Закон о войсках национальной гвардии рф. Федеральный закон о войсках национальной гвардии рф Статьи 18 23 закон о национальной гвардии

Правовую основу деятельности организации составляют Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти – статья 3 закон. Статьи 5-7 устанавливают общий состав войск национальной гвардии, их руководство и управление, а также правила дислокации войск национальной гвардии.

An error occurred.

Глава 4 устанавливает правила формирования личного состава войск национальной гвардии и подготовки кадров. Статья 24 фиксирует, что комплектования войск осуществляется:

  • военнослужащими – путем призыва граждан на военную службу и путем добровольного поступления;
  • сотрудниками – путем добровольного поступления на службу;
  • федеральными государственными гражданскими служащими;
  • работниками.

В соответствии со статьей 25 закона, подготовка кадров для войск осуществляется путем обучения:

  1. по образовательным программам основного и среднего общего образования, средне профессионального, высшего и дополнительного профессионального образования, профессионального обучения;
  2. профессионально-должностной, командирской и боевой подготовки военнослужащих;
  3. профессиональной служебной и физической подготовки сотрудников.

Закон о войсках национальной гвардии рф

Обеспечение полетов воздушных судов войск национальной гвардии

  • Глава 3. Применение военнослужащими (сотрудниками) войск национальной гвардии физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники
  • Статья 18. Право на применение физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники и порядок их применения
  • Статья 19.

    Применение физической силы

  • Статья 20. Применение специальных средств
  • Статья 21. Применение оружия
  • Статья 22. Применение боевой и специальной техники
  • Статья 23. Гарантии личной безопасности военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии и членов их семей
  • Глава 4.
    Личный состав войск национальной гвардии
  • Статья 24. Военная служба, служба в войсках национальной гвардии.

Фз 226 «о войсках национальной гвардии рф»

Оцепление (блокирование) участков местности (акваторий), жилых и иных помещений, строений и других объектов

  • Статья 14. Формирование и ведение банков данных о гражданах
  • Статья 15. Полномочия войск национальной гвардии по обеспечению режимов чрезвычайного положения, военного положения, правового режима контртеррористической операции, а также полномочия, связанные с участием в контртеррористической операции
  • Статья 16.
    Обязанности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований и их должностных лиц, железнодорожных перевозчиков, перевозчиков на внутреннем водном транспорте и воздушном транспорте по содействию войскам национальной гвардии в выполнении возложенных на них задач
  • Статья 17.

«о войсках национальной гвардии российской федерации» № «226-фз» от 03.07.2016

ОдобренСоветом Федерации28 февраля 2018 года Статья 1 Внести в Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст.4159; 2017, N 50, ст.7562) следующие изменения: 1) часть 1 статьи 2 дополнить пунктом 9 следующего содержания: «9) обеспечение по решению Президента Российской Федерации безопасности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) и иных лиц.»; 2) часть 1 статьи 9 дополнить пунктом 21_1 следующего содержания: «21_1) обеспечивать в порядке, утверждаемом Президентом Российской Федерации, безопасность высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) и иных лиц.

Федеральный закон о войсках национальной гвардии рф

Комплектование войск национальной гвардии личным составом

  • Статья 25. Подготовка кадров для войск национальной гвардии
  • Глава 5. Гарантии правовой и социальной защиты военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии
  • Статья 26.

Порядок выполнения военнослужащими (сотрудниками) войск национальной гвардии возложенных на них задач
  • Статья 27. Предоставление отдельным категориям военнослужащих войск национальной гвардии жилых помещений
  • Статья 28. Медицинское обеспечение военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии, граждан, уволенных с военной службы (службы), и членов их семей
  • Статья 29.
    Право военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии на бесплатный проезд
  • Глава 6. Финансовое и материально-техническое обеспечение войск национальной гвардии
  • Статья 30.
  • Глава 5 Закона о национальной гвардии устанавливает гарантии правовой и социальной защиты военнослужащих. Статья 27 гарантирует предоставление отдельным категориям военнослужащих войск национальной гвардии жилых помещений, медицинское обеспечение военнослужащих, в том числе, уволенных с военной службы и членов их семей осуществляется в соответствии с нормами статьи 28 закона. Важно! Военнослужащие (сотрудники) войск национальной гвардии, участвующие в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности в служебных целях, обеспечиваются проездными документами на все виды транспорта общего пользования (кроме такси) городского, пригородного и местного сообщения (статья 29 Закона о войсках национальной гвардии).

    Финансовое и материально-техническое обеспечение войск национальной гвардии регламентируют статьи 30-32 главы 6 Закона.
    Регулирование порядка применения оружия осуществляет статья 21 закона о национальной гвардии:

    • для защиты граждан и должностных лиц государственных органов;
    • для пресечения попытки завладеть оружием и собственными объектами национальной гвардии;
    • для освобождения заложников и пресечения террористических либо иных преступных посягательств;
    • для задержания лиц, застигнутых при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, пытающихся скрыться либо оказывающих вооруженное сопротивление;
    • для производства предупредительного выстрела, а также для подачи сигнала тревоги;
    • для пресечения попыток лиц незаконно проникнуть на территории или покинуть территорию, охраняемую войсками национальной гвардии;
    • для обезвреживания животного, угрожающего жизни или здоровью граждан, и другое.

    Так, статья 2 закона устанавливает задачи войск национальной гвардии, это:

    1. участие в охране и обеспечении общественного порядка;
    2. охрана важных государственных объектов, сооружений на коммуникациях и специальных грузов;
    3. участие в борьбе с терроризмом и экстремизмом, в обеспечении режимов чрезвычайного положения и правового режима контртеррористической ситуации;
    4. участие в территориальной обороне РФ и оказание содействия пограничным органам Федеральной службы безопасности в охране госграниц;
    5. государственный контроль за соблюдением законодательства РФ в области оборота оружия, частной охраны и частной детективной деятельности, а также за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса;
    6. охрана особо важных и режимных объектов, объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии.

    Защита граждан от внутренних и внешних угроз - одна из первоочередных задач любого государства. На территории РФ она выполняется войсками национальной гвардии, наряду с другими воинскими формированиями. Правовую базу данного вопроса составляет федеральный закон №226.

    Настоящим ФЗ 226 «О войсках национальной гвардии», описываются, в первую очередь, права и обязанности военнослужащих, состав Росгвардии, и органы, осуществляющие надзор за ее деятельностью.

    В общих положениях ФЗ 226, представлена информация о задачах национальной гвардии, и правовой основе их деятельности. Также, настоящим федеральным законом описывается принцип управления войсками Росгвардии, и порядок передислокации воинских частей.

    Остальные главы закона определяют спектр полномочий, прав и обязанностей национальной гвардии. В них же указываются обязанности официальных органов при содействии ей и право на применение военнослужащими силовых методов. Наконец, в законе имеются статьи, которые дают гарантии безопасности сотрудников Росгвардии и их семей, в отношении вопросов социальной, правовой и физической защиты. (Читайте о социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел РФ в ).

    Закон был принят Государственной Думой 22 июня 2016 года, а вступил в силу 3 июля. С того момента, изменений в ФЗ 226 не вносилось.

    Текст закона 226

    В ФЗ 226 входит 8 глав и 35 статей. Часть из них вступают в силу 1 января 2018 года. Это касается пунктов 12, 17 и 19 части 1 статьи 9 настоящего закона. В них описываются полномочия Росгвардии, по вопросам хранения, изъятия и уничтожения нелегально приобретенных или завезенных взрывчатых веществ и огнестрельного оружия, а также порядок выдачи последнего физическим и юридическим лицам, на основаниях, описанных нормативными актами законодательства РФ, включая ФЗ 226. с текстом настоящего Федерального Закона можно по этой ссылке.

    Последние изменения закона «О национальной гвардии»

    Основные изменения, внесенные ФЗ 226 «О войсках национальной гвардии РФ», заключаются в том, что данное военное формирование было преобразовано из внутренних войск МВД России. Его задача - обеспечение государственной и общественной безопасности РФ, в соответствии с настоящим федеральным законом.

    Несмотря на отсутствие изменений в настоящем ФЗ, необходимо рассмотреть ключевые статьи, содержащие наиболее ценную информацию.

    Статья ФЗ 226, которая описывает суть и задачи войск национальной гвардии Российской Федерации, заключающиеся в установлении и поддержании безопасности государства и его граждан, и защиты прав последних.

    В данной статье ФЗ 226 предоставляется список задач Росгвардии. Среди них стоит отметить следующие:

    • поддержание общественного порядка;
    • борьба с террористическими и экстремистскими группировками; (так же в РФ есть целый )
    • территориальная оборона РФ (последняя редакция закона об обороне в РФ ) ;
    • надзор за оборотом оружейной продукции;
    • иные задачи, которые может возлагать Президент Российской Федерации, в соответствии с Конституцией и федеральными законами.

    Эта статья ФЗ 226 описывает общие полномочия войск нац. гвардии, включая пресечение правонарушений, и проверку документов у личностей, подозреваемых в совершении преступления, с возможным последующим задержанием. Несколько пунктов статьи закона, описанных выше, вступают в силу с 1 января 2018 года.

    Ст. 18

    Важная статья настоящего федерального закона, которая описывает, когда военнослужащие войск Росгвардии имеют право применять физическую силу или оружие. При этом сотрудники обязаны, в соответствии с ФЗ 226, стремиться к минимизации ущерба, если это не повлечет за собой жертв среди мирного населения или сослуживцев.

    Ст. 19

    Эта статья ФЗ 226 подробно раскрывает один из пунктов предыдущего пункта - применение военнослужащими Росгвардии физической силы. В законе обращается внимание - прибегать к силовым способам можно, если несиловые не дают возможности выполнить возложенную задачу.

    Ст. 21

    Данный пункт ФЗ 226 описывает, в каких случаях сотрудники национальной гвардии получают право применять оружие: при защите граждан, сослуживцев, для пресечения террористических актов или при задержании преступных элементов.

    Ст. 23

    Эта статья ФЗ 226 обращает внимание на то, как обеспечивается безопасность военнослужащих войск нац. гвардии, и их родственников и семей. Это включает право на ношение и применение оружия, а также конфиденциальность по вопросам дислокации воинских частей Росгвардии.

    Статья 21. Применение оружия

    1. Военнослужащий (сотрудник) войск национальной гвардии имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять оружие в следующих случаях:

    1) для защиты граждан, военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии, должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления;

    2) для пресечения попытки завладеть оружием, боевой, специальной и иной техникой, собственными объектами войск национальной гвардии;

    3) для освобождения заложников, пресечения террористических и иных преступных посягательств;

    4) для задержания лиц, застигнутых при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающихся скрыться либо оказывающих вооруженное сопротивление;

    5) для производства предупредительного выстрела, а также для подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении;

    6) для пресечения попыток лиц незаконно проникнуть на территории (акватории) (покинуть территории (акватории) охраняемых войсками национальной гвардии объектов, а также постов и других мест несения войсками национальной гвардии боевой службы, если невозможно пресечь эти попытки иным способом;

    7) для остановки транспортного средства, плавучего средства (судна) путем его повреждения, если водитель (капитан) отказывается остановиться, несмотря на законные требования сотрудников полиции или военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии;

    8) для обезвреживания животного, угрожающего жизни или здоровью граждан или военнослужащего (сотрудника) войск национальной гвардии;

    9) для разрушения запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные принадлежащие физическим лицам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности по основаниям, предусмотренным статьей 12 настоящего Федерального закона.

    2. Военнослужащий (сотрудник) войск национальной гвардии имеет право применять оружие во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение боевой и специальной техники.

    3. Военнослужащий (сотрудник) войск национальной гвардии имеет право применять оружие без предупреждения при отражении нападения с использованием оружия, боевой и специальной техники, транспортных средств, летательных аппаратов, морских или речных судов.

    4. Запрещается применять оружие в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних лиц, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения группового или иного нападения, угрожающего жизни или здоровью граждан или военнослужащего (сотрудника) войск национальной гвардии.

    5. Военнослужащий (сотрудник) войск национальной гвардии не имеет права применять оружие при значительном скоплении людей, если в результате его применения могут пострадать случайные лица, за исключением случаев применения оружия в целях предотвращения (пресечения) террористического акта, освобождения заложников, отражения группового или вооруженного нападения на важные государственные объекты, специальные грузы, сооружения на коммуникациях, охраняемые войсками национальной гвардии, и на собственные объекты войск национальной гвардии.

    6. Вооруженным сопротивлением или вооруженным нападением признается сопротивление или нападение, совершаемые с использованием оружия любого вида, либо предметов, конструктивно схожих с оружием или внешне не отличимых от него, либо предметов, веществ и механизмов, при помощи которых могут быть причинены тяжкий вред здоровью или смерть.

    Что собой представляет такая государственная организация, как войска национальной гвардии РФ, и какие задачи перед ней поставлены? Какие вопросы регулирует закон о национальной гвардии, в чем его особенность? На эти и другие вопросы Вы найдете ответы в данной статье, которая посвящена указанному законодательному документу.

    Войска национальной гвардии России - это государственная военная организация, созданная на базе ВВ МВД России и предназначенная для обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина. Данная структура относится к государственным военизированным учреждениям, имеющим право приобретать боевое ручное стрелковое и иное оружие.

    Скачать Федеральный закон о войсках национальной гвардии Российской Федерации

    Деятельность военной организации регламентируется Федеральным законом № 226-ФЗ от 3 июля 2016 г. «О войсках национальной гвардии Российской Федерации».

    Структура закона о национальной гвардии

    Текст закона о национальной гвардии РФ заключается в 8 главах, в которых содержится 35 статей. Рассмотрим нормы закона боле подробно.

    Глава 1 законодательного документа содержит в себе общие положения, включая основные понятия, используемые в данной сфере, правовые основания деятельности войск гвардии и основные задачи и принципы. Так, статья 2 закона устанавливает задачи войск национальной гвардии. Это:

    1. участие в охране и обеспечении общественного порядка;
    2. охрана важных государственных объектов, сооружений на коммуникациях и специальных грузов;
    3. участие в борьбе с терроризмом и экстремизмом, в обеспечении режимов чрезвычайного положения и правового режима контртеррористической операции;
    4. участие в территориальной обороне РФ и оказание содействия пограничным органам Федеральной службы безопасности в охране госграниц;
    5. государственный контроль за соблюдением законодательства РФ в области оборота оружия, частной охраны и частной детективной деятельности, а также за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса;
    6. охрана особо важных и режимных объектов, объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии.

    Правовую основу деятельности организации составляют Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти - статья 3 закон.

    Статьи 5-7 устанавливают общий состав войск национальной гвардии, их руководство и управление, а также правила дислокации войск национальной гвардии.

    Глава 2 Закона устанавливает полномочия войск национальной гвардии, которые подразделяются, в соответствии с выполнением возложенных задач, на:

    Общие полномочия:

    • требовать от граждан и должностных лиц соблюдения общественного порядка, а также прекращения противоправных действий;
    • пресекать преступления и административные правонарушения;
    • проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления;
    • осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, принимать необходимые меры по охране места происшествия до прибытия представителей органов следствия или дознания;
    • доставлять граждан в служебное помещение органа внутренних дел (полиции) в целях решения вопроса о задержании гражданина, производить досмотр транспортных средств, плавучих средств (судов), нарушивших правила, установленные на охраняемых войсками национальной гвардии объектах;
    • беспрепятственно входить в любое время суток на территории и в помещения охраняемых войсками национальной гвардии объектов;
    • выдавать гражданам и организациям при наличии оснований, предусмотренных федеральным законом, лицензии на приобретение гражданского и служебного оружия;
    • контролировать оборот гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов, находящихся во временном пользовании у граждан и организаций;
    • выдавать в соответствии с законодательством Российской Федерации во временное пользование физическим и юридическим лицам отдельные виды, типы и модели оружия и патронов к нему, предусмотренные нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;
    • исполнять решения суда (судьи) о возмездном изъятии или конфискации оружия и боеприпасов;
    • пресекать массовые беспорядки в населенных пунктах, а при необходимости и в исправительных учреждениях и другое.

    Специальные полномочия:

    • задержание лиц, находящихся в розыске, подозреваемых в совершении преступления, совершивших побег из-под стражи или в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу; лиц, уклоняющихся от исполнения административного наказания в виде административного ареста или в отношении которых ведется дело об административных правонарушениях к подведомственности войск национальной гвардии; лиц, допустивших нарушение правил комендантского часа либо незаконно проникших либо пытавшихся проникнуть на территории охраняемых войсками национальной гвардии объектов;
    • вскрытие транспортного средства - для спасения жизни граждан или обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях, для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления либо для пресечении преступления, для проверки сообщения об угрозе террористического акта или установления обстоятельств несчастного случая и другое;
    • вхождение в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории для защиты граждан и их имущества, обеспечения общественной безопасности, для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления или пресечения преступления, для осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом и экстремизмом;
    • оцепление участков местности, жилых и иных помещений, строений и других объектов - при ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера и других чрезвычайных ситуаций, при проведении мероприятий по пресечению массовых беспорядков или карантинных мероприятий во время эпидемий, при розыске лиц, совершивших побег из-под стражи, либо при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступления и другое;
    • формирование и ведение банков данных о гражданах - в базу данных вносится информация о лицах, получивших удостоверение частного охранника либо владеющих оружием, а также о лицах, получивших лицензию на осуществление частной детективной деятельности;
    • полномочия по обеспечению режимов чрезвычайного положения, военного положения и правового режима контртеррористической операции;
    • другие полномочия, предусмотренные настоящим законом, а также федеральными конституционными законами и иными нормативными актами.

    Глава 3 Закона о войсках национальной гвардии регламентирует порядок применения военнослужащими физической силы, а также средств, оружия и боевой техники. Так, право на применение физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники и порядок их применения установлено статьей 18 Закона. В соответствии со статьей 19 законодательного документа, военнослужащий имеет право применять физическую силу, в том числе боевые приемы для:

    1. пресечения преступления или правонарушения административного характера;
    2. задержания и доставления в полицию лиц, подозреваемых в совершении преступления;
    3. преодоления противодействия законным требованиям сотрудников войск национальной гвардии.

    Регулирование порядка применения оружия осуществляет статья 21 закона о национальной гвардии:

    • для защиты граждан и должностных лиц государственных органов;
    • для пресечения попытки завладеть оружием и собственными объектами национальной гвардии;
    • для освобождения заложников и пресечения террористических либо иных преступных посягательств;
    • для задержания лиц, застигнутых при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, пытающихся скрыться либо оказывающих вооруженное сопротивление;
    • для производства предупредительного выстрела, а также для подачи сигнала тревоги;
    • для пресечения попыток лиц незаконно проникнуть на территории или покинуть территорию, охраняемую войсками национальной гвардии;
    • для обезвреживания животного, угрожающего жизни или здоровью граждан, и другое.

    Глава 4 устанавливает правила формирования личного состава войск национальной гвардии и подготовки кадров. Статья 24 фиксирует, что комплектования войск осуществляется:

    • военнослужащими - путем призыва граждан на военную службу и путем добровольного поступления;
    • сотрудниками - путем добровольного поступления на службу;
    • федеральными государственными гражданскими служащими;
    • работниками.

    В соответствии со статьей 25 закона подготовка кадров для войск осуществляется путем обучения:

    1. по образовательным программам основного и среднего общего образования, средне профессионального, высшего и дополнительного профессионального образования, профессионального обучения;
    2. профессионально-должностной, командирской и боевой подготовки военнослужащих;
    3. профессиональной служебной и физической подготовки сотрудников.

    Глава 5 Закона о национальной гвардии устанавливает гарантии правовой и социальной защиты военнослужащих. Статья 27 гарантирует предоставление отдельным категориям военнослужащих войск национальной гвардии жилых помещений, медицинское обеспечение военнослужащих, в том числе, уволенных с военной службы и членов их семей осуществляется в соответствии с нормами статьи 28 закона.

    Важно! Военнослужащие (сотрудники) войск национальной гвардии, участвующие в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности в служебных целях, обеспечиваются проездными документами на все виды транспорта общего пользования (кроме такси) городского, пригородного и местного сообщения (статья 29 Закона о войсках национальной гвардии).

    Финансовое и материально-техническое обеспечение войск национальной гвардии регламентируют статьи 30-32 главы 6 Закона. Так, статьей 30 установлено, что финансовое обеспечение организации является расходным обязательством страны, при этом, средства, получаемые войсками за оказание возмездных услуг по договору охраны имущества и объектов граждан и юридических лиц, являются доходами федерального бюджета. Тарифы на оказанияеуслуг войсками национальной гвардии определяются в порядке, предусмотренном Правительством РФ.

    Прокурорский надзор за деятельностью национальной гвардии регламентирует статья 33 главы 7.

    Статьи 34-35 главы 8 Закона о войсках национальной гвардии РФ устанавливают заключительные положения законодательного документа и порядок его вступления в силу.

    В.П. Сальников, О.С. Борисов, Е.Н. Кондрат

    Комментарий к Федеральному закону от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации». (постатейный)

    V.P. Salnikov, O.S.Borisov, E.N. Kondrat


    Сommentary to the Federal Law of 03.07.2016 № 226–FZ «On the national guard troops of the Russian Federation»

    (itemized)


    The book represents commentaries to the Federal law of 03.07.2016 № 226–FZ «On the national guard troops of the Russian Federation». It examines in detail the legal status of the national guard, its structure, powers, rights and duties.


    Keywords: Federal law, the national guard of the Russian Federation, powers of the national guard of the Russian Federation, the legal status of the national guard.


    © V.P. Salnikov, O.S.Borisov, E.N. Kondrat, 2016

    © Ltd. «Yustitsinform», 2016

    Введение

    Современная национальная гвардия России является наследницей внутренних войск МВД РФ, которые имеют большую и славную историю. Современные внутренние войска министерства внутренних дел России ведут свою историю от 27 марта (8 апреля – по новому стилю) 1811 г., когда указом императора Александра I были сформированы воинские батальоны внутренней стражи, отвечавшие за «охранение тишины и спокойствия в государстве». В частности, они занимались поимкой и конвоированием преступников, охраной порядка на ярмарках и т. д.

    После Октябрьской революции, в 1918 г., приказом Народного комиссариата внутренних дел конвойная стража была реорганизована, а годом позже было принято решение об объединении всех войск вспомогательного назначения и создании войск внутренней охраны (ВОХР) РСФСР. Впоследствии внутренние войска неоднократно реорганизовывались, сохраняя подчинение ведомству внутренних дел.

    После Великой Отечественной войны внутренним войскам было дополнительно поручено охранять научно-исследовательские учреждения, предприятия атомной промышленности и ракетостроения. Внутренние войска продолжали выполнять задачи по охране общественного порядка, важных государственных объектов, исправительно-трудовых учреждений, по конвоированию осужденных, защите населения от природных и техногенных катастроф. Они участвовали в ликвидации последствий аварий на химкомбинате «Маяк» (29 сентября 1957 г.) и Чернобыльской АЭС (26 апреля 1986 г.), в числе первых были переброшены в разрушенный землетрясением армянский город Спитак (1988 г.). С 1994 г. военнослужащие внутренних войск РФ участвовали в восстановлении конституционного порядка и были задействованы в контртеррористических операциях в Северо-Кавказском регионе.

    В середине 1990-х гг. с внутренних войск была снята задача по охране и конвоированию осужденных, существенно расширились права войсковых нарядов по охране общественного порядка.

    Во второй половине 2000-х гг. начался переход на комплектование подразделений и частей военнослужащими по контракту.

    В настоящее время внутренние войска входят в систему министерства внутренних дел России и предназначены для обеспечения безопасности личности, общества и государства, защиты прав и свобод человека и гражданина. Их задача – охрана общественного порядка, важных государственных объектов и специальных грузов, борьба с терроризмом.

    Девиз внутренних войск – «Победишь себя – будешь непобедим!».

    День внутренних войск МВД России – профессиональный праздник военнослужащих и гражданского персонала внутренних войск – отмечается ежегодно 27 марта (установлен указом Президента РФ Бориса Ельцина от 19 марта 1996 г.).

    Национальная гвардия РФ представляет собой орган исполнительной власти, сформированный на базе внутренних войск МВД РФ. Национальная гвардия призвана обеспечивать надлежащий уровень государственной и общественной безопасности, стоять на страже правопорядка, законности и конституционного строя. Президентский Указ № 157, в котором содержалось постановление о формировании войск Национальной гвардии РФ, вступил в силу 5 апреля 2016 г.

    В России национальная гвардия как таковая никогда не существовала. Первое упоминание о возможности ее образования возникло в 2002 г. Тогда было сказано, что национальная гвардия должна стать правопреемницей внутренних войск МВД. В 2012 г. в печати появилась информация, что в Минобороны уже началось обсуждение концепции создания национальной гвардии и планируется, что в ее состав будут входить войска МВД, ВДВ, ВВС, ВМФ и МЧС.

    В 2014 г. предложение об образовании нацгвардии РФ появилось на интернет-портале «Российская общественная инициатива». В опросе принимали участие все желающие граждане РФ, и результат был красноречивым – большинство поддержало предложение.

    Мнение народа и государства совпало, тем более что, по словам Президента РФ, реформирование внутренних войск

    МВД РФ обсуждалось уже давно. Результатом подобной работы стало принятие президентского указа от 5 апреля 2016 г., согласно которому в России создавалась новая государственная силовая структура из состава внутренних войск МВД. Данный правовой акт содержит основные положения относительно формирования, структуры и полномочий Национальной гвардии РФ.

    Подобное решение было целесообразно и вполне закономерно, ведь аналогичные войсковые образования имеются во многих странах, среди которых США, Латвия, Испания, Украина, Грузия и др. Появление национальной гвардии в России было вопросом времени. Кроме того, принципиально, что гвардия пребывает в непосредственном подчинении Президента страны, а не главы МВД, как прочие подразделения внутренних войск.

    Интересным является тот факт, что в нашем государстве уже предпринималась попытка образования национальной гвардии. В нелегком для страны 1991 г. Б. Ельциным на августовской сессии Верховного Совета была выдвинута инициатива по созданию Российской гвардии с целью обеспечения защиты конституционного строя и предоставления обществу гарантий законности и правопорядка. Для разработки концепции будущей структуры была сформирована комиссия из народных депутатов, представителей силовых структур и государственных комитетов под руководством вице-президента А. Руцкого.

    Разработчики делали упор на параллельное существование нового вида войск с ВС СССР, правоохранительными структурами СССР и РСФСР и другими органами государственной власти. Работа над проектом длилась два месяца, после чего комиссия представила Б. Ельцину общую структуру будущей гвардии, которая включала организационные основы, места дислокации, состав штаба управления, спецотделов, бригад и пр. Планировалось, что формирование войск будет осуществляться из оперативных частей внутренних войск МВД РСФСР.

    В Верховном Совете представленные разработки были одобрены большинством присутствующих. Однако до официального утверждения дело так и не дошло. Напряженная ситуация в стране и противостояние оппозиции отодвинули проект по созданию национальной гвардии на задний план, тем более что очень быстро внимание государственных деятелей переключилось на новую структуру – МЧС.

    Как бы то ни было, всему свое время. Тогда создание подобных войск было преждевременно и нецелесообразно ввиду нестабильной обстановки внутри страны. Теперь время для организации новой силы, которая будет стоять на страже правопорядка и справедливости, настало. Теперь у России есть своя национальная гвардия.

    Законом предусматривается определить задачи войск национальной гвардии Российской Федерации (далее – войска национальной гвардии), их состав, принципы деятельности и полномочия; урегулировать вопросы, связанные с руководством и управлением ими, комплектованием личным составом, обеспечением социальной защиты военнослужащих войск национальной гвардии, а также с финансовым и материально-техническим обеспечением войск национальной гвардии.

    Согласно закону, на войска национальной гвардии возлагается выполнение следующих задач:

    1) участие совместно с органами внутренних дел Российской Федерации в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности и режима чрезвычайного положения;

    2) участие в борьбе с терроризмом и в обеспечении правового режима контртеррористической операции;

    3) участие в борьбе с экстремизмом;

    4) участие в территориальной обороне Российской Федерации;

    5) охрана важных государственных объектов и специальных грузов в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации;

    6) оказание содействия пограничным органам Федеральной службы безопасности в охране государственной границы Российской Федерации.

    Войска национальной гвардии осуществляют свою деятельность на основе принципов законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, единоначалия и централизации управления.

    Войска национальной гвардии состоят из органов управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций.

    Руководство войсками национальной гвардии осуществляет Президент Российской Федерации. Управление войсками национальной гвардии осуществляет руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере деятельности войск национальной гвардии, являющийся командующим войсками национальной гвардии.