Торги посредством публичного предложения. Последовательность снижения стартовой цены продажи имущества посредством публичного предложения Продажа имущества должника посредством публичного предложения

Кто может быть покупателями государственного имущества:

1. Покупателями государственного имущества могут быть любые физические и юридические лица, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, а также юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований превышает 25 процентов.

2. Установленные федеральными законами ограничения участия в гражданских отношениях отдельных категорий физических и юридических лиц в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороноспособности и безопасности государства обязательны при приватизации государственного и муниципального имущества.

3. Открытые акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью не могут являться покупателями своих акций, своих долей в уставных капиталах, приватизируемых в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В случае, если впоследствии будет установлено, что покупатель государственного или муниципального имущества не имел законное право на его приобретение, соответствующая сделка является ничтожной.

Документы, представляемые покупателями государственного имущества

1. Заявка

Юридические лица к заявке прилагают:

  • заверенные копии учредительных документов;
  • документ, содержащий сведения о доле Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в уставном капитале юридического лица (реестр владельцев акций либо выписка из него или заверенное печатью юридического лица и подписанное его руководителем письмо);
  • документ, который подтверждает полномочия руководителя юридического лица на осуществление действий от имени юридического лица (копия решения о назначении этого лица или о его избрании) и в соответствии с которым руководитель юридического лица обладает правом действовать от имени юридического лица без доверенности;

Физические лица к заявке прилагают:

  • документ, удостоверяющий личность, или представляют копии всех его листов.

Все листы документов, представляемых одновременно с заявкой, либо отдельные тома данных документов должны быть прошиты, пронумерованы, скреплены печатью претендента (для юридического лица) и подписаны претендентом или его представителем.

2. В случае, если от имени претендента действует его представитель по доверенности, к заявке должна быть приложена доверенность на осуществление действий от имени претендента, оформленная в установленном порядке, или нотариально заверенная копия такой доверенности. В случае, если доверенность на осуществление действий от имени претендента подписана лицом, уполномоченным руководителем юридического лица, заявка должна содержать также документ, подтверждающий полномочия этого лица.

3. К данным документам (в том числе к каждому тому) также прилагается их опись.

4. Для участия в продаже претендент вносит задаток в размере 20 процентов первоначальной цены указанной в информационном сообщении о продаже.

Заявка и опись составляются в двух экземплярах, один из которых остается у продавца, другой - у претендента.

Одно лицо имеет право подать только одну заявку.

Заявки, поступившие по истечении срока приема, указанного в информационном сообщении о проведении продажи имущества, вместе с описями, на которых делается отметка об отказе в принятии документов, возвращаются претендентам или их уполномоченным представителям под расписку.

Продажа посредством публичного предложения

Продажа имущества осуществляется с использованием открытой формы подачи предложений о приобретении имущества в течение 1 рабочего дня в рамках одной процедуры.

"Шаг понижения" устанавливается в фиксированной сумме, составляющей не более 10 процентов цены первоначального предложения, и не изменяется в течение всей процедуры продажи.

"Шаг аукциона" устанавливается в фиксированной сумме, составляющей не более 5 процентов "шага понижения", и не изменяется в течение всей процедуры продажи.

"Цена отсечения" - минимальная цена, по которой может быть продано имущество, составляет не более 50 процентов первоначального предложения.

После оглашения цены первоначального предложения участникам предлагается заявить эту цену путем поднятия выданных карточек, а в случае отсутствия предложений по первоначальной цене имущества ведущим осуществляется последовательное снижение цены на "шаг понижения".

Предложения о приобретении имущества заявляются участниками продажи имущества поднятием карточек после оглашения цены первоначального предложения или цены предложения, сложившейся на соответствующем "шаге понижения".

В случае, если несколько участников продажи имущества подтверждают цену первоначального предложения или цену предложения, сложившуюся на одном из "шагов понижения", для всех участников продажи имущества проводится аукцион по установленным правилам проведения аукциона, предусматривающим открытую форму подачи предложений о цене имущества.

Продажа признается несостоявшейся:

  • не было подано ни одной заявки на участие в продаже, либо ни один из претендентов не признан участником продажи имущества;
  • принято решение о признании только 1 претендента участником продажи;
  • после троекратного объявления минимальной цены предложения (цены отсечения) ни один из участников не поднял карточку.

Порядок возврата задатка

Лицам, печислившим задаток для участия в продаже, денежные средства возвращаются в следующем порядке:

  • участникам продажи - в течение 5 календарных дней со дня подведения итогов продажи имущества;
  • претендентам, не допущенным к участию в продаже имущества, - в течение 5 календарных дней со дня подписания протокола о признании претендентов участниками продажи имущества.

Задаток не подлежит возврату

Заключение договора купли-продажи имущества по результатам продажи

В течение 5 (пяти) рабочих дней с даты подведения итогов аукциона с победителем аукциона заключается Договор купли-продажи.

Внесенный победителем продажи задаток засчитывается в счет оплаты приобретаемого имущества. Денежные средства в счет оплаты имущества подлежат перечислению победителем продажи, в размере и сроки, указанные в договоре купли-продажи имущества, но не позднее 30 рабочих дней со дня заключения договора купли-продажи.

При уклонении или отказе победителя продажи имущества от заключения в установленный срок договора купли-продажи имущества он утрачивает право на заключение указанного договора .

26. При уклонении или отказе победителя продажи имущества от заключения в установленный срок договора купли-продажи имущества он утрачивает право на заключение указанного договора и задаток ему не возвращается.

В случае привлечения агента или юридических лиц, указанных в абзаце третьем пункта 2 настоящего Положения, задаток победителя, утратившего право на заключение договора купли-продажи имущества, подлежит перечислению агентом или указанными юридическими лицами соответственно в установленном порядке в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации в течение 5 календарных дней со дня истечения срока, установленного для заключения договора купли-продажи имущества.

27. Ответственность покупателя в случае его отказа или уклонения от оплаты имущества в установленные сроки предусматривается в соответствии с законодательством Российской Федерации в договоре купли-продажи имущества.

28. Информационное сообщение об итогах продажи имущества размещается на официальном сайте в сети "Интернет" в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества", а также не позднее рабочего дня, следующего за днем подведения итогов продажи имущества, размещается на сайте продавца в сети "Интернет".

Положение
об организации продажи государственного или муниципального имущества без объявления цены
(утв. постановлением Правительства РФ от 22 июля 2002 г. N 549)

С изменениями и дополнениями от:

15 сентября, 29 декабря 2008 г., 26 января 2010 г., 3 марта 2012 г., 3 апреля 2015 г., 16 мая 2016 г., 26 сентября 2017 г.

I. Общие положения

1. Настоящее Положение определяет порядок организации продажи находящегося в собственности Российской Федерации имущества (далее именуется - имущество) без объявления цены, подведения итогов продажи имущества без объявления цены (далее именуется - продажа) и заключения договора купли-продажи имущества.

В отношении организации продажи имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности, подведения итогов продажи и заключения с покупателями договоров купли-продажи указанного имущества настоящее Положение является примерным.

Организация продажи без объявления цены земельных участков, объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения и передачи указанных объектов в собственность покупателям осуществляется с учетом особенностей, установленных законодательством Российской Федерации о приватизации для указанных видов имущества.

2. Организацию продажи имущества осуществляют Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Министерство обороны Российской Федерации (в отношении высвобождаемого военного имущества Вооруженных Сил Российской Федерации) или федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба (в отношении высвобождаемого движимого военного имущества) (далее именуется - продавец).

По решению Правительства Российской Федерации организацию продажи приватизируемого федерального имущества и (или) осуществление функций продавца от имени Российской Федерации в установленном порядке выполняют юридические лица, действующие в соответствии с агентским договором (далее - агент).

3. Продавец в процессе подготовки и проведения продажи имущества:

а) устанавливает срок приема заявок на приобретение имущества (дата и время начала и окончания приема заявок), а также дату подведения итогов продажи имущества;

б) организует подготовку и размещение информационного сообщения о продаже имущества в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом

в) принимает заявки юридических и физических лиц на приобретение имущества (далее именуются соответственно - заявки и претенденты), а также прилагаемые к ним предложения о цене приобретения имущества и другие документы по описи, представленной претендентом;

г) ведет учет заявок и предложений о цене приобретения имущества путем их регистрации в установленном продавцом порядке;

д) уведомляет претендента об отказе в рассмотрении поданной им заявки и предложения о цене приобретения имущества или о признании его покупателем имущества;

е) заключает с покупателем договор купли-продажи имущества;

ж) производит расчеты с покупателем;

з) организует подготовку и размещение информационного сообщения об итогах продажи имущества в сети "Интернет" в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества" и настоящим Положением;

и) обеспечивает передачу имущества покупателю и совершает необходимые действия, связанные с переходом права собственности на него;

к) осуществляет иные функции, предусмотренные Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества" и настоящим Положением.

4. Функции, предусмотренные пунктом 3 настоящего Положения, являются исключительными функциями продавца и не могут быть переданы иным лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

II. Порядок организации приема заявок и предложений о цене приобретения имущества

5. Заявки со всеми прилагаемыми к ним документами направляются продавцу по адресу, указанному в информационном сообщении, или подаются непосредственно по месту приема заявок.

Продавец осуществляет прием заявок в течение указанного в информационном сообщении срока.

Срок приема заявок должен быть не менее 25 календарных дней. Определенная продавцом дата подведения итогов продажи имущества указывается в информационном сообщении.

6. Форма бланка заявки утверждается продавцом и приводится в информационном сообщении.

В заявке должно содержаться обязательство претендента заключить договор купли-продажи имущества по предлагаемой им цене.

Предложение о цене приобретения имущества прилагается к заявке в запечатанном конверте. Предлагаемая претендентом цена приобретения имущества указывается цифрами и прописью. В случае если цифрами и прописью указаны разные цены, принимается во внимание цена, указанная прописью.

Претендент вправе подать только одно предложение о цене приобретения имущества.

К заявке также прилагаются документы по перечню, указанному в информационном сообщении, и опись прилагаемых документов в двух экземплярах, один из которых остается у продавца, другой, с отметкой продавца о приеме заявки и прилагаемых к ней документов, - у претендента.

7. При приеме заявки продавец:

а) удостоверяет личность претендента или его полномочного представителя и проверяет надлежащее оформление документа, удостоверяющего право полномочного представителя действовать от имени претендента;

б) рассматривает заявки с прилагаемыми к ним документами на предмет их соответствия требованиям законодательства Российской Федерации.

8. Продавец отказывает претенденту в приеме заявки в случае, если:

а) заявка представлена по истечении срока приема заявок, указанного в информационном сообщении;

б) заявка представлена лицом, не уполномоченным претендентом на осуществление таких действий;

в) заявка оформлена с нарушением требований, установленных продавцом;

г) представлены не все документы, предусмотренные информационным сообщением, либо они оформлены ненадлежащим образом;

д) представленные документы не подтверждают право претендента быть покупателем имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Указанный перечень оснований для отказа в приеме заявки является исчерпывающим.

Сотрудник продавца, осуществляющий прием документов, делает на экземпляре описи документов, остающемся у претендента, отметку об отказе в приеме заявки с указанием причины отказа и заверяет ее своей подписью. Непринятая заявка с прилагаемыми к ней документами возвращается в день ее получения продавцом претенденту или его полномочному представителю под расписку либо по почте (заказным письмом).

9. Принятые заявки и предложения о цене приобретения имущества продавец регистрирует в журнале приема заявок с присвоением каждой заявке номера и указанием даты и времени ее поступления.

Зарегистрированная заявка является поступившим продавцу предложением (офертой) претендента, выражающим его намерение считать себя заключившим с продавцом договор купли-продажи имущества по предлагаемой претендентом цене приобретения.

Претендент не вправе отозвать зарегистрированную заявку, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

III. Порядок подведения итогов продажи федерального имущества

10. По результатам рассмотрения представленных документов продавец принимает по каждой зарегистрированной заявке отдельное решение о рассмотрении предложений о цене приобретения имущества. Указанное решение оформляется протоколом об итогах продажи имущества в порядке, установленном настоящим Положением.

11. Для определения покупателя имущества продавец вскрывает конверты с предложениями о цене приобретения имущества. При вскрытии конвертов с предложениями могут присутствовать подавшие их претенденты или их полномочные представители.

г) сведения о рассмотренных предложениях о цене приобретения имущества с указанием подавших их претендентов;

д) сведения о покупателе имущества;

е) цену приобретения имущества, предложенную покупателем;

ж) иные необходимые сведения.

14. Уведомления об отказе в рассмотрении поданного претендентом предложения о цене приобретения имущества и о признании претендента покупателем имущества выдаются соответственно претендентам и покупателю или их полномочным представителям под расписку в день подведения итогов продажи имущества либо высылаются в их адрес по почте заказным письмом на следующий после дня подведения итогов продажи имущества день.

15. Если в указанный в информационном сообщении срок для приема заявок ни одна заявка не была зарегистрирована либо по результатам рассмотрения зарегистрированных заявок ни одно предложение о цене приобретения имущества не было принято к рассмотрению, продажа имущества признается несостоявшейся, что фиксируется в протоколе об итогах продажи имущества.

15.1. Информационное сообщение об итогах продажи имущества размещается в соответствии с требованиями Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, а также не позднее рабочего дня, следующего за днем подведения итогов продажи имущества, - на сайте продавца в сети "Интернет".

IV. Порядок заключения договора купли-продажи имущества, оплаты имущества и передачи его покупателю

16. Договор купли-продажи имущества заключается в течение 5 рабочих дней со дня подведения итогов продажи.

17. Договор купли-продажи имущества должен содержать все существенные условия, предусмотренные для таких договоров Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Денежные средства в счет оплаты приватизируемого федерального имущества в размере предложенной покупателем цены приобретения направляются в установленном порядке в федеральный бюджет на счет, указанный в информационном сообщении о проведении продажи имущества, в сроки, указанные в договоре купли-продажи имущества, но не позднее 30 рабочих дней со дня его заключения.

В случае привлечения агента для осуществления функций продавца приватизируемого федерального имущества Федеральное агентство по управлению государственным имуществом направляет агенту в срок не позднее 3 рабочих дней со дня поступления денежных средств на счет, указанный для оплаты федерального имущества, выписку с указанного счета.

При продаже имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, порядок и сроки перечисления денежных средств в счет оплаты приватизируемого имущества в бюджет субъекта Российской Федерации или в местный бюджет определяются в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации или правовыми актами органов местного самоуправления.

В случае предоставления рассрочки оплата имущества осуществляется в соответствии с решением о предоставлении рассрочки.

В договоре купли-продажи предусматривается уплата покупателем неустойки в случае его уклонения или отказа от оплаты имущества.

18. При уклонении покупателя от заключения договора купли-продажи имущества в установленный срок покупатель утрачивает право на заключение такого договора. В этом случае продажа имущества признается несостоявшейся.

19. Факт оплаты имущества подтверждается выпиской со счета, указанного в информационном сообщении о проведении продажи имущества, подтверждающей поступление средств в размере и сроки, указанные в договоре купли-продажи имущества или решении о рассрочке оплаты имущества.

20. Продавец обеспечивает получение покупателем документации, необходимой для государственной регистрации сделки купли-продажи имущества и государственной регистрации перехода права собственности, вытекающего из такой сделки.

Комментарий к статье 23 Федерального закона “О приватизации государственного и муниципального имущества”

1. Рассматриваемая статья имеет непосредственное отношение к ст. 18 комментируемого Закона. Продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения может иметь место только в том случае, если аукцион по продаже указанного имущества был признан несостоявшимся (то есть применению такого способа всегда предшествует аукцион). Для несостоявшегося конкурса подобной возможности не предусмотрено.

Здесь нужно учитывать, что согласно п. 3 ст. 18 комментируемого Закона аукцион признается несостоявшимся, если в нем участвовал только один участник. При этом признание аукциона, в котором участвовало только одно лицо, несостоявшимся не влечет обязанность организатора заключить договор купли-продажи с единственным участником аукциона. Договор в этом случае заключается посредством публичного предложения (см. Постановление ФАС Поволжского округа от 3 октября 2012 г. по делу N А55-417/2012) .

Как указывается в Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 20 февраля 2007 г., 13 февраля 2007 г. N Ф03-А51/06-1/5216 по делу N А51-10740/2006-2-218, в ст. ст. 18 и 23 комментируемого Закона не содержится запрета на повторное выставление собственником имущества на аукцион при несостоявшемся аукционе, поэтому продажа спорного имущества не является обязательной посредством публичного предложения.

Как отмечает О.А. Беляева, подобная позиция суда представляется весьма спорной, и отсутствие в законе разрешения на проведение повторного аукциона следует рассматривать как запрет на такое действие <14>.

——————————–

<14> Беляева О.А. Аукцион и продажа посредством публичного предложения: соотношение процедур // Журнал российского права. 2010. N 3. С. 55 – 62.

2. Применительно к продаже государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения законодатель выделяет следующие понятия:

первоначальное предложение – цена продажи государственного или муниципального имущества, которая устанавливается в размере не ниже начальной цены, указанной в информационном сообщении о продаже этого имущества на аукционе, ранее признанном несостоявшимся. Такое первоначальное предложение должно быть равным начальной цене, применяемой при проведении аукциона, или превышать ее;

цена отсечения , составляющая 50 процентов начальной цены такого аукциона. Определение такой суммы необходимо, поскольку при продаже посредством публичного предложения цена первоначального предложения последовательно снижается на шаг понижения до цены отсечения, но не более того. Иными словами, это минимальная цена предложения, по которой может быть продано государственное или муниципальное имущество;

шаг понижения , то есть величина снижения цены первоначального предложения, которая устанавливается продавцом в фиксированной сумме, составляющей не более 10 процентов цены первоначального предложения, и не изменяется в течение всей процедуры продажи (ч. 17 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения, утв. Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2002 г. N 549);

шаг аукциона – величина повышения цены, которая устанавливается продавцом в фиксированной сумме, составляющей не более 50 процентов шага понижения, и не изменяется в течение всей процедуры продажи (ч. 17 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения).

Данный термин, имеющий отношение к аукциону, востребован при продаже имущества посредством публичного предложения, поскольку может сложиться ситуация, при которой сразу несколько участников подтвердят цену первоначального предложения или цену предложения, сложившуюся на одном из шагов понижения.

В этом случае согласно ч. 5 комментируемой статьи со всеми участниками продажи должен быть проведен аукцион, предусматривающий открытую форму подачи предложений о цене имущества. Начальная цена имущества при проведении аукциона будет считаться равной цене первоначального предложения или предложения, которое сложилось на определенном шаге понижения.

3. Пункт 2 комментируемой статьи определяет содержание информационного сообщения о продаже посредством публичного предложения .

Помимо сведений, о которых идет речь в ст. 15 комментируемого Закона (характеристика имущества, начальная цена его продажи и др.), в таком информационном сообщении должны указываться:

– дата, точное время и место проведения продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;

– шаг понижения и шаг аукциона;

– цена отсечения.

Кроме того, в ч. 5 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения указано, что такое информационное сообщение должно содержать сведения о размере задатка, сроке и порядке его внесения, о назначении платежа, реквизитах счета, порядке возвращения задатка, а также указание на то, что данное сообщение является публичной офертой для заключения договора о задатке согласно ст. 437 ГК РФ, а подача претендентом заявки и перечисление задатка являются акцептом такой оферты, после чего договор о задатке считается заключенным в письменной форме.

4. Организацию продажи федерального имущества посредством публичного предложения осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, а в отношении недвижимого военного имущества Вооруженных Сил Российской Федерации – Министерство обороны Российской Федерации. Также по решению Правительства РФ организацию продажи в данном случае могут выполнять юридические лица в соответствии с агентским договором.

При продаже имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации, продавцы определяются в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, применительно к муниципальной собственности – в соответствии с правовыми актами органов местного самоуправления.

Продавец в процессе подготовки и проведения продажи имущества осуществляет, в частности, следующие функции:

– устанавливает цену первоначального предложения, шаг понижения, цену отсечения и шаг аукциона;

– определяет размер, срок и порядок перечисления задатка претендентами, а также иные условия договора о задатке;

– определяет место, даты начала и окончания приема заявок, место и дату подведения итогов продажи имущества;

– организует подготовку и публикацию информационного сообщения о проведении продажи имущества, размещение соответствующей информации в сети Интернет;

– принимает от претендентов заявки и прилагаемые к ним документы, проверяет правильность их оформления, устанавливает факт поступления задатка в установленный срок;

– принимает решение о признании претендентов участниками продажи имущества или об отказе в допуске к участию в продаже имущества;

– определяет победителя продажи имущества, уведомляет его о том, а также оформляет протокол об итогах продажи, уведомляет победителя продажи имущества о его победе;

– заключает с победителем продажи имущества договор купли-продажи имущества;

– обеспечивает передачу имущества покупателю (победителю) продажи имущества и совершает действия, связанные с переходом права собственности на него (ч. 3 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения).

5. Для участия в продаже имущества претенденты лично или через своего представителя представляют продавцу в установленный срок заявку и иные документы в соответствии с формой заявки и перечнем документов, опубликованными в информационном сообщении (ч. 4 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения). Одно лицо вправе подать лишь одну заявку.

Срок приема заявок при продаже имущества посредством публичного предложения должен составлять не менее чем двадцать пять дней. Прием заявок заканчивается не позднее чем за три рабочих дня до установленной даты рассмотрения продавцом заявок и документов претендентов (ч. 8 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения).

Заявки, поступившие по истечении срока приема, указанного в информационном сообщении о проведении продажи имущества, возвращаются претендентам или их уполномоченным представителям под расписку (ч. 10 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения).

Для участия в продаже посредством публичного предложения необходимо внесение претендентом задатка , размер которого составляет 10 процентов начальной цены имущества, указанной в информационном сообщении, так же как и при продаже государственного или муниципального имущества на аукционе или при продаже акций открытого акционерного общества, долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью на конкурсе (ст. ст. 18, 20 комментируемого Закона). Документом, который подтверждает поступление задатка на счет, указанный в информационном сообщении, является выписка с этого счета.

Претендент не может быть допущен к участию в продаже посредством публичного предложения в случае, если:

– представленные им документы не подтверждают право претендента быть покупателем государственного, муниципального имущества (см. ст. 5 комментируемого Закона);

– были представлены не все документы в соответствии с перечнем, приведенным в соответствующем информационном сообщении, или же их оформление не соответствует законодательству Российской Федерации;

– заявка была подана лицом, которое не уполномочивалось претендентом на осуществление таких действий;

– не подтверждено поступление задатка на счета, указанные в информационном сообщении, в установленный срок.

Данный перечень оснований для отказа претенденту в участии в продаже посредством публичного предложения является закрытым .

Установлено также, что претендент вправе отозвать поданную им заявку на участие в продаже посредством публичного предложения до момента признания его участником такой продажи.

6. В день определения участников продажи имущества продавец рассматривает заявки и документы претендентов, от которых поступил задаток, и принимает решение о признании их участниками продажи имущества или об отказе в допуске к участию в продаже имущества . Соответствующие решения продавца оформляются протоколом, в котором приводятся сведения о перечне принятых и отозванных заявок, о претендентах, признанных участниками продажи имущества, и претендентах, которым было отказано в допуске. Решение о признании продажи имущества несостоявшейся также оформляется протоколом (ч. ч. 12, 13 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения).

Претенденты уведомляются о принятом в отношении их решении не позднее одного рабочего дня, следующего за днем оформления соответствующего протокола, под расписку или путем направления заказного письма (ч. 15 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения).

Информация об отказе в допуске к участию в продаже имущества в установленном порядке размещается в сети Интернет.

С момента оформления продавцом протокола о признании претендентов участниками продажи имущества претендент приобретает статус участника продажи имущества (ч. 16 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения).

Согласно п. 4 комментируемой статьи продажа посредством публичного предложения должна быть проведена не ранее чем через десять рабочих дней со дня признания претендентов участниками продажи посредством публичного предложения (то есть со дня оформления соответствующего протокола). В п. “а” ч. 17 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения указывается также на то, что продажа имущества проводится не позднее пятнадцати рабочих дней с даты определения участников.

7. Продажа посредством публичного предложения проводится с использованием открытой формы подачи предложений о приобретении имущества в течение одного рабочего дня и в рамках одной процедуры.

Участникам продажи имущества выдаются пронумерованные карточки. Путем поднятия таких карточек участники должны заявлять свои предложения о приобретении имущества после оглашения цены первоначального предложения и цены предложения, которая складывается в случае применения шага понижения.

Продажа осуществляется ведущим в присутствии уполномоченного представителя продавца, который начинает продажу своим объявлением об открытии продажи имущества.

Затем ведущим оглашаются наименование имущества и его основные характеристики, цена первоначального предложения, цена отсечения, шаг понижения и шаг аукциона. Участникам предлагается заявить эту цену путем поднятия выданных карточек.

В случае если предложений по первоначальной цене имущества от участников не последует, ведущим проводится последовательное снижение цены на шаг понижения, вплоть до цены отсечения.

Установлено, что право приобретения имущества принадлежит тому участнику продажи имущества, который подтвердил цену первоначального предложения или цену предложения на соответствующем шаге понижения, если не имеется предложений других участников, после того как ведущий троекратно повторит сложившуюся цену продажи.

В этом случае ведущий объявляет о продаже имущества, называет номер карточки участника, подтвердившего начальную или последующую цену, указывает на этого участника и оглашает цену продажи имущества.

Если же несколько участников подтверждают одну и ту же цену первоначального предложения или цену предложения, которая сложилась на одном из шагов понижения, то, как говорилось выше, для всех участников проводится аукцион по установленным правилам проведения аукциона, предусматривающим, в соответствии с п. 3 ст. 18 комментируемого Закона, открытую форму подачи предложений о цене имущества.

В случае если участники аукциона не заявят предложения о цене, превышающей начальную цену имущества, право его приобретения принадлежит участнику аукциона, который первым подтвердил начальную цену.

После завершения аукциона ведущий делает объявление о продаже имущества, называет победителя, цену и номер его карточки.

Предложенная победителем цена заносится в протокол об итогах продажи имущества . Такой протокол, подписанный ведущим продажи имущества и уполномоченным представителем продавца, представляет собой документ, удостоверяющий право победителя на заключение договора купли-продажи имущества (ч. ч. 17, 19 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения).

Победителю продажи имущества или его полномочному представителю в день подведения итогов продажи имущества выдается под расписку соответствующее уведомление.

Согласно ч. 13 комментируемой статьи договор купли-продажи с победителем должен быть заключен не позднее чем через пятнадцать рабочих дней с даты выдачи уведомления о признании участника продажи имущества победителем. В ч. 23 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения указывается также, что договор заключается не ранее чем через 10 рабочих дней со дня подведения итогов продажи имущества.

В случае если имеет место уклонение или отказ победителя от заключения в указанный срок договора купли-продажи имущества, он утрачивает право на заключение такого договора, а задаток ему не возвращается.

Если же заключение договора состоялось, то внесенный победителем задаток засчитывается в счет оплаты приобретаемого имущества. Согласно ч. 24 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения денежные средства в счет оплаты приватизируемого федерального имущества должны быть перечислены победителем в федеральный бюджет в размере и сроки, установленные договором купли-продажи, но не позднее 30 рабочих дней со дня его заключения договора купли-продажи.

Передача государственного или муниципального имущества, а также оформление права собственности на него осуществляются в установленном порядке не позднее тридцати дней после дня полной оплаты имущества победителем.

Суммы задатков, внесенные остальными участниками продажи имущества, должны быть возвращены им в течение пяти дней с даты подведения итогов продажи.

8. Частью 6 комментируемой статьи установлено, что продажа посредством публичного предложения признается несостоявшейся , если в ней принял участие только один участник.

Согласно ч. 19 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения продажа имущества также признается несостоявшейся в случае, если:

– не было подано ни одной заявки на участие в продаже имущества или ни один из претендентов не признан участником продажи имущества;

– после троекратного объявления ведущим минимальной цены предложения (цены отсечения) ни один из участников не поднял карточку.

9. Исходя из ч. 15 комментируемой статьи в не урегулированной ею части порядок продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения устанавливается Правительством РФ . По этому поводу принято Положение об организации продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения, утв. Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2002 г. N 549. Также при проведении такой продажи в электронной форме следует руководствоваться общими положениями разд. I и разд. V Положения об организации и проведении продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме, утв. Постановлением Правительства РФ от 27 августа 2012 г. N 860.

1. В течение десяти рабочих дней с даты включения в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведений о результатах инвентаризации имущества должника конкурсный кредитор или уполномоченный орган, если размер требования конкурсного кредитора или размер требования уполномоченного органа превышает два процента общей суммы требований конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов, вправе направить конкурсному управляющему требование о привлечении оценщика с указанием состава имущества должника, в отношении которого требуется проведение оценки.

Повторная оценка имущества должника, в отношении которого ранее уже было заявлено требование о проведении оценки в соответствии с настоящим пунктом, проводится в случае, если конкурсные кредиторы или уполномоченные органы примут на себя расходы на ее проведение.

1.1. В течение одного месяца с даты окончания инвентаризации предприятия должника или оценки имущества должника (далее в настоящей статье - имущество должника) в случае, если такая оценка проводилась по требованию конкурсного кредитора или уполномоченного органа в соответствии с настоящим Федеральным законом, конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов или в комитет кредиторов для утверждения свои предложения о порядке продажи имущества должника, включающие в себя сведения:

подлежащие включению в сообщение о продаже имущества должника в соответствии с пунктом 10 статьи 110 настоящего Федерального закона;

о средствах массовой информации и сайтах в сети "Интернет", где предлагается соответственно опубликовать и разместить сообщение о продаже имущества должника, о сроках опубликования и размещения указанного сообщения;

о специализированной организации, которую предлагается привлечь в качестве организатора торгов.

Порядок продажи имущества должника может предусматривать, что, если имущество должника не было реализовано на первых торгах, имущество должника подлежит продаже по частям, начиная с новых первых торгов, при этом исчисление сроков, установленных для продажи имущества должника, начинается заново.

Порядок, сроки и условия продажи имущества должника должны быть направлены на реализацию имущества должника по наиболее высокой цене и должны обеспечивать привлечение к торгам наибольшего числа потенциальных покупателей.

В случае, если в течение двух месяцев с даты представления конкурсным управляющим собранию кредиторов или в комитет кредиторов предложения о продаже имущества должника собранием кредиторов или комитетом кредиторов не утверждено также предложение, включающее в себя сведения о составе имущества должника, о сроках его продажи, о форме торгов, об условиях конкурса (в случае, если продажа имущества должника в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется путем проведения конкурса), о форме представления предложений о цене имущества должника, о начальной цене его продажи, о средствах массовой информации и сайтах в сети "Интернет", где предлагается соответственно опубликовать и разместить сообщение о продаже имущества должника, о сроках опубликования и размещения указанного сообщения, конкурсный управляющий, конкурсный кредитор и (или) уполномоченный орган, если размер включенной в реестр требований кредиторов кредиторской задолженности перед ним составляет более двадцати процентов общего размера кредиторской задолженности, включенной в реестр требований кредиторов, вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством об утверждении порядка, сроков и условий продажи имущества должника.

Определение арбитражного суда об утверждении порядка, сроков и условий продажи имущества должника может быть обжаловано.

(см. текст в предыдущей редакции)

2. В случае возникновения в ходе конкурсного производства обстоятельств, в связи с которыми требуется изменение порядка, сроков и (или) условий продажи имущества должника, конкурсный управляющий обязан представить собранию кредиторов или в комитет кредиторов для утверждения соответствующие предложения относительно таких изменений.

3. После проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий приступает к его продаже. Продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном пунктами 3 - 19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Оценка имущества должника осуществляется в порядке, установленном статьей 130 настоящего Федерального закона. Денежные средства, вырученные от продажи имущества должника, включаются в состав имущества должника.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. В случае, если повторные торги по продаже имущества должника признаны несостоявшимися или договор купли-продажи не был заключен с их единственным участником, а также в случае незаключения договора купли-продажи по результатам повторных торгов продаваемое на торгах имущество должника подлежит продаже посредством публичного предложения.

При продаже имущества должника посредством публичного предложения в сообщении о проведении торгов наряду со сведениями, предусмотренными статьей 110 настоящего Федерального закона, указываются величина снижения начальной цены продажи имущества должника и срок, по истечении которого последовательно снижается указанная начальная цена. При этом начальная цена продажи имущества должника устанавливается в размере начальной цены, указанной в сообщении о продаже имущества должника на повторных торгах.

Рассмотрение организатором торгов представленной заявки на участие в торгах и принятие решения о допуске заявителя к участию в торгах осуществляются в порядке, установленном статьей 110 настоящего Федерального закона.

При отсутствии в установленный срок заявки на участие в торгах, содержащей предложение о цене имущества должника, которая не ниже установленной начальной цены продажи имущества должника, снижение начальной цены продажи имущества должника осуществляется в сроки, указанные в сообщении о продаже имущества должника посредством публичного предложения.

Право приобретения имущества должника принадлежит участнику торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения, который представил в установленный срок заявку на участие в торгах, содержащую предложение о цене имущества должника, которая не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов, при отсутствии предложений других участников торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения.

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае, если несколько участников торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения представили в установленный срок заявки, содержащие различные предложения о цене имущества должника, но не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов, право приобретения имущества должника принадлежит участнику торгов, предложившему максимальную цену за это имущество.

В случае, если несколько участников торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения представили в установленный срок заявки, содержащие равные предложения о цене имущества должника, но не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов, право приобретения имущества должника принадлежит участнику торгов, который первым представил в установленный срок заявку на участие в торгах по продаже имущества должника посредством публичного предложения.

С даты определения победителя торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения прием заявок прекращается.

5. Имущество должника, балансовая стоимость которого на последнюю отчетную дату до даты открытия конкурсного производства составляет менее чем сто тысяч рублей, продается в порядке, установленном решением собрания кредиторов или комитета кредиторов.

6. Действие положений настоящей статьи не распространяется на случаи реализации имущества должника, которое является продукцией, изготовленной должником в процессе своей хозяйственной деятельности.