Что делать когда попал в дтп. Действия при ДТП. Что делать если попал в аварию? Что предпринять работодателю, если водитель попал в дорожное происшествие

Если попал в ДТП и виноват, возникает обязанность полного возмещения имущественного ущерба и вреда здоровью граждан. Если полис ОСАГО есть у обоих водителей, проблем с возмещением вреда не возникает - страховая компания выплатит компенсацию в пределах законодательных лимитов. При отсутствии полиса возможны различные варианты возмещения ущерба, в том числе прямое предъявление иска к виновнику аварии .

Как определяется вина в ДТП

В результате столкновения автомашин может фиксироваться имущественный или физический вред. Чтобы компенсировать его, нужно установить следующие обстоятельства:

  • кто являлся виновником дорожного инцидента;
  • имеется ли у водителей действующий полис ОСАГО и/или КАСКО;
  • характер и размер повреждений автомобилю, иному имуществу, а также жизни и здоровью граждан.

Для определения вины одного или обоих водителей ключевое значение будет иметь процессуальное оформление ДТП . Это происходит с участие сотрудника ГИБДД , либо самими автовладельцами по программе Европротокола . Обойтись без вызова сотрудника ГИБДД можно в следующих случаях:

  • если в результате аварии не имеется пострадавших граждан;
  • если предполагаемая сумма ущерба не превышает 50 тыс. руб. (на территории Москвы и Санкт-Петербурга данный лимит установлен в 400 тыс. руб., если автомобили оборудованы приборами с GPS);
  • если оба автовладельца не имеют разногласий относительно виновности в аварии и характера повреждений.

Таким образом, при составлении Европротокола граждане сами устанавливают вину одного из водителей. Если на место столкновения вызывается сотрудник ГИБДД, он заполнит официальные процессуальные бланки, в том числе протокол о нарушении ПДД.

Нужно учитывать, что составление протокола не является безусловным подтверждением вины водителя в аварии и наступивших последствиях. Для последующего возмещения вреда нужно установить причинно-следственную связь между неправомерным поведением автовладельца и наступившими последствиями.

Если процессуальные документы зафиксировали вину одного водителя, решение вопроса о выплатах будет проходить в страховой компании. Случай с обоюдной виной граждан может разрешаться только в судебном порядке - страховая компания или сотрудник ГИБДД не имеют полномочий определять степень вины каждого из водителей.

​В большинстве случаев, вина в ДТП и наступление негативных последствий связана с нарушением ПДД и не вызывает сомнений у участников инцидента. В этом случае виновный водитель должен предусмотреть все законные варианты поведения, чтобы предотвратить наступление более серьезных последствий и минимизировать свою ответственность.

Алгоритм действий будет заключаться в следующем:

  • запрещено покидать место аварии, кроме случаев доставления пострадавших в больницу, либо освобождения проезжей части для устранения препятствий в движении транспорта;
  • непосредственно после аварии нужно оказать первую помощь пострадавшим, выставить знаки аварийной остановки - нарушение этих правил повлечет дополнительную ответственность по КоАП РФ;
  • при оформлении Европротокола или документов с участием сотрудника ГИБДД, нужно убедиться в объективном изложении всех обстоятельств аварии - при наличии возражений, их нужно указать в письменной форме при составлении документов;
  • виновник ДТП имеет право представлять возражения при определении размера имущественного вреда - для проведения экспертизы через оценщика уведомляются все стороны конфликта;
  • возражения относительно вреда здоровья и жизни гражданам могут предъявляться в судебном порядке.

При наличии полиса ОСАГО компенсация ущерба проходит через страховую компанию. Пострадавший гражданин подает извещение о ДТП и заявление о выплатах в свою страховую компанию.

Законом установлены следующие лимиты страхового возмещения:

  • для компенсации затрат на ремонт автомашины - не более 400 тыс. руб.;
  • для возмещения ущерба иному имуществу - не более 400 тыс. руб.;
  • для компенсации вреда здоровью и жизни гражданам - не более 500 тыс. руб.

Если указанных лимитов недостаточно для полного возмещения ущерба, может предъявляться судебный иск к непосредственному виновнику аварии. Сумма компенсации по судебному акту будет определяться с учетом выплат страховой компании.

Если автовладелец не согласен с виной в ДТП, он может оспорить процессуальный протокол в судебном порядке. При рассмотрении таких дел ключевое значение имеют пояснения и возражения водителей, оформленные на месте аварии. Однако даже в отсутствии замечаний к протоколу суд обязан исследовать все обстоятельства и доказательства, на которые ссылается заявитель.

При обоюдной вине водителей, подать иск в суд может любой из участников ДТП. В этом случае страховая компания привлекается к участию в деле и может представлять свои доводы и возражения. В судебном акте будет зафиксировано процентное отношение вины каждого из автовладельцев, а выплата по ОСАГО будет проходить в аналогичном соотношении.

Что делать, если нет полиса

Обязанность оформить полиса ОСАГО закреплена на законодательном уровне, за ее нарушение может последовать дополнительная ответственность по КоАП РФ. Если у виновника дорожного инцидента отсутствует полис, либо срок его действия истек, возможны следующие варианты развития событий:

  1. страховая компания, выплатившая компенсацию пострадавшим, приобретает право возмещения ущерба с виновника - для этого направляется претензия и исковое заявление в суд;
  2. если страховщик отказывается компенсировать ущерб, пострадавший может оспорить такой отказ, либо сам обратиться в суд с иском к виновнику аварии.

Если на машину был оформлен полис ОСАГО, однако виновный водитель не был указан в составе лиц, допущенных к управлению, страховщик обязан выплатить компенсацию и может взыскать ущерб в порядке регрессного иска.

Какие действия может предпринять автовладелец, если попал в ДТП без страховки и виноват?

В такой ситуации можно оспаривать размер ущерба, причиненного имуществу, жизни и здоровью граждан. Для этого необходимо выполнить следующие действия:

  1. убедиться в объективном отражении всех обстоятельств аварии - характера и размера повреждений, описанию травм пострадавших;
  2. принять участие в проведении экспертных действий - виновник аварии может представить возражения по заключению эксперта, а также обратиться за проведением независимой экспертизы;
  3. получить копии документов, подтверждающих размер вреда здоровью пострадавших - нередко размер вреда будет завышен по причине иных заболеваний.

При любом варианте возмещения виновный водитель вправе обращаться за любыми документами, представленными в страховую компанию или в суд.

Целесообразно сразу после ДТП - это существенно упростит защиту от неправомерных претензий со стороны пострадавших или страховой компании.

Если у водителя оформлен полис, однако этот документ отсутствует при себе в момент ДТП, действуют общие правила возмещения. Кроме того, закон допускает оформлять страховку в электронной форме через Интернет - указать реквизиты полиса можно при составлении протокола или извещения о ДТП.

Что делать, если подали в суд

Исковое заявление на виновного водителя может подать пострадавший или страховая компания. Помимо возмещения имущественного и физического ущерба, в судебном порядке может быть взыскана компенсация морального вреда . Для определения суммы такой компенсации суд будет учитывать характер психических и нравственных страданий.

Страховая компания не может взыскать моральный вред - такая форма компенсации предусмотрена только для граждан.

Возмещения ущерба с виновного лица проходит по следующим правилам:

Если характер телесных повреждений имеет тяжкий характер, либо наступил летальный исход, виновный водитель будет привлечен к уголовной ответственности . Наказание по УК РФ может предусматривать тюремное заключение, а пострадавшие вправе предъявить гражданский иск в уголовном деле. Аналогичный порядок возмещения вреда применяется, если столь серьезные последствия наступили при вине пьяного водителя.

Уменьшить размер взыскания или полностью устранит ответственность после ДТП можно следующими способами:

  1. оспорить процессуальные документы, подтверждающие виновность в аварии - для этого подается жалоба в суд, либо осуществляться защита от иска пострадавшего;
  2. проводится независимая экспертиза для объективной оценки повреждений - для проведения дополнительной или повторной экспертизы можно подать ходатайство непосредственно в судебном процессе;
  3. подается ходатайство о пропуске сроков исковой давности, если исковое заявление подано по истечении трех лет с момента ДТП.

Для эффективной защиты своих интересов, целесообразно осуществлять все действия при поддержке , в том числе при рассмотрении дела в суде.

Причин, по которым происходят дорожно-транспортные происшествия огромное количество. Среди самых распространенных можно назвать: нарушение правил дорожного движения, управление неисправным транспортным средством, состояние алкогольного или наркотического опьянения водителя, помехи на дороге, прочее.

Понятно, что внезапное чрезвычайное происшествие на дороге вряд ли порадует. В этот момент вам следует быть собранным, отдавать отчет в своих действиях и думать о безопасности своих пассажиров, и других участников ДТП.

Почти каждый водитель хотя бы раз в своей жизни попадал в ДТП. Но это не значит, что рекомендации опытных автоюристов по поводу правильного поведения после аварии будут лишними.

Чтобы иметь достаточно материала для доказательства невиновности или просто для дальнейшего расследования аварии тщательно фиксируйте все моменты происшествия.

Для этого не нужно искать специальный фотоаппарат или видеокамеру. Благо сейчас каждый имеет мобильный телефон или смартфон, снабженный камерой.

В обязанности сотрудников ГИБДД, которые обязательно приезжают на место аварии, входит оформление данного происшествия. Они составляют много документов, опрашивают очевидцев, собирают видео, которые сохранились на видеорегистраторах автомобилей участников ДТП или машинах свидетелей. Все собранные свидетельства впоследствии будут использованы для расследования причин аварии.

Не нужно ничего менять, не пытайтесь подстроить ситуацию для личных целей. Наличие нескольких документальных доказательств сразу откроет фальсификацию фактов.

Кроме этого ваши противоправные действия могут привести к тому, что страховая компания откажется возмещать ущерб потерпевшим в ДТП.

Когда вы заметили, что второй участник происшествия целенаправленно меняет обстановку, потребуйте его прекратить данные действия. Если он не прислушается к вашим советам, то заострите внимание на его действиях очевидцев аварии. Не лишним будет снять на камеру данный факт.

Когда сотрудники ГИБДД оформляют аварию, вы имеете полное право контролировать этот процесс и требовать фиксации в документах следующих фактов:

  • место столкновения автомобилей;
  • как машины расположены по отношению друг к другу;
  • наличие дорожных знаков, светофора и качество разметки на данном отрезке дороги;
  • качество освещения дороги;
  • какими были погодные условия на момент аварии;
  • тормозной путь автомобилей;
  • наличие препятствий, осколков и обломков машин, прочее.

Иногда водители решают самостоятельно оформить ДТП. Это возможно в том случае, если между ними нет противоречий и нет пострадавших.

Даже если оформляется Европротокол, необходимо все фиксировать с привязкой к местности.

Схема аварии – один из документов, составляемых при ДТП. В нее включаются следующие факты: дорожная разметка, здания, столбы (электрические и телеграфные), прочие объекты, находящиеся вблизи места аварии.

Не забудьте обратить внимание на машину другого участника аварии, оцените ее состояние.

Нередки случаи, когда вина в аварии одного водителя автоматически переходила на другого по той причине, что у него не было зеркала заднего вида, не работали поворотники, лампочки стоп-сигнала, зимой использовалась летняя резина, прочее.

Ранее мы уже говорили о том, что не стоит оставлять без внимания работу опергруппы, прибывшей на место аварии. Следите за всем, что они записывают в документах.

Нередки случаи, когда в спешке или из-за простой халатности сведения, вносимые в документы, искажались и не соответствовали действительности. Например, инспектор записал, что повреждено крыло автомобиля, а на самом деле повреждения намного глубже и серьезнее (разорван металл, разбита фара, прочее).

Если вы заметили больше повреждений, чем это сделал инспектор, укажите ему не эти факты. Часто некоторые дефекты, полученные в результате аварии, не сразу заметишь.

В тот момент, когда идет фиксация повреждений, думайте еще и о том, что вам потребуется компенсация ущерба. Именно поэтому требуйте детального описания повреждений.

Не подписывайте протокол аварии до тех пор, пока не ознакомились с его содержимым. Если вы с чем-то не согласны, так и записывайте «не согласен с мнением сотрудника ГИБДД».

Будьте взаимовежливы. Если обстановку оформления накалять еще и спорами, то лучше от этого никому не будет. В любом деле можно прийти к общему мнению.

Пока сотрудники правоохранительных органов едут на ваш вызов, позаботьтесь о свидетелях. Возьмите их личные и контактные данные (если они согласны давать показания во время расследования).

Если передаете данные об очевидцах инспектору ГИБДД, обязательно оставьте себе оригинал записи, а копию уже можете передавать.

Каких свидетелей нужно искать:

  • граждан, которые видели момент аварии;
  • автовладельцев транспортных средств с видеорегистратором, участвовавшие в дорожном движении в момент аварии;
  • лиц, владеющих магазинами, офисами кафе или заправочными станциями, расположенными вблизи места ДТП. Обычно на данных зданиях установлены камеры видеонаблюдения.

Не стоит тратить время впустую в ожидании ГИБДД. Займитесь поисками свидетелей, пока они не покинули место аварии. Используйте любые способы для привлечения их свидетельств к делу, вплоть до компенсации затрат на дорогу к месту рассмотрения дела.

Когда в вашей жизни случилась такая неприятность, как ДТП, да еще вы выступаете в ней как виновник, долго не думайте, а сразу ищите толкового юриста. Только он сможет, защищая ваши интересы в суде, если не полностью уберечь вас от наказания, то свести его к минимуму.

Если у вас есть хороший юрист, то его присутствие на месте аварии просто необходимо.

Никогда не торопитесь взять на себя ответственность за произошедшую ситуацию. Не факт, что виновны именно вы. Возможно, что второй участник ДТП также нарушил какие-то правила, и отвечать за аварию придется вам обоим.

Аварийные комиссары, которые выезжают на место аварии только в самом начале свое деятельности были непоколебимы в своем мнении. Сейчас же они больше «играют» на стороне тех участников ДТП, кто им заплатил. К слову сказать, иногда страховые компании, оформляя с клиентом договор страхования КАСКО, изначально включают в него услугу аварийного комиссара.

Не всегда сума ущерба, установленная страховщиком, соответствует реальности. Именно поэтому так важно, чтобы на место аварии выезжал юрист.

Ну и конечно присутствие юриста важно в том случае, когда в результате аварии пострадали люди, есть раненые или погибшие. Иногда от грамотных действий юриста зависит весь исход дела.

Это очень важно. Часто после аварии у сотрудников ГИБДД возникает вопрос по поводу состояния водителя, по чьей вине произошло данное происшествие.

Если вам предложили пройти медицинское освидетельствование никогда не отказывайтесь. Так вы только усугубите ситуацию, да и страховщик может отказать вам в возмещении ущерба.

Если вы откажетесь от тестов, вы только привлечет к себе большее внимание. Единственное, что хотелось посоветовать – требуйте проведения тестов не на месте аварии, а в медицинском учреждении. Там экспертизу проведут специалисты – наркологи, токсикологи. Понятно, что если это деревенская больница, то такие узкие специалисты там вряд ли есть.

Да, заметьте, вас должен насторожить тот факт, что ваш оппонент оказывается от прохождения теста. Поэтому требуйте, чтоб данный факт был внесен в протокол ДТП.

В наше время оформить ДТП можно с помощью сотрудников ГИБДД или заполнив Европротокол. Но, несмотря на это все равно находятся люди, которые хотят все «порешать не отходя от кассы».

Наш вам совет – не делайте этого. Конечно, вам может показаться, что это самый классный вариант. Быстро разобрались, быстро рассчитались и вопрос исчерпан. Но это не совсем так.

Где гарантии, что:

  • вы получите денег столько, сколько вам понадобиться для восстановления машины;
  • вас не обвинят в вымогательстве;
  • ваш оппонент не вернется на место ДТП и не вызовет ГИБДД, выставив вас виновником, сбежавшим с места аварии. Штраф в 30 тысяч рублей или лишение водительских прав на 1,5-2 года вам просто гарантировано.

Может быть, этот способ решения проблемы хорошо только в том случае, когда повреждения минимальны, а компенсация ощутима.

Решая проблему на месте аварии, позаботьтесь о получении расписки, что к вам нет никаких претензий, и вы также их не имеете. Поверьте, это не будет лишним ни для вас, ни для вашего оппонента.

Если вы хотите, чтобы у вас не было материальных проблем, не забудьте обратиться в страховую компанию с заявлением о возмещении материального ущерба.

Сделать это необходимо в течение 5 дней с момента аварии. Можно лично принести заявление и документы в страховую организацию, а можно воспользоваться услугами почты. Отправьте страховщику заказное письмо с уведомлением.

Какие документы представляются страховщику:

  • паспорт;
  • водительские права;
  • ПТС (пластиковая карточка);
  • страховой полис ОСАГО;
  • отчет о проведенной экспертизе по оценке состояния ТС;
  • справка и протокол о ДТП;
  • заявление о возмещении ущерба.

Так как в процессе оформления ДТП и транспортировки ТС были определенные расходы, к основным документам необходимо приложить финансовые документы.

В данном случае речь идет о:

  • квитанции за оплату услуг эвакуатора;
  • чеке об оплате хранения ТС;
  • квитанции на оплату медицинских услуг (при наличии);
  • чек об оплате услуг независимого эксперта.

Как оказать помощь при ДТП

Частот в аварии есть пострадавшие. Поэтому в данной ситуации очень важно правильно оказать первую помощь.

Доврачебная помощь предполагает некоторые действия, которые помогут устранить угрозу для жизни человека. Очень важно помочь людям, и какие-то страхи или брезгливость вообще должны уйти на задний план.

Что необходимо делать сразу после аварии:

  • Остановитесь, выйдите из машины. Обозначьте место происшествия аварийными знаками (15 м от авто в населенном пункте, 30 метров – за городом). Приветствуется аварийная световая сигнализация (если таковая имеется) (согласно п. 2.5 ПДД РФ). Это будет в ваших интересах и в интересах пострадавшего.
  • Осмотритесь на предмет наличия различных угроз, как то:
  • угроза взрыва, пожара;
  • скатывания машины вниз;
  • падение оборванных проводов под напряжением на автомобиль.

В том случае, если угроза жизни очевидна, лучше близко не подходить. Чего доброго, вы еще и сами присоединитесь к пострадавшим.

При наличии разлитого бензина, обязательно отключите аккумулятор разбитой машины.

  • Позвоните в МЧС. Номер телефона – 112. Постарайтесь сделать так, чтоб ваше сообщение было четким, полным, но при этом кратким. Чем понятнее ситуация для диспетчера, тем быстрее придет помощь. В сообщении следует указать такие сведения:
  • какая ситуация произошла (столкнулись машины, сбит пешеход, прочее);
  • в каком месте это случилось (трасса, населенный пункт, другие ориентиры);
  • наличие пострадавших, их количество (для вызова нескольких бригад скорой помощи);
  • кто является потерпевшими (пол, возраст). Говоря о возрасте, называем примерные данные или «ребенок, молодой человек, старик», прочее.
  • в каком состоянии они находятся (в машине, вне машины, в сознании или нет, кровотечение, прочее);
  • сообщите свои личные и контактные данные.Если вы один можете оказать помощь на месте аварии, то сразу принимайтесь за самого тяжелого, по вашему мнению, потерпевшего, особенно, если это ребенок. В случае необходимости сделайте искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Отвлечься на вызов машины «Скорой помощи» можно только после пяти циклов надавливаний и искусственного дыхания (реанимация в течение не менее двух минут);
  • Обратите внимание на пострадавшего. Если он находится в машине – откройте дверь или выбейте окно.
  • Когда потерпевший в сознании – постарайтесь наладить с ним контакт, успокойте его, убедите, что все будет хорошо, что скоро придет помощь. Успокоившись, он сможет определиться с наличием у себя каких-то травм, что поможет предпринять необходимые меры для спасения.
  • Когда человек пребывает в состоянии шока, его также нужно успокоить, иначе он может причинить себе еще больший вред.
  • Когда человек находится в бессознательном состоянии вам необходимо определить его пульс. Делать это необходимо на крупных артериях, очень внимательно.
  • Проверьте, нет ли кровотечения, и не сломаны ли конечности.
  • Осмотрев человека и сделав определенные выводы, окажите возможную в данной ситуации помощь.Если угрозы жизни человеку от нахождения в автомобиле нет, то лучше не доставайте его оттуда самостоятельно. Дождитесь спасателей. В том случае, если есть угроза пожара или взрыва, срочно вытаскивайте человека из машины. Но прежде постарайтесь зафиксировать шею подручными средствами, если у вас нет воротника Шанса. Сделать это нужно по той причине, что чаще всего в авариях страдают голова и шея. Обратите внимание на тот факт, сработала ли подушка безопасности. Если она не раскрылась, вытаскивая человека из машины, не допустите ее раскрытия. Это может навредить и потерпевшему и вам;
  • Приведите пострадавшего в сознание;
  • Сделайте (при необходимости) непрямой массаж сердца. Если сердцебиение прослушивается, выполнять такие манипуляции запрещено;
  • Выполните искусственное дыхание (если пострадавший не дышит).

В некоторых ситуациях делается одновременно и непрямой массаж сердца и искусственное дыхание:

  • Уложите человека на землю. Подложите что-то под шею таким образом, чтобы голова была немного запрокинута. Если у вас нет трубочки-барьера, используемой при искусственном дыхании «рот-в-рот», положите на лицо пострадавшему носовой платок или салфетку. Далее зажмите нос пациента, придерживая его челюсть, два раза вдохните в рот пострадавшего;
  • Скрестите свои ладошки на груди пациента, чуть выше солнечного сплетения и резко нажмите на грудину, чтобы она опустилась примерно на 3-4 см. Подождите пока она самостоятельно поднимется. Продолжайте свои действия дальше. Необходимо делать на 2 вдоха – 15-30 нажатий руками;
  • При этом внимательно следите за состоянием человека, если вы заметили, что он начал дышать самостоятельно, прекратите реанимацию и положите его набок;
  • Для остановки кровотечения используем подручные средства. Часто кровь останавливают обычной перевязкой раны (наложили стерильную салфетку, забинтовали). В сложных случаях (когда повреждена артерия) используют жгут;
  • Жгут накладывают на тело, накрытое какой-либо тканью;
  • Возьмите жгут, немного его растяните, наложите выше раны на 3-4 см. первым туром остановите кровь. Следующие туры накладываются один за другим (рядом), чтобы сделать площадь передавливания шире;
  • На жгуте обязательно нужно закрепить записку с точным временем его наложения. Дело в том, что жгут может пережимать конечность не более 1 часа. В противном случае начнется отмирание тканей, расположенных ниже раны;
  • В том случае, если спасатели в течение часа еще не приехали, немного отпустите давление жгута, примерно минуты на 2-5. А дальше снова затяните жгут. Повторяете эти действия через 15-20 минут;
  • Если в результате аварии человек лишился руки или ноги, необходимо жгут наложить на 5 см выше раны;
  • Чтобы определить наличие вывиха или перелома, нужно внимательно оценить положение конечностей. Если их положение неестественное, то можно говорить о наличии проблемы. Чтобы помочь пострадавшему необходимо иммобилизовать поврежденную конечность. Для этого применяются шины или любые подручные средства, которые помогут обездвижить конечность. Важно, чтобы шина захватывала непосредственно само место перелома и 2-4 сустава, расположенных поблизости;
  • Если человек получил ожоги, его нужно положить раной вверх. Место ожога накройте чистой салфеткой, тканью, далее следует это место охладить. Охлаждение необходимо в качестве снятия боли. Если человек получил ожоги 1-2 степени, поврежденные места нужно охладить водой.

Как получить страховую выплату

Если вы хотите, чтобы с получением страховки у вас не возникло никаких проблем, действуйте в соответствии с пунктами договора страхования.

Как используется Европротокол?

Заполнение Европротокола довольно успешно входит в нашу практику. Но это возможно только в том случае, когда между участниками ДТП нет спорных вопросов, в аварии никто не пострадал.

В случае со страховкой КАСКО потребуется присутствие страхового комиссара. Он самостоятельно оценивает ситуацию на месте. Только после этого водители заполняют Европротокол. Далее страховые компании уведомляются о страховом случае.

Во всех остальных случаях, потребуется обязательное присутствие сотрудников ГИБДД. Они составят схему аварии, протокол, а также могут сообщить страховщикам о ДТП. Кстати, один из участников происшествия будет оштрафован за нарушение ПДД.

Наличие альтернативного варианта

Если вы владелец страхового полиса ОСАГО, то для получения компенсации придется выполнить все требуемые договором действия.

Действие №1. Сообщите страховщику о наступлении страхового случая, позвоните в ГИБДД.

Итак, если самим решить проблем не получится, придется обращаться к сотрудникам ГИБДД, а также известить свою страховую компанию.

В момент оформления ДТП обязательно дайте друг другу свои данные, а именно:

  • паспортные данные;
  • сведения из полиса страхования;
  • серия страховки;
  • номер специального знака (спецзнак обычно находится на лобовом стекле автомобиля).

Обязательно дождитесь приезда сотрудников ГИБДД и сотрудника страховой компании.

Действие №2. Получите справку о ДТП.

Обычно эту справку выдают на месте аварии, но если этого не сделали, посетите отделение ГИБДД и получите документ. Обратите внимание на то, чтобы в справке было отмечено как можно больше конкретных фактов, связанных с характером повреждения ТС.

Действие №3. Обратитесь в страховую компанию.

Если вы виновны в ДТП, в течение трех дней обратитесь в страховую компанию с заявлением и необходимыми документами по делу.

Если вы не сделаете это вовремя, то вполне возможно, что вам грозит регресс, то есть возврат выплаченных средств страховщику.

В страховую организацию необходимо подавать следующие бумаги:

  • паспорт клиента;
  • идентификационный номер;
  • водительские права;
  • техпаспорт ТС;
  • справку о ДТП;
  • страховой полис;
  • справка из медучреждения.

Кроме этого, в пакет документов может входить доверенность (если таковая имеется), финансовые документы о расходах (услуги эвакуатора, хранения ТС, прочее).

Действие №4. Получите решение суда.

Получить решение суда можно приблизительно в течение 10 дней. Если вы хотите, чтобы страховка была выплачена в кратчайшие сроки, лучше самостоятельно явиться в суд и получить данное решение.

Действие №5. Организуйте проведение независимой экспертизы.

От того, какие сведения будут у страховой компании по поводу ущерба, полученного в результате аварии, будет зависеть размер компенсации. Именно поэтому важно, чтобы результаты осмотра были как можно более точными. Для этого и организуют независимую экспертизу.

Действие №6. Получите компенсацию.

Срок выплат компенсации страховщиками равен 90 календарным дням. Если в течение указанного срока выплаты не произведены, клиент может требовать компенсации за каждый просроченный день.

На дороге может случиться все что угодно. Как бы Вы не соблюдали правила дорожного движения, Вы не застрахованы от дорожно-транспортного происшествия, конечно кроме страховки ущерба. Что же делать, как себя вести, как не пропустить что-либо важное, ведь при аварии, особенно если Вы виновник, каждая деталь должна быть учтена. Давайте рассмотрим все поэтапно.

Взять себя в руки

После аварии некоторые водители начинают вести себя неадекватно, не могут внятно ответить на вопросы, такое впечатление, что ничего не соображают. Их можно понять - они испытали сильнейший стресс.

Некоторые участники аварии начинают паниковать и совершать поступки, которые могут отрицательно сказаться на результатах рассмотрения ДТП и повлечь за собой более тяжелые последствия. Например, сбегают с места происшествия, желая скрыть состояние опьянения или пребывая в шоке. Либо начинают "заметать" следы происшествия - двигать машину, убирать осколки и т.п.

Не нужно поддаваться своим эмоциям и делать глупости: произошла ситуация, нужно ее решить, по горячим следам, а то так могут и Вас в виновники записать.

Быть на чеку

Чаще всего неопытные водители или те, кто впервые попал в аварию, полностью доверяются инспекторам, протоколы подписывают не глядя и не читая, боятся высказать свою точку зрения и не решаются доказывать свою правоту. Автолюбители, помните, что пока Вы стесняетесь, за Вас кто-то решит Вашу судьбу и скорее всего не в Вашу пользу.

1. Остановить ТС

Необходимо остановить машину, включить световую аварийную сигнализацию и установить знак аварийной остановки. Напомню, что в населенных пунктах расстояние от знака до автомобиля должно быть не менее 15 метров, а вне населенных пунктов - не менее 30 метров. Обычно этот знак выставляют за ТС, чтобы предупредить других участников дорожного движения о небезопасности движения по данному участку пути. Но что же делать, если ДТП произошло на перекрестке и другие автомобили приближаются к месту ДТП со всех сторон. Здесь водитель должен выбрать наиболее опасный участок дороги, на котором водителям трудно разглядеть аварийную ситуацию, и поставить "треугольник" в этом направлении.

Следует отметить, что с 1 июля 2015 года автолюбители обязаны освободить проезжую часть, если транспортные средства участников ДТП создают серьезные препятствия для движения других автомобилей. При этом обязательно необходимо как можно подробнее запечатлеть место аварии с помощью фотоаппарата или заснять на видео, а уже потом освободить дорогу. Но время, которое могут потратить водители на фиксацию деталей ДТП, нигде не обговорены. Штрафуют по объективным обстоятельствам: было время и возможность убрать автомобиль до приезда ГИБДД - оштрафуют по части 1 статьи 12.27 КоАП РФ .

Если же участники аварии не имеют друг к другу претензии, то они могут разойтись полюбовно, не оформляя никаких бумаг.

2. Помочь пострадавшим

Участник ДТП должен осмотреть место происшествия в случае, если есть пострадавшие, оказать им первую помощь. Например, подложить валик из одежды сбитому пешеходу.

Но если Вы не обладаете навыками и знаниями об оказании первой помощи, то нужно обязательно вызвать скорую помощь, а то кабы еще больше не навредить.

В экстренных случаях допускается отправить пострадавшего на попутке, а если это совершенно невозможно, то на своем транспорте, но это не желательно, т.к. Вы покидаете место происшествия , тем самым остаетесь без фиксации факторов ДТП и можете попасть под часть 2 статьи 12.27 КоАП РФ .

3. Привлечь свидетелей

Показания свидетелей, видевших саму аварию, а не ее исход, часто влияют на определение виновника ДТП.

Очевидцами могут выступать водители попутных машин, поэтому Вы можете записать гос. номера и марки автомобилей, телефоны, имена. Но нужно спешить, т.к. наверняка свидетели спешат по своим делам и не будут ждать, пока Вы подойдете к ним.

Свидетелями могут выступать и участники аварии, но показания независимых свидетелей все же ценятся намного выше.

Как очень неплохой вариант поиска свидетелей выступают социальные сети, форумы, объявления в газете или по телевидению.

4. Фиксируем каждую деталь и читаем протокол

Даже самые незначительные на первый взгляд моментыаварии могут Вам пойти на пользу.

Обратите внимание на детали: части автомобиля, вещи, выброшенные из салона, следы тормозного пути, состояние дороги, ее расположение и видимость пути.

Все, что Вы заметите необходимо внести в протокол. При этом необходимо описать все очень подробно, особенно повреждения автомобиля, т.к. чем больше Вы запишите, тем выше шансы получить возмещение от страховой в более крупном размере. Например, не просто "помято левое крыло", а "левое крыло смято с разрывом металла, разбит подфарник, установленный на крыле, треснуло стекло на передней левой фаре, под крылом разломан пластмассовый защитный чехол, погнуты рулевые тяги переднего левого колеса, лопнул пластмассовый бампер....., возможны другие скрытые дефекты в поврежденной части автомобиля".

И, конечно же, обязательно очень внимательно читайте протокол, думайте над каждой формулировкой. Не вступайте в перепалку с сотрудниками ГИБДД, Вы всегда можете написать в протоколе так, как Вы считаете правильно и верно.

Пишите конкретные фразы, которые можно трактовать однозначно.

5. Заполняем Извещение о ДТП

Каждый водитель должен иметь документ "Извещение о ДТП", который должен выдаваться страховой вместе с полисом ОСАГО. Но прежде чем заполнять этот бланк, нужно выяснить, действует ли он на настоящий момент, обговорить детали с другим участником аварии, проверить состояние самокопирующегося листа.

При аварии желательно сразу оформить извещение о ДТП, т.к. если Вы пойдете в страховую со всеми документами, но без извещения, то Вам ничего не выплатят, а заставят принести заполненный бланк.

По рукам

С 1 июля 2015 года водители вправе не вызывать инспекторов ГИБДД, а самостоятельно оформить необходимые документы для получения компенсаций по ОСАГО. В случае, когда в ДТП участвовали два автомобиля, пострадавших нет, то водители могут оценить нанесенный ущерб и если его размер не вызывает разногласий, то участники аварии могут компенсировать ущерб самостоятельно. При этом нужно потребовать расписку о том, что Вы заплатили пострадавшему, чтобы в дальнейшем к Вам не было претензий.

Мне самому пришлось так однажды сделать: сосед по двору помог дернуть мою машину со стоянки после "уборки" на ней снега трактором, а в итоге я фаркопом разбил ему противотуманку, тут уж не до оформления ДТП, на работу все спешили, отдал ему 1000 рублей и поехали все по своим делам.

О том, как самостоятельно оформить ДТП при помощи европротокола, Вы можете узнать .

Остается пожелать Вам, дорогие читатели, безаварийно езды! Ну а уж если Вы попали в аварию - не паникуйте, главное, что живы, остальное все обычная суета.


Если в результате ДТП вы получили серьезные физические травмы или тем более кто-либо из участников аварии находится в бессознательном состоянии, то первым делом следует позвонить сотрудникам ГИБДД и сразу же сообщить им по телефону о необходимости вызвать скорую помощь.

Если есть силы, то можно позвонить в скорую помощь и самостоятельно, при этом сообщить диспетчеру краткую информацию об обстоятельствах аварии и полученных травмах, чтобы медицинские работники смогли подготовиться.

В случае же, когда результатом дорожно-транспортного происшествия стали лишь незначительные травмы или вовсе обошлось без них, а речь идет лишь о возмещении материального ущерба, последовательность действий должна быть совсем другой. Итак, что делать, если попал в ДТП?

Если машина попала в аварию, то в первую очередь необходимо успокоиться, привести в порядок свои эмоции и задуматься о первоначальных действиях. Что делать дальше?

  1. Вначале необходимо остановить авто, выйти из машины и проверить пострадавших. Если кто-либо из участников аварии получил серьезную травму, то сразу вызываем карету скорой помощи по телефону 103 или 112. Если по этим телефонам дозвониться не удалось, используем номера 030, 003 или 903 (в зависимости от мобильного оператора). Если человек находится в критическом состоянии или вызвать скорую нет никакой возможности, то разрешается самостоятельно транспортировать человека до ближайшей больницы или отправить его туда на попутной машине;
  2. В числе первых действий следует проверить, нет ли утечки топлива из бака, а затем включить «аварийку», установить знак аварийной остановки на расстоянии минимум 15 метров от транспортного средства (для дорог вне населенных пунктов — 30 метров);
  3. Далее звоним инспекторам ГИБДД (112, 020, 002, 902) и представителю страховой фирмы. При звонке диспетчеру ГИБДД подробно указываем место аварии и другие важные сведения. К месту ДТП также может приехать аварийный комиссар страховой фирмы для правильного составления схемы аварии и для оформления прочих документов, которые потребуются для возмещения ущерба пострадавшему.

Действия при использовании европротокола

В некоторых ситуациях для оформления ДТП вовсе нет необходимости вызывать дорожных инспекторов. Водителям потребуется лишь сфотографировать место происшествия, совместно заполнить извещение о ДТП и затем передать его в страховую фирму для получения денежной компенсации. В извещении рисуется схема аварии, описываются ее обстоятельства и причины возникновения, полученные автомобилями повреждения.

Чтобы оформить ДТП по упрощенной схеме, необходимо соблюдение ряда условий:

  • в аварии участвовало только 2 транспортных средства;
  • между водителями нет разногласий о причинах аварии и ее обстоятельствах;
  • в результате аварии не пострадали люди или имущество третьих лиц;
  • ни один водитель не находился в состоянии алкогольного опьянения (или наркотического);
  • у обоих участников ДТП есть страховка ОСАГО;
  • оценка ущерба показывает, что он незначителен — не более 50 тысяч рублей (для Москвы, Санкт-Петербурга и соответствующих областей — не более 400 тысяч рублей).

После составления извещения водителям остается лишь проставить в нем свои подписи и покинуть место происшествия, предварительно взяв друг у друга контактные данные. Это пригодится, если страховая организация сочтет бланк европротокола неправильно заполненным.

Что нужно делать до приезда сотрудников ГИБДД?

Если оформить аварию без вызова дорожной полиции в рамках европротокола невозможно, то перед приездом ГИБДД необходимо соблюсти следующий алгоритм действий:

  • Сфотографировать место происшествия, зафиксировать полученные автомобилями повреждения и все обстоятельства аварии. Необходимо, чтобы в кадр попали и государственные номера транспортных средств. Требуется зафиксировать общий план места аварии, снять ближайшие к нему ориентиры, положение машин, дорожную разметку и дорожные знаки, светофоры, бордюры, состояние дорожного покрытия и прочую обстановку;
  • Если автомобили полностью перекрывают движение, то необходимо расчистить проезжую часть. В противном случае не следует ничего трогать. Все предметы, имеющие отношение к аварии, а также следы тормозного пути, должны к моменту приезда инспекторов ГИБДД лежать на своих местах, оставаться неприкосновенными;
  • Обменяться контактными данными с другими участниками аварии и взять контакты у свидетелей ДТП, если таковые имеются (с ними потребуется связаться, если у ГИБДД, страховой компании или суда возникнут дополнительные вопросы);
  • Заполнить бланк извещения о ДТП. Если в аварии участвовало несколько водителей, то каждый из них заполняет бланк самостоятельно;
  • Если попал в ДТП, то имеет смысл вызвать к месту аварии своих друзей и родных, для моральной поддержки и оказания помощи в заполнении документов.

В некоторых ситуациях, при мелких повреждениях автомобилей и отсутствии разногласий между участниками дорожного происшествия, допускается самостоятельно сделать фотографии места аварии, составить схему ДТП и приехать с этими материалами на ближайший пост ДПС для последующего оформления.

Порядок действий участников аварии после приезда ГИБДД

Что делать после приезда полиции? Внятно, подробно и без эмоций изложить суть произошедшей аварии. В своей версии случившегося следует указать направление движения транспорта и его скорость, описать свои действия в момент аварии, количество полученных ударов, видимые повреждения автомобиля и прочие важные подробности.

Перед тем как подписывать схему ДТП, составленную сотрудником ГАИ, протокол и прочие документы, внимательно ознакомьтесь с ними, задавайте любые уточняющие вопросы. Следует точно знать, под чем вы подписываетесь. В противном случае можно и вовсе из пострадавшей стороны превратиться в виновника аварии со всеми вытекающими последствиями. Если схема аварии по вашему мнению не соответствует действительности, то вы вправе не подписывать ее или потребовать внести в нее коррективы.

В протоколе следует максимально подробно описать вашу версию аварии, вставить свои замечания. Пусть даже это будет похоже на сочинение, а не на скупую констатацию ряда фактов. Все это в ваших же интересах и поможет отстоять свою правоту в суде, если дело до этого дойдет.

После оформления ДТП нужно получить от сотрудников ГИБДД первичные справки об аварии, а уже позже, в отделении Госавтоинспекции, пострадавшей стороне потребуется взять расширенную справку о ДТП для предоставления в страховую компанию. Если виновник аварии очевиден и за его действия положена ответственность в соответствии с КоАП РФ, то дорожная полиция прямо на месте оформляет протокол административного правонарушения. Копия постановления выдаются всем участникам аварии.

Как быть, если виновник ДТП скрылся с места происшествия?

Если попал в ДТП, а виновник предпочел уехать, то необходимо сразу вызвать дорожный патруль и сообщить ему об этом факте. Далее следует сфотографировать тормозной путь, следы шин, положение своего автомобиля после столкновения, нарисовать схему аварии. Если номер автомобиля виновника ДТП не удалось запомнить и его не зафиксировал ваш видеорегистратор, то проверьте, нет ли поблизости уличных камер и не снял ли кто из очевидцев аварии номера на свой мобильный телефон или иное техническое средство.

После этого ДТП оформляется по стандартной схеме, а в протоколе осмотра места ДТП отображается тот факт, что виновник скрылся с места аварии. Затем в отделении полиции необходимо подать заявление о розыске скрывшегося водителя. Возможно, сотрудники ГАИ смогут задержать его по горячим следам. Особенно заинтересованы они в этом тогда, когда авария серьезная и в ней есть пострадавшие и тем более погибшие люди.

После оформления аварии нужно сообщить о ней в страховую компанию, заполнить заявление на получение выплаты. Но помните, что страховка будет выплачена только в том случае, если удастся найти виновника аварии.

Не ждите, что его будут искать правоохранительные органы, организуйте самостоятельные поиски, используйте газеты, уличные объявления, социальные сети.

Не делайте ремонт авто хотя бы месяца 3 после аварии. Возможно, виновника ДТП все же удастся найти. Или закажите платную независимую экспертизу технического состояния транспортного средства, которую можно будет использовать для возмещения ущерба. Затраты на услуги независимого эксперта и на возможное лечение можно будет в будущем возместить, поэтому всегда сохраняйте все чеки и квитанции.

У виновника аварии не оказалось страховки

Бывают случаи, когда полис ОСАГО не успевают вовремя приобрести или продлить. Хотя это требование и является обязательным. В этом случае возьмите у виновника ДТП все контактные данные, включая адрес постоянного проживания. Если он отказывается предоставить эти сведения, то попросите помощи у сотрудника ГИБДД, который занимается оформлением происшествия.

В случае, когда виновник ДТП, у которого не оказалось действующего страхового полиса, отказывается добровольно возместить ущерб, остается лишь обращаться в суд и доказывать его вину именно там. Дело это небыстрое и затратное, но в случае выигрыша все понесенные расходы можно истребовать с виновника аварии. Предварительно потребуется сделать и экспертизу технического состояния автомобиля после аварии, которая определит сумму материального ущерба.

Помимо компенсации ремонта автомобиля с виновника ДТП можно потребовать через суд оплату лечения, оплату расходов на оценку повреждений и различные автотехнические экспертизы, а также возмещения стоимости эвакуации и компенсацию морального вреда.

Количество автомобилей на дорогах увеличивается и влечет рост числа аварий. Каждый водитель должен быть готов к такому инциденту и знать, что делать, если попал в ДТП. Любое дорожное происшествие – стресс, однако нужно постараться выполнить хотя бы основные важные действия.

После столкновения водитель должен остановить машину, заглушить двигатель и выставить знаки. В населенном пункте он ставится за 15 м., за его пределами – за 30.

  1. Автомобиль двигать нежелательно до приезда ГИБДД. Если он создает затор, препятствует движению согласно ПДД, его можно передвинуть. Но предварительно нужно составить схему, подписанную всеми участниками ДТП.
  2. После остановки авто следует выяснить, есть ли пострадавшие и нужна ли кому-либо медицинская помощь. Если был совершен наезд на человека, перемещать его не нужно. При отсутствии знаний о том, как оказывать неотложную помощь, голову пострадавшего рекомендуется зафиксировать в поднятом положении, подложив под нее валик, сумку. Перевозка, изменение положения тела может усугубить его состояние. Если ДТП произошло в городе, рекомендуется дождаться приезда экстренных служб. Если авария случилась за его пределами, следует действовать по ситуации, предварительно позвонив по номеру 112.
  3. После оказания помощи пострадавшим следует вызывать на место аварии ГИБДД. Если виновник предлагает договориться без оформления, принимать это предложение нужно осторожно. Никогда не нужно соглашаться на такой вариант, если в результате аварии пострадали люди. В остальных случаях правила допускают без вызова дорожных служб.

Для этого нужно:

  • составить схему. Ее подписывают оба водителя;
  • записать свидетелей, которые слышали признание вины второго водителя или его согласие на восстановление либо видевших передачу денег;
  • согласовать стоимость ущерба и сроки выплаты денег.

Брать водительское удостоверение в залог бессмысленно, поскольку водитель может заявить о его утрате и получить новый документ. В этом случае без свидетелей доказать его вину затруднительно.

  1. Поиск свидетелей и очевидцев. Нужен, когда отсутствует видеорегистратор или из записи нельзя сделать однозначного вывода о виновном лице. Фиксировать имена и контакты людей, видевших, как происходило столкновение, рекомендуется сразу. Иначе они разойдутся и разъедутся. Как правило, свидетелями становятся другие водители, пешеходы, ожидавшие сигнала для перехода, проходившие мимо.

Легче всего зафиксировать автовладельцев – достаточно записать номер автомобиля. Если речь идет о водителе городского транспорта, то потребуется номер маршрута и транспортного средства.

При отсутствии свидетелей дать пояснения смогут пассажиры, находившиеся в машине в момент ДТП.

  1. Возможно, потребуются услуги эвакуатора. Вызывать его следует уже после фиксации происшествия.
  2. Если водитель попал в аварию, он может вызвать аварийного комиссара. Обычно выезды специалистов практикуются при покупке КАСКО.

Действия после приезда сотрудников ГИБДД

Информацию о ДТП нужно давать правдивую. В любом случае на основании экспертного исследования и свидетельских показаний будет установлен истинный виновник, поэтому запутывать и вводить в заблуждение сотрудников ГИБДД не нужно.

Рекомендуется оказать посильную помощь в восстановлении всех деталей произошедшего. Сотрудники дорожной службы производят необходимые замеры, фиксируют следы торможения, место их нахождения, длину и рисуют схему ДТП с привязкой к местности. Схему нужно проверить, правильно ли на ней отражено положение авто, направление его движения. Если показания водителей расходятся, то указывается два варианта.

Поэтому от водителя требуется рассказать о ходе его движения, предпринятых действиях, указать на важные обстоятельства происшествия.

Итогом выезда инспекторов является оформление справки о ДТП, схемы и протокола об административном правонарушении. Если имеются пострадавшие, то дополнительно проводится осмотр автомобиля, акт и справка освидетельствования. С содержанием каждого из этих документов нужно внимательно ознакомиться, если есть дополнения или замечания, попросить их внести. Только после этого можно ставить свою подпись. Подпись не предполагает согласия с написанным, но свидетельствует о том, что водитель ознакомлен с содержанием. Если же он несогласен, это вносится в документ. Особенно важно при оформлении протокола.

Осмотр места и составление документов занимает около двух часов. Дальнейшее оформление происходит в отделе ГИБДД.

Оформление материалов

Для этой процедуры попавшие в аварию водители приглашаются в ГИБДД. Там от каждого потребуется составить письменные объяснения. Они должны быть максимально подробными. Можно ссылаться на пункты ПДД и указать на нарушение со стороны другого водителя, к примеру, в маневрировании, неправильном перестроении.

В объяснения можно вписать данные о свидетелях или очевидцах, которые могут подтвердить изложенную позицию.

После оформления всех схем и подписания документов водители получают назад водительские права или временное удостоверение (срок действия 30 дней). Тому автовладельцу, которые признан виновным, выдается копия протокола.

После составления протокола в течение 10 дней комиссия рассматривает материалы дела и выносит свое решение. Если водитель считает, что его вины в произошедшем нет, то ему нужно позаботиться о доказательствах. Также допускается составить заявление о повторном рассмотрении. На его основании будет проведена дополнительная проверка.

Возмещение ущерба

Ответственность водителей должна быть застрахована. Если автомобиль попадает в ДТП, водитель должен оповестить страховую компанию. Она организует осмотр автомобиля и определяет стоимость восстановительного ремонта.

По полисам, купленным до 28 апреля 2017, возможна выплата денежной компенсации. Для всех остальных будет организован ремонт. В отдельных случаях, когда у виновника , возмещать причиненный ущерб он будет из собственного бюджета.

Если в аварии пострадали люди, и им требуется лечение, то суд может обязать виновного водителя компенсировать причиненный ущерб. Кроме того, страховая компания не возмещает моральный ущерб.

Если водитель попал в ДТП и знает, что делать, он не создает паники и разрешает вопросы в порядке их важности. Ни разу не попадавшим в аварию водителям бывает сложно собраться, однако сделать это необходимо. Особенно если есть пострадавшие.