Дтп с участием сотрудников гибдд. Порядок и правила оформления дтп сотрудниками гибдд. Оформление дтп сотрудниками гибдд с пострадавшими

Оформление ДТП сотрудниками ГИБДД - порядок действий в рамках этой процедуры детально изложен в нашем материале с учетом актуального законодательства. Прочтя его, вы получите достаточное представление об этапах и сроках рассмотрения аварии полицией, а также оформляемых при этом документах.

Обязанности водителей при ДТП с пострадавшими согласно Правилам дорожного движения

Напомним, что сразу после столкновения водители обязаны:

  1. Остановить автомобиль.
  2. Включить аварийную сигнализацию.
  3. Выставить знак аварийной остановки.
  4. Не трогать предметы, относящиеся к ДТП.
  5. Выяснить, есть ли пострадавшие.

К пострадавшим относятся водители, пассажиры и пешеходы, погибшие или получившие ущерб здоровью (независимо от тяжести) в результате аварии. Если таковые имеются:

  • им оказывается первая помощь, вызываются полиция и скорая помощь;
  • если случай экстренный, раненые отправляются в ближайшее медучреждение на попутных авто, при невозможности этого — на авто причастного к аварии водителя (если оно на ходу);
  • в последнем случае водитель, доставивший пострадавшего в медучреждение, сообщает фамилию и госномер авто, а также предъявляет документы (паспорт либо права с СТС/ПТС), после чего возвращается к месту ДТП;
  • собираются контакты очевидцев.

С 2014 года водителей обязали убирать поврежденные авто с проезжей части, если они полностью блокировали движение. Однако предварительно нужно выполнить следующие действия:

  1. Осуществить подробную фото- или видеофиксацию взаимного расположения авто и их положения относительно неподвижных объектов, а также следов (например, торможения) и предметов (например, осколков), связанных с ДТП.
  2. Принять меры к сохранению указанных следов и предметов, организовать их объезд.

За невыполнение вышеназванных обязанностей предусмотрен штраф. При этом важно понимать, что объективно убрать транспорт не всегда возможно, так как он может быть и не на ходу.

Оформление ДТП с ГИБДД — порядок действий инспекторов по прибытии на место

Прибыв на место происшествия, инспекторы ДПС:

  1. Ограждают место ДТП, принимают меры к сохранности следов и предметов, относящихся к нему.
  2. Устанавливают присутствие всех участников, проверяют их документы.
  3. Если кто-то скрылся с места аварии, выясняют приметы водителя и автомобиля, сообщают о нем дежурному.
  4. Изучают место аварии, производят первичный опрос присутствующих участников и очевидцев для установления причин происшествия.
  5. Организуют объезд места происшествия и собирают необходимые сведения и материалы (в том числе путем фотографирования).
  6. Если объезд невозможен, фиксируют расположение авто, соответствующих следов и предметов на фото или видео либо письменно в присутствии двух понятых и участников аварии, после чего принимают меры к освобождению проезда.
  7. Принимают меры к регистрации ДТП в базе данных.

Правила оформления ДТП сотрудниками ГИБДД предписывают, что действовать им нужно прежде всего в интересах жизни и здоровья людей. В связи с этим первым делом они оценивают состояние пострадавших и, если это требуется, организовывают оказание им медпомощи. Если есть подозрение на тяжкий вред здоровью или погибли люди, инспекторы организовывают приезд следственно-оперативной группы. Все собранные материалы по ДТП передаются ей, в дальнейшем все действия производятся в рамках уголовного процесса.

Начало процедуры оформления ДТП сотрудниками ГИБДД. Административное расследование

На первоначальном этапе не всегда понятно, кто именно и какое нарушение совершил. Обычно требуется экспертиза (как минимум для определения тяжести вреда здоровью). Порядок оформления ДТП сотрудниками ГИБДД предполагает в таких случаях проведение административного расследования, которое может затянуться на срок до 7 месяцев.

О проведении расследования выносится определение, копия которого передается (высылается) участникам ДТП в течение суток. Далее, уже в рамках возбужденного административного дела, инспектор ДПС:

  1. Проводит осмотр места ДТП (обязательно в присутствии двух понятых либо с использованием видеосъемки), по итогам которого составляется протокол осмотра. Копии вручаются водителям — участникам аварии.
  2. Фотографирует место аварии или производит видеосъемку.
  3. Опрашивает участников происшествия и свидетелей. Их объяснения и показания фиксируются на бумажном носителе и приобщаются к делу.
  4. Фиксирует и приобщает к делу вещественные доказательства.

Приложением к протоколу осмотра является схема ДТП. В ней должны быть отражены:

  • место аварии (участок улицы, дороги, местности и т. д.);
  • количество полос движения, разметка, распространяющиеся на место ДТП знаки;
  • неподвижные объекты (остановки, ограждения, тротуары и т. д.);
  • взаимное расположение автомобилей, осколков, осыпи грязи, поврежденных деталей и прочих следов и предметов с привязкой к неподвижным объектам;
  • направление движения авто до ДТП, место столкновения.

Если участник ДТП не согласен со схемой или отсутствует при ее составлении, необходимы подписи 2 понятых или видеозапись, подтверждающая схему.

Составление протокола об административном нарушении

У административного расследования возможны два исхода:

Не знаете свои права?

  1. В случае если в действиях предполагаемого виновника обнаружено правонарушение, об этом составляется протокол и производство по делу продолжается.
  2. Если правонарушений не выявлено или имеются другие обстоятельства, исключающие ответственность (к примеру, смерть виновника), административное дело прекращается.

К составлению протокола есть определенные требования (ст. 28.2 КоАП РФ):

  1. Документ составляется в присутствии лица, в отношении которого ведется производство (за исключением случая неявки по вызову, когда имеются доказательства надлежащего извещения), ему разъясняются права и обязанности.
  2. Указанное лицо может давать объяснения и замечания к протоколу, причем не принять их не имеют права.
  3. Протокол подписывается указанным лицом, а также составившим его сотрудником полиции. Отказ от подписи (если таковой последует) фиксируется в протоколе.

Копия протокола вручается виновнику ДТП или (в случае неявки) направляется по почте в течение 3 суток. Однако составлением протокола процедура не заканчивается.

Как оформляют документы по завершении рассмотрения ДТП?

По окончании всех вышеперечисленных действий выносится постановление — это конечный документ, который получают на руки участники ДТП. Именно оно необходимо потерпевшему (вместе с копией протокола) для получения возмещения по ОСАГО, именно в нем излагаются все обстоятельства дела, виновному назначается вид и размер наказания. Справки о ДТП с 20 октября 2017 года не выдаются. Предъявлять их в страховую не нужно.

  1. Если назначение наказания по выявленным нарушениям находится в компетенции ГИБДД, то постановление выносится в срок не более 15 суток с момента составления протокола (возможно продление на 1 месяц). В этот период могут проводиться различные процессуальные действия (повторное взятие объяснений, истребование записей с камер видеонаблюдения и т. д.).
  2. Если же назначение наказания за нарушение возможно только по решению суда, то в течение 3 суток после составления протокола материалы дела направляются в суд. У суда затем есть 2 месяца, чтобы рассмотреть дело. Продление возможно максимум на 1 месяц. Участники ДТП и свидетели опрашиваются судом, который, выслушав их и изучив все имеющиеся доказательства, выносит постановление.

Копия постановления вручается виновнику и потерпевшему немедленно после его изготовления в окончательной форме либо направляется им почтой в течение 3 дней. Несогласные с постановлением участники аварии вправе обжаловать его, порядок обжалования будет указан в самом документе.

Таким образом, процедура оформления ДТП сотрудниками ГИБДД (если есть пострадавшие) может затянуться очень надолго — практически на год. Немного иначе обстоит дело, если в аварии пострадало только имущество.

Случаи оформления полицией аварий без пострадавших

Выполнив первоначальные действия при ДТП и убедившись, что пострадавших нет, водители должны:

  1. Осмотреть место ДТП и предварительно оценить масштабы повреждений.
  2. Установить, есть ли спор по обстоятельствам и/или повреждениям.

В некоторых ситуациях участники дорожного инцидента обязаны сообщить о нем в полицию. Так, это требуется, если:

  • повреждены только автомобили и есть разногласия;
  • повреждены не только автомобили, но разногласий нет;
  • повреждены не только автомобили и разногласия есть.

Дежурный сообщит, как произвести фотосъемку и куда прибыть водителям для оформления документов. Сейчас сотрудники ГИБДД не обязаны выезжать на имущественные аварии, хотя иногда экипаж ДПС все же направляют на них (например, если он неподалеку) — тогда дежурный скажет ожидать инспекторов.

Если повреждены только автомобили и разногласий нет, полиция привлекается только в том случае, если водители:

  • в принципе хотят оформить ДТП (так как ПДД разрешают не делать этого);
  • не могут или не хотят оформить европротокол.

Сообщать о таком ДТП в полицию предварительно автовладельцы не обязаны. После фото- или видеофиксации аварии они вправе отправиться на ближайший пост ДПС или территориальное подразделение полиции.

Во всех описанных случаях после съемки места ДТП водители обязаны немедленно убрать свои авто с проезжей части, если они затрудняют движение. За невыполнение этого требования предусмотрен штраф.

Как оформляют ДТП сотрудники ГИБДД, если вред причинен только имуществу?

По имущественным ДТП обычно не требуется проведения экспертиз и, соответственно, административное расследование не проводится.

При этом возможны 2 варианта развития событий:

  1. Если водитель не отрицает вину и в качестве наказания ему грозит лишь штраф, сотрудник ГИБДД не будет составлять протокол, а сразу вынесет постановление.
  2. В прочих случаях процедура аналогична описанной ранее: сразу составляется протокол, после чего по истечении установленного законом срока инспектор ГИБДД или суд, проведя необходимые процессуальные действия, выносит постановление.

Впрочем, даже по таким авариям иногда не обойтись без проведения экспертиз — например, трасологической, которая внесет ясность в механизм появления повреждений, или автотехнической, необходимой для установления причин ДТП, — и, соответственно, расследования. Таким образом, оформление в ГИБДД аварий без пострадавших тоже может быть небыстрым. Правда, предельный срок расследования в таком случае составляет не 7 месяцев, а всего 2.

В заключение осталось сказать, что иметь общее представление об оформлении ДТП в ГИБДД обязан каждый водитель, чтобы понимать, что его ждет в таком случае, и суметь защитить свои права. Процедура эта небыстрая и сопровождается составлением множества документов. При этом участники ДТП могут воспользоваться услугами юриста, который будет принимать участие на всех этапах.

Авария произошла около 22.30 в районе дома 30/2 — в этом месте Новый Арбат пересекается с Садовым кольцом. Корреспондент «Газеты.Ru», первым прибывший на место трагедии, сообщил, ссылаясь на очевидцев, что представительский Mercedes с номерами А896МР97 двигался со скоростью около 120 км/ч по разделительной полосе магистрали в сторону области и сбил инспектора ГИБДД. При этом пробок на Новом Арбате в это время уже не было — водитель элитной иномарки, по всей видимости, спешил и воспользовался имеющимися у него дорожными привилегиями. По неподтвержденным данным, на седане был установлен и проблесковый маячок.

«Сразу после наезда один из полицейских в мегафон закричал: «Остановись, с..ка. Стой!», — рассказал корреспонденту «Газеты.Ru» очевидец аварии.

Mercedes остановился примерно в 50 метрах от сбитого инспектора, чьи жезл и фуражка отлетели в сторону. Сотрудник полиции погиб на месте — врачи проезжавшей мимо скорой помощи пытались оказать ему помощь, но было уже поздно.

На место ДТП стали съезжаться экипажи ГИБДД. По подсчетам корреспондента «Газеты.Ru», менее чем через час после аварии там оказались шесть автомобилей ДПС и еще две другие полицейские машины. Также на место аварии прибыл неизвестный мужчина в штатском, судя по поведению сотрудников полиции, это высокопоставленный представитель силовых структур.

По данным из открытых источников, номер А896МР97 закреплен за ФСБ России, однако кто конкретно им пользуется, неизвестно — ведомство еще не успело прокомментировать ситуацию. Никакой официальной информации по факту аварии не дали и в столичной полиции.

При этом, скорее всего, управлял иномаркой не сам «силовик», а его водитель. Почти сразу после аварии на место ДТП подъехал еще один автомобиль с номерами правительственной серии А848МР97. Его водитель коротко пообщался с сотрудниками ДПС, после чего быстро уехал.

На глазах корреспондента «Газеты.Ru» неизвестный мужчина, возможно, водитель Mercedes, скрутил номера — полиция никак этому не препятствовала. До этого номера были завешены тряпочкой. Более того, сотрудники полиции на месте ДТП оттесняют видеооператоров подальше от места наезда.

«Первый раз такое вижу, что не дают снимать», — недоумевал на месте аварии оператор госканала «Россия».

Примечательно, что российские чиновники и силовики уже много лет не имеют права закупать автомобили Mercedes. Они не производятся в России и, согласно закону, не могут быть предметом госзакупок. Несмотря на это, номера серии «АМР» можно встретить на многих Mercedes последних моделей.

Год назад на Новом Арбате уже произошло . По данным «Газеты.Ru», тогда в аварию попал BMW 7-й серии с номерами А020МР97RUS,

закрепленный за помощником президента РФ Владиславом Сурковым, который в этот момент находился в салоне на заднем пассажирском сиденье.

Сразу же после ДТП номера с разбитой иномарки также были сняты. Столкновение произошло, когда на пути ехавшего в сторону Кремля BMW оказался Ford Galaxy, который, грубо нарушая ПДД, попытался развернуться через выделенную полосу. Автомобиль, судя по специальным номерам, окраске и надписям «Яндекс.Такси», является лицензионным московским такси. В пресс-службе управделами президента РФ тогда открестились от попавшего в аварию BMW, заявив «Газете.Ru», что такого автомобиля на балансе ведомства нет.

Буквально за неделю до этого на Кутузовском проспекте в Москве ДТП .

Он погиб после столкновения с Mercedes, который на огромной скорости вылетел на встречную полосу, где столкнулся лоб в лоб с BMW с номерами серии «АМР».

Судя по опубликованной позже видеозаписи, водитель автомобиля Mercedes CLS, двигавшегося в сторону центра, на огромной скорости потерял управление, пересек широкую разделительную полосу и выехал на встречку. Там он сразу же врезался в следовавший по крайней левой полосе BMW 7-й серии с номерами правительственной серии «АМР». Основной удар пришелся в переднюю левую часть BMW, принадлежащей транспортному комбинату управделами президента РФ. Несмотря на обилие систем безопасности, повреждения оказались столь значительными, что водитель скончался на месте аварии. Предполагаемый виновник выжил и был госпитализирован в больницу с переломом бедра.

Работник, принятый на предприятие в рамках трудовых или гражданско-правовых отношений, исполняет обязанности согласно договору и должностной инструкции. Работа, осуществляемая в условиях повышенной опасности, может сопровождаться аварийными ситуациями и ДТП. Повышенный риск возникает у водителей, водителей-экспедиторов и других специальностей, чей труд связан с управлением транспортом.

Основания для компенсации вреда в зависимости от вида договора

Ответственность работодателя за ущерб, нанесенный наемным работником в рамках исполнения трудовых обязанностей и договора ГПХ, установлена в ст. 1068 ГК РФ . Причинение вреда работника, допущенная при ДТП в рамках исполнения обязанностей, считается виной работодателя.

При судебном разбирательстве по вопросу компенсации вреда ответчиком становится работодатель (субъект ответственности). Лицо, непосредственно причинившее вред, привлекается в качестве третьего лица.

Кандидат юридических наук, профессор Чепига Т.Д. (Комментарий к ГК РФ).

В дальнейшем работодатель в порядке регресса может предъявить требования к работнику (ст. 1081 ГК РФ). Срок для получения компенсации от виновного лица имеет исковую давность, течение которого ведется от даты погашения работодателем суммы убытка при ДТП. Кроме гражданского законодательства порядок возмещения убытков наемными сотрудниками регулируется ТК РФ.

Ответчики в зависимости от права собственности

Предприятия могут использовать собственную и привлеченную со стороны технику. Важным моментом определения ответственного за ДТП лица является установление принадлежности транспортного средства.

Особенности нарушений водителей вне исполнения обязанностей

Для определения лица, ответственного за ДТП, потребуется точное установление того, в какой момент произошла авария – в рабочее или личное время. Работодатель несет ответственность за действия работника в период его трудовой смены. При исполнении обязанностей рабочий режим должен быть оформлен соответствующими документами:

  • Путевым листом, в котором указан маршрут, время выезда и окончания работы.
  • Накладными, подтверждающими исполнение должностных обязанностей.

Работники должны иметь четко организованный план по размещению транспортного средства после окончания рабочей смены. Местом хранения может стать складское помещение, площадка в месте ведения деятельности или платная автостоянка, обозначенная работодателем. Вне выезда на маршрут по заданию руководителя лицо не должно использовать технику. О графике использования личных автомобилей, используемых в качестве служебных, должно быть составлено соглашение между сторонами.

Погашение материального убытка

Работодатель при использовании транспортного средства обязан оформить полис ОСАГО. При возникновении ущерба в результате ДТП сумма покрывается страховой компанией, если не доказаны обстоятельства нарушения договора. Страховая компания определяет условия, при которых страховая сумма не предоставляется. При определении суммы ущерба в размере, превышающем нанесенные убытки, разница покрывается предприятием (виновным лицом).

Работодатель освобождается от материальной ответственности:

  • При наличии доказательств допущения нарушений со стороны истца, грубой неосторожности либо умысла, повлекших ДТП.
  • При отсутствии причинно-следственной связи нанесения ответчиком действий в отношении истца и возникновения у него убытков.
  • В случаях, когда работник использовал движимое имущество предприятия вне трудовой смены для реализации личных потребностей.

Пример возникновения условий, освобождающих работодателя от ответственности

Водитель-экспедитор Р. предприятия ООО «Полет» исполняет обязанности в рамках трудового договора. В момент совершения ДТП работник не исполнял обязанностей, скрылся с места происшествия. По результатам проверки документов, материалов дела судебный орган признал полностью ответственность лица за убытки, нанесенные в результате ДТП. Страховая компания не покрыла ущерб в связи с нарушением условий договора.

Перепредъявление размера иска работнику

При возникновении у работодателя ущерба работник обязан его возместить. В соответствии со ст. 238 ТК РФ компенсации подлежит прямой действительный ущерб, под которым подразумевают уменьшение собственности или его состояния, необходимости произвести затраты средств на приобретение имущества, ремонт или возмещения ущерба третьим лицам.

Наряду с компенсацией ограниченных убытков на сотрудника может быть возложена полная материальная ответственность лица (МОЛ), возникающая при условии:

  • Наличия договора о полной МОЛ.
  • Нанесения ущерба умышленно, в состоянии опьянения.
  • Причинения убытков в нерабочее время, не при исполнении обязанностей.

Возмещение работодателю потерь в полном размере (превышающем среднемесячный заработок) может быть установлено по решению суда или иного органа, имеющего право наложения административного наказания. Если покрытие убытков устанавливается в судебном порядке, работник имеет возможность снизить размер, предъявив доказательства сложного материального положения, наличия иждивенцев.

Нормы законодательства, определяющие порядок взыскания

Убыток, причиненный работодателю, определяется по рыночным ценам, действующим в регионе на дату ДТП. Сумма не должна быть меньше остаточной стоимости имущества, определяемой по бухгалтерскому учету. Законодательством четко определен порядок размера взыскания с сотрудников, нанесших убытки.

Порядок покрытия ущерба Статья ТК РФ
Взыскание с работника сумм в пределах среднего заработка Ст. 241
Взыскание полного материального ущерба Ст. 242
Основания, при которых возможно взыскание полного материального ущерба Ст. 243
Срок предъявления работодателем претензий (установлен в течение месяца со дня определения размера понесенного ущерба) Ст. 248

Величина взыскания с сотрудника может быть в размере среднемесячной заработной платы или полной компенсации при наличии договора о МОЛ. Сумма удерживается из выплат лицу, вносится сотрудником в добровольном порядке единовременным взносом в кассу или, по договоренности с руководителем, частями.

Пошаговая процедура получения работодателем компенсации

Работодатель должен документально оформить процедуру возмещения ущерба.

Операции Описание
Документ из ГИБДД Необходимо иметь протокол о дорожном происшествии
Получение пояснений виновного лица Сотрудник обязан дать пояснения в связи с ДТП. При отказе от дачи пояснений составляется акт
Оценка транспортного средства При нанесении убытка транспорту предприятия необходимо созвать внутреннюю комиссию с привлечением специалистов либо заказать независимую оценку
Вынесение работодателем приказа об удержании суммы При размере ущерба, покрываемого средним заработком виновного лица, удержание производится на основании приказа руководителя. Срок издания приказа ограничивается месячным периодом
Обращение в судебный орган При выявлении размера оценки убытков, не покрываемого страховкой и среднемесячным заработком работника, необходимо обратиться в суд. Взыскание с физических лиц производится на основании решения, принятого судебным органом. На предъявление иска предоставляется 1 год

Взыскание в судебном порядке производится на основании выданного исполнительного листа, реализация которого производится с участием приставов. В аналогичном порядке производится покрытие убытков лицом, уволенным с занимаемой должности повышенного риска. Если в периоде исковой давности предприятие ликвидировано, удержание сумм не производится.

Возможные ошибки при определении ответственности

При определении ответственности предприятия в результате ДТП необходимо избежать ошибок, возникающих при отсутствии:

  • Данных о водителе в договоре со страховой компанией по ОСАГО.
  • Маршрута движения и исполнения дополнительных действий, например, графика заправки транспорта.
  • Соблюдения сроков на издание акта об ущербе и вынесении распоряжения об удержании суммы. При пропуске сроков издания приказа в месячный срок потребуется обращение в судебный орган.

Для снижения ответственности работодателя и компенсации сумм убытков в порядке регресса требуется тщательное оформление трудовых отношений.

Вопрос № 1. Может ли работодатель уволить лицо, совершившее ДТП?

Работодатель может уволить лицо, нанесшие убытки в связи с ДТП, если комиссия, созданная на предприятии для оценки результата, подтвердит ненадлежащее исполнение обязанностей работника. Одним из видов дисциплинарной ответственности является увольнение.

Вопрос № 2. Как в судебном процессе определяется ответчик по иску о ДТП с участием транспортного средства предприятия, если виновного невозможно установить?

При судебном разбирательстве работодатель, являющийся собственником транспортного средства, участвовавшего в ДТП, представляется ответчиком.

Совершение ДТП – не редкость. Но как быть, если в результате аварии был нанесен ущерб третьим лицам и при этом ДТП имело место быть на служебном автомобиле? Для начала необходимо изучить все обстоятельства происшедшего и воспользоваться материалом, предложенным в статье. При этом от работника должно быть истребовано объяснение в письменной форме. В случае его отказа составлять документ, об этом должен быть написан акт.

○ Ответственность работника.

Для того, чтобы привлечь работника к ответственности, необходимо выяснить, имели ли место быть следующие составляющие:

  • Вина служащего.
  • Последствия его проступка.
  • Причинно-следственная связь между действиями гражданина и ущербом.

При отсутствии этих 3 компонентов, привлечение к ответственности будет незаконным.

✔ Дисциплинарная ответственность.

Согласно ст. 192 ТК РФ, работник может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, которая выражается в следующих формах:

  • Выговор.
  • Замечание.
  • Увольнение.

Напоминаем, что лишение премии законодатель к разновидностям дисциплинарных наказаний не относит.

Для того, чтобы этот вид ответственности мог быть применен к работнику, представителю работодателя необходимо доказать, что он ненадлежащим образом выполнил свои обязанности, нарушил требования локальных актов организации и т.д. Иными словами, работник, во-первых, должен быть ознакомлен со всеми документами, нарушение положений которых ему вменяется. Во-вторых, должно быть проведено соответствующее расследование, по результатам которого составляется акт.

✔ Материальная ответственность.

Несмотря на то, что работник несет ответственность перед работодателем за то, что он причинил вред его имуществу, совершение дорожно-транспортного происшествия (далее – ДТП) само по себе не может повлечь наступления полной материальной ответственности служащего.

Ст. 242 ТК РФ уточняет, что материальная ответственность в полном объеме может иметь место быть только в случаях, которые установлены законодателем. Обратимся к ст. 243, которая такие случаи перечисляет:

  • Совершение работником административного проступка.
  • Умышленное причинение ущерба.
  • Нанесение вреда имуществу работодателя при нахождении в состоянии опьянения (токсического, алкогольного и т.д.).
  • Совершение преступных действий, которые были установлены в приговоре суда.

Ну и, конечно же, в том случае, если между работником и работодателем заключен договор (соглашение) о полной материальной ответственности. Данное соглашение можно подписывать только с теми категориями сотрудников, которые указаны в постановлении Минтруда РФ от 31.12.2002 № 85 «Об утверждении перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности». В противном случае документ не будет иметь правовых последствий.

При это материальная ответственность в полном объеме будет распространяться только на груз или иные вверенные ценности работнику. На автомобиль, который пострадал в результат аварии ее действие не распространяется (ст. 243 ТК РФ).

В остальных случаях пределы материальной ответственности ограничиваются средним месячным заработком гражданина.

✔ Гражданско-правовая ответственность.

Гражданско-правовая ответственность имеет место быть только в том случае, если между водителем, виновным в ДТП и руководителем организации, которой принадлежит автомобиль, был заключен гражданско-правовой договор.

В иных случаях работника к гражданско-правовой ответственности привлечь нельзя. Даже если возникает ситуация, когда пострадавший от ДТП подает в суд на возмещение ему ущерба, ответчиком по делу будет работодатель. И уже впоследствии он сможет взыскать с работника ущерб, но в другом судебном разбирательстве ли в добровольном порядке.

✔ Административная и уголовная ответственность.

Если в результате совершения ДТП уполномоченными органами было выяснено, что работник, например, находился в состоянии алкогольного опьянения, управляя при этом автомобилем или обнаружен иной состав административного правонарушения или уголовного преступления, то гражданин будет привлечен к одному из видов ответственности.

Для этого необходимо соблюсти следующие условия:

  • Должен быть акт уполномоченного органа.
  • Отсутствуют обстоятельства, которые исключают ответственность.

Материальная и административная/уголовная ответственность связаны между собой. Речь идет о том, что при установлении факта привлечение работника к одному из последних видов ответственности, «автоматически» он должен полностью выплатить ущерб, нанесенный работодателю; то есть ограниченная материальная ответственность переходит в полную.

○ Возмещение ущерба работником, который продолжает работать.

Если работник все еще трудится на предприятии, но, по результатам проведенной проверки был выяснен размер ущерба, то события могут развиваться по одному из следующих сценариев:

  1. Сумма ущерба не больше среднемесячного оклада и работодатель издал приказ о привлечении служащего к материальной ответственности не позже месяца, когда был составлен акт комиссии. В этом случае удержание производится из зарплаты работника.
  2. Сумма ущерба равна или меньше среднемесячного оклада, но работодатель пропустил все сроки и вынужден обратиться в суд.
  3. Сумма ущерба больше среднемесячного оклада и работодатель готовит документы для судебного иска.

Второй и третий случай аналогичны по порядку выплаты ущерба. После того, как решение суда о возмещении ущерба вступит в законную силу, истцу – работодателю выдается исполнительный лист, с которым ему необходимо посетить службу судебных приставов. После этого возбуждается исполнительное производство и приставы взыскивают ущерб с гражданина. Это может быть осуществлено посредством изъятия и последующей продажи имущества, принадлежащего виновному или вычетами из заработной платы.