Миграционная политика. Иммиграционная политика в рф и странах западной европы

Иммиграция имеет многоплановые и неоднозначные, иногда не прогнозируемые экономические, а также социальные последствия для принимающей стороны. Они дифференцированно проявляются в различных ее характеристиках: региональной, структурно-отраслевой, социально-демографической и пр. Значение и характер последствий иммиграции в конкретных странах обусловлены в первую очередь ее масштабом и структурой, ее соответствием экономическим потребностям и возможностям принимающих обществ, особенностями использования в них иностранной рабочей силы. Иммиграция оказывает заметное воздействие на экономику принимающих стран.

Изучением иммиграции занималось множество зарубежных и отечественных специалистов. А именно А. Лукьянец, В. Янин, Т.Окопов и др .

Целью данного исследования является рассмотрение общей структуры иммиграционной политики США.

В США, как и в любой другой стране, иммиграция делится на легальную и нелегальную. В легальной иммиграции в США можно выделить четыре важнейших потока, соответствующих четырем целенаправленно осуществляемым программам иммиграционной политики: воссоединение семей, трудовая и гуманитарная иммиграция, а также иммиграция с целью поддержания этнокультурного разнообразия.

Наиболее значительный канал легального иммиграционного притока – воссоединение семей, в его рамках в страну ежегодно приезжают 550-600 тыс. родственников постоянных резидентов или граждан США. Законом об иммиграции 1990 г. Была введена действующая по нынешнее время система преференциальных категорий, основанных на родстве, а именно: супруги, вдовы и вдовцы (если прожили со своими супругами минимум 2 года), родители граждан США, достигших 21 года, не состоящие в браке дети (старше 21 года) граждан США, женатые дети граждан США, братья и сестры граждан США, достигших 21 года .

Количественных ограничений для постоянных виз, выдаваемых родственникам американских граждан, не устанавливается.

США, как и большинство принимающих стран, используется селективный подход при регулировании трудовой иммиграции. Его суть заключается в том, что государство не препятствует въезду тех категорий работников, которые нужны в данной стране, ограничивая въезд всем остальным. Статус постоянного жителя в денной категории может быть предоставлен:

Лицам с выдающимися способностями в области науки, искусства, образования, бизнеса и спорта, а также выдающимся профессорам, исследователям и международным менеджерам;

Лицам с высоким уровнем образования (соответствующим степени магистра) или лицам с исключительными способностями в области науки, искусства, бизнеса;

Квалифицированным специалистам, недавним выпускникам высших учебных заведений по ряду специальностей, лицам с дипломами, соответствующими степени бакалавра;

Священнослужителям;

Инвесторам, вкладывающим более 1 млн. дол., а также инвесторам, вкладывающим от 500 тыс. до 1 млн. дол.

Третий поток иммиграции связан с гуманитарными причинами. Сюда следует отнести программу США по переселению беженцев. В соответствии с этой программой в США попадают беженцы из других стран, отвечающие международному определению беженца как лица, которое обоснованно боится преследования или не может быть защищено в своей стране, и которое США принимают по «особым гуманитарным соображениям». Четкого определения «особых гуманитарных соображений» не существует, но подразумевается, что речь идет о лице, которое тесно связано с Соединенными Штатами – либо имеет постоянно проживающих родственников, либо приглашено работодателем, особенно если работодателем является американское правительство. Спустя год пребывания в США после получения статуса беженцы имеют право приобрести иммиграционный статус.

Четвертый поток легальной иммиграции – принимается в рамках программы поддержания этнокультурного разнообразия. В отличие от многих стран, стремящихся к многонациональному государству. Соединенные Штаты заботятся о том, чтобы в населении страны было представлено как можно больше разнообразных этнических, культурных и конфессиональных групп. Поэтому для стран, не имеющих предыстории миграционных отношений с США, проводятся специальные лотереи “green card”, а для представителей подобных категорий существует приоритет в получении въездных виз. Ежегодно правительство США выделяют 55000 иммиграционных виз, которые вследствие разыгрываются среди участников лотереи. При этом на основании данных об уровне иммиграции в том или ином географическом регионе определяется, сколько иммиграционных виз следует предоставить каждому региону. В среднем в розыгрыше ежегодно участвуют от 8 до 9 миллионов заявителей, что вместе с членами их семей составляет от 15 до 20 миллионов .

Принимаются также определенные способы борьбы с нелегальными иммигрантами, одним их них является депортации. За период 1991-2005 гг. из страны бы депортировано в принудительном порядке 1566 тыс. иностранных граждан, нарушивших условия пребывания в стране .

Также совсем недавно конгресс США одобрил еще один способ борьбы с нелегальной иммиграцией – возведение стены на границе с Мексикой. Через границу с Мексикой на территорию Соединенных Штатов ежегодно въезжают от 500 тыс. до 1 миллиона нелегальных иммигрантов.

Иммиграция в США обусловлена целым рядом причин. В специальной литературе названы следующие: наличие социальных сетей, способствующих миграции, недостаток рабочих мест на родине иммигрантов , потребность американской экономики в дешевой рабочей силе . Кроме того, иммиграция, в первую очередь мексиканская, является результатом политики экономической экспансии, проводимой Соединенными Штатами. В результате расширения торговли и либерализации законодательства связи между Мексикой и приграничными штатами стали гораздо более тесными. Расширение американского экономического присутствия привело к тому, что миллионы мексиканцев, которых не коснулась экономическая реструктуризация, захотели переехать в США.

Социальные и экономические последствия таких демографических изменений документально подтверждены и могут оказаться неожиданными для широкой общественности. Так, исследования показали, что само участие иммигрантов в экономике страны приводит к увеличению налоговых поступлений на федеральном и местном уровнях, а также к росту потребительских расходов. Помимо этого, иммигранты создают рабочие места для американцев и, судя по всему, не вызывают увеличения безработицы. Тем не менее иностранным рабочим недоплачивают и подвергают их эксплуатации. Их привозят в страну, а затем, если безработица начинает расти, отправляют домой, превращая в козлов отпущения в периоды экономических кризисов.

В заключение стоит отметить, что иммиграционная политика постоянно меняется. Политики плохо отдают себе отчет в том, какие задачи перед ними стоят. Частая смена установок приводит к тому, что ни одна из них до конца не реализуется; вечная спешка приводит к неадекватным действиям Службы иммиграции и натурализации.

Иммиграционная политика США, ее институты, методы заслуживают достойного внимании со стороны других развитых стран. Американская политика доказала свою работоспособность, конечно, она не идеальна, и в ней есть свои недостатки. США сталкивается со множеством проблем связанных с нелегальной иммиграцией, которые требуют неотложного решения.

Литература

1. Смитиенко, Б. М. Международные экономические соотношения [Текст] : Учеб. пос. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 512 с. (Высшее образование). – ISBN 5-16-002173-6.

2. Козак, Ю.Г. Економіка зарубіжних країн [Текст]. – К.: Центр учбової літератури, 2007. – 544 с. – ISBN 978-966-364-510-0.

3. Супян, В. Б. Экономика США [Текст] : Учеб пос. Для вузов. – СПб.: Питер, 2003. – 651 с. – ISBN 5-314-00087-3.

Государственная миграционная политика пред­ставляет собой целенаправленную деятельность государства по регулированию потоков экспорта и импорта рабочей силы. Различают государ­ственную иммиграционную и государственную эмиграционную политику.

Государственная иммиграционная политика связана с регулированием процессов импорта рабочей силы в страну. Целью данной полити­ки является обеспечение оптимального коли­чественного и качественного состава прибыва­ющих в страну трудящихся-мигрантов.

На им­миграционную политику могут оказывать вли­яние различные факторы:

1) демографическая ситуация в стране;

2) обеспеченность рабочей силой в той или иной отрасли народного хо­зяйства;

3) необходимость привлечения в стра­ну дополнительных инвестиций и другие фак­торы.

Инструменты иммиграционной политики дифференцируются в зависимости от категории эмиграции:

1) семейная эмиграция связана с воссоедине­нием семьи: супругов, детей и родителей, братьев и сестер. Для регулирования этой ка­тегории используется такой инструмент, как установление степени родства, т.е. одним ка­тегориям родственников может быть разре­шено воссоединение семьи, а другим запре­щено;

2) экономическая эмиграция связана с необхо­димостью привлечения в страну иностранного капитала. Эмиграция поощряется для созда­ния на территории страны предприятий, при­обретения крупной недвижимости. В качестве инструментов регулирования для этой кате­гории могут использоваться размер собствен­ного капитала, требование о создании в стра­не-импортере рабочей силы предприятия с определенным числом работников и другие;

3) профессиональная эмиграция связана с по­ощрением притока в страну квалифицирован­ной рабочей силы в требуемые секторы на­циональной экономики. В качестве инстру­ментов регулирования используются: возра­стной ценз, требования к состоянию здоро­вья, уровню образования, стажу работы, спе­циальности, личностной благонадежности (пребывание в тюрьме), установление наци­онально-географических приоритетов (прожи­вание только в определенном районе госу­дарства). Кроме того, могут использоваться и такие инструменты регулирования как ли­миты и квотирование (установление количе­ственных ограничений на импорт рабочей силы), а также временные ограничители (по срокам временного пребывания в стране);



4) эмиграция в категории за особые достиже­ния связана с желанием привлечь в страну выдающихся ученых, спортсменов, художни­ков и т. д. Как правило, для этой категории важнейшим критерием выступает наличие личных достижений на международном уров­не. В качестве инструментов регулирования выступают специальные программы, предос­тавляющие большие возможности и льготы для этой категории специалистов;

5) гуманитарная эмиграция связана с предос­тавлением статуса беженца по политическим, национальным или религиозным причинам. Для этой категории также устанавливаются лимиты и квоты.

В зависимости от сроков пребывания эмиг­рантов в стране-импортере рабочей силы раз­личают три типа иммиграционной политики:

1) политика, ограничивающая время пребыва­ния иммигранта в стране;

2) политика, разрешающая проживание в стра­не без ограничений по срокам пребывания;

3) политика, разрешающая постоянное прожи­вание иммигранта в стране с возможностью последующего получения гражданства.

Эмиграционная политика связана с регулиро­ванием оттока рабочей силы из страны.

Инструменты эмиграционной политики можно дифференцировать на инструменты прямого и косвенного воздействия на эмиграционные про­цессы.

К инструментам, прямо влияющим на эмиг­рацию, можно отнести :

1) рыночные инструмен­ты, например, введение своеобразного налога на выезд, который покрывает затраты государ­ства на образование и социальную поддержку (например, в Израиле);

2) использование адми­нистративных запретов на выезд из страны че­рез лимитирование выдачи загранпаспортов, запрет на выезд определенных категорий ра­ботников и другие меры.

К инструментам косвенного регулирования эмиграции можно отнести: поощрение валютных переводов из-за ру­бежа, открытие эмигрантам валютных счетов под более высокую процентную ставку, другие инструменты.

Миграционные политики, как в стране-реципиенте, так и в стране доноре должны взаимно корректироваться, так как их действия взаимосвязаны. Например, когда страна-реципиент отправляет мигрантов на ро­дину по истечении срока их законного пребывания в стране, для страны-донора этот процесс обернется ростом предложения рабочей силы на ее рынке. С другой стороны, если страна-донор не создает новых рабочих мест для «возвращенцев», в стране-реципиен­те будет расти нежелательная нелегальная миграция.

Взаимосвязанность миграционных политик стала причиной их международного регулирования. Оно осуществляется как на двухсто­ронней основе, так и на основе правовых норм и стандартов, отрабо­танных международными организациями.

Страны, ратифицируя международные конвенции, признают приоритет норм международного права над национальным законо­дательством. Международное право предусмотрело разделение от­ветственности между странами - реципиентами и донорами за кон­троль миграционных потоков. Страна-реципиент отвечает за прибытие и использование мигрантов, а страна-донор - за регули­рование оттока рабочей силы и защиту интересов своих граждан за рубежом.

Международных организаций, регулирующих режим миграцион­ных потоков, достаточно много (прежде всего в рамках ООН). Осо­бая роль принадлежит МОТ (Международная организация труда), которая отрабатывает режим использования труда мигрантов. Воз­растает и роль МОМ (Международная организация по миграции), которая балансирует межстрановую миграцию и является одновре­менно информационным центром по данным вопросам.

Мировой опыт свидетельствует, что трудовая миграция обеспечивает несомненные преимущества странам, как принимающим рабочую силу, так и поставляющим ее. Но она способна породить и обострить социально-экономические проблемы.

Для нейтрализации отрицательных последствий и усиления положительного эффекта, получаемого страной от трудовой миграции, используют средства государственной политики . Просчеты в выборе ориентиров миграционной политики вызывают нежелательную реакцию в виде роста нелегальной миграции и последующей социальной активности возвращающихся мигрантов. В этой области особенно очевидны неэффективность жестких, директивных мер и необходимость косвенных, координирующих воздействий со стороны государств и правительств.

Иммиграционная политика стран — импортеров трудовых ресурсов

Страны — импортеры трудовых ресурсов, которые постоянно испытывают потребности в привлечении , основывают свою иммиграционную политику прежде всего на мерах регулирования численности и качественного состава прибывающих трудящихся-мигрантов.

В качестве инструмента регулирования численности используется показатель иммиграционной квоты, который ежегодно рассчитывается и утверждается в стране-импортере. При определении квоты учитываются потребности страны в иностранной рабочей силе и по отдельным категориям привлекаемого населения (половозрастным группам, образованию и т.п.), а также принимаются во внимание состояние национальных рынков труда, жилья, политическая и социальная обстановка в стране-импортере.

Иммиграционная квота может быть распределена в определенной пропорции между различными категориями иммигрантов. Например, в США в 1995 г. 71% должны были составлять родственники граждан США, 20% — специалисты, в которых нуждалась страна, и 9% приходилось на прочие группы иммигрантов. Новый закон об иммиграции, принятый в 1996 г., существенно расширил размеры квоты для иммигрантов, но вместе с тем ужесточил требования к их качественным характеристикам.

Регулирование качественного состава трудящихся-иммигрантов осуществляется в принимающих странах путем использования различных методов (в целях определения групп иммигрантов, для которых предусмотрены преференции, они могут рассчитывать на первоочередное получение въездной визы).

О высоких требованиях к качеству прибывающей рабочей силы свидетельствует необходимость прохождения процедуры признания имеющихся у мигранта документов об образовании или профессиональной подготовке и об опыте работы по специальности. Возрастной ценз по-прежнему остается одним из распространенных критериев отбора иммигрантов — шансы получить разрешение на въезд в страну выше у более молодых претендентов.

Еще одним качественным критерием признается национальность иммигранта. Критерий применяется дифференцированно в зависимости от национального состава принимающей страны и учитывается для обеспечения, например в США, национального равновесия.

К числу других требований, предъявляемых к качеству рабочей силы, относят:

  • требование хорошего состояния здоровья у прибывающего мигранта (характерно для ряда Скандинавских стран и США);
  • дополнительные профессиональные требования, относящиеся к ряду специальностей или профессий (в США, например, иностранный программист должен владеть принятыми в стране программными средствами, быть знакомым с соответствующими ком п ьютсрными системами);
  • ограничения личностного и психологического плана. Так, претендент на получение гражданства ЮАР должен иметь «добрый характер». В США издавна ограничен въезд для представителей любой из партий тоталитарного типа.

Значение того или иного качественного признака при отборе иммигрантов отнюдь не постоянно, оно может меняться в пользу других приоритетов. Вместе с тем по ряду важнейших характеристик, таких как возрастной ценз, наличие трудового сертификата, обладание определенной профессией и профессиональной подготовкой, требования достаточно устойчивы.

Селективность миграционной политики стран-импортеров выражается еще и в предоставлении льгот отдельным категориям мигрантов для привлечения их в страну. Так, приоритетным правом получения разрешения на иммиграцию пользуются бизнесмены, предполагающие открыть дело в стране пребывания.

Одна из целей иммиграционной политики — защита национального рынка труда от неконтролируемого притока иностранной рабочей силы. Для ее реализации государства-импортеры применяют меры, направленные на сокращение или предотвращение иммиграции, а также на сокращение иностранной рабочей силы в стране пребывания. Так, в США одновременно с ужесточением политики по отношению к нелегальным иммигрантам законодательством предусмотрено право на легализацию для части иностранцев, без разрешения находящихся в стране, что является гуманным актом и свидетельствует о демократических тенденциях в осуществлении иммиграционной политики. Многие страны — импортеры рабочей силы приняли и реализуют государственные программы стимулирования репатриации официально зарегистрированных иностранцев, в которых преобладают экономические (а не административные) стимулы, например предоставление материальной помощи и возможности приобретения профессии.

Приток иммигрантов и приток инвестиций

Особое место в вопросе регулирования приема мигрантов занимает перемещение капитана, привезенного ими с собой. Исследование иммиграции и инвестиций капитала в Австралии с 1900 по 1975 г. показало, что рост населения и капитала шел параллельно: на 1% увеличения населения приходилось 8% увеличения финансовых инвестиций. Это свидетельствует, скорее, о повышении эффективности вложения капитала, чем о его распылении из-за иммиграции. Многие мигранты, конечно же, привозят с собой собственный капитал, причем часто довольно существенные суммы, и многие из основных принимающих стран стараются привлечь как можно больше такого капитала, особенно, когда его приток сопровождается производственными намерениями. При этом выдача виз ставится в зависимость оттого, привезут ли иммигранты достаточный капитал, чтобы трудоустроить самих себя и других. Подобные схемы использовали Австралия — с 1981 по 1991 г., Канада — с 1986 г., Новая Зеландия — с 1987 г. и США — с 1991 г.

По программе иммигрантов-инвесторов, принятой в Канаде, инвестор обязан был вложить от 250 до 500 тыс. канадских долл., которые размещались на срок от трех до пяти лет в специально зарегистрированном правительственном фонде. К 2005 г. 5500 вкладчиков капитала инвестировали 1 млрд канадских долл. и создали, по оценкам, 100 тыс. новых полноценных рабочих мест. Большинство инвесторов были азиаты — 70% — из Гонконга и Тайваня. Кроме того, Канада использует схему «иммигранты-предприниматели», выдача виз по которой зависит от возможности человека создать рабочее место по крайней мере для одного иммигранта — не члена его семьи. С 1997 по 2007 г. иммигранты-предприниматели создали 12 700 новых предприятий и 70 тыс. новых рабочих мест. Именно благодаря новым группам иммигрантов из Азии удалось полностью изменитьлицо Ванкувера, где они сейчас владеют примерно 7% земли в пригородных районах.

В Соединенных Штатах иммиграционный акт 1990 г. установил высокий квалификационный потенциал для инвесторов — от 500 тыс. до 1 млн долл., если они хотели получить вожделенную «зеленую карту» (теперь она оранжево-розового цвета), которая дает статус постоянного проживания. По программе «инвестор- ской визы» ежегодно предлагается 10 тыс. виз для тех, кого неофициально называют «люди на яхтах», но до сих пор лишь немногие пользовались этим.

Такого рода побудительный мотив для иммигрантов предлагался и некоторыми развивающимися странами. Аргентина предоставляет инвесторам постоянное место жительства при условии, что они перечисляют 30 тыс. долл. в Центральный банк на 120 дней. Перу предлагала свое гражданство любому инвестору за 25 тыс. долл. на главу семьи (плюс 2 тыс. долл. за каждого дополнительного члена семьи). В других странах гражданство более дорогое. Мексика требует от инвестора 160 тыс. долл. за статус постоянного жителя, но получить гражданство он может только через 5 лет. Сингапур гарантирует статус постоянного жителя любому выходцу из Гонконга, который готов инвестировать 500 тыс. долл., и рассматривает возможность выдачи гражданства через 5 лет.

Эмиграционная политика стран — экспортеров трудовых ресурсов

Международная организация труда так определила цели эмиграционной политики стран-экспортеров: эмиграция трудовых ресурсов должна способствовать сокращению безработицы, поступлению валютных средств от трудящихся-эмигрантов, которые используются для сбалансированности экспортно-импортных операций; эмигрантам за рубежом должен быть обеспечен соответствующий жизненный уровень; требование возвращения на родину эмигрантов сочетается с приобретением последними в зарубежных странах профессий и образования.

Современная международная трудовая миграция характеризуется активизацией и ростом влияния стран — экспортеров рабочей силы, которые используют различные методы и средства для достижения целей эмиграции, а именно:

1. методы и средства защиты интересов государства — экспортера трудовых ресурсов путем регулирования масштабов эмиграции и качественного состава эмигрантов, выезжающих за пределы страны. Большинство государств демонстрируют своей эмиграционной политикой уважение прав своих граждан на свободное перемещение. Некоторые страны проводят политику сдерживания эмиграции, особенно в отношении высококвалифицированных специалистов и при нехватке квалифицированной рабочей силы, а также при неблагоприятной демографической ситуации;

2. методы использования эмиграции в целях обеспечения ресурсами экономики страны путем привлечения валютных средств трудящихся-мигрантов. Для этого им в национальных банках открывают валютные счета под более высокую процентную ставку, создают выгодные условия использования своих валютных средств для приобретения товаров, производственного оборудования и т.д. Ряд государств прямо обязывает трудящихся-эмигрантов переводить в страну происхождения значительную (иногда дифференцированную по категориям) долю полученной за границей заработной платы. Вместе с тем государство привлекает средства частных посреднических организаций, занимающихся трудоустройством граждан за границей, путем введения обязательных вкладов и страховок;

3. методы и средства по защите прав трудящихся-эмигрантов путем использования двусторонних соглашений и контрактной формы найма рабочей силы для работы за границей, которая призвана обеспечить определенные экономические и социальные гарантии (например, по заработной плате, оплате проезда, жилья, продовольственному обеспечению и медицинскому обслуживанию), а также путем организации учреждений, фондов, представительств, назначения специальных должностных лиц и т.п. в целях контроля за выполнением условий международных соглашений по трудовой миграции, решения спорных вопросов в стране пребывания мигрантов и соблюдения их основных прав. В посольствах и представительствах некоторых стран за рубежом назначаются атташе по труду, которые призваны обеспечивать защиту прав трудящихся-мигрантов, в том числе разрешение спорных вопросов при их размещении, ведение переговоров с работодателями. Заслуживает внимания опыт создания специальных фондов, в задачи которых помимо контроля за соблюдением прав трудящихся-мигрантов и членов их семей входит накопление средств (фонда благосостояния), предназначенных для обеспечения медицинского обслуживания, жилищного строительства, расширения сети школ и т.п. возвращающихся на родину мигрантов;

4. меры, способствующие сочетанию как защиты государственных интересов, так и прав и свобод трудящихся-мигрантов. Государство стремится выработать такой механизм , который позволял бы совмещать защиту государственных интересов и его граждан. Один из инструментов реализации данной задачи — введение порядка обязательного государственного лицензирования деятельности по найму граждан для работы за границей. Цель лицензирования — наделение правом посредничества при трудоустройстве за границей только тех организаций, которые располагают надежными международными связями, способны нести материальную и юридическую ответственность за результаты своей деятельности и сотрудники которых обладают достаточными знаниями и опытом работы;

5. меры, направленные на взаимную защиту интересов стран- экспортеров и стран — импортеров трудовых ресурсов (например, при проведении политики сдерживания масштабов миграции, нелегальных перемещений, стимулирования возвращения мигрантов на родину).

1

В данной статье представлены результаты ассоциативного эксперимента, проведенного преподавателями и студентами кафедры культурологии СФУ в 2011. В настоящей статье рассматриваются факторы, актуализировавшие проблему миграции для России, а также оговариваются проблемы, которые могли бы быть решены с помощью иммиграции. Очевидным представляется факт, что, несмотря на необходимость иммиграции для развития страны, следует вести ряд ограничений по количественно-качественным показателям для въездной миграции. То есть необходимо найти баланс в вопросах как необходимого числа мигрантов, так и уровня их квалификации. Чтобы принять наиболее продуктивное решение, следует обратиться к опыту различных стран в этой сфере, в первую очередь, к опыту так называемых «иммигрантских» государств: США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и Израиля. В статье рассматриваются политические, экономические и социальные меры, принятые в этих странах, позволившие им из малонаселенных территорий вследствие активной иммиграции стать государствами с высоким уровнем жизни.

национальная идентичность

миграционная политика

иммиграция

1. Викторук Е.Н., Москвич Ю.Н. Ценности инновационной деятельности для студентов, экспертов и предпринимателей Красноярска: желаемый идеал, надежды и реальность /Журнал Сибирского федерального университета. Серия «Гуманитарные науки». - 2011. - Т.4. - № 11. - С. 1507-1525.

2. Замараева Ю.С. Историографический обзор подходов и концепций по проблеме миграции в зарубежных и российских исследованиях XX века // Журнал Сибирского федерального университета. Серия «Гуманитарные науки». - 2010. - Т.3. - № 3. - С. 437-444.

3. Замараева Ю.С. Отношение мигранта и принимающей среды как феномен современной культуры Красноярского края (результаты ассоциативного эксперимента по методике «Серийные тематические ассоциации» // Журнал Сибирского федерального университета. Серия «Гуманитарные науки». - Т.4. - № 6. - С. 805-815.

4. Кирко В.И., Копцева Н.П., Кеуш А.В. Эвенкийский муниципальный район Красноярского края - экспериментальная площадка по созданию бизнес-инкубатора // Журнал Сибирского федерального университета. Серия «Гуманитарные науки». - 2011. - Т.4. - № 8. - М. 1127-1131.

5. Копцева Н.П. Методологические возможности социальной (культурной) антропологии для современных культурных исследований // Философия и культура. - 2012. - № 10. - С. 9-18.

6. Копцева Н.П. Проблема методологии современных культурных исследований: возможности классической британской социальной антропологии // Гуманитарные и социальные науки. - 2012. - № 4. - С. 89-104.

7. Копцева Н.П. Проведение экспериментального прикладного культурного исследования межкультурной коммуникации: фокус-группы, личное интервью, анкетирование, получение экспертного мнения (на материале исследования Красноярского края) // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 3. - С. 410-410.

8. Копцева Н.П., Замараева Ю.С., Сертакова Е.А. Социокультурное исследование культурных потребностей жителей города Красноярска // Журнал Сибирского федерального университета. Серия «Гуманитарные науки». - 2011. - Т.4. - № 11. - С. 1577-1588.

9. Копцева Н.П., Пименова Н.Н., Резникова К.В. Сохранение и развитие коренных нароов циркумполярных территорий: культурно-антропологический анализ // Журнал Сибирского федерального университета. Серия «Гуманитарные науки». - 2010. - Т.3. - № 5. - С. 649-666.

10. Минеев В.В. Единство теоретико-методологических и методико-практических аспектов преподавания философских дисциплин // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2012. - № 5-1. - С. 123-127.

В качестве факторов, повлиявших на то, что миграция стала актуальной проблемой для России, принято выделять следующие. Во-первых, с перестройкой произошла либерализация режима миграции, прежде ограниченного советской властью. Во-вторых, в Россию был направлен большой поток беженцев из постсоветского пространства, обусловленный межэтнической напряженностью и даже межэтническими войнами, пришедшимися на время распада СССР и последовавший за ним период. В-третьих, провозглашение новых независимых государств стало причиной изменения статуса этнических русских жителей в них, что способствовало стремлению последних к репатриации. В-четвертых, Россия стала открыта для внешнего мира, но вместе с этим не обрела эффективного контроля своих протяженных границ, что послужило причиной нелегальных миграций из стран Азии и Африки. В-пятых, нелокальные экономические кризисы обуславливают потоки в Россию из некоторых новых независимых государств, потому что в них условия жизни ухудшаются сильнее, чем в России.

Необходимо отметить, что иммиграция для России является необходимым условием не только развития, но и существования. В частности, наличествует ряд проблем, которые могли бы быть решены с помощью иммиграции. Во-первых, речь идет о том, что население страны сокращается, Россия практически повсеместно недонаселена, в ней отмечается недостаточное количество городов, а также транспортных магистралей. Во-вторых, наблюдаются тенденции к сокращению населения трудоспособного возраста при увеличении пенсионеров, что может привести к кризису пенсионной системы. В-третьих, в любой стране часть населения должна служить в армии, быть занятой на малопрестижных рабочих местах. Чтобы решить обозначенные проблемы, стране необходимо проводить селективную политику привлечения мигрантов, способных принять участие в подъеме экономики и воспроизведении российского населения.

Н. Мкртчян, проанализировавший миграционное законодательство РФ и обнаруживший всю его неполноценность, пришел к выводу, что Концепция регулирования миграционных процессов в РФ в случае заинтересованности в притоке иммигрантов должна давать однозначные ответы минимум на следующие вопросы: «на какие масштабы иммиграции необходимо ориентироваться в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе; должно ли государство регулировать распределение иммигрантов по территории страны, и если да, то какие экономические стимулы и административные ограничения оно станет при этом задействовать; станет ли Россия принимать всех иммигрантов на равных условиях или будет предложена система критериев их отбора, т.е. осуществляться селективный прием? В последнем случае необходимо определиться с приоритетами по странам, а также обозначить ключевые критерии отбора; какие механизмы будут задействованы для интеграции иммигрантов в принимающее сообщество, как будет проходить процесс их натурализации» .

Следует обратить внимание на то, каким образом даются ответы на эти вопросы за рубежом. В первую очередь, когда речь заходит об иммиграционной политике зарубежья, вспоминается ряд стран, изначально ориентированных на прием большого количества населения из-за рубежа. В частности, речь идет о странах, которые некоторые ученые называют «иммигрантскими», это, к примеру, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и Израиль. США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии удалось из практически безлюдных территорий вследствие активной иммиграции стать государствами с высоким уровнем жизни. Для России, имеющей огромные территории и сравнительно небольшое по численности население, опыт этих стран будет весьма полезен, равно как и опыт Израиля - одного из молодых государств, население которого увеличилось за несколько десятилетий в разы.

США является мировой державой, принимающей иммигрантов больше, нежели любое другое государство, более того, именно в США иммиграция является сильной стороной национальной идентичности. Так называемая «американская мечта» напрямую связана с иммиграцией: практически ничего не имеющий человек приезжает в США и обретает возможность добиться минимум обеспеченного существования, максимум - добраться до вершин успеха и состоятельности. Иммиграционная политика Соединенных Штатов претерпевала изменения за время своего существования, сегодня в легальной иммиграции США принято выделять четыре основных потока, которые соответствуют четырем направлениям политики: это воссоединение семей, трудовая иммиграция, гуманитарная иммиграция и иммиграция для поддержания этнокультурного разнообразия. Воссоединение семей является наиболее значительным потоком, ежегодно в страну приезжают порядка 550-600 родственников граждан или резидентов США. Второе место по численности въезжающих занимает поток трудовой миграции, то есть въезда, спонсируемого работодателем, который помимо финансовой стороны дела должен доказать, что среди граждан США нет подобного по квалификации специалиста. Пик гуманитарной иммиграции пришелся на 1990-е годы, впоследствии он был законодательно ограничен.

Первые три направления иммиграционной политики, существующей в США, поддерживаются большинством современных стран, в то время как четвертое является исключительной характеристикой Соединенных Штатов, поскольку большинство стран ратует за мононациональное государство, а США, напротив, стремятся, чтобы население страны состояло из как можно большего количества этнических и конфессиональных групп. Для осуществления въездной политики для поддержания этнокультурного разнообразия каждый год США проводят лотереи «greencard», участие в которых может принять любой человек из списка стран, каждый год формируемого Государственным Департаментом США. Из списка исключаются те страны, из которых в течение последних 5 лет приехало в США более 50 тыс. иммигрантов. Первый розыгрыш лотереи состоялся в 1994 году и с тех пор происходит ежегодно. С одной стороны, лотерея позволяет поддерживать этническое разнообразие, с другой же, она позволяет привлекать в страну людей в большинстве своем трудоспособного возраста, что положительно сказывается не только на экономике, но и на социальном обеспечении пенсионеров, проживающих в США, поскольку налоги, выплачиваемые новой рабочей силой, идут в том числе и на выплату пенсий.

В Канаде, Австралии и Новой Зеландии достаточно просты процедуры получения вида на жительство и последующего получения гражданства для квалифицированных специалистов (при этом список профессий очень велик), а также для инвесторов. Правительства названных стран не только не препятствуют с получением гражданства, но и полагают, что оно положительно скажется на экономике, в силу этого гражданство получают иммигранты, прожившие на территории государств порядка 2-3 лет. Иммиграционная политика Канады предполагает несколько основных направлений: помимо гуманитарной иммиграции и восстановления семей, существует так называемая независимая иммиграция и бизнес-иммиграция. Въехать в страну в рамках независимой иммиграции имеют возможность квалифицированные специалисты профессий, востребованных в Канаде, законодательство позволяет принимать порядка 200 тыс. таких иммигрантов в год. Для отбора иммигрантов существует тест, включающий в себя разделы как по владению языком, так и по специальности и уровню образования. Иммигрант должен набрать не менее 70 баллов из 100 возможных. Предпринимателям, успешно зарекомендовавшим себя и готовым открыть свое дело на территории Канады, необходимо набрать в таком тесте всего лишь 25 баллов. Согласно законодательству, по программе бизнес-иммиграции в Канаду могут въехать инвесторы, способные вложить в экономику страны не менее 400 тыс. канадских долларов, или бизнесмены, в течение 2 лет обязанные открыть свое дело и трудоустроить минимум одного канадца.

Австралия, имеющая иммиграционное законодательство, схожее с канадским, не принимает квалифицированных рабочих старше 45 лет, что препятствует возникновению проблем с пенсионным обеспечением австралийцев. Мультикультурализм является основой внутренней политики Австралии, в связи с чем у каждого иммигранта есть право развивать свою культуру на территории страны, и у каждого жителя страны есть обязанность признавать это право за гражданами Австралии и иммигрантами. При этом наибольшую поддержку получают иммигранты, согласившиеся обосноваться в менее населенных, периферийных территориях. В Новой Зеландии, иммиграционная политика которой очень похожа на австралийскую, существует социальная программа, облегчающая иммиграцию и Океании, в связи с чем 5% населения страны составляют полинезийцы немаорийского происхождения и меланезийцы. Власти Новой Зеландии, как и канадские, не имеют ничего против двойного гражданства, которое позиционируется как одно из преимуществ проживания в этих странах.

Израиль представляет собой сравнительно молодое государство. В качестве исторической миссии еврейского государства была признана репатриация еврейского народа на историческую родину. Страна открыта для еврейской иммиграции и готова облегчать адаптацию приехавших. Евреям, прибывшим на территорию Израиля, не нужно ждать до принятия гражданства несколько лет: по закону, принятому еще в 1952 году, автоматическое получение статуса гражданина предусматривается для каждого еврея, прибывшего в страну на основании Закона о возвращении, принятого в 1950 году, и в котором говорится, что «каждый еврей имеет право иммигрировать на землю Израиля». При этом правила для иммигрантов, не являющихся евреями, в Израиле аналогичны правилам других стран. Существующая иммиграционная политика привела к тому, что если в 1948 году, когда было провозглашено государство, в Израиле проживало 805,6 тыс. человек (из них 650 тыс. - евреи), то уже в конце 1995 года население составляло 5 млн 619 тыс., то есть оно выросло в 7 раз. За первые 20 лет существования нового государства в Израиль прибыли более 1, 25 млн евреев в основном из Восточной и Центральной Европы, из Северной Африки и арабского Ближнего Востока, ряд еврейских общин (Болгария, Йемен, Ирак) практически полным составом переселился в Израиль.

Собрав за время своего существования иммигрантов, являющихся носителями культуры и языков около 80-ти стран, Израиль попытался использовать модель «плавильного котла», стирающего языковые и культурные различия, поскольку предполагалось, что среди населения, обладающего значительной этнической однородностью и единством религии, они будут невелики. Но достичь лингвистического, этнического и конфессионального единства не удалось, по сути, Израиль оказался еще более многонациональным, чем США и Канада. Причину такого положения дел усматривают в том, что в большинстве иммигрантских стран въезжающим на их территорию так или иначе приходится приспосабливаться к образу жизни коренного населения, но в Израиле иммиграционная политика началась сразу же по образованию государства, что привело к тому, что не было достигнуто численное превосходство коренного населения. В связи с этим был совершен переход от политики «плавильного котла» к этническому и социально-культурному плюрализму как основополагающему направлению абсорбции иммигрантов.

Государство различными способами способствует адаптации иммигрантов на территории Израиля, в первую очередь, оно помогает в решении жилищной проблемы, причем, это касается как обретения временного жилья, так и покупки собственной квартиры или строительства дома. Государством разработан ряд программ для обретения собственного жилья иммигрантами, - это «Первый дом на родине», «Второй дом на родине», «Ульпан кибуц» и др. Израиль оказывает помощь не только в решении жилищных проблем, но и в трудоустройстве иммигрантов, в первую очередь речь идет о научно-технических кадрах. Вследствие притока в Израиль высококвалифицированных рабочих из СССР, число ученых и инженеров в стане на 10 тыс. работающих стало самым большим в мире - 135 человек. Склонность к научной деятельности среди иммигрантов Израиля была сохранена и получила развитие при помощи государства. Содействием в трудоустройстве иммигрантов-ученых занимается Центр абсорбции в науке при Министерстве абсорбции, оказывающий помощь в течение трех лет пребывания в стране, «Программа Гилади» позволяет получить помощь еще на 3 года. Интеллектуальная миграция привела к широкому развитию в стране промышленных парков, а с 1991 года с целью скорейшего вовлечения иммигрантов-ученых Министерство промышленности и торговли начало разворачивать программу поддержки технологических теплиц, или бизнес-инкубаторов.

Рецензенты:

Копцева Н.П., д.филос.н., профессор, зав. кафедрой культурологии Гуманитарного института Сибирского федерального университета, г. Красноярск.

Минеев В.В., д.филос.н., профессор кафедры философии и социологии Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, г. Красноярск.

Библиографическая ссылка

Резникова К.В. ИММИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН: ПОИСК ПРИЕМЛЕМЫХ МОДЕЛЕЙ ДЛЯ РОССИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=12412 (дата обращения: 12.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Иммиграционная политика США находится под воздействием ряда факторов, мешающих выработке эффективных стратегических решений в этой области. К таким факторам относятся, в частности, влияние переменчивых общественных настроений, непонимание социальной и экономической природы иммиграции, сложившаяся практика благоприятствования коренному населению страны в ущерб приезжим иностранцам (нативизм), а также различные узкополитические соображения.

В данной статье рассматриваются основные направления иммиграционной политики США, а также предполагаемые пути ее дальнейшего развития. В историческом обзоре, по понятным причинам, большое значение было уделено нелегальной иммиграции из Мексики.

Основные особенности иммиграционной политики США

Прежде всего заметим, что вопросы, связанные с иммиграцией, всегда вызывали в обществе кипение страстей, что особенно характерно для последнего двадцатилетия. Согласно опросу, проведенному институтом Гэллапа в 1993 году, среди американцев преобладает мнение, что большинство иммигрантов проживает в стране нелегально, что они являются выходцами из стран Латинской Америки, чаще всего Мексики и что ущерб, наносимый ими экономике США, превосходит их хозяйственный вклад . Эспеншейд и Бэленджер изучили отношение граждан США к иммигрантам, принадлежащим к различным этническим группам. Оценивая этнические группы по таким признакам, как семейные ценности и трудолюбие, на первое место американцы поставили выходцев из Европы, последними в списке стояли мексиканцы. Бытовало мнение, что мексиканские иммигранты более широко пользуются социальными пособиями и чаще совершают правонарушения.

Кроме того, в американском обществе существует убеждение, что США принимают слишком много переселенцев из Азии и Латинской Америки. Все это красноречиво свидетельствует, что тревогу населения вызывает скорее нелегальная, нежели легальная иммиграция. Подтверждением служит следующий факт — девять из десяти респондентов считают, что Соединенным Штатам следует усилить охрану своих границ . Названные исследователи установили связь между отношением общества к иммиграции и экономической ситуацией в стране. Они отмечают, что отношение к иммигрантам «частично обуславливается состоянием макроэкономики и заметно осложняется с ухудшением перспектив трудоустройства» .

Четких идеологических или откровенно предвзятых установок в отношении нелегальной иммиграции не существует. И это весьма показательно: в то время как некоторые республиканцы (т. е. по преимуществу консерваторы) превозносят положительное влияние трудолюбивых иммигрантов на экономику страны, демократы, настроенные более либерально, резко выступают против незаконных переселенцев, так как их присутствие будто бы создает нездоровую обстановку и ведет к снижению зарплат.

Неопределенность в стане политиков и политических партий делает вопрос о реформе иммиграционного законодательства еще более запутанным для избирателей, поскольку представители обоих полюсов политического спектра апеллируют к их эмоциям и пользуются популистскими аргументами. При такой размытости политических решений отсутствует и ясное понимание возможностей, которыми располагает Служба иммиграции и натурализации для решения возложенных на нее задач. Тем не менее, последние двадцать лет показали, что в сравнении с демократами республиканцы в большей степени поддерживают идею ужесточения иммиграционной политики.

Известны случаи, когда политики и кандидаты лицемерно использовали унизительные социальные стереотипы, играя на страхах своих избирателей перед иммигрантами. Так, на президентских выборах 1996 года бывший губернатор Калифорнии Пит Уилсон утверждал, что сотни тысяч переселенцев приезжают в США в расчете на денежные пособия и другие социальные блага. Произнося предвыборную речь у подножья статуи Свободы, он заявил: «Нелегальные иммигранты прибывают, а это означает преступность, больше мамаш, живущих за государственный счет, и обилие переперченных блюд!» Это заявление было заведомо ложным хотя бы потому, что социальные пособия не назначаются лицам, проживающим в США незаконно. По решению Конгресса США нелегальные иммигранты лишены права на получение целого ряда пособий: для семей с детьми-иждивенцами, дополнительных пособий малоимущим, талонов на льготную покупку продуктов, государственной медицинской помощи «Медикэйд» (за исключением экстренных случаев), жилищной дотации, юридических услуг, страхования на случай безработицы, а также некоторых видов пособий для учащихся. Некоторые исследователи отмечают, что иммигранты из Мексики пользуются доступной им социальной помощью реже, чем другие группы переселенцев — они чаще используют для лечения домашние средства, не знают своих прав и живут в постоянном страхе перед депортацией .

Множество споров возникает по вопросу о том, следует ли разрешить детям нелегальных иммигрантов получать образование. Исследования показывают, что дети мексиканцев, как правило, прекрасно адаптируются в американских школах . Кроме того, согласно принятым судебным решениям, дети не должны страдать вследствие каких бы то ни было действий своих родителей. Желания людей не поддаются точному учету, тем не менее, исследования неизменно показывают, что социальная помощь — отнюдь не главное, что притягивает в США нелегальных иммигрантов. Люди приезжают сюда в поисках работы. Зависимость общественных настроений от политических манипуляций свидетельствует об общем непонимании того, как соотносятся между собой проблемы миграции и проблемы социального обеспечения. Неверны также распространенные представления о количестве нелегалов, проживающих в США, о причинах миграции, о том, как эти люди влияют на нашу экономику.

Иммигрантский контингент крайне разнороден и включает как легальных, так и нелегальных иммигрантов. Среди тех и других есть образованные люди, создающие вокруг себя благоприятную деловую инвестиционную среду. Согласно переписи 2000 года, около 10 процентов населения Америки родились за ее пределами. Из этих людей приблизительно 30 процентов составляют легальные иммигранты из Мексики.

Данные о количестве нелегальных иммигрантов никогда не бывают точными. Однако, по наиболее авторитетным оценкам, доля незаконных иммигрантов от общего населения страны составляет примерно два-три процента, причем половина из них — выходцы из Мексики. Большинство нелегальных иммигрантов составляют лица, на законных основаниях пересекшие границу США либо с деловой целью, либо для отдыха и развлечений, но не покинувшие страну по истечении визового срока .

Иммиграция в США обусловлена целым рядом причин. В обширной специальной литературе названы, среди прочих, следующие: наличие социальных сетей, способствующих миграции , недостаток рабочих мест на родине иммигрантов , потребность американской экономики в дешевой рабочей силе . Кроме того, иммиграция, в первую очередь мексиканская, является результатом политики экономической экспансии, проводимой Соединенными Штатами. В результате расширения торговли и либерализации законодательства связи между Мексикой и приграничными штатами стали гораздо более тесными. Расширение американского экономического присутствия привело к тому, что миллионы мексиканцев, которых не коснулась экономическая реструктуризация, захотели переехать в США.

Социальные и экономические последствия таких демографических изменений документально подтверждены и могут оказаться неожиданными для широкой общественности. Так, исследования показали, что само участие иммигрантов в экономике страны приводит к увеличению налоговых поступлений на федеральном и местном уровнях, а также к росту потребительских расходов . Помимо этого, иммигранты создают рабочие места для американцев и, судя по всему, не вызывают увеличения безработицы . Тем не менее иностранным рабочим недоплачивают и подвергают их эксплуатации. Их привозят в страну, а затем, если безработица начинает расти, отправляют домой, превращая в козлов отпущения в периоды экономических кризисов .

В заключение стоит отметить, что иммиграционная политика постоянно меняется. Политики плохо отдают себе отчет в том, какие задачи перед ними стоят. Частая смена установок приводит к тому, что ни одна из них до конца не реализуется; вечная спешка приводит к неадекватным действиям Службы иммиграции и натурализации.

Исторический обзор иммиграционной политики США

В этом разделе показано, как на протяжении американской истории вплоть до настоящего времени влияние общественных настроений, экономической конъюнктуры, а также свойственного обществу враждебного отношения к чужим культурным и экономическим влияниям порождало неэффективные иммиграционные программы. Прежде всего следует отметить, что Конституция США не содержит никаких положений, ограничивающих иммиграцию, она лишь уполномочивает Конгресс США принимать законы об иммиграции, поскольку относит этот вопрос к компетенции федеральной власти, а также устанавливает, что иммигранты должны вносить определенную плату за въезд в страну. В первые сто лет существования американского государства иммиграция в США не составляла проблемы, поскольку американское общество целиком состояло из переселенцев и обладало обширными возможностями для трудоустройства прибывающих приезжих. До начала XIX века не существовало никакого специального закона, касающегося иммиграции, и не велись официальные списки прибывающих. В XVIII веке вопрос об ограничении иммиграции не возникал.

В 1798 году были приняты законы об иностранцах и подстрекательстве к мятежу. Эти законы не преследовали цель контролировать иммиграцию, скорее они было направлены на выбор людей, достойных стать гражданами Америки. Федералисты, бывшие у власти в 1790-х годах, считали, что иммигранты из Европы в большинстве своем являются сторонниками оппозиции, т. е. демократических республиканцев. Стремясь закрепиться у власти, федералисты увеличили срок пребывания в стране, необходимый для получения гражданства, до четырнадцати лет. В 1802 году эти законы были отменены.

В 1850-х годах была весьма популярна так называемая Партия «незнаек» (известная также как Орден звездно-полосатого флага), которая возглавила националистическую политику, направленную против рабочих-иммигрантов и католиков. Она выступала за увеличение срока натурализации, всячески стараясь воспрепятствовать всем, кроме выходцев из западноевропейских государств, в получении гражданства США. Члены партии были убеждены, что восточные европейцы и католики своим присутствием подрывают культурные устои Америки. Некоторое время «незнайки» контролировали законодательные органы нескольких северо-восточных штатов. С началом Гражданской войны это движение утратило силу.

С 1870 по 1920 год в США иммигрировало около 26 миллионов человек, что превышало все население страны по данным на 1850 год. За эти пятьдесят лет образ американского иммигранта приобретает романтические черты. Пункты приема иммигрантов в то время располагались в основном на восточном побережье. Иммигрантов, приплывавших в страну через Нью-Йоркскую гавань, встречала статуя Свободы, затем их доставляли на остров Эллис — крупнейший перевалочный пункт Америки. Большинство переселенцев были уроженцами европейских стран. Это немаловажное обстоятельство часто упускается из виду. Иммигрантский контингент резко изменился (заодно изменив демографический состав всей Америки) лишь в ХХ веке, когда большую часть приезжих составили выходцы из Азии и Латинской Америки.

В штатах западного побережья росло недовольство наплывом китайских иммигрантов. В 1881 году власти Калифорнии объявили выходной для проведения антикитайских митингов. В Конгресс США стали поступать многочисленные петиции с требованием «принять меры в отношении китайцев». В 1882 году был принят закон об «исключении китайцев», по которому прекращались иммиграция из Китая и предоставление прав гражданства уже приехавшим в Америку китайцам. Историки считают, что попытки запрета китайской иммиграции были вызваны желанием ослабить конкуренцию на рынке труда в период экономического кризиса. Закон существенно снизил число китайских иммигрантов в США .

В начале ХХ века в США вновь стали расти антииммигрантские настроения. Во время Первой мировой войны усилилось враждебное отношение американцев к выходцам из стран Южной и Восточной Европы. Закон об иммиграции 1917 года упрочил уже существовавшие ограничения и определил контингент лиц, которым был запрещен въезд в страну (это в первую очередь неграмотные, физически неполноценные, проститутки, хронические алкоголики, безбилетные пассажиры, бродяги, люди с психическими расстройствами). Кроме того, закон не давал права на въезд в США жителям ряда стран (в основном Азии и островов Тихого океана).

К 1918 году в США стала ощущаться нехватка рабочих рук. В интересах делового мира Америки Конгресс и Иммиграционное бюро выработали меры по обеспечению рынка труда дешевой рабочей силой. Была принята программа, которая позволила Иммиграционному бюро напрямую нанимать мексиканских рабочих для нужд сельского хозяйства и строительства железных дорог. Служба иммиграции и натурализации стала практиковать гибкий подход для привлечения дешевой рабочей силы, что привело к снижению социального напряжения, связанного с европейской иммиграцией .

По окончании Первой мировой войны антииммигрантские настроения снова дали о себе знать. Опросы общественного мнения выявили опасения многих американцев, что приток европейских иммигрантов из разоренных войной государств приведет к возрастанию конкуренции на рынке труда. Кроме того, снова усилились антииммигрантские настроения в отношении определенных групп выходцев из Европы. Исходя из экономических мотивов и соображений нативизма, в 1921 и 1924 годах Конгресс США принял так называемые постановления об ограничении квот, ознаменовавшие начало особых ограничений на въезд в США определенных групп иммигрантов. В эти группы входили выходцы из Восточной Европы, Африки, Австралии и Азии. Тем не менее, на представителей западного полушария ограничения не распространялись.

Принятие этих законов поставило перед Службой иммиграции и натурализации новую и непредвиденную задачу. Дело в том, что все моряки прибывающих в США судов имели право сходить на берег, и многие из тех, кому по закону въезд в страну был запрещен, пользовались этим, чтобы инсценировать дезертирство с корабля. Кроме того, все больше европейцев, которым не удавалось получить право на въезд из-за отсутствия необходимых документов или по законам о неграмотности, перебирались в США через мексиканскую границу. В 1922 году через Мексику в США проникло 309 556 человек, а в 1923 году их число почти удвоилось, достигнув 600 тысяч .

В помощь пограничным пропускным пунктам по решению Конгресса было организовано патрульное подразделение, члены которого стали верхом на лошадях регулярно объезжать мексиканскую и канадскую границу. Нужно отметить, что в этот период не существовало строгих ограничений на въезд из Мексики, поскольку мексиканцы, как правило, не оставались в США надолго. Мексиканская миграция была явлением двусторонним и относительно сбалансированным. Однако революция, произошедшая в Мексике, вызвала в 1911 году первый приток мексиканцев в страну. По имеющимся данным, в Соединенные Штаты въехало тогда на легальной основе приблизительно 250 тысяч мексиканцев. В это же время внутри мексиканского сообщества сформировались социальные сети, функционирующие по сей день.

В годы Великой депрессии без работы оказалась треть населения США. Вновь раздались голоса популистов, выступающих против этнических мексиканцев. Президент Герберт Гувер был убежден, что мексиканские иммигранты отнимают работу у американцев и что они являются причиной наступившего упадка . Власти Калифорнии приняли закон, запрещающий нанимать на работу нелегальных мексиканских иммигрантов. Враждебное отношение общества к мексиканцам привело к тому, что треть всех мексиканцев, живших в США, покинули страну или были депортированы в принудительном порядке. Всего из страны было изгнано примерно 500 000 человек . Позднее, в 1950-е годы, массовая депортация мексиканцев и граждан Америки мексиканского происхождения повторилась с еще большим размахом.

Во время Второй мировой войны неприязненное отношение американцев стали вызывать переселенцы из Азиатско-Тихоокеанского региона. В 1940-е годы многим казалось, что японские иммигранты представляют серьезную угрозу национальной безопасности США, и Служба иммиграции и натурализации, входившая в состав Министерства труда, была вновь передана в ведение Министерства юстиции, где и остается по сей день. Если хотите играть в азартные игры на деньги, то ищите список игровых казино на реальные деньги с контролем честности MD-5. В дополнение к принятым мерам был издан Закон о регистрации иностранцев, который предписывал этому ведомству регистрировать всех приезжих, подозреваемых в подрывной деятельности, и снимать у них отпечатки пальцев. По мере дальнейшего вовлечения США в войну и роста неприязни к японским иммигрантам и этническим японцам расширялся круг обязанностей Службы иммиграции и натурализации: теперь в него входили задержание, интернирование, содержание в условном заключении и депортация «неблагонадежных» иммигрантов.

Вторая мировая война вызвала в США острую нехватку трудовых ресурсов, вновь возникла необходимость привлечения иностранной рабочей силы. В документах значится, что в 1946 году Служба иммиграции и натурализации при содействии Министерства труда США трудоустроила в сельском хозяйстве и тяжелой промышленности 82 000 рабочих. Было зарегистрировано 43 088 мексиканцев, 9 589 ямайцев, 5 052 жителя Багамских островов, 2 187 жителей Барбадоса, 669 жителей Ньюфаундленда и 160 гондурасских рабочих.

Начиная с 1942 года в аграрном секторе появилась возможность сезонного найма дешевой рабочей силы. Правительство Соединенных Штатов в сотрудничестве с мексиканским правительством разработало упрощенную систему заключения трудовых договоров, получившую название «программа брасеро». Эта программа предоставляла мексиканцам статус сезонных сельскохозяйственных рабочих. Вместе с тем она была подвергнута критике за чрезмерную эксплуатацию мексиканских рабочих. Наниматель имел право по собственному усмотрению назначать размер их заработной платы, определять условия труда, отдыха, питания. Положение бесправных сезонных рабочих сравнивали с рабским. В начале 60-х годов программа была остановлена обоими государствами. Тяжелые условия труда, созданные «программой брасеро», привели к тому, что иммигранты предпочитали въезжать в страну на заработки нелегально.

Во время корейской войны (начало 1950-х годов) вновь стала ощущаться острая нехватка рабочих рук. Вскоре почти единогласно был восстановлен закон, позволявший нанимать на работу мексиканцев. Служба иммиграции и натурализации приступила к найму рабочих и отсылке их на сельскохозяйственные предприятия. К 1964 году, когда этот закон прекратил свое действие, Служба иммиграции и натурализации обеспечила работой на юго-западных плантациях и ранчо около трех миллионов иммигрантов .

В 1952 году, по новому иммиграционному плану, многие преимущества получили иммигранты-специалисты. Разрешение на въезд давалось в зависимости от квалификации иммигранта и текущих нужд экономики. В 1954 году, в условиях экономического спада, в обществе вновь усилилось недовольство мексиканскими иммигрантами. Изменения отношения к мексиканцам можно проследить по статистике Службы иммиграции и натурализации: в 1954 году число задержанных и депортированных достигло 1 300 000; к 1959 году было депортировано примерно 3,8 миллиона мексиканцев . Это наглядный пример того, к каким тяжелым и опасным последствиям могут приводить националистические настроения в обществе. Действия Службы иммиграции и натурализации вызвали критику по обе стороны границы. В итоге Конгресс США по согласованию с Мехико принял Миграционные трудовые соглашения, в которых предусматривалось сотрудничество правительств обеих стран в организации найма рабочих, а также смягчение политики по отношению к нелегальным иммигрантам.

В 1950-е годы произошел отток иммигрантской рабочей силы из сельскохозяйственного сектора в легкую и тяжелую промышленность с их более высокооплачиваемыми рабочими местами. В крупных городах, где было сосредоточено промышленное производство, создавались окружные иммиграционные центры, в работе которых не последнее место занимали всяческие рейды и облавы.

Наряду с другими законами, принятыми в 1960-е годы («О гражданских правах», «Об избирательном праве», «О равноправии при трудоустройстве»), Закон об иммиграции 1965 года предоставлял права въезда в страну лицам, которым ранее было отказано в допуске по этническим признаку. Был также снят запрет, касающийся некоторых других групп иммигрантов, и созданы льготные условия для воссоединения семей иммигрантов. Жители стран Азии и Латинской Америки, ранее не имевшие права на въезд, теперь устремились в огромном количестве. Неудивительно, что сотрудникам Службы иммиграции и натурализации пришлось работать с удвоенной энергией.

Общественные и политические беспорядки в странах Восточной Азии и Центральной Америки вызвали большой поток беженцев. В 1960-е и начале 1970-х годов США приняли многих выходцев из этих стран сверх существовавших норм. В 1980 году, в дополнение к системе льгот, введенных в 1965 году, Законом о беженцах была установлена особая процедура допуска беженцев в страну. В этом законе давалось определение статуса беженца и были введены правила подсчета количества беженцев, которое в состоянии принять государство.

Иммиграционная политика последних двадцати лет

В 1980-е годы количество нелегальных иммигрантов в США значительно возросло. Правительство постаралось снизить экономическую привлекательность работы в США. Политики рассчитывали, что, создав препятствия для трудоустройства иммигрантов, они смогут существенно снизить их приток. В 1986 году был принят Закон об иммиграционной реформе и контроле. Главной целью этого закона было уменьшение числа нелегальных иммигрантов в США. Для этого предстояло реализовать два положения: «О санкциях в отношении работодателей» и «Легализация иммигрантов». Первое должно было лишить иммиграцию привлекательности для тех, кто стремился в США в поисках работы, второе узаконивало пребывание нелегальных иммигрантов, уже находящихся в США, с тем, чтобы снизить общее число нелегальных иммигрантов. В результате этих нововведений около трех миллионов иммигрантов смогли оформить документы для получения легального статуса.

В 1990 году иммиграционная политика снова была подвергнута коренному пересмотру. Согласно Закону об иммиграции 1990 года, число иммигрантов, работающих в стране по так называемой «гибкой схеме» («flexible cap»), увеличилось до 675 000 человек, были выделены средства на увеличение числа патрульных нарядов, для чего были наняты дополнительно 1 000 пограничников. Основные направления деятельности Службы иммиграции и натурализации были пересмотрены, больший удельный вес стали занимать мероприятия по ограничению въезда и натурализации, а также по депортации нелегальных иммигрантов.

Уже через десять лет после принятия Закона об иммиграционной реформе и контроле нелегальная иммиграция снова стала объектом реформаторских инициатив, получивших поддержку в обществе, прежде всего в таких штатах, как Калифорния, Техас, Аризона и Флорида, где особенно сильно разрослись иммигрантские сообщества. Эти штаты обратились в суд с требованием, чтобы федеральное правительство возместило ущерб, наносимый, по их мнению, присутствием большого числа иммигрантов, ставя в вину правительству то, что оно не справляется с задачей иммиграционного контроля.

После сокращения почти полумиллиона ставок на предприятиях, связанных с оборонно-промышленным комплексом, экономика Калифорнии стала приходить в упадок. Многие калифорнийцы сочли проблемы штата результатом присутствия нелегальных иммигрантов . В 1994 году в Калифорнии был выдвинут один из самых спорных законопроектов за номером 187, направленный на сокращение убытков, причиняемых нелегальной иммиграцией. Этот законопроект вменял в обязанность директорам учебных заведений проверять статус учащихся, принятых после первого января 1995 года, равно как и статус их родителей. Сведения о тех, кто не смог подтвердить своего легального статуса, предполагалось отправлять в Службу иммиграции и натурализации и в калифорнийское Министерство юстиции. Руководителям медицинских учреждений, как государственных, так и частных, согласно этой инициативе, запрещалось предоставлять медицинскую помощь нелегальным иммигрантам (за исключением неотложной).

Несмотря на то, что этот законопроект в конце концов был признан неконституционным (так как вопросы иммиграционной политики решаются только на федеральном уровне), он определил механизм сокращения обоих видов иммиграции, легальной и нелегальной, и тем самым положил начало реформе всей системы социального обеспечения. В 1996 году был принят Закон о личной ответственности, который ограничивал для легальных иммигрантов возможности пользования услугами социальных служб и продовольственными талонами. Нелегальные иммигранты лишались доступа к большинству государственных льгот на федеральном и местном уровнях, а также на уровне штата. Кроме того, в 1996 году Конгресс США ужесточил наказания за правонарушения, совершаемые иммигрантами.

Меры по усилению пограничного контроля, особенно жесткие в штатах Техас и Калифорния, привели к тому, что умножилось число нелегальных переходов через менее охраняемую аризонскую границу. Температура в районе Ногалеса (штат Аризона) может достигать 120 градусов по Фаренгейту (49°C). Результатом явилось то, что уровень смертности среди иммигрантов, в большинстве своем неготовых к столь суровому климату, увеличился в четыре раза по сравнению с 1993 годом.

Террористическая атака 11 сентября на Международный торговый центр и Пентагон повлекла за собой необходимость абсолютно новых политических решений. Сразу после терактов пограничные службы получили распоряжение перекрыть границы и разместить агентов в аэропортах, что в очередной раз продемонстрировало чисто реактивный характер американской иммиграционной политики. Внимание общества переключилось с нелегальных иммигрантов на «засидевшихся», т. е. иммигрантов, оставшихся в стране после окончания действия визы. Общество потребовало ответа на вопрос, как могло произойти, что нескольким террористам удалось въехать в страну «легально». Политики, чутко реагирующие на перемены общественного настроения, подготовили ряд инициатив экономического характера для решения проблемы «засидевшихся». И хотя специалисты по иммиграции говорили об этой проблеме задолго до совершения терактов, лишь в настоящее время вводится новая система оформления статуса студентов-иностранцев и участников программы обмена.

Проблема иммиграции в США, как легальной, так и нелегальной, чрезвычайно сложна. Специалисты высказывают мнение, что относительно благополучное состояние американской экономики в настоящее время позволяет привлечь в нее больше иностранных рабочих, не считаясь с мнением тех, кто боится потерять работу из-за иммигрантов или полагает, что иммигранты отнимают у них льготы. И действительно, представители деловых кругов требуют новой «программы брасеро» для пополнения рынка рабочей силы. Мексиканским рабочим предоставляются временные разрешения на работу в США в сфере услуг. Они нужны в гостиничном бизнесе, в сельском хозяйстве, в сфере обслуживания пенитенциарных заведений. Обобщая, можно сказать, что в периоды экономической стабильности политики более радикально решают вопросы, связанные с иммиграцией.

Чрезвычайно важно было бы рассмотреть вопрос о том, как конкретно иммиграционная политика США сказывается на контингенте мексиканской иммиграции. Среди легально въезжающих в США самую большую группу образуют именно мексиканцы. Они же составляют большинство среди иностранцев, получивших американское гражданство. С другой стороны, граждане Мексики — крупнейшая по численности группа среди задержанных на американской границе и депортированных на родину . В числе иммигрантов, ожидающих натурализации, опять-таки больше всего мексиканцев. Можно с уверенностью предположить, что самыми крупными «пропускными пунктами» в будущем останутся такие крупные города, как Нью-Йорк и Лос-Анджелес. Мексиканцы по-прежнему будут составлять самую большую группу легальных иммигрантов на территории США.

Приведенный обзор показал, что такие факторы, как изменчивость общественных настроений, предубежденность населения по отношению к иммигрантам, объясняемая неосведомленностью в социальных и экономических вопросах, распространенные нативистские предрассудки, а также столкновение различных интересов постоянно приводят к появлению несовершенных и неэффективных иммиграционных программ. Пока нет никаких оснований предполагать, что такое положение дел изменится в будущем.

Перевод с английского Ольги Корнеевой.

1998 Statistical Yearbook of the Immigration and Naturalization Service, 1999.