Государственно-территориальное устройство россии. Форма государственного устройства. Форма государственного устройства отражает территориальную организацию государственной власти

Различают следующие формы территориального устройства:

1) унитарная (простая форма ) – единое госуд-во, составные части которого не обладают суверенитетом; в нем сущест­вует единая система высших органов и единая система законода­тельства, как, например, в Польше, Венгрии, Болгарии, Италии.

Особенности:

1. Все органы формируются по единой системе

2. Единая территория

3. Единое гражданство

4. Одноканальная налоговая система

5. Единые ВС

6. Единое законодательство

Унитарные государства бывают :

Строгоцентрализованные децентрализованные

По составу

Автономии бывают: территориальные (административные, политические), национально-территориальные (в состав Дании входит Гренландия), корпоративные, персональные (малая народность имеет право формировать законосовещательные органы), областные (в составе регионалистских гос-в) – гос-во, состоящие из одних автономий (Испания - каталонцы, баски, орагонцы, итальянцев нет как таковых)

2) федеративная (сложная ф.) - союзное государство, части которо­го (субъекты) обладают некоторыми признаками суверенитета, реализуемого при условии сохранения целостности страны. Особенности:

1. Двухуровневый гос. аппарат: федеральный и региональный

2. Территория складывается из ее субъектов

3. Двухуровневое законодательство



4. Единое гражданство

5. Двухканальная налоговая система (2 боюджета)

Виды Фед. по составу субъектов:

Национальные (субъект состоит из нац-х образований – Бельгия)

Территориальные (по географ. признаку – США)

Смешанные (террит. и нац-е субъекты – Россия)

В настоящее время в мире существуют 24 федеративных госу­дарства.

3) конфедерация (сложная ф.) – союз (как правило временный) суверенных гос-в, созданный на добровольной основе для достижения политических, экон-х и военных целей(форму объединения, государств, сохраняю­щих свой суверенитет). В рамках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения кото­рых они объединились, и лишь координирующего свойства.

Особенности:

1. Отсутствует единый гос аппарат

2. Нет единой территории

3. Нет единой налог. системы

4. Нет единого гражданства

5. Нет единых ВС

Кон­федерация представляет собой непрочные государственные обра­зования и существует сравнительно недолго: они либо распадают­ся (как это произошло с Сенегамбией - объединением Сенегала и Гамбии в 1982-1989 гг.), либо преобразуются в федеративные го­сударства (как это, например, произошло со Швейцарией, которая из конфедерации Швейцарский союз, существовавшей в 1815- 1848 гг., трансформировалась в федерацию).

Появилась новая форма ассоциированного государственного объединения - содружество государств . Примером может яв­ляться СНГ (Содружество Независимых Государств). Эта форма еще более аморфная и неопределенная, чем конфедерация.


Унитарное государство

Форма территориального (государственного) устройства - это элемент формы госу­дарства, характеризующий территориальную организацию власти (распределения власти в центре и на местах)

унитарная (простая форма ) самая распространенная – единое госуд-во, составные части которого (администр. единицы) не обладают суверенитетом, например, в Польше, Венгрии, Болгарии, Италии.

Особенности:

2. Все органы формируются по единой системе

2 Единая территория

3 Единое гражданство

4 Одноканальная налоговая система

5 Единые ВС

6 Единое законодательство

Виды унитарных гос-в: по степени централизованности :

Строгоцентрализованные (нет местного самоуправления – Тайланд), децентрализованные (функции местного госуд. управления осущ. органы местного самоуправления, крупные регионы пользуются широкой автономией, самостоятельно решают переданные им в ведение центральными органами вопросы – новая Зеландия), относительно децентрализованные (сочетание местного управления и местного самоуправления – Франция)

По составу : однородные (все админ. единицы обладают одинаковыми полномочиями) и неоднородные – единицы с привилегиями (автономии)

Автономии бывают:

административно-территориальные - может быть и так, когда автономные образования входят не напрямую в унитарное государство, а в состав административно-территориальных единиц, в наименовании административно-территориальной единицы отражаются чаще всего географический фактор, название главного города соответствующей территории. Административно-территориальные единицы не имеют признаков государства или государственного образования, хотя и могут обладать значительной самостоятельностью в решении вопросов жизни соответствующей территории.

Государственная власть распространяется на всю территорию государства, которой является не только суша, но и внутренние воды, территориальное море, воздушное пространство над ними (см., например, ч. 1 ст. 67 Конституции РФ). Территория государства разделяется обычно на части, которые составляют географическую основу государственно-территориального устройства.

Составные части государства (как и государство в целом) имеют органы публичной власти, между которыми существует система взаимоотношений, урегулированных нормами конституционного права. В одних случаях географические части государства являются его административно-территориальными единицами, не обладающими какой-либо политической самостоятельностью, в других - это государствоподобные образования, обладающие собственным законодательством.

Таким образом, государственно-территориальное устройство можно определить как организацию территории государства, систему взаимоотношений государства (как целого) с его составными частями .

Основные формы государственно-территориального устройства:

Характер таких взаимоотношений определяет две основные формы государственно-территориального устройства:

    унитарную;

    федеративную.

Конфедерация, содружество государств, ассоциированные государства - прямого отношения к проблеме государственно-территориального устройства не имеют, поскольку это объединения не составных частей государства, а суверенных государств, и отношения между ними изучаются в курсе международного права. Однако некоторые союзы государств имеют квазифедеративную форму государственно-территориального устройства, поэтому им в науке конституционного права уделяется определенное внимание.

Основное отличие между унитарным и федеративным устройством государства состоит в том, что унитарное государство - это единое, слитное государство, разделенное на административно-территориальные единицы, не обладающие, как правило, какой-либо политической самостоятельностью.Федеративное государство состоит из государствоподобных образований или даже государств, имеющих свою систему законодательных, исполнительных и судебных органов. Составные части федерации называются субъектами федерации и они имеют обычно свои конституции, как например, штаты в США, земли в ФРГ, республики в Российской Федерации или основные законы, не называющиеся конституциями, например, уставы областей, краев и автономий в Российской Федерации. Такими актами устанавливается система органов государственной власти субъектов Федерации, их полномочия и др. Система органов власти административно-территориальных единиц в унитарном государстве и их компетенция устанавливается конституцией и законами государства.

Субъекты Федерации в отличие от составных частей унитарного государства обладают более широкой политической самостоятельностью, государственной автономией. Вместе с тем нельзя считать, что во всех унитарных государствах управление страной централизовано, а для федеративных государств характерна децентрализация и четкое разделение предметов ведения между центром и регионами. Каждое унитарное и каждое федеративное государство имеет свои особенности, которые иногда очень существенны. Например, в таких унитарных странах как Испания и Италия высшие территориальные единицы обладают такой государственной автономией, которой не имеют субъекты некоторых федеративных государств. В связи с этим достаточно вспомнить практику СССР, Югославии и Чехословакии в условиях социалистического периода, где по существу вся власть была монополизирована в центральных органах государственной власти.

В то же время далеко не все унитарные государства в своих конституциях указывают на свое государственно-территориальное устройство. По существу к числу тех государств, которые отразили эту особенность в своем Основном Законе, относится и Республика Беларусь. Так, статья 1 Конституции Республики Беларусь гласит: «Республика Беларусь - унитарное демократическое социальное правовое государство». А вот федеративные государства всегда указывают в своих конституциях на их принадлежность к федерализму. Так, в соответствии со статьей 20 Основного закона ФРГ«Федеративная Республика Германия является демократическим и социальным федеративным государством» . В Конституции РФ (ст. 1) также указывается на ее федеративное устройство.

Форма государственно-территориального устройства предопределяется различными факторами - историческими традициями, национальным составом населения, различием концессий и др. В развитии многих государств сильное влияние на территориальное устройство оказали национальные движения в рамках многонациональных государств, автономизация в связи с языковыми, этническими моментами, борьба за независимость и др.

В связи с этим одни унитарные государства объединялись в федерации (США, Швейцария), а другие - превращались в федеративные. Так, унитарная Бельгия под влиянием этнических и языковых факторов совсем недавно - в 1993 г. - трансформировалась в федерацию, что и было закреплено в конституции этой страны.

Симметричное (простое) и асимметричное (сложное) устройство государства. Статус отдельных составных частей и в унитарных, и в федеративных государствах нередко отличается от статуса других составных частей того же государства. В связи с этим государственно-территориальное устройство может быть какпростым (симметричным), так исложным (асимметричным).

Простое (симметричное ) устройство государства характеризуется тем, что все его составные части имеют равный статус. Например, земли в Австрии и Германии, воеводства в Польше и области в Республике Беларусь равноправны.

При сложном (асимметричном ) государственно-территориальном устройстве составные части государства имеют различный статус. Так, в составе унитарной Украины наряду с областями, обладающим одинаковым статусом, имеется АРК - Автономная Республика Крым, имеющая особый статус. Области Италии - Сицилия, Сардиния, Венеция-Джулия и другие - в соответствии с Конституцией этой страны имеют особые формы и условия автономии согласно специальным статутам, утвержденным конституционными законами. Страна Басков, Каталония, Галисия, Андалусия и другие регионы Испании имеют автономию. В каждом из самоуправляющихся регионов работает избираемая населением ассамблея, которая издает законы, действующие на территории региона. Великобритания, будучи унитарным государством, состоит из исторически сложившихся частей - Англии, Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии. Административно-территориальное деление этих частей различно: в Англии и Уэльсе - это графства, Северная Ирландия делится на округа, Шотландия - на области. Самостоятельной административно-территориальной единицей является Большой Лондон.

Конституции государств, прежде всего - федеративных, обычно содержат перечень его составных частей. Например, в Преамбуле Основного закона ФРГ дается полный перечень субъектов федерации в следующем тексте: «Немцы в землях Баден-Вюртемберг, Бавария, Берлин, Бранденбург, Бремен, Гамбург, Гессен, Мекленбург-Передняя Померания, Нижняя Саксония, Северный Рейн-Вестфалия, Рейнланд-Пфальц, Саар, Саксония-Анхальт, Шлезвиг-Гольштейн и Тюрингия достигли единства и свободы Германии на основе свободного самоопределения».

Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Конституция Российской Федерации. Ст. 1

В результате освоения данной темы студент должен: знать

  • государственно-территориальное устройство России;
  • состав и особенности федеральных округов России;В уметь
  • проводить анализ социально-экономического положения федеральных округо России;
  • применять знания о федеральных округах к разработке стратегий их развития;В владеть
  • навыками системного анализа федеральных округов России;
  • методами оценки развития федеральных округов.

Содержание государственно-территориального устройства России

Основой государственного управления является территориальное устройство государства. Территориальное деление (установление военных, горных, энергетических и других округов) обеспечивает функционирование различных сфер деятельности и отраслей хозяйства. Ключевы его элементом является административно-территориальное устройство с помощью которого осуществляется управление экономической, социальной, культурной, общественной и иными сферами жизни страны.

Помимо административно-территориального устройства государственное устройство содержит также характеристики организационно-правового типа государства, статуса его территориальных образований, особенност политико-территориальной организации власти. В последней центрально место отводится правовому положению региональных частей государств и их взаимоотношениям с центром. При этом единое государство с административно-территориальными единицами, не имеющими политическо самостоятельности, называется унитарным. Государство, опирающеес на объединение относительно самостоятельных государственных образований с равным статусом, является федеративным.

Следовательно, административно-территориальное устройство представляет собой распределение территории страны по составляющим, на основе которых формируется структура и реализуется деятельност органов государственного или муниципального управления для достижения их задач и функций .

Государственно-территориальное устройство - это совокупность подсистем территориального деления и государственного управления (например, федеральные округа или субъекты федерации) и местное территориальное устройство.

Административно-территориальное устройство обусловливается целями и особенностями типа государства. Оно включено в постоянно взаимодействие с управленческой структурой государства и выстраивается на протяжении истории под влиянием выполняемых государство функций, реализуемой политики, возможностей участия граждан в государственном управлении, предоставления национальным меньшинства определенного государственно-правового положения.

Территориальное устройство определяется организационно-правовой формой государства, ее спецификой. Административные единицы федеративных государств создаются исходя из национальной, территориально или и той, и другой вместе.

Изменения и увеличение аппарата государственного управления привели к формированию многоуровневого и разветвленного деления на специальные округа для достижения административных целей центральных органов власти. Специальные округа (районы ) являются территориями в которых функционирует подразделение центрального органа власти, реализующее полномочия, установленные для данного органа власти. Специальных округов множество, их границы часто не согласуются с границам административно-территориального деления. Среди специальных округов выделяют военные, военно-воздушные, лесные, налоговые, почтовые судебные, топливные, транспортные, финансовые и другие округа . Некоторые из них делятся на меньшие части.

В Конституции Российской Федерации закреплены термины «территория Российской Федерации» и «территория субъекта Российской Федерации». Последний термин является составляющим элементом первого. При этом территория охватывает еушу, внутренние воды, территориальное море, воздушное пространство над территорией государства. В Конституции Российской Федерации в сг. 65 закреплена федеративная природ государства, в состав которого входят субъекты Федерации - республики края, области, города федерального значения, автономные области и автономные округа (табл. 5.1). Здесь же установлено разделение предмето ведения Федерации, ее субъектов и совместного ведения.

Один из ключевых принципов федеративного государственного устройства заключается в равноправии субъектов Федерации во взаимодействии с федеральными органами государственной власти .

Субъекты Российской Федерации

Таблица 5.1

Тип субъектов РФ

Субъект РФ

Республики

Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика Республика Карелия, Республика Коми, Республика Крым Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республик Саха (Якутия), Республика Северная Осетия - Алания Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика Чувашская Республика - Чувашия

Алтайский, Забайкальский, Камчатский, Краснодарский, Красноярский, Пермский, Приморский, Ставропольский, Хабаровский

Амурская, Архангельская, Астраханская, Белгородская, Брянская, Владимирская, Волгоградская, Вологодская, Воронежская, Ивановская, Иркутская, Калининградская, Калужская, Кемеровская, Кировская, Костромская, Курганская, Курская Ленинградская, Липецкая, Магаданская, Московская, Мурманская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Омская Оренбургская, Орловская, Пензенская, Псковская, Ростовская Рязанская, Самарская, Саратовская, Сахалинская, Свердловская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Томская, Тульская Тюменская, Ульяновская, Челябинская, Ярославская

Города федерального значения

Москва, Санкт-Петербург, Севастополь

Автономная

Еврейская автономная область

Автономные

Ненецкий АО, Ханты-Мансийский АО - Югра, Чукотский АО, Ямало-Ненецкий АО

Ученые и специалисты отмечают, что федеративное устройство нашего государства характеризуется асимметричностью, которая проявляется прежде всего в разнородности российского государственно-территориального устройства .

Республики РФ выделяются среди других субъектов Федерации тем, что каждая из них имеет свою конституцию, некоторые возглавляются президентами, законодательный орган именуется парламентом и т.д. Наблюдается значительный разрыв в социально-экономическом положении субъектов Федерации. Среднедушевые доходы населения самого богатого регион в 6 раз превышают аналогичный показатель самого бедного, число высших образовательных учреждений отличается в 268 раз, объем произведенной продукции - в 1000 раз и более (по данным 2013 г.).

Административно-территориальное устройство России представляет собой основу для формирования системы региональных и местных законодательных и исполнительных органов власти. Административные и экономические регионы являются точками отсчета для сбора, учета и обобщени политической, экономической, социальной и иной информации для государственной статистики и прогнозирования. Благодаря административно-территориальному устройству обеспечивается реализация правовых нор на соответствующей территории, в том числе прав и свобод граждан, закрепленных в Конституции РФ.

При этом понятие «территориальная организация государства» более широкое, чем «административно-территориальное устройство». Последне заключается в построенной по территориальному принципу государственной организации общества, в то время как территориальная организаци государства охватывает порядок устройства элементов, составляющи государственную территорию, формирование экономических районов, планирование и прогнозирование их развития, регулирование хозяйственно деятельности административно-государственных территорий, отношени между ними, участие государства в экономической, социальной, культурной жизни общества.

Форма государственного устройства. Форма государственного устройства отражает территориальную организацию государственной власти

Форма государственного устройства отражает территориальную организацию государственной власти. (Вспомним, что одним из признаков государства является территориальная организация государственной власти). То есть это элемент формы государства показывает, из каких частей состоит внутренняя структура государства, как соотносятся между собой составляющие ее элементы.

Различают следующие виды форм государственного устройства: унитарное государство, федеративное государство, конфедерация.

Унитарное (от лат. unitas – единство) государство – это простое, единое государство, составные части которого являются административно-территориальными образованиями, не обладающими политической властью, признаками суверенитета.

К признакам унитарного государства относятся:

· единство и однородность территории;

· деление страны по административно-территориальные единицы (районы, края, округа и т.д.);

· отсутствие на территории государства частей, обладающих статусом государственного образования;

· единая конституция;

· единый законодательный, исполнительный и судебный органы;

· единое гражданство;

· единая правовая система.

В рамках унитарного государства могут быть автономные образования, пользующиеся определенной самостоятельностью, но политической властью они не обладают.

К унитарным государствам относятся большинство современных государств.

Федеративным (от лат. foederatio – союз, объединеие) является государство, представляющее собой форму политико-территориального или национально-государственного устройства - сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридически определенной политической самостоятельностью. Если в унитарном государстве составляющие его части являются административно-территориальными образованиями, то здесь - образованиями политическими, то есть осуществляющими политическую власть. Следовательно, в отличие от унитарного государства здесь имеются и общие (федеральные) органы власти, и ораны власти отдельных субъектов федерации.

Признаки федерации:

· территория федерации состоит из территорий ее субъектов, которые в то же время не обладают полным суверенитетом;

· субъекты федерации не обладают правом сецессии (правом выхода из союза);

· верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным органам;

· субъекты федерации имеют собственные высшие законодательные, исполнительные и судебные органы, осуществляющие власть в пределах своей компетенции;

· высший законодательный орган имеет двухпалатную структуру. При этом одна из палат представляет интересы субъектов федерации;

· организация государственной власти и система органов федерации определяется Конституцией страны и федеральным законодательством.

Государственные образования, входящие в состав федерации, (субъекты федерации) могут называться по-разному: штаты, провинции, земли, кантоны, республики и т.д. Иногда в одном и том же государстве, например, в России, субъекты имеют различное наименования (республики, края, области).

Федерации организуются по различным основаниям. Они могут быть как территориальными, так и национальными.

В основу территориальной федерации положен принцип разделения субъектов по территориальному принципу. В этом случае компетенция субъекта федерации определяется лишь территорией, на которую распространяется ее власть. По территориальному принципу построены большинство федераций (США, Мексика, Бразилия, ФРГ и т.д.).

В национальных федерациях субъекты объединяются на основе проживания в них национальностей. По этому принципу были образованы СССР, Югославия, Чехословакия. С учетом национальных моментов построены федерации Бельгии, Канады, Индии, Нигерии.

Трудно отдать приоритет той или иной форме федерации, однако, как показывает исторический опыт, создание и управление национальной федерацией сложнее, ибо национальный вопрос порождает массу проблем в государственной организации. Неслучайно распались социалистические федерации, основанные по национальному принципу (СССР, Югославия, Чехословакия).

Отдельные федерации образованы по смешанному принципу (территориальному и национальному). Таким образом организована, например, Российская федерация.

По своему статусу, положению субъектов федерации бывают симметричными , в которых все субъекты имеют одинаковый статус (таковы, например, Австрия, Австралия, ФРГ), и асимметричные , для которых характерно неравенство положения субъектов (Российская Федерация, Швейцария).

Различны и способы образования федераций. По этому основанию различают договорные и конституционные . В первом случае образование Федерации происходит путем объединения политических образований в единый союз (единое суверенное государство) путем договора. Во втором случае факт образования федерации закрепляется законодательно, конституционным путем. Примером договорной федерации является, например, СССР (Договор 1922 г.), в конституционном порядке образовалась федерация США (Конституция 1787 г.).

Особой формой государственного устройства является конфедерация. Конфедерация (от лат. Cofoederatio – сообщество) представляет собой союз государств, каждое из которых обладает суверенитетом. Однако их союз имеет характер не международно-правовой, а именно как государственно-правовой , так как государства – члены конфедерации объединяются для совместного осуществления ряда направлений государственной деятельности и функций. Для осуществления этих функций они имеют единые (совместные) органы, решения которых обязательны для их граждан. Члены конфедерации в полной мере сохраняют свою самостоятельность, ограничение их суверенитета касается лишь тех сторон деятельности, которые стали предметом добровольного объединения.

Конфедерации имеют следующие признаки, позволяющие отличить их от федерации:

· непрочность связей, объединяющих членов конфедерации:

· временный характер объединения. Как правило, с достижением целей союз прекращает свое существование;

· отсутствие единой территории;

· отсутствие единого гражданства;

· конфедерация не имеет общей конституции, у нее нет единых законодательных органов, единой судебной системы;

· акты, принимаемые на уровне конфедерации, требуют своего одобрения органами государств, входящих в конфедерацию;

· право свободного выхода из союза;

· незначительный круг вопросов совместного ведения;



· армия состоит из воинских контингентов – участниц союза, бюджет конфедерации складывается из добровольных взносов участников.

Конфедерация – относительно редкое государственное образование. В разное время конфедерациями были: Австро-Венгрия до 1918 г., Швеция и Норвегия до 1905 г., США с 1781 по 1787 г., Швейцария с 1815 по 1848 г., с 1958 по 1961 г. существовала конфедерация Сирии и Египта - Объединенная Арабская Республика. В настоящее время конфедераций в мире нет. Последняя конфедерация Сенегамбия (объединение Сенегала и Гамбии) , созданная в Африке в 1981 г. , распалась в 1988 г.

Конфедерацию как форму государственного устройства следует отличать от межгосударственных образований - содружеств и сообществ.

Содружество – союз самостоятельных, суверенных государств созданных в целях сохранения и развития существующих связей . Таково, например, Британское Содружество. После распада британской колониальной системы члены последней объединились для сохранения существующих экономических, политических, юридических связей. При образовании они объединялись общим главой британской империи – монархом Великобритании. Члены Содружества являются самостоятельными государствами, одни имеют собственных президентов (Индия, Пакистан), в других – главой государства считается британский монарх, представленный в данной стране генерал-губернатором (Австралия, Канада, Ямайка и др.). Определенные особенности имеет Содружество Независимых Государств (СНГ). В его состав входят 12 государств, бывших республик СССР. Оно имеет свою парламентскую ассамблею, Совет глав государств, Совет глав правительств. Однако достаточно эффективным образованием его признать пока нельзя.

Другой сходной формой межгосударственного объединения является сообщество. Это, как и Содружество - союз самостоятельных, суверенных государств, объединившихся для решения общих (экономических, социальных, политических) вопросов. Таковым, является, например Европейский союз, объединяющий 27 стран Европы. Бывшие ранее самостоятельными, они объединились для решения прежде всего экономических вопросов (Европейское экономическое сообщество – ЕЭС). Затем объединению подлежали вопросы политические, военные, социальные. Сегодня после ряда дополнительных соглашений интеграция в Евросоюзе значительно возросла. Союз имеет Европарламент, члены которого избираются прямым голосованием избирателей. Среди органов Союза есть Совет министров, Европейский Суд, другие органы, введена единая денежная единица (евро), между членами Союза ликвидированы таможенные посты и т.д. Иногда в дискуссиях речь идет о создании Соединенных штатов Европы и избрании единого президента, но пока до этого еще далеко.

Указанные объединения следует отличать от международных организаций, в которые входят суверенные государства, действующие от своего имени при решении каких-либо общих вопросов. Примерами могут служить Североатлантический альянс (блок НАТО), Организация государств-экспортеров нефти (ОПЕК), Организация африканского единства, наконец, самая глобальная - Организация Объединенных Наций (ООН).

Особым видом государственного устройства выступает империя - объединение под началом жесткой централизованной власти национальных и территориальных образований на основе отношений «центр-провинция», «метрополия-колония». Хотя в беллетристике выражения «империя» используется достаточно широко («имперское мышление», «империя зла» и т.д.), особенности этой формы исследованы недостаточно. Можно выделить следующие особенности:

· объединение большой по площади территории;

· наличие сильной централизованной власти;

· асимметричные отношения господства и подчинения между центром и провинциями;

· этнически и культурно разнородный состав населения;

· наличие правящей элиты, стремящейся к дальнейшей территориальной, экономической и политической экспансии;

· наличие общей политической идеи, обладающей приоритетом над интересами различных социальных групп.

В разное время имперский характер был присущ Древнему Риму, Византии, России и др.

Третьим элементом формы государства является форма политического режима.

Под формой государственного устройства принято.понимать административно-территориальную и национально-территориальную организацию, способ взаимоотношений, объем полномочий между центральной и региональной властями.

С помощью этого понятия государственное устройство характеризуется с точки зрения распределения власти в центре и на местах.

По этому критерию государства подразделяются на федеративные., унитарные, а иногда и на конфедеративные.

Федеративное устройство в зарубежных странах (федерализм)

Федерация - это такая форма государственного устройства, при которой государственные образования обладают определенной самостоятельностью, своим административно-территориальным делением, наличием двойного гражданства и законодательства, двухканальной системой налогов и т. п.

Республики могут иметь свои конституции, но те не должны противоречить федеральной.

Федерации делятся на национальные ц территориальные, симметричные и асимметричные!-

Признаки федеративных государств

1. К федеративным относят государства, территориальные части которых в той или иной мере обладают суверенитетом, имеют признаки государственности. 2.

Каждый субъект федерации имеет свою конституцию, а также органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Полномочия же между федерацией и входящими в нее государственными образованиями определяются единой конституцией. 3.

Одним из обязательных элементов федерации является двухпалатная структура парламента. 4.

В отличие от унитарного государства федерация имеет две системы высших органов власти: федеральные органы и соответствующие органы членов федерации. 5.

Федеральные органы осуществляют свои полномочия и функции на всей территории страны. 6.

Государственные образования, составляющие федерацию, не являются государствами в собственном смысле слова.

Они не обладают суверенитетом, правом одностороннего выхода из союза, юридически лишены права участия в международных отношениях.

Виды зарубежных федераций

В зависимости от роли национального (лингвистического) фактора в определении структуры федерации различаются федерации на территориальной основе (США, Австралия, Англия. ФРГ, Аргентина, Венесуэла, Бразилия, Мексика), на национальной основе (Индия, Бельгия, Нигерия, Пакистан) и на смешанной национально-территориальной основе (Швейцария, Канада).

В теории конституционного права иногда проводится различие между так называемыми конституционными федерациями (США, Канада, Бразилия) и договорными (Швейцария, Объединенная Республика Танзания, Объединенные Арабские Эмираты); между централизованными (например, Индия, где штаты, кроме одного, не имеют своих конституций и гражданства) и децентрализованными (США, ФРГ, Швейцария).

Распределение компетенции в отношениях между федерациями и их субъектами

Предметы ведения федерации и ее субъектов - круг конституционно зафиксированных вопросов, по которым в зависимости от формы правления государства соответствующие государственные органы федерации и ее субъектов компетентны принимать решения.

В федеративных государствах конституции обычно устанавливают три вида предметов ведения: 1) предметы исключительного ведения федерации; 2) предметы совместного ведения федерации и ее субъектов; 3) в конституциях ряда стран (США, Австрия) установлен так называемый принцип остаточной компетенции, в соответствии с которым все вопросы, не отнесенные конституцией к исключительному ведению федерации (или совместному ведению), составляют предмет ведения субъектов фе- дераци и.

Конституции ФРГ и США допускают возможность перераспределения предметов ведения путем обычного федерального закона.

Еще по теме Государственно-территориальное устройство:

  1. Тема 15. Конституционные основы государственно-территориального устройства зарубежных стран
  2. § 11.5. Форма государственного (политико-территориального) устройства США
  3. §4. Основы национально-государственного устройства и административно-территориального деления Российской Федерации
  4. Формы национально-государственного и административно-территориального устройства
  5. Раздел VI ГОСУДАРСТВЕННО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
  6. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА. ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО КИЕВСКОЙ РУСИ. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ РУСИ