Ограничения и запреты военнослужащих. Российским военным запретят пользоваться соцсетями, узнали СМИ . Запреты и ограничения

Федеральный закон «О статусе военнослужащих» устанавливает некоторые запреты в связи с особым характером военной службы, например запрет на участие в забастовках. Участие военнослужащих в забастовках, а равно иное прекращение исполнения обязанностей военной службы как средство урегулирования вопросов, связанных с прохождением военной службы, запрещаются (п. 3 ст. 7). Запрет на участие военнослужащих в забастовках проистекает из сущности военной службы как федеральной государственной службы особого вида. Таким образом, законодатель подчеркнул непрерывность состояния на военной службе в пределах сроков, установленных указанным Законом, а также неприемлемость использования данной формы защиты своих прав при исполнении военной службы. Данный запрет не противоречит нормам международного права и соответствует сложившейся в зарубежных государствах с развитой системой демократии практике ограничения прав военнослужащих на участие в забастовках. В то же время законодательством предусмотрены иные формы защиты нарушенных прав военнослужащих: подача специальной (в порядке, установленном гл. 5 ДУ ВС РФ) и общей жалобы, а также обжалование действий и решений органов военного управления и воинских должностных лиц в органы военной прокуратуры и в суд в порядке, установленном Законом Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

В аб. 7 п. 7 ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих» предусмотрен запрет на иностранные награды. Военнослужащим запрещено принимать без разрешения Президента Российской Федерации звания, ордена или другие знаки отличия иностранного государства. Запрет включает в себя и награды, почетные и специальные звания международных и иностранных организаций. Поскольку признание иностранным государством каких-либо заслуг военнослужащего ставило бы его в двусмысленное положение, постольку федеральное законодательство регулирует условия принятия наград и званий иностранного государства См: Корякин В. М. Военно-социальная политика Российской Федерации: проблемы правового регулирования. М., 2003. С. 64..

Федеральным законом «О статусе военнослужащих» установлен запрет на совместную службу родственников. Военнослужащим, состоящим между собой в близком родстве (родители, супруги, дети, родные братья, родные сестры, а также родные братья, сестры, родители и дети супругов), не разрешается проходить военную службу в одной воинской части, если один из них непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен другому. Положение о порядке прохождения военной службы (подп. «ж» п. 10 ст. 11) ограничивает возможность совместной военной службы родственников двумя условиями: а) если они являются близкими родственниками и б) если их служба связана с подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Запрещается назначение на воинские должности близких родственников в одну воинскую часть, под которой в соответствии с п. 4 ст. 3 указанного Положения понимаются органы военного управления, органы, воинские части, корабли, соединения, предприятия, учреждения и организации Вооруженных Сил Российской Федерации (других войск, воинских формирований или органов), а также военные факультеты (кафедры) при образовательных учреждениях высшего профессионального образования. Таким образом, не запрещается прохождение военной службы близкими родственниками в одном военном округе или на одном флоте (другом объединении).

Ограничения свободы слова и печати. Федеральный закон «О статусе военнослужащих», ограничивая свободу слова военнослужащих, запрещает им обсуждать и критиковать приказы командиров и начальников (п. 1 ст. 7), отказываться от исполнения своих служебных обязанностей по мотивам отношения к религии и использовать свои служебные полномочия для пропаганды того или иного отношения к религии (п. 2 ст. 8).

Средства массовой информации всегда являются публичным выражением мысли. По силе своего воздействия на общество они называются «пятой властью» и, следовательно, в определенных сферах государственной деятельности могут быть подвергнуты определенным ограничениям. Ограничение военнослужащих в свободе слова может быть осуществлено двумя способами: во-первых, установлением запрета военнослужащим печатать свои произведения и, во-вторых, установлением предварительной военной цензуры.

Законодательством Российской Федерации установлены два ограничения при реализации военнослужащими права на свободу слова. Во-первых, они не должны разглашать государственную тайну. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, если эти сведения стали достоянием других лиц, влечет уголовную ответственность (ст. 283 УК РФ).

Во-вторых, реализуя право на свободу слова, военнослужащие не вправе обсуждать и критиковать приказы командира. Указанная норма направлена на последовательное соблюдение принципа единоначалия -- основы воинской дисциплины. В контексте вышеназванного Закона указанное ограничение касается обсуждения и критики приказов как прямого командира (начальника) военнослужащего, так и иных воинских должностных лиц.

Кроме прямых запретов, законодательными актами предусмотрены ограничения военнослужащих в некоторых правах и свободах личности. Например:

– выезд военнослужащих за пределы гарнизонов, на территориях которых они проходят военную службу, осуществляется в порядке, определяемом общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации, а за пределы Российской Федерации в порядке, установленном законодательством. УВС ВС РФ установлено, что выезд военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, за пределы гарнизонов, на территории которых они проходят военную службу, осуществляется с разрешения командира воинской части. Федеральным законом «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» установлено, что военнослужащие выезжают за пределы Российской Федерации при наличии разрешения командования, оформленного в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

– в случае служебной необходимости отдельные мероприятия в соответствии с перечнем, утверждаемым руководителями федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, проводятся без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени;

– обучение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в гражданских образовательных учреждениях профессионального образования возможно только по очно-заочной (вечерней) или заочной форме обучения, а для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, - запрещено.

Военная служба связана с рядом правоограничений и прямых запретов для военнослужащих. В соответствии с ч.3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Указанные ограничения могут вводиться не только в отношении всего населения страны, но и в отношении отдельных категорий граждан, например государственных служащих и военнослужащих.

Ограничения военнослужащих в отдельных правах и свободах обусловлены непосредственным возложением на органы и организации, в которых предусмотрена военная служба, в том числе и в условиях мирного времени, основного объема мероприятий по реализации конституционной обязанности по подготовке к вооруженной защите и защите Отечества, что, в свою очередь, обусловливает специфику исполнения военной службы. Военнослужащие исполняют военную службу в интересах всего общества, в том числе в целях защиты основ конституционного строя, прав и законных интересов других лиц, обороны страны и безопасности государства.

Указанные ограничения некоторых основных прав и свобод устанавливаются Федеральным законом «О статусе военнослужащих» и другими законодательными актами Российской Федерации.

Федеральным законом «О статусе военнослужащих» в ст. 27.1 установлены ограничения, запреты, обусловленные особенностями военной службы как федеральной государственной службы особого вида. Указанные запреты соответствуют основным ограничениям и запретам, установленным для государственных служащих Федеральным законом от 27 июля 2004 года №79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих исполнению военнослужащим обязанностей по осуществлению оперативно-розыскной деятельности или обеспечению безопасности Российской Федерации.

Назначение ограничений и запретов:

  • - обеспечить эффективную служебную деятельность военнослужащих;
  • - установить препятствия возможному злоупотреблению военнослужащих;
  • - создать условия для независимости служебной деятельности от какого-либо влияния, не связанного со службой.

Несоблюдение военнослужащим указанных ограничений может служить основанием для привлечения его к дисциплинарной ответственности, а при наличии состава преступления -- для привлечения к уголовной ответственности.

Запреты и ограничения, действующие в отношении военнослужащих, можно систематизировать по четырем направлениям Стрекозов В.Г., Кудашкин А.В. Военное право: учебник. - М.: НОРМА, 2004.:

  • а) в политической сфере;
  • б) в экономической сфере;
  • в) ограничения свободы слова и печати;
  • г) в связи с особым характером военной службы.

Запреты и ограничения в политической сфере.

Согласно ст. 9 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

В целях соблюдения военнослужащими политической нейтральности и ограждения их от влияния политических партий, запрещается ведение любой политической агитации, в том числе предвыборной, на территориях воинских частей, соединений и учреждений Вооруженных Сил Российской Федерации. Воинским частям, военным учреждениям и организациям запрещается проводить предвыборную агитацию, распространять любые агитационные предвыборные материалы. Командование воинской части обеспечивает информирование военнослужащих о зарегистрированных избирательных объединениях, избирательных блоках и кандидатах в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Военнослужащие в свободное от службы время, находясь вне воинской части, могут участвовать во встречах избирателей с кандидатами в депутаты и в других предвыборных мероприятиях. Командиры воинских частей, участковые избирательные комиссии воинских частей организуют просмотр телевизионных программ и прослушивание радиопередач государственных телерадиокомпаний, связанных с подготовкой и проведением выборов.

Военнослужащие в Российской Федерации не ограничены как в активном, так и в пассивном избирательном праве. Однако установленный Федеральным законом «О статусе военнослужащих» запрет военнослужащему заниматься другой оплачиваемой деятельностью означает одновременно и запрет быть депутатом законодательного (представительного) органа Российской Федерации, законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Таким образом, законодатель определил невозможность совмещения в одном лице функций народного представительства и военнослужащего, который является федеральным служащим, т. е. установлена невозможность одновременно участвовать в деятельности законодательной и исполнительной власти, что соответствует принципу разделения властей, который закреплен в Конституции Российской Федерации (ст. 10).

Военнослужащие Российской Федерации могут состоять в общественных объединениях, не преследующих политические цели, и участвовать в их деятельности, не находясь при исполнении обязанностей военной службы (п. 2 ст. 9 Федерального закона «О статусе военнослужащих»); военнослужащие не вправе использовать служебное положение в интересах политических партий и общественных, в том числе религиозных, объединений, а также для пропаганды отношения к ним (абз. 9 п. 7 ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих»).

Военнослужащие Российской Федерации вправе в свободное от исполнения обязанностей военной службы время мирно, без оружия участвовать в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, проводимых вне территории воинской части.

Действующее законодательство Российской Федерации ограничивает военнослужащих в возможности состоять в общественных объединениях, преследующих политические цели, но не ограничивает их в политической деятельности во внеслужебное время.

В соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» допускается создание и деятельность профессиональных союзов военнослужащих.

Министерство обороны Российской Федерации оказывает помощь в решении организационных вопросов, связанных с деятельностью профсоюза.

Законодательством право военнослужащих Российской Федерации на объединение в союзы, в том числе и профессиональные, не ограничивается. Союзы военнослужащих не должны вмешиваться в профессиональную компетенцию военной организации государства, в то же время к их ведению должны быть отнесены вопросы социально-правовой защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Запреты и ограничения в экономической сфере.

Законодательством Российской Федерации также регламентировано ограничение военнослужащих в экономических правах. Ограничение в указанной сфере имеет двоякий характер. С одной стороны, оно направлено на ограничение военнослужащих в занятии определенной деятельностью, а с другой -- ограничивает их в возможности пользоваться некоторыми имущественными благами в связи с исполнением военной службы.

Федеральный закон «О статусе военнослужащих» в ст. 10 устанавливает запрет военнослужащим заниматься другой оплачиваемой деятельностью, как служебной, так и трудовой, в то же время разрешает военнослужащим заниматься научной, преподавательской и творческой деятельностью. Разрешение на такую деятельность вытекает из ч. 1 ст. 44 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания.

В соответствии с п. 7 ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащему запрещается заниматься предпринимательской деятельностью. Под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная деятельность физического или юридического лица, осуществляемая им на свой риск и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Ограничения в пользовании определенными материальными благами, например, запрещает получать в какой бы то ни было форме за это вознаграждение и льготы (деньги, подарки, бесплатное или по льготным тарифам предоставление услуг и т. д.). Закон запрещает военнослужащему использовать в целях, не связанных с исполнением обязанностей военной службы, финансовые средства и имущество воинской части, а также другое государственное имущество, за исключением случаев использования указанного имущества за установленную плату.

Военнослужащие не вправе получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением обязанностей военной службы, за исключением ценных подарков (в том числе именных) и денежных сумм, которыми военнослужащие награждаются в порядке поощрения в соответствии с общевоинскими уставами (абз. 6 п. 7 ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих»). В качестве подарка (вознаграждения) рассматриваются материальные или имущественные ценности.

Федеральный закон «О статусе военнослужащих» установил общий запрет всем категориям военнослужащих выезжать в служебные командировки за счет физических и юридических лиц (абз. 8 п. 7 ст. 10). Этот запрет не распространяется на командировки, осуществляемые: в соответствии с международными договорами Российской Федерации; на взаимной основе по договоренности между федеральными органами государственной власти и соответствующими органами государственной власти иностранных государств либо международными организациями.

Запреты в связи с особым характером военной службы.

Федеральный закон «О статусе военнослужащих» устанавливает некоторые запреты в связи с особым характером военной службы, например запрет на участие в забастовках. Участие военнослужащих в забастовках, а равно иное прекращение исполнения обязанностей военной службы как средство урегулирования вопросов, связанных с прохождением военной службы, запрещаются (п. 3 ст. 7). Данный запрет не противоречит нормам международного права и соответствует сложившейся в зарубежных государствах с развитой системой демократии практике ограничения прав военнослужащих на участие в забастовках. В то же время законодательством предусмотрены иные формы защиты нарушенных прав военнослужащих: подача специальной и общей жалобы, а также обжалование действий и решений органов военного управления и воинских должностных лиц в органы военной прокуратуры и в суд в порядке, установленном Законом Российской Федерации.

В абз. 7 п. 7 ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих» предусмотрен запрет на иностранные награды. Военнослужащим запрещено принимать без разрешения Президента Российской Федерации звания, ордена или другие знаки отличия иностранного государства. Запрет включает в себя и награды, почетные и специальные звания международных и иностранных организаций.

Федеральным законом «О статусе военнослужащих» установлен запрет на совместную службу родственников. Военнослужащим, состоящим между собой в близком родстве (родители, супруги, дети, родные братья, родные сестры, а также родные братья, сестры, родители и дети супругов), не разрешается проходить военную службу в одной воинской части, если один из них непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен другому. Положение о порядке прохождения военной службы (пп. «з» п. 10 ст. 11) ограничивает возможность совместной военной службы родственников двумя условиями: а) если они являются близкими родственниками и б) если их служба связана с подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому Положение о порядке прохождения военной службы: Утв. Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237 (ред. от 11.02.2013).

Ограничения свободы слова и печати.

Федеральный закон «О статусе военнослужащих», ограничивая свободу слова военнослужащих, запрещает им обсуждать и критиковать приказы командиров и начальников (п. 1 ст. 7), отказываться от исполнения своих служебных обязанностей по мотивам отношения к религии и использовать свои служебные полномочия для пропаганды того или иного отношения к религии (п. 2 ст. 8).

Средства массовой информации всегда являются публичным выражением мысли. По силе своего воздействия на общество они называются «пятой властью» и, следовательно, в определенных сферах государственной деятельности могут быть подвергнуты определенным ограничениям. Ограничение военнослужащих в свободе слова может быть осуществлено двумя способами: во-первых, установлением запрета военнослужащим печатать свои произведения и, во-вторых, установлением предварительной военной цензуры.

Законодательством Российской Федерации установлены два ограничения при реализации военнослужащими права на свободу слова. Во-первых, они не должны разглашать государственную тайну. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, если эти сведения стали достоянием других лиц, влечет уголовную ответственность (ст. 283 УК РФ).

Во-вторых, реализуя право на свободу слова, военнослужащие не вправе обсуждать и критиковать приказы командира. Указанная норма направлена на последовательное соблюдение принципа единоначалия -- основы воинской дисциплины.

Кроме прямых запретов, законодательными актами предусмотрены ограничения военнослужащих в некоторых правах и свободах личности. Например:

  • - выезд военнослужащих за пределы гарнизонов, на территориях которых они проходят военную службу, осуществляется в порядке, определяемом общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации, а за пределы Российской Федерации -- в порядке, установленном законодательством. Установлено, что выезд военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, за пределы гарнизонов, на территории которых они проходят военную службу, осуществляется с разрешения командира воинской части. Военнослужащие выезжают за пределы Российской Федерации при наличии разрешения командования, оформленного в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
  • - обучение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в гражданских образовательных учреждениях профессионального образования возможно только по очно-заочной (вечерней) или заочной форме обучения, а для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, -- запрещено.

Воинская служба является одной из специфических разновидностей государственной службы. Специфика эта обусловлена характером несения воинской службы, готовность военнослужащего с оружием в руках выступить на защиту интересов государства и в этих же интересах жертвовать ради этого собственной жизнью.
Кроме воинской и тесно связанных с ней службой в других военизированных государственных структурах, в той или иной степени подчиняющихся уставам (МВД, ФСБ, МЧС и др.), такая обязанность не предусмотрена больше ни для одной категории государственных или муниципальных служащих.
Специфика такой постановки вопроса накладывает на военнослужащего ряд высоких моральных обязательств, которые воспитывают в нем чувство долга перед Отечеством и готовности в любой момент выполнить поставленную перед ним задачу по защите родины.
Другой отличительной чертой воинской службы является наличие многочисленных запретов и ограничений, которые накладываются на военнослужащего в период прохождения им воинской службы.
Условно все запреты и ограничения могут быть объединены в 4 неравнозначных по объему и характеру воздействия на права личности блока:

Политические запреты и ограничения;
Экономические запреты и ограничения;
Ограничения, вытекающие из специфики воинской службы (ее особого характера);
Запреты и ограничения в сфере средст массовой информации и свободы слова.

Именно в этом порядке мы и рассмотрим их правовую природу и степень воздействия на общегражданские права личности военнослужащего.

Запреты и ограничения на осуществление политической деятельности

Конституция РФ в ст. 55, ч. 3 декларирует, что личность в Российской федерации, ее права и свободы могут быть ограничены только в той мере, которая необходима и достаточна для защиты конституционного строя, безопасности страны, жизни и здоровья других граждан, их законных интересов и прав.
Развивающим и конкретизирующим это положение Конституции, но уже применительно к военнослужащим, является ФЗ «О статусе военнослужащих». В большинстве случаев, запреты и ограничения на осуществление военнослужащим политической деятельности в период прохождения воинской службы не выходит за рамки аналогичных запретов, распространяющихся на всех иных государственных служащих.

Целью этих запретов и ограничений являются:
Обеспечение высокой эффективности несения воинской службы, на которую не могли бы повлиять политические пристрастия отдельных военнослужащих;
Воспрепятствование возможным злоупотреблениям, связанным с характером военной службы в ходе политической борьбы;
Созданию внутри воинских коллективов аполитичной атмосферы, не связанной с ходом политической борьбы в обществе.

Основной задачей запретов и ограничений политического характера является создание в воинской среде нейтральной, аполитичной и подчиняющейся исключительно государственной власти среды, так как основной целью и задачей воинских формирований является защита государства от внешних врагов. ФЗ «Об обороне» прямо запрещает применение воинских формирований Министерства обороны на территории собственного государства для решения политических разногласий или проведения политических или полицейских мероприятий.
Несмотря на существование запрета на участие в политической деятельности, ведению политической агитации и пропаганды, участию в митингах и демонстрациях, состоянию в политических партиях, организациях или объединениях , военнослужащие не лишены права избирать и быть избранными .
Однако, избрание военнослужащего, проходящего воинскую службу, в любой из выборных органов государственной или муниципальной власти автоматически влечет за собой приостановку его воинской службы и прекращение контракта , который был заключен с военнослужащим.
Не лишает этот запрет военнослужащих и права на просмотр телевизионных программ и прослушивание радио передач с предвыборными материалами кандидатов, ознакомления лично во внеслужебной время с политической платформой партий, участвующих в политической борьбе.
Допускается даже участие военнослужащих во внеслужебное время в мирных шествиях и демонстрациях , но при этом строго запрещаются какие либо политические заявления в адрес руководства страны, критика существующего общественного строя или агитация, направленная в пользу конкретной политической партии.

Запреты и ограничения в сфере осуществления предпринимательской деятельности

Государство, заключая контракт с военнослужащим, или призывая гражданина на срочную военную службу, берет на себя обязательства полностью обеспечить ему достойный уровень материального и социального обеспечения, достаточный для удовлетворения его основных жизненных, физических и духовных потребностей.
В этих целях каждый военнослужащий обеспечивается денежным довольствием, льготами по оплате всевозможных коммунальных и иных услуг, пользуется правом на бесплатное лечение, образования, бесплатный проезд к месту службы или отдыха.
Запрет на занятие любыми видами предпринимательской или иной деятельности приносящей доход, и не связанной с непосредственным исполнением обязанностей по службе, является симметричным такому же запрету, распространяющемуся на гражданских государственных служащих.
Цели и задачи, стоящие перед военнослужащими требуют полной концентрации их внимания на задачах воинской службы, а их навыки и умения должны реализовываться исключительно для целей совершенствования своего служебного и боевого мастерства.

Статья 10 ФЗ «О статусе военнослужащего» прямо устанавливает запрет для военнослужащего заниматься, как в служебное, так и вне служебное время любой оплачиваемой деятельностью, как в порядке осуществления индивидуальной трудовой деятельности, так и работая по найму или гражданско-правовому договору.
Особым видом занятия деятельностью, влекущей возможность получения дополнительного дохода, и так же запрещенной для военнослужащего, является деятельность, связанная с участием в акционерных или иных обществах, право владения ценными бумагами, приносящими доход и участие в торгах на фондовых и иных биржах , на которых обращается иностранная валюта или другие ценные бумаги, подверженные колебаниям курса стоимости. К этому запрету относится и участие в электронных торгах посредством средств коммуникации.
Под запретом для военнослужащих и участие, в каком бы то ни было виде и форме, в азартных играх , независимо от того, в какой форме они проводятся и требуют ли для участия в них непосредственного присутствия военнослужащего. Единственным исключением является участие в государственных лотереях и возможность получения выигрыша по ним, в качестве источника дохода не предусмотренного ФЗ «О статусе военнослужащего».

Довольно спорным и неоднозначным, не нашедшим детального разрешения в действующем военном законодательстве, является вопрос о возможности ведения военнослужащими преподавательской, научной или общественной деятельности некоммерческого характера.
Закон не запрещает военнослужащим заниматься научной и преподавательской деятельностью. Вместе с тем он накладывает прямое ограничение на ведение какой-либо деятельности, приносящей дополнительный доход. В этом и состоит основное противоречие законодательства.
Осуществлять преподавательскую деятельность во время прохождения службы он может либо осуществляя её самостоятельно – (репетирование, оказание консультационных услуг), а это – индивидуальная трудовая деятельность, которой военнослужащему заниматься запрещено. Либо заключив трудовой договор с образовательным учреждением на прочтение лекций, проведение семинаров или занятий в иной форме. Но и заключение такого договора, так же противоречит указанному Федеральному закону. Таким образом, практическая реализация права военнослужащего на ведение научной и преподавательской деятельностью в жизни практически не может быть реализована, если военнослужащий – не работник военного научно-исследовательского или учебного заведения МО РФ.
Число запретов и ограничений в сфере экономической деятельности – наиболее существенный и объемный блок запретов для военнослужащих. Он же наиболее детально регламентирован за уровне законов и ведомственных нормативных актов МО.
Такое «трепетное» отношение государства к недопустимости получения военнослужащими дополнительных доходов связано с его заботой о чистоте рядов кадрового состава вооруженных сил, сантикоррупционной борьбой и исключением возможности коммерческого, служебного подкупа путем предоставления финансовых благ в какой бы то ни было форме.

Ограничения, вытекающие из специфики воинской службы (ее особого характера)

Самым существенным из запретов, нарушающих основные права гражданина, является прямой запрет на участие в забастовках и прекращение работы , как способа урегулирования возникшего конфликта между начальником и подчиненным.
В первом случае, запрещая военнослужащим участвовать в забастовках, законодательство РФ следует в русле общепринятых в мировой практике запретов на появление людей в военной форме в рядах гражданских лиц, выражающих протест против государственного строя или пытающихся решить таким способом свои политические или социальные проблемы.
Основным нормативным актом , в соответствии с которым военнослужащие обязаны сообразовывать все свои действия, и посредством которого должны решать все возникающие конфликтные ситуации является Дисциплинарный Устав ВС .
Именно в ДУ ВС содержится запрет на прекращение исполнения служебных обязанностей в знак несогласия с решением начальника или как средство давления при разрешении конфликтной ситуации.

Довольно редким и специфичным является запрет на принятие наград иностранных государств без разрешения Президента РФ . Как правило, военнослужащие, удостаивающиеся такой чести, либо принимали участие в вооруженных конфликтах на территории других государств, правительство которых приняло решение о награждении, либо оказали услуги иностранному государству при спасении жизни его граждан в экстремальной ситуации.
В большей степени этот запрет относится к высшим чинам МО, которые могут получать иностранные награды в качестве «подарка» во время визита в зарубежное государство, или в ознаменование «заслуг», при заключении выгодных военных контрактов.
Именно поэтому, любой случай награждения иностранной наградой является объектом пристального внимания за обоснованностью такого награждения. Некоторые иностранные награды по своему статусу могут повлечь получение дополнительного денежного вознаграждения или получения ряда пожизненных льгот, которые могут находится в противоречии с действующим военным законодательством РФ.

Еще один запрет – на совместную службу родственников в одном подразделении или в состоянии одного из родственников в подчинении у другого, преследует целью пресечение «кумовства», незаслуженного получения преимуществ и льгот, или ускоренного продвижения по служебной лестнице младшего за счет административного ресурса старшего.
Ничего плохого в создании династий, посвятивших жизнь служению родине нет. Но служба младших поколений должна проходить независимо от заслуг или должностного положения лиц старшего поколения. Так видится в идеале, но не реализуется на практике.
Внук генерала – никогда не станет маршалом, потому что у маршала – есть свои внуки.

Запреты и ограничения в сфере средств массовой информации и свободы слова

Данная группа запретов и ограничений носит весьма чувствительный для личности военнослужащего характер, поскольку не только ограничивает его гражданские права, но и мешает, в некоторых случаях, отстаивать свою позицию при решении личных проблем.
Это относится к прямому запрету на публичную критику действий вышестоящих командиров и начальников . Принимая такое положение вещей военнослужащие, заключающие контракт, изначально признают главенство принципа прямого, непосредственного и беспрекословного подчинения действиям вышестоящего начальника, какими бы абсурдными они не казались. Этот запрет не лишает военнослужащего на право обжаловать неправомерный, с его точки зрения, приказ вышестоящему начальству, но не отменяет обязанности в любом случае его исполнить.
Еще одним из ограничений является запрет на публичную пропаганду своего отношения к той или иной ситуации в стране или на публичную пропаганду религиозных воззрений военнослужащего.
Церковь, являющаяся по статусу общественной организацией, на протяжении всей истории человечества оказывала сильнейшее психологическое воздействие на своих приверженцев и последователей. Не секрет, что на протяжении столетий существовало жесткое, выливавшееся в кровопролитные войны противостояние между представителями различных религий и даже конфессий в рамках одной религии.
На территории РФ проживают и, соответственно служат в армии, представители всех известных мировых религий. И если даже в гражданском обществе признано недопустимым проводит пропаганду, каким либо образом оскорбляющую или умаляющую представителей любой из не православных религий, то в армии это недопустимо вдвойне.

Рассмотренные в статье ограничения и запреты на осуществление определенных видов деятельности во время прохождения воинской службы, в большинстве стран «западной» цивилизации, являются распространенными и опробированными на практике столетиями существования армейских подразделений.
Создавая вооруженные силы, государство ставит перед ними совершенно определенные цели – защиту от внешнего врага. Люди, идущие на службу во имя этой цели, делают это осознанно и по доброй воле. Поэтому они заранее готовы к тому, что их служебная деятельность будет отличаться от работы на «гражданке». Существующие ограничения существенным образом не сказываются на нормальной жизни и адаптации в обществе для большинства военнослужащих и являются неизбежным «злом», которое государство в последствии, по выслуге лет, компенсирует стабильными и довольно высокими пенсиями и другими социальными льготами.

Минобороны запретит военнослужащим выкладывать в интернет фото, видео и геотеги, которые могут их раскрыть. Используя эти данные, террористы и экстремисты дестабилизируют ситуацию в различных регионах мира, утверждают в ведомстве

Фото: Владимир Пирогов / РИА Новости

По примеру ФСБ

Военнослужащие по контракту, в том числе иностранцы, не должны размещать в интернете любую информацию о себе и других военных, которая указывает на их ведомственную принадлежность, раскрывает служебную деятельность и место их дислокации. Исключение могут составлять случаи, предусмотренные российским законодательством, отмечают разработчики, не уточняя, о каких нормативных актах идет речь. Проект разработанного в Минобороны документа с предложением внести изменения в закон «О статусе военнослужащих» опубликован на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Скорее всего, под «исключениями» подразумевается справочная информация о высших должностных лицах, опубликованная на сайте Минобороны, предполагает полковник запаса, главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский. «Если говорить о соцсетях, то, возможно, такая оговорка делается для того, чтобы под запрет не подпали официальные аккаунты Минобороны», — отметил Мураховский.

Законопроект разработан в целях повышения уровня информбезопасности личности, общества и государства, сказано в пояснительной записке к документу. Спецслужбы отдельных государств, а также экстремистские и террористические организации часто используют размещаемую российскими военнослужащими в интернете информацию для того, чтобы ​дестабилизировать внутриполитическую и социальную ситуации в различных регионах мира, объясняют в Минобороны. Это делается с целью «подорвать суверенитет» и «нарушить территориальную целостность» других государств, подчеркивается в пояснительной записке. Ее автор также отмечает, что сегодня аналогичный запрет уже предусмотрен для военнослужащих и гражданского персонала ФСБ и ФСО.

При этом внесение поправок к закону «О статусе военнослужащих» не потребует дополнительных ассигнований из федерального бюджета и увеличения штата чиновников, говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Селфи из Сирии

В законе «О статусе военнослужащих» сказано, что солдат обязан хранить гостайну, напомнил собеседник РБК в Минобороны. «Закон этот писался, когда о социальных сетях в стране никто и не слышал. С массовым распространением интернета практика забежала вперед теории и не соответствует тому, что прописано в законе. Люди начали делать селфи, выкладывать фотографии с геотегом. Получается, что они косвенно нарушили запрет о неразглашении. Эти поправки призваны восстановить статус-кво», — пояснил собеседник РБК.

При этом в опубликованном законопроекте ничего не сказано о каких-либо ограничениях в интернете для военнослужащих срочной службы. У срочников обычно изымаются средства мобильной связи и передаются на временное хранение старшине, пояснил полковник запаса Андрей Паюсов. «Контрактники имеют телефоны при себе, однако они обязаны следовать установленным ограничениям в их использовании», — пояснил военный эксперт.

Кроме того, срочников не отправляют за границу в мирное время. «Военнослужащего срочной службы могут передислоцировать за рубеж только в случае межгосударственной войны или только с его письменного согласия», — подчеркнул Паюсов. Контрактники же воюют в горячих точках: в частности, в Сирии, напомнил он. Поэтому позиционирование своего местоположения метками геолокации или излучением гаджета практически гарантированно приведет к выявлению подразделения и срыву задачи, подытожил военный эксперт.


Фото: Виктор Погонцев / Интерпресс / ТАСС

В июне Минобороны , касающейся ограничений в интернете. Военное ведомство хочет обязать россиян и иностранцев, поступающих на службу по контракту в российскую армию, отчитываться за свои соцсети и активность в интернете за три предыдущих календарных года. Речь идет об адресах сайтов и страниц, где военнослужащий размещал общедоступную информацию, а также о данных, позволяющих его идентифицировать.

Из иностранных граждан правом на службу в России по контракту обладают граждане стран, входящих в Организацию договора о коллективной безопасности (ОДКБ) — Армении, Белоруссии, Казахстана, Таджикистана и Киргизии.

В отличие от только поступивших на службу контрактников те, кто уже отслужил какое-то время, должны будут отчитываться ежегодно, но каждый раз только за предыдущий год. Контрактники, которые не предоставят таких сведений либо предоставят недостоверные, в том числе неполные данные, могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности, которая регулируется законом «О статусе военнослужащих», подчеркивается в законопроекте. По этому закону провинившийся может быть привлечен к ответственности вплоть до дисциплинарного ареста на 30 суток. В то же время военнослужащим по контракту не нужно будет отчитываться за информацию, опубликованную в интернете «в рамках исполнения должностных обязанностей».

Благодаря соцсетям СМИ не раз удавалось получить прямые или косвенные подтверждения пребывания российских солдат в 2014 году на Украине, а с 2015 года — в Сирии. Например, на странице во «ВКонтакте» 21-летнего Ильдара Максутова из 137-го гвардейского полка 106-й гвардейской дивизии ВДВ, погибшего 28 июля 2014 года, журналисты статус «На Украину!».

Группа расследователей Conflict Intelligence Team (CIT) в ноябре 2015 года благодаря фотографиям, опубликованным российским военнослужащим Аясом Сарыг-Оолом, узнала , что он находится в Сирии, в провинции Хама, в 100 км от авиабазы в Хмеймиме. Также CIT удалось узнать, чем Аяс был вооружен, на какой технике он перемещался и в каком направлении.

Международная экспертно-журналистская группа B​​ellingcat на основе данных из соцсетей , что Boeing 777, потерпевший крушение в июле 2014 года в небе над восточной Украиной, был сбит ополченцами из зенитно-ракетного комплекса «Бук» под номером 332.

Зарубежный опыт

В 2008 году канадское военное ведомство советовало своим сотрудникам внимательнее отнестись к размещению фотографий в социальных сетях по причине возможного шпионажа со стороны боевиков «Аль-Каиды» (террористическая организация, запрещенная в России).

В 2011 году отдел по связям с общественностью и социальным медиа Пентагона опубликовал свод правил по поведению в соцсетях. В брошюре подчеркивались растущее значение социальных сетей в современном мире, их важность для связи с родными и распространения информации в патриотических целях.

В 2012 году в докладе австралийского Министерства обороны отмечалось , что боевики движения «Талибан» (террористическая организация, запрещенная в России) «использовали фотографии привлекательных женщин в своих профилях на Facebook» в качестве способа для сбора информации.

В 2012 году в израильских СМИ появилась информация о намерении военного министерства страны ограничить доступ к социальным сетям для высокопоставленных военнослужащих, а служащим званием ниже запретить раскрывать информацию о службе в армии и загружать фотографии в форме.

В конце 2015 года правила поведения в соцсетях появились и в индийской армии. Поводом послужило расследование, в ходе которого выяснилось, что один из военнослужащих выдал сведения, являвшиеся военной тайной, девушке, с которой познакомился в Facebook. Она, как выяснилось, оказалась пакистанской шпионкой.

Сохранить
Сохранить
Сохранить

67. Военнослужащие должны постоянно служить примером высокой культуры, скромности и выдержанности, свято блюсти воинскую честь, защищать свое достоинство и уважать достоинство других. Они должны помнить, что по их поведению судят не только о них, но и о Вооруженных Силах в целом.

Взаимоотношения между военнослужащими строятся на основе взаимного уважения. По вопросам военной службы они должны обращаться друг к другу на "Вы". При личном обращении воинское звание называется без указания слов "юстиции" или "медицинской службы".

Начальники и старшие, обращаясь по вопросам службы к подчиненным и младшим, называют их по воинскому званию и фамилии или только по воинскому званию, добавляя в последнем случае перед воинским званием слово "товарищ".

Например: "Рядовой Петров", "Товарищ рядовой", "Сержант Кольцов", "Товарищ сержант", "Мичман Иванов".

Военнослужащих, обучающихся в военных профессиональных образовательных организациях, военных образовательных организациях высшего образования и не имеющих воинских званий сержантов, старшин, прапорщиков, мичманов, офицеров, а также военнослужащих, обучающихся в учебных воинских частях, называют по воинской должности, на которую они назначены.

(см. текст в предыдущей редакции)

Подчиненные и младшие, обращаясь по вопросам службы к начальникам и старшим, называют их по воинскому званию, добавляя перед воинским званием слово "товарищ".

Например: "Товарищ старший лейтенант", "Товарищ контр-адмирал".

При обращении к военнослужащим гвардейских соединений и воинских частей перед воинским званием добавляется слово "гвардии".

Например: "Товарищ гвардии старшина 1 статьи", "Товарищ гвардии полковник".

Вне строя офицеры могут обращаться друг к другу не только по воинскому званию, но и по имени и отчеству. В повседневной жизни офицерам разрешается применять утвердительное выражение "слово офицера" и при прощании друг с другом допускается вместо слов "до свидания" говорить "честь имею".

При обращении к лицам гражданского персонала Вооруженных Сил, замещающим воинские должности, военнослужащие называют их по воинской должности, добавляя перед названием должности слово "товарищ", или по имени и отчеству.

Искажение воинских званий, употребление нецензурных слов, кличек и прозвищ, грубость и фамильярное обращение несовместимы с понятием воинской чести и достоинством военнослужащего.

68. Вне строя, отдавая или получая приказ, военнослужащие обязаны принять строевую стойку, а при надетом головном уборе приложить к нему руку и опустить ее после отдания или получения приказа.

Докладывая или принимая доклад, военнослужащий опускает руку от головного убора по окончании доклада. Если перед докладом подавалась команда "Смирно", то докладывающий по команде начальника "Вольно" повторяет команду, а при надетом головном уборе опускает руку.

69. При обращении к другому военнослужащему в присутствии командира (начальника) или старшего у него необходимо спросить на это разрешение.

Например: "Товарищ полковник. Разрешите обратиться к капитану Иванову".

Когда на вопрос начальника или старшего надо дать утвердительный ответ, военнослужащий отвечает: "Так точно", а когда отрицательный - "Никак нет".

70. В общественных местах, а также в трамвае, троллейбусе, автобусе, вагоне метро и пригородных поездах при отсутствии свободных мест военнослужащий обязан предложить свое место начальнику (старшему).

Если при встрече нельзя свободно разойтись с начальником (старшим), подчиненный (младший) обязан уступить дорогу и, приветствуя, пропустить его; при необходимости обогнать начальника (старшего) подчиненный (младший) должен спросить на то разрешение.

Военнослужащие должны быть вежливыми по отношению к гражданскому населению, проявлять особое внимание к инвалидам, пожилым людям, женщинам и детям, способствовать защите чести и достоинства граждан, а также оказывать им помощь при несчастных случаях, пожарах и других чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

71. Военнослужащим запрещается держать руки в карманах одежды, сидеть или курить в присутствии начальника (старшего) без его разрешения, а также курить на улицах на ходу и в местах, не отведенных для курения.

72. Трезвый образ жизни должен быть повседневной нормой поведения всех военнослужащих. Появление на улицах, в скверах, парках, транспортных средствах общего пользования, других общественных местах в состоянии опьянения является дисциплинарным проступком, позорящим честь и достоинство военнослужащего.

73. Для военнослужащих устанавливаются военная форма одежды и знаки различия. Право ношения военной формы одежды имеют все военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы с правом ношения военной формы одежды. Военная форма одежды носится строго в соответствии с правилами ношения военной формы одежды и знаков различия, определенными Министром обороны Российской Федерации.

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, вправе не носить военную форму одежды во время, свободное от исполнения обязанностей военной службы, определенное регламентом служебного времени, а военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, - вне расположения воинской части при увольнении или в отпуске.

74. Правила воинской вежливости, поведения и выполнения воинского приветствия обязательны также для граждан, уволенных с военной службы, при ношении ими военной формы одежды.