Заключение договора запрос предложений 223 фз. Запрос предложений в электронной форме: пошаговая инструкция. Распространены две формы переторжки

Обеспечение договора по 223-ФЗ - это гарантия для заказчика, что победитель процедуры исполнит все взятые на себя обязательства. Чаще всего деньги требуют в случаях, когда предусмотрен аванс. Порядок предоставления обеспечения, его точная сумма и правила возврата должны быть прописаны в закупочной документации. Что об обеспечении исполнения договора говорится в 223-ФЗ, расскажем далее.

Обеспечение исполнения контракта по 223-ФЗ

Выберите один из двух способов внесения обеспечения исполнения контракта 223-ФЗ: перечислите необходимую сумму на счет заказчика или предоставьте гарантию из банка. Если вы выбрали в качестве предоставление банковской гарантии, обратите внимание на требования к этому документу:

  • гарантия должна быть безотзывной;
  • гарантия должна быть выдана финансово устойчивым банком;
  • срок действия гарантии должен быть больше периода действия заявки.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Обратите внимание, что зачастую заказчики принимают гарантии не от всех банков. Проверьте, есть ли учреждение, в которое вы хотите обратиться за гарантией, в утвержденном перечне .

Ряд заказчиков при заключении договора просят подписать согласие на невозврат обеспечения контракта по 223-ФЗ.

Вам не вернут деньги, если вы :

  • неоднократно поставляли некачественный товар;
  • просрочили поставку более чем на 20 дней;
  • не предоставили необходимые документы;
  • нарушили сроки устранения недостатков товара;
  • предоставили гарантию из банка, выдачу которой в кредитном учреждении не подтвердили;
  • поставили товар с неподтвержденным сертификатом;
  • поставили товар с неустранимыми дефектами.

Внести обеспечение исполнения договора по 223-ФЗ важно вовремя, поскольку в обратном случае победителя признают уклонившимся от заключения контракта, а это прямой путь в реестр недобросовестных поставщиков.

Добавим, что на федеральном уровне готовятся прописать требования к банковским гарантиям по 223-ФЗ. Поправки предложил Минфин. Если нововведения одобрят, заказчики будут принимать от участников только те гарантии, которые выдали банки из списка ЦБ. Документы должны быть:

  • безотзывными;
  • со сроком действия на два месяца больше периода подачи заявок или на месяц больше срока действия договора (в зависимости от вида обеспечения).

Обеспечение исполнения договора по 223-ФЗ: сколько процентов

Допустимые пределы обеспечения обязательств по договору , конкретные показатели для отдельной процедуры прописывают в закупочной документации. Если в условиях предусмотрена выплата аванса, то размер обеспечения исполнения договора по 223-ФЗ чаще всего равен предоплате.

Когда обязательно обеспечение исполнения контракта по 223-ФЗ

Обеспечение контракта по 223-ФЗ можно установить в денежном выражении при любой закупке. Закон оставляет это на усмотрение заказчика. Условия юрлицо может прописать в своем положении о закупке. Также допустим вариант, при котором размер обеспечения договора по 223-ФЗ при электронном аукционе и других способах закупок указывается только в документации, а в положении не содержится.

Что делать если поставщик обещал, но не обеспечил договор

Акционерное общество заключило договор по Закону № 223-ФЗ. Поставщик обязался предоставить обеспечение исполнения договора в виде безотзывной банковской гарантии или поручительства, но не сделал этого. Заказчик направил претензию, но не получил ответа на нее и обратился в арбитражный суд. Дело дошло до Верховного Суда. Интересно, что судьи разных инстанций разошлись во мнениях, должен ли поставщик исполнить обещанное и оформить гарантию или обязан только выплатить неустойку за нарушение.

Банковская гарантия по 223 ФЗ позволит выполнить обязательства по договору, даже если поставщик не соблюдает условия контракта. Все финансовые риски в этом случае берет на себя коммерческая кредитная организация.

Основные положения федерального закона

Закон был принят еще 18 июля 2011 года. В нем описывается регламент проведения закупок различных категорий товаров и услуг. В тексте документа приведена процедура оформления заказа на выполнение работ для конкретной компании, включая предъявляемые к ней требования.

Согласно статье 2 данного федерального закона заказчикам при закупках нужно ориентироваться и на другие правовые акты из гражданского кодекса и конституции РФ. Внимания заслуживают документы нормативно-правового типа, в частности, утвержденное положение о закупках, которое описывает процедуру проведения мероприятия.

В банковской гарантии по 223 ФЗ указывается следующая информация:

  • требования по закупкам;
  • регламент подготовки и проведения процедуры;
  • нормы оформления, подписания, выполнения договоров;
  • общепринятые способы приобретения товаров, услуг;
  • методы обеспечения договора.

Победивший на аукционе исполнитель не обязан оформлять банковскую гарантию на выполнение договора, так как такое не оговаривается федеральным законом. Однако по смежному нормативному акту 94-ФЗ данное условие допускается вносить в текст соглашения на проведение тендерных торгов.

Условия банковской гарантии по 223 ФЗ

Если заказчик внес требование по обязательному обеспечению, то победившему в тендере участнику придется предоставить один из следующих вариантов подтверждения:

  • безотзывные обязательства, которые оформляются банком или другой коммерческой кредитной организацией на исполнителя;
  • денежный залог или вклад в одном из банков - размер актива должен покрывать обеспечение по контракту.

Сумма обязательств устанавливается в сопутствующей документации (в электронном виде), описывающей главные положения конкурса на приобретение товаров. При этом конкурсант сам выбирает наиболее удобный для него вариант подтверждения выполнения обязательств по контракту.

Участнику тендера или аукциона рекомендуется внимательно ознакомиться с конкурсной документацией и обратить пристальное внимание на раздел с условиями обеспечения заявки. Чтобы сократить время на оформление контракта, лучше позаботиться о получении необходимого документа заранее.

Нормы Федерального закона №223-ФЗ как-то принято сравнивать с ФЗ 44. Сравнение вполне уместно, так как в обоих законах речь идёт о правилах электронных закупок, связанных напрямую с государственными или окологосударственными структурами.

Те, кто хорошо понимает основные отличия 223-ФЗ от 44-ФЗ, могут сразу перейти к содержанию основным моментов банковской гарантии по 223-ФЗ : требованиям, сумме, срокам и вероятному обеспечению.

Остальным будет полезно знать, что принципиальное отличие данных федеральных законов состоит в степени регулирования свободы действий заказчика в рамках тендерных закупок и структурах, к которым данное регулирование применимо.

В первую очередь важно понимать, что требования, описанные в 223-ФЗ относятся к:

  • Организациям, доля участия государства в которых превышает 50%, или для многих более привычный вариант "госкомпаниям";
  • Компаниям и их структурным подразделениям, представляющим собой естественные монополии на территории государства (представляющие нефтяную и газовую отрасль, российские железные дороги и т.п.);
  • Организации, относящиеся к регулируемым сферам деятельности: энергоснабжение, водоснабжение и т.д.;
  • Бюджетные предприятия, проводящие закупки не на средства, выделяемые из бюджета.
Федеральный закон № 44-ФЗ регламентирует правила закупок государственными и муниципальными бюджетными учреждениями.

В рамках 223-ФЗ заказчики сами разрабатывают положения о закупках, прописывая в них все требования к поставщикам, обеспечению и правила выявления победителей. Разработанные положения и правила будут являться неотъемлемой частью конкурсной документации и регулировать процесс проведения закупок заказчиком.

Торги по 223-ФЗ проводятся на более 170 электронных торговых площадок, в то время как госзакупки по 44-ФЗ могут проводиться на ограниченном числе таких площадок:

  1. Сбербанк-АСТ;
  2. ММВБ;
  3. Роселторг;
  4. РТС-Тендер;
  5. ЗаказРФ.
Каждый из этих двух законов подразумевает возможность выступления в качестве участника торгов юридических, физических лиц и ИП в том числе.

В отличие от 44-ФЗ Федеральный закон №223-ФЗ возлагает право устанавливать требования к обеспечению контрактов на самих заказчиков. В большинстве случаев заказчики прописывают в требованиях к обеспечению внесение исполнителем депозита или предоставление им банковской гарантии . Как раз о последнем и пойдёт речь ниже.

Гарантия по 223-ФЗ. Особенности

На практике гарантия в рамках 223-ФЗ рассматривается как:
  1. Банковская гарантия возврата аванса; очень часто используется при заключении контракта на поставку какой-либо техники, оборудования, товаров.
  2. Банковская гарантия для обеспечения заявки участие в тендере; предоставляется для подтверждение серьёзности намерений поставщика на участие в конкурсе на заявленных условиях и в соответствии с содержанием поданной им заявки.

Требования к гарантии по 223 фз

Как и в случае банковской гарантии по 44-ФЗ, требования к гарантии по 223-ФЗ подразумевают:
  • гарантия должна быть безотзывной;
  • в тексте банковской гарантии по 223 ФЗ чётко должна быть прописана сумма, которую банк-гарант обязуется выплатить заказчику при предъявлении с его стороны правомерных требований;
  • должны быть прописаны вполне конкретные сроки действия гарантии;
  • текст гарантии должен содержать все обязательства исполнителя по контракту (принципала), которые покрываются банковской гарантией.
Впрочем все эти требования характерны практически для всех типов гарантий, даже в рамках чисто коммерческих контрактов, не регулируемых каким-либо федеральным законом.

Остальные требования сводятся преимущественно к перечню банков, гарантия которых может быть принята в обеспечение контракта, либо к описанию критериев финансовых показателей кредитной организации.

Срок гарантии по 223-ФЗ и её сумма

Срок выпуска БГ - от 3 дней до 1 месяца. Многое зависит от суммы гарантии и требований заказчика к банку, который может выпустить такую гарантию под конкретный контракт.

А вот срок действия банковской гарантии по 223-ФЗ регламентируется требованиями, прописанными в конкурсной документации и прилагаемом к ней шаблоне будущего контракта.

Если речь идёт о заключении контракта на проведение каких-либо работ и услуг, предполагающих последующее гарантийное обслуживание, то зачастую срок банковской гарантии по 223-ФЗ должен покрывать весь срок выполнения работ или услуг и срок гарантийного сопровождения.

Требования к сумме банковской гарантии по ФЗ 223 заказчик также прописывает в конкурсной документации. В случае, когда контракт предполагает выплату исполнителю аванса, сумма банковской гарантии обычно напрямую привязывается к его размеру. В остальных случаях обычно устанавливается в диапазоне 10-30% от стоимости контракта.

Пожалуй единственным требованием, связанным с суммой гарантии, которую банк может выдать в рамках 223-ФЗ, является её предельная величина, которая не может превышать 10% от капитала банка.

Обеспечение банковской гарантии по 223 фз

Что может являться обеспечением выдаваемой банковской гарантии, определяет уже сам банк, в который обратился сам принципал. Не редки случаи требования со стороны банка:
  • покупки его векселя номиналом не менее 10% суммы банковской гарантии (чаще выше),
  • открытия в банке депозита в том же размере,
  • залога недвижимого и движимого имущества принципала.
Именно таким может быть обеспечение банковской гарантии по 223-ФЗ.

Но не отчаивайтесь, если всё это не про вас, так как некоторые банки вполне успешно выдают экспресс-гарантии, не требующие какого-либо обеспечения. Самым жётским требованием в рамках таких программ может стать требование личного поручительства генерального директора и основных собственников компании. Решение по заявке на такую банковскую гарантию не редко принимается в течение 1-3 дней, а срок до её выдачи обычно не превышает 5 рабочих дней. Сумма подобной банковской гарантии, касающейся 223-ФЗ, обычно не превышает 10-15 млн.рублей в расчёте на один контракт.

Если вы вписываетесь в эти рамки, то смелее отправляйте нам и вы получите решение в течение 1 дня, а саму гарантию не позднее 3 дней с момента подачи заявки.

Определённые затруднения у принципала конечно могут возникнуть, если выбранный им банк для банковской гарантии по 223-ФЗ, не соответствует требованиям заказчика в этой части. Но мы находим выход в 9 случаях из 10.

Список банков для банковской гарантии по 223 ФЗ

К счастью, обсуждаемый Федеральный закон не устанавливает каких-либо ограничений списка кредитных организаций, которые могут выдать гарантию по ФЗ 223, передавая полномочия по выдвижению таких требований заказчику. На практике же госкомпании и другие заказчики, размещающие тендер на заключение контракта в рамках 223-ФЗ, пытаются ограничить список банков-эмитентов перечнем Минфина, регулярно размещаемом на сайте ведомства, либо списком ТОП-10, ТОП-30 или ТОП-50 банков по размеру активов. В любом случае все точные требования к банку, выдающему банковскую гарантию по 223-ФЗ.

Актуальный список банков, составленный Минфином и отвечающий требованиям 44-ФЗ к кредитным организациям вы можете посмотреть на нашем сайте - Перечень банков, соответствующих требованиям пункта 3 статьи 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации, по состоянию на 01.07.2017

Реестр гарантий по 223-ФЗ

Даже поправки к Федеральному закону №223, вступившие в силу с начала 2017 года не привнесли каких-либо изменений по этой теме. Закон в текущей редакции не требует обязательного внесения БГ в единый реестр банковских гарантий Федерального казначейства РФ, как того в обязательном порядке требует 44-ФЗ. Поэтому поиски реестра гарантий, выданных по 223-ФЗ, не приведут вас к какому-либо конкретному списку.

При этом заказчик оставляет за собой право (которым, к слову, пользуется почти всегда) проверить подлинность предоставленной гарантии. Если в ответ на запрос заказчика банку эмитенту выпуск гарантии не будет подтверждён, то заключенный ранее контракт может быть аннулирован, а исполнитель надолго рискует попасть в список "персон нон-грата".

Каким бы ни был ваш вопрос по теме банковской гарантии или насколько бы срочной не оказалась потребность в выпуске банковской гарантии, наши специалисты компетентно и быстро решат его. и мы гарантированно предложим вам лучшую стоимость банковской гарантии по 223-ФЗ и в кратчайшие сроки добьёмся для вас её выпуска.

Перечень банков партнёров нашей компании очень велик.

Процесс выбора контрагента можно упростить, если в положении о закупках помимо конкурса или аукциона предусмотреть и иные способы закупки, в том числе:

Это позволяет сделать Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках).

Запрос котировок

О проведении запроса котировок предприятие сообщает неограниченному кругу лиц, разместив извещение на официальном сайте . Побеждает в запросе котировок участник, предложивший наиболее низкую цену (п. 1 ст. 72 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; далее - Закон № 44-ФЗ).

Чтобы определить в положении о закупках правила проведения запроса котировок, можно руководствоваться нормами Закона № 44-ФЗ, но это не обязательно. В положении предприятие вправе самостоятельно определить конкретные условия проведения запроса котировок, например:

  • процедура запроса котировок не накладывает на предприятие обязательства заключить договор с победителем запроса котировок или иным его участником;
  • предприятие вправе на любом этапе процедуры запроса котировок отказаться от его проведения, разместив сообщение об этом на официальном сайте. При этом предприятие не несет ответственности перед участниками закупок, в том числе по возмещению затрат, связанных с подготовкой и подачей котировочной заявки;
  • предприятие не несет ответственности, если претенденты или участники закупок не ознакомились с извещением об отказе от проведения запроса котировок;
  • каждый участник закупки вправе подать только одну котировочную заявку, внесение изменений в которую не допускается.

Запрос котировок стоит проводить в тех случаях, когда, например, точно определены все технические и функциональные требования к закупаемой продукции и принято решение использовать при отборе победителя единственный критерий - цену договора.

Закон о закупках не содержит в себе правил о проведении запроса котировок. Поэтому предприятие вправе самостоятельно в положении определить порядок и случаи его проведения. Однако, описывая условия запроса котировок в положении о закупке, нужно учитывать требования антимонопольного законодательства. Они установлены в статье 17 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

Указанная статья запрещает при проведении запроса котировок и совершать действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. В том числе когда:

— предприятие создало преимущественные условия участия одному или нескольким участникам, в том числе путем доступа к информации. Условия не считаются преимущественными, если требования к участникам не носят персонифицированный характер и распространяют свое действие на всех без исключения возможных участников;

Пример из практики: суд поддержал решение антимонопольного органа, указав, что требование к участникам конкурса об обязательной регистрации на территории ЗАТО нарушает антимонопольное законодательство и законодательство о закупках

ФГУП «С.» разместило на специализированном сайте извещение о проведении открытого конкурса на выполнение проектных и строительно-монтажных работ на территории закрытого административно-территориального образования (далее - ЗАТО). ООО «Д.», чья заявка на участие была отклонена, обратилось с жалобой в УФАС по Пензенской области (далее - антимонопольный орган).

Антимонопольный орган жалобу удовлетворил, указав следующее. ФГУП «С.» предусмотрело в конкурсной документации, что участники должны быть зарегистрированы по месту выполнения работ (оказания услуг). Участники, которые не имели такой регистрации, к конкурсу не допускались. Значит, конкурсная документация нарушает требования пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, ФГУП «С.» обратилось в суд.

Суд в иске отказал, сославшись на следующее. ЗАТО представляет собой территорию, где установлен особый режим безопасного функционирования организаций и объектов (ст. 3 Закона РФ от 14 июля 1992 г. № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании»). В частности, въезд на его территорию ограничен. Поэтому работники победившего участника конкурса в случае необходимости должны будут получать разрешение на въезд. Этот факт необходимо учитывать участникам и безусловно соблюдать в случае признания их победителями. Вместе с тем, названные условия не могут быть истолкованы как исключающие саму возможность осуществления деятельности и участие в конкурсных процедурах российских хозяйственных обществ, не зарегистрированных на территории ЗАТО.

Таким образом, требование к участникам конкурса об обязательной регистрации на территории ЗАТО нарушает не только Закон о защите конкуренции, но и цели и принципы Закона о закупках (ст. 1, 3 Закона о закупках) (определение Верховного суда РФ от 21 января 2015 г. по делу № 306-КГ14-1616, А49-8135/2013).

— предприятие нарушило порядок определения победителя запроса котировок;

Пример из практики: суд пришел к выводу о законности решения антимонопольного органа, поскольку общество при определении победителя запроса предложений использовало дополнительный критерий, который не был предусмотрен закупочной документацией

Было представлено четыре заявки от ООО «Р.», ОАО «С.», ООО «Н.» и ООО «Р.Г.». Закупочная комиссия признала заявку ООО «Р.» не соответствующей требованиям закупочной документации. С допущенными участниками были проведены заочные переговоры о снижении цены договора и подтверждении соблюдения графика поставки. Победителем было признано ООО «Р.Г.».

ОАО «С.» не согласилось с таким результатом и обратилось с соответствующей жалобой в ФАС России.

Антимонопольный орган провел проверку и пришел к выводу, что победителем запроса предложений должно было стать ОАО «С.».

Заказчик обратился в суд с требованием признать незаконным решение ФАС России. Суд в удовлетворении заявления отказал, сославшись на следующее. Закупочной документацией предусмотрено два критерия оценки заявок: цена договора и опыт участника. Однако при определении победителя закупочная комиссия использовала дополнительный критерий - соблюдение или несоблюдение графика поставок в окончательной заявке участников. Поэтому правомерны выводы антимонопольного органа о том, что истец нарушил и закупочную документацию, и пункт 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции (постановление Арбитражного суда Московского округа от 21 января 2015 г. № Ф05-15169/2014 по делу № А40-34303/14).

— предприятие как заказчик или уполномоченный им организатор запроса котировок и (или) их сотрудники участвуют в нем. Следует иметь в виду, что если какое-либо из этих лиц является учредителем юридического лица, такое юридическое лицо вправе участвовать в запросе котировок, который они проводят. Такой вывод следует из судебной практики;

Пример из практики: суд признал недействительными решение и предписание антимонопольного органа, поскольку закон не устанавливает запрета на участие в торгах юридических лиц, учредителями которых являются организаторы торгов или заказчики и (или) их сотрудники

Были представлены заявки от ООО «Б.» и ООО «И.».

Комиссия отклонила заявку ООО «И.», поскольку она была подана непосредственно заказчику, но не размещена на сайте. Кроме того, в составе заявки отсутствовало согласование Управления корпоративной защиты.

Заявка ООО «Б.» к участию допущена и признана победителем запроса предложений.

Решением УФАС действия заказчика признаны незаконными. Одним из оснований принятия решения и вынесения предписания послужил вывод УФАС о том, что заявка на участие в запросе предложений подписана от имени ООО «Г.» гражданином С. Он на момент подачи заявки являлся одновременно советником генерального директора заказчика, что нарушает требования пункта 4 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

ООО «Г.» обжаловал решение УФАС в судебном порядке.

Суд удовлетворил заявление, сославшись на следующее. Закон о защите конкуренции содержит запрет на непосредственное участие в торгах организатора, заказчика либо их сотрудников. Однако он не содержит запрета на участие в торгах юридических лиц, руководителями которых являются сотрудники организатора, заказчика. Поэтому то обстоятельство, что сотрудник заказчика С. одновременно являлся генеральным директором участника запроса предложений, нельзя считать незаконным (постановление ФАС Северо-Западного округа от 26 сентября 2013 г. по делу № А52-326/2013).

— предприятие как заказчик или уполномоченный им организатор запроса котировок координирует деятельность его участников.

При этом нужно иметь в виду, что заказчик и организатор также не вправе:

  • проводить переговоры с участником с момента объявления закупки до определения победителя, если иное не предусмотрено положением о закупках;
  • предоставлять участникам сведения о предложениях других участников, ходе закупки и принимаемых решениях. Запрет не распространяется на сведения, которые находятся в открытом доступе.

Такой вывод следует из пункта 1 раздела V Стандарта осуществления закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц (утв. ФАС России 21 июля 2015 г.).

Пример из практики: антимонопольный орган вынес решение о привлечении заказчика к ответственности за координацию деятельности участников конкурсов и запроса котировок. Основанием для отмены этого решения в суде стало получение доказательств координации с нарушением закона

После этого в антимонопольный орган поступили сведения, что заказчик и участники торгов действовали согласованно при их организации и проведении. В качестве доказательств были представлены телефонные переговоры должностных лиц и участников торгов.

Антимонопольный орган пришел к выводу о наличии нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции. Это привело к недопущению конкуренции на рынке услуг по профессиональной переподготовке. Виновным лицам выдали предписания.

ТУ обратилось в суд с заявлением о признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа. Суд удовлетворил требования, указав, что представленные доказательства (записи переговоров) не соответствуют принципу допустимости. Отсутствовала санкция суда на осуществление оперативно-розыскных мероприятий, что не позволяло установить законность прослушивания.

Суд кассационной инстанции оставил решение в силе (постановление ФАС Северо-Западного округа от 17 сентября 2012 г. по делу № А56-57760/2011, определением ВАС РФ от 29 декабря 2012 г. № ВАС-16913/12 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора).

Конкурентные переговоры

Для определения победителя предприятие проводит переговоры не менее чем с двумя участниками процедуры закупки. Основные признаки такого способа закупки:

  • в ходе переговоров участники делают свои предложения о порядке выполнения договора;
  • все требования, которые касаются переговоров, руководящие указания, документацию, разъяснения или другую информацию нужно довести до всех участников;
  • переговоры между предприятием и участником носят конфиденциальный характер. По общему правилу ни одна из сторон не раскрывает другим лицам техническую, ценовую или иную рыночную информацию без согласия другой стороны;
  • как правило, после завершения переговоров предприятие просит всех участников представить к указанной дате наилучшую и окончательную оферту в отношении всех аспектов их предложений. Из них предприятие выбирает лучшую.

Такие признаки конкурентных переговоров перечислены в статье 49 Типового закона ЮНСИТРАЛ о закупках товаров (работ) и услуг. Этот документ можно использовать в качестве рекомендательного при подготовке положения о закупке.

В целом конкурентные переговоры схожи с запросом предложений. Однако на переговорах происходит реальное общение. Как правило, при этом составляют протокол. Предприятию важно закрепить в положении, что конкурентные переговоры не являются торгами. В противном случае на них будет распространяться антимонопольное законодательство.

Пример формулировки условия о том, что конкурентные переговоры не являются торгами

«Конкурентные переговоры проводятся в соответствии с законодательством Российской Федерации, но не являются аукционом либо конкурсом и их проведение не регулируется статьями 447-449 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации. Конкурентные переговоры также не являются публичным конкурсом и не регулируются статьями 1057-1061 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации. Таким образом, данная процедура не накладывает на Заказчика соответствующего объема гражданско-правовых обязательств по обязательному заключению договора с победителем конкурентных переговоров или иным их участником».

Запрос предложений

При запросе предложений (предложении делать оферты) комиссия устанавливает в тексте запроса предложений критерии и порядок оценки оферт. На основании них она определяет участника, который предложил лучшие условия договора.

При этом лицо, которое инициировало запрос предложений, не обязано заключать договор с участником, предложившим лучшие условия. В этом состоит отличие запроса предложений от торгов. Это нужно отразить в положении о закупках. Формулировка может быть , как и для описания специфики конкурентных переговоров.

Если этого не предусмотреть в положении о закупках, то запрос предложений может быть квалифицирован как торги. И тогда на предприятие будет налагаться весь объем соответствующих гражданско-правовых обязательств.

Пример из практики: суд отказал в требовании обязать заказчика заключить договор с победителем открытого запроса предложений, поскольку запрос не являлся торгами

Победителем запроса было объявлено ООО «Р.». Заказчик подписывать договор отказался в связи с тем, что передал здание в аренду.

ООО «Р.» обратилось в суд с требованием обязать заказчика заключить договор.

Суд в иске отказал, исходя из следующего. Процедура запроса предложений не является торгами, о чем прямо указано в локальных актах, регулирующих закупки ЗАО «Д.». Данная процедура не накладывает на заказчика соответствующего объема гражданско-правовых обязательств, в том числе по обязательному заключению договора с победителем запроса предложений или иным его участником. Это значит, что ЗАО «Д.» имело право отказаться от заключения договора в случае изменения своих потребностей или иных обоснованных причин (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 12 декабря 2014 г. № Ф09-8172/14 по делу № А34-1410/2014).

Особо стоит отметить, что на запрос предложений распространяется антимонопольное законодательство.

Закупка у единственного поставщика

При закупке у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) предприятие предлагает заключить договор только одному лицу.

Закон о закупках не ограничивает случаи, когда можно использовать такой способ закупки. Поэтому предприятию стоит предусмотреть в положении о закупках соответствующие условия. Можно указать, к примеру, случаи, перечисленные в статье 93 Закона № 44-ФЗ, и другие.