулке или головке штыря. Допускается проставлять штемпель Регистра или Речного Регистра государства-изготовителя на самом круге несмываемой краской.

(Измененная редакция, Изм. N 2, 3).

5.3. Упаковка должна предохранять спасательные круги от изменения их формы и от повреждений при транспортировании.

(Измененная редакция, Изм. N 1, 3).

5.4. В каждый ящик (или грузовое место) должен быть вложен паспорт в соответствии с ГОСТ 2.601*.
______________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ 2.601-2006 . - Примечание изготовителя базы данных.

5.5. Условия хранения и транспортирования - по группе Ж2 ГОСТ 15150 .

5.5.1. Транспортирование спасательных кругов должно производиться в крытых вагонах, трюмах судов, закрытых автомашинах, контейнерах.

5.5.2. Хранение спасательных кругов должно производиться в закрытых складах, обеспечивающих сохранность товарного вида и предохранение от повреждений. Круги без упаковки при хранении должны укладываться в штабеля высотой не более 3 м.

6. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ

6.1. Изготовитель должен гарантировать соответствие спасательных кругов требованиям технической документации, утвержденной в установленном порядке, при соблюдении потребителем правил эксплуатации, транспортирования и хранения.

6.2. Гарантийный срок эксплуатации спасательных кругов - один год со дня ввода в эксплуатацию.

6.3. Гарантийный срок хранения спасательных кругов - один год со дня изготовления.

6.2, 6.3. (Измененная редакция, Изм. N 2).

ПРИЛОЖЕНИЕ. (Исключено, Изм. N 3).



Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
официальное издание
М.: ИПК Издательство стандартов, 1997

3.1. Спасательные круги. В зависимости от назна­чения и длины суда снабжаются спасательными круга­ми в количестве от 2 до 30 шт. Конкретное число спасательных кругов определяется требованиями Конвенции СОЛАС-74 и Кодекса ЛСА. Количество спасательных кругов зависит от длины судна, на пассажирских судах их может быть от 8 до 30, на грузовых – от 8 до 14 штук.

Спасательные круги должны соответствовать основ­ным требованиям:

Иметь наружный диаметр не более 800 мм, внутрен­ний диаметр не менее 400 мм, масса не более 2,5 кг;

Иметь прочность, выдерживающую сброс с высоты 30 м;

поддерживать на плаву в течение 24 часов груз 14,5 кг (приблизительно равный весу двух человек, находящих­ся в воде);

Не поддерживать горение или продолжать плавиться после того, как он был полностью охвачен пламенем в течение 2 с;

Иметь на каждой стороне не менее четырех полос из светоотражающего материала;

Иметь плавучий спасательный леер диаметром 9,5 мм и длиной не менее четырех наружных диаметров круга. Спасательный леер должен быть закреплен по периметру круга в четырех равноотстоящих друг от друга местах, образуя четыре одинаковые петли;

Быть изготовлены из негорючего пенопласта или пеноприта и обшиты тканью из синтетического волокна, быть окрашены в оранжевый цвет с нанесением назва­ния порта приписки судна.

Рис. 2. Спасательные круги.

а) самозажигающийся; 6) светодымяший; 1,7 буи самозажигающийся и светодымящий;

2 линь; 3 спасательный леер; 4 светоотражающие поло­сы; 5 круг; 6 – маркировка.

Кроме того, к комплекту судовых спасательных кругов предъявляют дополнительные требования:

Один (или более) с каждого борта должен иметь спасатель­ный линь длиной, равной двойному расстоянию от места установки круга до поверхности воды, но не менее 30 м;

Половина спасательных кругов, но не менее шести, должны быть снабжены самозажигающимися ог­нями с источником питания, обеспечивающим продол­жительность горения не менее 2 ч (рис. 2, а);

Не менее двух кругов должны иметь автоматически дейст­вующие дымовые шашки, дающие дым в течение не менее 15 мин.



Спасательные круги равномерно распределяют по бортам судна в легкодоступных местах, в любой момент они должны быть готовы к применению. Два спасатель­ных круга с самозажигающимися огнями и автоматически действующими дымовыми шашками (рис.3.) распо­лагают на крыльях ходового мостика.

Тактика пользования спасательным кругом (рис.4.):

а - доплыть до круга и взяться двумя руками за его поверхность;

б - нажимая руками на круг, опрокинуть его через голову, на себя;

в - положить руки на поверхность круга, занять удобное положение.

Добравшись до круга, следует не подныри­вать под него, а только опрокидывать. Стараться максимально сохранять энер­гию и тепло - от этого зависит время выжи­вания в воде.

Рис.3. Штатное поло­жение спасательного круга

1 - буй; 2 - круг; 5 - линь (длиной не менее 30 м).

Рис. 4. Тактика пользования спасательным кругом.

Требования Конвенции СОЛАС-74, регламентирующие количество спасательных кругов для пассажирских и грузовых судов приведены в табл. 1.

Таблица 1. Минимальное количество спасательных кругов для пассажирских и грузовых судов

Спасательные жилеты

Число спасательных жи­летов должно быть не менее числа людей, находящихся на судне. Кроме того, на местах несения вахты, а также в местах удаленных от расположения спасательных шлюпок и плотов должны находиться дополнительные спасательные жилеты, так как вахтенный состав по тревоге не может покинуть своего места. На пассажирских судах жилетов должно быть на 5% больше общего числа людей на судне.

Кроме того, в спасательное снабжение судна дополнительно входят детские жилеты - 10% числа пассажиров. Дет­ские жилеты имеют меньший размер и надпись "Для детей". Спасательный жилет должен быть снабжен свистком, огнем с источником энергии, рассчитанным на 8 часов непрерывной работы. Независимо от конструкции, спасательные жилеты должны удовлетворять основным требованиям:

Обеспечивать всплытие потерпевшего, находящего­ся в бессознательном состоянии; при этом рот должен находиться на 12 см над водой под углом 20-50°;

Не травмировать человека при прыжках в воду с высоты 4,5 м;

обеспечивать возможность свободно плыть и взо­браться на спасательное средство;

Удобно и быстро надеваться за время не более 1 мин;

Разворачивать тело в воде за время не более 5 сек ;

Иметь комплект снабжения (огонь поиска, морскую батарейку, свисток, светоотражательные полосы), клей­мо проверки и маркировку.

Существует множество типов спасательных жиле­тов, причем некоторые устаревшие конструкции пред­ставляют опасность при пользовании.

Комплектация жесткого спасательного жилета (рис.6.) должна соответствовать требованиям СОЛАС-74. Запас плавучести такого жилета обеспечи­вается водоизмещающим наполнителем, покрытым вла­гостойкой тканью оранжевого цвета.

Кроме жестких, применяют надувные спасательные жилеты, имеющие две отдельные камеры, которые при погружении в воду надуваются автоматически от бал­лончика с газом (например, СО 2), а в необходимых слу­чаях могут надуваться ртом, для чего предусмотрена гибкая трубка с мундштуком. На рис. 6., приведены образцы современных спасательных жилетов.

Тактика пользования спасательным жилетом и его действие (рис. 7.):

Взять жилет со штатного места;

Проверить пол­ную комплектацию;

Определить сторону надевания по расположению светоотражающих полос и огня поис­ка;

Надеть жилет через голову на шею.

Действие надувного спасательного жилета для чело­века, потерявшего сознание. В течение 5 с (рис.8.) после погружения в воду, человек всплывает (вид а), разворачивается (б), занима­ет безопасное положение (в).

Спасательные жилеты распределены между всеми лицами на судне, а дополнитель­ные хранятся в местах несения вахт: в машин­ном помещении, на мостике, в радиорубке.

При осмотре жилета перед надеванием обязательно проверить: наличие лампочки, провода к батарейке, штерта и пробок, закры­вающих отверстия в батарейке, наличие сиг­нального свистка и его крепление, состояние ремней и пряжек.

При прыжках в воду необходимо:

Осмотреть место предстоящего приводне­ния;

Крепко прижать жилет к груди руками, от­жимая вниз;

Сделать глубокий вдох;

Прыгнуть ногами вперед, держа их вместе или скрестив, слегка согнув;

Закрыть глаза, голову держать прямо.

Подъем человека из воды Спасательный модуль

Рис.5. Индивидуальные спасательные средства

Рис.6.Спасательные жилеты.

1 - светоотражающие полосы; 2 - ремни крепления; 3 - свис­ток сигнальный;

4 - батарейка; 5 - фонарик (огонь поиска).

Рис. 7. Тактика надевания спасательного жилета

а) расправить жилет; б) расправить жилет и ремни (лямки); в) застегнуть ремни или завязать лямки на груди

Рис. 8. Действие спасательного жилета.

  • Речные портативные УКВ радиостанции
  • Прочие станции УКВ
  • Приемники Navtex
  • РЛО / SART
  • Стационарные станции УКВ
    • Морские станции
    • Речные станции
    • Прочие
  • Морское радиооборудование – оборудование, предназначенное для охраны человеческой жизни на море, обеспечения безопасности мореплавания, управления работой флота и передачи общественной и частной корреспонденции. Для эффективного использования радиооборудования на судах необходимо знать его принципы построения, технические характеристики и особенности эксплуатации. В зависимости от района плавания к морскому радиооборудованию выдвигаются различные требования.

    А1 – в зоне действия береговых УКВ-радиотелефонных станций с использованием ЦИВ.
    А2 – в зоне действия ПВ-радиотелефонных станций с использованием ЦИВ, исключая район А1.
    А3 – в зоне действия спутников ИНМАРСАТ, исключая районы А1 и А2.
    А4 – за пределами районов А1, А2, А3.
    Таким образом, радиооборудование на судне состоит из трех комплексов: аппаратура УКВ-диапазона, аппаратура ПВ/КВ-диапазона и судовая земная станция (СЗС) системы ИНМАРСАТ. Вне зависимости от районов плавания на каждом судне должны быть установлены: УКВ-радиоустановка, РЛО (радиолокационный маяк-ответчик), приемник НАВТЕКС, АРБ (аварийный радиобуй), портативные аварийные УКВ-радиостанции.

    Радиооборудование на судне должно удовлетворять требованиям ГМССБ, указанным в правилах РМРС (Российского Морского Регистра Судоходства) и РРР (Российского Речного Регистра). На каждом судне должен быть размещен запасной источник питания, с помощью которого радиооборудование могло бы обеспечивать связь при бедствии в случае поломки или повреждения главного и аварийного источников энергии. При переходе от одного источника питания к другому, должна срабатывать световая и звуковая сигнализации. Для работы и ремонта оборудования предоставляется техническое обслуживание, которое выполняет следующие процедуры: доставка до места установки, хранение (при необходимости) и установка. Все эти этапы должны выполняться в соответствии с инструкциями в технической документации.

    Качество радиооборудования представляет собой совокупность показателей, определяющих его соответствие современным требованиям науки и техники. К показателям качества прибора относят надежность, эксплуатационные характеристики, экономичность, безопасность, дизайн и т.д. Многие показатели имеют числовое значение и, по существу, определяют эффективность применения любого оборудования на судне.

    На судах водоизмещением свыше 500 р.т. должно быть не менее трех УКВ переносных станций и двух радиолокационных ответчиков. На судах водоизмещением от 300 до 500 р.т. - две станции и 1 РЛО. Также рекомендуется оборудовать суда аппаратурой для приема факсимиле.

    В каталоге товаров компании Вы можете ознакомиться с различными моделями и марками мировых производителей радиооборудования и сделать необходимый заказ.

  • НАВИГАЦИЯ
    • Компасы гироскопические
    • Компасы магнитные
    • Картплоттеры
    • Лаги
    • Метеодатчики
    • Приемники ГНСС GPS/GLONASS
    • Радиолокационные станции
    • Репитеры
    • СКДВП (BNWAS)
    • Регистраторы данных рейса РДР/У-РДР
    • Автоматическая идентификационная система (АИС)
    • Системы приема внешних звуковых сигналов
    • Сонары
    • Спутниковый компас
    • Эхолоты
    • Авторулевые
    • Электронная картография
  • СПУТНИКОВАЯ СВЯЗЬ
    • FleetBroadband
    • Inmarsat LRIT, SSAS (ОСДР, ССОО)
    • Iridium (Иридиум)
    • Спутниковое телевидение
    • Терминалы BGAN
    • Терминалы VSAT

    Спутниковая связь на море в настоящее время является важным средством сообщения с берегом. Спутники различных операторов создают большое покрытие земной поверхности, что обеспечивает связь из любой точки земного шара.

    На судах, поднадзорных классификационным сообществам, используется как обязательное к установке спутниковое оборудование, так и как дополнительное. На небольших судах, катерах, яхтах, спутниковое оборудование используется по усмотрению владельцев и в основном для выхода в интернет.

    Типы оборудования:

    Терминалы Inmarsat LRIT, SSAS (ОСДР, ССОО) – это морское спутниковое оборудование, обязательное для установки на пассажирские, коммерческие и грузовые суда с районами плавания А2, А3, А4.
    - Судовая Система Охранного Оповещения - позволяет отправлять скрытый сигнал тревоги в случае нападения на судно. ОСДР или LRIT - это система опознавания судов и слежения за ними на дальнем расстоянии.
    - Терминалы FleetBroadband – это оборудование морской системы спутниковой связи, дающие широкополосный выход в интернет, обеспечивающие спутниковую телефонную связь, передачу SMS сообщений.
    - VSAT – оборудование, обеспечивающее высокоскоростную передачу данных через спутниковый интернет, что позволяет организовывать даже видеоконференции на борту.

    Так же для этих целей используются терминалы BGAN, отличающиеся от оборудования FBB и VSAT компактностью, мобильностью и скоростью связи.
    Из узкоспециализированного спутникового морского оборудования на судах используются: станция спутниковой связи, антенна приема TV сигнала и, для дальних районов плавания и телефоны, работающие через спутниковые системы связи таких операторов, как Iridium, Inmarsat и Thuraya.

  • АВТОМАТИКА
    • Кренометры
    • Системы автоматики NAVIS
    • Системы автоматики Praxis
    • Системы автоматики МРС
    • Системы контроля расхода топлива
    • Датчики
    • Системы автоматики АБС
    • Системы автоматики Валком

    1. Обслуживание, сервис и ремонт судовой электроавтоматики:
    - автоматика систем дистанционного управления главных двигателей;
    - автоматика судовых электростанций;
    - ремонт и настройка систем ГЭУ;
    - ремонт, наладка и проверка автоматики и аварийно-предупредительной сигнализации главных двигателей (Wartsila, MAN, MAK, SKL);
    - ремонт, наладка и проверка автоматики и аварийно-предупредительной сигнализации вспомогательных и аварийных дизель-генераторов (Volvo Penta, Scania, Deutz, CAT).

    2. Обслуживание, сервис и ремонт электрооборудования общесудовых систем:
    - ремонт, наладка рулевых устройств и автоматики авторулевых;
    - ремонт, наладка, комплексная проверка систем пожарной сигнализации;
    - автоматика котельного оборудования;
    - автоматика систем топливоподготовки;
    - автоматика систем водоподготовки;
    - автоматика систем очистки сточных вод.

    3. Обслуживание, сервис и ремонт электрооборудования палубных механизмов.

    4. Разработка и согласование проектной документации при модернизации и переоборудовании судовых систем автоматики.

    5. Капитальный, средний и текущий ремонт электродвигателей и генераторов любой мощности. Ремонт и настройка системы возбуждения генераторов, настройка параллельной работы генераторов.

  • ДОПОЛНИТЕЛЬНО
    • Гарнитуры и трубки
    • Гидростаты
    • Запасные части для КВУ
    • ЗИП для гирокомпасов
    • ЗИП для тифонов
    • Магнетроны
    • Преобразователи и распределители
    • Системы безбатарейной связи
    • Системы пожарной безопасности
    • Судовые дисплеи и ПК
    • Судовые тифоны
    • Элементы питания (АКБ)
    • Блоки Питания
    • Дополнительные блоки
  • РЕФЕРАТ

    Выполнил:

    Студент 2 курса, гр. ЭУ/с-21з

    Козырев Александр

    Проверил:

    Д.В. Бурков

    г. Севастополь, 2016 г.

    Заключение

    Литература

    Иметь массу не менее 2,5кг.;

    Выдерживать сбрасывание на воду с высоты 30м без ухудшения эксплуатационных характеристик спасательного круга и прикрепленного к нему оборудования; иметь спасательный леер диаметр >

    г) его было удобно носить;

    г) быть белого цвета;

    Требования к гидрокостюмам (ГКС).

    Гидрокостюм должен изготавливаться из водонепроницаемых материалов таким, чтобы:

    а) его можно было распаковать и надеть без посторонней помощи в течение не более 2 мин вместе с соответствующей одеждой и спасательным жилетом, если ГКС требует его использования;

    б) не поддерживал горение или не продолжал плавиться после того, как полностью охвачен пламенем в течение 2с;

    в) закрывал все тело, за исключением лица. Руки также должны быть закрыты, если не предусмотрены постоянно прикрепленные к ГКС перчатки;

    г) имел в районе ног приспособление для стравливания излишков воздуха;

    д) после прыжка в воду с высоты не менее 4,5м в него не попадало чрезмерное количество воды;

    Человек в гидрокостюме (со спасательным жилетом, если ГКС требует его использования) должен иметь возможность:

    Подниматься и спускаться по вертикальному трапу длиной не менее 5м.;

    Выполнять обычные обязанности, связанные с оставлением судна;

    Прыгать в воду с высоты не менее 4,5м., без повреждения или смещения при этом ГК и без телесных повреждений;

    Проплыть короткое расстояние и забраться в коллективное спасательное средство.

    Гидрокостюмы изготавливаются двух видов: из материалов с теплоизоляционными свойствами (с теплоизоляцией) и из материалов не обладающими теплоизоляционными свойствами (без теплоизоляции). Гидрокостюм без теплоизоляции должен иметь маркировку указывающую на то, что он должен одеваться на теплую одежду и обеспечивать достаточную теплозащиту после одного прыжка в нем в воду с высоты 4,5м так, чтобы температура тела человека не падала более чем на 20С после пребывания его течение часа в циркулирующей воде с температурой 50С, при отсутствии волнения. Гидрокостюм с теплоизоляцией должен обеспечивать достаточную теплозащиту после одного прыжка в нем с высоты 4,5м так, чтобы внутренняя температура тела человека не падала более чем на 20С после пребывания его в течение 6 часов в циркулирующей воде от 0 до 20 С при отсутствии волнения;

    Гидрокостюм, обладающий плавучестью и предназначенный для использования без спасательного жилета, должен быть снабжен сигнальным огнем и свистком, предписанным пунктом Если гидрокостюм требует использования спасательного жилета, то спасательный жилет надевается поверх гидрокостюма, без посторонней помощи.

    Человек в гидрокостюме или в гидрокостюме со спасательным жилетом должен быть способен переворачиваться в пресной воде из положения лицом вниз в положение лицом вверх за время не более 5 секунд.

    Требования к защитным костюмам. (ЗКС).

    Защитный костюм должен изготавливаться из водонепроницаемых материалов таким, чтобы:

    Обеспечивалась его собственная плавучесть не менее 70 H(7кг);

    Используемый материал снижал риск от перегрева организма при спасательных операциях и эвакуации;

    Закрывалось все тело за исключением лица, кистей рук, а если разрешает Администрация и ног

    Имелся карман для переносного УКВ радиотелефона;

    Обеспечивалось боковое зрение в секторе не менее 120 градусов.

    ЗК должен позволять одевшему его человеку:

    Подниматься и спускаться по вертикальному трапу длинной не менее 5 м;

    Прыгать в воду с высоты 4,5м без получения телесных повреждений;

    Проплыть в воде не менее 25м и взобраться в шлюпку или плот;

    Выполнять все вахтенные обязанности по оставлению судна, оказания помощи другим лицам, и пользование дежурной шлюпкой. ЗК обеспечивает теплозащиту после прыжка в воду с полным погружением таким образом, чтобы температура тела человека не падала быстрее чем на 1,5˚С после первого получасового пребывания в воде с температурой 5˚ С.

    Требования к теплозащитным средствам (ТЗС).

    ТЗС изготавливается из водонепроницаемого материала с коэффициентом теплопроводности не выше 7800 Вт/(м2К) и иметь такую конструкцию, которая снижала бы потери тепла телом человека, как конвенционным путем, так и через испарение;

    Закрывать все тело человека в спасательном жилете, за исключением лица.

    Должно быть таким, чтобы его можно было распаковать и легко надеть без посторонней помощи в спасательной шлюпке или плоту либо в дежурной шлюпке;

    Быть таким, чтобы человек мог снять его в воде не более чем за 2 минуты, если оно мешает ему плыть; выполнять свои функции при температуре от - 30˚С до +20˚С.

    Для каждой имеющейся на борту всех пассажирских судов спасательной шлюпки должно быть предусмотрено, по меньшей мере, три (3) ГК и, кроме того, по теплозащитному средству на каждое лицо, не имеющее ГК.Для каждой имеющейся на борту спасательной шлюпки грузового судна должно быть предусмотрено, по меньшей мере, три гидрокостюма. Или если администрация сочтет это необходимым и практически возможным по одному гидрокостюму, на каждое находящееся, на борту судна лицо. Для остальных лиц теплозащитные средства. ГКС и теплозащитные средства могут не предус - матриваться, если на каждом борту имеются закрытые шлюпки или одна шлюпка свободного падения. На грузовых судах (L<85м, кроме танкеров), должно быть предусмотрено по одному ГК на каждое находящейся, на борту лицо.Коллективные спасательные средства представляют собой водоизмещающие плавучие средства, предназначенные для совместного спасания людей, вынужденных оставить гибнущее судно. Они должны защищать находящихся на них людей от морской стихии и иметь снабжение, обеспечивающее их жизнедеятельность.

    Коллективные спасательные средства подразделяются на:

    Активные, способные самостоятельно двигаться и маневрировать на воде

    Пассивные, перемещающиеся под воздействием ветра, волн и течения.

    Активное спасательное средство - спасательная шлюпка, малое самоходное беспалубное плавучее средство. В качестве спасательных используются моторные шлюпки. По конструкции и способу защиты людей от воздействия неблагоприятных внешних факторов спасательные шлюпки могут быть:

    Полностью закрытыми;

    Частично закрытыми;

    Полностью закрытыми с автономной системой воздухоснабжения;

    Полностью закрытыми огнезащищенными.

    В соответствии с требованиями Правил Конвенции СОЛАС-74, использование полностью открытых спасательных шлюпок допускается только на судах, киль которых был заложен до 1 июля 1986 г.Конструкция самовосстанавливающихся частично или полностью закрытых спасательных шлюпок предусматривает их самостоятельное возвращение на ровный киль даже из перевернутого вверх дном положения.В зависимости от способа спуска на воду различают шлюпки, спускаемые с помощью лопарей - тросов, проведенных через блоки подъемно-спускового механизма, и шлюпки, спускаемые методом свободного падения.Пассивными спасательными средствами являются спасательные плоты.По конструкции различаются надувные и жесткие спасательные плоты, а по способу перемещения за борт - сбрасываемые и спускаемые.Дежурные шлюпки предназначены для спасания людей, оказавшихся в воде, и сбора на воде спасательных плотов и спасательных шлюпок после оставления гибнущего судна экипажем и пассажирами. Дежурные шлюпки должны обладать достаточной маневренностью и иметь конструкцию, обеспечивающую их быстрый спуск на воду и готовность к экстренному использованию. Они могут быть жесткими, надутыми или комбинированными.Общие требования к судовым спасательным средствам Требования, которым должны удовлетворять все спасательные средства, установлены Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море 1974 года (СОЛАС-74). Они воспроизведены в Правилах по оборудованию морских судов морского регистра судоходства.

    Требования к спасательным шлюпкам.

    Все спасательные шлюпки должны иметь надлежащую конструкцию и такую форму и соотношение главных размерений, чтобы они имели достаточную остойчивость на волнении и достаточный надводный борт, когда они нагружены их полным комплектом людей и снабжения.

    Все спасательные шлюпки должны иметь жесткий корпус и сохранять положительную остойчивость в прямом положении на тихой воде, когда они нагружены их полным комплектом людей и снабжения и имеют пробоину в любом одном месте ниже ватерлинии, предполагая, что при этом не произошло потери плавучего материала, и отсутствуют другие повреждения.

    Каждая спасательная шлюпка должна нести подтвержденные Администрацией сведения, по меньшей мере, содержащие:

    Наименование изготовителя и его адрес;

    Модель шлюпки и ее серийный номер, месяц и год изготовления;

    Число людей, одобренное для размещения в шлюпке

    Все спасательные шлюпки должны обладать достаточной прочностью, чтобы:

    Их можно было безопасно спускать на воду, когда они нагружены их полным комплектом людей и снабжения;

    Их можно было спускать на воду и буксировать на переднем ходу судна при скорости 5 узлов на тихой воде.

    Корпуса и жесткие закрытия должны не способствовать горению или быть негорючими.

    Посадочные места для людей должны быть оборудованы на поперечных и продольных банках или закрепленных сиденьях и, иметь такую конструкцию, чтобы выдерживать:

    Для шлюпки, предназначенной для спуска на талях - нагрузку в 100кг на любом посадочном месте, когда она сбрасывается на воду с высоты, по крайней мере, с 3м;

    Для шлюпки, предназначенной для спуска свободным падением - нагрузку в 100кг на любом посадочном месте, когда она сбрасывается с высоты, по крайней мере, в 1,3 большей, чем одобренной в свидетельстве.

    Каждая спасательная шлюпка, должна обладать достаточной прочностью, чтобы выдерживать указанную ниже нагрузку без остаточной деформации после ее снятия:

    Для шлюпок с металлическим корпусом - нагрузку в 1,25 раза превышающую общую массу такой шлюпки, когда она нагружена ее полным комплектом людей и снабжения; или

    Для других шлюпок - нагрузку в 2 раза превышающую общую массу такой шлюпки, когда она нагружена ее полным комплектом людей и снабжения.

    Каждая спасательная шлюпка, кроме предназначенных для спуска свободным падением, когда она нагружена ее полным комплектом людей и снабжения и оборудована, в применимых случаях, салазками или наружными привальными брусьями, должна обладать достаточной прочностью, чтобы выдерживать удар о борт судна спасательной шлюпки в направлении перпендикулярно борту судна, при скорости не менее 3,5 м/с, а также сбрасывание на воду с высоты не менее 3м.

    Количество людей, допустимое к размещению на спасательной шлюпке, спускаемой на талях, должно равняться меньшему из следующих чисел:

    Числа людей средней массой 75кг, которые могут сидеть в нормальном положении в спасательных жилетах, не мешая работе средств приведения спасательной шлюпки в движение и работе любого ее оборудования;

    Числа посадочных мест, которое может быть оборудовано на банках и сиденьях. Площади сидений могут перекрываться, при условии, что имеется достаточное пространство для ног и оборудованы подставки для них, а вертикальное расстояние между верхним и нижним сиденьем равно, по меньшей мере, 350мм.

    Не допускаются спасательные шлюпки вместимостью более 150 человек,

    Каждое место для сидения должно быть четко обозначено в спасательной шлюпке.

    Каждая спасательная шлюпка пассажирского судна должна быть устроена и расположена таким образом, чтобы все расписанные в шлюпку люди могли совершить быструю посадку в нее. Должна также быть возможность быстрой высадки людей из спасательной шлюпки.Каждая спасательная шлюпка грузового судна должна быть устроена и расположена таким образом, чтобы все расписанные в шлюпку люди могли совершить посадку в нее в течение не более 3 мин, с момента подачи команды к посадке. Должна также быть возможность быстрой высадки людей из спасательной шлюпки.Спасательные шлюпки должны иметь посадочный трап, позволяющий находящимся в воде людям забраться в шлюпку, и который может быть использован для ее любого посадочного входа. Нижняя ступенька этого трапа должна располагаться, по крайней мере, на 0,4м ниже ватерлинии спасательной шлюпки в порожнем состоянии.Все поверхности, по которым могут ходить люди, должны иметь нескользящее покрытие.Все спасательные шлюпки должны иметь собственную плавучесть или быть оборудованы стойким к воздействию морской воды, нефти или нефтепродуктов плавучим материалом в количестве, достаточном для поддержания на плаву спасательной шлюпки со всем ее снабжением, когда она залита водой и открыта морю.Кроме того, должен быть предусмотрен дополнительный плавучий материал в количестве, обеспечивающем силу плавучести, равную 280 Н на каждого человека из числа людей, допустимого к размещению на спасательной шлюпке. Плавучий материал не должен располагаться снаружи корпуса спасательной шлюпки, за исключением материала, предусматриваемого сверх требуемого выше количества.Все спасательные шлюпки должны быть остойчивы и иметь положительные значения метацентрический высоты (GM) в случае, когда они нагружены 50% числа людей, допустимого к размещению на спасательной шлюпке, сидящих в нормальном положении по одну сторону от ее диаметральной плоскости.Каждая спасательная шлюпка должна быть оборудована двигателем внутреннего сгорания с воспламенениём от сжатия. Не допускается использование двигателей, работающих на топливе с температурой вспышки 43˚С или ниже (при испытании в закрытом тигле).Двигатель должен быть оборудован либо ручным пусковым устройством, либо пусковым устройством с приводом от двух независимых подзаряжаемых источников Должны быть предусмотрены также любые необходимые для пуска двигателя приспособления. Пусковые устройства и приспособления должны обеспечивать пуск двигателя при температуре окружающей среды - 15˚С в течение 2 мин с момента начала пуска.Двигатель должен быть способен работать не менее 5 мин от момента запуска в холодном состоянии, когда шлюпка находится вне воды.Двигатель должен быть способен работать при затоплении спасательной шлюпки по ось коленчатого вала.Валопровод гребного винта должен быть устроен так, чтобы гребной винт мог разобщаться с двигателем. Должна быть предусмотрена возможность движения спасательной шлюпки передним и задним ходом.Все спасательные шлюпки должны проектироваться с учетом обеспечения безопасности находящихся в воде людей и предотвращения возможности повреждения гребного винта плавающими обломками.Скорость переднего хода спасательной шлюпки на тихой воде, когда она нагружена полным комплектом людей и снабжения и когда работают ее вспомогательные механизмы, которые приводятся в действие от двигателя, должна быть не менее 6 узлов и не менее 2 узлов при буксировке спасательного плота вместимостью 25 человек, нагруженного полным комплектом людей и снабжения. Должно быть предусмотрено достаточное количество топлива, пригодного для использования в условиях температур, предполагаемых в районе эксплуатации судна, чтобы обеспечить движение полностью нагруженной спасательной шлюпки со скоростью 6 узлов в течение не менее 24 ч.Двигатель спасательной шлюпки, трансмиссия и относящиеся к двигателю устройства должны быть защищены не способствующим горению кожухом. При этом должна обеспечиваться также защита людей от случайного прикосновения к горячим или движущимся частям и защита двигателя от непогоды и воздействия моря. Должны быть предусмотрены соответствующие средства для снижения шума двигателя, чтобы можно было расслышать громко отданную команду. Батареи стартера должны быть снабжены кожухами, образующими водонепроницаемое закрытие вокруг основания и боков батарей. Кожухи батарей должны иметь плотно пригнанную крышку, обеспечивающую необходимый отвод газа.Двигатель спасательной шлюпки и относящиеся к нему устройства должны быть спроектированы так, чтобы ограничивать электромагнитное излучение, с тем, чтобы работа двигателя не мешала работе используемого на спасательной шлюпке радиооборудования.Должны быть предусмотрены средства для подзарядки всех батарей стартера, радиооборудования и прожектора. Батареи радиооборудования не должны использоваться в качестве источника энергии для пуска двигателя. Должно быть предусмотрено средство для подзарядки установленных в спасательной шлюпке батарей либо от судовой электросети напряжением не выше 50 вольт, отключаемое с места посадки в спасательные шлюпки или посредством солнечной батареи.Должна быть предусмотрена в водостойком исполнении инструкция по пуску и эксплуатации двигателя, которая должна находиться на хорошо заметном месте вблизи органов управления пуском двигателя.

    Литература

    1. Безопасность жизнедеятельности. Лабораторный практикум по безопасности жизнедеятельности для студентов (курсантов) рыбохозяйственных высших учебных заведений. Часть 1. Калининград КГТУ, 1994 – 169 с.

    РЕФЕРАТ

    по дисциплине: «Выживание в экстремальных условиях на судне»

    на тему: «Виды коллективных спасательных средств»

    Выполнил:

    Студент 2 курса, гр. ЭУ/с-21з

    Козырев Александр

    Проверил:

    Д.В. Бурков

    г. Севастополь, 2016 г.

    1. Судовые спасательные средства

    2. Требования предъявляемые к спасательным кругам

    3. Требования к самозажигающимся сигнальным огням (светящимся буям)

    4. Требования к автоматическим действующим дымовым шашкам

    5. Требования к распределению спасательных кругов на судах

    6. Количество спасательных жилетов на судах, их размещение

    7. Требования к защитным костюмам

    8. Требования к теплозащитным средствам

    9. Требования к спасательным шлюпкам

    10. Оборудование спасательных шлюпок

    Заключение

    Литература

    Судовые спасательные средства

    Судовые спасательные средства предназначены для спасания людей, эвакуируемых в море с борта аварийного судна или по каким-либо причинам оказавшихся за бортом судна. Спасательные средства подразделяются на индивидуальные и коллективные.

    Индивидуальные спасательные средства служат для:

    Поддержания на плаву человека, попавшего в воду (поддерживающие спасательные средства)

    Предохранения его от переохлаждения (изолирующие спасательные средства)

    Совмещения обеих функций (поддерживающие и изолирующие средства).

    К поддерживающим спасательным средствам относятся:

    Спасательные круги (используются для немедленного оказания помощи человеку, оказавшемуся за бортом, для удержания человека на воде)

    Спасательные жилеты (предназначены для спасания людей, которые могут оказаться в воде при эвакуации с борта судна, для удержания человека на воде в безопасном положении)

    К изолирующим спасательным средствам относятся:

    Теплозащитные средства (мешок или костюм из водонепроницаемого материала с низким коэффициентом теплопроводности они служат для снижения потерь тепла телом человека, находящегося на спасательной шлюпке или спасательном плоту).

    Защитный костюм – штормовой костюм, предназначен для использования на дежурных шлюпках пассажирских судов типа РО-РО и на морских эвакуационных системах (МЭС), членами экипажа - удерживает и уменьшает потерю тепла телом человека в холодной воде;

    Поддерживающее и изолирующее спасательное средство - гидротермокостюм. Гидротермокостюм - предназначен для удержания человека на воде в безопасном положении и уменьшения потери тепла телом человека в холодной воде

    Требования предъявляемые к спасательным кругам.

    Каждый спасательный круг должен:

    Иметь наружный диаметр не более 800 мм (Dн.),

    Внутренний диаметр (dв.) не менее 400 мм;

    Изготавливаться из плавучего материала только не из пробковой стружки, тростника, рыхлых и крошеных материалов или воздушных надувных камер;

    Иметь массу не менее 2,5кг.;

    Не поддерживать горение или плавиться после того, как он был полностью охвачен пламенем в течении 2 с;

    Иметь достаточную массу, если он предназначен для приведения в действие устройства для быстрого разобщения с судном автоматически действующей дымовой шашки и самозажигающегося сигнального огня (СДБ – светодымящийся буй), как правило, более 4кг;

    Поддерживать в пресной воде груз железа массой не менее 14,5кг, в течение 24 часов (вес человека в воде 4-6кг);

    Выдерживать сбрасывание на воду с высоты 30м без ухудшения эксплуатационных характеристик спасательного круга и прикрепленного к нему оборудования; иметь спасательный леер диаметр > 9,5 мм и длиной равной 4 Dн. (Dн. – диаметр наружного круга) закрепленного по периметру в четырех равностоящих друг от друга местах, образуя четыре одинаковые петли.

    Требования к самозажигающимся сигнальным огням (светящимся буям).

    Самозажигающиеся сигнальные огни спасательных кругов должны: быть белого цвета, сила света 2 кд (кандел) во всех направлениях или иметь проблесковый огонь 50-70 проблесков в минуту; иметь источник энергии на 2 часа (на танкерах самозажигающиеся огни должны работать от электрических батареей (аккумуляторов)); выдерживать испытание сбрасыванием с высоты 30м.

    Требования к автоматическим действующим дымовым шашкам

    Автоматические действующие дымовые шашки: должны давать дым хорошо видимого цвета в течение 15 минут; не гореть вспышками и не выбрасывать пламени, не заливаться водой при волнении; продолжать дымообразование при полном погружении в воду в течение 10 сек.

    Требования к спасательным линям спасательных кругов.

    Плавучие спасательные лини: должны быть не скручивающимися; иметь диаметр не менее 8мм;

    иметь разрывное усилие не менее 5 кН (килоньютон)

    Согласно правилу гл. 3 МК СОЛАС на пассажирском судне:

    Согласно правилу 32 гл. III. СОЛАС на грузовом судне:

    Требования к распределению спасательных кругов на судах .

    Спасательные круги: должны быть распределены таким образом, чтобы быть легкодоступными на обоих бортах судна и по возможности на всех простирающихся до борта открытых палубах; по меньшей мере, один СК должен размещаться в близи кормы судна; крепиться таким образом, чтобы их можно было быстро сбросить (не должны прикрепляться наглухо); один спасательный круг на каждом борту судна должен быть снабжен плавучим спасательным линем длиной 30м; 50% спасательных кругов должны быть снабжены самозажигающимися огнями, не менее 2-х из них должны быть снабжены автоматически действующими дымовыми шашками, и иметь возможность быстро сбрасываться с ходового мостика; на каждом спасательном круге должно быть нанесено печатными буквами латинского алфавита – название судна и порт приписки;

    Требования к спасательным жилетам (СЖ).

    По конструкции СЖ изготавливаются двух видов:

    Жесткие (с эластичным или твердым плавучим материалом)

    Надувные, с не менее 2-мя камерами плавучести.

    СЖ должен не поддерживать горение и не продолжать плавиться, после того он был полностью охвачен пламенем в течение 2 сек. Конструкция спасательного жилета должна быть такой, чтобы:

    а) по крайне мере 75% лиц, незнакомых с конструкцией могли им правильно воспользоваться в течение не более 1 мин., без всякой помощи, подсказок и демонстрации;

    б) после демонстрации надевания все лица смогли надеть его правильно и без посторонней помощи в течение не более 1 мин.;

    в) было совершенно ясно, что его можно надевать лишь на одну сторону или чтобы, по возможности, исключалась возможность неправильного надевания;

    г) его было удобно носить;

    д) в нем можно было прыгать в воду с высоты не менее 4,5м. без получения телесных повреждений и без смешения или повреждения при этом спасательного жилета;

    СЖ должен обладать достаточной плавучестью и остойчивостью в пресной воде и поддерживать рот обессилевшего или потерявшего сознание человека на расстоянии не менее 120мм от воды так, чтобы тело человека было отклонено назад под углом не менее 200 от его вертикального положения; и поворачивать за время не более 5 с тело потерявшего сознание человека в воде из любого положения в такое, при котором его рот находится над водой.

    Спасательный жилет должен быть таким, чтобы в нем можно было проплыть короткое расстояние и забраться в спасательную шлюпку или в спасательный плот. Плавучесть спасательного жилета не должна уменьшаться более чем на 5% после погружения его в пресную воду на 24 часа. Надувной спасательный жилет должен иметь не менее двух отдельных камер плавучести и надуваться: автоматически при погружении в воду; иметь устройство, для надувания приводимое в действие вручную одним движением и ртом (через трубку).

    Каждый спасательный жилет оборудуется сигнальным огнем, который должен:

    а) иметь силу света не менее 0,75 кд во всех направлениях верхней полусферы;

    б) иметь источник энергии способный обеспечивать силу света 0,75 кд в течение не менее 8 часов;

    в) быть видимым, когда он прикреплен к спасательному жилету, в наибольшей части сегмента верхней полусферы, на сколько это практически возможно;

    г) быть белого цвета;

    д) если сигнальный огонь является проблесковым, то он должен снабжаться ручным выключателем и давать проблеск не менее 50 и не более 70 проблесков в минуту (сила света не менее 0,75 кд);

    Каждый спасательный жилет снабжается свистком, который надежно крепится к спасательному жилету с помощью шнура.

    Количество спасательных жилетов на судах, их размещение.

    Для каждого находящегося на борту человека должен быть предусмотрен СЖ; на детей должны быть предусмотрены СЖ «Child», в количестве 10% от числа пассажиров). Дополнительно:

    Для вахтенного персонала (на мостике, посту управления двигателем и в любом другом посту, где несется вахта);

    В удаленных местах расположения спасательных плотов.

    Спасательные жилеты должны размещаться так, чтобы они были легко доступны, а место их хранения должно быть ясно обозначено; при использовании СЖ в спасательных шлюпках они не должны препятствовать входу в СШ, не должны мешать усаживаться и пристегивать привязные ремни; каждое пассажирское судно должно дополнительно иметь спасательных жилетов не менее 5% от общего числа пассажиров, которые хранятся на видном месте на палубе или в местах сбора; если СЖ хранятся в каютах, удаленных от путей прямого сообщения между общественными помещениями и местами сбора, то для таких пассажиров СЖ должны храниться либо: в общественных местах - местах сбора, либо непосредственно по пути движения. СЖ должны храниться так, чтобы их распределение и надевание не препятствовало организованному продвижению к местам сбора и посадки в спасательные шл1