Правоохранительные органы рф определение. Правоохранительные органы в российской федерации

К содержанию

Правоохранительные органы - это государственные органы и общественные организации, которые на основе закона, в установленном им порядке призваны обеспечивать законность и правопорядок, защиту прав и интересов граждан, трудовых коллективов, общества и государства, предупреждать и пресекать правонарушения, применять меры государственного принуждения или общественного воздействия к лицам, нарушившим законность и правопорядок.

Признаки правоохранительных органов

1. Правоохранительный орган уполномочивается законом для осуществления правоохранительной деятельности. Как правило, это закон, специально посвященный задачам организации и деятельности этого органа.

2. Правоохранительный орган осуществляет свою деятельность не в произвольной форме, а с соблюдением установленных законом правил и процедур. Нарушение этих правил сотрудниками правоохранительных органов влечет дисциплинарную, административную, материальную или уголовную ответственность.

3. Правоохранительные органы в процессе своей деятельности имеют право применять меры государственного принуждения к лицам, допустившим правонарушение. Эти меры различаются в зависимости от компетенции органа и тяжести совершенного правонарушения.

4. Законные и обоснованные решения, принятые правоохранительными органами, подлежат обязательному исполнению должностными лицами и гражданами. Неисполнение этих решений образует самостоятельное правонарушение, влекущее дополнительную ответственность.

Функции правоохранительных органов

Функции правоохранительных органов - это основные направления их деятельности. Функции, присущие правоохранительному органу, определяют его организацию, структуру и компетенцию. Выделяют следующие правоохранительные функции:

  • Конституционный контроль;
  • Прокурорский надзор;
  • Расследование правонарушений;
  • Обеспечение безопасности;
  • Исполнение судебных решений;
  • Оперативно-розыскная деятельность;
  • Охрана общественного порядка;
  • Оказание юридической помощи;
  • Профилактическая деятельность по предупреждению правонарушений.

Некоторые правоохранительные органы осуществляют только одну функцию. Например, Конституционный Суд осуществляет функцию конституционного контроля. Других функций он не выполняет. А на другие органы возлагается несколько функций. Так, органы внутренних дел осуществляют оперативно-розыскную деятельность, расследование преступлений, административную деятельность. Конкретные правоохранительные функции имеют право осуществлять только определенные органы. Например, функцию прокурорского надзора могут осуществлять только органы прокуратуры. Другие же функции могут быть возложены на несколько правоохранительных органов. Оперативно-розыскная деятельность осуществляется и органами внутренних дел, и органами федеральной службы безопасности. Некоторые функции тесно взаимосвязаны, зависят одна от другой. Функция предварительного расследования предшествует осуществлению правосудия, а функция исполнения судебных решений следует только после судопроизводства.

Наиболее значимой является функция осуществления правосудия. Соответственно и суд занимает в системе правоохранительных органов главенствующее место. Именно суду принадлежит право принимать окончательные решения по уголовным и гражданским делам. Многие другие функции являются обслуживающими по отношению к функции осуществления правосудия.

Система правоохранительных органов Российской Федерации

В законодательных актах в составе правоохранительных органов традиционно называются:

  • суды,
  • прокуратуры,
  • адвокатуры,
  • органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность,
  • органы дознания и следствия,
  • таможенные органы,
  • органы обеспечения безопасности,
  • общественные организации, занимающиеся исключительно правоохранительной деятельностью.

Таким образом, в настоящее время в систему правоохранительных органов Российской Федерации входят:

  • Суды (конституционные, общей юрисдикции и арбитражные);
  • Органы прокуратуры (территориальные, военные и специализированные прокуратуры);
  • Министерство внутренних дел и его органы и подразделения;
  • Министерство юстиции и его органы;
  • Министерство чрезвычайных ситуаций и его органы;
  • Федеральная служба безопасности;
  • Следственный комитет РФ;
  • Федеральная таможенная служба;
  • Органы адвокатуры;
  • Нотариат;
  • Общественные организации.

Государственные органы, основной функцией которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с преступностью. К П.о. относятся: суд, арбитражный суд, конституционный суд, прокуратура, органы внутренних дел,… … Юридический словарь

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ, государственные органы, основные (специальные) функции которых охрана законности, укрепление правопорядка, борьба с преступностью и иными правонарушениями. Правоохранительными органами являются суд, прокуратура, органы… … Современная энциклопедия

Большой Энциклопедический словарь

Государственные органы, основной (специальной) функцией которых является охрана законности, борьба с преступностью и иными правонарушениями. Правоохранительными органами являются суд, прокуратура, органы внутренних дел, безопасности, юстиции,… … Политология. Словарь.

Сущ., кол во синонимов: 7 милиция (19) наркоконтроль (3) … Словарь синонимов

Правоохранительные органы - ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ, государственные органы, основные (специальные) функции которых охрана законности, укрепление правопорядка, борьба с преступностью и иными правонарушениями. Правоохранительными органами являются суд, прокуратура, органы … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Правоохранительные органы - государственные органы, которые в соответствии с национальным законодательством Сторон обеспечивают безопасность государства, общества, граждан и ведут борьбу с преступностью... Источник: ДОГОВОР О ПОРЯДКЕ ПРЕБЫВАНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОТРУДНИКОВ… … Официальная терминология

Государственные органы, основной (специальной) функцией которых является охрана законности, борьба с преступностью и иными правонарушениями. Правоохранительными органами являются суд, прокуратура, органы внутренних дел, безопасности, юстиции,… … Энциклопедический словарь

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ - специализированные государственные структуры, назначением которых является охрана прав и свобод граждан, обеспечение безопасности общества и государства, осуществление иной охранительной деятельности. В широком смысле слова к П.о. относятся все… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

Государственные органы, основной функцией которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с преступностью. К П.о. относятся органы судебной власти: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший… … Энциклопедический словарь экономики и права

Книги

  • Правоохранительные органы , Г. Б. Романовский, О. В. Романовская. В учебном пособии в соответствии с государственным образовательным стандартом и учебной программой рассмотрены все основные вопросы, входящие в состав курса "Правоохранительные органы" . В…
  • Правоохранительные органы , Константин Гуценко. Учебник, как и предыдущие двенадцать вариантов учебника по курсу «Правоохранительные органы», изданные с участием автора, подготовлен на базе многолетнего опыта преподавания этого курса на…

Понятие правоохранительных органов:

Правоохранительные органы - система государственных и негосударственных субъектов правоотношений, осуществляющие деятельность по охране, обеспечению прав и свобод человека и гражданина, правопорядка, законности.

Виды правоохранительных органов:

1. Органы, относящиеся к судебной власти

а) Верховный суд РФ

б) Высший арбитражный суд РФ

в) Конституционный суд РФ

г) Нижестоящие суды

2. Органы исполнительной власти, осуществляющие правоохранительную деятельность.

а) Министерство внутренних дел

б) Федеральная служба по контролю над оборотом наркотиков (ФСКН)

в) Министерство юстиции РФ

г) Федеральная служба охраны (ФСО)

д) другие

3. Прокуратура РФ

4. Органы юридической помощи.

Задачи правоохранительных органов:

1. Конституционный контроль

2. Поддержание режима законности и конституционной законности

3. Защита прав человека

4. Охрана общественного порядка

5. Обеспечение безопасности

6. Недопущение осуществления противоправных деяний

Понятие правоохранительной деятельности:

Правоохранительная деятельность - деятельность конкретных субъектов правоотношений по поддержанию законности, правопорядка, соблюдения прав человека и гражданина.

Виды правоохранительной деятельности:

1. Предупреждение, выявление и раскрытие преступлений

2. Осуществление правосудия

3. Обеспечение деятельности судов

4. Правоохранительная деятельность

5. Оперативная деятельность

6. Прокурорский надзор

7. Правозащитная деятельность

Законодательство о правоохранительных органах и правоохранительной деятельности

Законодательство о правоохранительных органов и правоохранительной деятельности - это совокупность нормативной правовых актов действующих на всей территории РФ, содержащие в себе правовые нормы, призванные регулировать деятельность системы правоохранительных органов и осуществляемой ими правоохранительной деятельности.

К системе законодательства о правоохранительных органах и правоохранительной деятельности можно отнести следующие акты, содержащие нормы права:

1. Конституция РФ - нормативный правовой акт высшей юридической силы.

2. Федеральные конституционные законы - нормативные правовые акты, принимаемые по вопросам, указанным в Конституции. Расширяет и развивает основные положения действующей конституции.

3. Федеральные законы - нормативные правовые акты раскрывающие и детализирующие положения и нормы, изложенные в Конституции РФ

4. Конституции и уставы субъектов РФ - нормативные правовые акты принимаемые субъектами РФ по предмету своего ведения. Не могут противоречить Конституции РФ, ФКЗ, ФЗ и международным договорам РФ.

5. Подзаконные нормативные акты - нормативные правовой акт, обладающий меньшей перед законом силой.

К видам подзаконных нормативных правовых актов в сфере правоохранительной деятельности можно отнести следующие нормативно-правовые акты:

Указы и распоряжения Президента РФ.

Постановления и распоряжения Правительства РФ.

Акты (приказы, распоряжения) конкретных министерств и ведомств (МВД, Министерство юстиции и т.д.)

Постановления и заключения Конституционного суда РФ.

Акты Верховного суда РФ и Высшего Арбитражного суда РФ.

Глава 1. Основные сведения об учебной дисциплине «Правоохранительные органы».

1. Понятие курса "Правоохранительные органы"

2. Предмет курса "Правоохранительные органы"

3. Система курса "Правоохранительные органы"

4. Соотношение дисциплины "Правоохранительные органы" с другими юридическими науками.

1. Понятие правоохранительных органов.

2. Виды правоохранительных органов.

3. Задачи правоохранительных органов.

4. Понятие правоохранительной деятельности.

5. Виды правоохранительной деятельности.

7. Законодательство о правоохранительных органах и правоохранительной деятельности.

8.Законодательство о правоохранительных органах и право охранительной деятельности

Глава 2. Суд и судебная власть как основа правоохранительной деятельности.

1. Принцип разделения властей.

2. Понятие судебной власти.

3. Признаки судебной власти.

4.Принципы осуществления судебной власти в РФ.

5. Задачи судебной власти.

6. Понятие правосудия.

7. Признаки правосудия.

8. Понятие судопроизводства.

9. Виды судопроизводства.

10. Соотношение понятий судопроизводство и правосудие.

1. Принципы правосудия, их понятие и значение.

2. Признаки принципов правосудия.

3. Система принципов правосудия.

4. Принцип законности.

5. Принцип осуществления правосудия только судом.

6. Принцип равенства граждан перед законом и судом.

7. Принцип независимости судебной власти.

8. Принцип независимости судов и судей.

9. Принцип презумпции невиновности.

10. Принцип обеспечение беспристрастного и компетентного суда.

11. Принцип состязательности и равноправия сторон при осуществлении правосудия.

12. Принцип открытости и гласности судопроизводства.

13. Принцип обеспечения соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

14. Принцип государственного или национального языка при осуществлении судопроизводства.

15. Принцип свидетельского иммунитета.

16. Принцип диспозитивности судопроизводства.

17. Принцип участия граждан в отправлении правосудия.

18. Принцип защищенности и неприкосновенности частной жизни, жилища, личной и семейной тайны, тайны переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

19. Принцип недопустимости использования доказательств, получением с нарушением закона.

1. Понятие судебной системы РФ.

2. Принципы деятельности судебной системы РФ.

3. Система судов РФ.

4. Судебное звено судебной системы РФ.

5. Судебная инстанция судебной системы РФ.

6. Органы судейского сообщества.

7. Судья в РФ.

8. Статус судей в РФ.

9. Гарантии судей в РФ.

10. Присяжные и арбитражные заседатели.

1. Понятие, система судов общей юрисдикции.

2. Законодательство о судах общей юрисдикции.

3. Задачи и функции судов общей юрисдикции в Российской Федерации.

4. Подсудность и подведомственность в уголовном и гражданском процессе.

1. Понятие и место в судебной системе мировых судей.

2. Компетенция мировых судей.

3. Порядок формирования аппарата мировых судей.

1. Понятие и место в судебной системе районных судов.

2. Принципы деятельности районных судов.

3. Компетенция районного суда.

4. Состав районного суда.

5. Председатель районного суда, его права и обязанности.

1.Суды общей юрисдикции среднего звена: понятие, место в судебной системе.

2. Порядок образования судов общей юрисдикции среднего звена, действующих на территории субъектов РФ.

3. Состав, структура и компетенция Федеральных судов среднего звена, действующих на территории субъектов РФ.

4. Верховный суд республики в составе Российской Федерации, особенности его организации и компетенции.

1. Военные суды РФ: понятие и место в судебной системе.

2. Порядок образование и система военных судов РФ.

3. Компетенция военных судов РФ.

1. Понятие и место в судебной системе Верховного суда РФ.

2. Состав Верховного суда РФ.

3. Компетенция Верховного суда РФ.

1. Понятие арбитражных судов в РФ.

2. Задачи и функции арбитражных судов РФ.

3. Система арбитражных судов РФ.

4. Компетенция арбитражных судов РФ.

1. Понятие арбитражных судов субъектов РФ.

2. Состав арбитражного суда субъекта РФ.

3. Полномочия арбитражного суда субъекта РФ.

1. Понятие арбитражных апелляционных судов.

2. Состав арбитражного апелляционного суда.

3. Полномочия арбитражного апелляционного суда.

1. Понятие Федерального арбитражного суда округа.

2. Состав Федерального арбитражного суда округа.

3. Полномочия Федерального арбитражного суда округа.

1. Понятие Высшего арбитражного суда РФ.

2. Состав Высшего арбитражного суда РФ.

3. Компетенция Высшего арбитражного суда РФ.

1. Понятие Конституционного Суда РФ.

2. Состав Конституционного Суда РФ.

3. Полномочия Конституционного Суда РФ.

Глава 3. Прокуратура - как гарант законности на территории РФ.

1. Прокуратура РФ: понятие и конституционный статус.

2. Принципы деятельности Прокуратуры РФ.

3. Полномочия Прокуратуры РФ.

4. Прокурорский надзор.

6. Правовой статус кадров органов Прокуратуры РФ.

7. Участие прокуроров в рассмотрении дел судами.

Глава 4. Органы исполнительной власти, осуществляющие правоохранительную деятельность.

1. Понятие оперативно-розыскной деятельности.

2. Задачи и направления оперативно-розыскной деятельности.

3. Принципы оперативно-розыскной деятельности.

4. Отличительные черты оперативно-розыскной деятельности.

5. Виды оперативно-розыскных мероприятий.

6. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность.

7. Понятие предварительного расследования преступлений.

8. Формы предварительного расследования преступлений.

9. Понятие и система органов дознания.

10. Формы дознания.

11. Понятие и система органов предварительного следствия.

12. Правовое положение следователя.

1. Понятие Министерства внутренних дел РФ.

2. Система органов Министерства внутренних дел РФ.

3. Задачи Министерства внутренних дел РФ.

4. Компетенция Министерства внутренних дел РФ.

5. Понятие Милиции в РФ.

6. Задачи Милиции в РФ.

7. Принципы деятельности Милиции в РФ.

8. Криминальная милиция и Милиция общественной безопасности.

1. Министерство юстиции РФ: понятие, система органов.

2. Компетенция Министерства юстиции РФ.

3. Федеральная служба судебных приставов РФ: понятие и система органов.

4. Задачи и полномочия Федеральной службы судебных приставов РФ.

5. Федеральная служба исполнения наказания РФ понятие и система органов.

6. Задачи и полномочия Федеральной службы исполнения наказаний.

1. ФСКН: понятие, система органов.

2. Задачи и функции органов ФСКН.

3. Правоохранительная служба и кадры органов ФСКН.

Глава 5. Органы обеспечения безопасности государства.

Государства является защита свобод и прав человека и гражданина. Всеми полномочиями по этой охране владеют структуры, специально созданные властью государства. Чтобы описать понятие "правоохранительные органы", сформулировать точное определение этого термина, нужно рассмотреть основные признаки данного образования, его цели и деятельность.

Из чего складывается понятие

Что следует считать правоохранительными органами, а что не следует? Этот термин используется довольно активно и законодателями, и далёкими от юриспруденции людьми. Это словосочетание не расшифровывается в нормативных актах ни разу. Составить понятие "правоохранительные органы" помогут характерные признаки, выделяющие это социальное образование из общей массы прочих.

Первый признак - цель деятельности, которую можно увидеть уже в названии - охрана прав. Что здесь подразумевается?

  • Восстановление нарушенных прав.
  • Наказание нарушителя прав.

Как видим, данное толкование подразумевает, что охрана прав возможна лишь тогда, когда права нарушены: до совершения преступления судить никого невозможно. Значит, сама суть охраны прав данными задачами вовсе не исчерпывается. Понятие "правоохранительные органы" значительно шире. Оно не только наказывает нарушителя и восстанавливает человека в правах, но и создаёт такие условия, которые правонарушению препятствуют.

Охраняются сами правовые устои, и в этом состоит главная цель деятельности правоохранительных органов. Таким образом, нормально функционирует не только сама личность, но и всё общество, государство со многими своими объектами, в том числе и вся окружающая среда. Проводится работа по профилактике правонарушений, но если всё-таки нарушитель объявится, то после установления обстоятельств последует и реакция вкупе с санкциями.

Второй признак - правоохранительные органы всегда государственные, именно государством они создаются, им же и финансируются. Работа в правоохранительных органах доступна не каждому: здесь собраны специалисты по особым требованиям, которые имеют специальное образование и должную подготовку. Тем не менее частные адвокатские или юридические, охранные или следовательские (детективные) агентства к правоохранительным органам не относятся.

СК и Прокуратура РФ

3. ОВД. многочисленны: пожарная служба, полиция, ГИБДД и так далее и некоторые другие, но все они занимаются законностью и правопорядком.

4. Органы госбезопасности ведут контрразведывательные мероприятия, осуществляют борьбу с преступностью и деятельностью террористов, разведку, охрану границ, обеспечивают информационную безопасность.

5. Таможня держит под контролем ввоз и вывоз товаров, взимает сборы и пошлины.

6. Налоговая полиция контролирует соблюдение законодательства в сфере налогообложения.

7. Нотариат удостоверяет разнообразные договоры и сделки, оформляет наследственные права, заверяет копии документов, а также принимает их на хранение. Помимо перечисленного, у нотариата ещё много различных функций.

8. Адвокатура оказывает юридическую помощь организациям и отдельным гражданам.

Требования к специалистам

Законом закреплены пределы полномочий специалистов правоохранительных органов. Это обязательный признак. Законами же и регулируется вся их деятельность: "О Прокуратуре Российской Федерации", например. Каждое подразделение органов имеет посвящённые рамкам их деятельности законы.

Чтобы государство нормально функционировало, существуют не только методы поощрения и стимулирования юридических и физических лиц. Есть и негативные рычаги воздействия. Все правоохранительные органы могут применять меры принуждения. Никакие другие государственные структуры таких прав не получили. Если хоть один из четырёх признаков отсутствует, это означает, что организация (даже и государственная) не относится к правоохранительным.

Признаки из второго ряда даже не все правоохранительные органы имеют. Их так и называют: признаки второй очереди. Их два. Это, прежде всего, право применять нормы уголовного закона. А во-вторых, осуществлять полномочия строго в определённой процессуальной форме (это касается суда, где существуют разные виды судопроизводства: гражданское, уголовное, конституционное, арбитражное, административное).

Конституционная инициатива

Правоохранительные органы тесно взаимодействуют между собой, от этого более всего зависит качественное решение общей задачи. Помимо правоохранительных, очень часто (почти всегда) в работе участвуют и другие государственные подразделения. В ведении правоохранительных только исполнительная и судебная власти. Но законы, предписывающие этим органам их полномочия, тоже довольно часто терпят изменения. С законодательной властью правоохранительные органы общаются чаще всего - через действующее и перспективное законодательство, не критикуя законы и воздерживаясь от политических оценок. Они только исполнители. По большей части. Но право инициативы в этой области у некоторых правоохранительных органов есть. Конституционный суд Российской Федерации, Верховный суд Российской Федерации и Высший арбитражный суд Российской Федерации могут влиять и на законодателей.

На ниве обеспечения безопасности, законности и правопорядка правоохранительные органы взаимодействуют буквально со всеми подразделениями на всех уровнях государственных и общественных структур. Это охрана жизни, здоровья и имущества граждан, чем и занимаются сотрудники правоохранительных органов. Также есть и взаимодействие аналогичных структур других государств с российскими, которое подтверждено договорами и имеет конкретно прописанные пункты относительно всех видов деятельности. Например, это касается международного сотрудничества в области уголовного судопроизводства. Естественно, деятельность эта регулируется огромным количеством нормативных и законодательных актов различной юридической силы.