Приемная семья с юридической точки зрения. Тема: Родительское отношение приемного родителя. Мотивация приемных семей

Какой человек может подойти на роль приемного родителя? Какие требования органы опеки вправе предъявлять семье, забирающей ребенка из детского дома? Каковы критерии оценки приемных родителей?

Уровень дохода

Существует три основных формы устройства ребенка в семью: усыновление, опека (попечительство) и приемная семья. Опекун получает от государства ежемесячное пособие на содержание ребенка; приемный родитель, плюс к этому пособию, получает еще и заработную плату.

Покорный конфликт исчез, нет борьбы между отцом и сыном, и действительно они стали друзьями. Болезнь другого родителя - это навязчивая идея для успеха, для исполнения ребенка. Они больше не терпят неудач, ошибок и физических недостатков: ребенок должен быть способным, максимально возможным в каждой области, красивым, совершенным. «Когда культура уничтожает банкротство, разрушается, он теряет из виду тот факт, что существенное в жизни не совершенное, но любить заикание, причудливое». Молодежный дискомфорт связан с этими перевернутыми отношениями с родителями.

А вот усыновитель не может рассчитывать на финансовую помощь, поэтому должен доказать, что может обеспечить ребенку прожиточный минимум, установленный в том субъекте федерации, где он живет.

Какие документы могут подтвердить, что человек способен «прокормить» усыновленного ребенка? Как объяснила «Милосердию.ru» член Общественной палаты РФ, президент межрегиональной общественной организации «Наши дети» Юлия Зимова , это может быть справка с работы или договор об аренде квартиры – не сведения об уплате налогов, а подтверждение того, что человек сдает квартиру.

Молодые люди подавлены, без порыва, без желания. Мы сталкиваемся с молодыми людьми, у которых есть все, но они ничего не хотят, - говорит Рекалкати, - и они пристрастились к технологическим объектам. Но как мы можем это сделать, чтобы разобрать их. Чтобы оживить их жизнь? С нашей страстью, с нашей жизнью. Возрождение человека - это чудо, которое происходит в загадочных путях и моментах. Нембрини все еще рассказывает о мальчике в его школе, «отморозке», на которую никто бы не поспорил. Единственное, что он мог сделать, это играть.

На школьном празднике учителя поднимаются вместе с ним, чтобы сыграть песню. Поретти, в конце встречи, сообщает еще один эпизод: Я хотел сообщить вам историю Массимилиано Верги. В своей книге Зигули рассказывает очень личный факт, который поразил меня. Один из сыновей Массимилиано Морено все еще имеет инсульты, становятся слепыми и теряют каждую реляционную способность. С этого момента вся семья начинает анализировать, чтобы определить, является ли это генетической причиной, которая объясняет болезнь.

Подойдет и выписка с банковского счета, на котором имеется сумма, равная минимальному размеру оплаты труда в данном регионе, умноженному на всех членов семьи, включая того, кого собираются усыновить, и на шесть месяцев. «То есть, если у вас МРОТ по региону 10 тысяч рублей, вас в семье трое, и вы хотите взять в семью еще ребенка, то вы должны предоставить справку, что у вас на счету лежит 240 тысяч рублей», – сказала Юлия Зимова.

Отец писателя, однако, какое-то время отказывается сдавать экзамен, но однажды признается своему сыну, что он не биологический отец. Из этой драматической находки Массимилиано понимает, что, несмотря на вопрос о крови, это было он был для него настоящим отцом, он вырос. Тот, кто свидетельствует вам о жизни. Примером моего отца является святой Иосиф, - говорит Поретти, - примером является его вера. Мы не создали себя, мы даже не делали своих детей. Они - подарок, и мы - не что иное, как любовь к великой любви.

В настоящее время проводится ряд семинаров и неофициальных совещаний по вопросам опеки и попечительства. Многие ошибочно полагают, что быть приемным родителем - это то же самое, что быть родителем. Воспитание и родительство - совершенно разные понятия. Яна Коважовикова, психолог, очень четко и систематически объясняла участникам семинара вопросы приемной семьи. Ребенок, переведенный на усыновление, становится сыном или дочерью усыновителей. У ребенка есть такая же фамилия, что и его приемные родители, и его номер рождения также изменен.

Жилплощадь

Взять ребенка из детского дома нельзя человеку, не имеющему постоянного места жительства. Среди других документов, потенциальный усыновитель должен предоставить копию финансового лицевого счета и выписку из домовой книги, или же документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение.

«Размер жилой площади значения не имеет, но усыновитель или приемный родитель должен подтвердить, что он сможет обеспечить ребенку отдельное пространство: место, где он будет спать, где он будет заниматься или играть», – подчеркнула Юлия Зимова.

Удовлетворяющие родители имеют те же права и обязанности, что и биологические родители, именно их решение - разрешить ребенку связаться с его биологическими родителями или нет. Приемные родители - государственные служащие, которым государство поручает ребенку на определенный период времени. Фостер - временное решение ситуации, воспитатель заботился о неясном, неблагоприятном положении ребенка. Родители должны заключить соглашение о приемной семье с сопровождающей организацией, которую они выбирают, и которые они могут изменить, не приводя по какой-либо причине по своему усмотрению.


Ранее адвокат Лариса Павлова в интервью «Милосердию.ru» говорила, что по современным стандартам каждому ребенку положено отдельное спальное место, пусть даже раскладушка. Кроме того, с точки зрения органов опеки, родители должны уметь организовать «жизненное пространство» для детей. Это значит, что каждому ребенку нужна полка или шкафчик, куда он мог бы сложить свои вещи.

Заключение этого соглашения является незаменимым помощником воспитателей, их происхождения. Родители должны столкнуться со многими проблемами, которые родители не имеют понятия и которые не смогут справиться без помощи сопутствующей организации. Другие обязанности приемных родителей включают обязательство сотрудничать с властями, обязанность воспитывать и обеспечивать контакт ребенка с его или ее первоначальной семьей, если только серьезные препятствия не мешают ему.

Контакт ребенка с его / ее первоначальной семьей должен быть безопасным и полезным для него / нее. Детский контакт должен быть полезным для ребенка, а не стать его кошмаром. Если существует риск того, что собрание не будет проходить гладко, например, если один из родителей или приемный родитель подвергается оскорблению, приемные опекуны могут использовать вспомогательный контакт. Вспомогательный контакт предоставляется сопутствующей организацией. Если ожидается, что контакт ребенка с его / ее изначальной семьей будет проблемой, рекомендуется подать в суд просьбу о контакте ребенка с его / ее изначальной семьей.

Социальное положение

Потенциальный опекун (а также усыновитель и приемный родитель) должен быть совершеннолетним и дееспособным, не иметь судимости, не быть лишенным родительских прав, не состоять в браке с лицом одного с ним пола.


Взять ребенка в семью не позволят человеку, ранее отстраненному от опекунства (попечительства) за плохое выполнение обязанностей, или же если он когда-то был усыновителем, но усыновление было отменено судом по его вине.

В Чешской Республике существуют две формы опеки и попечительства: воспитание на временной или долгосрочной основе. Условие для приемной семьи - иметь чистую судимость и подтверждение от врача о медицинской пригодности для приемной семьи. У приемного родителя не должно быть психологических или физических проблем, которые препятствовали бы уходу за ребенком. Приёмный родитель должен иметь возможность всегда заботиться о ребенке. Тот, кто хочет стать приемным родителем, должен рассчитывать не только на посещение социального работника, который смотрит на его домашнюю обстановку, но и на просьбы о ссылках из соседства, таких как соседи и работодатели.

При этом должность и место работы человека не имеют значения.

Другие дети в семье

В приемной семье не должно быть более восьми детей (включая родных и усыновленных). По другим формам устройства таких ограничений нет. Однако, по словам Юлии Зимовой, органы опеки обязательно обратят внимание на то, не представляют ли другие дети угрозу для нового члена семьи, особенно если это ребенок с инвалидностью. Допустим, «если у ребенка трахеостома, а в семье проживают дети с девиантным поведением, которые могут эту трубку просто выдернуть», – пояснила Зимова.

Родители не должны быть женаты, но у них должны быть стабильные отношения, они должны иметь согласованные отношения. Ребенок, которому доверена приемная семья, должен жить в стабильной обстановке, чувствовать себя в безопасности. Дети, входящие в приемную семью, очень хорошо контролируют тактику выживания. Они могут отображать приемных родителей с первого момента. Очень скоро они научатся узнавать свои слабости. Приёмные родители должны быть готовы к этому, они должны хорошо себя зарекомендовать, они должны знать, что делает их злыми, перегруженными, они должны знать свои пределы и быть в состоянии работать с ними.

Здоровье усыновителя

Существует перечень заболеваний, при которых человек не может усыновить ребенка (а также взять его под опеку или в приемную семью): туберкулез; инфекционные заболевания до наступления стойкой ремиссии; злокачественные новообразования; психические расстройства; наркомания, токсикомания, алкоголизм; заболевания и травмы, приведшие к инвалидности I группы.

Временная приемная семья. Дети уходят в приемную семью из-за отпуска по уходу за ребенком, бездействующих семей или детских домов. В случае приемной опеки на переходный период это кризисная ситуация, когда родители или один из родителей не могут заботиться о своем ребенке, и неясно, сможет ли она это сделать. Причины могут быть разными, например, лечение наркотиками. Такая ситуация означает большую незащищенность, большой стресс для ребенка. Власти должны решить этот кризис в течение одного календарного года.

Лучше, чтобы ребенок был помещен в приемную семью на этот раз, а не был помещен в детский дом. Нет никакой индивидуальной заботы о том, что ребенок обязательно нуждается в детском доме. Благодаря альтернативным услугам невозможно создать сильную эмоциональную связь с воспитателем, которого ребенок абсолютно нуждается. Ребенок обязательно должен иметь того, кто есть для него, чтобы помочь ему решить свои проблемы, кто даст ему чувство уверенности и безопасности, кого-то, кто заботится о нем. Временные приемные родители не должны быть бездетными, они также должны иметь родительский опыт, чтобы знать, могут ли они обращаться с ребенком после того, как ситуация была передана принимающей семье.

А если инвалид – усыновляемый?

Есть ли особые требования к приемным родителям, желающим взять в семью ребенка с особенностями в развитии? На этот вопрос «Милосердию.ru» ответила Юлия Юдина , директор фонда «Измени одну жизнь». «К ним нет дополнительных требований, если это ребенок без ограничений, которые связаны с его физической активностью, если не требуется оборудовать комнату какими-то пандусами или специальными дверными проемами, чтобы проходила коляска», – сказала она.

Другое условие заключается в том, что младшему ребенку приемных родителей не менее 8 лет. В приемной семье в течение промежуточного периода это острое предчувствие, приемный родитель не может выбрать ребенка. После того, как ребенок будет передан, приемная семья находится в состоянии тревоги и ожидает еще одного неотложного дела, который ей придется взять на себя, может быть ребенком с поведенческими расстройствами, осложнениями в отношении здоровья.

Родители ребенка, переведенного в приемную семью для длительного ухода, часто сохраняют свои родительские права. Однако в тех случаях, когда это было бы вредно для ребенка, они могут быть ограничены или приостановлены, например, по причинам жестокого обращения с детьми. Предполагается, что ребенок будет жить в приемной семье на протяжении многих лет, чаще всего до его зрелости. В случае долговременной приемной опеки у воспитателя есть выбор ребенка, на который он смеет.


Юлия Юдина

Как отметил в интервью «Милосердию.ru» адвокат Антон Жаров , органы опеки решают вопрос не только о том, соответствуют ли потенциальные опекуны общим критериям, но и о том, «подходит ли эта семья и условия жизни в ней для конкретного ребенка».

Некоторые проблемы, с которыми сталкиваются приемные родители. Одной из проблем, с которыми сталкиваются воспитатели и члены их семей, является реакция соседства, особенно в случае патронатного ухода на переходный период. Вопросы типа «как вы можете отдать своего ребенка после нескольких месяцев заботы?» Являются свидетельством полного непонимания ситуации. Ребенок не принадлежит к воспитателям, они доверяются государством только на переходный период. Приемные родители на самом деле такие профессиональные няньки.

Другой проблемой, с которой сталкиваются приемные родители, является поведение ребенка. Ребенок, которому доверена приемная семья, имеет негативный опыт в виде разочарования, отторжения, неопределенности, долгосрочного стресса. Переход к неизвестной семье является большим шоком для ребенка, но еще больше потрясений для их размещения в детском доме. Ребенок испытывает эмоциональные расстройства, приносит с собой негативные переживания, травмы из-за отказа, агрессию родителей. В результате могут возникнуть такие факторы, как отказ, агрессия, ложь, скрытие вещей.

Например, если у семьи стесненные жилищные условия, «ребенку на коляске будет не развернутся в крошечной квартире», пояснил юрист. «Есть право ребенка жить в семье, но нет права конкретной семьи взять конкретного ребенка из детского дома только потому, что они этого хотят», – подчеркнул он.


Родители должны быть дипломатами не только для того, чтобы заботиться о ребенке, которому они доверяют, но также и в отношениях с властями, имея дело с реакцией окружающей среды и их более широких семей. К счастью, сопутствующие им организации помогают им.

Родители и близкие члены семьи должны справляться с реакциями их более широкой семьи, которые часто не понимают проблемного поведения ребенка, они не знают инструментов терапевтического воспитания. Как выбрать сопутствующую организацию. Ошибочно выбирать сопутствующую организацию в соответствии с финансовыми льготами, которые она предлагает. Хорошим руководством по выбору сопутствующей организации является интуиция. Предполагаемый приемный человек должен чувствовать себя комфортно в обстановке организации, расслабляться и чувствовать себя уверенно, что он может рассказать своим сотрудникам, чтобы помочь ему выйти из кризиса.

Подготовка усыновителей

Если человек не является близким родственником ребенка и не успел усыновить или взять под опеку кого-то еще, он обязан пройти специальную подготовку для приемных родителей. Программа обучения – общая для всех.

В России пока нет школ, которые целенаправленно готовили бы приемных родителей, берущих детей с теми или иными диагнозами, как это есть на Западе, отметила Юлия Юдина.

Важным критерием при выборе подходящей сопутствующей организации является состав задействованных специалистов. Фостер - это больше, чем занятость, воспитание - это миссия, приемная семья передается ребенку в кризис. Приёмный ребенок - это путеводитель ребенка в его жизненном путешествии, он должен научиться говорить свою речь и идти своим шагом. Приёмный родитель должен быть сильным и зрелым человеком, должен был решить свои отношения, свои жизненные проблемы, быть готовым выполнить свою приемную миссию.

Г-жа Элизабет Хласка выразила это с очень разумной гордостью, когда она сравнила приемный дом с спасителем, который спас ребенка от водопада. Спаситель может спасти ребенка от водопада, только если он хороший пловец. Если это не так, не только не может спасти ребенка, но и утонуть вместе с ним. В настоящее время существует большой интерес к патронатной помощи на временный период, и поэтому отсутствует долгосрочная приемная семья.

«На Западе в системе подготовки приемных родителей, которые берут, допустим, ребенка с ДЦП, довольно много времени и внимания уделяется тому, как ухаживать за ребенком с ДЦП. Отдельный курс предусмотрен для родителей, нацеленных на то, чтобы взять ребенка с синдромом Дауна. И так далее», – пояснила она.


Адвокат Антон Жаров советует потенциальным усыновителям (а также приемным родителям и опекунам): «Если вы встречаете какое-то сопротивление от органов опеки, прежде всего надо остановиться и подумать. В большинстве случаев опасения сотрудников органов опеки имеют под собой определенную почву. <…> Если же органы опеки вынесли неправомерное, необоснованное или незаконное решение – обжалуйте его. Но контакт с органами опеки является более конструктивным вариантом. Попробуйте объяснить, что их опасения беспочвенны, может быть, нужно представить для этого дополнительные пояснения, документы. Не стоит сразу воспринимать ситуацию как “бой”».

Президент БФ «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская ранее в интервью «Милосердию.ru» предостерегала приемных родителей от «выбора ребенка на эмоциях» и советовала относиться к ситуации «осознанно».

«Вы должны понимать, что не себе ищете какого-то отсутствующего члена семьи, а предлагаете себя в качестве терпеливого ресурса помощи ребенку, который перенес очень тяжелую историю в своей жизни, и на нем это сказывается», – сказала она.

Основные формы устройства в семью

Усыновление предоставляет сироте все права родного ребенка, в том числе наследственные. Оно происходит через суд. Помимо заявления будущий усыновитель должен представить в органы опеки следующие документы: краткая автобиография; справка с места работы с указанием должности и заработной платы либо копия декларации о доходах; копия финансового лицевого счета и выписка из домовой книги, или документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение; справка органов внутренних дел об отсутствии судимости; медицинское заключение о состоянии здоровья; копия свидетельства о браке.

После этого органы опеки и попечительства составляют акт обследования условий жизни возможного усыновителя и пишут заключение о возможности кандидата стать усыновителем.

Опекун (для детей от 14 до 18 лет – попечитель) становится законным представителем ребенка и получает ежемесячное пособие на его содержание, хотя бывает и безвозмездная опека. «При оформлении опекунства ребенок сохраняет свои фамилию, имя, отчество, а кровные родители (если они живы) не освобождаются от обязанностей участия в его содержании.

Органы опеки обязаны регулярно контролировать условия содержания, воспитания и образования ребенка. Опека и попечительство считаются наиболее распространенной сейчас в России формой семейного устройства», – поясняет сайт фонда «Измени одну жизнь». Опека и попечительство устанавливаются по договору гражданина с органами опеки и попечительства.

Приемный родитель получает не только пособие на содержание ребенка, но и заработную плату. Фактически, он оформляется на работу «приемным родителем». Приемная семья образуется на основании договора между гражданином и органом опеки и попечительства.

  • Добавить в избранное 0

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Восточно-Сибирская государственная академия образования»

Педагогический институт

Кафедра педагогики

Родительское отношение приемного родителя

Выполнили:

Терентьева Екатерина, Тетерина Наталья,

Ропель Алина, Кузнецова Екатерина

Иркутск 2011г.

Введение

Для ребёнка семья - это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние.

При воспитании приемных детей, приемные семьи нередко сталкиваются с целым рядом проблем и нуждаются в квалифицированной помощи психологов для диагностики и коррекции не только индивидуальных особенностей ребенка, но и внутрисемейных отношений.

Приемная семья - это правовая форма принятия на воспитание в семью детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора, который заключается между гражданами, желающими взять ребенка на воспитание, и органом опеки и попечительства.

Приемными родителями могут быть как супруги, так и отдельные граждане обоего пола.

Подбор приемных родителей осуществляется органами опеки и попечительства. При этом учитываются их нравственные и иные личные качества, способность к воспитанию ребенка, отношения между ними и ребенком и отношение к ребенку других членов их семьи.

Не могут быть приемными родителями лица:

признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

лишенные по суду родительских прав или ограниченные судом в родительских правах;

отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя);

бывшие усыновители, если усыновление отменено судом по их вине;

лица, которые по состоянию здоровья не в состоянии осуществлять обязанности по воспитанию ребенка (больные туберкулезом, венерическими заболеваниями и другими тяжелыми заболеваниями

В последнее десятилетие в нашей стране отмечается рост количества сирот и беспризорных детей. Вместе с тем увеличивается и число усыновлений, и появляются новые варианты устройства детей, лишенных родительского попечительства.

При воспитании приемных детей, приемные семьи нередко сталкиваются с целым рядом проблем и нуждаются в квалифицированной помощи психологов (а иногда и психиатров) для диагностики и коррекции не только индивидуальных особенностей ребенка, но и внутрисемейных отношений, функционирования приемной семьи в целом.

Рассмотрим дисфункциональные семейные правила и границы, которые могут негативно влиять на детско-родительские отношения в приемных семьях

·Семьи с ригидностью семейных правил.

Появление ребенка сопряжено с необходимостью изменять привычки и правила всей семье, часто она к этому не готова. Детско-родительские отношения отличаются холодностью, родители разочарованы в ребёнке, недовольны семейным функциони- рованием. Для ребёнка характерно негативное самоотношение, недостаток эмоционально-личностного общения с приёмными родителями.

·Семьи с жёсткими семейными ролями . Если система принимает ребенка, приходя с его появлением в равновесие, то любое изменение социальной ситуации в дальнейшем или просто изменение ребенка в связи с развитием или другими факторами может привести к расшатыванию системы. В такой ситуации семья должна «приспособиться» к изменениям, что может быть затруднено в силу ригидности семейных ролей и функций. Вследствие этого, либо возникает кризис, симптоматическое поведение, либо ребенка убирают из системы (например, госпитализируют). Детско-родительские отношения сопровождаются неуверенностью родителей в ребёнке, частыми разочарованиями в нём, отсутствием принятия ребёнка как целого. Для детей характерно негативное самоотношение, агрессивные проявления, асоциальное поведение.

·Ситуативная необходимость в приёмном ребёнке . В тех случаях, когда через некоторое время после приема ребенка происходят изменения семейной ситуации, а приемный ребенок был нужен для решения ситуативных задач, также могут возникать проблемы в детско-родительских отношениях. Например, если родители усыновили ребенка, так как родная дочь выросла и ушла из дома, то в том случае, когда она вернется жить к родителям, могут возникнуть проблемы в отношениях с приемным ребенком.

Характер детско-родительских отношений при воспитании приемных детей определяется 3-мя ключевыми факторами:

·мотивом усыновления;

·наличием или отсутствием тайны усыновления и отношением приемных родителей к родным родителям ребенка;

·степенью гибкости-ригидности семейной системы.

Классификация типов родительского отношения к детям

Одним из основных психолого-педагогических понятий для выделения различных типов семейного воспитания является стиль родительского отношения, или стиль воспитания. Как социально-психологическое понятие, стиль обозначает совокупность способов и приемов общения по отношению к партнеру. Различают общий, характерный и конкретный стили общения.

Чаще всего в психолого-педагогических исследованиях для определения, анализа родительского отношения используются два критерия:

·степень эмоциональной близости, теплоты родителей к ребенку (любовь, принятие, тепло или эмоциональное отвержение, холодность)

·степень контроля за его поведением (высокая - с большим количеством ограничений, запрещений; низкая - с минимальными запретительными тенденциями).

Более точно охарактеризовать родительское отношение и соответствующее поведение позволяет учет сочетания крайних вариантов проявления этих факторов (критериев). Выделяются четыре типа воспитания:

1.Авторитетный (теплые отношения, высокий уровень контроля).

2.Авторитарный (холодные отношения, высокий уровень контроля).

.Либеральный (теплые отношения, низкий уровень контроля).

.Индифферентный (холодные отношения, низкий уровень контроля).

В психологии описаны различные варианты родительских позиций, установок, родительского (чаще материнского) отношения:

·Симбиоз (чрезмерная эмоциональная близость), авторитарность, эмоциональное отвержение («маленький неудачник») (А. Я. Варга)

·Поддержка, разрешение; приспособление к потребностям ребенка; формальное чувство долга при отсутствии подлинного интереса к ребенку; непоследовательное поведение (В. Н.Дружинин).

·Сотрудничество, изоляция, соперничество, псевдосотрудничество.

·Авторитет любви, доброты, уважения. Авторитет подавления, расстояния, педантизма, резонерства, подкупа (А.С.Макаренко).

·Позитивная модель поведения - гибкая, или уравновешенная, где различные приемы используются не автоматически, а сознательно, с учетом последствий своих действий (В. Сатир).

Оптимальная родительская позиция должна отвечать трем главным требованиям:

1. Адекватность позиции взрослого основывается на реальной точной оценке особенностей своего ребенка, на умении увидеть, понять и уважать его индивидуальность. Родитель не должен концентрироваться только на том, чего он хочет в принципе добиться от своего ребенка; знание и учет его возможностей и склонностей - важнейшее условие успешности развития.

2. Гибкость родительской позиции рассматривается как готовность и способность изменения стиля общения, способов воздействия на ребенка по мере его взросления и в связи с различными изменениями условий жизни семьи. «Закостенелая», инфантилизирующая позиция ведет к барьерам общения, вспышкам непослушания, бунта и протеста в ответ на любые требования.

3. Прогностичностъ позиции выражается в ее ориентации на «зону ближайшего развития» ребенка и на задачи завтрашнего дня; это опережающая инициатива взрослого, направленная на изменение общего подхода к ребенку с учетом перспектив его развития.

Таким образом, современные родители должны обладать важнейшей способностью к рефлексии на индивидуальные и возрастные особенности ребенка, готовностью к сознательному поиску наиболее эффективного стиля его индивидуального воспитания.

детский родительский приемная семья усыновление

Рассмотрим дисфункциональные мотивы усыновления детей, могущие привести к определенным сложностям при воспитании приемных детей, а иногда и трагедиям

Отношения родителей с приемными детьми в зависимости от дисфункциональных мотивов усыновления выглядят следующим образом:

Мотив первый . В истории семьи была смерть родного ребенка, и родители хотят найти ему замену. В этом случае детско-родительские отношения характеризуются симбиотическим взаимодействием, ребенок «нагружается» определенными ожиданиями со стороны родителей, не учитывающих его индивидуальные психологические особенности. Для ребенка характерно негативное самоотношение, низкая самооценка, он страдает от недостатка эмоциональных контактов с родителями. Такая семья имеет жесткие внешние границы и размытые внутренние. Для членов семьи характерна ригидность в выборе ролей, негибкость, то же касается и семейных правил. В семье присутствует множество правил, регулирующих коммуникацию, вероятны скрытые конфликты между супругами.

Мотив второй. Семья не может иметь детей по медицинским причинам, поэтому решает усыновить ребёнка. Здесь детско-родительские отношения характеризуются гиперопекой, большим количеством ожиданий у родителей по поводу ребёнка, для семей характерны проблемы в супружеских отношениях. Сплоченность семьи высокая, причем мать с ребенком объединены, а отец находится на периферии. Как частный вариант можно рассматривать те случаи, когда нет детей определенного пола, и приемный ребенок выбирается по половому признаку. Особенностью этого частного случая является еще большее количество ожиданий от ребенка и фантазий о нем на момент усыновления и в ходе воспитания приемных детей.

Мотив третий. Семья хочет «сделать доброе дело», взять в семью ребёнка, заботясь о детях вообще и желая делом помочь им. При этом детско-родительские отношения характеризуются симбиотической привязанностью, необходимостью для родителей постоянного выражения благодарности за их поступок. Для приемных родителей характерна особая необходимость в любви, ее нехватка, что связано с недостатком любви в супружеской подсистеме.

Мотив четвертый. Семья берёт приёмного ребёнка для реализации педагогических способностей, желая с помощью успешного воспитания сделать из «трудного» ребёнка достойного и успешного. Для приёмных родителей этого типа характерно постоянно тревожное ожидание «проявления неблагоприятного генофонда», недоверие к себе как к родителю, идеализация семейной ситуации. При этом наблюдается два варианта поведения родителей, при воспитании приемных детей. В первом случае родители часто обращаются за помощью к врачам и психологам, нередко их дети находятся в больницах на лечении. Во втором случае родители ставят воспитание на центральное место, они активно изучают литературу, посещают и организуют различные сообщества, в которых обсуждаются темы, связанные с воспитанием приемных детей. Здесь имеет место недоверие к себе как к родителю, страх оказаться плохим родителем, стремление постоянно показывать и доказывать свою любовь и заботу к ребенку.

Мотив пятый. Одинокая женщина, не имея собственной семьи, решает создать её путем усыновления ребёнка в неполную семью. На ребенка возлагается обязанность сделать счастливой приемную мать, ведь для этого его и взяли. Ребенок функционально и психологически выполняет роль супруга, границы между детской и родительской подсистемой размыты. Велика также связь между индивидуальными особенностями ребенка, характером его отношений с приемными родителями и наличием в семье тайны усыновления, а также отношением приемных родителей к родным родителям ребенка.

Велика также связь между индивидуальными особенностями ребенка, характером его отношений с приемными родителями и наличием в семье тайны усыновления, а также отношением приемных родителей к родным родителям ребенка.

Рассмотрим, как наличие тайны усыновления может вызвать дисфункцию в отношениях детей и приемных родителей

1) Наличие в семье тайны усыновления, ребёнок не знает о том, что он приёмный. Со стороны родителей присутствует постоянный страх раскрытия тайны, тревожность, подозрительность, отношения между родителями и ребёнком теряют свою ясность. Для ребёнка характерна тревожность, негативное самоотношение, недостаток общения с близкими. Коммуникации в семье нарушены, внешние границы очень жесткие, семья закрыта от общества, настороженно относится ко всему, что за ее пределами. Для таких семей характерна повышенная сплоченность и замкнутость, много правил, регулирующих коммуникации. Родители, рассказывающие кому-либо (врачу или психологу) тайну усыновления, вступают в коалицию с этим специалистом.

) В семье была тайна усыновления, но она была неожиданно раскрыта (ребёнок узнал о том, что он приёмный случайно). Детско-родительские отношения отличаются недоверием к приёмным родителям у ребёнка, разочарованием всех членов семьи. Для ребёнка характерна агрессия к родным и приёмным родителям, развиваются фантазии по поводу родных родителей. Страх потери семьи наблюдается как у ребёнка, так и у родителей.

) В семье формально отсутствует тайна, но ребёнок знает только сам факт усыновления или у него недостаточно информации о нём. У ребёнка нарушено представление о семье как о целом, о её границах, есть страх потери семьи. Такие дети включают в семью посторонних людей, не могут назвать родственников, определить родственные отношения. В конце концов у ребенка возникает подспудное стремление к родной семье.

) В семье нет тайны усыновления, но обесценивается роль родных оодителей. Для ребёнка характерно негативное самоотношение,так как обесценивая родных родителей, приемные родители частично обесценивают и самого ребенка. Самими родителями семейные отношения представляются благополучными, идеализируются.


Родительское отношение

Понятие родительское отношение имеет наиболее общий характер и указывает на взаимную связь и взаимозависимость родителя и ребенка. Родительское отношение включает в себя субъективно-оценочное, сознательно-избирательное представление о ребенке, которое определяет особенности родительского восприятия, способ общения с ребенком, характер приемов воздействия на него. Как правило, в структуре родительского отношения выделяют эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты. Понятия родительская позиция и родительская установка используются как синонимы родительского отношения, но отличаются степенью осознанности. Родительская позиция скорее связывается с сознательно принятыми, выработанными взглядами, намерениями; установка - менее однозначна.

Характер и степень влияния родительского отношения на ребенка определяет множество отдельных факторов и прежде всего личность самого родителя как субъекта взаимодействия:

темперамент и особенности характера родителя (активный, нетерпеливый, вспыльчивый, властный, снисходительный, небрежный, сдержанный и др.);

религиозность;

национально-культурная принадлежность (европейская, английская, немецкая, японская, американская и другие модели воспитания);

социальное положение;

профессиональная принадлежность;

уровень общей и педагогической культуры.

Учитывая взаимозависимость отношений в семье, их описывают через те роли, которые выполняет ребенок. По мнению А. С. Спиваковской, роль ребенка можно четко выделить в дисгармоничной семье, где относятся друг к другу шаблонно, стереотипно, годами сохраняя застывшие, ригидные, уже не соответствующие реалиям отношения. Роль - это набор шаблонов поведения по отношению к ребенку в семье, сочетание чувств, ожиданий, действий, оценок, адресованных ребенку взрослыми

Характер и степень влияния на ребенка определяет множество отдельных факторов и прежде всего личность самого родителя как субъекта взаимодействия:

его пол (тот же, что и у ребенка, или противоположный);

возраст (юная, несовершеннолетняя мать, пожилой родитель, родитель позднего ребенка);