Общая характеристика полномочий судебной власти на современном этапе. Характеристика судебной власти

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Судебную власть часто называют "третьей властью", поскольку в конституционных текстах и доктрине при перечислении ветвей власти, составляющих систему разделения властей, она обычно следует за законодательной и исполнительной. Однако это ни в какой мере не умаляет ни ее значимости, ни строго очерченной самостоятельности по отношению к другим ветвям власти. Более того, в зависимости от формы правления взаимозависимость законодательной и исполнительной властей может быть большей (парламентская форма правления) или меньшей (президентская республика). Судебная же власть при любой из названных форм правления одинаково отграничена от других ветвей власти, что, разумеется, не исключает ее взаимосвязи с ними.

1. Общая характеристика судебной власти

Если законодательная власть и исполнительная власть возлагаются конституциями на один-два высших государственных органа, то с судебной властью дело обстоит значительно сложнее. Она возложена на вето совокупность судебных органов от самых низовых до верховных. Каждый из судебных органов, независимо от своего места в системе, разрешает конкретные дела совершенно самостоятельно, руководствуясь исключительно законом и правосознанием. Каждый судебный орган, а не только верховный суд, является носителем судебной власти. Совокупность судов (а порой их деятельность) именуется юстицией (от лат. justitia -- справедливость).

Деятельность суда по разрешению правовых конфликтов называется юрисдикционной, а предметная и пространственная сфера такой деятельности -- юрисдикцией (лат. jurisdictio -- судебное разбирательство; судебный округ). Юрисдикционная деятельность может быть в известных пределах присуща и представительным и административным органам, однако подобные случаи суть исключение из правила и, кроме того, такая деятельность административных органов в демократическом государстве всегда подконтрольна суду.

Юрисдикционная деятельность судов представляет собой правосудие, то есть вынесение подлинно правовых решений по разбираемым конфликтам. Это достигается благодаря. применению специальных процессуальных форм, призванных гарантировать права человека в судебном процессе и облегчить по каждому рассматриваемому делу установление истинных его обстоятельств.

Социальная роль судебной власти в демократическом обществе заключается в том, чтобы в разного рода юридических конфликтах обеспечивать господство права, выраженного, прежде всего в конституциях и других законах, международных договорах, а также в приравненных к закону или подзаконных высокого уровня актах -- указах, декретах, ордонансах, внутригосударственных публично-правовых договорах и т.п. Примечательно, что во многих странах законно изданные нормативные акты ведомственного характера, не говоря уже об актах местного значения, источниками права не признаются. Они обязательны к исполнению соответствующими субъектами, но их правовая обоснованность может быть в любое время относительно легко оспорена и проверена. В странах англосаксонской правовой системы суд в случаях пробелов в законодательстве руководствуется также прецедентным, или общим, правом, включая создание прецедентов высшими судами страны.

Структуру судебной власти охватывает, прежде всего, сами суды. В странах англосаксонской правовой системы часто они образуют единую систему, в которой различные ветви замыкаются на единый верховный суд. В то же время во все большем числе стран, особенно в континентальной Европе, наблюдается тенденция к полсистемности. Это значит, что в стране создается несколько независимых друг от друга систем специализированных судов во главе со своими высшими судами. Самый яркий пример полсистемности дает Основной закон для Федеративной Республики Германии 1949 года, предусмотревший учреждение наряду с Федеральным конституционным судом еще пяти высших судов: Федеральной судебной палаты, Федерального административного суда, Федеральной финансовой палаты, Федерального трудового суда и Федерального социального суда, которые в целях обеспечения единообразия судебной практики создают совместный сенат.

В странах с романской правовой системой и некоторых иных часто наряду с системой судов общей юрисдикции (т.е. рассматривающих главным образом гражданские и уголовные дела) создается отдельная система административной юстиции, возглавляемая органом, который обычно именуется государственным советом и осуществляет также некоторые иные функции (Франция, Италия), либо верховным административным судом (Швеция). Военные суды во многих государствах в мирное время не создаются. Особое место в странах континентальной Европы, включая пост «социалистические», занимают конституционные суды (во Франции -- Конституционный совет), которые в некоторых конституциях рассматриваются в разделах, посвященных не судебной власти, а конституционным гарантиям (Италия, Франция). В странах, воспринявших англо-саксонскую правовую систему (США, Индия, Япония), и некоторых иных функции конституционного контроля (надзора) возложены на суды общей юрисдикции. В ряде мусульманских стран наряду с государственными действуют шариатские суды. Демократические конституции обычно содержат запрещение чрезвычайных судов, которые могли бы действовать вне установленной законом процедуры.

Структурой судебной власти охватываются, кроме судов, некоторые иные виды государственных органов и учреждений, обслуживающих судебную власть, среди которых, прежде всего, нужно отметить органы предварительного расследования и органы прокуратуры. В некоторых странах они встроены в судебную систему, в других существуют отдельно от судов, поддерживая с ними функциональную связь. Обслуживает судебнуювласть и такое учреждение, как адвокатура, главная функция которой заключается в оказании правовой помощи всем, кто в ней нуждается. Наконец, в некоторых странах существует специальная судебная полиция, подчиненная судебной власти (Италия).

Должностные лица, которые непосредственно осуществляют судебную власть либо теснейшим образом с ней взаимодействуют, обеспечивая выполнение ею своих функций (Судьи, прокуроры, следователи и т. д.) имеют особый правовой статус. Они должны отвечать целому ряду высоких специальных требований как профессионального характера (юридическое образование, стаж юридической работы), так и морального (безупречная репутация, отсутствие судимости и пр.), которые устанавливаются законом, а иногда и конституцией. Чтобы иметь моральное право судить других, самому нужно быть на высоте. На практике, конечно, в каждой стране бывает всякое -- и некомпетентность, и коррумпированность, и пристрастность, и просто глупость, и многое другое, но закон в данном случае служит необходимым ориентиром для надлежащего комплектования судебной власти и содержит требуемые средства для ее очищения в случае нужды.

Судейский корпус формируется, как правило, путем назначения, хотя и встречаются случаи выборности. Например, в большинстве штатов США судьи выбираются, причем нередко баллотируются как представители той или иной партии.

Важным принципом, гарантирующим независимость носителей судебной власти, является их несменяемость: они не могут быт смещены или перемещены без своего согласия иначе, как по решению высшей власти, причем им гарантируются особые возможности защиты. Например, в США федерального судью можно уволить досрочно только в порядке импичмента.

В странах континентальной Европы обычно устанавливается, верхний возрастной предел, по достижении которого судья или иной чиновник судебной власти автоматически выходит в отставку ссохранением ряда льгот и привилегий. Законодательство обычно устанавливает несовместимостьфункции судьи с иными занятиями, а также запрещает судьям (магистратам) участие в политических, а порой и профсоюзных объединениях.

Суды имеют собственный аппарат управления, то есть Высшие органы судейского самоуправления. Общее название, этому институту, не совсем точное: в отдельных странах оно полностьюсоответствует действительности, в других -- лишь частично. Но с этой оговоркой им можно пользоваться. В Италии, Франции, Румынии это Высшийсовет магистратуры, в Испании -- Генеральный совет судебной власти, в Колумбии -- Высший совет судейского корпуса (Judicatura), в Польше -- Всепольский совет судейского корпуса (Krajowa Rada Sadownictwa), в Болгарии -- Высший судебный совет и т.д. Такие органы в перечисленных странах являются конституционными, причем в некоторых из них конституции регулируют их статус довольно подробно (например, во Франции, Италии).

Так, согласно ст. 130 Конституции Республики Болгария 1991 года, Высший судебный совет (ВСС) состоитиз 25 членов. Председатель Верховного кассационного суда, председатель Верховного административногосуда и Главный прокурор являются его членами по праву. В качестве остальных его членов избираются юристы с высокими профессиональными и нравственными качествами, имеющие не менее 15 лет юридического стажа. Половина из них избирается Народным собранием, а другая половина -- органами судебной власти на пять лет без права на немедленное переизбрание. На заседаниях ВСС председательствует министр юстиции, который, однако, не участвует в голосованиях. Решения ВСС о назначении, повышении, понижении, перемещении и освобождении от должности судей, прокуроров и следователей, а также решения о предложении кандидатур председателей обоихверховных судов и Главного прокурора, представляемых Президенту для назначения (при повторном представлении Президент не может отказать в назначении), принимаются тайным голосованием (ч. 1 и 2 ст. 129, ст. 131).

2. Конституционно-правовые основы организации и деятельности судебных систем

Конституции, хотя многие из них достаточно кратки в данном вопросе, обычно устанавливают виды, судебных систем или судов, действующих в стране, указывая, какие специальные суды могут быть образованы наряду с судами общей юрисдикции, Из организационных принципов, на которых действует судебная власть, практически повсеместно предусматривается независимость судей, подчиняющихся только закону, и ее гарантии: несменяемость, иммунитеты, неуменьшаемость вознаграждения во время пребывания в должности. Некоторые конституции дополняют этот принцип такой гарантией, как административная и финансовая автономия судебнойвласти вообще. Широко распространен конституционный принцип отправления правосудия только законно установленными судами с запрещением чрезвычайных судов. В ряде конституций предусмотрено участие народа в отправлении правосудия, прежде всего в качестве присяжных.

Существует принцип инстанционности, который часто получает выражение в виде права на обжалование судебных решений. Он заключается в том, что не вступившее еще в силу решение суда, рассмотревшего и разрешившего дело по существу, то есть суда первой инстанции, может быть пересмотрено вышестоящим судом, то есть судом второй инстанции, либо соответственно решение суда второй инстанции -- судом третьей инстанции (в странах с трехинстанционным процессом) по жалобе стороны.

Существуют две основные формы обжалования: апелляция и кассация. При апелляционном порядке вышестоящий суд пересматривает дело по существу с новой проверкой ранее рассмотренных и вновь представленных доказательств и постановляет свое решение, отменяя тем самым решение суда нижестоящего. При кассационном порядке вышестоящий суд проверяет только соблюдение закона нижестоящим судом, не вдаваясь в существо дела, и только в рамках заявленной жалобы. Если решение нижестоящего суда отменено вышестоящим судом в кассационном порядке, дело заново рассматривается обычно тем же нижестоящим судом, но в ином составе судей.

Наряду с этими основными формами обжалования не вступивших в силу судебных решений существует и смешанная форма -- ревизия, сочетающая черты и апелляции и кассации. В разных странах это сочетание различно. При ревизионной форме вышестоящий суд не связан рамками жалобы и может проверять не только законность, но и обоснованность решения нижестоящего суда. Он может отменить решение нижестоящего суда и постановить свое, как при апелляции, но может и вернуть дело на новое рассмотрение в нижестоящий суд, как при кассации. В странах с англо-саксонской правовой системой применяется исключительно апелляционное обжалование. Для стран с романской правовой системой характерно апелляционное обжалование по второй инстанции и кассационное -- по третьей. Германская система сочетает апелляционное обжалование по второй инстанции с ревизионным -- по третьей. Судебные решения, вступившие в силу, пересматриваются в чрезвычайном порядке.

Принципы деятельности судов являются основополагающими принципами установленного законом порядка рассмотрения и разрешения судебных дел. В полной мере они определены в текущем судебно-процессуальном законодательстве (кодексах уголовного, гражданского, административного судопроизводства и т.п.), но во многих странах ряд важных принципов судебного процесса получает отражение в конституциях. Наиболее часто среди конституционных принципов судебного процесса встречается гласность (публичность, открытость судебных заседаний). При этом обычно указывается на возможность проведения в исключительных случаях закрытых судебных заседаний с тем, что решение по делу объявляется публично. Весьма распространен конституционный принцип подчинения судов только законом. Это значит не только то, что судья не должен при разрешении дел получать указания ни от кого, включая и вышестоящие суды, но также и то, что нормативные акты, нижестоящие по отношению к закону, имеют значение для суда лишь постольку, поскольку, по его мнению, соответствуют закону.

3. Конституционный контро ль (надзор) и конституционная юстиция

Чаще всего под контролем понимают такую систему отношений между органами публичной власти, при которой контролирующий орган может отменять акты подконтрольного органа. Надзор же при таком понимании -- это такая система отношений, при которой надзорный орган может лишь обратить внимание поднадзорного органа на его ошибку и, самое большее, может приостановить действие его акта, но отменять или исправлять акт должен сам поднадзорный орган.

Есть, однако, и другое понимание соотношения между этими двумя терминами. При этом понимании контроль есть проверка деятельности подконтрольного органа, проводимая контролирующим органом либо выборочно по собственной инициативе, либо по какому-то сигналу, а надзор -- постоянное наблюдение за деятельностью поднадзорного органа.

Конституционный контроль возможен только там, где действует писаное право, в том числе писаные конституции, положения которых обладают более высокой юридической силой по сравнению с любыми другими национальными и местными правоположениями. Особенность конституционного контроля в некоторых мусульманских странах (в частности, в Иране) заключается в том, что законы и иные акты проверяются на соответствие не только конституции, но и Корану.

Нижестоящие по отношению к конституции нормативные акты, даже изданные одним и тем же органом, подчас тоже имеют свою иерархию; например конституционные или органические законы могут обладать более высокой юридической силой, чем законы обыкновенные. Проверка обыкновенных законов на непротиворечие органическим входит в этом случае в понятие конституционного контроля. В то же время законы, принятые путем референдума, проверке на конституционность обычно не подлежат, поскольку представляют собой непосредственное проявление народного суверенитета. Но если для принятия или изменения конституции путем референдума требуется особое большинство (например, абсолютное), то законы, принятые референдумом при отсутствии такого требования, вполне могут проверяться на конституционность.

Очевидно, что на соответствие конституции должны проверятся внутригосударственные договоры. Разумеется, понятием конституционного контроля охватывается и проверка конституционности и законности актов исполнительной власти, актов самоуправления, равно как и проверка соблюдения, их внутренней иерархии, вытекающей из конституционных положений. Возможна проверка конституционности частноправовых актов (например, договоров, завещаний и др.), которыми могут нарушаться конституционные принципы -- равноправие религий, запрещение расовой дискриминации и т.д., равно как и судебных решений.

Проверка соответствия национальных законов международным договорам также охватывается конституционным контролем. Нередко проверяются подготовленные проекты международных договоров или подписанные международные договоры, до их вступления в силу. Однако сложнее обстоит дело в случае, когда имеются расхождения между действующим международным договором и конституцией. Некоторые конституции содержат нормы, направленные на недопущение таких расхождений.

Понятием конституционного контроля охватывается также проверка на соответствие конституции действий должностных лиц. Обычно это относится к высшим должностным лицам государства -- президентам, членам правительств, верховным, а порой вообще всем судьям и др. Конституционный контроль часто распространяется на создание и деятельность политических общественных объединений, прежде всего политических партий.

Виды конституционного контроля:

Они могут классифицироваться по различным основаниям. По времени осуществления конституционный контроль может быть предварительным или последующим.

По месту осуществления конституционный контроль может быть внутренним и внешним.

С точки зрения правовых последствий конституционный контроль может быть консультативным или постановляющим.

По обязательности проведения конституционный контроль может быть обязательным или факультативным.

По форме конституционный контроль может быть абстрактным или конкретным.

По объему своему конституционный контроль может быть полным или частичным.

Органы конституционного контроля:

В зависимости от конституционных решений такими органами могут быть: а) глава государства, парламент, правительство, суды общей юрисдикции, административные суды, которые осуществляют конституционный контроль либо специально наряду с другими своими функциями, либо (чаще всего) в ходе осуществления других своих функций; б) специализированные органы конституционного контроля, которые бывают либо судебными (например, конституционная юстиция во многих европейских странах), либо квазисудебными органами (например, Конституционный совет во Франции и ряде других стран, воспринявших французскую конституционную модель).

Конституционный контроль, осуществляемый президентом, парламентом, правительством и подобными им органами, именуется иногда политическим, ибо указанные органы осуществляют политическую деятельность. Они избираются на определенный отрезок времени, очередные или внеочередные выборы могут полностью изменить их политический состав и привести к изменению проводимой ими политики. Поэтому осуществляемый ими политический конституционный контроль приноровлен к текущим политическим задачам и, следовательно, по содержанию своему нестабилен.

Что касается судебного конституционного контроля, то известны две его основные разновидности, условно называемые американской и европейской.

Американская система исторически возникла раньше, о чем мы несколько выше уже упомянули. При этой системе конституционность законов и других актов проверяют суды общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел (конкретный последующий контроль).

Если суд признает закон неконституционным и дело, затем доходит до верховного суда, решение последнего по вопросу о конституционности закона обязательно для всех судов. Закон, признанный верховным судом неконституционным, формально продолжает действовать, но, ни один суд применять его не станет. Неконституционный закон, таким образом, лишается судебной защиты, то есть, формально действуя, по существу утрачивает юридическую силу. А это значит, что администрация, которая вправе его применять, делать этого не будет, ибо это бесполезно: административное решение может быть обжаловано в суд, для которого, как мы отметили, закон как бы уже не существует. Парламент в таких случаях, как правило, подобный закон вскоре отменяет.

Европейская система предполагает учреждение специальных судебных или квазисудебных органов конституционного контроля. Такими органами являются, например, Конституционный суд в Италии, Конституционный трибунал в Польше, Конституционный совет и частично Государственный совет во Франции, Высший конституционный суд в Египте, Федеральный конституционный суд в Германии. В последнее время европейская система проникла и в Латинскую Америку: специальным конституционным судом является Федеральный верховный трибунал по Конституции Федеративной Республики Бразилии 1988 года; Политическая конституция Колумбии 1991 года предусмотрела именно Конституционный суд; в качестве конституционного суда действует конституционная палата Верховного суда правосудия Коста-Рики.

Основные принципы организации конституционных судов (советов) обычно регулируются конституциями и лишь конкретизируются законами, причем нередко конституционными или органическими.

Способы формирования этих органов весьма разнятся от страны к стране, но некоторые обобщения все, же можно сделать. В сравнительно небольшом числе стран применен чисто парламентский способ.

Однако в большинстве стран конституционные суды (советы) формируются высшими государственными органами, представляющими различные ветви власти и действующими при этом либо самостоятельно, либо совместно.

В отличие от судов общей юрисдикции во многих странах для судей конституционных судов (советов) установлены единые сроки полномочий, обычно длительные и сопровождаемые запрещением повторного избрания (назначения) в конституционный суд. Последнее имеет целью гарантировать от влияния избирающих (назначающих) органов на поведение судей (членов советов), которые могли бы стремиться к повторному избранию (назначению). Во многих странах конституции, а также законы устанавливают особые требования к кандидатам в судьи конституционных судов.

В некоторых восточноевропейских странах конституционным судьям запрещается состоять в политических партиях (например, согласно ч. 5 ст. 147 болгарской Конституции), тогда как в западноевропейских странах им обычно возбраняется лишь активное участие в партийной, а порой и в профсоюзной, работе (например, ч. 4 ст. 159 Конституции Испании).

Важный вопрос организации конституционных судов (советов) -- это порядок избрания (назначенья) их председателей (заместители председателей, если существуют, обычно избираются или назначаются в том же порядке). В ряде стран это делает тот орган, который формирует конституционный суд (совет), или один из таких органов. Срок полномочий председателя (и его заместителя) иногда не устанавливается вообще.

В некоторых странах, особенно тех, где численный состав конституционного суда (совета) мал, эти органы работают только в качестве пленума. Но во многих случаях структура конституционного суда сложная и включает внутренние подразделения (палаты, сенаты и т. п.), имеющие право выносить решения от его имени. Это позволяет быстрее разрешать дела, не допуская их скопления. Внутренние проблемы организации и деятельности конституционных судов (советов) регулируются регламентами, которые принимаются самими этими органами.

судебный власть

4. Органы и учреждения, содействующие судебной власти

1. Прокуратура. Это орган, функции которого обычно заключаются в уголовном преследовании лиц, совершивших преступные деяния, в поддержании публичного обвинения в суде, часто также в надзоре за законностью предварительного расследования преступлений и содержания лиц в местах лишения свободы. Этим объясняется то, что в состав конституционных институтов прокуратура обычно не входит: в конституциях демократических стран редко можно встретить ее упоминание. Ее статус регулируется специальными законами о ее организации и судебно-процессуальным законодательством.

Исходя из места прокуратуры в системе государственных органов, можно выделить четыре группы стран:

страны, где прокуратура находится в составе министерства юстиции;

страны, где прокуратура включена в состав судейского корпуса (магистратуры) и находится при судах;

страны, где прокуратура выделена в отдельную систему и подотчетна парламенту;

страны, где прокуратура вообще отсутствует.

2. Адвокатура. Это объединение высококвалифицированных юристов, профессионально оказывающих юридическую помощь физическим и юридическим лицам, включая порой и публично-властные органы, и публичные учреждения. Адвокатура обычно представляет собой общественный институт, который иногда наделяется некоторыми публичными полномочиями. Конституции крайне редко упоминают об адвокатуре. Можно в качестве примера привести ст. 134 болгарской Конституции, согласно ч. 1 которой «адвокатура -- свободная, независимая и самоуправляющаяся. Она помогает гражданам и юридическим лицам при защите их прав и законных интересов» (согласно ч. 2, организация и порядок деятельности адвокатуры регулируются законом).

Несмотря на отсутствие конституционного упоминания об адвокатуре в подавляющем большинстве стран, статус ее, как правило, регулируется законами. В качестве исключения можно упомянуть одну из двух адвокатских корпораций в Великобритании -- барристеров, в организацию и деятельность которой государство традиционно не вмешивается. Эта привилегированная корпорация объединяет наиболее квалифицированных адвокатов, имеющих дело лишь с высшими судами. Наряду с ней существует другая корпорация -- солиситоров, объединенных в Юридическое общество, статус которого регулируется Актом о солиситорах 1974 года. Солиситоры выступают обязательными посредниками между барристерами и клиентами, готовят дела для барристеров и сами ведут менее сложные дела. Они действуют под надзором Высокого и Апелляционного судов. Вообще надо отметить, что в Великобритании на любую должность в системе судебной власти можно попасть исключительно через адвокатуру. Адвокаты имеют преимущества и при назначениях на многие административные должности, а также на университетские кафедры.

В США наиболее влиятельным общенациональным объединением адвокатов является Американская ассоциация юристов. В штатах существуют свои адвокатские объединения. Единого закона, регулирующего адвокатскую деятельность, в США нет; действуют законодательство штатов, судебные правила, а в ряде штатов источником нормативного регулирования служат уставы адвокатских объединений.

Во Франции деятельность адвокатуры регулируется Законом о реформе некоторых судебных и юридических профессий 1971 года. Адвокаты объединены в автономные коллегии по судебным округам, а Национальная ассоциация адвокатов ведает лишь вопросами профессиональной этики, повышения квалификации и социального обеспечения адвокатов. Суд, при котором действует коллегия, контролирует прием в нее и исключение из ее состава.

В Германии статус адвокатуры регулируется Законом об адвокатуре 1959 года. В судебных округах высших судов земель и при Федеральной судебной палате создаются коллегии адвокатов, которые объединены в единую Федеральную палату адвокатов. Эти адвокатские объединения считаются публично-правовыми корпорациями и находятся под надзором ведомств юстиции -- соответственно федерального и земель.

Услуги адвокатов весьма дороги, и законодательство в демократических странах обычно предусматривает льготы малоимущим вплоть до предоставления юридической помощи полностью за государственный счет. В некоторых странах есть для этого институт публичных адвокатов.

Так же существуют и прочие вспомогательные органы и учреждения. Они также крайне редко находят свое регулирование в конституциях. Обычно статус этих органов регулируется исключительно текущем законодательством. Так, ст. 129 Конституции Румынии предусматривает судебную полицию, находящуюся на службе судебных инстанций, часть вторая ст. 137 Конституции Словении упоминает о нотариате как независимой службе, регулируемой законом.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Общая характеристика судебной системы Российской Федерации. Признаки судебной власти. Конституционно-правовые принципы организации судебной власти. Организация судебной власти в России. Проблемы в деятельности судебной власти: перспективы и пути решения.

    курсовая работа , добавлен 17.04.2014

    Судебная власть в системе разделения властей. Организационная структура судебных органов и судебной системы. Порядок осуществления правосудия. Системы судебных органов России. Органы и должностные лица, содействующие осуществлению судебной власти.

    презентация , добавлен 23.05.2012

    Понятие и структура судебной власти. Конституционные принципы организации и деятельности судебных органов: независимость, несменяемость, публичность, инстанционность. Органы, содействующие судебной власти. Прокуратура. Судебный конституционный контроль.

    реферат , добавлен 01.07.2008

    Понятие и социальная функция судебной власти: конституционно-правовые принципы организации и деятельности судебных систем, системы судов общей юрисдикции, административная и конституционная юстиция. Прокуратура и адвокатура, их полномочия и значение.

    контрольная работа , добавлен 25.04.2011

    Понятие и основные принципы судебной власти. Конституционные основы судебной системы, статуса судьи и судебного толкования законов. Формирование общих конституционных начал об организации и деятельности государственной власти и ее судебной составляющей.

    курсовая работа , добавлен 18.07.2014

    Судебная власть и судебная система Российской Федерации. Место судебной власти в системе органов государственной власти. Принципы построения судебной системы. Состав и порядок формирования конституционного (уставного) суда. Правовой статус судей.

    курсовая работа , добавлен 17.06.2014

    Судебная власть и принцип разделения властей. Конституционно-правовые принципы организации судебной власти. Конституционно-правовой статус судей. Общие требования к судьям. Независимость. Несменяемость. Неприкосновенность.

    реферат , добавлен 13.04.2003

    Изучение конституционно-правовых основ судебной системы в России и рассмотрение видов судебных органов. Сфера осуществления и особенности судебной власти. Судебная система России как совокупность всех действующих в соответствии с Конституцией судов.

    курсовая работа , добавлен 21.12.2010

    Характеристики конституционно-правового статуса судебной власти в России. Конституционные основы судоустройства и статуса судей. Системность анализа проблем конституционно-правового регулирования деятельности судебной власти, проблемы и пути их решения.

    курсовая работа , добавлен 24.07.2011

    Место и роль судебной власти в системе государственной власти Российской Федерации. Принципы организации судов и осуществления правосудия в РФ. Конституционно-правовой статус судей. Система судоустройства России. Основные направления судебной реформы.

Введение.

В нашей работе мы рассмотрим судебную власть, отсутствие которой просто невозможно в любом государстве. Мы постараемся раскрыть сущность государственной власти и место в ней такой её разновидности, как судебная власть. Так же я раскрою понятия её основных признаков. Далее мы рассмотрим систему органов осуществляющих эту власть.

Для России в современных условиях судебная власть крайне важна. Но важна она не только своим существованием, а действительностью и применимостью в реальной жизни нашего общества.

К сожалению, судебная власть все еще остается слабым местом в России. Закрепленные в Конституции принципы судоустройства и судопроизводства реализуются с трудом. И в данном случае ощущается противодействие и давление со стороны других ветвей власти. Несмотря на провозглашенные правовые и социальные гарантии судьи, как то несменяемость, неприкосновенность, независимость и т.д., они очень часто не могут полностью обеспечиваться из-за отсутствия технической и материальной базы. Помимо этого большой проблемой для правосудия в сегодняшнее время стала коррумпированность судей.

Глава 1.

Понятие судебная власть, как одна из ветвей государственной власти

Государственная власть – это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.

Характерные черты государственной власти:

1)распространяется на всё общество

2)носит публично-политический характер

3)опирается на государственное принуждение

4)осуществляется специальными лицами, чиновниками

5)система налогов

6)деление населения по территориальному признаку

Основа построения системы органов государственной власти - разделение государственной власти на три ветви. «Государственная власть в Российской федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».

Исходя из сказанного ранее, судебная власть является третьей ветвью власти в Российской Федерации. Судебную власть можно определить как реализуемые занимающими особое положение в государственном аппарате органами, возможностями и способностями воздействия на поведение людей и социальные процессы. Субъектом, осуществляющим её, является только суд, обладающий для осуществления судебной власти только ему присущими полномочиями, возможностями и способностями воздействовать на поведение людей и на процессы, происходящие в обществе.

Органы государственной власти РФ строят свою деятельность на принципах, составляющих основы конституционного строя Россия. Защита прав и свобод человека - обязанность государства.

В связи с принятием России в Совет Европы теперь юрисдикция Европейского Суда распространяется и на территорию России. Это теперь высший судебный орган для России и ее граждан.

Глава 2.

Понятие судебной власти и содержание её основных признаков.

Судебная власть есть предоставленные специальным органам государства - судам - полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих при применении права, и реализация этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, ад­министративного и арбитражного судопроизводства с соблюдением про­цессуальных форм, создающих гарантию законности и справедливости при­нимаемых судами решений. Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда. В своей правоохранительной деятельности суд руководствуется только законом, правом и не зависит от субъективных влияний законодательной или исполнительной власти. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом.

Судебная власть как определенная функция суда обладает рядом основ­ных признаков :

1. Судебная власть - вид государственной власти. Она осу­ществляется государственными органами, выражает государственную волю, ее составляют государственно-властные полномочия. В отличие от других видов власти, реально влияющих на жизнь людей, судебная власть - одна из трех ветвей государственной власти, установленная Конституцией и дру­гими законами.

2. Судебная власть принадлежит только судам - государст­венным органам, образуемым в установленном законом порядке, формируе­мым из людей, способных на основе соответствующей подготовки и своих личных качеств осуществлять правосудие и реализовывать судебную власть в иных формах. Судебная власть в России принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседа­телей. В соответствии с Всеобщей декларацией прав человека 1948 г. каждо­му человеку должно быть гарантировано право (на основе полного равенст­ва) на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением требова­ний справедливости независимым и беспристрастным судом .

3. Исключительность судебной власти - следующий ее признак. Судебную власть вправе осуществлять только суды. Важнейшая функция судебной власти - осуществление правосудия - по Конституции Российской Федерации при­надлежит только суду, только суд может признать человека виновным в преступлении и подвергнуть его уголовному наказанию.

4 .Независимость, самостоятельность, обособлен­ность - характеристики судебной власти. При выполнении своих функций судьи подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону . Независимость судебной власти одновременно означает за­прет каждому суду и судье подчиняться воздействию с чьей-либо стороны при рассмотрении конкретных дел и принятию по ним решений, обязанность противостоять попыткам такого воздействия. Самостоятельность судебной власти означает, что судебные функции суд не делит с какими-либо другими органами, а решения суда не требуют чьих-либо санкций или утверждения. Суды, осуществляющие судебную власть, образуют самостоятельную ветвь государственной власти. Обособленность судебной власти означает, что суды образуют систему государст­венных органов, не входящую в какую-либо другую государственную струк­туру, систему, не подчиненную при выполнении своих функций кому-либо.

5. Процессуальный порядок деятельности - важнейший признак судебной власти. Процессуальный порядок определяет только закон. Закон подробно ре­гулирует правила действий суда и принятия им решений при рассмотрении конкретных дел. Процессуальный порядок, ре­гулируя правила судебной процедуры, представляет собой высокую социаль­ную ценность. Он призван обеспечить законность всей деятельности органов, осуществляющих судебную власть, законность, обоснованность и справедли­вость судебных решений, охрану прав лиц, чьи интересы с той или иной сте­пени затрагивает судебную власть.

Общая характеристика судебной власти и в России

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Общая характеристика судебной власти и в России В соответствии с принципом разделения властей одной из трёх наряду с законодательной и исполнительной властью ветвей власти является судебная. Органы судебной власти разрешают правовые споры тяжбы между конкретными лицами а также рассматривают дела об оспаривании правовых предписаний на предмет соответствия правилам более высокой силы законов Конституции подзаконных нормативных актов законам так называемый нормоконтроль в отдельных случаях дают толкование правовым нормам в основном...

106. Общая характеристика судебной власти и в России

В соответствии с принципом разделения властей одной из трёх (наряду с законодательной и исполнительной властью) ветвей власти является судебная. Органы судебной власти разрешают правовые споры (тяжбы) между конкретными лицами, а также рассматривают дела об оспаривании правовых предписаний на предмет соответствия правилам более высокой силы (законов — Конституции, подзаконных нормативных актов — законам, так называемый нормоконтроль), в отдельных случаях дают толкование правовым нормам (в основном нормам конституции страны) вне связи с конкретным спором. Суды также выполняют отдельные удостоверительные функции (признание фактов, в отдельных государствах — укрепление прав), когда для удостоверения требуется доказывание, по сложности выходящее за компетентность нотариусов.

ПРИЗНАКИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В РОССИИ:

1.Осуществляется только судами

2.Имеет полную самостоятельность

3.Осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства

4.Правоприменительный характер.

5.Исключительность — не допускается возможность вторичного рассмотрения разрешённых дел.

6.Единство судебной системы РФ:

Установление судебной системы Конституцией и ФКЗ «О судебной системе РФ».

Соблюдение всеми судами законов РФ.

Признание обязательности решений

Особый статус судей

Финансирование судей из федерального бюджета.

Высшие федеральные суды:

Конституционный Суд РФ, рассматривающий дела об оспаривании конституционности законов и подзаконных актов, дающий толкование Конституции РФ, а также разрешающий отдельные конкретные конституционные споры, граничащие с удостоверительным укреплением процедур (в рамках отрешения от должности Президента РФ);

Верховный Суд РФ

Высший Арбитражный Суд РФ, рассматривающий хозяйственные споры в области предпринимательской деятельности, дела об оспаривании законности нормативных актов, а также отдельные удостоверительные дела, связанные с предпринимательской деятельностью.


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2159. Теоретические вопросы генной инженерии 408.38 KB
Трансгенные организмы. Особенности трансформации у про – и эукариот. Банки генов. Особенности репликации ДНК у про – и эукариот. Доказательства полуконсервативного способа репликации ДНК. Губки и кишечнополостные как низшие многоклеточные. Сочетание в их строении и физиологии архаичных и ароморфных черт. Сравнительная характеристика пищеварительной системы в различных типах беспозвоночных. Основные направления ее эволюции.
2160. Прикладная теория цифровых автоматов 4.51 MB
Общая постановка задачи синтеза комбинационных схем. Особенности синтеза многоуровневых схем. Интерпретация основных понятий теории вероятностей на основе теории множеств. Равномерное распределение непрерывной случайной величины. Характеристики СМО с абсолютными приоритетами. Однопросмотровый, двухпросмотровый и многопросмотровый ассемблеры. Объекты ядра в ОС Windows. Базовый логический элемент транзисторно-транзисторной логики.
2161. Теория химии. Органическая и неорганическая химия и методика ее преподавания 3.36 MB
Расчетные химические задачи, их типы. Внеклассная работа по химии, её принципы, формы, направления. Политехнизация знаний по химии. Общая характеристика разбавленных растворов неэлектролитов. Производные карбоновых кислот: соли, галогенангидриды, ангидриды, эфиры, амиды и их взаимные переходы. Механизм реакции этерификации.
2162. Фізика. Теорія и практика фізичних процессів 9.24 MB
Порівняйте основні властивості біполярних і польових транзисторів з ізольованим затвором. Обґрунтуйте переваги використання транзисторів інтегральних мікросхем з бар`єром Шотткі. Проаналізуйте умови стаціонарної генерації випромінювання напівпровідникових лазерів. Як зміниться критична густина струму, якщо ширина робочого тіла інжекційного лазера зміниться вдвічі.
2163. Технологические процессы в машино-строении 8.29 MB
Элементы теплофизики металлургических и литейных процессов. Метод точечных источников тепла. Выравнивание температуры в неограниченном стержне. Оценка потерь тепла через стены шахтной печи при стационарном теплообмене с окружающей средой. Кинематические и геометрические параметры способов обработки резанием. Силы при фрезеровании торцово коническими прямозубыми фрезами.
2164. Определение шага расстановки грузов при укладке трубопровода 16.62 KB
Цель: Рассчитать шаг расстановки исследуемых чугунных грузов при укладке нефтепровода через болото.
2165. Проверка подземного и наземного (в насыпи) трубопровода на прочность и недопустимость пластических деформаций 24.5 KB
Цель: Проверка на прочность, на недопустимость пластических деформаций участок магистрального трубопровода с наружным диаметром - Dн и толщиной стенки – δ.
2166. Математическое моделирование тепловых процессов 31.78 KB
Задание. Разработать математическую модель: процесса теплообмена, позволяющую находить один из параметров процесса в соответствии с вариантом задания.
2167. Виховна система 18.85 KB
Педагогічний процес здійснюється в рамках певної виховної системи. Виховна система - це сукупність взаємопов"язаних цілей і принципів організації виховного процесу, методів і прийомів їх поетапної реалізації в межах певної соціальної структури.

Необходимость реформирования судебной власти встала со времени провозглашения суверенитета и независимости украинского государства, начала процесса реального обеспечения прав и свобод человека и гражданина, утверждение верховенства права в общественной жизни. Именно на это ориентирована Концепция судебно-правовой реформы, одобренная Верховной Радой Украины 28 апреля 1992 г. этот процесс углубляется и развивается Конституцией Украины. Так, уже в ст. 6 Конституции Украины использована категория «судебная власть», которая является частью доктрины разделения властей в правовом государстве. Это ведет к реальному разделению власти на законодательную, исполнительную и судебную, а по последней признается самостоятельность и независимость, невозможность для других государственных органов и должностных лиц выполнять функции и полномочия, которые являются компетенцией органов правосудия.
Еще один чрезвычайно важный аспект этой проблемы является в том, что хотя основу судебной власти в Украине составляет судебные органы, которые различаются по компетенции и юрисдикции, но все имеют одно назначение - защита прав и свобод граждан, конституционного строя, национальной безопасности, территориальной целостности, соблюдения законности и справедливости в обществе. При этом обеспечение реализации предусмотренных Конституцией Украины прав и свобод человека и гражданина составляет главное содержание деятельности органов судебной власти. Конституция гарантирует право на обжалование в суде решений, действий или бездеятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных и служебных лиц.
Проблемы судебной власти в значительной мере урегулированы в главе VIII Конституции Украины. Согласно Конституции Украины, юрисдикция судов распространяется на все правоотношения в государстве. А это значит, что судебной защите подлежат все права, свободы и обязанности граждан, а также то, что все общественные отношения, урегулированные нормами права, в случае возникновения спора могут быть предметом судебного разбирательства.
Конституционный Суд Украины входит в судебной власти как ее самостоятельный субъект, является единственным органом конституционной юрисдикции в Украине, решает вопросы о соответствии законов и других правовых актов Конституции Украины, дает официальное толкование Конституции Украины и законов Украины.
Конституционный Суд Украины состоит из 18 судей Конституционного Суда. Президент Украины, Верховная Рада Украины и съезд судей Украины назначают по шесть судей Конституционного Суда Украины.
Судьей Конституционного Суда Украины может быть гражданин Украины, который на день назначения 40-летнего возраста, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по специальности не менее 10 лет, проживающий в Украине в течение последних 20 лет и владеет государственным языком. Судья Конституционного Суда Украины назначается на девять лет без права быть назначенным на повторный срок.
Председатель Конституционного Суда Украины избирается на специальном пленарном заседании Конституционного Суда Украины из состава судей Конституционного Суда Украины тайным голосованием только на один трехлетний срок.
К полномочиям Конституционного Суда относится решение вопросов о соответствии Конституции Украины (конституционности): законов и других правовых актов Верховной Рады Украины, актов Президента Украины, актов Кабинета Министров Украины; правовых актов Верховной Рады Автономной Республики Крым.
Эти вопросы рассматриваются по обращениям: Президента Украины; не менее 45 народных депутатов Украины; Верховного
Суда Украины; Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека; Верховной Рады Автономной Республики Крым.
Решение Конституционного Суда является обязательным к выполнению на территории Украины, окончательным и не может быть обжаловано.

Согласно Закону Украины «О судоустройстве Украины» от 7 февраля 2002 г. систему судов общей юрисдикции состоит:

· местные суды,

· апелляционные суды

· высшие специализированные суды

· Верховный Суд Украины.

Наивысшим судебным органом в системе судов общей юрисдикции является Верховный Суд Украины. Высшими судебными органами специализированных судов являются соответствующие высшие специализированные суды.
Согласно Конституции Украины в системе судов общей юрисдикции создаются общие и специализированные суды отдельных судебных юрисдикций. Военные суды принадлежат к общим судам и осуществляют правосудие в Вооруженных Силах Украины и других воинских формированиях, созданных в соответствии с закона. Специализированными судами являются хозяйственные, административные и прочие суды, определенные как специализированные суды.
Суды общей юрисдикции создаются и ликвидируются Президентом Украины в соответствии с упомянутым Законом по представлению Министра юстиции Украины, согласованным с Председателем Верховного Суда Украины или председателем соответствующего высшего специализированного суда
Местными общими судами являются районные, районные в городах, городских и горрайонных судах, а также военные суды гарнизонов. Местными хозяйственными судами являются хозяйственные суды Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя, а местными административными судами являются окружные суды, утверждаются в округах в соответствии с указом Президента Украины.
Местный суд является судом первой инстанции и рассматривает дела, отнесенные процессуальным законом к его подсудности. Местные общие суды рассматривают уголовные и гражданские дела, а также дела об административных правонарушениях. Местные хозяйственные суды рассматривают дела, возникающие из хозяйственных правоотношений, а также другие дела, отнесенные процессуальным законом к их подсудности. Местные административные рассматривают административные дела, связанные с право отношениями в сфере государственного управления и местного самоуправления (дела административной юрисдикции), кроме дел административной юрисдикции в сфере военного управления, рассмотрение которых осуществляют воинские суды.
В системе судов общей юрисдикции в Украине действуют общие и специализированные апелляционные суды. Апелляционными общими судами являются: апелляционные суды областей, апелляционные суды городов Киева и Севастополя, Апелляционный суд Автономной Республики Крым, военные апелляционные суды регионов и апелляционный суд Военно-Морских Сил Украины, а также Апелляционный суд Украины. При необходимости вместо апелляционного суда области могут образовываться апелляционные общие суды, территориальная юрисдикция которых распространяется на несколько районов области. Апелляциями специализированными судами являются апелляционные хозяйственные суды и апелляционные административные суды, которые образуются в апелляционных округах в соответствии с указом Президента Украины.

Апелляционный суд Украины действует в составе: а) судебной палаты по гражданским делам; б) судебной палаты по уголовным делам, в) военной судебной палаты.
Высшими судебными органами специализированных судов является Высший хозяйственный суд Украины, Высший административный суд Украины, а также другие соответствующие высшие специализированные суды, утверждаются Президентом Украины в порядке, установленном данным законом. Высшие специализированные суды состоят из судей, избранных на должность бессрочно, председателя суда и его заместителей.
Верховный Суд Украины является наивысшим судебным органом в системе судов общей юрисдикции. Верховный Суд Украины осуществляет правосудие, обеспечивает одинаковое применение законодательства всеми судами общей юрисдикции.

Верховный Суд Украины:

· рассматривает в кассационном порядке решения общих судов
по делам, отнесенным к его подсудности процессуальным законом;

· пересматривает в порядке повторной кассации все другие дела,
рассмотрены судами общей юрисдикции в кассационном порядке;

· в случаях, предусмотренных законом, рассматривает другие дела,
связанные с исключительными обстоятельствами;

· дает судам разъяснения по вопросам применения законодательства на основе обобщения судебной практики и анализа судебной статистики;

· в случае необходимости признает не действующими разъяснения Пленума высшего специализированного суда;

· дает заключение о наличии или отсутствии в деяниях, в
которых обвиняется Президент Украины, признаков государственной измены или другого преступления;

· предоставляет по обращению Верховной Рады Украины письменное представление о невозможности выполнения Президента Украины своих полномочий по состоянию здоровья;

· обращается в Конституционный Суд Украины в случаях возникновения у судов общей юрисдикции при осуществлении ими
правосудие сомнений относительно конституционности законов, иных правовых актов, а также об официальном толковании Конституции
Украины и законов и т.д..

В составе Верховного Суда Украины действуют:

а) Судебная палата по гражданским делам;

б) Судебная палата по уголовным делам;

в) Судебная палата по хозяйственным делам;

г) Судебная палата по административным делам;

д) Военная судебная коллегия.

Для решения внутренних организационных вопросов деятельности Верховного Суда Украины действует Президиум Верховного Суда Украины в составе и порядке, определенных законодательством. В Верховном Суде Украины действует Пленум Верховного Суда Украины для решения вопросов, определенных Конституцией и законодательством Украины.
Для решения вопросов внутренней деятельности судов в Украины действует судейское самоуправление, т.е. самостоятельное коллективное решение указанных вопросов профессиональными судьями. К вопросам внутренней деятельности судов относятся вопросы организационного обеспечения судов и деятельности судей, социальной защите судей и их семей, а также другие вопросы, непосредственно не связанные с осуществлением правосудия. Решения по указанных вопросов органами судейского самоуправления принимаются в соответствии с законом Конституцией и законами Украины гарантируется независимость и неприкосновенность судей. Независимость судей означает, что они подчиняются только законам и что любое воздействие на судей запрещен. Неприкосновенность судей распространяется на переписку, средства связи, документы, служебные и частные помещения. Судьи всех уровней без согласия Верховной Рады Украни не могут быть задержанными и арестованными в вынесении обвинительного приговора судом.
В Конституции Украины дается исчерпывающий перечень оснований увольнения судьи с должности. Она устанавливает, что судья освобождается от должности органом, который его избрал или назначил, в случае:

· истечения срока избрания или назначения (этот пункт
касается судей Конституционного Суда Украины и судей,
впервые назначаются на должность);

· достижение судьей 65-летнего возраста (независимо от пола);

· невозможности исполнять свои полномочия по состоянию

· здоровье (длительная болезнь, увечье, недееспособность);

· нарушения судьей требований относительно несовместимости.

· нарушения судьей присяги (ее текст формулируется в ст. 10 Закона Украины «О статусе судей»);

· вступления в законную силу обвинительного приговора в отношении
него. Это означает совершение судьей преступления и поэтому исключает
дальнейшее его участие в осуществлении правосудия;

· прекращения его гражданства, что может быть следствием выхода из гражданства или утраты его;

· признание судьи безвестно отсутствующим или объявления умершим (только по решению суда);

· подачи судьей заявления об отставке или об освобождении от
должности по собственному желанию;

· смерти судьи.

Правосудие в Украине осуществляют профессиональные судьи, в предназначенных законом случаях, народные заседатели и присяжные. На должность судьи может быть рекомендован квалификационной комиссией судей гражданин Украины не моложе 25 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы в области права не менее трех лет, проживающий в Украине не менее десяти лет и владеющий государственным языком. Судьями специализированных судов могут быть лица, имеющие профессиональную подготовку по вопросам юрисдикции этих судов. Эти судьи отправляют правосудие только в составе коллегий судей.
Защита профессиональных интересов судей осуществляется в порядке, который будет установлен в отдельном Законе. Но государство согласно
Конституции Украины обеспечивает личную безопасность судей и их семей.
Судопроизводство в Украине осуществляется судьей единолично, коллегией судей или судом присяжных. Основными его основами являются: законность, равенство всех участников судебного процесса перед законом и судом, обеспечение доказанности вины; соперничество сторон и свобода в предоставлении ими суду их доказательств и в доказывании перед судом их убедительности; поддержание государственного обвинения в суде прокурором; обеспечения обвиняемому права на защиту; гласность судебного процесса и его полная фиксация техническими средствами; обеспечения Апелляционного и кассационного обжалования решения суда, кроме случаев, установленных законом; обязательность решений суда.
За неуважение к суду и судье виновные лица привлекаются к юридической ответственности.
Согласно Конституции Украины, в государстве действует Высший совет юстиции. Она состоит из 20 членов. Верховная Рада Украины, Президент Украины, съезд судей Украины, съезд адвокатов Украины, съезд представителей юридических высших учебных заведений и научными учреждений назначают в Высший совет юстиции по три члена, а всеукраинская конференция работников прокуратуры - по два.
По должности в состав Высшего совета юстиции входят Председатель Верховного Суда Украины, Министр юстиции Украины, Генеральный прокурор Украины.
К ведению Высшего совета юстиции относятся:

а) внесение представления о назначении судей на должности или
об увольнении их с должностей;

б) вынесение решения по нарушениям судьями и прокурора требований относительно несовместимости;

в) осуществление дисциплинарного производства относительно судей
Верховного Суда Украины и судей высших специализированных судов
и рассмотрение жалоб на решения о привлечении к дисциплинарной
ответственности судей апелляционных и местных судов, а также
прокуроров.
Итак, Высший совет юстиции формируется из компетентных юристов-практиков и теоретиков и полномочна не допускать нарушений со стороны судей и прокуроров, а также гарантировать их независимость при осуществлении правосудия, в том числе со стороны представителей исполнительной и законодательной ветвей государственной власти при назначении судей.

Вывод

Единым органом законодательной власти в Украине есть парламент - Верховная Рада Украины. Он является представительным органом, поэтому избирается непосредственно народом на основе общего, равного и прямого избирательного права путем тайного голосования. В состав Верховной Рады входят два органа, которые имеют особый правовой статус - Счетная палата и Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека. Согласно Закону Украины "О Счетной палате" от 11 июля 1996 г. Счетная палата есть постоянно действующим органом контроля, который образовывается Верховной Радой Украины, подчиненный и подотчетный ей. Особенность правового статуса этого органа заключается в том, что он осуществляет свою деятельность самостоятельно, независимо от любых органов государственной власти. Специфика статуса органа Уполномоченного Верховной Рады Украины из прав человека в том, что, согласно Закону Украины "Об Уполномоченном Верховной Рады Украины из прав человека" от 13 ноября 1997 г., он является органом, который на постоянной основе осуществляет парламентский контроль за соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина и защита каждого на территории Украины в пределах юрисдикции. В отличие от органов законодательной власти органы исполнительной власти назначаются Президентом Украины Органы исполнительной власти осуществляют исполнительную деятельность, которая состоит в выполнении Конституции Украины, нормативных актов законодательных органов государственной власти, Президента Украины, а также организовывают выполнение этих актов путем роспоряжений. По характеру своих полномочий органы исполнительной власти делятся на органы общей компетенции, ведают всеми или многими областями исполнительной деятельности (Кабинет Министров Украины, например), и органы специальной компетенции (министерства, другие органы государственной исполнительной власти). В свою очередь, органы специальной компетенции в зависимости от полномочий делятся на отраслевые органы, которые ведают определенными отраслевыми управлениями (министерства), и межотраслевые, которые осуществляют межотраслевое управление (Государственные Комитеты).

Органы исполнительной власти подразделяются также на коллегиальные и единоначальные. К первым принадлежат, например, Кабинет Министров Украины, к второй - министерства и другие органы исполнительной власти.

Третий вид государственных органов представляют органы судебной власти. Это - Верховный Суд Украины как высочайший судебный орган в системе судов общей компетенции, высшие судебные органы специализированных судов, апелляционные и местные суды. В своей совокупности эти суды составляют судебную систему Украины. Они осуществляют судебную власть на основе конституционного, гражданского, криминального, арбитражного судопроизводства. Для органов судебной власти характерным есть то, что судьи избираются бессрочно. Особое, отделенное место от судебной системы имеет Конституционный Суд Украины - единый орган конституционной юрисдикции в Украине, который отличается от судов общей и специальной компетенции. Особым видом государственных органов, который не принадлежит ни к одному вида органов государственной власти, есть органы прокуратуры. На прокуратуру Украины полагается поддержание государственного обвинения в суде, надзор за соблюдением законов при расследовании уголовных дел, а также при применении других мероприятий принудительного характера, связанных с ограничением личной свободы граждан, обвиненных в тому или другому правонарушении, другие функции. Прокуратура Украины составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Украины.

Соответственно Конституции Украины, Генеральный прокурор назначается по согласию Верховной Рады Президентом Украины. Особое место в системе органов государственной власти имеет Президент Украины, как единоличный орган в системе органов государственной власти. Президент, безусловно, влияет на деятельность всей системы государственных органов в Украине и, особенно, на организацию и деятельность органов исполнительной власти, поскольку он лично их формирует. Основным методом такого влияния является координация. Президентом Украины, согласно п. 18 ст. 106 Конституции Украины и Законом Украины "О Совете национальной безопасности и обороны Украины" от 6 марта 1998 г., создается координационный орган по вопросам национальной безопасности и обороны - Совет национальной безопасности и обороны Украины.


Похожая информация.


Судебная власт ь – это самостоятельная независимая ветвь государственной власти, осуществляемая судами, которые выполняют возложенные на них законом полномочия посредством установленного судопроизводства. В соответствии с Конституцией РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Понятию судебной власти свойственно два компонента:

1. данная власть может реализоваться только специально создаваемым государствен­ным учреждением - судом;

2. у суда должны быть свои, присущие только ему возможность и способность воздействия.

Эти признаки взаимосвязаны и взаимозависимы. Их нельзя изолировать друг от друга или противопоставлять.

Упомянутые в приведенном определении понятия судебной власти “возможности” и “способности”- это многогранные полномочия, которыми наделяются суды. Именно их реализация в целом и есть реализация судебной власти.

Среди этих полномочий доминирующую роль играет правосудие. Его может осуществлять только суд и никакой другой орган. Это специфически судебное полномочие. Но судебная власть включает и ряд других полномочий, которые, как и правосудие, имеют большое социальное значение. К ним следовало бы относить следующие:

Конституционный контроль;

Контроль за законностью и обоснованностью решений и действий органов государственной власти и местного самоуправления, обще­ственных объединений, должностных лиц;

Обеспечение исполнения приговоров и иных судебных решений;

Дача разъяснений по вопросам судебной практики;

Участие в формировании судейского корпуса и содействие орга­нам судейского сообщества.

Проведению в жизнь каждого из названных полномочий, образу­ющих судебную власть, призвано способствовать наделение органов, на которые возложено осуществление данной власти, средствами при­нуждения к исполнению принимаемых ими решений.

Судебная власть представляет собой совокупность полномочий по осуществлению правосудия, т.е. полномочий:

· по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских, административных и конституционных дел (споров) в порядке, установленном процессуальным законом;

· по обязательному толкованию норм права (напр., Конституционный Суд РФ, Верховный Суд США);

· нормотворческих (создание прецедентов судебных судами в англо-саксонских странах);

· контрольных полномочий (например, проверка законности ареста или задержания) и некоторых других (установление фактов, регистрация корпораций в некоторых странах и т.п.

Полномочия судебных органов власти включают:

основные (исключительные):

· осуществление правосудия;

· конституционный контроль;

вспомогательные:

· контроль за законностью и обоснованностью решений и действий органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц;

· обеспечение исполнения приговоров и иных судебных решений;

· дача разъяснений по вопросам судебной практики;

· участие в формировании судейского корпуса и содействие органам судейского сообщества.

Полномочия судебной власти материализуются вовне в результате деятельности состоящих в судах профессиональных судей и привлекаемых в установленных законом случаях к осуществлению правосудия представителей населения.

Суды (судебные органы власти) как государственные органы составляют материальную основу судебной власти. Правовое регулирование их организации и деятельности как основных структурных формирований судебной власти осуществляется Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О судебной сис­теме Российской Федерации». Этими правовыми актами определяются пред­назначение судов, их компетенция и основные функции, иерархия взаимосвязей, порядок образования и формирования судейского состава, структуры организационного руководства и материально-технического обеспечения.

Закон о судебной системе дает общую характеристику полномочий каждого из судов (ст. 17-28). Именно в этом Законе впервые районный суд определен не только как суд первой инстанции, но и как суд второй инстанции, вышестоящий по отно­шению к мировым судьям (ст. 21).

14)Соотношение судебной власти с другими ветвями государственной власти. Значение разделения властей.

Судебная власть – это самостоятельная независимая ветвь государственной власти, осуществляемая судами, которые выполняют возложенные на них законом полномочия посредством установленного судопроизводства. В соответствии с Конституцией РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

государственная власть едина, но функции ее – законодательство, управление и правосудие – осуществляются различными органами. Выполняя возложенные на них полномочия, ветви власти взаимодействуют друг с другом и оказывают взаимное влияние.

С одной стороны органы законодательной власти влияют на суды, создавая для них нормативно-правовую базу, которая охватывает организацию судебной системы, определяет полномочия, порядок образования (управления) и деятельности судов. Кроме того, органы законодательной власти определяют бюджет судов, участвуют в формировании судейского корпуса – назначении судей: Совет Федерации по представлению Президента РФ назначает судей высших федеральных судов – Конституционного, Верховного, но, будучи, назначенными на должность органами законодательной власти, судьи им не подчинены и принимаемые ими решения не подконтрольны органам законодательной власти.

Органы исполнительной власти также участвуют в создании нормативно-правовой базы для судов и формировании судейского корпуса.

Президент страны, будучи главой государства и высшим должностным лицом исполнительной власти, представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного, Верховного Суда в РФ, назначает судей других федеральных судов, а также подписывает и обнародует федеральные законы. Органы исполнительной власти создают надлежащие условия для деятельности судов (предоставление служебных и жилых помещений, медицинское обеспечение и др.) и исполнения принимаемых ими решений.

С другой стороны, суды контролируют конституционность законов, принимаемых законодательной властью, а также законность правовых актов и действий органов исполнительной власти и могут признать их незаконными и недействующими.

Совет Федерации имеет косвенное влияние на назначение на должности и других федеральных судей, поскольку в соответствии со ст.11 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» Совет Федерации имеет право назначать 10 членов Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации. Именно данная комиссия рассматривает заявления кандидатов на должности председателей и заместителей председателей всех федеральных судов (за исключением районных судов – их заявления рассматривают квалификационные коллегии судей субъектов РФ), а также судей федеральных арбитражных судов округов, окружных (флотских) военных судов и представляет свои заключения по этим кандидатурам соответственно Председателю Верховного Суда РФ и Председателю Высшего Арбитражного Суда РФ.

Многообразными являются взаимоотношения суда и исполнительной власти (Правительства и министерств Российской Федерации).

Правительство РФ, обладая правом законодательной инициативы, вправе вносить в Государственную Думу проекты федеральных законов, касающиеся деятельности судов. Правительство РФ в соответствии со ст.114 Конституции РФ разрабатывает федеральный бюджет, в том числе и в отношении судов, и осуществляет его исполнение. Это существенный фактор влияния на судебную власть, при том что, согласно существующему законодательству, суды имеют возможность активно участвовать в формировании бюджета и отстаивать свои права.

Кроме того, органы исполнительной власти, в т.ч. Правительство РФ, имеют и другие полномочия по созданию надлежащих условий для деятельности судов (предоставление служебных и жилых помещений, медицинское обеспечение и др.).

Судебная власть, будучи самостоятельной и независимой от других ветвей власти – законодательной и исполнительной, в свою очередь оказывает воздействие на их деятельность, уравновешивает их, выступает равной среди равных. К таким полномочиям судебной власти является наделение ее правом осуществлять конституционный судебный контроль и контроль над соответствием принимаемых исполнительными органами нормативных и индивидуальных правовых актов, а также совершаемых ими действий (или бездействия) федеральным законам.

Суды общей юрисдикции и арбитражные суды осуществляют административный судебный контроль, который заключается в решении вопроса о соответствии или несоответствии нормативного акта органов исполнительной власти федеральному закону. Верховный Суд РФ в соответствии со ст.27 ГПК РФ и 34 АПК РФ по заявлению заинтересованных лиц рассматривают вопросы об оспаривании соответствия федеральному закону нормативных и ненормативных актов Президента РФ и Правительства РФ. Противоречащий федеральному закону оспариваемый правовой акт признается недействующим.

В суды общей юрисдикции и арбитражные суды могут быть обжалованы действия (бездействие) других федеральных органов власти – министерств, служб и агентств, а также территориальных федеральных органов исполнительной власти.

Полномочия у судов, позволяющие существенным образом оказывать влияние на исполнительную власть, появились в 1993 г. в связи с принятием Закона РФ от 29 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

Влияние судебной власти на законодательную и исполнительную власть осуществляется также при формировании судейского корпуса. Председатели Верховного Судов РФ на основании заключения Высшей квалификационной коллегии вносят представления о назначении кандидатов на должности судей этих судов Советом Федерации и судей других федеральных судов Президентом РФ. При этом полномочия Президента РФ в выборе кандидатов на должности судей ограничены кандидатурами, представленными ему председателями высших судов.

Значение разделения властей.

Принцип разделения властей был впервые сформулирован французским просветителем Ш.Л.Монтескье и впоследствии получил признание во многих государствах. Наиболее последовательно принцип разделения властей был проведён в Конституции США 1787 года. В Советском государстве принцип разделения властей отвергался как "буржуазный" и неприемлемый, было закреплено всевластие Советов. Ситуация стала меняться только в последние годы перестройки, когда были внесены изменения в Конституции СССР и РСФСР, принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную был провозглашён Декларацией о государственном суверенитете РСФСР и закреплён в союзной и российской конституциях, введены посты Президентов СССР и РСФСР.

Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является одним из важнейших принципов организации государственной власти и функционирования правового государства. Принцип разделения властей означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность - органами исполнительной власти, судебная власть - судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие, государственный контроль и т.п.

Политическое обоснование принципа разделения властей состоит в том, чтобы распределить и сбалансировать властные полномочия между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол. Три независимые ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции и законов, это так называемая "система сдержек и противовесов". Характерно, что в государствах с тоталитарным и авторитарным режимом, как правило, не признаётся принцип разделения властей.

Разделение властей в современном российском государстве.

Статья 10 Конституции Российской Федерации закрепляет принцип осуществления государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, а также самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти (здесь рассматривается разделение властей "по горизонтали", о разделении властей "по вертикали" - разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ - см.вопрос 33). Речь идёт не о разделении абсолютно независимых властей, а разделении единой государственной власти (единство системы государственной власти является одним из конституционных принципов федерализма) на три самостоятельные ветви власти.

Принцип разделения властей является основополагающим, ориентирующим, но не безусловным. Согласно статье 11 Конституции РФ государственную власть осуществляют Президент РФ (он является главой государства, гарантом Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, в системе федеральных органов поставлен на первое место и не отнесён непосредственно ни к одной из основных ветвей власти), Федеральное Собрание (парламент Российской Федерации, её законодательный и представительный орган, состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы), Правительство Российской Федерации (возглавляет систему органов исполнительной власти РФ), суды РФ - Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и другие федеральные суды (осуществляют судебную власть, в частности, правосудие). Помимо Правительства РФ действуют другие федеральные органы исполнительной власти - федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные службы, другие федеральные ведомства, а также их территориальные органы.

Некоторые государственные органы с особым статусом не относятся ни к одной из основных ветвей власти. Администрация Президента РФ (обеспечивает деятельность Президента РФ), полномочные представители Президента РФ (представляет Президента РФ и обеспечивают реализацию его конституционных полномочий в пределах федерального округа), органы прокуратуры РФ (осуществляют от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и действующих законов и другие функции), Центральный банк РФ (основная функция, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти - защита и обеспечение устойчивости рубля), Центральная избирательная комиссия РФ (проводит выборы и референдумы, возглавляет систему избирательных комиссий), Счётная палата РФ (осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета), Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации (рассматривает жалобы граждан РФ и других заявителей на решения и действия государственных органов и органов местного самоуправления, принимает меры по восстановлению нарушенных прав) и некоторые другие федеральные государственные органы не относятся ни к одной из основных ветвей государственной власти. Подробное рассмотрение этой проблемы выходит далеко за пределы нашей с Вами программы.

Разделение властей в субъектах Российской Федерации.

Статьёй 1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ" (1999) закреплены такие принципы деятельности органов государственной власти, как единство системы государственной власти, разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица, самостоятельное осуществление органами государственной власти принадлежащих им полномочий. Указанным федеральным законом также определены основные полномочия, основы статуса и порядка деятельности законодательных (представительных) и высших исполнительных органов государственной власти, а также высших должностных лиц субъектов РФ. К судам субъектов РФ относятся конституционные (уставные) суды и мировые судьи. В субъектах РФ также действуют федеральные суды, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, а также должностные лица Администрации Президента РФ, органы прокуратуры, избирательные комиссии и другие государственные органы, которые не относятся ни к одной из основных ветвей власти.