Кто составляет списки присяжных заседателей. Пришло письмо о включении в список кандидатов в присяжные заседатели

C 1 июня 2018 года в городских и районных судах по всей России, в том числе в Ревдинском городском суде, начал действовать суд присяжных. В список присяжных заседателей Ревды попали 1520 человек. Они могут ожидать приглашения в суд для исполнения правосудия в качестве присяжного. Какие преступления подсудны присяжным? Можно ли отказаться от этой гражданской обязанности? Как формируются списки присяжных и коллегии в процесс? Разбираемся вместе с председателем Ревдинского городского суда Андреем Дунаевым.

Андрей Дунаев - первоуралец. Он председателем Ревдинского городского суда в 2014 году. Фото// Владимир Коцюба-Белых, Ревда-инфо.ру

Кто такие присяжные заседатели и зачем нужны?

Присяжные заседатели - это обычные люди, жители Ревды, которые участвуют в рассмотрении уголовного дела наряду с судьей. Так как они неспециалисты и привлекаются к рассмотрению только одного конкретного преступления, не заинтересованы в деле, то их решение зависит только от убедительности доводов сторон в процессе. Кроме того, чем больше людей участвует в принятии решения, тем труднее оказать на них давление: то есть мнение суда присяжных более объективно и независимо, чем одного судьи.

Какие дела может рассматривать суд присяжных?

На уровне городского, районного суда с участием присяжных могут быть рассмотрены уголовные дела по преступлениям, предусмотренным частью 1 статьи 105 «Убийство» и частью 4 статьи 111 «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего» УК РФ. Эти преступления наиболее опасны для государства и общества. Возможно, в будущем законодатель расширит перечень дел, подсудных присяжным. Если подсудимый обвиняется, кроме убийства или причинения тяжкого вреда здоровью со смертельным исходом, и в других преступлениях, то уголовное дело целиком могут рассматривать присяжные заседатели, не по одному эпизоду, а по всем. Ведь обстоятельства оцениваются в совокупности.

Я хочу быть присяжным. Куда обратиться?

По федеральному законодательству, каждые четыре года администрации городского округа Ревда и городского округа Дегтярск составляют списки кандидатов в присяжные: основной и запасной (на случай болезни присяжного заседателя либо при невозможности явки присяжного заседателя в суд для участия в процессе). Так как дела должны рассматриваться в кратчайшие сроки, в основном списке присяжных заседателей Ревды 1520 человек. Формируются эти списки путем случайной выборки из существующих списков избирателей, зарегистрированных в районе (на основе данных государственной автоматизированной системы «ГАС-выборы»).

Затем эти списки направляются в суд (не позднее чем за месяц до истечения срока полномочий предыдущих присяжных заседателей), из них исключаются граждане, которые не могут участвовать в судебном заседании в качестве присяжных заседателей. Таким образом, по собственному желанию стать присяжным заседателем невозможно. Присяжным заседателем может быть только лицо, включенное в указанный список.

  • Не знаете, попали ли вы в список присяжных заседателей? Ищите свое имя .

Кто может стать присяжным заседателем?

Стать присяжным заседателем может любой гражданин России в возрасте от 25 до 64 лет включительно, дееспособный и несудимый (или судимость погашена или снята). Он должен отвечать и другим требованиям, в частности, владеть русским языком и быть готов к этой работе физически: у него не должно быть проблем со слухом, зрением и так далее, которые могут ему помешать полноценно участвовать в процессе.

Кто не может стать присяжным заседателем?

Присяжным заседателям не могут быть люди:

  • состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере (в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств);
  • подозреваемые, обвиняемые, подсудимые, осужденные;
  • профессиональные юристы (так как все присяжные должны быть равны в своей квалификации), а также чиновники, депутаты и священнослужители, военнослужащие или уволенные с военной службы по контракту из ФСБ, государственной охраны или органов внешней разведки, в течение пяти лет со дня увольнения.

Я в списке. Но не подхожу

Если человек не отвечает всем этим требованиям, но оказался в списке присяжных, он может (и должен) обратиться в администрацию с заявлением об исключении из списка. Впрочем, если не обратится сам, его все равно исключат при проверке (наказывать за это не будут).

А вот если вскроется, что кто-то из участвовавших в суде присяжных заседателей не мог быть присяжным, однако скрыл это, решение суда будет отменено, и в этом случае дело подлежит новому рассмотрению, с участием других присяжных заседателей.

Я отвечаю всем требованиям. Но не хочу

Участие в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей - гражданский долг, как исполнение воинской обязанности и участие в выборах. Вам решать - исполнять его или уклониться. Когда вас вызовут в суд для исполнения обязанностей присяжного заседателя, вы вправе указать на причины, которые препятствуют этому, или заявить самоотвод. Например, председательствующий судья может освободить от исполнения обязанностей присяжных заседателей родственника подсудимого, женщину, ребенку которой не исполнилось трех лет (по ее желанию, конечно), или работника, без нахождения которого на рабочем месте могут пострадать общественные или государственные интересы. Также уважительной причиной для самоотвода считаются религиозные убеждения.

Как назначается суд с участием присяжных заседателей?

При передаче дела в суд подсудимый может подать ходатайство о рассмотрении его дела с участием присяжных заседателей. Председательствующий в процессе - судья, который рассматривает это дело - обязан рассмотреть и удовлетворить данное ходатайство и сформировать коллегию присяжных.

Кто отбирает присяжных заседателей на процесс?

На каждый суд набирается отдельная коллегия присяжных заседателей. В городских судах участвует шесть присяжных заседателей, плюс два запасных. Итого на процесс в Ревде необходимо выбрать восемь присяжных. Их выбирают в суде из списков все так же случайной выборкой. Каждого кандидата проверяют, вызывают в суд, уточняют возможность его участия в процессе. Кроме вышеперечисленных общих условий, присяжному нельзя быть близким родственником или родственником любого из участников производства по данному уголовному делу. Также присяжный заседатель (кандидат в присяжные заседатели) не может участвовать в производстве по уголовному делу, если есть основание полагать, что он лично, прямо или косвенно заинтересован в исходе данного уголовного дела.

Кроме того, обвинитель и подсудимый могут попросить (даже немотивированно) об отводе одного или нескольких кандидатов из предварительного списка. И их должны исключить.

Присяжные выбирают старшину коллегии и перед началом слушания принимают присягу, в которой торжественно клянутся исполнять свои обязанности «честно и беспристрастно». Если кто-то из присяжных заболевает во время слушания дела или по иным уважительным причинам не может присутствовать на заседании, или его отстраняют (по инициативе судьи или по ходатайству сторон), то его заменяют запасным заседателем, которые тоже присутствуют на судебных заседаниях.

Сколько работают присяжные?

Граждане призываются к исполнению обязанностей присяжного заседателя один раз в год, на десять рабочих дней. А если не уложились в этот срок, то на все время судебного процесса. Человек не может участвовать в судебных заседаниях в качестве присяжного заседателя более одного раза в год. Это та же работа: за неявку без уважительной причины накажут.

А если меня не отпускают с работы?

Должны отпустить - ведь вас вызвало государство. Если руководитель не хочет отпускать присяжного на сессию суда, то его действия могут быть расценены как воспрепятствование присяжному заседателю в исполнении его обязанностей. За это предусмотрена ответственность. Вы вправе обратиться в прокуратуру, прокуратура проведет проверку, к вашему руководителю будут приняты меры.

Присяжные во время судебного заседания пользуются гарантиями независимости и неприкосновенности судей.

А за это платят?

На работе присяжному предоставляют неоплачиваемый отпуск. Но присяжным заседателям выплачивается из федерального бюджета компенсационное вознаграждение - половина должностного оклада судьи этого суда за каждый день участия в процессе, но не менее среднего заработка присяжного по месту его основной работы за такой период (он предоставляет справку о среднем заработке). В среднем, в Ревде, это около 700 рублей в сутки. Если зарплата у присяжного больше, то вознаграждение увеличивают до его зарплаты. Также присяжным компенсируют «затраты, связанные с явкой в суд»: например, билеты.

Что решают присяжные заседатели?

Вопросы, на которые должны ответить присяжные заседатели после судебного разбирательства: доказано ли, что деяние имело место, доказано ли, что это деяние совершил подсудимый, виновен ли подсудимый в совершении этого деяния. То есть «вопросы факта».

В случае признания подсудимого виновным ставится вопрос о том, заслуживает ли он снисхождения. А уже судья определяет, какое наказание следует назначить преступнику, если присяжные признают его виновным. Для вынесения вердикта коллегии присяжных дается три часа в совещательной комнате. Как говорит закон, «присяжным надо стремиться к принятию единодушных решений». Если за три часа достигнуть единодушия не удалось, то решение принимается большинством голосов. Если голоса разделились поровну, то принимается наиболее благоприятный для подсудимого ответ: что означает «оправдать».

А если вердикт суда присяжных «невиновен»?

Тогда председательствующий в процессе судья объявляет подсудимого оправданным и его немедленно освобождают из-под стражи. Процесс окончен, господа присяжные заседатели.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент с опечаткой мышкой и нажмите Ctrl+Enter .

Согласно статистическим данным количество оправдательных приговоров в России с каждым годом снижается. По последним данным на 2016 год их уровень составил лишь 0,36%.

В связи с этим законодатели плотно занялись реформированием судебной системы. В частности, одним из нововведений, вступившем в законную силу с 1 июня 2018 года, является расширение полномочий присяжных заседателей.

Присяжные заседатели – это институт судебной власти, позволяющий наряду с профессиональными судьями обычным гражданам выступать в роли творца правосудия.

Позиция присяжного неоднозначна и спорна. С одной стороны, это обязанность любого добропорядочного гражданина. С другой же, это большая ответственность за судьбы других людей. Одни мечтают стать присяжным заседателем, другие – всячески избегают такой роли.

В нашей статье мы подробно расскажем о том, что это такое – кандидат в присяжные заседатели, и кто может быть удостоен этой почетной роли.

Суд присяжных в России стал упоминаться еще со времен правления Екатерины II. Официально принят он был лишь в 1864 году. Позже при СССР суд присяжных вновь появился в 1990 году.

В 2016 году был принят новый закон о присяжных заседателях, который существенно расширил круг их полномочий и подсудных им дел. Начал действовать данный нормативно-правовой акт лишь с 2018 года.

Итак, суд присяжных – это одна из форм судопроизводства по уголовным делам, при которой определенный круг вопросов относительно виновности или невиновности обвиняемого решают обычные граждане, не имеющие юридического образования.

Присяжные заседатели формируются методом случайной выборки компьютерной программы.

Новый закон существенно расширил перечень уголовных статей, по которым может быть назначена коллегия присяжных заседателей.

Для того, чтобы уголовное дело было рассмотрено судом присяжных, необходимо ходатайство со стороны подсудимого.

Итак, могут быть привлечены присяжные по следующим статьям:

  • Ст. 105 (ч.1 и ч.2) – Убийство;
  • Ст. 111 (ч.4) – Причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть;
  • Ст. 228.1 (ч.5) – Производство и сбыт наркотиков;
  • Ст. 229.1 (ч.4) – Контрабанда наркотиков;
  • Ст. 277 – Посягательство на жизнь общественного деятеля;
  • Ст. 295 – Посягательство на жизнь лица, осуществляющего расследование или правосудие;
  • Ст. 317 – Посягательство на жизнь сотрудника полиции;
  • Ст. 357 – Геноцид;
  • Ст. 126 (ч.3) – Похищение человека;
  • Ст. 209 – Бандитизм;
  • Ст. 211 (ч.1, ч.2, ч.3) – Угон водного, воздушного, железнодорожного ТС;
  • Ст. 227 – Пиратство;
  • Ст. 353 – Подготовка и ведение войн;
  • Ст. 354 – Призывы к развязыванию войн;
  • Ст. 355 – Производство, сбыт оружия массового поражения;
  • Ст. 356 — Применение запрещенных средств ведения войн;
  • Ст. 358 – Экоцид;
  • Ст. 359 (ч.1, ч.2) – Наемничество;
  • Ст. 360 – Нападение на учреждения и лица под международной защитой.

По сути данный список лишь дополнился некоторыми статьями. В частности, убийство и причинение тяжкого вреда здоровью значительно увеличили нагрузку на присяжных заседателей. Данные преступления довольно широко распространены.

Институт присяжных заседателей появился в районных судах и гарнизонный военных судах.

При наличии в уголовном деле нескольких подсудимых привлечение присяжных возможно по ходатайству хотя бы одного из подсудимых.

Когда судья вынес постановление о рассмотрении уголовного дела присяжными, отказаться от их участия подсудимый уже не имеет права.

Статус присяжного: минусы и плюсы

Законом установлены специальные требования к отбору кандидатов на роль присяжного. Если система остановила свой выбор на Вашей кандидатуре, придется участвовать в судах в течение 4 лет.

Причина для отказа в судебном разбирательстве должна быть уважительной.

Всех интересует вопрос, как выбирают присяжных заседателей в России. Итак, присяжным может стать далеко не каждый гражданин страны.

В список присяжных заседателей не могут быть включены лица:

  • Возрастом младше 25 лет;
  • С наличием неснятой или непогашенной судимости;
  • Недееспособные или ограничено дееспособные;
  • Стоящие на учете в психоневрологических или наркологических диспансерах;
  • Не знающие языка, на котором ведется судебное разбирательство;
  • Имеющие статус подозреваемого или обвиняемого в уголовном деле;
  • С психическими или физиологическими недостатками, которые могут мешать участию в разбирательстве.

Если ни один из критериев к Вам не относится, Вы можете быть включены в базу отбора присяжных.

Многие из граждан имеют осознанное убеждение о том, что не желают участвовать в роли присяжного в рассмотрении уголовных дел. Причин для таких соображений может быть много.

Одни не хотят после испытывать муки совести, другие – не хотят тратить время на бестолковые занятия. Итак, как отказаться от роли присяжного?

Ваш отказ от участия в суде присяжных будет принят, если имеют место следующие обстоятельства в жизни кандидата:

  • Возраст более 60 лет;
  • Женщины с детьми до 3 лет;
  • Лица, имеющие религиозные убеждения о невозможности осуществления правосудия;
  • Лица, отвлекать которых от исполнения служебных обязанностей вредно для общества и государства;
  • Иные лица, имеющие уважительные причины.

В течение двух недель нужно обратиться в государственный орган исполнительной власти с письменным отказом от статуса присяжного заседателя.

Высший исполнительный орган обязан рассмотреть подобное обращение в течение 5 дней и вынести по нему решение. Оно, к слову, может быть обжаловано.

Рассмотрим, как стать присяжным заседателем по уголовному делу.

Порядок отбора кандидатов также строго регламентирован действующим законодательством. Для этого имеются общий и запасные списки, которые составляются на 4 календарных года.

В данных списках фигурируют только те граждане, которые отвечают необходимым требованиям. При помощи автоматизированной программы «Выборы» происходит поиск присяжных.

Общие и запасной списки подлежат обязательной публикации в СМИ.

Большая часть граждан ошибочно полагают, что присяжных в уголовном деле должно быть 12 человек. Новый закон изменил это требование. Итак, подробно расскажем, сколько присяжных в суде должно быть в одном уголовном деле.

Количество присяжных заседателей по новому закону разнится, исходя из следующих обстоятельств:

  • 6 человек из 12 кандидатов в районных и гарнизонных судах;
  • 8 человек из 14 кандидатов в областных судах и приравненных к ним.

Дела, в которых подсудимый не достиг возраста 18 лет, не могут быть рассмотрены присяжными заседателями.

Финансовая сторона участия

Безусловно, регулярное участие в рассмотрении уголовных дел для многих расценивается как негативный фактор. Данные дела, как правило, сопряжены с жестокостью и насилием. Такой досуг сложно назвать позитивным и приятным.

Однако, положительные стороны в роли присяжного также существуют. Это, в частности, денежное вознаграждение, компенсации и гарантии.

В год гражданин участвует в рассмотрении уголовного дела только 10 рабочих дней.

Зарплата присяжного заседателя исчисляется исходя из нескольких правил:

  • В размере половины должностного оклада судьи пропорционально количеству дней участия;
  • Не менее уровня среднего заработка присяжного по основному месту его работы за данный период.

Также присяжного в полной мере возмещаются расходы, потраченные на проезд до места рассмотрения уголовного дела, и командировочные расходы.

Пока Вы выступаете в роли судьи, Ваше основное рабочее место сохраняется . Работодатель не имеет право уволить Вас или перевести на другую должность в этот период.

Трудовой стаж не будет прерван на время осуществления обязанностей присяжного заседателя.

На весь период рассмотрения уголовного дела на присяжных распространяются гарантии неприкосновенности и независимости судей.

Оказывать на Вас влияние в этот период никто не имеет права. За подобные действия он будет привлечен к ответственности.

Особенности производства в суде с участием присяжных заседателей прописаны в УПК РФ. Присяжные решают далеко не все вопросы в уголовном процессе.

К их компетенции УПК РФ относит лишь следующие:

  • Факт совершения преступления;
  • Причастность и вина подсудимого в преступлении;
  • Заслуживает ли подсудимый снисхождения.

Вопросы квалификации содеянного, наказания и разрешения гражданских требований в рамках уголовного разбирательства остаются в подсудности профессионального судьи.

Присяжным дается 3 часа на вынесение решения. Если по истечении данного периода им не удается достигнуть консенсуса, происходит голосование.

При вынесении обвинительного вердикта большинство заседателей должны утвердительно ответить на вопросы судьи о виновности подсудимого. При оправдательном вердикте нужно минимум 6 отрицательных голосов заседателей.

Оправдательный вердикт коллегии присяжных всегда влечет оправдание преступления председательствующим судьей. Обвинительный же вердикт не является препятствием для оправдательного решения судьи, если он посчитает это правильным.

Судья может распустить коллегию присяжных и отправить дело на новое рассмотрение, если увидит основания для оправдания подсудимого, которому присяжные вынесли обвинительный приговор.

Любое приобщение или исключение доказательств решается присяжной коллегией отдельно в совещательной комнате.

Внедрение института присяжных заседателей в систему районных судов совсем не обещает увеличение числа оправдательных приговоров. Тяжкие и особо тяжкие преступления были, есть и будут в большинстве своем наказуемы.

Судебная система давно требует своего реформирования. Сегодня многие из граждан не верят в независимость судей. Суд присяжных заседателей способствует повышению общественного доверия системе российского правосудия.

При этом вопрос: принять или не принять приглашение на роль присяжного заседателя, всегда остается только за самим гражданином.

Процесс формирования коллегии присяжных заседателей начинается еще до начала судебного разбирательства и проходит несколько этапов.

1. Составление списка кандидатов в присяжные заседатели . Такие списки, состоящие из двух частей – общего и запасного списков присяжных заседателей , составлялись ежегодно администрацией субъектов Российской Федерации на основе имеющихся в каждом субъекте Федерации списков избирателей. После того, как был принят Федеральный Закон от 20.08 2004 (в ред. от 31.03.2005) «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации», высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации каждые четыре года составляет общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели , включая в них необходимое для работы соответствующего суда число граждан, постоянно проживающих на территории субъекта Российской Федерации.

Число граждан, подлежащих включению в общий список кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации от каждого муниципального образования, должно примерно соответствовать соотношению числа постоянно проживающих в муниципальном образовании граждан с числом граждан, постоянно проживающих в субъекте Российской Федерации.

Число граждан, подлежащих включению в запасной список кандидатов в присяжные заседатели, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и составляет не более одной четвертой числа кандидатов в присяжные заседатели, подлежащих включению в общий список кандидатов в присяжные заседатели.

Требования, которые предъявляются к присяжным заседателя, определены в статье 3 Федерального Закона «О присяжных заседателях».

1. присяжными заседателями могут быть граждане, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели и призванные в установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации порядке к участию в рассмотрении судом уголовного дела.

2. Присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица :

1) не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет;

2) Имеющие непогашенную или неснятую судимость;

3) признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности;

4) состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;

3. К участию в рассмотрении судом конкретного уголовного дела в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, в качестве присяжных заседателей не допускаются также лица :

1) подозреваемые или обвиняемые в совершении преступления;

2) не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство;

3) имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела.

2. Предварительный отбор кандидатов в присяжные заседатели для рассмотрения конкретного уголовного дела . В отличи от статьи 434 УПК РСФСР статья 326 УПК РФ устанавливает порядок составления предварительного списка кандидатов в присяжные заседатели, на основе которого в последующем формируется состав коллегии присяжных заседателей. В каждом суде имеются общий и запасной список граждан, которых можно вызвать в суд для исполнения обязанностей присяжных заседателей. Из этих списков секретарь судебного заседания или помощник судьи путем случайной выборки должен отобрать определенное количество кандидатов в присяжные заседатели, которое не должно быть меньше, но может быть больше установленного. При этом закон наделяет секретаря судебного заседания или помощника судьи полномочием проверять наличие обстоятельств, препятствующих участию конкретных лиц в рассмотрении уголовного дела в качестве присяжного заседателя, а также, не принимали ли в течение года участия в судебных заседаниях в качестве присяжного заседателя. Составленный по результатам случайной выборки и соответствующий проверки предварительный список присяжных подписывается секретарем судебного заседания или помощником судьи. На основании предварительного списка выписываются извещения и направляются кандидатам в присяжные с таким расчетом, чтобы они были получены не позднее 7 суток до начала судебного заседания. В извещении о вызове лица в качестве кандидата в присяжные заседатели указывается место, дата и время начала судебного заседания. Желательно также сообщить об основных правах и обязанностях, связанных с вызовом в суд в качестве присяжного заседателя, а также порядок оплаты их труда и расходов.

В статье 11 ФЗ указан порядок материального обеспечения присяжных заседателей. За время исполнения присяжными заседателями обязанностей по осуществлению правосудия соответствующий суд выплачивает ему за счет средств федерального бюджета компенсационное вознаграждение в размере одной второй части должностного оклада судьи этого суда пропорционально числу дней участия присяжного заседателя в осуществлении правосудия, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы за такой период.

Присяжному заседателю возмещается судом командировочные расходы, а также транспортные расходы на проезд к месту нахождения суда и обратно в порядке и размере, установленных законодательством для судей данного суда.

За присяжным заседателем на время исполнения им обязанностей по осуществлению правосудия по основному месту работы сохраняется гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством. Увольнение присяжного заседателя или его перевод на другую работу по инициативе работодателя в этот период не допускаются.

Время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия учитывается при исчислении всех видов трудового стажа.

На присяжного заседателя в период осуществления им правосудия распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей, установленные Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации».

Участие в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, является их гражданским долгом.

Формирование коллегии присяжных заседателей проходит в закрытом судебном заседании (часть 23 статьи 328 УПК). Перед тем как приступить к формированию коллегии из числа прибывших в суд кандидатов присяжные, председательствующий должен представить им себя и стороны, сообщить, какое уголовное дело подлежит рассмотрению и какова его предполагаемая продолжительность, чтобы кандидаты в присяжные могли решить для себя возможность участия в процессе, - как принципиальную, связанную с сущностью обвинения, так и чисто техническую, связанную с наличием свободного времени. На этом этапе кандидатам в присяжные разъясняют лишь права и обязанности связанные с отбором.

Обстоятельства, препятствующие кандидату участвовать в рассмотрении дела в качестве присяжного заседателя, указаны в статье 7 ФЗ «О присяжных заседателях…», а также в статье 61 УПК. Обстоятельства, указанные в статье этого Закона, являются безусловным основанием к отводу кандидата в присяжные заседатели, другие служат основанием к отводу по заявлению кандидата. Кроме того, существуют общие основания к отводу кандидата и основания, связанные со спецификой подлежащего рассмотрению уголовного дела.

Для решения вопроса самоотвода кандидатам в присяжные заседатели задают вопросы, как председательствующий, так и стороны. По ранее действовавшему закону, стороны могли задавать вопросы кандидатам только через председательствующего, передавая их в письменном виде (статья 438 УПК РСФСР). Статья 328 УПК РФ предоставляет право сторонам задавать вопросы кандидатам в присяжные заседатели непосредственно. Хотя закон об этом прямо и не говорит, но представляется, что председательствующий вправе снять заданный стороной вопрос, если он носит некорректный, оскорбительный характер. Первым задает вопрос председательствующий, а затем стороны. Закон не установил, какая из сторон вправе задавать вопрос первой. При такой ситуации представляется, что председательствующий вправе установить очередность опроса с учетом мнения сторон.

Вопросы целесообразно задавать в следующем порядке:

а) направленные на выяснение формальных оснований отвода;

б) направленные на выявление самоотводов;

в) направленные на выявление осведомленности в деле (помимо той информации, которую сообщил судья);

г) направленные на выявление общей предубежденности (например, предубежденности в виновности каждого обвиняемого, оказавшегося на скамье подсудимых);

д) направленные на выявление предубежденности в связи с характером дела (например, отношения к смертной казни, не подвергался ли кто-либо из них нападению на улице, изнасилованию и т.п.). Форма вопроса должна быть такова: «Поднимите руку, кто из Вас…?».

Если характер ответа таков, что кандидату неудобно излагать его во всеуслышание, судья может пригласить его, а также прокурора и адвоката к своему столу и вместе обсудить основания отвода. Кандидату не обязательно сразу же сообщить, что он отведен, за исключением случаев самоотвода.

В результате ответов на данные вопросы стороны составляют и предоставляют председательствующему мотивированные письменные ходатайства об отводах, не оглашая их. В связи с этим сторонам по их просьбе должно быть предоставлено некоторое время для подготовки письменных ходатайств об отводах, если для таковых, по их мнению, есть основания. Председательствующий на месте решает вопрос об отводах путем вычеркивания отведенных, в том числе по собственной инициативе, кандидатов из предварительного списка и сообщает об этом сторонам, передав им для ознакомления предварительный список с исключенными кандидатами. Он может довести свое решение и до сведения кандидатов. На этом процедура самоотводов и мотивированных отводов завершается.

Поскольку для формирования скамьи присяжных необходимы 12 присяжных и не менее двух запасных (часть 18 статьи 328 УПК), то, прежде чем приступить к немотивированным отводам (по два немотивированных отвода с каждой стороны), необходимо убедиться, что после мотивированных отводов осталось достаточное количество присяжных. Если их осталось менее 18, то необходимо принять меры для вызова дополнительных присяжных (часть 3 статья 327 УПК), которые также должны будут пройти процедуру отбора.

Правом заявить немотивированный отвод обладают подсудимый или защитник и государственный обвинитель. При этом как стороне обвинения, так и стороне защиты предоставляется возможность отвести не более двух кандидатов в присяжные заседатели.

Право немотивированного отвода позволяет сторонам отстранить от участия в разрешении уголовного дела лиц, которые по формальным основаниям не подлежат отводу, хотя, по мнению стороны, не смогут вынести объективное решение по делу в силу авторитарности характера, ригористичности взглядов или по иным причинам. Таким образом, институт немотивированного отвода предоставляет стороне возможность повлиять на формирование коллегии присяжных заседателей с тем, чтобы она максимально возможной степени отвечала представлениям этой стороны о справедливом, с ее точки зрения, суде.

Первым свое право на немотивированный отвод реализует государственный обвинитель, который обязан предварительно согласовать свое решение с другими участниками уголовного судопроизводства, выступающими на стороне обвинения.

Затем возможность заявить немотивированные отводы предоставляется стороне защиты. Независимо от того, сколь подсудимых и их защитников участвуют в деле, сторона защиты может отвести только двух кандидатов в присяжные заседатели. В такой ситуации реализация участниками судопроизводства на стороне защиты права на немотивированный отвод может осуществляться одним из следующих способов: по взаимному согласию, путем разделения отводимых присяжных заседателей поровну, по большинству голосов или по жребию.

В случаях, когда количество неотведенных присяжных заседателей оказалось 16 и более, председательствующий может предоставить сторонам право на заявление дополнительных немотивированных отводов равного числа присяжных заседателей.

Составление окончательного списка присяжных заседателей осуществляется секретарем судебного заседания или с помощником судьи по указанию председательствующего. Список составляется в той последовательности, в какой кандидаты в присяжные заседатели, оставшиеся после удовлетворения самоотводов и отводов, были ранее включены в предварительный список. Включению в окончательный список подлежат 14 присяжных заседателей, первые 12 из которых образуют коллегию присяжных заседателей, управомоченную выносить вердикт по делу, а двое остальных участвуют в судебном заседании в качестве запасных присяжных заседателей. Если в предварительном списке кандидатов в присяжные заседатели после производства отбора осталось 14 человек, председательствующий, учитывая характер и сложность дела, может распорядиться о включении в окончательный список большего числа запасных присяжных заседателей.

Результаты отбора присяжных заседателей заносятся в протокол судебного заседания и объявляются председательствующим в слух с указанием фамилий, имен и отчеств присяжных заседателей, вошедших в состав коллегии и оказавшихся запасными.

Следует обратить внимание на еще одно правило, касающиеся формирования коллегии присяжных заседателей. Относится оно к ситуациям, когда в суде с участием присяжных заседателей подлежит рассмотрению уголовное дело, в котором содержатся сведения, составляющие государственную тайну. Согласно общему порядку, установленному статьей 21 Закона «О государственной тайне», возможность доступа к такого рода сведениям может быть предоставлена только лицам, получившим для этого специальный допуск. Очевидно, однако, что распространение такого порядка на деятельность суда с участием присяжных заседателей могло бы привести к тому, что-либо рассмотрение подобного рода уголовных дел оказалось бы практически невозможным, либо коллегию присяжных заседателей пришлось бы формировать не по методу случайной выборки, а путем целенаправленного подбора. С учетом этого в части 24 статьи 328 УПК закреплено положение, согласно которому в случаях, если в материалах уголовного дела содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, у присяжных отбирается подписка о ее неразглашении. Присяжный заседатель, отказавшийся дать такую подписку, отстраняется от участия в деле и заменяется запасным присяжным заседателем.

Сформированный на основе изложенных требований состав коллегии присяжных заседателей может быть в дальнейшем изменен только в том случае, если участие в судебном заседании кого-либо из входящих в состав коллеги присяжных заседателей окажется невозможным. Причинами этого могут стать: болезнь, выявление оснований для отвода, нарушение присяжным заседателем обязанностей, перечисленных в части 2 статьи 333 УПК, и другие обстоятельства. При невозможности дальнейшего участия в судебном заседании члена коллегии присяжных заседателей он заменяется запасным присяжным заседателем, идущим следующим по списку. Если окажется, что число выбывших членов коллегии превышает число запасных присяжных заседателей, проведенное судебное заседание признается недействительным, и суд возвращается к этапу формирования новой коллегии присяжных, после чего слушание дела продолжается в обычном порядке.

Сомнения в способности уже отобранных присяжных вынести объективный вердикт могут возникнуть по самым различным мотивам. Например, по делам об изнасиловании в коллегии могут оказаться либо одни женщины, либо одни мужчины. В регионах с напряженной ситуацией, связанной с обострением межнациональных или религиозных отношений, сомнения в объективности и беспристрастности коллегии могут возникнуть в связи с преобладанием в ее составе представителей иной национальности или иных религиозных убеждений, чем подсудимый. И тогда у какой либо из сторон могут возникнуть обоснованные сомнения в способности коллегии в целом поставить объективный вердикт.

Ходатайство о роспуске сформированной коллегии ввиду ее тенденциозности нужно заявлять крайне аккуратно, поскольку это может незаслуженно обидеть присяжных. Нужно корректно объяснить присяжным, что при наличии уголовного дела, по которому невозможно создать нетенденциозный состав коллегии присяжных заседателей им, возможно, будет сложно оставаться объективными и беспристрастными, и риск при этом очень большой.

Если председательствующий примет решение о роспуски коллегии, то он также должен объяснить присяжным, что это вынужденная мера ни в коем случае не ставит под сомнение их личные качества. Решение принимается в совещательной комнате и оформляется мотивированным постановлением. Если коллегия буде распущена, то необходимо заново провести подготовку к судебному заседанию и процедуру формирования скамьи присяжных заседателей.

Сформированная коллегия присяжных заседателей должна избрать из своего состава старшину. Из смысла части 1 статьи 333 УПК и пункта 1 статьи 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №9 в голосовании по избранию старшины участвуют и запасные заседатели, но старшина может быть избран только из основного состава присяжных заседателей. Об избрании старшины составляется протокол, в котором указываются результаты голосования. Протокол подписывается всеми присяжными, оглашается и приобщается к делу.

Старшина выполняет лишь организационные функции и не имеет никаких преимуществ при решении вопросов, возникающих при рассмотрении дела и вынесении вердикта. На него распространяются все права и обязанности присяжных.

Все свои организационные проблемы присяжные решают через старшину: обращаются с различными просьбами, сообщают о попытках оказать на них давление и т.д. Функции старшины особенно ответственны при обсуждении присяжными поставленных перед ними вопросов. Поскольку зачеркивания в вопросном листе нежелательны, нужно проявлять особу внимательность при подсчете голосов и заполнении вопросного листа. Старшина должен следить за временем, отведенным для принятия единогласного решения. Старшина провозглашает вердикт после того, как он буде проверен председательствующим и возвращен ему для провозглашения.

После того как присяжные изберут старшину и возвратятся в зал судебного заседания, судья должен обратиться к ним и сказать, что сейчас он должен привести их к присяге. После этого председательствующий оглашает текст присяги, называет по очереди каждого присяжного, в том числе запасного, который, принимая присягу, должен сказать: «Я клянусь…».

После принятия присяги присяжные заседатели приобретают права, предусмотренные статьей 333 УПК.

Установленный порядок формирования коллегии присяжных заседателей позволяет сформировать законный состав коллегии. Лица, не имеющие право осуществлять функции правосудия, могут быть исключены из списка кандидатов в присяжные заседатели.

По вопросу тенденциозности состава коллеги присяжных заседателей, мы предлагаем внести изменения в статью 330 УПК, дополнив ее частью 4 следующего содержания:

“4. При невозможности создания нетенденциозного состава коллеги присяжных заседателей, председательствующий должен решить вопрос о рассмотрении уголовного дела иным составом суда”.

№58. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность прокуроров и следователей, порядок наделения их полномочиями.

Прокурор . Прокурорами могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование, полученное в образовательном учреждении высшего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию, и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности.

Прокурором не может быть лицо:

    имеет гражданство иностранного государства;

    признано решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным;

    лишено решением суда права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока;

    имело или имеет судимость;

    имеет заболевание, препятствующее исполнению служебных обязанностей

    состоит в близком родстве или свойстве с работником органа или учреждения прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому

Лицо, впервые назначаемое на должность прокурора, принимает присягу прокурора.

Должность прокурора города, района, приравненных к ним прокуроров – не моложе 25 лет, стаж работы прокурором или следователем не менее 3 лет, назначаются на должность сроком на 5 лет и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ, подчинены и подотчётны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору.

Должность прокурора субъектов РФ, приравненных к ним прокурорам – не моложе 30 лет, стаж работы прокурором или следователем в органах прокуратуры не менее 5 лет, назначаются на должность сроком на 5 лет Генеральным прокурором РФ по согласованию с органами гос. власти субъектов РФ, подотчётны Генеральному прокурору.

Следователь - должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом – УПК.

В прокуратуре следователей уже нет, в итоге в ФЗ «о прокуратуре РФ» информации нет. Цензы такие же, как и к прокурору, только не требуется достижения 25 летнего возраста и стажа работы следователем или прокурором.

59. Администратор суда: его роль, порядок назначения на должность и основные

обязанности. Какой закон решает перечисленные вопросы?

Администратор суда организационно обеспечивает деятельность верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа или районного суда.

Администратор верховного суда субъекта РФ назначается на должность и освобождается от должности начальником главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов по представлению председателя соответствующего суда, а администратор районного суда - начальником управления (отдела) Судебного департамента по представлению председателя районного суда.

Администратор суда подчиняется председателю соответствующего суда и выполняет его распоряжения.

Функции и полномочия Администратора Суда:

    принимает меры по организационному обеспечению деятельности суда, подготовке и проведению судебных заседаний;

    взаимодействует с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам обеспечения деятельности суда;

    принимает меры по обеспечению надлежащих материальных и бытовых условий для судей и работников аппарата суда, а также их медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения;

    обеспечивает судей и работников аппарата суда нормативными правовыми актами, юридической литературой, пособиями и справочно-информационными материалами;

    осуществляет информационно-правовое обеспечение деятельности суда; организует ведение судебной статистики, делопроизводства и работу архива;

    организует охрану здания, помещений и другого имущества суда в нерабочее время; обеспечивает бесперебойную работу транспорта суда и средств связи, работу хозяйственной службы;

    организует строительство зданий, а также ремонт и техническое оснащение зданий и помещений суда;

    разрабатывает проект сметы расходов суда, утверждаемый председателем суда, и представляет его в соответствующее подразделение Судебного департамента или управление (отдел) Судебного департамента;

    осуществляет иные меры по обеспечению деятельности суда.

Восстановление в российском праве института присяжных заседателей выступает в качестве одного из направлений реформы судебной системы. Оно позволяет укрепить конституционную гарантию обеспечения защиты граждан.

Законодательная база

В рамках концепции реформы 16-го июля 1993-го г. был утвержден ФЗ, посредством которого вводились изменения в основополагающие отраслевые нормативные акты. Сейчас участие присяжных заседателей в рассмотрении дел регламентируется законом №113. Как показывает практика, количество ходатайств на рассмотрение преступлений по прогрессивной форме производства постоянно увеличивается. Обвиняемые часто пользуются возможностью просить о разбирательстве с участием присяжных.

Специфика

В ст. 20 Конституции провозглашается право каждого гражданина на жизнь. Вместе с этим данная норма предусматривает, что смертная казнь до ее отмены может устанавливаться ФЗ как исключительная мера за особо тяжкие деяния. При этом преступление обвиняемого рассматривает суд присяжных заседателей. Основные положения относительно привлечения граждан к разбирательству и их деятельности в ходе него установлены в УПК.

Требования

Кандидат в присяжные заседатели не должен быть:

  1. Обвиняемым или подозреваемым в преступлении.
  2. Иностранцем, не владеющим языком, на котором проходит слушание.
  3. Психически или физически неполноценным (ограниченно или полностью недееспособным).
  4. Не достигшим 25-ти лет.
  5. Состоящим на учете в психоневрологическом или наркологическом учреждении в связи с лечением от токсико-, наркомании, алкоголизма, затяжных и хронических психических недугов.

Порядок отбора

Присяжные заседатели выбираются из списков - запасного и общего. Они составляются ежегодно местной администрацией, которая располагается и действует на территории, где проводится слушание. В общем списке присутствуют граждане, которые проживают постоянно в городах и районах области/края. Их количество должно быть достаточным для обеспечения нормального функционирования суда. Председатель не позже чем за 3 месяца до окончания действия полномочий граждан, включенных ранее в запасной и общий списки, направляет руководителю высшего органа исполнительной власти субъекта представление о количестве лиц, необходимых для разбирательств. Этой структурой формулируется порядок и сроки формирования списков. Исполнительный орган также сообщает муниципальным структурам количество граждан, которое следует включить в перечни. Составление списков, в которые входят присяжные заседатели, осуществляется на основании персональных сведений о кандидатах. Эти данные находятся в информационной базе Единой автоматизированной системы. Из количества отобранных лиц должны быть исключены граждане, которые не могут быть приняты в судебные присяжные заседатели.

Дополнительно

В запасной список включаются лица, постоянно живущие в населенном пункте на территории расположения суда. Этот список заверяется подписью руководителя исполнительного органа субъекта и скрепляется печатью. Данный перечень, наряду с общим, публикуется в СМИ соответствующего МО. В списках присутствуют только ФИО граждан. Финансовое обеспечение полномочий, переданных исполнительно-распорядительным структурам по формированию списков, производится из федеральных бюджетных средств. Порядок и размер поступлений устанавливается правительственными постановлениями.

Обращения лиц

Граждане могут направлять письменные заявления в исполнительный орган региона о необоснованности включения их в присяжные заседатели, об исправлении неточностей в списке, исключении из него. В течение 5-ти дней обращения рассматриваются в уполномоченной инстанции. Решения, принятые исполнительным органом, могут обжаловаться в судебном порядке. Внесенные в списки дополнения или изменения публикуются в СМИ региона.

Исключение из списков

Оно осуществляется в случаях, предусмотренных в отраслевом ФЗ. Из списков присяжных граждане исключаются, если:

  1. Выявлены обстоятельства, не позволяющие лицу участвовать в разбирательствах.
  2. Подано письменное заявление с указанием причин невозможности исполнять соответствующие обязанности, если гражданин:

Последующий отбор

На дальнейших этапах присяжные заседатели привлекаются к конкретным слушаниям. Отбор производится аппаратом органа, уполномоченного на разбирательства, совместно с заинтересованными лицами (сторонами процесса). Председатель обладает дополнительными возможностями по освобождению лиц от обязанностей присяжных. В любом случае граждане, чья объективность вызывает сомнение, должны быть исключены из перечня. У таких лиц может быть предвзятое мнение, они могут быть осведомлены об обстоятельствах преступления из непроцессуальных источников и так далее. Коллегия присяжных заседателей после назначения слушания формируется в порядке, предусмотренном статьями 326-332 УПК. Лица привлекаются к рассмотрению материалов на 10 дней раз в год. Если разбирательство дела с участием присяжных заседателей не завершилось по окончании срока их полномочий, то они призываются до конца процесса. Лица, вызванные в уполномоченную инстанцию, но не отобранные для слушания, могут привлекаться к другому производству.

Права присяжных заседателей

Граждане, привлеченные к слушанию, могут:

  1. Исследовать все обстоятельства уголовного преступления, осматривать вещественные доказательства, документы и прочие материалы.
  2. Участвовать в осуществлении следственных мероприятий.
  3. Обращаться к председательствующему за разъяснением норм законодательства, относящихся к рассматриваемому преступлению, оглашаемых документов и прочих неясных моментов и понятий.
  4. Задавать вопросы сторонам процесса через председательствующего.
  5. Вести свои записи и использовать их в процессе обсуждения в совещательной комнате.

Запреты

Присяжные заседатели не могут:

  1. Отлучаться из зала во время слушания.
  2. Выражать свое мнение по рассматриваемому преступлению вне совещательной комнаты.
  3. Общаться с лицами, которые не входят в состав суда, выяснять у них обстоятельства преступления.
  4. Собирать информацию вне заседания.
  5. Нарушать тайну обсуждения и голосования при совещании.

Важный момент

При неявке на слушание без уважительной причины присяжный заседатель может подвергнуться штрафу. Взыскание устанавливается ст. 118 УПК. Председательствующий обязан предупредить граждан, что при нарушении требований законодательства они могут быть отстранены от слушания по ходатайству сторон либо по инициативе судьи. В таких случаях осуществляется замена лицами из запасного списка.

Гарантии

На присяжных в период исполнения ими соответствующих обязанностей распространяются конституционные положения, действующие в отношении судей. В частности, гражданам гарантируется неприкосновенность и независимость. Отраслевой закон устанавливает принцип возмездности для лиц, привлеченных в качестве присяжных. Это положение не противоречит принципу исполнения гражданами общественного долга. Закон не допускает положения, при котором лица терпят материальный ущерб вследствие выполнения ими возложенных на них функций.

Оплата труда

Вознаграждение присяжным выплачивается из регионального бюджета. Его размер равен половине должностного оклада судьи и должен быть не меньше средней зарплаты гражданина на его основной работе пропорционально периоду присутствия на слушаниях. Присяжному возвращают командировочные затраты в порядке, установленном законом для судей. Кроме этого, ему компенсируется оплата транспортных расходов. За присяжным на время его присутствия в суде сохраняются все льготы и гарантии на основной работе. Не допускается увольнение или перевод гражданина на менее оплачиваемую должность по инициативе руководства предприятия в период нахождения его на слушаниях.

Полномочия

В качестве основного из них выступает установление виновности или признание невиновности лица. Вердикт присяжных заседателей выносится в совещательной комнате. Они не назначают размер и вид наказания. Вопросы присяжным заседателям формулируются так, чтобы ответы на них были либо "да", либо "нет". Уполномоченные лица должны решить, доказано ли:

  1. Что имело место деяние, в котором обвиняется лицо.
  2. Что преступление совершил именно подсудимый.
  3. Что он виновен.

Снисхождение

Суд присяжных заседателей обладает обширными полномочиями при разбирательстве тяжких преступлений. При назначении наказания, в частности, особое значение имеет мнение о том, заслуживает ли обвиняемый снисхождения. В этом случае законодательство определяет особый режим наложения санкций. Размер либо срок наказания субъекту, который признан заслуживающим снисхождения, не должен превышать 2/3 максимального или наиболее строгого для данного деяния. В случае если за преступление предусматривается пожизненное заключение, то оно не применяется.

Прочие правила при снисхождении

Судья обязан соблюсти иные требования законодательства, призванные смягчить наказание. В частности, необходимо учитывать обстоятельства, предусмотренные ст. 61 и ст. 63 УК. При признании виновного лица заслуживающим особенного снисхождения во внимание принимаются только смягчающие критерии. В таком случае используются правила о назначении более мягких санкций, чем предусматривается по составу деяния, согласно ст. 64 УК. Эти положения являются для судьи обязательными.

Независимость и защита

Они гарантируются законодательством. В соответствии с нормами, запрещено вмешательство в деятельность присяжных при отправлении ими правосудия. На этих лиц распространяется также неприкосновенность. Личность и имущество присяжных и их родственников защищаются государством. Правоохранительные органы обязаны предпринять соответствующие меры для обеспечения безопасности граждан, привлеченных к слушанию, если от них поступают соответствующие заявления.

Заключение

Присяжными являются представители населения, которые наделяются действующим законодательством соответствующими полномочиями на рассмотрение уголовных дел. Они исполняют обязанности, вмененные им, на непрофессиональной основе. В соответствии с УПК, присяжный - лицо, которое призвано к участию в разбирательстве. Им может стать гражданин, внесенный в общий или запасной список. Рассмотрение дел осуществляется в инстанциях общей юрисдикции. Исполнение обязанностей гражданами является их общественным долгом. Присяжные самостоятельно устанавливают факт, а юридическая квалификация деяния относится к компетенции судей. Представители народа на слушании могут принять решение о снисхождении к обвиняемому. Это имеет значение при установлении срока наказания. Одним из основных требований для присяжных выступает соблюдение тайны совещания. При ее нарушении предусмотрены соответствующие санкции.

Присяжные заседатели – это простые люди, которые выбираются из числа претендентов специальной программой. Их выбор проводится один раз в четыре года. При этом человек, выбранный на эту должность, должен являться на все процессы, куда он был приглашен. Исключением остаются ситуации, когда гражданин не может посетить судебное разбирательство по причине жизненных обстоятельств.

Суд присяжных – это институт судебной системы, который позволяет участвовать в рассмотрении дела не только судье, но и непрофессиональным гражданам.

Под присяжными заседателями подразумеваются жители, которые являются непрофессиональными судьями, выносящими свое решение, основываясь на букве закона и гражданском долге.

В некоторых делах вынесение вердикта именно группой является лучшим решением. Согласно проводимым опросам, граждане больше доверяют группе, чем судье, так как он может иметь личные интересы при вынесении вердикта.

Попасть в состав заседателей может любой гражданин. Для этого достаточно показывать себя с лучшей стороны, а также продемонстрировать компетентность в вынесении решения вне зависимости от формы злодеяния.

Участниками суда являются:

  • судья, который может дать профессиональную оценку действиям обвиняемого;
  • защитник;
  • обвинитель, выдвигаемый со стороны государства;
  • заседатели в количестве 12 персон.

Внимание! Из 12 участвующих один является старшим. Именно он передает информацию и решениях остальных приглашенных непрофессиональных граждан судье. Кроме этого, он должен будет озвучить вердикт со стороны заседателей.

ФЗ о присяжных заседателях

На сегодняшний день регламентирование порядка участия проводится при помощи закона №113. Здесь же содержится информация о том, сколько присяжных в суде. Все чаще можно встретить дела, в которых обвиняемые составляют прошение о проведении разбирательства в присутствии присяжных. При этом тенденция проведения заседаний именно в таком формате увеличивается.

Кто может быть присяжным заседателем

Заседателем может стать любой гражданин, который подходит под следующие требования:

  1. Возраст от 25 лет.
  2. Отсутствие непогашенных судимостей.
  3. Отсутствие факта наблюдения у психолога или невролога.
  4. Гражданин Российской Федерации.
  5. Знание русского языка.
  6. Отсутствие физических недостатков.
  7. Не должен являться подозреваемым или обвиняемым в любом уголовном или административном деле.

Зачастую, при соответствии этим требованиям, выносится положительный вердикт. Через некоторое время гражданин может быть приглашен на суд присяжных председателей в качестве непрофессионального судьи.

Все заседатели разделены на два списка: запасной и общий. Обновление этих списков происходит ежегодно. Обязательства по ведению документации ложатся на местную администрацию.

Общий список включает в себя тех, кто постоянно проживает на территории субъекта страны. Администрация должна поместить в эту группу такое количество людей, которые бы смогли позволить функционировать суду в обычном режиме, вне зависимости от количества дел, где участвуют заседатели.

Количество лиц, которое должно входить в общий список, определяется председателем за три месяца до окончания действия предыдущего перечня. Отлаженная схема позволяет наладить порядок и сроки создания списков.

Исполнительный орган несет ответственность и за определение количества граждан, которые должны фигурировать в перечнях. Каждый из представителей определяется в зависимости от персональных сведений, предоставленных для получения верной оценки гражданина. Данные вносятся в базу Единой автоматизированной системы. Именно она определяет, кто именно станет подходящим на эту роль. Выбранный человек может даже не знать, что такое суд присяжных. Если человек по каким-то причинам не может стать председателем, то он вычеркивается из списков.

Важно! Запасной список представляет собой тех граждан, которые проживают на постоянной основе в пределах территории, где расположился суд. Оба перечня публикуются в средствах массовой информации. Списки содержат в себе только ФИО человека. Каждый участник получит оплату в размере, определенном правительственными постановлениями, которые передаются из федерального бюджета.

Если же судебный заседатель, включенный в список, не согласен с выдвинутым решением, то он вправе написать заявление для его исключения по причине необоснованности включения в заседатели. Такое обращение рассматривается в течение пяти дней. При наличии иных несогласий с решениями граждане могут отправляться на судебные разбирательства. При внесении изменений в списки информация должна публиковаться в средствах массовой информации.

Гражданин может быть исключен из списка в следующих случаях:

  • Существуют обстоятельства, которые не позволяют гражданину участвовать в судебных процессах.
  • Гражданин более не имеет возможности соответствовать требованиям на следующих основаниях:
    • военнослужащий;
    • достижение возраста 65 лет;
    • замещение должности в органах муниципалитета;
    • имеются проблемы со здоровьем, которые подтверждаются документально;
    • отсутствие знания русского языка, если слушания ведутся на нем;
    • священнослужитель;
    • сотрудники исполнительных структур ведут частную практику детектива, которая подтверждена соответствующей лицензией.

Далее присяжные привлекаются к определенным слушаниям. За отбор граждан ответственность несут аппаратный орган и стороны судебного процесса. У председателя есть возможность отстранить гражданина от выполнения обязанностей. Если же заседатель подозревается в необъективности, то он должен быть исключен из списка. Причина возникновения предвзятого мнения не важна.

Законодательство определяет, что лица должны рассматривать дело в течение 10 дней. Если же процесс затянулся на более долгий срок, то они обязаны заниматься делом до окончания процесса. Если гражданин был вызван, но не отобран для слушания, то он необходим для участия в другом производстве.

Права и обязанности присяжных заседателей

Права:

  1. Разъяснение интересующих вопросов со стороны судьи, так как вне зависимости от того, кто участвует в деле, такие присяжные заседатели не обязаны иметь юридического образования, что определяет возможность наличия пробелов в знании законодательства страны.
  2. Принимать полноценное участие в выяснении обстоятельств, в том числе и опрашивать любого человека, являющего участником судебного процесса.
  3. Ознакомление с материалами дела и вещественными доказательствами.
  4. Делать записи.

Что не имеют права делать:

  • Нарушать тайну голосования.
  • Самостоятельно собирать данные.
  • Высказывать личное мнение до определенного момента, так как это может повлиять на мнение других участников заседания.
  • Беседовать на тему слушания с теми, кто не является участником дела.
  • Удаляться во время слушания, кроме некоторых исключений, при получении разрешения со стороны судьи.

Если же присяжный вышел за рамки прав или нарушил возложенные обязанности, то он может быть наказан в виде денежного взыскания. Выдвинутое решение настолько сильно, что такие присяжные заседатели не смогут обжаловать наложенную санкцию. Кроме этого, присутствует риск потерять место среди заседателей.

Какие дела рассматривают присяжные заседатели

Законодательство определяет, что присяжные заседатели имеют право рассматривать только уголовные дела. Причиной такого ограничения является сложность при вынесении приговора по административным и гражданским делам без полноценного знания Кодекса РФ.

Суд присяжных в России рассматривает следующие дела:

  1. бандитизм;
  2. взяточничество;
  3. изнасилования;
  4. посягательство на жизнь;
  5. похищение людей;
  6. убийства;
  7. угон и кражи.

В заключение

Присяжными становятся обычные граждане, которые должны действовать в отведенных им рамках. Они не обязаны думать профессионально, так как не являются специалистами в области права.

Решение присяжных заседателей, являющихся голосом народа, может повлиять на вынесение приговора, например, позволить снисходительно отнестись при обвинении, что сократит срок наказания.

Человек, избранный в качестве председателя, обязан соблюдать тайну совещания. При ее нарушении последует наложение определенных санкций.