Виды ликвидации

Ликвидация юридического лица – прекращение деятельности и существования субъекта с внесением записи в реестр. Основанием для ликвидации служит не только банкротство, но и окончание срока деятельности, нарушения законодательства, при которых суд определяет регистрацию недействительной.

Регламентирует порядок действий при ликвидации Гражданский Кодекс.

Общий план

Основываясь на информации из Гражданского Кодекса можно выделить виды ликвидации юридического лица:

Законодательство обязывает налоговый орган произвести проверку деятельности субъекта при ликвидации. При добровольной форме срок делопроизводства считается налогооблагаемым периодом.

Добровольно

Добровольная ликвидация по решению учредителей – более легкая форма, так как при этом отсутствует необходимость уплаты судебных пошлин, часто отсутствуют причины для административных и иных взысканий с руководителей. Кроме того, решение о продаже имущества выносится ликвидационной комиссией, иногда это позволяет получить больший доход.

При добровольной ликвидации необходимо согласовать промежуточный баланс с государственными службами, после чего можно начинать погашение задолженностей в следующей очередности:

  • удовлетворение требований лиц, которым причинен физический и иной ущерб от деятельности субъекта;
  • оплата труда и пособий сотрудникам ликвидируемого субъекта;
  • выплаты кредиторам;
  • выплаты в государственные фонды;
  • иные кредиторы.

После выплат по всем задолженностям закрываются счета компании с уведомлениями налоговой. Вся документация юридического лица передается в архив. Деятельность и существование субъекта прекращается со дня выдачи справки об исключении из реестра.

Принудительно

Правом на принудительную ликвидацию службы и органы наделил Конституционный Суд постановлением 14 в 2003 году. Делопроизводство по ликвидации начинается после подачи иска в Арбитражный Суд.

Предшествовать этому могут следующие причины:

  • сокрытие отчетности или предоставление искаженных данных в налоговые органы
  • невыполнение правил применения кассовых аппаратов
  • деятельность, не предусмотренная лицензией
  • грубые нарушения в учредительной документации
  • уменьшение активов в соотношении с уставными фондами
  • незаконная деятельность, попадающая под уголовные статьи

За какими органами и службами закреплено право подачи заявления о ликвидации:

  • регистрирующие органы;
  • налоговая служба;
  • прокуратура;
  • антимонопольная служба;
  • центральный Банк;
  • другие заинтересованные субъекты и лица;

В случае отсутствия учредителей или невозможности выполнять возложенные задачи, ликвидатор назначается арбитражным судом. Ликвидация по принудительной форме часто совмещается с банкротством, если средств субъекта, его фондов и имущества недостаточно для погашения задолженностей.

Решение суда

Началом процедуры принудительной ликвидации является вынесение арбитражным судом соответствующего решения. Данное решение является окончательным и обязательным к осуществлению, в отличии от добровольной ликвидации, которая может быть остановлена или отменена.

Делопроизводство начинается с подачи заявления в арбитражный суд уполномоченных лиц и структур, после чего назначается дата и время заседания с извещением участников.

Все стороны, участвующие в рассмотрении наделены правом предоставлять суду доказательства и прочую информацию. Анализ судебной практики говорит о том, что решение о ликвидации выносится при наличии неустранимых, или систематических грубых нарушений.

Решение арбитражного суда оформляется в соответствии с установленной формой, данный документ обязателен к выдаче участникам.

Сроки осуществления ликвидации прямо зависят от сложности дела. Даже в легких случаях это занимает несколько месяцев, в связи с необходимостью проверки налоговыми и другими органами. Ликвидация, сопровождаемая банкротством, может длиться несколько лет.

В чем особенности видов ликвидации юридического лица

Особенности процедуры имеют зависимость от таких факторов, виды ликвидации юридического лица (принудительное, добровольное, сопровождаемое банкротством), типа учреждения, формы собственности, причин ликвидации.

Так религиозные организации могут быть ликвидированы в связи с деятельностью, которая противоречит законам и морально-этическим устоям общества. Это такие проявления, как склонение к суициду, отказу от получения образования, лечения. Принуждение к отказу от материальных ценностей и собственности.

Свои особенности имеет принудительная ликвидация. Судом может быть установлен срок на исправление нарушений с целью предотвращения завершения деятельности и сохранения субъекта. Данная процедура применяется к большинству субъектов при угрозе несостоятельности.

В некоторых случаях альтернативой ликвидации может быть слияние субъектов, присоединение к организации, осуществляющей схожую деятельность, но имеющую устойчивое финансовое положение и отсутствие нарушений. При этом к управляющему субъекту переходят распорядительные права и кредитные обязательства, что позволяет произвести процедуру без финансовых потерь со стороны кредиторов ликвидируемого субъекта.

Усложняют процесс ликвидации попытки умышленного банкротства. Данные действия выявляются в ходе проверок и сопровождаются дополнительными расследованиями и судами с применением взысканий по административным и уголовным статьям.

Если нет банкротства

Субъект, не имеющий невыполненных долговых обязательств, или могущий удовлетворить требования кредиторов в течение делопроизводства ликвидируется без процедуры банкротства. При этом для ликвидации необходимы другие законные условия.

Без признания несостоятельности ликвидация происходит чаще по добровольному типу и не всегда связана с нарушением законодательства. Как пример – ликвидация в связи с выполнением субъектом поставленных задач, прекращение деятельности.

Безусловно, ликвидация без признания несостоятельности – более простая и безболезненная процедура, занимающая меньше времени.


Факт признания банкротства не снимает ответственности с учредителей, и при установлении неплатежеспособности им грозит административная ответственность, часто вместе с уголовной

Альтернатива

Исключить некоторые сложности, снизить финансовые потери и избежать взысканий в некоторых случаях помогают альтернативные способы ликвидации.

Первый и самый эффективный способ – . Субъект будет исключен из реестра, но права и обязательства перейдут поглощающей организации, включая и задолженность.

Слияние несет ряд положительных моментов:

  • Сокращения срока процедуры. Без наличия усложняющих обстоятельств весь процесс занимает 1-3 месяца .
  • Отсутствие предпосылок к налоговым проверкам.
  • Процедура абсолютно законна.
  • Ликвидированный субъект исключается из реестра юридических лиц, как и в других случаях.
  • Сохранение прав субъекта на деятельность за поглащающей или вновь образованной компанией.
  • Сохранение интересов кредиторов.
  • Полное или частичное сохранение рабочих мест.
  • Возможность законно воспользоваться услугами консалтинговых и других компаний для помощи в проведении процедуры и соблюдения законности.

Вынужденные меры

Вынужденные меры при ликвидации связаны с двумя факторами: установление законности деятельности субъекта и возмещение задолженностей перед кредиторами.

Обеспечение первого условия происходит посредством проверок налоговыми и другими контролирующими органами с целью выявить или исключить факты незаконных действий, в том числе установлению истинных причин ликвидации. В случае выявления нарушений к ответственным лицам применяются взыскания в соответствии с законом.

Удовлетворение финансовых требований кредиторов и сотрудников субъекта гарантирует государство, поэтому действия арбитражного суда и прочих инстанций направлены на установление платежеспособности, выявления активов, дебиторской задолженности, имущества в объеме, достаточном для расплаты по задолженностям в соответствии с очередностью.

Обеспечить интересы каждого кредитора призвана процедура размещения сведений о ликвидации в общедоступных средствах информации и установленный двухмесячный срок для предъявления требований.

В случае нехватки средств субъекта для удовлетворения требований всех кредиторов признается факт несостоятельности учреждения.

Здравствуйте! В этой статье мы расскажем про ликвидацию юридического лица.

Сегодня вы узнаете:

  1. Виды ликвидации юридического лица;
  2. Кому принадлежит право начать процедуру ликвидации юридического лица;
  3. Последствия ликвидации;
  4. Распространенные ошибки при проведении процедуры ликвидации;
  5. Распределение имущества после ликвидации.

Основания для ликвидации юридического лица

  1. Решение учредителей компании. Такой документ требуется, если количество участников составляет два и более человек. Причем должны быть соблюдены все требования в процессе принятия и составления документа.
  2. Решение суда. Если в деятельности предприятия наблюдаются нарушения норм законодательства, либо организация не выполняет законные требования государственных органов.

Виды ликвидации предприятия

Процесс закрытия организации происходит:

  • Принудительно;
  • Добровольно.

Принятие решение о добровольной процедуре ликвидации принадлежит ее учредителям.

Прийти к такому мнению они могут вследствие следующих причин:

  • Цель создания предприятия является достигнутой;
  • Нестабильность экономических условий;
  • Нерентабельность и прочее.

Предприятие подвергается принудительной ликвидации, если в суд были представлены доказательства о нарушении предписаний законодательства.

Отличительная особенность банкротства заключается в том, что эта процедура является не только лучшим вариантом для ликвидации юридического лица с долгами. Ее можно отнести к обоим видам ликвидации.

Принудительное банкротство влечет за собой ответственность за все предъявленные претензии, в то время как добровольно признать себя банкротом – означает законно избежать ответственности.

Ликвидация юридического лица по решению суда

Если суд вынес решение, то речь идет о принудительном виде закрытия. Процесс начинается с подачи заявления в суд уполномоченным лицом.

К основаниям вынужденной ликвидации относятся:

  1. Создание предприятия было осуществлено ненадлежащим образом;
  2. В Единый реестр внесена ошибочная информация о предприятии. Причем данные носили заведомо ложный характер;
  3. Предприятие осуществляло деятельность без соответствующего разрешения (лицензии);
  4. Деятельность организации противоречит законодательству;
  5. Наблюдается факт систематической не сдачи отчетности.

Правом подачи иска в суд обладают:

  • Антимонопольная служба РФ;
  • Центральный Банк РФ;
  • Налоговая служба РФ.

Рассмотрение заявления в суде начинается после установления достоверных сведений об имеющихся нарушениях. Принудительная ликвидация предприятия является необратимым процессом.

Принудительная ликвидация юридического лица

Обязать руководство юридического лица, начать процесс ликвидации возможно в следующих ситуациях:

  • Если сумма была уменьшена;
  • Если руководство компании не начинает самостоятельную ликвидацию в случаях, когда по закону должны быть проведены подобные мероприятия. Например, сумма капитала организации стала выше, чем стоимость ее активов;
  • Если регистрирующий орган обладает недостоверной информацией о фактическом . По месту регистрации предприятия направляется письмо с просьбой сообщить верный адрес. В случае если в период установленного времени ответ не получен, то регистрирующий орган вправе обратиться в суд с ходатайством о закрытии юридического лица;
  • происходило с нарушениями установленных правил. Например, выявлен факт отсутствия одобрительного решения антимонопольного комитета;
  • Организация неоднократно нарушает права интеллектуальной собственности и прочее.

Добровольная ликвидация юридического лица

Как уже было отмечено, предприятие может быть закрыто при принятии такого решения его участниками. Добровольная ликвидация является обратимым процессом и может быть отменена. Для этого созывается совет учредителей, и решение об отмене процедуры ликвидации оформляется соответствующим образом.

В течение 3-х суток оповещается налоговая служба. Если в Единый реестр уже занесена запись о начале процедуры закрытия, то процесс остановить невозможно.

Этапы закрытия предприятия

Порядок ликвидации юридического лица происходит поэтапно.

В него входят :

Шаг 1. Решение вопроса о закрытии компании. Любая деятельность начинается с принятия решений. Вопрос о закрытии не является исключением. Решение о ликвидации юридического лица должно принадлежать полному составу участников без исключения.

Созывается собрание. На нем определяются ответственные лица за процесс ликвидации – ликвидационная комиссия. В полномочия ее входят сбор и предоставление необходимой документации. Первым шагом станет составление заявление по форме Р15001, подлежащие обязательному заверению у нотариуса.

Существует порядок заполнения такого заявления. Вам необходимо ознакомиться с ним заранее.

Шаг 2. Необходимо составить баланс. Делается это для того чтобы подтвердить несостоятельность компании отвечать по своим обязательствам. Такой баланс называют промежуточным либо ликвидационным. Составлять его требуется с особой точностью и внимательностью.

Именно на основании этого документа будут решаться требования кредиторов. Если результат баланса окажется отрицательным, то у организации есть все основания признать себя банкротом.

Шаг 3. Обращение в регистрирующий орган. Орган, ведущий Единый реестр, должен быть своевременно оповещен о принятии решения о ликвидации. Сообщить вам необходимо в письменной форме. После этого в реестр вносятся отметки о начале ликвидационного процесса.

Соответствующие уведомления должны поступить в адрес пенсионного фонда и социального страхования. Вам также следует опубликовать объявление о закрытии предприятия в газете «Вестник государственной регистрации».

Шаг 4. Ликвидационная комиссия начинает работу . Выбранный состав комиссии должен установить очередность необходимых действий.

К ним относятся:

  • Решение вопроса о дебиторской задолженности. Кредитору направляется требование о погашении задолженности;
  • Инвентаризация имущества. При составе списка имущества организации должны учитываться как активы, так и пассивы организации;
  • Расчет коллектива. Всем работникам предприятия необходимо выплатить причитающиеся им денежные компенсации. Это не только заработная плата, но и возможные долги, оплата больничных листов и прочих пособий.

О ликвидации предприятия работодатель обязан оповестить сотрудников в срок не менее, чем за 2 месяца до даты увольнения.

  • Оплата налогов. Процесс ликвидации вовсе не означает, что предприятие освобождается от уплаты налогов. Оплачивать их организация обязана до момента полного закрытия. Причем деньги на уплату берутся из сумм, полученных при реализации имущества.

Шаг 5. Погашение кредиторской задолженности. Вопрос о погашении долгов должен решаться после утверждения промежуточного баланса. Если вы отказываетесь по каким-либо причинам погасить долг, то кредитор может обратиться с соответствующим заявлением в суд.

Шаг 6. Процесс закрытия расчетных счетов в банках. Закрыть счет в банке необходимо после того, как все расчеты произведены, и вы точно уверены, что он больше не понадобится. Несложная процедура заключается в обращении в банк, который предложит заполнить заявление на закрытие.

Уведомление о ликвидации юридического лица вам нужно направить в налоговую службу, а затем в пенсионный фонд и фонд страхования.

Шаг 7. Аннулирование лицензии . Процесс занимает 20 дней. В течение 10-ти рабочих дней, орган, выдавший лицензию, принимает необходимые действия по аннулированию лицензии. Через 10 последующих дней решение органа вступит в законную силу.

Последствия ликвидации

Процедура ликвидации имеет последствия и зависит от выбранного способа закрытия. При добровольной ликвидации возможен исход, при котором не будет неприятных последствий, однако, при этом вся документация должна быть в порядке. Особое внимание нужно уделить бухгалтерским бумагам.

Более подробно последствия процедуры ликвидации представлены в таблице:

Добровольное закрытие Принудительное закрытие или принудительное банкротство Признание себя банкротом
Отсутствие ответственности Возможно привлечение к уголовной, административной и прочим видам ответственности Отсутствие ответственности
Долги выплачиваются в установленном порядке по мере реализации имущества Мера воздействия на организацию по исполнению обязательств Законное избежание выплаты долгов
Сохраняется репутация фирмы Репутация испорчена Сохраняется репутация фирмы

Распределение имущества после ликвидации

Бывают ситуации, при которых предприятие уже закрылось, но у него в наличии обнаружилось имущество. Такой вопрос рассматривается после того, как закрытая организация закончит отвечать по всем взятым на себя обязательствам.

С правом обратиться за имуществом могут:

  1. Кредиторы, которые ранее работали с ликвидируемым предприятием. Среди них могут быть и те, по отношению к которым обязательства исполнены частично;
  2. Учредители предприятия;
  3. Лица, в отношении которых была ошибочно пропущена очередность исполнения обязательств.

С правом требовать имущество закрытой организации, заинтересованные лица могут в течение 5-ти лет со дня внесения соответствующей записи в реестре.

В чем заключается разница между реорганизацией и ликвидацией

К одной из форм ликвидации юридического лица часто относят реорганизацию предприятия. Реорганизация – сложный процесс. Его результат – это образование нового юридического лица. Причем существующие права и обязанности старых фирм не прекращаются, а переходят к новому составу участников.

Отличие от процедуры ликвидации заключается в том, что при реорганизации предполагается дальнейшее существование хозяйственной деятельности закрываемого предприятия.

Реорганизация может быть как добровольной, так и принудительной.

Различают следующие ее формы:

  • Присоединение. О нем говорят когда одна организация присоединяется к другой, и при этом имеет больше преимуществ.
  • Слияние. Подразумевается образование абсолютно новой организации.
  • Разделение. Когда одна большая организация делится на несколько маленьких. При этом между ними в равной степени распределяются все обязательство и права.
  • Выделение. Из общего состава организаций выделяется одна, которая наделяется необходимыми полномочиями.
  • Преобразование. Происходит при изменении формы собственности.

Любые процессы, связанные с реорганизацией либо ликвидацией предприятия должны быть отражены в Едином Реестре.

Сроки закрытия предприятия

Сроки ликвидации юридического лица не могут быть конкретно установлены. В каждом случае они носят индивидуальный характер и могут занять в среднем более 4-х месяцев. Время с момента принятия решения о ликвидации, до получения на руки справки о ликвидации, складывается из многих факторов.

К ним относятся:

  • Время, потраченное на оповещение уполномоченных органов, и на публикацию в СМИ о начале процедуры ликвидации;
  • Уведомление кредиторов. Важный момент – после процедуры закрытия, кредиторы имеют право в течение двух месяцев обратиться за возмещением задолженности;
  • Время, потраченное на составление промежуточного баланса;
  • При необходимости, могут быть проведены торги имущества предприятия.

Если организация принудительно объявлена банкротом, то процесс ликвидации может затянуться до того времени, пока не будут выполнены все ее обязательства по долгам. При добровольной процедуре закрытия предприятия сроки могут составить менее 4-х месяцев.

Ошибки, допускаемые при закрытии предприятия

Процесс ликвидации предприятия – сложный процесс, который не исключает ряд распространенных ошибок.

Действия, которые не могут привести к ускорению сроков ликвидации организации:

  1. Не следует переводить активы на счета другой компании. Проверяющие органы легко заподозрят в таких действиях умышленный смысл. Вас могут обвинить в предумышленности процедуры банкротства и привлечь как к административной, так и к уголовной ответственности. Более того, такие действия нанесут существенный вред репутации предприятия.
  2. Не следует продавать активы за низкую цену. Продажа компанией своих активов за низкую цену – это ситуация, которая также подразумевает умышленные преступные действия. Они повлекут за собой привлечение к ответственности. Стоит помнить, что в полномочия контролирующего органа входит отмена сделок, совершаемых за последние три года, поэтому надеяться, что что-то удастся скрыть бессмысленно.
  3. Следующая ошибка – продажа дебиторской задолженности . Законом не запрещается уступать право требовать возмещения задолженности третьим лицом. Однако процедура должна быть оформлена в строгом соответствии с нормами законодательства и проведена по установленным правилам. В противном случае вам придется доказывать законность своих действий в суде. Предугадать исход разбирательства невозможно.
  4. Не следует инсценировать пропажу документов. Наличие форс-мажорных обстоятельств действительно сможет привести к порче либо утрате документов, что принесет некоторые трудности кредиторам. Однако, хитрость такого плана может повлечь за собой серьезные меры ответственности.
  5. Смена состава участников. Любая проверка приведет к тому, что проверяющий сможет легко заподозрить руководителя в попытке организации уйти от решения вопроса, связанного с долгами. Бессмысленность подобных решений подтверждается и тем фактом, что каждый участник предприятия, независимо от того бывшим он является либо выполняет обязательства до сих пор, несет ответственность за деятельность предприятия.
  6. Не стоит менять директора. Как и в случае с другими участниками предприятия, нынешний руководитель, точно так же как и бывший директор, не освобождаются от ответственности.

В таблице представлен примерный перечень распространенных ошибок, допускаемых при ликвидации юридического лица:

Ошибка Краткое описание
1 Решение о ликвидации оформлено ненадлежащим образом Порядок принятия решения о закрытии, отражается в соответствующем документе
2 Не приняты соответствующие меры при принудительной ликвидации Отсутствие соответствующих мероприятий говорит о неисполнении решения суда
3 Нарушение сроков предоставления сведений о ликвидации юридического лица Порядок и время оповещения соответствующих органов прописано в законодательных актах
4 Неверно определено время сдачи отчетности Проводить должную работу по сдаче отчетности и оплате налогов ликвидируемое предприятие обязано до момента закрытия
5 Нарушение очередности при удовлетворении требований кредиторами

Законодатель определил очередность исполнения обязательств, нарушать который не рекомендуется

6 Процедура ликвидации не закончена надлежащим образом После закрытия, необходимо получить соответствующие бумаги, и уничтожить печати

Основные способы создания юридического лица

Юридическое лицо возникает и прекращается в порядке, определенном действующим законодательством.

Создание юридического лица это осуществление юридически значимых действий и принятие соответствующих актов, направленных на фактическое возникновение и предоставление соответствующего правового статуса юридическому лицу.

К основным способам создания юридических лиц традиционно относят распорядительный, нормативно-явочный и разрешительный.

Суть распорядительного способа заключается в том, что юридическое лицо возникает по инициативе и специальному распоряжению органа публичной власти. Такой способ применяется при создании государственных (казенных) и коммунальных предприятий. Уполномоченными органами, которые могут быть учредителями государственных предприятий, являются органы государственной исполнительной власти, подведомственные Кабинету Министров Украины – министерства, государственные комитеты, другие центральные ведомства; по отношению к казенным предприятиям таким органом является Кабинет Министров Украины; по отношению к коммунальным предприятиям – органы местного самоуправления.

Нормативно-явочный (регистрационный) порядок означает, что в случаях, когда юридическое лицо создано в соответствии с условиями, закрепленными в законе, государственный орган не может отказать ему в легализации (государственной регистрации).

Разрешительный порядок состоит в требовании получения разрешения соответствующего государственного органа, предприятия и тому подобное на создание юридического лица. В частности, разрешение соответствующих государственных органов необходимо для создания организаций, которые будут заниматься деятельностью, связанной с обеспечением правопорядка, здравоохранением, образованием и тому подобное.

Иногда в цивилистической литературе упоминается также договорный порядок возникновения юридических лиц. Однако такая классификация является не совсем точной, поскольку отождествляет порядок и основания возникновения юридического лица. Договорной способ применяется при создании юридических лиц с числом участников более одного, которые в учредительном договоре определяют условия деятельности такого юридического лица. Такой способ создания юридических лиц характерен, например, для хозяйственных обществ, некоторых объединений предприятий (ассоциация, корпорация).

Порядок создания субъекта хозяйствования регулирует также статья 56 Хозяйственного кодекса. В соответствии с этой нормой субъект хозяйствования может быть создан по решению собственника имущества или уполномоченного им органа, а в случаях, специально предусмотренных законодательством, также по решению других органов, организаций и граждан путём учреждения нового, реорганизации действующего субъекта хозяйствования с соблюдением требований законодательства. Субъекты хозяйствования могут создаваться путем принудительного деления действующего субъекта хозяйствования по распоряжению антимонопольных органов в соответствии со антимонопольно-конкурентным законодательством Украины.

Учредительные документы юридических лиц

С целью создания юридического лица его участники (учредители) должны разработать учредительные документы, которые излагаются письменно и подписываются всеми участниками, если законом не установлен другой порядок их утверждения.

Учредительные документы – это документы, определяющие индивидуальные особенности статуса конкретного юридического лица в рамках действующего законодательства.

Учредительным документом общества является утвержденный участниками устав (акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью) или учредительный договор между ними (полное и коммандитное общества), если иное не установлено законом. Учреждениесоздается на основании индивидуального или общего учредительного акта , составленного учредителями. Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации.

Законодательством определены следующие требования к содержанию учредительных документов.

В уставе общества обязательно указываются:

1) наименование;

2) органы управления обществом;

3) компетенция органов управления обществом;

4) порядок принятия органами управления обществом решений;

5) порядок вступления в общество и выхода из него.

Гражданским, Хозяйственным кодексами или другим законами могут быть установлены дополнительные требования к содержанию устава.

В учредительном договоре общества содержится:

1) обязательство участников создать общество;

2) порядок их совместной деятельности по его созданию;

3) условия передачи обществу имущества участников.

В учредительном акте учреждения:

1) указывается его цель;

2) определяются имущество, которое передается учреждению и являющееся необходимым для достижения этой цели;

3) структура управления учреждением.

Государственная регистрация юридических лиц

Урегулированию вопросов регистрации юридического лица посвящена статья 58 Хозяйственного кодекса, статья 89 Гражданского кодекса. Субъект хозяйствования подлежит государственной регистрации как юридическое лицо или физическое лицо-предприниматель в порядке, установленном законом. Специальным законом, регулирующим регистрацию юридических лиц и физических лиц-предпринимателей, является Закон Украины "О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц – предпринимателей".

Государственная регистрация юридических лиц и физических лиц-предпринимателей осуществляется государственным регистратором в исполнительном комитете городского совета городов областного значения или в районной, районной в городах Киеве и Севастополе государственной администрации по местонахождению юридического лица или по месту проживания физического лица – предпринимателя.

Данные государственной регистрации включаются в Единый государственный реестр , открытый для всеобщего ознакомления. Нарушение установленного законом порядка создания юридического лица или несоответствие его учредительных документов закону является основанием для отказа в государственной регистрации юридического лица. Отказ в государственной регистрации по другим мотивам, например, нецелесообразность, не допускается. Отказ в государственной регистрации, а также промедление с её проведением могут быть обжалованы в суд. В Единый государственный реестр вносятся сведения об организационно-правовой форме юридического лица, его наименование, местонахождение, органы управления, филиалы и представительства, цель создания, а также другие сведения, установленные законом.

Основаниями для отказа в проведении государственной регистрации являются:

1) нарушение установленного законом порядка создания юридического лица;

2) несоответствие учредительных документов закону;

3) недостоверность или несоответствие требованиям законодательства документов, которые подаются для государственной регистрации;

4) наличие ограничений на занятие соответствующих должностей, установленных законом в отношении лиц, указанных как должностные лица органа управления юридического лица;

5) наличие ограничений на совершение учредителями (участниками) юридического лица или уполномоченным им лицом юридических действий, установленных законом;

6) наличие в Едином государственном реестре наименования, идентичного наименованию юридического лица, желающего зарегистрироваться;

7) использование в наименовании юридического лица частного права полного или сокращенного наименования органа государственной власти или органа местного самоуправления; производных от этих наименований; исторического государственного наименования, перечень которых устанавливается Кабинетом Министров.

Информация о проведении государственной регистрации юридического лица и об осуществлении других регистрационных действий подлежит обязательному опубликованию в специализированном печатном средстве массовой информации. Основанием для публикации соответствующих объявлений в специализированном печатном средстве массовой информации является внесение соответствующей записи в Единый государственный реестр. Публикация осуществляется на протяжении десяти рабочих дней с момента внесения соответствующей записи в реестр.

Государственный регистратор в день государственной регистрации юридического лица обязан передать соответствующим органам статистики, Государственной налоговой службы, Пенсионного фонда Украины, фондов социального страхования сведения из регистрационной карточки о проведении государственной регистрации юридического лица.

Действия, которые необходимо совершить юридическому лицу для своей легализации

Действия, которые необходимо совершить юридическому лицу для своей легализации:

1) встать на учет в государственных органах статистики;

2) встать на учет в органах государственной налоговой службы;

3) встать на учет в органах Пенсионного фонда;

4) встать на учет в органах Фонда социального страхования по временной утрате трудоспособности;

5) встать на учет в органах Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины;

6) встать на учет в органах Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы;

7) получить необходимые разрешения в органах внутренних дел на изготовление печатей и штампов;

8) открыть счета в банковском учреждении;

9) получить необходимые лицензии, патенты, другие разрешения, предусмотренные законодательством.

Основанием взятия юридического лица на учет в органах статистики, государственной налоговой службы, Пенсионного фонда, фондов социального страхования является поступление в эти органы сведений из регистрационной карточки о проведении государственной регистрации юридического лица.

Для получения разрешения на изготовление печатей и штампов юридическое лицо подает соответствующему органу внутренних дел заявление на получение разрешения, опию свидетельства о государственной регистрации, два экземпляра образцов печатей и штампов, утвержденные учредителем, а также документ, подтверждающий внесение платы за выдачу разрешения на изготовление печатей и штампов. На протяжении пяти рабочих дней со дня получения документов орган внутренних дел обязан выдать разрешение на изготовление печатей и штампов или письменный отказ с указанием причин отказа. На печатях и штампах юридического лица должен указываться его идентификационный код в Едином государственном реестре предприятий и организаций Украины.

Свидетельство о государственной регистрации юридического лица и копия документа, подтверждающего взятие его на учет в органах государственной налоговой службы, является основанием для открытия счетов в учреждениях банка.

Все изменения в учредительных документах подлежат государственной регистрации.

Изменения сведений, содержащихся в Едином государственном реестре, оформляются путем предоставления государственному регистратору регистрационной карточки о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре. В случае внесения изменений в сведения о месте нахождения юридического лица, к регистрационной карточке дополнительно прилагается свидетельство о государственной регистрации юридического лица. В случае отсутствия оснований для оставления документов без рассмотрения, государственный регистратор обязан не позднее следующего рабочего дня с даты поступления документов, внести в Единый государственный реестр запись о внесении изменений в сведения о юридическом лице и выдать (направить заказным письмом с описью вложенного) исполнительному органу юридического лица или уполномоченному им лицу новое свидетельство о государственной регистрации юридического лица и свидетельство, которое было изменено, с отметкой о выдаче нового свидетельства.

Не позднее тринадцати месяцев со дня подачи последней регистрационной карточки, содержащей сведения о юридическом лице, юридическое лицо обязано предоставить государственному регистратору регистрационную карточку установленного образца с подтверждением сведений о юридическом лице. В случае неполучения такой карточки в установленный срок, а также в случае получения государственным регистратором от органа государственной налоговой службы уведомления установленного образца об отсутствии юридического лица по месту его нахождения, государственный регистратор обязан в срок не более десяти рабочих дней с даты, установленной для подачи регистрационной карточки с подтверждением сведений о юридическом лице, или с даты получения уведомления, направить заказным письмом юридическому лицу уведомление о необходимости подачи государственному регистратору регистрационной карточки с подтверждением сведений о юридическом лице.

В случае возвращения к государственному регистратору заказного письма с отметкой отделения связи об отсутствии юридического лица по указанному адресу или непредставление юридическим лицом на протяжении месяца с даты направления ему соответствующего уведомления, государственный регистратор должен внести Единый государственный реестр запись об отсутствии юридического лица по его местонахождению или запись об отсутствии подтверждения сведений о юридическом лице. Внесение такой записи влечет за собой необходимость вынесения судебного решения о прекращении юридического лица в связи с отсутствием юридического лица по указанному в Едином государственном реестре местонахождению (статья 38 Закона Украины "О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц – предпринимателей)".

Кроме указанных сведений в соответствии с Законом Украине "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности" юридические лица обязаны подавать государственному регистратору по месту нахождения регистрационного дела не позднее 01 июня года, следующего за отчетным периодом, финансовую отчетность о хозяйственной деятельности в виде баланса и отчета о годовых финансовых результатах.