Конкурсное производство. Последствия открытия конкурсного производства. Мораторные проценты Последствия открытия конкурсного производства для должника

"Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2013, N 9

При учете процентов по обязательствам заемщика в период процедуры его банкротства кредитным организациям необходимо придерживаться не только норм бухгалтерского и налогового регулирования, но и законодательства РФ о банкротстве, а также сложившейся судебной практики, касающейся вопроса о прекращении начисления процентов кредитором заемщику-банкроту, и писем Минфина России и ФНС России. К этому вопросу банки должны проявлять особое внимание, так как правовая позиция относительно прекращения начисления процентов в подобных случаях полностью не сформирована.

В настоящее время основным законодательным актом, регулирующим процессы, возникающие в ходе банкротства хозяйствующих субъектов, в том числе индивидуальных предпринимателей, является Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве).

Согласно ст. 2 данного Закона несостоятельность (банкротство) - это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, к примеру расплатиться по кредитным договорам. В такой ситуации, возникшей в период экономической нестабильности, ранее процветавшему предприятию ничего не остается, кроме как завершить коммерческую деятельность. И если такой заемщик имеет задолженность по полученным ранее кредитам, коммерческий банк будет вынужден принимать участие в процедуре его банкротства с целью добиться возврата максимально возможной суммы долга и причитающихся процентов.

Порядок начисления процентов по кредитам

Вначале разберемся, как осуществляется бухгалтерский и налоговый учет процентов по кредитам, предоставленным коммерческими банками нефинансовым организациям.

Аналитический учет операций кредитования осуществляется отдельно по каждому кредитному договору. Согласно п. 11.2.1 Приложения 3 к Положению от 16.07.2012 N 385-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации" (далее - Положение N 385-П) начисленные проценты относятся на доходы в день, предусмотренный условиями договора для их уплаты заемщиком. В последний рабочий день месяца на доходы относятся все проценты, начисленные за истекший месяц. Бухгалтерский учет признанных проблемными процентов от операций по размещению денежных средств до их фактического получения осуществляется на внебалансовых счетах по учету неполученных процентов.

В соответствии с Положением N 385-П коммерческие банки отражают доходы и расходы по методу начисления. Этот принцип означает, что финансовые результаты от операций по выдаче кредита отражаются в учете по факту их совершения, а не по факту получения денежных средств.

Бухгалтерский учет начисленных процентов по кредитам

Рассмотрим бухгалтерские корреспонденции в следующих распространенных случаях.

1. Начисление процентов по ссуде, относящейся к I - III категории качества

Сумма процентов, начисленных с даты предоставления кредита или даты последнего начисления, отражается в учете проводкой:

Кт 70601 "Доходы" (символы 11102 - 11114, 11116) - в дату уплаты и на последний день месяца.

2. Начисление процентов по ссуде, относящейся к IV или V категории качества

Кт 99999 "Счет для корреспонденции с активными счетами при двойной записи" - в дату уплаты и на последний день месяца.

3. Начисление процентов при понижении качества ссуды до IV или V категории

Сумма процентов, начисленных с даты предоставления кредита или даты последнего начисления, отражается проводкой:

Дт 47427 "Требования по получению процентов"

Кт 70601 "Доходы" (символы 11102 - 11114, 11116) - в дату изменения категории качества.

Сумма процентов за количество дней с даты изменения качества ссуды до IV или V категории в день уплаты и на последний день месяца отражается на внебалансовых счетах проводкой:

Дт 91604 "Неполученные проценты по кредитам и прочим размещенным средствам (кроме межбанковских), предоставленным клиентам"

4. Начисление процентов при повышении качества ссуды до I - III категории

Сумма процентов за количество дней с даты последнего начисления до даты изменения категории качества ссуды отражается проводкой:

Дт 91604 "Неполученные проценты по кредитам и прочим размещенным средствам (кроме межбанковских), предоставленным клиентам"

Кт 99999 "Счет для корреспонденции с активными счетами при двойной записи".

При списании начисленных процентов на внебалансовых счетах на дату изменения категории качества в учете оформляется проводка:

Дт 99999 "Счет для корреспонденции с активными счетами при двойной записи"

Кт 91604 "Неполученные проценты по кредитам и прочим размещенным средствам (кроме межбанковских), предоставленным клиентам".

Отражение на балансовых счетах процентов, начисленных на ссудную задолженность, отнесенную к I - III категории качества, производится следующей корреспонденцией счетов:

Дт 47427 "Требования по получению процентов"

Кт 70601 "Доходы" (символы 11102 - 11114, 11116).

Признание процентного дохода в бухгалтерском учете

Для признания в бухгалтерском учете процентного дохода по операциям предоставления денежных средств должны быть одновременно соблюдены условия, определенные п. 3.1 гл. 3 "Принципы признания и определения доходов и расходов" Положения N 385-П:

а) если право на получение этого дохода кредитной организацией вытекает из конкретного договора или подтверждено иным соответствующим образом;

б) если сумма дохода может быть определена;

в) если отсутствует неопределенность в получении дохода.

По ссудам, отнесенным кредитной организацией к I или II категории качества, получение доходов признается определенным, вероятность получения доходов является высокой. В отношении ссуд III категории качества кредитная организация вправе определить наличие или отсутствие неопределенности получения доходов самостоятельно, утвердив принцип в учетной политике. По ссудам, отнесенным кредитной организацией к IV или V категории качества, получение доходов признается неопределенным.

Таким образом, при отражении в бухгалтерском учете доходов в виде процентов по кредитам, начисленных по методу начисления, на счета доходов банка попадут не все проценты, а только те, получение которых признано банком определенным.

Налоговый учет начисленных процентов по кредитам

Налоговый учет процентов по размещенным средствам отличается от бухгалтерского учета.

Особенности признания процентного дохода от кредитования в налоговом учете

Для целей налогообложения учитываются все начисленные проценты.

В соответствии с п. 3 ст. 328 НК РФ проценты по договорам кредита, займа и иным аналогичным договорам учитываются на дату признания дохода. Согласно п. 6 ст. 271 НК РФ по договорам займа и иным аналогичным договорам, срок действия которых приходится более чем на один отчетный период, доход признается полученным и включается в состав соответствующих доходов на конец месяца отчетного периода. Это означает, что при расчете налогооблагаемой базы по налогу на прибыль необходимо учитывать всю сумму процентов, начисленных банком по кредитным договорам на отчетную дату:

  • проценты, в отношении которых имеется определенность в получении, отраженные на счете 70601 "Доходы" (символы 11102 - 11114, 11116);
  • проценты, в отношении которых имеется неопределенность в получении, отраженные на внебалансовом счете 91604 "Неполученные проценты по кредитам и прочим размещенным средствам (кроме межбанковских), предоставленным клиентам".

Проценты начисляются со дня, следующего за днем выдачи кредита, по день начисления процентов включительно, и далее начисления продолжаются со дня, следующего за днем последнего начисления, до дня очередного начисления вплоть до даты прекращения действия договора. Доход в виде процентов по кредитному договору признается полученным и включается в состав внереализационных доходов на конец отчетного периода согласно п. 6 ст. 250 НК РФ независимо от фактической уплаты таких процентов заемщиком, что подтверждает Письмо Минфина России от 28.04.2009 N 03-03-06/1/286 "О порядке учета доходов организации в виде процентов по кредитному договору".

Основания для прекращения начисления процентов по кредитному договору

Начисление процентов по долговому обязательству, как правило, прекращается в дату погашения задолженности. В случае с проблемными долгами начисление процентов может быть прекращено (в т.ч. и для целей налогообложения):

  • после расторжения договора в одностороннем порядке по инициативе кредитора, если договор содержит такую возможность, что подтверждается Письмом Минфина России от 29.01.2010 N 03-03-06/2/9;
  • с даты принятия судом решения о взыскании с заемщика задолженности по кредиту, суммы процентов, пеней, государственной пошлины. В отношении данной нормы налоговые органы выразили единомыслие с финансовым ведомством в Письме УФНС России по г. Москве от 28.05.2007 N 20-12/049611 "О прекращении начисления процентов банком по просроченному кредиту для целей налогообложения".

Доходы в виде процентов по кредитному договору начисляются банком, пока существуют взаимные обязательства по договору вплоть до момента прекращения долгового обязательства. При одностороннем расторжении кредитного договора или расторжении его по решению суда начисление процентов прекращается, поскольку отсутствует само долговое обязательство.

Теперь, уяснив общий порядок, перейдем к основному вопросу статьи, вызывающему споры между банками и контролирующими органами.

Заемщик в состоянии банкротства: позиция Минфина России и судов

По вопросу о прекращении начисления процентов в случае инициации в отношении заемщика процедуры банкротства правовая позиция не сформирована.

Как поясняет Минфин России в Письме от 17.01.2011 N 03-03-06/2/7, проценты, подлежащие уплате на дату подачи в суд заявления о признании должника банкротом или на дату введения процедуры банкротства, присоединяются к сумме займа (кредита). В реестр требований кредиторов включается требование об уплате этой суммы, и размер ее впоследствии не изменяется.

Согласно позиции, изложенной в п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 63, при решении вопроса о квалификации в качестве текущих платежей требований об уплате процентов за пользование денежными средствами, предоставленными должнику по договору займа, кредитному договору либо в качестве коммерческого кредита, необходимо иметь в виду, что проценты, начисляемые на подлежащую возврату сумму займа, образуют сумму задолженности по соответствующему денежному обязательству должника, состав и размер которого (если это обязательство возникло до принятия заявления о признании должника банкротом) определяются согласно п. 1 ст. 4 Закона о банкротстве. Требования по таким процентам не являются текущими платежами.

В налоговом учете в соответствии с положениями гл. 25 НК РФ основанием для начисления в налоговом учете дохода в виде процентов является действующее долговое обязательство, условиями которого предусмотрена уплата процентов. В соответствии со ст. 126 Закона о банкротстве с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника, за исключением текущих платежей и платежей, предусмотренных ст. 126 Закона о банкротстве. Из этого можно сделать вывод, что с даты вынесения арбитражным судом определения о введении процедуры наблюдения банк не вправе прекратить начисление процентов на ссудную задолженность для целей налога на прибыль. Данная позиция подтверждается в Письме Минфина России от 25.03.2013 N 03-03-06/2/9219. По мнению финансового ведомства, в налоговом учете начисление дохода в виде процентов по долговым обязательствам прекращается с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Судебная практика показывает, что правовые основания для начисления процентов за пользование кредитом, задолженность по которому ранее была включена в реестр требований кредиторов, за последующие периоды отсутствуют. Примером тому могут стать Постановления ФАС Центрального округа от 29.03.2010 N Ф10-932/10(2), ФАС Волго-Вятского округа от 05.10.2010 по делу N А43-26755/2009, от 08.10.2010 по делу N А29-3931/2009(Т-6894/2010) и др.

Таким образом, если требование по денежному обязательству заявляется кредитором в ходе процедуры наблюдения, то его размер определяется на дату введения наблюдения.

В соответствии с п. 1 ст. 126 Закона о банкротстве предусматривается прекращение начисления процентов, неустоек, штрафов и иных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей. Однако в связи с необходимостью компенсации экономических потерь, возникающих ввиду отсрочки погашения задолженности, подлежащей удовлетворению в порядке очередности, п. 2.1 ст. 126 Закона о банкротстве предусматривает начисление на сумму требований конкурсного кредитора процентов в размере ставки рефинансирования, установленной Банком России на дату открытия конкурсного производства. Выплата данных процентов осуществляется одновременно с погашением требований кредиторов в соответствии с графиком погашения задолженности. При этом данные проценты не выносятся в реестр требований кредиторов и начисляются исключительно на требования кредиторов третьей очереди, о чем было дано соответствующее пояснение в п. 38 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 60 "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменения в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)".

Очень редко денежных средств должника бывает достаточно для удовлетворения требований кредиторов в полном объеме. А при недостаточности денежных средств для погашения требований кредиторов денежные средства распределяются между кредиторами одной очереди пропорционально суммам их требований. В связи с этим погашение требований по уплате суммы убытков в форме упущенной выгоды в виде процентов, начисляемых согласно п. 2.1 ст. 126 Закона о банкротстве, возможно только после полного погашения всех включенных в реестр требований кредиторов и при наличии после этого достаточных денежных средств. Судебная практика подтверждает данную позицию (Постановление ФАС Уральского округа от 26.02.2013 N Ф09-2928/11).

Проценты, начисляемые на сумму требований конкурсного кредитора в соответствии с п. 2.1 ст. 126 Закона о банкротстве, являются доходами по договору займа, кредита на основании определения п. 6 ст. 250 НК РФ. Таким образом, данные проценты подлежат отражению в составе внереализационных доходов в целях налогообложения, порядок учета которых установлен п. 6 ст. 271 НК РФ. Данная позиция отражена в Письме Минфина России от 01.04.2013 N 03-03-06/2/10287. Поэтому в целях налогообложения кредитной организации необходимо учитывать данные проценты со дня открытия конкурсного производства.

Законодательство предусматривает возможность прекратить начисление процентов, определенных п. 2.1 ст. 126 Закона о банкротстве, в случае, если соглашением между конкурсным управляющим и конкурсным кредитором предусмотрен меньший размер подлежащих уплате процентов или более короткий срок их начисления. Такая практика имеет место в кредитных организациях, поскольку при снижении размера ставки процентов, начисляемых на сумму требований конкурсного кредитора, до нуля основания для включения в состав внереализационных доходов сумм процентов за период, в котором они не начислялись, отсутствуют. Если заключение такого соглашения не было предусмотрено, а проценты на сумму требований конкурсного кредитора не начислялись, то в результате налоговой проверки инспектор может правомерно произвести доначисление и применение санкций к конкурсному кредитору.

Уплата начисленных процентов на требования конкурсного кредитора осуществляется одновременно с погашением требований кредиторов по денежным обязательствам и требований к должнику об уплате обязательных платежей в порядке очередности, установленной ст. 134 Закона о банкротстве. Кредитная организация может формировать резервы по сомнительным долгам в целях налогообложения прибыли в соответствии с п. 3 ст. 266 НК РФ, если задолженность образовалась в связи с невыплатой процентов по долговым обязательствам. Данное мнение нашло отражение в Письме Минфина России от 12.04.2010 N 03-03-06/2/73. Тем самым налогоплательщик получает право включать в состав внереализационных расходов сумму отчисления на создание резервов по сомнительным долгам.

Существует также позиция некоторых организаций, согласно которой проценты, начисляемые на сумму требований конкурсного кредитора, относятся в учете к гражданско-правовым санкциям за неисполнение денежного требования в соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 126 Закона о банкротстве. При этом начисление процентов на сумму требований конкурсного кредитора согласно п. 2.1 ст. 126 Закона о банкротстве предусматривается производить в дату получения таких процентов от конкурсного управляющего должника, ссылаясь на п. 3 ст. 250 и пп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ. Однако Минфин России в Письме от 29.07.2013 N 03-03-06/2/30033 не подтверждает правомерность учета процентов на сумму требований конкурсного кредитора в дату их получения.

Учет убытка от безнадежного долга организации-заемщика, исключенной из ЕГРЮЛ

Убытки, полученные кредитной организацией в отчетном периоде в виде безнадежных долгов, она вправе учесть во внереализационных расходах в случае ликвидации юридического лица, в отношении которого было открыто конкурсное производство, после внесения в ЕГРЮЛ записи об исключении его из реестра. Разъяснения об этом даны в Письме Минфина России от 19.10.2012 N 03-03-06/1/559. Кредитор вправе признать сумму основного долга с процентами безнадежной и включить ее в состав расходов при расчете налоговой базы на основании п. 2 ст. 266 НК РФ, который определяет, что безнадежными долгами признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым обязательство прекращено в связи с ликвидацией организации (ст. 419 ГК РФ). Также согласно пп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ во внереализационных расходах учитывается сумма безнадежных долгов, а в случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, - суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет средств резерва. Таким образом, если банк в соответствии с внутренними нормативными документами предусмотрел создание резерва по сомнительным долгам в отношении задолженности по процентам на требования конкурсного кредитора, в состав расходов в целях налогообложения при ликвидации юридического лица будет включаться разница в виде суммы безнадежных долгов, не покрытых за счет резерва.

Вопрос об учете во внереализационных расходах безнадежной задолженности недействующей организации, исключенной из Единого государственного реестра юридических лиц, является спорным, поскольку организация может быть признана прекратившей свою деятельность и исключена из ЕГРЮЛ по решению налогового органа, если она в течение последовательных 12 месяцев не представляла налоговую отчетность и не осуществляла операций ни по одному банковскому счету. При этом, по мнению Минфина России, исключение недействующей организации из ЕГРЮЛ в упрощенном порядке ликвидацией не является. Данная позиция подтверждается Письмом Минфина России от 08.11.2012 N 03-03-06/1/577 и отражена также в Письме Минфина России от 07.07.2008 N 03-03-06/1/309. Позиция финансового ведомства не является однозначной, ведь в случае, если в отношении юридического лица действовала процедура конкурсного производства, оно признает, что ликвидация юридического лица считается завершенной только после внесения записи в ЕГРЮЛ, что изложено в его Письме от 19.10.2012 N 03-03-06/1/559. Таким образом, вне зависимости от того, в общем порядке проводится ликвидация должника или же по решению ИФНС в административном порядке, в ЕГРЮЛ вносится запись о прекращении деятельности организации.

При осуществлении налоговых проверок существовали прецеденты доначисления налога на прибыль и соответствующих санкций на основании занижения базы по указанному налогу при учете в составе расходов задолженности контрагента, в отношении которого в ЕГРЮЛ была внесена запись об исключении из реестра. Несмотря на то что вопрос признания задолженности безнадежной является спорным, на практике сформировалась положительная для налогоплательщиков судебная практика, например Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 27.09.2012 N А19-8821/2011, ФАС Северо-Западного округа от 09.02.2011 N А56-14027/2010, ФАС Северо-Кавказского округа от 15.06.2012 N А63-3430/2010.

В определенных ст. 57 Закона о банкротстве случаях судебное производство по делу о несостоятельности заемщика может быть прекращено. В случае если требование кредитора не удовлетворено, кредитная организация прекращает начисление процентов, предусмотренных п. 2.1 ст. 126 Закона о банкротстве, и возобновляет начисление процентов, предусмотренных условиями долгового обязательства. Данная позиция нашла отражение в Письме Минфина России от 07.03.2013 N 03-03-06/1/6893.

Выбор банком метода начисления и учета процентов на требования конкурсного кредитора

Применение процедуры банкротства является распространенным способом ликвидации юридического лица, с которым регулярно сталкиваются банки-кредиторы. И если такой заемщик имеет обязательства по договорам займа, в кредитной организации возникают особенности учета процентных доходов. Законодательство в данной области имеет определенные пробелы, поэтому налогоплательщику необходимо разбираться во всех аспектах бухгалтерского и налогового учета процентов по долговым обязательствам.

Закон о банкротстве, а именно п. 2.1 ст. 126, предусматривает необходимость начисления процентов с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства на сумму требований конкурсного кредитора в размере ставки рефинансирования, установленной Банком России на дату открытия конкурсного производства. Экономическая сущность данных процентов определяется необходимостью компенсации имущественных потерь кредиторов, возникающих вследствие отсрочки погашения требований в соответствии с законодательно установленной очередностью.

Фактически кредитные организации обязаны учитывать данные проценты при расчете налогооблагаемой базы, при этом редко бывает, что имущества должника достаточно для полного удовлетворения требований конкурсных кредиторов, а поскольку проценты, начисляемые в соответствии с п. 2.1 ст. 126 Закона о банкротстве, не входят в реестр требований кредиторов, то крайне мала вероятность, что на оплату данных процентов останутся средства. После завершения процедуры конкурсного производства, если должник ликвидирован, кредитная организация имеет право признать начисленные проценты безнадежными долгами и учесть их в составе внереализационных расходов. Закон о банкротстве предусматривает возможность соглашением между конкурсным кредитором и конкурсным управляющим предусмотреть меньший размер подлежащих уплате процентов, начисляемых в соответствии с п. 2.1 ст. 126 Закона о банкротстве.

Кредитная организация может предусмотреть любой, не противоречащий законодательству вариант начисления и учета процентов на требования конкурсного кредитора, выбрав для себя наиболее оптимальный способ с учетом трудозатрат и прогнозируемой выгоды и отразив это в своей учетной политике.

Выводы

Для корректного ведения бухгалтерского и налогового учета процентов по обязательствам заемщика в период процедуры его банкротства необходимо учитывать не только особенности бухгалтерского и налогового нормативного регулирования, но и нормы законодательства РФ, регулирующие вопросы, связанные с банкротством хозяйствующих субъектов. Также следует учитывать сложившуюся судебную практику по налоговым спорам, касающимся вопроса о прекращении начисления процентов кредитором заемщику, находящемуся в стадии банкротства, и письма Минфина России и ФНС России по данному вопросу.

А.А.Москвичев

Ведущий специалист

отдел сопровождения

банковских операций

ОАО "Промсвязьбанк",

филиал в г. Ярославле

  • Подлежат ли исполнению банком обязательства должника-владельца счета по требованиям кредиторов 1-3 очереди?
  • Руководитель ООО был осужден по ст. 173.1. УК РФ. Какие последствия для сделок, заключенных данным руководителем?
  • Какие особенности приема на работу по совместительству иностранца, с патентом на работу по конкретной профессии?
  • Необходимо ли в учреждении утверждать положение о пропускном режиме?
  • Вправе ли ГБУ для оказания госуслуг закупать другие услуги, если их использование не предусмотрено техрегламентом?

Вопрос

Кредитор инициировал возбуждение процедуры банкротства в Арбитражном суде в отношении ООО. На настоящий момент производство возбуждено, введено наблюдение. Каким образом в данном случае можно подать заявление о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, нужно ли платить пошлину?

Ответ

Заявление о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами подается в Арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве. Это будет .

Проценты следует начислять на дату подачи заявления о банкротстве в суд. Проценты по требованию, на котором было основано заявление о признании должника банкротом, за период с даты, на которую они были установлены при введении наблюдения, до даты введения наблюдения могут быть предъявлены заявителем в деле о банкротстве в общем порядке по правилам или ( Постановления Пленума ВАС РФ от 06.12.2013 № 88).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист» .

«В связи с возникающими в судебной практике вопросами, связанными с начислением и уплатой процентов по требованиям кредиторов при банкротстве, Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, руководствуясь , постановляет дать арбитражным судам следующие разъяснения.

Статья 124 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» гласит: «Принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом влечет за собой открытие конкурсного производства» О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон РФ 26.10.2002г. 127-ФЗ в редакции ФЗ № 296-ФЗ от 30.12.2008, N 306-ФЗ от 30.12.2008, с изменениями, внесенными ФЗ № 219-ФЗ от 27.07.2010 [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: [справочно-поисковая система]..

Открытие конкурсного производства означает, что срок исполнения всех денежных обязательств должника будет считаться наступившим, прекратится начисление неустоек, финансовых санкций и процентов по всем видам задолженности должника; все требования к должнику, включая требования налоговых органов, могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства.

Суд принимает решение об открытии конкурсного производства тогда, когда:

При осуществлении процедуры наблюдения устанавливаются признаки банкротства должника при отсутствии оснований для введения внешнего управления;

Оказались неудовлетворительными результаты внешнего управления.

Основания для открытия конкурсного производства можно разделить на две основные группы.

Первая группа объединяет основания, установленные по остаточному принципу: конкурсное производство открывается, если нет оснований для введения финансового оздоровления, внешнего управления, вынесения иных актов (таких как определение об оставлении заявления без рассмотрения или утверждении мирового соглашения, прекращении производства по делу).

Ко второй группе можно отнести основания, применение которых обусловлено наступлением одного из случаев, указанных в Федеральном Законе «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26 октября 2002 года - например, непредставление плана внешнего управления в арбитражный суд в течение четырех месяцев с момента введения внешнего управления.

Во всех указанных случаях арбитражный суд выносит решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Решение арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства подлежит немедленному исполнению. Конечно, в дальнейшем, такое решение возможно обжаловать в общем порядке.

Телюкина М.В. в своей работе «Основы конкурсного права» подчеркивает, что в решении суда об открытии конкурсного производства должна содержаться следующая информация:

О признании должника банкротом;

О назначении конкурсного управляющего;

О последствиях открытия конкурсного производства;

О сроках продолжительности конкурсного производств;

О предоставлении отчета конкурсным управляющим в установленные сроки Телюкина М.В. Основы конкурсного права.- М.: Издательство «Дело», 2004. - С. 43..

Открытие конкурсного производства влечёт определённые правовые последствия для руководителя должника: с момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства руководитель должника не вправе осуществлять какие-либо функции, отнесённые к ведению руководителя, если на стадии наблюдения или финансового оздоровления и в период внешнего управления отстранения руководителя от занимаемой должности произведено не было.

Открытием конкурсного производства прекращаются и полномочия собственника имущества должника - унитарного предприятия. Руководитель должника, а также временный или административный или внешний управляющий в течение трех дней с даты утверждения конкурсного управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации, печатей, штампов, материальных и иных ценностей конкурсному управляющему. Следует подчеркнуть, что в случае уклонения от этой обязанности указанные лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Сохраняют свои полномочия только те органы должника, которые уполномочены принимать решения о заключении крупных сделок, а также заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом для исполнения обязательств должника.

Свирин Ю.А. подчеркивает, что прекращение полномочий собственника не означает прекращения права собственности, которое существует до появления нового собственника Свирин Ю. А. Конкурсное право. - М.: "Юристъ", 2008. - С. 107..

Введение процедуры конкурсного производства влечет за собой утверждение арбитражным судом конкурсного управляющего, а также обязательную публикацию сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Правовые последствия открытия конкурсного производства прямо указаны в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)». Они разъяснены в 126 статье указанного акта О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон РФ 26.10.2002г. 127-ФЗ в редакции ФЗ № 296-ФЗ от 30.12.2008, N 306-ФЗ от 30.12.2008, с изменениями, внесенными ФЗ № 219-ФЗ от 27.07.2010 [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: [справочно-поисковая система]..

Так, с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства констатируется:

Наступление срока исполнения всех обязательств должника, возникших до открытия конкурсного производства;

Прекращается начисление процентов, неустоек (штрафов, пеней) и иных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей;

Прекращение отнесения сведения о финансовом состоянии должника к сведениям, признанным конфиденциальными или составляющим коммерческую тайну;

Совершением сделок, связанных с отчуждением имущества должника или влекущих за собой передачу его имущества третьим лицам в пользование;

Прекращением исполнения по исполнительным документам, в том числе по исполнительным документам, исполнявшимся в ходе ранее введенных процедур, применяемых в деле о банкротстве;

Передачей судебными приставами-исполнителями конкурсному управляющему исполнительных документов, исполнение по которым прекратилось;

Снятием ранее наложенных арестов на имущество должника и иных ограничений распоряжения имуществом должника;

Прекращением полномочий руководителя должника.

В статье 124 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» законодателем установлен срок конкурсного производства, который составляет один год, то есть срок этот не может превышать 12 месяце. Но он может быть продлён решением арбитражного суда до 18 месяцев (ещё на 6 месяцев). Дальнейшее продление срока конкурсного производства законом не предусмотрено.

Однако, в исключительных случаях, например при возврате имущества и денежных средств из-за рубежа, арбитражный суд может продлить срок конкурсного производства и более 18 месяцев. Соответственно, законодательно введены определённые сроки проведения конкурсного производства, но не установлена его максимальная продолжительность. Как замечает Ветрянскаий В.В., это создаёт возможность возникновения проблем, «… например - возникает вопрос о порядке действий в ситуации, когда срок конкурсного производства заканчивается, но не все денежные средства распределены между кредиторами» Ветрянский В. В. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве).- М.: Статус, 2009. - С. 294.. Из буквального толкования закона следует, что по истечении указанного срока необходимо прекращать конкурсное производство и распределять оставшееся имущество в соответствии со 148 статьей Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» - «Имущество должника, оставшееся после завершения расчетов с кредиторами».

Не вносит полной ясности в этот вопрос и Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 8 апреля 2003 года №4, в пункте 16 определено, что «по смыслу пункта 2 статьи 124 Закона о банкротстве по истечении установленного годичного срока конкурсное производство может быть продлено судом в исключительных случаях с целью завершения конкурсного производства по мотивированному ходатайству конкурсного управляющего» Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 8 апреля 2003 года №4 « О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: [справочно-поисковая система]..

Ходатайство о продлении срока конкурсного производства рассматривается в судебном заседании в коллегиальном составе суда, где непосредственно исследуются все доводы в обоснование данного ходатайства.

О продлении срока конкурсного производства арбитражный суд выносит определение, которое может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции в соответствии с пунктом 3 статьи 61 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в течение четырнадцати дней с момента его принятия.

То обстоятельство, что действующий Закон о банкротстве в отличие от Закона 1998 года не допускает продления срока конкурсного производства более чем на шесть месяцев, вероятно, отчасти можно объяснить тем, что конкурсные управляющие зачастую необоснованно затягивали конкурсное производство на срок, доходивший иногда до нескольких лет. Это приводило к дополнительному расходованию денежных средств из конкурсной массы на его проведение, а также на вознаграждение конкурсного управляющего.

Следует отметить, что продолжительность проведения конкурсного производства носит субъективный характер и зависит напрямую от ряда обстоятельств конкретного дела.

Так, например, в случае, когда недвижимое имущество подлежит продаже на торгах, конкурсному управляющему необходимо время на их организацию и проведение, причем иногда - значительное, что может быть связано со спецификой имущества. К тому же если торги не состоятся с первого раза - проводятся повторные торги.

Довольно часто не представляется возможным обнаружить местонахождение руководителя должника, иных органов его управления, арбитражному управляющему не удается осуществить предусмотренную Законом передачу печатей, штампов, бухгалтерской, иной документации, а также материальных ценностей, что в результате затягивает сроки конкурсного производства.

На практике часто возникает ситуация, при которой на имущество, числящееся на балансе должника, отсутствуют правоустанавливающие документы, оформление которых носит довольно продолжительный характер.

Иногда должник имеет ряд филиалов, подразделений, дочерних предприятий; имущество такого должника может находиться в разных городах, областях, а также за пределами Российской Федерации, в результате чего сроки его оценки и продажи также увеличиваются.

В качестве причины продления сроков конкурсного производства Гутникова А.С. так же называет тот факт, что в ходе конкурсного производства конкурсный управляющий по личным мотивам вправе заявить в арбитражный суд ходатайство о своем досрочном освобождении от исполнения обязанностей, либо в результате ненадлежащего исполнения своих обязанностей конкурсным управляющим возникает необходимость отстранения его от должности и утверждения нового конкурсного управляющего, которому предстоит выполнение всех конкурсных мероприятий Гутникова А.С. Правовое регулирование открытия и проведения конкурсного производства: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: защищена 15.04.2003. - М.: Волтерс Клувер, 2004. - С. 17.

При рассмотрении отчета конкурсного управляющего в судебном заседании арбитражный суд, установив обстоятельства, при которых невозможно завершение конкурсного производства в данном судебном заседании в соответствии с действующей нормой статьи 124 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», устанавливающей срок конкурсного производства, не удовлетворяет ходатайство о продлении срока конкурсного производства в отношении должника, а откладывает судебное заседание по рассмотрению отчета конкурсного управляющего с целью предоставления возможности конкурсному управляющему завершить все необходимые мероприятия. Вместе с тем сроки отложения дела также регулируются Арбитражным процессуальным кодексом и, как правило, не должны превышать один месяц. Однако указанный срок может оказаться недостаточным для завершения всех необходимых процедур, в результате чего дело неоднократно откладывается.

Все это приводит к нерациональному распределению процессуального времени, необходимого для рассмотрения дел, увеличивает объем работы судей и работников аппарата, связанный с организацией и проведением судебных заседаний, вынесением судебных актов, их изготовлением, рассылкой и так далее.

Из судебной практики следует, что как правило, основанием для продления срока конкурсного производства является принятие мер к поиску и возврату имущества. Так, например, решением Арбитражного суда Новосибирской области Общество с ограниченной ответственностью «Группа компаний «Реклама» было признано несостоятельным, в отношении него открыто конкурсное производство. Затем срок конкурсного производства был продлён ещё на шесть месяцев. В последствии в кассационной жалобе конкурсный управляющий ООО «Группа компаний «Реклама» просил отменить судебные акты в части продления срока конкурсного производства, поскольку считал их необоснованными. Судебная коллегия не нашла оснований к их отмене.

Из материалов дела следует, что основаниями для продления срока конкурсного производства послужили следующие обстоятельства: 1) арбитражным судом не был рассмотрен иск о признании сделки недействительной; 2) мероприятия, направленные на поиск и возврат недвижимого имущества были проведены не все. Суд кассационной инстанции согласился с этим выводом Дело №А45-17323/08 -СБ/564 // Архив арбитражного суда Новосибирской области, 2008 г..

ПЕРВЫЙ СТОЛИЧНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
г. Москва, Лубянский проезд, д. 5, стр. 1
(495 ) 649-11-65; (985 ) 763-90-66

Вопрос: Согласно п. 1 ст. 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ « О несостоятельности (банкротстве)» с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращается начисление процентов, неустоек (штрафов, пеней) и иных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей, а также процентов, предусмотренных данной статьей.
Согласно п. 2.1 ст. 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ на сумму требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа в размере, установленном в соответствии со ст. 4 указанного Федерального закона, начисляются проценты в размере ставки рефинансирования, установленной Банком России на дату открытия конкурсного производства.

Указанные проценты банк учитывает в составе внереализационных доходов согласно п. 6 ст. 250 НК РФ.

На основании ст. 266 НК РФ налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам в порядке, предусмотренном данной статьей. Банки вправе формировать резервы по сомнительным долгам в отношении задолженности, образовавшейся в связи с невыплатой процентов по долговым обязательствам. Суммы отчислений в эти резервы включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода.

Уплата начисленных в ходе конкурсного производства процентов осуществляется одновременно с погашением требований кредиторов по денежным обязательствам и требований к должнику об уплате обязательных платежей в порядке очередности, установленной ст. 134 Федерального закона N 127-ФЗ.

Конкурсный управляющий не погашает проценты, начисленные в ходе конкурсного производства на сумму требований банка.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о создании для целей налогообложения прибыли организаций резерва по сомнительным долгам в отношении процентов, начисленных в ходе конкурсного производства, и сообщает следующее.

На основании п. 3 ст. 266 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам в порядке, предусмотренном ст. 266 Кодекса. Суммы отчислений в эти резервы включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода.

При этом банки вправе формировать резервы по сомнительным долгам в отношении задолженности, образовавшейся в связи с невыплатой процентов по долговым обязательствам, а также в отношении иной задолженности, за исключением ссудной и приравненной к ней задолженности.

Согласно п. 1 ст. 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ « О несостоятельности (банкротстве)» с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника считается наступившим.

Пунктом 2.1 ст. 126 данного Федерального закона определено, что на сумму требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа в размере, установленном в соответствии со ст. 4 данного Федерального закона, начисляются проценты в порядке и в размере, которые предусмотрены указанной ст. 126.

Такие проценты начисляются на сумму требований кредиторов каждой очереди с даты открытия конкурсного производства до даты погашения указанных требований должником. Уплата этих процентов осуществляется одновременно с погашением требований кредиторов по денежным обязательствам и требований к должнику об уплате обязательных платежей в порядке соответствующей очередности.

Учитывая изложенное и принимая во внимание, что указанные суммы признаются процентами и подлежат налоговому учету у конкурсного кредитора на основании п. 6 ст. 250 Кодекса, если конкурсным управляющим не производится погашение процентов, начисленных в ходе конкурсного производства, банк вправе создавать резерв по сомнительным долгам в отношении сумм процентов, не погашенных в срок.

Одновременно сообщаем, что мнение, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Н.А.КОМОВА

По всем вопросам можно записаться на прием к специалистам по телефонам:

(495 ) 64 — 911 — 65 или 649 — 41 — 49 или (985 ) 763 — 90 — 66
Внимание! Консультация платная.

Бесплатно Вы можете задать свой вопрос в разделе « Вопрос адвокату»

С аналогичной тематикой и практикой нашего Центра по теме НАЛОГОВЫЕ СПОРЫ — вы можете ознакомиться ниже, перейдя по ссылке.

срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника считается наступившим;
прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника;
сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к сведениям, признанным конфиденциальными или составляющим коммерческую тайну;
совершение сделок, связанных с отчуждением имущества должника или влекущих за собой передачу его имущества третьим лицам в пользование, допускается исключительно в порядке, установленном настоящей главой;
прекращается исполнение по исполнительным документам, в том числе по исполнительным документам, исполнявшимся в ходе ранее введенных процедур банкротства, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом;
все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности, а также текущие обязательства, указанные в пункте 1 статьи 134 настоящего Федерального закона, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства;
исполнительные документы, исполнение по которым прекратилось в соответствии с настоящим Федеральным законом, подлежат передаче судебными приставами-исполнителями конкурсному управляющему в порядке, установленном федеральным законом;
снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжения имуществом должника. Основанием для снятия ареста на имущество должника является решение суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Наложение новых арестов на имущество должника и иных ограничений распоряжения имуществом должника не допускается;
исполнение обязательств должника осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены настоящей главой.
2. С даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия, за исключением полномочий органов управления должника, уполномоченных в соответствии с учредительными документами принимать решения о заключении крупных сделок, принимать решения о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника.
Руководитель должника, а также временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий в течение трех дней с даты утверждения конкурсного управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей конкурсному управляющему.
В случае уклонения от указанной обязанности руководитель должника, а также временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Представители собственника имущества должника - унитарного предприятия, а также учредителей (участников) должника в ходе конкурсного производства обладают правами лиц, участвующих в деле о банкротстве.
Комментарий к статье 126
1. Комментируемая статья содержит положения о последствиях открытия конкурсного производства. В статье дан исчерпывающий перечень последствий открытия конкурсного производства для должника.
2. С открытием конкурсного производства наступает срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей. Это означает, что кредиторы по денежным обязательствам, а также по обязательным платежам, если даже срок исполнения указанных обязательств еще не наступил, вправе предъявить к должнику свои требования в установленный ст. 128 Закона срок, после чего становятся кредиторами, заявившими требования.
3. После открытия конкурсного производства прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника. Это относится к кредитам банка, неоплаченным платежным требованиям, невыполненным обязательствам, т.е. ко всем случаям, когда кредиторы должника имели право при обычных условиях на получение указанных санкций.
4. Одним из последствий открытия конкурсного производства является то, что сведения о финансовом состоянии должника уже не относятся к категории сведений, носящих конфиденциальный характер либо являющихся коммерческой тайной. Так, согласно абз. 2 п. 3 ст. 17 Закона комитет кредиторов вправе требовать от конкурсного управляющего любую информацию о ходе конкурсного производства, в том числе о финансовом состоянии должника.
В действующем законодательстве отсутствует единое понятие конфиденциальной информации, что вызывает трудности в правоприменительной практике. Видимо, к конфиденциальной информации относится информация, находящаяся в режиме налоговой тайны (ст. 102 Налогового кодекса РФ), аудиторской тайны (п. 3 ст. 8 Федерального закона "Об аудиторской деятельности"), банковской тайны (ст. 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности"), тайны страхования (ст. 946 ГК РФ). Понятие и признаки коммерческой тайны определены в ст. 139 ГК РФ.
5. Что же касается сделок, связанных с отчуждением имущества должника либо влекущих передачу его имущества в пользование третьим лицам, то они совершаются исключительно в порядке, установленном главой VII Закона о банкротстве. Так, ст. 132 Закона предусмотрен особый порядок передачи имущества, изъятого из оборота, жилищного фонда социального использования, детских дошкольных учреждений и объектов коммунальной инфраструктуры, относящихся к системам жизнеобеспечения, и т.п.
6. В конкурсном производстве прекращается исполнение по исполнительным документам, в том числе по исполнительным документам, исполнявшимся в ходе наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, если иное не предусмотрено Законом о банкротстве. Так, исполнительные листы, выданные на основании решений судов по текущим обязательствам (ст. 5 и п. 1 ст. 134 Закона о банкротстве), подлежат исполнению.
7. В абз. 7 п. 1 комментируемой статьи установлено, какие требования к должнику могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства с момента открытия конкурсного производства. Имеется в виду, что после опубликования конкурсным управляющим сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации, а до определения - в "Российской газете", кредиторы, чьи требования удовлетворяются в очередности, предусмотренной п. 4 ст. 134 Закона, должны обратиться к конкурсному управляющему в установленный срок.
Требования, не являющиеся денежными, в частности, о возврате имущества из чужого незаконного владения, о признании сделки недействительной, рассматриваются в порядке искового производства. Такие иски оплачиваются государственной пошлиной, и по ним суд выносит решение. В деле о банкротстве арбитражный суд вправе принять решение о признании должника банкротом либо отказать в признании должника банкротом. Никаких иных решений в деле о банкротстве суд не принимает.
Закон о банкротстве допускает исполнение обязательств должника, но только в случаях и порядке, предусмотренных главой VII Закона. Например, согласно п. 1 ст. 134 Закона вне очереди, в частности, удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам должника, возникшим в период после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, а также требования кредиторов по денежным обязательствам, возникшим в ходе конкурсного производства, если иное не установлено Законом о банкротстве. Иное установлено п. 4 ст. 142 Закона о банкротстве.
8. Исполнительные документы, исполнение по которым прекратилось в соответствии с Законом о банкротстве, подлежат передаче судебными приставами-исполнителями в порядке, установленном Федеральным законом "Об исполнительном производстве", конкурсному управляющему.
Конкурсный управляющий даже при отсутствии заявлений кредиторов второй очереди на основании представленных судебными приставами-исполнителями исполнительных листов может включить указанных кредиторов в реестр требований кредиторов.
В остальных случаях, будучи необходим для проверки удержаний и своевременности предъявления его к исполнению, исполнительный лист может быть направлен в арбитражный суд конкурсным управляющим при наличии возражений относительно требований кредиторов.
9. С момента открытия конкурсного производства снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения по распоряжению этим имуществом, в числе которых могут быть названы меры по обеспечению требований кредиторов.
При открытии конкурсного производства для снятия ранее наложенных арестов на имущество должника и иных ограничений не требуется вынесение судом какого-либо дополнительного определения. Арбитражный суд и суд общей юрисдикции не вправе налагать новые аресты на имущество должника, а также вводить иные ограничения по распоряжению его имуществом.
Вместе с тем следует иметь в виду, что существуют случаи, когда имеется потребность в качестве обеспечительной меры наложить арест на имущество должника, в частности, если к должнику заявлен иск об истребовании имущества из чужого незаконного владения либо предъявлено требование о признании права собственности. В указанных случаях ходатайство о наложении ареста на имущество должника может быть направлено заинтересованным лицом в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве должника.
В том случае, если должнику будет заявлен иск о взыскании денежных средств по внеочередным требованиям, аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены (применены) исключительно в рамках дела о банкротстве.
10. Исполнение обязательств должника с момента открытия конкурсного производства и до его завершения может осуществляться лишь в случаях и порядке, которые установлены комментируемой главой (см. комментарий к ст. 142).
С даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства руководитель или иные органы управления должника не вправе осуществлять какие-либо функции, отнесенные к их ведению. Кроме того, прекращаются полномочия собственника имущества должника - унитарного предприятия. По Закону о банкротстве 1998 г. они прекращались полностью. В настоящее время не прекращаются полномочия органов управления должника, уполномоченных в соответствии с учредительными документами принимать решения о заключении крупных сделок, о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника.
Руководитель должника отстраняется от должности в том же порядке, что и при ликвидации организации.
В течение трех дней с даты утверждения конкурсного управляющего органы управления должника обеспечивают передачу бухгалтерской и иной документации должника конкурсному управляющему. Иногда указанные органы не совершают таких действий. Представляется, что в данном случае конкурсный управляющий вправе обратиться в порядке, установленном ст. 60 Закона, с заявлением по поводу их бездействия в арбитражный суд. Арбитражный суд вправе выдать исполнительный лист в том случае, если данные органы в установленный арбитражным судом срок не совершили указанные действия.
Необходимо обратить внимание на то, что в случае непередачи органами управления должника бухгалтерской и иной документации должника, печатей и штампов, материальных и иных ценностей должника конкурсному управляющему органы управления должника, в том числе и руководитель должника, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством. В частности, ст. 195 Уголовного кодекса Российской Федерации за сокрытие имущества или имущественных обязательств, сведений об имуществе, о его размере, местонахождении либо иной информации об имуществе, за передачу имущества в иное владение, отчуждение или уничтожение, фальсификацию бухгалтерских и иных учетных документов, отражающих экономическую деятельность, если эти действия совершены руководителем или собственником организации-должника при банкротстве или в предвидении банкротства и причинили крупный ущерб, предусматривает уголовную ответственность.
11. С открытием конкурсного производства представители учредителей (участников) должника, а также представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия наделяются правами лиц, участвующих в процессе по делу о банкротстве (см. ст. 35 Закона).