Проведение аварийно-спасательных работ (АСР) при авиакатастрофах. Организация и проведение спасательных работ в чрезвычайных ситуациях Организация и проведение пср при чс на транспорте

Главная > Документ

Особенности ликвидации последствий аварии на транспорте

Общие положения

В общем случае авария - опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств , нарушению производственного или транспортного процесса, а также к нанесению ущерба окружающей природной среде .Крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы , ущерб здоровью людей и разрушения или уничтожение объектов и других материальных ценностей в значительных размерах, а также приведшая к серьезному ущербу окружающей среды называется катастрофой .

Основные поражающие факторы при ЧС на транспорте:

Удары вследствие метательного и деформирующего воздействия неуправляемой механической энергии транспортного средства и энергии взрывов;- воздействие высокой температуры вследствие пожаров, взрывов;- воздействие потоков жидкостей (газов), находящихся под высоким давлением;- воздействие химически и биологически опасных веществ;- воздействие ионизирующих излучений;- воздействие электрического тока;- недостаточное количество кислорода для дыхания (при длительном пребывании в замкнутых пространствах, выгорании);- нервно-психологические воздействия и дезорганизация трудового процесса.

Отличительные особенности транспортных аварий (катастроф):

1. Происходят, как правило, внезапно, без предупреждения, что, учитывая нахождение людей в замкнутом пространстве салонов, вызывает шок, потерю контроля над собой, ощущение беспомощности;2. Происходят часто в удаленных и труднодоступных местах, что приводит к несвоевременному получению достоверной информации о ЧС, отсутствию на начальном этапе мощной специальной техники, запаздыванию помощи и росту числа жертв, в т.ч. из-за отсутствия навыков выживания;3. Затрудненность обнаружения воздействия источников ЧС в пути следования, отсутствие мощных средств пожаротушения и эффективных способов эвакуации из аварийных транспортных средств;4. В большинстве случаев возникают на большой скорости, что приводит к сильным телесным повреждениям у пострадавших;5. Усложнение обстановки в результате воздействия перевозимых на транспорте опасных веществ;6. Трудность в определении числа пострадавших на месте катастрофы;7. Необходимость вывода аварийного транспортного средства в малонаселенные (безопасные) районы для предотвращения (уменьшения) последствий возможных ЧС (падений, взрывов, пожаров, выбросов опасных веществ и т.п.);8. Сложности при отправке большого количества пострадавших в другие города, в т.ч. в связи со спецификой лечения, а при невозможности - необходимость разворачивания временного полевого госпиталя;9. Необходимость скорейшего возобновления движения по транспортным коммуникациям;10. Организация поисков останков погибших и вещественных доказательств катастрофы, часто на больших площадях;11. Необходимость приема, размещения и обслуживания (информация, питание, услуги связи, транспортировка и др.) прибывающих родственников пострадавших и организация отправки погибших к местам их захоронения.

4.7.2 Особенности ведения поисково-спасательных работ

на автомобильном транспорте

Среди всех видов транспорта печальное лидерство по количеству трагических последствий и материальному ущербу принадлежит автомобильному транспорту (табл. 18).

Таблица 18

Количество пострадавших в год

Во всем мире

В США

В России

Погибших

> 300 тыс.

Получивших ранения, увечья

около 8 млн.

> 180 тыс.

В большинстве стран мира общественное мнение и официальная статистика органов регулирования движения усматривают основную причину дорожно-транспортных происшествий (ДТП) в небрежности или ошибках водителей (75-80 %), в неисправности автомобилей (10 %) и в дорожных условиях (10 %).Наиболее распространенными среди ЧС на автотранспорте являются наезды транспортных средств на пешеходов (37,1%), столкновения (37,9%), опрокидывания (16,1%) автомобилей и другие (8,9%).Автомобильные ЧС происходят, как правило, на дорогах или в непосредственной близости от них.Это обеспечивает возможность быстрого подъезда спасателей и специальной техники к месту работ и оперативно проводить их.Однако не исключаются усложненные условия проведения ПСР при попадании транспортного средства в снежную лавину, селевой поток, камнепад, обвал, снежный занос, под воду и возникновение на дорогах автомобильных пробок.Для проведения ПСР при ликвидации последствий ЧС на автотранспорте спасатели должны иметь средства пожаротушения, инструменты (приспособления, машины) для подъема и перемещения тяжелых предметов, резки разнопрофильного металла, разжима (перекусывания) конструкций, средства поиска пострадавших и автотранспорта, освещения, связи, защиты, оказания первой медицинской помощи пострадавшим, их эвакуации, жизнеобеспечения, работы под водой, сбора и обеззараживания опасных веществ. В ряде случаев работы могут проводиться с использованием альпинистского снаряжения.ПСР необходимо начинать с разведки, оценки ситуации и принятия решения. Главная задача спасателей - извлечение пострадавших (из салона автомобиля или из-под автомобиля) и оказание первой медицинской помощи.В большинстве автопроисшествий типичной обстановкой является ситуация, когда пострадавший в салоне или кабине автомобиля прижат к передней или боковым стенкам салона, спинкам кресел, стойкам и перегородкам.При этом зажатыми оказываются определенные части тела (руки, ноги, туловище) или практически весь человек.ПСР надо начинать с оказания помощи пострадавшим, которые не зажаты, а лишь блокированы в деформированном салоне и могут покинуть автомобиль через незастекленные оконные проемы, люки, двери самостоятельно или с помощью спасателя.Затем необходимо приступить к освобождению зажатых частей тела пострадавших. В зависимости от конкретной обстановки осуществляется отгибание листового и разнопрофильного металла, перекусывание стоек, перегородок, сидений. Проделываются лазы в корпусе, крыше, днище, в отдельных случаях крыша снимается полностью.Эти работы целесообразно выполнять с использованием гидроинструмента (пневмо, электроинструмента) а также немеханизированного инструмента: лома, кувалды, разжимов, съемников и подручных средств.При извлечении пострадавших из-под автомобиля используют два основных способа:- приподнимание автомобиля с помощью грузоподъемных механизмов и приспособлений (автокран, подъемник, домкрат, рычаг) или вручную (несколько человек);- устройство подкопа в грунте.При проведении ПСР спасатели должны быть постоянно готовы к тушению пожара, который может возникнуть при работе, прежде всего с электрорежущими инструментами. Для тушения пожара использовать возимые огнетушители и подручный материал.

Приложение 2



СХЕМА

организации АСР на месте ДТП

I Зона – зона выполнения АСР;

II Зона – зона размещения аварийно-спасательных средств;III Зона – зона размещения АСМ, 01, 02, 03, средств освещения и ограждения, частей аварийного транспорта

В случае возникновения аварии на автотранспорте, перевозящем опасные грузы, необходимо руководствоваться информацией, содержащейся в грузовых документах (аварийной карточке), а также знать значения информационных таблиц на транспортных средствах. Эти информационные таблицы содержат код экстренных мер, идентификационный номер опасного вещества по списку ООН и знак опасности.

Знак опасности указывает на вид опасности посредством использования пяти главных символов (рис.3): бомба (взрыв); пламя (пожар); череп и скрещенные кости (токсичность); трилистник (радиоактивность); жидкости, выливающиеся из двух стеклянных пробирок и поражающие руку (коррозия).Эти символы дополняются четырьмя другими символами: окисляющие вещества (пламя над окружностью); невоспламеняющиеся нетоксичные газы (газовый баллон); инфекционные вещества (три полумесяца, наложенные на окружность); различные малоопасные вещества (семь вертикальных полос) .

Класс 1

Взрывчатые вещества и изделия

Подклассы Подкласс Подкласс Подкласс

1.1, 1.2, 1.3 1.4 1.5 1.6

Газы, сжатые, сжиженные и растворенные под давлением

Легковоспламеняющиеся жидкости

Подкласс 2.1 Подкласс 2.2 Подкласс 2.3

Воспламеняю- Невоспламеняю- Токсичные щиеся газы щиеся нетоксичные газы 1

Класс 2

Класс 4

Подкласс 4.1 Подкласс 4.2 Подкласс 4.3

Легковоспламеняющие- Самовозгорающиеся Вещества, выделяющие ся твердые вещества вещества легковоспламеняющиеся газы при взаимодей- ствии с водой

Класс 5

Класс 6

Подкласс 5.1 Подкласс 5.2

Окисляющие Органические вещества пероксиды

Подкласс 6.1 Подкласс 6.2

Токсичные Инфекционные вещества вещества

Класс 7

Класс 8

Радиоактивные вещества

Едкие и коррозионные вещества

Радиоактивно IРадиоактивно IIРадиоактивно III
№ 7а № 7б №7в Категория I Категория II Категория III № 7а № 7б №7вКатегория I Категория II Категория III

Информационная таблица СИО


Прочие опасные вещества и изделия


КЭМ

1381 ООН

15 Д

1381

Рис 3 Знаки опасности

Особенности ведения поисково-спасательных работ

при авариях на железнодорожном транспорте

Характерные особенности железнодорожного транспорта:

Большая масса подвижного состава. Общая масса грузового поезда составляет 3-4 тыс. т, масса пассажирского состава - около1 тыс. т, масса одной цистерны - 80 - 100 т;- высокая скорость передвижения состава (до 200 км/ч), при этом отсутствуют ограждения в пределах населенных пунктов, а экстренный тормозной путь составляет несколько сотен метров (средняя техническая скорость движения пассажирского поезда: дальнего сообщения - 56 , пригородного сообщения - 47 км/ч);- опасные участки дороги (мосты, тоннели, спуски, подъемы, переезды, сортировочные горки);- электроток высокого напряжения (до 30 кВ), проходящий по кабелю, подвешенному на высоте 6 м над рельсами;- наличие человеческого фактора (управление локомотивом, комплектование состава, диспетчерское обслуживание).- по железным дорогам перевозится более 400 наименований опасных грузов, в случае крушения состава с такими грузами может возникнуть зона ЧС с комбинированными поражениями - от взрыва, разлива АХОВ, пожара и схода (столкновения, опрокидывания) вагонов.Крушение поезда - столкновение пассажирского или грузового состава с другим поездом или подвижным составом, сход подвижного состава в поезде на перегонах и станциях, в результате которого погибли и (или) ранены люди, разбиты локомотив или вагоны до степени исключения из инвентаря, либо полный перерыв движения на данном участке превышает нормативное время для ликвидации последствий столкновения
Зона аварии - зона, занятая поврежденным подвижным составом, развалом, россыпью, разливом груза, увеличенная по периметру на дополнительную полосу шириной не менее 15 метров, в пределах которой проводятся спасательно-восстановительные работы при строжайшем соблюдении необходимых мер предосторожности.Опасные грузы - вещества, материалы, изделия и опасные отходы, которые в силу присущих им свойств и особенностей могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей среде, привести к повреждению и (или) уничтожению материальных ценностей.Железная дорога представляет собой потенциальную опасность для людей. Ежесуточно на станциях и участках железных дорог России находятся около 16-20 тысяч вагонов с опасными грузами, а в год ими перевозится около 400 млн. тонн этих грузов. По железным дорогам осуществляется перевозка не только грузов, но и пассажиров. Согласно "Правил перевозки" в вагонах дальнего следования размещается 40-60 пассажиров, в пригородных - 140-160 пассажиров.По прибытии на место катастрофы спасатели должны провести следующие мероприятия:- сбор информации, разведка и оценка ситуации;- определение границ опасной зоны, ее ограждение и оцепление;- проведение ПСР с целью оказания помощи пострадавшим;- ликвидация последствий ЧС (локализация источника ЧС, тушение пожара и др.).

Ликвидация ЧС при пассажирских перевозках

Для перевозки пассажиров используются купейные, плацкартные и общие вагоны. Средний состав пассажирского поезда: дальнего сообщения - 14 вагонов, пригородного сообщения - 8 вагонов.Длина вагона - 23,6 , ширина- 3,06, высота - 4,36 м; масса - 52-55 т. Вагоны оборудованы двумя открывающимися вовнутрь дверями размером 80х185см. Они снабжены специальными замками, которые открываются трех- или четырехгранным торцевым ключом.Ширина прохода внутри вагона составляет 110 см, вагон оборудован системами электроснабжения, вентиляции и теплоснабжения.При столкновениях, резкой остановке поезда и переворачивании вагонов типичными травмами являются ушибы, переломы, сотрясения головного мозга, сдавливания.Для оказания помощи пострадавшим, находящимся в вагоне, спасатели должны:- проникнуть в вагон через входные двери, оконные проемы и специально проделанные люки;- организовать поиск пострадавших, их освобождение, эвакуацию;- организовать первую медицинскую помощь пострадавшим.Проникновение спасателей в вагон можно осуществить через входные двери после их вскрытия снаружи или изнутри вагона.В случае их заклинивания применяют лом, кувалду, зубило, режущий металл инструмент. Для проникновения в вагон через оконные проемы используются приставные и навесные лестницы, веревки. В отдельных случаях в окно можно попасть путем подсаживания спасателей или втаскивания их за руки, при этом необходимо сначала убрать острые куски оконного стекла.После проникновения спасателей в вагон, они приступают к вскрытию купейных дверей, поиску пострадавших, оказанию им помощи, эвакуации. В случае нахождения пострадавших под вагоном спасатели должны осуществить его приподнимание и освобождение людей. Эти работы выполняются с помощью грузоподъемных кранов или специальных домкратов большой грузоподъемности. Иногда для извлечения пострадавших делается подкоп в земле или проделывается проем в конструкции.Особую опасность для пассажиров представляют пожары в вагонах. Пожар в пассажирском вагоне очень быстро распространяется по внутренней отделке, пустотам конструкции и вентиляции. Он может охватить один вагон за другим. Особенно быстро это происходит во время движения поезда, когда в течение 15-20 минут вагон полностью выгорает. Температура в горящем вагоне составляет порядка 950 0 С. Время эвакуации пассажиров должно быть не более 2 минут.Пожар на тепловозах осложняется наличием большого количества топлива (5 - 6 т) и смазочных материалов (1,5 - 2 т).Основные задачи спасателей при пожаре пассажирского поезда:- проведение быстрого поиска и оперативной эвакуации пассажиров из вагонов в безопасное место;- розыск пассажиров, покинувших горящий состав во время движения;- тушение пожара.Иногда пассажирские поезда могут быть заблокированы снежными заносами, обвалами, камнепадами, лавинами, селевыми потоками, водой. В этих случаях задача спасателей сводится к обнаружению пострадавших, освобождении и оказании им помощи.

Ликвидация ЧС при грузовых перевозках

Средний состав грузового поезда - 56 вагонов. Максимальное количество вагонов в составе - 110. Скорость движения грузовых поездов, км/ч: 36,9 - участковая, 43,8 - техническая.По железной дороге перевозятся различные, в том числе пожаро-, взрыво-, радиоактивноопасные грузы. На каждый опасный груз составляется и включается в грузовые документы аварийная карточка , в которой дается краткая характеристика основных свойств и видов опасности, присущих данному грузу, рекомендуемые средства индивидуальной защиты и необходимые действия при аварийной ситуации. Помимо этого грузовые места с опасными грузами маркируются знаками опасности по ГОСТ 191433-88.

Пожары

При тушении пожаров на железной дороге основная задача спасателей заключается в оказании помощи пострадавшим, в тушении пожара, защите соседних составов и строений от возгорания, в защите окружающей природной среды.Высота пламени при горении цистерны с жидкими горючими материалами составляет 40-50 м, а площадь горения охватывает территорию в 1500 м 2 и более.При горении цистерн с горючими жидкостями необходимо организовать их охлаждение водой. В случае горения паров жидкости над незакрытой горловиной цистерны необходимо под защитой стволов закрыть крышку или набросить на нее кошму (брезент).Горящую растекшуюся жидкость тушат водой, пеной, адсорбционными материалами. Возможен отвод растекшейся жидкости по канавам или обвалование земли для направления жидкости в безопасное место.В случае горения нескольких цистерн одновременно, усилия необходимо направить на их охлаждение и защиту соседних вагонов и цистерн. При угрозе огня соседним составам горящую цистерну необходимо отвести в безопасное место и организовать ее тушение.При горении баллонов со сжатым или сжиженным газом работы необходимо проводить только из укрытия. В случае невозможности ликвидировать факел горящего газа допускается свободное его выгорание при постоянном охлаждении цистерны водой для снижении вероятности взрыва.При тушении пожара в подвижном составе с отравляющими, ядовитыми и взрывоопасными веществами следует:- передвинуть горящий состав в безопасное место;- тушить пожар мощными водяными струями;- открыть двери и люки;- согласовать свои действия с сопровождающими груз лицами.

Взрывы

Взрывы происходят в результате нарушения правил транспортировки взрывоопасных грузов, скопления взрывоопасной смеси на пути следования состава, пожаров, террористических актов.Взрыв цистерны со сжиженными углеводородными газами характеризуется выбросом пламени на высоту 120-150 м, отбрасыванием цистерны на расстояние до 100 м, а металлических осколков - на несколько сотен метров.В случае взрывов на железной дороге спасатели должны направить свои усилия на поиск и оказание помощи пострадавшим, обезвреживание и обеззараживание пораженных территорий, проведение контрольных измерений наличия вредных и опасных веществ в воздухе, воде и почве.

ЧС с АХОВ

Остановку выброса АХОВ проводят путем заделки отверстий в емкости или перекачиванием (перегрузкой) опасных грузов в запасные емкости или в безопасное место.Заделка течи осуществляется с использованием деревянных (пластмассовых, свинцовых) клиньев, забиваемых (зачеканиваемых) в отверстия. Иногда применяются хомуты или бандажи.Источник заражения локализуется обвалованием разлившегося вещества, сбором вредных веществ в естественные углубления, специальные канавы и контейнеры, нейтрализацией АХОВ специальными растворами и адсорбентами.После этого проводится дегазация территорий и транспортных средств и санитарная обработка личного состава.Все меры по ликвидации ЧС с АХОВ должны осуществляться с учетом характера груза и мерами предосторожности, указанными в аварийной карточке, а также указаний сопровождающих груз проводников и специалистов грузоотправителя .Как показывает опыт ликвидации последствий ЧС на железнодорожном транспорте, сил и средств самих дорог вполне достаточно для решения возникающих проблем (на 19 дорогах, входящих в состав МПС, в состав сил, предназначенных для ликвидации ЧС, входят 304 восстановительных и 369 пожарных поездов). Поэтому привлечение сил от войск ГО, ПСС нецелесообразно, если эта авария устраняется в течение суток. Силы наши подходят в этом случае со значительным опозданием и реальной помощи не приносят. Другое дело, если авария связана с десятками погибших и сотнями пострадавших, когда требуется проведение сложных спасательных работ по извлечению людей из вагонов, тогда использование сил МЧС просто необходимо.Взаимодействие при таких ЧС крайне важно, т.к. кроме чисто технических проблем - разборки завалов, тушении пожаров, восстановлении железнодорожного пути и т.п., приходится решать проблемы с привлечением дополнительных сил охраны общественного порядка, пожарной, медицинской службы, решать такие сложные, требующие больших затрат времени вопросы, связанные с розыском и оповещением родственников погибших, их встречей и размещением, опознанием погибших, отправкой оставшихся в живых с места катастрофы. Решение этих вопросов ложится, как правило, на плечи председателя КЧС и начальника УГОЧС.При таких ЧС от КЧС (РЦ, УГОЧС) целесообразно выделять оперативную группу, которой необходимо выполнять следующие задачи:- организация и непосредственное осуществление в районе катастрофы непрерывного контроля и изучения обстановки, оценка масштабов и прогнозирование дальнейшего ее развития;- выработка предложений по локализации и ликвидации ЧС, защите населения и окружающей среды в зоне ЧС, представление на утверждение предложения о плане работ по ликвидации ЧС, задействованию сил и средств РСЧС и осуществление реализации принятых председателем КЧС (начальником РЦ, УГОЧС) решений;- координация действий подсистем РСЧС, привлечение к работам сил и средств войск ГО, ПСС подготовка предложений об использовании всех видов ресурсов;- принятие на себя (по указанию председателя КЧС, начальника РЦ, УГОЧС) непосредственного руководства работами по ликвидации ЧС;- организация и контроль оповещения населения о ЧС, принятие участия в планировании и организации эвакуации населения из района ЧС;- обеспечение работы в районе ЧС представителей СМИ, подготовка материалов для прессы о ходе работ по ликвидации ЧС;- обобщение опыта работы по ликвидации ЧС, подготовка отчетов о проделанной работе, расходах материальных и финансовых средств.

4.7.4 Особенности ведения поисково-спасательных работ

при авиакатастрофах

Запомни! 9 из 10 трагедий происходят в радиусе менее 30 км от аэродромов. Обобщенные данные мирового опыта авиакатастроф и авиапроисшествий показывают, что авиапроисшествия происходят:- при рулении самолета, высадке (посадке) пассажиров - 5,1 %;- на взлете - 13 %;- при наборе высоты - 13,4 %;- на снижении и начальном этапе захода на посадку - 12,6 %;- на конечном этапе захода на посадку - 19 %;- при посадке - 31,1 %; - в крейсерском полете - лишь 5,7 %.Если ЧС на авиатранспорте происходит в районе аэропорта , то непосредственная организация поиска и спасания экипажей и пассажиров воздушного судна (ВС) возлагается на старшего авиационного начальника аэродрома с привлечением сил и средств от авиационных частей (предприятий и организаций), базирующихся на данном аэродроме, независимо от их ведомственной принадлежности. Проведение здесь аварийно-спасательных работ осуществляют аварийно-спасательные команды, в которые входят расчеты от различных служб: диспетчерской, стартовой, пожарно-спасательной, пожарно-стрелковой, медицинской, инженерной, спецтранспорта, перевозок, милиции, АСС.Первоочередные мероприятия по спасению людей при ЧС связаны с эвакуацией пассажиров с воздушного судна. Согласно требованиям Международной организации гражданской авиации (ИКАО) все пассажиры должны покинуть воздушное судно в случае ЧС на борту через выходы, расположенные на одной стороне, за 90 с.Поэтому для эвакуации людей должны использоваться все основные, служебные, запасные двери. Эвакуацию людей можно проводить через разломы в фюзеляже, специальные люки, сделанные спасателями, грузовые люки, форточки в кабине экипажа. Необходимо помнить, что конструкция замков аварийных выходов обеспечивает возможность их открытия как изнутри салона, так и снаружи, то есть эту работу может выполнить спасатель.Если от деформации корпуса самолета заклинило двери, необходимо вскрыть фюзеляж с учетом прохождения по всей длине фюзеляжа электропроводов и трубопроводов гидросистемы высокого давления. Их повреждение вызовет дополнительные сложности. Оптимальные места для вскрытия отмечены на фюзеляже уголками желтого цвета на белом фоне. Эвакуацию пассажиров осуществлять с использованием трапов, приставных и пожарных лестниц, веревочных систем, корпусов крупных автомобилей (автобусов).Для аварийного покидания воздушного судна на его борту размещены: надувные трапы, матерчатые желоба, спасательные канаты. Пропускная способность надувного трапа ТН-2, ТН-3 до 100 чел. за 2,5-3 мин. Допускается одновременный спуск 2-х человек по надувному трапу и по матерчатым желобам - до 1 чел. Места размещения надувного трапа, матерчатых желобов в различных самолетах различные. Матерчатые желоба изготовлены из материала "плащ-палатка чехольная" и находятся, как правило, около выходов с правой стороны фюзеляжа. Над каждым аварийным выходом и над форточкой в кабине экипажа имеются спасательные канаты, закрепленные к кронштейну фюзеляжа.Место спасателя при эвакуации - возле каждого аварийного выхода. В первую очередь производить эвакуацию детей, женщин и престарелых, а затем всех остальных пассажиров. Пассажиры без сознания, с переломами и другими тяжелыми повреждениями выносятся на носилках, брезенте и опускаются на веревках на землю.После эвакуации спасатели проверяют скрытые места в пассажирских салонах, кабине экипажа и других служебных помещениях.Необходимо помнить, что при пожаре на борту воздушного судна:- через 2-3 минуты после возникновения пламенного горения двуокись углерода в салоне достигает смертельной концентрации;- температура внутри пассажирских салонов резко нарастает по их высоте (на уровне пола t=50 0 С, а на высоте 1,5 от пола уже t=250 0 С);- работы по тушению пожара проводить в изолирующих индивидуальных средствах защиты, используя рабочую рукавную линию, заполненную раствором пенообразователя;- работать, пригнувшись, охлаждая верхний высокотемпературный слой воздушного объема пассажирского салона;- эвакуацию пассажиров производить одновременно с тушением пожара;- вскрытие фюзеляжа начинать с дверей, так как у них выше пропускная способность, чем через различные проделанные отверстия;- эвакуацию целесообразно осуществлять с наветренной стороны.В случае авиакатастрофы не в зоне аэропорта руководство организацией работ по поиску и спасению экипажей и пассажиров ВС, потерпевших бедствие, осуществляется командующими соответствующими авиационными объединениями видов Вооруженных Сил, руководителями управлений Федеральной Авиационной Службы, в зонах ответственности которых (зонах ПСО) произошло авиационное происшествие.ПСР организуются в следующих случаях:- при получении сигнала бедствия с борта ВС, а также при приеме сигналов аварийных радиостанций (радиобуев);- при получении доклада от экипажа ВС, наблюдавшего бедствие а также сообщений других очевидцев бедствия;- если в течении 10 мин после расчетного времени прилета ВС не прибыло в пункт назначения и радиосвязь с ним отсутствует более 5 мин;- если экипаж ВС получил разрешение на посадку и не произвел ее в установленное время, а радиосвязь с ним прекратилась;- при потере радиосвязи с экипажем ВС и одновременном пропадании отметки радиолокационной проводки, или потери радиосвязи более чем на 5 мин, если радиолокационная проводка не велась;- во всех других случаях, когда экипажу ВС требуется помощь.ПСР начинаются с момента подачи команды на вылет поисково-спасательного самолета (вертолета) и на выход наземных поисково-спасательных команд.В первую очередь необходимо с помощью самолетов, вертолетов и наземных поисковых групп обнаружить место падения самолета (вертолета).После приземления или высадки поисково-спасательному отряду немедленно приступить к эвакуации пассажиров из терпящего бедствие воздушного судна в безопасное место. От спасателей требуется не только спасение людей, но и создание им необходимых бытовых условий, защищающих от непогоды, оказание им первой медицинской помощи, успокоить людей и предотвратить панику.Обстоятельства могут сложиться так, что нельзя будет использовать механизированный инструмент, поэтому быть готовым работать только ручным инструментом (топором, ломом, кувалдой и т.д.).Если ВС при аварийной посадке устояло на шасси, и нет времени на развертывание бортовых аварийно-спасательных средств, то выводить пассажиров целесообразно на поверхность крыльев, а затем с помощью веревок и канатов опускать на землю. После проверки на наличие пассажиров в салоне, подсобных и других помещениях, приступают к спасению воздушного судна и перевозимых грузов.Необходимо помнить, что разброс пострадавших может быть очень большим, поэтому надо провести прочесывание местности по следу на земле или с места столкновения ВС с высоко расположенными предметами.После вывода из зоны бедствия пострадавших, спасатели приступают к сбору останков погибших для их дальнейшего опознания. Если в результате авиакатастрофы все люди, находящиеся на борту воздушного судна погибли, то спасатели обязаны осуществить поиск и сбор останков погибших, "черных ящиков" и обеспечить сохранность ценностей.До прибытия на место катастрофы председателя комиссии по расследованию запрещается производить какие-либо работы на месте авиационного происшествия, за исключением внешнего осмотра, фиксации следов движения ВС по грунту, эвакуации раненых и погибших.Перемещение ВС до прибытия комиссии по расследованию допускается только в случаях, если ВС упало на ж-д., шоссейную, водную магистраль или на аэродром и препятствует безопасному движению транспортных средств или посадке воздушных судов .
  1. Митенкову Федору Михайловичу, непосредственному участнику ликвидации последствий аварии на Чернобольской аэс за неоценимую помощь в создании этой книги. Глава первая закон

    Закон

    Он не помнит как попал в Зону. Но Зона помнит о нем и всеми силами пытается уничтожить. Но он – Снайпер и он идет к цели несмотря ни на что. Его цель – Монолит, который даст ответы на все вопросы.

  2. Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии типовое содержание плана мероприятий по защите персонала в случае аварии на атомной станции нп-015-2000

    Документ
  3. Определением Конституционного Суда РФ от 06. 12. 2001 n 257-О, Постановлением Конституционного Суда РФ от 17. 03. 2009 n 5-п раздел I. Общие положения глава закон (5)

    Закон

    Статья 1. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах

  4. Утверждены Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий 28. 03. 2006 г. №1-4-54-370-14 примерная программа

    Примерная программа

    Примерная программа обучения работающего населения в области безопасности жизнедеятельности (далее - Примерная программа) является одним из элементов единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных

  5. Министерство российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий n 482 федеральный горный и промышленный надзор россии

    Документ

    В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2001 года N 876 "Об утверждении Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред,

12.1. Общие положения.

Первоочередные мероприятия по спасению людей при авариях на транспорте связаны с деблокированием пострадавших из замкнутых объемов – пассажирских вагонов и купе железнодорожного транспорта, пассажирских салонов воздушного судна, автомобиля и т.п.

Эвакуационные возможности различных транспортных средств значительно отличаются друг от друга и зависят от компоновки конкретного вида транспорта, наличия основных, запасных и аварийных выходов, а также времени их подготовки к работе.

Так, пассажирские вагоны, используемые при перевозках пассажиров на железной дороге, оборудованы двумя входными дверями, расположенными по каждой стороне вагона. Они снабжены специальными замками и открываются внутрь вагона. Двери купе и электричек открываются при перемещении их в бок. Для проникновения внутрь вагона при авариях можно использовать и оконные проемы.

Для эвакуации людей из воздушного судна в аварийной ситуации могут быть использованы все основные, служебные и запасные двери, грузовые люки, форточки в кабине экипажа. Согласно международным требованиям безопасности количество различных дверей, используемых в ЧС, должно быть таким, чтобы все пассажиры могли бы покинуть воздушное судно через расположенные на одной стороне выходы за 1,5 мин.

Деблокирование пострадавших из салона автомобиля, потерпевшего аварию, возможно через незастекленные оконные проемы и двери.

При опрокидывании плавсредств люди могут оказаться блокированными во внутренних помещениях, находящихся под водой или на уровне воды. При их деблокировании нужно учитывать то обстоятельство, что запас воздуха в опрокинутом судне ограничен.

Во многих случаях деблокированию пострадавших из замкнутых объемов препятствуют пожары. Для таких пожаров характерны большая плотность задымления, большой перепад температур по высоте помещения, а также наличие в продуктах сгорания значительных концентраций токсичных веществ. Так, через несколько минут после возгорания в салоне авиалайнера концентрация двуокиси углерода достигает смертельной, температура на высоте 1,5 м от пола составляет 250 градусов. В пассажирском поезде пожар распространяется очень быстро – в течение 15-20 мин вагон полностью охватывается пламенем, температура горения достигает 1000 градусов, на эвакуацию остаются считанные минуты.

12.2. Поисково-спасательные работы при ЧС на авиационном транспорте.

В аварийной ситуации все основные, служебные, запасные двери должны использоваться для эвакуации людей. Она может осуществляться через разломы в фюзеляже, специальные люки сделанные спасателями, грузовые люки, форточки в кабине экипажа. Конструкции замков аварийных выходов обеспечивают возможность их открытия как изнутри салона, так и снаружи. Изнутри выходы открывают члены экипажа или пассажиры, а снаружи спасатели. Они подгоняют к аварийному выходу передвижной трап, специальные автотранспортные средства, навешивают веревочные системы. Рукоятки замков на аварийных замках устроены просто, они заметны и не требуют больших усилий при открывании.


При заклинивании дверей и люков спасатели приступают к вскрытию фюзеляжа. Оптимальные места вскрытия отмечены уголками желтого цвета на белом фоне. При вскрытии используется дисковые пилы, электрошлифовальные машины, специальные кусачки и топоры.

Эвакуация людей с борта воздушного судна можно осуществляться с использованием передвижных трапов, приставных и пожарных лестниц, веревочных систем, корпусов крупных автомобилей.

Около выхода из воздушного судна находятся специальные средства для эвакуации: надувные трапы, матерчатые желоба, спасательные канаты. Так, надувные трапы ТН-2 размещаются под люком пола перед входной дверью самолета ИЛ-62 или на откидной платформе самолета ТУ-154, трап ТН-3 – на откидной платформе у передней входной двери. Пропускная способность одного трапа 100 человек за 2,5-3 мин.

Матерчатые желоба, как правило, находятся около выходов с правой стороны фюзеляжа: на ИЛ-62 – под люком пола, на ТУ-154 – на багажной полке вблизи выхода, на ТУ-134А в гардеробе экипажа. Допускается спускать по такому желобу не более одного человека при его обязательной страховке.

Над каждым аварийным выходом, а также над форточкой в кабине экипажа или люками имеются спасательные канаты, закрепленные на самолете. Открыв форточку или люк, канат выбрасывают наружу.

На ИЛ-86, ЯК-42 для аварийной эвакуации людей есть аварийные двери со встроенными в них надувными трапами. В процессе аварийного открывания двери происходит автоматический выброс надувного трапа и наполнение его воздухом.

При аварийной эвакуации спасатели вместе с экипажем обеспечивают помощь пассажирам и их страховку. В первую очередь эвакуируют детей, женщин, пожилых людей, затем - всех остальных. Пассажиров, находящихся в бессознательном состоянии, или имеющих тяжелые травмы, осторожно выносят на носилках, в брезенте, щитах или опускают на землю с помощью веревок.

По завершении эвакуации спасатели проверяют скрытые места в салонах и кабине экипажа, а также кухни, гардеробы и другие помещения, чтобы убедиться в отсутствии людей.

Особую опасность при эвакуации представляют пожары на борту самолета. Тушение пожаров внутри салонов, спасение людей спасатели начинают со вскрытия дверей, надкрыльных люков и обшивки фюзеляжа проникновения спасателей внутрь салона. Вскрытие фюзеляжа целесообразно начинать с дверей, так как у них пропускная способность выше, чем у отверстий, сделанных в обшивке. Этими отверстиями следует воспользоваться, когда эвакуация через двери невозможна. Спасатели должны быть оснащены индивидуальными средствами тепловой и газо-дымной защиты, рабочей рукавной линией, заполненной раствором пенообразователя и перекрывным стволом.

Поскольку при пожаре внутри воздушного судна нарастает температуре по высоте салона, то спасатели должны в начале пожаротушения, пока не будет снижена температура, работать пригнувшись, охлаждая верхний высокотемпературный слой воздуха салона.

При задымлении один спасатель должен находится снаружи самолета и иметь те же средства защиты, что и спасатели, работающие внутри судна. Этот спасатель обязан поддерживать постоянную связь со спасателями в салонах, быть готовым к оказанию помощи, как пострадавшим, так и другим спасателям.

При авариях, происходящих вне зоны аэропорта, необходимо организовать и оперативно провести поиск воздушного судна. Эти работы проводятся с привлечением самолетов, вертолетов, оборудованных специальной поисковой аппаратурой и комплектами спасательного снаряжения, а также наземными транспортными средствами повышенной проходимости и спасательными катерами. Такими средствами снабжены поисково-спасательные отряды (ПСО), находящиеся в регионах. После высадки ПСО спасатели немедленно приступают к эвакуации и перемещению пассажиров на безопасное расстояние. Спасатели не только спасают людей, но и создают условия, необходимые для выживания в такой ситуации, а также оказывают им первую медицинскую помощь. В случае труднодоступности района бедствия спасатели разворачивают временный лагерь с системой первичного жизнеобеспечения, а при невозможности доставить пострадавших в лечебное учреждение - временный полевой госпиталь.

После вывода из зоны бедствия пострадавших спасателей приступают к сбору останков погибших для их дальнейшего опознания.

12.3. Поисково-спасательные работы при ЧС на железнодорожном транспорте.

При авариях на железнодорожном транспорте опасность для пассажиров представляет резкая остановка поезда, а также переворачивание вагонов – при этом происходит травмирование пассажиров (ушибы, переломы, сотрясения головного мозга, сдавливание частей тела, ранения).

Для оказания помощи пострадавшим, находящимся в вагоне, спасатели должны:

проникнуть в вагон через двери, оконные проемы и специально проделанные люки;

организовать поиск пострадавших, их освобождение и эвакуацию;

оказать первую медицинскую помощь пострадавшим.

Проникновение спасателей в вагон осуществляется через входные двери после их вскрытия снаружи или изнутри вагона. В случае заклинивания дверей применяется лом, кувалда, зубило, аварийно-спасательный инструмент.

Для проникновения в вагон через оконные проемы используются приставные и навесные лестницы, веревки. В окно спасатели могут попасть, подсаживая друг друга или втаскивая один другого за руки. Особую опасность при этом представляют осколки, острые куски оконного стекла, которые необходимо убрать.

После проникновения в вагон спасатели приступают к вскрытию купейных дверей, поиску, эвакуации, оказанию помощи пострадавшим.

Для освобождения попавших под вагон, его при необходимости поднимают, используя для этого грузоподъемные краны или специальные домкраты большой грузоподъемности. Иногда извлекают пострадавших из-под вагона, проделав подкоп в земле или проем в конструкции.

Основная задача спасателей при пожаре пассажирского поезда состоит в том, чтобы оперативно провести поиск всех пострадавших и их эвакуацию из вагонов в безопасное место, разыскать пассажиров, покинувших горящий состав во время движения, принять участие в ликвидации пожара.

Иногда пассажирские поезда блокируются снежными завалами, обвалами, камнепадами, лавинами, селевыми потоками, водой. В этих случаях также необходимо принять экстренные меры для освобождения пострадавших, их эвакуации и оказании помощи.


Правовые нормы, регламентирующие режимы работы и отдыха спасателей содержатся в ст.28 Федерального закона «Об аварйиных-спасательных службах и статусе спасателей» (1995)

Правовые нормы, определяющие обязанности спасателей, содержатся в ст. 27 выше указанного Федерального закона

В воздушном пространстве Земли постоянно находятся тысячи летательных аппаратов (самолеты, вертолеты, планеры, воздушные шары, дельтапланы). Они перевозят пассажиров, грузы, выполняют научные, военные и специальные задания. Ежегодная статистика свидетельствует о том, что ЧС на авиатранспорте исчисляются тысячами случаев.Так, в 1996 г. в мире число людей, погибших в авиакатастрофах, оказалось самым высоким за последние 10 лет и составило 1187 человек без учета погибших в результате терактов и в катастрофах самолетов советского производства. В России 1996 г. также прошел подзнаком авиакатастроф. Только крупных было 18, в них погибли 249 человек. Особенность возникновения и развития ЧС на авиатранспорте заключается в высоких скоростях передвижения авиасредств, наличии на их борту большого количества горючих и взрывоопасных веществ, нахождении людей | в замкнутом пространстве салонов, отсутствии эффективных мер воздействия на воздушное судно, терпящее бедствие.

Основными факторами травмирования и гибели людей при ЧС на авиатранспорте являются силы, возникающие при ударе, и пожар. Причинами ЧС в авиации становятся взрывы, пожары, сходы со взлетно-посадочной полосы, падения воздушных судов.

Безопасность полетов обеспечивается :
- строгой регламентацией проектирования, постройки, испытания и сертификации воздушных судов, авиационных двигателей и оборудования;
- полным перечнем технических требований и нормативов к характеристикам воздушных судов, их элементам, системам, агрегатам и оборудованию;
- системой технической эксплуатации воздушных судов с перечнем обязательных правил по их подготовке и обслуживанию;
- техническими требованиями и нормативами к аэропортам, аэродромам, воздушном трассам;
- правилами организации управления воздушным движением;
- порядком работы метеослужб, обеспечивающих авиадвижение;
- системой расследования авиапроисшествий.

Несмотря на постоянную работу по снижению ЧС на авиатранспорте, аварии и катастрофы с воздушными судами нередки. Они возникают на стоянке, при взлете, в крейсерском полете, при заходе на посадку, при посадке.

Основная часть ЧС на авиатранспорте (около 80%) происходит в районе аэропорта (стоянка, взлет, заход на посадку, посадка). Проведение здесь аварийно-спасательных работ осуществляют аварийно-спасательные команды (АСК), в которую входят расчеты от каждой служб: диспетчерской, стартовой, пожарно-спасательной, пожарно-стрелковой, медицинской, инженерной, спецтранспорта, перевозок, милиции, АСС. После получения информации об аварии на воздушном судне АСК обязаны немедленно приступить к работе. Число жертв авиакатастрофы находится в прямой зависимости от степени разрушения воздушного судна, теплового поражения и удушья при пожаре, от травмирования людей, покидающих борт через высоко расположенные люки, от организованности и слаженности действий пассажиров, экипажа, спасателей. Оперативному проведению аварийно-спасательных работ мешает паника, которая может сделать эвакуацию вообще невозможной.

Первоочередные мероприятия по спасению людей при ЧС на авиатранспорте связаны именно с эвакуацией . Эвакуационные возможности воздушных судов различного класса отличаются друг от друга. Они зависят от компоновки салонов, количества пассажиров, наличия запасных и аварийных выходов, времени подготовки их к работе. Согласно требованиям Международной организации гражданской авиации (ИКАО), все пассажиры должны покинуть воздушное судно в случае ЧС на борту через выходы, расположенные на одной стороне, за 90 секунд. В аварийной ситуации все основные, служебные, запасные двери должны использоваться для эвакуации людей. Она может осуществляться через разломы в фюзеляже, специальные люки, сделанные спасателями, грузовые люки, форточки в кабине экипажа. Конструкции замков аварийных выходов обеспечивают возможность их открытия как изнутри салона, так и снаружи. Изнутри выходы открывают члены экипажа или пассажиры. Снаружи эту работу выполняют спасатели. Они подгоняют к аварийному выходу передвижной трап, специальное автотранспортное средство, навешивают веревочные системы. Рукоятки замков на аварийных выходах устроены просто, они заметны и не требуют больших усилий при открывании.

Авиационные аварии и катастрофы возможны по многим причинам. К тяжелым последствиям приводят разрушения отдельных конструкций самолета, отказ двигателей, нарушение работы систем управления, электропитания, связи, пилотирования, недостаток топлива, перебои в жизнеобеспечении экипажа и пассажиров.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ ДЕКОМПРЕССИИ

ДЕКОМПРЕССИЯ - это разряжение воздуха в салоне самолета при нарушении его герметичности. Быстрая декомпрессия обычно начинается с оглушительного рева (уходит воздух). Салон наполняется пылью и туманом. Резко снижается видимость. Из легких человека быстро выходит воздух, и его нельзя задержать. Одновременно могут возникнуть звон в ушах и боли в кишечнике. В этом случае, не дожидаясь команды, немедленно наденьте кислородную маску. Не пытайтесь оказать кому-либо помощь до того, как сами наденете маску, даже если это Ваш ребенок: если Вы не успеете помочь себе и потеряете сознание, вы оба окажетесь без кислорода. Сразу же после надевания маски пристегните ремни безопасности и подготовьтесь к резкому снижению.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ ПОЖАРЕ В САМОЛЕТЕ

Помните, что в случае пожара на борту самолета наибольшую опасность представляет дым, а не огонь. Дышите только через хлопчатобумажные или шерстяные элементы одежды, по возможности смоченные водой. Пробираясь к выходу, двигайтесь пригнувшись или на четвереньках, так как внизу салона задымленность меньше. Защитите открытые участки тела от прямого воздействия огня, используя имеющуюся одежду, пледы и т.д. После приземления и остановки самолета немедленно направляйтесь к ближайшему выходу, так как высока вероятность взрыва. Если проход завален, пробирайтесь через кресла, опуская их спинки. При эвакуации избавьтесь от ручной клади и избегайте выхода через люки, вблизи которых имеется открытый огонь или сильная задымленность.

После выхода из самолета удалитесь от него как можно дальше и лягте на землю, прижав голову руками - возможен взрыв.

В любой ситуации действуйте без паники и решительно, это способствует Вашему спасению.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ "ЖЕСТКОЙ" ПОСАДКЕ И ПОСЛЕ НЕЕ

Перед каждым взлетом и посадкой тщательно подгоняйте ремень безопасности. Он должен быть плотно закреплен как можно ниже у Ваших бедер. Проверьте, нет ли у Вас над головой тяжелых чемоданов. Аварии на взлете и посадке внезапны, поэтому обращайте внимание на дым, резкое снижение, остановку двигателей и т.д. Освободите карманы от острых предметов, согнитесь и плотно сцепите руки под коленями (или схватитесь за лодыжки). Голову уложите на колени или наклоните ее как можно ниже. Ноги уприте в пол, выдвинув их как можно дальше, но не под переднее кресло. В момент удара максимально напрягитесь и подготовьтесь к значительной перегрузке. Ни при каких обстоятельствах не покидайте своего места до полной остановки самолета, не поднимайте панику.

Аварийно-спасательные работы при авиакатастрофах.

Аварийно-спасательные работы при авиакатастрофах направлены на своевременное оказание экстренной помощи пострадавшим и предотвращение возможных последствий бедствия, вторичных поражающих факторов, которые могут нанести ущерб природной среде или крупный материальный урон.

В аварийных ситуациях число спасенных людей часто зависит от оперативности действий спасательной службы. В случае необходимости мы в кратчайшие сроки обеспечим боевую готовность спасателей-профессионалов и современного спасательного оборудования.

Аварийно-спасательные работы на земле и воде

Бывает так, что авиакатастрофы происходят в отдаленных от аэропорта местах; в таких случаях необходима срочная организация и проведение поиска воздушного судна. В случаях аварийной посадки самолета на водную поверхность, к спасению людей привлекаются профессиональные спасатели-водолазы и соответствующая техника.

После обнаружения потерпевшего крушение самолета от спасателей требуется не только обеспечить спасение людей, но и оказать им первую помощь, а также предотвратить панику. Если район бедствия находится в труднодоступном месте, служба спасения разворачивает временный лагерь, содержащий все необходимое для жизнеобеспечения пострадавших.

Особенности ликвидации последствий аварий (катастроф)
на воздушном транспорте

Порядок действий при аварийно-спасательных работах

  • Поисковые мероприятия
  • Поиск потерпевшего бедствие воздушного судна с привлечением спасательных транспортных средств (воздушных, наземных, водных), оборудованных необходимым снаряжением и аппаратурой.
  • Подготовка плана спасательных работ
  • По результатам поиска происходит уточнение координат места катастрофы, оценка текущей обстановки, прогнозирование последствий чрезвычайной ситуации.
  • Ликвидация аварийной ситуации
  • Оперативное принятие всех необходимых мер для устранения аварии и предотвращения ее вероятных последствий.

Общие принципы работы

  1. Заблаговременная подготовка сил и средств к оперативным действиям для ликвидации аварий;
  2. Экстренное реагирование на возникновение или угрозу чрезвычайной ситуации;
  3. Непрерывное и последовательное осуществление выработанного плана спасательных работ до полного их завершения;
  4. Применение современных технологий, обеспечивающих наиболее эффективный результат спасательных действий;
  5. Соблюдение всех необходимых мер безопасности.

Особенности ликвидации последствий аварий (катастроф) на воздушном транспорте

Если авария на авиатранспорте произошла в районе аэропорта, то непосредственная организация поиска и спасания экипажа и пассажиров воздушного судна возлагается на начальника аэропорта с привлечением сил и средств от авиационных частей (предприятий и организаций), базирующихся на данном аэродроме, независимо от их ведомственной принадлежности.

Аварийно-спасательные работы в таких случаях осуществляют аварийно-спасательные команды, в которые входят расчеты от различных служб (диспетчерской, стартовой, пожарно-спасательной, медицинской, инженерной, спецтранспорта, перевозок, милиции и др.).

Первоочередные мероприятия по спасению людей при такой аварии, как правило, связаны с эвакуацией пассажиров с воздушного судна. Согласно требованиям Международной организации гражданской авиации (ИКАО), все пассажиры должны покинуть воздушное судно через выходы, расположенные на одной стороне, за 90 секунд.

В этом случае для эвакуации людей должны использоваться все основные, служебные и запасные двери. Эвакуацию людей можно проводить через разломы в фюзеляже, специальные люки, сделанные спасателями, грузовые люки, форточки в кабине экипажа. Необходимо помнить, что конструкция замков аварийных выходов обеспечивает возможность их открытия как изнутри салона, так и снаружи, то есть эту работу может выполнить спасатель.

При организации аварийно-спасательных работ в случае пожара на борту воздушного судна необходимо помнить, что: через 2–3 мин. после возникновения пламенного горения двуокись углерода в салоне достигает смертельной концентрации; температура внутри пассажирских салонов резко нарастает по их высоте (на уровне пола – 50 °С, а на высоте 1,5 м от пола – 250 °С); работы по тушению пожара следует проводить в изолирующих средствах защиты.

Эвакуацию пассажиров следует проводить одновременно с тушением пожара с наветренной стороны. Вскрытие фюзеляжа необходимо начинать с дверей, так как у них выше пропускная способность, чем у различных проделанных отверстий.

В случае авиакатастрофы вне зоны аэропорта руководство организацией работ по поиску и спасению экипажей и пассажиров воздушных судов, потерпевших бедствие, организуется руководителями управлений Федеральной авиационной службы или командирами соответствующих авиационных объединений видов Вооруженных Сил, в зонах ответственности (зонах поисково-спасательных работ) которых произошло авиационное происшествие.

При этом поисково-спасательные работы организуются в следующих случаях:

  • при получении сигнала бедствия с борта воздушного судна, а также при приеме сигналов аварийных радиостанций (радиобуев);
  • при получении доклада от экипажа воздушного судна, наблюдавшего бедствие, а также сообщений других очевидцев бедствия;
  • если в течение 10 мин. после расчетного времени прилета воздушное судно не прибыло в пункт назначения и радиосвязь с ним отсутствует более 5 мин.;
  • если экипаж воздушного судна получил разрешение на посадку и не произвел её в установленное время, а радиосвязь с ним прекратилась;
  • при потере радиосвязи с экипажем воздушного судна и одновременном пропадании отметки радиолокационной проводки или потере радиосвязи более чем на 5 мин., если радиолокационная проводка не велась;
  • во всех других случаях, когда экипажу воздушного судна требуется помощь.

Поисково-спасательные работы начинаются с момента подачи команды на вылет поисково-спасательного самолета (вертолета) и на выход наземных поисково-спасательных команд. В первую очередь, с их помощью обнаруживается место падения самолета (вертолета).

После приземления или высадки поисково-спасательной команды немедленно начинается эвакуация пассажиров из терпящего бедствие воздушного судна в безопасное место. От спасателей требуется не только спасение людей, но и создание им необходимых условий выживания, защищающих от непогоды, оказание им первой медицинской помощи.

После вывода из зоны бедствия пострадавших, спасатели приступают к сбору останков погибших для их дальнейшего опознания. Если в результате авиакатастрофы все люди, находящиеся на борту воздушного судна, погибли, то спасатели обязаны осуществить поиск и сбор останков погибших, “черных ящиков” и обеспечить сохранность ценностей.

До прибытия на место катастрофы руководителя комиссии по расследованию причин чрезвычайной ситуации запрещается производить какие-либо работы на месте авиационного происшествия, за исключением внешнего осмотра, фиксации следов движения воздушного судна по грунту, эвакуации раненых и погибших. Перемещение воздушного судна до прибытия указанной комиссии допускается только в случаях, если аварийное воздушное судно упало на железную дорогу, шоссейную, водную магистраль или на аэродром и препятствует безопасному движению транспортных средств или посадке воздушных судов.