Обеспечение национальной безопасности рф

Понятие силы и средства обеспечения национальной безопасности определены в Стратегии национальной безопасности. Согласно Стратегии «система обеспечения национальной безопасности» включает силы и средства обеспечения национальной безопасности.

При этом «силы обеспечения национальной безопасности» – Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, а также федеральные органы государственной власти, принимающие участие в обеспечении национальной безопасности государства на основании законодательства Российской Федерации. Под «средствами обеспечения национальной безопасности» понимаются технологии, а также технические, программные, лингвистические, правовые, организационные средства, включая телекоммуникационные каналы, используемые в системе обеспечения национальной безопасности для сбора, формирования, обработки, передачи или приема информации о состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплению.

В деле обеспечения национальной безопасности большую роль играют органы всех ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной. В целом, их можно разделить на три группы: 1) органы, основные функции которых связаны с управлением в области обеспечения национальной безопасности (Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации; Совет Безопасности Российской Федерации); 2) комитеты палат Федерального собрания Российской Федерации, занимающиеся вопросами безопасности (комитеты по безопасности в Государственной думе и по вопросам безопасности и обороны в Совете Федерации); 3) органы, задачи которых заключаются в выявлении и устранении внутренних и внешних угроз (органы законодательной, исполнительной, судебной властей).

В качестве сил обеспечения национальной безопасности указываются федеральные органы исполнительной власти. Обязанность обеспечения суверенитета, территориальной целостности, устойчивого развития и обороны возложена на большинство из них, в первую очередь, на тех, которые осуществляют реализацию законов, решений Президента и Правительства России в области национальной безопасности в пределах своей компетенции и разрабатывают нормативные правовые акты в этой области. Собственно говоря, именно органы исполнительной власти являются органами обеспечения национальной безопасности, так как ими реализуется наибольший объем компетенций в данной сфере, а целый ряд из них специально создан для обеспечения национальной безопасности. К ним следует отнести:

1) федеральные министерства: Министерство внутренних дел РФ, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство иностранных дел РФ, Министерство обороны РФ, Министерство юстиции;

2) федеральные службы: Федеральная миграционная служба, Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю, Федеральная служба по оборонному заказу, Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная служба судебных приставов, Государственная фельдъегерская служба РФ, Служба внешней разведки РФ, Федеральная служба безопасности РФ, Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков, Федеральная служба охраны;

3) федеральные агентства: Федеральное агентство по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству, Федеральное агентство специального строительства, Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств, Национальный антитеррористический комитет, Главное управление специальных программ Президента РФ, Управление делами Президента РФ.

Президент РФ играет ведущую роль в деле обеспечения безопасности. Ему подчинены все органы исполнительной власти, которые призваны нести основную нагрузку в реализации обеспечения всех основных видов безопасности. Согласно ст. 80 Конституции РФ, Президент РФ как глава государства является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией РФ порядке он принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Он осуществляет руководство внешней политикой, ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ, является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ.

Главным координатором обеспечения национальной безопасности является Совет безопасности. При этом, в ФЗ «О безопасности» отмечается, что Совет безопасности является конституционным совещательным органом, осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности, организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, по иным вопросам, связанным с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности Российской Федерации, а также по вопросам международного сотрудничества в области обеспечения безопасности. Совет безопасности формируется и возглавляется Президентом Российской Федерации.

Основными задачами Совета безопасности являются:

1) обеспечение условий для осуществления Президентом Российской Федерации полномочий в области обеспечения безопасности;

2) формирование государственной политики в области обеспечения безопасности и контроль за ее реализацией;

3) прогнозирование, выявление, анализ и оценка угроз безопасности, оценка военной опасности и военной угрозы, выработка мер по их нейтрализации;

4) подготовка предложений Президенту Российской Федерации о мерах по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и преодолению их последствий; о применении специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности; о введении, продлении и об отмене чрезвычайного положения; координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации принятых Президентом Российской Федерации решений в области обеспечения безопасности; оценка эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

Основными функциями Совета безопасности являются:

1) рассмотрение вопросов обеспечения безопасности, организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, иных вопросов, связанных с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности Российской Федерации, а также вопросов международного сотрудничества в области обеспечения безопасности;

2) анализ информации о реализации основных направлений государственной политики в области обеспечения безопасности, о социально-политической и экономической ситуациях в стране, о соблюдении прав и свобод человека и гражданина;

3) разработка и уточнение стратегии национальной безопасности Российской Федерации, иных концептуальных и доктринальных документов, а также критериев и показателей обеспечения национальной безопасности;

4) осуществление стратегического планирования в области обеспечения безопасности;

5) рассмотрение проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам, отнесенным к ведению Совета Безопасности;

6) подготовка проектов нормативных правовых актов Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности и осуществления контроля деятельности федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности;

7) организация работы по подготовке федеральных программ в области обеспечения безопасности и осуществление контроля за их реализацией;

8) организация научных исследований по вопросам, отнесенным к ведению Совета безопасности.

При этом Президент Российской Федерации может возложить на Совет безопасности иные задачи и функции в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В состав Совета безопасности входят Председатель Совета безопасности Российской Федерации, которым по должности является Президент Российской Федерации; Секретарь Совета безопасности Российской Федерации (далее – Секретарь Совета безопасности); постоянные члены Совета безопасности и члены Совета безопасности.

Секретарь Совета безопасности является должностным лицом, назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации, которому подчиняется непосредственно, и им же определяются его полномочия.

Деятельность Совета безопасности осуществляется в форме заседаний и совещаний. Порядок организации и проведения заседаний и совещаний Совета безопасности определяется Президентом Российской Федерации.

Решения Совета безопасности принимаются на его заседаниях и совещаниях постоянными членами Совета безопасности в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации. Постоянные члены Совета безопасности обладают равными правами при принятии решений. Решения Совета безопасности вступают в силу после их утверждения Президентом Российской Федерации. Вступившие в силу решения Совета безопасности обязательны для исполнения государственными органами и должностными лицами.

Согласно ст. 2 Федерального закона «О безопасности», где одним из основных принципов обеспечения безопасности определено взаимодействие органов государственной власти с общественными объединениями и гражданами, а также положению ч. 4 ст. 4, указывающему, что граждане и общественные объединения участвуют в реализации государственной политики в области обеспечения безопасности помимо органов государственной власти, в систему обеспечения национальной безопасности следует включить и институты гражданского общества. К ним относятся общественные объединения граждан, обладающие правами и обязанностями участвовать в обеспечении национальной безопасности в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Не остаются в стороне и органы местного самоуправления, которые наряду с органами государственной власти субъектов Российской Федерации признаются самостоятельными субъектами системы обеспечения национальной безопасности, имеющими собственные функции и право нормативного регулирования в пределах предоставленной компетенции согласно ст.12 ФЗ «О безопасности». Общая компетенция органов местного самоуправления регулируется положениями федеральных законов, например, Федеральными законами от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 21.07.2014 г. № 217-ФЗ) и от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в ред. от 21.07.2014 г. №271-ФЗ).

Cтратегия национальной безопасности Российской Федерации

Основными направлениями обеспечения национальной безопасности РФ являются стратегические национальные приоритеты, которыми определяются задачи важнейших социальных, политических и экономических преобразований для создания безопасных условий реализации конституционных прав и свобод граждан РФ, осуществления устойчивого развития страны, сохранения территориальной целостности и суверенитета государства.


Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года - официально признанная система стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу.


Концептуальные положения в области обеспечения национальной безопасности базируются на взаимосвязи Стратегии национальной безопасности РФ и Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года.


Стратегия является базовым документом по планированию развития всей системы обеспечения национальной безопасности РФ, в ней излагаются порядок действий и меры по обеспечению национальной безопасности. Она является основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти, организаций и общественных объединений для защиты национальных интересов РФ и обеспечения безопасности личности, общества и государства.


Основная задача Стратегии НБ состоит в формировании и поддержании силами обеспечения национальной безопасности внутренних и внешних условий, благоприятных для реализации стратегических национальных приоритетов.


В Стратегии даны следующие ключевые понятия, важные и для курса БЖ:

  1. "национальная безопасность" - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие РФ, оборону и безопасность государства;
  2. "национальные интересы РФ" - совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства;
  3. "угроза национальной безопасности" - прямая или косвенная возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию РФ, обороне и безопасности государства;
  4. "стратегические национальные приоритеты" - важнейшие направления обеспечения национальной безопасности, по которым реализуются конституционные права и свободы граждан РФ, осуществляются устойчивое социально-экономическое развитие и охрана суверенитета страны, ее независимости и территориальной целостности;
  5. "система обеспечения национальной безопасности" - силы и средства обеспечения национальной безопасности;
  6. "силы обеспечения национальной безопасности" - Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, а также федеральные органы государственной власти, принимающие участие в обеспечении национальной безопасности государства на основании законодательства РФ;
  7. "средства обеспечения национальной безопасности" - технологии, а также технические, программные, лингвистические, правовые, организационные средства, включая телекоммуникационные каналы, используемые в системе обеспечения национальной безопасности для сбора, формирования, обработки, передачи или приема информации о состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплению.

Силы и средства обеспечения национальной безопасности сосредоточивают свои усилия и ресурсы на обеспечении национальной безопасности в следующих сферах:

  1. внутриполитической,
  2. экономической,
  3. социальной,
  4. в сфере науки и образования,
  5. в международной,
  6. духовной, информационной,
  7. военной, оборонно-промышленной
  8. в экологической сфере,
  9. в сфере общественной безопасности.

В Стратегии НБ РФ отмечается, что развитие мира идет по пути глобализации международной жизни. Между государствами обострились противоречия, связанные с неравномерностью развития в результате глобализационных процессов, углублением разрыва между уровнями благосостояния стран. Возросла уязвимость всех членов международного сообщества перед лицом новых вызовов и угроз.


На обеспечение национальных интересов РФ негативное влияние будут оказывать: вероятные рецидивы односторонних силовых подходов в международных отношениях, противоречия между основными участниками мировой политики, угроза распространения оружия массового уничтожения и его попадания в руки террористов, а также совершенствование форм противоправной деятельности в кибернетической и биологической областях, в сфере высоких технологий.


Усилится глобальное информационное противоборство, возрастут угрозы стабильности индустриальных и развивающихся стран мира, их социально-экономическому развитию и демократическим институтам. Получат развитие националистические настроения, ксенофобия, сепаратизм и насильственный экстремизм, в том числе под лозунгами религиозного радикализма. Обострятся мировая демографическая ситуация и проблемы окружающей природной среды, возрастут угрозы, связанные с неконтролируемой и незаконной миграцией, наркоторговлей и торговлей людьми, другими формами транснациональной организованной преступности. Вероятно распространение эпидемий, вызываемых новыми, неизвестными ранее вирусами. Более ощутимым станет дефицит пресной воды.


Внимание международной политики будет сосредоточено на обладании источниками энергоресурсов, Критическое состояние физической сохранности опасных материалов и объектов, особенно в странах с нестабильной внутриполитической ситуацией, а также не контролируемое государствами распространение обычных вооружений могут привести к обострению существующих и возникновению новых региональных и межгосударственных конфликтов.


В условиях конкурентной борьбы за ресурсы не исключены решения возникающих проблем с применением военной силы - может быть нарушен сложившийся баланс сил вблизи границ РФ и границ ее союзников.


Возрастет риск увеличения числа государств - обладателей ядерного оружия. Возможности поддержания глобальной и региональной стабильности существенно сузятся при размещении в Европе элементов глобальной системы противоракетной обороны Соединенных Штатов Америки. Последствия мировых финансово-экономических кризисов могут стать сопоставимыми по совокупному ущербу с масштабным применением военной силы.


Организация Договора о коллективной безопасности рассматривается в качестве главного межгосударственного инструмента, призванного противостоять региональным вызовам и угрозам военно-политического и военно-стратегического характера, включая борьбу с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.


Определяющим фактором в отношениях с Организацией Североатлантического договора останется неприемлемость для России планов продвижения военной инфраструктуры альянса к ее границам и попытки придания ему глобальных функций, идущих вразрез с нормами международного права.


Россия будет стремиться к выстраиванию равноправного и полноценного стратегического партнерства с Соединенными Штатами Америки на основе совпадающих интересов и с учетом ключевого влияния российско-американских отношений на состояние международной обстановки в целом. В качестве приоритетов останутся достижение новых договоренностей в сфере разоружения и контроля над вооружениями, укрепление мер доверия, а также решение вопросов нераспространения оружия массового уничтожения, наращивания антитеррористического сотрудничества, урегулирования региональных конфликтов.


В сфере международной безопасности Россия сохранит приверженность использованию политических, правовых, внешнеэкономических, военных и иных инструментов защиты государственного суверенитета и национальных интересов.


Для предотвращения угроз национальной безопасности необходимо:

  1. обеспечить социальную стабильность, этническое и конфессиональное согласие;
  2. повысить мобилизационный потенциал и рост национальной экономики;
  3. поднять качество работы органов государственной власти;
  4. сформировать действенные механизмы их взаимодействия с гражданским обществом в целях реализации гражданами РФ права на жизнь, безопасность, труд, жилье, здоровье и здоровый образ жизни, на доступное образование и культурное развитие.

В Стратегии четко определены Национальные интересы РФ и стратегические национальные приоритеты


Национальные интересы РФ на долгосрочную перспективу заключаются:

  1. в развитии демократии и гражданского общества, повышении конкурентоспособности национальной экономики;
  2. в обеспечении незыблемости конституционного строя, территориальной целостности и суверенитета РФ;
  3. в превращении РФ в мировую державу, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях многополярного мира.

Основными приоритетами национальной безопасности РФ являются национальная оборона, государственная и общественная безопасность.


Для обеспечения национальной безопасности Российская Федерация, наряду с достижением основных приоритетов национальной безопасности, сосредоточивает свои усилия и ресурсы на следующих приоритетах устойчивого развития:

  1. повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования личной безопасности, а также высоких стандартов жизнеобеспечения;
  2. экономический рост, который достигается прежде всего путем развития национальной инновационной системы и инвестиций в человеческий капитал;
  3. наука, технологии, образование, здравоохранение и культура, которые развиваются путем укрепления роли государства и совершенствования государственно-частного партнерства;
  4. экология живых систем и рациональное природопользование, поддержание которых достигается за счет сбалансированного потребления, развития прогрессивных технологий и целесообразного воспроизводства природно-ресурсного потенциала страны;
  5. стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство, которые укрепляются на основе активного участия России в развитии многополярной модели мироустройства.

Важнейший посыл Стратегии - состояние национальной безопасности РФ напрямую зависит от экономического потенциала страны и эффективности функционирования системы обеспечения НБ.


В Стратегии выделены девять сфер жизнедеятельности, внутри которых реализуются усилия по обеспечению НБ страны. Причем внутри каждой сферы в Стратегии рассматриваются несколько подсистем НБ (мы их выделяем полужирным шрифтом: военная, государственная, общественная, пограничная, энергетическая, продовольственная и т.д.). В качестве первой сферы жизнедеятельности страны названа оборонительная. Без нее все остальные теряют смысл, если чужой субъект подчинит себе ресурсы страны.

Силы обеспечения национальной безопасности

"..."силы обеспечения национальной безопасности" - Вооруженные Силы Российской Федерации, другие , воинские формирования и органы, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная и (или) , а также , принимающие участие в обеспечении национальной безопасности государства на основании законодательства Российской Федерации;..."

Источник:

Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года"


Официальная терминология . Академик.ру . 2012 .

Смотреть что такое "Силы обеспечения национальной безопасности" в других словарях:

    Силы и средства обеспечения национальной безопасности;... Источник: Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года … Официальная терминология

    КОНЦЕПЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - политический документ, отражающий совокупность официально принятых взглядов на цели и государственную стратегию в области обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз политического, экономического,… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

    Министерство Национальной Безопасности Азербайджана - Министерство Национальной Безопасности азерб. Milli Təhlukəsizlik Nazirliyi Страна … Википедия

    Министерство национальной безопасности Азербайджана - Министерство национальной безопасности азерб. Milli Təhlukəsizlik Nazirliyi … Википедия

    Министерство Национальной Безопасности Азербайджанской Республики - Министерство Национальной Безопасности Страна: Азербайджан Создана: 1 ноября 1991 Юрисдикция … Википедия

    Министерство разведки и национальной безопасности (Иран) - (ВЕВАК) وزارت اطلاعات و امنیت ملی ایران Общая информация Дата создания 18.8.1984 Предшествующие ведомства САВАМА (до 1984 г.) САВАК Штаб квартира Тегеран Ответственный министр Хейдар Мослехи, Министр Министерство разведки и национальной… … Википедия

    БЕЗОПАСНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ обеспечение - процесс создания условий для стабильного, бескризисного развития государства в соответствии с целями и задачами развития и укрепления экономического суверенитета; устранения и предупреждения угроз, условий и других факторов, могущих оказать… … Социология: Энциклопедия

    Силы Самообороны - официальное название вооруженных сил в современной Японии. В соответствии с Потсдамской декларацией в 1945 г. были осуществлены разоружение и демобилизация японской армии. 30 ноября этого же года были распущены Военное и Военно морское… … Вся Япония

    Министерство национальной обороны Португалии - В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

    Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) - Договор о коллективной безопасности был подписан 15 мая 1992 года в Ташкенте (Узбекистан) В сентябре 1993 года к нему присоединился Азербайджан, в декабре того же года Грузия и Белоруссия. Договор вступил в силу для всех девяти стран в апреле… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Книги

  • Вооруженные Силы Российской Федерации. Модернизация и перспективы развития , . Вашему вниманию предлагается книга "Вооруженные Силы Российской Федерации. Модернизация и перспективы развития" . Основные темы: - Безопасность и оборона России. Состояние и перспективы. -…

Государственные органы, обеспечивающие все виды безопасности общества. Государство в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность страны и каждого ее гражданина на территории Российской Федерации. Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, гарантируются защита и покровительство со стороны государства. Для непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности личности, общества и государства в системе исполнительной власти в соответствии со ст. 12 Закона Российской Федерации «О безопасности» определяются силы и средства. Силы обеспечения безопасности включают в себя вооруженные силы, федеральные органы безопасности, органы внутренних дел, внешней разведки, обеспечения безопасности органов законодательной, исполнительной и судебной властей и их высших должностных лиц, налоговой службы; службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны, пограничные и внутренние войска, органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве. Важную роль играют службы обеспечения безопасности средств связи и информации, таможни, природоохранные органы, органы охраны здоровья населения и другие государственные органы обеспечения безопасности, действующие на основании законодательства. Что каса ется средств, то безопасность обеспечивается всеми имеющимися в распоряжении страны орудиями - политическими, экономическими, правовыми, военными, организационными и ресурсными. Силы и средства обеспечения безопасности создаются и развиваются в соответствии с решениями Президента РФ и Правительства РФ, краткосрочными и долгосрочными федеральными программами обеспечения безопасности. Руководители органов обеспечения безопасности в соответствии с законодательством несут ответственность за нарушение установленного порядка их деятельности. Создание органов обеспечения безопасности, не установленных федеральными законами, не допускается. Основной орган системы обеспечения - Министерство иностранных дел. Не случайно в настоящее время при обеспечении национальной безопасности большой упор делается на политико-дипломатические, международно-правовые, экономические и иные невоенные средства. Федеральные органы исполнительной власти обеспечивают исполнение законодательства Российской Федерации, решений Президента РФ и Правительства РФ в области национальной безопасности Российской Федерации. В пределах своей компетенции они разрабатывают нормативные правовые акты в этой области и представляют их Президенту РФ и Правительству РФ. Органы исполнительной власти субъектов Федерации взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти по вопросам исполнения законодательства Российской Федерации, решений Президента РФ и Правительства РФ в области национальной безопасности Российской Федерации, а также федеральных программ, планов и директив, издаваемых Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации в области военной безопасности страны. Совместно с органами местного самоуправления они проводят мероприятия по привлечению граждан, общественных объединений и организаций к оказанию содействия в решении проблем национальной безопасности, согласно законодательству России, вносят в федеральные органы исполнительной власти предложения по совершенствованию системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Судебные органы обеспечивают защиту конституционного строя, руководствуясь Конституцией РФ и законами России, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации, осуществляют правосудие по делам о преступлениях, посягающих на безопасность личности, общества и государства. Они обеспечивают судебную защиту граждан, общественных и иных организаций и объединений, чьи права были нарушены в связи с деятельностью по обеспечению безопасности. Литература: Закон РФ «О безопасности» (1992); Общая теория национальной безопасности. М., 2004. © Прохожев А.А.

Еще по теме ОРГАНЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ:

  1. 12.1. Понятие, предмет информационной безопасности и ее место в системе обеспечения национальной безопасности
  2. 12.4. Принципы, задачи, функции и стандарты обеспечения национальной безопасности
  3. Тема 11 ОРГАНЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  4. Тема 10 ОРГАНЫ ПО ОХРАНЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  5. Тема 9 ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ОХРАНУ ПРАВОПОРЯДКА И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В СФЕРЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ

ПЛАН

2. Роль и место России в мировом сообществе

3. Система национальных интересов России

Заключение

Введение

Национальная безопасность определяется как состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства.

С точки зрения права, национальную безопасность России на современном этапе обеспечивают более 200 нормативно правовых актов:

Федеральные конституционные законы (ФКЗ № 1 от 30.01.2002 г. «О военном положении»; ФКЗ № 3 от 30.05.2001 г. «О чрезвычайном положении»);

Федеральные законы (ФЗ № 61 от 31.05.1996 г. «Об обороне»; ФЗ № 53 от 28.03.1998 г. «О воинской обязанности и военной службе»; ФЗ № 31 от 26.02.1997 г. «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»);

Кодексы Российской Федерации;

Указы Президента РФ (Указ от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», Указ от 05 февраля 2010 г. № 146 «О Военной доктриныРоссийской Федерации);

Постановления Правительства Российской Федерации;

Федеральные целевые программы, концепции, доктрины, стратегии и др;

Ведомственные нормативные акты.

В стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года даются основные понятия, определяющие содержание и направления по обеспечению национальной безопасности РФ.

Национальные интересы РФ – совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства.

Угроза национальной безопасности – прямая или косвенная возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию РФ, обороне и безопасности государства.

Стратегические национальные приоритеты – важнейшие направления обеспечения национальной безопасности, по которым реализуются конституционные права и свободы граждан РФ, осуществляются устойчивое социально-экономическое развитие и охрана суверенитета страны, ее независимости и территориальной целостности.

Система обеспечения национальной безопасности – силы и средства обеспечения национальной безопасности.

Силы обеспечения национальной безопасности – ВС РФ, другие войска, воинские формирования и органы, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, а также федеральные органы государственной власти, принимающие участие в обеспечении национальной безопасности государства на основании законодательства РФ.

Средства обеспечения национальной безопасности – технологии, а также технические, программные, лингвистические, правовые, организационные средства, включая телекоммуникационные каналы, используемые в системе обеспечения национальной безопасности для сбора, формирования, обработки, передачи или приема информации о состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплению.

1. Характеристики современных военно-политических тенденций

Современный этап мирового развития характеризуется острейшими социально-экономическими конфликтами и политическими противоречиями.

Конец биполярной блоковой системы привел к существенному изменению принципов стратегической стабильности в мире. Глобальная и региональная безопасность смещаются от вопросов войны и мира к политическим, финансово-экономическим, демографическим и другим проблемам.

В начале XXI века обозначились процессы повышения роли военной силы для обеспечения политических и экономических интересов государств мира.

Сегодняшняя глобальная военно-политическая обстановка характеризуется сочетанием двух основных тенденций:

1. Стремлением сформировать новую, более справедливую и демократическую систему международных экономических и политических отношений;

2. Расширением практики применения вооруженной силы на основе национальных решений и вне мандата ООН.

Наряду с этими тенденциями продолжают существовать и стереотипы периода «холодной войны», существенно осложняющие международную обстановку.

Существенное значение для понимания специфики Российских внешнеполитических интересов, а значит, роли и места ВС РФ, приобретают новые глобальные тенденции:

1. В современной системе военно-политических отношений на первый план выходит противодействие новым вызовам, стимулированным процессами глобализации. Резко повышается значимость международного сотрудничества силовых структур, включая спецслужбы и ВС РФ.

2. Становится реальностью осуществление международных операций по применению силы вне традиционных военно-политических организаций.

3. Происходит дальнейшее увеличение роли экономики во внешнеполитических приоритетах государств.

4. Сращивание внутреннего и международного терроризма.

5. Существенно повысилось значение негосударственных участников системы международных отношений для определения характера внешнеполитических приоритетов различных государств мира.

2. РОЛЬ И МЕСТО РОССИИ В МИРОВОМ СООБЩЕСТВЕ

Распад СССР привел к существенным изменениям в геополитике. По сравнению с Советским Союзом геополитические возможности РФ сократились. В значительной мере утрачены выходы к Балтике и Черному морю; в ресурсном отношении потеряны шельфы Черного, Каспийского, Балтийского морей; при сокращении территории протяженность границ увеличилась (появились новые, не обустроенные границы). Численность населения и занимаемая площадь по сравнению с СССР уменьшилась приблизительно в два раза. Потеряны прямые сухопутные выходы к Центральной и Западной Европе, вследствие чего Россия оказалась отрезанной от Европы, не имея теперь непосредственных границ ни с Польшей, ни со Словакией, ни с Румынией. В результате распада СССР Россия оказалась как бы отодвинутой на северо-восток, то есть в определенной степени утратила возможности непосредственного влияния на положение дел не только в Европе, но и в Азии, которые имел Советский Союз. Говоря об экономическом потенциале, следует констатировать, что роль российской экономики в мировой экономике не велика. Она несравнима не только с ролью США, Западной Европы, Японии и Китая, но уступает (или приблизительно равна) роли таких стран, как Бразилия, Индия, Индонезия и ряда других. Так, падение курса рубля (как и его рост) почти не влияет на курсы ведущих мировых валют.