Правовые основы социального обеспечения в рф. Конституционно-правовые основы организации и функционирования системы социальной защиты населения в российской федерации ибраева бактыгуль саметовна

По отношению к старикам и детям в стране судят о том, насколько нравственно государство в целом. Жизнь непредсказуема и иногда люди оказываются у той её грани, где начинается новый, порой непривычный жизненный период. Престарелому человеку требуется помощь и уход, а дети далеко. Молодая мама осталась вдруг без поддержки отца своего малыша и родственников. Многодетная семья не справляется с бесчисленными заботами. Судьбы у всех разные и кто-то остаётся один на один со своими проблемами и самим с собой. В таком случае на помощь приходят работники социальной службы. Социальные гарантии нашего государства обеспечивают соответствие уровня жизни необходимым стандартам.

Эта программа для вас, если вы...

  • Являетесь социальным работником и стремитесь узнать больше о потребностях своих подопечных;
  • Стремитесь повысить свой профессиональный уровень;
  • Работаете или планируете работать с различными группами населения: пожилыми людьми, инвалидами, ветеранами, семьями и людьми в трудной жизненной ситуации.

Программа реализуется заочно с применением дистанционных образовательных технологий и продолжается 4 недели (108 часов).

Цели и задачи:

Целью данного курса является повышения квалификации специалистов в области социальной защиты, развитие необходимых компетенций в области правовых основ социальной защиты и гарантий в сфере социального обеспечения.

В задачи курса входит: изучение правовых основ социальной защиты населения в Российской Федерации, организации и содержания социальной работы с различными категориями граждан, таких как инвалиды, люди пожилого возраста, ветераны, лица, пострадавшие в результате радиационных и техногенных катастроф. Также изучаются правовые основы работы с семьями и детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию. Закладываются основы социальной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Программа даст ответы на вопросы:

  • Что необходимо знать о правовых основах социальной защиты населения в России?
  • Какие социальные гарантии предоставляются законодательством в сфере трудовых отношений?
  • Какими основными законами и положениями регулируется социальная работа с различными категориями граждан?
  • Какие требования необходимо соблюдать при взаимодействии с семьями и детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию?
  • Каковы правовые основы социальной профилактики предотвращения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних?

Методы обучения

Дистанционный курс повышения квалификации позволяет обучаться, сохраняя привычный образ жизни. Программа непродолжительная, но максимально информативная. Благодаря грамотно продуманной структуре, информация усваивается легко и быстро. Теория изучается с использованием электронных учебников с иллюстрациями и средствами наглядности, а так же предоставляются аудио- и видеозаписи. Вы всегда получите ответ на заданный вами вопрос или исчерпывающую консультацию по необходимой ситуации в процессе обучения. Для проверки усвоенного материала проводится окончательное междисциплинарное онлайн-тестирование.

Результат обучения:

  • Вам понятны особенности работы с различными категориями граждан, нуждающихся в социальной поддержке государства;
  • Вы обучены как теории, так и практике применения правовых основ различных жизненных ситуациях;
  • Вы способны компетентно информировать различные категории граждан по вопросам предоставления социальной поддержки.

Ваши перспективы

По факту успешного завершения программы повышения квалификации вы получите соответствующее удостоверение установленного образца. Ваша компетентность в правовых основах и гарантиях социальной защиты граждан заметно возрастёт, что обеспечит конкурентоспособность и карьерный рост. А тем, кто только освоил эти профессиональные навыки, поможет достаточно легко трудоустроиться и даст хороший старт.

Требования к слушателям

Так как курс имеет универсальную структуру, то он подойдет как специалистам без опыта, так и действующим специалистам с целью повышения квалификации.

Для зачисления вам следует заполнить заявление и предоставить в приёмную комиссию паспорт и диплом.


Посмотреть удостоверение

Ознакомиться с учебным планом

2014-2019, ООО «Бакалавр-Магистр»
Использование, воспроизведение и распространение данного объекта интеллектуальной собственности (учебного плана и описания программы) без согласия правообладателя преследуется по закону

Учебный план программы повышения квалификации

Срок обучения : 4 недели.

Практи-ческие занятия,ч

Правовые основы социальной защиты населения в Российской Федерации

Социальные гарантии в сфере трудовых правоотношений

Социальные гарантии в области социального обеспечения

Социальная защита инвалидов и пожилых граждан

Социальная защита ветеранов

Социальная защита лиц, пострадавших в результате радиационных и техногенных катастроф

Правовые основы социальной работы с семьей

Правовые аспекты социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, а также попавшими в трудную жизненную ситуацию

Правовые основы социальной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Наименование модулей и тем

Общая трудо-емкость,ч

По учебному плану дистанционные занятия,ч

Самостоя-тельная работа слуша-телей,ч

Модуль I . Правовые основы и гарантии в сфере социального обеспечения

Модуль II. Правовые основы социальной работы с различными категориями граждан

Модуль III. Правовые основы социальной работы с детьми и семьей

Итоговое тестирование

ИТОГО

В результате обучения по программе вы получите удостоверение

Проверить лицензию можно на сайте Портала открытых данных Правительства Москвы. Для этого перейдите по ссылке: https://data.mos.ru/opendata/2024/row/273428468

Срок: бессрочный

ОГРН: 1096234001962

Серия, номер бланка: 77Л01 0008985

ИНН: 6234066752

Часто задаваемые вопросы

Что даёт профессиональная переподготовка?

Профессиональная переподготовка за короткий срок позволяет освоить новую профессию на базе уже имеющегося образования. Программы профпереподготовки учитывают требования к профессии, уже имеющиеся знания слушателя и направлены на формирование конкретных компетенций для практической работы. По окончании программ профессиональной переподготовки Вы получаете диплом установленного МЦДО образца.

Что даёт повышение квалификации?

Какие документы нужны для поступления?

Для поступления в МЦДО гражданам Российской Федерации вместе с заявлением необходимо предоставить:

  1. Диплом о высшем образовании (диплом бакалавра, специалиста, магистра) или диплом о среднем профессиональном образовании.
  2. Справку с места учёбы для студентов, проходящих обучение в заведениях высшего и среднего профессионального образования (при необходимости).
  3. Документ, удостоверяющий личность и гражданство.
  4. Свидетельства об изменении фамилии, имени, отчества (при необходимости).

Иностранные граждане при подаче заявления (на русском языке) о приёме, для обучения по программам дополнительного профессионального образования, предоставляют следующие документы:

  1. Копию документа об образовании, либо копию документа иностранного государства об образовании, признанного эквивалентным в РФ документу государственного образца об образовании (при необходимости со свидетельством об установлении его эквивалентности), либо оригинал легализованного в установленном порядке (при необходимости) документа иностранного государства об образовании и приложения к нему. Получить консультацию о необходимости прохождения легализации диплома конкретной страны можно, обратившись в ГЛАВЭКСПЕРТЦЕНТР или у сотрудника приемной комиссии.
  1. Заверенный в установленном порядке перевод на русский язык документа иностранного государства об образовании и приложения к нему.
  2. Копию документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина в Российской Федерации.
  3. Заверенный в установленном порядке перевод на русский язык документа, удостоверяющего личность поступающего.
  4. При смене фамилии (имени, отчества) — подтверждающий документ с переводом на русский язык в установленном порядке.

Что нужно для обучения в дистанционном формате?

Компьютер с доступом в интернет и базовыми программами (Word, Excel, Skype), желательна веб-камера.

Есть ли у вас рассрочка платежа?

Да, беспроцентная рассрочка есть. Однако система разбивки платежей индивидуальна для каждой программы. Уточняйте подробности у специалиста приемной комиссии по телефону, или заполнив заявку.

Как скоро я могу начать обучение?

Группы по разным программам формируются в течение всего календарного года. Точную дату начала обучения по выбранной программе вы можете уточнить у сотрудников приёмной комиссии.

Какой документ я получу по окончании обучения?

После окончания программы дополнительного профессионального образования до 250 часов Вы получите удостоверение о повышении квалификации. После окончания программы продолжительностью свыше 250 часов Вы получите диплом о профессиональной переподготовке.

Я получу государственный диплом?

Со вступлением в силу 273-ФЗ «Об Образовании в РФ» на основании п.8 статьи 108, студентам, успешно окончившим программы дополнительного образования, выдаётся диплом или удостоверение установленного образовательной организацией образца, вне зависимости от типа и формы собственности образовательной организации.

Вы государственное учебное заведение?

Обязательно приезжать за дипломом и (или) на сдачу итоговой работы?

Нет, личное посещение образовательной организации не является обязательным, итоговая работа может быть выполнена при помощи системы дистанционного обучения и «Skype» (при необходимости).

Социальная защита населения и механизм ее реализации базируются на соответствующих конституционно-правовых установках. В настоящий момент в Российской Федерации выделяются четыре основных направления системы социальной защиты населения.

Первое направление - это социальная защита детей, детства и отрочества, которая ориентирована на создание условий жизни и развития детей, позволяющих всем детям, независимо от того, в какой семье они родились и живут, иметь наилучшие возможности для сохранения здоровья, материального благополучия, свободного доступного образования, дошкольного и школьного воспитания, гармоничного духовно-нравственного развития, реализации своих способностей.

24 июля 1998 г. был принят Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». В соответствии с ним, государство «признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности». Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» устанавливает также «основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка».

Закон появился вовремя, так как переход к новым социально-экономическим отношениям, ломка старой системы и изменение внутренней и внешней политики России обусловили появление таких категорий детей, каких не было в советское время. Это дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации - оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды, дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии и т. д.

Государственная политика в интересах детей основана на принципах законодательного обеспечения прав ребенка; государственной поддержки семьи в целях обеспечения полноценного воспитания детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе; установления и соблюдения государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей с учетом региональных различий данных показателей; ответственности должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда; государственной поддержки органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка.

Соответственно, социальная защита детей и подростков должна эффективно оберегать детей всех возрастных групп, а также периодов развития от социальных рисков.

Однако, несмотря на то, что дети признаются государством особым объектом социальной защиты, низкая материальная база сводит на нет все благие начинания. Так, расширение выплат пособий на детей совпало с большим распространением платности и школьного обучения, и внешкольных занятий, повышением стоимости содержания ребенка в детских садах, яслях и т. п. А потому дополнительные доходы семей, получаемые для хотя бы частичного покрытия расходов на содержание детей, теряют свою значимость и нуждаются в постоянной адаптации к росту цен на продукты и услуги детских учреждений. Постоянно увеличиваются суммы, что в дальнейшем приводит к ограничению сферы дополнительной социализации детей из семей различных типов. А потому существующая система пособий и льгот в современной России не может быть отнесена к эффективным мерам социальной защиты детей и подростков. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. - М., 2011. С. 432.

Особое значение для социальной защиты детей на современном этапе приобретает создание специализированных учреждений для несовершеннолетних, которые призваны оказывать помощь той категории подростков, которая раньше не пользовалась вниманием властей. Брошенные семьей и школой, они в лучшем случае интересовали лишь правоохранительные органы в связи с совершением противозаконных действий. В нарушение международных правовых норм дети и подростки, не совершившие правонарушений, нередко подолгу содержались в приемниках-распределителях органов внутренних дел, ожидая направления в детские учреждения интернатного типа.

Таким образом, социальная защита детей и подростков на современном этапе согласуется с государственной политикой в области детства, которая признает этот период жизни человека важнейшим этапом, а потомуобязывается делать все, чтобы подготовить их к полноценной жизни. Социальная защита детей и подростков характеризуется многонаправленностью, затрагивая самые различные сферы их жизнедеятельности, однако приоритетным направлением работы является работа с детьми и подростками, страдающими той или иной степенью социальной дезадаптации, которая приводит их на улицу, к наркотикам, проституции и т. д.

Второе направление - это социальная защита трудоспособного населения, призванная «предусматривать создание условий, обеспечивающих баланс прав, обязанностей и интересов граждан, когда человек сможет в полной мере реализовать способность к экономической самостоятельности, при этом не ущемляя интересы сограждан и участвуя в социальном вспомоществовании нуждающимся». Труд, его вознаграждение и, как результат, денежные сбережения, приобретенные ценные бумаги и недвижимость должны стать основными источниками доходов и социального благополучия человека. Человек труда должен быть уверен, что самые сложные жизненные ситуации - болезнь, временный период безработицы либо другие проблемы, ущемляющие его экономическую самостоятельность и социальное благополучие, будут преодолены, если он приложит собственные усилия, поскольку для этого в стране есть все условия. Социальная энциклопедия / Ред. кол. А.П. Горкин и др. - М., 2010. С. 346.

Социальная защита трудоспособного населения, охрана их труда основываются на Конституции Российской Федерации, Федеральном законе «Об основах охраны труда в Российской Федерации», принятого 17 июля 1999 г., и других нормативно-правовых актах Российской Федерации, а также законах и иных правовых актах субъектов Российской Федерации.

Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.

Государство осуществляет программы подготовки, профессионального обучения и переквалификации работников, а также гарантирует выплату пособий по безработице и по переквалификации. Государство предоставляет гражданам, потерявшим работу, высвобождаемым с предприятий, из организаций и учреждений, а также гражданам, впервые ищущим работу или желающим возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва, компенсацию, выплачивает стипендии в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации; выплачивает пособия по безработице; создает возможности для участия в оплачиваемых общественных работах; осуществляет компенсацию затрат в связи с добровольным переездом в другую местность по предложению службы занятости. Реализовать право на получение пособия по безработице или компенсации может каждый гражданин, достигший 16-летнего возраста и имеющий статус безработного. Это право утрачивается по достижении гражданином пенсионного возраста.

Наряду с охраной труда важной составной частью социальной политики государства является охрана здоровья граждан. Охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Потапов Л. Социальная политика и саморазвитие региона. // Экономист. 2013. № 1. С. 21-23.

Таким образом, можно сделать вывод, что социальная защита трудоспособного населения должна предусматривать механизмы, обеспечивающие гражданам Российской Федерации защиту от социальных рисков, препятствующих:

· эффективной занятости человека;

· предоставлению, в соответствии с законодательством, дополнительных гарантий занятости категориям населения, нуждающимся в особой социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы, в том числе молодежи, одиноким и многодетным родителям, воспитывающим несовершеннолетних детей или детей-инвалидов, лицам предпенсионного возраста, военнослужащим, уволенным в запас, инвалидам, лицам, пострадавшим в результате техногенных и природных катастроф, а также пострадавшим в военных конфликтах, лицам, продолжительное время не имеющим работы, лицам, отбывающим наказание или находившимся на принудительном лечении по решению суда и др.;

· выплате и получению заработной платы и всех видов социальных пособий в размерах и сроках, предусмотренных законодательством;

· охране здоровья работающих и профилактике неблагоприятных условий их труда;

· оказанию и получению материальной и иной помощи лицам, попавшим в кризисные материальные и социально-бытовые ситуации;

· реализации молодежью своего потенциала в научном, культурном и спортивном планах;

· равноправию мужчин и женщин во всех вопросах социальной жизни (в первую очередь речь идет о полном фактическом равенстве в оплате труда, продвижении по службе, доступе к образованию, научной деятельности, культуре и спорту). Социальная энциклопедия / Ред. кол. А.П. Горкин и др. - М., 2010. С. 346-347.

Третье направление - это социальная защита нетрудоспособных граждан, которая должна быть нацелена на гуманизацию всех сфер жизни этих людей. Недопустимо, чтобы кто-либо из них ощущал себя лишним человеком, обременяющим близких, общество. Каждый должен как можно дольше сохранять желание и возможность проживать в семье, активно участвовать в экономическом, политическом, культурном развитии общества, пользоваться всеми его благами и, по возможности, их приумножать.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов», принятого 24 ноября 1995 г., социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Федеральный закон от 2.08.1995г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов представляет собой деятельность по удовлетворению их потребностей в социальных услугах. Оно включает в себя совокупность социальных услуг (уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально-психологической и натуральных видов помощи, помощи в профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга, содействие в организации ритуальных услуг и другие), которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности.

Четвертое направление - социальная защита семьи, которая должна обеспечивать эффективную профилактику социальных рисков, препятствующих:

· сохранению института семьи;

· созданию и сохранению семьи;

· проживанию в семье ее членов, страдающих ограничениями жизнедеятельности;

· реализации мер по обеспечению трудящихся с семейными обязанностями такими условиями занятости, которые бы позволяли им совмещать семейные и профессиональные обязанности;

· развитию и оказанию содействия государственных и иных форм собственности учреждениям и службам по уходу за детьми и помощи семье;

· обеспечению каждой женщине права на возможно широкий спектр услуг в области планирования семьи;

· мерам по снижению материнской и детской смертности;

· предоставлению женщинам права на отпуск по беременности и родам;

· предоставлению отпуска по уходу за ребенком материл или отцу (опекуну) либо по усмотрению семьи другому родственнику, фактически осуществляющему уход за ребенком;

· прекращению трудовых отношений работодателя с женщиной в период ее отсутствия на работе по вышеназванной причине;

· выплате пособий по уходу за ребенком, по беременности и родам получению женщиной медицинского обеспечения, включающей бесплатное дородовое медицинское обслуживание, акушерское обслуживании во время родов и после родов;

· отказу работодателя в приеме на работу и снижению заработной платы женщинам по мотивам, связанным с беременностью и родами, наличием детей;

· переводу беременных женщин, а также женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет, в соответствии с медицинскими требованиями, на более легкую работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов без уменьшения заработной платы;

· развитию семейного досуга и отдыха. Социальная энциклопедия. / Ред. кол. А.П. Горкин и др. - М., 2010. С. 347.

Социальная защита семьи на современном этапе представляет собой наиболее развивающееся направление социальной защиты, так как именно в семье находят отражение все социальные проблемы, характерные для современного российского общества, причем эти проблемы всегда специфичны, так как непосредственно связаны с типом семьи. Организация осуществления названных направлений социальной защиты населения определяются нормативно-правовыми основами системы социальной защиты населения в Российской Федерации. Прямая социальная защита представляется традиционным правлением социальной политики. За время своего продолжительного существования оно претерпевает значительную эволюцию содержанию, масштабам, методам, источникам финансировав институтам и т. д. Разрозненные усилия соседей, членов небольших обществ, групп взаимопомощи, церковных организаций, состоятельных филантропов, профессиональных объединений трудящихся, благотворительные акции частных лиц и бизнеса, некогда игравшие важную роль в механизме прямой социальной защиты населения, не составляют лишь его небольшую, преимущественно периферийную часть. В центре этого механизма -- государственная система социальной защиты.

Система социальной защиты населения и механизм ее реализации базируются на конституционно-правовых законодательных основах и международных пактах о правах и свободах человека. Всеобщая декларация прав человека, международные пакты о гражданских и политических, экономических, социальных и культурных правах провозглашают и признают права всех людей на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, достоинство, свободу убеждений, право на труд, отдых, образование, социальное обеспечение, защиту материальных и моральных интересов.

Общество не может обойтись без установления прав, свобод и обязанностей своих граждан. Вместе с тем они не могут устанавливаться произвольно, так как обусловлены достигнутым уровнем материальных, культурных и духовных возможностей. Основные права, свободы и обязанности граждан находят юридическое закрепление и гарантируются государством в главном его законе - Конституции.

Конституция Российской Федерации провозглашает, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.Конституция Российской Федерации от 12.12. 1993 г. В Российской Федерации охраняются также труд и здоровье людей. Устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В статье 39 Конституции Российской Федерации записано:

1) Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

2) Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Конституция Российской Федерации от 12.12. 1993 г. С. 13.

Каждый гражданин имеет право на социальную защиту. Конституция возлагает обязанность на государство создавать все необходимые условия для осуществления этого права.

Она не только провозглашает право граждан на социальную защиту, но и четко определяет пути его реализации. Прежде всего, это:

· обязательное пенсионное страхование работающих;

· создание других фондов, являющихся источниками финансирования системы социальной защиты населения;

· принятие федеральных законов, гарантирующих реализацию этих прав.

Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 г. закрепляет основы правового регулирования в области социального обслуживания граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. При этом выделяются следующие принципы социального обслуживания граждан: адресность; доступность; добровольность; гуманность; приоритетность; конфиденциальность; профилактическая направленность. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. №195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». // Новое в законодательстве о льготах. М.: Омега-Л, 2014. С.3-10.

Другой Федеральный закон от 17 июля 1999 года «О государственной социальной помощи» предоставляет социальные услуги отдельным категориям граждан, выделяет виды и размеры социальной помощи и устанавливает порядок назначения государственной социальной помощи. Федеральный закон от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» // Новое в законодательстве о льготах. М.: Омега-Л, 2014. С.11-20..

С 1 января 2002 г. в Российской Федерации началась пенсионная реформа, а также вступили в силу основные пенсионные законы, в соответствии с которыми с указанной даты устанавливаются пенсии. В результате законодательных инициатив Президента РФ в 2001 г. были приняты три важнейших акта современного пенсионного законодательства: Федеральный закон от 17.12.01 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Федеральный закон от 17.12.01 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации».// Комментарий официальных органов к пенсионному законодательству Российской Федерации. / Под ред. Ю.В. Воронина. - М.: МЦФЭР, 2014. С.256-551., Федеральный закон 15.12.01 № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" Федеральный закон 15.12.01 № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". // Комментарий официальных органов к пенсионному законодательству Российской Федерации. / Под ред. Ю.В. Воронина. - М.: МЦФЭР, 2014. С.7-154. и Федеральный закон от 15.12.01 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Федеральный закон от 15.12.01 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".// Комментарий официальных органов к пенсионному законодательству Российской Федерации. / Под ред. Ю.В. Воронина. - М.: МЦФЭР, 2014. С.158-254..

В результате реформирования пенсионной системы выделились два типа пенсий, которые различаются по источнику их финансового обеспечения.

Первый тип пенсий -- трудовые пенсии. Право на трудовую пенсию возникает вследствие уплаты в течение определенного периода гражданином страховых взносов (или это делает за него организация, где он работает) в органы системы обязательного пенсионного страхования. Соответственно основным источником выплаты этих пенсий являются средства, формируемые за счет указанных страховых взносов.

Второй тип пенсий -- пенсии по государственному пенсионному обеспечению, которые выплачиваются за счет средств федерального бюджета. Такие пенсии устанавливаются вне системы обязательного пенсионного страхования, и право на них соответственно не связано с уплатой страховых пенсионных взносов (единого социального налога (взноса)).

Принятый Федеральный закон от 12 января «О ветеранах» предусматривает меры социальной поддержки ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, ветеранов и инвалидов боевых действий, ветеранов труда, ветеранов военной и государственной служб. Здесь говорится о денежных выплатах, обеспечении жильем и других льготах. Федеральный закон от 12 января 1995 №5-ФЗ «О ветеранах» // Новое в законодательстве о льготах. М.: Омега-Л, 2014. С.21-46.

2 августа 1995 г. был принят Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». По степени концентрации законодательного материала данный закон можно рассматривать как нормативный акт кодификационного значения. Он отличается актуальностью нормативного регулирования, особой емкой внутренней структурой (состоит из 7 глав, 40 статей), что обеспечивает единое согласованное нормативное регулирование отношений в области социального обслуживания указанной категории граждан. Этот закон, по существу, является базовым для института социального обслуживания, т.к. регулирует в комплексе круг вопросов, касающихся социального обслуживания двух наиболее слабых социальных групп населения - граждан пожилого возраста и инвалидов. Федеральный закон от 2.08.1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». // Новое в законодательстве о льготах. М.: Омега-Л, 2014. С.67-80.

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет необходимое медицинское обслуживание, а также поясняет сущность и важность реабилитации инвалидов. Этот закон также определяет меры материального обеспечения инвалидов, информационную их поддержку и трудоустройство инвалидов.Федеральный закон от 24 ноября 1995 г.№181-ФЗ. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». // Новое в законодательстве о льготах. М.: Омега-Л, 2014. С.47-66.

Кодификационным законом, нормы которого регулируют общественные отношения, являются Основы законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. Основы закрепляют понятия охраны здоровья граждан и ее основные принципы, права граждан в области охраны здоровья. В частности отдельно предусматривает право на охрану здоровья: семьи, беременных женщин и матерей, несовершеннолетних, военнослужащих, граждан пожилого возраста, инвалидов.

Кодификационным также стал Федеральный закон от 19 мая 1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Данный закон закрепил единую систему пособий, адресованных гражданам, имеющим детей. Это пособие по беременности и родам женщине, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности; пособие в связи с рождением ребенка, полагающееся каждой семье; пособие за время отпуска по уходу за ребенком до достижения 1,5 года; ежемесячное пособие на каждого ребенка с момента его рождения и до достижения 16 (учащимся 18) лет. В последующие годы были изданы дополнения к данному закону, в части изменения размера выплат. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. №81-ФЗ. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». // Новое в законодательстве о льготах. М.: Омега-Л, 2014. С.81-89.

Другим кодификационным законом стал Федеральный закон от 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования». Он закрепил основные принципы осуществления обязательного социального страхования, виды социальных рисков, страховые случаи, виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, права и обязанности субъектов обязательного социального страхования.

Социальными пособиями граждане обеспечиваются в соответствии с указанным выше законом Российской Федерации «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», а также законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» в редакции от 20 апреля 1996 г., Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». // Новое в законодательстве о льготах. М.: Омега-Л, 2014. С.90-97., Федеральными законами от 17 сентября 1998 г. «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» и от 12 января 1996 г. «О погребении и похоронном деле».

Система социальной защиты предполагает оказание помощи конкретным нуждающимся лицам с учетом их индивидуальных потребностей. В Российской Федерации изданы и действуют соответствующие нормативно-правовые акты по регламентации оказания социальной поддержки той или иной категории нуждающихся.

Большое практическое значение в осуществлении социальной защиты различных категорий населения имеет принятый целый ряд социальных программ, большим преимуществом которых является специальное выделение «программных ресурсов» и их концентрация на достижении подцелей, задач и, в конечном счете - целей программ. На сегодняшний день в Российской Федерации действуют следующие социальные программы:

· Федеральная комплексная программа «Социальная поддержка инвалидов»;

· Президентская программа «Молодежь России»;

· Программа переподготовки и обеспечения занятости военнослужащих, подлежащих увольнению в запас или в отставку, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в места их компактного проживания;

· Федеральная миграционная программа;

Социальные программы, действующие в Тюменской области:

· Областная программа «Защита детства»;

· Подпрограмма «Дети-инвалиды»;

· Подпрограмма «Профилактика безнадзорности детей»;

· Областная программа «Усиление борьбы с преступностью».

Таким образом, Конституция как основной закон государства и нормативно-правовые акты, конкретизирующие и наполняющие реальным содержанием социальные права, свободы и обязанности личности (Указы Президента Российской Федерации, Федеральные законы, Постановления Правительства, правовые акты, принимаемые субъектами Федерации, муниципальными органами власти) составляют и образуют то правовое пространство, в котором функционирует социальный механизм защиты интересов человека. Действие и действенность этого механизма непосредственно связаны с деятельностью людей и в значительной мере зависят от их добросовестности, профессионализма, компетентности и других качеств. Нередко казенное, равнодушное отношение должностных лиц к своим обязанностям, недостаточная юридическая компетентность граждан и должностных лиц приводят к тому, что правовые нормы защиты населения, его интересов не срабатывают. Вот почему дальнейшее развитие и совершенствование системы социальной защиты требует более серьезного подхода к решению правовых вопросов.

В основном законе Российской Федерации - в Конституции, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, - который закрепляет основы конституционного строя страны, национально-государственное и административно-территориальное устройство, организацию и принципы деятельности системы государственной власти и органов местного самоуправления, есть статьи и о правовом положении человека и граждан в РФ, о его правах, свободах, обязанностях. Сама структура основного закона подчеркивает приоритет принципов демократического строя, впервые в законодательстве закрепляется признание прав и свобод человека в качестве высшей ценности, их соблюдение и защита определяется как обязанность государства.

Глава 1 Конституции РФ - «Основы Конституционного строя» - в 16 статьях содержит утверждение основ государства. Особенно выделим статью 7, которая гласит:

1. Российская федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В Главе 2 Конституции РФ - «Права и свободы человека и гражданина» - ст.39 говорит о том, что:

1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

В настоящее время исключение составляет пособие по временной нетрудоспособности, которое все ещё регулируется старым нормативным актом СССР - Постановлением Совмина СССР от 13 апреля 1973 года № 252 с изменениями, внесёнными Постановлением Кабинета Министров СССР от 01 июля 1991 года № 432. Данное постановление фактически утратило силу с 01 января 2007 года в связи с вступлением в силу Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ, который установил новый порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности. Но правила исчисления трудового стажа данный Федеральный закон дополняет и уточняет Постановлением Совмина СССР от 13 апреля 1973 года № 252 с изменениями, внесёнными Постановлением Кабинета Министров СССР от 01 июля 1991 года № 432.

Правовым инструментом реализации социальной роли государства являются конституционные права и свободы граждан, причем Конституция содержит лишь обязательный на всей территории страны минимум социальных гарантий. Каждый субъект РФ вправе, исходя из своих материальных и других возможностей, расширять круг этих социальных гарантий: может быть, увеличен размер индексации социальных пособий, пенсии или детского пособия из местного бюджета, предоставлено право бесплатного проезда на общественном транспорте для всех пенсионеров и т.д.

Глава 2 Конституции РФ - «Права и свободы человека и гражданина» - отличается общей демократической направленностью, разрабатывает основы правового статуса личности. Содержащиеся здесь права и свободы приведены в максимальное соответствие с «Декларацией прав и свобод человека и граждан», со всеми международными пактами о правах человека, в частности с «Всеобщей декларацией прав человека», принятой ООН в 1918 году. Здесь в отличие от прежней Конституции, центр тяжести лежит не на предоставлении прав гражданину со стороны государства, а на признании государством естественных прав человека, которые принадлежат ему от рождения, уважение и защита которых - задача государства. В системе конституционных прав и свобод (их насчитывается около 10 видов) на первый план выдвигаются личные (статья 20-29): на жизнь, на сохранение личного достоинства, на неприкосновенность, свободу, на тайну частной жизни, на жилье и т. д. Подчеркивается, что нормы Конституции РФ, закрепляющие права и свободы, являются всеобщими - распространяются на всех граждан в равной степени. Нужно отметить, что наряду с конституционными в действующем законодательстве учитываются и нормы международного права. Применительно к данной работе хотелось бы выделить один из основополагающих документов по вопросу о социальных пособиях, который вплотную реализует на практике провозглашенные права и свободы. Это Декларация прав и свобод человека и гражданина, вступившая в силу в 1991 году. Именно в ст. 26 говорится о пособиях и других видах социальной помощи.

Международные правовые акты являются действующими, если они заключены с участием РФ или если РФ присоединяется к ним. Внутреннее законодательство в этих случаях должно быть приведено в соответствии с ними. Ведущим международно-правовым актом, определяющим социальные права, является также «Всеобщая декларация прав человека», принятая Генеральной ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. Она провозглашает право каждого человека на социальное обеспечение и социальную помощь. В 1973 году в СССР ратифицирован Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Участвующие в этом пакте государства принимают право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование, признают, что семья должна получать самую широкую охрану и помощь. Особенно если на ней лежит забота о воспитании несовершеннолетних детей.

С рядом государств были заключены двухсторонние договоры о социальном обеспечении граждан (например, с Финляндией).

К источникам права социального обеспечения и защиты относят Федеральные конституционные и федеральные законы, Указы Президента РФ и Постановления Правительства, федеральные правовые договоры и акты органов государственной власти субъектов РФ. Высшая юридическая сила - за законами.

Данные нормативно-правовые акты лежат в основе реализации такой важнейшей части внутренней политики государства как социальная политика.

Социальная сфера как совокупность социальных отношений испытывает на себе регулирующее воздействие практически всех отраслей права. Нормы права закрепляют равный доступ всех граждан к материальным и духовным благам, устанавливают принципиально единые условия обеспечения пенсиями и пособиями и всеми другим видами социального обеспечения независимо от классовой принадлежности гражданина. В условиях рыночной экономики очень контрастными являются различия в уровне жизни различных социальных групп. Одна из задач социальной политики - смягчение этих различий, что решается путем предоставления социального обеспечения: государственная помощь семьям, имеющим детей, установление надбавок к пенсиям на содержание нетрудоспособных иждивенцев, предоставление пособий одиноким материям или отцам и т. д.

Главная идея социального обеспечения - идея социальной справедливости. Государство не может игнорировать то обстоятельство, что не все члены общества в силу тех или иных причин в состоянии обеспечить нормальный уровень жизни себе и своей семье, а потому оно берет на себя заботу о полном или частичном обеспечении нетрудоспособных, семей с большим числом иждивенцев, о развитии соответствующих сфер (здравоохранения, просвещения, культуры и т. д.).

Предметом особой заботы государства должны стать социально слабые слои населения, нетрудоспособные, особенно инвалиды.

Приступая к рассмотрению вопроса о конкретных средствах правового регулирования, необходимо ответить на вопрос, что, же такое правовое регулирование.

Правовое регулирование - это целенаправленное воздействие на поведение людей и общественные отношения с помощью правовых средств.

Правовое регулирование является частью регулирования социального.

В узком смысле под правовым регулированием понимается воздействие норм права и других специально-юридических средств на поведение людей и общественные отношения в целях их упорядочения и прогрессивного развития. Это разностороннее воздействие на общественные отношения всех правовых явлений, в том числе правовых идей, принципов правовой жизни общества, не воплощенных в юридические формы (законы, нормативно-правовые акты, решения судебных органов, и т.д.)

Из вышеуказанного определения вытекает, что правовое регулирование это такое воздействие, при котором ставятся достаточно ясно обозначенные цели. Например, в целях предотвращения дискриминации в области образования, издается закон, воздействующий на субъектов образовательной деятельности. И воздействие норм данного закона, в результате которого реализуются поставленные цели, можно назвать правовым регулированием. Если же под воздействием норм права возникают последствия, не предусмотренные законодательством, либо противоречащие ему, то такое воздействие нельзя называть правовым регулированием. Беляев В.П., Мануковская А.Н., Фарберова О.Е. - Право социального обеспечения: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: 2013 г.

Нельзя считать правовым регулированием воздействие, осуществляемое неюридическими средствами. Так, воздействие на сознание и поведение людей через средства массовой информации, путем пропаганды, агитации, нравственного и правового просвещения и обучения не может быть отнесено к правовому регулированию как социально-юридически организующей деятельности.

Безусловно, в реальной жизни духовное, идеологическое, психологическое воздействие права взаимосвязано, сочетается со специально правовым регулированием. Воздействие на общественные отношения, поведения людей специально-юридическими средствами и способами, в свою очередь оказывает влияние на духовно-нравственную, идеологическую сторону жизни человека.

В сферу правового регулирования входят отношения, имеющие следующие признаки:

  • - в данных отношениях проявляются интересы индивида и общества;
  • - реализация взаимных интересов, при которой каждый идет на ущемление каких-либо своих интересов;
  • - отношения эти строятся на согласии соблюдать какие-либо установленные правила;
  • - эти отношения требуют соблюдения правил, обязательность которых подкреплена действенной силой.

В сферу правового регулирования входят три группы общественных отношений:

  • - отношения по обмену ценностями;
  • - отношения по властному управлению обществом;
  • - отношения по обеспечению правопорядка.

Социальное обеспечение всегда занимало и занимает одно из ключевых, определяющих мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой и социальным благополучием людей труда и неработающих слоев населения.

В экономической и юридической науке понятие социального обеспечения трактуется неоднозначно и до сих пор не является общепринятым. В семантическом понимании социальное обеспечение означает «предоставление достаточных материальных средств к жизни кому-либо со стороны общества». Иными словами, различные формы помощи общества своим членам в этом определении трактуются как социальное обеспечение. Между тем формы и виды такой помощи могут быть самыми разнообразными. Исходя из этого, в науке сложились две основные концепции содержания этого понятия - экономическая и правовая. Сторонники экономической концепции включали в социальное обеспечение все виды помощи членам общества за счет общественных фондов потребления (в том числе бесплатное среднее, среднее специальное и высшее образование, бесплатное предоставление жилья (либо жилищных субсидий), бесплатные физкультура и спорт, обслуживание учреждениями культуры, псе виды пенсий, пособий, социальное обслуживание, медицинская помощь и лечение, а также различного рода льготы для отдельных категорий граждан). Основу данной концепции составлял способ распределения благ через общественные фонды потребления.

Представители правовой концепции изначально базировали свою позицию одновременно па нескольких порой мало совместимых критериях, в частности па экономическом и субъектном. Они считали, что обеспечение должно касаться не всех членов общества, а лишь определенных граждан, пользующихся особой защитой со стороны государства. К числу субъектов, которые пользовались особой заботой общества на отдельных этапах его развития, относились различные категории граждан (в царской России - сначала лишь чиновники и военнослужащие, затем - наемные работники тяжелой промышленности и члены их семей). Беляев В.П., Мануковская А.Н., Фарберова О.Е. - Право социального обеспечения: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: 2013 г.

Принципы социального обеспечения:

  • 1. Всеобщность социального обеспечения. Конституция Российской Федерации, Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г., устанавливают равную и одинаковую для каждого возможность при наступлении конкретных социально значимых обстоятельств получить определенные виды социального обеспечения независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.
  • 2. Осуществление социального обеспечения за счет как страховых платежей, так и средств бюджета. Конституционное право граждан на социальное обеспечение гарантируется системой обязательного социального страхования. Как показывает опыт стран с рыночной экономикой, практика Российской Федерации, социальное страхование является наиболее рациональной, проверенной временем формой социального обеспечения работников при наступлении страховых рисков.
  • 3. Дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств. Данный принцип раскрывается через правовые нормы, которые устанавливают виды социального обеспечения, условия выплаты, размеры.
  • 4. Обязанность государства гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума. Принцип зависимости уровня обеспечения от прожиточного минимума означает, что пенсии, пособия, компенсационные выплаты, различные виды социального обслуживания должны поддерживать уровень жизни нуждающихся в социальной помощи не ниже установленного законом прожиточного минимума.
  • 5. Гарантированное получение социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми. Содержание данного принципа выражается в том, что к числу оснований, признаваемых государством социально значимыми и влекущими его обязанность предоставить социальную помощь, относятся различные события, которые могут сопровождать человека в течение всей его жизни. Это - достижение определенного возраста; потеря трудоспособности временно либо постоянно, полностью или частично; утрата кормильца семьей; длительная профессиональная деятельность в определенных сферах; беременность и роды; наличие детей в семье; нуждаемость в медицинской помощи и лечении, в постороннем уходе, средствах передвижения; протезирование; вынужденное переселение; смерть близких и т. д.
  • 6. Многообразие видов социального обеспечения. Данный принцип находит свое выражение в том, что в случае наступления того или иного социального риска государство оказывает социальную поддержку, помощь различными способами (денежные выплаты, социальные услуги и др.).
  • 7. Участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав. Общеправовой принцип о праве каждого на объединение для защиты своих интересов и гарантированности свободы деятельности общественных объединений находит свое преломление в названном выше отраслевом принципе. Укреплению правового статуса лиц, охватываемых сферой социального обеспечения, способствует их активная позиция в отстаивании своих интересов. Объединения ветеранов, инвалидов, солдатских матерей стали инициаторами ряда законов: Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 14.12.2015) "О ветеранах", Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 14.12.2015) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". К вопросу об определении понятия «социальная защита» (правовой аспект) Т.К. Миронова [Текст] //"Трудовое право", 2013, N 3

Сущность социального обеспечения наиболее рельефно проявляется в его функциях: экономической, политической, демографической, реабилитационной и других.

Экономическая функция социального обеспечения заключается в замещении заработка (дохода и содержания), утраченного в связи с возрастом, нетрудоспособностью или потерей кормильца; частичном возмещении дополнительных расходов при наступлении определенных жизненных обстоятельств; оказании минимальной денежной или натуральной помощи малоимущим гражданам.

Источником финансирования для ее осуществления служат государственные (централизованные) внебюджетные фонды социального назначения, которые образуются по территориальному принципу. К внебюджетным фондам социального назначения относятся: пенсионный, фонд занятости, фонд обязательного медицинского страхования, социального страхования, социальной поддержки.

Политическая функция социального обеспечения способствует поддержанию стабильности в обществе, в котором имеются значительные различия в уровне жизни различных слоев населения.

Демографическая функция призвана регулировать и стимулировать воспроизводство народонаселения, необходимое для нормального развития страны.

Социально-реабилитационная функция направлена на восстановление общественного статуса нетрудоспособных граждан и других социально слабых групп населения, позволяющего ощущать им себя полноценными членами общества.

Таким образом, социальное обеспечение представляет собой совокупность общественных отношений по распределению централизованных внебюджетных фондов социального назначения и перераспределение части государственного бюджета в целях удовлетворения потребностей граждан (и членов их семей) в случае утраты источника средств к существованию, несения дополнительных расходов или отсутствия необходимого прожиточного минимума по объективным социально значимым причинам, а так же оказания медицинской помощи, содействия семье в содержании и воспитании детей, предоставления других социальных льгот и услуг.

В правовой литературе понятие социального государства справедливо увязывается с понятием социальной защиты, а также его соотношение с социальным обеспечением.

В широком смысле слова под социальной защитой понимается система социальных отношений, при которых индивид способен самостоятельно позаботиться о себе, создать условия для жизнедеятельности и духовного развития. Он как бы социально «самообслуживается». В данном значении социальная защита практически совпадает с разветвленной системой гарантий прав человека. Что касается социальной защиты в узком смысле слова, то имеется в виду конкретная социальная политика государства, стремящегося правовыми мерами обеспечить удовлетворительное или хотя бы безбедное существование тем группам населения, которые находятся в особо сложном материальном положении и не способны без внешней поддержки улучшить его.

Конституция РФ (ст. 38, 39, 41) гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потерикормильца, для воспитания детей и в иных
случаях, установленных законом.
государственные пенсии
социальные пособия
материнство и детство находятся под защитой государства.
медицинская помощь в учреждениях здравоохранения
оказывается гражданам бесплатно за счет средств
соответствующего бюджета, страховых взносов, других
поступлений.
Наличие соответствующих ФЗ является необходимой гарантией
для реализации гражданами своего конституционного права на
социальное обеспечение

Социальная защита

социальная политика государства, которое
стремится правовыми средствами
обеспечить существование определенных
групп населения, нуждающихся в
социальной поддержке.
Основной способ социальной защиты –
социальное обеспечение

Социальное обеспечение -

Социальное обеспечение совокупность мероприятий, проводимых
или поддерживаемых государством,
направленных на обеспечение и
обслуживание нуждающихся в социальной
поддержке групп населения (престарелых и
нетрудоспособных граждан, безработных,
семей с детьми...).

Социальное обеспечение
осуществляется за счет:
Обязательного социального страхования
Состоит из 6 частей:
1. Обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности (болезни),
2. Обязательное страхование в связи с материнством,
3. Обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний,
4. Обязательное медицинское страхование,
5. Обязательное пенсионное страхование,
6. Обязательное страхование на случай смерти застрахованного лица или
несовершеннолетнего члена его семьи.
Прямые ассигнования из бюджетов различных уровней
Иных источников

Право социального обеспечения:
самостоятельная отрасль российского права,
на основе норм которой устанавливаются
юридические факты, реализуется и
защищается право граждан на различные
виды социального обеспечения

Виды социальной защиты населения:
пенсии,
пособия работающим,
одиноким матерям и малообеспеченным семьям, в которых
есть дети;
пособия по безработице;
компенсационные выплаты и социальные пособия;
содержание и обслуживание лиц пожилого возраста и
инвалидов в учреждениях социального обслуживания;
протезирование;
профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов;
медицинская помощь и лечение;
социальное пособие на погребение,
различные льготы.

Пенсии

Трудовые пенсии
(ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»
от 17 декабря 2001 г.)
Финансирование за счет средств
обязательного пенсионного
страхования
Назначаются и выплачиваются:
трудовая пенсия по старости;
трудовая пенсия по инвалидности;
трудовая пенсия по случаю потери
кормильца.
Пенсии по государственному
пенсионному обеспечению
ФЗ «О государственном
пенсионном обеспечении в РФ»
от 15 декабря 2001 г.
Финансирование – федеральный
бюджет.
Право на пенсию имеют:
федеральные государственные служащие;
военнослужащие, проходившие военную
службу по призыву в качестве солдат,
матросов, сержантов и старшин;
участники Великой Отечественной
войны;
граждане, пострадавшие в результате
радиационных или техногенных катастроф;
нетрудоспособные граждане.

Пособия

являются социальной помощью, которая в установленных
законом случаях либо заменяет заработок, либо
дополняется к пенсии или заработку.
Предусмотрены различные виды пособий:
пособие по временной нетрудоспособности;
пособие гражданам, имеющим детей;
пособие по безработице;
пособие беженцам и вынужденным переселенцам;
пособие на погребение и др.

Компенсационные выплаты:

1. за время отпуска до достижения ребенком возраста 3 лет;
2. студентам и аспирантам за время академического отпуска;
3. женам сотрудников органов внутренних дел и
военнослужащих-контрактников, проживающих в
местностях, где отсутствует возможность их
трудоустройства;
4. гражданам, занятым уходом за инвалидом, престарелым
или ребенком-инвалидом;
5. на детей, находящихся под опекой и попечительством;
6. вынужденным переселенцам и беженцам;
7. учащимся на питание и др.

Определения:

Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается в случае наступления
инвалидности при наличии ограничений способности к трудовой
деятельности III, II или I степени, определяемой по медицинским показаниям.
Инвалидом признается лицо, которое в связи с ограничением жизнедеятельности
вследствие наличия физических или умственных недостатков нуждается в
социальной помощи и защите.
Субсидия - имеющая целевое назначение полная или частичная оплата
предоставляемых гражданам социальных услуг.
Набор социальных услуг - перечень социальных услуг, предоставляемых
отдельным категориям граждан в соответствии с законом.

Трудовой (страховой) стаж

С введением в РФ обязательного пенсионного
страхования появилось понятие страхового стажа:
1. общий трудовой стаж;
2. страховой стаж:
а) смешанный страховой стаж;
б) специальный страховой стаж;
3. непрерывный трудовой стаж

1. Общий трудовой стаж - суммарная продолжительность трудовой и
иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г., т. е. до
вступления в силу Закона о трудовых пенсиях.
2. Страховой стаж - суммарная продолжительность периодов работы и
(или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые
взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов,
засчитываемых в страховой стаж.
А) В смешанный страховой стаж включаются как страховые, так и иные
периоды, во время которых не отчислялись страховые взносы в
Пенсионный фонд РФ.
Б) Специальный страховой стаж - суммарная продолжительность
трудовой деятельности в определенных профессиях, должностях,
производствах, отраслях, в определенных местностях, с которым
закон связывает определенные правовые последствия (например,
право на досрочную трудовую пенсию по старости по Закону о
трудовых пенсиях).

3. Специальный трудовой стаж - суммарная
продолжительность определенной деятельности, в период
которой лицо не подлежало обязательному социальному
страхованию (например, выслуга лет для военнослужащих
по Закону от 12 февраля 1993 г.).
4. Непрерывный трудовой стаж - продолжительность
последней непрерывной работы в одной организации или
в нескольких, если перерыв в трудовой деятельности не
превысил установленных законодательством сроков.