115 фз о противодействии легализации кратко. Что такое отмывание денег в уголовном праве. Обновление ранее полученной информации

Организации, деятельность которых предполагает операции с имуществом третьих лиц, зачастую невольно становятся промежуточным звеном для реализации незаконных операций своих клиентов. Для защиты таких компаний, а также предупреждения экономических преступлений и терроризма, был принят Федеральный закон о противодействии легализации отмыванию доходов 115-ФЗ, последняя редакция которого вступит в силу с 28.06.2017 г.

Структура ФЗ-115

В законе четко сформулированы:

  • субъекты финансового мониторинга, их права и обязанности в сфере противодействия преступным экономическим схемам;
  • очерчен круг лиц и операций, подлежащих мониторингу;
  • определен порядок действий в отношении клиентов, чьи операции вызвали подозрения;
  • назначена ответственность субъектов мониторинга за уклонения от выполнения требований законодателя.

в последней редакции

Основные положения

Для реализации целей, преследуемых введением закона, в нем применяется ряд терминов, имеющих специфичное значение в его контексте:

  • Финансированием терроризма являются операции с денежными активами в любой форме с целью финансирования преступлений, связанных с терроризмом, вооруженным мятежом или посягательством на жизнь политических деятелей. К такому финансированию приравниваются также действия по обеспечению денежными средствами возможного исполнителя подобных преступлений, либо финансирование организаций, имеющих своей целью совершения таких преступлений.

Главное отличие определения этого термина от впервые употребленного в Международной конвенции «О борьбе с финансированием терроризма» (1999 г., Нью-Йорк) – это четкое перечисление статей Уголовного Кодекса, предусматривающих наказания за преступления, которые законодатель расценивает как терроризм или приравнивает к нему.

  • Идентификация — установление сведений о клиенте и связанных с ним лицах, предваряющее начало сотрудничества, с документальным подтверждением достоверности и актуальности этих сведений. Организации обязаны совершать такую работу с каждым новым контрагентом, а также должны повторять эту процедуру для всех клиентов ежегодно.
  • Бенефициарные владельцы — лица, которые прямо (путем участия в доле предприятия) или косвенно осуществляют непосредственный контроль над действиями клиента субъекта финансового мониторинга либо управляют движением средств на банковском счете, подлежащего контролю.
  • Уполномоченный орган – изначально функции сбора, обработки и анализа данных об операциях организаций и физических лиц, выполнял Комитет по финансовому мониторингу (КФМ). Но с 2004 г. было выполнено преобразование этого органа Федеральную службу по финансовому мониторингу (общепринятое сокращенное название Росфинмониторинг).

Цели и сфера применения

Принятие закона ФЗ-115 регламентирует возложение на определенные организации обязанности сообщать государству о подозрительных операциях, которые совершают с их помощью.

Такое делегирование полномочий, присущее больше для следственных органов, наделяет эти компании также и расширенными полномочиями по мерам, которые они могут осуществлять в отношении недобросовестных клиентов.

Действие закона распространяется:

  • на всех без исключения участников экономических отношений, которые внутри или за пределами Российской Федерации осуществляют операции по перечислению или получению денежных средств, а также другого движимого и недвижимого имущества;
  • отдельные положения закона касаются также выгодоприобретателей и бенефициаров клиентов или банковских счетов.

Меры к противодействию отмыванию доходов

Для организаций и предпринимателей, обязанных проводить финансовый мониторинг, в целях организации оного определены требования к персоналу и кадровой работе.

Сотрудники, назначенные ответственными лицами за проведение мониторинга, обязаны:

  1. Соответствовать требованиям, предъявляемым к их квалификации согласно положению, утвержденному приказом Федеральной службы финансового мониторинга .
  2. В частности, обязательным является высшее образование в сфере экономики или права, либо двухлетний опыт в сфере, связанной с мониторингом клиентов.

Организации обязаны:

  1. Проводить вводные и ежегодные (регулярные) инструктажи в сфере противодействия экономических преступлений и финансирования .
  2. Это обучение является обязательным для руководителей подразделений и ответственных за проведение идентификации сотрудников, и проводится согласно программе, которую организация обязана разработать в соответствии с требованием законодательства.
  3. Проведение инструктажей и повышения квалификации ответственных за финансовый мониторинг лиц должно фиксироваться в специальном журнале учета под подпись сотрудника, причем форму журнала организация обязана разработать самостоятельно.

Соответствующим образом обученные сотрудники обязаны осуществлять следующие меры по противодействию отмывания нелегальных доходов и финансирования терроризма :

  • обязательный контроль – если операция попадает под определенные критерии, ее обязаны проверить на признаки подозрительных операций и незамедлительно отправить данные в Росфинмониторинг, который на их основе предпринимает меры по профилактике возможных преступных схем;
  • осуществление внутреннего контроля операций – выявления данных, свидетельствующих о необходимости проведения обязательного контроля;
  • обязательная идентификация клиентов перед обслуживания с предоставлением оригиналов или заверенных копий подтверждающих документов согласно Положению, утвержденному приказом Росфинмониторинга от 17.02.2011 № 59, в том числе путем анкетирования;

Важно! Для кредитных организаций порядок идентификации описан в , а для других финансовых организаций инструкции следует искать в .

  • предоставление сведений об операциях, совершенных тем или иным клиентом, по запросу уполномоченного органа;
  • сохранение тайны в отношении финансового мониторинга – клиент не должен узнать о том, что проходит проверка операций, за исключением случаев уведомления о действиях, предпринятых в отношении его счета.

Субъекты контроля имеют право:

  • на отказ в совершении операций;
  • замораживание денежных средств на счету клиента, при наличии соответствующего решения, опубликованного на официальном сайте Росфинмониторинга;
  • на прекращение действия договора обслуживания при наличии достаточных на то оснований;
  • банковские учреждения могут в случае возникновения подозрений в отношении источников дохода по операции запросить у предприятия документы, подтверждающие их легальность, в том числе первичные документы по сделке.

Организации и осуществляемые ими операции

Субъектами финансового мониторинга в свете закона 115-ФЗ являются:

  • организации (банковские, кредитные и некредитные финансовые), осуществляющие для клиентов прием, перечисления и выдачу денежных активов, в том числе в сфере кредитования и микрофинансирования;
  • предприятия федеральной почтовой связи;
  • компании, оказывающие услуги в сфере лизинга или ;
  • букмекеры, организаторы лотерей, тотализаторов и других игр, связанных с риском, вне зависимости от формы проведения розыгрышей;
  • ломбарды и другие компании, осуществляющие операции по купле-продаже ювелирных и драгоценных изделий;
  • компании-посредники в сфере приобретения или продажи недвижимого и движимого имущества;
  • управляющие компании ПИФов, других инвестиционных фондов, частные ;
  • брокеры, дилеры и другие участники рынка ценных бумаг;
  • операторы телефонной связи.

Все субъекты, деятельность которых затрагивает 115-ФЗ, обязаны встать на учет в уполномоченном органе в течение 30 дней с момента регистрации предприятия, и организовать проведение идентификации клиентов и контроля их операций.

Для проведения обязательного контроля операции, она должна соответствовать следующим критериям:

1. Сумма операции больше или равна эквиваленту 600 000 руб. и связана с:

  • зачислением на расчетный счет наличных денежных средств, не связанных с характером деятельности компании, в том числе внесение средств в уставный капитал организации;
  • обменом валюты или купюр идентичного достоинства, покупке ценных бумаг или получению средств по чеку, выданному нерезидентом на предъявителя;
  • переводами, контрагентами по которым является лицо, находящееся на территории КНДР или Исламской Республики Иран;
  • депозитами, открытыми без указания получателя (на предъявителя), а также, если выгодоприобретателем по депозиту является третье лицо;
  • переводами сумм вкладов с/на анонимные банковские счета, находящиеся за границей либо на счета , организованного менее 3 месяцев назад, по которому операции осуществляются впервые;
  • куплей-продажей ювелирных изделий;
  • страхованием или лизингом;
  • оплатой участия либо выплатой выигрыша по тотализатору, лотерее и другим играм, связанным с риском;
  • переводами денежных средств некредитных организаций, а также получением или выплатой ими беспроцентных займов;
  • оплатой и освоению средств, полученных по государственным оборонным заказам.

2. Операция связана со сделкой по недвижимому имуществу, и совершается на сумму, которая равна или превышает в эквиваленте 3 000 000 руб.

3. Отправителем/получателем по операции является некоммерческая организация в корреспонденции с иностранными организациями или физическими лицами, а сумма больше или равна 100 000 руб.

4. Операция связана с предприятиями оборонной промышленности России, а сумма ее превышает порог в 50 000 000 руб.

5. Хотя бы одной стороной по операции является лицо, имеющее установленное прямое или опосредованное отношение к экстремистской деятельности, согласно перечню уполномоченного органа, публикуемому на официальном сайте.

В остальных случаях необходимость и объем проведения контроля определяется субъектом финансового мониторинга индивидуально

  • согласно сведениям, собранным от клиента во время его идентификации;
  • в зависимости от особенностей и специфики операции.

Если в результате такого контроля выявятся факты, позволяющие считать операцию подозрительной, то данные о ней должны быть направлены в Росфинмониторинг в те же сроки и объеме, что и при обязательном контроле.

Изменения 2019-2017

С момента принятия в 2001 г. закон 115-ФЗ претерпел много изменений, часть из которых была внесена в последние годы. В частности были расширены права и полномочия организаций-субъектов мониторинга, внесены новые категории подлежащих контролю клиентов и операций:

  1. Определена обязанность субъектов контроля отправлять данные в Росфинмониторинг об отказе проводить операцию клиента в течение 1 дня. Кроме того, введено обязательство о сообщении фактов отказа от заключения либо расторжении договора банковского обслуживания для кредитных организаций в том же порядке.В свою очередь данные, полученные о подобных фактах, уполномоченный орган незамедлительно направляет в Банк России, который распространяет информацию о таких клиентах для предупреждения возможных подозрительных операций в других учреждениях.
  2. Введена обязанность любых юридических лиц по сообщению налоговой инспекции и уполномоченному органу сведений о своих бенефициарных владельцах . В свою очередь, добавлена необходимость определения бенефициаров в процессе идентификации для всех компаний, кроме тех, которые по роду деятельности раскрывает данную информацию или не имеет ее, а также государственных организаций.Уклонение от исполнения данного требования предусматривает административную ответственность с уплатой штрафа в размере до 40 000 руб. для должностных лиц и до 500 000 руб. для организаций.
  3. Допущена возможность проведения идентификации клиента и удостоверения достоверности сведений о нем по документам, полученным в электронном виде с использованием усиленной квалифицированной подписи, в том числе из государственных реестров.
  4. Внесено исключение в правила открытия банковского счета: разрешено открывать банковский счет без личного присутствия представителя организации в случае, если ранее была проведена его идентификация. В то же время, такая операция запрещена, если представители или аффилированные лица клиента были заподозрены в совершении экономических преступлений и внесены в соответствующий перечень Росфинмониторинга.
  5. Кредитным и микрофинансовым учреждениям разрешено перепоручать проведение идентификации клиента банковским учреждениям . При этом как поручитель, так и исполнитель должны соответствовать требованиям Банка России.
  6. Добавлена возможность субъектов мониторинга самостоятельно определять объем и характер принимаемых мер по изучению данных клиента при идентификации, с учетом степени риска совершения таким клиентом сомнительных операций.
  7. Изменены и добавлены частные ограничения по проведению упрощенной и полной идентификации для физических лиц , которые совершают операции по обмену валюты, купле/продаже драгоценностей или потребительского кредитования на небольшие суммы.

Таким образом, с учетом изменений 2019-2017 года всем субъектам финансового мониторинга настоятельно рекомендуется внести изменения в анкеты для идентификации клиентов, порядок и правила проведения обязательного и внутреннего контроля, а также провести инструктаж сотрудников с занесением факта его проведения в журнал регистрации.

Видео: Последние изменения в ФЗ

Регулирует и контролирует все сделки и действия, во избежание появления незаконных или преступных операций или даже финансирования терроризма. Рекомендуется к прочтению организациям, так как они невольно могут стать соучастниками, не имея достаточного количества знаний. В законе описаны процедуры и действия, обязательные для определенных лиц для избежания ошибок и ответственности.

Суть

ФЗ 115 о противодействии легализации доходов был принят Государственной Думой 13 июля 2001 года, а Советом Федерации одобрен 20 июля 2001 года. Последние изменения в него ввели 29 июля 2017 года. Закон содержит 5 глав и 17 статей. Создан он для регулирования и контроля доходов, защиты прав граждан и безопасности против лиц, финансирующих терроризм или получающих доход незаконным, преступным путем.

  • Первая глава описывает общие положения закона. Оформлены цели, защита граждан от незаконных доходов и терроризма. Описано в какой сфере закон может быть применен, он распространяется на организации, все филиалы и дочерние компании страны, на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Написаны термины и понятия, использующиеся в законе и даны их определения, что такое доходы, операции, организации, идентификация клиента, блокирование и т. д.;
  • Во второй главе описаны способы и меры предупреждения преступного получения доходов и финансирования терроризма. Описана система мер предосторожности и безопасности, оформлены организации, осуществляющие контроль и регулировку, описан процесс и виды операций и мероприятий. Подробно оформлены права, обязанности и полномочия организаций, граждан, сторонних лиц;
  • В третьей оформлены меры и процессы, с помощью которых происходит противодействие уже совершившимся незаконным действиям. Какие уполномоченные органы имеют право на противодействие и какими полномочиями обладают. Обязанность граждан предоставлять документы и информацию по первому требованию сотрудников уполномоченных органов;
  • Согласно четвертой гл. страны помогают друг другу бороться с преступностью в этой сфере. Тут описаны ситуации и способы помощи и поддержки стран, обмен информацией. Обязанность признавать правомерными решения судебных органов других стран и высылку преступников для заключения на родину;
  • В пятой г. оформлены заключительные положения и дополнительные условия закона. Описана ответственность сотрудников органов в случаях невыполнения обязанностей или несоблюдения условий, ответственность нарушителей закона. Контроль прокуроров и официальное обжалование действий сотрудников органов, форма заявления на подачу жалобы.

По просьбе сотрудников органов организации, филиалы или компании обязаны предоставить информацию о сделке, клиенте и выдать копии документов. Операции проводятся для защиты граждан и безопасности населения. также полезно будет узнать актуальную информацию о деятельности ЦБ. Подробности

Последние поправки

В ФЗ о противодействии легализации доходов полученных преступным путем последние поправки вносились 29 июля 2017 года, при принятии ФЗ номер 267. Редакция 2017 года произошла только в статье 6, пункт 1.3.

Согласно шестой статье , любая сделка, оформленная на денежную сумму от 600000 рублей (3 млн. рублей для недвижимости), попадает под контроль государственных служб. В измененном пункте 1.3 написано, что если на счет организации или компании, относящейся к ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» или к ФЗ «Об открытии банковских счетов и аккредитивов, о заключении договоров банковского вклада, договора на ведение реестра владельцев ценных бумаг хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации» , поступает от 10 миллионов рублей и выше (при другой валюте сумма должна быть равноценна 10 миллионам рублей и выше), организация или компания сразу попадает под контроль государственных служб. Такие организации обязаны по первому требованию органов предоставлять информацию, характеристику и цели проводимых операций и сделок.

Ознакомьтесь с актуальной информацией ФЗ о банках и банковской деятельности

В первой статье , в которой последние изменения происходили в 2002 году, описаны цели создания и принятия этого закона. Целью считается защита прав граждан и их интересов. Кроме населения при помощи этого закона органы защищают государство против незаконных, нелегальных доходов и финансирования терроризма.

В ст. номер два последние изменения внесены в 2016 году. ФЗ 115 регулируются отношения между:

  • Гражданами Российской Федерации;
  • Юридическими лицами и государственными органами при бенефициарных владельцах;
  • Все приезжие, иностранные лица или лица без гражданства;
  • Организации, компании, фирмы, филиалы, проводящие операции или сделки с денежными средствами или имуществом;
  • Государственными органами;
  • Иностранными структурами, не имеющими юридического лица в организации.

Контроль происходит для выявления, предупреждения, пресечения и задержания лиц, относящихся к преступным, незаконным действиям, махинациям с доходами или финансированию терроризма.

Последняя редакция третьей статьи произошла в 2016 году. Понятие финансирование терроризма изменилось, теперь это любая помощь, информация, сбор средств или оказание услуг для лиц, занимающихся организацией или участвующих в организации действий, описанных в Уголовном Кодексе Российской Федерации, для обеспечения оружием, продовольствием, обмундированием с целью террористической атаки.

В 2015 году добавили термин клиент , означающий юридическое или физическое лицо, участвующее в сделке в организации. В 2015 году добавили и термин бенефициарный владелец , физическое лицо, владеющее клиентом или контролирующее его действия. Добавили еще сложный термин - иностранная структура без образования юридического лица , организация, созданная по законам другого государства, имеющая свои внутренние законы компании, направленные на получение прибыли в интересах участников.

В ст. пять дан список организаций, тем или иным способом занимающихся операциями с денежными средствами или имуществом:

  • Организации, предоставляющие кредит;
  • Операторы связи, пользующиеся услугами подвижной радиотелефонной связи и занимающие высокое положение в этой сфере;
  • Лица, профессионально торгующие ценными бумагами на рынке;
  • Частные пенсионные фонды с лицензией;
  • Страховые компании и брокеры;
  • Общество взаимного страхования;
  • Федеральная, государственная почта;
  • Микрофинансовые фирмы;
  • Ломбарды и организации, скупающие любые драгоценные металлы, камни и изделия. Исключениями считаются любые группы или общины, занимающиеся религиозными или научно-исследовательскими действиями;
  • Кооперативы кредитного потребительства;
  • Лотереи, тотализаторы и букмекеры;
  • Операторы, принимающие платежи;
  • Инвестиционные фонды и их главные управляющие;
  • Компании, занимающиеся посредничеством между сторонами во время составления договора купли-продажи имущества.

В седьмой статье приведен список всех прав, обязанностей и полномочий организаций, занимающихся сделками с денежными средствами или имуществом. Согласно статье клиенты обязаны предоставлять организациям, занимающимся деньгами и недвижимостью, информацию, описанную в настоящем законе ФЗ 115. В дальнейшем органы смогут проверить при помощи этой информации проведенные сделки и выявить нарушителей. При отказе в предоставлении информации лица проходят контроль органов. В ней еще описаны обязанности организаций относительно лиц, участвующих в сделках и касающихся компании в других сферах.

Скачать действующую редакцию закона

ФЗ 115 о противодействии легализации (отмыванию) доходов был создан и принят государством для уменьшения количества преступлений и терроризма. Согласно ему организации или любые другие участники сделок и операций обязаны помогать государству и органам в поимке мошенников. Закон помогает предупредить незаконные действия, предотвратить террористический акт и осудить преступников с заключением под стражу.

Скачать Федеральный закон 115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» Российской Федерации можно

Изменения и поправки

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Цели настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

Статья 2. Сфера применения настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и постоянно проживающих в Российской Федерации лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем.

В соответствии с международными договорами Российской Федерации действие настоящего Федерального закона распространяется на физических и юридических лиц, которые осуществляют операции с денежными средствами или иным имуществом вне пределов Российской Федерации.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

доходы, полученные преступным путем, - денежные средства или иное имущество, полученные в результате совершения преступления;

легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, - придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления, за исключением преступлений, предусмотренных статьями 193, 194, 198 и 199 Уголовного кодекса Российской Федерации, ответственность по которым установлена указанными статьями;

операции с денежными средствами или иным имуществом - действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей;

уполномоченный орган - федеральный орган исполнительной власти, принимающий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в соответствии с настоящим Федеральным законом;

обязательный контроль - совокупность принимаемых уполномоченным органом мер по контролю за операциями с денежными средствами или иным имуществом, осуществляемому на основании информации, представляемой ему организациями, осуществляющими такие операции, а также по проверке этой информации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

внутренний контроль - деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем.

Глава II. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЯ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ

Статья 4. Меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем

К мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, относятся:

обязательные процедуры внутреннего контроля;

обязательный контроль;

запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;

иные меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами.

Статья 5. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом

В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся:

кредитные организации;

профессиональные участники рынка ценных бумаг;

страховые и лизинговые компании;

организации почтовой, телеграфной связи и иные некредитные организации, осуществляющие перевод денежных средств;

ломбарды.

Статья 6. Операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю

1. Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей, а по своему характеру данная операция относится к одному из видов операций, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

2. К операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, относятся:

1) операции с денежными средствами в наличной форме:

снятие со счета или зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, когда это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности;

покупка или продажа наличной иностранной валюты;

приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет;

получение физическим лицом денежных средств по чеку на предъявителя, выданному нерезидентом;

обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства;

внесение физическим лицом в уставный (складочный) капитал организации денежных средств в наличной форме;

2) зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), в отношении которого (которой) имеются сведения о незаконном производстве наркотических средств, либо одной из сторон является лицо, являющееся владельцем счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории). Перечень таких государств (территорий) определяется Правительством Российской Федерации и подлежит опубликованию;

3) зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), в котором (на которой) не предусмотрено раскрытие или представление информации при проведении финансовых операций, либо одной из сторон является лицо, являющееся владельцем счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории). Перечень таких государств (территорий) определяется Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации на основе перечней, утвержденных международными организациями, занимающимися противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и подлежит опубликованию;

4) операции по банковским счетам (вкладам):

размещение денежных средств во вклад (на депозите) с оформлением документов, удостоверяющих вклад (депозит) на предъявителя;

открытие вклада (депозита) в пользу третьих лиц с размещением в него денежных средств в наличной форме;

перевод денежных средств за границу на счет (во вклад), открытый на анонимного владельца, и поступление денежных средств из-за границы со счета (с вклада), открытого на анонимного владельца;

зачисление на свой счет или списание со своего счета денежных средств юридическим лицом, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации, либо юридическим лицом, операции по счетам которого не производились с момента их открытия;

5) иные сделки с движимым имуществом:

помещение ценных бумаг, драгоценных металлов, драгоценных камней или иных ценностей в ломбард;

выплата физическому лицу страхового возмещения или получение от него страховой премии по страхованию жизни и иным видам накопительного страхования и пенсионного обеспечения;

получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга);

переводы денежных средств, осуществляемые некредитными организациями по поручению клиента.

3. Сведения об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, представляются в уполномоченный орган организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом.

Статья 7. Обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом

1. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны:

1) идентифицировать личность, которая совершает операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю, либо открывает счет (депозитный вклад), по предъявляемым документам;

2) документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, следующие сведения по операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю:

вид операции и основания ее совершения;

дату совершения операции с денежными средствами или иным имуществом, а также сумму, на которую она совершена;

сведения, необходимые для идентификации физического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом (данные паспорта или другого документа, удостоверяющего личность), адрес его места жительства или места пребывания;

наименование, идентификационный номер налогоплательщика, регистрационный номер, место регистрации и адрес места нахождения юридического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом;

сведения, необходимые для идентификации физического или юридического лица, по поручению и от имени которого совершается операция с денежными средствами или иным имуществом, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или места нахождения физического или юридического лица;

сведения, необходимые для идентификации представителя физического или юридического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом от имени другого лица в силу полномочия, основанного на доверенности, законе либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, адрес места жительства представителя физического или юридического лица;

сведения, необходимые для идентификации получателя по операции с денежными средствами или иным имуществом и его представителя, в том числе идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или места нахождения получателя и его представителя, если это предусмотрено правилами совершения соответствующей операции;

3) представлять в уполномоченный орган по его письменному запросу информацию, указанную в подпункте 2 настоящего пункта, как в отношении операций, подлежащих обязательному контролю, так и в отношении операций, указанных в пункте 3 настоящей статьи.

Порядок направления уполномоченным органом указанных запросов определяется Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Уполномоченный орган не вправе запрашивать документы и информацию по операциям, совершенным до вступления в силу настоящего Федерального закона, за исключением документов и информации, которые представляются на основании соответствующего международного договора Российской Федерации.

2. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил, и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

Правила внутреннего контроля организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, должны включать порядок документального фиксирования необходимой информации, порядок обеспечения конфиденциальности информации, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, а также критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом особенностей деятельности этой организации.

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с правилами внутреннего контроля, обязаны документально фиксировать информацию, полученную в результате применения указанных правил и реализации программ осуществления внутреннего контроля, и сохранять ее конфиденциальный характер.

Основаниями документального фиксирования информации являются:

запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;

несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации;

выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем.

Разработка правил внутреннего контроля осуществляется с учетом рекомендаций, утверждаемых Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций - Центральным банком Российской Федерации.

3. В случае, если у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, на основании реализации указанных в пункте 2 настоящей статьи программ осуществления внутреннего контроля возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, эта организация обязана направлять в уполномоченный орган сведения о таких операциях независимо от того, относятся или не относятся они к операциям, предусмотренным статьей 6 настоящего Федерального закона.

4. Документы, подтверждающие сведения, указанные в настоящей статье, а также копии документов, необходимых для идентификации личности, подлежат хранению не менее пяти лет.

5. Кредитным организациям запрещается открывать счета (вклады) на анонимных владельцев, то есть без представления открывающим счет (вклад) физическим или юридическим лицом документов, необходимых для его идентификации.

6. Работники организаций, представляющих соответствующую информацию в уполномоченный орган, не вправе информировать об этом клиентов этих организаций или иных лиц.

7. Порядок представления информации в уполномоченный орган устанавливается Правительством Российской Федерации, а в отношении кредитных организаций - Центральным банком Российской Федерации.

8. Представление в уполномоченный орган сведений и документов работниками организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, не является нарушением служебной, банковской, налоговой и коммерческой тайны.

9. Контроль за исполнением физическими и юридическими лицами настоящего Федерального закона в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также за организацией внутреннего контроля осуществляется соответствующими надзорными органами в соответствии с их компетенцией и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также уполномоченным органом в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности отдельных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.

Глава III. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ

Статья 8. Уполномоченный орган

Уполномоченный орган, определяемый Президентом Российской Федерации, является федеральным органом исполнительной власти, задачи, функции и полномочия которого в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, устанавливаются в соответствии с настоящим Федеральным законом.

При наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция, сделка связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, уполномоченный орган направляет соответствующие информацию и материалы в правоохранительные органы в соответствии с их компетенцией.

Работники уполномоченного органа при исполнении настоящего Федерального закона обеспечивают сохранность ставших им известными сведений, связанных с деятельностью уполномоченного органа, составляющих служебную, банковскую, налоговую или коммерческую тайну, и несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность за разглашение этих сведений.

Вред, причиненный физическим и юридическим лицам незаконными действиями уполномоченного органа или его работниками в связи с выполнением уполномоченным органом своих функций, подлежит возмещению за счет средств федерального бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 9. Представление информации и документов

Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления предоставляют уполномоченному органу информацию и документы, необходимые для осуществления его функций (за исключением информации о частной жизни граждан), в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Центральный банк Российской Федерации предоставляет уполномоченному органу информацию и документы, необходимые для осуществления его функций, в порядке, согласованном Центральным банком Российской Федерации с уполномоченным органом.

Предоставление по запросу уполномоченного органа информации и документов органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и Центральным банком Российской Федерации в целях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, не является нарушением служебной, банковской, налоговой и коммерческой тайны.

Положения настоящей статьи не распространяются на информацию и документы, полученные указанными в настоящей статье органами при исполнении установленных законодательством Российской Федерации надзорных функций.

Глава IV. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ БОРЬБЫ С ЛЕГАЛИЗАЦИЕЙ (ОТМЫВАНИЕМ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ

Статья 10. Обмен информацией и правовая помощь

Органы государственной власти Российской Федерации, осуществляющие деятельность, связанную с противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в соответствии с международными договорами Российской Федерации сотрудничают с компетентными органами иностранных государств на стадиях сбора информации, предварительного расследования, судебного разбирательства и исполнения судебных решений.

Уполномоченный орган и иные органы государственной власти Российской Федерации, осуществляющие деятельность, связанную с противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, предоставляют соответствующую информацию компетентным органам иностранных государств по их запросам или по собственной инициативе в порядке и на основаниях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.

Передача компетентным органам иностранного государства информации, связанной с выявлением, изъятием и конфискацией доходов, полученных преступным путем, осуществляется в том случае, если она не наносит ущерба интересам национальной безопасности Российской Федерации и может позволить компетентным органам этого государства начать расследование или сформулировать запрос.

Информация, связанная с выявлением, изъятием и конфискацией доходов, полученных преступным путем, предоставляется по запросу компетентного органа иностранного государства при условии, что она не будет использована без предварительного согласия соответствующих органов государственной власти Российской Федерации, предоставивших ее, в целях, не указанных в запросе.

Органы государственной власти Российской Федерации направляют в компетентные органы иностранных государств запросы о предоставлении необходимой информации и дают ответы на запросы, сделанные указанными компетентными органами, в порядке, предусмотренном международными договорами Российской Федерации.

Органы государственной власти Российской Федерации, осуществляющие деятельность, связанную с противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, направившие запрос, обеспечивают конфиденциальность предоставленной информации и используют ее только в целях, указанных в запросе.

Органы государственной власти Российской Федерации. осуществляющие деятельность, связанную с противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами исполняют в пределах своей компетенции запросы компетентных органов иностранных государств о конфискации доходов, полученных преступным путем, а также о производстве отдельных процессуальных действий по делам о выявлении доходов, полученных преступным путем, наложении ареста на имущество, об изъятии имущества, в том числе проводят экспертизы, допросы подозреваемых, обвиняемых, свидетелей, потерпевших и других лиц, обыски, выемки, передают вещественные доказательства, налагают арест на имущество, осуществляют вручение и пересылку документов.

Расходы, связанные с исполнением указанных запросов, возмещаются в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Статья 11. Признание приговора (решения), вынесенного судом иностранного государства

В Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами признаются вынесенные судами иностранных государств и вступившие в законную силу приговоры (решения) в отношении лиц, имеющих доходы, полученные преступным путем.

В Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации признаются и исполняются вынесенные судами иностранных государств и вступившие в законную силу приговоры (решения) о конфискации находящихся на территории Российской Федерации доходов, полученных преступным путем, или эквивалентного им имущества.

Конфискованные доходы, полученные преступным путем, или эквивалентное им имущество могут быть переданы полностью или частично иностранному государству, судом которого вынесено решение о конфискации, на основании соответствующего международного договора Российской Федерации.

Статья 12. Выдача и транзитная перевозка

Решение о выдаче иностранному государству лиц, совершивших преступления, связанные с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, принимается на основании обязательств Российской Федерации, вытекающих из международного договора Российской Федерации. В том же порядке принимается решение о транзитной перевозке указанных лиц по территории Российской Федерации.

В случае, если у Российской Федерации нет соответствующего договора с иностранным государством, которое запрашивает выдачу, указанные лица могут быть выданы за преступления, связанные с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, при условии соблюдения принципа взаимности.

Глава V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 13. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона

Нарушение организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом и действующими на основании лицензии, требований, предусмотренных статьями 6 и 7 настоящего Федерального закона, за исключением пункта 3 статьи 7 настоящего Федерального закона, может повлечь отзыв (аннулирование) лицензии в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут административную, гражданскую и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 14. Прокурорский надзор

Надзор за исполнением настоящего Федерального закона осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.

Статья 15. Обжалование действий уполномоченного органа и его должностных лиц

Заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в установленном законом порядке.

Статья 16. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Статья 17. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации приводятся в соответствие с настоящим Федеральным законом до вступления его в силу.

Президент
Российской Федерации
В. Путин

Данный документ имеет одно главное предназначение — противодействие последующей легализации преступных доходов. При его разработке в некоторые законы были внесены параллельные поправки, т.к. основная его часть направлена на предотвращение отмывания средств и финансирование терроризма. Одновременно с выходом рассматриваемого ФЗ в ряд диспозиций УК Российской Федерации добавились новые положения. Об этом мы и поговорим более подробно.

115 ФЗ легализация последняя редакция с изменениями

Последние изменения и дополнения были введены 1-го сентября 2016 года. Статья 8-ая ранее предусматривала наличие уполномоченного органа, какой должен был осуществлять надзор за операциями по банковским счетам некоторых категорий лиц (финансовых субъектов). Начиная с указанной даты, таким органом значится ЦБ Российской Федерации. Т.е. государственный контроль и противодействие легализации преступных доходов отныне находится в компетенции банка России.

Статья 13-я закона также претерпела некоторые изменения. В соответствии с ее диспозицией, ЦБ РФ, в случае обнаружения нарушений, на первый раз выносит предупреждение (предписание об устранении нарушения с блокировкой счетов подозреваемого). Если нарушение будет выявлено повторно, то в соответствии с положения ФЗ 86, у кредитной организации будет отозвана лицензия.

Внесение изменений в статью 11-ю были направлены на противодействие отмыванию или легализации доходов, полученных преступным путем в зарубежных странах. Т.е. если лицо открывает счет в российском банке, но в отношении его (субъекта) имеется судебное решение иностранного суда, то такой счет также будет блокирован. Теперь решения иностранных судов в этой части признаются и в Российской Федерации. Последняя редакция указывает именно не международное сотрудничество. Напомним, что до внесения изменений, сотрудничество проходило только по рамкам имеющихся международных договоров.

Федеральный закон о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма можно скачать

Комментарии к ФЗ 115 о противодействии легализации доходов

Конечно, некоторые вопросы у граждан вызывают определенные трудности. К примеру, для того, чтобы говорить о легализации полученных преступным путем денег, необходимо, чтобы следственные органы имели прочную доказательную базу. Должна быть связь между совершенным преступлением и полученными доходами. И применение законодательства в данной части будет невозможным, пока не будет доказан факт получения средств именно преступным путем. Это в том случае, если мы говорим об отмывании. Сам по себе термин обозначает попытку скрыть преступный или незаконный путь получения доходов с последующей их легализацией.

Здесь также важно учитывать, что в соответствии с рассматриваемым ФЗ Российской Федерации, попытка легализации выступает как отдельное преступление. Т.е. у нас имеется субъект, какой решил отмыть преступные доходы. Значит, получение этих самых доходов — это один состав, а их последующая легализация — уже отдельное преступление. ФЗ 115 направлен на противодействие второй составляющей, т.к. для первой категории есть УК РФ.

Поделится в соц. сетях:

Федеральный закон № 115-ФЗ

Федеральный закон 115 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», принятый 25.07.2012 и с тех пор не единожды дополнявшийся, затрагивает важные вопросы правового и юридического положения зарубежных подданных в России.
Основные темы закона – взаимоотношения иностранцев и российских органов власти, которые возникают при их пребывании или жизни на территории РФ.

Правила пребывания иностранцев затрагивают и вопросы их трудоустройства, устанавливают правила регистрации и передвижения по территории России, избирательные права и процедуру оформления приглашения в страну.
Цель статьи – осветить вопросы, которые регулируются ФЗ № 115 и дать краткую характеристику основным его положениям.


Режимы пребывания иностранцев на территории РФ

ФЗ 115-ФЗ устанавливает 3 законных режима пребывания иностранных лиц в России:

  • Постоянное проживание, ВНЖ – выдается зарубежным гостям, которые имеют РВП в России и живут по нему уже минимум один год. Продолжительность ВНЖ – 5 лет.
  • Временное проживание, на которое дает право РВП. Его срок ограничен 3-мя годами и выдается оно на основе квоты. Квота разрабатывается Правительством РФ на ежегодном собрании и представляет собой лимит на выдачу РВП для конкретных субъектов РФ. Право на получение РВП вне рамок квоты имеют только особые категории, прописанные в законе.
  • Временное пребывание – ограниченное пребывание в России (на срок визы или на 90 дней для безвизовых граждан). Пребывание можно продлить на один год, если иностранец получил трудовой договор или рабочий патент.


ФЗ 115 с последними изменениями о трудовой деятельности иностранцев

Для того чтобы трудиться на территории России, иностранцам требуется получить особое разрешение.

Оно выдается как гражданам, приехавшим в страну по визе, так и некоторым другим категориям мигрантов. Разрешение позволяет работать в России в течение определенного времени.

Иностранцам, приехавшим из безвизовых стран, работать в России позволяет патент на трудовую деятельность, им не требуется разрешение.


Для граждан, прибывших из стран, с которыми заключен договор о безвизовом режиме, срок пребывания в России ограничен тремя месяцами (90 дней) суммарно за каждый период в 180 дней, если не будут нарушены правила продления. Продлить срок можно максимум на один год, если иностранец получил трудовой патент (Федеральный закон 115 статья 5, пункт 5).

По закону 115 ФЗ, чтобы получить патент, иностранец обязан в течение первых 30-ти дней после въезда в Россию подать в орган ФМС документы:

  1. Заявление на выдачу патента;
  2. Карточка миграционного учета, где должна быть указана цель приезда;
  3. Сертификат о прохождении экзамена по русскому языку, истории и основным законодательным нормам;
  4. Регистрация по месту проживания. Если документ не предоставить, миграционный орган вправе запросить эту информацию самостоятельно;
  5. Удостоверение личности иностранца (например, иностранный паспорт);
  6. Страховой медицинский полис;
  7. Медицинские справки о том, что гражданин не болеет опасными заболеваниями, в том числе СПИДом;
  8. Квитанция об оплате штрафа за просрочку подачи заявления (30 дней).

Срок пребывания в России продлевается как при получении патента, так и при его продлении. При конце срока патента иностранец обязан покинуть пределы России.


Закон РФ 115-ФЗ о получении иностранцами сертификата на владение русским языком

Изменения 115 закона от 1 января 2015 года постановили иностранцам, которые желают получить в России ВНЖ, РВП или патент, сдать экзамен на владение русским языком, историей и гражданским законодательством.

Доказательством о свободном владении русским служат:

  • Аттестат о среднем образовании, который был выдан в СССР до 01.09.1991 года;
  • Образовательный документ, подтверждающий прохождение государственной аттестации в России с 1 сентября 1991 года;
  • Сертификат, выданный специальными подготовительными центрами при органах миграции.

От прохождения экзамена освобождены некоторые категории иностранцев:

  • Лица до восемнадцати лет;
  • Иностранцы женского пола до 60-ти лет и мужского – до 65-ти лет;
  • Частично или полностью недееспособные иностранные граждане.

Подтверждение знаний не требуется от высококлассных специалистов и иностранцев, занимающихся журналистской деятельностью в специальных СМИ, выпускающих издания на зарубежном языке.

Внимание

Не требуется подтверждение и иностранцам, которые приехали в Россию для обучения в государственных ВУЗах, профессиональных колледжах и институтах.


Изменения 115 Федерального закона от 01.01.2016 года

Последние по времени изменения и дополнения Закона № 115-ФЗ внесли в него ряд существенных изменений. В частности:

  • Вопросы об образовании иностранцев в России;
  • Вопросы медицинского подтверждения отсутствия у иностранца опасных вирусных и инфекционных заболеваний;
  • Вопросы о сроках пребывания иностранцев;

1 пункт 5 ст. ФЗ дополнился новым абзацем о непрерывности пребывания безвизовых иностранцев в России, он был установлен в 90 дней. В 1-ый пункт статьи 6.1 о предъявлении медицинской справки об отсутствии ВИЧ для лиц, въезжающих на территорию РФ, добавлена отсылка к Федеральному закону № 38 «О предупреждении распространения ВИЧ-инфекции».

Изменения коснулись вопроса об образовании иностранцев. В п. 1 статьи 17 было записано, что отныне иностранный гражданин может обратиться в органы миграции с просьбой продлить срок нахождения в России на срок обучения. Изменения коснулись и уточнения формулировки «получение образования», теперь это относится только к очной и очно-заочной форме.

Внимание

Разъяснения похожего характера изложены в дополнении к п. 4 ст. 17, где говорится о возможности пребывания на территории РФ при продолжении обучения.


Последние дополнения ФЗ РФ 115 связаны с приведением текста к единообразному пониманию, вне зависимости от трактовок. За 2015 год закон № 115 ФЗ претерпел три изменения, что говорит о том, что он востребован в настоящее время. Значимые законы неизбежно должные приспосабливаться к изменяющимся внешним условиям и постоянно шлифоваться.

Данные социологических исследований говорят о том, что в ближайшие десятилетия доля российского трудоспособного населения будет постепенно уменьшаться. Это неминуемо приведет к увеличению миграции и общей доли иностранцев на рынке труда РФ. Чем быстрее закон будет реагировать на изменяющиеся условия, тем лучше будут защищены права иностранных лиц и лиц без гражданства.