Минимальный размер оплаты труда рф. Минимальный размер оплаты труда (мрот). Какой размер мрот установлен на федеральном уровне

Регионы России вправе отказаться от федеральной минималки и установить свой МРОТ (ст. 133.1 ТК РФ). Большинство регионов сделали это в мае-июне.

МРОТ с 1 июля 2016 года в России по регионам

Региональный МРОТ устанавливается трехсторонним соглашением, который должны согласовать и подписать правительство или администрация субъекта, объединения профсоюзов и работодателей.

Компании должны ориентироваться на этот размер. Устанавливать оклад работникам ниже этого уровня запрещено. И помните, что рассчитывать пособия сотрудникам надо по-новому.

МРОТ с 1 июля 2016 года в России по регионам. Таблица

Правительство приняло решение повысить с июля МРОТ сразу на 21% - до 7500 рублей, заявил Медведев.

"Как председатель партии и председатель правительства, хочу вас проинформировать: мной принято…

Округ Регион Размер МРОТ в 2016 году (руб.)
Центральный
федеральный
округ
Для работников компаний и ИП Для работников бюджетной сферы
Белгородская область 8694
Брянская область 7500
Владимирская область 7500
Воронежская область 6204
Ивановская область 8645
Калужская область на уровне областного прожиточного минимума для трудоспособного населения
Костромская, Курская области

на уровне областного прожиточного минимума для трудоспособного населения

7500
Липецкая область не ниже 1,2 областного прожиточного минимума для трудоспособного населения за 4 квартал предыдущего года 6000
Московская область 12 500
Орловская область 9778
Рязанская область 7500 6350
Смоленская область 6400
Тамбовская область 7500 6240
Тверская область 7280 7500
Тульская область

С 01.08.2016:

С 01.08.2016:

Ярославская область

8021 (для малых и средних компаний)

6300
г. Москва 17 300
Северо-Западный
федеральный
округ
Карелия

на уровне прожиточного минимума

7213 - для северных районов: Беломорский район, Калевальский район, Кемский район, Лоухский район, г. Костомукша

5796 - для остальных районов

Коми 6500
Архангельская,
Вологодская, Псковская области
7500
Калининградская область 10 000
Ленинградская область
Мурманская область 13 650
Новгородская область

на уровне прожиточного минимума для трудоспособного населения

6204
Санкт-Петербург 11 700
Ненецкий авт.округ 6204
Южный федеральный округ Адыгея, Калмыкия 7500 руб.
Краснодарский край

на уровне краевого прожиточного минимума для трудоспособного населения

7500
Астраханская область 7500
Волгоградская область

не ниже 1,2 прожиточного минимума для трудоспособного населения

7500
Ростовская область 7500
Северо-Кавказский федеральный округ Дагестан, Ингушетия 7500
Кабардино-Балкария

на уровне прожиточного минимума за 4 квартал истекшего года для трудоспособного населения

7500
Карачаево-Черкессия 7500
Северная Осетия - Алания 7500
Чеченская Республика 8252
Ставропольский край 8588
Приволжский Башкортостан 7500
Марий Эл 9251
Мордовия, Удмуртия 8625
Татарстан 6204
Чувашия 7500
Пермский край на уровне прожиточного минимума для трудоспособного населения
Нижегородская область 7500

Оренбургская,
Пензенская, Кировская
Самарская области

7500
Саратовская область 7500
Ульяновская область 6500
Уральский федеральный округ Курганская область 7500
Свердловская область 8862 (с 01.10.2016)
Тюменская область 7700
Ханты-Мансийский авт. округ - Югра устанавливается с учетом районного коэффициента и процентной надбавки к зарплате
Челябинская область 6350
Ямало-Ненецкий авт. округ 12 431
Сибирский федеральный округ Алтай

7438 - для работников компаний и ИП сельского хозяйства

7500
Бурятия, Тыва,
Хакасия
7500
Алтайский край 9400 7500
Забайкальский край 8095 6044
Красноярский край 9544 6204
Районы Крайнего Севера Красноярского края

16 130 - г. Норильск, Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район

14 269 - Северо-Енисейский район

19 009 - Эвенкийский муниципальный район

15 313 - Туруханский район

15 200 - г. Енисейск

Иркутская область

12 652 - для районов Крайнего Севера

9 717 - для других местностей

7500 - для работников организаций сельского хозяйства

10 122 руб. - для районов Крайнего Севера

7 774 - для других местностей

Кемеровская область 13 617
Новосибирская область

6600 - для работников организаций сельского хозяйства

9030
Омская область 7135 7500
Томская область

8925 - г. Томск

7500
Дальневосточный федеральный округ Республика Саха (Якутия) 15 390
Камчатский край 18 230 15 800
Приморский край 7500
Хабаровский край

11 414 - для юга края

12 408 - для районов Крайнего Севера

14 269 - для Аяно-Майского района

15 510 - для Охотского района

Амурская область 7500
Магаданская область 20 250 18 750
Сахалинская область 16 838
Еврейская область 7500
Чукотский авт. округ 6204
Крым Крым 7042

МРОТ-2019 года снова увеличен. Рассмотрим, как менялась эта величина в течение ряда предшествующих 2019 году лет и как она соотносится с прожиточным минимумом.

Федеральный МРОТ в 2019 году

Величина минимального размера оплаты труда (МРОТ) на государственном уровне утверждается соответствующим федеральным законом. МРОТ действует на территории всей России и не может быть меньше прожиточного минимума трудоспособных граждан за 2-й квартал предыдущего года в целях исчисления зарплаты (ст. 1 закона "О МРОТ" от 19.06.2000 №82-ФЗ). Иными словами, сотрудник, фактически отработавший установленную трудовыми соглашением норму времени, не может получить зарплату меньше установленного МРОТ. Если работодатель выплатит зарплату менее МРОТ, ему грозит штраф по п. 6 ст. 5.27 КоАП:

  • от 10 000 до 20 000 руб. на должностных лиц;
  • от 30 000 до 50 000 руб. на юрлиц;
  • от 1 000 до 5 000 руб. на физлиц-предпринимателей, ведущих деятельность без образования юрлица.

Если ранее установление соответствия МРОТ прожиточному минимуму ни социальным, ни финансовым ведомствам РФ, ни парламентариям было не под силу, то в марте 2018 года президентом РФ был подписан закон от 07.03.2018 № 41-ФЗ, нормы которого определили, что с 01.05.2018 величина МРОТ сравняется с прожиточным минимумом трудоспособного населения за 2-й квартал прошлого года.

Итоги

МРОТ 2019 года увеличен до 11 280 руб. С мая 2018 года МРОТ сравнялся с прожиточным минимумом трудоспособного населения за 2-й квартал 2017 года и составил 11 163 руб. Регионы также вправе устанавливать значение МРОТ, но оно не может быть ниже федерального показателя.

Минимальный размер оплаты труда, кратко именуемый МРОТ, используется в первую очередь в зарплатных правоотношениях. Законом от 2 июня 2016 г. N 164-ФЗ МРОТ увеличен до 7500 руб. Причем под это новое значение работодателям надлежит подстроиться уже к 1 июля 2016 г.

Частью 1 ст. 133 Трудового кодекса (далее - ТК) определено, что минимальный размер оплаты труда (далее - МРОТ) устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. При этом в соответствии со ст. 421 ТК порядок и сроки поэтапного повышения МРОТ до прожиточного минимума устанавливаются федеральным законом. Однако соответствующий закон по сей день еще не принят.

Надо сказать, что вопрос о доведении МРОТ до прожиточного минимума обсуждался достаточно давно. Регулярно проводятся тематические совещания в Минтруде, в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, заседания круглого стола и т.п. Тем не менее "движение" в этом направлении идет достаточно медленно. И на то есть причины.

Так, с начала 2016 г. минимальный размер оплаты труда Законом от 14 декабря 2015 г. N 376-ФЗ был установлен в размере 6204 руб. Стоит напомнить, что в 2015 г. этот показатель был равен 5965 руб. (Закон от 1 декабря 2014 г. N 408-ФЗ). То есть значение МРОТ было проиндексировано даже ниже официального уровня инфляции (6,4 процента, ст. 1 Закона от 14 декабря 2015 г. N 359-ФЗ) - всего-то на четыре с небольшим процента. При этом соотношение данного "зарплатного" минимума с прогнозируемой величиной прожиточного минимума трудоспособного населения составляет чуть более чем 50 процентов.

Такая осторожность объясняется просто. Законотворцы в свете сложной экономической обстановки в стране искали своего рода баланс - нужно было создать условия, которые бы не "портили" ситуацию в экономике и на рынке труда, а заодно сохранилась бы предпринимательская активность в реальном секторе экономики. Ведь одним махом увеличив нагрузку на фонд оплаты труда, можно остаться у разбитого корыта - компании могут просто свернуть свой бизнес, а это обернется ростом безработицы и потерями для бюджета - налоговые платежи резко сократятся.

Однако, видимо, парламентарии решили, что ситуация в экономике начинает налаживаться. Законом от 2 июня 2016 г. N 164-ФЗ размер МРОТ с 1 июля 2016 г. увеличен до 7500 руб. Таким образом, МРОТ увеличивается еще на 20,9 процента. Соответственно, работодателям посреди лета 2016 г. необходимо проверить, соответствует ли выплачиваемая ими своим работникам данному минимуму. Однако обо всем по порядку.

Такие разные МРОТы

Начнем с того, что согласно ст. 133 ТК месячная , полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. В то же время ст. 133.1 ТК предусмотрено, что в субъекте РФ региональным соглашением может быть также установлен размер минимальной заработной платы для работников региона, за исключением сотрудников организаций, финансируемых из федерального бюджета. В любом случае региональный МРОТ никак не может быть ниже федерального минимума. И если в регионе установлен свой МРОТ, зарплата за полностью отработанный месяц не может быть ниже этого регионального МРОТ. Исключением является только один единственный случай - работодатель отказался присоединиться к соглашению по региональному МРОТ (ч. 3 ст. 133 и ч. 9 ст. 133.1 ТК).

Итак, в свете новых обстоятельств работодателям до 1 июля 2016 г. необходимо сверить зарплаты своих сотрудников с новым МРОТ. Причем если региональный МРОТ ниже нового федерального размера "зарплатного" минимума, то ориентироваться нужно именно на него. Ведь в силу положений ст. 133.1 ТК, как уже было сказано, региональный МРОТ не может быть ниже федерального.

"Предмет" индексации

В первую очередь необходимо выяснить, в каких случаях возникает необходимость "доиндексировать" зарплату сотрудников до МРОТ. Здесь есть определенные нюансы. Дело в том, что между окладом, установленным сотруднику, и его зарплатой может быть большая разница. Дело в том, что согласно ст. 129 ТК в состав зарплаты включаются:

  • вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы (оклад);
  • компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера за работу во вредных условиях, в районах Крайнего Севера и т.п.);
  • стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные подобные выплаты).

Как видим, само по себе то обстоятельство, что оклад работника за полностью отработанный месяц может быть и ниже МРОТ - "недостаток" вполне можно восполнить за счет премий или компенсаций. Данный вывод находит подтверждение в Определениях Верховного Суда (см. Определения от 30 августа 2013 г. N 93-КГПР13-2, от 17 мая 2013 г. N 73-КГ13-1, от 8 апреля 2011 г. N 3-В11-4). "Высшие" судьи констатируют, что трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, без включения районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы, будет не менее установленного федеральным законом МРОТ.

Обратите внимание! Выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями (районный коэффициент и процентная надбавка) не включаются в минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом. Не нужно сравнивать с МРОТ и доплату, например, за сверхурочные. Ведь в этом случае эта доплата производится за работу сверх месячной трудовой нормы.

Об ответственности

Разумеется, любое требование законодательства исполняется куда более "охотно" за счет введения ответственности за его нарушение. Поэтому имеет смысл вспомнить, какие санкции предусмотрены за нарушение норм трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Таковая предусмотрена ч. 1 ст. 5.27 КоАП. Итак, за подобного рода нарушения должностные лица организации, равно как и работодатели - ИП, могут быть оштрафованы на сумму от 1000 до 5000 руб. Санкции для юрлиц-нарушителей еще более существенные - от 30 000 до 50 000 руб.

Также необходимо отметить, что ч. 4 ст. 5.27 КоАП предусмотрена ответственность за повторное нарушение аналогичного правонарушения. В этом случае с должностных лиц и ИП взыскивается штраф в размере от 10 000 руб. до 20 000 руб., а с юрлиц - от 50 000 руб. до 70 000 руб. В качестве альтернативы штрафу данной нормой для должностных лиц предусмотрено наказание в виде дисквалификации на срок от одного года до трех лет.

Дотягиваем до минимума

В связи с тем что Законом N 164-ФЗ минимальный размер оплаты труда на федеральном уровне увеличен до 7500 руб., вновь становится актуальным вопрос, как "подстроиться" под новый МРОТ.

Если исходить из состава зарплаты, который определен ст. 129 ТК, то вариантов может быть три:

1) повысить оклад работникам, "дотянув" его до нового МРОТ .

С этой целью придется утвердить новую "штатку", издать приказ о повышении окладов и заключить с сотрудниками, которых это повышение коснулось, допсоглашение к трудовому договору;

2) увеличить размер премиальных .

Надо сказать, что это вариант, мягко говоря, не очень подходит к нашему случаю. Ведь премии выплачиваются за достижение определенных производственных результатов. Повышение МРОТ на федеральном или региональном уровне явно к таковым не относится. Плюс ко всему, если, к примеру, сотрудник не справился со своими служебными обязанностями, не выполнил план, регулярно опаздывал и т.п., то премии его, как правило, лишают. А стало быть, придется вернуться к тому, с чего, собственно, начали - как довести его зарплату до "зарплатного" минимума.

Пример. Оклад Иванова И.И. составляет 6000 руб. Также трудовым договором предусмотрена выплата ему ежемесячной премии за достижение определенных результатов в размере 50 процентов от оклада.
Предположим, что Иванов И.И. полностью отработал июль 2016 г. и выполнил план. Поэтому он получил как оклад, так и премию, что в совокупности составило 9000 руб. То есть зарплата Иванова за июль 2016 г. превышает федеральный МРОТ, установленный с 1 июля 2016 г. в размере 7500 руб.
Допустим, что в августе Иванов И.И. не выполнил план и лишился премии. В этом случае он получит за полностью отработанный месяц "голый" оклад - 6000 руб., что меньше МРОТ. Соответственно, при отсутствии доплаты компания может быть привлечена к ответственности за нарушение норм трудового законодательства;

3) увеличить сумму компенсационных выплат .

На самом деле проще всего в положении об оплате труда закрепить, что в случае, если зарплата работника за полностью отработанный месяц окажется меньше федерального МРОТ или регионального, если таковой выше федерального, то сотруднику производится доплата до указанного минимума. Этот вариант хорош тем, что доплата тогда производится автоматически, без лишней бумажной "бюрократии" (не нужно вносить изменения в трудовые договоры (заключать допсоглашения к трудовым договорам) и издавать приказы).

Также необходимо помнить, что ст. 236 ТК предусмотрена материальная ответственность работодателя за задержку выплаты зарплаты и других выплат, причитающихся работнику. Представляется, что данная норма в полной мере относится к случаям, когда сотруднику несвоевременно произведена доплата к его зарплате, с тем чтобы ее размер соответствовал МРОТ.

Минимальный размер оплаты труда по России с 1 января 2016 г. равен 6204 руб. В 2015 году федеральный МРОТ был равен 5965 руб.

МРОТ применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования.

Что нужно изменить работодателям с 2016 года в связи с новшеством?

Зарплата меньше МРОТ

Если зарплата (оклад плюс компенсационные и стимулирующие выплаты) за полностью отработанную норму рабочего времени за месяц у каких-то работников меньше 6204 руб., то с 1 января 2016 нужно увеличить зарплату этих работников. На руки работник может получать сумму меньше 6204 руб. (за счет ).

Средний заработок не может быть меньше МРОТ

Средний заработок за время отпуска, командировки и т.д., выплачиваемый в 2016 г., должен быть не менее нового МРОТ в пересчете на полный месяц.

Пособия за месяц и МРОТ

Работникам, у которых не было заработка в 2014 — 2015 годах или их заработок не превышал 6204 руб. за каждый месяц расчетного периода, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и по уходу за ребенком нужно рассчитывать исходя из МРОТ. Правда, это касается только тех, у кого болезнь (декретный отпуск) начались 1 января 2016 г. и позже (ч. 1.1 ст. 14 Закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).

А для тех работников, чей страховой стаж не превышает 6 месяцев, пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам не должны превышать 6204 руб. за календарный месяц (

В мае 2015 года Министерство труда России предложило увеличить более чем на 20%, тем самым повысив минимальную зарплату до 7189 рублей. Однако во втором полугодии стало очевидно, что экономика страны не выдержит подобного увеличения, которое еще больше усугубит проблему безработицы. Учитывая затяжной финансовый кризис, некоторые чиновники предлагали оставить МРОТ без изменений, другие же настаивали на увеличении, соответствующему уровню .

В итоге, в правительственном аппарате все-таки смогли найти компромисс, и с 1 января 2016 года минимальный размер оплаты труда увеличился на 4%. В результате этого увеличения минимальный порог заработной платы в России составил 6204 рублей в месяц, что всего на 239 рублей больше, чем в 2015 году, когда МРОТ был увеличен на 7%.

Но так как увеличение минимального размера оплаты труда оказалось явно недостаточным, учитывая уровень инфляции за прошедшее полугодие, Госдумой был принят законопроект о повышении МРОТ с 1 июля 2016 года на 20.9%. Таким образом, его размер составит во второй половине 2016 года 7500 рублей.

МРОТ и борьба с бедностью

Величина «МРОТ» определяет минимальный размер ежемесячной заработной платы в России. Данный способ регулирования зарплаты населения был принят в 1970 году на Конвенции международной организации труда. МРОТ действует во многих странах мира, включая страны Западной Европы и США. Большинство государств привязывают МРОТ к установленному . Согласно планам Правительства и Президента, к 2017 году в России минимальный размер оплаты труда также должен достигнуть прожиточного минимума, однако из-за сложившегося экономического положения вряд ли эти планы будут реализованы к намеченному сроку.

Главная цель МРОТ как института минимальной зарплаты заключается в борьбе с бедностью. С помощью этого рычага правительство пытается контролировать работодателей, заставляя их регулярно повышать зарплату. Но на практике МРОТ не всегда действует на благо работоспособного населения страны. Многие эксперты в области экономики считают, что МРОТ отрицательно влияет на рынок занятости, провоцируя безработицу. Это объясняется тем, что многим работодателям при повышении заработной платы приходится сокращать штатные единицы, оставляя часть людей без работы. Кстати, в США, где МРОТ составляет 10 в час, постепенно снижают размер его повышения, тем самым регулируя уровень безработицы в стране.

МРОТ в России в 2016 году

В 2016 году повышение МРОТ станет рекордно высоким. На федеральном заседании, прошедшем в конце октября 2015 года, правительство приняло решение увеличить социальные выплаты и МРОТ, на 4%, а затем в 2016 году с июля на 20.9%. В настоящее время соответствующий закон уже принят в Госдуме и подписан Президентом РФ. Таким образом, минимальный размер оплаты труда в России в 2016 году составит 7500 рублей.

Согласно законодательству, в процессе формирования заработной платы МРОТ не исключает использование дополнительных повышающих коэффициентов и надбавок. Соответственно, зарплаты жителей Крайнего Севера, а также отдельных категорий работников будут умножены на полагающиеся коэффициенты.

В среднем, в 2016 году под действие нового МРОТ попадут 700 000 человек. Из них более половины (53%) заняты в реальном экономическом секторе (производстве), а оставшиеся 47% являются сотрудниками государственных и муниципальных учреждений.

Нужно отметить, что в этом году МРОТ принимался под горячие правительственные споры. Многие чиновники считают, что увеличение в размере 24% приведет к инфляции. Например, в 2015 году МРОТ составлял всего лишь 60% от прожиточного минимума, а уже в 2016 году этот показатель снизится еще на несколько пунктов, и составит 53,6% от установленного прожиточного минимума. К тому же, Банк России прогнозирует, что к концу года рост потребительских цен составит 12-13%, на фоне чего МРОТ в 2 раза обгонит уровень инфляции.

Правительство надеется, что низкая индексация МРОТ будет улучшена региональными властями, которые имеют право повышать минимальный размер оплаты труда, установленный на федеральном уровне. Уже известно, что самый высокий региональный МРОТ Российской Федерации установлен в Москве (16500 рублей). Также власти некоторых других субъектов страны анонсировали использование региональных надбавок. Согласно принятым нормам, наиболее высокие размеры МРОТ 2016 года, помимо Москвы, наблюдаются в следующих регионах:

Магадан и Магаданская область – 14550 рублей;

Камчатский край – 14440 рублей;

Ямало-Ненецкий АО – 12431 рублей;

Сахалин и Сахалинская область – 12400 рублей;

Якутия – 12515 рублей;

Кемеровская область – 12075 рублей;

Мурманская область – 12013 рублей;

Московская область – 12000 рублей.

Будет ли увеличен уровень МРОТ в других регионах России пока не известно.