Как поворачивать с трамвайных путей. Наказание за пересечение трамвайных путей

Добрый день, уважаемые автолюбители.

Очень много споров возникает при совершении маневра “разворот” через трамвайные пути вне перекрестка. Основная причина споров – это выезд на трамвайные пути встречного направления, за совершение которого предусмотрена ответственность в виде лишения права управления транспортным средством на срок от 4 до 6 месяцев.

В этой статье мы расскажем когда можно совершать разворот через трамвайные пути, а когда нельзя. Выезд на трамвайные пути встречного направления тоже не исключен, правда непосредственного отношения к развороту он не имеет.

Для начала обратимся к и выделим интересующие нас пункты про разворот и трамвайные пути вне перекрестка.

Правила дорожного движения

  • 8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.

    При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками 5.15.1 или 5.15.2 либо разметкой 1.18 не предписан иной порядок движения. При этом не должно создаваться помех трамваю.

    8.8. При повороте налево или развороте вне перекрестка водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу встречным транспортным средствам и трамваю попутного направления.

    Если при развороте вне перекрестка ширина проезжей части недостаточна для выполнения маневра из крайнего левого положения, его допускается производить от правого края проезжей части (с правой обочины). При этом водитель должен уступить дорогу попутным и встречным транспортным средствам.

    Уже здесь мы видим, что разворот через трамвайные пути возможен.

    К сожалению Правила дорожного движения так написаны, что в них не предусмотрено наличие трамвайных путей только в одном направлении. Это большая недоработка, но в рамках этой статьи мы ее рассматривать не будем.

    8.11. Разворот запрещается:

    • на пешеходных переходах;
    • в тоннелях;
    • на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними;
    • на железнодорожных переездах;
    • в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м;
    • в местах остановок маршрутных транспортных средств.

    9.2. На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения. На таких дорогах повороты налево или развороты могут выполняться на перекрестках и в других местах, где это не запрещено Правилами, знаками и (или) разметкой.

    Обратите внимание! Разворот может выполнятся везде, где это не запрещено правилами, знаками или разметкой, а именно:

    Во всех остальных случаях разворот разрешен!

    9.6. Разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, повороте налево и развороте с учетом пункта 8.5 Правил. При этом не должно создаваться помех трамваю. Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается. Если перед перекрестком установлены дорожные знаки 5.15.1 или 5.15.2, движение по трамвайным путям через перекресток запрещается

    Еще одно подтверждение, что разворот может быть вне перекрестка. Но, не смотря на это, вам будут вменять нарушение именно этого пункта ПДД за выезд на трамвайные пути встречного направления.

    Теперь точно можно сказать, что , если прямо не запрещен правилами, знаками или разметкой.

    “Встречка” при развороте

    Давайте еще раз отметим – при развороте “встречки” нет . Разворот это полноценный маневр, изменяющий движение транспортного средства в обратном направлении.

    “Встречка” может быть до разворота или после, но никак не во время выполнения маневра.

    Для примера сравним разворот на регулируемом перекрестке, и вне перекрестка. В обоих случаях выезд на встречные трамвайные пути запрещен. Но почему при развороте на перекрестке вопросов к водителю не возникает? Ответ: “Потому что их нет, и быть не может!”, так же как и при развороте вне перекрестка.

    Разворот разрешен

    Посмотрим, как по Правилам дорожного движения следует совершать разворот через трамвайные пути вне перекрестка:

    1. Уступить дорогу попутным трамваям
    2. Перестроиться на попутные трамвайные пути.
    3. Уступить дорогу всем встречным транспортным средствам, в том числе и трамваям.
    4. Совершить разворот.

    Разворот запрещен

    Невыполнение требования п. 8.5. ПДД.

    При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них.

    Ответственность за это нарушение не предусмотрена. В КоАП РФ есть часть 1.1. статьи 12.14

    1.1. Невыполнение требования Правил дорожного движения, за исключением установленных случаев, перед поворотом направо, налево или разворотом заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении

    Но в данной ситуации п.8.5 ПДД требует покинуть проезжую часть и выполнять маневр с трамвайных путей. Согласно определению “проезжая часть” трамвайные пути проезжей частью не являются.

    Поэтому применение данной статьи в этом случае недопустимо.

    Следующая ситуация – разворот со встречных рельс:

    Обратите внимание, в этой ситуации кроме разворота, есть еще движение по трамвайным путям встречного направления

    Согласно п.9.6 ПДД: “Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается.”

    За такой маневр ответственность по части 4 статьи 12.15:

    4. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления

    Разворот через сплошную линию разметки:

    Нарушение требований разметки:

    Линии 1.1, 1.2.1 и 1.3 пересекать запрещается.

    ответственность по части 2 статьи 12.16:

    2. Поворот налево или разворот в нарушение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги

    Мы рассмотрели типичные простые варианты разворота на трамвайных путях. Основное, что мы подтвердили в этой статье – разворот через трамвайные пути разрешен . Прямого запрета на этот маневр Правила дорожного движения не устанавливают, более того описывают как его нужно производить.

    Все рассмотренные нарушения ПДД не связаны непосредственно с маневром “разворот”, а связаны с невыполнением требований других пунктов.

    Дорог вам без препятствий!

  • Несмотря на увеличение количества, да и качества автомобильного транспорта, трамвай продолжает оставаться одним из главных участников городского дорожного движения. Главная причина этого — его экологичность, что в условиях современного города является крайне важным фактором.

    Вместе с тем, существуют и неудобства: рельсы, являющиеся необходимым атрибутом этого транспортного средства, по большей части располагаются непосредственно на проезжей части, создавая определенные сложности для движущихся автомашин. Автомобилям рано или поздно приходится их пересекать, а зачастую и разворачиваться.

    • Согласно п. 8.5, до того, как повернуть влево, вправо либо развернуться, автовладельцу рекомендуется предварительно перестроиться к краю основной дороги. Исключение составляет выход на «круговой» перекресток.
    • Если попутный с путями следования трамвая и находящийся слева от них курс имеет одинаковый с проезжей частью уровень, указанные маневры можно выполнять исключительно в условиях, когда дорзнаки под номерами 5.15.1 или 5.15.2 или разметка 1.18 не диктуют отличных от этого действий и, одновременно, не возникает препонов для свободного передвижения трамвая.
    • Параграф 8.8, заставляет водителей, выполняющих левый поворот или разворот, уступить дорогу не только встречному автотранспорту, но и трамваю, перемещающемуся в аналогичную сторону. Если проезжая часть не обладает достаточной шириной для предоставления возможности беспрепятственного выполнения движения из фронтальной левой точки, указанное действие можно производить справа и исключительно после пропуска всех «встречек» и «попуток».


    Когда разворот с трамвайных путей запрещен?

    Кроме уже упомянутых выше прецедентов, проведение подобного действия не может быть выполнено в обстоятельствах, указанных в пункте 8.11. , в частности:

    • На ж/д переездах;
    • Коридорах для пешеходов;
    • Под (на) виадуками, развязками, путепроводами;
    • В тоннелях;
    • По соседству с остановками городского транспорта;
    • При видимости дорожного полотна меньше 100м.

    Итак, интерпретация ПДД однозначно подтверждает возможность разворота через трамвайные пути в случаях, когда правила, дорожные знаки (3.19, 4.1.1, 4.1.2, 4.1.4) или разметки (1.1, 1.2.1 и 1.3) не запрещают выполнение этого маневра.

    Важный момент: категорически запрещен выезд на трамвайные пути, если они расположены во встречном направлении. Такая попытка способна спровоцировать аварийную ситуацию. Впрочем, как и пересечение рельсов, расположенных справа от водителя машины.

    Как разворачиваться на трамвайных путях: некоторые нюансы

    Рассмотрим подробнее две ситуации, связанные с характерными нюансами на перекрестке и вне его.

    На перекрестке

    Начнем с ситуации, когда вагоновожатый имеет право совершить любой, доступный трамваю маневр: ехать прямо или совершить поворот в любую сторону. Рельсы располагаются на одинаковом уровне с проезжей частью, по которой движется в направлении перекрестка автомобиль. Еще раз уточним: въезд на трамвайные пути с целью развернуться возможен (а в некоторых случаях — необходим), если он не противоречит указанным выше знакам и разметке.

    Другой случай – перекресток является регулируемым (светофором, работником дорожной полиции). При разрешающих сигналах для всех участников движения преимуществом в движении обладает трамвай. Это не зависит от направления его движения, однако, за одним исключением: при осуществлении движения в сторону стрелки, активированной в одной из дополнительных секций одновременно с одним из запрещающих сигналов светофора, трамваю следует дождаться пока проедут транспортные средства, следующие с иных направлений.

    Кроме того, возможны иные комбинации разворота на трамвайных путях: они могут зависеть, например, от их расположения, жестов, совершаемых регулировщиком и иных причин.

    За пределами перекрестка

    В этом случае действует несколько иной алгоритм:

    • Следует убедиться, что отсутствуют уже упомянутые ограничения (действует «правило левой руки», отсутствуют разметки и так далее);
    • Далее, нужно уступить путь проезжающему в том же направлении рельсовому электротранспорту, перестроившись затем на рельсы;
    • Активизировать соответствующие поворотные сигналы, и, держа в поле зрения «трамвайное движение» в целом, осуществить разворот;
    • При этом пропускаются также трамваи, следующие во встречном направлении.

    Внимание! Для разворота следует использовать трамвайные пути. Совершение разворота с проезжей части существенно повышает возможность столкновений.

    Размер штрафов за нарушения

    Увеличение количества участников городского дорожного движения пропорционально увеличивает размеры опасных ситуаций. Нарушения в основном фиксируются с помощью современных видео и фототехнических средств.

    Так, при создании препятствий для движения рельсовых транспортных средств, водителям-нарушителям предписывается выплатить в счет городской казны полтысячи рублей.

    Более серьезное наказание предусматривается, если недисциплинированный автомобилист решил выехать на «встречку» и при этом он не объезжает препятствие: за такое нарушение придется расплатиться суммой в 5 тысяч рублей, а возможно и лишиться водить автомашину сроком до 6 месяцев. Если нарушение является повторным, права теряются уже на год!

    Когда автомобилист выехал на трамвайные рельсы, имея целью обойти препятствие, сумма штрафа будет составлять от тысячи до полутора тысяч рублей. Такими же будут санкции, если нарушены правила дорожных разметок для поворота и разворота.

    Следует знать: потеря грозит лишь в том случае, если факт нарушения зарегистрировало не техническое средство, а непосредственно сотрудник ГИБДД.


    Заключение

    Следует не забывать: разворот является маневром, необходимым для изменения направления движения автомашины или иного ТС. Его необходимо выполнять в полном соответствии с Правилами ДД. В том числе, и на трамвайных рельсах.

    Видеоматериал:

    (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

    Использование трамвайных путей в дорожном движении направлено на увеличение пропускной способности проезжей части. Отдельные пункты правил дорожного закона направлены на решение двух задач: освобождение крайней левой полосы и создание условий для бесконфликтного движения с рельсовым транспортным средством.

    Общие положения

    • трамвайные пути расположены на одном уровне с прилегающей полосой;
    • занимаемая часть полотна принадлежит только путям попутного направления;
    • не допускается ограждение проезжей части от попутных путей, например, за счет конструктивного выделения остановки.

    Дополнительно водитель должен учесть, что при выезде на отмеченный элемент дороги, машина не должна создавать помеху для движения трамваю.

    Правила поворота налево с трамвайных путей

    Перестроение на линию попутного трамвая является обязательным согласно пункту 8.5 главы 8 дорожного закона. Его редакция предполагает:


    Особенность выполнения таких условий определяется пунктом 9.1 ПДД. Здесь водитель выбирает положение на своей половине проезжей части самостоятельно при отсутствии иных предписаний.

    Для условий оживленных обозначенных и регулируемых перекрестков чаще выполняется последнее из указанных условий.

    Таким образом, повернуть налево с линии трамвая возможно для левого маневра на прилегающую или дворовую территорию.

    Действия водителя в ином случае легко представить в виде определенного алгоритма:

    • при подъезде к пересечению уточнить наличие знаков 5.15.1 или 5.15.2 «Направление движения по полосе» (или полосам);
    • обратить внимание на отсутствие помехи в виде попутного трамвая;
    • обозначить маневр включением указания поворота;
    • снизить скорость, совершить перестроение на попутную часть дороги.

    Совершать поворот следует с учетом правила преимущественного проезда, а в равных условиях пропустить встречный транспорт. Дополнительно учитывайте, что пункт 13.1 предписывает необходимость и водителям велосипедов.

    Разворот с трамвайных путей

    Перестроение на попутные трамвайные пути предполагает равные условия по сравнению с аналогичными действиями для левого поворота:

    • отсутствие обозначения полосы в виде знаков или разметки, как разрешенной для разворота или поворота налево;
    • соблюдение условий для безопасного перестроения на линию трамвая.

    Для такого сложного маневра как разворот, характерны некоторые особенности:

    1. Выполнение маневра производится по возможности с минимальным радиусом. С этой целью выполняйте его после полной остановки.
    2. Предоставление преимущества встречному транспорту производится согласно пункту 13.4 для регулируемых пересечений и 13.12 для нерегулируемых перекрестков, т. е. для встречного транспорта, едущего прямо.

    Для выполнения маневра для изменения направления движения в обратную сторону, выезд на трамвайные пути потребуется наверняка.

    Помешать развороту за пределами перекрестка с трамвайных путей способна только одна особенность, которая не позволит занять их. К примеру, нанесение разметки 1.2.1 для обозначения границы проезжей части, делает выезд на линию движения трамвая невозможной. При нанесении такой линии слева от водителя по ходу движения, она не должна пересекаться.

    Сигналом для возможного перестроения станет:

    • разрыв разметки до прерывистой линии, что обычно делают в пределах перекрестков;
    • при покрытии разметки снегом.

    При выполнении разворота за пределами перекрестка, учитывайте возможные ограничения для этого маневра:

    • ограничение видимости (менее 100 м);
    • пешеходные переходы;
    • остановки МТС;
    • на таких объектах, как путепроводы, эстакады и мосты, а также под ними.

    Прохождение линии движения трамвая через отмеченные объекты вполне допускается, поэтому место разворота выбирается по совокупности правил.

    Выполнение сложных маневров в условиях движения интенсивного потока способно задержать автомобиль на попутных путях надолго. Дорожный закон не регламентирует дальнейшее поведение водителя. К примеру, ПДД Беларуси предписывают вернуться в ранее занимаемую полосу, чтобы предоставить преимущество рельсовому транспорту.

    Опытный водитель легко сориентируется, и заметит жест встречных авто, которые позволят закончить маневр, и уступят дорогу. Успейте заметить предложение коллег по потоку! Не забудьте поблагодарить их!

    Среди характерных ошибок, которые демонстрируют неумелое выполнение маневра, выделяются:

    1. Неправильный выбор места разворота. Помимо отмеченных запретных мест, водители выбирают зауженные участки, напротив припаркованных машин. При выполнении разворота в два захода создается помеха для движения встречного трамвая или машин.
    2. Перпендикулярное расположение на трамвайных путях. Такая позиция расценивается, как использование встречных трамвайных путей.
    3. Неполный выезд на трамвайные пути. Такое расположение провоцирует опасную ситуацию на примыкающей полосе для движения, которая является наиболее скоростной из других попутных частей.

    Прямой ответственности за неиспользование трамвайных путей при маневрировании не предусмотрено. Однако, возможно наказание за невыполнение смежных пунктов дорожного закона:

    • создание помех для трамвая «оценивается» в 500 рублей;
    • выезд навстречу трамваю максимально наказывается штрафом в 5 тыс. руб. (или лишение от 4 до 6 мес.), а повторный случай вызовет лишение до 1 года;
    • пересечение сплошной разметки 1.2.1 обойдется от 500 до 1 500 рублей.

    Если в вашем городе трамвай – не редкость, следует освоить нехитрые маневры на дороге с путями посередине.

    Видеоролик о правилах поворота налево и разворота на трамвайных путях:

    С ситуацией, когда необходимо выполнить разворот на трамвайных путях, каждый день сталкиваются многие автовладельцы. Однако, согласно данным статистике, более трети из них не имеют ни малейшего представления, как безопасно выполнять этот маневр и только 20% знает о наказаниях, которые могут повлечь за собой неверное его исполнение.

    Прочитав данную статью, вы узнаете: как правильно осуществить разворот на трамвайных путях на перекрестке или за его пределами, какие существуют нюансы при движении по ним, и какие предусмотрены штрафы за это.

    Перед тем как начать разговор о возможностях и запретах для автовладельцев, связанных с разворотом на трамвайных путях, стоит напомнить, что любые манипуляции, осуществляемые на них не должны создавать помех остальным участникам движения! Итак, что именно разрешается правилами ПДД.

    Согласно пункту 9.6, разрешено движение при условии, что если другие полосы, расположенные в попутном направлении заняты и поворот налево с трамвайных путей этого же направления, в случае если этот маневр не противоречит пункту 8.5. ПДД. При этом они должны располагаться на левой стороне от полосы движения автомобиля, и расположены на одном уровне, как и проезжая дорога. Опережение (не обгон) по попутным рельсам тоже допускается.

    В каких случаях запрещается пересекать трамвайные пути

    С такой ситуацией водитель может столкнуться в следующих случаях:


    Разворот при запрещающих дорожных разметках знаков. Разворот запрещен на:

    Можно ли осуществлять поворот на путях

    В случае необходимости пересечения трамвайных путей, с целью разворота. Выполнять его можно по-разному. Многое в данном случае будет зависеть от того, находится машина на перекрестке или нет.

    На перекрестке

    Если трамвайные линии разрешают трамваю осуществить любой маневр, например, пересечение, движение по прямой или повернуть налево. Если в вашей ситуации на перекрестке пути соединяют направление, то правила проезда для вас существенно упростятся . То есть, при проезде дорожного участка, по которому вы подъезжаете к перекрестку, делят трамвайные пути, расположенные на одном уровне с ним. Можно ли выполнить разворот, в таком случае?

    Согласно пунктам 8.5 и 9.6. прописанных в правилах ПДД вы имеете право (а в некоторых случаях даже необходимо) выехать на трамвайные пути, чтобы развернуться. При этом ваш маневр не должен нарушать установленные знаки и дорожную разметку. Кроме того, водитель не должен создавать помех остальным участникам движения.

    Что касается взаимоотношений между водителями машин и трамваев на регулируемых перекрестках дороги, то про них сказано в пункте 13.6 ПДД , где написано, что в случае, если сигналы светофора одновременно позволяют начать движение всем транспортным средствам, то у трамвая всегда будет преимущество, вне зависимости от того, в каком направлении он движется.

    Однако если водителю необходимо осуществить движение в направлении стрелки, которая загорится в дополнительной секции вместе с красным или желтым сигналом, то водитель трамвая обязан уступить тому транспорту, который движется с других направлений.

    Обратите внимание, что в данной статье описаны лишь общие правила, касаемо разворотов и поворотов с трамвайных путей, так как существует множество различных комбинаций, в зависимости от их расположения, а также жестов регулировщика, сигнала светофора и прочее.

    Вне перекрестка

    Для того чтобы осуществить разворот через трамвайные пути вне перекрестка , водитель должен:

    • Убедится, что они находятся на левой стороне от вас и выше проезжей дороги. Кроме того, отсутствуют вышеописанные ограничения в виде разметки и знаков.
    • Пропустить попутно идущие трамваи и перестроится на трамвайные пути в попутном направлении.
    • Включите поворотник, и убедившись в отсутствии помех, осуществите разворот.
    • Трамваи, идущие по встречной полосе также нужно пропустить.

    Самые распространенные ошибки , совершаемые при развороте налево через трамвайную линию:

    • Разворот следует начинать с проезжей части, но никак не с трамвайных путей. Хотя это не считается нарушением и за такой маневр наказание не предусмотрено. При этом вы должны понимать, что в таком случае вы в значительной степени повышаете риск возникновения аварии. Поэтому разворот следует осуществлять со стороны встречных трамвайных путей.
    • В данном случае вы нарушаете пункт 9.6. из правил ПДД, в которых четко сказано про выезд с дальнейшим движением по трамвайным путям встречного направления». Таким образом, при выезде на данный участок ваш автомобиль будет расположен не перпендикулярно путям, то маневр может быть расценен инспекторами ГИБДД как выезд на трамвайные пути встречного направления, а это значит, что такое нарушение повлечет за собой наказание в виде штрафа.
    • Если вам необходимо осуществить разворот налево относительно припаркованных автомобилей, маневр нужно начинать, когда передняя часть вашего и припаркованного автомобиля расположены на одной линии. Такая постановка, в ограниченном пространстве, позволит вам избежать столкновения с припаркованным авто.

    Штрафы за въезд на трамвайные пути

    Количество ДТП, участниками которых являются водители трамваев и автомобилей, с каждым годом только существенно увеличивается. В 95% случаев виновниками возникновения аварийной ситуации является водитель автомобиля, так как при въезде на трамвайные пути, он не должен создавать препятствия движению трамваям. Что касается случаев, когда виновником становится водитель трамвая (который, например, начал движение на запрещающий сигнал) тоже, к сожалению, встречаются, но их число не превышает 5% от всех случаев. Однако, даже не создавая аварийной ситуации при движении по трамвайным путям, инспектор ГИБДД может оштрафовать водителя или даже лишить его водительских прав.

    Размер штрафа напрямую будет зависеть от пункта ПДД , который был нарушен в данном случае. Так:

    • За остановку на трамвайных путях водителю грозит штраф на сумму: 3 тысячи рублей, если это случилось в Санкт-Петербурге или в Москве. В других городах, расположенных на территории РФ — 1,5 тысячи рублей.
    • За создание помех для трамвая, идущего в попутном направлении — штраф 500 рублей.
    • За несоблюдение правил дорожной разметки штраф от 500 до 1500 рублей (это касается поворота или разворота).
    • Первичный выезд на встречную полосу трамвайных путей обойдется в 5 тысяч рублей (или вас могут лишить прав сроком от 4 до 6 месяцев). За последующее аналогичное нарушение – лишение удостоверения на год.
    • Выезд на встречную полосу трамвайных путей чтобы объехать препятствие - штраф от 1 тысячи до 1,5 тысячи рублей.

    Помните, что разворачиваясь на трамвайных путях, всегда нужно пропускать трамвай , даже в тех случаях, если его движение грубо нарушает ПДД. Иначе последствия, полученные в результате аварии, для вашего авто, да и вас самих, могут оказаться намного серьезнее, чем для трамвая.

    Этот вопрос вызывает много споров, даже среди опытных автолюбителей. Многие из них уверены, что это абсолютно запрещено. И смягчающих обстоятельств нет. На самом деле, есть дозволенные ПДД обстоятельства, позволяющие беспрепятственное движение по попутного направления.

    Разрешенные случаи

    Действующие сегодня ПДД РФ указывают на следующие ситуации, в которых передвижение по трамвайным рельсам не наказывается:

    Пути проходят слева,

    Рельсы находятся на уровне дорожного полотна,

    Заняты все полосы попутного движения,

    Трамвайные рельсы и автомобильная дорога идут в попутном направлении.

    Все остальные случаи, в соответствии с ПДД РФ, движение по трамвайным путям попутного направления запрещают.

    Существующие запреты

    В Правилах дается четкое разъяснение того, что месторасположение трамвайных путей имеет большое значение. На рельсы, расположенные ниже дорожного полотна или выше, автомобиль не имеет права заезжать. Если имеется колея, то она должна восприниматься водителем как разделительная полоса, пересекать которую, как известно, запрещено.

    Также табу наложено на движение по трамвайным путям попутного направления, если проходят они справа от движущегося транспортного средства.

    Запрещено пересекать перекресток, если перед ним находится знак 5.15.1 или другой знак - 5.15.2.

    Некоторые послабления

    В они действительно есть. И касаются они маневров. Так, например, разрешено движение по трамвайным путям попутного направления (2016-2017 год, ПДД) при:

    Совершении левого поворота,

    Пересечении улицы на перекрестке,

    Объезде,

    Развороте.

    Последний маневр разрешен при отсутствии двойной сплошной между трамвайными путями и знака 4.1.1, предписывающего движение только прямо. А также не должно быть создано препона продвижению трамвайному вагону и выезда на рельсы встречного назначения.

    Объезд разрешен исключительно при высокой плотности попутного потока. Чаще всего, если дистанции между транспортными средствами минимальны для соблюдения безопасности на дороге, совершая движение автомобиля по трамвайным путям попутного направления для возможного обгона, вернуться на свою полосу движения вряд ли удастся (как указано в ПДД, пункте 11.4). Поэтому пункт 9.6 действущих Правил немного расширяет послабления пункта 11.4, той части, которая касается невозможности вернуться на полосу движения, занимаемую ранее. Оно заключается в разрешении задействовать трамвайные пути, идущие с дорожным полотном в попутном направлении. Тем не менее правило, гласящее, что рельсовый транспорт имеет преимущество перед автомобилем никто не отменяет. Следовательно, применять эти послабления можно только не создавая помех движению вагона трамвая.

    Водителю на заметку

    Совершать маневры на трамвайных рельсах, расположенных по правую руку автомобилиста, строго запрещено. Несоблюдение чревато тяжелыми последствиями.

    В местах с напряженным движением наносится специальная разметка на дорожном полотне и устанавливаются особые запрещающие дорожные знаки. То есть на таком отрезке всегда будет:

    Указатель со словами «Полоса движения»,

    Знак, запрещающий въезд любому автотранспорту,

    Сплошная белая линия на асфальте.

    Водитель обязан понимать, что трамвайный путь - это не дополнительная полоса для движения транспортных средств.

    Любой маневр должен сопровождаться поворотными сигналами, которые выключаются только после его окончания.

    Сотрудники ДПС рекомендуют обратить внимание на совершение поворотов. Если нет специального знака, то маневр должен проходить под прямым углом. Бывают случаи, когда водители игнорируют это и поворачивают, двигаясь по рельсам. Инспекторы ГИБДД расценивают это как езду по трамвайным рельсам встречного направления, что, естественно, принимается за выезд на полосу встречного направления и наказывается штрафным взысканием в 1 500 рублей или (реже) утратой водительского удостоверения.

    Если нанесена разметка

    На некоторых городских магистралях может встретиться сплошная полоса разметки. Эта тема вызывает множество вопросов в автошколах и диспутов на специализированных форумах.

    С одной стороны, согласно по трамвайным путям попутного направления не запрещено, а с другой, как указывается в той же норме в пункте 1.1, сплошную пересекать нельзя.

    На неоднократные обращения с просьбой разъяснить ситуацию, официально руководители ГИБДД сообщили, что эта линия разметки показывает край проезжей части. за игнорирование этих требований, предписанных разметкой дорожного полотна, в этом году составляют тысячу и полторы тысячи рублей.

    Встречаются ситуации, когда трамвайные пути изолируют от дорожного полотна бордюром. ПДД приравнивают его к сплошной линии.

    Маневры на перекрестке

    Каждый водитель должен помнить, что разрешается движение по трамвайным путям попутного направления исключительно в случае занятости всех полос дорожного полотна. Причем имеет отношение это только к параллельному движению.

    Пересечение трамвайной колеи на дозволено в следующих эпизодах:

    Транспортное средство движется с трамваем в одном направлении, причем последний находится от автомобиля справа, транспорт общественного назначения, если есть, продолжает двигаться прямо;

    При движении в одну сторону трамвай, идущий справа от машины, и транспортное средство будут совершать левый маневр;

    Трамвай, находящийся по правую руку водителя автомобиля, может совершать левый поворот, в то время как автомобиль продолжает движение прямо.

    Иногда на городских магистралях перед перекрёстком можно видеть знаки 5.10, 5.15.1, 5.15.2 информирующие о движении по полосам или о дороге с реверсивным движением. В этом случае штрафные санкции за выезд на рельсы будут обязательно. Въезжая на дорогу с обозначенным нужно учитывать, что знак указывает на движение только лишь по крайней правой полосе дорожного полотна. Перестроение можно совершать исключительно в случае, если советующими знаками или специальной дорожной разметкой разрешено подобное движение.

    Поворот налево

    Согласно ПДД, разрешается этот маневр лишь при соблюдении следующих условий:

    На дорожном полотне нет разметки,

    Трамвайная колея находится справа от движущегося по крайней полосе транспортного средства.

    Водитель обязан помнить, что этот поворот должен совершаться в соответствии с пунктом 8.5 ПДД. То есть при отсутствии на повороте знаков 5.15.1, 5.15.2 и разметки 1.18, идущие слева и наравне с дорожным полотном трамвайные рельсы позволяют с них машине повернуть налево. Главное не забывать, что автомобиль не должен быть преградой для вагона трамвая.

    Штрафные санкции

    Многие нарушения, предполагающие движение по трамвайным путям попутного направления, считаются очень грубыми. Но лишение водительского удостоверения не предусмотрено.

    Самое скромное из них - пересечение сплошной полосы, отделяющей рельсы от автомобильной дороги. В соответствии с пунктом 12.16 ПДД, карается эта ошибка водителя штрафом в 500 рублей. Также будет взыскан с нарушителя, совершающего движение по трамвайным путям попутного направления, штраф за остановку на рельсах. На сегодня это полторы тысячи рублей.

    Вторичное и последующие несоблюдения Правил дорожного движения могут повлечь за собой утрату водительского удостоверения на срок не менее года. Если это нарушение было записано видеокамерой, штраф возрастает до пяти тысяч рублей.

    ДТП, совершенные на трамвайных путях

    Главное, что необходимо помнить: транспортное управление населенного пункта будет взыскивать через суд с виновника происшествия упущенную выгоду. Ведь во время ожидания инспекторов ДПС, разбора и по маршруту не будут курсировать трамваи. А это убытки для парка электротранспорта. Они могут составить десятки тысяч рублей. Суды, кстати, практически всегда становятся на сторону представителей управления. Поэтому машину как можно быстрее нужно убрать с путей.

    Даже если движение по трамвайным путям попутного направления спровоцировало происшествие, в котором не участвовал трамвай, как можно скорее необходимо начертить схему ДТП, произвести фотосъемку с разных ракурсов, записать номера телефонов свидетелей и убирать транспортное средство с рельсов. Затем и пострадавший, и виновник должны явятся в ближайшее отделение ГИБДД для оформления и подписания протокола. Или, если нет разночтений между участниками ДТП, можно прибегнуть к набирающей популярность схеме оформления транспортного происшествия по европротоколу.

    Если ДТП случилось с участием трамвая, то вагоновожатый может быть виноват исключительно в двух случаях:

    Вагон продолжал движение на запрещающий сигнал светофора,

    Трамвай покидал в этот момент депо.

    Во всех остальных случаях водитель должен помнить, что любой разрешенный маневр на трамвайных рельсах не должен мешать движению электротранспорта.