Водительское удостоверение категории а3. Категории тракторных прав: расшифровка. В каком возрасте можно получить удостоверение машиниста-тракториста

Категорию годности к службе присваивает медицинская комиссия в военкомате исходя из физического и психического состояния призывника. Этот критерий обозначает, насколько молодой человек подготовлен к нагрузкам, которые предстоит выдержать при прохождении срочной службы. Призывными категориями считаются А и Б. Если хорошее здоровье гражданина позволяет проходить службу в любом роде войск, то ему присваивается А. Она имеет еще четыре модификации, указывающие на несущественные погрешности в здоровье.

Какие бывают

Категория годности - это специфический показатель способности пройти срочную службу в Вооруженных силах страны по физическим и психическим параметрам здоровья. Специалисты выделяют пять основных, каждая из них присваивается на основе Расписания болезней. Это перечень заболеваний, где четко прописано, в каких войсках и с каким диагнозом можно служить в армии, а какие заболевания являются непризывными.

Все эти параметры группируются в пять основных групп, обозначаются буквой русского алфавита и трактуются так:

  • А - отличное здоровье, дает возможность не ограничивать род войск для несения службы, в том числе могут отправить и в элитные. Призыв неизбежен.
  • Б - имеются заболевания, при которых физические нагрузки в армии не повредят здоровью. Имеются ограничения в выборе места службы. Гражданин подлежит призыву.
  • В - после освидетельствования молодой человек зачисляется в запас с военным билетом на руках. Его считают ограниченно годным - это значит, что на мирный период гражданин в армию не призывается и срочную службу не проходит. При военном положении его заберут в армию.
  • Г - имеется достаточно серьезное заболевание, которое не позволяет нести срочную службу в данный период. Гражданину дается возможность, т. е. отсрочка, на поправку здоровья. Если к следующей призывной комиссии ситуация не изменится, ему дают еще одну отсрочку или выдают военник.
  • Д - физическое или психическое состояние не позволяет нести военную службу даже в военное время. Выдается военный билет, и гражданина больше не привлекают к призыву.

Как присваивают

Достигнув , молодой человек получает повестку, по которой он обязан прийти в военкомат для прохождения медкомиссии. Осмотр проводится централизованно в комиссариате или медучреждении по месту прописки. По итогам медосвидетельствования врачи решают, какую категорию годности присвоить молодому человеку. Во время осмотра каждый из семи специалистов предварительно определяет годность к армии по своему профилю. Заключение ставит главврач комиссии. Он ориентируется на самое сложное заболевание. Так, если шесть специалистов присвоили призывнику модификацию А-1, а один специалист - А-3, то присвоится А-3.

В составе комиссии обязательно участвуют следующие специалисты:

  • хирург;
  • невропатолог;
  • офтальмолог;
  • психиатр;
  • лор-врач;
  • стоматолог;
  • терапевт.

Во время медкомиссии врачи обязаны принять во внимание имеющийся диагноз призывника, который был ранее поставлен ему лечащим врачом. Если в военкомате засомневаются в представленном диагнозе, то призывника отправляют на дополнительное освидетельствование. Подозрение могут вызвать также показания анализов или обследований. Вторичное медосвидетельствование назначается с целью уточнить имеющийся диагноз.

Все повторные диагностирования проводятся бесплатно. Требования платы за вторичную комиссию незаконны.

Что такое А и кому ее присваивают

Присвоение любой категории осуществляется на основании Расписания болезней - это справочник, где прописаны все болезни, которые не дают возможность пройти службу или ограничивают выбор войск. Каждое заболевание соотносится с одной из пяти основных групп.

Если все специалисты медкомиссии присвоили молодому человеку годность А, значит, он не имеет никаких непризывных патологий здоровья и может служить в любой военной части. При этом допустимо заболевание, которое находится на начальной стадии и еще не препятствует полноценной военной службе с физическими нагрузками.

Помимо осмотра специалистов, медосвидетельствование включает также диагностирование на основе флюорографических снимков, данных ЭКГ и результатов анализов. Категория А присваивается, если у гражданина в ходе медкомиссии не обнаружатся следующие патологии:

Где можно служить при А-1

  • воздушный десант;
  • морская пехота;
  • войска специального назначения;
  • ракетные войска особого назначения;
  • десантно-штурмовые части.

Чтобы попасть в такие воинские части, необходимо иметь отменное здоровье и высокие физические показатели:

А-2

Модификация А-2 присваивается тем, кто когда-то ломал конечности или перенес тяжелые заболевания. Но на момент призыва данные отклонения в здоровье отсутствуют или имеются несущественные остаточные явления, которые не помешают прохождению срочной службы.

При этом физические показатели должны соответствовать нормам, указанным в таблице.


В какие войска берут при А-3?

  • Министерство внутренних дел;
  • караульные части;
  • водители БТР;
  • экипаж БТР;
  • пусковые установки ракет;
  • химзащита;
  • зенитные части.

При этом призывник должен соответствовать достаточно высоким физическим параметрам:

В каких случаях присваивают подкатегорию А-4?

Если во время прохождения медосвидетельствования в военкомате врачи не обнаружили никаких серьезных отклонений в здоровье призывника, то присваивают А-4. В качестве отклонений допускаются, например, легкие дефекты зрения или плоскостопие 1 степени.

Молодой человек с присвоенной модификацией А-4 может попасть в любые войска, кроме тех, что перечислены выше. Таким образом, подкатегории ограничивают возможность служить в некоторых войсковых частях. При этом физические показатели в целом остаются такими же, как и во всех модификациях категории А.

Можно ли сменить одну категорию на другую?

Нередки случаи, когда призывник не согласен с решением медкомиссии. Чаще всего так бывает, если категория завышена. Но есть примеры, когда молодой человек стремится попасть в элитные войска, а ему присваивают годность А 2-4 модификации или Б. В любом случае решение военкомата можно оспорить.

Первичная постановка на учет

Впервые категорию годности присваивают молодому человеку при первичной . Если решение врачей не оправдало ожиданий, то необходимо подготовиться к следующей медкомиссии. При последующем освидетельствовании мнение комиссии может измениться.

В том случае если требуется повысить категорию, то нужно серьезно заняться своим здоровьем: пройти курс лечения, привести свои физические показатели к требуемой норме, например сбросить или, наоборот, добрать вес.

Если молодой человек не намерен проходить срочную службу из-за болезни, то также необходимо обратиться к лечащему врачу, но уже за постановкой непризывного диагноза. В этом может помочь консультация опытного юриста. Так, наша юридическая компания занимается исключительно делами призывников. Наши специалисты помогут избежать армии законным путем.

Комиссия после повестки

Если результаты комиссии не устраивают, то их можно опротестовать, подав заявление в суд, или в административном порядке. Поступить нужно следующим образом:

1.В случае несогласия с диагнозом военной медкомиссии необходимо потребовать дополнительное обследование.

2.Если после призывной комиссии сразу же вручили повестку на отбытие в войсковое подразделение, то подать заявление нужно сразу же с требованием направить на КМО (контрольное медосвидетельствование).
3.В случае если контрольное освидетельствование также не устраивает, то далее комиссариат и следственный комитет извещаются о решении опротестовать результат комиссии в суде. Иск в суд необходимо направить до дня отправки в армию.

Помощь специалистов

Опротестовать результаты медкомиссии при завышении категории гораздо сложней, чем удовлетворить требования повысить категорию. Эксперты нашей юридической компании помогут решить проблему с призывом. Получить консультацию можно в режиме онлайн или заказав звонок на нашем сайте. Мы обязательно перезвоним и поможем решить вашу проблему с призывом.

Комментариев:

Медицинский отбор

Для проведения ежегодных организованных призывных кампаний, связанных с прохождением срочной военной службы молодыми парнями призывного возраста, поступления их на службу на контрактной основе, поступления в военные учебные заведения существуют определенные правила. Они фиксируют категории пригодности к прохождению службы в Вооруженных силах, которые определены сегодня и закреплены специальной законодательной базой. Опираясь на условия данных категорий, определяется способность каждого молодого парня проходить службу в войсках на общих основаниях или с некоторыми оговорками.

Поэтому одной из составляющих призывной комиссии является медицинский отбор. После прохождения определенного перечня медицинских специалистов в отношении каждого молодого человека призывного возраста принимается окончательное квалифицированное решение о годности его к прохождению службы с учетом его состояния здоровья. Так называемая категория годности устанавливается на основании результатов медицинского осмотра в строгом соответствии с утвержденным Расписанием болезней. И именно такая категория определяет окончательно, пригоден юноша к службе в армии или ему необходимо освобождение от исполнения данного долга.

Вернуться к оглавлению

Перечень категорий, определяющих годность

Законодательством предусматривается пять категорий для призывников, которые выносятся на комиссию по призыву:А — полностью подходит для прохождения службы;

  • Б — пригоден с небольшими ограничительными условиями;
  • В — имеет ограничения к прохождению службы;
  • Г — некоторое время не подходит для службы в армии;
  • Д — не годен для призыва.

При получении категорий А и Б парень подлежит призыву в Вооруженные силы. Пункт В дает право на освобождение от призывной кампании, зачисление в запас и получение военного билета. Группа Г определяет временные ограничения по различным причинам, дающим право на отсрочку на 6-12 месяцев. Категория Д определяет группу призывников, не годных к военной службе даже в запасе. Такой человек получает освобождение и военный билет. Одним словом, чтобы не идти служить в армию, необходимо попасть в разряды категорий В и Д. Довольно часто случается, что путаются между литерами Б и В. В первом варианте вы считаетесь годным к службе с некоторыми ограничительными условиями, во втором — получаете право избежать призыва.

Вернуться к оглавлению

Категория армии Б

Цифровой знак рядом с буквой определяет принадлежность на соответствие Таблице дополнительных требований Расписания болезней. Именно этот показатель определяет возможность служить в определенных войсках. Перечень таких направлений выглядит следующим образом:


А вот категория В3 в армии предлагается к более подробному рассмотрению. Молодых людей, проходящих медицинскую комиссию и относящихся по состоянию здоровья к группе категории В3, как правило, направляют в воинские части в качестве водительского состава и членов экипажей боевых машин пехоты, бронетранспортеров и пусковых установок в ракетных подразделениях.

Их могут призвать проходить службу в химические войска, зенитно-ракетные или в качестве специалистов по заправке горючего и его хранения.

Как в советские времена, так и сейчас правами на трактор служит удостоверение тракториста-машиниста, снабжённое индивидуальным номером, фотографией владельца, сведениями о его месте жительства, дате и месте рождения. Выдавать такое удостоверение уполномочена Государственная инспекция технадзора. До недавнего времени (а именно, до 28 ноября 2015 года) существовало ещё и временное разрешение, действующее вместо удостоверения. Но сейчас оно отменено. Подробности и детальный разбор всех категорий прав тракториста-машиниста – в данной публикации.

Кроме отмены временных разрешений, отменено и само понятие «самостоятельное обучение». То есть, долгое время можно было без посещения курса занятий в Готехнадзоре просто сдать экзамены по теории и вождению и получить тракторные права. Теперь – нет, обязательным условием допуска к экзамену является наличие свидетельства о прохождении курса обучения в Гостехнадзоре.

Ныне действующий образец удостоверения тракториста-машиниста был введён в 2011 году. Это заламинированная картонная или пластиковая карточка с напечатанными на ней данными владельца и его фотографией. Картон или пластик – на усмотрение получающего, пластиковый вариант стоит дороже.

Сейчас, кроме индивидуального номера, удостоверение снабжается ещё и уникальным штрих-кодом. По замыслу создателей документа нового образца, это избавит инспектора от необходимости вбивать данные механизатора в свой гаджет для получения дополнительной информации о нём (наличие неоплаченных штрафов и т.п.). Считал штрих-код, как в супермаркете, – и полная история механизатора отображается на экране. Разумеется, в прошлом права на трактор совсем не такими.

Всем известно, что в годы Великой Отечественной войны на тракторах работали 14-ти и даже 12-ти летние мальчишки. Однако всё же права на эти сельхозмашины существовали уже тогда: они были введены ещё в 1933-м году Народным комиссариатом земледелия.

Связано это было с бурным ростом машиностроения и сельского хозяйства в нашей стране. Начали давать первую продукцию построенные «с нуля» промышленные гиганты – Сталинградский, Харьковский, Челябинский тракторные заводы.

Эти новые трактора значительно отличались от примитивной техники, используемой прежде. Они требовали определённого багажа знаний и навыков, умелого обращения. Началось повсеместное распространение МТС (машино-тракторных станций) – для обеспечения высокого уровня техобслуживания сельхозтехники и максимальной механизации труда в колхозах и совхозах.

Согласно постановлению Совета труда и обороны СССР №827 от 21.09.1933 г., для допуска к управлению трактором каждый уже работающий или будущий механизатор должен пройти квалификационную комиссию и получить удостоверение тракториста-машиниста «с отнесением всех трактористов по уровню их знаний к 1-й или 2-й категории» .

Для тех, кто смог получить удостоверения 1-й категории, при расчёте всех расценок коэффициент повышался на 0,1 трудодня. Одновременно с получением удостоверения тракториста-машиниста механизатор подписывал обязательство не менее двух последующих лет отработать именно в той МТС или в том колхозе (совхозе), который направил его на квалификационную комиссию.

В дальнейшем (начиная с 60-х годов) удостоверение тракториста-машиниста мог получить любой выпускник сельской школы. На селе в школах был введён предмет «машиноведение». В рамках этого курса, раз в неделю для мальчиков проводились уроки по изучению устройства колёсных тракторов типа , ; гусеничных ; и комбайнов . Для девочек во время данного урока в большинстве школ проводилось совсем другое занятие – факультативное по рукоделию.

Во внеурочное время периодически устраивались практические занятия по вождению указанных выше тракторов. Технику предоставлял местный колхоз. Либо – при многих сельских школах имелись собственные опытные хозяйства, а в них – по одному собственному колёсному и гусеничному трактору.

Незадолго до окончания последнего учебного года к учащимся 10-го класса и их наставнику по машиноведению приезжал представитель районного Гостехнадзора и принимал у ребят экзамены по теории и практике. При этом, дабы не «мотаться туда-сюда» несколько раз, он привозил с собою уже отпечатанные и готовые удостоверения тракториста-машиниста 2-го класса на каждого из учащихся (фото и анкетные данные на всех учитель собирал и отвозил в район заранее).

Экзамены и вождение принимались очень лояльно: достаточно было показать самые минимальные познания и навыки для того, чтобы стать обладателем удостоверения тракториста-машиниста – книжечки с на обложке (это в 80-е годы, ранее там изображался трактор намного «скромнее» – ). При самых вопиющих случаях полной неготовности кандидата (которых в принципе и не было) инспектор не выдавал ему книжечку, а увозил её с собой. И для получения прав нужно было ехать в райцентр и пересдавать экзамен там.

Городские жители могли при желании пройти курс обучения в ПТУ и сдать на тракторные права самостоятельно. Получить их можно было также во время пребывания в студенческих стройотрядах, или в период службы в Советской Армии.

Штампы «Разрешено» после сдачи экзаменов по машиноведению ставились в графы трёх категорий: «А» – колёсные трактора до («МТЗ-80»); «В» – гусеничные трактора («ДТ-75») и «Г» – самоходные машины с механической трансмиссией ( и т.п.) Другие категории советских тракторных прав, на которые нужно было учиться и сдавать экзамены отдельно: «Б» – Колёсные трактора классом свыше 14 кН (1,4 тс); «Д» – самоходные машины с гидростатической трансмиссией; «Е» – мелиоративные, дорожно-строительные машины, экскаваторы с ковшом вместимостью до 0,65 кубометров.

В настоящее время список категорий тракторных прав существенно расширился. Связано это с появлением новых видов техники, а также с синхронизацией российских удостоверений тракториста-машиниста и зарубежных их аналогов.

  • А – для автомото-транспортных средств, которые не предназначаются для езды по автодорогам общего пользования, и(или) имеют конструктивную скорость не более 50-ти км/ч.

I – для мототранспортных средств-внедорожников;

II – для автотранспортных средств-внедорожников, чья максимальная масса находится в пределах 3,5 тонн, а число сидячих мест – не более 8-ми (кроме места водителя);

III – для внедорожных автотранспортных средств с максимальной массой свыше 3,5 тонн, но кроме оговоренных в IV-й подкатегории;

IV – для внедорожных автотранспортных средств, которые предназначаются для перевозки пассажиров и имеют более 8-ми сидячих мест (кроме водительского).

  • В – для колёсных и гусеничных тракторов с мотором мощностью до 25,7 кВт;
  • С – только для колёсных, с двигателями диапазона мощности от 25,7 до 110,3 кВт;
  • D – только для колёсных, с мотором свыше 110,3 кВт мощности;
  • Е – для всех гусеничных тракторов, мощность двигателя которых превышает 25,7 кВт;
  • F – для комбайнов и прочих самоходных сельхозмашин.

Хорошо, верхние границы мощности понятны, а каковы границы минимальные на сегодняшний день? С какого порога мини-сельхозтехника начинает считаться трактором или самоходной машиной, для управления которой требуются права?

По новому положению, удостоверение тракториста-машиниста нужно получать для управления любым безрельсовым транспортным средством, конструкцией которого предусмотрен независимый привод и двигатель внутреннего сгорания, объём которого превышает 50 кубических сантиметров. Либо – электрический двигатель мощностью свыше 4-х кВт. Максимальный порог скорости –50 км/ч. Если больше – то права будут нужны уже не тракторные, а автомобильные.

Таким образом, для управления не только большинством мини-тракторов, но даже соответствующей мощности мотоблоком с тележкой требуется наличия прав тракториста.

Разумеется, малая сельхозтехника трудится себе на приусадебных участках, огородах и небольших полях. И на дорогах общего пользования появляется крайне редко и ненадолго, либо вовсе не появляется. Поэтому и удостоверений тракториста-машиниста на эту технику никто не оформляет, и на учёт в Гостехнадзоре её тоже не ставит.

Вероятность попасть на штраф ничтожно мала. Но такие курьёзные случаи всё же есть: о них весьма живописно рассказывают владельцы минитракторов или мотоблоков с тележками.

К примеру: выехал вечером к соседу на мотоблоке за парой телег навоза, а тут – а деревенской дороге «залётные» ГАИшники из района или области. В результате – протокол – езда без прав, штраф от 5 до 15-ти тысяч рублей; направление на комиссию с целью понуждения пройти обучение и получить удостоверение тракториста-машиниста. Жалобы подавать бесполезно: суд однозначно принимает сторону ГИБДД.

То же самое – квадроцикл, снегоход, мотосани и мотонарты. Все эти транспортные средства относятся к категории А удостоверения тракториста-машиниста.

Для наглядности, ознакомьтесь с подборкой конкретных транспортных средств, относящихся к к соответствующим категориям тракторных прав.

  • А- I : Квадроцикл «Ямаха», «Стелс»; снегоход «Тундра», мотовездеход «Куница», «Атаман».
  • А- I I : Снегоболотоходы «Марш» (на базе ВАЗовской «Нивы»); «Вектор 4х4» (на УАЗовском шасси).
  • А- I I I : Грузовые снегоболотоходы «Мамонтёнок» (с кабиной от «ГАЗ-3307»); «Тунгус» (от «КамАЗ»а).

Снегоболотоход «Мамонтёнок».

  • А- I V : Низкопольные перронные автобусы («МАЗ», «ЛиАЗ», «Neoplan» и т.п.) для перевозки пассажиров от здания аэропорта к самолёту и наоборот.
  • В: Минитрактора «Русич», и т.п.; любой мотоблок с тележкой и мотором мощностью до 25,7 кВт. Трактор . Мини-экскаватор «JCB 8026CTS». Складские электропогрузчики.
  • С: Трактора «МТЗ-80/82», «Т-40», «Агромаш-85»; экскаваторы («Петушок»), .
  • Е: Трактора и бульдозеры «ДТ-75», «МТЗ-1502», «МТЗ-2103». Снегоболотоход «ГАЗ-3409 «Бобр».
  • F : Зерно- и кормоуборочные комбайны всех видов.

Во-первых, для получения удостоверения тракториста-машиниста нужно достигнуть установленного законом возраста, а для трёх подкатегорий – ещё и иметь определённый стаж. А именно:

  • в возрасте от 16-ти лет можно получить тракторные права только подкатегории A I.
  • в возрасте от 17-ти лет можно получить тракторные права категорий A I, В, С, Е, F.
  • в возрасте от 18-ти лет можно открывать те же категории плюс ещё категорию
  • в возрасте от 19-ти лет можно открыть все названные выше категории, плюс ещё подкатегорий A II (но если уже есть стаж автомобильной категории В от 12 месяцев), и A III (но если уже есть стаж автомобильной категории С от 12 месяцев),
  • в возрасте от 22-х лет, имея стаж не менее 12 месяцев автомобильной категории D, можно открывать все категории тракторных прав, включая и последнюю подкатегорию A IV.

Практическое занятие по обучению вождению на тракторе.

Чтобы получить допуск к экзаменам на права в Гостехнадзоре, нужно пройти соответствующее обучение в той же государственной организации, получив свидетельство об окончании этих курсов. А также пройти медосмотр и получить медицинскую справку, подтверждающую отсутствие противопоказаний для управления тракторами и самоходными машинами.

Экзамен, как и на автомобильные права, состоит из теоретической (ответы на вопросы) и практической (вождение) частей. Выдаются права на трактор, как и автомобильные, сроком на 10 лет. Устаревшие удостоверения тракториста-машиниста времён СССР можно без сдачи экзамена заменить на документ нового образца. Но медицинскую справку для этого получить нужно, и госпошлину заплатить тоже.

Чтобы получить права на трактор, как и на любой другой транспорт, необходимо пройти тестовое испытание. В отличие от документов, подтверждающих право управления прочими транспортными средствами, права на трактор выдаются в особом порядке специализированными органами.

Права на трактор: категории

Водительские права на трактор делятся на несколько категорий по мощности машин и конструктивным особенностям:

  • категория А — автомобили, не предназначенные для дорог общего пользования, либо колесный транспорт с конструктивной скоростью, не превышающей 50 км/ч;
  • категория А 1 — внедорожный мототранспорт (квадроциклы, машины на базе малогабаритных тракторов);
  • категория А 2 — внедорожные автомобили и ТС с разрешенной массой максимум 3500 кг и числом сидячих мест, кроме водительского, до 8;
  • категория А 3 — внедорожные автомобили и ТС с разрешенной массой более 3500 кг, кроме включенных в категорию А 4;
  • категория А 4 — внедорожные пассажирские автомобили и ТС с числом сидячих мест, кроме водительского, более 8;
  • категория В — колесный и гусеничный транспорт с двигателем мощностью до 25,7 кВт;
  • категория С — колесный транспорт мощностью 25,7-110,3 кВт;
  • категория Д — колесный транспорт мощностью более 110,3 кВт;
  • категория Е — гусеничные машины мощностью более 25,7 кВт;
  • категория Ф — самоходные сельхозмашины.

Право управления трактором узаконивает ГосТехНадзор. Лицу, сдавшему экзаменационное тестирование, выдается удостоверения тракториста. Получить указанный документ можно:

  • с 16 лет — категория А (А 1) на право управления внедорожным мототранспортом. Подходит для езды на популярных сегодня квадроциклах;
  • с 17 лет — категория В и С на право управления полноценным трактором типа МТЗ и ЮМЗ, а также другими сельхозмашинами;
  • с 18 лет — категория Д на право управления сельхозмашинами с прицепными орудиями и механизмами;
  • с 19 лет — категория А 2, А 3;
  • с 22 лет — категория А 4.

На колесные тракторы, самоходные складские машины, экскаваторную технику и самосвалы устанавливают водительскую категорию В, С и Д. Для гусеничных машин выделяется отдельная категория — Е.

В России только лицам, имеющим удостоверение аттестованного тракториста, разрешается управление техникой, причисленной к классу «трактор». Управление указанным транспортом без удостоверения грозит гражданину штрафом за управление без узаконенного права. Чтобы забрать конфискованный трактор со штрафстоянки в любом случае придется получить удостоверение.

Как получить права на трактор: пошаговая инструкция

Вот пошаговая инструкция, как получить право управления трактором:

  • первый этап — обучение. Для категорий А1 и В допускается самоподготовка. Для прочих категорий необходимо пройти двухмесячный курс обучения в специализированном учреждении. Поскольку единственным органом, выдающим права на трактор, является ГосТехНадзор, большинство обучающих центров находится при нем и его региональных отделениях;
  • полученное после прохождения обучения свидетельство предъявляют уполномоченному лицу в госучреждении;
  • после сдачи экзамена в ГосТехНадзоре выдается удостоверение, дающее право управления самоходными транспортными средствами класса «трактор» в рамках выбранной категории.

Бесплатно получить права не получится. Для облегчения получения водительского удостоверения на трактор некоторые организации предлагает свои услуги по сбору и подаче документов в уполномоченный орган. Права выдаются на 10 лет.

Так называемые тракторные права - это удостоверение на управление самоходной автотехникой, столь необходимой при проведении ряда сельхозработ. В этой статье мы подробно разберемся в их структуре, особенностях, требованиях к их получению и многом другом.

Самоходная техника - это...

  • Собственно трактор.
  • Механическое безрельсовое транспортное средство, обязательно имеющее в своей конструкции: двигатель внутреннего сгорания (объем должен быть не менее 50 см 3) / электромотор (наивысшая мощность не должна быть ниже 4 кВТ), независимый привод. Исключением будет военный транспорт.
  • Самоходная машина, предназначенная для строительных и дорожных работ.

Если обычные водительские права автовладельцы могут получить в любом регионе РФ, то с удостоверением тракториста дело обстоит немного сложнее - его можно получить только по месту регистрации будущего машиниста или же по месту расположения учебного заведения, где он получает соответствующее образование. Нововведение также вступило в силу в ноябре 2015 года.

Если же тракторные права были по каким-то причинам изъяты, то восстановить их возможно только после успешной сдачи теоретического экзамена. Приступить к нему можно только по прошествии половины срока лишения прав. При этом гражданам, утратившим удостоверение за вождение техники в нетрезвом состоянии, в Гостехнадзор перед сдачей экзамена обязательно нужно предоставить медицинскую справку.

Допуск к экзаменационным испытаниям

Чтобы быть допущенным к сдаче экзаменов на получение одной из категорий транспортных прав, гражданину необходимо иметь при себе следующее:

  • диплом, свидетельство или иной документ, подтверждающий наличие соответствующего профессионального образования, позволяющего управлять самоходным автотранспортом и, в частности, тракторной техникой;
  • справку о прохождении медкомиссии, освидетельствование, доказывающее неимение противопоказаний к вождению и управлению трактором;
  • для сдающих экзамен на получение тракторной категории "А" (кроме группы "I") - водительские права соответствующей категории, опыт вождения от 1 года.

Сдача экзамена

Как само экзаменационное испытание, так и последующее вручение удостоверения машиниста-тракториста происходит в самом ближайшем к месту регистрации (или профобучения) гражданина отделении Гостехнадзора. По большему счету, эти процессы совмещаются с итоговыми или промежуточными экзаменами в профессиональном учебном заведении, наиболее перекликающимися с темой управления самоходной автотехникой.

Стандартный порядок сдачи экзамена таков:

  1. Темы, связанные с теорией безопасного управления самоходными машинами.
  2. Темы, связанные с пользованием конкретным транспортом и соответствующим оборудованием.
  3. Теория ПДД.
  4. Практический экзамен, охватывающий все полученные теоретические знания.

"Теория" здесь сдается по билетам (тракторные права категории "А3" можно получить тоже только этой схеме).

Практические испытания состоят из двух этапов:

  1. Прохождение задания на трактородроме или в пространстве закрытой площадки.
  2. Следование по специальному маршруту на открытой местности.

Граждане, "провалившие" теоретические экзамены, не допускаются к заключительной практической части - повторно сдать теорию можно будет спустя неделю. Если же, наоборот, сдана теория, но не повезло с практикой, оценка за теоретический экзамен будет действительна на протяжении трех месяцев. На сдачу всего комплекса экзамена в сумме дается три попытки. При их исчерпании повторный допуск к экзаменационным испытаниям возможен только после обучающего периода.

Получение удостоверения машиниста

Для получения прав тракториста-машиниста необходимо предоставить в Гостехнадзор следующие документы:

  • соответствующее заявление;
  • паспорт гражданина РФ либо другой документ, удостоверяющий личность;
  • медицинскую справку;
  • диплом, сертификат, свидетельство о соответствующей квалификации из своего учебного заведения;
  • ранее выданные права водителя, тракториста (в случае, если повышаете свою категорию);
  • водительское удостоверение (для категории "А", за исключением ее первой подгруппы);
  • фотографии;
  • квитанцию, подтверждающая уплату госпошлины за получение удостоверения тракториста.

Тракторные права - необходимое удостоверение, позволяющее управлять определенным видом самоходной техники, в зависимости от категории этого документа. Получить такой документ можно только после прохождения специального обучения и успешной сдачи теоретического и практического экзамена.