Режим охраняемых объектов. Что такое режимное помещение Что такое режимное предприятие по законодательству рф

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О ПЕРЕЧНЕ СВЕДЕНИЙ, ОТНЕСЕННЫХ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ

В связи с совершенствованием структуры федеральных органов исполнительной власти постановляю:

Изложить перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. N 1203 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 49, ст. 4775), в новой редакции (прилагается).

Президент

Российской Федерации

Москва, Кремль

Утвержден

Указом Президента

Российской Федерации

(в редакции Указа Президента

Российской Федерации

ПЕРЕЧЕНЬ

СВЕДЕНИЙ, ОТНЕСЕННЫХ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ

I. Общие положения

1. Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, содержит сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно - разыскной деятельности государства, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации, а также наименования федеральных органов исполнительной власти и других организаций (далее именуются - государственные органы), наделенных полномочиями по распоряжению этими сведениями.

Каждый из указанных в настоящем перечне государственных органов наделяется полномочиями по распоряжению сведениями отраслевой (ведомственной) принадлежности в рамках его компетенции, определенной положением о конкретном государственном органе, а также сведениями других собственников информации соответствующей тематической направленности по их представлению.

Настоящий перечень пересматривается по мере необходимости.

2. В настоящем перечне применяются следующие понятия:

"специальные объекты" - пункты управления государством и Вооруженными Силами Российской Федерации, а также другие объекты, обеспечивающие функционирование федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в военное время;

"военные объекты" - боевые позиции войск, пункты управления, полигоны, узлы связи, базы, склады и другие сооружения военного назначения;

"режимные объекты" - военные и специальные объекты, воинские части, предприятия, организации, учреждения, для функционирования которых установлены дополнительные меры безопасности;

"предприятия и организации" - юридические лица независимо от форм собственности, создаваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также их филиалы и представительства;

"войска" - Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования, органы и создаваемые на военное время специальные формирования, предусмотренные Федеральным законом "Об обороне";

"вооружение" - средства, предназначенные для поражения живой силы, техники, сооружений и других объектов противника, составные части этих средств и комплектующие изделия;

"военная техника" - технические средства, предназначенные для боевого, технического и тылового обеспечения деятельности войск, а также оборудование и аппаратура для контроля и испытаний этих средств, составные части этих средств и комплектующие изделия;

"объекты оборонной промышленности" - предприятия по разработке, производству и ремонту вооружения, военной техники или снаряжения;

"оружие массового поражения" - ядерное, химическое, биологическое или иное оружие большой поражающей способности, применение которого вызывает массовые потери и (или) разрушения.

3. В настоящем перечне применяется сокращение: ГУСП - Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации.

4. В позициях 59, 60, и настоящего перечня указаны государственные органы, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне.

─────────────────────────────────────────────────┬────────────────── Сведения, отнесенные к государственной тайне │ Государственные │ органы, │ наделенные │ полномочиями │ по распоряжению │ сведениями, │ отнесенными │ к государственной │ тайне ─────────────────────────────────────────────────┴────────────────── II. Сведения в военной области 1. Сведения, раскрывающие стратегические МВД России планы применения войск, оперативные планы, Минобороны документы боевого управления, документы по России приведению войск в различные степени боевой МЧС России готовности ФАПСИ ФПС России 2. Сведения о стратегическом и оперативном МВД России развертывании войск Минобороны России МЧС России ФАПСИ ФПС России Администрация Президента Российской Федерации 3. Сведения о планах строительства, МВД России развитии, численности, боевом составе или Минобороны количестве войск, их боевой готовности, а также России о военно - политической и (или) оперативной МЧС России обстановке ФАПСИ ФПС России Администрация Президента Российской Федерации 4. Сведения, раскрывающие состояние МВД России оперативной (боевой) подготовки войск, Минобороны обеспеченность их деятельности, состав и (или) России состояние систем управления войсками ФАПСИ ФПС России МЧС России 5. Сведения о мобилизационном развертывании МВД России войск, их мобилизационной готовности, о Минобороны создании и использовании мобилизационных России ресурсов, системе управления мобилизационным Минэкономики развертыванием и (или) о возможностях России комплектования войск личным составом, МЧС России обеспечения вооружением, военной техникой и ФАПСИ другими материальными, финансовыми средствами, ФПС России а также воинскими перевозками Администрация Президента Российской Федерации 6. Сведения, раскрывающие направления, Минатом России долгосрочные прогнозы или планы развития МВД России вооружения и военной техники, содержание или Минздрав России результаты выполнения целевых программ, Минобороны научно - исследовательских, опытно - России конструкторских работ по созданию или Минобразование модернизации образцов вооружения и военной России техники, их тактико - технические МПС России характеристики Минтопэнерго России Минтранс России МЧС России Минэкономики России Росгидромет ФАПСИ ФПС России ФСБ России ФСО России РКА 7. Сведения, раскрывающие направления Минатом России разработки, конструкцию, технологию МВД России изготовления, изотопный состав, боевые, Минздрав физические, химические или ядерные свойства, России порядок применения или эксплуатации вооружения Минобороны и военной техники России Минобразование России Минтопэнерго России Минтранс России МЧС России Минэкономики России Росгидромет ФПС России ФСБ России РКА 8. Сведения, раскрывающие производственные Минздрав мощности, плановые или фактические данные о России выпуске и (или) поставках (в натуральном Минобороны выражении) средств бактериальной или России медицинской защиты Минобразование России Минэкономики России 9. Сведения о разработке, технологии, Минатом производстве, об объемах производства, о России хранении и (или) утилизации ядерных боеприпасов Минобороны и (или) их составных частей, делящихся России материалов ядерных энергетических установок, Минэкономики специальных физических установок оборонного России назначения, о технических средствах и (или) методах защиты ядерных боеприпасов от несанкционированного применения. Сведения, раскрывающие содержание ранее Минатом осуществлявшихся работ в области оружия России массового поражения, достигнутые при этом Минздрав результаты, а также сведения о составе образца России и (или) рецептуре, технологии производства или Минобороны снаряжении изделий России Минэкономики России ФСБ России 10. Сведения о проектировании, сооружении, Минатом эксплуатации или обеспечении безопасности России объектов ядерного комплекса МВД России Минздрав России Минобороны России Минэкономики России 11. Сведения, раскрывающие достижения Минатом атомной науки и техники, имеющие важное России оборонное и экономическое значение или Минобороны определяющие качественно новый уровень России возможности создания вооружения и военной Минэкономики техники и (или) принципиально новых изделий и России технологий 12. Сведения, раскрывающие свойства, Минобороны рецептуру или технологию производства ракетных России топлив, а также баллиститных порохов, Минобразование взрывчатых веществ или средств взрывания России военного назначения, а также новых сплавов, Минэкономики спецжидкостей, новых топлив для вооружения и России военной техники 13. Сведения, раскрывающие дислокацию, Минатом действительные наименования, организационную России структуру, вооружение, численность войск, не МВД России подлежащие открытому объявлению в соответствии Минобороны с международными обязательствами Российской России Федерации МПС России МЧС России ФАПСИ ФПС России 14. Сведения об использовании МВД России инфраструктуры Российской Федерации в интересах Минздрав России обеспечения обороноспособности и безопасности Минобороны государства России МПС России Минсельхозпрод России Минтопэнерго России Минтранс России МЧС России Минэкономики России ФСБ России ФПС России ГУСП Администрация Президента Российской Федерации 15. Сведения о дислокации, назначении, Минатом России степени готовности или защищенности режимных МВД России объектов, не подпадающие под обязательства Минобороны Российской Федерации по международным России договорам, о выборе, отводе земельных участков, МПР России недр или акваторий для строительства указанных МЧС России объектов, а также о планируемых или Минэкономики проводимых изыскательских, проектных и иных России работах по созданию этих объектов. ФСБ России ФСО России Госкомзем России Госкомэкология России Те же сведения применительно к специальным ГУСП объектам органов государственной власти 16. Сведения об использовании или МВД России перспективах развития взаимоувязанной сети Минобороны связи Российской Федерации в интересах России обеспечения обороноспособности и безопасности Госкомсвязи государства России ФСБ России ФАПСИ ФСО России 17. Сведения, раскрывающие распределение или МВД России использование полос радиочастот Минобороны радиоэлектронными средствами военного или России специального назначения Госкомсвязи России ФСБ России ФАПСИ ФСО России 18. Сведения, раскрывающие организацию или МВД России функционирование всех видов связи, Минобороны радиолокационного, радиотехнического России обеспечения войск ФАПСИ ФПС России 19. Сведения, раскрывающие содержание, ФПС России организацию или результаты основных видов деятельности органов пограничной службы ФПС России, построение охраны государственной границы Российской Федерации, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации или государств - участников СНГ 20. Сведения, раскрывающие направления Минатом России развития средств, технологий двойного Минздрав России назначения, содержание, результаты выполнения Минобороны целевых программ, научно - исследовательских и России (или) опытно - конструкторских работ по Минобразование созданию или модернизации этих средств, России технологий. Минэкономики Сведения о применении в военных целях России средств, технологий двойного назначения Госкомсвязи России ФАПСИ ФСБ России ФСО России РКА 21. Сведения о перспективах развития и (или) Минобороны об использовании космической инфраструктуры России Российской Федерации в интересах обеспечения Минэкономики обороноспособности и безопасности государства России ФСБ России РКА 22. Сведения, раскрывающие состояние и (или) Минобороны направления развития гидронавтики в интересах России обороны и безопасности государства Минэкономики России III. Сведения о внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности 23. Сведения по вопросам внешней политики, МВЭС России внешней торговли, научно - технических связей, Минздрав России раскрывающие стратегию и тактику внешней МИД России политики Российской Федерации, преждевременное Миннауки распространение которых может нанести ущерб России интересам государства Минобороны России Администрация Президента Российской Федерации 24. Сведения по политическим, военным, Минатом России научно - техническим или экономическим вопросам МВЭС России в отношении одного или ряда иностранных МИД России государств, полученные в доверительном порядке, Миннауки если их разглашение может привести к выявлению России источника этих сведений Минобороны России МПС России Минэкономики России ФПС России 25. Сведения о переговорах между МВЭС России представителями Российской Федерации и МИД России представителями других государств о выработке Минобороны единой принципиальной позиции в международных России отношениях, если, по мнению участников СВР России переговоров, разглашение этих сведений может повлечь для одной из сторон дипломатические осложнения 26. Сведения о подготовке, заключении, Минатом России ратификации, подготовке денонсации, содержании МВЭС России или выполнении договоров, конвенций или МИД России соглашений с иностранными государствами, Минобороны преждевременное распространение которых может России нанести ущерб обороноспособности, безопасности, Минэкономики политическим или экономическим интересам России Российской Федерации СВР России ФПС России ФСО России 27. Сведения о российском экспорте и импорте МВЭС России вооружения и военной техники, их ремонте и Минобороны эксплуатации, об оказании технического России содействия иностранным государствам в создании Минэкономики вооружения, военной техники, военных объектов России и объектов оборонной промышленности, а также ФАПСИ сведения об оказании Российской Федерацией военно - технической помощи иностранным государствам, если разглашение этих сведений может повлечь для одной из сторон дипломатические осложнения. Сведения, раскрывающие планы (задания) МВЭС России государственного оборонного заказа в части Минобороны экспортно - импортных поставок в области России военно - технического сотрудничества Российской Минфин России Федерации с иностранными государствами Минэкономики России ФАПСИ 28. Сведения, раскрывающие существо или МВЭС России объем экономического сотрудничества Российской Минобороны Федерации с иностранными государствами в особый России период, а также взаимодействие военно - Минэкономики мобилизационных органов внешнеэкономических России организаций государств - участников СНГ по этим МЧС России вопросам 29. Сведения, раскрывающие содержание МВЭС России мероприятий по обеспечению взаимных поставок Минобороны сырья, материалов, топлива, оборудования, России медикаментов между Российской Федерацией и МПС России государствами - участниками СНГ на расчетный МЧС России год или мероприятий по оказанию последним Минэкономики технического содействия в строительстве России предприятий и объектов на расчетный год в целом по Российской Федерации 30. Сведения, раскрывающие объемы перевозок МВЭС России экспортно - импортных грузов между Российской Минобороны Федерацией и государствами - участниками СНГ на России расчетный год в целом по Российской Федерации МЧС России Минэкономики России IV. Сведения в области экономики, науки и техники 31. Сведения о показателях, определяющих Минатом России подготовку экономики Российской Федерации к МВД России устойчивому функционированию в военное время МВЭС России Минобороны России Минобразование России МПС России Минтопэнерго России Минфин России МЧС России Минэкономики России ФСБ России Администрация Президента Российской Федерации 32. Сведения, раскрывающие существо новейших МВЭС России достижений в области науки и техники, которые Минздрав России могут быть использованы в создании Миннауки России принципиально новых изделий, технологических Минобороны процессов в различных отраслях экономики, а России также сведения, определяющие качественно новый Минобразование уровень возможностей вооружения и военной России техники, повышения их боевой эффективности, МПС России разглашение которых может нанести ущерб Минтопэнерго интересам государства России МЧС России Минэкономики России Росгидромет СВР России ФАПСИ ФПС России ФСБ России ФСО России РКА 33. Сведения, раскрывающие содержание и Минатом России (или) направленность научно - МВЭС России исследовательских, опытно - конструкторских или Миннауки России проектных работ, проводимых в интересах обороны Минобороны и обеспечения безопасности государства России Минобразование России МПР России Минтранс России МЧС России Минэкономики России СВР России ФАПСИ ФПС России ФСБ России ФСО России ГУСП РКА 34. Сведения о подготовке или распределении Минобороны кадров, раскрывающие мероприятия, проводимые в России интересах обеспечения безопасности государства Минобразование России Минэкономики России СВР России ФПС России ФСБ России ФСО России Администрация Президента Российской Федерации 35. Сведения, раскрывающие результаты работ Минобороны в области гидрометеорологии или гелиогеофизики, России а также результаты специальных геолого - МПР России геофизических исследований, проводимых в Росгидромет интересах обеспечения безопасности государства 36. Сведения, раскрывающие планы (задания) Минатом России государственного оборонного заказа, объемы МВД России поставок вооружения и военной техники, МВЭС России производственные мощности по их выпуску. Минобороны Сведения о кооперационных связях России предприятий, о разработчиках или изготовителях Минтопэнерго вооружения и военной техники, если эти сведения России раскрывают данные о производственных мощностях Минтранс России по их выпуску и (или) основные тактико - МЧС России технические характеристики вооружения и военной Минэкономики техники России ФАПСИ ФСБ России ФСО России РКА 37. Сведения, раскрывающие состояние Минобороны метрологического обеспечения вооружения и России военной техники, технические или Минэкономики метрологические характеристики военных эталонов России или средств метрологического обеспечения, Госстандарт определяющие качественно новый уровень России вооружения и военной техники. ФАПСИ Сведения, раскрывающие основные направления или программы развития стандартизации, а также содержание стандартов в области вооружения и военной техники 38. Сведения, раскрывающие прогнозные оценки Минобороны научно - технического прогресса в Российской России Федерации и его социально - экономические Минэкономики последствия по направлениям, определяющим России обороноспособность государства 39. Сведения о производстве металлургической Минобороны промышленностью цветных, редких металлов или России других материалов, имеющих стратегическое Минэкономики значение России 40. Сводные сведения о государственных Минфин России запасах драгоценных металлов (кроме золота), Минэкономики природных алмазов в натуральном или денежном России выражении в целом по Российской Федерации, Банк России федеральным органам исполнительной власти 41. Сведения, раскрывающие прогнозные данные Минфин России о производстве золота, добыче природных Минэкономики алмазов, а также отчетные данные о добыче России природных алмазов за период от одного года и Банк России более в натуральном выражении в целом по Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти 42. Сведения, раскрывающие прогнозные или Минфин России фактические объемы производства платины, Минэкономики металлов платиновой группы (палладия, иридия, России родия, рутения, осмия), серебра в натуральном Банк России выражении в целом по Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти 43. Сводные сведения о поступлениях Минфин России драгоценных металлов и драгоценных камней в Минэкономики Госфонд России, об отпуске их потребителям России Российской Федерации за период от одного года Банк России и более в натуральном или денежном выражении в целом по Российской Федерации 44. Сводные сведения об объемах потребления Минфин России или отпуска драгоценных металлов и природных Минэкономики алмазов в сопоставлении с объемами их добычи в России натуральном или денежном выражении за период от одного года и более в целом по Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти 45. Сведения об объемах потребления отдельно Минфин России платины, металлов платиновой группы (палладия, Минэкономики иридия, родия, рутения, осмия), серебра в России натуральном выражении в сопоставлении с объемами производства указанных металлов за период от одного года и более в целом по Российской Федерации 46. Сведения о балансовых запасах в недрах МПР России страны природных алмазов от 25 млн. карат и Минфин России выше, золота от 100 тонн и выше, платины, Минэкономики металлов платиновой группы (палладия, иридия, России родия, рутения, осмия) от 50 тонн и выше, серебра от 10 тыс. тонн и выше, о приросте разведанных запасов этих полезных ископаемых в целом по Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, отдельным крупным месторождениям, если размеры запасов соответствуют указанным размерам 47. Сведения о себестоимости серебра, Минфин России платины, металлов платиновой группы (палладия, Минэкономики иридия, родия, рутения, осмия), природных России алмазов в целом по Российской Федерации, Банк России субъектам Российской Федерации, а также сведения, применяемые для расчета кондиций, необходимых при подсчете разведанных запасов золота в его месторождениях или месторождениях комплексных руд в размерах, указанных в позиции 46 настоящего перечня 48. Сведения, раскрывающие ресурсный МПР России потенциал, балансовые запасы в недрах или Минэкономики данные о добыче стратегических видов полезных России ископаемых в целом по Российской Федерации, субъектам Российской Федерации 49. Сведения о расходах федерального МВЭС России бюджета, связанных с обеспечением безопасности Минфин России Российской Федерации (кроме обобщенных Минэкономики показателей) России 50. Сведения, раскрывающие затраты на Минатом научно - исследовательские, опытно - России конструкторские работы по созданию вооружения, МВД России военной техники. МВЭС России Минобороны России МЧС России Минэкономики России ФАПСИ ФПС России ФСБ России ФСО России РКА Те же сведения применительно к работам, ГУСП проводимым в интересах специальных объектов 51. Сведения, раскрывающие ассигнования или Минатом России фактические затраты на заказы, разработку, МВЭС России производство или ремонт вооружения и военной Минобороны техники, режимных объектов. России МЧС России Минэкономики России СВР России ФАПСИ ФПС России ФСБ России ФСО России РКА Те же сведения применительно к специальным ГУСП объектам 52. Сведения по неурегулированным расчетам МВЭС России Российской Федерации с иностранными МИД России государствами (кроме обобщенных показателей по Минфин России внешней задолженности) Банк России 53. Сведения о финансовой и (или) денежно - Минфин России кредитной деятельности, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства 54. Сведения, раскрывающие расходы денежных МВД России средств на содержание войск по отдельным Минобороны статьям смет федеральных органов исполнительной России власти МЧС России Минэкономики России ФАПСИ ФПС России 55. Сведения о денежных банкнотах нового Банк России образца или проектах монет (кроме юбилейных и памятных) до официального опубликования 56. Сведения о производстве банкнот Банка МВД России России в натуральном или денежном выражении, Минфин России способах, обеспечивающих защиту этих банкнот и других изделий Гознака от подделок, а также о способах определения их подлинности 57. Сведения, раскрывающие объемы выпуска Минобороны или поставок стратегических видов России сельскохозяйственного сырья Минсельхозпрод России Минэкономики России 58. Сведения, раскрывающие объемы поставок и Минобороны запасов стратегических видов топлива России Минтопэнерго России Минэкономики России 59. Сведения о мобилизационных мощностях по федеральные изготовлению (ремонту) вооружения, военной органы техники, о создании и (или) развитии исполнительной (сохранении) этих мощностей власти, имеющие мобилизационные задания 60. Сведения о мобилизационных мощностях по федеральные производству продукции общего применения, органы стратегических видов сырья, материалов, о исполнительной создании и (или) развитии (сохранении) этих власти, имеющие мощностей мобилизационные задания 61. Сведения, раскрывающие работы, Минздрав России проводимые в целях создания средств индикации, Минобороны дегазации, химической или биологической защиты России от оружия массового поражения или новых Минобразование сорбционных и других материалов для них России МЧС России Минэкономики России 62. Сведения, раскрывающие результаты Минобороны топографической, геодезической или России картографической деятельности, имеющие важное Минэкономики оборонное или экономическое значение России Роскартография Госкомзем России 63. Сводные данные о российском экспорте и МВЭС России импорте немонетарного золота, драгоценных Минэкономики металлов и камней или изделий из них России 64. Сведения, раскрывающие состояние, МВД России оборудование, подготовку для военных целей Минобороны транспортной сети, средств транспорта, объемы России воинских перевозок и маршруты транспортировки Минтранс России вооружения и военной техники Минэкономики России 65. Сведения, раскрывающие возможности и МВД России (или) мобилизационные резервы железных дорог и Минобороны МПС России по обеспечению железнодорожных России перевозок грузов, организацию и объемы воинских МПС России перевозок, объемы перевозок и маршруты Минэкономики транспортировки стратегических видов России энергетического, минерального, сельскохозяйственного сырья, топлива, материалов, отдельных видов вооружения или военной техники, организацию и (или) функционирование системы связи или управления, а также специальные меры по обеспечению безопасности железнодорожного движения или сохранности грузов 66. Сведения, раскрывающие дислокацию, Минобороны специализацию, мощности и (или) пропускную России способность пунктов погрузки или выгрузки МПС России войск, данные об их продовольственном, медико - санитарном обслуживании 67. Сведения, раскрывающие мобилизационную Минздрав России потребность в транспортных средствах, в том Минобороны числе по отдельным видам транспорта, и (или) России мобилизационную обеспеченность ими МПС России Минтранс России МЧС России Минэкономики России 68. Сведения, раскрывающие состояние сил или федеральные средств гражданской обороны в целом по органы Российской Федерации исполнительной власти, располагающие силами гражданской обороны 69. Сведения, раскрывающие структурную федеральные организацию или показатели мобилизационного органы плана экономики Российской Федерации, а также исполнительной состояние мобилизационной подготовки власти, имеющие федеральных органов исполнительной власти или мобилизационные отдельных организаций задания 70. Сведения, раскрывающие дислокацию, МВД России фактические запасы государственных и (или) Минздрав России мобилизационных резервов, их использование Минобороны России МПС России Минэкономики России Госкомрезерв России 71. Сведения, характеризующие состояние Минатом страхового фонда документации на вооружение и России военную технику, основные виды гражданской Минобороны продукции, включаемые в мобилизационные планы, России на объекты повышенного риска и (или) системы МПС России жизнеобеспечения населения, на объекты, МЧС России являющиеся национальным достоянием, а также Минэкономики сведения о дислокации объектов (баз) хранения России страхового фонда документации в целом по Российской Федерации 72. Сведения, раскрывающие планы, содержание Минобороны или результаты научно - исследовательских работ России в области мобилизационной подготовки МЧС России промышленности Российской Федерации Минэкономики России 73. Сведения, раскрывающие платежный баланс МВЭС России Российской Федерации с зарубежными странами в Минобороны целом на военный период России Минэкономики России Банк России 74. Сведения о горных выработках, Минобороны естественных полостях, метрополитенах или России других сооружениях, которые могут быть МПР России использованы в интересах обороны страны, а МЧС России также сведения, раскрывающие схемы Госстрой водоснабжения городов с населением более России 500 тыс. человек, железнодорожных узлов и (или) расположение головных сооружений водопровода и водовода, их питающих 75. Сведения о физико - химических явлениях Минатом России (полях), сопутствующих созданию, производству и МВД России (или) эксплуатации вооружения, военной техники, Минздрав раскрывающие их охраняемые параметры России Минобороны России Минобразование России Минтопэнерго России Минтранс России МЧС России Минэкономики России Росгидромет ФАПСИ ФПС России ФСБ России РКА Гостехкомиссия России V. Сведения в области разведывательной, контрразведывательной, оперативно - разыскной деятельности и организации защиты государственной тайны 76. Сведения в области разведывательной, органы контрразведывательной деятельности и защиты государственной информации, раскрывающие организацию или власти, фактическое состояние защиты государственной организующие тайны обеспечение защиты государственной тайны 77. Сведения, раскрывающие методы и средства Минобороны защиты информации, содержащей сведения, России составляющие государственную тайну, планируемые ФАПСИ и (или) проводимые мероприятия по защите ФСБ России информации от несанкционированного доступа, ФСО России иностранных технических разведок и утечки по Гостехкомиссия техническим каналам России СВР России 78. Сведения о системе президентской, Минобороны правительственной, шифрованной связи, в том России числе кодированной и засекреченной, о шифрах, ФАПСИ их разработке, изготовлении и обеспечении ими, ФСО России о методах и средствах анализа шифровальных ФСБ России средств и средств специальной защиты, об Администрация информационно - аналитических системах Президента специального назначения Российской Федерации 79. Сведения, раскрывающие организацию, ФСО России силы, средства или методы обеспечения Администрация безопасности объектов государственной охраны, а Президента также данные о финансировании этой Российской деятельности, если эти данные раскрывают Федерации перечисленные сведения 80. Сведения, раскрывающие силы, средства, Минобороны методы, планы, состояние или результаты России разведывательной, контрразведывательной ФСБ России или оперативно - разыскной деятельности, а ФСО России также данные о финансировании этой МВД России деятельности, если эти данные раскрывают ФПС России перечисленные сведения. ФАПСИ Сведения о лицах, сотрудничающих или ФСНП России сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими контрразведывательную или оперативно - разыскную деятельность, о сотрудниках ФСБ России, выполняющих (выполнявших) специальные задания в специальных службах и организациях иностранных государств, в преступных группах. Сведения, раскрывающие принадлежность конкретных лиц к кадровому составу органов контрразведки Российской Федерации. Сведения, раскрывающие состояние, результаты, а также мероприятия оперативно - мобилизационной работы 81. Сведения, раскрывающие силы, средства, Минобороны источники, методы, планы, состояние, России организацию, результаты разведывательной или СВР России оперативно - разыскной деятельности. ФСБ России Сведения, раскрывающие принадлежность МВД России конкретных лиц к кадровому составу органов ФПС России внешней разведки Российской Федерации. ФАПСИ Сведения о лицах, оказывающих (оказавших) ФСНП России конфиденциальное содействие органам внешней разведки Российской Федерации. Сведения, раскрывающие состояние и результаты оперативно - мобилизационной работы, проводимой в области внешней разведки 82. Сведения, раскрывающие силы, средства, МВД России методы, планы и результаты оперативно - ФСНП России разыскной деятельности, а также данные о ГТК России финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения. Сведения о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими оперативно - разыскную деятельность 83. Сведения, раскрывающие принадлежность МВД России конкретных лиц к подразделениям по борьбе с ФСБ России организованной преступностью, а также проводимые ими оперативно - поисковые и оперативно - технические мероприятия 84. Сведения, раскрывающие принадлежность ГТК России конкретных лиц к кадровому составу оперативных подразделений таможенных органов 85. Сведения, раскрывающие силы, средства и МВД России методы ведения следствия по уголовным делам о ФСБ России о государственных преступлениях 86. Сведения, раскрывающие силы, средства, Минобороны методы, планы, состояние и результаты России деятельности органов радиоэлектронной разведки ФАПСИ средств связи, а также данные о финансировании ФСБ России этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения 87. Сведения, раскрывающие силы, средства, ФПС России методы, планы или результаты разведывательной, контрразведывательной, оперативно - разыскной деятельности органов пограничной службы ФПС России, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения. Сведения о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами пограничной службы ФПС России, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную или оперативно - разыскную деятельность
14. Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственной тайне" и Перечнем сведений, отнесенных к государственной тайне, введенным в действие Указом Президента Российской Федерации от 24.01.98 N 61.

Наверняка все когда-то проходили мимо неприметного здания с колючей проволокой по забору. Понятие режимного объекта раскрывается в Указе № 61 Президента России, изданном 24 января 1998 года и носящем название "О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне". Это:

На этих объектах ведутся засекреченные разработки, сведения о которых представляют собой государственную тайну.

Кто охраняет важнейшие сведения страны?

К органам по защите государственной тайны относятся как структуры исполнительной власти, так и организации, которые назначаются в специальном порядке:

  • Межведомственная комиссия - коллегиальный орган по координации деятельности власти, направленной на охрану сведений особой секретности.
  • ФСБ, Минобороны, ФАПСИ - Федеральное агентство правительственной связи и информации. В этот список также включена Служба внешней разведки, кроме того, сюда входит Государственная техническая комиссия при Президенте РФ, а также все местные подразделения этих госучреждений.
  • Защиту секретных сведений обеспечивают определенные предприятия, учреждения и организации, а также их структурные подразделения.

Главная тайна государства

Что же относится к секретным сведениям? В рамках Указа номер 61, названного выше, государством определены данные, распространение которых угрожает причинением ущерба безопасности нашей страны. Эти сведения затрагивают:

  • военную область;
  • внешнеполитическую сферу;
  • экономическую область;
  • разведывательную и контрразведывательную сферы;
  • оперативно-розыскную деятельность страны.

В Указе также определены органы власти государства, имеющие допуск к распоряжению теми или иными сведениями. Например, данными о стратегических планах применения войск и всего, что связано с приведением войск в боеготовность, могут распоряжаться МЧС, Минобороны, а также, конечно, МВД, ФАПСИ и ФПС.

Между тем данные по долгосрочным планам развития вооружения, результаты выполнения научно-исследовательских и опытных работ по созданию образцов оружия поступают в распоряжение уже большего количества госорганов России. Не только тех, что перечислены выше, но и Минздрава, Минобразования, МПС, Минтопэнерго, Минтранса и Минэкономики, а также Росгидромета.

Кто допускается к секретным данным?

Как же работает система допуска к секретным сведениям?

Не всем гарантирован допуск к государственным сведениям секретного характера, но его могут получить граждане или должностные лица после определенной комплексной проверки. Допуск осуществляется в добровольном порядке.

Существует три типа сведений:

  • представляющие особую важность;
  • данные совершенно секретные;
  • секретная информация.

Для обеспечения максимальной защиты государственной тайны тем лицам, которым оформляется допуск к этим сведениям, предстоит предоставить согласие на проведение проверок в отношении них. Эти проверки проводятся полномочными органами в зависимости от степени секретности сведений, к которым будет допущено лицо. Проверяемый человек дает согласие на некоторое ограничение в плане неприкосновенности его частной жизни при проведении проверочных мероприятий.

Решение о допуске, вынесенное по результатам проверки, может быть обжаловано гражданином или должностным лицом в суде.

С гражданином или должностным лицом, допускаемым к гостайне, заключается контракт в рамках сотрудничества с режимным объектом. Обладающие допуском принимают на себя обязательства перед своим государством по нераспространению доверенных им секретных сведений. Люди соглашаются на временные ограничения их прав, например, ограничивается выезд за рубеж на срок, указанный в подписанном договоре.

Бонусы за секретность

Если вы имеете доступ к государственным секретным сведениям, вы имеете и привилегии. Для хранителей государственной тайны устанавливаются надбавки к зарплате и определенные льготы в зависимости от уровня неразглашения сведений, доступ к которым они получают.

Лицензии

Предприятиям, получившим допуск к государственной тайне, выдается лицензия на работу со сведениями той или иной степени секретности. Выдачей подобных лицензий занимается ФСБ.

Ответственность

Если речь заходит о нарушении законодательства допущенного к секретным сведениям лица, в том числе должностного, этот человек в зависимости от степени тяжести нарушения несет ответственность, в том числе уголовную, в рамках законодательной базы нашей страны.

Режимный объект ГЦСС - "кровь" страны

Именуемый сегодня ФГУП "Главный центр специальной связи" - ГЦСС - является правопреемником ранее созданной Службы специальной связи, начавшей работу еще в 1939 году. В 1964 году она была преобразована, с 1991 г. организация перешла в подчинение Министерству РСФСР по связи. В 2002 году учреждение спецсвязи приобрело статус ФГУП, и сегодня ГЦСС находится в подчинении у Федерального агентства связи, именуемого Россвязью.

ФГУП осуществляет перевозки разных категорий грузов по России и миру. Организация имеет лицензию на работы, связанные с секретными сведениями, до 2019 года. У нее имеется бессрочная лицензия на перевозку наркотических средств. С 2012 года этот режимный объект находится под руководством Олега Рыбалкина, являющегося выпускником Высшего военно-политического общевойскового училища, расположенного в Новосибирске. О. Рыбалкину сегодня 49 лет.

Запасы родины

Наше государство имеет стратегические резервы на случай возникновения обстоятельств, представляющих угрозу для страны и ее жителей. Эти запасы тщательно оберегаются в хранилищах госрезерва, они не заметны для обывателей, но обязательно присутствуют в каждом регионе. Склады с жизненно необходимыми товарами на случай возникновения чрезвычайных ситуаций распределены по всей стране, чтобы не терять времени на их транспортировку в случае необходимости.

В 1999 году Комитет РФ по государственным резервам был переформирован в Российское агентство по госрезервам. В 2004 году оно получило новое название и сегодня именуется Федеральным агентством по государственным резервам - Росрезервом.

Снимать разрешено
Начать стоит с того, что подобные требования практически всегда незаконны. Где бы вы ни находились - в кафе, магазине, супермаркете, на улице, и что бы вы ни снимали - ценники на витринах, продаваемые товары, само помещение, в котором находитесь, сотрудников МВД и других ведомств, находящихся при исполнении своих должностных обязанностей, вы имеете на это полное право. То есть все, что может попасть в объектив вашего фотоаппарата или видеокамеры, можно смело снимать. Исключения, конечно, тоже существуют, но все они четко определены законом, и о них мы поговорим отдельно. А теперь, собственно, обоснование вышеизложенного тезиса.
Стратегически Неважный объект
Представим, что какой-либо мост (или тоннель, или транспортная развязка) объявлен стратегическим или режимным объектом и съемка там запрещена. Однако по этому мосту (тоннелю, развязке) ежедневно проходят тысячи машин и людей, а значит, такой объект в принципе не может быть режимным или стратегически важным. Он явно является общедоступным, и съемка там не может быть запрещена. Но здесь стоит сделать оговорку и пояснить, что съемка в пределах территории, например ГЭС, действительно запрещена. Саму плотину можно снимать со стороны, но вот попытка съемки при нахождении непосредственно на территории объекта, в том числе на проезжей части, незаконна.
Съемка в магазинах и кафе
Отдельно о торговых центрах, магазинах, супермаркетах, кафе и ресторанах: тут дополнительно действует закон «О защите прав потребителей». Согласно ему человек имеет право получать и использовать любую информацию о товарах и услугах в любом магазине, торговом центре или кафе. Причем делать это можно любым удобным способом, в том числе и с помощью фото- и видеосъемки. Закон «О защите прав потребителей» никоим образом не ограничивает граждан в средствах и способах фиксации информации. Запрет же на съемку, напротив, ущемляет права потребителя и может быть оспорен, в частности, в комиссии по правам потребителя. Что касается желания владельца, продавца, официанта или охранника прекратить ваши действия по фото- или видеосъемке, то это не более чем сотрясание воздуха. Как уже было сказано, ограничить право человека на фиксацию информации любым удобным способом может лишь закон. К счастью, законотворчество в России не возложено на плечи продавцов, охранников и владельцев магазинов.
Музеи и галереи
Так же, например, в музеях и галереях запрет на съемку ввести никто не может. Сам факт фото- и видео-съемки в подобных учреждениях никаких законов не нарушает. Ограничения на доступ могут быть связаны только с неудовлетворительным состоянием экспонатов, отсюда запрет на вспышки. Брать плату за съемку музеи тоже не имеют права, хотя всегда берут, и даже открыто уведомляют об этом посетителей.
Частная территория
Иногда против человека с фотоаппаратом может быть выдвинут интересный аргумент - «Вы находитесь на частной территории, мы можем запрещать здесь все, что хотим». Обратимся к закону. Даже в случае нахождения на частной территории никто не может запретить получать и использовать информацию. Иногда владельцы заведений ссылаются на статью 209 Гражданского кодекса РФ, в которой говорится о правомочиях собственников. Но при фото- и видеосъемке права собственника по закону не ущемляются. Более того, в пункте 2 статьи 209 ГК РФ закреплено, что собственник, распоряжаясь своим имуществом, не может ограничивать охраняемые законом права других лиц: «Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц…»
В статье 29 Конституции РФ установлено право на получение информации, федеральным законом от 27.07.06 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» в пункте 2 статьи 7 установлено, что «общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации». То есть, запрещая снимать на территории даже своего кафе или магазина, собственник не только не может подкрепить свои действия законом, но и сам становится нарушителем действующего законодательства. Все вышеизложенное правомерно и в отношении любой другой территории, имеющей статус частной собственности, но не ограничивающей свободное посещение всеми желающими.
Коммерческая тайна
Однако бывает и так, что при попытке фиксации информации с помощью фотоаппарата или видеокамеры появляется все тот же продавец (официант, охранник, владелец) и начинает рассуждать о коммерческой тайне. Но и это не более чем пустой звук, поскольку общедоступная информация по определению не может быть коммерческой тайной. Более того, коммерческой тайной может обладать только определенный круг лиц. Меры по охране конфиденциальности информации, принимаемые ее обладателем, должны включать в себя в соответствии со статьей 10 Федерального закона РФ от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» следующие действия: определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну; ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка; учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана; регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров; нанесение на материальные носители, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, или включение в состав реквизитов документов, содержащих такую информацию, грифа «Коммерческая тайна» с указанием обладателя этой информации (для юридических лиц - полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).
В случае если все вышеуказанные меры не предприняты, запрет на съемку незаконен. Подчеркнем, соблюдены должны быть абсолютно все вышеизложенные требования, а не только некоторые из них. Кроме того, запрет на съемку со ссылкой на «коммерческую тайну» без соблюдения вышеуказанных условий является нарушением статьи 8 Закона РФ «О защите прав потребителей».
Если ваши аргументы бессильны
Однако бывает и такое, что ваши аргументы в пользу законности фото- или видеосъемки не принесли желаемого результата, а все тот же охранник (продавец, официант, владелец) переходит в активное нападение и пытается отобрать фотоаппарат или выгнать вас из заведения. Такие действия можно иногда квалифицировать как хулиганство (если камера разбита или вы получили травму), что, в свою очередь, дает основание для наказания обидчика в гражданском или даже уголовном порядке. Также вы можете вызвать полицию, обратиться в суд, прокуратуру, Роспотребнадзор. Наказание, которое грозит при этом обидчику, может быть весьма разнообразным: от штрафа по административному кодексу до уголовной ответственности в случае хулиганских действий (принудительного выдворения, нанесения увечий или порчи имущества).
Снимаем госслужащих при исполнении
Но что делать, если вы столкнулись с попыткой пресечь фото- или видео-съемку на улице? Например, если вы пожелали сфотографировать бравого полицейского, патрулирующего вокзал, или сотрудника ДПС, который остановил вас и, как вам кажется, превышает свои полномочия. В данном случае следует ссылаться на Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 1993 года N 2334 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию». В нем, в частности, говорится:
«...Деятельность государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц осуществляется на принципах информационной открытости, что выражается… в осуществлении гражданами контроля за деятельностью государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц и принимаемых ими решений, связанных с соблюдением, охраной и защитой прав и законных интересов граждан…» Более того, на помощь гражданам в данном случае приходит Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», одним из положений которого является «публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (статья 3, пункт 3). И, наконец, в Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (статья 8, пункт 4, подпункт 3) говорится, что «не может быть ограничен доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». А поскольку все сотрудники МВД, МЧС, ФСБ, прокуратуры и прочих структур являются сотрудниками государственных органов, следовательно, они не могут ограничивать получение человеком информации, в том числе посредством фото- или видеосъемки, даже если он не является представителем СМИ.
Съемка людей. Что законно, а что нет?
Теперь пара слов о фото- и видео-съемке людей. В общественных местах съемка не запрещена и фотографировать можно кого угодно. Однако на практике были случаи, когда фотографии курящих или полуобнаженных знаменитостей выкладывали в сеть, и те пытались оспорить правомерность съемки. Суды шли по пути того, что поскольку звезды позволяли себе появляться на публике с сигаретой либо в полуобнаженном виде, то такое поведение не является их тайной, а фотографирование не нарушает их конфиденциальность и является правомерным. То есть вы можете смело снимать в общественных местах кого угодно в каких угодно положениях, ситуациях и позах, не опасаясь последствий. Однако не стоит переходить определенные границы - использование снимков людей в коммерческих целях без их согласия является незаконным, даже если они попали в кадр случайно.
Законные основания для запрета на съемку
А вот теперь поговорим о тех случаях, в которых ведение съемки все-таки действительно является незаконным. Как было сказано выше, для соответствующего запрета должны иметься установленные законом основания. Итак, вот они.
Во-первых, снимать железнодорожные объекты запрещено. Это установлено в распоряжении ОАО РЖД № 1693р от 12 марта 2004 года. Вместе с тем, данное правило распространяется лишь на съемки, результат которых будет использован в коммерческих целях, то есть фотографирование в личных целях не запрещается, что установлено в тех же правилах.
Во-вторых, в целях безопасности съемка самолетов при их взлете и посадке запрещена. Кроме того, статья 11.17 КоАП РФ закрепляет ответственность за нарушение правил фотографирования, видео- и киносъемки либо пользования средствами радиосвязи с борта воздушного судна.
В-третьих, запреты на съемку в судах и исправительных учреждениях установлены федеральным законодательством, в частности Гражданский процессуальный кодекс РФ в статье 10 регламентирует, что осуществлять съемку можно только с разрешения суда. КоАП в части 3 статьи 24.3 установил запрет на осуществление съемки без разрешения судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении. Арбитражным процессуальным кодексом РФ в статье 11 установлено, что съемка разрешается в арбитражных судах лишь с разрешения председательствующего судьи. Уголовно-процессуальный кодекс РФ в статье 241 установил аналогичное правило.
В-четвертых, в Уголовно-исполнительном кодексе РФ установлено, что съемка осужденных допускается лишь с письменного согласия самих осужденных (пункт 4), а съемка объектов, обеспечивающих безопасность и охрану осужденных, осуществляется с разрешения администрации учреждения (часть 5).
В-пятых, приказом ФСБ РФ от 10 сентября 2007 года N 458 «Об утверждении Правил пограничного режима» (пункт 1.9.8, подпункт « б») лицам, находящимся в пределах пятикилометровой полосы местности вдоль государственной границы, запрещается без разрешения начальника пограничного управления ФСБ осуществлять съемку пограничных нарядов и объектов пограничных органов.
Также необходимо сказать о том, что локальными нормативно-правовыми актами учреждений и организаций может быть установлен запрет на фото- и видеосъемку. При желании осуществлять такую съемку необходимо удостовериться, что запрета нет. Сразу стоит оговориться, что данное утверждение не распространяется на те же магазины, кафе, музеи и прочее. В частности, помимо уже перечисленных объектов, где съемка прямо запрещена законом, снимать нельзя в здании Госстроя России, Министерства топлива и энергетики России, ФСБ России, в здании Федеральной службы по надзору в сфере транспорта России, на территории и в помещениях Минтопэнерго России, на территории объектов Федеральной таможенной службы. При этом съемка сотрудников перечисленных служб и ведомств при исполнении их обязанностей вне «рабочих» помещений разрешена. Также запрещено снимать корабли и военные объекты на берегу с борта иностранных кораблей, проносить съемочную и звукозаписывающую аппаратуру и вести съемку на заседаниях Госдумы, снимать на территории ГЭС, АЭС и воинских частей без разрешения руководства этих учреждений.
И не стоит забывать о таких понятиях, как «государственная» и «коммерческая тайна». Однако вряд ли вы получите доступ к такой информации, не узнав предварительно о ее особом статусе, подкрепленном очевидными признаками, и не подписав документы, свидетельствующие о получении вами допуска к какой бы то ни было «тайне».

Режимные объекты и режимные помещения – это разные термины, но в обиходе их часто используют как одно понятие. Чем отличаются, например, влажные помещения от помещений, эксплуатируемых в особом режиме? Это:

  1. Режимное помещение представляет собой хранилище носителей информации, зачастую с государственной или служебной тайной. Режим обеспечивается не только условиями охраны, но и хранение. Это влажность, пожаробезопасность и другие эксплуатационные требования. Режимные помещения подразделяются согласно размерам зон контроля, которые регламентируются эксплуатационными и техническими нормативами;
  2. По условиям пользования режимное помещение это сухое или сырое, запыленное или химически пассивное, взрывоопасное и с нормальными условиями.

Краткие требования к режиму хранения

С учетом изменения уровня безопасности от всевозможных эксплуатационных, технологических и других угроз режим эксплуатации режимных помещений напрямую связывается с графиком посещения и длительности пребывания в них людей с разными степенями допусков. Поэтому по степеням безопасности все режимные помещения разбиваются на шесть зон, ознакомиться с которыми можно в таблице ниже:

Зоны по категориям 1 2 3 4 5 6
Зоны по названиям Свободная Для наблюдения Для регистрации Режимная зона без защиты Усиленная защита режимной зоны Высшая защита режимной зоны
Зоны по функционалу Свободная Для посетителей Кабинеты сотрудников Помещения для оргтехники, компьютерные помещения, архивные объекты Склады и хранилища материальных средств Административные кабинеты, переговорные комнаты, спецхран
Режим доступа работников Свободный Свободный Свободный Удостоверение или удостоверяющий (идентификационный) документ По специальным документам По специальным документам
Режим доступа Свободный Свободный Регистрация по удостоверяющим документам Единичный пропуск По специальным документам По специальным документам
Охрана помещения Да Да Да Усиленный режим охраны Усиленная охрана Усиленная охрана
Средства охраны Нет Наблюдение Техническая охрана Сигнализация и контроль доступа Двухуровневая сигнальная система, режимный контроль доступа, механическое усиление контроля Двухуровневая сигнальная система, режимный контроль доступа, механическое усиление контроля, защита от раскрытия данных

Режим содержания объектов согласно условиям окружающей среды

Производственные и промышленные объекты по функционалу принадлежат к разным категориям. Так, для эффективной работы электроустановок следует соблюдать множество оптимальных совокупных условия внешней среды – перепады температур, влажностный режим помещений, уровень паров, пыли и загазованность воздуха, уровень радиации, в том числе и солнечной. Эти критерии прямо влияют на время эксплуатации оборудования и электрокабелей, изменять условия функционирования, вызывать аварии и другие повреждения, вплоть до разрушений оборудования.

Внешние условия особенно сильно оказывают влияние на электрические характеристики изоляции и оболочек кабелей. Изоляционные материалы под воздействием климатических условий и погодных изменений могут в течение короткого промежутка времени менять свои параметры и свойства, а в критических условиях эксплуатации – утрачивать изоляционные свойства. Поэтому воздействие негативных атмосферных и климатических условия на оборудование и приборы обязательно принимается во внимание при проектировании, установке, пуско-наладочных работах и эксплуатации установок. Регламентные нормативы по защите электрических агрегатов и электропроводки от отрицательных факторов при хранении, установке, пуске, наладке и пользовании отражены в соответствующих документа – это ПУЭ от 08.07.2002 за № 204, СНиП 1.01.02-83, СНиП 3.05.06-85, СНиП 23-05-95 и другие.

Согласно регламенту ПУЭ, категории бывают для внутренних объектов и электроагрегатов, которые функционируют снаружи:

  1. Внутренние объекты в зданиях классифицируются, как сухие, пылевые, сырые, с высокой влажностью, особо сырые, жаркие, взрыво- и огнеопасные, а также как объекты с химически активной внешней атмосферой.
  2. Наружные электрические агрегаты подразделяются на нормальные, огнеопасные и взрывоопасные. Оборудование под открытым навесом классифицируется, как внешнее.

  1. В сухих объектах влажностный режим помещений не должен быть выше 60 %. К нормальными относятся объекты с температурой внутри ≤ 30 °С, без естественной и технологической пыли, без химических включений в атмосфере, без взрывоопасных и горючих материалов и возгорающихся предметов;
  2. К влажным относятся те объекты, влажностный режим помещения в которых находится в диапазоне 60-75 %, а также, если в воздухе наблюдаются временные пары влаги, сырость или конденсат в незначительном объеме. Промышленное оборудование рассчитано на безремонтное функционирование при влажности не более 75 %, и условия работы требуются нормальные. Также влажностный режим помещения определяет влажными такие объекты, как насосные станции, площади с относительной влажностью воздуха не ниже 60-75%, подвалы, подключенные к системе отопления, квартирные кухни и столовые, и т. п.
  3. В объектах, которые относят к сырым, атмосферная влажность может длительное время быть больше 75 % (прачечные, химчистки, литейные и металлопрокатные объекты, площади по производству цемента, канализационные очистные объекты, и т.д.);
  4. При приближении значения влажности к 100 % (все поверхности покрываются слоем конденсата со стекающими каплями влаги) такие помещения классифицируются, как особо сырые;
  5. Если в закрытом объекте температура воздуха почти всегда держится на уровне ≥ 30°С, то такие объекты считаются жаркими. Но эти же объекты могут при этом быть влажными или пыльными;
  6. К пыльным относят объекты с условиями работы, вызывающими образование пыли в объемах, что она проникает везде – внутрь оборудования, аппаратуры, конструкций, оседает на всех поверхностях, и т.д. пыльные помещения подразделяются на объекты с токопроводящими и нетокопроводящими пылевыми осадками. Неэлектропроводный пылевой слой не влияет на качество и условия эксплуатации изоляции, но помогает проникновению конденсата в оборудование и его и электропроводящие элементы, так как обладает большой гигроскопичностью;
  7. Объекты, эксплуатирующиеся в условиях постоянного присутствия химически активных веществ и элементов, согласно производственных условий, или в которых долгое время в воздухе присутствуют химически вредные пары, а также образуются солевые отложения, приводящие к разрушению электроизоляции и токоведущих деталей и элементов агрегатов, относятся к помещениям с присутствием активной вредной среды.

  1. В объектах, подверженных возгоранию, находятся на хранении горючие материалы. Также к пожароопасным относят объекты, в которых используются горючие и возгораемые материалы. Разделение происходит по уровню возможной опасности – классы П-I, П-П и П-Пa. Класс П-I означает, что объект хранит горючие и воспламеняемые жидкости или работает с ними, класс П-П – это объекты с выделением возгораемых взвешенных твердых частиц, которые появляются при производстве, класс П-Па означает, что в помещении хранят и применяют возгораемые твердые вещества или волокнистые материалы, не образующие пыли;
  2. Объекты со взрывоопасной рабочей средой содержат в атмосфере взрывоопасную взвесь паров и/или возгораемых газов пир смешивании с кислородом, которые могут выделяться при производстве, хранении или использовании ГСМ или аналогичных по свойствам веществ;
  3. Взрывоопасные строительные объекты и помещения делятся по уровню опасности работы электрического оборудования на 6 классов: B-I, B-Ia, B-I6, B-Iг, B-II и B-IIa:
    1. В объектах с присвоенным классом B-I проводится кратковременное получение взрывоопасной возгорающейся смеси газов или их паров с кислородом или подобным окислителем в нормальном режиме;
    2. Класс B-Ia присваивают объектам, если в них взрывоопасные возгорающиеся смеси газов или их паров получаются только в результате аварийных ситуаций или при поломках агрегатов;
    3. Класс B-I6 – локальное образование взрывоопасной возгорающейся смеси газов или их паров в небольших количествах при работающей принудительной вентиляции помещения;
    4. Внешние объекты, в которых могут образовываться опасные взвеси горючего и взрывоопасного вещества – это класс B-Iг;
    5. Объекты с присвоенным классом B-II могут содержать взрывоопасные объемы взвешенной возгорающейся пыли при оптимальной работе агрегатов, а в объектах с классом B-IIa – только в результате аварийных ситуаций или при поломках агрегатов;
  4. Внешние объекты, предназначенные для переработки или хранения ГСМ или ТГМ (твердых горючих материалов и веществ), причисляются к пожароопасным объектам класса П-III.

Химически агрессивная среда, повышенная влажность, пыль и аналогичные опасные включения делают условия пользования электроагрегатами неприемлемыми и увеличивают риски электрических приборов и механизмов в плане обслуживания человеком. В ПУЭ существуют три категории, которые получают от возможной опасности поражения напряжением: объекты с высокой опасностью, особо опасные, и объекты без высокой опасности.

Почти все закрытые площади классифицируются, как объекты с условиями работы в повышенной опасности, как как нормальные условия для них – это высокий уровень влажности (≥ 75%), электропроводящая пыль, стальные или железобетонные полы, повышенная температура (≥ 30°С), плюс условия, при которых персонал может прикоснуться одновременно к заземленным участкам объекта, к приборам и агрегатам, и к железным корпусам.

Если такие условия отсутствуют, то объекты называются «без повышенной опасности». Параметры исполнения электроагрегатов во многом зависят деятельности на территории таких объектов, их категорий и возможности поражения человека высоким напряжением.