Что нам готовит новый закон? ФЗ об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в РФ — Российская газета Федеральным законом от 13.07г 220 фз

1. В целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам.

2. Осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона.

3. Предметом государственного или муниципального контракта является выполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт (далее - подрядчик), работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, в соответствии с требованиями, установленными государственным или муниципальным заказчиком.

4. Государственный или муниципальный контракт может предусматривать использование билетов, выданных от имени государственного или муниципального заказчика и подтверждающих право проезда пассажиров по всем маршрутам регулярных перевозок, в отношении которых государственный или муниципальный заказчик заключил государственные или муниципальные контракты.

5. Документацией о закупках работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, либо государственным или муниципальным контрактом (в случае осуществления закупок таких работ у единственного подрядчика) могут устанавливаться:

1) обязанность подрядчика перечислять полученную им плату за проезд пассажиров и провоз багажа заказчику или оставлять ее в своем распоряжении;

2) назначение и размеры субсидий, которые будут предоставлены подрядчику в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом в целях возмещения части затрат на выполнение таких работ;

3) порядок оплаты государственного или муниципального контракта исходя из фактически выполненного объема таких работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом, по цене единицы работы, предусмотренной контрактом.

6. Если в соответствии с документацией о закупках работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, либо в соответствии с государственным или муниципальным контрактом (в случае осуществления закупок таких работ у единственного подрядчика) плата за проезд пассажиров и провоз багажа подлежит перечислению государственному или муниципальному заказчику, начальная (максимальная) цена государственного или муниципального контракта, цена государственного или муниципального контракта, заключаемого с единственным подрядчиком, формируются без учета указанной платы.

7. Если документацией о закупках работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, или государственным или муниципальным контрактом (в случае осуществления закупок таких работ у единственного подрядчика) предусматривается предоставление подрядчику субсидий в целях возмещения части затрат на выполнение таких работ, начальная (максимальная) цена государственного или муниципального контракта, цена государственного или муниципального контракта, заключаемого с единственным подрядчиком, формируются с учетом указанных субсидий.

8. Государственный или муниципальный заказчик выдает на срок действия государственного или муниципального контракта карты маршрута регулярных перевозок.


Судебная практика по статье 14 ФЗ от 13.07.2015 № 220-ФЗ

    Решение от 10 января 2019 г. по делу № А52-4399/2018

    Арбитражный суд Псковской области (АС Псковской области)

    Закона о защите конкуренции, нарушение которой в действиях ООО «АвтоФаворит» установил антимонопольный орган, установлен запрет на иные формы недобросовестной конкуренции наряду с формами, предусмотренными статьями 14 . 1- 14 . 7 данного закона. Согласно пункту 2 статьи 34 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на недобросовестную конкуренцию. Пунктом 10 статьи...

    Решение от 9 января 2019 г. по делу № А73-19031/2018

    Карта маршрута регулярных перевозок определена как документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту. Статьей 14 Федерального закона № 220-ФЗ установлен порядок организации регулярных перевозок по регулируемым тарифам; осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской...

    Решение от 26 декабря 2018 г. по делу № А32-45723/2018

    Арбитражный суд Краснодарского края (АС Краснодарского края)

    Регулярных перевозок представляет собой документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту. Частью 8 статьи 14 Федерального закона № 220-ФЗ предусмотрено, что государственный или муниципальный заказчик выдает на срок действия государственного или муниципального контракта карты маршрута регулярных перевозок в соответствии с максимальным количеством...

    Постановление от 25 декабря 2018 г. по делу № А73-10661/2017

    Арбитражный суд Хабаровского края (АС Хабаровского края)

    Наличии правовых оснований для прекращения действия свидетельства серии 00ХА27 №000059, в связи с чем удовлетворили заявленное управлением транспорта требование. В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № ...

    Постановление от 21 декабря 2018 г. по делу № А32-21236/2018

    Арбитражный суд Северо-Кавказского округа (ФАС СКО)

    Самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам (часть 1 статьи 14 Закона № 220-ФЗ). Частью 2 статьи 14 Закона № 220-ФЗ установлено, что осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской...

    Решение от 20 декабря 2018 г. по делу № А07-24921/2018

    Арбитражный суд Республики Башкортостан (АС Республики Башкортостан)

    ФЗ) карта маршрута регулярных перевозок - это документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту. Статьей 14 Федерального закона № 220-ФЗ, устанавливающей организацию регулярных перевозок по регулируемым тарифам, предусмотрено, что государственный или муниципальный заказчик выдает на срок действия государственного или муниципального контракта карты маршрута...

    Решение от 19 декабря 2018 г. по делу № А83-16911/2018

    Арбитражный суд Республики Крым (АС Республики Крым)

    Crimea.arbitr.ru E-mail: [email protected] Именем Российской Федерации РЕШЕНИЕ 19 декабря 2018 года Дело №А83-16911/2018 Резолютивная часть решения объявлена 14 декабря 2018 года. Полный текст решения изготовлен 19 декабря 2018 года. Арбитражный суд Республики Крым в составе судьи Лукачева С.О. при ведении протокола судебного заседания секретарем...

    Решение № 77-707/2018 от 18 декабря 2018 г. по делу № 77-707/2018

    Кировский областной суд (Кировская область) - Административные правонарушения

    3 которого, карта маршрута регулярных перевозок - документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту. Статьей 14 указанного Федерального закона № 220-ФЗ от 13 июля 2015 года установлен порядок организации регулярных перевозок по регулируемым тарифам, согласно которому, осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается...

  • ...выявлены нарушения: отсутствует карта маршрута и свидетельство о регулярных перевозках на маршрут 780 «Тюмень - Тавда», чем нарушены требования п. 10 ст.4; п.8 ст. 14 ; п.2,3 ст. 17; п.20 ст.3.п. 1 ч. 1 ст. 35 Федерального закона от 13.07.2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных...

Закон просто жизненно необходим для российских городов, но в России вся строгость законов всегда компенсируется необязательностью их исполнения. Впрочем, посмотрим, как на этот раз заработает новое законодательство на деле, и как будут выкручиваться нелегальные и недобросовестные перевоздчики. Опять же вопрос, кто будет контролировать перевозчиков, кто будет штрафовать за высадку пассажира вне остановочного пункта?!

Оригинал взят у monteklever в Новый порядок организации пассажирских перевозок (Федеральный закон №220 от 13 июля 2015)

В России наконец-то началось федеральное регулирование городских пассажирских перевозок и это просто прекрасно. Раньше всё зависело от желания (или нежелания - как в случае Твери) городского департамента транспорта и депутатов городской думы наводить порядок в сфере перевозок, поэтому в одних городах вроде Белгорода, Перми, Саратова, Москвы городской транспорт развивался относительно нормально, другие же города заполонили полчища маршруток. Теперь все будут подчиняться единым общероссийским правилам. Коротко пройдусь по нововведениям 220-ФЗ от 13.07.2015 г. "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Перевозчики обязаны работать только по контрактам с Администрацией
"Ст.14, п.2: Осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона."
Раньше многие маршрутчики спорили и судились, что для осуществления пассажирских перевозок им достаточно одной лицензии на работу. Подобный беспредел уходит в прошлое, теперь в обязательном порядке должны заключаться контракты на основе открытых конкурсов по 44-ФЗ. Примечательно, что п.5 той же статьи предусматривает возможность современного способа расчётов с перевозчиками: забирать выручку маршрутчиков себе, а уже после оплачивать их транспортную работу (про сроки оплаты ничего не сказано).

Свидетельство и карты маршрута
Победителю конкурса выдаётся свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту. Также на каждое транспортное средство из конкурсной заявки выдаются карты маршрута (ст.19). Срок действия этих документов - 5 лет, однако в случае наличия планов по отмене маршрута может быть указан и меньший срок.
Если я правильно понял, то по истечению срока действия документы продлеваются на следующие 5 лет без конкурса (п.5 ст.19)!
При этом допускается аннулировать свидетельство, если будет принято официальное решение о закрытии маршрута (ст.29, ч.1, п.5), а перевозчик должен быть уведомлён об этом за 6 месяцев (ст.39, ч.5).
Ещё Дептранс может аннулировать свидетельство через суд в следующих случаях:
- неоднократного нарушения п.3-5 ст.11.33 КоАП в течение года (ночная стоянка в неположенном месте, перевозка без карты маршрута или на автобусе, не соответствующем характеристикам в карте маршрута);
- расторжения договора простого товарищества.
Чтобы Дептранс смог получить необходимую статистику, УГАДН обязали передавать информацию о выписаных по ст.11.33 штрафах в Администрацию города в течение 1 дня по факсу (ст.36).

Требования к перевозчикам при участие в конкурсе
"Ст.23, ч.1 п.2: наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих требованиям, указанным в реестре маршрута регулярных перевозок, в отношении которого выдается свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, либо принятие на себя обязательства по приобретению таких транспортных средств в сроки, определенные конкурсной документацией ;"
Перевозчик может пообещать приобрести транспортные средства, теперь ему необязательно иметь их в наличии.

Критерии отбора победителя открытого конкурса
Регион или муниципалитет разрабатывает свою шкалу оценки для следующих критериев, по которым и выбирается победитель:
- количество ДТП с жертвами или причинением вреда здоровью пассажирам за прошлый год в расчёте на 1 ТС;
- опыт работы в перевозках, подтверждённый исполнением гос- или муниципальных контрактов;
- характеристики ТС, влияющие на качество перевозок (кондиционер, низкий пол, возможность перевозки МГН и т.д.);
- максимальный срок эксплуатации ТС в течение срока действия свидетельства.
Если ни одна заявка не соответствует требованиям конкурсной документации или никто не заявился на конкурс, то Администрация вправе закрыть маршрут или повторить конкурс (ст.24).

Реестр маршрутов муниципального транспорта
Закон устанавливает внушительные требования к содержанию реестра (ст.26). Вот они:
- номер маршрута;
- указание начального и конечного пункта;
- наименование промежуточных остановочных пунктов;
- наименование улиц, по которым проходит маршрут ;
- протяжённость ;
- порядок посадки и высадки (везде или только на остановках);
- вид регулярных перевоз (по установленным тарифам или нет);
- вид и класс транспортных средств (с максимальным количеством ТС каждого класса) ;
- экологические характеристики для ТС ;
- дата начала перевозок ;
- наименование и адрес ЮЛ или ИП (если товарищество, то всех!), осуществляющих перевозки по маршруту .
Нынешний реестр тверского городского транспорта выглядит смехотворно, так как большей части важнейшей информации о маршрутах там нет. Выше я подчёркнул пункты, которых как раз сейчас нет и которые закон обязывает добавить в течение полугода.
От себя порекомендую всем Департаментам вносить также информацию по минимальным интервалам движения в часы пик (как уже сделано, например, в Саратове).
Новый закон обязывает размещать реестр на сайте Администрации в доступной для ознакомления форме без взымания платы. Сейчас на сайте tver.ru реестр можно кое-как отыскать лишь в постановлениях, что, конечно же, неудобно для горожан. По-хорошему ссылку на реестр необходимо разместить в отдельном транспортном разделе сайта, которого, к сожалению, до сих пор нет.

Контроль за осуществлением регулярных перевозок
Государственный контроль (надзор) в области транспорта допускает проведение следующих проверок УГАДН (ст.35):
- наличие у водителя карты маршрута и соответствие ТС техническим характеристикам из этой карты;
- соблюдение требований посадки/высадки пассажиров;
- соблюдение требований парковки в ночное время с 22:00 до 6:00 (ст.33).
Проверку выполнения прочих условий контракта осуществляют сотрудники Администрации. Полномочия проверок УГАДН могут быть переданы субъекту отдельным соглашением.
Также перевозчик должен направлять в Администрацию ежеквартальные отчёты о своей деятельсности (ст.37).

Реализация настоящего ФЗ
В течение месяца с момента принятия закона (к 13 августа 2015) все перевозчики присылают в Дептранс информацию о своих маршрутах (ст.39, ч.1).
В течение 6 месяцев (к 13 января 2016) Дептранс обновляет реестр и выкладывает его на сайте (ст.39, ч.2).
В течение 6 месяцев региональные и муниципальные власти приводят свою нормативку по перевозкам в соответствие данному ФЗ. Пока же они обязаны действовать лишь в части, не противоречащей данному ФЗ (ст.39, ч.10).
В течение 9 месяцев (к 13 апреля 2016) Дептранс должен выдать всем перевозчикам свидетельства и карты маршрутов (ст.39, ч.3).

Изменения в КоАП
ФЗ вносит изменения и в КоАП. Появляется новая важная статья 11.33 о правонарушениях водителей, правда вступит в силу она лишь через год (ст.40):
- ч.1. Штраф водителю за посадку-высадку пассажиров в неустановленном месте - 3 000 руб.
- ч.2. Повторное правонарушение из ч.1 - 5 000 руб.
- ч.3. Ночная стоянка ТС вне установленных мест - 5 000 для водителя, 25 000 для юрлица
- ч.4. Перевозка без карты маршрута - 5 000 для водителя, 300 000 для юрлица
- ч.5. Несоответствие характеристик ТС указанным в маршрутной карте - 20 000 для юрлица

Под статьёй есть супер-крутое примечание: "За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица ". Другими словами всякие ИП будут нести ответственность по всей строгости (раньше была небольшая коллизия, из-за которой получалось штрафовать только водителей).

Порядок вступления в силу настоящего ФЗ
Статьи 1-3, 39, 41, 42 - со дня опубликования
статьи 4-32, 36-38 - через полгода
статьи 33-35, 40 - через год

В январе 2018 года исполнилось 2 года, как вступил в силу № 220-ФЗ от 13 июля 2015 года «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», но споры о нем не утихают и по сей день.

Этот вопрос регулярно поднимается во время поездок руководителей Минтранса в регионы. На различных площадках - коллегиях, селекторных совещаниях, профессиональных форумах и конференциях - представители Минтранса России, региональных органов власти, общественных организаций, эксперты обсуждают реализацию этого закона в субъектах РФ. Газета «Транспорт России» собрала разные мнения о реализации № 220-ФЗ и представляет на суд читателей заочный «круглый стол», посвященный этой теме.

Какие же задачи ставили перед собою разработчики № 220-ФЗ, учитывая, что на долю автомобильного и городского наземного электрического транспорта сегодня приходится 76% от пассажиропотока на всех видах транспорта?

Заместитель министра транспорта РФ Николай Асаул: - Работа над законопроектом шла около 10 лет и была вызвана необходимостью установления единого для всей страны механизма допуска перевозчиков к осуществлению перевозок на регулярных маршрутах. До принятия № 220-ФЗ в субъектах РФ использовались различные подходы к осуществлению регулярных автомобильных перевозок и контроля за ними. При этом на региональном и местном уровнях встречались случаи необоснованных административных барьеров для перевозчиков, а также нарушения перевозчиками установленных требований, что снижало безопасность перевозок.

Президент Московского транспортного союза Юрий Свешников: - Напомню, что во время работы над этим законопроектом существовала точка зрения, что нет необходимости регулировать этот вопрос на федеральном уровне, субъекты сами разберутся, как им выстраивать взаимоотношения с перевозчиками. Но жизнь показала, что это не так. Со временем пришло понимание того, что в законах обязательно нужно прописывать четкий перечень оснований, по которым чиновник может что-либо запретить. Поэтому № 220-ФЗ создавался в том числе и для того, чтобы исключить самодеятельность властей, которая процветала на региональном уровне.

Николай Асаул: - При разработке данного закона мы старались учесть интересы всех сторон: перевозчиков, пассажиров-льготников, региональных властей и муниципалитетов. В сфере межмуниципальных и муниципальных автомобильных перевозок впервые на уровне федерального закона были определены единые принципы регулирования таких перевозок для всех субъектов. Раскрыты полномочия регионов и муниципалитетов в области транспортного обслуживания населения как автомобильным, так и городским наземным электрическим транспортом. Региональные органы власти наделены полномочиями по установлению, изменению и отмене маршрутов. Появились две формы допуска для перевозчиков: по регулируемым тарифам через заключение муниципального контракта и по нерегулируемым тарифам по итогам открытого конкурса.

Основными новеллами № 220-ФЗ в сфере межрегиональных перевозок являются:

Закрепление за федеральным центром в лице Минтранса России (совместно с ФБУ «Росавтотранс») полномочий по организации перевозок по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок, ведению реестра таких маршрутов и реестра остановочных пунктов по этим маршрутам; определение четких правил при проведении процедуры установления, изменения и отмены межрегиональных маршрутов; введение нормы о необходимости соответствия оборудования автовокзалов и автостанций минимальным требованиям, утвержденным Минтрансом России, как условия использования этих объектов на межрегиональных маршрутах; установление административной ответственности за нарушение закона, в том числе при осуществлении перевозок без карт маршрутов - до 300 тыс. руб., за посадку и высадку пассажиров вне установленных остановочных пунктов - до 5 тыс. руб. на водителя за каждый факт нарушения.

Как нормы закона были реализованы на практике?

Николай Асаул: - На конец января 2018 года в реестр межрегиональных маршрутов регулярных перевозок включены сведения о 3766 маршрутах и 2771 остановочном пункте, из которых 1110 - это автовокзалы и автостанции, 1661 - расположены на дорогах общего пользования, причем на федеральных дорогах зарегистрированы 1296 объектов, в то время как на всей региональной маршрутной сети - лишь 365 объектов. При этом мы отмечаем, что только 38% межрегиональных маршрутов регулярных перевозок имеют свидетельства об осуществлении перевозок и карты маршрутов, а 62% межрегиональных перевозок осуществляются вне закона, поскольку в реестре отсутствуют остановочные пункты. Причина - в сложной процедуре регистрации остановочных пунктов. Для исправления ситуации в декабре 2017 года были внесены изменения в № 220-ФЗ, согласно которым обязанность и полномочия по регистрации остановочных пунктов на территории субъекта возложены на руководство субъекта.

Юрий Свешников: - Основная идея закона была в том, что все легально работающие на день принятия закона перевозчики могут продолжать работать и дальше как минимум пять лет, а региональные чиновники обязаны выдать им все правоустанавливающие документы. Перевозчики в течение 30 дней с момента принятия № 220-ФЗ должны были проинформировать региональные и муниципальные органы о параметрах эксплуатации своих маршрутов для формирования реестров регулярных автобусных маршрутов.

Закон установил четыре правовых основания легальной законной работы перевозчика: наличие договора с органом власти, паспорта маршрута (для междугородных перевозчиков), допуска или нормативно-правового акта, регулирующего деятельность по перевозке пассажиров. По истечении 180 дней с момента принятия № 220-ФЗ органы власти в регионах должны были составить реестры регулярных автобусных маршрутов, по истечении 270 дней - выдать перевозчикам временные карты маршрутов, действительные на срок действия правового основания законности маршрута. Перевозчикам, у которых этот срок заканчивался в течение года со дня принятия № 220-ФЗ, временные карты маршрутов выдавались до июля 2016 года. После этого всем перевозчикам, получившим временные карты маршрутов, местные власти обязаны были выдать свидетельства на право эксплуатации маршрута и постоянные маршрутные карты. Однако во многих регионах перевозчики по разным причинам не успели уложиться в 30-дневный срок, в результате их маршруты не были включены в новые реестры, и они в одночасье стали нелегалами.

Удалось ли решить проблему административных барьеров?

Президент Российского автотранспортного союза Олег Старовойтов: - Одна из основных целей № 220-ФЗ - защита перевозчиков от административных вольностей - не достигнута. Региональные органы власти стремятся сохранить под новой вывеской прежние возможности «рулить» бизнесом, а суды, прокуратура и антимонопольные органы в большинстве случаев встают на сторону администрации. В результате бизнес несет потери, страдают хозяйствующие субъекты с большим опытом работы и с хорошей репутацией, которые стали заложниками действия или бездействия органов власти.

Плохую службу сыграла предоставленная органам власти свобода принятия решений по открытию маршрутов. В результате несогласованных действий региональных и муниципальных властей появилось много дублирующих друг друга межмуниципальных и муниципальных маршрутов.

Немало вопросов вызывает и установление порядка изменения маршрутов. Известны многочисленные случаи, когда органы власти давали перевозчику свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту, а на следующий день требовали изменить маршрут. Сверхсложный порядок формирования реестра остановочных пунктов на межрегиональных маршрутах привел к тому, что этот реестр в полном объеме не сформирован до сих пор.

Юрий Свешников: - Мы даже подумать не могли, что нарушения № 220-ФЗ в регионах достигнут такого уровня. Где-то существенно был расширен список оснований для изъятия свидетельства у перевозчика, в целом ряде субъектов РФ вообще ставилось под сомнение право перевозчиков работать по нерегулируемым тарифам или проводились торги на заключение госконтракта по цене 1 коп./км пробега (?!). Как можно в этом случае играть на понижение? Оказывается, можно, если поставить цену 1 коп./2 км пробега.

Олег Старовойтов: - Конкурсные процедуры стали одним из самых проблемных вопросов. Право органов власти на местах устанавливать требования к перевозкам по нерегулируемым тарифам породило обширную судебную практику.

Широкое распространение получили махинации с применением такого критерия конкурсного отбора, как количество ДТП в расчете на среднее количество транспортных средств, которыми владел перевозчик в течение года, предшествующего конкурсу. Дошло до того, что даже добросовестные перевозчики перед проведением конкурсов начали заключать фиктивные договоры аренды транспортных средств и за счет этого резко улучшать значение данного критерия. Нередки случаи, когда перевозчик выигрывал конкурс, заявив транспортные средства с немыслимыми характеристиками, но после получения свидетельства о своих обязательствах забывал. При этом ни контролирующие органы, ни органы власти ничего не предпринимали для прекращения действия этого свидетельства.

Не секрет, что в регионах тарифы в два раза ниже себестоимости и не во всех субъектах Федерации из бюджетов соответствующих уровней выделяются субсидии перевозчикам, из-за чего они вынуждены экономить в том числе и на безопасности. По данным Минтранса, сегодня убыточными являются порядка 60% предприятий общественного транспорта и 80% - организаций городского электрического транспорта. Какой выход из этой ситуации?

Николай Асаул: - Напомню, что на заседании президиума Госсовета при Президенте РФ в Ульяновске, где обсуждались вопросы комплексного развития пассажирских перевозок в регионах, особый акцент был сделан на необходимости определения реальной, справедливой и экономически обоснованной стоимости транспортной работы. Мониторинг показал, что после принятия № 220-ФЗ наметилась тенденция установления заказчиком начальной нулевой цены контракта при проведении конкурсов на организацию автоперевозок, что ставило перевозчиков на грань выживания. Экономить приходилось на всем: зарплатах водителей, обслуживании техники, соблюдении требований технологической и транспортной безопасности. В ряде субъектов РФ рост тарифов на пассажирские перевозки в 2015-2016 годах был в два раза ниже уровня инфляции.

Во исполнение поручений Президента РФ Минтранс издал приказ от 8 декабря 2017 года о порядке определения начальной максимальной цены контракта при осуществлении закупок в сфере регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, что создает экономическую основу взаимоотношений между органами власти и перевозчиками, позволяет объективно учитывать специфику осуществления закупок в сфере регулярных перевозок. Также утверждена методика определения максимальной начальной цены контракта. Эти документы носят обязательный характер, и мы рассчитываем, что в 2018 году будут созданы реальные механизмы для улучшения финансового состояния автотранспортных предприятий.

Юрий Свешников: - Несмотря на все сложности, № 220-ФЗ дает возможность субъектам РФ сформировать удобную и экономически обоснованную модель пассажирских перевозок. Важно то, что теперь органы власти на местах могут сформировать маршрутные сети, исходя из своих бюджетных возможностей. При этом они должны решить уравнение с тремя неизвестными и свести воедино: стоимость единицы транспортной работы, посчитанной по федеральной методике, величину тарифа для населения и количество денег в бюджете, заложенных на транспорт. И уже исходя из этого открывать определенное количество маршрутов с регулируемыми тарифами, а все остальное отдать бизнесу.

Научно доказано: если рентабельность менее 9,5%, то транспортное предприятие не может устойчиво работать, а если перевозчик хочет обновлять подвижной состав и менять его каждые семь лет, то рентабельность должна быть 22,5%. Надо, наконец, определиться: у нас тарифы социально ориентированные или экономически обоснованные? Если они социально ориентированные, тогда федеральный бюджет должен дотировать регионы, чтобы они могли компенсировать перевозчикам разницу в стоимости тарифа до уровня рентабельности, причем не только ГУПам и МУПам, но и частным компаниям. Если тарифы все же экономически обоснованные, то местные власти должны устанавливать стоимость единицы транспортной работы по методике определения максимальной начальной цены контракта.

Характерно, что ряд регионов в рамках № 220-ФЗ не издали ни одного подзаконного акта, а в 50% муниципальных образований не реализуются полномочия, данные № 220-ФЗ. Неисполнение отраслевого закона в течение длительного времени должно приводить к каким-то правовым последствиям?

Николай Асаул: - В октябре 2016 года Генеральная прокуратура РФ провела мониторинг правоприменения № 220-ФЗ органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в муниципальных образованиях, который выявил следующие проблемы: невключение в соответствующие реестры маршрутов, сведения о которых перевозчики не успели подать в 30-дневный срок после вступления в силу ст. 39 № 220-ФЗ, и произвольное закрытие маршрутов в течение действия переходного периода; в 28% субъектов РФ не были приняты нормативные правовые акты о порядке установления, изменения и отмены маршрутов; в ряде субъектов РФ в реестры были включены маршруты регулярных перевозок как осуществляемые по регулируемым тарифам, в то время как перевозчики не получали ни субсидий, ни дотаций из бюджетов, но перевозили пассажиров по фиксированным тарифам; в субъектах РФ действуют различные требования к осуществлению перевозок по нерегулируемым тарифам.

По результатам мониторинга были внесены представления органам исполнительной власти субъектов РФ о необходимости устранения нарушения законодательства РФ.

К сожалению, субъекты Федерации пока недостаточно активны в этом вопросе, мы считаем, что и в дальнейшем участие прокуратуры было бы весьма нелишним, чтобы действенным образом понудить руководителей субъектов исполнять федеральное законодательство.

Перевозчики отмечают важность соблюдения региональными властями норм № 220-ФЗ и, самое главное, установления ответственности не только для них, но и для органов власти при исполнении данных нормативно-правовых актов. Только при соблюдении этих условий можно организовать транспортное обслуживание в регионах на должном уровне. В декабре 2017 года был принят № 480-ФЗ, который призван исправить недочеты № 220-ФЗ. Среди принципиальных изменений: уточнение характеристик транспортного средства, влияющих на качество перевозок; установление перечня требований к осуществлению перевозок по нерегулируемым тарифам; исключение дублирования межмуниципальных маршрутов межрегиональными и другие.

По данным Ространснадзора, примерно 15% всех проверок были связаны с реализацией № 220-ФЗ. За все время действия закона выданы более 4 тыс. заключений по остановочным пунктам. В 2017 году проверены более 8 тыс. предприятий, осуществляющих пассажирские перевозки, и более 120 тыс. автобусов в процессе их эксплуатации. По итогам этих проверок составлены 12 тыс. протоколов об административных правонарушениях, что на 46% больше по сравнению с 2016 годом. Сумма штрафов составила более 218 млн руб. (рост в 1,5 раза).

Как отмечают в службе, планомерная работа по борьбе с нелегальными перевозчиками ведется только в четырех городах, где приняты нормативные акты, направленные на создание специализированных стоянок для хранения транспортных средств.

В заключение хотелось бы привести слова руководителя Ространснадзора Виктора Басаргина, которые он сказал на итоговой коллегии службы: «Не проходит и недели, чтобы кто-то из субъектов не попросил новых полномочий по передаче контрольно-надзорных функций по исполнению № 220-ФЗ, - говорил Виктор Басаргин. - Однако если бы регионы выполняли все полномочия, данные им в рамках № 220-ФЗ, у них спина согнулась бы от тяжести. Одного этого достаточно, чтобы ликвидировать нелегальных перевозчиков и обеспечить безопасные перевозки пассажиров».

1. Владелец объекта транспортной инфраструктуры не вправе отказать в пользовании услугами, оказываемыми на данном объекте, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, участникам договора простого товарищества, получившим в установленном настоящим Федеральным законом порядке право осуществлять регулярные перевозки по маршруту, в состав которого включен данный объект.

2. Условия пользования услугами, оказываемыми на объекте транспортной инфраструктуры, устанавливаются едиными для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, участников договора простого товарищества, осуществляющих регулярные перевозки по соответствующему маршруту, в состав которого включен данный объект.

3. Пользование платными услугами, оказываемыми на объекте транспортной инфраструктуры, осуществляется на основании договора, заключенного владельцем данного объекта с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или уполномоченным участником договора простого товарищества, которым предоставлено право осуществлять регулярные перевозки по маршруту, в состав которого включен данный объект (далее - договор оказания услуг). Владельцу объекта транспортной инфраструктуры запрещается:

1) навязывать указанным лицам платные услуги, в которых они не заинтересованы;

2) взимать плату за пользование элементами обустройства автомобильных дорог.

4. Расторжение договора оказания услуг допускается по соглашению сторон или по решению суда.

5. Владелец объекта транспортной инфраструктуры обязан разместить на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведения о платных услугах, оказываемых на данном объекте юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, участникам договора простого товарищества, осуществляющим регулярные перевозки по маршруту, в состав которого включен данный объект, включая тарифы на такие услуги.


Судебная практика по статье 34 ФЗ от 13.07.2015 № 220-ФЗ

    Решение от 25 декабря 2018 г. по делу № А56-67810/2017

    Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области (АС Санкт-Петербурга и Ленинградской области)

    И городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Закон № 220-ФЗ), частью 4 статьи 34 которого предусмотрено, что расторжение договора оказания услуг в сфере пассажирских перевозок допускается только по соглашению сторон или по решению суда, уведомление о расторжении договора от 08.08....

    Решение от 17 декабря 2018 г. по делу № А51-12404/2018

    Решение от 13 декабря 2018 г. по делу № А51-12571/2018

    Арбитражный суд Приморского края (АС Приморского края)

    Является владельцем объектов транспортной инфраструктуры (Автовокзалы, автостанции). Заключение договоров на оказание услуг, оказываемых на объектах транспортной инфраструктуры, обязательно для ответчика в силу части 1 статьи 34 Федерального закона от 13.07.2015 №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом. и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о...

    Постановление от 12 декабря 2018 г. по делу № А56-83394/2017

    Арбитражный суд Северо-Западного округа (ФАС СЗО)

    Без заблаговременного уведомления Предпринимателя, в связи с чем последний был лишен возможности предпринять какие-либо меры, направленные на уменьшение возможного размера убытков. Частью 4 статьи 34 Закона № 220-ФЗ предусмотрено, что расторжение договора оказания услуг в сфере пассажирских перевозок допускается по соглашению сторон или по решению суда. Закон № 220-ФЗ вступил в силу...

    Постановление от 12 декабря 2018 г. по делу № А50-22012/2018

    8); владелец объекта транспортной инфраструктуры - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, владеющие объектом транспортной инфраструктуры на законном основании (пункт 9). В силу положений части 3 статьи 34 Закона № 220-ФЗ пользование платными услугами, оказываемыми на объекте транспортной инфраструктуры, осуществляется на основании договора, заключенного владельцем данного объекта с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или уполномоченным участником...

    Постановление от 3 декабря 2018 г. по делу № А56-27302/2018

    Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (13 ААС)

    Разногласий по договору в гражданско-правовом порядке, отклоняются апелляционным судом как несостоятельные. Как усматривается из материалов дела, Предприятие, направляя соответствующие оферты перевозчикам, руководствовалось положениями статьи 34 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в РФ и о внесении...

    Постановление от 3 декабря 2018 г. по делу № А60-37053/2018

    Семнадцатый арбитражный апелляционный суд (17 ААС)

    О том, что приказом истца от 22.01.2018 г. № 10 утверждены платные услуги, единые для всех перевозчиков противоречит с ч.ч. 2, 3 ст. 34 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ, содержанию названного приказа, и обстоятельствам дела. Ответчик также не согласен с выводом суда о том, что отсутствие заключенного договора...

    Решение от 29 ноября 2018 г. по делу № А51-12575/2018

    Арбитражный суд Приморского края (АС Приморского края)

    Является владельцем объектов транспортной инфраструктуры (Автовокзалы, автостанции). Заключение договоров на оказание услуг, оказываемых на объектах транспортной инфраструктуры, обязательно для ответчика в силу части 1 статьи 34 Федерального закона от 13.07.2015 №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом. и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о...

    Решение от 29 ноября 2018 г. по делу № А51-4913/2018

    Арбитражный суд Приморского края (АС Приморского края)

    Является владельцем объектов транспортной инфраструктуры (автовокзалы, автостанции). Заключение договоров на оказание услуг, оказываемых на объектах транспортной инфраструктуры, обязательно для ответчика в силу части 1 статьи 34 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о...

    Решение от 26 ноября 2018 г. по делу № А15-2776/2018

    Арбитражный суд Республики Дагестан (АС Республики Дагестан)

    Перевозок пассажиров и багажа, основанием для прекращения свидетельства явилось нарушение обществом требований пункта 7 части 1 ст. 29 указанного Закона №220- ФЗ. Частью 1 статьи 34 Закона №220- ФЗ предусмотрено, что владелец объекта транспортной инфраструктуры не вправе отказать в пользовании услугами, оказываемыми на данном объекте, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, участникам договора простого товарищества, ...

1. Вопрос: Что должен включать в себя документ планирования регулярных перевозок? Общий перечень мероприятий или данный перечень по каждому маршруту?

Ответ: Документ планирования регулярных перевозок – это программа развития регулярных перевозок на определенную перспективу, т.е. это мероприятия не в отношении отдельного маршрута, а в отношении всей маршрутной сети. Законом регламентируется только отдельные мероприятия, которые могут быть включены в этот документ, в частности, перспективный план по оптимизации маршрутной сети и структуры перевозок (установление специализации остановочных пунктов межрегиональных маршрутов по направлениям перевозок, отмена отдельных маршрутов, изменение вида перевозок по отдельным маршрутам), а также помаршрутный график перехода на контрактную систему. Остальное содержание данного документа определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Все мероприятия за исключением установления помаршрутного графика перехода на контрактную систему не являются обязательными.

2. Вопрос: Обязаны ли перевозчики прикладывать к представленной информации согласно части 1 статьи 39 подтверждающие документы (паспорт маршрута, договор, иную информацию)?

Ответ: Не должны. Вся эта информация должна быть в распоряжении органа власти, если все изменения со дня утверждения паспорта маршрута документировались надлежащим образом. Если же этого не происходило, в том числе вследствие бездействия органа власти, то может возникнуть ситуация, когда представленные сведения не соответствуют данным паспорта. В соответствии со статьей 2 закона в этом случае решение остается за органом власти. Самое справедливое (поскольку в этом виновны также и органы власти) объявить амнистию, т.е. если перевозки уже осуществляются по измененным (по сравнению с паспортом) маршрутам, узаконить эти изменения.

3. Ст. 39 Федерального закона предусмотрено, что регулярные перевозки, частично или полностью оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, осуществляются в порядке, действовавшем до дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

Ответ: К ним следует относить любые перевозки, в отношении которых предоставляется бюджетное финансирование, независимо от его целевого назначения.

4. Свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок - документ, подтверждающий право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок. Переходными положениями федерального закона предусмотрено: - до 09.04.2016 выдать перевозчикам, включенным в соответствующие реестры, карты данных маршрутов;

До 14.07.2016 выдать владельцам карт маршрутов свидетельства об осуществлении регулярных перевозок по маршрутам и новые карты маршрутов.

Вопрос: Для какого вида перевозок выдается свидетельство?

Ответ: Для перевозок, которые не финансировались бюджетами.

5. Ст. 14 Федерального закона предусмотрено, что государственный или муниципальный контракт, предметом которого является выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, будет заключаться в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44). Таким образом, согласно Ст. 22 Федерального закона № 44 начальная (максимальная) цена контракта подлежит обоснованию.

Вопрос: Как формируется начальная (максимальная) цена контракта в соответствии с Федеральным законом по регулярным маршрутам с регулируемыми тарифами?

Ответ: В соответствии с частью 4 статьи 39 Федерального закона № 220-ФЗ в отношении перевозок, которые в настоящее время осуществляются без предоставления бюджетного финансирования, но с применением регулируемых тарифов, должны быть выданы свидетельства. Если такие перевозки осуществляются на основании договора, то данные свидетельства начнут действовать по окончании срока действия этого договора. При этом со дня начала действия свидетельства тарифное регулирование соответствующих перевозок должно быть отменено.

Переход на контрактную систему предусмотрен только в отношении перевозок, которые осуществляются с предоставлением бюджетного финансирования. Этот переход должен быть осуществлен помаршрутно в течение 5 лет. До перехода на контрактную систему перевозки по соответствующим маршрутам должны осуществляться в том же порядке, который действовал до вступления закона в силу.

В настоящее время Минтранс России разрабатывает проект приказа «О порядке определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным подрядчиком, на выполнение работ, связанных с осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по регулируемым тарифам». В случае утверждения данного приказа в Российской Федерации будет введен единый порядок определения начальной цены таких контрактов.

6. Вопрос: Может ли маршрут, частично или полностью оплачиваемый за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, иметь вид перевозок - регулярные перевозки по нерегулируемому тарифу?

Ответ: Не может.

7. Вопрос: Означает ли наличие обязанности в выдаче свидетельства перевозчикам до 14.07.2016, что все маршруты, включенные в реестр в январе 2016 года, имеют вид перевозок – регулируемые перевозки по нерегулируемым тарифам?

Ответ: Если маршрут установлен после 11 января 2016 года, орган власти должен определиться будет или не будет в отношении перевозок по данному маршруту предоставляться бюджетное финансирование. Если не будет, то по этому маршруту могут осуществляться только перевозки по нерегулируемому тарифу.

Если будет, то до перехода на контрактную систему (в течение 5 лет со дня официального опубликования закона) перевозки по данному маршруту должны осуществляться по регулируемым тарифам и в порядке, действовавшем до дня официального опубликования закона.

8. Ст. 11 Федерального закона определены полномочия органов местного самоуправления в части регулирования тарифов на перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах одного сельского поселения, в границах двух и более поселений, находящихся в границах одного муниципального района. Вместе с этим ст.15 Федерального закона утвержден порядок установления регулируемых тарифов на перевозки, где пунктом 1 данной статьи определено, что регулируемые тарифы на перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации, если иное не установлено законом данного субъекта Российской Федерации.

Вопрос: Будет ли устранено это противоречие в части порядка установления тарифов на регулярные перевозки?

Ответ: В части 2 статьи 11 допущена техническая ошибка. В настоящее время Комитет Государственной Думы РФ по транспорту подготовил проект соответствующих поправок в Федеральный закон № 220-ФЗ, который планируется принять до конца 2015 года.

9. Вопрос: Имеет ли право уполномоченный орган власти предусмотреть для одного маршрута одновременно 2 вида регулярных перевозок?

Ответ: Не имеет.

10. Вопрос: Если с перевозчиком будет расторгнут договор до конца 2015 года, должен ли уполномоченный орган власти выдать такому перевозчику карты маршрутов на срок до окончания года со дня официального опубликования закона (до 14 июля 2016) года?

Ответ: В соответствии с частью 3 статьи 39 Федерального закона № 220-ФЗ карты маршрута должны быть выданы после размещения на официальном сайте уполномоченного органа реестра соответствующих маршрутов (не позднее 11 января 2016 года) и до истечения 270 дней со дня официального опубликования закона. При этом такие карты выдаются только на срок до окончания действия договора, предусматривающего осуществление перевозок по маршруту, включенному в реестр. Поэтому, если договор с перевозчиком будет расторгнут до истечения 270 дней со дня официального опубликования закона, то данный перевозчик утратит право на получение карты маршрута.

11. Вопрос: Что означает понятие «установление маршрута»? Равнозначно ли оно понятию «открытие маршрута»?

Ответ: Равнозначно.

12. Вопрос: каким образом осуществляется процедура установления отдельного маршрута в случаях:

1) если регулярные перевозки осуществляются совместно не более чем тремя юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями по муниципальному маршруту регулярных перевозок и такие юридические лица, индивидуальные предприниматели отказались от заключения договора простого товарищества;

2) если регулярные перевозки, не оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов осуществляются по одному маршруту совместно с регулярными перевозками, частично или полностью оплачиваемыми за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов.

При этом процедура установления предполагает открытие (установление) нового маршрута (с новым порядковым номером), не включенного в реестр каждому ип, юр. лицу, или присвоение для каждого ип, юр. лица, обслуживающего маршрут, нового регистрационного номера маршрута (при этом они будут осуществлять перевозку по уже открытому (установленному) ранее маршруту, но с разными реестровыми номерами)?

Ответ. Новым маршрутам должны присваиваться новые порядковые и новые реестровые номера.

13. Ст. 28 Федерального закона установлены сведения, которые должна содержать карта маршрута регулярных перевозок.

Вопрос: Будет ли предусмотрено порядком заполнения карты или формой бланка карты маршрута указание государственного регистрационного номера автобуса?

Ответ: Не будет.

14. Вопрос: Каким образом в целях оценки конкурсного предложения, предусмотренного пунктом 1 части 3 ст. 24, определяется и подтверждается количество транспортных средств, имевшихся в распоряжении юридического лица, индивидуального предпринимателя или участников договора простого товарищества в течение года, предшествующего дате проведения открытого конкурса?

Ответ: ПТС, договором аренды или лизинга.

15. Вопрос: Может ли орган местного самоуправления/ субъект РФ регулировать минимальную, максимальную величину тарифа по виду перевозок - по нерегулируемому тарифу по муниципальным маршрутам?

Ответ: Если перевозки осуществляются по нерегулируемым тарифам, то органы власти не вправе устанавливать предельные значения данных тарифов, поскольку это также будет являться тарифным регулированием.

16. Вопрос: Предполагается ли введение такого регулирования на законодательном уровне?

Ответ: Наделение органов власти правом устанавливать предельные значения тарифов на такие перевозки не предполагается.

17. Вопрос: Каким образом уполномоченный орган может регулировать процесс установления нерегулируемого тарифа перевозчиком и контролировать процесс его применения?

Ответ: Органы власти не вправе "регулировать процесс установления нерегулируемого тарифа перевозчиком и контролировать процесс его применения".

18. Вопрос: в законе за уполномоченным органом не закреплена обязанность заключения договора с ип, юр лицом, получившим свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок по результатам открытого конкурса. В связи с тем что предметом конкурса является: право на получение свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок вправе ли орган местного самоуправления при утвердждении порядка проведения открытого конкурса предусмотреть процедуру заключения договора на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок.

Ответ: Законом заключение таких договоров не предусмотрено. В то же время в соответствии с частью 1 статьи 421 ГК РФ заключение договора в обязательном порядке может быть установлено только федеральным законом. Поэтому органы власти не вправе обязать перевозчиков заключать такие договоры.

19. Вопрос: если маршруты установлены до 11 января 2016 года - перевозчикам, включенным в реестр как обслуживающим данные маршруты, орган местного самоуправления в сроки, регламентированные законом, выдает карты маршрута и свидетельства.

Означает ли это, что данные маршруты имеют вид перевозок - по нерегулируемому тарифу и могут изменить вид перевозок - по регулируемому тарифу только в сроки перехода на контрактную систему, указываемые уполномоченным органом в документе планирования?

Ответ. Законом предусматривается сохранение до перехода на контрактную систему прежнего порядка организации только тех перевозок, которые частично или полностью финансируются бюджетами. Если после вступления в силу статьи 18 закона (т.е. после 11 января 2016 года) будет принято решение об изменении на каком-либо маршруте вида перевозок (с перевозок по нерегулируемым тарифам на перевозки по регулируемым тарифам) и при этом в отношении таких перевозок не будет предоставлено бюджетное финансирование, то такое решение будет противоправным. Если же в отношении данных перевозок будет предоставлено бюджетное финансирование, то такое изменение вида перевозок возможно. При этом до перехода на контрактную систему они могут выполняться в прежнем порядке, действовавшем до вступления закона в силу.

20. Вопрос: Если с перевозчиком будет расторгнут договор до конца 2015 года, должен ли уполномоченный орган власти выдать такому перевозчику карты маршрутов на срок до окончания года со дня официального опубликования закона (до 14 июля 2016) года?

Ответ: В соответствии с частью 3 статьи 39 Федерального закона № 220-ФЗ карты маршрута должны быть выданы после размещения на официальном сайте уполномоченного органа реестра соответствующих маршрутов (не позднее 11 января 2016 года) и до истечения 270 дней со дня официального опубликования закона. При этом такие карты выдаются только на срок до окончания действия договора, предусматривающего осуществление перевозок по маршруту, включенному в реестр.

Поэтому, если договор с перевозчиком будет расторгнут до истечения 270 дней со дня официального опубликования закона, то данный перевозчик утратит право на получение карты маршрута.

21. Ст. 39 Федерального закона определен порядок выдачи карты маршрута и свидетельства юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют регулярные перевозки, не оплачиваемые за счет средств бюджетов Российской Федерации, на основании действующих документов на организацию регулярных перевозок по маршрутам (договоры, разрешения, паспорта, расписания) сроком действия пять лет. Однако в ст. 39 не указано, подлежат ли данные свидетельства и карты маршрута пролонгации.

Вопрос: Можно ли к данным свидетельствам и картам маршрута применить нормы ст. 19 (действие указанных свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карт маршрута регулярных перевозок продлевается на срок не менее чем пять лет, количество таких продлений не ограничивается)?

Ответ: Нужно.

22. Вопрос: Каким образом в целях оценки конкурсного предложения, предусмотренного пунктом 4 части 3 статьи 24, определяется максимальный срок эксплуатации транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем?

Ответ: Этот срок предлагается участником конкурса в виде добровольно принимаемых на себя обязательств. Например, использование для перевозок по маршруту транспортных средств со сроком эксплуатации не больше 5 лет.

23. Вопрос: ФЗ не предусмотрено оформление паспорта муниципального маршрута при его установлении, изменении. Вправе ли орган местного самоуправления утвердить форму паспорта маршрута, порядок его оформления при разработке порядка установления, изменения, отмены маршрутов или такая необходимость отсутствует в связи с наличием большинства сведений, ранее содержащихся в паспорте, в оформляемых уполномоченным органом картах маршрута, свидетельствах, реестре маршрутов?

Ответ. В соответствии с законом документом, подтверждающим установление маршрута, является не паспорт маршрута, а реестр маршрутов. Свидетельство и карты маршрута являются по сути выписками из этого реестра. В то же время закон не запрещает органам власти предусматривать оформление паспортов на все маршруты, кроме межрегиональных, если они посчитают это целесообразным.

24. п. 3 ст. 39 предусмотрена выдача карт маршрута только юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют регулярные перевозки, не оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, по маршрутам регулярных перевозок, включенным в соответствующие реестры.

Вопрос: На основании чего будут осуществлять свою деятельность перевозчики, осуществляющие регулярные перевозки, частично или полностью оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, до момента заключения муниципального контракта? Каким образом органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный контроль в сфере перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом смогут отличить таких перевозчиков и не взыскивать штраф за работу без карты маршрута?

Может ли орган местного самоуправления предусмотреть выдачу карт маршрута в рамках заключенного муниципального контракта?

Ответ. В соответствии с частью 9 статьи 39 такие перевозки до перехода на контрактную систему осуществляются в том же порядке, который действовал до вступления закона в силу, т.е. без карт маршрута. При этом в соответствии с частью 4 статьи 11.33 КоАП РФ административная ответственность за осуществление перевозок без карт маршрута наступает в случае, когда наличие таких карт является обязательным. Поскольку для таких перевозок до перехода на контрактную систему наличие карт маршрута не является обязательным, то на них эта норма КоАП не распространяется. Надеюсь, что в Вашем регионе все маршруты, где осуществляются перевозки с предоставлением бюджетного финансирования, и перевозчики, осуществляющие такие перевозки, как-то "помечены" (соответствующим договором или НПА). По крайней мере пока еще никто не заявлял о проблемах, связанных с невозможностью отличить "бюджетные" перевозки от "небюджетных".

25. В соответствии со ст. 19 Федерального закона по результатам открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок выдаются в течение десяти дней со дня проведения открытого конкурса, а юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, уполномоченный участник договора простого товарищества, получившие право на получение свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок по результатам открытого конкурса, обязаны приступить к осуществлению предусмотренных данным свидетельством регулярных перевозок не позднее чем через шестьдесят дней со дня проведения открытого конкурса.

В случае если участник открытого конкурса взял на себя обязательства по приобретению транспортных средств, а приступить к осуществлению перевозок может не позднее чем через шестьдесят дней, то каким образом в течение десяти дней и на какие автобусы могут быть выданы карты маршрутов?

В случае если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, уполномоченный участник договора простого товарищества, получившие право на получение свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок по результатам открытого конкурса не готов приступить к обслуживанию маршрута сразу после результатов открытого конкурса, то кто и на каком основании будет осуществлять перевозки на регулярном маршруте на протяжении шестидесяти дней? Может ли в данном случае уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации урегулировать данный вопрос на региональном уровне?

Ответ: Карты маршрута выдаются не на «живые» автобусы, а на то количество автобусов, которое необходимо для осуществления перевозок. Количество таких автобусов определяется при установлении маршрута, т.е. до того как появится конкурсная документация.

Если конкурс проводится в отношении нового маршрута, то таких проблем не возникает. Если конкурс проводится в отношении маршрута, по которому перевозки уже осуществляются, но перевозчик утратил право их осуществления, то в соответствии с пунктом 1 части 3 и частью 6 статьи 19 органы власти вправе предоставить право осуществления таких перевозок любому перевозчику, но не более чем на 180 дней.

26. Федеральным законом определены критерии конкурсного отбора, которые не содержат критериев, направленных на реализацию распоряжения Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 767-р «О регулировании отношений в сфере использования газового моторного топлива».

Вопрос: Являются ли критерии исчерпывающими или можно установить иные критерии конкурсного отбора?