Категории по гражданской обороне какие объекты. Го и ЧС. Оперативная информация по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям. Как определить к какой категории по ГО относится организация

Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны в Российской Федерации разрабатываются и проводятся с учетом категории промышленных объектов по гражданской обороне. Категорирование промышленных объектов по гражданской обороне осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации
№ 1115 от 19.09.1998 г. «О порядке отнесения организаций к категориям по гражданской обороне», «Перечнем показателей для отнесения организаций и объектов к категориям по гражданской обороне для топливно-энергетического комплекса», утвержденным приказом МЧС России № 536 ДСП от 11.09.2012 г. проектируемый объект является некатегорированным по ГО. Территория, на которой располагается проектируемый объект, не отнесена к группе по ГО.

Сведения об удалении проектируемого объекта от городов, отнесенных к группам по гражданской обороне, и объектов особой важности по гражданской обороне

Проектируемые объекты находятся за пределами границ проектной застройки категорированных городов, вблизи проектируемых объектов категорированные по ГО объекты и города не расположены.

Сведения о границах зон возможных опасностей, в которых может оказаться проектируемый объект при ведении военных действий или вследствие этих действий, в т. ч. зон возможных разрушений, возможного химического заражения, катастрофического затопления, радиоактивного загрязнения (заражения), зон возможного образования завалов, а также сведения о расположении проектируемого объекта относительно зон светомаскировки

Согласно СП 165.1325800.2014 проектируемые объекты не попадают в зоны возможных разрушений категорированного города, а также в зоны возможного радиоактивного заражения.

Согласно СП 165.1325800.2014, ГОСТ Р 55201-2012 проектируемые объекты расположены вне зоны световой маскировки.

Учитывая гидрографические характеристики района, отсутствие водохранилищ, оборудованных сдерживающими напор воды гидросооружениями, при разрушении которых возможен прорыв воды, а также учитывая топографические условия местности, проектируемые объекты не попадают в зону возможного катастрофического затопления.

Сведения о продолжении функционирования проектируемого объекта в военное время или прекращении, или перенос деятельности объекта в другое место, а также перепрофилировании проектируемого производства на выпуск иной продукции

Проектируемые объекты прекращают работу в военное время.

ПСП является стационарным объектом. Характер производства не предполагает возможность его перебазирования в военное время. Демонтаж оборудования и трубопроводов в особый период в короткие сроки технически не осуществим и экономически нецелесообразен.

Сведения о численности наибольшей работающей смены проектируемого объекта в военное время, а также численности дежурного и линейного персонала проектируемого объекта, обеспечивающего жизнедеятельность категорированных городов, отнесенных к группам по гражданской обороне, и объектов особой важности в военное время

Численность НРС определяется исходя из требований мобилизационного задания объекту в военное время. Объект мобилизационного задания не имеет, прекращает работу в военное время, численность НРС не определена.

Проектируемые объекты не предназначены для обеспечения жизнедеятельности категорированных городов и объектов особой важности, которые продолжают работу в военное время (к их числу относятся, к примеру, городские и объектовые энергетические службы, водопроводные службы и т.п.). Обоснование численности дежурного и линейного персонала не требуется.

Сведения о соответствии степени огнестойкости проектируемых зданий (сооружений) требованиям, предъявляемым к зданиям (сооружениям) объектов, отнесенных к категориям по гражданской обороне

Степень огнестойкости производственных, складских, административных зданий и других сооружений для некатегорированных объектов не регламентируется.

Решения по управлению гражданской обороной проектируемого объекта, системам оповещения персонала об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действии

Система оповещения является главной системой передачи команд и руководящих указаний для персонала как при строительстве объекта, так и в нормальных эксплуатационных условиях, а также в случае возникновения чрезвычайных ситуаций или подачи сигнала ГО.

Основным способом оповещения населения является передача информации и сигналов оповещения по сетям связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания. Распоряжения на задействование систем оповещения отдаются:

  • федеральной системы оповещения – МЧС России;
  • межрегиональной системы оповещения – соответствующим региональным центром МЧС России;
  • региональной системы оповещения – органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации;
  • муниципальной системы оповещения – соответствующим органом местного самоуправления;
  • локальной системы оповещения – руководителем организации, эксплуатирующей потенциально опасный объект.

Услышав предупредительный сигнал ГО «Внимание всем!» дежурный предприятия (структурного подразделения) обязан включить телевизор или радиоприемник на местную волну для прослушивания содержания экстренного сообщения. Прослушав экстренное сообщение, немедленно доложить о нем руководству. В дальнейшем предписывается действовать согласно полученным указаниям.

Система оповещения ОАО «Фирма» организуется по объектовому принципу и включает несколько узлов оповещения. Сигнал оповещения ГО, поступивший от вышестоящего органа, по линиям связи и оповещения доводится до всех объектов, входящих в систему и являющихся узлами оповещения.

Получение сигналов гражданской обороны и передача их обслуживающему персоналу возлагается на операторов ПСП ОАО «Фирма».

Для оповещения персонала на площадке ПСП предусматривается использовать громкоговорящую и радиотелефонную связь.

Система оповещения отвечает требованиям «Положения о системах оповещения населения», утвержденного Приказом МЧС РФ, Министерства информационных технологий и связи РФ и Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ 25.07.2006г. N 422/90/376.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Охрана труда» .

«Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций (ГО и ЧС) нужна, чтобы:

  • сохранить жизнь работников и населения в случае войны, аварий, катастроф;
  • проводить неотложные действия в очаге катастрофы;
  • обеспечить работу объекта в чрезвычайной ситуации;
  • не допустить увеличения масштабов катастрофы.

Все организации, как коммерческие, так и государственные, обязаны:

  • планировать и организовывать мероприятия по ГО;
  • готовить организацию к работе в военное время;
  • обучать работников по ГО;
  • создавать и содержать в целях ГО запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Чтобы организовать работу по гражданской обороне:

  • назначьте уполномоченного в области ГО или создайте структурное подразделение по ГО;
  • составьте программы и проведите курсовое обучение работников в области ГО, для этого создайте и поддерживайте в рабочем состоянии учебно-материальную базу;
  • разработайте программу вводного инструктажа по ГО;
  • проводите вводный инструктаж по ГО с принятыми работниками в первый месяц работы с записью в журнале;
  • проводите учения и тренировки по ГО.

Это следует из подпункта «г» пункта 5 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. № 841.

Мероприятия по ГО организация проводит за свой счет (п. 4 ст. 18 Закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ).

Региональные власти по согласованию с МЧС присваивают категории по гражданской обороне организациям:

  • с мобилизационным заданием, или
  • высоким риском ЧС, или
  • уникальным культурным статусом.

Этим организациям присваивают:

  • категорию особой важности;
  • первую категорию;
  • вторую категорию.

Если организации присвоят категорию по ГО, то ей сообщит об этом соответствующий орган.

Остальные организации считают некатегорированными.

  • нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне (см. Типовой порядок, утвержденный приказом МЧС России от 18 декабря 2014 г. № 701);
  • нештатные аварийно-спасательные формирования - организации с ОПО I, II и III классов, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности (см. Порядок создания нештатных аварийно-спасательных формирований, утвержденный приказом МЧС России от 23 декабря 2005 г. № 999);
  • локальные системы оповещения - организации с ОПО I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности (см. постановление Правительства РФ от 1 марта 1993 г. № 178 и Методические рекомендации МЧС России от 24 декабря 2002 г. № б/н).

Организации с категорией по ГО, чтобы оснастить нештатные формирования, создают запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств (постановление Правительства РФ от 27 апреля 2000 г. № 379).

Ответственные за гражданскую оборону в организации

Назначьте уполномоченного работника по ГО с необходимой подготовкой или создайте структурное подразделение по ГО.

Количество уполномоченных по ГО зависит от вида организации и численности работников.

  • до 1000 человек - один освобожденный работник;
  • от 1000 до 5000 человек - не менее двух освобожденных работников;
  • от 5000 и более человек - не менее четырех освобожденных работников.
  • до 200 человек - один из работников организации по совместительству;
  • свыше 200 человек - один освобожденный работник.

Об этом сказано в пункте 6 Положения, утвержденного приказом МЧС России от 31 июля 2006 г. № 440.

Работники по гражданской обороне:

  • планируют и проводят мероприятия по ГО;
  • создают и поддерживают в готовности локальные системы оповещения;
  • обучают работников организаций по ГО и ЧС;
  • создают и содержат запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств в целях гражданской обороны;
  • проводят мероприятия по поддержанию функционирования организаций в военное время;
  • создают и поддерживают в готовности нештатные аварийно-спасательные формирования.

Это следует из Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10 июля 1999 г. № 782.

Это следует из пункта 4 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. № 841.

Квалификационные требования к работникам по ГО см.:

Например, инженером по ГО и ЧС назначают работника с высшим техническим образованием и подготовкой по специальной программе по ГО и ЧС.

Дополнительное профессиональное образование или курсовое обучение по ГО проходят:

Вводный инструктаж по гражданской обороне

Проведите инструктаж в первый месяц после приема нового сотрудника. Для этого разработайте программу вводного инструктажа на основе примерной программы МЧС России от 22 февраля 2017 г. № 2-4-71-8-14.

Утвердите инструкцию по гражданской обороне и действиям персонала при угрозе ЧС.

Вводный инструктаж проводит работник, ответственный за ГО. Он знакомит нового работника с инструкцией и дает общие знания по ГО. Работник подписывает инструкцию и получает один экземпляр инструкции на руки и хранит на рабочем месте.

После инструктажа устно проверьте знания работника.

В журнале вводного инструктажа по гражданской обороне сделайте запись о дате его проведения с подписями инструктируемого и инструктирующего.

Курсовое обучение сотрудников по гражданской обороне

Для работников организуют занятия по месту работы по рекомендуемым программам и закрепляют знания и навыки на учениях и тренировках.

Проведите курсовое обучение работников для подготовки к действиям при угрозе военного конфликта или ЧС, которые характерны для района работы и проживания работников. Курсовое обучение проводите ежегодно внутри организации в объеме не менее 16 часов.

Разработайте программу обучения на основе примерной программы МЧС России от 22 февраля 2017 г. № 2-4-71-8-14.

Программы обучения в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования согласуют с МЧС России.

Работников информируют:

  • о поражающих факторах источников ЧС, которые характерны для территории проживания и работы, а также оружия массового поражения и других видов оружия;
  • порядке действий при сигнале «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!»;
  • правилах использования средств индивидуальной и коллективной защиты при ЧС, средств пожаротушения;
  • порядке действия при угрозе и возникновении ЧС, войны, террористических актов;
  • правилах оказания первой помощи.

Для курсового обучения создают учебные группы в количестве не более 25 человек с учетом особенностей должностей и профессий работников.

Занятия проводите в рабочее время ежемесячно в течение года, кроме времени массовых отпусков.

Обучение состоит из теории и практики. На теоретических занятиях сотрудникам проводят лекции по теме с использованием наглядных пособий, обучающих программ, видеофильмов и плакатов.

Практические занятия состоят из тренировок и комплексных занятий. Тренировку проводите, чтобы работники получили навыки использования индивидуальных и коллективных средств защиты, средств пожаротушения и оказания первой помощи.

Комплексное занятие проводите, чтобы работники последовательно отработали действия в конкретной обстановке.

Ответственный за обучение отмечает сотрудников на занятиях в журнале учета. Журналы ведут на каждую учебную группу и хранят в организации в течение года после завершения обучения.

Такой порядок установлен в разделе II примерной программы МЧС России от 22 февраля 2017 г. № 2-4-71-8-14.

Когда проводят учения по гражданской обороне

Организации проводят:

  • комплексные учения;
  • командно-штабные учения;
  • специальные учения;
  • объектовые тренировки по ГО.
Командно-штабные учения Специальные учения Комплексные учения и тренировки
Продолжительность

До 3 суток - в госорганах ;

до 1 суток - в организациях

До 8 часов До 2 суток (тренировки до 8 часов)
Периодичность 1 раз в 2 года - в госорганах 1 раз в 3 года - с участием аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований 1 раз в 3 года - в муниципалитетах, организациях с ОПО, ЛПУ, в которых больше 600 коек
1 раз в 3 года - в муниципалитете 1 раз в год - с участием формирований постоянной готовности 1 раз в 3 года - тренировки в организациях
1 раз в год - в организациях 1 раз в год - тренировки в образовательных учреждениях

Таблица составлена на основании приказа МЧС России от 24 апреля 2013 г. № 284 «Об утверждении Инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах».

Обучение руководителей, должностных лиц и работников организаций по решению задач в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций проводят при объектовых тренировках (ОТ) продолжительностью до 8 часов (п. 15 приказа МЧС России от 24 апреля 2013 г. № 284).

Комплексные учения (КУ) продолжительностью до 2 суток проводят 1 раз в 3 года в муниципальных образованиях и организациях, имеющих опасные производственные объекты, а также в лечебно-профилактических учреждениях, имеющих более 600 коек. В других организациях - 1 раз в 3 года продолжительностью до 8 часов (п. 3 приказа МЧС России от 24 апреля 2013 г. № 284).

Практическое обучение работников организаций действиям по предупреждению пожаров, обязанностям и мерам безопасности при возникновении пожара на пожароопасных объектах, в организациях и учебных заведениях проводится на специальных учениях или тренировках по противопожарной защите (далее - СУТ).

СУТ по противопожарной защите на пожароопасных объектах, в организациях и учебных заведениях проводятся 1 раз в год продолжительностью до 8 часов (п. 19 приказа МЧС России от 24 апреля 2013 г. № 284).

Цели СУТ:

  • проверка реальности планов противопожарной защиты и оценка состояния противопожарной защиты;
  • проверка готовности к действиям при угрозе и возникновении пожара;
  • обучение работников организаций (учащихся учебных заведений) правилам и способам действий, мерам безопасности и правилам поведения при возникновении пожара;
  • повышение пожарной безопасности, готовности руководителей организаций (объектов), работников организаций (учащихся учебных заведений) к действиям при угрозе и возникновении пожара.

В зависимости от численности работников организаций (учащихся учебных заведений) СУТ проводятся одновременно со всеми работниками организации (учащимися учебных заведений) или отдельными группами. Продолжительность каждого учения от 2 до 3 часов (п. 21 приказа МЧС России от 24 апреля 2013 г. № 284).

При выявлении в ходе СУТ существенных недостатков решением соответствующих руководителей в организации могут быть проведены повторные тренировки по тематике выявленных недостатков.

Виды и темы учений и тренировок определяются с учетом характера и масштабов возможных чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени (п. 24 приказа МЧС России от 24 апреля 2013 г. № 284).

При подготовке и планировании учений и тренировок разработайте:

  1. приказ о подготовке и проведении командно-штабного учения (тренировки);
  2. схему организации руководства учением (тренировкой);
  3. календарный план подготовки командно-штабного учения (тренировки);
  4. замысел командно-штабного учения (тренировки) с пояснительной запиской;
  5. задание на командно-штабное учение (тренировку);
  6. план проведения командно-штабного учения (тренировки);
  7. инструкцию по мерам безопасности при проведении комплексного учения (тренировки).

Это следует из Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 4 сентября 2003 г. № 547.

Расписание и результаты курсового обучения в области ГО и ЧС фиксируйте в журнале.

Контроль за учениями и тренировками осуществляют должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в пределах их полномочий по управлению гражданской обороной, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Ответственность за невыполнение правил ГО

Проверки по гражданской обороне проводит МЧС России.

За невыполнение правил в области гражданской обороны МЧС оштрафует должностных лиц от 10 тыс. до 20 тыс. руб.; юридических лиц - от 100 тыс. до 200 тыс. руб.

Это следует из части 2 статьи 20.7 КоАП РФ.»

Согласно требованиям законодательства РФ в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций (ГО и ЧС), любое юридическое лицо, особенно хозяйствующие субъекты, обязаны выполнять мероприятия по планированию действий работников, по подготовке к эвакуации персонала и предупреждению чрезвычайных ситуаций или на случай военных действий (мероприятия по ГО и ЧС).

Для человека не имеющего опыта в области ГО и ЧС, неожиданное задание руководства по срочному решению вопроса в области ГО и ЧС, может стать не простым испытанием. Так как подобные случаи не редки, мы составили для вас перечень основных задач при разработке документов по ГО и ЧС в организации.

Мероприятия по ГО и ЧС, которые следует в итоге выполнить и которые проверяются органами государственного надзора, могут отличаться для каждого отдельно взятого юридического лица. На объем требований по ГО и ЧС со стороны государства влияют следующие факторы:

-Категория объекта по гражданской обороне (ГО).

Как определить к какой категории по ГО относится организация?

  • Если организация прекращает свою деятельность в случае военной угрозы , то значит организация не относится к категори по ГО. В данном случае потребуется разработать только раздел ЧС (защиты от чрезвычайных ситуаций), это заметно упращает дело, однако (перечень документов по ЧС, вы можете посмотреть , как можно заметить, даже в этом случае требуется разработать не мало организационно-распорядительных документов (ОРД), схем, планов, инструкций и журналов. Подводя итог, отметим, что в вышеописанном случае на организацию не разработано (отсутствует) мобилизационное задание (МОБ задание, гриф только для служебного пользования), т.е. обязанность по выполнению мероприятий ГО в особый период (военное время). Организации, имеющие МОБ задание и входящие в систему обеспечения ГО в особый период, проверяются на предмет "готовности"со стороны соответствующих органов особо тщательно.
  • В случае если МОБ задание имеется, и организация не прекращает свою работу а переходит на режим выполнения мобилизационного задания, потребуется разработка разделов ГО (дополнительно к документации по ЧС). К дополнительной документации можно отнести план гражданской обороны объекта экономики, план основных мероприятий объекта экономики по вопросам ГО, ЧС и обеспечению пожарной безопасности и другие специализированные документы в области организации ГО в рамках МОБ задания, при наступлении особого периода (военных действий на территории РФ).

Общее количество работников в организации

  • Общее количество работников в организации, также влияет на перечень документов и состав организационных мероприятий по Го и ЧС. Так если в организации менее 50 человек, то существует определенные различия при подготовке документов по ГО и ЧС, для количества работников менее 50 и более 50 работников. В определенных случаях, кроме работников одной организации, при планировании юридическим лицом мероприятий по ГО и ЧС, следуе учитывать также количество (среднее) посетителей "объекта", или к примеру арендаторов, субарендаторов и т.п., которые также могут находится на территориях и помещениях условного объекта экономики.

-Территориальная расположенность и наличие обособленных подразделений

В чем заключается задача по разработке всех требуемых по законодательству документов в области ГО и ЧС?

Рассмотрим порядок действий, которого нужно придерживаться в процессе разработки и согласования документации по ГО и ЧС

1. Определение категории по ГО, к которой отнесена организация;

2. Запрос информации в органы МЧС и АГЗ, администрации района о сведениях для разработки основных документов

  • План мероприятий по ГО и ЧС на год

4. Обеспечить обучение работников по ГО и ЧС в учебных чентрах МЧС (бесплатно), либо в других лицензиролванных центрах по программе ГО и ЧС для руководителей и специалистов организаций в объеме должностных обязанностей.

Для грамотного и оператвного оформления документации по ГО и ЧС, в том числе по предписаниям на устранение нарушений от МЧС, требуется четкое понимание структуры формирования органов по ГО и ЧС в организации.

Для выполнения работ по согласованию, разработке документов по ГО и ЧС, центр охраны труда и правового информирования, распологает квалифицированными специалистами и экспертами в области ГО и ЧС, с нами комплекс работ по разработке документов ГО и ЧС будет носить конструктивный и четкий характер выполнения работ и взаимодействия с заказчиком.

Специалисты нашего Центра оказывают любые справочные и консультационные услуги по вопросам ГО и ЧС

Свои вопросы вы можете направлять нам на электронную почту [email protected]



Постановление Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1998 г. № 1115
«О порядке отнесения организаций к категориям по гражданской обороне»

В соответствии со статьей 6 Федерального закона «О гражданской обороне» Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемый Порядок отнесения организаций к категориям по гражданской обороне.

Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий с участием Министерства экономики Российской Федерации и по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в 6-месячный срок установить показатели для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения.

Федеральным органам исполнительной власти и объединениям организаций согласно приложению, а также органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в 1999 году произвести отнесение организаций к категориям по гражданской обороне в соответствии с Порядком отнесения организаций к категориям по гражданской обороне, утвержденным настоящим постановлением;

в I квартале 2000 г. представить перечни организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, в Правительство Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерство экономики Российской Федерации

Утвержден

1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне» и определяет основные принципы и правила отнесения организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также входящих в их состав отдельных объектов (далее именуются - организации) к категориям по гражданской обороне*.

* Действие настоящего Порядка не распространяется на воинские части, учреждения, предприятиям иные организации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований.

2. Отнесение организаций к категориям по гражданской обороне осуществляется в целях сохранен ия этих организаций и защиты их персонала от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, путем заблаговременной разработки и реализации мероприят ий по гражданской обороне.

имеющие мобилизационное задание (заказ);

и (или) представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время;

и (или) являющиеся уникальными культурными ценностями.

4. Устанавливаются следующие категории по гражданской обороне: особой важности, первой кате гории, второй категории.

степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций;

месторасположение организации;

значимость организации как объекта культуры.

Основными показателями для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне явля ются:

численность работающих (общая, наибольшей работающей смены) в военное время;

объем выпускаемой продукции (работ, услуг) для государственных нужд в военное время.

Дополнительные показатели для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне устанавливает Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий с участием Министерства экономики Российской Федерации и по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В случаях расположения административно-хозяйственных органов организаций и их производственных объектов или объектов социально-культурного назначения в разных административно-тер риториальных единицах категория по гражданской обороне устанавливается только для соответствую щего объекта.

Организации, не отнесенные настоящим пунктом ни к одной из указанных категорий, считаются некатегорированными.

5. Организации, деятельность которых связана с деятельностью федеральных органов исполнительной власти, объединений организаций (далее именуются - объединения) или которые находятся в сфере их ведения, представляют сведения о показателях для отнесения их к категориям по граждан ской обороне и предложения об установлении категории в соответствующий федеральный орган исполнительной власти или объединение.

Организации, деятельность которых связана с деятельностью органов исполнительной власти субъек тов Российской Федерации или которые находятся в сфере их ведения, представляют сведения о показателях для отнесения их к категориям по гражданской обороне и предложения об установлении категории в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Организации, деятельность которых связана с деятельностью органов местного самоуправления или которые находятся в сфере их ведения, представляют сведения о показателях для отнесения их к категориям по гражданской обороне и предложения об установлении категории в соответствующий орган местного самоуправления.

Предложения организаций об установлении категории должны быть согласованы с соответствующими мобилизационными органами и органами, осуществляющими управление гражданской оборо ной в субъектах Российской Федерации.

6. Органы местного самоуправления вносят в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложения по отнесению организаций, деятельность которых связана с деятельностью органов местного самоуправления или которые находятся в сфере их ведения, к категориям по гражданской обороне.

7. Федеральные органы исполнительной власти и объединения:

утверждают по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по прилагаемой форме перечень организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, деятельность кото рых связана с деятельностью указанных органов и объединений или которые находятся в сфере их ведения;

направляют соответствующие выписки из утвержденных ими перечней организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых находятся организаций, отнесенные к категориям по гражданской обороне.

8. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

утверждают по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по прилагаемой форме перечень организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, деятельность кото рых связана с деятельностью этих органов или которые находятся в сфере их ведения, а также перечень организаций, деятельность которых связана с деятельностью органов местного самоуправления или которые находятся в сфере их ведения;

направляют соответствующие выписки из утвержденных ими, а также федеральными органами исполнительной власти и объединениями перечней организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, органам местного самоуправления.

9. Федеральные органы исполнительной, власти и объединения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации представляют перечни организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, в Правительство Российской Федерации, Министерство Российской Федера ции по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерство экономики Российской Федерации.

10. Сведения о присвоении организациям категорий по гражданской обороне сообщаются соответ ствующим организациям органами исполнительной власти и объединениями, утвердившими эти ка тегории.

11. Уточнение перечней организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, прово дится по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет , в том же порядке, что и отнесение организаций к категориям по гражданской обороне.

классификация территорий городов, иных населённых пунктов в зависимости от их оборонного и экономического значения, численности населения, а также нахождения на их территориях объектов, представляющих опасность для населения и территорий в связи с возможностью возникновения чрезвычайных ситуаций. Осуществляется с целью заблаговременной разработки и реализации мероприятий по гражданской обороне в объёме, необходимом и достаточном для защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также от поражающих факторов возможных чрезвычайных ситуаций.
Для территорий городов и иных населённых пунктов устанавливаются: особая, первая, вторая и третья группы по гражданской обороне. К особой группе территорий по гражданской обороне относятся территории городов федерального значения - Москвы и Санкт-Петербурга. К первой группе территорий по гражданской обороне относятся территории городов, если: численность населения превышает 1 000 тыс. чел.; численность населения составляет от 500 тыс. чел. до 1000 тыс. чел. и на ней расположены не менее трёх организаций особой важности по гражданской обороне или более 50 организаций первой (второй) категории по гражданской обороне; более 50 процентов населения либо территории города попадают в зону возможного опасного химического заражения, радиационного загрязнения или катастрофического затопления. Ко второй группе территорий по гражданской обороне относятся территории городов, если: численность населения составляет от 500 тыс. чел. до 1000 тыс. чел.; численность населения составляет от 250 тыс. чел. до 500 тыс. чел. и на ней расположены не менее двух организаций особой важности по гражданской обороне либо более 20 организаций первой (второй) категории по гражданской обороне; более 30 процентов населения либо территории города попадают в зону возможного опасного химического заражения, радиационного загрязнения или катастрофического затопления. К третьей группе территорий по гражданской обороне относятся территории городов, если: численность населения составляет от 250 тыс. чел. до 500 тыс. чел.; численность населения составляет от 50 тыс. чел. до 250 тыс. чел. и на ней расположены одна организация особой важности по гражданской обороне либо более двух организаций первой (второй) категории по гражданской обороне; менее 30 процентов населения либо территории города попадают в зону возможного опасного химического заражения, радиационного загрязнения или катастрофического затопления. К третьей группе территорий по гражданской обороне относятся также территории закрытых административно-территориальных образований.