Социальная значимость профессии пожарного в обществе. Детям о профессии пожарного Пожарная безопасность описание профессии

1. Каждый пожарный – герой, каждую минуту – на войне, каждую минуту – рискует головой.

В.А. Гиляровский

2. Профессия пожарного - одна из самых сложных профессий в мире. Можно научиться лазить по выдвижной лестнице, пользоваться противогазом, двигаться в густом дыму, бегать, прыгать, поднимать тяжести… Но самое трудное – это в каждое мгновение быть готовым рисковать своей жизнью, чтобы спасти чью-то другую.

3. Люди, которые заняты возвращением здоровья и тепла другим людям, выказывая удивительное единение мастерства и человечности, стоят превыше всех великих на этой земле.

Вольтер

4. В России существует своеобразное пожарное братство. Если пожарный окажется в другом регионе и у него возникнут какие-либо проблемы, он может смело прийти в любое подразделение противопожарной службы данного региона – и коллеги обязательно ему помогут

5. Во всем мире профессия пожарного входит в десятку самых опасных и рискованных. Кодекс чести пожарного обязывает рисковать собственной жизнью во имя спасения людей

Во все времена люди сталкивались с пожарами. И во все времена их спасали, им протягивали руку помощи те, кто оказался рядом. Попавшим в беду сочувствовали, сопереживали.

Такая способность сочувствовать чужому человеку, воспринимать чужое горе как свое личное, свойственна многим людям. Но некоторым – в особой степени. Вот они и становятся профессиональными пожарными, из таких людей формируются подразделения Государственной противопожарной службы.

Пожарный – это не просто профессия, это особое состояние души. Такая душа никогда не черствеет, она не замыкается в себе; она всегда открыта и всегда готова к подвигу.

Настоящий пожарный не знает, что такое усталость, не знает слов «не могу». В любое время суток, в любую погоду, в любом состоянии и настроении он готов идти в огонь и в воду. Иногда горящие здания приходится тушить сутками. У пожарных есть такое понятие, как боевой расчет, – это команда, выезжающая на пожар. Название очень точное.

Спасти и помочь. Такая цель стоит перед пожарными России каждый день. Экстремальная ситуация для них – ситуация штатная, обычный будний день. Человеческое горе – это то, что они видят перед собой постоянно.

По мнению врачей, каждый выезд на пожар по своему негативному воздействию на организм человека равносилен предынфарктному состоянию.

Ежегодно на земном шаре возникает свыше 5 миллионов пожаров, от которых гибнет большое количество людей, разрушаются здания и различная техника. Уничтожаются материальные ценности на десятки миллиардов условных единиц. Огромный материальный, экологический и социальный ущерб приносят ежегодно возникающие крупные лесные пожары.


Помимо хорошей физической подготовки, помимо высоких моральных качеств и психологической устойчивости, современный специалист пожарной безопасности должен обладать широким кругозором, глубокими профессиональными знаниями, не уступающими по уровню и глубине знаниям профессионалов – строителей, технологов, конструкторов и других высококвалифицированных специалистов, создающих и эксплуатирующих различные материальные воплощения человеческой мысли.

Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Сергей Шойгу заметил:

«Никакая, даже самая передовая техника, не обладает такими качествами, как самоотверженность, самоотдача, мужество и отвага. Теми качествами, которыми так щедро наделены сотрудники МЧС: люди, единые по духу, преданные своему делу, готовые заплатить за спасение человека самую высокую цену – свою жизнь. Поэтому самое большое наше достояние и достижение – это люди. Люди, которым принадлежала идея создания российского корпуса спасателей и МЧС, которые работали в самые первые годы и продолжают работать сейчас. Они делали и делают сложную, тяжелую, а нередко и неблагодарную работу. Ведь спасатели и пожарные – последняя надежда людей, оказавшихся в беде: только они несут помощь, сострадание и спасение… Скольким людям они помогли? Думаю, нет такой цифры, да и не очень она важна. Просто они доподлинно знают цену человеческой жизни»…

Немного из истории

Пожарный — это работник пожарной охраны, основная задача которого - действовать в чрезвычайной ситуации в различных местах с целью спасения человеческой жизни и ликвидации пожара. Подготовка к действиям по предотвращению пожара тоже являются важными аспектами данной профессии.

В России профессия пожарного издавна была престижной и уважаемой в народе. Не случайно многие лица высшего света считали своим долгом не только оказывать помощь пожарной охране, но и непосредственно выезжать на пожары, так как осознавали их опустошительное воздействие, необходимость личным примером содействовать привлечению к тушению большого количества сил и средств.

Профессия пожарного возникла в связи с необходимостью тушения и предотвращения пожаров. Пожары издревле тушили всем миром: для этого жители обязаны были немедленно сбегаться с теми орудиями, которые им были назначены по росписи: с топорами, ведрами, крючьями и «всяческими запасами, которые от пожара пристойны». Однако стихийная борьба с огнем по мере оформления государственности требовала упорядоченности, и уже к 15-му веку появляются законодательные указы московских князей, касающиеся противопожарной безопасности. В царствовании Петра I издается указ о привлечении войск к тушению пожаров, затем в них выделяются воинские пожарные команды под руководством офицеров. Впервые в России профессиональная пожарная охрана была организованна в Петербурге – 24 июля 1803 г. Она состояла «из солдат, неспособных к фронтовой службе». В последующие годы такие команды появились и в других городах. Жители освободились от необходимости содержать пожарных служителей и ночных сторожей. Пожарные части должны были иметь здания с нужными постройками для размещения пожарных инструментов, обоза, людей и лошадей. Поскольку солдаты, постоянно занимающиеся пожарным делом, должны были служить 20 лет, не имея права никуда уйти, естественно, они стали приобретать знания и опыт в этом деле. Эвакуация и спасение людей из горящих, задымленных зданий и сооружений – вот важнейшая задача противопожарной службы. Так, с начала 19-го века стала формироваться профессия пожарного: профессия в научном понимании этого слова определяется как род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы. 18 июля 1927 г. ВЦИК и СНК РСФСР было утверждено Положение об органах Государственного пожарного надзора в РСФСР, которое определяло функции, права и обязанности его работников. В 1926 – 1927 гг. было проведено и первое психофизиологическое исследование труда пожарного, в котором скрупулезно изучались особенности этой профессии. Авторы выделили одну из главных особенностей труда пожарного: он готовится и ждет в течение иногда очень продолжительного времени, когда ему придется реализовать свои знания и умения на деле. Отмечалась некоторая неоформленность профессии пожарного, ее неустойчивость, проявляющаяся в наличии малого числа профессионалов (людей, занимающихся всецело только данной работой), большой текучести рабочего состава, при которой не могло быть стабильной выработки навыков и знаний, и в отсутствии профессионального отбора. За годы советской власти произошло существенное укрепление пожарной охраны. Она вошла в структуру МВД и вместе с этим ведомством претерпела множество структурных реформаций, но несмотря на это все реформы подтверждали важность и значимость пожарной охраны специалистов оперативно-тактического и профилактического направлений деятельности. Была сформирована значительная сеть учебных и научных учреждений, которые позволили создать кадровую и научную базу пожарной охраны. Все это положительно повлияло на статус профессии пожарного, подняло ее социальный уровень и престиж.

Что опасного в работе пожарного?

Пожарные работают в постоянно меняющейся и часто нестабильной обстановке. В горящем здании с нуждающимися в спасении людьми может недоставать обычной целостности структуры, а средства доступа, такие, как лестницы и лифты, могут представлять опасность из-за огня. Работа часто вызывает дополнительное напряжение, многие ситуации требуют использования специализированного личного защитного оборудования.


Пожарного могут вызвать на работу в различных экстремальных ситуациях, таких, как дорожные происшествия, промышленные катастрофы, наводнения, землетрясения, гражданские беспорядки, утечки опасных химикатов и материалов, авиационных и морских происшествий. Их также могут вызвать для осуществления спасения в различных ситуациях, например, спасение из транспортных средств, с высоты или из-под земли. Так как обстановка может меняться с каждым вызовом, пожарный редко осознает все виды риска в окружении, где проходит работа. Транспортные средства для экстремальных вызовов могут включать пожарные грузовики, спасательные автомобили, лодки, вертолеты и все другие наземные транспортные средства. Риск транспортной аварии повышается во время выезда на вызовы. Пожарные сталкиваются с повышенным риском сердечно-сосудистых заболеваний, поставарийного стресса и травм от перегрузок при неправильном подъеме тяжестей.

Падения с высоты во время работы на

Падения с высоты при обрушении конструкций

Падение предметов с высоты во время спасения, борьбы с огнем или операций по спасению имущества

Травмы, полученные в результате ударов о стекло, металл и другие острые предметы, что привело к порезам и царапинам, включая травмы от взрывов

Падение при обрушении конструкций

Перенапряжение от подъема тяжестей во время операций по борьбе с огнем и по спасению пострадавших

Соприкосновение с горячими поверхностями или перегретыми газами

Вдыхание перегретого воздуха и продуктов горения

Соприкосновение и попадание под воздействие химических продуктов во время операций по борьбе с огнем, с разливами опасных химикатов и по спасению пострадавших

Нарушение поступления воздуха во время операций по борьбе с огнем

Травмы в дорожно-транспортных происшествиях во время выезда по вызову

Падение на территории во время тушения пожара

Обрушение потолков, стен и полов

Внезапное загорание или вспышка газопродуктов

Попадание под воздействие огня, приводящее к ожогам

Попадание под воздействие огня, приводящее к тепловому шоку

Попадание под воздействие холода во время пожарных операций зимой, спасательных операций и операций по спасению на море

Взрывы предметов на территории во время пожара

Воздействие шума при работе и другого оборудования

Недостаток кислорода во вдыхаемом воздухе

Присутствие моноксида углерода и других продуктов горения во вдыхаемом воздухе

Попадание под воздействие химикатов во время экстремальных случаев, связанных с химикатами

Риск заражения во время контакта с пациентами во время оказания медицинской помощи в экстремальных ситуациях

Психологический стресс из-за посттравматического стрессового синдрома

Перенапряжение и травмы мускулов и скелета от управления или передвижения тяжелых и неудобных предметов, например, и специализированного спасательного оборудования, во время ношения тяжелого оборудования личной защиты

Со всеми этими перечисленными опасностями ежедневно сталкивается пожарный.

Подробности

Специальность «Пожарная безопасность» можно получить после 9 класса. А что дальше? Кем работать по специальности пожарная безопасность девушке и юноше, где ждут выпускников? Давайте узнаем.

Получить образование по специальности пожарная безопасность можно обучаясь в колледже или техникуме, поступив после 9 или 11 класса. Также можно получить более высокий профиль, поступив в высшее учебное заведение.

Срок обучения данной специальности зависит не только от формы обучения, но и от программы по которой готовят будущих специалистов.

Специальность пожарная безопасность – кем работать?

После получения диплома специалисты с направлением «Пожарная безопасность» могут работать:

  • Инженером по пожарной безопасности.
  • Инспектором пожарной безопасности.
  • Сотрудником пожарно-спасательных формирований.
  • Пожарным.
  • Инженером – проектировщиком в области пожарного оборудования.
  • Преподавателем предмета «Пожарная безопасность».
  • Диспетчером.

Конечно, руководящую должность, должность преподавателя, инженера может занимать только специалист с высшим образованием.

Выпускники по специальности пожарная безопасность востребованы повсеместно. Они способны управлять пожарным оборудованием и техникой, разрабатывать инструкции и нормативные документы в данной области, заниматься инспекторской и экспертной деятельностью.

Местом работы для специалистов «Пожарная безопасность» может стать пожарная часть, отдел пожарной безопасности в организации, проектный институт, администрация района или области, средние и высшие учебные заведения.

Специальность пожарная безопасность позволяет специалистам составлять различные инструкции по пожарной безопасности, проводить пожарный надзор объектов, проверять работу средств пожаротушения, проводить профилактическую работу по предотвращению пожаров.

Специалисты этого профиля способны заранее планировать действия пожарного расчёта во время пожара, осуществлять эвакуацию людей.

В их компетенцию входит оценка того, в какой степени пострадала окружающая среда во время пожара. Они способны проводить экспертизы во время дознания судебных дел, связанных с пожарами.

Специальность «Пожарная безопасность» предусматривает умение оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.

Чаще всего специалисты данной специальности работают в органах надзора за пожарной безопасностью или в организациях инженерами по технике безопасности. Они могут быть профессиональными пожарными при условии отсутствия медицинских противопоказаний и отличной физической подготовки.

Специальность пожарная безопасность – кем работать девушке?

Все чаще специальность «Пожарная безопасность» выбирают девушки, так как одной из востребованных профессий за последнее время стала работа диспетчером.

Соответственно и ответ на вопрос – кем же работать девушке по специальности пожарная безопасность очевиден – диспетчером.

Эта работа не требует специальной физической подготовки, но зато обязательными качествами являются спокойствие, внимательность, сосредоточенность, сострадание, так как человека, обратившегося к диспетчеру, прежде всего надо успокоить, внимательно выслушать и в то же время быстро принять решение. Всеми этими качествами чаще всего обладают девушки, женщины.

Конечно, они должны хорошо разбираться в практических вопросах, связанных с техникой, которая используется во время пожара, но, как правило, у девушек это затруднений не вызывает.

Конечно, каждая девушка, женщина должна учитывать, что это работа в сменах, требующая большого психологического напряжения. Для работы диспетчером девушке необходим диплом либо среднего специального учебного заведения, либо высшего учебного заведения.

Не хотите работать диспетчером? Не беда! Кем еще работать девушке по специальности пожарная безопасность? Прекрасная половина человечества может выбрать специальность психолога, так как очень часто необходима помощь психолога при выезде на место пожара для работы с пострадавшими.

И это еще не все, по специальности пожарная безопасность девушки также могут работать специалистами в лабораториях, которые занимаются анализом и экспертизой пожаров.

Девушки также могут работать в надзорных органах по пожарной безопасности, так как должна проводиться большая работа с населением особенно в областях, где повышен риск пожароопасности. Это чтение лекций населению, проведение профилактических бесед со школьниками в школах о том, как правильно и безопасно обращаться с огнём, чтобы не допустить пожара.

Нередко девушки согласны работать наравне с мужчинами. Выбирая специальность «Пожарная безопасность», они готовы принимать участие непосредственно в тушении пожара. Но всегда надо помнить, что профессия пожарника сопряжена с большой опасностью для жизни, требует отличной физической подготовки, полной самоотдачи.

В любом случае, выбирая специальность «Пожарная безопасность» специалист – мужчина или женщина, всегда должны помнить о том, что любая профессия, сопряжённая с этой профессией, независимо от физической формы и здоровья человека, требует большой самоотдачи, психологического напряжения.

И прежде чем выбрать эту профессию, каждый должен решить, сможет ли он работать, чтобы не занимать место человека в учебном заведении, для которого это будет настоящим призванием.

Профессия "пожарный" — очень древняя. Первые пожарные появились в Древнем Китае. По причине густонаселенности там же начали строить первые специальные каналы, которые являлись первыми противопожарными средствами. Первый водопровод был построен в Древнем Риме.

Первыми законодателями в области пожарной безопасность были немцы. В начале XVII века в Германии появились первые пожарные команды — брандкоманды.

В России профессиональная пожарная охрана (дружины пожарников) была создана в 1649 году в период царствования Алексея Михайловича. Оборудование у первых российских пожарников было очень примитивным: бочка с водой и повозка. Кроме этого, на Руси всегда строились колокольни для оповещения о пожаре и рылись каналы в целях тушения пожаров.

Профессиограмма "Пожарный"

Наименование профессии пожарный
Доминирующий способ мышления приложение — диагностика
Дополнительные способы мышления адаптация — координация; производство — выносливость
Область базовых знаний №1 и их уровень химия, электротехника, вентиляция и кондиционирование, водоснабжение и канализации, уровень 3, высокий (теоретический)
Область базовых знаний №2 и их уровень пожарное дело, уровень 2, средний (практическое использование знаний)
Профессиональная область военное дело
Межличностное взаимодействие частое по типу "напротив"
Доминирующий интерес реалистический
Дополнительный интерес предприимчивый
Условия работы в помещении / вне помещения; мобильный
Предпочтительный пол мужской

Доминирующие виды деятельности профессии "Пожарный":

  • работа в пожарной части, связанная с тушением пожара;
  • оперативный выезд на пожар;
  • производство разведки;
  • ликвидация возгорания при помощи специальной техники (брандспойт и т.д.);
  • обеспечение безопасности людей;
  • спасение людей и имущества;
  • прохождение сборов в учебном центре;
  • пожарно-строевая подготовка;
  • работа на объекте, связанная с обеспечением пожарной безопасности;
  • работа по предотвращению пожара;
  • предотвращение возгорания, пожаров на объекте;
  • проверка мест складирования материалов;
  • проведение мероприятий, направленных на профилактику пожарной безопасности;
  • составление инструкций пожарной безопасности для объекта в целом и для отдельных подразделений объекта;
  • разъяснение противопожарных инструкций сотрудникам объекта;
  • обеспечение средств оповещения о пожаре (радиосвязь);
  • обеспечение объекта первичными средствами пожаротушения (огнетушители, пожарные краны);
  • контроль за работой автоматизированной системы пожарной безопасности (датчики, диспетчерский пункт);
  • контроль за работой противопожарного водопровода и противопожарных гидрантов;
  • контроль за состоянием пожарных эвакуационных выходов;
  • обеспечение пожарной безопасности мероприятий с массовым пребыванием людей;
  • обход охраняемого объекта;
  • работа при возникновении пожара:
    - получение и проверка сигнала о пожаре;
    - установка очага возгорания;
    - руководство эвакуацией людей;
    - применение первичных средств пожаротушения;
    - подготовка места для работы боевого расчета.

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности пожарного:

Способности Личностные качества, интересы и склонности
  • физическая выносливость;
  • способность переносить большие физические нагрузки и высокие температуры;
  • хорошая координация движений;
  • развитие переключения, распределения, концентрации и устойчивости внимания;
  • способность четко действовать в экстремальных ситуациях;
  • психическая и эмоциональная устойчивость;
  • способность быстро реагировать на ситуацию;
  • способность к принятию самостоятельных решений;
  • развитая наглядно-образная память;
  • развитое аналитическое мышление.
  • дисциплинированность (умение подчиняться);
  • аккуратность;
  • смелость, решительность;
  • выдержанность;
  • внимательность;
  • пунктуальность;
  • отзывчивость;
  • чувство долга;
  • целеустремленность;
  • наблюдательность;
  • ответственность;
  • находчивость.

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

  • трусость;
  • невнимательность;
  • безответственность;
  • халатность;
  • рассеянность;
  • вспыльчивость;
  • неорганизованность;
  • недисциплинированность;
  • быстрая утомляемость.

Области применения профессиональных знаний:

  • боевая (пожарная) часть;
  • Госпожнадзор;
  • объекты, представляющие опасность с пожарной точки зрения;
  • заводы с горячим производством;
  • теплоэлектростанции;
  • электростанции;
  • газоперерабатывающие станции;
  • заправочные станции;
  • высотные здания.

ПОЖАРНИК



Тревожный номер «ноль один»,

Ты не останешься один.

Гудят пронзительно сирены –

Начало дня пожарной смены:

Необходимо им спешить

Пожар опасный потушить.

С. Васильева

Пожарник – работник пожарной охраны.

Пожар – неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни людей.

Пожарище – место, где был пожар.

Краткая характеристика профессии

Дома, в которых мы живем, обеспечены газом, электроприборами. Почти каждая семья пользуется разнообразными предметами бытовой химии. В жилых домах пожары возникают значительно чаще, чем в общественных или производственных зданиях. Причины пожаров во всех случаях одни и те же – неосторожное обращение с огнем.

Когда речь идет о лесном пожаре или о пожаре жилых домов и общественных заведений, то в бой со стихией вступают отважные профессионалы – пожарные или, как их сейчас принято называть, спасатели МЧС. Есть такие люди, у которых призвание – спасать и защищать других. Такие люди и идут работать в службу спасения, чтобы каждый день смотреть опасности в глаза.

Профессия пожарного – одна из важнейших в современном обществе. Телефон 01 наизусть знает каждый ребенок. Многим людям за всю жизнь так и не понадобится помощь пожарных, но зато для многих других эти самые защитники спасают их от смерти в чрезвычайных ситуациях. В каждом городе и даже поселке есть своя бригада спасателей, так как пожары бывают везде, и тушить их должны профессионалы.

Огонь – это для людей тепло, пища, уют еще с древних времен, но огонь – это вместе с тем сильная и страшная стихия, способная за короткое время в сухую погоду огромную территорию превратить в черную безжизненную пустыню. Задача пожарной службы – спасти в первую очередь людей, а потом – материальные ценности, постройки, леса, сельскохозяйственные угодья и т.п. Отважные люди тушат многоэтажные дома, заводы, а также мешают огню распространяться дальше. Без их подвигов число жертв пожаров и материальный ущерб имел бы катастрофические объемы в масштабах страны.

Сотрудник службы спасения обязательно должен быть храбрым и выносливым, иметь отличную физическую форму, обладать теоретическими знаниями и практическими навыками борьбы с огнем. Пожарник – не самая распространенная профессия, но она относится к разряду самых опасных в мире. Нередко эти люди сами становятся жертвами огня, с которым приехали бороться. Это благородная профессия, ведь не каждый согласится войти в горящее здание, которое вот-вот рухнет, в попытках спасти людей, которые еще не успели эвакуироваться из него.

История пожарного дела

Самые старые упоминания о профессиональных пожарных бригадах относятся к Древнему Египту. Позже в Риме император Август распорядился создать государственную службу борьбы с пожарами, сотрудники которой также были ночным полицейским патрулем.

В «Судебнике» Ивана III, введенном в 1498 г., сказано о купцах (тех, кто курит табак): «Зажигальщику живота (жизни) не дать, казнить его смертной казнью». Вот такое суровое наказание ждало виновников пожара.

Все постройки раньше были деревянными, и огонь мог легко распространиться. Тушить огонь было очень сложно, так как не было никакой пожарной техники. Пожар нес огромные бедствия, уничтожая жилища людей, скот, различные постройки, продукты. Но самое страшное – в огне гибли люди. Поэтому наказание было столь жестоким. Беду легче предотвратить, чем исправить последствия.

На территории нашей страны первую противопожарную бригаду создали в Москве в 1504 г. Но день пожарника отмечают 30 апреля, так как в этот день в 1649 г. царь Алексей Михайлович издал указ, определяющий состав обязанности пожарных бригад. 17 апреля 1918 г. был подписан Декрет «О государственных мерах борьбы с огнем».

С 1698 г. Петр Великий приказал тушить пожары силами московских стрельцов, сотских старост и посадских людей. В 1803 г. Александр I подписал указ об организации в Петербурге пожарной охраны.

При взрыве атомного реактора на Чернобыльской АЭС в 1986 г. возник пожар, в атмосферу поднялось радиактивное облако. Хотя взорванный реактор представлял собой источник смертельной опасности – радиоактивного заражения – пламя необходимо было погасить. Первыми к реакторам через несколько минут по тревоге прибыли пожарные из охраны атомной электростанции. Именно они первыми приняли на себя удар стихии, отвели беду от сотен тысяч людей, проявив при этом мужество и героизм. Они бросились спасать людей и станцию, не думая о своей жизни.

Рабочие инструменты пожарного

пожарная машина

защитный шлем

пожарный шланг

пожарный щит

огнетушитель

лестница

Причины пожара

Мы вчера ходили в лес,

Ну а ночью он исчез.

Так от нашего костра

Целый лес сгорел дотла.

Неосторожное обращение с огнем в лесу

Если спички в руки взял,

Сразу ты опасным стал –

Ведь огонь, что в них живет,

Много бед всем принесет.

Шалости детей с огнем и спичками

Будь осторожен с утюгом,

Чтоб он не стал твоим врагом.

Небрежное использование бытовых нагревательных приборов

Не суши белье над газом –

Все сгорит единым разом!

Неправильная эксплуатация

газовых приборов

Когда без присмотра оставлена печь,

Один уголек целый дом может сжечь.

Неисправность печей

и дымоходов

Если все приборы разом

Ты в одну розетку включишь,

То пожар проводки сразу

В этой комнате получишь!

Нарушение противопожарной безопасности при эксплуатации сети и электропроводки

Общие правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций

Пусть знает каждый гражданин

пожарный номер – «01»!

Пожары от детской шалости с огнем происходит там, где дети остаются одни. Подражая взрослым, они зажигают спички и разводят костры, курят, разжигают печи, включают электроприборы. Но бывает и так, что родители сами поручают детям разжигать отопительные и нагревательные приборы.

В результате такого беззаботного отношения к мерам пожарной безопасности, происходят пожары, иногда сопровождающиеся тяжелыми последствиями.

Не поддавайтесь панике. Паника в любой чрезвычайной ситуации вызывает неосознанные действия, приводящие к тяжелым последствиям, затрудняет действия спасателей, пожарных и других людей.

Немедленно звоните по телефону «01» при первой жевозможности. При сообщении сохраняйте спокойствие, выдержку. Говорите коротко и понятно. В сообщение необходимо сказать:

что случилось;

место, где это произошло (адрес, ориентир);

если вы очевидец, оставайтесь на месте до приезда спасателей, пожарных, сотрудников милиции.

Окажите первую доврачебную помощь пострадавшему, если вы оказались поблизости. Своевременное оказание ему первой помощи позволит снизить тяжелые последствия.

Выполняйте рекомендации специалистов: спасателей, пожарных, сотрудников милиции, медработников. Это поможет своевременно оказать помощь пострадавшим, снизить или предотвратить последствия (воздействие опасных факторов).

Создавайте условия для работы спасателей, пожарных :

пропустите автотранспорт, двигающийся со специальными сигналами и специальной раскраской;

не заходите за ограждение, обозначающее опасную зону.

История современной спички

Спичка! Маленькая деревянная палочка с коричневой головкой. Чиркнешь – и загорится огонь – то божество, которому поклонялись издревле люди. Его берегли как зеницу ока. Древние люди научились добывать огонь трением деревянных палочек друг о друга. Этим способом мы получаем его и сейчас, когда чиркаем спичкой о коробку.

Спичка – изобретение молодое. Первая спичечная фабрика была открыта всего 150 лет назад. К концу XVII века были сделаны первые попытки создать «химическое огниво». Головки у спичек были:

из бертолетовой соли; их обмакивали в серную кислоту, и они загорались;

из стекла, это так называемые «Спички Прометея»; у них была стеклянная головка, в которой находилась кислота; снаружи шарик был покрыт воспламеняющейся смесью. Стоило раздавить шарик специальными щипчиками – и бумага, в которую спичка была завернута, загоралась;

из фосфорной массы; стоило чиркнуть, как головка взрывалась и разлеталась, словно маленькая граната, и оставался противный запах тухлых яиц, так как в состав фосфорной массы входила сера.

Шли годы, путем долгих опытов немецкий ученый Беттгерд нашел совмещенный способ, смешав бертоллетову соль и сернистую сурьму. Так родились безопасные спички. Их производили в Швеции.

Как изготовляют спички сейчас? Из осиновых бревен нарезают соломку, пропитывают специальным раствором, чтобы спичка, потухнув, не тлела. Один конец обмакивают в зажигательную массу, просушивают и укладывают в коробочку.

Первую машину для изготовления спичечной соломки изобрел русский ученый А.А. Мусин-Пушкин. Но был в России период, когда спички попали в опалу. Их винили в участившихся пожарах из-за доступности зажигающих средств. Были закрыты спичечные фабрики и запрещен ввоз спичек из-за границы.

Мы пользуемся только хозяйственными спичками. Но есть и специальные спички для моряков и охотников. Они не гаснут, как простая спичка, при ветре, дожде и шторме. Есть спички сигнальные, дающие полуметровое пламя красного, синего или зеленого цвета. А чтобы удобно было разжигать камин, применяют каминные спички длиной в 20 см.

Говорят, жалко тратить много дерева на спички, экономнее зажигалки. Однако, судя по всему, деревянная палочка с аккуратной головкой, способной быстро и без проблем доставать огонь, еще долго прослужит людям.

Вопросы и ответы

Что такое горение?

Научный термин для обозначения сжигания – «горение». Известно множество видов горения, но в большинстве случаев все очень просто. Кислород из воздуха должен вступать во взаимодействие с каким-либо материалом, который может гореть. Кислород распространен в природе. В окружающем воздухе его содержится примерно 21% . Кислород всегда готов поддержать начавшийся процесс горения.

Для того чтобы процесс горения начался, помимо кислорода необходимо наличие «горючих» материалов. Горючие материалы называют «топливом». Это дерево, уголь, кокс, керосин, газ и др.

При медленном горении, если выделяемое тепло не попадает в воздух, температура может достичь такого уровня, когда начинается возгорание. Это называется «спонтанным возгоранием». Оно может начаться в куче промасленных тряпок, оставленных в закрытых помещениях. Масло медленно окисляется, становится теплым, начинает тлеть и загорается.

Почему горячие предметы вызывают ожог?

Мы все испытали на себе, что огонь и горячие предметы вызывают болезненное ощущение. Ребенок этого пока не знает – и получает ожог, получает урок на собственном опыте.

В горячем утюге атомы вибрируют с огромной частотой – возможно, до миллиона колебаний в секунду! Если дотронуться до утюга кончиком пальца, мы почувствуем боль, так как быстро движущиеся частицы заставят молекулы нашей кожи также двигаются резко и быстро. Это быстрое движение вы почувствуете в виде боли – вот почему горячие предметы обжигают.

Что такое очаг?

Очаг был для первобытного человека первой печью, согревавшей его и готовившей для него пищу, он ценил его больше всего. Вокруг очага люди стали устанавливать крышу, возводить стены, а потом и дверь, – словом, строить дом. Со словом «очагом» и теперь ассоциируется родной дом, теплота отношений близких людей.

Когда в доме появилась различная утварь – кровать, стол, подобие шкафа, – очаг, разведенный на полу, перестал устраивать человека. Он построил для него отдельный домик с окошечком и дверцей. Так получилась печь. Первые печи появились еще в каменном веке. Их выкладывали из глины и булыжника. У них не было ни дымохода, ни трубы, дым шел в отверстие в крыше прямо из дома. Лишь к началу нашей эры появились печи и камины с дымовыми трубами.

Плиты и камины – изобретение Европейское, а на Руси искони клали печи большие – в пол-избы. Она и кухня, и хлебопекарня, и источник тепла, и отличный диван с подогревом. Прогревшиеся кирпичи ровным теплом успокаивают, снимают боль, ломоту, озноб.

европейский камин

русская печь

Отрывки из литературных произведений о пожаре и пожарных

Море пламенем горит,

Выбежал из моря кит,

«Эй, пожарные бегите!

Помогите, помогите!»

К. Чуковский. «Путаница»

Ехал один гражданин по Москве –

Белая кепка на голове, –

Ехал весной

На площадке трамвая,

Что-то под грохот колес напевая…

Вдруг он увидел –

Напротив, в окне

Мечется кто-то в дыму и огне.

Много столпилось людей на панели.

Люди в тревоге под крышу смотрели:

Там из окошка сквозь огненный дым

Руки ребенок протягивал к ним.

С. Маршак. «Рассказ о неизвестном герое»

Что за дым над головой?

Что за гром над мостовой?

Дом пылает за углом.

Что за мрак стоит кругом?

Ставит лестницы команда,

От огня спасает дом.

С. Михалков. «Дядя Степа»

Словечко за словечком –

И снова разговор,

А дома перед печкой

Огонь прожег ковер.

Еще одно мгновенье –

И легкий огонек

Сосновые поленья

Окутал, обволок.

Взобрался по обоям,

Вскарабкался на стол

И разлетелся роем

Золотокрылых пчел.

С. Маршак. «Кошкин дом»

… И сейчас же все, кого коснулась волшебная палочка феи, заснули… Заснули даже куропатки и фазаны, которые поджарились на огне. Заснул вертел, на котором они вертелись. Заснул огонь, который их поджаривал.

Ш. Перро. «Спящая красавица»

… Раз как-то вечером сидел солдат в своей коморке. Совсем уже стемнело, а у него не было денег даже на свечку. Тут он и вспомнил про ведьмину вещицу. Достал солдат ее из кармана и стал высекать огонь. Только он по кремню – дверь распахнулась, и вбежала собака с глазами, точно чайные блюдца.

Г.-Х. Андерсен. «Огниво»

… В то же мгновение вся комната наполнилась едким черным дымом, и что-то вроде бесшумного взрыва большой силы подбросило Вольку к потолку, где он и повис, зацепившись штанами за крюк, на который предполагалось повесить бабушкину люстру.

Л. Лагин. «Старик Хоттабыч»

…Сам принес воды, сам набрал веток и сосновых шишек, сам развел у входа в пещеру костер, такой шумный, что закачались ветки на высокой сосне. Сам сварил какао на воде:

– Живо! Садись завтракать.

Они видели дымок костра у корней старой сосны, но и им в голову не пришло, что в этой пещере скрывались деревянные человечки, да еще зажгли костер.

А. Толстой. «Золотой ключик, или приключения Буратино»

…Огонь под плитой разгорался все сильней, на сковородках что-то шипело и дымилось, по комнате разносился приятный, вкусный запах. Старуха металась то туда, то сюда, и то и дело совала в горшок с супом свой длинный нос, чтобы посмотреть, не готово ли кушанье. Наконец в горшке что-то заклокотало и забулькало, из него повалил пар, и на огонь полилась густая пена. Тогда старуха сняла горшок с плиты, отлила из него супу в серебряную миску и поставила миску перед Яковом.

В. Гауф. «Карлик Нос»

Бывает часто, что в городах на пожарах остаются дети в домах, и их нельзя вытащить, потому что от испуга они спрячутся и молчат, а от дыма нельзя их рассмотреть. Для этого в Лондоне приучены собаки. Собаки эти живут с пожарными, и когда загорится дом, то пожарные посылают собак вытаскивать детей. Одна такая собака спасла двенадцать детей; ее звали Боб.

Один раз загорелся дом. И когда пожарные приехали к дому, к ним выбежала женщина. Она плакала и говорила, что в доме осталась двухлетняя девочка. Пожарные тогда послали Боба. Боб побежал по лестнице и скрылся в дыме. Через пять минут он выбежал из дома и в зубах за рубашку нес девочку. Мать бросилась к девочке и плакала от радости, что дочь была жива. Пожарные ласкали собаку и осматривали ее – не обгорела ли она, но Боб рвался опять в дом.

Пожарные подумали, что в доме еще есть что-нибудь живое, и пустили его. Собака побежала в дом и скоро выбежала с чем-то в зубах. Когда народ рассмотрел то, что она несла, то все расхохотались: она несла большую куклу.

Л. Толстой

Не шали с огнем!

Огонек всегда такой:

И хороший и плохой:

Он и светит, он и греет,

И проказничать умеет.

Чайник все кипел, кипел

И весь выкипеть успел.

И от злости поволок

Черный дым на потолок.

Трое маленьких зайчат

С огоньком сидят, шалят.

Им, зайчатам невдомек,

Что опасен огонек.

Если загремит гроза,

В страхе закрывать глаза

Не разумно и смешно.

Надо закрывать окно.

У окна, – сказала мать, –

Калорифер не включать!

Поздно, – зайка говорит, -

Занавеска-то горит!

Взгляд лесничего суров:

Здесь не место для костров!

Погасить велел костер

И закончил разговор.

Возле газовой плиты

Расшалились – жди беды.

Лучше даже и не стой

Перед газовой плитой.

Чтобы выросла пшеница,

Нужно много потрудиться.

И огня не разжигай

Там, где зреет урожай.

Каждый знает, что утюг

Добрый, но серьезный друг.

Тот, кто с утюгом знаком,

Не играет с утюгом.

Сено вспыхнет непременно

От соседа огонька...

А не дашь Буренке сена –

Не получишь молока.

Кто науку изучает,

Так приборы не включает:

Перегретая розетка

Загорается нередко.

Д. Лапина, П. Юрциньш

Побежал, как ручеек,

В сухой травке огонек.

Разве скажет кто-нибудь

Где он свой закончит путь?

Загадки

В два ряда дома стоят:

Десять, двадцать, сто подряд.

И квадратными глазами

Друг на друга все глядят.

(Улица)

Защищу я от огня

В комнате, машине,

Лишь нажмите мой рычаг.

Я ….(Огнетушитель)

Все такие добряки -

Раздают всем огоньки.

(Спички )

То назад, то вперед,

Ходит, бродит пароход.

Остановишь – горе,

Продырявит море.

(Утюг)

С огнем бороться мы должны,

С водою мы напарники.

Мы очень людям всем нужны,

Ответь скорее, кто же мы?

(Пожарники)

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу.

(Вода)

Но если захочу,

Щелкну раз – и день включу.

(Выключатель)

Спят мирно дочки

У папы в домочке,

Сон у тихонь – в головках огонь.

(Коробок и спички )

Это бедствие – огонь, дым и жар.

Называется... (Пожар)

Пословицы и поговорки

Искру туши до пожара, беду отводи до удара.

Вода и огонь – хорошие слуги, но страшные господа.

Огонь маслом заливать - лишь огня добавлять.

От маленькой искры большой пожар бывает.

Огонь воды боится.

Нет дыма без огня

Из огня да в полымя.

Доскажи словечко

Выпал на пол уголек:

Деревянный пол зажег,

Не смотри, не жди, не стой,

А залей его … (водой)

Если младшие сестрички

Зажигают дома спички,

Что ты должен предпринять?

Сразу спички те …(отнять)

Викторина «Чего делать нельзя»

    Какие вещи разрешается развешиваться на электропроводах?

    Какие гвозди можно забивать между проводами?

    Какой тканью можно окутывать электрическую лампочку?

    Какими обоями разрешается оклеивать провода?

    В какой руке водитель автомобиля должен держать сигарету, проезжая по деревянному мосту?

    С какой стороны нужно разжигать костер в ветреную погоду?

На все эти вопросы ответ отрицательный. Ничего этого делать нельзя!

Кроссворд «Пожар в квартире»

По горизонтали:

1. Накормишь – живет, напоишь – умрет.

2. Объект, притягивающий вора.

4. Родился в печке,

Завился в колечки,

Сплясал трепака

И ушел в облака.

5. В два ряда дома стоят –

Десять, двадцать, сто подряд,

И квартирными глазами

Друг на друга глядят.

6. Защищу я от огня

В комнате, машине,

Лишь нажмите мой рычаг.

Я – ….

По вертикали:

1. Болезненное состояние, вызванное попаданием в организм вредных и ядовитых веществ.

3. В деревянном домике

Проживают гномики

Все такие добряки –

Раздают всем огоньки.

4. Кто приходит, кто уходит –

Все ее за ручку водят.

5. То назад, то вперед

Ходит, бродит пароход.

Остановишь – горе,

Продырявит море.

Ответы:

По горизонтали: 1. Огонь. 2. Квартира. 4. Дым. 5. Улица. 6. Огнетушитель.

По вертикали: 1. Отравление. 3. Спички. 4. Дверь. 5. Утюг.

Вопросы для самопроверки

1. Почему профессия пожарного считается опасной для жизни и здоровья?

2. Каковы причины пожаров?.

3. В чем смысл пословицы «От маленькой искры большой пожар бывает»?

4. Как до изобретения спичек люди разжигали огонь?

5. Когда появились спички?

ЛИТЕРАТУРА

Алёнкина, О.А. Профессионально-трудовая социализация молодежи / О.А. Алёнкина, Т.В. Черникова. – М.: Глобус, 2009.

Алёнкина, О.А. Профильное обучение в коррекционной школе // Модернизация управления образовательным учреждением / О.А. Алёнкина [и др.]; под ред. В.В. Серикова, Т.В. Черниковой. – М.: АПК и ППРО, 2004. – С. 73–79.

Булычева, Н.А. Особенности профессионального выбора выпускников классов коррекции / Н.А. Булычева // Коррекционная педагогика. – 2004. – № 2 (4).

Герасимова В.А., Классный час играючи. Выпуск 2. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 64 с.

Пословицы, поговорки, загадки народов России /сост. М.П. Филипченко. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 378 с. – (Мудрость тысячилетий).

Черникова, Т.В. Профориентационная поддержка старшеклассников / Т.В. Черникова. – М.: Глобус, 2006.

Чистякова, С.Н. Профессиональная ориентация школьников: организация и управление / С.Н. Чистякова, Н.Н. Захаров. – М. : Педагогика, 1987.

Что такое. Кто такой: детская энциклопедия. В 3 т. Т. 1. А-Ж /сост. В.С. Шергин, А. И. Юрьев. 5-е изд., перераб. и доп. – М.: АСТ, 2007. С – 519

Что такое. Кто такой: детская энциклопедия. В 3 т. Т. 2. З – О /сост. В.С. Шергин, А. И. Юрьев. 5-е изд., перераб. и доп. – М.: АСТ, 2007. С – 503.

Что такое. Кто такой: детская энциклопедия. В 3 т. Т. 3. П – Я /сост. В.С. Шергин, А. И. Юрьев. 5-е изд., перераб. и доп. – М.: АСТ, 2007. С – 519

Шалаева Г.П., Большая книга профессий/Г.П. Шалаева. – М.: АСТ: СЛОВО: Полиграфиздат, 2010. – 240с.

Я познаю мир: Детская энциклопедия: Изобретения. – М.: ООО Фирма «Издательство АСТ»; 1999.

Я познаю мир: Детская энциклопедия: История. – М.: ООО Фирма «Издательство АСТ»; 1997.

Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные. – М.: ООО Фирма «Издательство АСТ»; 1997.

1000 загадок. Для детей 3-6 лет. – М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2011. – 240с. – Серия «Программа развития и обучения дошкольника.

Рисунки: Абуткина Н.Ю., Алёнкина О.А., Алёнкина О.М.

С сегодняшнего дня на сайте Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу открывается и начинает свою работу новый раздел «Есть такая профессия - пожарный», посвященный 365 - летию Российской пожарной охране. В этом разделе петербургские школьники расскажут в своих эссе, насколько важна и нужна профессия пожарного в нашей большой Российской Вселенной.

Эссе

Профессия пожарного, или как она теперь называется, спасателя - одна из важнейших в обществе. Телефон 01 знает с детства наизусть каждый ребёнок. Многим людям за всю жизнь так и не понадобится помощь пожарных, но зато других эти самые защитники спасут от смерти. Любой город и даже посёлок обязательно должен иметь свою бригаду спасателей, так как пожары бывают везде, и тушить их должны профессионалы. Огонь - это сильная стихия, способная в сухую погоду огромную территорию превратить в чёрную пустыню, покрытую пеплом. Задача пожарной службы спасти в первую очередь людей, а потом материальные ценности, постройки, леса, сельскохозяйственные угодья и прочее. Эти люди тушат многоэтажные дома и даже целые заводы, а также мешают огню распространиться дальше. Без их подвигов число жертв пожаров и материальный ущерб от них имел бы катастрофические объёмы в масштабе нашей страны.

Сотрудники службы спасения обязательно должны быть храбрыми и выносливыми, иметь отличную физическую подготовку, а так же обладать теоретическими знаниями и практическими навыками борьбы с огнём. Распространение огня по зданию и по открытой местности - это целая наука, имеющая огромное значение, так как от неё зависят жизни людей и сохранность природы.

Профессию пожарных смело можно отнести к разряду самых опасных в мире. Нередко эти люди сами становятся жертвами огня, с которыми приехали бороться. Это благородная профессия, ведь не каждый согласится бегать по горящему зданию, которое вот-вот рухнет, пытаясь спасти людей, которые ещё не успели выбраться из него. Но и благодарность тех, кто обязан спасателям жизнью, не имеет границ!

Дудников Филипп

ГБОУ СОШ № 44

Приморского района

9 а класс


Я живу в мире, где профессия пожарных, спасателей и врачей является привычным составляющим нашего общества. Но ведь это опаснейшие профессии, которые можно сравнить с каждодневным подвигом.

Меня всегда удивляло как спасатели спокойно говорят о своей работе, о подверженности риску. Я сразу задумывалась какими стальными нервами и силой духа надо обладать. В современном же мире общество не придаёт особого значения этим профессиям, считая их рядовыми обязанностями и не оплачивая достойно их труд.

Я никогда не мечтала спасать людей, тушить пожары, но я горжусь теми, кто рискует своей собственной жизнью ради спасения чужой. И мне очень приятно, что и выпускник нашей школы Максим Ильинский тоже такой ежедневный, незаметный герой.

Сергеева Анна

ГБОУ СОШ № 44

Приморского района