Существенные условия подряда для государственных нужд. Подрядные работы для государственных или муниципальных нужд. Подрядные работы для государственных нужд


Законодатель РФ устанавливает специальные правила, посвященные выполнению работ для государственных или муниципальных нужд (§ 5 гл. 37 ГК РФ). Согласно ст. 768 ГК РФ в части, не урегулированной Кодексом, должен применяться закон о подрядах для государственных нужд. В настоящее время такой закон не принят, но действует Закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Правила § 5 гл. 37 ГК РФ распространяются на выполнение строительных, проектных и изыскательских работ, предназначенных для удовлетворения государственных или муниципальных нужд.

Бланкер.ру

Внимание

ГК РФ устанавливаются теми же нормами, что и для государственного (муниципального) контракта на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд - ст. 527 и 528 ГК РФ, а также вышеназванным Законом. Размещение заказов на выполнение работ для государственных (муниципальных) нужд возможно в соответствии со ст.


10 указанного Закона:

Существенные условия государственного (муниципального) контракта определены в п. 1 ст. 766 ГК РФ. К таковым относятся объем и стоимость подлежащей выполнению работы, сроки ее начала и окончания, размер и порядок финансирования и оплаты работ, способы обеспечения исполнения обязательств сторон.

§ 5. подрядные работы для государственных или муниципальных нужд

К существенным условиям согласно ст.432 ГК РФ кроме условия о предмете относятся и условия, которые названы таковыми в законе или в иных правовых актах, либо условия, которые необходимы для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Особенностью государственного или муниципального контракта является отнесение к существенным условиям срока начала и окончания работ.

Важно

При этом срок окончания работ связан и со сроком действия соответствующего контракта. Согласно ч.2 ст.72 БК РФ государственные или муниципальные контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, кроме случаев, установленных п.3 этой же статьи.


Таким образом, по общему правилу срок действия государственного или муниципального контракта, а следовательно, и срок выполнения работ не должны превышать трех лет.

Подряд для государственных или муниципальных нужд

Окончательный расчет производится в месячный срок после принятия объекта в эксплуатацию в целом или его очереди, пусковых комплексов, а также отдельных зданий и сооружений, если иной срок расчетов не предусмотрен в контракте. В случае задержки установленных контрактом сроков перечислений аванса, оплаты выполненных работ и окончательных расчетов заказчик возмещает подрядчику причиненные в результате этого убытки, включая затраты по уплате процентной ставки за кредит.

Инфо

Особенности ответственности сторон за невыполнение подрядных работ для государственных и муниципальных нужд Государственный (муниципальный) заказчик несет ответственность за несвоевременную передачу оборудования для монтажа, если это обязательство по контракту возложено на него. Размер санкций устанавливается при заключении контракта.

Подрядные работы для государственных нужд

Закона понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация (далее - федеральные нужды), либо потребности субъектов РФ, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов РФ, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ (далее - нужды субъектов РФ).

Подрядные работы для государственных или муниципальных нужд

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРАКТ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ПОДРЯДНЫХ РАБОТ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД Государственный или муниципальный контракт на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд – соглашение, в силу которого подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие работы, связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера, и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (п. 2 ст. 763 ГК РФ). Договор строительного подряда является: 1) консенсуальным – заключение договора происходит с момента достижения сторонами соглашения о его условиях; 2) возмездным; 3) взаимным – наличие субъективных прав и обязанностей у обеих сторон договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ.

Согласно ч.2 ст.3 Закона о размещении заказов под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков. Под нуждами муниципальных бюджетных учреждений понимаются обеспечиваемые муниципальными бюджетными учреждениями (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах данных бюджетных учреждений.

Процедура расторжения муниципального контракта в судебном порядке занимает продолжительное время, в связи, с чем возможность заключения контракта с иным подрядчиком существенно сокращается, делая практически невозможным исполнение и оплату заказа, особенно в конце текущего финансового года, и наносит заказчику прямые убытки. По нашему мнению, необходимо законодательно предусмотреть возможность заказчика одностороннего отказа от исполнения контракта, в случае ненадлежащего исполнения контракта подрядчиком, поскольку закон №94-ФЗ регулирует процесс размещения муниципального заказа вплоть до заключения муниципального контракта, а уже договорные отношения должны регулироваться непосредственно ГК РФ.

Государственный контракт заключается на основании заказа государственного заказчика, принятого подрядчиком. В этом смысле государственный заказ является офертой.

Когда речь идет о государственном оборонном заказе, такой заказ признается правовым актом. В большинстве случаев формирование заказа возможно, лишь когда такая возможность предусмотрена непосредственно в бюджете либо в специальных программах, перечень которых утверждается органами государственной власти и обеспечивается необходимым финансированием.

Действие по направлению заказа-оферты названо в ст. 527 ГК РФ размещением заказа. Заказ размещается как в индивидуальном порядке, т.е.

направляется только одному подрядчику, так и по конкурсу.
К подрядам для государственных нужд в части, не противоречащей п. 5 гл. 37 ГК РФ, применяются нормы п. 3 (строительный подряд) и п. 4 гл. 37 ГК РФ (подряд на выполнение проектных и изыскательских работ), что вытекает из содержания п. 1 ст. 763 ГК РФ, содержащего отсылку к ст. 740 ГК РФ (строительный подряд) и ст. 758 ГК РФ (подряд на выполнение проектных и изыскательских работ). Федеральным законом от 13 декабря 1994 г. «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» предусмотрено, что его нормы распространяются на отношения по оказанию услуг для государственных нужд.

Названное часто рассматривается как указание на возможность его применения и для государственных подрядов. Однако различие работ и услуг как самостоятельных объектов гражданского права не дает формального основания использовать этот Закон непосредственно.

Работы по своей природе трудно поддаются измерению в количественном выражении, и такое измерение, как правило, условно, применяется для установления универсальных единиц, используемых для расчета цены договора. Наиболее распространено измерение работ в единицах трудозатрат.Грудцина Л.Ю., Спектор А.А.

Гражданское право России. М.,2008.С.218 Цена работ по строительству и реконструкции объектов для государственных нужд должна фиксироваться в смете (п. 1 ст. 743 и п. 1 ст. 746 ГК РФ). По общему правилу цена (смета) является твердой. Предельный объем финансирования определяется не сторонами, а на уровне бюджета, целевых программ, т.е. заведомо до момента размещения заказа и, соответственно, до заключения договора. Поэтому стороны изначально связаны заранее заданными финансовыми показателями, отступление от которых для них невозможно.

Понятие государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд. По государственному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственных нужд) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику (далее - государственный заказчик), а государственный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (п. 2 ст. 763 ГК).
В соответствии с государственным контрактом выполняются подрядные, строительные, проектные и изыскательские работы, необходимые для удовлетворения государственных нужд - потребностей Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, а также муниципальных образований.
Согласно ст. 72 БК финансирование обеспечения размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд может осуществляться за счет средств, предусмотренных расходами соответствующего бюджета или соответствующих бюджетов государственных внебюджетных фондов на обеспечение государственных нужд, либо за счет средств, предусмотренных расходами местного бюджета на обеспечение муниципальных нужд.
Федеральные государственные нужды, в том числе перечень федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация (далее - федеральные целевые программы), и объемы их финансирования из федерального бюджета предусматриваются в федеральном законе о федеральном бюджете на планируемый период.
Подрядные работы для федеральных государственных нужд осуществляются в целях:
создания и поддержания государственных материальных резервов Российской Федерации;
поддержания необходимого уровня обороноспособности и безопасности Российской Федерации;
обеспечения экспортных поставок продукции для выполнения международных экономических, в том числе валютно-кредитных, обязательств Российской Федерации;
реализации федеральных целевых программ;
обеспечения иных федеральных государственных нужд.
Основополагающие нормы о государственном контракте содержатся в § 5 гл. 37 ГК "Подрядные работы для государственных нужд". Кроме Гражданского кодекса, законодательство Российской Федерации о размещении заказов основывается на положениях Бюджетного кодекса. Правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Российской Федерации, а также гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности установлены Федеральным законом от 25 декабря 1999 г. "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений"*(450).
Федеральный закон от 13 декабря 1994 г. "О поставках продукции для федеральных государственных нужд"*(451) устанавливает общие правовые и экономические принципы и порядок формирования и исполнения на контрактной основе заказов на закупку и поставку товаров, работ, услуг (далее - продукция) для федеральных государственных нужд организациями независимо от форм собственности.
Единый порядок размещения заказов на выполнение работ для государственных или муниципальных нужд установлен Федеральным законом от 21 июля 2005 г. "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"*(452). Особенности размещения государственного оборонного заказа могут устанавливаться иными федеральными законами*(453).
Порядок осуществления и ответственность за качество подрядных работ по строительству объектов для федеральных нужд определяются в соответствии с Основными положениями порядка заключения и исполнения государственного контракта (договора подряда) на строительство объектов для федеральных государственных нужд в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14 августа 1993 г. N 812 (с изм. и доп.)*(454).
Сторонами государственного контракта являются государственный (муниципальный) заказчик и подрядчик. В качестве государственных заказчиков могут выступать соответственно государственные органы, государственные внебюджетные фонды, органы местного самоуправления, бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета, а также получатели средств бюджетов субъектов Федерации или местных бюджетов. Так, согласно ст. 71 БК бюджетные учреждения без заключения государственных или муниципальных контрактов вправе лишь закупать продукцию на сумму, не превышающую установленного ЦБ России предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке*(455).
В качестве подрядчика государственный контракт могут заключать юридические лица и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью.
Основания и способы заключения государственного контракта. В соответствии со ст. 765 ГК основания и порядок заключения государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд определяется положениями ст. 527 и 528 ГК.
Государственный контракт заключается на основе размещения заказа государственного заказчика на выполнение работ для государственных нужд, принятого подрядчиком (п. 1 ст. 527 ГК). При этом под размещением заказов на выполнение работ для государственных или муниципальных нужд понимаются действия заказчиков по определению подрядчиков. Заказчики выбирают подрядчиков самостоятельно либо через уполномоченный орган, созданный федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Федерации, органом местного самоуправления. Заказчик или уполномоченный орган вправе привлечь на основе договора юридическое лицо для осуществления функций по размещению заказа путем проведения торгов в форме конкурса или аукциона. Выбор подобной специализированной организации осуществляется заказчиком или уполномоченным органом путем проведения торгов. Получить государственный заказ может любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения или места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель. Участие в размещении заказов может быть ограничено только в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Заказы на подрядные работы для государственных нужд могут быть размещены одним из следующих способов:
путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;
без проведения торгов (запрос котировок, у единственного подрядчика).
Решение о способе размещения заказа принимается заказчиком или уполномоченным органом. Размещение заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства для государственных или муниципальных нужд осуществляется путем проведения аукциона.
Конкурс на право заключить государственный или муниципальный контракт - это разновидность торгов, победителем которых признается лицо, предложившее наилучшие условия исполнения государственного или муниципального контракта. Извещение о проведении открытого конкурса опубликовывается в официальном печатном издании и размещается одновременно с конкурсной документацией и проектом государственного контракта на официальном сайте*(456).
Для участия в конкурсе заинтересованное лицо подает заявку на участие в конкурсе в срок и по форме, которые установлены конкурсной документацией. Оценка и сопоставление заявок осуществляются конкурсной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения государственного или муниципального контракта. При этом критериями оценок заявок на участие в конкурсе помимо цены контракта могут быть: качество работ, сроки и объем предоставления гарантий качества работ, возможность учитывать такой критерий, как квалификация участников конкурса, если такой критерий предусмотрен конкурсной документацией. Победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения контракта и его заявке присвоен первый номер.
Аукцион на право заключить государственный или муниципальный контракт - это торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного или муниципального контракта. Аукцион может быть открытым или закрытым, может проводиться в электронной форме. Аукцион проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении открытого аукциона, на "шаг аукциона". При этом "шаг аукциона" устанавливается в размере 5% начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении аукциона. Заметим, что при проведении открытого аукциона в электронной форме "шаг аукциона" не устанавливается. Победителем аукциона признается лицо, предложившее наиболее низкую цену контракта. Электронный аукцион считается оконченным, если в течение одного часа с момента размещения на сайте в сети "Интернет" последнего предложения о цене контракта не поступило ни одного предложения, предусматривающего более низкую цену контракта.
Размещение заказов путем запроса котировок - способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в работах для государственных или муниципальных нужд сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок. Победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта.
Заказчик, уполномоченный орган не вправе осуществлять путем запроса котировок размещение заказа на выполнение одноименных работ на сумму более чем 500 тыс. руб., подлежащую уплате в течение квартала.
Котировочная комиссия рассматривает заявки, поданные в установленный срок, и устанавливает победителя, которым становится тот участник, который подал котировочную заявку, соответствующую всем формальным требованиям и в которой указана наиболее низкая цена работ. При предложении наиболее низкой цены несколькими участниками размещения заказа победителем признается участник, котировочная заявка которого поступила ранее заявок других участников размещения заказа. В отличие от аукциона при запросе котировок не происходит постепенного снижения цены контракта, каждый из участников размещения заказа, подавший котировочную заявку, изначально указал в ней приемлемую для него цену контракта.
Размещение заказа у единственного подрядчика осуществляется заказчиком в случае, если подрядные работы относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий или выполняются работы по мобилизационной подготовке в Российской Федерации, или возникла потребность в работах, выполнение которых может осуществляться только органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями и в иных особых случаях.
Порядок заключения государственного контракта аналогичен порядку заключения государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд (подробнее об этом см. § 3 гл. 32 учебника).
Содержание государственного контракта и ответственность сторон за его неисполнение. Существенными условиями государственного контракта являются условия:
об объеме и стоимости подлежащей выполнению работы;
о сроках ее начала и окончания;
о размере и порядке финансирования и оплаты работ;
о способах обеспечения исполнения обязательств (п. 1 ст. 766 ГК).
В государственный контракт также включается обязательное условие о порядке осуществления заказчиком приемки выполняемых работ на соответствие их объема и качества требованиям, установленным в контракте.
Согласно п. 2 ст. 72 БК государственный или муниципальный контракт на выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд может быть заключен на срок более одного года, если предметом такого контракта являются выполнение работ, оказание услуг, длительность производственного цикла выполнения, оказания которых составляет более одного года. Перечень таких работ, услуг устанавливается Правительством РФ.
Цена государственного или муниципального контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения. Если это предусмотрено конкурсной документацией, заказчик по согласованию с подрядчиком в ходе исполнения контракта вправе изменить не более чем на 10% предусмотренный контрактом объем работ. При необходимости проведения дополнительного объема работ заказчик по согласованию с подрядчиком вправе изменить первоначальную цену контракта пропорционально объему таких работ, но не более чем на 10% такой цены контракта.
Порядок оплаты выполненных работ, а также максимальные размеры авансирования подрядных работ определяются федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
В случае уменьшения государственными органами средств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ, стороны согласовывают новые сроки, а при необходимости и другие условия выполнения работ. При этом подрядчик вправе требовать от государственного заказчика возмещения убытков, причиненных изменением сроков (п. 1 ст. 767 ГК).
Расторжение государственного или муниципального контракта допускается по соглашению сторон или по решению суда. При расторжении государственного контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением подрядчиком своих обязательств заказчик вправе заключить контракт с другим участником размещения заказа.
В случае просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, виновная сторона обязана уплатить неустойку (штраф, пеню). Размер такой неустойки равен одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования ЦБ России. Сторона освобождается от уплаты неустойки, если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.

О процедуре принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта см. ФАС России от 14.03.2018 N РП/16764/18 "О рассмотрении обращения"

Понятие государственного (муниципального) контракта на выполнение подрядных работ

Подрядные строительные работы (), проектные и изыскательские работы (), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (ст. 763 ГК).

Как и другие подрядные договоры, государственный (муниципаль­ный) контракт по своей юридической природе является консенсуальным, двусторонним и возмездным договором.

Особенности, позволяющие выделять государственный (муниципаль­ный) контракт на выполнение подрядных работ в от­дельный вид договора подряда:

  • основанием заключения государственного контракта является государственный или муниципальный заказ, размещаемый путем проведения торгов или запроса котировок цен на выполнение работ;
  • подрядные работы, составляющие предмет государственного (муни­ципального) контракта , должны быть предназначены для удовлетво­рения государственных (муниципальных) потребностей;
  • оплата подрядных работ, выполняемых по государственному (муни­ципальному) контракту, должна финансироваться за счет средств со­ответствующих бюджетов и внебюджетных источников;
  • в роли заказчика выступают получатели средств бюджета (государственный (местный) орган, обладающий необ­ходимыми инвестиционными ресурсами, действующий, как пра­вило, от имени государства - Российской Федерации или субъекта Российской Федерации (муниципального образования), а также органы управления внебюджетными фондами, бюджетные учреж­дения и т.д.);
  • отношения, вытекающие из государственного (муниципального) контракта, подлежат особому правовому регулированию.

Смысл выделения среди отдельных видов договора подряда госу­дарственного (муниципального) контракта на выполнение подрядных работ для государственных (муниципальных) нужд «состоит в том, что для достаточно четко обозначенной области отношений, связанной с удовлетворением общих для государства как такового потребностей, создается особый правовой режим» (Брагинский М.И., Витрянский В.В.).

Правовое регулирование отношений по выполнению подрядных работ для государственных (муниципальных) нужд

Государственный (муниципальный) контракт на выполнение под­рядных работ для государственных (муниципальных) нужд регулируется в первую очередь специальными правилами ст. 763-768 ГК.

Общие положе­ния о договоре подряда могут применяться к отношениям, вытекающим из государственного (муниципального) контракта, лишь при отсутствии таких специальных правил.

Характерные особен­ности регламентации:

  1. Государственным (муниципальным) контрактом на вы­полнение подрядных работ для государственных (муниципальных) нужд (и соответственно специальными правилами о нем) могут охватываться как строительные работы (ст. 740 ГК), так и проектные и изыскательские работы (ст. 758 ГК), предназначенные для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муници­пального образования. Следовательно, в соответствующих случаях к рас­сматриваемым отношениям должны применяться правила о договоре строительного подряда и о договоре подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, естественно, если указанные отношения не уре­гулированы специальными правилами о государственном (муниципаль­ном) контракте. Общие положения о подряде подлежат субсидиарному применению лишь в том случае, если иное не установлено как специ­альными правилами о данном государственном (муниципальном) кон­тракте, так и правилами о договоре строительного подряда и договоре подряда на выполнение проектных и изыскательских работ.
  2. Основания и порядок заключения государственного (му­ниципального) контракта определяются в соответствии с положениями ст. 527 и 528 ГК, которыми установлены основания и порядок заклю­чения государственного (муниципального) контракта на поставку то­варов для государственных (муниципальных) нужд (т.е. содержащиеся в названных статьях нормы приравниваются к специ­альным правилам о государственном (муниципальном) контракте и потому подлежат приоритетному применению как перед общими положениями о договоре подряда, так и перед правилами о договоре строительного подряда и договоре подряда на выполнение проектных и изыскательских работ).
  3. В соответствии со ст. 768 ГК отношения по государст­венным (муниципальным) контрактам на выполнение подрядных ра­бот для государственных (муниципальных) нужд в части, не урегулиро­ванной ГК, должны регулироваться законом о подрядах для государст­венных или муниципальных нужд (к числу источников правового регу­лирования государственного (муниципального) контракта на выпол­нение подрядных работ для государственных (муниципальных) нужд могут быть отнесены следующие федеральные законы: Закон о поставках продукции ; Закон о государственном оборонном заказе ; Закон о размещении заказов на поставки товаров, выполнение ра­бот, оказание услуг ; отдельные положения имеются и в Бюджетном кодексе, а также ряде правовых актов, принятых (утвержден­ных) указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ).

Элементы государственного (муниципального) контракта на выполнение подрядных работ

Предмет государственного (муниципального) контракта на выполнение подрядных работ

Предмет государственного (муни­ципального) контракта составляют

  1. подрядные работы, предназначенные для удовлетво­рения государственных (муниципальных) потребностей;
  2. действия по передаче (и, соответственно, приему) их результата.

Стороны государственного (муниципального) контракта на выполнение подрядных работ

Сторонами в государственном (муниципальном) контракте на вы­полнение подрядных работ для государственных (муниципальных) нужд являются

  • государственный (муниципальный) заказчик;
  • подрядчик.

Подробнее

Во-первых, основанием для обязательного внесения изменений в государственный (муниципальный) контракт может служить лишь правомерное уменьшение бюджетного финансирования подрядных работ для государственных (муниципальных) нужд. Если такое изменение бюджетного финансирования произведено без предусмотренных за­конодательством оснований и с нарушением установленного поряд­ка, государственный (муниципальный) контракт не подлежит изме­нению, а государственный (муниципальный) заказчик должен нести ответственность перед подрядчиком за нарушение своих обязательств по финансированию и оплате подрядных работ.

Во-вторых, правомерное уменьшение бюджетного финансирования является обязательным основанием изменения государственного (му­ниципального) контракта в части сроков проведения подрядных ра­бот, а при необходимости и иных условий. Следовательно, если под­рядчик или государственный (муниципальный) заказчик не пожелают вносить такие изменения, их контрагент вправе предъявить требование об изменении контракта в судебном порядке (п. 2 ст. 450 ГК). Заинте­ресованной стороной на рассмотрение арбитражного суда могут быть переданы и разногласия, касающиеся отдельных условий соглашения об изменении государственного (муниципального) контракта.

По государственному контракту на выполнение подрядных работ для государственных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие работы и передать их государственному заказчику, а государственный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (п. 2 ст. 718 ГК).

Потребность в правовом регулировании подрядных работ для государственных нужд вызвана необходимостью осуществления строительных, проектных и изыскательских работ, предназначенных для удовлетворения потребностей Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц. Подрядные работы для государственных нужд финансируются за счет средств республиканского или местных бюджетов, государственных целевых бюджетных фондов, государственных внебюджетных фондов и иных источников.

Подрядные работы для государственных нужд регулируются правилами § 5 гл. 37 ГК. Особенность правового регулирования данных отношения состоит в том, что позиционируемые в качестве разновидности строительного подряда и проектных и изыскательских работ подрядные работы для государственных нужд регулируются законодательством о строительном подряде и проектных и изыскательских работах постольку, поскольку неурегулированы нормами § 5 гл. 37 ГК.

Согласно ст. 720 ГК основания и порядок заключения государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд определяются в соответствии с положениями ст.ст. 497, 498 ГК.

В юридической литературе отмечается, что принципы правового регулирования обеспечения государственных нужд являются общими для поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Но развернутая регламентация осуществляется в основном применительно к товарам, под которыми обычно имеются ввиду также работы и услуги. Поэтому в нормах об обеспечении потребностей государства в работах и услугах определяются, как правило, особенности этих отношений либо содержатся прямые отсылки к нормам о поставках товаров для государственных нужд. 187

Сторонами государственного контракта являются подрядчик и государственный заказчик. Государственным заказчиком выступает государственный орган, орган местного управления и самоуправления, обладающие инвестиционными ресурсами, достаточными для финансирования подрядных работ. Заказчиком может быть и организация, наделенная правом распоряжаться инвестиционными ресурсами. Подрядчиками могут быть коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, при необходимости, имеющие специальное разрешение на осуществление определенного вида работ.

Предметом государственного контракта являются строительные, проектные и другие работы. Состав и объем подлежащих выполнению работ определяется условиями государственного контракта.

Основания и порядок заключения государственного контракта определяются в соответствии с положениями ст.ст. 497, 498 § 4 («Поставка товаров для государственных нужд»).

Требования к содержанию государственного контракта установлены ст. 721 ГК. Государственный контракт должен содержать следующие условия: а) об объеме и стоимости подлежащей выполнению работы; б) о сроках начала работы и сроках ее окончания; в) о размере и условиях финансирования и оплаты работы; г) о способах обеспечения обязательств сторон.

При заключении государственного контракта по результатам конкурса на размещение заказа на подрядные работы для государственных нужд, условия государственного контракта определяются в соответствии с объявленными условиями конкурса и представленным на конкурс предложением подрядчика, признанного победителем конкурса.

В значительной мере проявление публичных начал в гражданском праве прослеживается на примере института подрядных работ для государственных нужд. Одним их таких проявлений является заведомое допущение изменения условий государственного контракта. В соответствии с правилами ст. 722 ГК при уменьшении соответствующими государственными органами в установленном порядке средств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ, стороны должны согласовать новые сроки, а если необходимо, – и другие условия выполнения работы. При этом подрядчик вправе требовать от государственного заказчика возмещения убытков, причиненных изменением сроков выполнения работ.

Если иное не предусмотрено законодательством, изменения государственного контракта, не связанные с обстоятельствами, указанными в п. 1 ст. 722 ГК, осуществляются по соглашению сторон.

ВЫПОЛНЕНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ, ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИХ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ РАБОТ

Впервые в Гражданском кодексе смоделирован институт выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ. Развитие института долгое время обеспечивалось некодифицированными актами, регулирующими отношения в сфере выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ. Новейшая концепция данного института видоизменяет его юридико-техническую конструкцию за счет включения норм о выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в самостоятельную главу Гражданского кодекса.

По договору на выполнение научно-исследовательских работ одна сторона (исполнитель) обязуется провести обусловленные техническим заданием заказчика научные исследования, а по договору на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ – разработать образец нового изделия, конструкторскую документацию на него или новую технологию, а другая сторона (заказчик) обязуется принять работу и оплатить ее (п. 1 ст. 723 ГК).

Данные договоры относятся к числу консенсуальных, двусторонних и возмездных договоров. Считается, что в классификационном ряду гражданско-правовых договоров договоры на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ наиболее близки к группе договоров подряда. 188 Более редким является мнение о том, что эти договоры по своей юридической природе относятся к группе подрядных договоров. 189 Менее всего оспариваются утверждения о том, что рассматриваемые договоры относятся к самостоятельному договорному типу. 190

Источники правового регулирования . Основные положения о договорах на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ содержатся в гл. 38 ГК. Рассматриваемые отношения регулируются также и иными нормативными правовыми актами, к числу которых относятся: Закон Республики Беларусь «О научной деятельности»; Указ Президента Республики Беларусь от 25.05.2006 г. № 356 О государственной регистрации научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ; Положение о порядке финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности за счет средств республиканского бюджета, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.07.1998 г. № 1084; Положение о порядке организации и проведения государственной научной экспертизы проектов научно-исследовательских работ, Положение о порядке разработки, финансирования и выполнения государственных программ фундаментальных и прикладных научных исследований, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.07.2000 г. № 1082; Положение о международных научно-технических проектах, выполняемых в рамках международных договоров Республики Беларусь, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13.08.2003 г. № 1065; Положение об оценке результатов научной деятельности, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.07.1997 г. № 914 и др.

Отношения по выполнению научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ осложненные иностранным элементом являются объектами правового регулирования международных соглашений. Одним из таких соглашений является Соглашение о порядке привлечения научно-исследовательских организаций и специалистов государств-участников Содружества Независимых Государств к выполнению национальных научно-технических программ, ратифицированное Законом Республики Беларусь от 9 ноября 1999 г. № 316-З.

Подрядные работы для государственных нужд - это строительные, проектные, изыскательские работы на основе государственного контракта, предназначенные для удовлетворения потребностей Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и финансируемые за счет средств соответствующего бюджета и внебюджетных источников.

По государственному контракту на выполнение подрядных работ для государственных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному заказчику, а государственный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (п. 2 ст. 763 ГК РФ).

К подрядным работам для государственных нужд применяются нормы ГК РФ о соответствующих видах подряда (строительного, на выполнение проектных или изыскательских работ), а также «Основные положения порядка заключения и исполнения государственных контрактов (договоров подряда) на строительство объектов для федеральных государственных нужд в Российской Федерации» 1 , утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 1993 года № 812 (в ред. Постановления от 18 февраля 1998 года № 216). Гражданский кодекс предусматривает также принятие специального закона о подрядах для государственных нужд, который пока не принят.

Предметом государственного контракта являются результаты строительных, проектных, изыскательских и иных связанных со строительством и ремонтом работ. При заключении контракта в нем конкретно определяются объем и виды предстоящих работ при необходимости с их разбивкой по годам и иным периодам.

Сторонами государственного контракта являются государственный заказчик и подрядчик. Заказчиком может выступать государственный орган, обладающий необходимыми инвестиционными ресурсами, или организация, наделенная правом распоряжаться такими ресурсами. При передаче функций государственного заказчика хозяйствующим субъектам в договорах с ними предусматриваются обязательства по выполнению переданных им функций, эффективному использованию выделенных средств, а также ответственность сторон за нарушение обязательств. Государственные заказчики обеспечиваются финансовыми ресурсами в объеме, установленном соответствующими бюджетами. Подрядчиком по государственному контракту

может быть любое юридическое или физическое лицо, обладающее статусом предпринимателя и имеющее необходимую лицензию на выполнение соответствующего вида работ. К выполнению государственных контрактов наравне с российскими предпринимателями привлекаются иностранные организации. Выбор конкретного подрядчика производится на конкурсной основе путем подрядных торгов.

Основания и порядок заключения государственного контракта определяются в соответствии с положениями статей 527 и 528 ГК РФ (ст.765 ГК РФ).

Государственный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон (п.1 ст. 766 ГК РФ).

Цена выступает в качестве существенного условия государственного контракта, поскольку в соответствии с п. 1 ст. 766 ГК РФ в нем должны быть конкретно оговорены стоимость предстоящей работы, а также размер и порядок финансирования и оплаты работ. Стоимость работ по контракту определяется на основе проведенного конкурса (подрядных торгов) в пределах исходных условий.

В ходе работ их стоимость по договоренности сторон может быть уточнена в связи с действием объективных обстоятельств. Выделение дополнительных финансовых средств на увеличение стоимости работ производится государственным заказчиком по согласованию с органом, выделившим эти средства.

Государственный заказчик обычно выделяет подрядчику в установленном порядке аванс, обеспечивает своевременное и непрерывное финансирование работ. Размер, сроки перечисления аванса, порядок его погашения, а также условия промежуточных расчетов за выполненные работы в пределах 95% их стоимости устанавливаются при заключении контракта. Окончательный расчет производится в 6-месячный срок после принятия объекта в эксплуатацию в целом или его очереди (отдельных зданий и сооружений), если иной срок расчетов не предусмотрен в контракте.

При уменьшении соответствующими государственными органами в установленном порядке средств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ, стороны должны согласовать новые сроки, а если необходимо, и другие условия выполнения работ. Подрядчик вправе требовать от государственного заказчика возмещения убытков, причиненных изменением сроков выполнения работ (п.1 ст. 767 ГК РФ).

Большое значение в государственном контракте придается его сроку. В контракте в обязательном порядке должны быть определены сроки начала и окончания работ, а по желанию сторон -- и другие сроки (сроки приемки отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений; сроки передачи материалов и оборудования и т. п.). При уменьшении соответствующими государственными органами в установленном порядке средств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ, стороны должны согласовать новые сроки, а при необходимости -- и другие условия выполнения работ. Подрядчик вправе требовать от государственного заказчика возмещения убытков, причиненных изменением сроков выполнения работ (п. 1 ст. 767 ГК РФ).

К числу существенных условий государственного контракта относится также условие о способах, обеспечивающих исполнение сторонами их обязательств (п. 1 ст. 766 ГК РФ). Обязательства государственного заказчика по оплате подрядных работ гарантируются Правительством РФ или органом управления субъекта РФ в зависимости от того, за счет каких средств финансируются соответствующие работы. Исполнение подрядчиком принятых обязательств могут обеспечивать банковская гарантия, поручительство, неустойка; возможно и сочетание этих средств.

Определенными особенностями обладает ответственность сторон за нарушение принятых по государственному контракту обязательств. Во-первых, при несоблюдении установленных контрактом сроков выполнения работ или их отдельных этапов бюджетное финансирование и льготное государственное кредитование их выполнения приостанавливается органом, выделившим соответствующие средства. Решение о дальнейшей судьбе строительства принимается в установленном порядке по предложению государственного заказчика, согласованному с заинтересованными органами государственного управления. Во-вторых, «Основными положениями» установлено, что в случае нарушения сроков строительства подрядчик уплачивает штраф в размере одной тысячной части договорной стоимости за каждый день просрочки до фактического завершения строительства. Однако указанная ответственность наступает лишь при виновном нарушении подрядчиком принятых обязательств.

Государственным контрактом могут быть предусмотрены и другие меры имущественной ответственности, в том числе взыскание убытков в полном размере сверх неустойки.

Условия контракта могут изменяться по различным причинам. Изменения условий осуществляются по соглашению сторон, если иное не предусмотрено законом. Однако п. 1 ст. 767 ГК РФ особо выделяется порядок изменения контракта, вызванного уменьшением средств, выделенных на финансирование подрядных работ. Уменьшение производится соответствующим государственным органом в установленном порядке. При уменьшении средств стороны должны согласовать новые сроки, а если необходимо, и другие условия выполнения работ. Подрядчику предоставлено право требовать от заказчика возмещения убытков, вызванных изменением сроков выполнения работ.