Пдд термины. Правила дорожного движения, которые никто не знает. ПДД РФ - Движение через железнодорожные пути

Приложение 1

    Словарь сокращений, используемых в программе

ПДД – Правила дорожного движения;

БДД – безопасность дорожного движения;

ДТП – дорожно-транспортное происшествие;

ДДТТ – детский дорожно-транспортный травматизм;

ГАИ - государственная автомобильная инспекция;

ГИБДД Государственная инспекция безопасности дорожного движения;

ТС – транспортное средство;

ЮИД – юные инспекторы движения.

Приложение 2

Словарь дорожных понятий и терминов

Аварийная световая сигнализация (АСС) - особый режим включения световых указателей поворотов, когда одновременно работают все: и левые и правые указатели поворотов. Включение АСС производят нажатием кнопки, расположенной на щитке приборов под рукой водителя. На кнопке изображен красный равносторонний треугольник, имитирующий собой знак аварийной остановки. Выключение АСС производят повторным нажатием этой кнопки (по аналогии с настольной лампой).

Авария - любая неожиданная поломка, выход из строя или отказ в работе какого-либо узла или агрегата в целом во время движения транспортного средства. Часто путают аварию с дорожно-транспортным происшествием (ДТП), но она не всегда приводит к ДТП.

Автогородок - специализированный игровой комплекс представляющий собой сложную форму игрового пространства с общей площадью от 700 м2 до 1 га, с разными формами твердых покрытий для транспорта и пешеходов с разнообразными элементами озеленения. На территории должна быть система транспортных дорог и пешеходных дорожек, обязательно включающая несколько типов перекрестков в двух уровнях, оборудованных игровыми элементами дорожного движения (возможно включение дополнительных игровых элементов). Автогородок Автомагистраль - дорога, обозначенная знаком 5.1 и имеющая для каждого направления движения проезжие части, отделенные друг от друга разделительной полосой (а при ее отсутствии – дорожным ограждением), без пересечений в одном уровне с другими дорогами, железнодорожными или трамвайными путями, пешеходными или велосипедными дорожками.

Автомагистраль - дорога, обозначенная знаком 5.1 и имеющая для каждого направления движения проезжие части, отделенные друг от друга разделительной полосой (а при ее отсутствии – дорожным ограждением), без пересечений в одном уровне с другими дорогами, железнодорожными или трамвайными путями, пешеходными или велосипедными дорожками.

Автомобильная дорога состоит из земляного полотна и «дорожной одежды». Дорожная одежда - многослойная конструкция, состоящая из покрытия и основания. Покрытие - верхний прочный слой, хорошо сопротивляющийся истирающим и ударным нагрузкам от колес автомобилей, а также воздействию природных факторов. Оно состоит из слоя износа и основного (несущего) слоя.

Безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

Буксировка - доставка механических транспортных средств к месту ремонта или гаража. Для предупреждения других водителей о буксировке даже в светлое время суток на буксирующем (первом) транспортном средстве должен быть включен ближний свет фар, на буксируемом (втором) - аварийная световая сигнализация. Движение с прицепом (немеханическим) не считается буксировкой.

Велосипед - механическое транспортное средство, кроме инвалидных колясок, имеющее два колеса или более и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем.

Водитель - лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению, т.е. за все возможные ДТП на дороге во время обучения несет ответственность мастер, а не ученик. Термин каким-либо охватывает любые транспортные средства, в том числе и велосипед, т.е. велосипедист - тоже водитель.

Временный знак - применяют для краткосрочного использования. Он закрепляется на переносной стойке, устанавливаемой посредине дороги, в отличие от стационарного знака, который постоянно закреплен на столбе у края дороги. Если значение временного знака находится в противоречии со стационарным знаком, водители должны руководствоваться временным знаком.

Время реакции водителя - это промежуток времени с момента появления в поле зрения водителя сигнала об опасности до начала воздействия на тормозную педаль, рулевое колесо или другие органы управления автомобилем. Оно слагается из времени обнаружения объекта, представляющего опасность, времени, необходимого для оценки ситуации и принятия решения, и, наконец, времени, до начала двигательной реакции.

Время реакции водителя - психологическое качество водителя принимать решение и реагировать на изменение дорожно-транспортной ситуации. Среднее время реакции на включение тормозов для мужчин - 0,57 c., женщин - 0,62 c. Время реакции водителей на сигнал торможения составляет 0,37 c у 2 % водителей; 0,61 c - у 50 %; 0,78 и более у

Вынужденная остановка - прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) или появлением препятствия на дороге.

Главная дорога - 1)дорога, обозначенная знаками 2.1,2.3.1-2.3.7 или 5.1, по отношению к пересекаемой (примыкающей), или дорога с твердым покрытием (асфальто- и цементобетон, каменные материалы и тому подобное) по отношению к грунтовой, либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий. Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием не делает ее равной по значению с пересекаемой.

2) (зн. приорит.) - обозначает дорогу, по которой предоставлено преимущественное право проезда нерегулируемых перекрестков. Знак устанавливают в начале дороги, он может повторяться перед перекрестками. На пересекаемых дорогах перед перекрестками устанавливают знаки «Уступите дорогу» или «Движение без остановки запрещено». Если на перекрестке главная дорога меняет направление (поворачивает), под знаком устанавливают информационную табличку Направление главной дороги.

Граница перекрестка - воображаемые линии, соединяющие соответственно противоположные начала закругления проезжей части.

Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - и по обочинам, но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.

Двустороннее движение - порядок, при котором транспортные средства движутся навстречу друг другу, разъезжаясь при этом левыми сторонами (бортами).

Дистанция - расстояние между двумя транспортными средствами, движущимися по одной полосе движения. Следует выдерживать такую дистанцию, которая позволит избежать столкновения с движущимся впереди транспортным средством в случае его торможения.

Дорога - 1)обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

2) обустроенное место, используемое для движения транспортных средств и пешеходов по всей ширине. В городах дорога состоит из проезжей части и тротуаров, а вне городов - из проезжей части, обочин, кюветов и обрезов. Выпуклый профиль проезжей части обеспечивает сток воды

Дорожное движение - совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.

Дорожно-транспортное происшествие - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Дорожная разметка - средством визуального ориентирования водителей и пешеходов, применяется как самостоятельно, так и в сочетании с другими средствами.

Дорожная разметка (маркировка) - маркировка на покрытии автомобильных дорог. Она служит для сообщения определённой информации участникам дорожного движения. Дорожные разметки появились в начале XX века на асфальтовых и бетонных дорогах.

Железнодорожный переезд - пересечение дороги с железнодорожными путями на одном уровне. Запрещается пересекать железнодорожные пути в неустановленных местах (вне переездов), самовольно открывать шлагбаум или объезжать его. Движение через переезд в целях увеличения его пропускной способности в настоящее время разрешается по всей ширине проезжей части, хотя раньше разрешалось только в один ряд.

Железнодорожный транспорт - вид транспорта, перевозка грузов и пассажиров на котором осуществляется по рельсовым путям.

Затор - задержка в движении от скопления движущихся* транспортных средств. На перекрестке различают две разновидности затора: в попутном или поперечном направлениях. Запрещается выезжать на перекресток, если образовался затор, который вынуждает водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении.

Интенсивное движение - при котором все полосы проезжей части равномерно заняты движущимися, причем с небольшой скоростью, транспортными средствами.

Край проезжей части - вид дорожной горизонтальной разметки в виде широкой сплошной белой линии, отделяющей проезжую часть от обочины, как правило, с асфальтированным покрытием. Это единственная сплошная белая линия разметки, которую водителям разрешается пересекать как при съезде на обочину, так и при выезде с нее.

Канатная дорога - вид транспорта для перемещения пассажиров и грузов, в котором для перемещения вагонов, вагонеток, кабин или кресел служит тяговый или несущее тяговый канат (трос), протянутый между опорами таким образом, что вагоны (кабины, кресла, вагонетки) не касаются земли.

Маневр (манёвр) транспортного средства - изменение траектории и направления движения (курса) транспортного средства, связанное с перестроением, поворотом (разворотом), предстоящей остановкой (стоянкой), а так же движение задним ходом.

Маршрутный транспорт - автобусы, троллейбусы, трамваи и такси, движущиеся по установленным маршрутам. Они все имеют номер во лбу и могут отступать от требований многих дорожных знаков: семи запрещающих знаков и семи предписывающих знаков.

Маршрутное транспортное средство - транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.

Механическое транспортное средство - транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.

Мост - техническое сооружение (обычно 2-х опорное), предназначенное для перехода или переезда через реку или железнодорожные пути.

Населенный пункт - 1) застроенная территория, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.23.1 – 5.26.

2) застроенная территория, въезд на которую и выезд с которой обозначены дорожными знаками. При въезде установлен знак с названием Начало населенного пункта, а на выезде знак Конец населенного пункта, зачеркнутый наклонной красной полосой. Эти знаки могут иметь либо белый, либо синий фон.

Недостаточная видимость - 1) видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки. Сумерки бывают утренние и вечерние, причем утренние намного опаснее, чем вечерние, потому что, если водитель ехал без отдыха всю ночь, то засыпает под утро, а если ехал весь день, то к вечеру не засыпает никогда! Такова статистика.

Немеханические транспортные средства , т.е. не имеющие двигателя (велосипед, гужевая повозка, прицепы и полуприцепы, и мопед), последний хотя и имеет двигатель, но небольшой и поэтому условно считается немеханическим.

Обгон - 1)опережение одного или нескольких движущихся транспортных средств, связанное с выездом из занимаемой полосы.

2) самый опасный маневр водителя: при очень ограниченном обзоре водитель развивает повышенную скорость.

Обочина - 1)элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2.1 либо 1.2.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.

2) элемент загородной дороги, находящийся между проезжей частью и кюветом. Обочина предназначена для непродолжительной стоянки транспортных средств; движение по обочине запрещено, длительная стоянка (например, ночлег) запрещена. Стоянка ночью должна осуществляться только с включенными габаритными или стояночными огнями. Если они неисправны, водитель обязан включить аварийную световую сигнализацию.

Обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно- транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

Одностороннее движение - 1) порядок, при котором все транспортные средства движутся в одном направлении по всей ширине дороги (встречный транспорт при этом исключен). Об этом водителя информирует знак Дорога с односторонним движением.

2) ситуация, возникшая в процессе дорожного движения, при которой продолжение движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу возникновения ДТП.

Опасность для движения - ситуация, возникшая в процессе дорожного движения, при которой продолжение движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу возникновения дорожно-транспортного происшествия.

Организованная перевозка группы детей - специальная перевозка двух и более детей дошкольного и школьного возраста, осуществляемая в механическом транспортном средстве, не относящемся к маршрутному транспортному средству.

Организованная транспортная колонна - группа из трех и более механических транспортных средств, следующих непосредственно друг за другом по одной и той же полосе движения с постоянно включёнными фарами в сопровождении головного транспортного средства с нанесенными на наружные поверхности специальными цветографическими схемами и включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов.

Организация дорожного движения - комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах.

Организованная пешая колонна - обозначенная в соответствии с пунктом 4.2 Правил группа людей, совместно движущихся по дороге в одном направлении.

Остановка - 1)преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, вели это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства.

2) преднамеренное прекращение движения транспортного средства на срок до 5 мин или на больший период времени, если это связано с посадкой - выгрузкой пассажиров или погрузкой-разгрузкой грузов в отличие от вынужденной остановки. Дорожные знаки, естественно, запрещают преднамеренную остановку.

Остановочный путь - это расстояние, пройденное транспортным средством с момента обнаружения водителем опасности до полной остановки.

Пассажир - лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).

Пассажирский транспорт - это транспортное средство, перевозящее пассажиров, например: поезд, самолёт, автобус, теплоход и т.д. Если же кроме пассажиров, им осуществляется перевозка грузов, то оно называется грузопассажирским.

Паром - плав средство, используемое для перевозки пассажиров и транспортных средств между двумя берегами водной преграды (реки, озера, пролива и даже моря).

Перекресток - 1) место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.

2) место пересечения, примыкания или разветвления дорог в одном уровне. Пересечение дорог в разных уровнях (эстакада, тоннель) не является перекрестком и называется транспортной развязкой. Не считаются перекрестками выезда на дорогу с прилегающих территорий (дворов, стоянок, АЗС, предприятий).

Пешеход - лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. Таким образом, дорожные рабочие, обычно одетые в оранжевые жилеты, не являются пешеходами. Они выделены в особую группу с целью повышения ответственности водителей за возможные ДТП с этой категорией рабочих.

Пешеходами считаются также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед или мопед, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляски.

Пешеходный переход - 1) участок проезжей части, обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2* и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2.

Пешеходная зона - городская территория исключительно для пешеходного движения, где запрещено передвижение на автотранспортных средствах, за исключением автомобилей спецслужб, коммунальной техники, маршрутного транспорта, транспорта для инвалидов, а также обслуживания магазинов (при отсутствии альтернативного маршрута). Первые пешеходные зоны появились в 1950-х годах в Европе. Первая в СССР пешеходная зона была открыта в 1975 году в центре города Шауляя (Литва).

Подземный пешеходный переход - тоннель для безопасного перехода пешеходов под проезжей частью или железнодорожными путями.

Полоса движения - любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.

Правила дорожного движения - главный документ, регламентирующий права и обязанности всех участников дорожного движения, к которым относятся водители, пешеходы и пассажиры. Правила дорожного движения РФ устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации. Другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им.

Правостороннее движение - порядок, обязывающий водителей при движении придерживаться своего (правого) тротуара и разъезжаться левыми сторонами (бортами). Такой порядок движения установлен в России и многих европейских странах. При правостороннем движении руль расположен слева для обеспечения водителю обзора в начале обгона. Если бы было возможно движение без обгона, конструкторы располагали бы руль с любой стороны и даже посередине транспортного средства. По той же причине в странах с левосторонним движением (Австралия, Англия, Индия, Новая Зеландия и др.)

руль расположен с правой стороны.

Преимущество (приоритет) - право на первоочередное движение в намеченном (в любом) направлении по отношению к другим участникам дорожного движения, т.е. термин, применим не только к водителям, но также и к пешеходам.

Прилегающая территория - территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЭС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.

Пригородные маршруты - это маршруты, проходящие за пределы города на расстоянии до 50 км включительно. Здесь работает пригородный пассажирский транспорт, такой как: автомобильный, железнодорожный, авиационный, водный, электротранспорт (электричка и др.).

Пробка автомобильная - положение, при котором по всей ширине проезжей части все транспортные средства стоят (абсолютно без движения) в течение длительного времени (от 10 мин и до нескольких часов).

Проблесковый маячок - электрическое устройство с питанием от аккумулятора, устанавливаемое на крыше спецтранспорта (пожарных автомобилей, скорой медицинской помощи и автомобиле милиции).

Проезжая часть - элемент дороги, используемый для движения безрельсовых транспортных средств. Дорога может иметь несколько проезжих частей, границами которых являются разделительные полосы. Трамвайный путь также служит границей проезжей части. Проезжая часть состоит из полос движения. Ширина одной полосы в среднем 3 м, счет полосам идет от тротуара, справа налево, по ходу движения. Нанесение разметки необязательно.

Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма - включает в себя два понятия: пропаганду безопасности дорожного движения и профилактику детского дорожно-транспортного травматизма.

Пропаганда безопасности дорожного движения - целенаправленная деятельность, осуществляемая субъектами пропаганды по распространению знаний, касающихся вопросов обеспечения безопасности дорожного движения, разъяснению законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих поведение участников дорожного движения. Субъектами пропаганды являются подразделения Госавтоинспекции, средства массовой информации, автотранспортные предприятия, общественные объединения, деятельность которых связана с дорожным движением, а также отряды юных инспекторов движения, дошкольные и иные образовательные учреждения.

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма - целенаправленная деятельность по своевременному выявлению и устранению причин и условий, способствующих дорожно-транспортным происшествиям (ДТП), в которых погибают и получают травмы дети и подростки.

Разделительная полоса - 1) элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2.1, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения или остановки транспортных средств.

2) конструктивно выделенный элемент дороги, разделяющий смежные проезжие части и являющийся ее границей. Движение и остановка на разделительной полосе запрещены водителям и пешеходам. Ширина разделительной полосы связана с шириной проезжей части.

Регулировщик - лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование. Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку. К регулировщикам относятся сотрудники полиции и военной автомобильной инспекции, а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей.

Ремни безопасности - наиболее эффективное средство по спасению жизни людей, находящихся в автомобиле при столкновениях (лобовых или касательных).

Речной транспорт - вид транспорта, осуществляющий перевозки пассажиров и грузов в основном по внутренним водным путям, как естественным (реки, озёра), так и искусственным (Каналы, водохранилища (См. Водохранилище), шлюзованные участки рек).

Светофор - электрическое устройство для регулирования движения транспортных средств и пешеходов. Различают два типа светофоров: обычные (трехсекционные) и необычные (с дополнительными секциями, в которых включаются зеленые стрелки). Движение в направлении дополнительной секции разрешается только при включенной стрелке.

Специальный транспорт - транспорт оперативных служб (пожарные автомобили, скорая помощь, автомобили полиции), выполняющий неотложное служебное задание (включен проблесковый маячок синего цвета на крыше и (или) звуковой сигнал (сирена). На водителей этого транспорта не распространяются действия дорожных знаков (кроме знака Опасность) и сигналы светофора.

Скорость - водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять

возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.

Темное время суток - промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек.

Территория перекрестка - это место наиболее интенсивного движения транспортных средств и пешеходов, пересечение их путей.

Тормозной путь - расстояние, которое проходит транспортное средство (автомобиль, поезд, трамвай и др. ТС) с момента эффективного нажатия на педаль тормоза (приведение в действие тормозного устройства) до полной остановки. Протяжённость тормозного пути зависит от скорости ТС, состояния проезжей части, дорожного покрытия, состояния протектора шин, массы транспортного средства, погодных условий.

Трамвай - маршрутный транспорт, обладающий значительными привилегиями по сравнению с другими видами маршрутного транспорта. На регулируемых перекрестках трамвай независимо от направления его дальнейшего движения всегда движется первым. Исключение составляет ситуация, когда включен светофор с основным красным сигналом и зеленой стрелкой в дополнительной секции. В этом случае он уступает дорогу. На нерегулируемом перекрестке трамвай также всегда идет первым, за исключением случая, когда находится на второстепенной дороге. Такая привилегия трамвая по сравнению с троллейбусом и автобусом объясняется его крайне ограниченной маневренностью, он привязан к рельсам.

Транспортное средство - устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов и оборудования, установленного на нем (легковые и грузовые автомобили, мотоциклы, автобусы, трамваи, автокраны, велосипеды, гужевые повозки).

Транспортная развязка - соединение автомобильных дорог в разных уровнях со съездами для перехода автомобилей и других транспортных средств с одной дороги на другую.

Тротуар - элемент дороги, предназначенный для движения только пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном.

Туман - сильно ограничивает видимость водителю, иногда до нескольких метров.

Уступить дорогу (не создавать помех) - 1) требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

2) требование, запрещающее начать, возобновить или продолжить движение, которое вынудит других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, резко изменять направление или скорость движения. Требование распространяется не только на водителей, но также и на пешеходов.

Участник дорожного движения - лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.

Эстакада - многоопорное техническое сооружение для создания дороги на некоторой высоте или сооружение в виде моста для проведения одного пути над другим в месте их пересечения.

Приложение 3

Перечень средств регулирования дорожного

движения (дорожные знаки, дорожная разметка), изучаемые

по программе

На выходе из дошкольного образовательного учреждения дети в возрасте 6-7 лет знают 25 обязательных дорожных знаков. В процессе изучения курса с 1 по 4 класс младшие школьники изучают дополнительно 75 дорожных знаков. К концу 4-го года обучения они знают около 100 дорожных знаков, обязательными из которых являются 73 (включая ранее изученные в ДОУ). Ниже представлено последовательное изучение дорожных знаков и дорожной разметки по годам обучения.

1-й год обучения (1 класс)

Дорожные знаки (повторение):

    предупреждающие знаки: «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Дорожные работы»;

    знаки приоритета: «Главная дорога», «Уступите дорогу»;

    запрещающие знаки: «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»;

    предписывающие знаки: «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»;

    знаки особых предписаний: «Место остановки автобуса и (или троллейбуса)» «Место остановки трамвая», «Место стоянки легковых такси», «Пешеходный переход»; «Пешеходная зона», «Конец пешеходной зоны», «Жилая зона», «Конец жилой зоны»;

    информационные знаки: «Подземный пешеходный переход», «Надземный пешеходный переход», «Место стоянки»;

    знаки сервиса: «Пункт медицинской помощи», «Больница», «Телефон», «Пункт питания», «Питьевая вода», «Место отдыха», «Бассейн или пляж», «Туалет».

Линии дорожной разметки:

    автобусные заездные «карманы» – желтые зигзагообразные линии разметки, разметка «Зебра».

2-й год обучения (2 класс)

Дорожные знаки:

    предупреждающие знаки: «Опасный поворот», «Опасные повороты», «Крутой спуск», «Крутой подъем», «Перегон скота», «Дикие животные», «Опасная обочина», «Прочие опасности»;

    знаки приоритета: «Пересечение со второстепенной дорогой», «Примыкание второстепенной дороги»;

    запрещающие знаки: «Опасность»;

    знаки особых предписаний: «Автомагистраль», «Конец автомагистрали», «Дорога для автомобилей», «Конец дороги для автомобилей», «Начало населенного пункта», «Конец населенного пункта»; «Дорога с односторонним движением», «Конец дороги с односторонним движением», «Выезд на дорогу с односторонним движением».

    информационные знаки, дающие разную информацию о расположении объектов за городом (6.9.1 - 6.12);

    знаки сервиса: «Кемпинг», «Телефон экстренной связи», «Пост дорожно- патрульной службы», «Полиция»;

    знаки дополнительной информации (таблички): «Расстояние до объекта», «Зона действия», «Направление действия».

Линии дорожной разметки:

Сплошные и прерывистые линии дорожной разметки, горизонтальная разметка – стрелки, двойная сплошная, надписи, разделительная полоса.

3-й год обучения (3 класс)

Дорожные знаки:

    предупреждающие знаки: «Дети», «Пешеходный переход» (1.2), «Скользкая дорога», «Пересечение с велосипедной дорожкой», «Боковой ветер», «Низколетящие самолеты», «Однопутная железная дорога», «Многопутная железная дорога», «Приближение к железнодорожному переезду», «Неровная дорога», «Затор».

    знаки приоритета: «Преимущество встречного движения», «Преимущество перед встречным движением»; «Движение без остановки запрещено»;

    запрещающие знаки: «Въезд запрещен», «Движение запрещено»; «Поворот направо запрещен», «Поворот налево запрещен»;

    предписывающие знаки: «Движение прямо», «Движение направо», «Движение налево», «Объезд препятствия справа», «Объезд препятствия слева»; «Круговое движение»;

    знаки особых предписаний: «Искусственная неровность» (5.20); знаки, указывающие направление движения по полосам (5.15.1 – 5.15.7) – общее представление.

    информационные знаки: «Тупик», «Стоп-линия»;

    знаки дополнительной информации (таблички): «Вид транспортного средства» (8.4.7), «Направление главной дороги», «Инвалиды», «Кроме инвалидов», «Слепые пешеходы».

Линии дорожной разметки:

    место пересечения велосипедной дорожки с проезжей частью;

    вертикальная дорожная разметка, обозначающая элементы дорожных сооружений, «стоп-линия».

4-й год обучения (4 класс)

Дорожные знаки:

    предупреждающие знаки: «Пересечение равнозначных дорог», «Светофорное регулирование», «Двустороннее движение»;

    запрещающие знаки: «Таможня», «Контроль»;

    информационные знаки: «Аварийный выход», «Направление движения к аварийному выходу».

    знаки сервиса: «Огнетушитель».

Вертикальная дорожная разметка:

    для обозначения «Дорожных сооружений»: опоры мостовых сооружений, опоры освещения и даже деревья (если они расположены в пределах обочины); пролетные строения мостовых сооружений и порталов тоннелей; разделительные полосы, приподнятые направляющие островки, островки безопасности, бордюры; круглые тумбы, расположенные на разделительных полосах; сигнальные столбики; дорожные ограждения

А вы знали что п.13.5 Правил дорожного движения позволяет одновременно двигаться автомобилям и пешеходам на разрешающий сигнал с пересечением траекторий и неопределенным приоритетом ?

Мы решили выделить в Правилах проблемные пункты, подготовить поправки и подать инициативу на интернет-ресурс для размещения общественных инициатив граждан Российской Федерации. Это официальный ресурс создан создан во исполнение указа Президента РФ. Если инициатива наберет 100000 голосов законопроект будет передан в экспертную группу федерального, уровня – для принятия решения о мерах по реализации. Проголосовать за инициативу можно только после регистрации на портале государственных услуг.

На первом этапе предлагаем ознакомиться с основными проблемами в Правилах дорожного движения, которые мы будем стараться решить с помощью поправок в рамках данной инициативы.

Инициатива о внесении изменений в в целях исключения противоречий и двоякого толкования.

В данной инициативе мы предлагаем решить спорные вопросы при толковании Правил дорожного движения и квалификации нарушений. Использование двоякого толкования правил может использоваться и используется на практике как со стороны контролирующих служб в целях привлечения к ответственности, так и со стороны водителей для избежания наказания, а главное участники дорожного движения не имеют четкого руководства для действий при управлении транспортным средством. Предлагаем внести изменения для исключения противоречий в наиболее часто встречающихся ситуациях.

Пересечение проезжих частей

Понятие пересечение проезжих частей в Правилах дорожного движения встречается 4 раза, но определение границ этого пересечения отсутствует. В соответствии с действующей редакцией на практике применяется два способа определения границ.

  1. Со ссылкой на иллюстрации в вопросах в экзаменационных билетах;
  2. На основании .
Рисунок 1. Двоякое толкование понятия “Пересечение проезжих частей”

Основная проблема отсутствия единого толкования понятия “Пересечение проезжих частей” при выполнении

8.6. Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения.

На рисунке 1 (пропорции соответствуют ширине полосы движения 3 метра, ширине траектории 1.8 метра) на примере пересечения двухполосных дорог видно, как отличаются траектории движения в зависимости от варианта толкования. Траектория 1 позволяет оштрафовать водителей на 5000 рублей или лишить права управления до 6 месяцев при движении по траектории 2.

Движение по траектории первого варианта затрудняет или не позволяет одновременно совершить левый поворот транспортным средствам, который увеличивает пропускную способность перекрестка и не противоречит правилам. При повороте налево со встречных направлений невозможно определить приоритет. Поворот налево справа от центра также невозможен, так как поворот на 90 градусов необходимо совершить на месте.

Определение “перекресток”

Перекресток ” – место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.

Следуя данному определению, для определения перекрестка необходимо использовать центр этого определяемого перекрестка. Так как дорога является линейным объектом имеющим ширину и ось симметрии для определения необходимо использовать центр пересечения дорог .

Стоп-линия и перекресток

В соответствии с требованиями “ГОСТ Р 52289-2004 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств.” допускается применение стоп-линии перед перекрестком:


Рисунок 2. ГОСТ. Стоп-линия перед перекрестком

Применение стоп-линии до перекрестка может внести противоречие между п.п. 6.2, 6.13 и 13.7 Правил

Желтый сигнал запрещает движение, кроме случаев, предусмотренных пунктом 6.14 Правил, и предупреждает о предстоящей смене сигналов;

Красный сигнал, в том числе мигающий, запрещает движение.

6.13. При запрещающем сигнале светофора (кроме реверсивного) или регулировщика водители должны остановиться перед стоп-линией (знаком 6.16)

13.7. Водитель, въехавший на перекресток при разрешающем сигнале светофора, должен выехать в намеченном направлении независимо от сигналов светофора на выходе с перекрестка.


Рисунок 3. Противоречие между п.п. 6.2, 6.13 и 13.7 Правил

С учетом плотности трафика в условиях затора движение через перекресток может быть на очень медленных скоростях и не редко случается следующая ситуация – транспортное средство пересекает стоп-линию на разрешающий сигнал светофора и на промежутке между стоп-линией и перекрестком включается запрещающий сигнал. п.6.13 выполнить невозможно, применить п.13.7 нельзя, п.6.2 запрещает движение и отъехать назад тоже запрещает п.8.12. Целесообразно будет включить промежуток между стоп-линией и началом закруглений проезжей части в зону перекрестка.

В случае отсутствия стоп-линии п.6.13 при запрещающем сигнале предписывает , при этом учесть п.13.7 и не создать помех пешеходам.


Рисунок 4. Место остановки при запрещающем сигнале светофора

На крупных перекрестках и при медленной скорости движения проезд перекрестка, следуя 13.7 водитель обязан завершить фактически на запрещающий сигнал. Водители на пересекаемой дороге для выполнения п.13.8 Правил должны зафиксировать момент выезда на перекресток и еще должны быть уверены, что выезд осуществлен на разрешающий сигнал. Плюс ко всему у водителя, который начинает движение должно быть решение предыдущей проблемы на рисунке 3, так как уступать дорогу он должен только транспортным средствам, которые выехали на разрешающий сигнал без нарушений Правил.

Не создавать помех пешеходам тоже проблематично, остановиться придется либо перед пешеходным переходом, либо после него, что не всегда возможно. Также бывают случаи когда пешеходный переход отсутствует, а пешеходы имеют право переходить дорогу на разрешающий сигнал. В этом случае угадать место остановки не возможно.

Целесообразно обозначить место остановки перед светофором.

Движение на красный сигнал светофора при включенной дополнительной секции

13.1. При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.

13.5. При движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с желтым или красным сигналом светофора, водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам , движущимся с других направлений.

Данные пункты правил определяют приоритет между водителями и пешеходами при движении по сигналу дополнительной секции светофора с включенным красным сигналом. У водителя отсутствует обязанность уступить дорогу пешеходам пересекающим проезжую часть дороги, с которой он поворачивает. Таким образом пешеходы переходящие на зеленый сигнал светофора рискуют попасть под колеса при соблюдении Правил дорожного движения всеми участниками.


Рисунок 5. Отсутствие приоритета у пешехода

Выезд на полосу движения

В КоАП РФ существует ответственность за движения в нарушение Правил, однако в Правилах дорожного движения отсутствует однозначное определение, что считать выездом, а что пересечением полосы движения. Из-за этого водители становятся жертвами неверной квалификации правонарушения и привлекаются к ответственности по более строгой статье, чем заслуживают


Рисунок 6. Выезд на встречную полосу

Трамвайные пути

“Дорога” – обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

“Проезжая часть” – элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.

Исходя из этих определений трамвайные пути являются элементом дороги и не относятся к проезжей части. Казусы возникают при . По определениям они разделяют дорогу на две проезжие части, а в соответствии с п.9.1 каждая проезжая часть является двухсторонней.

При наличии на дороге одной трамвайной линии невозможно определить в каком направлении осуществляется трамвайное движение для выполнения п.8.5, п.9.6 Правил дорожного движения.


Рисунок 7. Трамвайный путь в одном направлении

Не определена ширина трамвайных путей и(или) граница проезжей части со стороны трамвайных путей, можно не наехать на рельсы, но создать помехи трамваю.

Не определен участок дороги, который находится между трамвайными путями, но по нему разрешено движение в обоих направлениях.

Необходимо, чтобы Правилами была учтена возможность движения трамвая только в одном направлении, а также четко регламентировано расположение трамвайных путей на проезжей части.


Рисунок 8. Граница трамвайных путей

Завершение обгона через сплошную линию разметки

Водитель начал обгон на участке дороги с прерывистой линией разметки и осуществил выезд на встречную полосу без нарушения Правил дорожного движения. В процессе обгона прерывистая линия закончилась и началась сплошная. Что делать водителю оказавшемуся на встречной полосе слева от сплошной разметки, которую пересекать запрещено без исключений? (Поправки внесены, введен п.9.1.1. маневр запрещен)


Рисунок 8. Завершение обгона через сплошную

В настоящее время мы разрабатываем текст поправок. Не оставайтесь равнодушными . Следите за обновлениями на нашем сайте. Это реальная возможность сократить поборы и необоснованные штрафы от недобросовестных сотрудников полиции , а также получить правовую защиту без привлечения специалистов по автоправу, сократить количество ДТП в которых нет виноватых. Уже есть принятые и реализованные инициативы в других сферах.

На этом материал в рамках данной темы завершен. Благодарю за интерес.

Посмотрите еще:

Еще не нашли, что искали?

Немногим более столетия назад, в конце 19-го века, появились первые автомобили, которые были для того времени, конечно же, экзотикой, и в какой-то степени роскошью, но уж никак не массовым средством передвижения. Но, прошло совсем немного времени, и "железный конь" раз и навсегда вытеснил с дорог своего живого собрата. После того, как общество осознало, что автомобиль становится частью его жизни, было решено разработать соответствующие правила его эксплуатации и передвижения, ибо хаос на дорогах становился причиной многих непонятных ситуаций, и первых человеческих жертв. Так появились первые Правила Дорожного Движения (ПДД), которые постепенно, по мере развития автомобилестроения, дополнялись, перерабатывались, усовершенствовались. Надо сказать, что в настоящее время в каждой отдельно взятой стране действуют свои ПДД. В общем и целом, основные базовые вещи ПДД сходны во всех странах, но имеются и существенные отличия, одним из которых является сторонность движения - в большинстве стран правостороннее движение автотранспорта, но, например, в таких странах, как Великобритания или Япония движение на автодорогах левостороннее.

На территории постсоветских республик действуют свои ПДД, которые очень схожи между собой и устанавливают правила движения на дорогах, являясь основным нормативным документом. Это означает, что все иные документы, имеющие отношение к дорожному движению, должны соответствовать требованиям ПДД и не противоречить им.

Следует сказать, что ПДД практически каждый год претерпевают некоторые несущественные изменения и дополнения, но основа ПДД не меняется уже многие десятилетия.

Для того, чтобы иметь возможность управлять транспортным средством, человек должен получить соответствующее разрешение в органах ГИБДД (Государственная инспекция безопасности дорожного движения). Этот документ в народе называют водительскими правами, а официально - водительское удостоверение на право эксплуатации транспортного средства.

Для того, чтобы получить "права" необходимо пройти соответствующий обучающий курс в любой сертифицированной автошколе, где инструкторы ознакомят вас с устройством автомобиля, расскажут ПДД, вы обязательно откатаете определенное количество часов на автомобиле в сопровождении инструктора. После окончания курса автошколы вы должны будете сдать экзамены в органах автоинспекции, и только после их успешной сдачи вам будут выданы "права".

Получив удостоверение водителя, вы смело можете садиться за руль автомобиля и вливаться в поток своих коллег по автоцеху. Безусловно, на первых этапах будет очень сложно и непросто, поскольку быстро адаптироваться к дорожному движению (особенно в большом городе) очень и очень непросто. Но, сейчас не об этом.

Поговорим о основе основ поведения на дорогах - Правилах Дорожного Движения (ПДД), знание которых, как правило, оставляет желать лучшего у многих водителей даже со стажем.

Необходимо знать и понимать, что нарушение ПДД влечет за собой ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Наверное, досконально ПДД (кроме инструкторов автошкол и "гаишников") знают не более 1% водителей. Конечно же, базовые основы и то, с чем чаще всего сталкиваются водители, они выучили достаточно хорошо, но многие "мелкие" аспекты, изложенные в ПДД, подавляющее большинство водителей не помнят или не знают. Нельзя сказать, что это критично, поскольку того багажа знаний, что имеет в своей голове водитель, позволяет ему достаточно уверенно и безопасно чувствовать себя на дорогах. Но, как по мне, не мешало бы сделать обязательную периодическую проверочную аттестацию для всех водителей на знание ПДД, не с целью очередных "поборов" или каких-либо карательных мер, но с целью освежить в памяти человека некоторые важные аспекты, о которых он по объективным причинам мог забыть.

На страницах данного сайта будет подробно и доступным языком рассказано о действующих ПДД. Изложение материала будет вестись из расчета на неподготовленного новичка, для которого некоторые "очевидные" вещи могут быть непонятны. В общем, такие себе ПДД для "блондинок" (ни в коей мере не хотим обидеть прекрасную половину человечества), которыми вполне могут являться и некоторая часть мужского населения.

В принципе, это малоинтересная тема. Но изучение любой дисциплины должно начинаться с рассмотрения общих положений: понятий и принципов, на которых базируется данная область знаний.

Поэтому давайте наберемся терпения и изучим этот достаточно муторный, но крайне необходимый материал. Тем более что с его выкладками мы будем встречаться постоянно.

Для этого рассмотрим два главных вопроса:

  1. Основные принципы ПДД
  2. Основные понятия, применяемые в ПДД

В этой статье рассмотрим основные принципы ПДД

Правила дорожного движения – это, по большей мере, регламентация конкретных условий движения.

То есть в тексте Правил Вы сможете легко найти конкретную методику того, как осуществлять движение, какие полосы занимать, как маневрировать, как осуществлять остановку и стоянку, в какой последовательности проезжать перекрестки и пр.

Все здесь расставлено по полочкам и обладает внутренней логикой (Вы скоро в этом убедитесь сами).

Однако в разделе 1 Правил изложены общие (или фундаментальные) принципы функционирования ПДД. Это – основа правовой базы системы дорожного движения в Российской Федерации.

1.1. Настоящие Правила дорожного движения (в дальнейшем - Правила) устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации. Другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им.

Что здесь можно сказать? Правила дорожного движения — это совокупность норм, или свод правил, которые регламентируют дорожное движение на всей территории нашей страны, независимо от национальной, религиозной и иной принадлежности его участников.

Граждане России, иностранцы, лица без гражданства и прочие индивиды, осуществляющие движение по дорогам страны, подпадают под действие Правил дорожного движения Российской Федерации.

ПДД, таким образом, обладают как бы правом верховенства, означающим то, что все иные нормативно-правовые акты, принимаемые в области дорожного движения, должны развивать положения ПДД, основываясь на них и ни в коем случае не противореча их нормам.

Если хотите метафору, — извольте: ПДД — это Конституция (основной закон) государства под названием «Дорожное Движение».

Конечно, нет такого государства – «Дорожное Движение». Хотя, почему нет? Мы все в нем живем.

И пусть эта страна, скорее, виртуальна, чем реальна, пусть она не признана мировым сообществом в качестве полноправного участника международных отношений, — она существует. И в этой стране, к великому сожалению, ежедневно и ежечасно гибнут или страдают люди. А это – уже реальность. Горькая, но реальность…

1.3. Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.

Если ПДД — это закон, то, согласно Конституции Российской Федерации, исполнение закона — это долг.

Соответственно, исполнение требований ПДД (и в том числе, требований знаков, разметки, светофоров и регулировщиков) — это обязанность всех без исключения участников дорожного движения.

1.5. Участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда.

Запрещается повреждать или загрязнять покрытие дорог, снимать, загораживать, повреждать, самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения, оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения. Лицо, создавшее помеху, обязано принять все возможные меры для ее устранения, а если это невозможно, то доступными средствами обеспечить информирование участников движения об опасности и сообщить в полицию.

Данный пункт Правил обобщает обязанности всех участников дорожного движения, призывая их к гармоничному взаимодействию на дороге. Необходимо избегать возникновения опасных ситуаций и причинения вреда. Это чаще всего выражается в создании помех другим участникам движения.

И если указанную помеху устранить невозможно, Правила требуют своевременного информирования других участников об опасности и даже сообщения о ней в полицию.

Так, в случае возникновения неисправности транспортного средства, когда оно остановилось в неположенном месте, водитель должен включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки.

Согласитесь, эти действия нужны не для водителя; его цель — починить автомобиль. Подобные действия – это способ информирования других участников движения о помехе и опасности на дороге.

А вот в случае серьезной аварии придется не только известить об опасности, но и вызвать сотрудника полиции.

В то же самое время в пункте 1.5 содержатся общие запреты для участников дорожного движения. Так, категорически запрещается повреждать и загрязнять дорожное покрытие.

Чего греха таить, нередки случаи, когда гусеничный трактор, переезжая с поля на поле (например, в рамках сельхозработ) своими гусеницами наносит непоправимый урон асфальтовому покрытию дороги.

Или вот еще пример. Ведется стройка (естественно, ипотечного дома). С территории стройплощадки выезжает грузовой автомобиль с налипшими на колеса глыбами земли и строительного мусора.

После проезда такого грузовика на проезжей части остаются ошметки грязи, которые мешают движению. А в сырую и дождливую погоду эта грязь превращается в жижу, покрывающую асфальтобетон на значительной площади.

Эстетика машины здесь – дело десятое. Подобная ситуация может сыграть злую шутку с водителями: на таком участке ухудшится сцепление колес с дорогой, и вполне возможна потеря управления транспортным средством. И вот Вам, пожалуйста, — авария!

Еще один — вполне конкретный — запрет: водителю запрещается оставлять на дороге посторонние предметы, которые способны помешать нормальному движению.

Скажете, неактуально? А разве мало «гнездится» вдоль дорог отработавших свое покрышек колес, которые «заботливо» выбрасываются водителями, как правило, большегрузных автомобилей?

И хорошо еще, если эти «посторонние предметы» будут складироваться на обочине. А могут и на проезжей части оказаться…

Причем, многие водители и пассажиры полагают, что выброшенный в окно мелкий мусор не создаст помех для движения.

Сколько же в нас наивности! Или безалаберности… Или хитрости…

Третий запрет, на первый взгляд, очень смешной. Правила категорически запрещают производить какие-либо незаконные манипуляции со средствами организации и регулирования дорожного движения — знаками, разметкой, светофорами и пр.

В принципе, трудно представить себе случай, когда кто-то пытается самостоятельно снять или установить дорожный знак, закрасить или дорисовать дорожную разметку. Кстати, среди европейской молодежи становится все более модным новое течение – делать знаки креативными с помощью специальных наклеек. Оцените.

Смешно и креативно. Но это – нарушение Правил.

Или еще «смешнее» — поменять местами (так, для прикола) сигналы светофора. Вот, водители и пешеходы обрадуются-то…

Но, согласитесь, в наших условиях пока эта перспектива маловероятна. Хотя, кто его знает… Российский ум, он ведь пытливый… (по крайней мере, идея подана).

1.6. Лица, нарушившие Правила, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Принципы, изложенные в пп.1.1, 1.3 и 1.5, только что рассмотренные нами, олицетворяют собой наиболее общие требования, которые предъявляются Правилами к участникам дорожного движения.

Более детальная расшифровка этих самых требований ждет нас впереди – при анализе каждого раздела ПДД. А вот следующий пункт — 1.6 – предупреждает о юридической ответственности за несоблюдение требований Правил дорожного движения.

Иными словами, участники дорожного движения за нарушение ПДД могут быть (и должны быть!) подвергнуты наказанию в рамках действующего российского законодательства. Не захотел следовать требованиям пп.1.1, 1.3, 1.5 и т.д. , — неси ответственность.

Забегая вперед, отметим, что за нарушение ПДД предполагается административная (чаще всего), гражданско-правовая и (к сожалению!) уголовная ответственность.

1.4. На дорогах установлено правостороннее движение транспортных средств.

Наконец, последний и, по мнению многих водителей, главный принцип ПДД. Тот самый принцип, с которым мы «живем» на дороге; с которым бок о бок идем по жизни.

Принцип правостороннего движения означает, что все без исключения транспортные средства должны двигаться исключительно по дороге, ближе к правому ее краю. И даже если не видно полос для движения, обозначенных разметкой, водитель обязан придерживаться правой стороны дороги.

Есть, конечно, страны с левосторонним движением и, соответственно, правосторонним расположением рулевого колеса в салоне автомобиля. Например, Англия (или ее бывшие колонии). Не будем углубляться в историческую ретроспективу.

Просто отметим, что это, скорее, дань традиции, ибо большинство современных государств используют правостороннее движение. И наша страна – не исключение.

Кстати, пешеходам, когда они двигаются по тротуарам или пешеходным переходам («зебре»), так же рекомендуется придерживаться правой стороны.

Давайте подведем итог. Раздел 1 Правил излагает фундаментальные принципы функционирования системы дорожного движения в Российской Федерации, связанные с его правовой базой и основными обязанностями участников дорожного движения.

Это – наиболее общие положения, характеризующие сущность той части общественных отношений, которая получила название «дорожного движения».

Если данная информация была для вас полезна, напишите, пожалуйста, об этом в комментариях. Если возникнут вопросы, пишите, обязательно постараемся вам помочь.

  • основные правила пдд
  • основы пдд
  • основные правила дорожного движения
  • основные правила пдд кратко

А если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств).

9.5. Транспортные средства, скорость движения которых не должна превышать 40 км/ч или которые по техническим причинам не могут развивать такую скорость, должны двигаться по крайней правой полосе, кроме случаев объезда, обгона или перестроения перед поворотом налево разворотом или остановкой в разрешенных случаях на левой стороне дороги.

9.6. Разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, повороте налево или развороте с учетом пункта Правил. При этом не должно создаваться помех трамваю. Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается. Если перед перекрестком установлены дорожные знаки или , движение по трамвайным путям через перекресток запрещается.

9.7. Если проезжая часть разделена на полосы линиями разметки, движение транспортных средств должно осуществляться строго по обозначенным полосам. Наезжать на прерывистые линии разметки разрешается лишь при перестроении.

9.8. При повороте на дорогу с реверсивным движением водитель должен вести транспортное средство таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство заняло крайнюю правую полосу. Перестроение разрешается только после того, как водитель убедится, что движение в данном направлении разрешается и по другим полосам.

9.9. Запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам (за исключением случаев, предусмотренных пунктами , - , Правил), а также движение механических транспортных средств (кроме мопедов) по полосам для велосипедистов. Запрещается движение механических транспортных средств по велосипедным и велопешеходным дорожкам. Допускается движение машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, а также подъезд по кратчайшему пути транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин, тротуаров или пешеходных дорожек, при отсутствии других возможностей подъезда. При этом должна быть обеспечена безопасность движения.

9.10. Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения.

9.11. Вне населенных пунктов на дорогах с двусторонним движением, имеющих две полосы, водитель транспортного средства, для которого установлено ограничение скорости, а также водитель транспортного средства (состава транспортных средств) длиной более 7 м должен поддерживать между своим и движущимся впереди транспортным средством такую дистанцию, чтобы обгоняющие его транспортные средства могли без помех перестроиться на ранее занимаемую ими полосу. Это требование не действует при движении по участкам дорог, на которых запрещается обгон, а также при интенсивном движении и движении в организованной транспортной колонне.

9.12. На дорогах с двусторонним движением при отсутствии разделительной полосы островки безопасности, тумбы и элементы дорожных сооружений (опоры мостов, путепроводов и тому подобное), находящиеся на середине проезжей части, водитель должен объезжать справа, если знаки и разметка не предписывают иное.