Ответственность военнослужащих за общественные преступления. Преступления против военной службы

Вопросы:
1. Понятий и виды юридической ответственности военнослужащих.
2. Уклонение от военной службы. Привлечение к ответственности за уклонение от военной службы и преступления коррупционной направленности.

Все военнослужащие независимо от воинского звания и воинской должности равны перед законом.
За совершенные правонарушения военнослужащие привлекаются к юридической ответственности, под которой понимаются меры правового принуждения за совершенные правонарушения, содержащие для правонарушителей неблагоприятные последствия и применяемые к ним компетентными органами, должностными лицами или гражданами в установленном государством порядке.
Основанием юридической ответственности является правонарушение, то есть виновно совершенное лицом общественно-опасное (вредоносное) деяние, запрещенное правом под угрозой применения мер принуждения.
Военнослужащие привлекаются к юридической ответственности на общих основаниях, как и все граждане Российской Федерации, но с учетом их правового положения (статуса).
Юридическая ответственность военнослужащих установлена Федеральным законом № 76-ФЗ от 27 мая 1998 г. «О статусе военнослужащих» (далее - Закон о статусе военнослужащих), а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Юридическая ответственность военнослужащих имеет ряд особенностей, состоящих в следующем:
- юридическая ответственность военнослужащих регулируется как нормами законодательства Российской Федерации, действующими в отношении гражданских лиц, так и специальными нормами, распространяющими свое действие только на военнослужащих;
- в силу большего числа юридических ограничений, налагаемых на военнослужащих по сравнению с другими категориями граждан, юридическая ответственность отличается большим кругом составов правонарушений;
- законодательство предоставляет командирам (начальникам) специальные полномочия по привлечению военнослужащих к юридической ответственности.
Военнослужащие могут привлекаться к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной ответственности в зависимости от характера и тяжести совершенного ими деяния.
Дисциплинарная ответственность военнослужащих предусмотрена Законом о статусе военнослужащих, а также конкретизирована Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации № 1495 от 10 ноября 2007 г.
Воинская дисциплина основывается на осознании каждым военнослужащим воинского долга и личной ответственности за защиту своего Отечества, на его беззаветной преданности своему народу.
Дисциплинарная ответственность военнослужащих характеризуется следующими особенностями:
- распространяется строго на определенный круг лиц;
- включает специальные виды дисциплинарных взысканий;
- различается в зависимости от составов и категорий военнослужащих;
- предусматривает привлечение к дисциплинарной ответственности любым из прямых командиров (начальников).
Дисциплинарная ответственность реализуется посредством применения к военнослужащему дисциплинарных взысканий. Дисциплинарные взыскания, которые могут налагаться на военнослужащих, перечислены в пункте 2 статьи 28.4 Закона о статусе военнослужащих. К ним относятся:
- выговор;
- строгий выговор;
- лишение очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег;
- лишение нагрудного знака отличника;
- предупреждение о неполном служебном соответствии;
- снижение в воинской должности;
- снижение в воинском звании на одну ступень;
- снижение в воинском звании на одну ступень со снижением в воинской должности;
- досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта;
- отчисление из военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования;
- отчисление с военных сборов;
- дисциплинарный арест.
Решение о наложении дисциплинарного взыскания может быть выражено в устной или письменной форме.
Из всего перечня дисциплинарных нарушений выделяется ряд наиболее опасных по своим последствиям, квалифицируемых как грубые проступки:
- нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими;
- самовольное оставление воинской части или установленного за пределами воинской части места военной службы военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, или гражданином, призванным на военные сборы;
- отсутствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в воинской части или установленном за пределами воинской части месте военной службы без уважительных причин более четырех часов подряд в течение установленного ежедневного служебного времени;
- уклонение от исполнения обязанностей военной службы;
- нарушение правил несения боевого дежурства (боевой службы);
- нарушение правил несения пограничной службы;
- нарушение уставных правил несения караульной службы;
- нарушение уставных правил несения внутренней службы;
- нарушение правил патрулирования в гарнизоне;
- нарушение правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности и другие.
Дисциплинарное взыскание приводится в исполнение, как правило, немедленно и в исключительных случаях не позднее года со дня его наложения. По истечении года взыскание в исполнение не приводится, но запись о нем в служебной карточке сохраняется.
Учет дисциплинарных взысканий ведется во всех подразделениях и воинских частях. Все дисциплинарные взыскания заносятся в служебную карточку не позднее чем в семидневный срок. При снятии с военнослужащего дисциплинарного взыскания в служебной карточке делается отметка о том, когда и кем взыскание снято.
Привлечение военнослужащих к административной ответственности предусматривается статьей 28 Закона о статусе военнослужащих, статьей 28 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации и конкретизирована Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях № 195-ФЗ от 30 декабря 2001 г. (далее - КоАП РФ).
Административная ответственность военнослужащих
наступает за совершение военнослужащими административных правонарушений, за которые не предусмотрено уголовное наказание.
Административным правонарушением признается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.
За совершение административных правонарушений могут применяться следующие виды административных взысканий, предусмотренных ст. 3.2 КоАП РФ:
- предупреждение;
- административный штраф;
- конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
- лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
- административный арест;
- административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
- дисквалификация;
- административное приостановление деятельности;
- обязательные работы;
- административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.
Однако в соответствии с частью 6 статьи 3.5 КоАП РФ административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.
За одно административное правонарушение может быть наложено основное либо основное и дополнительное взыскание. При этом если военнослужащий уже привлечен компетентным органом или должностным лицом к административной ответственности, за тот же самый проступок он не должен привлекаться к дисциплинарной ответственности.
Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено. Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
Гражданско-правовая ответственность наступает за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения договорных обязательств или причинение имущественного вреда. Будучи одним из видов юридической ответственности, она обладает определенными особенностями:
- так как гражданское право регулирует в основном имущественные отношения, то и ответственность в гражданском праве носит прежде всего имущественный характер, воздействует на имущественную сферу правонарушителя;
- в подавляющем большинстве случаев гражданско-правовая ответственность - это ответственность правонарушителя именно перед потерпевшим;
- гражданско-правовая ответственность носит компенсационный характер.
Гражданско-правовую ответственность военнослужащие несут лишь за причинение имущественного вреда воинской части, учреждению, организации не при исполнении обязанностей.
Возмещение ущерба, причиненного военнослужащими не при исполнении служебных обязанностей или при исполнении служебных обязанностей, но имуществу, не находящемуся в федеральной собственности и не закрепленному за воинскими частями, либо ущерба, причиненного физическим лицам, осуществляется по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации.
Бережное отношение к военному имуществу является обязанностью военнослужащих. Нарушение этой обязанности может повлечь материальную ответственность.
Под материальной ответственностью военнослужащих следует понимать предусмотренные законодательством о материальной ответственности меры имущественного характера, применяемые к военнослужащим, причинившим реальный материальный ущерб воинской части. Материальная ответственность военнослужащих за ущерб, причиненный государству, обусловлена задачами охраны и сбережения государственной собственности. Указанная ответственность предусмотрена Законом о статусе военнослужащих и детально регламентирована в Федеральном законе № 161-ФЗ от 12 июля 1999 г. «О материальной ответственности военнослужащих» (далее - Закон о материальной ответственности), который предусматривает два вида материальной ответственности - ограниченную и полную.
Под материальной ответственностью военнослужащих понимается возможность возложения на них компетентными государственными органами юридической обязанности возместить в денежной форме полностью или частично причиненный ими реальный ущерб имуществу военной организации при исполнении обязанностей военной службы.
Ограниченная материальная ответственность в соответствии со статьей 4 Закона о материальной ответственности наступает за ущерб, причиненный по неосторожности при исполнении обязанностей военной службы, и предусматривает взыскание денежных средств в размере причиненного ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет. Для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, - не более двух окладов месячного денежного содержания, за исключением случаев, когда Законом о материальной ответственности и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации для военнослужащих установлены иные размеры материальной ответственности.
К полной материальной ответственности в соответствии со статьей 5 Закона о материальной ответственности военнослужащие привлекаются в случаях, когда ущерб причинен:
военнослужащим, которому имущество было передано под отчет для хранения, перевозки, выдачи, пользования и других целей;
- действием (бездействием) военнослужащего, содержащим признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации;
- в результате хищения, умышленного уничтожения, повреждения, порчи, незаконного расходования или использования имущества либо иных умышленных действий (бездействия) независимо от того, содержат ли они признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации;
- умышленными действиями военнослужащих, повлекшими затраты на лечение в медицинских организациях военнослужащих, пострадавших в результате этих действий;
- военнослужащим, добровольно приведшим себя в состояние опьянения.
В соответствии со статьей 8 Закона о материальной ответственности возмещение ущерба, размер которого не превышает одного оклада месячного денежного содержания военнослужащего и одной месячной надбавки за выслугу лет, производится по письменному приказу командира (начальника) воинской части путем удержания из денежного довольствия военнослужащего.
Если же размер ущерба превышает один оклад месячного денежного содержания военнослужащего и одну месячную надбавку за выслугу лет, командир подает иск в суд.
Уголовная ответственность является наиболее строгим видом юридической ответственности и заключается в обязанности лица, признанного виновным в совершении преступления, претерпеть установленные уголовным законом лишения.
Основу военно-уголовного законодательства составляют статьи главы 33 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК
РФ), предусматривающие ответственность за преступления против военной службы.
Преступления против военной службы можно подразделить на следующие группы:
- преступления против порядка подчиненности и уставных правил взаимоотношений между военнослужащими;
- нарушение правил несения специальных служб;
- преступления против порядка сбережения военного имущества;
- уклонение от исполнения обязанностей военной службы.
Обязательным признаком состава любого преступления против военной службы является деяние (действие или бездействие), которое всегда представляет собой нарушение военно-служебных правил, закрепленных военно-правовыми нормативными актами.
Специфической особенностью всех преступлений против военной службы является наличие организационного вреда независимо от его указания в качестве признака состава. Всякое воинское преступление всегда причиняет определенный организационный вред порядку прохождения военной службы.
Назначаемые наказания, применяемые к военнослужащим, совершившим преступления против военной службы, делятся на общие и специальные.
Общие виды наказаний могут применяться к военнослужащим как в полном объеме, так и частично, что обуславливается спецификой военной службы.
Под специальными видами наказаний, применяемым к осужденным военнослужащим, понимаются меры государственного принуждения, назначаемые по приговору суда только военнослужащим, признанными виновными в совершении преступлений и заключающиеся в предусмотренных УК РФ лишениях и ограничениях прав и свобод военнослужащих в специфических условиях прохождения военной службы.
К основным специальным видам наказаний относятся: ограничение по военной службе; арест с отбыванием на гауптвахте; содержание в дисциплинарной воинской части (статьи 51, 54 - 55 УК РФ), а также лишение воинского звания (статья 48 УК РФ).
Основные и специальные виды наказаний подразделяются на наказания, которые могут применяться:
- к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту (ограничение по военной службе - статья 51 УК РФ);
- только к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, либо к военнослужащим, проходящим ее по контракту на должностях рядового и сержантского состава и не выслужившим на момент вынесения приговора срока службы по призыву (содержание в дисциплинарной воинской части - статья 55 УК РФ);
- ко всем категориям военнослужащих (арест - с отбыванием на гауптвахте - часть 3 статьи 54 УК РФ).
В соответствии со статьей 51 УК РФ ограничение по военной службе назначается осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, на срок от трех месяцев до двух лет. Из денежного довольствия осужденного к ограничению по военной службе производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, но не выше 20%. В течение отбывания наказания осужденный не может быть повышен в должности, воинском звании, а срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания.
Преступления против порядка подчиненности и воинских уставных взаимоотношений, нарушающие определенные воинскими уставами правила взаимоотношений подчиненных начальников, а также военнослужащих, не подчиненных друг другу, между собой, представляют серьезную опасность для воинского правопорядка.
УК РФ предусматривает следующие виды преступлений против порядка подчиненности и воинских уставных взаимоотношений:
- неисполнение приказа (статья 332 УК РФ);
- сопротивление начальнику или принуждение его к нарушению обязанностей военной службы (статья 333 УК РФ);
- насильственные действия в отношении начальника (статья 334 УК РФ);
- нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности (статья 335 УК РФ);
- оскорбление военнослужащего (ст. 336 УК РФ).
Порядок прохождения военной службы различными категориями военнослужащих регламентируется, в частности, Федеральным законом № 53-Ф3 от 28 марта 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе», Законом о статусе военнослужащих, а также указами Президента Российской Федерации № 1495 от 10 ноября 2007 г. «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации», № 1237 от 16 сентября 1999 г. «Вопросы прохождения военной службы».
Наряду с выполнением общих обязанностей, составляющих сущность повседневного несения военной службы, на военнослужащих возлагается выполнение в течение определенного времени специальных функций, которые именуются специальными видами военной службы.
К преступлениям против порядка несения специальных видов военной службы относятся:
- нарушение правил несения боевого дежурства (статья 340 УК РФ);
- нарушение правил несения пограничной службы (статья 341 УК РФ);
- нарушение уставных правил караульной службы (статья 342 УК РФ);
- нарушение правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности (статья 343 УК РФ);
- нарушение уставных правил несения внутренней службы и патрулирования в гарнизоне (статья 344 УК РФ);
- оставление погибающего военного корабля (статья 345 УК РФ).
Все специальные службы содержат общие черты и сходны особой важностью выполняемых задач и повышенной ответственностью лиц, исполняющих специальные обязанности.
Обеспеченность Вооруженных Сил Российской Федерации высокоэффективным оружием, боеприпасами и другими военно-техническими средствами является одной из важных составляющих боеспособности войск и сил флота, определяющей потенциальную возможность выполнения возложенных на них задач. Поэтому посягательства на установленный порядок обеспечения сохранности оружия, боеприпасов, предметов военной техники признаются преступлениями против порядка сбережения военного имущества.
В УК РФ по данной категории преступлений предусмотрена ответственность:
- за умышленное уничтожение или повреждение военного имущества (статья 346 УК РФ);
- за уничтожение или повреждение военного имущества по неосторожности (статья 347 УК РФ);
- за утрату военного имущества (статья 348 УК РФ).
Данные нормы направлены на обеспечение сохранности, находящихся на снабжении войск и сил флота оружия, боеприпасов и предметов военной техники в процессе их использования, без чего невозможно выполнение задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации.

В УК РФ предусмотрена ответственность за следующие преступления против порядка пребывания на военной службе: самовольное оставление части или места службы (статья 337 УК РФ), дезертирство (статья 338 УК РФ) и уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезней или иными способами (статья 339 УК РФ).
Наиболее часто встречающимся уклонением от военной службы является самовольное оставление части, что означает выбытие военнослужащего из воинской части или места службы без разрешения на то соответствующего командира (начальника). Воинская часть, которую покидает военнослужащий, может располагаться на определенной территории в казармах или иных помещениях, находиться в лагерях или походах. Место службы определяется местом фактического выполнения военнослужащим обязанностей военной службы. Уважительными же причинами неявки признаются болезнь военнослужащего или его близких родственников, стихийное бедствие или событие, характеризующееся крайней необходимостью, препятствующее своевременной явке в часть или к месту службы. При совершении предусмотренного данной статьей деяния впервые военнослужащий может быть освобожден от уголовной ответственности, если самовольное оставление части явилось следствием стечения тяжелых обстоятельств.
В статье 337 УК РФ с учетом особенностей прохождения военной службы для военнослужащих по призыву и по контракту поставлены различные условия ответственности. Отсутствие у виновного цели вовсе уклониться от несения обязанностей военной службы отличает рассматриваемое преступление от дезертирства.
Дезертирство - самовольное оставление части с целью уклонения от военной службы или неявки с той же целью на службу (статья 338 УК РФ), при этом не имеет значение фактическая продолжительность незаконного отсутствия военнослужащего на месте службы.
Основанием для прекращения дезертирства является явка с повинной или задержание органами власти. Более же строгая ответственность предусмотрена законом за дезертирство с оружием, вверенным по службе, а равно дезертирство, совершенное группой лиц по предварительному сговору (часть 2 статьи 338 УК РФ). Если военнослужащий, совершивший дезертирство впервые, добровольно явился с повинной либо дезертирство было стечением тяжких обстоятельств (смерть близких, тяжелое заболевание кого-то из родителей), то военнослужащий может быть освобожден от уголовной ответственности.
Уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни или иными способами (статья 339 УК РФ), предусматривает уголовную ответственность за временное или постоянное уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем причинения вреда своему здоровью, симуляции болезни, подлога документов или другого обмана.
Под коррупцией в соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона № 273-ФЭ от 25 декабря 2008 г. «О противодействии коррупции» (далее - Закон о противодействии коррупции) понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Кроме того, коррупцией признается совершение указанных деяний от имени и в интересах юридического лица.
К коррупционным преступлениям, совершаемым военнослужащими, следует в первую очередь отнести некоторые преступления, которые по своей сути являются должностными преступлениями против военной службы (воинские должностные преступления).
Преступления воинских должностных лиц, совершенные с использованием служебного положения, представляют большую общественную опасность для воинского правопорядка, нарушают нормальную деятельность аппарата военного управления, наносят ущерб интересам обеспечения боевой готовности войск, дискредитируют военную службу, офицерский корпус, в целом государственную власть.
Глава 33 УК РФ не содержит специальных норм о воинских должностных преступлениях, однако соответствующие статьи главы 30 УК РФ, устанавливающие уголовную ответственность должностных лиц за совершение преступлений коррупционного характера, а именно злоупотребление должностными полномочиями (статья 285 УК РФ) и получение взятки (статья 290 УК РФ) на общих основаниях, подлежат применению и к воинским должностным лицам.
К воинским должностным лицам относятся также военнослужащие, которые, не имея подчиненных, являются представителями власти (см. примечания к статье 285 УК РФ, статье 318 УК РФ) либо постоянно или временно занимают должности, связанные с выполнением определенных организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций (например, начальник склада, заведующий делопроизводством штаба воинской части и др.).
Организационно-распорядительные функции также могут осуществлять лица, не являющиеся начальниками по занимаемой должности или воинскому званию, а наделенные таким правом в силу требований УВС ВС РФ или распоряжения правомочного должностного лица. В частности, дежурному по контрольно-пропускному пункту подчиняются помощники дежурного по контрольно-пропускному пункту, а в подчинении дежурного по роте находятся дневальные по роте.
Статья 285 УК РФ определяет злоупотребление должностными полномочиями как «использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства».
Злоупотребления должностными полномочиями со стороны воинских должностных лиц могут состоять в отрыве личного состава от боевой подготовки для выполнения хозяйственных задач на гражданских объектах, использовании боевой техники или транспортных средств не по назначению, расходовании не по назначению денежных средств, выделенных для выплаты личному составу или для удовлетворения насущных потребностей боевой подготовки, непредоставлении подчиненным предусмотренных законом видов довольствия или лишении их иных прав, незаконном использовании воинских перевозочных документов и т. п. Подобные действия должны совершаться из корыстной или иной личной заинтересованности.
Во всех подобных случаях деяния воинских должностных лиц причиняют реальный ущерб интересам обеспечения постоянной боевой готовности войск, грубо нарушают права и законные интересы военнослужащих. Нередко злоупотребления должностными полномочиями сопровождаются противоправным обращением в свою пользу материальных ценностей. Поэтому если в действиях виновного помимо преступления, предусмотренного статьей 285 УК РФ, имеются признаки хищения, то содеянное подлежит квалификации по совокупности со статьей 160 УК РФ «Присвоение и растрата».
В части 3 статьи 285 УК РФ говорится о злоупотреблении должностными полномочиями, повлекшем тяжкие последствия. Применительно к воинским должностным лицам такими последствиями могут быть срыв выполнения важных задач по обеспечению безопасности государства(например, во время несения боевого дежурства или боевой службы), человеческие жертвы (например, при незаконном использовании боевой техники), крупный материальный ущерб и т. п.
Уголовная ответственность военнослужащих за иные коррупционные преступления (кроме статьи 285 УК РФ) каких-либо особенностей не имеет и наступает по основаниям, аналогичным для гражданских лиц.
Ключевым моментом в совершении коррупционных преступлений военнослужащими являются его корыстные побуждения вопреки интересам общества и государства, связанные с использованием этим военнослужащим своих должностных полномочий.

Методические рекомендации.
Во вступительном слове необходимо отметить, чем юридическая ответственность отличается от остальных видов ответственности.
При освещении первого вопроса следует обратить внимание на особенности юридической ответственности военнослужащих. Надо рассказать о видах юридической ответственности военнослужащих, особое внимание уделить понятию уголовной ответственности.
При освещении второго вопроса следует сконцентрировать внимание на уклонении от военной службы и наказаниям, предусмотренным за это, а также раскрыть понятие коррупции и преступлений коррупционной направленности.
В заключение занятия необходимо сделать краткие выводы, ответить на вопросы слушателей, дать рекомендации по подготовке к очередному занятию и изучению литературы.

Рекомендуемая литература:
1. Корякин В. Военная администрация: Учебник. - М.: Российская академия правосудия, 2012.
2. Фатеев К., Харитонов С. «О содержании понятий воинской дисциплины, воинского дисциплинарного проступка и дисциплинарной ответственности военнослужащих» // Право в Вооруженных Силах. 2012. № 1. с. 10 -18; №2. с. 3 -13.
3. Зателепин О. Квалификация преступлений против военной безопасности государства: монография. Серия «Право в Вооруженных Силах - консультант». - М.: За права военнослужащих, 2009. Вып. 106. 288 с.
4. Военно-уголовное право: Учебник / Х.М. Ахметшин, И.Ю. Белый, Ф.С. Бражник и др.; под ред. Х.М. Ахметшина, O.K. Зателепина. - М.: За права военнослужащих, 2008. Вып. 93. 384 с.
5. Книга девятая «Правовое обеспечение повседневной деятельности» Справочника офицера по организации повседневной деятельности в воинской части и подразделении, 149-150 с. - М., 2015.

Павел ЗУДОВ, советник Правового департамента Министерства обороны Российской Федерации

К военнослужащим может применяться уголовная ответственность за преступления против военной службы. Ведь данная категория лиц относится к гражданам страны, где должны соблюдаться все конституционные права. При этом их статус обладает особенностями, где дополнительно устанавливается ответственность из-за имеющегося госстатуса в обществе.

Общие начала

Каждый гражданин страны по Конституции обязан отдать долг перед отечеством. Защита территории – честь любого. Как только человек попадает в эти ряды военных, у него приобретается особый статус, в том числе и возникает уголовная ответственность при совершении военных преступлений. Самое главное – запрет на , а при нахождении в части должен соблюдаться установленный внутренний порядок, в том числе и взаимоотношения с иными военнослужащими.

Кроме прохождения службы в категорию лиц входят и находящиеся на военном сборе. Это запасное число, которое входит в перечень участников. Любые нарушения законодательства в такой ситуации отразятся на мерах воздействия. К тому же правом рассмотрения данной категории дел обладает военный суд по месту расположения части. Практически полностью отсутствует территориальный признак, так как не всегда часть расположена на территории органа правосудия. Понятие преступления данной категории полностью отражен в ст 331 УК РФ.

Любые должности соблюдают установленные правила без исключений. Это может быть не только рядовой, но и полковник, наделенный более широкими полномочиями. Особый порядок предусмотрен лишь в исключительных случаях, когда проводятся боевые действия на территории страны, а также во время войны. Рассмотрение дело будет иметь свои исключения и установленные правила. Никакого отношения в таком случае не имеет гражданское судопроизводство. В зависимости от тяжести преступления будет определяться и инстанция суда, который наделяется правом рассмотрения.

Категории преступлений

Ни один военнослужащий не сможет избежать ответственности по законодательству, если он преступил закон. При этом в УК данной категории выделена соответствующая глава, отдельная от иных. Последовательно размещенные в кодексе статьи имеют деление на:

  1. Избегание соблюдения установленных норм и правил по службе, а равно их выполнение не в соответствии с ними.
  2. Нарушение правил по уставу, а также подчиненности между военнослужащими.
  3. Применение имущества воинской части не по назначению, в том числе оружия и военной техники. В последнем случаи включается также и неправильное их использование.
  4. Несоблюдение правил по несению службы.

В данных категориях нельзя забывать про квалифицирующие признаки преступного деяния. К числу таковых относят не только совершение в составе группы лиц, а также наступление тяжких последствий. Могут наступать принуждения к неправомерному приказу, что также наказывается по закону.

От данных категорий будет зависеть и ответственность военнослужащих за преступления, избрание конкретного наказания, а также порядок возмещения причиненного вреда. Здесь нарушается способность государства к качественной обороне, а также его безопасность. Наибольшее распространение имеет «самоволка», когда военнослужащие без разрешения на то покидают пределы части, нарушая при этом уставные правила. Редкостью обладают материальное причинение вреда в воинских преступлениях. Уголовная ответственность военнослужащих не наступает для следующих категорий лиц:

  • Учащиеся учебных заведений воинской направленности (военная академия, суворовские училища и т.д.).
  • Работники в/ч, гражданский персонал.
  • Сотрудники ОВД, одним словом милиционеры.

В случае установления их причастности к совершению противоправных деяний, в работу включается гражданский суд по всем правилам, как для обычных граждан страны. Они будут выступать не только в качестве исполнителей, но и подстрекателей, соучастников и т.д.

Военные суды выполняют аналогичную функцию по установлению вины человека, относящегося к категории военных, а также профилактируют дальнейшее поведение во время прохождения службы и выполнения поставленных обязанностей.

Исключения для преступлений

Не всегда при совершении противоправных деяний военные будут привлекаться к ответственности по суду. Из-за правового положения они также обладают особенностями при вершении правосудия. Может исключаться наказание в том случае, когда была на деле продемонстрирована необходимая оборона или вред причинен в результате задержании преступника.

Кроме этого, исключать ответственность военнослужащих может совершение действий под физическим или психическим воздействием, при выполнении приказа руководителя или вышестоящего начальства. Главное, чтобы при этом все действия соответствовали получаемому воздействию со стороны иных лиц. Ведь при необходимой обороне нельзя причинять лицу тяжкий вред, включающий наступление смерти. В таком случае лицо привлекается к наказанию, но несколько по иной статье УК.

К числу исключений при назначении наказания относится обоснованный риск, крайняя необходимость. То есть, иными способами и методами достичь правомерных действий невозможно. Если сказать одним словом, то это все является общими основаниями, которые присущи, в том числе и военнослужащим. Суд при выборе наказания или принятия исключительных мер должен обращать внимания на характер особенностей службы данной категории лиц. Ведь практически только тут есть такое понятие, как беспрекословное выполнение поставленных задач. Никаких условий тут соблюдаться не может, даже если проявляется риск для здоровья или жизни вообще.

Существуют определенные ситуации, когда оборона при необходимости не только считается правом, но и их обязанностью. Чаще всего это относится к караульной службе, когда неподчинение военнослужащими может послужить причиной применения оружия. В результате этого причиняется значительный вред для состояния здоровья человека. Это своего рода воинские обязанности, которых должны придерживаться лица при несении службы. Уклоняться от их выполнения никто не имеет права. В противном случае будут применяться совершенно иные меры воздействия.

Несколько слов про дезертирство. Имеется примечание к статье УК, где сказано о том, что если данные действия выполнены в первый раз и все сопровождалось тяжелыми обстоятельствами, может применяться освобождение от ответственности. Когда в таком случае используется оружие или совершение деяния в составе группы, никаких мягких мер не применяется.

Если у вас возникли вопросы, воспользуйтесь бесплатной юридической консультацией по телефону.

Предусмотренная ответственность

Когда военный суд рассматривает дело в отношении военнослужащего, будут применяться соответствующие меры воздействия. Категории наказаний будут несколько отличаться от обычных «гражданских». Даже нарушения правил устава может повлечь рассмотрение в суде и получение судимости. Кроме этого, этому могут повлечь и взаимоотношения между неподчиненными лицами, не относящиеся к иерархии. Сюда же относится и банальное оскорбление лица, выполняющего обязанности по службе.

Можно отразить следующие меры воздействия на человека, преступившего закон:

  • Отправка в дисциплинарную военчасть на срок до 2-х лет.
  • Ограничение роста по службе в течение 2-х лет.
  • Арест до полугода.
  • Полноценное лишение свободы до 5 лет.

Практически любой вид наказания сопровождается освобождением от должности или вообще увольнение со службы. Что касается лиц, проходящих воинскую службу, то после прохождения срока в дисбате, они отправляются снова для прохождения оставшегося времени в армию.

Проблемы возникают при наличии факторов, повышающих ответственность. В такой ситуации наказание может увеличиваться до 8 лет лишения свободы. Чаще всего это нарушения уставных норм, а также несоблюдение отданного приказа от руководящего состава. В качестве примера можно выделить издевательства над сослуживцами (так называемая «дедовщина»). При этом действия должны сопровождаться тяжким воздействием на здоровье человека. Именно это и служит основанием обратиться в суд. Таким правом дополнительно обладают и родственники военнослужащих, которым стало известно об этом с его слов или со слов соармейцев. Основной орган обращения – военная прокуратура. Основной вид наказания в таком случае – тюремное заключение до 3-х лет.

Более строго карается дезертирство, когда лица покидают расположение и не собираются туда вновь возвращаться. Это присуща в случае не нахождения в пределах части в течение как минимум 3-х дней. При этом покидание части может сопровождаться применением оружия или его хищением. Здесь ответственность заметно увеличивается и может доходить до 10 лет л/с. Практически идентичное наказание предусмотрено и в случае невозвращения на место в течение месяца после командировки, прохождения лечения в больнице и т.д. Все данные действия рассматриваются как грубейшее нарушение норм устава.

Боевые дежурства и служба на посту, в карауле являются обязанностью военнослужащих. Если в таком случае нарушаются нормы, контрактники не смогут рассчитывать на продвижение по службе в течение определенного времени. При наличии одновременно значительного вреда, может суд применить и арест до полугода, а равносильно и тюремное заключение определенного срока.

Кроме административной или дисциплинарной ответственности, за нарушение отношений в области матчасти наступает и уголовное наказание. Все будет зависеть от урона, причиненного лицом. Чаще всего оно при этом вверено военнослужащему. Любое решение принимается военным судом.

Штрафы не могут быть избраны в отношении срочников. Это все заменяется на отправку на гауптвахту. Само наказание в некоторых ситуациях принимает статус условности. При отсутствии повторных нарушений приговор исполнен не будет.

Процесс расследования

При расследовании дела в отношении военных главное правильно расценить поступок с точки зрения уголовного или административного наказания, выделяя правонарушения. Для этого существует статья 331 УК РФ. Иногда все признаки соответствуют обеим мерам. Кроме обязательных здесь должны присутствовать и факультативные признаки, без которых обойтись нельзя. В качестве дополнительных факторов выступают мотивация человека, цель совершения преступного действия, а также время исполнения.

Орган дознания по данной категории дел – руководитель, командир части. Они создают следственную комиссию. Именно на него и возлагается дознавательная функция. Все следственные мероприятия не могут осуществляться непосредственным начальником виновного в деянии. Если такое происходит, со стороны прокурора выполняется отвод. При назначении иного лица выносится соответствующий приказ.

Практически каждое решение в отношении военного принимается в составе коллегии, а не отдельно. Нельзя при этом нарушать его права, прописанные в УПК, в том числе и назначение обязательного защитника. После рассмотрения дела, его направляют военный суд после тщательного надзора со стороны прокуратуры. Здесь остается уже решить судьбу человека, выбрав наказания или найти способ по закону освободить его от ответственности.

Сам виновный может обратиться с заявлением в комендатуру. В таком случае назначается и проводится прокурорская проверка. При установлении его вины в совершении деяния, по отношению к нему принимаются более мягкие меры наказания, что прописано в законодательстве.

По любым вопросам вы можете получить бесплатную юридическую консультацию по телефону.

1. Статья предусматривает два преступления: сопротивление начальнику, а также иному лицу, исполняющему возложенные на него обязанности военной службы, и принуждение этих лиц к нарушению указанных обязанностей.

2. Сопротивление заключается в воспрепятствовании исполнению начальником или иным лицом возложенных на него обязанностей по военной службе (например, сопротивление патрульному наряду при задержании военнослужащего, нарушающего общественный порядок в городе).

3. Сопротивление начальнику, а также иному лицу, исполняющему обязанности военной службы, и принуждение его к нарушению этих обязанностей представляют собой открытое противодействие выполнению служебных обязанностей военнослужащих или попытку изменения содержания этих обязанностей вопреки интересам военной службы. Эти общественно опасные деяния против военной службы носят открытый, дерзкий характер и, как правило, совершаются с насилием над личностью начальника или иного лица, исполняющего обязанности военной службы.

4. Под принуждением понимаются действия, направленные на то, чтобы заставить начальника или иное лицо нарушить обязанности по службе (например, незаконно предоставить краткосрочный отпуск, освободить от выполнения тех или иных обязанностей по службе и т.п.). Как принуждение следует квалифицировать, в частности, случаи, когда отдельные военнослужащие, применяя насилие или угрозы в отношении сержантов, добиваются для себя облегченных условий службы по сравнению с другими воинами.

5. Сопротивление может быть совершено только в момент выполнения начальником или иным лицом обязанностей военной службы. Начальник признается исполняющим обязанности военной службы, когда он осуществляет свои служебные полномочия (руководит действиями своих подчиненных, проводит учебные занятия, беседует с подчиненными, готовит их к заступлению в наряд и т.п.). В отдельных случаях он может внезапно начать исполнение обязанностей по службе. Например, начальник, встретив в городе своего подчиненного, нарушающего общественный порядок, потребует прекратить эти противоправные действия. Оказание сопротивления другим военнослужащим (иным лицам) предполагает случаи, когда они выполняют какие-либо специальные обязанности, например, в составе караула, патрульного или внутреннего наряда либо по приказу начальника.

При сопротивлении насилие в отношении начальника или иного лица не является обязательным признаком состава преступления. Однако сопротивление без насилия либо угрозы его применения состава преступления, предусмотренного ст. 333 УК, не образует.

6. Принуждение возможно как в момент выполнения начальником или иным лицом обязанностей военной службы, так и применительно к действиям по службе, предстоящим в будущем (например, принуждение начальника к освобождению подчиненного от намечаемого перевода к новому месту службы). Принуждение всегда совершается путем физического или психического насилия.

7. Для состава преступления не требуется, чтобы в результате сопротивления начальник (иное лицо) лишился возможности выполнить возложенные на него обязанности по службе, а при принуждении - нарушил эти обязанности. Само воспрепятствование выполнению обязанностей военной службы либо принуждение к их нарушению признается оконченным преступлением.

8. В конкретных случаях сопротивлению (принуждению) может предшествовать неисполнение приказа начальника, а оказание сопротивления (принуждения) представлять собой реакцию подчиненного на стремление начальника добиться исполнения отданного им приказа. Подобные случаи не образуют совокупности двух преступлений, содеянное регулируется ст. 333 УК.

9. С субъективной стороны как сопротивление, так и принуждение совершаются с прямым умыслом.

10. По ч. 1 ст. 333 УК следует квалифицировать сопротивление или принуждение к нарушению обязанностей военной службы, сопряженные с угрозой применения любого вида насилия к потерпевшему, а также сопряженные с физическим насилием в виде нанесения побоев, причинения легкого вреда здоровью начальника или иного лица и т.п. При этом психическое или физическое насилие не образует самостоятельного преступления, они охватываются ст. 333 УК.

11. В п. «в» ч. 2 комментируемой статьи говорится о сопротивлении или принуждении, сопряженных с причинением тяжкого или средней тяжести вреда здоровью или иных тяжких последствий.

12. В связи с тем, что умышленное причинение тяжкого вреда здоровью при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 и 3 ст. 111) само по себе признается более тяжким преступлением (наказание - лишение свободы на срок до 12 лет), сопротивление или принуждение, сопряженные с причинением тяжкого вреда здоровью начальника или иного лица, помимо ч. 2 ст. 333 следует дополнительно квалифицировать по ст. 111 УК.

13. УК в диспозицию ст. 333 не включил умышленное убийство начальника или иного лица при сопротивлении или принуждении к нарушению обязанностей военной службы. Поэтому сопротивление или принуждение, сопряженные с умышленным убийством начальника или иного лица, подлежат квалификации по п. «б» ч. 2 ст. 105.

14. Под иными тяжкими последствиями в п. «в» ч. 2 могут быть признаны, например, срыв выполнения боевого задания или иной важной задачи, вывод из строя боевой техники, создание реальной опасности для жизни и здоровья личного состава подразделения, части, корабля, причинения смерти по неосторожности начальнику или иному лицу, исполняющему обязанности военной службы, и т.п.

15. Применение оружия (п. «б» ч. 2) означает фактическое использование его для физического или психического воздействия на начальника или иное лицо, исполняющее обязанности военной службы. При этом имеется в виду причинение с помощью оружия вреда здоровью, а также угроза обнаженным оружием, размахивание им и т.п.

16. Преступления, предусмотренные ст. 333, могут быть совершены в совокупности с хулиганством (см. ст. 213). На практике иногда оказанию сопротивления начальнику или иному военнослужащему предшествуют хулиганские действия, выразившиеся в грубом нарушении военнослужащим общественного порядка, бесчинстве в общественных местах, а сопротивление является реакцией на меры по прекращению хулиганских действий. В подобных случаях налицо реальная совокупность двух преступлений - воинского и общеуголовного, предусмотренных ст. 333 и 213 УК. При этом хулиганские действия должны быть квалифицированы по п. «б» ч. 2 ст. 213.

В 331 статье УК раскрывается понятие преступлений против военной службы. В основе определения лежит общее понятие о преступлениях, обязательные признаки которых указываются в 1 части 14 статьи Кодекса. Несомненно, эти деяния представляют особую, повышенную опасность для населения, общества, государства в целом. Далее рассмотрим общую характеристику данных преступлений.

Определение

Согласно ч. 1 331 статьи УК РФ, преступления против военной службы - противоправные деяния, охватываемые гл. 33 Кодекса, посягающие на установленные правила несения службы, совершенные лицами, находящимися в Вооруженных силах, воинских подразделениях, формированиях, частях и пр. по контракту или призыву, а также субъектами, пребывающими в запасе, в ходе прохождения ими военных сборов.

Указанные деяния в общей характеристике преступлений против военной службы имеют следующие обязательные признаки:

  • Противоправность.
  • Наказуемость.
  • Общественная опасность.
  • Виновность.

Специфика посягательств

Определения преступлений против военной службы в УК обуславливается особенностями этих деяний, необходимостью их дифференциации с другими посягательствами. Включаются сюда также традиции, которые сформировались в отечественном военно-уголовном праве.

В понятии, раскрытом 331 статьей, указаны специальные признаки противоправности, объекта и субъекта деяний. Виновность, опасность преступлений против военной службы, их наказуемость также обладают определенными специфическими чертами. Они связаны непосредственно с характером службы в ВС РФ.

Опасность для общественных отношений

Рассматривая характеристику преступлений против военной службы , нельзя не обратить внимание на специфику угрозы этих деяний для общества. Опасность выражается в нанесении ущерба или в создании риска для интересов государства, личности, общества в целом.

Специфика опасности состоит в том, что преступление это посягает, в первую очередь, на военную безопасность, обороноспособность государства. Под ней следует понимать состояние защищенности страны от разных угроз, внешних и внутренних. Существование военно-уголовного права обуславливается необходимостью и важностью охраны безопасности государства.

Противоправность

Под ней понимают запрещенность деяния, представляющего опасность для общества. Преступным, соответственно, не считается действие/бездействие, не предусмотренное в Уголовном кодексе РФ.

Преступления против военной службы обладают специфичной противоправностью. Это связано с тем, что такими посягательствами признаются только те, которые приводятся в 33 главе Кодекса и совершаются исключительно военнослужащими либо гражданами, находящимися в запасе, в период военных сборов.

Специфика противоправности рассматриваемых деяний определяется по характеру их опасности. Кроме того, следует учитывать, что все диспозиции статей о преступлениях против военной службы являются бланкетными (отсылочными). Это означает, что содержание конкретного деяния определяется специальными военно-правовыми положениями. Нарушение этих норм влечет ответственность по УК. Это обстоятельство указывает на тесную взаимную связь уголовных и военных норм права.

Виновность

Этот признак включен в число обязательных элементов любого преступления. Субъект должен нести ответственность за деяния и последствия, наступившие вследствие их совершения, если доказана его вина.

Положения 5 главы УК определяют формы вины, устанавливают признаки умышленных посягательств, деяний, совершенных по неосторожности, предусматривают основания для квалификации невиновности деяния. Эти нормы применяются ко всем видам преступлений против военной службы в общем порядке без изъятий.

Специфика вины рассматриваемых посягательств определяет ее содержание. Оно отражает особую природу преступления и состоит в том, что гражданин, действуя умышленно либо неосторожно, понимает (при косвенном/прямом умысле или легкомыслии) либо не осознает, хотя должен был или мог осознавать (в случае небрежности) незаконность своего поведения и вред, который оно влечет для военной безопасности.

Отграничение от прочих деяний

Уголовное преступление против военной службы должно обладать всеми обязательными и специальными признаками. В случае отсутствия хотя бы одного деяние не может квалифицироваться по нормам 33 главы Кодекса.

К примеру, не являются преступлениями против военной службы посягательства военнослужащих, не нарушающие порядок прохождения службы (изнасилование, кража, разбой и прочие, не закрепленные 33 главой).

Необходимо также дифференцировать рассматриваемые преступления и дисциплинарные проступки. Во многих случаях их внешние признаки и содержание совпадает. В качестве ключевых отграничивающих признаков выступают характер противоправности и уровень общественной опасности.

Нюансы описания составов

Юридический критерий отграничения преступления против военной службы и проступка - вид противоправности поведения.

В качестве посягательства на порядок прохождения службы может признаваться только такое действие/бездействие, которое закреплено в 33 главе и предполагает уголовную ответственность.

Между тем в диспозициях норм составы деяний формулируются по-разному. Признание преступности действий прямым образом зависит от способа описания элементов преступления.

Признаки посягательства могут детализироваться (к примеру, нанесение здоровью вреда (тяжкого, среднего), причинение по неосторожности смерти потерпевшему, применение оружия и так далее). В таких ситуациях определить преступность деяния достаточно просто. Однако для характеристики признаков могут использоваться и оценочные понятия (к примеру, нанесение существенного ущерба интересам службы). В таких случаях признание противоправности поведения будет зависеть от анализа реально возникших последствий.

На практике бывает так, что правонарушение хотя и включает в себя признаки преступления, описанного нормой 33 главы, но расценивается как дисциплинарный проступок.

Малозначительность деяния

Этот термин используется в 14 статье УК. Как указывается во второй части нормы, поведение, содержащее признаки противоправного деяния, установленного УК, в силу своей малозначительности не представляющее опасности для общества, может не признаваться преступлением.

Данное положение распространяется и на рассматриваемую категорию противоправных действий/бездействий. Соответственно, не наступает, если будет установлена малозначительность общественной опасности поведения гражданина, позволяющая отнести деяние к дисциплинарным проступкам.

В приведенных ситуациях в качестве критерия дифференциации выступает степень угрозы для общества. Малозначительность деяния, характеризующаяся и субъективными, и объективными признаками, выступающая основанием для применения положений 14 статьи УК, исключает уголовно-правовой (криминальный) элемент поведения. Преступления, посягающие на правила несения службы в ВС, всегда отличаются повышенной степенью криминальной опасности, чем любой дисциплинарный проступок.

Особенности состава

Конструкция деяний включает в себя элементы, общие для всех преступлений:

  • объект и объективный аспект;
  • субъект и субъективную часть.

Каждому из четырех компонентов присущи определенные юридические признаки. Специфичность элементов состава воинских преступлений позволяет отграничить их от всех прочих посягательств.

Состав деяния характеризует его внутреннее содержание.

Обязательные признаки

К ним относят:

  • объект посягательства;
  • вину (неосторожность либо умысел);
  • вменяемость гражданина;
  • преступное действие/бездействие;
  • достижение установленного возраста;
  • прохождение субъектом военных сборов или службы в ВС.

Эти признаки в обязательном порядке входят в состав всех преступлений, закрепленных 33 главой УК. Это означает, что при отсутствии какого-либо из них уголовная ответственность за преступления против военной службы не возникает.

Факультативные признаки

Они используются при формировании отдельных составов преступлений гл. 33 УК. При помощи факультативных признаков деяния приобретают дополнительные характеристики, отражающие их специфику. К ним, например, относят предмет посягательства, последствия, причинную связь, средство, оружие, место преступления, прочие обстоятельства, цель и мотив.

Практическое значение составов воинских преступлений

Оно определяется функциями, которые реализуются в уголовно-правовой сфере.

В первую очередь, состав воинского посягательства позволяет определить преступность деяния в рамках военно-уголовных норм. Установить противоправность, наказуемость поведения субъекта можно только посредством указания в законодательстве его признаков.

Во-вторых, наличие состава в деянии выступает в качестве не только юридического, но и фактического условия для вменения санкций .

В-третьих, признаки деяний выполняют квалификационную задачу: они формируют теоретическое основание для анализа деяния.

В-четвертых, с помощью состава разграничивается один вид воинских посягательств от других.

Необходимо также отметить и познавательно-методологические задачи признаков преступлений.

Объект посягательства

В качестве него в 331 статье УК назван порядок прохождения службы. Под ним следует понимать форму ведения военно-служебной деятельности, закрепленную в законодательстве, воинских уставах, прочих военно-правовых документах.

Ключевое назначение службы состоит в обеспечении безопасности страны. Речь идет о защищенности независимости, конституционных основ, территориальной целостности, суверенитета государства от разного рода угроз (внутренних, внешних). Безопасность страны обеспечивается деятельностью специализированных воинских организаций. Она включает в себя подготовку воинского состава и непосредственную вооруженную защиту страны.

Неукоснительное выполнение правил прохождения службы признается необходимым условием для реализации задач, поставленных перед вооруженными силами страны. Этот порядок является юридической формой обеспечения безопасности и рассматривается как понятие, характеризующее родовой объект всех посягательств, предусмотренных 33 главой.

Классификация составов

При рассмотрении порядка прохождения службы в качестве родового объекта воинских преступлений можно классифицировать составляющие боеготовности:

  • наличие необходимого объема материальных средств;
  • укомплектованность частей, кораблей, соединений боевой техникой, вооружением, личным составом;
  • высокий уровень боевой подготовки солдат;
  • содержание боевой техники, оружия в исправном и подготовленном к применению состоянии;
  • жесткая воинская дисциплина и пр.

На основании этой классификации можно выделить систему составов воинских посягательств против правил:

  • уставных взаимоотношений между служащими (статьи 332-336);
  • пребывания в рядах ВС (ст. 337-339);
  • прохождения специальных видов службы (340-345);
  • сбережения имущества воинского подразделения (346-348);
  • использования военно-технического оборудования (349-352).

Специфичные признаки предмета

В отдельных составах присутствуют указания на разные материальные объекты, в связи с которыми или по поводу которых закрепляются определенные правила военно-служебного взаимодействия. К таким предметам, в частности, относят:

  • оружие, военную технику, боеприпасы (статьи 346-348);
  • взрывчатые, радиоактивные, иные вещества и объекты, представляющие особую опасность для населения (ст. 349);
  • спецтранспорт (ст. 350) и пр.

Указание на признаки этих объектов - необходимый фактор для правильной квалификации и, соответственно, определения степени ответственности за преступления против военной службы .

Объективный аспект

Он отражает внешнее проявление опасного посягательства. Объективную сторону формируют:

  • деяние;
  • наступившие последствия;
  • связь между вредом и действием/бездействием виновного;
  • время, средство, место, орудие, способ совершения деяния;
  • прочие обстоятельства.

Первые три признака считаются обязательными.

Деяние выражается в нарушении правил, установленных военно-правовыми документами.

Последствия

Они обладают специальным характером. Специфические черты определяются в зависимости от особенностей объекта посягательства. Последствия могут выражаться в:

  • ослаблении боеспособности (боеготовности) подразделения;
  • неисполнении учебно-боевой (боевой) задачи и пр.

Последствия преступлений можно разделить на:

  • Физические (вред здоровью, к примеру).
  • Имущественные(порча или уничтожение техники, вооружения и пр.).
  • Организационные (срыв военного мероприятия вследствие неисполнения приказа).
  • Нравственные (унижение достоинства, чести служащего вследствие оскорбления).

Необходимо сказать, что во всех воинских посягательствах присутствует организационный вред как обязательный элемент состава. Любое преступление всегда причиняет ущерб порядку несения службы в ВС.

Причинная связь

Она должна всегда присутствовать в составе преступления. Причинную связь определяют признаки, общие для всех деяний, предусмотренных УК, а также специальные, обусловленные вероятностным, социально-правовым, опосредованным характером.

Соответственно, если между деянием и негативными последствиями связи не установлено, лицо нельзя привлекать к ответственности за преступление против военной службы .

Субъект посягательства

В качестве него, согласно положениям 331 нормы УК, выступает гражданин, несущий службу по контракту или призыву, т. е. военнослужащий. Ответственность за преступления против военной службы несет также лицо, проходящее военные сборы, находясь в запасе.

Субъект посягательства характеризуется, во-первых, признаками, общими для всех преступлений, во-вторых, специальными критериями, связанными со специфичностью объекта. К первым следует относить соответствующий возраст и вменяемость.

О статусе военнослужащих говорится в ФЗ № 53. Согласно положениям нормативного документа, военнослужащим считается лицо, находящееся в рядах ВС по призыву или добровольно (по контракту).

В 6 статье ФЗ № 58 раскрывается понятие военной службы. Ею называют вид госслужбы, представляющий профессиональную деятельность граждан РФ на воинских должностях в ВС, иных войсках, специальных подразделениях, органах, обеспечивающих безопасность и оборону страны.

Важный момент

Особое значение при определении субъектов посягательств, закрепленных 33 главой УК, имеет установление начала и завершения периода несения службы. Эти моменты определяются положениями ФЗ № 53.

Между тем гражданин может понести наказание и после прекращения служебной деятельности, если срок давности для вменения ему санкции не истек.

В ряде составов преступлений в качестве субъектов выступают не все, а только отдельные категории служащих. Например, к ответственности за посягательство на порядок подчиненности по статьям 332-334 можно привлечь лицо, подчиненное потерпевшему (начальнику).

Если гражданин, участвовавший в деянии, не является военнослужащим, к ответственности за преступления против военной службы он может привлекаться в качестве организатора, пособника, подстрекателя. Это лицо не может являться соисполнителем.

Субъективный аспект

Эта сторона преступлений образуется виной. В некоторых составах обязательными признаками названы мотив и цель.

Вина в рассматриваемых посягательствах отражает специфику посягательства и наступившие последствия. Гражданин имеет отношение не просто к опасному деянию, а к преступлению, нарушающему порядок несения службы, а также последствиям, выраженным в нанесении ущерба боеспособности подразделения и обороноспособности государства в целом.

Юридическая ответственность военнослужащих

1. Виды юридической ответственности военнослужащих.
2. Уголовная ответственность - наиболее тяжкий вид юридической ответственности.

Все военнослужащие равны перед законом и несут ответственность, установленную для граждан Российской Федерации с учетом особенностей своего правового положения.
Они могут привлекаться к следующим видам юридической ответственности: дисциплинарной, административной, материальной, уголовной.

Каждый военнослужащий обязан соблюдать требования воинской дисциплины, ибо дисциплина - один из важнейших факторов поддержания организованности и боеготовности войск. Характерной особенностью, требованием воинской дисциплины является беспрекословность повиновения подчиненных начальникам, четкое и быстрое выполнение их приказов, приказаний и распоряжений. Повиновение - ядро воинской дисциплины. Содержание, общие положения и характерные особенности воинской дисциплины закреплены в Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил Российской Федерации.

В качестве важного юридического средства укрепления воинской дисциплины выступает дисциплинарная ответственность военнослужащих. Юридические нормы, определяющие конкретные требования воинской дисциплины и ответственность за их нарушения, содержатся в общевоинских уставах, и прежде всего в Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил Российской Федерации.

Основанием для возникновения дисциплинарной ответственности является совершение военнослужащим дисциплинарного проступка или нарушение им правил поведения в общественных местах, которые по степени общественной опасности не являются преступлением и подлежат наказанию в дисциплинарном порядке (дисциплинарное правонарушение).

Средством принуждения (санкцией) при привлечении к дисциплинарной ответственности является дисциплинарное взыскание.

Дисциплинарное взыскание - это меры воздействия, налагаемые командирами (начальниками) на военнослужащих, нарушивших воинскую дисциплину или общественный порядок. Перечень дисциплинарных взысканий и полномочия командиров (начальников) по их применению конкретно определены Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил РФ.

Административная ответственность военнослужащих наступает за совершение ими административного правонарушения (проступка). Административное правонарушение - это посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Характер административных правонарушений и взыскания, которые могут применяться за их совершение, устанавливает прежде всего Кодекс об административных правонарушениях РФ или другие законодательные акты. Действующим законодательством предусмотрены следующие виды административных взысканий: предупреждение; штраф; возмездное изъятие или конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; лишение специального права; исправительные работы; административный арест.

Административные взыскания применяются уполномоченными на то государственными органами, должностными лицами. Такими органами являются: административные комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних, районные (городские) суды (судьи), органы внутренних дел, органы государственных надзоров и др. Они выявляют правонарушения, оценивают характер совершенного проступка и принимают соответствующие решения. При необходимости налагают административные взыскания и обеспечивают их исполнений.

Административные нормы, правила, регулирующие общественный порядок, другие стороны отношений в обществе, в большинстве случаев распространяются и на Вооруженные Силы. Военнослужащие обязаны как на службе, так и вне ее строго и неуклонно исполнять требования законов, постановлений правительства и других правовых норм, регулирующие правила поведения в общественных местах, охрану природы, собственности, имущественные права и обязанности граждан и т.д. А в случае их нарушения они могут понести соответствующую ответственность, включая и административную.

Законодательством предусмотрен несколько иной порядок привлечения к ответственности военнослужащих за административные правонарушения по сравнению с другими гражданами. По общему правилу военнослужащие несут ответственность за административные правонарушения по Дисциплинарному уставу Вооруженных Сил РФ. За нарушение режима государственной границы, пограничного режима (режима пропуска через границу), правил дорожного движения, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил и за контрабанду военнослужащие привлекаются к административной ответственности на общих основаниях. Однако и в этих случаях, как и при совершении любого иного административного правонарушения, к военнослужащему не могут быть применены такие наказания, как штраф, лишение водительских прав, исправительные работы и административный арест.

Государственные органы и должностные лица, правомочные налагать административные взыскания, вправе, если сочтут целесообразным, передавать материалы об административных проступках военнослужащих на рассмотрение соответствующему командиру (начальнику).

При совершении военнослужащим административного правонарушения, ответственность за которое наступает по Дисциплинарному уставу Вооруженных Сил РФ, материалы об этом правонарушении полномочным органом (должностным лицом) направляются командиру соответствующей воинской части для привлечения виновного за этот проступок, но по правилам, предусмотренным уставом.

Наряду с другими мерами юридического характера материальная ответственность военнослужащих служит целям обеспечения сохранности материальных (денежных) средств, всего военного имущества и тем самым поддержанию в должном состоянии материальной основы боеспособности Вооруженных Сил.

В настоящее время в России действует Федеральный закон «О материальной ответственности военнослужащих» № 161-ФЗ, который вступил в силу с 19 июля 1999 года.

Материальная ответственность военнослужащих за ущерб, причиненный государству при исполнении обязанностей военной службы, предусмотрена и п. 4 ст. 28 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ.

Вопросы о материальной ответственности военнослужащих разрешаются в основном в служебном порядке, то есть властью командира (начальника). Привлечение военнослужащего к материальной ответственности не освобождает его от возможности привлечения к другим видам ответственности, если в действиях, которыми он причинил материальный ущерб, одновременно содержатся признаки составов других правонарушений (дисциплинарных, административных или уголовных).

Материальная ответственность применяется в трех видах (размерах денежных взысканий), а именно: ограниченная, полная и повышенная (кратная) по сравнению с денежной оценкой причиненного материального ущерба. Все эти разновидности материальной ответственности действуют только в конкретно указанных законодательством случаях. В частности, солдаты, матросы, сержанты и старшины, проходящие военную службу по призыву, при причинении ими материального ущерба вследствие небрежного исполнения своих служебных обязанностей привлекаются к материальной ответственности в размере причиненного ущерба, но не свыше определенной денежной суммы. Если же ущерб причинен ими в результате умышленного уничтожения, повреждения, порчи, хищения военного имущества или денежных средств, то ответственность наступает в полном объеме денежной оценки ущерба. Без каких-либо ограничений предусматривается ответственность также за недостачу, уничтожение или порчу имущества, переданного военнослужащему под отчет, для хранения, перевозки, выдачи, пользования либо для других служебных целей. А за ущерб, причиненный хищением, промоканиям или недостачей летно-технического, специального морского и десантного обмундирования, других отдельных видов военного имущества, военнослужащие привлекаются к материальной ответственности в кратном размере стоимости этого имущества. Военнослужащий, причинивший материальный ущерб, может возместить его в добровольном порядке.

Гражданско-правовая ответственность военнослужащих наступает за противоправные деяния в области договорных и недоговорных имущественных и связанных с ними личных отношений. Такого рода правонарушения выражаются, как правило, в невыполнении или ненадлежащем исполнении обязательств, причинении имущественного вреда, в заключении противоправных сделок и т.п. Чаще всего гражданско-правовая ответственность реализуется путем рассмотрения исков (споров) общими судами по месту жительства граждан (военнослужащих).

В местностях, где не действуют эти суды, гражданские дела (споры) правомочны рассматривать военные суды.

Военнослужащие несут уголовную ответственность за совершение как общеуголовных преступлений, так и преступлений против военной службы.

К общеуголовным относятся следующие виды преступлений: преступления против свободы, чести и достоинства личности; преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности; преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина; преступления против семьи и несовершеннолетних; преступления в сфере экономики; преступления в сфере экономической деятельности; преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях; преступления против общественной безопасности и общественного порядка; преступления против здоровья населения и общественной нравственности; экономические преступления; преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта; преступления в сфере компьютерной информации; преступления против государственной власти; преступления против мира и безопасности человечества.

Все названные виды преступлений объединены в одноименные разделы Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ). Разделы содержат главы о группах преступлений. В каждой главе даны статьи о конкретных составах однородных преступлений. Например, в разделе VII - о преступлениях против личности - имеется глава 16 о преступлениях против жизни и здоровья, в которую включена двадцать одна статья о конкретных преступлениях против жизни и здоровья: от убийства до причинения различной тяжести вреда здоровью и оставления без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии (статьи 105- 125 УК РФ).

В каждой статье УК РФ предусматриваются и наказания за совершение соответствующего преступления. Так, убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку, наказывается лишением свободы на срок от шести до пятнадцати лет.

Убийство двух или более лиц, а также убийство, совершенное с особой жестокостью, общеопасным способом, из корыстных побуждений, по найму, неоднократно или при наличии других обстоятельств, указанных в части 2 статьи 105 УК РФ, наказывается лишением свободы на срок от восьми до двадцати лет либо смертной казнью или пожизненным лишением свободы.

Глава 17 содержит группу преступлений против свободы, чести и достоинства личности. Это похищение человека, незаконное лишение свободы, незаконное помещение в психиатрический стационар, клевета, оскорбление (статьи 126 - 130 УК РФ), за каждое из которых в этих статьях предусмотрены и уголовные наказания в виде лишения свободы, штрафа, исправительных работ, ареста, ограничения свободы.

Группа преступлений против конституционных прав и свобод человека и гражданина перечислена в главе 19, в статьях 136 - 149 УК РФ.

Все конкретные составы преступлений последовательно изложены в статьях 105 - 360 УК РФ.

Уголовная ответственность военнослужащих за преступления против военной службы предусмотрена в главе 33 разделе XI Особенной части УК РФ (статьи 331-352). Преступления против военной службы разделяются на следующие группы:
- преступления против порядка подчиненности и уставных правил взаимоотношений между военнослужащими (статьи 332 - 336 УК РФ);
- уклонение от исполнения обязанностей военной службы (статьи 337-339 УК РФ);
- нарушение правил несения специальных служб (статьи 340 - 344 УК РФ);
- преступления против порядка сбережения военного имущества, обращения с оружием, правил эксплуатации военной техники (статьи 345 -352 УК РФ).

В группу преступлений против порядка подчиненности и уставных правил взаимоотношений между военнослужащими входят: неисполнение приказа; сопротивление начальнику или принуждение его к нарушению обязанностей военной службы; насильственные действия в отношении начальника; оскорбление военнослужащего; нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношении подчиненности.

Ответственность за неисполнение приказа наступает по статье № 332. Наказание за это (в зависимости от характера неисполнения приказа и наступивших последствий) предусмотрено в виде ограничения по службе на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, или содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, или лишением свободы на срок до пяти лет.

Сопротивление как преступление состоит в воспрепятствовании начальнику или другому военнослужащему (патрульному, дежурному и т.п.) выполнять возложенные на них обязанности военной службы. Принуждением признаются действия, направленные на то, чтобы заставить, понудить начальника или иное лицо нарушить обязанности по военной службе. Сопротивление или принуждение, совершенное без отягчающих обстоятельств, наказывается ограничением по военной службе, либо содержанием в дисциплинарной воинской части, либо лишением свободы на срок до пяти лет. Если преступление совершено группой лиц или с применением оружия, либо повлекло тяжкие последствия, наказание повышается до восьми лет лишения свободы.

Нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, связанное с унижением чести и достоинства или издевательством над потерпевшим либо сопряженное с насилием, наказывается лишением свободы на срок до трех лет, а при отягчающих обстоятельствах (группой лиц, с применением оружия, наступлением тяжких последствий) - до десяти лет.

Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, за уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем самовольного оставления части или места службы, а также за неявку в срок без уважительных причин на службу при увольнении из части, при назначении, переводе, из командировки, отпуска или лечебного учреждения продолжительностью от двух до десяти суток наказываются арестом на срок до шести месяцев или содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до одного года.

За уклонение от военной службы указанными путями на срок от десяти суток до одного месяца военнослужащие, проходящие военную службу по призыву или по контракту, наказываются ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет. В случае уклонения от военной службы продолжительностью свыше одного месяца эти военнослужащие наказываются лишением свободы на срок до пяти лет.

За дезертирство (статья 338 УК РФ), то есть самовольное оставление части или места службы с целью вовсе уклониться от военной службы или неявку с той же целью на службу, предусмотрено лишение свободы на срок до семи, а в некоторых случаях до десяти лет. За уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем причинения себе какого-либо повреждения (членовредительства) или путем симуляции болезни, подлога документов или иного обмана предусмотрены различные уголовные наказания вплоть до лишения свободы на срок до семи лет.

К преступлениям, нарушающим правила несения специальных служб, относятся: нарушение правил несения боевого дежурства (боевой службы), нарушение уставных правил караульной службы, нарушение правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, нарушение уставных правил несения внутренней службы и патрулирования в гарнизоне.

За эти преступления предусмотрены такие наказания, как ограничение по службе на срок до двух лет, арест на срок до шести месяцев, содержание в дисциплинарной воинской части сроком до двух лет, лишение свободы на срок до пяти лет.

Оставление погибающего военного корабля; уничтожение или повреждение военного имущества; утрата военного имущества; нарушение правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих; нарушение правил вождения или эксплуатации машин; нарушение правил полетов или подготовки к ним; нарушение правил кораблевождения образуют группу преступлений против порядка сбережения военного имущества, обращения с оружием, правил эксплуатации военной техники. Эти преступления наказываются на различные сроки ограничением по военной службе, арестом, содержанием в дисциплинарной воинской части, лишением свободы, лишением права занимать определенные должности либо штрафом.

Военнослужащие за совершение и общеуголовных преступлений, и преступлений против военной службы подвергаются уголовному наказанию только военными судами.

Методические рекомендации
Во вступительном слове необходимо отметить, что юридическая ответственность возникает вследствие правонарушения и характеризуется применением к виновному в совершении правонарушения (преступления) мер принуждения со стороны государства.
В первом учебном вопросе следует перечислить основные виды юридической ответственности, которой подвергаются военнослужащие. При этом можно подчеркнуть, что военнослужащие привлекаются к административной ответственности в ином порядке по сравнению с другими гражданами Российской Федерации.
При рассмотрении второго вопроса важно донести до слушателей понимание всей тяжести наказания при возникновении уголовной ответственности. В этой части лекции целесообразно более подробно изучить статьи главы 33 раздела XI УК РФ о преступлениях против военной службы.

Рекомендуемая литература:
Уголовный кодекс Российской Федерации.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Дисциплинарный устав ВС РФ.
Федеральный закон Российской Федерации от 12 июля 1999 г. № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» (с изменениями и дополнениями).
Федеральный закон Российской Федерации от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих.

Андрей ГАВРИЛЮК, государственный советник юстиции,
помощник военного прокурора Западного военного округа