Капитализированные платежи фсс при ликвидации. Капитализируемые платежи при ликвидации. Банкротство: Судебная практика

ООО ЮРИДИЧЕСКАЯ ФИРМА "ВАШ ГАРАНТЪ" (14.11.2015 в 10:52:21)

Здравствуйте!

В недавнем прошлом выплаты пострадавшим производились исключительно предприятиями, где произошел несчастный случай. В настоящее время многие из этих предприятий обанкротились, поменяли хозяев или находятся на стадии внешнего управления, реорганизации либо ликвидации. Естественно, предприятия и организации избавляются от лишних долгов и обязательств. Не редко, что лишними в сложившейся ситуации оказываются именно те работники, которые пострадали на данном предприятии.

В силу ст. 64 ГК РФ при ликвидации юридического лица в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей.

При ликвидации страхователя — юридического лица оно обязано внести страховщику капитализированные платежи в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Порядок внесения в Фонд РФ капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц — страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ОСС НС ПЗ) утвержден Постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2000 г. № 863 и регулирует вопросы внесения в Фонд ликвидируемыми (в том числе в связи с признанием их банкротами) юридическими лицами — страхователями по ОСС НС ПЗ капитализированных платежей, предназначенных для удовлетворения требований граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, и предоставления обеспечения по ОСС НС ПЗ застрахованным и лицам, имеющим право на получение в связи со смертью застрахованных в результате наступления .

Уведомление о ликвидации (признании банкротом) страхователя направляется страховщику по месту регистрации страхователя ликвидационной комиссией (конкурсным управляющим) в десятидневный срок с даты ее образования (назначения). Страховщик в двухнедельный срок, начиная с даты получения уведомления о ликвидации (признании банкротом) страхователя, направляет ликвидационной комиссии (конкурсному управляющему) для расчета размера капитализированных платежей список лиц, получавших обеспечение по страхованию, с указанием сумм выплат по каждому виду такого обеспечения. Ликвидационная комиссия (конкурсный управляющий) рассчитывает размер капитализированных платежей в соответствии с методикой расчета размера капитализированных платежей для обеспечения по ОСС НС ПЗ при ликвидации (банкротстве) юридических лиц-страхователей (утв. Постановлением Фонда социального страхования РФ от 30 июля 2001 г. № 72).

Капитализированные платежи в денежном выражении (и их коэффициенты) определяются раздельно по каждому получателю и каждому виду выплат (в зависимости от пола и возраста получателя и других обстоятельств).

С Уважением, ЮФ "ВАШ ГАРАНТЪ".

ЖДЕМ ОТЗЫВЫ. СПАСИБО .

«В случае ликвидации по каким бы то ни было основаниям предприятий (государственных, смешанных, кооперативных, общественных и частных) причитающиеся с них на основании судебных решений или по иным основаниям платежи за увечье или смерть в пользу потерпевшего лица или членов его семьи подлежат уплате последним через органы государственного страхования».

Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 31.12.1928

«О капитализации пенсий и платежей за увечье или смерть, причитающихся с ликвидируемых предприятий»

Вопросы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Российской Федерации регулируются нормами Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее – Закон № 125-ФЗ).

В соответствии со статьей 23 Закона № 125-ФЗ при ликвидации страхователя – юридического лица он (страхователь) обязан внести страховщику капитализированные платежи в порядке, определяемом Правительством РФ.

Указанный порядок утвержден постановлением Правительства РФ от 17.11.2000 № 863 «Об утверждении порядка внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц – страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Согласно ему ликвидируемое (в том числе в связи с признанием банкротом) юридическое лицо – страхователь по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний вносит в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированные платежи, предназначенные для удовлетворения требований граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью. Размер капитализируемых платежей, как отражено в пункте 4 указанного Порядка, рассчитывается в соответствии с методикой расчета размера капитализируемых платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) юридических лиц страхователей, утверждаемой страховщиком по согласованию с Министерством труда и социального развития РФ, Министерством экономического развития и торговли РФ и Федеральной службой России по финансовому оздоровлению и банкротству. Такая методика утверждена также Фондом социального страхования РФ в постановлении от 30.07.2001 № 72.

Методика расчета размера капитализируемых повременных платежей (далее Методика) базируется:

На нормативном методе формирования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

На применении коэффициентов капитализации для расчета размера капитализируемых повременных платежей на обеспечение по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) юридических лиц – страхователей;

На применении социальных норм и экономических нормативов, определяющих размеры ежемесячных страховых выплат и средств на покрытие дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших.

У бюджетных учреждений-страхователей возникает вопрос: на какую статью классификации операций сектора государственного управления следует отнести расходы по внесению в доход бюджета ФСС РФ капитализированных платежей? Ведь указанные расходы не могут быть в силу своей природы отнесены как на статью 210 «Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда», так и на статью 220 «Приобретение услуг».

Согласно положениям Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 24.08.2007 № 74н, расходы по внесению в доход бюджета Фонда социального страхования РФ сумм капитализированных платежей для обеспечения социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации учреждения следует отражать по статье 290 «Прочие расходы» классификации операций сектора государственного управления, а также по соответствующим показателям классификации расходов бюджетов, в рамках которых осуществляется финансирование мероприятий по ликвидации учреждения.

При этом в платежном поручении на внесение указанных платежей следует указать код 000 1 17 04000 01 0000 180 «Поступления капитализированных платежей предприятий » классификации доходов бюджетов Российской Федерации с указанием в 1 – 3-м разрядах кода значения 393 «Фонд социального страхования Российской Федерации».

Следует отметить, что нарушение порядка внесения страхователем капитализированных платежей страховщику влечет ответственность в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Во время деятельности организации были два несчастных случая. Сотрудники уволились по собственному желанию и получают выплаты из ФСС. Действия организации при ликвидации.

Вопрос: При обращении в ФСС, сотрудница отдела по капитализируемым платежам при ликвидации пояснила следующее: Во время деятельности организации были два несчастных случая, по которым был произведен весь документооборот с фондом, предоставлены б/листы и расчеты. Сотрудники уволились по собственному желанию до 2015 года. С того момента производятся выплаты данным сотрудникам из Фонда социального страхования пожизненно, в общей сумме 94 595,71 руб. в месяц. Но так как данная организация ликвидируется и перестанет оплачивать страховые взносы от несчастных случаев по работающим сотрудникам, то на ОАО "*" ложиться обязательство выплатить ФСС предполагаемую сумму, по данному расчету размера капитализируемых платежей, в общей сумме 15 402 345,97руб. Правомерно ли это? У ОАО нет средств на погашение данных обязательств. Какие пути решения могут быть?

Ответ: Да, правомерно. Прежде чем ликвидировать организацию, ее собственники проверяют, есть ли у нее обязательства перед сотрудниками по выплатам на «травматизм». Чтобы обеспечить пожизненные выплаты, ликвидационная комиссия перечисляет в ФСС России капитализированные платежи (пункт 2 статьи 23 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ). ФСС будет находиться в вашем реестре кредиторов. Очередность уплаты капитализированных платежей - третья. Срок и порядок уплаты ликвидационная комиссия согласовывает с фондом. В отсутствии денежных средств, акционерное общество может расплатиться с кредиторами имуществом.

Обоснование

Как перечислять и учитывать капитализированные платежи по взносам «на травматизм» при ликвидации организации-страхователя

Прежде чем ликвидировать организацию, ее собственники проверяют, есть ли у нее обязательства перед сотрудниками по выплатам на «травматизм». Некоторые такие выплаты бывшие сотрудники или их родственники вправе получать и после того, как предприятие закроется. Чтобы обеспечить пожизненные выплаты, ликвидационная комиссия перечисляет в ФСС России капитализированные платежи. Такое правило установлено пунктом 2 статьи 23 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ.

Рассчитайте капитализированные платежи по формулам, которые приведены в Методике , утвержденной постановлением ФСС России от 30 июля 2001 г. № 72 . Для этого в течение 10 календарных дней с даты, когда собственники назначили ликвидационную комиссию, направьте в территориальное отделение ФСС России уведомление о ликвидации организации. Получив его, сотрудники фонда в течение двух недель пришлют список людей, которым положены страховые обеспечения. По каждому виду страхового обеспечения страховщики укажут размер выплат.

Согласуйте результат расчета капитализированных платежей с территориальным отделением фонда с ФСС России. Для этого направьте туда письмо, например, с такой формулировкой: «Просим согласовать размер капитализированных платежей, уплачиваемых в ФСС России при ликвидации организации…». Сделайте это в течение двух недель с даты, когда будет закрыт реестр требований кредиторов к ликвидируемой организации. Это предусмотрено пунктами 2-5 Порядка, утвержденного .

В каком порядке платить

Капитализированные платежи перечисляйте в территориальное отделение ФСС России, где зарегистрирована ликвидируемая организация. Срок уплаты ликвидационная комиссия согласовывает с фондом (п. 6 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2000 г. № 863).

Очередность уплаты капитализированных платежей - третья. Поясним, почему так.

В первую очередь при ликвидации возникают текущие расходы, которые напрямую связаны с данной процедурой (например, организационные и судебные). После того как эти расходы оплачены, с кредиторами рассчитываются в таком порядке:

первая очередь - расчеты за причинение вреда жизни и здоровью;

вторая очередь - зарплата сотрудникам и вознаграждения по авторским договорам;

третья очередь - расчеты по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды;

четвертая очередь - расчеты с другими кредиторами.

Так установлено пунктом 1 статьи 64 Гражданского кодекса РФ.

К первой очередности капитализированные платежи не относятся. Они - один из источников, за счет которых ФСС России формирует средства социального страхования. Это нецелевые выплаты для расчетов с работниками, которые получили производственную травму или профзаболевание. Согласия человека на уплату капитализированных платежей в орган соцстраха не требуется. Поэтому такие платежи - это не расчеты за причинение вреда жизни и здоровью. Такие же выводы есть в

Каким образом при ликвидации предприятия производится капитализация платежей, причитающихся потерпевшему в связи с увечьем?

По общему правилу выплата сумм в возмещение вреда производится работодателем, ответственным за вред, или его правопреемником (ст. 42 Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденных Постановлением ВС РФ от 24.12.92 N 4214-1; далее — Правила).

Ликвидация представляет собой прекращение юридического лица без правопреемства (п. 1 ст. 61 ГК РФ). В связи с этим Правилами предусмотрена гарантия продолжения выплат и для тех случаев, когда правопреемника не имеется. Поскольку предполагается, что с момента ликвидации права и обязанности юридического лица к другим субъектам не переходят, ст. 32 Правил предусмотрена для таких юридических лиц обязанность капитализировать и внести в органы государственного страхования суммы, подлежащие выплате в возмещение вреда своему работнику. Аналогично решен указанный вопрос и в части второй ГК РФ (ст. 1093).

Для этого в соответствии с п. 1 ст. 64 ГК РФ, а также ст. 32 Правил ликвидационный баланс, составляемый при ликвидации предприятия, должен быть утвержден лишь после капитализации сумм, необходимых для выплаты возмещения вреда в будущем, и перечисления их органам государственного страхования. В состав ликвидационной комиссии включается представитель органа государственного страхования.

Иными словами, юридическое лицо, обязанное в силу ст. 64 ГК РФ при ликвидации удовлетворить требования кредиторов, должно в первую очередь установить размер требований граждан, перед которыми оно несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью. Определение размера долга как раз и осуществляется путем капитализации соответствующих повременных платежей. Капитализация представляет собой подсчет денежных средств на настоящий момент, которые должно было бы выплатить юридическое лицо пострадавшему в будущем до достижения им возраста семидесяти лет, но не менее чем за десять лет. Если возраст гражданина превышает семьдесят лет, период для капитализации соответствующих повременных платежей составляет десять лет. При этом используется размер соответствующих повременных платежей, установленный на дату составления ликвидационного баланса. Указанный порядок, по нашему мнению, правомерно применять ликвидирующимся юридическим лицам, так как нами по аналогии были использованы основные правила, содержащиеся также в п. 1 ст. 107 Федерального закона от 08.01.98 N 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

В силу статей 32 и 42 Правил (см. комментарий к этим статьям) дальнейшая выплата повременных платежей пострадавшему будет производиться органом, которому внесены или должны были быть внесены капитализированные суммы, подлежащие выплате в возмещение вреда, т.е. страховой организацией. Если даже капитализированных платежей недостаточно для продолжения возмещения, выплата должна производиться указанными организациями в порядке и по нормам, установленным Правилами. То есть после получения капитализированной суммы и заключения соответствующего договора органы государственного страхования выплачивают указанным лицам суммы в возмещение вреда в том же размере и в те же сроки, какие были обязательны для ликвидированных предприятий, учреждений и организаций.

Ряд сложностей вызывал на практике вопрос о плательщике возмещения вреда, если предприятие — причинитель вреда ликвидировано без правопреемника и капитализация платежей в возмещение вреда не произведена. На первый взгляд, ответ содержится в тексте ст. 32 Правил: в этом случае иск о возмещении вреда предъявляется органу государственного страхования.

Ранее в таких ситуациях плательщиком выступало государство в лице Госстраха как единственной в то время государственной страховой организации. В сегодняшних условиях деятельностью по государственному страхованию занят целый ряд организаций. Поэтому можно констатировать тот факт, что содержащееся в Правилах решение оказалось неисполнимым, поскольку правовое положение органов страхования претерпело существенные изменения. К сожалению, в законе нет ответа на вопрос, какой конкретно орган государственного страхования должен выступить в качестве плательщика, взяв на себя обязанности государства.

Актуальность вопроса о возмещении вреда при ликвидации предприятия — причинителя вреда без капитализации средств сделала необходимым для Верховного Суда РФ высказать свою позицию.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ в определении от 24.08.95 при рассмотрении конкретного дела указала на следующее.

Из смысла закона вытекает, что в тех случаях, когда выплата возмещения за счет средств предприятия стала невозможной, государство в лице органов государственного страхования принимает на себя обязанность обеспечить надежную выплату потерпевшим работникам за счет денежных средств, принадлежащих государству.

На основании постановления Правительства РФ от 10.02.92 N 76 «О создании Российской государственной страховой компании» на базе Правления государственного страхования РФ при бывшем Министерстве финансов РСФСР создана Российская государственная страховая компания (Росгосстрах) — акционерное общество.

С принятием Закона РФ от 27.11.92 N 4015-1 «О страховании» страхование производится за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых страховых взносов. Причем страхование осуществляется исключительно по договорам о добровольном и обязательном страховании, осуществляемом на основании соответствующих законов (ст. 3). Каких-либо иных источников финансирования, помимо средств, поступивших на основании договоров, законом не предусмотрено.

Более того, в отличие от ранее действовавшего законодательства, предусматривающего создание и деятельность централизованных фондов, за счет которых осуществлялось финансирование страхования, Законом РФ «О страховании» создание таких фондов не предусмотрено. Государство в качестве гаранта платежеспособности страховщиков не выступает (ст. 27).

Таким образом, Закон РФ «О страховании», на основании которого действуют органы государственной страховой компании, не обеспечивает условий, при которых потерпевшие смогут получать денежные выплаты.

Согласно Положению о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 12.02.94 N 101, органами государственного социального страхования в РФ являются названный Фонд, его центральные и региональные отделения и филиалы отделений.

Фонд социального страхования РФ управляет денежными средствами, которые являются государственной собственностью и не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов. Средства Фонда образуются за счет не только страховых взносов, но и ассигнований из республиканского бюджета. Фонд распоряжается государственными денежными средствами для нужд социального страхования.

В связи с этим, по мнению Верховного Суда РФ, именно за счет Фонда социального страхования должна быть гарантирована выплата возмещения в случаях, если соответствующие платежи, взысканные с работодателя, не были капитализированы в установленном законом порядке.

В связи с принятием судами решений о возложении на органы Фонда социального страхования РФ выплат по возмещению вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, в случаях ликвидации предприятия без капитализации платежей в возмещение вреда Фондом социального страхования РФ было составлено письмо от 30.11.95 N 05-454. В письме Фонд возражал против выполнения, по его мнению, не свойственной функции.

Вместе с тем в настоящее время до урегулирования соответствующего вопроса в законодательном порядке, по нашему мнению, для капитализации платежей ликвидирующемуся юридическому лицу следует заключать договор с организациями Росгосстраха, а в случае ликвидации предприятия без капитализации платежей заинтересованному лицу необходимо обращаться с иском к органам Фонда социального страхования РФ.