Нормы права, в отличие от норм морали

Тема 8. ПРАВО

Задания уровня А

А1 . Нормы права, в отличие от норм морали:

1) регулируют общественные отношения 2) обеспечиваются силой общественного мнения

3) выражаются в официальной форме 4) опираются на авторитет

А2. Конституция как Основной Закон государства характеризуется тем, что:

1) положения, включаемые в нее, не могут быть изменены

2) они принимаются парламентом страны

3) ей должны соответствовать все нормативные акты

4) она детально определяет нормы всех отраслей права

A3. Что является примером правонарушения?

3) Семейный кодекс 4) Гражданский кодекс

А7. Среди прав, предоставляемых Конституцией РФ 1993 г., новым явля­ется право на:

1) образование 2) местное самоуправление

3) выбирать и быть избранным 4) право на жизнь

А8. Верны ли следующие суждения о функциях Президента РФ согласно Конституции?

Президент является:

А. Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами.

Б. Председателем Правительства.

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

А9 . Верны ли следующие утверждения о правовых актах ?

А. Одним из признаков нормативного правового акта является письменная форма.

Б. Законы отличаются от подзаконных нормативных правовых актов тем, что принимаются судебными органами власти.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А10. Что из перечисленного является дисциплинарным проступком?

1) опоздание на занятия без уважительной причины

3) возможность говорить неправду родителям

4) право обманывать близких

А16. Укажите лишнее в перечне отраслей права:

3) гражданское право 4) парламентское право

А17 . Какое из перечисленных правонарушений относится только к уголов­ным, в отличие от административных проступков :

1) оскорбительное приставание к гражданам в транспорте

2) нецензурная брань в общественном месте

3) управление автомобилем в нетрезвом состоянии

4) неуставные отношения в армии

А18 . Какое из нижеприведенных положений не относится к правам человека:

1) право на свободу мысли, слова, совести 2) право собственности

3) право иметь друзей 4) право на свободу убеждений

А19 . Какое из перечисленных прав относится к правам ребенка:

1) право на заботу и воспитание

2) право выбора способа воспитания

3) право на свободное распоряжение собственностью родителей

4) право выражать мнение по всем вопросам семейной жизни

А20. Согласно Конституции РФ в нашей стране:

4. Гражданин X. был доставлен в отделение милиции за нецензурную брань в обществен­ном транспорте

В9. Установите соответствие между отраслями права, приведенными в первом столбце, и суперотраслями права, приведенными во втором.

ОТРАСЛИ ПРАВА

СУПЕРОТРАСЛИ ПРАВА

1. Конституционное

А. Частное

2. Гражданское

Б. Публичное

3. Административное

4. Уголовное

Ответ:

В10. Завершите фразу:

«Совокупность норм и отраслей права, закрепляющих и регулирую­щих порядок деятельности органов государственной власти и управле­ния, формирования и работы законодательных, правительственных и иных учреждений, осуществления правосудия, называется... пра­вом».

ПУБЛИЧНЫМ

В11 . Найдите в приведенном ниже списке признаки, характеризующие право, и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) Определяет границы должного поведения людей.

2) Относится к нормативной системе общества.

3) Существует как в устной, так и в письменной форме.

4) За нарушение этих норм следует общественное порицание.

5) Формулируется и поддерживается государством.

В12. В приведенном ниже списке найдите положения, относящиеся к кон­ституционному праву РФ.

1) Верховенство Конституции и федеральных законов РФ на всей ее территории.

2) Идеологическое многообразие.

3) Условия и порядок заключения трудового договора .

4) Признание прав и свобод человека высшей ценностью.

5) Установление обстоятельств освобождения от уголовной ответствен­ности.

В13. Установите соответствие между конкретным выражением санкций, данных в первом столбце, и видом, к которому они относятся, данных во втором.

ВЫРАЖЕНИЕ САНКЦИЙ

ВИДЫ САНКЦИЙ

1. Объявление выговора

А. Формальные негативные санкции

2. Проявление недружелюбия

Б. Неформальные негативные санкции

3. Отказ от сотрудничества

4. Наложение штрафа

Задания уровня С

Дайте развернутый ответ.

С1. Назовите любые три вида правоотношений.

НАПРИМЕР, АДМИНИСТРАТИВНЫЕ, ГРАЖДАНСКИЕ, ТРУДОВЫЕ, УГОЛОВНЫЕ

С2. Старшеклассник без разрешения забрал из открытого портфеля одно­классника компакт-диск и присвоил его себе. Являются ли его дейст­вия правонарушением? Укажите три признака, по которым вы его оп­ределили.

Да, являются. Признаки правонарушения:

- компакт-диск взят без разрешения;

- незаконно присвоен;

- тем самым был нанесен материальный урон владельцу компакт-диска .

СЗ. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

ПРАВО И ЗАКОН

Существует следующее понимание сущности права: право - это не за­коны, принимаемые демократически избранными учреждениями и вы­ражающие суверенную волю народа, а общие (абстрактные) принципы гуманизма, нравственности, справедливости. Но такие нечеткие, аморфные представления о праве отдаляют нас от желаемого правопо­рядка и задач его укрепления, ибо указанные принципы, идеи («непи­саное право»), несмотря на их, бесспорно, высокую ценность, все же не могут сами по себе, без необходимой формализации, служить критерия­ми правомерного и неправомерного, законного и противозаконного, а следовательно, не в состоянии обеспечить стабильность и организован­ность в обществе. Исчезает нормативная основа права, подрывается его регулятивная роль.

В этом случае открывается простор для... произвола, поскольку свобо­да, демократия, мораль понимаются различными политическими субъектами, в том числе властвующими, по-разному... Да и почему за­коны (нормальные, гуманные, созданные с соблюдением всех обще­принятых процедур) не могут выражать указанные идеалы? Встает также непростой вопрос о том, кто и как должен определять - «право­вой» тот или иной закон или «неправовой»? Где критерии? Кто судьи? Конечно, категории права и закона не совпадают. Закон есть одна из форм выражения права..., их отождествление недопустимо. Но и из­лишнее противопоставление этих двух понятий не ведет к достиже­нию позитивных целей. Это порождает правовой нигилизм...

1) Укажите два подхода к пониманию сущности права, сформулиро­ванные в тексте.

В ответе должны быть указаны следующие подходы:

право - это законы, принимаемые демократически избранными учреждениями

и выражающие суверенную волю народа;

право - это общие (абстрактные) принципы гуманизма, нравственности,

справедливости.

Допускаются иные формулировки, не искажающие смысл ответа.

2) Какой из данных подходов, с точки зрения автора, является пра­вильным? Приведите три любых аргумента из текста, приводимых автором.

Аргументами из текста могут быть любые три, например:

размываются критерии правомерного и неправомерного, законного и противозаконного;

остается неясным вопрос о критериях определения закона как «правового» или «неправового»;

порождается правовой нигилизм;

затрудняется решение задачи укрепления правопорядка;

затрудняется задача поддержания стабильности и организованности в обществе;

открывается простор для произвола в политике.

3) Какой термин, равнозначный термину «источник права», употреб­лен в тексте? Назовите три основных источника права.

В ответе должно быть указано:

источниками права являются: правовой обычай, судебный прецедент, нормативный договор.

В ответе должна быть указана регулятивная функция права, обозначенная в тексте автором.

Могут быть указаны любые три другие функции:

- экономическая

- политическая

- социальная

- охранительная.

С4. Назовите три любых признака гражданского общества.

Могут быть названы любые три признака гражданского общества:

- социальная основа - средние классы;

- правовая основа - судебная и общественная защита прав человека;

- нравственная - взаимное доверие людей;

- культурная: наличие возможностей для массового приобщения к культуре;

- не собственность подчиняется общему благу, а общее благо вытекает из собственности личности;

- не закон лежит в основе прав человека, а права человека - в основе закона и т. д.

С5 . Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите в виде сочинения-эссе свои мысли по поводу поднятой проблемы, опира­ясь на понятия обществоведческого курса, факты общественной жиз­ни и личный опыт.

1. «Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы они одинаково были подчинены законам». (Ж. Даламбер)

2. «Правосудие должно совершиться, хотя бы погиб один человек».

3. «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах». (Всеобщая декларация прав человека (1948)

Задачи по праву на ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

(с решениями)

1. Инвалид В. не может прибыть на избирательный участок в день выборов. Поэтому он заранее написал заявление, в кото­ром требовал, чтобы представители избирательной комиссии организовали выезд к нему на дом с переносной урной для го­ лосования. Но в день голосования к нему никто не приехал.

Какое право гражданина В. было нарушено? Приведите три примера реализации гражданами своих изби­ рательных прав.

ОТВЕТ:

Нарушено право гражданина В. на участие в голосовании (избирательное право).

Могут быть приведены следующие примеры:

2. Выдвижение своей кандидатуры для участия в выборах - пассивное избирательное право

3. Право на получение открепительного удостоверения для осуществ­ления голосования на другом избирательном участке

2. Пятнадцатилетний школьник решил на время летних кани­ кул трудоустроиться. Охарактеризуйте его правовое положе­ние как работника с точки зрения его прав, вида работы, вре­ мени работы и отдыха, условий труда.

1. В соответствии с Трудовым кодексом РФ, трудовой договор может быть заключен с лицом, достигшим 15 лет , для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью. А с согласия одного из родителей и разрешения органа опеки и попечительства - с 14 лет , для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда здоро­вью и не нарушающего процесса обучения.

2. Для работников до 16 лет установлена сокращенная продолжитель­ность рабочего времени - не более 24-х часов в неделю (на каникулах ), а в течение учебного года для учащихся образовательных учреждений - не более половины, т. е. 12 часов в неделю.

3. Запрещается привлекать несовершеннолетних к сверхурочным ра­ботам, к работе в выходные дни, к работе, связанной с вредными условия­ми труда.

3. Р. в детстве посещал детский сад, затем обучался в общеобра­ зовательной школе. После окончания девяти классов он учился в профессиональном училище и получил профессию сварщи­ ка. Отслужив в армии, Р. поступил в институт машинострое­ ния и окончил его. Какие ступени образования прошел Р.?

1. Дошкольное образование

2. Начальное образование

3. Основное общее образование

4. Начальное профессиональное образование

5. Высшее профессиональное образование

4. Назовите три международно-правовых акта, посвященных правам человека.

1. Всеобщая декларация прав человека (1948)

2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах(1966)

3. Международный пакт о гражданских и политических правах (1966)

4. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950)

В соответствии со ст. 38 Конституции РФ трудоспособные дети, дос­тигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. Если на момент обращения за помощью к дочери гражданин В. является нетрудос­пособным, то он имеет право на получение такой помощи. Развод с мате­рью, отдельное проживание и неучастие в воспитании дочери в данном слу­чае значения не имеют. В. не был лишен родительских прав и платил алименты на содержание дочери.

8. Н. купил телевизор в магазине бытовой техники . Дома были обнаружены серьезные дефекты. Какими правами обладает потребитель для защиты своих нарушенных прав?

ОТВЕТ:

Закон о защите прав потребителей устанавливает следующие права: 1) на приобретение товаров надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья;

2) на получение информации о товарах и их производителях;

3) на государственную и общественную защиту этих интересов. На основании данного закона Н. имеет право:

1. Потребовать, чтобы недостатки были устранены (их устраняют в те­чение 20 дней). Если куплен товар длительного пользования, например, холодильник, изготовитель или продавец на период ремонта предлагает другой, осуществляя за свой счет доставку на дом.

2. Договориться с продавцом об уменьшении цены за эту вещь, если она ему нужна в таком виде (закон устанавливает 10-дневный срок для раз­решения вопроса таким путем).

3. Заменить на такой же, но качественный товар (в течение 7 дней).

4. Заменить на другой товар. Для этого нужно доплатить, если он сто­ит дороже, либо получить деньги, если цена выбранного товара ниже.

5. Если потребителю (в данном случае Н.) расхотелось иметь куплен­ную вещь, он может возвратить ее в магазин до определенного срока, а день­ги получить обратно.

9. Гражданин К. обвиняется в совершении преступления. Сле­ дователь требует, чтобы он доказал свою невиновность. Про­

1) Создаются людьми и признаются обществом
2) Широко распространены в обществе
3) Регулируют поведение людей
4) Разрабатываются и утверждаются государственными органами.
2. Школьник получил наследство от бабушки. Он может ознакомиться со своими правами и обязанностями в качестве наследника в:
1) Семейном кодексе
2) Гражданском кодексе
3) Трудовом кодексе
4) Гражданско-процессуальном кодексе
3. Согласно Конституции РФ, основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому:
1) С момента рождения
2) Со времени окончания школы
3) С 18 лет
4) С момента получения паспорта.
4. Верны ли данные высказывания?
А) к публичному праву относятся право административное и право государственное (конституционное)

Б) к частному праву относятся отрасли права, регулирующие отношения между гражданами – прежде всего гражданское, трудовое, семейное.

1) Верно А
2) Верно Б
3) Верны и А и Б
4) Неверны ни А, ни Б
5. Административным проступком среди приведенных правонарушений является:
1) Нарушение водителем Правил дорожного движения
2) Опоздание чиновника на службу без уважительной причины
3) Распространение на молодежной дискотеке «легких» наркотиков
4) Прогул студентом лекционного занятия.
6. Нормативным документом, обладающим высшей юридической силой и являющимся основным законом на территории РФ, является:
1) Закон субъекта Федерации
2) Конституция РФ
3) Указ Президента РФ
4) Приказ министра.
7. Высшей ценностью Конституция РФ объявила:
1) Интересы государства
2) Права и свободы человека
3) Нерушимость границ
4) Неотвратимость наказания.
8. Высшая исполнительная власть. Согласно Конституции РФ, принадлежит:
1) Президенту
2) Федеральному собранию
3) Правительству
4) Конституционному суду.
9. Верны ли данные высказывания?
А) нормативным документом, обладающим высшей юридической силой на территории РФ, является Конституция;
Б) Конституция РФ принимается в соответствии с нормами конституций субъектов Федерации:
1) Верно А
2) Верно Б
3) Верны и А и Б
4) Неверны ни А, ни Б
10. Заверить копию документа об образовании или оформить доверенность на вождение транспортным средством можно:
1) У участкового милиционера
2) У секретаря суда
3) У нотариуса
4) В Управлении внутренних дел.
11. Такие правоотношения, как получение наследства, покупка в магазине необходимого товара, наём бригады строителей для ремонта квартиры регулируются нормами права:
1) Трудового
2) Гражданского
3) Административного
4) Финансового.
12. Развод супругов может быть осуществлен только через суд в ситуации, если:
1) Супруги, не имеющие несовершеннолетних детей и не предъявляющие друг другу имущественных претензий, приняли решение о разводе
2) Супруги прожили вместе более 20 лет, вырастили сына, который пошел служить в армию, и решили развестись
3) Супруги не имеют споров в отношении раздела имущества, и их 14-летний сын принял решение, что будет после развода родителей жить с матерью
4) Супруги, не имеющие детей, приняли решение о разводе, так как поняли, что не сошлись характерами.
13. Граждане РФ, согласно Семейному кодексу. Имеют право на вступление в брак с возраста:
1) 21 года
2) 18 лет
3) 14 лет
4) 17 лет
14. Верны ли данные высказывания?
А) Каждый из супругов свободен в выборе рода занятий, профессии, мест пребывания и жительства
Б) в воспитании детей главная роль, согласно российскому законодательству. Отводится матери.
1) Верно А
2) Верно Б
3) Верны и А и Б
4) Неверны ни А, ни Б
15. Уголовным правонарушением (преступлением) является ситуация:
1) Сантехник не явился на работу без уважительной причины
2) Гражданин перебегал улицу в неположенном месте и был остановлен инспектором ГАИ
3) Гражданин изготавливал при помощи цветного копировального аппарата фальшивые банкноты и сбывал их на рынке
4) Бригада строителей не закончила отделочные работы в установленные договором сроки.
16. Верны ли данные высказывания?
А) органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями
Б) структуру и деятельность органов местного самоуправления определяет только государство
1) Верно А
2) Верно Б
3) Верны и А и Б
4) Неверны ни А, ни Б
17. Соглашение между работником и работодателем, устанавливающее взаимные права и обязанности сторон, получило название:
1) Трудовой договор
2) Договор купли-продажи
3) Договор найма
4) Договор подряда.
18. Мерой дисциплинарной ответственностидисциплинарным взысканием – является санкция:
1) Заключение под стражу
2) Штраф
3) Выговор
4) Возмещение ущерба.

Ответить

Ответить


Другие вопросы из категории

1. Разрешите спор, возникший в семье. На день рождения бабушка подарила внуку, которому исполнилось 13 лет,5000 рублей. Он решил

купить на эти деньги детали для маг­нитофона. Однако родители сочли, что деньги следует потра­тить на покупку одежды для сына, и пояснили ему, что он сам не может распоряжаться подарком.Кто прав?

Читайте также

Сделал тест и прошу проверить на наличие ошибок, если такие имеются, заранее спасибо. 1. Социальная общность, которая отличается

неустойчивым характером, носит название:

2. Социальная общность, основанная на территориальном единстве, называется:

3. Страта ― это:

группа квалифицированных специалистов

группа людей, отличающаяся по участию в процессе создания материальных благ

Социальный слой людей, имеющих похожие экономические показатели

4. Предписания, требования и пожелания соответствующего поведения, называются:

Социальные нормы

традиции

5. Социальная мобильность ― это явление, в большей степени имеющее отношение:

К индустриальному обществу

к постиндустриальному обществу

к традиционному обществу

6. Формами социального контроля являются:

искусство и образование

Нормы и общественное мнение

образование и нормы

общественное мнение и искусство

7. Проявление социального неравенства ― это:

избирательный ценз

Наличие сословных привилегий

получение пенсии

различие в доходах

8. Моральные нормы:

обеспечиваются силой государства

Регулируют общение и поведение людей

9. Какая из перечисленных санкций попадает под классификацию неформальных позитивных?

10. Социальная дифференциация предполагает:

неизменность общественных отношений

Отсутствие социальной однородности

полное равенство в правах и имуществе

11. Решению межнациональных конфликтов в современном мире способствует:

введение чрезвычайного положения

Переговорный процесс с привлечением посредников

своевременное применение силы

12. Увеличение людей с отклонениями в поведении происходит в периоды:

Радикальных социальных перемен

усиления борьбы государства с преступностью

эволюционного развития правовых норм

13. Основной социальной функцией семьи является:

взаимная ответственность

материальное благополучие

моральная поддержка

Рождение и воспитание детей

14. Главные социально-экономические показатели, являющиеся основой деления на страты:

власть, доход, мировоззрение

Доход, власть, престиж, образование

происхождение, доход, семейное положение

15. Социальный конфликт:

подрывает устои общества

препятствует социальному прогрессу

Является неизбежным условием развития общества

Социальное познание.10класс. Профильный уровень. Обществознание. 1. Утверждение «Археологи установили, что древние славяне жили в домах-землянках с

двускатными крышами, обложенными дерном» является примером 1)научного знания 2)житейского знания 3)народной мудрости 4)мифологического знания 2. Верны ли следующие суждения об объекте познания? А. Объектом познания может быть весь окружающий мир. Б. Процесс познания может быть направлен на изучение особенностей отдельного человека. 1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны 3. Высказывание, соединяющее вместе несколько суждений, например «Боги бессмертны. Зевс – верховное божество. Следовательно, Зевс бессмертен» является примером: 1)представления 2)восприятия 3)понятия 4)умозаключения 4. Обыденное (житейское) знание основано на 1)осмыслении жизненного опыта 2)отображении мира в художественных образах 3)выдвижении научных гипотез 4)представлениях о прекрасном и безобразном 5. Социальное познание, в отличие от иных видов познавательной деятельности, характеризуется 1)использованием специальных приемов исследования 2)совпадением субъекта и объекта познания 3)стремлением к установлению истины 4)соответствием познаваемой реальности 6. Установите соответствие между методами и уровнем научного познания (исследования): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующие позиции из второго. МЕТОДЫ УРОВЕНЬ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ (ИССЛЕДОВАНИЯ) А)теоретический Б)эмпирический 1)выявление общих и особенных качеств явления 2)проведение лабораторного опыта 3)выдвижение гипотезы 4)установление характера взаимодействий внутри системного объекта 7. Найдите в приведенном списке черты, характерные только для социального познания, 1) объект и субъект познания совпадают 2) ограниченные возможности для экспериментов 3) фиксация обобщений в виде законов 4) получение количественных данных об изучаемом объекте 5) направлено на изучение человека и общества 6) объяснение существующих взаимосвязей

Вы находитесь на странице вопроса "1. Право и мораль являются социальными нормами. В отличие от норм морали, норма права: ", категории "обществознание ". Данный вопрос относится к разделу "10-11 " классов. Здесь вы сможете получить ответ, а также обсудить вопрос с посетителями сайта. Автоматический умный поиск поможет найти похожие вопросы в категории "обществознание ". Если ваш вопрос отличается или ответы не подходят, вы можете задать новый вопрос, воспользовавшись кнопкой в верхней части сайта.

Ежедневно, пользуясь признанными моральными ценностями, мы подвержены выбору поступков, исходя из своего ощущения правильности содеянного. Оборачиваясь на мнение других, мы идем путем внутренних убеждений, но при этом озираемся на нормы права, которые были приняты в нашем государстве.

Но иногда случается так, что признанные нормы права противоречат нашим внутренним позывам и взглядам. В такой ситуации и приходит мысль о том, что нормы права и морали, имея сходства, различаются по своей сути.

В чем сходство моральных норм и правовых

Конечно, для того, чтобы рассмотреть различия указанных норм между собою, для начала необходимо понять, а в чем же эти нормы объединены между собою, где пролегает та грань, которая разделяет и разводит нормы по разные стороны нашего ощущения правильности поступка.

Если просто задуматься и рассмотреть нормы права и морали, то между ними можно легко найти единые черты, которые будут созвучны нашему восприятию настоящего.

Происхождение, объект, цели и задачи

Первым и самым главным сходством норм морали и права выступает то, что они, являясь социальными нормами, имеют единое происхождение. Так, право по своей сути исходит из моральных представлений человеческого сообщества. Именно исходя из общепризнанных норм морали, однажды родилась идея закрепить отношения между людьми на государственном уровне.

Для обеих норм единым является объект регулирования. Оба вида направлены на то, чтобы создать идеальные отношения в обществе. Создать такую атмосферу, чтобы каждому человеку жилось комфортно.

Обе нормы подразумевают своим существованием свободу воли индивидуума при выборе модели поведения. Стремятся воздействовать на этот выбор, ставят целью достижение сбалансированного общества, полного социально полезных людей готовых на позитивное развитие.

Для права и морали характерно общее представление об общечеловеческих социальных нормах, взглядах на добро и зло, равноправие и справедливость. Так, например, и те, и другие представления считают убийство неправильным поступком.

Исходя из того, что нормы и права, и морали имеют общие цели, объект и схожие задачи, можно сделать вывод о том, что поиск различий между этим двумя формами социального права корректен, и играет важную роль в определении отношения индивидуума к каждой из этих норм.

В чем различия норм права и норм морали

Для того чтобы найти ответ на поставленный вопрос, нужно углубиться в эти понятия, найти откуда они появляются и какую цель преследуют. Так, все основные отличия морали от права можно увидеть в таблице:

Нормы права Нормы морали
Способы установления и формирования, источники Государством или с его разрешения Обществом
Различие форм В одном государстве может быть только одна форма Различные формы и взгляды
Наказание за нарушение нормы Обязательная реакция государства и применение санкций, согласно принятых норм Как такового нет, но применяются формы общественного воздействия (замечание, выговор, порицание)
Методы доведения до членов общества Публикация По мере признания обществом
Способы охраны Охраняется государством Охраняется общественным мнением
Содержание и характер регламентации отношений С точки зрения государства С точки зрения общества

Отличия формы, структуры и санкций

Нормы права, в отличие от норм морали, всегда имеют формальное определение. Нормы права записаны в законах, постановлениях, кодексах и иных документах, которые принимают и санкционируют органы власти. Для норм морали же характерно иное сохранение. Они существуют преимущественно в устной форме и видоизменяются вместе с обществом.

Если рассматривать с точки зрения структуры, то нормы права, в отличие от морали, имеют четкую структуру и всегда состоят из гипотезы, диспозиции и санкции. А вот чаще всего не имеют четкой структуры. Это обусловлено формой хранения. Записанное право, благодаря тому, что принимается в соответствии с определенными процедурами, всегда отвечает заданной на уровне государства задаче. А моральные представления, существующие преимущественно в устной форме, передают общий вид принятых норм.

Происхождение норм права всегда обуславливается санкцией государства. Они направлены на государственное регулирование отношений в обществе. А нормы морали принимаются обществом на основе неких воззрений на развитие общества и группы. Таким образом, многие, казалось бы, важные детали общественных отношений могут присутствовать в представлении населения о морали, но не упоминаться в государственных актах регуляции отношений.

Отличия мер воздействия, способов формирования и требований

Нормы права разделяются по отраслям. Каждая из них является обособленной и может существовать в отдельном виде. А вот нормы морали сочетаются между собой, и чаще всего исходят одна из другой. Интересным является то, что взаимосвязь норм морали между собой подчиняется четкой логике, они дополняют друг друга. А для норм права может существовать некая нелогичность, например, в принятых санкциях за нарушение.

Также стоит отметить, что мораль отличается от права способами и субъектами формирования. Она формируется, исходя из повседневных событий и практики общества. Для права характерен процессуальный подход формирования, санкционированный государством и направленный на его цели. Вероятнее всего, именно исходя из этого отличия и возникает ощущение несправедливости или неправильности со стороны права, так как общество уже прошло этап осмысления некого поступка, а право еще не успело осмыслить и процессуально закрепить свое отношение.

Интересным различием норм права и морали является характеристика воздействия на каждого члена общества. Так, мораль принимается добровольно и направлена на внутреннюю регулировку деятельности человека. Она начинает воздействовать только тогда, когда крепко укоренилась в обществе, и соблюдается большим количеством ее членов. Для права характерна противоположная ситуация. Оно принимается в определенный срок, и начинает действовать в определенных временных рамках, при этом принятие данного закона или распоряжение может приниматься не всем обществом.

По уровню требований, предъявляемых к членам общества, мораль выдвигает более широкие требования, и стремится регулировать духовную жизнь, и оценивать ее непосредственно с позиций добра и зла, чести и бесчестья. Так, моральные нормы стремятся руководить не только поступками, но и мыслями объекта воздействия, направляя его по правильному пути. В отличие от морали, право же требует лишь стабильности и предсказуемости поведения. Правом ограничиваются и наказываются лишь поступки особо опасные для общества и его развития.

Методы и средства воздействия на общество

В методах и средствах воздействия право стремится через экономические, организационные и принудительные меры указать верную модель поведения для того, чтобы избежать наказания, которое четко обозначено за каждый проступок. Так, индивидуум четко знает, что за то или иное противоправное действие он понесет наказание в рамках процессуально установленного права. Для норм морали же основным является обеспечение реализации через обращение к должному поведению. При этом наказание за нарушение моральных норм четко не указано и может быть выражено в различных общественных формах: порицание, выговор, замечание.

Противоречия норм морали и права

Несмотря на то, что нормы морали и права имеют общее происхождение и во многих своих чертах схожи, они также имеют и ряд противоречий, когда моральные принципы не только не созвучны с нормами права, но и жестко им противоречат. Необходимо отметить то, что эти противоречия не являются критичными и не разводят оба вида социальных норм четко в разные стороны. Они возникают в определенные временные периоды и обычно легко преодолимы.

К таким противоречиям можно отнести ситуацию, когда интересы общества не в полной мере совпадают с интересами государства. Тогда государство, как единственный законный создатель норм права, своей деятельностью может противоречить моральным устоям, принятым в данном обществе. В таком случае необходимы изменения в одной из норм, чтобы сбалансировать их существование.

Противоречия могут возникать также в ситуациях, когда государство по каким-либо причинам незначительно копирует нормы права у другого государства. В таком случае при удачном применении заимствованных правовых норм может произойти видоизменение морали данного общества. Или же скопированная норма со временем видоизменится до того вида, который в полной мере будет соответствовать моральным представлениям общества.

Конечно, одним из противоречий у данных социальных норм является различие их структур. Так, правовые нормы государства едины, и не позволяют рассматривать тот или иной поступок с разных сторон. А мораль, неоднородная по своему составу, может иметь различные формы и рассматривать под разным углом одно и то же действие. Исходя из различия моральных представлений в одном обществе может происходить разделение людей на группы, которые будут поддерживать противоположные варианты отношения к событиям, но при этом закон будет рассматривать этот же вопрос руководствуясь единым принципом.

Мораль сама по себе достаточно динамичная и легко изменяемая форма права, она меняется под влиянием развития общества и легко подстраивается под новые условия. А нормы права более консервативны, могут не успевать за развитием общества, что может вызывать достаточно жесткие противоречия.

Конечно, рассмотренные в статье различия между нормами права и морали являются только обобщенным видением данного вопроса. Если заглянуть в социальные нормы глубже и провести полноценный, развернутый и разносторонний анализ, то можно увидеть намного больше сходства и различия.

На основе морали и права формируются общественные нормы, которые упорядочивают и регулируют нашу жизнь. Они помогают получить ответ на вопрос «что такое хорошо, а что такое плохо». Именно мораль и право не дают совершить преступное действие и способствуют организации межличностных отношений.

Право представляет собой систему социальных норм, обязательных для исполнения каждым гражданином.

Мораль – это совокупность исторически сложившихся принципов и убеждений. Они являются основой формирования норм поведения

Способы формирования

Только государство имеет основание формировать правовые нормы. Соответственно, право выражает не столько волю народа, сколько волю государства. Хотя мнение простых людей находит все же в них отражения. Правовые нормы возникают исходя из народных традиций и обычаев.

В отличие от права, мораль формируется совершенно по-другому. Более того, нет ни какого органа, который занимался бы данной деятельностью. Мораль является следствием деятельности людей, возникает спонтанно и не требует утверждения каким-либо органом власти.

Методы обеспечения

Исходя из того, что право формируется государством, логично предположить, что именно им оно и регулируется. Существуют государственные институты, контролирующие выполнение правовых норм и наказывающие за нарушение их. Так как право не является советом или рекомендацией, то и выполнение его обязательно.

Что касается морали, то человек сам для себя решает, стоит ли следовать предлагаемым моральным нормам. Причем, за невыполнение их он не понесет уголовную или любую другую ответственность. Он может лишь быть подвергнут осуждению коллектива, что в некоторых случаях оказывается самым действенным наказанием.

Форма выражения

Правовые нормы утверждаются законодательными документами: законами и указами, собранные в зависимости от тематики и значимости в кодексы, уставы и т.д.

Законы морали формируются самим обществом и становятся «не писаными правилами». Однако некоторые органично вливаются в тексты законов и прописываются в правовых актах.

Ответственность за нарушения

Совершение противоправных действий обязательно влечет за собой наказание, размер и способ возложения которого строго регулируется государственными документами.

Нарушение моральных норм является преступлением против общества, своих коллег, семьи. Форма наказание за такой проступок выглядит как замечание или выговор, а в некоторых случаях увольнение с работы.

Требования, предъявляемые к человеку

Требования, предъявляемые человеку моральными нормами, гораздо жестче и безапелляционней правовых требований. Право рассматривает только крайние проявления аморальных поступков, в то время как мораль осуждает любое выражение лжи, клеветы, обмана.

Сферы деятельности

Право не охватывает все сферы человеческой деятельности, например, такие как дружба, взаимопомощь, любовь и т.д. Оно рассматривает только наиболее важные области общественной жизни (труд, собственность, власть, правосудие). Соответственно сфера деятельности морали гораздо шире. С точки зрения морали оцениваются практически все поступки человека.

Выводы сайт

  1. Право регулируется государством, тогда как мораль формируется в обществе.
  2. За нарушение правовых норм предполагается уголовная или административная ответственность. За аморальное поведение применим лишь «товарищеский суд».
  3. Моральные нормы сформированы в веках и являются неоспоримыми, но не прописанными, правилами поведения. Правовые нормы отражаются в законопроектах и указах.
  4. Право регулирует только те сферы деятельности, которые являются наиболее важными для общественной жизни.

Определение 1

Норма морали - это правило, регулирующее поведение людей, и основанное на сложившихся стандартных представлениях о добре и зле, чести и достоинстве, справедливости и верности, которое ориентирует людей в обществе на добрые поступки.

В таком случае нормами морали определяется не отдельный поступок человека, но вся его жизнь в целом, а именно цели, стоящие перед ним, его отношение к людям и к обществу.

Определение 2

Нормы права - это общеобязательные правила поведения, которые устанавливаются и обеспечиваются принудительной силой государства.

Нормы морали создаются и формируются в обществе неписанными правилами на протяжении человеческой истории. Нормы права создаются уполномоченными государственными органами и закрепляются в специальных источниках - законах

Неотъемлемая черта правовой нормы - это ее общеобязательный характер, то есть после публикации нормативно-правового акта нормы, содержащиеся в нем, становятся общеобязательными для участников тех общественных отношений, которые он регулирует.

Сходство морали и права

В нормах морали и права можно увидеть следующие общие черты:

  • данные нормы являются социальными, то есть так или иначе регулируют поведение людей в обществе;
  • они возникли на основе общественного опыта и отражают важные особенности человека и общества;
  • в идейной основе и норм права и морали находятся представления о справедливости, о борьбе со злом, а также признание необходимости учитывать конкретные интересы и потребности людей, например защищать их жизнь, имущество и т.п.

Различия между моралью и правом

Между данными нормами, регулирующими общественные отношения, также и множество различий, в частности:

  • нормы морали создаются самим обществом общество же стоит на страже их выполнения. А нормы права устанавливаются и обеспечиваются государственными органами, гарантией соблюдения норм права являются меры государственного принуждения;
  • нормы морали сформированы в устной форме, гораздо реже они имеют письменную форму, в то время как нормы права всегда фиксируются при помощи письменной формы;
  • нома права формулируется по специальным правилам: установление диспозиции, санкции, применение строгой юридической техники в то время как норма морали свободна в своем оформлении;
  • право не должно допускать различия в толковании, а мораль зачастую может иметь разные смыслы;
  • этические системы в обществе могут быть разными, в них могут содержаться различные моральные ценности, которые могут зависеть от групп населения, общего уровня образования и жизни, в то время как система права в государстве одна.

В нашем мире существуют понятия об общечеловеческих ценностях (сюда относятся жизнь, свобода, всеобщее равенство и др.). Данные ценности являются своего рода нравственными принципами. В то же время они закрепляются в нормах права как основные права человека. Также стоит учитывать, что в содержании нормативного акта может использоваться оценочное понятие нравственного плана, например, честь, достоинство или деловая репутация, цинизм и прочее. Таким образом нормы права и морали взаимно пронизывают друг друга, дополняя и улучшая систему управления в обществе.

Однако необходимо иметь в виду, что между нормами морали и права имеют место коллизии в случаях, когда, например, в обществе на смену старой приходит новая мораль, а нормы права не успевают на эти процессом. В таком случае, рекомендуется, ориентироваться при принятии решений на нормы морали.

Замечание 1

В итоге стоит отметить, что в общественном развитии прослеживается тенденция к гармонизации взаимоотношений между правом и моралью, их взаимное сосуществование.