К аждому виду управления соответствует определенный субъект и объект. Субъект управления есть структурно-организованная социальная общность, выполняющая функции руководства и воздействующая на объект с целью перевода его в новое состояние. Субъектами государственного и муниципального управления являются соответствующие органы, должностные лица. К ним относятся органы управления от Парламента и Правительства, министерств и ведомств на федеральном уровне до отдела местной администрации, а среди должностных лиц от Президента России до начальника паспортного стола.
Субъект административного права – это лицо, обладающее определенным административно-правовым статусом, имеющее возможность и способное вступать в административно-правовые отношения по собственной воле или в силу юридической обязанности, возлагаемой на него правовой нормой.
Юридическая возможность лица вступать в административно-правовые отношения, быть носителями конкретных юридических прав и обязанностей связана с наличием у лица правового качества, которое называется административная правосубъектность.
Административная правосубъектность состоит из двух элементов:
a) Административная правоспособность – способность приобретать субъективные юридические права и обязанности административно-правового характера, быть участником административно-правовых отношений. Она является частью общей правоспособности.
В правовой теории и на практике различают три основных вида правоспособности: общую, отраслевую и специальную.
Общая правоспособность - это способность любого лица или организации быть субъектом права как такового, вообще. Она признается государством за лицами с момента их рождения.
Отраслевая правоспособность означает юридическую способность лица или организации быть субъектом той или иной отрасли права. В каждой отрасли права сроки ее наступления могут быть неодинаковы.
Специальная правоспособность - способность быть участником правоотношений, возникающих в связи с занятием определенных должностей (президент, судья, член парламента) или принадлежностью лица к определенным категориям субъектов права (работники ряда транспортных средств, правоохранительных органов и др.). Возникновение специальной правоспособности всегда требует выполнения особых условий.
b) Административная дееспособность – это практическая способность лица собственными действиями приобретать субъективные права и нести юридические обязанности, осуществлять и прекращать их, т.е. реализовывать свою административную правоспособность в рамках конкретных административно-правовых отношений. Разновидностью административной дееспособности является административная деликтоспособность – способность лица нести административную ответственность за нарушение требований административно-правовых норм.
Административная правосубъектность составляет основу административно-правового статуса субъектов, который включает в себя три элемента: права, обязанности и ответственность. Административно-правовой статус характеризует исходное правовое положение субъектов административного права. Он устанавливается Конституцией, федеральными законами и подзаконными нормативными актами органов управления административно-правового характера в сфере осуществления исполнительной власти.
Каждый вид субъектов административно-правовых отношений, индивидуальный или коллективный, обладает своим административно-правовым статусом. Различия в правовом статусе коллективных субъектов зависят от принадлежности к государственной структуре и органам исполнительной власти или к общественным объединениям. Административно-правовой статус государственных органов управления определяется их компетенцией – совокупностью властных полномочий относительно определенных предметов ведения. К элементам административно-правового статуса государственных органов нередко относят их цели, функции и задачи деятельности, закрепленные в нормативных актах.
Административно-правовой статус может быть общим (содержит общие, одинаковые права, обязанности и ответственность) и специальным (наряду с общим имеется и дополнительный отличный от других субъектов комплект прав и обязанностей – статус беженца, «чернобыльца»).
Участников административных правоотношений можно разделить на группы и подгруппы:
1) Индивидуальные субъекты:
a) граждане России;
b) иностранные граждане;
c) лица без гражданства.
2) Коллективные субъекты:
a) Государственные организации :
o Органы государственной власти (государственного управления);
o Государственные предприятия, учреждения и их объединения;
o Структурные подразделения органов исполнительной власти.
b) Негосударственные организации :
≈ Общественные объединения (партии, союзы, общественные движения и т.п.);
≈ Трудовые коллективы;
≈ Коммерческие структуры;
≈ Органы местного самоуправления.
И сходным положением, определяющими административно-правовой статус граждан , является ст. 17 Конституции РФ, в которой закреплено, что права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, а осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать прав и свобод других лиц.
Граждане России становятся субъектами административных правоотношений, если они обладают правосубъектностью. Административную правоспособность граждане приобретают с рождением и утрачивают со смертью. Административная дееспособность граждан может быть:
Полная – с 18 лет; = ограниченная – с 16 лет; = частичная – с 7 лет.
При наличии у гражданина определенных заболеваний (душевная болезнь, слабоумие и т.п.) его административная дееспособность может быть частично или полностью ограниченной.
Права граждан можно условно разделить на три группы:
a. в зависимости от механизма их реализации :
♦ абсолютные (безусловные) – права, которыми лица пользуются по своему усмотрению, а субъекты власти обязаны создавать условия для их реализации, не препятствовать их осуществлению и обеспечивать их защиту (право на трудоустройство, на подачу жалобы);
♦ относительные – права, для реализации которых необходим акт государственного органа власти (приказ о назначении на должность, лицензия на осуществления определенного вида деятельности, акт регистрации частного предприятия и т.п.);
b. по кругу лиц и основанию их возникновения :
≈ общие – права, которые распространяются на все отрасли и сферы управления (на участие в государственном управлении, на обжалование действий государственных органов и т.п.);
≈ специальные – права в определенной отрасли или сфере управления (право предпринимательскую деятельность в сфере экономики, право на образование).
c. по содержанию :
· право на участие в государственном управлении (государственная служба, внесение предложений, получение необходимых документов, пресечение противоправных действий должностных и иных лиц);
· право на государственное содействие и помощь (получение медицинской технической, санитарно-эпидемиологической и иной помощи);
· право на защиту (основными формами реализации права на защиту являются административная жалоба, защита в административно-юрисдикционном производстве, право на помощь негосударственных организаций и др.).
Административно-правовые обязанности , являющиеся неотъемлемой частью правосубъектности граждан можно классифицировать на:
a.
абсолютные – возлагаемые на каждого гражданина, не зависимо от конкретных обстоятельств (соблюдение законов, уплата налогов и т.п.);
b.
относительные – возникающие из правомерных действий граждан, направленных на приобретение и пользование правами, предоставленными нормами права (уплата владельцем автомобиля дорожного налога и т.п.).
Элементом административно-правового статуса граждан являются гарантии их прав и свобод. Основополагающими и универсальными гарантами прав и свобод граждан являются Конституция и законы России. Среди гарантий можно выделить такие организационно-правовые как судебные (реализуемые судами в процессе осуществления правосудия) и административные (реализуемые во внесудебном порядке).
На основе административной правоспособности дееспособные граждане могут вступать в конкретные правоотношения с органами исполнительной власти и должностными лицами в связи с:
a) реализацией принадлежащих прав в сфере государственного управления;
b) выполнением возложенных обязанностей в сфере исполнительной власти;
c) защитой своих прав и свобод от неправомерных действий органов исполнительной власти и их должностных лиц.
d) нарушением административно-правовых обязанностей и запрещающих норм административного права;
В случае нарушения правил, установленных административно-правовыми нормами граждане несут административную ответственность. По общему правилу административная деликтоспособность граждан наступает с 16 лет.
С реди физических лиц, являющихся субъектами административно-правовых отношений есть категория иностранных граждан и лиц без гражданства (апатриды). Их административно-правовой статус базируется на принципе их равенства с гражданами России, часто этот принцип называется принципом национального режима. Правовой основой административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства являются федеральные законы и международно-правовые договоры. Принцип национального режима распространяется на все категории иностранных граждан:
a.
постоянно проживающих (имеющие вид на жительство);
b.
временно пребывающие на территории России;
c.
проезжающие через территорию России транзитом.
При сравнении административно-правового статуса иностранных граждан и апатридов можно выявить ряд особенностей, изъятий из их прав: не могут быть государственными служащими, командирами воздушных судов, сотрудниками милиции, не имеют избирательных прав, могут быть ограничены в передвижении и выборе места жительства. Административно-правовая ответственность для этих категорий граждан применяется на общих началах и в силу специфики их юридического положения к ним могут применяться дополнительные административные меры: административное выдворение за пределы территории России. Среди иностранных граждан есть категория лиц пользующихся иммунитетом, к ним не применяется административно-правовая ответственность и в необходимых случаях вопросы разрешаются в дипломатическом порядке: объявление персоной «нон-грата» и выдворение из страны.
В числе субъектов административно-правовых отношений находятся органы исполнительной власти .
О рган исполнительной власти – это организация, которая являясь составной частью государственного аппарата, имеет свою структуру, компетенцию, территориальный масштаб деятельности, образована в соответствии с законодательством, наделена государственными полномочиями по руководству хозяйственной, социально-культурной административно-политической сферами и заниматься межотраслевым управлением.
Построение и функционирование органов исполнительной власти основывается на принципах федерализма, централизации и децентрализации, законности, гласности, единоначалия, коллегиальности и персональной ответственности.
Правосубъектность органа исполнительной власти возникает одновременно с его образованием и определением компетенции, а прекращается в связи с упразднением. Административно-правовой статус органа исполнительной власти состоит из трех блоков:
♦ целевой – включает нормы о целях, функциях, задачах и принципах деятельности;
♦ организационно-структурный – правовые предписания, регламентирующие порядок образования, реорганизации и ликвидации; структуру; линейную и функциональную подчиненность;
♦ компетенционный – совокупность властных полномочий и подведомственности (компетенция в области планирования, контроля и др.).
Виды органов исполнительной власти:
a) по уровню функционирования (федеративному устройству ):
· федеральные органы (Правительство РФ, федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные службы, федеральные надзоры, департаменты, главные управления, агентства);
· органы исполнительной власти субъектов Федерации (президенты, губернаторы, правительства и т.д.);
· региональные органы (представители Президента, управления федеральных министерств и ведомств в федеральных округах, командующие военными округами, т.д.)
b) по характеру компетенции :
= общей компетенции – управление всеми отраслями сферы деятельности (Правительство РФ, президенты республик, губернаторы и т.п.);
= специальной компетенции :
♦ отраслевые органы – руководство отдельной сферой или отраслью управления;
♦ внутриотраслевые органы – в рамках отрасли руководство определенным участком (территориальные органы федеральных министерств);
♦ межотраслевые органы (функциональной компетенции) – выполняют общие специализированные функции для всех или большинства отраслей и сфер управления (госкомстат, стандартизации и др.);
♦ органы смешанной компетенции – имеющие признаки отраслевой и межотраслевой компетенции (Минздрав в МВД и в Минобороны).
c) по порядку разрешения подведомственных вопросов и принятия решений:
≈ единоначальные – решающая власть принадлежит руководителю;
≈ коллегиальные – решения принимаются группой должностных лиц при персональной ответственности за их исполнение и деятельность на порученном конкретному лицу участке.
Система органов исполнительной власти – это юридически упорядоченная, внутренне согласованная совокупность различных по своей организационно-правовой форме органов, соподчиненных на основе разделения между ними компетенции и образующих интегрированное единство в процессе реализации исполнительной власти на всей территории России. Эта система выступает как комплексное образование, имеющее свою вертикальную иерархическую структуру и горизонтальные уровни.
Единая система органов исполнительной власти действует только в пределах ведения Федерации и совместного ведения с субъектами Федерации. В этих рамках исполнительные органы субъектов находятся в подчинении Правительству и соответствующих министерств и ведомств. Федеральные органы в субъектах Федерации могут создавать свои территориальные органы.
В рамках федеральных органов исполнительной власти можно выделить два уровня органов: руководящие органы (Президент, Правительство РФ) иорганы государственной администрации (министерства и ведомства).
Органы местного самоуправления не входят в систему государственных органов исполнительной власти и являются самостоятельными органами управления. К органам местного самоуправления относятся выборные и иные органы, образуемые в городских и сельских поселениях и на других территориях (собрания представителей и глава местного самоуправления). Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно исходя из местных особенностей, традиций и обычаев.
Общественные объединения различаются по целям деятельности, составу и формам руководства, по членству, организационно-правовой форме:
» общественные организации – создаются на основе членства, совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан;
» общественное движение – не имеет членства, состоит из участников, преследующих социально-политические и иные общественные цели, поддерживаемые участниками движения;
» общественный фонд – объединение не имеющее членства, с целью формирования имущества на основе добровольных взносов или иных не запрещенных законом источников поступления, которое используется на общественно-полезные цели;
» общественные учреждения – объединение без членства для оказания конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и уставным положениям:
» орган общественной самодеятельности – объединение не имеющее членства, целью которого является решение социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы, учебы неограниченного круга лиц по месту создания этого органа;
» союзы общественных объединений (ассоциации) – объединение различных по целям и организационно-правовой формы общественных формирований.
По территории действия общественные объединения бывают:
◊ общероссийские – объединения осуществляющие свою деятельность более чем на половине территории России и имеют свои структурные подразделения (филиалы и представительства);
◊ межрегиональные - объединения осуществляющие свою деятельность менее чем на половине территории России и имеют свои структурные подразделения (филиалы и представительства);
◊ региональные - объединения осуществляющие свою деятельность менее чем на территории определенного региона или в рамках субъекта Федерации;
◊ местные - объединения осуществляющие свою деятельность менее чем на территории местного образования.
Предприятия и учреждения различаются по результатам их деятельности. Предприятие – самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественной потребности и получения прибыли.
Учреждение выполняет социально-культурные или административно-политические функции, создает социальные ценности в основном непроизводственного характера (учреждение образования).
Административно-правовой статус предприятий и учреждений определяется на основе законов и их уставных документов. Для возникновения прав и обязанностей необходима государственная регистрация.
Похожая информация.
- Предмет и методы административного права .
- Система, принципы административного права в РФ.
- Формы реализации и в РФ.
1. Предмет административного права - совокупность общественных отношений, складывающихся в сфере административного управления , которые возникают, изменяются и прекращаются в процессе организации и функционирования исполнительной власти .
Предмет управленческих отношений, регулируемых ад-министративным правом, в зависимости от конкретных целей их возникновения можно подразделить на две группы:
1) Внешние отношения связаны с непосредственным воздействием на объекты, не входящие в систему органов исполнительной власти , например на общественные объединения , коммерческие структуры, включая индивидуальных предпринимателей .
2) Внутренние, еще их называют внутриорганизационные отношения, возникают в связи с формированием управленческих структур, определением основ взаимодействия между ними и их подразделениями, с распределением служебных обязанностей, прав и ответственности между работниками аппарата органа управления и т. п.
Для административного права, использующего методы регулирования, свойственные многим отраслям права , характерны свои специфические методы:
- власти-подчинения (прямого распорядительства) - отношения в рамках административного права строятся на подчинении одного участника другому;
- рекомендаций - рекомендации субъекта управления приобретают юридическую силу при условии принятия ее другим участником управления;
- согласования - отношения между участниками, не находящимися между собой в подчинении;
- равенства - субъекты, находящиеся на одном уровне государственного механизма , предпринимают совместные действия в форме административного договора .
2. Административное право представляет собой совокуп-ность юридических норм, регулирующих общественные от-ношения, которые складываются в сфере государственного управления , а также отношения управленческого характера, возникающие при осуществлении иных форм государственной деятельности.
Традиционно в отечественной правовой науке админист-ративное право подразделяется на две части: общую и особенную.
Общая часть включает юридические нормы и институты:
- регулирующие общественные отношения общего характера (принципы, функции, методы, формы государственного управления, механизм административно-правового регулирования и т.д.);
- устанавливающие административно-правовой статус индивидуальных и коллективных субъектов административно-правовых отношений ;
- регулирующие основы организации и государственно-управленческой исполнительно-властной деятельности госу-дарственных органов;
- обеспечивающие законность в сфере государственного управления;
- регламентирующие административно-юрисдикционную деятельность;
- регламентирующие принуждение по административному праву.
Особенная часть состоит из норм и институтов, регули-рующих правоотношения в конкретных сферах управления:
- обеспечения безопасности граждан , общества , государства , а также административно-политическую деятельность;
- хозяйственно-экономическую деятельность;
- социально-культурную деятельность;
- деятельность государственной администрации по орга-низации и осуществлению политических, экономических и иных внешних связей.
К числу принципов административного права относятся:
- равенство перед законом и правоприменителем;
- презумпция невиновности;
- приоритеты законных интересов личности в управленческой деятельности государственных органов ;
- законность в управлении, включая обеспечение законности при применении мер административного принуждения в связи с административными правонарушениями ;
- гласность;
- разграничение предметов ведения, компетенции и полномочий;
- управленческая субординация (подчиненность);
- ответственность.
3. Административно-правовые нормы - это установленные государством правила поведения, регулирующие отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в процессе государственной деятельности.
Административно-правовая норма имеет традиционную структуру: гипотезу - условие действия нормы; диспозицию — предписания, запреты, дозволения; санкцию - меры административного или дисциплинарного воздействия.
Для административно-правовых норм характерно много-образие, которое отражает их различие по видам, класси-фицируемых по ряду оснований.
1. По способу воздействия на поведение субъектов административного права : обязывающие (предписывают обязательное совершение определенных действий, устанавливая обязанность действовать в соответствии с требованиями данной нормы, например обязанность подчинения законному распоряжению представителя власти), запретительные (устанавливают запрет на совершение определенных действий в условиях, предусмотренных правовой нормой), уполномочивающие или дозволительные (предоставляют возможность действовать по своему усмотрению, используя или не используя предоставленное субъективное право), стимулирующие или поощрительные (мотивированно побуждают к совершению каких-либо действий с помощью средств морального или материального воздействия, например предоставлением льгот и стимулов государственным служащим), рекомендательные (устанавливают варианты желательного и целесообразного поведения).
2. По целевому назначению: регулятивные (регулируют общественные отношения, возникающие в сфере государственного управления) и охранительные (обеспечивают защиту государственно-управленческих отношений).
3. По содержанию предмета регулирования: материальные (устанавливают комплекс прав, обязанностей и ответственность участников административно-правовых отношений, т. е. их административно-правовой статус; в этом смысле их еще называют статичными) и процессуальные (регламентируют процедуру, порядок реализации прав и обязанностей, закрепленных материальными нормами, процедуру применения ответственности; их именуют динамичными).
4. По юридической силе: законодательные (оформленные актами, имеющими силу законов) и подзаконные (оформленные подзаконными актами, например, содержатся в актах Правительства РФ , органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации , органов местного самоуправления).
5. По конкретному содержанию и уровню обобщенности: общие (регулируют государственно-управленческие отношения общего характера) и особенные (регулируют особенности управления в конкретной сфере общественных отношений).
6. По предмету ведения органов публичной власти: федеральные (относящиеся к компетенции федеральных органов исполнительной власти и изданные федеральными нормативными правовыми актами), субъектов федерации (относящиеся к компетенции органов исполнительной власти субъектов федерации и закрепление в их актах), местного самоуправления (принятые актами органов местного самоуправления по предметам их ведения).
7. По территориальному масштабу: общегосударственные (действуют в пределах юрисдикции государства), территориальные (действуют в административных границах соответствующего субъекта федерации), межтерриториальные (действуют в границах нескольких территориальных образований)
8. По объекту регулирования отраслей государственного управления: общеотраслевые (регламентируют наиболее важные стороны государственно-управленческой деятельности, распространяясь на все сферы и отрасли), межотраслевые (регламентируют все или несколько отраслей государственного управления, отличаясь специализацией, например административно-правовые нормы, имеющиеся в таможенном, налоговом законодательстве), отраслевые (регулируют управленческие отношения в определенных отраслях).
9. По адресату регулирования - регламентирующие общий и специальный административно-правовой статус субъектов государственно-управленческих отношений (граждан, организаций, органов исполнительной власти, государственных служащих и т.д.).
10. По кругу лиц: распространяющиеся на физических (распространяют действие на всех граждан либо на отдельные их группы, например распространение льгот для муниципальных служащих) и юридических лиц (распространяют действие на все организации, предприятия , учреждения, независимо от форм собственности , например по уплате налогов , либо на отдельные их категории, например по уплате налогов страховыми организациями).
11. По пределу действия во времени: бессрочные (действуют постоянно, т.е. без указания срока действия вплоть до официальной отмены компетентным органом) и срочные (действуют временно, т. е. в течение указанного срока действия).
12. По условиям действия: обычные (действуют в обычных условиях при ординарных обстоятельствах) и экстраординарные (действуют в чрезвычайных ситуациях при экстраординарных обстоятельствах).
4. Реализация административно-правовых норм - это процесс практического воплощения в общественных отношениях государственного управления требований правомерного по-ведения его субъектов в соответствии с установленными пра-вилами. Существует четыре формы реализации админист-ративно-правовых норм: две основные - исполнение и при-менение; и две вспомогательные - соблюдение и использование.
Исполнение административно-правовых норм выражается в активных правомерных действиях субъекта по выполнению предписаний, запретов и дозволений. Данная форма реализации присуща всем участникам административно-правовых отношений.
Применение административно-правовых норм свойствен-но только уполномоченным государственным органам и дол-жностным лицам, выражаясь изданием индивидуальных правовых актов на основе материальных и процессуальных норм для конкретных административно-правовых отношений. Граждане не имеют полномочий по применению административно-правовых норм.
Соблюдение административно-правовой нормы заключается в пассивном поведении субъектов, добровольно воздерживающихся от совершения запрещенных ею действий. Вспомогательный смысл этой формы реализации в том, что соблюдение, по сути, является конкретным выражением исполнения.
Использование административно-правовых норм выражается в добровольном совершении субъектами правомерных действий, которые связаны с осуществлением субъективных прав в управлении. Поскольку этой форме реализации свойственны альтернативы определения субъектом своего определения в рамках установленного нормой права правила, то ее также можно считать вспомогательной.
Особенности административно-правовых отношений, обладающих всеми основными признаками, свойственными всяким иным правоотношениям, выражаются рядом отличительных черт:
- возникают, изменяются и прекращаются в сфере государственного управления в связи с практической реализацией исполнительно-распорядительных функций органов публичной власти в лице соответствующих органов и должност-ных лиц;
- одной из сторон и обязательным участником этих отношений всегда выступает орган публичной власти, представляющий публичный интерес государства ;
- являются публично-властными управленческими отно-шениями, построенными на началах "власть-подчинение";
- имеют разнообразие субъектов при отсутствии юридического равенства сторон;
- связаны с правовым управляющим воздействием субъекта управления на объект, которым выступают воля, сознание, поведение управляемых;
- могут возникать независимо от желания (согласия) сторон по инициативе любой из них (в том числе не обязательно наделенной публично-властными полномочиями или третьей стороны, не участвующей в данном правоотношении);
- многие органы исполнительной власти и их должностные лица обладают правом издания нормативных актов , действуя по поручению государства;
- субъективные права сторон, равно как и споры, связанные с ними, рассматриваются уполномоченными на то органами и должностными лицами и разрешаются ими, как правило, в административном, т.е. во внесудебном, порядке путем непосредственно юридически властного и одностороннего распоряжения;
- в случае нарушения одной из сторон требований административно-правовых норм ответственность наступает перед государством в лице его органов и должностных лиц, в чем проявляется их публичность.
2. Виды административно-правовых отношений различаются рядом оснований.
Субъекты административных правоотношений
- Теория вопроса.
- Физические лица как субъекты административных правоотношений .
- Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления как субъекты административных правоотношений .
- Общественные объединения и их административно-правовой статус.
Административная правоспособность - это признаваемая законом возможность гражданина быть субъектом административного права , иметь права и обязанности административно-правового характера. Правоспособность возникает с момента рождения гражданина и прекращается с его смертью.
Административная дееспособность граждан - это способность личными действиями приобретать права и обязанности административно-правового характера, осуществлять их, а также нести личную ответственность за совершенные правонарушения . Дееспособность в полном объеме возникает по достижении 18 лет.
Права и обязанности граждан в сфере государственного управления закреплены Конституцией РФ . В административно-правовой литературе их подразделяют на две основные группы: статутные и адекватные. Статутные указывают на положение гражданина в социальной структуре страны. Они не связаны с какими-либо сферами общества и имеют универсальное значение; К этой группе относятся: право на жизнь, на пользование родным языком, запрет на принудительный труд и др. Адекватные права и обязанности связаны с теми сферами, в которых эти права и обязанности могут реализоваться. К этой группе относятся: личные права и обязанности, социально-экономические, социально-культурные и социально-политические.
Во взаимодействии с управленческими структурами реализуются следующие права и свободы . Во-первых, право граждан участвовать в управлении государством как непосредственно, так и через своих представителей. Это право, в свою очередь, закреплено правом избирать и быть избранным в центральные и местные органы самоуправления. Во-вторых, право граждан на объединение, включая право на создание профсоюзов . В-третьих, право граждан проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования.
Помимо прав, граждане имеют ряд обязанностей. К ним относятся обязанности платить законно установленные налоги и сборы; сохранять природу и окружающую среду; сохранять природные богатства; защищать Отечество; соблюдать Конститу-цию РФ и законы страны. Важнейшей обязанностью граждан как субъектов административного права является соблюдение ими административно-правовых норм .
Органы отраслевой компетенции осуществляют руководство подведомственной отраслью.
Органы межотраслевой компетенции осуществляют руководство несколькими отраслями и сферами управления.
Органы внутриотраслевой компетенции функционируют в рамках отраслей на конкретных участках деятельности.
По порядку разрешения подведомственных вопросов различаются коллегиальные и единоначальные органы. В коллегиальных органах решения принимаются большинством членов при персональной ответственности руководства. Соответственно в единоначальных органах право принимать решения принадлежит возглавляющему данный орган руко-водителю.
Система органов исполнительной власти в РФ построена на основе принципов:
Принцип федерализма обусловлен государственным устройством России. Существуют федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации - республик , краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и автономных округов.
Принцип сочетания централизации и децентрализации тесно связан с принципом федерализма. Централизация вытекает из единства федеративной системы. Децентрализация означает закрепление законодательством полномочий за тем или иным органом.
4. Общественное объединение - это добровольное некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан. Основанием для формирования объединения являются общие интересы или общие цели, указанные в уставе общественного объединения. Характерными признаками объединений является то, что все они образуются физическими и юридическими лицами на добровольной основе; они не обладают государственно властными полномочиями; действуют от своего имени; не являются коммерческими организациями .
В зависимости от территориальной сферы деятельности общественные объединения делятся на общероссийские, действующие на территории более половины субъектов Федерации; межрегиональные, действующие на территории менее половины субъектов Федерации; региональные, действующие в пределах территории одного субъекта Федерации; местные, действующие в пределах территории органа местного самоуправления.
Более подробной является классификация общественных объединений в зависимости от их организационно-правовых форм:
Общественные организации - создаются на основе совместной деятельности для достижения целей, определенных уставом, и защиты общих интересов постоянных членов организации. Членами общественных организаций могут быть как физические, так и юридические лица.
Общественные движения - это массовые общественные объединения без постоянного членства. Они преследуют социальные, политические и общественные цели.
Общественные фонды - это не имеющие членства некоммерческие общественные объединения. Целью фондов является формирование имущества на основе добровольных взносов и использование полученных средств на общественно полезные цели.
Общественные учреждения - это общественные объединения, созданные для оказания конкретного вида услуг, без постоянного членства.
Органы общественной самодеятельности создаются для решения социальных проблем, возникающих у широкого круга граждан по месту жительства , работы или учебы. Эти органы не имеют постоянного членства.
Все перечисленные общественные объединения могут создавать союзы (ассоциации), которые, в свою очередь, образуют новые общественные объединения.
Основным требованием к общественным объединениям является запрет на преследование незаконных целей, на деятельность, идущую во вред здоровью и интересам граждан.
Формами взаимодействия между государством и общественными объединениями является согласование либо участие в объединении и решении вопросов. Общественные объединения вправе участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления; представлять и защищать свои права в органах государственной власти; участвовать в митингах, собраниях, демонстрациях. Общественные объединения не могут самостоятельно заниматься правотворчеством , но участвуют в этом процессе в пределах, установленных законом. Самым известным и распространенным видом общественных организаций являются профсоюзы.
Правонарушение и ответственность в административном праве
Административная ответственность - один из видов юридической ответственности . Она выражается в возможности применения уполномоченным органом или должностным лицом взыскания к правонарушителям.
Административная ответственность имеет собственную нормативно-правовую основу. Основанием административной ответственности является административное правонарушение .
Субъектами административной ответственности могут быть физические лица и коллективные образования. Административные взыскания применяются довольно широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц: органами исполнительной власти , местного самоуправления , судами . Однако применение административного взыскания не влечет за собой судимости или увольнения с работы.
Основная особенность административной ответственности состоит в том, что ее основанием является именно административное правонарушение, а мерой воздействия - административное взыскание.
Основания административной ответственности подразделяются на два вида - нормативные и фактические. Нормативными основаниями являются правовые нормы , которые устанавливают административную ответственность. Фактическими основаниями - совершенные правонарушения, за которые применяются административные взыскания. Административная ответственность наступает, если правонарушение не влечет за собой уголовной ответственности .
2. Основными признаками административного правонарушения являются: их антиобщественный характер, противоправность, виновность и наказуемость деяния. Противоправность заключается в совершении деяния, нарушающего нормы права . Виновность деяния означает, что оно совершено умышленно или по неосторожности. Наличие вины - обязательный признак административного правонарушения. Для признания деяния правонарушением необходимо наличие причинно-следственной связи между деянием и его противоправными последствиями.
Элементами состава административного правонарушения являются: объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона.
Объектом административного правонарушения являются общественные отношения. Объективная сторона заключается в действии или бездействии. Субъектами административного правонарушения являются физические лица и организации. К категории физических лиц относятся должностные лица, водители транспортных средств, работники торговли и др. Отдельную подгруппу составляют военнослужащие срочной службы, несо-вершеннолетние, инвалиды и другие лица.
Субъективная сторона административного правонарушения состоит в отношении субъекта к совершенному им правонарушению и его последствиям. Оно выражается в действии или бездействии. Вина является обязательным признаком административного правонарушения.
3. Мерой ответственности за административное правонарушение является административное взыскание. Оно выражается в моральном или материальном воздействии на правонарушителя. Ряд взысканий сочетают в себе и то и другое, а кроме того - временное ограничение прав нарушителей
Основными видами административных взысканий являются:
Предупреждение является взысканием морального характера. Оно выносится в письменной форме.
Штраф - это денежное взыскание. Оно является одним из наиболее распространенных административных взысканий.
Преступлениям , либо за повторные административные правонарушения.
Административные правоотношения характеризуются рядом особенностей:
они, как правило, являются "властными", поскольку возникают в результате осуществления государственного управления, то есть государственно-властного влияния одной стороны на другую для достижения определенной цели; - обязательным участником административных правоотношений выступает государственный орган или должностное лицо, наделенная определенными государственно-властными полномочиями;
они возникают по инициативе одной из сторон и согласия другой стороны при этом не требуется. Иногда они возникают вопреки желанию другой стороны;
административные правоотношения - это управленческие правовые отношения, поскольку они возникают в связи с функционированием и деятельностью органов государственной исполнительной власти, то есть при осуществлении государственного управления;
в случае нарушения одной из сторон своих обязанностей, ответственность наступает не перед другой стороной, а перед государством в лице его государственных органов или должностных лиц;
спор, возникающий между участниками административных правоотношений, рассматривается как в судебном, так и в административном порядке.
Структура административных правоотношений включает в себя субъект, объект и содержание.
Субъектом административных правоотношений могут быть как физические лица (граждане Украины, иностранцы, лица без гражданства), так и юридические лица (государственные органы, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации независимо от формы собственности, общественные организации, политические партии, религиозные организации и др.).
Для того чтобы быть субъектом административных правоотношений, необходимо обладать административной правосубъектность, то есть административной правоспособностью, административной дееспособностью и административной деликтоспособностью.
Административная правоспособность - это способность лица иметь права и обязанности в сфере государственного управления. У физических лиц она наступает с момента рождения и заканчивается смертью лица, ее нельзя отобрать или передать. В административной науке существует точка зрения относительно того, что лицо может быть временно лишена административной правоспособности (например, в случае административного ареста лицо лишенная права свободы передвижения).
Административная дееспособность - это способность лица самостоятельно реализовать свои права и обязанности в сфере государственного управления. У физических лиц выделяют общую, частичную и ограниченную дееспособность. Общая административная дееспособность наступает с 18 лет при условии, что лицо - вменяемое, то есть она понимает значение своих действий и может ними руководить.
Частичная дееспособность наступает, как правило, с 16 лет, при условии вменяемости данного лица.
Административная деликтоспособность - это способность лица нести административную ответственность за свои поступки. Она, по общему правилу, наступает по достижению 16 лет. Вместе с тем необходимо отметить, что в ряде случаев административная деликтоспособностью может наступить в более позднем возрасте (17 лет - для призывников).
Относительно административной правосубъектности юридических лиц следует отметить, что она наступает с момента создания государственного органа или регистрации субъекта предпринимательской деятельности, ее объем определяется законом, положением, уставом. В отличие от физических лиц административная право- и дееспособность юридических лиц наступает одновременно. Иногда для ее наступления кроме регистрации, необходимо еще получить разрешение (лицензию) на занятие соответствующей деятельностью.
Объектом административных правоотношений выступает то, ради чего возникают собственно правоотношения: поведение, воля, сознание, материальные ценности, нематериального блага и др.
Содержание административных правоотношений составляют субъективные юридические права и обязанности. Субъективные юридические права - это мера дозволенного поведения, которое обеспечивается государством (свобода перемещения, право на государственную службу, право на обращение и др.). Юридические обязанности - мера необходимого поведения, которое обеспечивается государством. При этом в определенных случаях лицо должно воздержаться от совершения определенных действий (мелкого хулиганства, невыполнение своих обязанностей, нарушение дисциплины), в других, наоборот, осуществить их (получить разрешение на занятие определенным видом деятельности, своевременно рассмотреть обращения и др.).
Основанием возникновения административных правоотнош ений выступают юридические факты, то есть такие жизненные ситуации, с которыми закон связывает их возникновение, изменение и прекращение. Такие факты являются юридическими, так как, во-первых, на их наличие указывает норма права (гипотеза), во-вторых, с наступлением этих фактов закон связывает наступление определенных юридических последствий: возникновение, изменение, прекращение.
По последствиям все юридические факты делятся на правосоздающие, правоизменяющие, правопрекращающие. По волевому признаку они делятся на событии и действия . События - это такие юридические факты, которые не зависят от воли субъектов правоотношений (смерть человека, стихийное явление, окончание срока давности и др.). Действия , в отличие от событий, зависят от воли и сознания человека, поскольку они осуществляются им с определенной целью. Действия бывают правомерные :
Юридические акты индивидуального характера - указы и распоряжения Президента Украины, распоряжения местных государственных администраций и др.;
Юридические поступки – выдача лицензии, документа на право управления транспортным средством и др.;
неправомерные : административные проступки, дисциплинарные проступки, за которые наступает дисциплинарная ответственность за нормами административного права.
Теоретическое осмысление проблемы административно-правовых отношений традиционно вызывает трудности, поскольку этот институт связан со всеми (не менее сложными) институтами административного права. Сущность административно-правовых отношений должна обусловливать главные черты как материальных, так и процессуальных административно-правовых норм, т. е. управленческого процесса и административно-процессуальной деятельности. Принципиальным положением является то, что гражданин — один из главнейших участников административно-правовых отношений, важнейший субъект административного права, которое должно предоставлять гражданину максимум правовых возможностей в случае неправомерных действий органов управления (должностных лиц) для защиты его нарушенных прав и свобод.
Согласно одной из концепций для административно-правовых отношений характерны следующие признаки:
- они возникают в процессе государственного управления;
- имеют в качестве обязательного субъекта орган государственного управления (орган исполнительной власти);
- являются отношениями власти-подчинения и характеризуются юридическим неравенством сторон.
Другая концепция административно-правовых отношений также состоит из трех пунктов: 1) возникают в сфере государственного управления; 2) могут иметь место между всеми субъектами административного права в любом их сочетании; 3) делятся по соотношению прав и обязанностей участников на две группы: а) отношения власти-подчинения; б) отношения равноправия. Такой подход в рассмотрении административно-пра- вовых отношений остался практически до наших дней.
Несмотря на некоторые различия в понимании сущности административно-правовых отношений, можно указать на общий недостаток, свойственный обеим концепциям: в них ничего не говорится о таком важнейшем признаке этих отношений, как необходимость установления гарантии судебной защиты прав и интересов граждан по отношению к управлению. Иначе говоря, если такая гарантия судебной защиты отсутствует, то едва ли можно говорить о цивилизованных административно-правовых отношениях, характеризующихся организационностью, обязательным наличием органа управления, реализующего властную управленческую компетенцию и проч. В более широком плане этот недостаток можно было бы определить как отсутствие правового режима административно-правовых отношений, как отсутствие режима обеспечения правовой защиты граждан по отношению к управлению (исполнительной власти).
Административно-правовые отношения — это регулируемые нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере управления.
Итак, особенностями административно-правовых отношении являются следующие:
4. Административно-правовые отношения по своей сути — организационные, возникающие по инициативе любой из сторон.
5. Между сторонами административно-правовых отношений возникают споры, разрешаемые, как правило, во внесудебном административном порядке. Однако в случае неразрешения конфликта в административном порядке в подавляющем большинстве случаев другая заинтересованная сторона вправе обратиться в суд с требованием о восстановлении ее законных прав и интересов, нарушенных исполнительной властью.
6. Административно-правовые отношения возникают, изменяются и прекращаются при наличии условий, предусмотренных административно-правовыми нормами. Такими условиями являются юридические факты - обстоятельства, при которых в соответствии с данной нормой между субъектами управленческой деятельности должны произойти конкретные правоотношения. В качестве юридических фактов выступают, как правило, правомерные либо неправомерные действия, иногда события.
Объектом административно-правового отношения являются действия (решения) субъектов административного права , их положительное или негативное поведение, выразившееся, например, в принятии должностным лицом соответствующего правового акта управления либо в совершении военнослужащим административного правонарушения.
Содержание административно-правовых отношений составляют права, обязанности, запреты, ограничения субъектов административного права, а также процессуально-правовой режим их осуществления, исполнения, соблюдения или правовой защиты. Одним из важнейших элементов содержания административного правоотношения являются публичные обязанности и права, субъекты реализации которых называются участниками публично-правового отношения, призванные осуществлять публичные обязанности правомочия.
Административно-правовое отношение имеет структуру, в которую входят субъекты, объекты правоотношения и его нормативное содержание. Субъектами административного правоотношения являются его участники, т. е. те, кто наделен специальной компетенцией по управлению (органы управления, должностные лица), или те, которые имеют иной административно-правовой статус (граждане, общественные объединения). Традиционным является мнение о видахсубъектов административного права — индивидуальных и коллективных субъектах.
Индивидуальными субъектами являются граждане, иностранцы, лица без гражданства, а также лица, хотя и имеющие специальный административно-правовой статус, но участвующие в административных правоотношениях в качестве индивидуума (например, вынужденный переселенец, беженец, военнослужащий, военнообязанный, студент). Коллективными субъектами административных правоотношений считаются организованные, обособленные, самоуправляемые группы людей, которые наделены правами выступать в отношениях с другими субъектами в качестве единого целого публично-правового образования (например, объединения, организации, коллективы, предприятия и их подразделения, управленческие органы).
Важнейшим признаком субъектов административно-право- вых отношений является наличие у них материального или процессуального административно-правового статуса, т. е. прав, обязанностей, ограничений, запретов, ответственности.
В данном случае идет речь о двух следующих категориях:
1. Административная правоспособность - способность иметь установленные в административно-правовых нормах права и обязанности (право на имя, право на благоприятную окружающую среду, право на медицинскую помощь и т. д.);
2. Административная дееспособность - способность лица приобретать и осуществлять права, исполнять обязанности, соблюдать ограничения и запреты, установленные нормативными правовыми актами, а также нести ответственность за нарушение административно-правовых правил (право на судебную защиту от действий и решений административных органов, право на поступление на государственную службу, право на пользование услугами адвоката в производстве по делу об административном правонарушении).