Воинская честь и достоинство. Особенности защиты чести и достоинства военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов. Воинская дисциплина, ее сущность и значение

Согласно Конституции Российской Федерации свободы и права человека являются высшей ценностью и признание достоинства человека - основа для всех его свобод и прав. Соблюдение прав и свобод человека - важнейшее условие существования государства и его стабильности. Достоинство человека охраняется государством и конституцией, и ничего не может являться основой для его умаления.

Указанные порядки и конституционные положения относятся также и к военнослужащим. Кроме того, в соответствии с настоящим статусом военнослужащего - его достоинство и честь находится под специальной защитой.

336 статья. Оскорбление военнослужащего:

  1. Оскорбление военнослужащего другим при выполнении военной службы наказывается согласно существующим положениям и воинскому уставу. Обычно, это ограничение по воинской службе до полугода или содержание в воинской части на этот же срок.
  2. Оскорбление военным подчиненным начальника, и старшим начальником подчиненного при исполнении воинских обязанностей наказывается ограничением по воинской службе до года или содержанием в части на этот же срок.

Ответственность и наказание:

Многие правила и положения воинского устава ясно говорят, что все военнослужащие должны дорожить товариществом, уважать достоинство и честь других военнослужащих, помогать им и выручать их в случае чего, удерживать их от недостойных решений, а также не допускать грубости или издевательств в отношении себя и прочих военнослужащих.

При этом военный начальник должен стать для подчиненного основным примером тактичности, выдержанности, проявлять чуткость к подчиненным по службе, поддерживать и развивать у них собственное достоинство и заботиться о них (78 и 34 Устава внутренней службы плюс 4 и 6 статьи Дисциплинарного устава).

Если военнослужащий оскорбляет другого при исполнении военной службы, то такие действия создают состав преступления и наказываются на срок до полугода, либо содержанием в воинской части на этот же срок. Если оскорбление не связано с исполнением прямых обязанностей военной службы, тогда данное деяние создает состав дисциплинарного правонарушения и виновный также привлекается к ответственности.

Судебная практика:

В служебной деятельности военных не редко бывают ситуации, когда один военнослужащий грубо нарушил закон и начинается его преследование.

Статья за оскорбление военнослужащего предусматривает ответственность за данное действие и, как было выяснено, такой проступок серьезно наказывается.

Рассмотрим пример из судебной практики:

В 2011 году судья военного гарнизонного суда, рассмотрел дело в отношении военнослужащего воинской части 12345 офицера А. Т. Р(данные были изменены), который обвинялся в превышении должностных полномочий и вынес такой приговор – «Признать А. Т. Р. виновным, назначив ему наказание в виде ограничения по службе длительностью 4 месяца с удержанием в казну государства 10% от его денежного содержания».

Важно понимать, что честь и достоинство военнослужащих вооруженных сил РФ охраняется государством с помощью закона и строго наказывается. Ежегодно суды рассматривают несколько сотен подобных дел и выносят по ним соответствующие решения.

Честь и достоинство военнослужащего в вооруженных силах:

Военнослужащие должны служить примером культуры и выдержанности, блюсти свою воинскую честь и защищать собственное достоинство, а также уважать достоинство других. Кроме этого, они обязаны помнить, что по их словам и поведению судят о всех Вооруженных Силах страны.

Взаимоотношения между всеми военнослужащими должны строится на основе уважения и по вопросам воинской службы военные обязаны обращаться на "Вы" друг к другу.

Начальники и старшие, по вопросам службы, обращаясь к подчиненным, называют их по званию/фамилии или по званию, добавляя перед этим званием слово "товарищ". Например употребляется "Рядовой Петров", "Товарищ рядовой" или "Сержант Кольцов" и "Товарищ сержант".

Следует помнить, что защита свободы и достоинства военнослужащих - свято охраняется государством и без взаимоуважения в армии не будет порядка. Даже военнослужащих, обучающихся в образовательных учреждениях и военных организациях высшего образования без воинских званий, а также военнослужащих, которые проходят обучение в учебных частях, называют по должности, куда они были назначены. Например: "Курсант Иванов" или "Товарищ курсант".

Младшие и подчиненные, обращаясь по любым вопросам службы к своим старшим и начальникам, должны называть их по званию, добавляя слово "товарищ". К примеру: "Товарищ старший лейтенант" или "Товарищ адмирал".

При обращении к служащим воинских частей и гвардейских соединений - перед воинским званием следует добавлять слово "гвардии". К примеру: "Товарищ гвардии старшина" или "Товарищ гвардии полковник".

Вне военного строя можно обращаться друг к другу как по воинскому званию, так и по отчеству и имени. В обычной жизни офицерам разрешено применять выражение "слово офицера", а при прощании допустимо вместо "до свидания" сказать "честь имею".

А как вы понимаете честь и достоинство военнослужащего?

Понятие воинской чести

Воинский дух, воинская честь - совокупность всех положительных качеств, присущих человеку в военной форме. Это мужество и храбрость, воинственность и благородство, дисциплина, сознание своего долга перед отечеством, самоотверженность, вера в свои силы, выносливость в лишениях, страданиях.

Воинская честь

Воинская честь всегда была присуща войску и составляла его характерную черту во все исторические эпохи. В отличие от понятия чести вообще воинская честь - честь коллективная, так как ею обладает не один человек, а коллектив - армия. Всем известны и такие понятия, как честь полка, честь батареи, честь роты.

На какой же почве развивалось понятие воинской чести? Прежде всего, - это участие в войне. Война - тяжелое испытание для человека. Он рискует собственной жизнью, принося ее в жертву отвлеченному представлению об общем благе. А потому необходим какой-то стимул, который смог бы подавить в человеке чувство самосохранения. Этот стимул может иметь исключительно нравственный характер - потому что никакое реальное благо не в силах конкурировать с благом жизни, - и должен корениться в природе человека - потому что, взятый извне, он не будет обладать достаточной интенсивностью. Таким стимулом является чувство личного самолюбия. Поэтому участие в войне с давних времен приобретает почетный и даже религиозный характер. Подвиги превозносятся. Победителя окружают ореолом славы. Все это способствует поднятию в воине-победителе чувства воинской чести.

Имея столь глубокое обоснование, воинская честь составляет положительное условие военного быта. Её упадок неизбежно повлек бы за собой невозможность для войска выполнять свое назначение.

определение слова «честь»


Определения к слову "честь" можно встретить во многих орфографических, толковых и энциклопедических словарях. В толковом словаре Даля, например, находим следующее объяснение: "Честь - внутреннее, нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть; Словарь Ушакова трактует понятие чести как "моральное или социальное достоинство, то, что вызывает, поддерживает уважение (к самому себе или со стороны окружающих) " . Возьмем еще одно определение: "Честь и достоинство - неукоснительное соблюдение человеком профессионального долга и нравственных норм делового общения; достойные уважения и гордости моральные качества, принципы человека" .

А что включает в себя понятие "офицерская честь"? К обсуждению данной проблемы были причастны и русские военные мыслители, и военачальники, и многие писатели-классики.

Петр I понимал офицерскую честь как служение Отечеству: "В службе - честь!".

В изданной в XIX в. книге для офицеров "Наставление к самодисциплине и самовоспитанию" (имеющей подзаголовок "Собрание писем старого офицера к своему сыну") на этот счет сказано следующее: "Истинная честь есть добрая слава, которой мы пользуемся, общее доверие к нашей правдивости и справедливости, к нашей чистосердечной любви к людям".

Видный военный историк и публицист Советского периода Д.А. Волкогонов дает следующее определение: "Честь офицера - это выражения сознания им своего достоинства и готовности к выполнению воинского долга перед обществом" .

Кодекс Чести русского офицера


Воинская честь во все времена составляла важнейшее духовное качество офицера. Понятие чести восходит к истории Российской империи, когда офицеры представляли собой особое сословие и являлись носителями воинской чести. Неукоснительно следовать девизу "Жизнь - Отечеству, честь - никому!" - являлось основным нравственным принципом в офицерской среде. Традиционно связанные со служением в армии представления о чести, достоинстве, благородстве обеспечивали высокий престиж офицера в русском обществе. Лучшие многовековые традиции русского воинства, их уникальные духовные ценности, единое мировоззрение офицерской корпорации нашли свое отражение в "Кодексе Чести русского офицера", который вырабатывался на протяжении 3-х столетий и являлся по сути дела сводом моральных и этических норм. Воинская честь в Кодексе определялась как "внутреннее достоинство, верность, доблесть, благородство души, чистая совесть, почет и уважение".

1) Важнейшим критерием понимания воинской чести являлось личное достоинство офицера , которое подразумевает уважение к себе, сознание своих человеческих прав, подобающее поведение. В дореволюционной России чувство собственного достоинства воспитывалось с детства и затем шлифовалось в кадетских училищах, военных гимназиях, а позже в академиях. Известный военный писатель и публицист XIX в., генерал-майор М.С. Галкин в частности отмечал: "Честь - святыня офицера, она высшее благо, которое он обязан хранить и держать в чистоте. Честь - его награда в счастье и утешение в горе... Честь не терпит и не выносит никакого пятна"

Одним из принципов офицерской идеологии было убеждение, что высокое положение офицера в обществе обязывает его быть образцом высоких нравственных качеств. Кадровый военный при любых обстоятельствах должен был сохранять свое личное достоинство как составляющую достоинства своего звания

2) Внутреннее чувство благородства , на котором зиждилось представление офицера о своем положении в обществе, составляло неотъемлемый элемент понятия чести. Благородство состоит в способности жертвовать личными интересами в пользу других, великодушии, неспособности унижаться и унижать окружающих.

3) Русский офицер всегда и во всем обязан был представлять собой образец честности и порядочности .

Фраза "даю слово офицера" считалось сильнейшим моральным обязательством, и нарушить данное слово - значило раз и навсегда погубить свою репутацию.

4) Честь офицера - это, в том числе, и здоровое чувство честолюбия . Честолюбие в воинской среде проявляется в стремлении к уважению, почету, почестям, наградам и славе. "Доблестное честолюбие", гордость за свою профессию рассматривалось как одно из самых важных качеств офицера. Петр I, Екатерина II, все русские полководцы ставили честолюбие на одно из первых мест среди воинских добродетелей. Они понимали, что чувство здорового честолюбия имеет большое значение в период военных действий, когда каждый рассчитывает, что его геройский поступок будет замечен и должным образом оценен.

5) С понятием офицерской чести неразрывно была связана неприкосновенность личности офицера.

6) Преданность войсковому товариществу в русской армии дореволюционной России являлась неотъемлемым слагаемым офицерской чести. Под товариществом понимается не попустительство, круговая порука и покрывательство, а высокая требовательность друг к другу, основанная на доверии, порядочности и взаимовыручке.

В русской армии всегда признавали, что офицерский корпус - "особое воинское братство, сплоченное общими интересами и духовными ценностями, единым мировоззрением и доктриной, вековыми традициями, корпоративной солидарностью и этикой". Офицерству было свойственно родственность по духу, глубоко дружественное единение на основе ратного труда, взаимного доверия и уважения, взаимовыручки и солидарности. Военное братство поддерживалось сознанием своего правого дела и славы русского оружия. Кодекс чести призывал крепить офицерское братство, проявлять взаимопомощь и взаимовыручку, удерживать сотоварищей от дурных поступков.

7) Но не стоит думать, что в то время честь офицера заключалась только в его благородном поведении. Воинская честь состояла, прежде всего, в верности и преданности, строжайшем исполнении долга . Чувство долга считалось величайшей добродетелью в глазах государства. Известный военный историк И. Ильин, рассуждая о рыцарских и дворянских традициях в мировой истории, в частности говорил по этому поводу: "Истинною и живою опорою государства и государственной власти всегда были те люди, те слои, те группы, которые воспринимали общественное деяние как сверхклассовое служение Родине; которые в этом служении видели долг чести и бремя ответственности; которые стремились именно служить земле, а не властвовать над нею". Долг чести обязывал российского офицера любить Россию, служить Отечеству верой и правдой, неукоснительно следовать девизу "Честь и Родина", сохранять верность присяге, свято чтить боевое знамя воинской части, как символ чести и доблести защитников Родины и напоминание о долге. Исполнение долга для русского офицера зачастую граничило с самопожертвованием.

Даже в наши дни никто не сочтет устаревшим «Кодекс Чести русского офицера». Он по-прежнему силен нравственностью, способен побудить любого к размышлению о сути воинской службы, особенностях жизненного выбора.

Любовь к Родине, верность воинскому долгу неразделимы с воинской честью и достоинством. Обладать честью во все времена считалось необходимостью для людей, связанных с ратным делом. При всех остальных хороших служебных качествах авторитет воина резко падал, если он своим действием или бездействием бросал тень на честь мундира.

Не мундир делает человека достойным, а человек должен быть достойным мундира. Эта мысль с самого начала утверждалась в русской армии, пронизывала все воинские законы и уставы Петра I. Так, в "Уставе ратных и пушечных дел" подчеркивалось, что "... лучше есть честно умерети, нежели с бесчестием жити...". Чувство чести, по мнению А.В. Суворова, было главной пружиной, двигавшей воинов на ратные дела.

Исстари считалось, что воинская честь -- это главная добродетель солдата, она заставляет его быть требовательным к себе и своим поступкам. Так, один из военных писателей отмечал: "Честь -- святыня... она высшее благо... честь -- награда в счастье и утешение в горе. Честь закаляет мужество и облагораживает храбрость. Честь не знает ни тягостей, ни опасностей: делает лишения легкими и ведет к славным подвигам. Честь не терпит и не выносит никакого пятна".

Честь Родины, своего полка, товарищей по оружию всегда убыла превыше всего для молодого бойца и многоопытного фронтовика. Во имя успеха боя, выполнения приказа российские воины преодолевали любые преграды и трудности. И чем труднее складывалась обстановка, тем ярче проявлялось стремление сохранить честь и достоинство. Например, гвардии рядовой Ю. Смирнов был распят фашистами на кресте, но сохранил воинскую честь, не запятнал своего имени предательством.

Не менее важно сохранять честь в мирной, будничной армейской жизни. Для воина это означает быстро и качественно освоить технику и оружие, мастерски и без страха действовать в ходе учений, строго выполнять уставные положения и законы, никогда и ни при каких условиях не отступать от нравственных норм, не нарушать воинскую дисциплину. Поэтому не зря в армии родилась поговорка: "Действуй по уставу, завоюешь честь и славу". Отступление же от требований устава, от правил чести по малодушию, трусости, разгильдяйству или другим причинам ведет к моральным травмам или даже к нравственной смерти, которая для многих бывает страшнее физической.

В российской армии всегда презирались трусость, паникерство, предательство. Они осуждались также в народе и влекли за собой суровое наказание.

Честь российского солдата неотделима от его благородства по отношению к окружающим, в том числе к поверженному противнику и населению побежденных стран. "Обывателя не обижай! Он тебя поит и кормит. Солдат -- не разбойник", -- неоднократно подчеркивал А.В. Суворов. И авторитет суворовских солдат был исключительно высок. Об этом свидетельствует такой исторический факт. После взятия Измаила (1790 г.) местные жители через некоторое время стали продавать суворовским солдатам продукты в долг, зная их честность и порядочность.

Ни российский, ни советский солдат никогда не позволяли себе тех бесчинств, актов вандализма и зверств, которые чинили на оккупированной территории хваленые солдаты Наполеона и немецко-фашистские варвары. Жители европейских городов встречали наших воинов-освободителей с радостью и цветами, что являлось признанием их высоких моральных качеств и доверия.

И в недавнем прошлом, находясь в Афганистане, наши воины бережно относились к национальным традициям и обычаям местного населения, не допускали жестокостей и тактики "выжженной земли". Более того, они помогали крестьянам убирать урожай, ремонтировать сельхозтехнику, строить дома, довольно часто делились продуктами и лекарствами с бедными жителями кишлаков и городов.

Примечателен в этом плане случай, о котором поведал на страницах газеты "Комсомольская правда" бывший "афганец", назвавшийся просто Анатолием. Однажды, выбив из кишлака банду, его подразделение прочесывало дворы. В одном из них была обнаружена маленькая девочка, которая была крайне истощена и, чуть шевеля губами, просила есть. А у Анатолия ничего не было, чтобы дать ей поесть. Он побежал к товарищам, нашел немного хлеба, горсть изюма и кинулся обратно. Но девочка была уже мертва. Анатолий считает, что если бы он дал хлеба сразу, как ее увидел, то она бы продержалась, не умерла. После случая с девочкой он стал брать с собой на ликвидацию очередной банды, кроме запасов патронов, гранат, и кучи других тяжелых и нужных в бою вещей, еще и хлеб. И никогда его назад не привозил.

Вот так близко к сердцу воспринимает наш российский солдат чужую беду и старается помочь при первой возможности. Известно множество случаев, когда воины рисковали жизнью, но не отступали от нравственных норм. Вот один из них.

Грузовик с мирными афганцами был объят пламенем -- подожгли душманы. На помощь попавшим в беду пришли российские воины. Из горящей кабины доносились стоны. Машина могла взорваться в любую минуту, но это не остановило рядового А. Белова. Он бросился к кабине и вытащил из нее раненого водителя. Когда солдат оттащил его на безопасное расстояние, раздался взрыв.

Сейчас по-разному оцениваются в обществе и характер этой войны, и ее последствия. Но никому не дано перечеркнуть отвагу и мужество наших воинов, достойно выполнивших на афганской земле свой воинский долг. Они и сегодня продолжают славные боевые традиции русского воинства, Советской Армии.

Проходят годы и десятилетия. Одно поколение российских воинов сменяет другое. Меняются оружие и боевая техника, неизменными остаются любовь и преданность вооруженных защитников своему Отечеству, их верность воинскому долгу, честность и достоинство.

Контрольные вопросы

  • 1. Какова сущность патриотизма?
  • 2. Что такое Родина, Отечество?
  • 3. Как проявляется верность воинскому долгу?
  • 4. В чем заключается воинская честь?
  • 5. Что означает беречь честь мундира?
  • 2. ДРУЖБА, ВОЙСКОВОЕ ТОВАРИЩЕСТВО

Войсковое товарищество -- боевая традиция армии и флота

Существенную роль в укреплении морально-психологических основ военной службы играют дружба и войсковое товарищество, присущие всем поколениям российских воинов и являющиеся замечательной традицией нашей армии.

Эта традиция складывалась и развивалась на протяжении многих столетий. Уже в "Слове о полку Игореве" мы находим свидетельство того, как высоко ценили древнерусские воины дружбу, товарищество. И с тех пор придерживаются на Руси правила: "Нет службы без дружбы".

Наиболее точно сформулировал основной принцип войскового товарищества великий русский полководец А.В. Суворов. Он писал в "Науке побеждать": "Сам погибай, а товарища выручай». Солдатам русской армии по душе пришлось это правило. На поле брани они выручали друг друга, вместе чтили память погибших товарищей.

Как в этой связи не вспомнить подвиг экипажа крейсера "Варяг", сплоченного войсковым товариществом. И сегодня нельзя остаться равнодушным, когда звучат слова песни: "Наверх вы, товарищи, все по местам..."

Традиция войскового товарищества получила наиболее полное развитие в годы Великой Отечественной войны. Верные своему народу, Родине воины нашей армии и флота в первых же боях с врагом показали высокие образцы героизма, сплоченности, стойкости и взаимовыручки. Всегда, когда возникала опасность, каждый боец отдавал все силы, действовал самоотверженно, шел на подвиг ради достижения победы в бою, спасения своих товарищей и друзей.

Фашисты подбили один из наших танков и пытались захватить его экипаж. Под прикрытием артиллерийского огня группа вражеских автоматчиков начала ползком передвигаться к подбитой машине. Однако экипажи других четырех танков устремились на выручку своих товарищей. Два танка открыли беглый огонь по орудиям противника, чтобы заставить их замолчать. Третий танк пушечным и пулеметным огнем прижал автоматчиков, а четвертый, которым командовал старшина В. Приходько, на предельной скорости помчался к подбитому танку. Танкисты взяли машину на буксир и быстро двинулись к оврагу. Гитлеровцам удалось поджечь ведущий танк, но он все-таки продолжал двигаться и вскоре достиг оврага. Старшина Приходько и другие члены экипажа получили ожоги, но до конца остались верными войсковому товариществу, выручили своих боевых друзей.

И еще один пример боевого братства.

Два солдата -- Иван Наумов и Григор Кинасян выполняли боевое задание в тылу врага. В перестрелке оба были ранены. Наумов пришел в сознание первым. Ползком подобрался к Кинасяну, перевязал его раны, взвалил себе на спину и пополз. Было неимоверно трудно, но Наумов и мысли не допускал, чтобы бросить товарища. Он отверг эту мысль и тогда, когда ее высказал сам Кинасян. В течение нескольких дней пробирались к линии фронта два солдата, два товарища. И благополучно вышли к своим. Вот она, сила боевого товарищества!

О таких бойцах, о фронтовой дружбе находим проникновенные строки в поэме А. Твардовского "Василий Теркин":

Свет пройди -- нигде не сыщешь,

не случалось видеть мне

дружбы той святей и чище,

что бывает на войне.

Давно замечено в нашем народе, писал Г.К. Жуков, что нет святее уз, чем узы боевого товарищества.

Особенно необходимы были на фронте помощь и дружба молодым неопытным воинам. Герой Советского Союза генерал-майор в отставке К. Карсанов, вспоминая годы войны, пишет: "Дружба крепила нашу волю и дух. Дружба возвышала нас нравственно, обогащала интеллектуально... А какой заботой, вниманием были окружены у нас молодые, неопытные бойцы. Их опекали, поддерживали. Их берегли..." Тысячу раз правы фронтовики, утверждая, что с другом жить и воевать легче, солдатская дружба, спаянная на войне кровью, -- большая сила. Когда в бою чувствуешь, что плечом к плечу с тобой идет испытанный друг, готовый за тебя пойти в огонь и в воду, то, естественно, дерешься смелее, яростнее и увереннее. "Дружба, взаимовыручка, -- пишет» рядовой запаса 3. Агаев, воевавший в Афганистане, -- нам были нужны не меньше, чем патроны в бою".

Сегодняшние воины достойно продолжают фронтовые традиции войскового товарищества. В ходе боя с дудаевцами в Чечне тяжело ранило командира батальона майора А. Кумова, и тот остался лежать на открытом пространстве. Одним из первых заметил случившееся младший сержант Алексей Хабаров и бросился к офицеру на помощь. И хотя офицер был тяжелее Хабарова в полтора раза и фактически не мог двигаться, тот тащил его на себе и спас ему жизнь. А вот сам А. Хабаров на следующий день погиб.

История войн сохранила бесчисленное количество примеров святости и верности фронтовой дружбе и товарищеской взаимовыручки.

В них отражался дух товарищества и красота человеческих взаимоотношений между воинами подразделения, части, соединения.

Примечательно, что возвращавшиеся в строй после лечения в медсанбатах бойцы и командиры стремились попасть в свою роту, полк, дивизию, считая их лучшими, близкими, родными. Фронтовики утверждают, что в родном полку и раны быстрее заживали. Хорошо об этом сказал в уже упоминавшейся поэме А. Твардовский:

Озабочен я сейчас

лишь одной задачей,

чтоб попасть в родную часть --

никуда иначе.

Многие героические подвиги наших воинов, связанные с проявлением взаимовыручки и солдатского братства, воспеты в песнях, стали легендами. Можно без преувеличения сказать, что история побед российского оружия -- это и история боевого товарищества.

Сильны крепкой дружбой

Дружба, войсковое товарищество нужны не только в военное время, не менее важны они в повседневной армейской жизни.

Это вытекает из сущности войскового товарищества и той роли, какую играет оно в повышении морального духа войск, в укреплении боевой мощи Вооруженных Сил.

Как известно, под войсковым товариществом понимаются устойчивые взаимоотношения воинов, которые характеризуются общностью служебных интересов, взаимным доверием, взаимопомощью, глубокой привязанностью друг к другу.

Армия, воинский коллектив являются благодатной основой для зарождения и упрочения дружбы и войскового товарищества, так как армейские подразделения имеют одну общую цель -- защиту Отечества, давние и прочные традиции, специфические условия совместного воинского труда и проживания.

Для дружеских, товарищеских отношений военнослужащих характерны стремление к взаимопомощи, взаимовыручке в учебе и службе, единство и сплоченность при выполнении учебно-боевых задач.

В современных условиях роль и значение крепкой боевой дружбы, войскового товарищества, коллективизма еще более возрастают. Это обусловлено рядом обстоятельств.

Следует прежде всего подчеркнуть, что выполнение возложенных на воинские коллективы задач, особенно когда ведутся боевые действия, а также при несении боевого дежурства, караульной службы, сопряжено с риском, опасностью, и в этих условиях коллективизм и взаимная выручка приобретают особое, а порой и решающее значение.

Необходимость взаимопомощи, товарищеской поддержки настоятельно диктуется и самим характером воинского труда, применением современных видов оружия. Сегодняшнее оружие, как правило, коллективное, а это значит, что целая группа воинов занята решением одной общей задачи. В таких условиях ошибка даже одного номера расчета может не только нанести ущерб боевой готовности, но и сорвать выполнение поставленной задачи.

Кроме того, современное оружие требует взаимозаменяемости в расчете, отделении, экипаже.

Немаловажным фактором, определяющим возрастание роли коллективизма, товарищества в достижении победы в современном бою является необходимость согласованных действий частей разных видов Вооруженных Сил и родов войск, повышение требований к их четкому взаимодействию. Современный бой проходит в высоком темпе. Велико насыщение войск огневыми средствами. В этих условиях требуются особенно четкое взаимодействие, взаимная помощь и поддержка между всеми частями и подразделениями, ведущими бой. Да и в своем подразделении, части, на корабле воин чувствует себя значительно сильнее, если ощущает рядом локоть товарища, получает от него в трудную минуту необходимую помощь.

И еще один аргумент. Сами армейские будни накладывают специфический отпечаток на взаимоотношения между военнослужащими. Воинский коллектив становится для воина, по существу, второй семьей, а подразделение, корабль -- вторым домом. А в хорошей семье складываются добрые, теплые, дружеские отношения, царит атмосфера взаимопомощи и поддержки.

Таким образом, дружба, взаимопомощь, товарищеская выручка сплачивают воинский коллектив, делают его в сто крат сильнее, монолитнее. Без них в современных условиях немыслимо достижение победы в бою. С ними легче переносятся тяготы и лишения суровой армейской жизни. Локоть товарища, его поддержка окрыляют солдата и матроса, придают им смелость, уверенность, помогают с честью выполнять свой воинский долг перед Родиной.

Правовые основы защиты чести и достоинства личности военнослужащих

Согласно Конституции РФ человеку его права и свободы являются высшей ценностью. Признание достоинства личности - основа всех его прав и свобод и необходимое условие их существования и соблюдения. Достоинство личности охраняется государством, и ничто не может быть основанием для его умаления.

Указанные конституционные положения в полной мере относятся к военнослужащим. Более того, в соответствии со статусом военнослужащих их честь и достоинство находятся под особой защитой государства.

Общие положения

В соответствии с п. 1. ст. 5 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и ст. 7 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ военнослужащие при исполнении обязанностей военной службы являются представителями государственной власти и находятся под защитой государства. П. 2 ст. 5 Федерального закона «О статусе военнослужащих» установлено, что оскорбление военнослужащих, насилие и угроза его применения, посягательство на их жизнь, здоровье, честь, достоинство, жилище, имущество, а равно другие действия, нарушающие и умаляющие их права в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, влекут ответственность согласно федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

Честь - объективная оценка личности, определяющая отношение общества к гражданину (военнослужащему), это социальная оценка моральных и иных качеств личности обществом, окружающими людьми (внешняя оценка личности).

Достоинство - это самооценка личности, осознание ею своих качеств, способностей, мировоззрения, выполненного долга и своего общественного значения (внутренняя оценка личности).

Репутация - это приобретенная общественная оценка, создавшееся общее мнение о качествах, достоинствах и недостатках, складывающиеся на основе имеющегося объема информации об объекте.

Безусловно, репутация может быть как хорошая, так и плохая. Деловая репутация военнослужащего есть сложившееся мнение о его деловых и моральных качествах в сфере повседневной служебной деятельности.

Каждый человек так или иначе представляет свое место, положение в обществе. У него имеется представление о том, какой он пользуется репутацией. При этом он исходит из своего понимания; имеющихся у него достоинств и недостатков, и из того, как они могут быть оценены другими людьми, обществом. Это и есть достоинство человека, то есть его внутренняя самооценка.

Внешняя же оценка человека окружающими не всегда совпадает с его собственной внутренней оценкой. В обществе складывается свое понимание тех или иных ценностей и их значимости, а также и свое представление о достоинствах и недостатках конкретной личности.

Основными формами посягательства на честь и достоинство военнослужащих являются:

Клевета, то есть распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь другого лица или подрывающих его репутацию;

Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме.

В соответствии с п. 2 постановления Пленума Верховного Суда от 18 августа 1992 г. № 11 «О некоторых вопросах, возникших при применении судами дел о защите чести, достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» «порочащими являются не соответствующие действительности сведения, содержащие утверждение о нарушении гражданином действующего законодательства или моральных принципов (о совершении нечестного поступка, неправильном поведении в трудовом коллективе, быту, другие сведения, порочащие общественную деятельность, и т.п.), которые умаляют честь, достоинство либо деловую репутацию гражданина». Подразумевается опубликование таких сведений в печати, трансляция по радио- и телевидеопрограммам, демонстрация в кинохроникальных программах и других СМИ.

В результате клеветы и оскорбления страдают не только честь и достоинство потерпевшего, но и травмируется его психика. Могут также последовать неприятности по службе, самоубийство потерпевшего или его близких и т.п. Эти последствия суд по своему усмотрению может учитывать при назначении наказания виновному. Возникшие в результате клеветы тяжкие последствия существенным образом повышают степень общественной опасности содеянного.

Оскорбление одним военнослужащим другого является преступлением против чести и достоинства, предусмотренным ст. 336 УК РФ.

Неприличная форма оскорбления состоит в унижении чести и достоинства в циничных выражениях или действиях, противоречащих общепринятым нормам морали, нравственности и воинской этики.

Унижение чести и достоинства личности может также выражаться в бесчеловечном обращении с тем или иным лицом на протяжении нескольких часов беспрерывно или если в результате его был нанесен реальный физический вред человеку либо причинены глубокие психические страдания.

Наиболее характерным видом унижения чести и достоинства военнослужащих является нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими.

Жизнь, здоровье, честь, достоинство гражданина, в том числе военнослужащего, являются нематериальными благами. Они существуют независимо от их правовой регламентации, не отчуждаемы и не передаваемы другим лицам. Конституция РФ гарантирует каждому возможность защиты указанных прав, в том числе и судебной.

Правовые средства защиты

Защита чести, достоинства или деловой репутации военнослужащих - это прежде всего охрана их права на то, чтобы сведения об их поведении и деятельности, влияющие на оценку их окружающими, соответствовали действительности.

Честь, достоинство и репутация человека охраняются прежде всего нормами гражданского и уголовного права. Выбор способа защиты зависит, как правило, от усмотрения самого потерпевшего. Защита нарушенного права одновременно и в гражданском, и в уголовном процессе недопустима. Вместе с тем это не исключает возможность лица использовать указанные способы зашиты поочередно, если первоначальное решение суда его не удовлетворяет.

Посягательство на честь и достоинство личности военнослужащего в зависимости от состава совершенного правонарушения влекут уголовную, административную (дисциплинарную) или гражданско-правовую ответственность.

Уголовным кодексом РФ предусмотрена уголовная ответственность:

а) за клевету (ст. 129 УК РФ) виновный наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.

Клевета, содержащаяся в публичном выступлении или средствах массовой информации, наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев.

Клевета, соединенная с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет;

б) за оскорбление (ст. 130 УК РФ) виновные наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до ста двадцати часов, либо исправительными работами на срок до шести месяцев.

Оскорбление, содержащееся в публичном выступлении или средствах массовой информации, наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов. Либо исправительными работами на срок до одного года;

в) за оскорбление (ст. 336 УК РФ) одним военнослужащим другого во время исполнения или в связи с исполнением обязанностей военной службы наказывается ограничением по военной службе на срок до шести месяцев или содержанием в дисциплинарной воинской части на тот же срок.

Оскорбление подчиненным начальника, а равно начальником подчиненного во время исполнения или в связи с исполнением обязанностей военной службы наказывается ограничением по военной службе на срок до одного года или содержанием в дисциплинарной воинской части на тот же срок. В данном случае УК РФ одинаково защищает честь и достоинство как начальников от подчиненных, так и подчиненных от посягательств начальников, что соответствует требованиям ч. 1 ст. 19 Конституции РФ о равенстве всех перед законом и судом.

Преступление, предусмотренное статьей 336 УК РФ, нарушает закрепленный в уставах порядок воинских отношений, унижает честь и достоинство военнослужащего. Оно может быть совершено не только в расположении воинской части и в служебное время, но и во время нахождения военнослужащего в увольнении, отпуске, командировке и т. п. Оскорбление признается воинским преступлением независимо от места и времени его совершения. Если оно нанесено на почве сугубо личных взаимоотношений военнослужащих, не связано с исполнением потерпевшим обязанностей военной службы, то оно не может быть признано воинским преступлением. Такое оскорбление может быть квалифицировано по ст. 130 УК РФ;

г) за нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности (ст. 335 УК РФ) виновный в таком преступлении наказывается содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет или лишением свободы на срок до трех лет. То же деяние, совершенное неоднократно, в отношении двух или более лиц, организованной группой, с применением оружия, с причинением средней тяжести вреда здоровью, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет. Нарушения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, повлекшие тяжкие последствия, наказываются лишением свободы на срок до десяти лет.

По данной статье УК РФ подлежат квалификации насильственные и другие действия, совершенные в связи со служебной деятельностью потерпевшего либо иных побуждений, с учетом того, что в момент совершения преступления потерпевший или виновный находился при исполнении обязанностей военной- службы. В соответствии с Уставом внутренней службы Вооруженных Сил РФ военнослужащие находятся при исполнении обязанностей военной службы во всех случаях их фактического выполнения в расположении воинской части или вне ее (ст. 7).

Нарушения уставных правил взаимоотношений конкретно могут проявляться в принуждении потерпевших совершать действия, унижающие их личное достоинство: оказывать личные услуги старослужащим, выполнять за них те или иные обязанности военной службы, вступать в сексуальные отношения в извращенной форме и т.д. Они могут быть связаны с изъятием у молодых воинов предметов обмундирования и продуктов питания. Все эти действия обычно совершаются с применением насилия или угрозой его применения.

По ч. 1 ст. 335 УК РФ подлежат квалификации нарушения уставных правил взаимоотношений, сопряженные с угрозой применения различных видов насилия, а также с нанесением побоев, причинением легкого вреда здоровью, иными насильственными действиями, связанными с причинением физической боли потерпевшему либо ограничением его свободы.

С субъективной стороны рассматриваемое преступление совершается умышленно. В конкретных случаях вина субъекта по отношению к наступившим тяжким последствиям (например, к смерти потерпевшего и его самоубийству) может быть выражена в форме неосторожности.

Субъектами преступления могут быть военнослужащие, равные с потерпевшим по служебному положению и воинскому званию, старшие и младшие по воинскому званию, но не состоящие в отношениях подчиненности. В тех случаях, когда нарушение уставных правил взаимоотношений сопровождается изъятием у потерпевших материальных ценностей, являющихся их личной собственностью, действия виновного, кроме ст. 335, подлежат квалификации по соответствующей статье гл. 21 УК. Отобрание с применением или угрозой применения насилия отдельных предметов продовольственного пайка или предметов обмундирования, выданных военнослужащему, как одно из проявлений нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими охватывается ст. 335 УК и дополнительной квалификации по статьям о преступлениях против собственности не требует.

Защита чести и достоинства граждан (в том числе военнослужащих) помимо уголовной в ряде случаев предусматривает и гражданско-правовую ответственность, в частности, за распространение сведений, порочащих честь и достоинство граждан.

Гражданский кодекс РФ относит достоинство личности, честь и доброе имя, деловую репутацию к нематериальным благам (ст. 150 ГК). Отношения, складывающиеся в обществе по поводу этих нематериальных ценностей, и есть предмет спора по делам о защите чести, достоинства или деловой репутации. Честь, достоинство или деловая репутация выступают как объект этих отношений, то есть то, по поводу чего они складываются.

Специальное общее правило о защите чести, достоинства и деловой репутации закреплено в ст. 152 ГК РФ. Согласно п. 1 названной статьи гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший1 такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности.

Любой гражданин, в том числе военнослужащий, вправе потребовать от редакции опровержение не соответствующих действительности и порочащих их честь и достоинство сведений, которые были распространены в данном средстве массовой информации. Такое право имеют также законные представители гражданина, если сам гражданин не имеет возможности потребовать опровержения. Если редакция средства массовой информации не располагает доказательствами того, что распространенные сведения соответствуют действительности, она обязана опровергнуть их в том же средстве массовой информации.

Порядок опровержения указанных сведений осуществляется в соответствии со ст. 44 Закона РФ «О средствах массовой информации» и предусматривает следующие правила:

Опровержение должно быть помещено в том же средстве массовой информации;

Оно должно быть набрано тем же шрифтом, на том же месте полосы, что и опровергаемое сообщение;

Если опровержение дается по радио или телевидению, то оно должно быть передано в то же время суток и, как правило, в той же передаче.

В опровержении должно быть отказано, если данное требование либо текст опровержения:

Являются злоупотреблением свободой средств массовой информации;

Противоречат вступившему в законную силу решению суда;

Являются анонимными.

В опровержении может быть отказано:

Если опровергаются сведения, которые уже опровергнуты в данном средстве массовой информации;

Если требование об опровержении либо представленный текст его поступил в редакцию по истечении одного года со дня распространения опровергаемых сведений в данном средстве массовой информации.

В случае отказа средства массовой информации добровольно опубликовать опровержение распространяемых им порочащих сведений гражданин (военнослужащий) может обжаловать отказ в судебном порядке, что предусмотрено ст. 43 и 45 Закона РФ «О средствах массовой информации» и п. 1 ст. 152 ГК РФ.

Защита чести и достоинства человека возможна и после его смерти. Это положение, впервые закреплено в ч. 1 ст. 152 ГК РФ.

При защите чести и достоинства потерпевший вправе требовать компенсации морального вреда. По общему правилу он компенсируется вне зависимости от понесенного в результате нарушения репутации имущественного ущерба. Согласно ч. 4 ст. 1100 ГК РФ вред, причиненный распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию, компенсируется вне зависимости от вины причинителя вреда. Согласно ст. 151 ГК РФ такая компенсация производится только в денежной форме, хотя по соглашению сторон допускается иной вариант, если при этом интересы потерпевшего не будут нарушены. По общему правилу суд, определяя размеры возмещения, исходит из фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный ущерб, и индивидуальных особенностей потерпевшего, учитывая также иные заслуживающие внимания обстоятельства.

содержится указание на то, что право на судебную защиту чести и достоинства и возложение на лицо, распространившее порочащие сведения, обязанности доказать их соответствие действительности не нарушают свободу мысли и слова, недопустимость принуждения к выражению своих мыслей или отказу от них, гарантированные Конституцией РФ.

Основные направления деятельности командира по воспитанию чести и достоинства подчиненных

Уставы Вооруженных Сил РФ содержат четкие требования об уважении личности военнослужащих, недопустимости унижения их личного достоинства.

Воспитание чести у военнослужащих осуществляется всем укладом жизни воинского коллектива, всеми формами и методами воспитательной работы. Главенствующая роль принадлежит личному примеру командира (начальника) в соблюдении правовых и моральных норм.

Важное место здесь принадлежит последовательной работе по недопущению и изжитию нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими - наиболее уродливому явлению, попирающему честь и достоинство военнослужащих. В связи с этим весьма любопытными являются заметки о психологическом портрете российского солдата, содержащиеся в трудах великого русского писателя Л.Н. Толстого.

Приведем выдержку из его «Проекта о переформировании армии»: «У нас есть солдаты 3-х родов - есть угнетенные, угнетающие и отчаянные.

Угнетенные - люди, сроднившиеся с мыслью, что рождены для страдания, что одно качество, возможно и полезное для него, есть терпение, что в общественном быту нет существа ниже и несчастнее его.

Угнетенный солдат морщится и ожидает удара, когда при нем кто-нибудь поднимает руку; он боится каждого своего слова и поступка: каждый солдат годом старше его имеет право и истязает его, и он, угнетенный солдат, убежден, что все дурно, что только знают другие, хорошо же то, что можно делать скрытно и безнаказанно; его бьют и гнетут всегда и за все, потому что он - угнетенный и потому, что власть имеют над ним бывшие угнетенные -самые жестокие угнетающие.

Угнетающие солдаты - люди, перенесшие испытания и не упавшие, но ожесточившиеся духом. Их чувство справедливости заставляет страдать каждого столько же, сколько они страдали. Угнетающий солдат свыкся с мыслью, что он солдат, и даже гордится своим званием. Он старается и надеется улучшить свое положение угнетением и кражей. Он открыто презирает угнетенного солдата и решается высказывать иногда чувство достоинства, но нет чувства чести: он не убьет в сражении своего начальника, но осрамит его. Он так же, как угнетенный, невежествен, но твердо убежден в своих понятиях.

Отчаянные солдаты - люди, убежденные несчастьем. Что для них нет ничего незаконного, и ничего не может быть худшего. О будущей жизни они не могут думать, потому что не думают. Для отчаянного солдата нет ничего невозможного, ничего святого: он украдет у товарища, ограбит церковь, убежит с поля, перебежит к врагу, убьет начальника и никогда не раскается».

Неоценимая роль в развитии чести и чувства личного достоинства военнослужащих принадлежит правовому воспитанию. Известно, что большинство правонарушений в воинских коллективах, связанных с посягательством на честь и достоинство сослуживцев, совершаются субъектами только потому, что правонарушители уверены в своей безнаказанности, в том, что потерпевший не будет жаловаться из страха либо из ложного чувства прослыть «стукачом», а также из-за того, что большинство военнослужащих не знают своих прав и не приучены бороться за свои права. Высокоэффективная правовоспитательная работа призвана вооружить воинов умением отстаивать свои права всеми способами, не запрещенными законом.

Полковник юстиции,
кандидат юридических наук,
начальник юридической службы
Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил РФ Виктор Корякин

.

5.1. Военнослужащий - патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества

Военнослужащий есть вооруженный защитник Отечества. В связи с этим на него возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. С учетом особенных обязанностей, возложенных на военнослужащего, он должен обладать рядом качеств, присущих вооруженному защитнику Отечества в современных условиях.

Прежде всего, военнослужащий - патриот, который любит свое Отечество не за то, что оно дает ему какие-то блага и привилегии, а потому, что это его Родина (вклейка, фото 18).

Патриот сознательно любит свое Отечество, готов встать на его защиту, готов к любым жертвам и подвигам во имя Родины. Вот как сказано о патриотизме у Н. М. Карамзина: «Патриотизм есть любовь ко благу и славе Отечества и желание способствовать им во всех отношениях. Он требует рассуждения, а потому не все люди имеют его».

Военная история Отечества включает множество примеров героического поведения российский солдат и офицеров. Приведем некоторые из них.

В 1812 году, в ходе Бородинского сражения генерал В. Г. Костенецкий заменил убитого начальника артиллерии русской армии генерал-майора А. И. Кутайсова. Когда на одну из русских батарей ворвались французы, Костенецкий, обладавший богатырской силой, стал в ряды защитников и отбивал нападающих артиллерийским банником. Банник сломался в руках генерала, но атака была отбита. За Бородино Костенецкий был награжден орденом Георгия 3-й степени.

В ходе русско-японской войны 1904-1905 годов немало строк в героическую летопись Отечества вписали русские моряки. Всем хорошо известен подвиг экипажей крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец». В Цусимском сражении японцами был подбит эскадренный броненосец «Князь Суворов». Потеряв управление, корабль выходит из строя, но не прекращает огня. Лейтенанты Вырубов и Богданов, прапорщик Курсель и 30 матросов отказываются сойти с корабля и продолжают бой. «Суворов» ведет огонь из последней уцелевшей трехдюймовой пушки. Потопленный торпедами, он гибнет с развевающимся Андреевским флагом.

В начале октября 1941 г. гитлеровские армии подошли близко к Москве.

Большая часть советских войск, защищавших столицу, оказалась в окружении в районе Вязьмы. Дорога на Москву с юга со стороны Варшавского шоссе была открыта. Для переброски резервов требовалось 5-7 дней, и для обороны в район Малоярославца были выдвинуты курсанты пехотного и артиллерийского подольских училищ. В течение двенадцати дней за время боев с превосходящими силами противника курсанты подольских училищ уничтожили до 5000 гитлеровцев, подбили 100 танков противника.

Курсант-артиллерист Юрий Добрынин в одном из боев подбил из орудия 6 танков и 2 бронетранспортера. Подольские курсанты почти все погибли, но выполнили приказ - враг был задержан и на ближних подступах к Москве был создан новый рубеж обороны.

В послевоенные годы в мирной будничной жизни и в ходе боевых действий в ряде стран наши воины своими ратными делами и героическими подвигами множество раз убедительно доказывали свою верность воинскому долгу, присяге, преданность Родине. Только в 80-е годы за самоотверженное выполнение воинского долга на афганской земле 86 человек удостоены звания Героя Советского Союза и более 200 тыс. человек награждены орденами и медалями, из них 110 тыс. солдат и сержантов.

Вот как действовали в бою два наших российских героя. Душманы настойчиво атаковали господствующую высоту, стремясь сбросить оттуда десантников. Гвардии рядовой А. Мельников и гвардии младший сержант В. Александров вели уничтожающий огонь из пулеметов на флангах. В короткие минуты затишья десантники дали клятву: высоту не сдавать, сражаться до последнего патрона. При очередной ожесточенной атаке противника В. Александров вызвал огонь на себя, а раненый А. Мельников, после того как заклинило пулемет, успел бросить в гущу наступавших гранату, но и сам погиб. Павшие герои не умирают, они живут в благодарной памяти потомков, служат для них нравственным эталоном.

Чувство патриотизма и сегодня остается высшей нравственной ценностью и наиболее убедительным смыслом службы в армии реформируемого Российского государства. Отрадно, что любовь к Родине у воинов-патриотов не ограничивается словесными заверениями, а включает созидательное начало, выражается в конкретных благородных делах и героических поступках.

Свою любовь к Родине, верность воинскому долгу российские воины каждодневно доказывают в поле, на стрельбищах и танкодромах, в классах и за пультами боевых машин, в ходе караульной и внутренней службы, а при необходимости и в боевой обстановке, как это происходило в Чеченской республике. Вот лишь два примера.

В бою на одной из городских улиц была подбита БМП-3, где наводчиком-оператором был сержант Михаил Аппаков. Десант тут же покинул боевую машину и оказался под прицельным огнем противника. Но в тот же момент ожили пушки и пулемет Аппакова. Шквал смертоносного металла обрушился на боевиков. Михаил вызвал огонь на себя, тем самым спас своих боевых товарищей, сумевших выйти невредимыми из-под обстрела. Когда же подошло подкрепление и дудаевцы бежали, тело мужественного сержанта извлекли из подбитой машины. Он дрался до последнего снаряда, до последнего патрона - боекомплект был весь израсходован.

Во время штурма объекта погиб командир взвода. Командование подразделением взял на себя сержант Евгений Саркисов и продолжил выполнение боевой задачи. Евгений получил ранение, но оставался в строю и руководил боем. И лишь после того, как разрывом гранаты Е. Саркисову оторвало руку, его вынесли с поля боя. И подобных примеров можно привести много. Ими наполнены дни опасной, но очень необходимой для сохранения целостности Родины военной службы на территории Чечни.

Еще в русской армии установилась добрая традиция бережно сохранять память о ее героях. О них писались книги, слагались стихи и песни. А начиная с 1840 г., воины, совершавшие наиболее яркие подвиги, стали навечно заноситься в списки частей и подразделений. Первым в этом списке стоит рядовой Тенгинского полка Архип Осипов, подорвавший пороховой погреб и себя в Михайловском укреплении во время войны на Кавказе. За этот подвиг приказом военного министра А. Осипов был навечно зачислен в списки 1-й гренадерской роты полка. При упоминании этого имени в строю первый за ним рядовой отвечал: «Погиб во славу русского оружия в Михайловском укреплении». Традиция считать воинов, павших смертью героев, навечно зачисленными в воинскую часть, сохраняется в российской армии и поныне.

В пламени Вечного огня, величественных мемориалах и скромных обелисках, в произведениях литературы и искусства, в сердцах современников и наших потомков навсегда сохранится память о бессмертных подвигах тех, кто первым поднимался в атаку, кто прикрывал собой от убийственного огня командира, кто стоял насмерть на поле боя, кто не сломился под пытками и не выдал военной тайны.

Патриотизм - одно из основных качеств защитника Отечества, без которого он может превратиться просто в наемника. Только истинный патриот до конца может быть верен Военной присяге, беззаветно служить своему народу, мужественно, умело, не щадя своей крови и самой жизни, защищать Российскую Федерацию, выполнять воинский долг, стойко переносить трудности военной службы (вклейка, фото 19).

Военнослужащий должен с честью и достоинством нести высокое звание защитника Российской Федерации, дорожить честью и боевой славой Вооруженных Сил, своей воинской части и честью своего воинского звания.

Для этого он должен быть гражданином своей Родины, свято соблюдающим Конституцию, законы Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты.

Военнослужащий обязан также знать и неукоснительно соблюдать международные правила ведения военных действий: обращение с ранеными, больными, лицами, потерпевшими кораблекрушение, и гражданским населением в районе боевых действий, а также с военнопленными.

Воинская честь и достоинство - неотъемлемые качества военнослужащего. Честь - это достойное уважения и гордости моральное качество, «внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть» (В. Даль).

Достоинство военнослужащего выражается в уважении к себе, в осознании своих человеческих прав, моральных ценностей, в подобающем образцовом поведении.

Военнослужащий Вооруженных Сил России - это человек, обладающий таким общечеловеческим свойством, как гуманность. Человеколюбие - это неотъемлемое качество российского воина во все времена.

В суворовской «Науке побеждать» об этом сказано так: «Не менее чем оружием побеждать противника человеколюбием. В поражениях сдающимся в полон давать пощаду. Обывателям ни малейшей обиды и озлобления не чинить».

Честью и достоинством военнослужащего Вооруженных Сил России является соблюдение международных правил ведения войны. Четыре Женевские конвенции 1949 г. закрепляют принципы уважения человеческой личности в условиях военного конфликта, в них предусмотрено:

Обеспечение равенства при уходе за ранеными как своей, так и неприятельской стороны без каких-либо различий;
- уважение личности человека, его чести, семейных прав, религиозных убеждений, в особенности защита прав ребенка;
- запрещение жестокого обращения с пленными, взятия заложников, истребления, пыток, наказания без суда и следствия, грабежей и неоправданного уничтожения имущества;
- разрешение делегатам Международного Комитета Красного Креста посещать военнопленных и осуществлять гуманитарные акции с целью помощи жертвам войны;
- запрещение убивать или наносить увечье противнику, который сдается в плен или прекратил участие в военных действиях. Захваченные в плен участники военных действий и гражданские лица, находящиеся во власти противника, включая жителей оккупированных территорий, имеют право на сохранение их жизни, уважение достоинства, личных прав и убеждений. Они должны иметь право на переписку со своей семьей и на получение помощи.

Необходимо отметить, что звание воина всегда было почетно. Звание воина велико потому, что оно требует громадной силы воли, великой любви и самопожертвования.

Воинское звание священно потому, что воины своим трудом, потом, кровью и собственной жизнью защищают Отечество от врагов. Чтобы с честью и достоинством выполнять свой воинский долг, военнослужащий должен быть честным, дисциплинированным, беспрекословно повиноваться командирам (начальникам) и защищать их в бою, оберегать Боевое Знамя воинской части.

Необходимо отметить еще очень важные профессиональные качества военнослужащего Вооруженных Сил России. Современный российский воин в совершенстве знает и содержит в постоянной готовности к применению вверенное ему вооружение и военную технику , постоянно овладевает военно-профессиональными знаниями и совершенствует свое воинское мастерство.

Какими основными качествами должен обладать военнослужащий, чтобы с честью и достоинством нести звание защитника Отечества?
Во-первых, каждый военнослужащий должен глубоко осознать личную ответственность за защиту Родины, добросовестно и честно выполнять свои служебные обязанности.

Во-вторых, иметь четкие и ясные представления о высоком смысле военной службы, о жизненно важном значении боеспособности и боевой готовности для защиты Отечества.

В-третьих, быть всегда морально-психологически и физически готовым к преодолению трудностей при исполнении воинского долга в мирное и военное время.

В-четвертых, быть внутренне готовым в любых условиях соблюдать военную присягу, законы Российской Федерации и требования воинских уставов.

В-пятых, дорожить боевой славой Вооруженных Сил России и воинской части, честью Боевого Знамени, своим званием российского солдата, чтить боевые традиции Вооруженных Сил, своего соединения, части (корабля), подразделения.

В заключение отметим, что патриотизм, долг и честь солдата - это те морально-духовные качества, которые делают армию непобедимой.

Вопросы и задания

1. Патриотизм, его основные понятия и определения.
2. Основные качества, присущие военнослужащему - защитнику Отечества.
3. Понятие о чести и достоинстве военнослужащего, в чем они проявляются.

Смирнов А. Т., Основы безопасности жизнедеятельности: Учеб. для учащихся 11 кл. общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин, В. А. Васнев. - 3-е изд. - М. : Просвещение, 2002. - 159 с. - ил.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки