Какие права предоставлены ребенку при обучении в школе. Школьные права ребенка

Как правило, с одной стороны, — незнание, а, с другой стороны, — нарушение прав школьников приводит к конфликтным ситуациям «школа — ученик – родитель».

Как родители могут защитить права ребенка в школе? Рассмотрим несколько примеров.

Гендерное равенство

Гендерное равенство – это когда каждый человек имеет равные права, независимо от того, принадлежит он к мужскому или женскому полу.

Возможный вариант нарушения – дискриминация по половому признаку: девочкам было приказано мыть полы, а мальчиков отпустили домой.

Справка. Если человека ограничивают в правах и возможностях по половому признаку, то это ничто иное, как дискриминация. Международным правом и российским законодательством дискриминация категорически запрещена.

Что делать?

Попытайтесь решить проблему мирным путем: обратите внимание классного руководителя, что нельзя налагать больше обязанностей на девочек, чем на мальчиков, предложите не делить учащихся на юношей и девушек, а обратиться за помощью ко всем ребятам.

Если это не поможет, то действуйте по схеме: администрация — управление образования — суд.

Школа и религия

Школа не имеет права принуждать учеников заявлять о своей принадлежности к той или иной религии – это личное дело каждого.

Возможный вариант нарушения – представим себе, что Планом общешкольных или классных мероприятий предусмотрено посещение православного монастыря. Среди учеников есть не только православные, но и мусульмане, буддисты или последователи других религий и это мероприятие может противоречить их религиозным убеждениям.

Справка. Каждый человек имеет право на свободу совести и вероисповедания, т.е. каждый имеет право сам решать, верить в Бога или нет, и какую религию выбрать. Каждый имеет право не только верить или не верить, но и поступать так, как диктуют ему вера или убеждения. Также по разным причинам не все могут открыто сказать о своих религиозных убеждениях и чувствах.

В законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» говорится: «Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих».

Что делать?

Школе необходимо отказаться от проведения мероприятий, имеющих религиозную окраску, ибо школа не может проводить никакие мероприятия, связанные с религией, например, собирать пожертвования на нужды религиозных общин, вовлекать учеников в религиозные обряды, т.к. при этом нарушается норма Закона о светском характере образования.

Ученики имеют полное право отказаться от участия в мероприятиях, имеющих отношение к религии.

В случае, если учеников пытаются привлечь к этим мероприятиям принудительно, то следует подать письменную жалобу директору школы, обратиться в управление образованием, к уполномоченному по праваам ребёнка.

Уважение чести и достоинства школьника

Обучающиеся имеют право на уважение своей чести и достоинства.

Возможный вариант нарушения разбирательство учителя с учеником в присутствии всего класса или вынесение на суд класса обсуждение мнений, убеждений ученика без его согласия.

Справка. Публичные разбирательства входят в противоречие с правом обучающихся на уважение своего человеческого достоинства, которое закреплено в Законе «Об образовании» (статья 50, пункт 4), являются оскорбительными и недопустимыми. Конституция России устанавливает право на свободу мнений и убеждений: «Никто не может быть принуждён к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них» (статья 29, пункт 3). Кроме того подобные «судилища» наносят детям огромный моральный ущерб. Применение таких методов воспитания педагогом не допустимо.

Что делать?

Выяснить у учителя суть конфликта. Переговорил ли заранее педагог с учеником и получил ли его согласие на публичное обсуждение его действий.

В случае нарушения законодательства обращайтесь с жалобой к директору школы.

Вы также имеете право обратиться в суд о защите чести и достоинства ребёнка.

Право на охрану здоровья

Школа несёт ответственность за жизнь и здоровье детей во время учебного процесса.

Возможный вариант нарушения – ученик освобождён от физических нагрузок и об этом имеется справка. Однако учитель физкультуры не принял это во внимание и поставил школьнику двойку.

Что делать?

Учителю физкультуры можно объяснить, что ученику бегать и прыгать после операции – опасно для здоровья.

Обратиться за помощью к классному руководителю и завучу. «Двойка» должна быть отменена, и в будущем таких случаев повторяться не должно.

Если не помогают устные обращения, то пишите заявление директору школы с требованием провести по этому факту дисциплинарное расследование.

Если всё же учитель заставил заниматься ребенка и такая «физкультура» нанесла вред его здоровью — запаситесь необходимыми документами, и смело идите в суд.

Обязательные дополнительные занятия, факультативы

Все дополнительные занятия, такие как кружки, факультативы, секции и т.д. могут быть только добровольными.

Возможный вариант нарушения – иногда в школе принуждают детей посещать дополнительные занятия.

Справка. В каждой школе есть учебный план. В нём записано, какие предметы изучаются в данном классе и сколько на эти предметы уделяется времени. Поэтому никто не может заставить школьника посещать дополнительные занятия. Например, если в учебном плане нет «физики твердого тела» как обязательного предмета, то этот спецкурс можно не посещать.

Что делать?

Исходим из того, что любой преподаватель высоко оценит ученика, который имеет дополнительные знания, полученные на спецкурсе. При сдаче экзамена по основному предмету, это только пойдёт ученику на пользу.

Если вы опасаетесь, что все же учитель будет относиться к ребенку предвзято, обсудите ситуацию с учителем, завучем школы, напишите заявление директору.

Общественно полезный труд

«Привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается» — записано и в статье 50 Закона «Об образовании».

Возможный вариант нарушения – детей заставляют дежурить по классу, по школе, убирать территорию и т.д.

Справка . Статья 37 Конституции РФ гласит: «Принудительный труд запрещён».

Обратите также внимание на формулировку статьи 50 Закона «Об образовании»: школа должна получить не только согласие самих учеников на помощь школе своим трудом, но и согласие их родителей. Это означает, что школа не имеет права приказывать школьникам брать тряпки в руки и отправляться вытирать лужи в школьных коридорах, участвовать в дежурстве, мести улицы, чистить остановки и лесопарки.

Если следовать букве закона, то даже, если бы сами ученики стояли с тряпками и метлами в руках и умоляли бы разрешить им участвовать в трудовом десанте, то директор не смог бы им этого позволить, пока они не принесут письменное согласие родителей.

Что делать?

Если школа всё же принуждает ученика дежурить, убирать территорию школы или общественные места, то родители могут обжаловать действия школы.

Можно обратиться к директору с письменной жалобой на действия классного руководителя, который заставляет детей выполнять работу, дежурить по классу, мыть полы, заступать на «пост номер один». Если директор откажется освободить ребенка от дежурств, работ – пишите жалобу в управление образования и органы по защите прав ребёнка.

Если и это не поможет, родители могут подать на школу в суд.

Иногда ссылаются на Устав школы. Прочитайте его и убедитесь, что такая норма там действительно есть. Очень вероятно, что её там не окажется. Но в любом случае Устав школы не может противоречить Закону и Конституции. Если противоречие есть, то нужно руководствоваться не Уставом (или приказом директора, или неким положением), а именно Конституцией и Законом. При этом родители могут обратиться к учредителю, а также в прокуратуру.

Если школе действительно требуется помощь, то она может обратиться к ученикам с просьбой, а не приказывать. Школьники вправе самостоятельно решить, откликнуться на просьбу школы или нет. Также заранее следует выяснить позицию родителей по вопросу привлечения их детей к труду. Это относится не только к экстренным случаям, но и к обычным дежурствам, генеральным уборкам и прочим «трудовым десантам». Обратите внимание, что даже если ребёнок трудится на благо школы по своему собственному желанию, согласие родителей необходимо.

Если родители не согласны с привлечением детей к общественно полезному труду, то у них есть все основания жаловаться на школу не только в органы управления образованием, но и подать в суд.

Самообслуживание в школе, конечно, должно быть, но искать решение этой проблемы нужно вместе с учениками, правозащитниками и родителями обучающихся, руководствуясь действующим законодательством.

Право на образование

Все граждане России имеют конституционное право на образование.

Возможный вариант нарушения – удаление ученика с урока или не допуск до занятий.

Справка. Учитель не имеет права не пускать ученика на урок или выгонять его из класса. У учителя нет права произвольно решать это. Если ученик пришёл в нетрезвом виде или начал громить школьную мебель – тогда учитель обязан реагировать: вызывать администрацию школы, полицию и других специалистов, которые из рук в руки примут ученика у педагога и продолжат с ним работать. Но когда поведение школьника не представляет никакой опасности, учитель обязан пустить его в класс. Учить школьника — это его обязанность, работа, за которую ему платит деньги государство.

Что делать?

Если такое произошло, постаратесь выяснить все обстоятельства конфликта.

Если вы установили, что ваш школьник всё же нарушил Правила для учащихся, то почитайте Устав вашей школы, и узнайте, какие меры наказания за это предусмотрены. Такого наказания как отстранение от урока в них не должно быть.

Напишите жалобу директору школы. Если и после этого ситуация не изменится, подайте жалобу в управление образования с ходатайством о проведении дисциплинарного расследования. Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» даёт на это право.

Уважаемые родители! Не позволяйте унижать себя и своих детей! Научите детей постоять за себя.

При подготовке были использованы материалы ряда интернет-сайтов

Защищаем права ребенка в школе

Каждый несовершеннолетний проводит в школе значительную часть своего времени. Рядом отсутствуют близкие люди, ответственные за защиту его прав, а последние изменения нормативных актов сняли с организаций воспитательную функцию. Какие меры предпринимает законодатель, чтобы процесс получения знаний проходил для детей безопасно и без нарушения их прав?

Период, проводимый несовершеннолетним в школе, достаточно велик. В среднем, в год ученик проводит в образовательной организации 960 часов. Все это время он находится в контакте с другими людьми: педагогами, администрацией школы и учениками. Теоретически, каждый из них может подвергать опасности законные интересы несовершеннолетнего.

Законодательство Российской Федерации уделяет особое внимание защите образовательных прав несовершеннолетних. Существует большое количество нормативных актов, регулирующих данный вопрос. Основные из них:

  • Конвенция по ;
  • Конституция РФ;
  • Гражданский кодекс;
  • Семейный кодекс;
  • закон об образовании.

Одним из важных моментов является правовая грамотность. Каждый ученик и его родители должны знать все права и обязанности детей в школе.

Перечень прав

Право несовершеннолетнего на образование – это общее понятие. Оно состоит из целого комплекса защищаемых законом интересов. Среди них:


Некоторые права ребенка в школе должны быть обеспечены образовательной организацией в обязательном порядке, например, на уважение личности или равное отношение ко всем ученикам со стороны педагога. Другие – при участии законных представителей (смена учебного заведения или перевод на специальную программу обучения).

Откуда ребенок узнает о своих правах

Одной из задач образовательного учреждения является информирование несовершеннолетних об их правах. Данная информация должна доводиться до ребенка на специальных уроках или в рамках классного часа. Педагог может использовать наглядный (плакаты, презентации) и раздаточный материал (брошюры, буклеты, памятки).

Каждая образовательная организация обязана оборудовать правовой стенд. На нем размещается информация и контакты должностных лиц и специализированных органов, обеспечивающих защиту несовершеннолетних. Среди них:

  • администрация школы (директор, завуч, социальный педагог);
  • органы опеки и попечительства;
  • районный отдел полиции;
  • уполномоченный по правам ребенка в муниципалитете и регионе.

Кроме контактов компетентных органов, стенд должен содержать номер анонимного телефона доверия. Памятка с номером должна быть выдана каждому ученику.

На инспектора по делам несовершеннолетних возлагается обязанность по проведению правовых уроков для учеников школ закрепленного за ним района. Такие занятия прописываются в плане совместных мероприятий.

Формы нарушения детских прав в школе


в школе возможно как со стороны педагогов, так и со стороны других учеников. Оно может выражаться в форме физического или эмоционального насилия. Психологическое давление включает в себя:

  • Системная критика со стороны педагога в отношении ребенка в присутствии других учеников, выраженная в грубой форме или с использованием ненормативной лексики.
  • Показательное игнорирование ребенка на занятиях.
  • Завышенные требования к несовершеннолетнему, которые он заведомо не может выполнить вследствие отсутствия навыков или способностей.
  • Показательное негативное отношение педагога к ученику.
  • Присвоение обидных прозвищ.
  • Распространение слухов о личной жизни ребенка.
  • Отказ в принятии коллективом несовершеннолетних.

Физические наказания со стороны педагогов являются основанием для привлечения виновного к уголовной ответственности. Причиной для возбуждения дела могут стать как показания свидетелей, так и следы на теле потерпевшего (синяки, ссадины).

Физическая агрессия со стороны сверстников является основанием для привлечения виновного к административной ответственности (с 16 лет), наложения штрафа на родителей малолетнего агрессора и дальнейшей постановки на учет в полицию. При совершении одним учеником в отношении другого преступления, предусмотренного Уголовным кодексом, наказание наступает с 14 лет.

Защита прав ребенка в школе

Защита прав ребенка в школе возлагается в первую очередь на законного представителя. Однако каждая организация имеет в штате специалистов, которые в силу должностных обязанностей осуществляют охрану детских интересов. Это могут быть:

  • социальный педагог;
  • уполномоченный по правам ребенка.

Основная ответственность возлагается на руководителя организации. Именно директор должен пресекать нарушения детских прав на начальном уровне, решать конфликты, возникшие между педагогами и учениками.

При этом несовершеннолетним должны соблюдаться обязанности ребенка в школе. Среди них – соблюдение устава учреждения, уважительное отношение к педагогам, должностным лицам и другим ученикам.

Важно! Выдвигая требования об охране собственных интересов, несовершеннолетнему нужно помнить о необходимости соблюдения правил организации и прав педагогов и учеников.

Как поступать родителям

Если права детей в школе нарушаются педагогами, законные представители должны принять меры к их восстановлению. В случае применения в отношении несовершеннолетнего физического насилия, необходимо действовать следующим образом:

  • обратиться в отдел полиции;
  • написать заявление;
  • получить медицинское заключение о травмах;
  • снять копию справки;
  • оригиналы документов приложить к заявлению;
  • обратиться к руководителю образовательной организации для ограждения ребенка от педагога.



Одним из вариантов насилия над учениками может быть привлечение к занятиям, опасных для ребенка. Например, учитель по физическому воспитанию принуждает несовершеннолетнего, перенесшего болезнь, к урокам. При ухудшении состояния здоровья или получении новой травмы, родители должны обратиться в уполномоченные органы (полицию, прокуратуру).

Менее значимые проблемы можно поднять при проведении родительского собрания. Возможность пожаловаться и найти единомышленников среди других родителей класса может помочь в урегулировании конфликтной ситуации.

Порядок действий при ущемлении детских прав в школе

Если педагогами или администрацией образовательного учреждения ущемляется право на обучение, законные представители должны жаловаться в управомоченные органы. Действия родителей зависят от того, кем были совершено нарушение. Пошаговое руководство:

  1. Любой конфликт с педагогом необходимо попытаться урегулировать беседой.
  2. Если необходимого результата не достигнуто, родителю нужно подать заявление руководителю организации. Документ оформляется в 2 экземплярах, на одном секретарем ставиться отметка о приеме в работу, другой передается директору.
  3. Письменный ответ на заявление готовится в течение 30 дней. За этот период проблема должна быть урегулирована.
  4. В противном случае, оформляется жалоба в районный отдел образования. К ней прилагается копия заявления директору школы и ответ на него (при наличии).
  5. Если проблема не решена, необходимо привлечь прокуратуру и/или региональное министерство образования.

Как показывает практика, если проблема не решается на уровне директора школы, оптимальным вариантом будет смена педагога или перевод ребенка в другое учреждение. Продолжение разбирательства имеет смысл скорее для восстановления справедливости, однако оставлять несовершеннолетнего в контакте с агрессором опасно для детской психики.

Законодательство регулирует права и обязанности ребенка в школе и дома. Разработано большое количество нормативных актов, посвященных данной проблеме. Однако нарушения в этой сфере носят весьма распространенный характер. Родителям необходимо принимать максимальные меры, чтобы получение образования ребенком проходило без опасности для его физического и психического здоровья.

О том, как вести себя родителям, если в школе возникла конфликтная ситуация, рассказывает адвокат Юлия Никифорова.

РЕБЕНКУ В ШКОЛЕ СТАЛО ПЛОХО

Закон «Об образовании» в 41 статье, пункте 1 очень четко про­писывает, что именно на школу ло­жится ответственность по оказанию первичной медико-санитарной по­мощи. И если ребенку стало плохо, то учитель обязан незамедлительно вызвать медсестру или проводить ученика в процедурный кабинет. Ребенку могут дать воды, обрабо­тать рану йодом или зеленкой, дать понюхать нашатырный спирт. Мед­сестра без врачебного осмотра не имеет права давать ребенку какие-то серьезные медикаменты. И если школьнику не становится лучше, преподаватель обязан немедленно вызвать скорую помощь и прокон­тролировать, что учащийся будет доставлен в медицинское учрежде­ние. При этом необходимо, чтобы кто-либо из представителей школы сопровождал ребенка.

На учителя также ложится обя­занность выяснить, почему ребенку стало плохо или определить вино­вного. И, конечно же, в срочном по­рядке оповестить родителей о произошедшем телефонным звонком. В такой ситуации не существует отговорок вроде «мы не дозвони­лись», «как же отправлять ребенка в больницу без ведома родителей», ведь в случае ухудшения состоянии ребенка или летального исхода вся ответственность (вплоть до уголов­ной) ляжет на директора школы.

Учитель обязан быть внимателен к жалобам учащихся на здоровье, не отпускать ребенка из школы, если ему стало плохо: может быть внутренняя травма, ушиб, перелом, растяжение. Осложнение может воз­никнуть потом, а виновен будет пре­подаватель, проигнорировавший жалобу учащегося.

ТРАВМА В ШКОЛЕ

Чаще всего травмы случаются из-за драк или на уроках физкультуры. В последнем случае отвечать придется даже не учителю, а школе: статья 1068 Граж­данского кодекса РФ гласит, что вред, причиненный работником при исполнении трудовых обязан­ностей, возмещает работодатель. Поэтому в данном случае именно школа должна возместить родите­лям расходы на лечение ребенка. Если травма случилась в результате драки или агрессивного поведения одного из детей, то опять же вино­вен будет учитель, поскольку он, как представитель школы, обязан пред­принять все меры и не допустить причинение даже самого незначи­тельного вреда здоровью учащихся. Согласно ст. 1068 ГК РФ, родители должны предъявлять претензии не учителю, а школе.

Любая неприятность, случившая­ся в школе в часы учебного процес­са, ложится на плечи руководства. И даже если ребята отпросились с уроков и на территории школы устроили потасовку, виноваты будут преподаватель и директор, а мате­риально — школа.

Если причинен вред здоровью ребенка или моральный ущерб, родители могут предъявить иск к администрации школы о возме­щении физического и морального вреда. Но в этом случае они долж­ны будут доказать, что в действиях их ребенка не содержится прямой вины. Конкретные виновники най­дены — требуйте возмещения вреда. Схема простая: необходимо обра­титься в школу и отдел образования. В Москве телефон Горячей линии

Минобрнауки 8 (499) 553−0963. Если же мирным путем вопрос не решает­ся, то необходимо обратиться в суд. У вас есть все факты причиненно­го вреда, есть расходы, вызванные повреждением здоровья ребенка. Пункт 1 статьи 1085 ГК РФ относит к расходам, вызванным поврежде­нием здоровья: расходы на лечение, дополнительное питание, приоб­ретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-ку­рортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бес­платное получение.

ВАЖНО! В некоторых школах есть практика использования магнит­ных карточек, с помощью которых учащиеся входят в школу или поки­дают ее. И если, предположим, драка между учащимися произошла даже рядом со школьным крыльцом, но ребенок уже покинул школу (о чем свидетельствует магнитный про­пуск), учителя ответственности не несут. Внимательно читайте Устав учебного заведения!

РЕБЕНКА В ШКОЛЕ ТРАВЯТ ДЕТИ

Ответственность за то, что происходит в стенах школы, лежит на директоре школы и педагоге. Все словесные оскорбления, травля ре­бенка другими учащимися, порча его вещей и тому подобное нарушение прав школьника — это зона от­ветственности школы. Однако в по­следнее время все чаще приходится слышать жалобы на оскорбления в соцсетях, а это уже — ответствен­ность родителей. К сожалению, в рос­сийском законодательстве больше не существует статьи 130 Уголовного ко­декса «Оскорбление личности», к ко­торой можно было прибегать, если ребенка оскорбляют в соцсетях или фотографируют в нелицеприятных ситуациях и отправляют фото общим знакомым. Но никто не отменял мер воздействия с помощью школы или через родителей. Обязательно объ­ясните ситуацию классному руково­дителю и попросите принять меры. Нелишне будет пообщаться и с ро­дителями таких детей и объяснить, что вы готовы написать заявление в полицию, и ребят (даже девочек) поставят на учет, а это отметка в ха­рактеристике при дальнейшей учебе и поступлении. Убеждения не помо­гают — пишите заявление в полицию.

В какое ведомство обращаться по поводу нарушения прав детей , детально прописано в Федеральном законе от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы про­филактики безнадзорности и право­нарушений несовершеннолетних».

В случаях, когда дети, например, при помощи фотошопа прилепляют голову девочки к телу порноактрисы и вывешивают свое «творчество» в соцсетях, чем могут довести ребенка до нервного срыва или самоубийства, помните, что существует статья 128.1. УК РФ «Клевета». И здесь закон очень суров финансово. Родителям следует обязательно обратиться к нотариусу и сделать скриншоты этих «произ­ведений», заверяя через нотариуса этот публичный источник. Затем об­ратиться в полицию и через суд тре­бовать уголовного преследования.

РЕБЕНКА ОСКОРБЛЯЕТ ПЕДАГОГ

Учитель не имеет права оскорблять ребенка. Ни словесно, ни тем более действием, например, не пустив его на празд­ник или дойдя до рукоприкладства — это указано в ФЗ «Об образова­нии». В таких ситуациях сразу же обращайтесь к директору школы и на Горячую линию Минобрнауки, в том числе, оставьте и письменное заявление на сайте Минобрнауки (минобрнауки.рф/обратная-связь/ форма). Соберите от других роди­телей заявления о недопустимом поведении учителя и требуйте за­мены преподавателя. До тех пор, пока родители не вмешались в ситу­ацию, ребенок имеет полное право не выслушивать оскорбления в свой адрес, а в вежливой форме попро­сить разрешения покинуть класс и обратиться к директору с жало­бой. Неплохо, если ребенок запи­шет оскорбления на диктофон. Во‑ первых, родители поверят ребенку, что оскорбления имели место быть, а во-вторых, эта запись будет суще­ственным аргументом в общении с директором школы. Запись не надо показывать педагогу, угрожая рас­правой, но следует обязательно об­ратиться к директору и требовать или выговор для такого педагога, или же его отстранения и замены. Имейте в виду, что ни видео-, ни аудиозапись не может быть доказа­тельством в гражданском суде — потребуется голосовая экспертиза.

Объясните ребенку его права в школе, но также укажите, что на оскорбления педагога нельзя отве­чать тем же, всегда надо быть веж­ливым и корректным.

ПРОИЗОШЛА КРАЖА

Если в школе случилась кража, учитель не имеет права досматри­вать школьника, которого он может подозревать. Это прерогатива толь­ко сотрудников полиции. Именно их незамедлительно и следует вы­звать для проведения досмотра и оперативно-розыскных меропри­ятий. Учитель может только по­просить добровольно продемон­стрировать содержимое сумки или портфеля, или же вызвать родителей и попросить это сделать в их присут­ствии, но ученик вправе проигнори­ровать эту просьбу. Ведь может быть так, что украденную вещь ребенку подбросили в сумку, поэтому досмо­тров без полиции и родителей несо­вершеннолетнего быть не должно.

Желая избежать подобных ситу­аций, педагоги обычно дают роди­телям совет, к которому стоит при­слушаться: давайте ребенку вещи попроще, покупайте недорогие теле­фоны и, тем более, у ребенка в школе не должно быть драгоценностей. Это важно для защиты прав школьника. Фото: fotoimedia.

Конституцией Российской Федерации каждому ребенку гарантировано право на получение основного общего образования бесплатно.

При приеме в школу ребенок имеет право ознакомиться с Уставом и правилами внутреннего распорядка школы, которые должны быть вывешены администрацией школы для всеобщего обозрения.

Ученик имеет право на ускоренный курс обучения по предмету, который может выучить досрочно. Способы помощи школы такому желанию ученика должны содержаться в Уставе школы.

Ребенок имеет право участвовать в управлении внутренней жизнью школы. Если школьник не согласен с решением администрации учебного заведения, он вправе обратиться за содействием в уполномоченные государственные органы через своего представителя (родителя, учителя). Эта возможность предусмотрена статьей 9 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Ребенок старше восьми лет вправе участвовать в создании в школе общественных объединений и организаций, если они не носят политического или религиозного характера. Ученики могут проводить собрания и митинги по вопросам защиты своих прав, если такие собрания не нарушают Устава школы.

Ребенок имеет право бесплатно пользоваться школьной библиотекой.

Федеральными законами от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» закреплены права ребенка на уважение его человеческого достоинства, свободу совести, информации, на свободное выражение свих мнений и убеждений, а также свободу от принудительного труда.

При обучении в школе каждый ученик обязан: соблюдать Устав и правила общеобразовательного заведения; добросовестно учиться; посещать занятия, входящие в основную образовательную программу,в соответствии с расписанием; бережно относиться к имуществу школы; уважать честь и достоинство других учеников и работников школы; выполнять требования работников школы по соблюдению правил внутреннего распорядка.

Нередки случаи, когда с родителей школьников взимаются средства на нужды школы. Следует знать, что решение о передаче денег в пользу школы может быть только добровольным.
Это же касается и факультативных занятий. В каждой школе есть учебный план, в котором расписана по классам основная общеобразовательная программа, а также дополнительные задания, кружки и факультативы. Основная программа – бесплатна и обязательна для школьника, посещение дополнительных занятий может быть только добровольным. Учитель не может заставить ученика ходить на дополнительные занятия, которые не входят в основную программу.

В школе не должна навязываться какая-либо религия или убеждения. Ребенок имеет право на свободу совести и вероисповедания. Школа не имеет права проводить какие-либо мероприятия религиозного характера и собирать пожертвования для религиозных организаций. Ученики имеют полное право отказаться участвовать в таких мероприятиях.

Кроме того, педагог не имеет права принуждать учеников заявлять о своей принадлежности к какой-либо религии.

В случае нарушения прав ребенка родители и иные законные представители могут обратиться с письменной жалобой к директору школы. В случае непринятия мер — в территориальный орган департамента образования по месту нахождения школы или в прокуратуру. Кроме этого, родители вправе обжаловать действия администрации школы в судебном порядке.

В школе также не допустимо применение физического и психического насилия по отношению к ученикам. Использование таких методов является основанием для привлечения работника образовательного учреждения к уголовной ответственности.

В Конституции сказано, что наши дети (да и мы сами) имеют право на бесплатное образование. Звучит как нельзя хорошо, но вот стоит отметить, что с образовательными учреждениями у многих возникают серьезные проблемы. Опытные родители прекрасно знают, что учителя и администрация школы часто нарушают права ребят, оказывают на них давление и так далее. Защита прав детей в школе просто необходима. Важно, чтобы индивид не был ущемлен там, где получает знания.

Права ребенка в школе

Ребенок вместе со своими родителями вправе выбирать образовательное учреждение, а также ту программу, по которой его будут обучать. Он имеет право на получение образования, которое соответствует принятым в стране стандартам. В школе он не должен подвергаться никакой опасности, учителя не должны оказывать на него давление, а также они просто обязаны следить, чтобы это давление не оказывал кто-то другой.

Принцип уважения человеческого достоинства - это то, чем обязан руководствоваться весь школьный персонал. должен осуществляться только на современной материальной базе. Ребенок имеет право пользоваться книгами из школьного библиотечного фонда. Сотрудники школы не могут выбирать, кому дать хорошие экземпляры книг и учебников, а кому плохие.

Дети имеют право получать дополнительные услуги, которые могут быть и бесплатными, и платными. Они могут рассчитывать на психолого-педагогическую, а также на социально-педагогическую помощь в сложной учебной или жизненной ситуации.

Права ребенка в школе включают в себя и право на выбор языка для изучения (если альтернативы имеются). Основное обучение должно осуществляться на родном языке индивида.

Подростки старше 15-ти лет имеют право не продолжать обучение (согласие родителей либо же законных опекунов необходимо).

Права ребенка в школе подразумевают возможность участия детей в опосредованном или неопосредованном управлении учреждением. В данном случае это определяется Уставом общеобразовательного учреждения. Он должен быть доступен для ознакомления.

Посещение мероприятий в свободное от занятий время, выражение собственного мнения - это также права ребенка в школе.

Родители могут требовать, чтобы общеобразовательное учреждение прошло проверку на соответствие тем или иным государственным стандартам. Речь не только о стандартах обучения, но и и так далее.

Соблюдение и защита прав детей важна, но не стоит забывать о том, что в школе должна поддерживаться дисциплина. Значимость ее велика, однако, не стоит забывать, что при ее наведении не должны ущемляться ничьи права, ничье достоинство не должно пострадать. Психическое и физическое насилие - недопустимые способы наведения порядка.

Под насилием психическим понимаются угрозы, изоляция от общества, унижение ее достоинства, отрицательная характеристика (особенно, если она ничем не обоснована), демонстративное негативное отношение и так далее.

Ситуация с правами ребенка в школе на сегодняшний день является сложной. Дело в том, что в некоторых странах родители только и думают о том, как засудить образовательное учреждение. В суд они могут обратиться по любому поводу. Что в итоге? Школы теряют финансовые средства, которые могли бы потратить на свое развитие, а их персонал начинает оставлять безнаказанными даже серьезные выходки ребят.

Права детей в школе необходимо защищать, но не стоит перегибать палку, так как это может негативным образом сказаться на процессе обучения. Советуем быть внимательными, так как только внимательность поможет определить ту ситуацию, которая действительно требует незамедлительного вмешательства.