Новый мрот. Минимальный размер оплаты труда (мрот). Все размеры мрот

Последние изменения в Минимальном размере оплаты труда, или МРОТ, приходятся на январь 2019 года. По сравнению с предыдущим годом данный размер вырос – теперь он равен 11 280 рублям. Текущий параметр соответствует прожиточному минимуму трудоспособного человека, который был утвержден на Общероссийском Законодательном форуме.

Что такое МРОТ?

МРОТ – это минимальный размер оплаты труда. Данный показатель является нижним порогом той месячной оплаты труда, которую каждый российский работодатель обязан выдать любому сотруднику своего предприятия за полный отработанный месяц.

Размер установлен официальным российским законодательством и является обязательным для всех работодателей. Вид предприятия и сфера деятельности в данном случае не имеют значения. В случае, если работодатель не исполняет свои законные обязанности и выплачивает своим сотрудникам заработную плату в размере, который ниже МРОТ, он должен нести административную ответственность.

На территории России до 2018 года показатели МРОТ существенно отличались от размера прожиточного минимума. Ситуация сильно изменилась после принятия Постановления о сравнении размера данных сумм. Повышение МРОТ должно было существенно облегчить жизнь многих категорий российских граждан, так как размер данного показателя играет существенную роль при определении общей суммы налогов, штрафных санкций и прочих сборов.

Основные задачи МРОТ :

  • Регулирование и контроль выплачиваемой заработной платы работодателем своим сотрудникам;
  • Установка точной суммы социальных выплат;
  • Точная оценка прав тех категорий граждан, для которых предусмотрено пенсионное обеспечение.

Во время определения страховых платежей предприниматели также опираются на размеры показателей МРОТ. Следовательно, повышение прожиточного минимума и уровня заработной платы также влечет за собой повышение налоговых отчислений.

Как рассчитывается?

В соответствии со статьей №133 Трудового кодекса Российской Федерации, минимальная заработная плата действительна по всей территории государства и устанавливается федеральным законом. Ее размер соответствует величине прожиточного минимума.

Заработная плата за труд включает в себя следующие составляющие , которые учитываются при ее расчете:

  • Вознаграждение за выполненную работу;
  • Компенсационные выплаты;
  • Стимулирующие выплаты, в число которых входят премии, доплаты и поощрения.

При расчета стоит учитывать, что МРОТ – это не размер оклада, а общая сумма вместе со стимулирующими выплатами. В таком случае исключение составляют коэффициенты для жителей северных регионов.

При разделении сумм первой и второй части минимальной оплаты труда работодателю следует учитывать НДФЛ в каждом из случаев. В итоге получается, что при двухразовой выдаче зарплаты за месяц, первая часть составляет 43,5% от общей ежемесячной суммы при обычных условиях.

Формула расчета минимальной заработной платы за период фактической работы сотрудника за данный рассматриваемый месяц:

(Оклад + Доплаты и надбавки + Премиальные выплаты) / Количество рабочих дней в месяце * Отработанные дни

При расчете минимальной суммы оплаты труда сотрудники бухгалтерии также учитывают удержания, которые высчитываются из финальной суммы, выданной работнику. Удержание НДФЛ равно 13% от дохода.

Также из минимальной заработной платы могут быть вычтены профсоюзные взносы и суммы по исполнительным листам. Премиальные устанавливаются после первой выплаты потенциального заработка. Они будут рассчитаны обычным порядком. В таком случае окончательный расчет за месяц станет разницей между вычисленной ежемесячной оплатой труда с учетом премиальных и авансом.

Когда ждать повышения?

Следующее возможное повышение минимальной заработной оплаты труда на территории Российской Федерации ожидается в январе 2020 года — 2,9%.

Предполагаемый процент надбавки в январе 2021 года равен 2%. Правительство планирует пересматривать сумму минимального оклада труда раз в год, а на ближайшие несколько лет график индексации МРОТ обещает оставаться стабильным.

МРОТ по регионам

Следствием общего государственного повышения МРОТ в январе 2019 года является существенный пересмотр региональных размеров данных показателей. В соответствии со спецификой экономики и социальным уровнем граждан, субъекты вправе устанавливать свои минимальные размеры МРОТ.

Виды регионов , в которых принят и действует Федеральный МРОТ:

  • Регионы, в которых законом не предусмотрено соглашения о заработной плате;
  • Регионы, в которых размеры минимальных показателей МРОТ отличаются от общего государственного уровня в значительной степени.

У руководителя любого предприятия в регионе есть право отказаться от применения МРОТ своей области. В данном случае на протяжении месяца с момента публикации соглашения в официальных CMИ руководитель компании отправляет свое мотивированное решение в орган власти, который отвечает за обустройство трудовой деятельности в рассматриваемом субъекте Российской Федерации.

После принятия соответствующего решения, минимальный уровень заработной плaты сотрудников данного предприятия будет определяться на федеральном уровне.

Таблица главных МРОТ по регионам:

Субъекты МРОТ, рубль Примечания
Республика Кабардино-Балкария 11 925
Республика Тыва 12 000 Для сотрудников коммерческих организаций
Волгоградская область 11 967,6 Для внебюджетников
Калининградская область 12 000 За исключением работников учреждений, финансируемых федеральной казной
Кемеровская область Не ниже 14 888 Для сотрудников коммерческих организаций и ИП
Ленинградская область 11 400
Московская область 14 200 Минимальная оплата труда для работников на всех видах предприятий
Новгородская область Не ниже 11 386 Для работников внебюджетной сферы
Омская область 11 463 Для всех, кроме бюджетников и работников сельского хозяйства
Псковская область 11 450 Для сотрудников коммерческих организаций, относящихся к основному персоналу
Ростовская область Не ниже 11 828 Для работников негосударственных организаций (для ИП и малого бизнеса - после 3-х лет деятельности)
Тульская область 13 520/ 11 440 Для сотрудников коммерческих организаций/бюджетников
Тюменская область 11 342 Минимальная оплата труда для всех видов предприятий
Ульяновская область 12 000 Для сотрудников основных производств негосударственного сектора
Москва Не ниже 18 781 Минимальная оплата труда для всех видов предприятий
Санкт-Петербург 17 000

Минимальная зарплата (МРОТ) с 1 июля 2016 года повышается на 21%. Но даже после этого она составит всего около 70% от прожиточного минимума. В Трудовом кодексе еще 15 лет назад было установлено, что она не может быть ниже этого показателя. Нынешний МРОТ, даже повышенный, это лишь $115, что в 10 раз ниже чем в США, и в 20 раз, чем в некоторых странах Европы.

Россия: федеральный МРОТ

С 1 июля 2016 года минимальный размер оплаты труда (МРОТ) повышается до 7500 рублей, или почти на 21%. Перед этим он был повышен 1 января на 4%, как и все социальные пособия. Повышение зарплат коснется около 1 млн человек, из которых 87% работают в бюджетных учреждениях. Именно региональные бюджеты, как оказалось, – самые жадные работодатели в стране.

С идеей повышения МРОТ выступил премьер Дмитрий Медведев 25 марта на форуме возглавляемой им «Единой России». Конечно, такие важные вопросы не должны решаться на слетах отдельных политических сил. Но как еще завоевать толику популярности для партии? Как выяснилось, у федерального бюджета почти нет работников, получающих МРОТ, и для него расходы на это мероприятие практически равны нулю. Чем, вероятно, и объясняется «невиданная щедрость» нашего правительства – расходов из федерального бюджета на это мероприятие не запланировано вообще.

7500 рублей в месяц – много это или мало? Логично привязать уровень МРОТ к прожиточному минимуму: нельзя платить меньше той суммы, на которую можно прожить. Такая норма и была введена в России еще в начале нулевых годов. В Трудовом кодексе РФ, ст. 133, установлено, что МРОТ не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека (ПМт). Но тогда МРОТ составлял только 7% от ПМт, и немедленное введение этой логичной нормы было затруднено. Поэтому ст. 421 ТК был установлен переходный период, предусматривающий, что порядок и сроки поэтапного повышения МРОТ устанавливаются федеральным законом.

Прошло 15 лет, но такого закона нет до сих пор. Не хочет правительство брать на себя какие-либо обязательства по этому показателю. Нет и стратегии повышения МРОТ. Он повышается, но крайне нерегулярно, с запаздыванием, рывками.

В 2015 году Минтруд все-таки решил взяться за разработку закона о повышении МРОТ и 26 мая опубликовал законопроект на сайте раскрытия информации. Планировалось, что с 1 января 2016 года МРОТ составит 7198 рублей. Далее поэтапно МРОТ будет подниматься на 10 п. п. к ПМ ежегодно: с 65% с 1 января 2017-го до 100% с 1 января 2020 года. Маленькая хитрость была и тут – ПМт учитывался за I квартал предыдущего года, а не последнее его значение, что должно систематически немного занижать размер МРОТ. Но этот закон правительство решило «забыть» и не стало даже вносить его в Госдуму, а внесло только повышение МРОТ до 6204 рублей/мес. с 1 января 2016-го. Потом о нем «забыли» и депутаты, которые внесли поправку о повышении МРОТ с 1 июля.

В январе 2009 года МРОТ достиг максимальной величины к ПМт – 78% и с тех пор падал, снизившись до 57% в начале прошлого года. Затем правительство перешло к стратегии сдерживания роста ПМ – чтобы не фиксировать слишком высокую бедность (часть населения страны, живущего ниже ПМ). И только благодаря этому МРОТ начал расти. Июльское повышение особенное, оно выведет МРОТ на уровень около 70% к ПМт.


Россия: региональные МРОТ

Регионы устанавливают на своей территории уровни ПМ и МРОТ, которые не могут быть ниже федеральных. Большинство регионов установило МРОТ именно на минимальной границе федерального закона. Более того, некоторые регионы держат уровень МРОТ даже ниже федерального уровня, задерживая принятие законов о его повышении после принятия таких федеральных законов.

Вторая стратегия – федеральный МРОТ для бюджетной сферы и повышенный для небюджетной. Ее приняли, например, новые субъекты Федерации – Крым и Севастополь. Бюджет позволяет себе платить людям меньше, а других работодателей заставляет платить больше. В чем логика? Демонстрация бедности?

Нет. Ответ – социальная инженерия. В регионе устанавливается МРОТ на федеральном уровне, а потом заключается трехстороннее региональное соглашение о немного повышенном МРОТ между работниками, работодателями и властями для внебюджетной сферы. Так устроена политика не только в бедных, но и во многих богатых нефтегазодобывающих регионах страны. «Переговорный» уровень МРОТ обычно недотягивает до ПМт. Так, в ЯНАО он составляет 76% от ПМт, в НАО – 61%.

Для чего применяется МРОТ?

Меньше, чем МРОТ, в нашей стране не имеет права платить ни один работодатель за полный рабочий день. Раньше к МРОТ были привязаны штрафы и многое другое, но по закону его можно использовать только для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования.

По факту МРОТ применяется также для целей налогообложения – индивидуальные предприниматели платят ежемесячно 26% от МРОТ в Пенсионный и 5,1% – в фонд медстрахования. Рост МРОТ компенсируется его учетом внутри налога на «упрощенку» (6% от доходов). Только для совсем маленьких оборотов такой компенсации будет недостаточно.

Третья стратегия предусматривает федеральный МРОТ для федеральных бюджетников и МРОТ, равный или больше ПМт, – для всех остальных. Удалось насчитать 12 таких регионов в стране, выполняющих требования ТК РФ. В том числе 2 региона – Липецкая и Волгоградская области – установили МРОТ с превышением над ПМт в 1,3 и 1,2 раза соответственно.

В Москве МРОТ составляет 17,3 тыс. рублей по трехстороннему соглашению. При ПМт 17,13 тыс. рублей (I квартал 2016 года) МРОТ в столице превышает ПМт на 1%. Максимальный в стране МРОТ – 19 009 рублей в Эвенкийском муниципальном районе Красноярского края. Это связано с чрезвычайно высоким прожиточным минимумом в регионе, к которому привязан региональный МРОТ.


Минимальная зарплата в мире

В мире размер минимальной зарплаты воспринимается прежде всего как способ борьбы с нищетой. Если человек работает, то зарплаты должно хватать на его проживание. Именно так трактует этот показатель Международная организация труда. Однако и она допускает влияние на него «экономического фактора» – требований экономического развития и состояния рынка труда. Это отражено в Конвенции 1970 года о минимальной зарплате, ратифицированной 53 странами (СССР и Россия не ратифицировали ее).

Экономическая теория относительно МРОТ вкратце такова: чрезмерно высокий уровень минимальной зарплаты может привести к росту безработицы (если МРОТ выше точки равновесия спроса и предложения труда). А вот чрезмерно низкий МРОТ или его отсутствие не приведет к снижению безработицы, т. к. он ниже точки баланса спроса-предложения на труд. В мире существует два основных механизма установления МРОТ. Первый – это национальный закон. Он применяется в 90% стран мира. Впервые такой закон был введен в Новой Зеландии в 1894 году, затем в Австралии и, наконец, в Соединенном Королевстве – столице Британского содружества – в 1909‑м. Английское изобретение.

Второй способ – в странах с хорошими профсоюзными традициями. Прежде всего это страны Северной Европы – Швеция, Норвегия, Финляндия, Дания, а также Австрия, Италия и некоторые другие. Тут нет национального закона о МРОТ, и последний устанавливается в соглашении профсоюзов и объединений работодателей.

Во многих странах эти два способа применяются комбинированно – например, описанный выше механизм определения МРОТ в России. Чаще всего минимальная зарплата устанавливается за час работы. Это исключает споры о неполном рабочем дне и т. п. Реже – как в России – как зарплата за месяц.

В развитых странах размер минимальной зарплаты очень велик. Лидером, по данным OECD, является Люксембург – $2,5 тыс./мес. ($13,2/час). Еще выше она в Швейцарии (которая не вошла в статистику OECD): $2,4–4,5 тыс./мес. для неквалифицированных рабочих и $3–5,7 тыс./мес. – для квалифицированных в зависимости от отрасли.

В США национальная минимальная зарплата составляет $7,25/час. Это около $1200–1300/мес. Сейчас ведется активная дискуссия о повышении национальной минимальной зарплаты до $10,1/час. При этом в отдельных штатах и городах минимальная зарплата может быть существенно больше. Лидерами являются Сиэттл и Лос-Анджелес с минимальной зарплатой выше $15/час.

Российский МРОТ после повышения с 1 июля составит всего $0,55/час. Даже если рассчитывать по паритету покупательной способности, то он немного превысит $1/час. С учетом минимальной безработицы в стране вполне можно повысить МРОТ существенно ближе к ПМт, что приведет к заметному сокращению бедности в стране (людей, живущих за чертой ПМ). Что этому мешает? Отношение властей в России к повышению МРОТ как к «выкинутым деньгам» (которые с куда большей пользой могут пойти на госзаказы «правильным» партнерам), а не как к способу борьбы с бедностью и стимулированию спроса в экономике.

С 1 октября МРОТ в Москве увеличится с 17 300 до 17 561 рублей. То есть московский МРОТ увеличился на 261 рубль. Это предусмотрено
МРОТ в Москве привязан к прожиточному минимуму. Если прожиточный минимум становится больше, то со следующего месяца повышается и МРОТ (п. 3.1.1, 3.1.2 постановления Правительства Москвы от 15.12. 2015 № 858-ПП). Прожиточный минимум во II квартале в Москве был равен 17 561 рубль – постановление Правительства Москвы от 06.09. 2016 № 551-ПП. В связи с этим с 1 октября 2016 года МРОТ составляет 17 561 рублей.

Имейте в виду, что новый МРОТ с 1 октября (17 561 рублей) уже должен включать в себя все виды премий и доплат сотрудникам, кроме доплат:

  • за работу с вредными и опасными условиями труда
  • за сверхурочную работу;
  • за работу в ночное время;
  • за работу в выходные или праздники;
  • за совмещение профессий.

Также важно, что с новым московским МРОТ с 1 октября 2016 года нужно сравнивайте сумму до вычета НДФЛ. То есть, если работник отработал полную норму рабочего времени за октябрь. Значит «на руки» он получит не меньше 15 278,07 руб. (17 561руб. – 17 561 руб. х 13%).

Применение нового МРОТ

В любом субъекте РФ (в том числе, в Москве) может устанавливаться свой размер МРОТ. Но он не может быть ниже МРОТ, утвержденного федеральным законом (ст. 133.1 Трудового кодекса РФ). С 1 июля 2016 года федеральный МРОТ составляет 7500 рублей (« »).

Если зарплата в Москве к начислению за октябрь, ноябрь и декабрь 2016 года окажется ниже МРОТ (17 561 рублей), то работнику надо доплатить. Причем с 1 октября 2016 года. Установить доплату можно двумя способами:

  • повысить оклад;
  • установить в локальном акте (например, отдельном приказе или Положении об оплате труда) доплату до МРОТ. То есть, прямо прописать, что работникам устанавливается доплата до регионального МРОТ. Тогда не потребуется пересматривать оклады и менять трудовые договоры.

Работник, зарплата которого в Москве окажется меньше нового МРОТ, может потребовать:

  • доплату за период действия нового МРОТ с 1 октября 2016 года;
  • компенсацию за задержку выплаты с 1 октября 2016 года (ст. 236 Трудового кодекса РФ).

Имейте в виду: МРОТ в Москве с 1 октября 2016 года не влияет на размеры пособий. Пособия рассчитываются их федерального, а не регионального МРОТ (См. « »).

Если зарплата меньше 17 561 рублей: ответственность

Если московская зарплата за октябрь, ноябрь и декабрь 2016 года окажется ниже МРОТ, то работодателя могут привлечь к административной и уголовной ответственности. На ИП или директора организации могут наложить штраф в размере от 1000 до 5000 руб., а на организацию – от 30 000 до 50 000 руб. (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ).

За повторное нарушение директора могут оштрафовать на сумму от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалифицировать на срок от одного года до трех лет. Штраф для ИП за повторное нарушение: от 10 000 до 20 000 руб., для компании – от 50 000 до 70 000 руб. (ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ).

Отказ от применения нового МРОТ

Отказаться от применения московского МРОТ вправе любой работодатель. Для этого нужно составить и отправить в местное отделение Комитета по труду и занятости мотивированный отказ. Срок - 30 календарных дней с момента опубликования трехстороннего соглашения о региональном МРОТ (ст. 133.1 ТК РФ).

При отказ должен быть мотивированным, то есть потребуется указать причины, по которым ваша организация не хочет платить своим работникам региональную «минималку». В качестве таких причин можно указать, допустим, «кризис», «мало заказов», «риск массового увольнения сотрудников». В Москве отправить отказ нужно в трехстороннюю комиссию по адресу: 121205, Москва, ул. Новый Арбат, д. 36/9.

Работодатель, который вовремя откажется МРОТ в Москве, вправе придерживаться федерального МРОТ. Сейчас он составляет 7500 рублей.

Однако обратите внимание, что пункт 8 статьи 133.1 ТК РФ обязывает работодателя приложить к отказу комплект документов, среди которых – предложения по срокам повышения минимальной заработной платы работников до размера, предусмотренного соглашением. То есть даже вовремя направленный отказ ещё не означает, что платить новый МРОТ, установленный с 1 октября 2016 года, вообще не придется. Просто работодателю дано право отсрочить его введение.

Также статья 133.1 ТК РФ дает право московским властям пригласить представителей работодателя, отказавшегося от принятия нового МРОТ с 1 октября 2016 года, для проведения консультаций. То есть, отказ от московского МРОТ грозит столкновением с административным ресурсом.

Минимальная зарплата - это минимальный размер оплаты труда (МРОТ), который утверждается Правительством РФ ежегодно на основании Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда". МРОТ рассчитывается за полностью отработанную месячную норму рабочего времени, при полном выполнении работником трудовых норм (трудовых обязанностей). Согласно ст. 91 ТК РФ нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.

Ежегодно в закон о минимальной заработной плате , закон: "О минимальном размере оплаты труда" вносятся поправки, которые утверждает Государственная Дума и Совет Федерации, после чего, документ подписывает Президент Российской федерации. Как правило, изменение в законе о минимальной зарплате происходит один раз в году, однако в 2016 году данный показатель изменили дважды: С 1 января 2016 года МРОТ составил 6 тысяч 204 рубля С 1 июля 2016 года МРОТ составил 7 тысяч 500 рублей.

Динамика изменения минимальной зарплаты с 2000-2017 г. в России.

Срок, с которого был введен минимальный размер оплаты труда.

Минимальный размер оплаты труда 2000 - 2017 г.
в российских рублях

c 1 января 2017 7800
c 1 июля 2016 7500
c 1 января 2016 6204

с января 2005

Минимальная зарплата в 2017 году.

Минимальная зарплата в 2017 году в России - с 1 июля 2017 года будет увеличена с 7500 до 7800 рублей. С 1 января 2017 года федеральный МРОТ по-прежнему составляет 7500 рублей (Закон № 82-ФЗ в ред. Федерального закона от 02.06.2016 № 164-ФЗ). Повышение минимальной зарплаты будет выполнено с 1 июля 2017 года - до 7800 рублей (Федеральный закон от 19.12.2016 № 460-ФЗ). С 1 июля 2017 года минимальный размер оплаты труда будет повышен на прогнозный уровень инфляции - 4%. Повышение будет косаться 0,89 млн работников, 72% которых заняты в государственных муниципальных учреждениях.

Минимальная зарплата в 2017 году в регионах России.

Регион Российской федерации

Республика Адыгея

Республика Алтай

Республика Башкортостан

Республика Бурятия

Республика Дагестан

Республика Ингушетия

Кабардино-Балкарская Республика

Республика Калмыкия

Карачаево-Черкесская Республика

Республика Карелия

Северная часть Республики Карелия

Республика Коми

Республика Крым

Республика Марий Эл

Республика Мордовия

Чеченская республика

Республика Саха (Якутия)

Республика Северная Осетия - Алания

Республика Татарстан

Республика Тыва

Удмуртская Республика

Республика Хакасия

Чувашская Республика

Алтайский край

Забайкальский край

Камчатский край

Краснодарский край

Красноярский край

Красноярский край - Хатанга

Пермский край

Приморский край

Хабаровский край

Ставропольский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Белгородская область

Брянская область

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Ивановская область

Иркутская область

Калининградская область

Калужская область

Кемеровская область

Кировская область

Костромская область

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Московская область

Мурманская область

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Смоленская область

Тамбовская область

Тверская область

Томская область

Томская область - Крайний север

Тульская область

Тюменская область

Ульяновская область

Челябинская область

Ярославская область

Еврейская автономная область

Ненецкий автономный округ

Ханты-Мансийский автономный округ

Чукотский автономный округ

Ямало-Ненецкий автономный округ

Санкт-Петербург

Севастополь

Минимальный размер оплаты труда, кратко именуемый МРОТ, используется в первую очередь в зарплатных правоотношениях. Законом от 2 июня 2016 г. N 164-ФЗ МРОТ увеличен до 7500 руб. Причем под это новое значение работодателям надлежит подстроиться уже к 1 июля 2016 г.

Частью 1 ст. 133 Трудового кодекса (далее - ТК) определено, что минимальный размер оплаты труда (далее - МРОТ) устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. При этом в соответствии со ст. 421 ТК порядок и сроки поэтапного повышения МРОТ до прожиточного минимума устанавливаются федеральным законом. Однако соответствующий закон по сей день еще не принят.

Надо сказать, что вопрос о доведении МРОТ до прожиточного минимума обсуждался достаточно давно. Регулярно проводятся тематические совещания в Минтруде, в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, заседания круглого стола и т.п. Тем не менее "движение" в этом направлении идет достаточно медленно. И на то есть причины.

Так, с начала 2016 г. минимальный размер оплаты труда Законом от 14 декабря 2015 г. N 376-ФЗ был установлен в размере 6204 руб. Стоит напомнить, что в 2015 г. этот показатель был равен 5965 руб. (Закон от 1 декабря 2014 г. N 408-ФЗ). То есть значение МРОТ было проиндексировано даже ниже официального уровня инфляции (6,4 процента, ст. 1 Закона от 14 декабря 2015 г. N 359-ФЗ) - всего-то на четыре с небольшим процента. При этом соотношение данного "зарплатного" минимума с прогнозируемой величиной прожиточного минимума трудоспособного населения составляет чуть более чем 50 процентов.

Такая осторожность объясняется просто. Законотворцы в свете сложной экономической обстановки в стране искали своего рода баланс - нужно было создать условия, которые бы не "портили" ситуацию в экономике и на рынке труда, а заодно сохранилась бы предпринимательская активность в реальном секторе экономики. Ведь одним махом увеличив нагрузку на фонд оплаты труда, можно остаться у разбитого корыта - компании могут просто свернуть свой бизнес, а это обернется ростом безработицы и потерями для бюджета - налоговые платежи резко сократятся.

Однако, видимо, парламентарии решили, что ситуация в экономике начинает налаживаться. Законом от 2 июня 2016 г. N 164-ФЗ размер МРОТ с 1 июля 2016 г. увеличен до 7500 руб. Таким образом, МРОТ увеличивается еще на 20,9 процента. Соответственно, работодателям посреди лета 2016 г. необходимо проверить, соответствует ли выплачиваемая ими своим работникам данному минимуму. Однако обо всем по порядку.

Такие разные МРОТы

Начнем с того, что согласно ст. 133 ТК месячная , полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. В то же время ст. 133.1 ТК предусмотрено, что в субъекте РФ региональным соглашением может быть также установлен размер минимальной заработной платы для работников региона, за исключением сотрудников организаций, финансируемых из федерального бюджета. В любом случае региональный МРОТ никак не может быть ниже федерального минимума. И если в регионе установлен свой МРОТ, зарплата за полностью отработанный месяц не может быть ниже этого регионального МРОТ. Исключением является только один единственный случай - работодатель отказался присоединиться к соглашению по региональному МРОТ (ч. 3 ст. 133 и ч. 9 ст. 133.1 ТК).

Итак, в свете новых обстоятельств работодателям до 1 июля 2016 г. необходимо сверить зарплаты своих сотрудников с новым МРОТ. Причем если региональный МРОТ ниже нового федерального размера "зарплатного" минимума, то ориентироваться нужно именно на него. Ведь в силу положений ст. 133.1 ТК, как уже было сказано, региональный МРОТ не может быть ниже федерального.

"Предмет" индексации

В первую очередь необходимо выяснить, в каких случаях возникает необходимость "доиндексировать" зарплату сотрудников до МРОТ. Здесь есть определенные нюансы. Дело в том, что между окладом, установленным сотруднику, и его зарплатой может быть большая разница. Дело в том, что согласно ст. 129 ТК в состав зарплаты включаются:

Как видим, само по себе то обстоятельство, что оклад работника за полностью отработанный месяц может быть и ниже МРОТ - "недостаток" вполне можно восполнить за счет премий или компенсаций. Данный вывод находит подтверждение в Определениях Верховного Суда (см. Определения от 30 августа 2013 г. N 93-КГПР13-2, от 17 мая 2013 г. N 73-КГ13-1, от 8 апреля 2011 г. N 3-В11-4). "Высшие" судьи констатируют, что трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, без включения районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы, будет не менее установленного федеральным законом МРОТ.

Обратите внимание! Выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями (районный коэффициент и процентная надбавка) не включаются в минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом. Не нужно сравнивать с МРОТ и доплату, например, за сверхурочные. Ведь в этом случае эта доплата производится за работу сверх месячной трудовой нормы.

Об ответственности

Разумеется, любое требование законодательства исполняется куда более "охотно" за счет введения ответственности за его нарушение. Поэтому имеет смысл вспомнить, какие санкции предусмотрены за нарушение норм трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Таковая предусмотрена ч. 1 ст. 5.27 КоАП. Итак, за подобного рода нарушения должностные лица организации, равно как и работодатели - ИП, могут быть оштрафованы на сумму от 1000 до 5000 руб. Санкции для юрлиц-нарушителей еще более существенные - от 30 000 до 50 000 руб.

Также необходимо отметить, что ч. 4 ст. 5.27 КоАП предусмотрена ответственность за повторное нарушение аналогичного правонарушения. В этом случае с должностных лиц и ИП взыскивается штраф в размере от 10 000 руб. до 20 000 руб., а с юрлиц - от 50 000 руб. до 70 000 руб. В качестве альтернативы штрафу данной нормой для должностных лиц предусмотрено наказание в виде дисквалификации на срок от одного года до трех лет.

Дотягиваем до минимума

В связи с тем что Законом N 164-ФЗ минимальный размер оплаты труда на федеральном уровне увеличен до 7500 руб., вновь становится актуальным вопрос, как "подстроиться" под новый МРОТ.

Если исходить из состава зарплаты, который определен ст. 129 ТК, то вариантов может быть три:

1) повысить оклад работникам, "дотянув" его до нового МРОТ .

С этой целью придется утвердить новую "штатку", издать приказ о повышении окладов и заключить с сотрудниками, которых это повышение коснулось, допсоглашение к трудовому договору;

2) увеличить размер премиальных .

Надо сказать, что это вариант, мягко говоря, не очень подходит к нашему случаю. Ведь премии выплачиваются за достижение определенных производственных результатов. Повышение МРОТ на федеральном или региональном уровне явно к таковым не относится. Плюс ко всему, если, к примеру, сотрудник не справился со своими служебными обязанностями, не выполнил план, регулярно опаздывал и т.п., то премии его, как правило, лишают. А стало быть, придется вернуться к тому, с чего, собственно, начали - как довести его зарплату до "зарплатного" минимума.

Пример. Оклад Иванова И.И. составляет 6000 руб. Также трудовым договором предусмотрена выплата ему ежемесячной премии за достижение определенных результатов в размере 50 процентов от оклада.
Предположим, что Иванов И.И. полностью отработал июль 2016 г. и выполнил план. Поэтому он получил как оклад, так и премию, что в совокупности составило 9000 руб. То есть зарплата Иванова за июль 2016 г. превышает федеральный МРОТ, установленный с 1 июля 2016 г. в размере 7500 руб.
Допустим, что в августе Иванов И.И. не выполнил план и лишился премии. В этом случае он получит за полностью отработанный месяц "голый" оклад - 6000 руб., что меньше МРОТ. Соответственно, при отсутствии доплаты компания может быть привлечена к ответственности за нарушение норм трудового законодательства;

3) увеличить сумму компенсационных выплат .

На самом деле проще всего в положении об оплате труда закрепить, что в случае, если зарплата работника за полностью отработанный месяц окажется меньше федерального МРОТ или регионального, если таковой выше федерального, то сотруднику производится доплата до указанного минимума. Этот вариант хорош тем, что доплата тогда производится автоматически, без лишней бумажной "бюрократии" (не нужно вносить изменения в трудовые договоры (заключать допсоглашения к трудовым договорам) и издавать приказы).

Также необходимо помнить, что ст. 236 ТК предусмотрена материальная ответственность работодателя за задержку выплаты зарплаты и других выплат, причитающихся работнику. Представляется, что данная норма в полной мере относится к случаям, когда сотруднику несвоевременно произведена доплата к его зарплате, с тем чтобы ее размер соответствовал МРОТ.